Что такое чувство собственности: Чувство собственности влюбленных — Психология PRO – Чувство собственности в отношениях — Психология Дома Солнца

Автор: | 10.07.2020

Содержание

Чувство собственности влюбленных — Психология PRO

Вероятно, главная проблема привязанности заключается в том, что влюбленному удается каким-то образом себя убедить, будто ему может принадлежать другой человек, так же, как принадлежат любимые вещи. И убежденность эта может держаться до конца жизни, сталкивая с повторяющимися «граблями»: ревность, чувство собственности, обиды. Любимый для влюбленного – это такая супер «вещь», обладание которой тешит и доставляет несоизмеримо пронзительней, чем владение неодушевленным имуществом.

За последние пару недель сразу несколько человек обратились со схожей проблемой. Пишу статью по горячим следам.

Чувство собственности радует иллюзией обладания и доставляет боль, когда эта иллюзорная радость ставится под угрозу. Проще говоря, влюбленного медом не корми, дай только почувствовать, что вот этот самый классный и безгранично важный человек – «МОЙ!!!» Влюбленный жаждет почувствовать, словно у него есть несокрушимо твердое право на обладание любимым человеком. И силой этой жажды его воображение при всяком удобном случае рисует такие миражи, где это право собственности подтверждается.

На деле это осуществляется при помощи постоянных провокаций, проверок и доказательств ответных чувств. И всякий раз, когда «чувства» хоть как-то, хотя бы неуловимо, подтверждаются, влюбленного охватывает ослепляющее ликование, вызванное иллюзией, что его персональный кодекс счастья с тысячью законов и правил вступает в силу и будет послушно любимым исполняться.

По сути, вся сила страстной «любви» держится на простодушной убежденности влюбленного, что все его ожидания во чтобы то ни стало осуществятся и настанет всепоглощающее счастье. Влюбленный любит тем сильней, чем больше надежд и ожиданий умудрился нацепить на жертву своей «любви».

«Любишь – значит, мой», а «раз мой – то должен» – и далее ненасытный список выдуманных обязанностей и ограничений, не имеющих никаких реальных оснований. Впрочем, реалистичными основаниями могут быть неразвитые в нашей стране религиозные обычаи или формальные договоренности, регламентирующие каждый ожидаемый шаг. Но гарантировать стабильных чувств эти искусственные шаги не могут, поэтому даже, когда отношения зажаты в тисках жестких правил, надежда влюбленного чередуется с безнадегой.

Накал любовных страстей так велик, а опоры для них настолько шаткие, что драматизм противоречащих друг другу чувств попеременно зашкаливает до самых критических пиков, где в голове влюбленного непрерывно решается самый главный, судьбоносный вопрос – будет в его жизни счастье или нет. И решается это не единожды и навсегда, а многократно и хаотично. Тревожное, болезненное счастье то и дело сменяется ужасом, где влюбленный в зависимости от темперамента практикует либо отчаяние, либо истерику.

Такая стремительная смена противоречащих друг другу декораций грядущего будущего – от счастья до ужаса и обратно, может происходить по несколько раз на дню, просто потому, что под ними нет никакой реальной почвы. Как выше уже говорилось, влюбленный настолько сильно жаждет почувствовать себя собственником, что для провокации чувства собственности в своем уме использует все мыслимые поводы – какими бы ненадежными они ни были: каждое располагающее слово любимого, каждый поворот его головы – словно обещание мечты, на которое влюбленный наивно и самозабвенно покупается.

чувство собственностиПарадокс ситуации в том, что огромнейшая, эмоционально насыщенная ставка делается на несуществующую, воображаемую опору. Самообольщение влюбленного не имеет никаких надежных оснований, поэтому почти неизбежно рассыпается на глазах, либо удерживается соразмерно объему энергии, которой закачивается самообман.

Нет никакого обладания, есть лишь его болезненная, шаткая иллюзия – наивное, воинственное чувство собственности. Мы не можем сделать из другого человека свою собственность. Даже, когда есть возможность поставить другого человека в тотальную зависимость от себя, все равно «обладание» не может быть стопроцентно надежным, потому что так устроена сама жизнь. Наши тела не железные, не вечные, в любой день может случиться все, что угодно. Чувства могут угаснуть, тело погибнуть, ситуация вывернуться с ног на голову. На progressman.ru теме такой скоропостижной непредсказуемости посвящена статья о легкости бытия.

Если бы обладание было чем-то нерушимым, только тогда у него могли бы быть несомненные основания и чувство собственности оказалось бы оправданным. Однако в реальности так не бывает. Каждый человек – не статичный, послушный болванчик, а живое воплощение развивающейся, спонтанной жизни.

И все же, необязательно рассматривать обладание как иллюзию; шаткое, временное, без ощутимых, устойчивых границ и правил – именно в такой форме оно «реально». Мы обладаем другими людьми в очень условной и относительной форме.

На словах можно отделить привязанность от чувства собственности и сказать, что привязанность – условно «основательна», когда имеет свои, относительно крепкие опоры. Если, например, с партнером сложились сравнительно стабильные отношения и держатся в течение года, то вероятность их продолжения на следующий день действительно очень высокая. Именно поэтому надежность так важна для крепких, доверительных отношений, как в любви, так и в дружбе.

Иными словами, когда у привязанности есть подтвержденные временем, предсказуемые основания, она может быть вполне оправданной и приносить больше радости, чем каких-то проблем. И все же, даже самые стабильные отношения может постичь крах, и чем дольше длилась радостная привязанность, тем большее психическое опустошение настигает от потери.

Но это вовсе не значит, что надо непрестанно, напряженно держать руку на пульсе и ожидать от партнера какого-то подвоха. Скорей, все это подразумевает, что нерушимый душевный покой не может быть основан исключительно на единственной внешней стихии. Не все упирается в отношения. Дружба, работа, увлечения, мировоззрение, личные качества и способности, духовность и самопознание: чем ближе сфера к самой сути нашего человеческого существа, тем крепче ее опоры.

© Игорь Саторин

Другие статьи по этой теме:

Чувство собственности в отношениях — Психология Дома Солнца

Любимый для влюбленного – это такая супер «вещь», обладание которой тешит и доставляет несоизмеримо пронзительней, чем владение неодушевленным имуществом.

Чувство собственности радует иллюзией обладания и доставляет боль, когда эта иллюзорная радость ставится под угрозу. Проще говоря, влюбленного медом не корми, дай только почувствовать, что вот этот самый классный и безгранично важный человек – «МОЙ!!!» Влюбленный жаждет почувствовать, словно у него есть несокрушимо твердое право на обладание любимым человеком. И силой этой жажды его воображение пр. и всяком удобном случае рисует такие миражи, где это право собственности подтверждается.

На деле это осуществляется при помощи постоянных провокаций, проверок и доказательств ответных чувств. И всякий раз, когда «чувства» хоть как-то, хотя бы неуловимо, подтверждаются, влюбленного охватывает ослепляющее ликование, вызванное иллюзией, что его персональный кодекс счастья с тысячью законов и правил вступает в силу и будет послушно любимым исполняться.

По сути, вся сила страстной «любви» держится на простодушной убежденности влюбленного, что все его ожидания во чтобы то ни стало осуществятся и настанет всепоглощающее счастье. Влюбленный любит тем сильней, чем больше надежд и ожиданий умудрился нацепить на жертву своей «любви».

«Любишь – значит, мой», а «раз мой – то должен» – и далее ненасытный список выдуманных обязанностей и ограничений, не имеющих никаких реальных оснований. Впрочем, реалистичными основаниями могут быть неразвитые в нашей стране религиозные обычаи или формальные договоренности, регламентирующие каждый ожидаемый шаг. Но гарантировать стабильных чувств эти искусственные шаги не могут, поэтому даже, когда отношения зажаты в тисках жестких правил, надежда влюбленного чередуется с безнадегой.

Накал любовных страстей так велик, а опоры для них настолько шаткие, что драматизм противоречащих друг другу чувств попеременно зашкаливает до самых критических пиков, где в голове влюбленного непрерывно решается самый главный, судьбоносный вопрос – будет в его жизни счастье или нет. И решается это не единожды и навсегда, а многократно и хаотично. Тревожное, болезненное счастье то и дело сменяется ужасом, где влюбленный в зависимости от темперамента практикует либо отчаяние, либо истерику.

Такая стремительная смена противоречащих друг другу декораций грядущего будущего – от счастья до ужаса и обратно, может происходить по несколько раз на дню, просто потому, что под ними нет никакой реальной почвы. Как выше уже говорилось, влюбленный настолько сильно жаждет почувствовать себя собственником, что для провокации чувства собственности в своем уме использует все мыслимые поводы – какими бы ненадежными они ни были: каждое располагающее слово любимого, каждый поворот его головы – словно обещание мечты, на которое влюбленный наивно и самозабвенно покупается.

Парадокс ситуации в том, что огромнейшая, эмоционально насыщенная ставка делается на несуществующую, воображаемую опору. Самообольщение влюбленного не имеет никаких надежных оснований, поэтому почти неизбежно рассыпается на глазах, либо удерживается соразмерно объему энергии, которой закачивается самообман.

Нет никакого обладания, есть лишь его болезненная, шаткая иллюзия – наивное, воинственное чувство собственности. Мы не можем сделать из другого человека свою собственность. Даже, когда есть возможность поставить другого человека в тотальную зависимость от себя, все равно «обладание» не может быть стопроцентно надежным, потому что так устроена сама жизнь. Наши тела не железные, не вечные, в любой день может случиться все, что угодно. Чувства могут угаснуть, тело погибнуть, ситуация вывернуться с ног на голову.

Если бы обладание было чем-то нерушимым, только тогда у него могли бы быть несомненные основания и чувство собственности оказалось бы оправданным. Однако в реальности так не бывает. Каждый человек – не статичный, послушный болванчик, а живое воплощение развивающейся, спонтанной жизни.

И все же, необязательно рассматривать обладание как иллюзию; шаткое, временное, без ощутимых, устойчивых границ и правил – именно в такой форме оно «реально». Мы обладаем другими людьми в очень условной и относительной форме.

На словах можно отделить привязанность от чувства собственности и сказать, что привязанность – условно «основательна», когда имеет свои, относительно крепкие опоры. Если, например, с партнером сложились сравнительно стабильные отношения и держатся в течение года, то вероятность их продолжения на следующий день действительно очень высокая. Именно поэтому надежность так важна для крепких, доверительных отношений, как в любви, так и в дружбе. Иными словами, когда у привязанности есть подтвержденные временем, предсказуемые основания, она может быть вполне оправданной и приносить больше радости, чем каких-то проблем. И все же, даже самые стабильные отношения может постичь крах, и чем дольше длилась радостная привязанность, тем большее психическое опустошение настигает от потери. Но это вовсе не значит, что надо непрестанно, напряженно держать руку на пульсе и ожидать от партнера какого-то подвоха. Скорей, все это подразумевает, что нерушимый душевный покой не может быть основан исключительно на единственной внешней стихии. Не все упирается в отношения. Дружба, работа, увлечения, мировоззрение, личные качества и способности, духовность и самопознание: чем ближе сфера к самой сути нашего человеческого существа, тем крепче ее опоры.

Чувство собственности

чувство собственности

В народе чувством собственности принято называть обостренную ревность. Как правило, человек, который испытывает это, весьма болезненно переживает любой контакт любимого с любым человеком противоположного пола, не переносит, когда внимание объекта любви достается кому-то, кроме него самого.

Ревность и чувство собственности

Не секрет, что чувство собственности в отношениях еще никого не сделало счастливее. Как правило, из-за него страдают и сам ревнивец, и объект его ревности. Ревнивыми могут быть и мужчины, и женщины и проявляется это обычно примерно одинаково:

  • ревнивый партнер стремится контролировать общение любимого по телефону и в социальных сетях;
  • ревнивец все время стремится получать отчет о том, где и с кем находится его половинка;
  • ревнивый человек запрещает общаться с любыми друзьями противоположного пола;
  • тот, кто одержим ревностью, нередко закатывает скандалы на пустом месте или устраивает «проверки».

Одни люди довольно легко переносят присутствие ревнивого человека возле себя, других такой контроль будет ужасно раздражать. Не каждый человек способен перенести такое отношение к себе.

Как избавиться от чувства собственности?

Ревность и чувство собственности поддается коррекции крайне сложно. Для этого необходим целый комплекс мер:

    ревность и чувство собственности
  • займитесь спортом, внешностью, станьте увереннее в себе, чтобы знать – такими людьми как вы любой будет дорожить;
  • договоритесь с партнером, что вы не будете обманывать друг друга, и если кто-нибудь влюбится в другого, то сразу же должно последовать признание;
  • объясните партнеру эту свою особенность и попросите вам помочь – придумайте кодовое слово, которое нужно произносить, если вас «заносит».

Лучше всего с вопросом о победе над чувством собственности обратиться к хорошему коучу, который за несколько сеансов сможет найти путь, подходящий именно для вас.

 

КАК ИЗБАВИТЬСЯ ОТ ЧУВСТВА СОБСТВЕННОСТИ — 10 СПОСОБОВ — Рамблер/женский

Быть собственником партнера может только повредить отношения. Есть много причин, по которым люди могут чувствовать себя собственниками, включая проблемы доверия, ревности или низкую самооценку. Вот несколько советов, чтобы держать вещи в перспективе, если вы чувствуете, что вы или ваш партнер в состоянии собственника.

1. Забудьте о прошлом

Может быть, вас обманули или лгали раньше, но это новые отношения. Не позволяйте прошлому разрушить то, что вы делаете сейчас. Ваш партнер — другой человек и заслуживает нового начала.

2. Не будьте властными

Чем больше вы беспокоитесь о том, что ваш партнер не любит вас, или не честен с вами, тем больше вы его отталкиваете. Никто не хочет быть с нуждающимся человеком, поэтому не накапливайте все свои страхи и заботы о любви на своем партнере.

3. Живите своей жизнью

Это идет рука об руку, не обладая властью. Если у вас есть собственная работа, ваши собственные увлечения и ваша собственная социальная жизнь, вы станете более интересным человеком для своего партнера. Конечно, важно провести время вместе, но также приятно проводить время и делиться друг с другом новыми впечатлениями.

4. Не ревнуйте

Ревность — это не только быстрый убийца отношений, но она заставит вас чувствовать себя жестоким и ненавистным в повседневной жизни. Вам не нужно ревновать ко всем, с кем они могут проводить время. Убедитесь, что вы знаете свое достоинство и понимаете, что вашему партнеру повезло быть с вами.

5. Знать друзей друг друга

Отличный способ не завидовать друг другу — это познакомиться с социальными кругами друг друга. Если вы знаете, с кем вы проводите время, вы поймете, что нет причин беспокоиться.

6. Не пытайтесь изменить своего партнера

Вы знали, кем был ваш партнер, когда вы были вовлечены в отношения — почему вы хотите изменить его или ее сейчас?

7. Попробуйте найти корень проблемы

Почему вы чувствуете себя собственником в своих отношениях? Будь то страх прошлых отношений или даже что-то, что произошло в детстве, вам нужно выяснить, что заставляет вас чувствовать и действовать таким образом.

8. Доверяйте своему партнеру (и самому себе)

Часто люди чувствуют себя неуверенными в отношении других, потому что они проектируют то, что они видят сами в себе. Вы можете беспокоиться о том, что ваш партнер флиртует, когда он или она выходит с друзьями, потому что вы флиртовали, когда вы выходите с друзьями. Если вы доверяете только флирту и не выходите за рамки этого, вы должны быть в состоянии доверять своему партнеру.

9. Не шпионить

Согласитесь, все это сделали! Проверка электронной почты учетной записи, которая осталась открытой, прокрутка отправленных текстовых сообщений, просмотр истории браузера … Это может показаться нормальным и безобидным, но это создает трещины в отношениях. Вы явно думаете, что есть что-то, что можно найти, и это ущемляет доверие, которое у вас есть (или должно быть) для вашего партнера.

10. Будьте откровенны в своих проблемах

Расскажите своему партнеру, как вы себя чувствуете. Расскажите о проблеме из своего прошлого, что затрудняет вам доверять. Расскажите им, как вы себя чувствуете, когда они делают определенные вещи.

Вам может понравится:

10 ПРИЧИН УХЛЕСТНУТЬ ЗА ДЕВУШКОЙ, КОТОРАЯ ПЬЁТ ВИСКИ

10 ТАЙН, КОТОРЫЕ МУЖЧИНА И ЖЕНЩИНА ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ О СЕБЕ И…

В этой строчке только точки: где, как и зачем ласкать мужские…

«Говорящие обнимашки»: как прочесть его мысли по позе во время объятий?

Есть только 3 типа мужчин и 3 типа женщин. Каков ваш…

Чувство собственности влюбленных — Психология PRO

Вероятно, главная проблема привязанности заключается в том, что влюбленному удается каким-то образом себя убедить, будто ему может принадлежать другой человек, так же, как принадлежат любимые вещи. И убежденность эта может держаться до конца жизни, сталкивая с повторяющимися «граблями»: ревность, чувство собственности, обиды. Любимый для влюбленного – это такая супер «вещь», обладание которой тешит и доставляет несоизмеримо пронзительней, чем владение неодушевленным имуществом.

За последние пару недель сразу несколько человек обратились со схожей проблемой. Пишу статью по горячим следам.

Чувство собственности радует иллюзией обладания и доставляет боль, когда эта иллюзорная радость ставится под угрозу. Проще говоря, влюбленного медом не корми, дай только почувствовать, что вот этот самый классный и безгранично важный человек – «МОЙ!!!» Влюбленный жаждет почувствовать, словно у него есть несокрушимо твердое право на обладание любимым человеком. И силой этой жажды его воображение при всяком удобном случае рисует такие миражи, где это право собственности подтверждается.

На деле это осуществляется при помощи постоянных провокаций, проверок и доказательств ответных чувств. И всякий раз, когда «чувства» хоть как-то, хотя бы неуловимо, подтверждаются, влюбленного охватывает ослепляющее ликование, вызванное иллюзией, что его персональный кодекс счастья с тысячью законов и правил вступает в силу и будет послушно любимым исполняться.

По сути, вся сила страстной «любви» держится на простодушной убежденности влюбленного, что все его ожидания во чтобы то ни стало осуществятся и настанет всепоглощающее счастье. Влюбленный любит тем сильней, чем больше надежд и ожиданий умудрился нацепить на жертву своей «любви».

«Любишь – значит, мой», а «раз мой – то должен» – и далее ненасытный список выдуманных обязанностей и ограничений, не имеющих никаких реальных оснований. Впрочем, реалистичными основаниями могут быть неразвитые в нашей стране религиозные обычаи или формальные договоренности, регламентирующие каждый ожидаемый шаг. Но гарантировать стабильных чувств эти искусственные шаги не могут, поэтому даже, когда отношения зажаты в тисках жестких правил, надежда влюбленного чередуется с безнадегой.

Накал любовных страстей так велик, а опоры для них настолько шаткие, что драматизм противоречащих друг другу чувств попеременно зашкаливает до самых критических пиков, где в голове влюбленного непрерывно решается самый главный, судьбоносный вопрос – будет в его жизни счастье или нет. И решается это не единожды и навсегда, а многократно и хаотично. Тревожное, болезненное счастье то и дело сменяется ужасом, где влюбленный в зависимости от темперамента практикует либо отчаяние, либо истерику.

Такая стремительная смена противоречащих друг другу декораций грядущего будущего – от счастья до ужаса и обратно, может происходить по несколько раз на дню, просто потому, что под ними нет никакой реальной почвы. Как выше уже говорилось, влюбленный настолько сильно жаждет почувствовать себя собственником, что для провокации чувства собственности в своем уме использует все мыслимые поводы – какими бы ненадежными они ни были: каждое располагающее слово любимого, каждый поворот его головы – словно обещание мечты, на которое влюбленный наивно и самозабвенно покупается.

чувство собственностиПарадокс ситуации в том, что огромнейшая, эмоционально насыщенная ставка делается на несуществующую, воображаемую опору. Самообольщение влюбленного не имеет никаких надежных оснований, поэтому почти неизбежно рассыпается на глазах, либо удерживается соразмерно объему энергии, которой закачивается самообман.

Нет никакого обладания, есть лишь его болезненная, шаткая иллюзия – наивное, воинственное чувство собственности. Мы не можем сделать из другого человека свою собственность. Даже, когда есть возможность поставить другого человека в тотальную зависимость от себя, все равно «обладание» не может быть стопроцентно надежным, потому что так устроена сама жизнь. Наши тела не железные, не вечные, в любой день может случиться все, что угодно. Чувства могут угаснуть, тело погибнуть, ситуация вывернуться с ног на голову. На progressman.ru теме такой скоропостижной непредсказуемости посвящена статья о легкости бытия.

Если бы обладание было чем-то нерушимым, только тогда у него могли бы быть несомненные основания и чувство собственности оказалось бы оправданным. Однако в реальности так не бывает. Каждый человек – не статичный, послушный болванчик, а живое воплощение развивающейся, спонтанной жизни.

И все же, необязательно рассматривать обладание как иллюзию; шаткое, временное, без ощутимых, устойчивых границ и правил – именно в такой форме оно «реально». Мы обладаем другими людьми в очень условной и относительной форме.

На словах можно отделить привязанность от чувства собственности и сказать, что привязанность – условно «основательна», когда имеет свои, относительно крепкие опоры. Если, например, с партнером сложились сравнительно стабильные отношения и держатся в течение года, то вероятность их продолжения на следующий день действительно очень высокая. Именно поэтому надежность так важна для крепких, доверительных отношений, как в любви, так и в дружбе.

Иными словами, когда у привязанности есть подтвержденные временем, предсказуемые основания, она может быть вполне оправданной и приносить больше радости, чем каких-то проблем. И все же, даже самые стабильные отношения может постичь крах, и чем дольше длилась радостная привязанность, тем большее психическое опустошение настигает от потери.

Но это вовсе не значит, что надо непрестанно, напряженно держать руку на пульсе и ожидать от партнера какого-то подвоха. Скорей, все это подразумевает, что нерушимый душевный покой не может быть основан исключительно на единственной внешней стихии. Не все упирается в отношения. Дружба, работа, увлечения, мировоззрение, личные качества и способности, духовность и самопознание: чем ближе сфера к самой сути нашего человеческого существа, тем крепче ее опоры.

© Игорь Саторин

Другие статьи по этой теме:

Собственность — психология

Чувство собственности в отношениях

Вероятно, главная проблема привязанности заключается в том, что влюбленному удается каким-то образом себя убедить, будто ему может принадлежать другой человек, так же, как принадлежат любимые вещи.

И убежденность эта может держаться до конца жизни, сталкивая с повторяющимися «граблями»: ревность, чувство собственности, обиды.

Любимый для влюбленного – это такая супер «вещь», обладание которой тешит и доставляет несоизмеримо пронзительней, чем владение неодушевленным имуществом.

Чувство собственности радует иллюзией обладания и доставляет боль, когда эта иллюзорная радость ставится под угрозу. Проще говоря, влюбленного медом не корми, дай только почувствовать, что вот этот самый классный и безгранично важный человек – «МОЙ!!!» Влюбленный жаждет почувствовать, словно у него есть несокрушимо твердое право на обладание любимым человеком.

И силой этой жажды его воображение при всяком удобном случае рисует такие миражи, где это право собственности подтверждается. На деле это осуществляется при помощи постоянных провокаций, проверок и доказательств ответных чувств.

И всякий раз, когда «чувства» хоть как-то, хотя бы неуловимо, подтверждаются, влюбленного охватывает ослепляющее ликование, вызванное иллюзией, что его персональный кодекс счастья с тысячью законов и правил вступает в силу и будет послушно любимым исполняться.

По сути, вся сила страстной «любви» держится на простодушной убежденности влюбленного, что все его ожидания во чтобы то ни стало осуществятся и настанет всепоглощающее счастье. Влюбленный любит тем сильней, чем больше надежд и ожиданий умудрился нацепить на жертву своей «любви».

«Любишь – значит, мой», а «раз мой – то должен» – и далее ненасытный список выдуманных обязанностей и ограничений, не имеющих никаких реальных оснований. Впрочем, реалистичными основаниями могут быть неразвитые в нашей стране религиозные обычаи или формальные договоренности, регламентирующие каждый ожидаемый шаг.

Но гарантировать стабильных чувств эти искусственные шаги не могут, поэтому даже, когда отношения зажаты в тисках жестких правил, надежда влюбленного чередуется с безнадегой.

Накал любовных страстей так велик, а опоры для них настолько шаткие, что драматизм противоречащих друг другу чувств попеременно зашкаливает до самых критических пиков, где в голове влюбленного непрерывно решается самый главный, судьбоносный вопрос – будет в его жизни счастье или нет. И решается это не единожды и навсегда, а многократно и хаотично.

Тревожное, болезненное счастье то и дело сменяется ужасом, где влюбленный в зависимости от темперамента практикует либо отчаяние, либо истерику. Такая стремительная смена противоречащих друг другу декораций грядущего будущего – от счастья до ужаса и обратно, может происходить по несколько раз на дню, просто потому, что под ними нет никакой реальной почвы.

Как выше уже говорилось, влюбленный настолько сильно жаждет почувствовать себя собственником, что для провокации чувства собственности в своем уме использует все мыслимые поводы – какими бы ненадежными они ни были: каждое располагающее слово любимого, каждый поворот его головы – словно обещание мечты, на которое влюбленный наивно и самозабвенно покупается.

Парадокс ситуации в том, что огромнейшая, эмоционально насыщенная ставка делается на несуществующую, воображаемую опору. Самообольщение влюбленного не имеет никаких надежных оснований, поэтому почти неизбежно рассыпается на глазах, либо удерживается соразмерно объему энергии, которой закачивается самообман.

Нет никакого обладания, есть лишь его болезненная, шаткая иллюзия – наивное, воинственное чувство собственности. Мы не можем сделать из другого человека свою собственность. Даже, когда есть возможность поставить другого человека в тотальную зависимость от себя, все равно «обладание» не может быть стопроцентно надежным, потому что так устроена сама жизнь.

Наши тела не железные, не вечные, в любой день может случиться все, что угодно. Чувства могут угаснуть, тело погибнуть, ситуация вывернуться с ног на голову.  Если бы обладание было чем-то нерушимым, только тогда у него могли бы быть несомненные основания и чувство собственности оказалось бы оправданным. Однако в реальности так не бывает. Каждый человек – не статичный, послушный болванчик, а живое воплощение развивающейся, спонтанной жизни. И все же, необязательно рассматривать обладание как иллюзию; шаткое, временное, без ощутимых, устойчивых границ и правил – именно в такой форме оно «реально». Мы обладаем другими людьми в очень условной и относительной форме.

На словах можно отделить привязанность от чувства собственности и сказать, что привязанность – условно «основательна», когда имеет свои, относительно крепкие опоры.

Если, например, с партнером сложились сравнительно стабильные отношения и держатся в течение года, то вероятность их продолжения на следующий день действительно очень высокая. Именно поэтому надежность так важна для крепких, доверительных отношений, как в любви, так и в дружбе.

Иными словами, когда у привязанности есть подтвержденные временем, предсказуемые основания, она может быть вполне оправданной и приносить больше радости, чем каких-то проблем.

И все же, даже самые стабильные отношения может постичь крах, и чем дольше длилась радостная привязанность, тем большее психическое опустошение настигает от потери. Но это вовсе не значит, что надо непрестанно, напряженно держать руку на пульсе и ожидать от партнера какого-то подвоха.

Скорей, все это подразумевает, что нерушимый душевный покой не может быть основан исключительно на единственной внешней стихии. Не все упирается в отношения. Дружба, работа, увлечения, мировоззрение, личные качества и способности, духовность и самопознание: чем ближе сфера к самой сути нашего человеческого существа, тем крепче ее опоры.

© Игорь Саторин Источник: progressman.ru

Источник: https://ukrezo.com.ua/chuvstvo-sobstvennosti.html

открытая библиотека учебной информации

Тема 3. Психология собственности.

Цель занятия: Сформировать общее понимание о социально-психологических закономерностях, проявляющихся в экономическом поведении и экономических отношениях к собственности и по отношению к собственности.

(Китов А. И. ЛИЧНОСТЬ И ГРУППА В СИСТЕМЕ ОТНОШЕНИЙ СОБСТВЕННОСТИ (ОПЫТ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ ФЕНОМЕНОЛОГИИ ОТНОШЕНИЙ СОБСТВЕННОСТИ)

Собственность — категория общенаучная. Трудно назвать от­расль знания, которая в той или иной форме не затрагивала бы отношения собственности. Но особенное внимание ей уделяют философия, социология, экономика и правоведение.

Философы рассматривают собственность как «исторически определœенный способ присвоения людьми предметов производ­ственного и непроизводственного потребления. Собственность всœегда связана с вещью (объектом присвоения), но она не сама вещь, а отношение между людьми по поводу вещи» [Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1983, с. 619].

Согласно Современному экономическому словарю: «Собственность — принадлежность вещей, материальных и духовных ценностей определœенным лицам, юридическое право на такую принадлежность и экономические отношения между людьми по поводу принадлежности, раздела, передела объектов соб­ственности» [Современный экономический словарь М.: ИНФРА-М, 2001, с. 367].

В юридической науке интересующее нас понятие тракту­ется примерно аналогично тому, как и в экономической, но с учетом специфики правового подхода.

«Собственность, — гла­сит Юридический энциклопедический словарь, — принадлеж­ность средств и продуктов производства определœенным лицам — индивидам или коллективам — в определœенных исторических условиях, отражающих конкретный тип отношений собственности.

Право собственности субъектов на определœенное иму­щество сводится к трем правомочиям: владению, пользованию и распоряжению» [Юридический энциклопедический словарь. М.- ИНФРА-М, 2001, с. 369].

(Карнышев А. Д. ПСИХОЛОГИЯ СОБСТВЕННОСТИ КАК ОБЛАСТЬ ИССЛЕДОВАНИЙВ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ)

Основная идея рынка, как считает большинство психологов Запада, исходит из предпосылки, что если каждый человек бу­дет усердно преследовать свои личные экономические интере­сы, это благотворно отразится на обществе в целом, по схеме: личная выгода —> общественное благо. Эта идея предполагает учет следующих базовых моментов:

1) Человек от природы своекорыстен, ᴛ.ᴇ. в нем изначально заложено стремление не­устанно блюсти свои личные интересы (по известной послови­це «Своя рубашка ближе к телу»}.

2) Человек от природы осмотрителœен и расчетлив. Отсюда следует, что он не только преследует личные интересы, но делает это благоразумно, ᴛ.ᴇ. привыкает учитывать желания и интересы других людей.

Естественно, как для психолога, так и для политика необхо­димо видеть, в чем конкретно преимущественно материализу­ется данный личный интерес, какие формы он принимает, в каких случаях сочетается, а в каких не сочетается с интересами дру­гих людей и в целом общества.

Чаще всœего психолого-эко­номической реальностью выступает понятие «собственность». Именно оно в индивидуальном психологическом варианте озна­чает корысть, ᴛ.ᴇ. как всœеми любимое «мое», а в коллективном виде — порой не менее значимое «наше».

То, что собственность и личность зачастую неотделимы друг от друга, подтверждает и этимологический анализ первого по­нятия. Оно происходит от старославянского «собьство» в зна­чении «особенность, лицо».

По смыслу это слово близко терми­ну «особа», который в старину характеризовал прежде всœего авторитарного, почтенного человека: важная особа, известная особа.

В данном слове «звучат» индивидуалистические, лично­стные нотки, поскольку оно образовано на базе общеславянской предложно-падежной формы «о собе» — «для себя», а в древне­русском языке эта же форма означала «отдельно, сам собой». Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, можно сказать, что слово «собственность» сво­ими корнями восходит к понятию личности, как отдельного че­ловека, существующего «в себе и для себя».

Тому, что собственность является как бы продолжением лич­ности во внешнем мире, есть много различных подтверждений. Немало из них можно свести к очевидному преимуществу: на­личие собственности на нейтральной или даже чужой террито­рии, ᴛ.ᴇ.

расширение «зон собственности», позволяет личности чувствовать себя в таких зонах комфортно, независимо от дру­гих, уверенно.

В то же время любые посягательства на собствен­ность так или иначе затрагивают самое личность, и если данные действия лишают «частички меня», это всœегда воспринимается как ущемление личности.

Анализу последствий взаимовлияния собственности и харак­теристик человека посвящено много работ. Используя сделан­ные нами в совместной работе с Т. Д. Бурменко обобщения [4, с. 196-198], раскроем основные функции и значения соб­ственности и ее влияние — положительное и отрицательное — на личность.

Рассматривая в целом значение собственности в обществе, можно подчеркнуть следующие моменты:

— собственность — основа богатства, процветания эффективной экономики и в то же время целœевой ориентир для деловых людей;

— собственность — стимул развития производства и одно­временно — мерило потребления;

— собственность — явная или скрытая причина социальных взаимодействий «исполнителœей» различных экономических ролей, подоплека их отношений;

— собственность — детерминанта социального статуса че­ловека в иерархической структуре современного обще­ства;

— собственность в плане расширения ее «работающих» форм и видов свидетельствует об эффективности эконо­мических реформ и их динамике;

— приобщение к собственности, как формирование и зак­репление умений и навыков владеть, пользоваться и ра­споряжаться ею, является главным критерием экономи­ческой социализации;

— отношение собственников к экономическим обязанностям, в частности, выплате налогов, показывает уровень их социальной зрелости;

— собственность увязывает воедино экономическое и поли­тическое положение человека и (или) социальных групп.

Заидеологизированная социалистическая система выпячива­ла и всячески дискредитировала значение частной собственно­сти, представляя ее лишь как основу для эксплуатации человека человеком.

Одновременно подчеркивалось сугубо негативное нравственно-психологическое влияние на личность: превра­щение человека в ее раба, жадность, конфликты с людьми и т.п. Но односторонность таких взглядов сегодня очевидна.

Собственность как сложный психолого-экономический феномен может проявлять в характеристиках человека и всœе лучшее, и всœе худшее.

Человечество издревле эти нюансы при­знавало и отразило их в этико-философских трактатах и в нрав­ственно-религиозных канонах.

К числу важных характеристик собственности, воспринимаемых чаще всœего человеком в роли положительных можно отнести следующие. Собственность — это:

— гарантия независимости, «отчеканенная свобода» [Ф. Достоевский];

— атрибут благополучия и уверенности;

— возможность реализации своих способностей;

— чувство комфорта и защищенности;

— в ее интеллектуальных вариантах — показатель дарований человека;

— инструмент для получения дохода;

— возможность для благотворительной деятельности;

— мотивы социально-политической активности;

— первопричина ответственности [учит рациональному поведению и предусмотрительности;

— детерминанта эффективной реализации властных полномочий;

— характерный для человека образ и стиль жизни.

Положительные слагаемые содержания собственности вли­яют на формирование важнейших качеств личности, но более всœего на ее направленность (систему мотивов) и самооценку.

Можно уверенно констатировать закономерность, когда чело­век, сумевший приумножить собственность, значительно увели­чить ее размер, по своему чувству самоуважения, по своему до­стоинству становится как бы другой личностью, поскольку по-иному осмысливает свою самоценность, по-иному живет и ду­мает. Да и в политической активности это заметно отличающий­ся по своим побуждениям человек.

Естественно, как продолжение достоинств личности существу­ют некоторые отрицательные черты, связанные с собственностью:

— зависть к уровню богатства других;

— причина неоправданной гордыни, апломба, амбиций;

— обуза [в связи с чрезмерной ответственностью, затратой времени и средств на ее «обслуживание»];

— возможность эксплуатации других людей;

— неуемная жажда наживы;

— причина шантажа и вымогательства;

— подоплека безграничного эгоизма;

— извращенное у некоторых индивидов стремление к экономической и политической власти [часто связанное с переделом собственности и желанием быстро поднять свой социальный статус].

Без знания и учета особенностей восприятия собственности и отношения к ней со стороны ее «субъектов», различных групп населœения невозможно проводить разумную экономическую политику в стране.

Это относится в том числе к конкретным формам проявления собственности, способам приобретения, мотивам владения и т.д.

Сказать о позитивном или негативном влиянии собственности на человека можно, лишь поняв его кон­кретные стремления к ее использованию в конкретных целях.

Без знания психолого-экономических аспектов данного вопро­са невозможно строить на цивилизованной основе «взаимо­отношения» частной и государственной форм собственности, осуществлять оборот прав собственности, развивать интеллек­туальную собственность, позитивно решать проблему взаимо­действия экономической и политической власти.

(Китов А. И. ЛИЧНОСТЬ И ГРУППА В СИСТЕМЕ ОТНОШЕНИЙ СОБСТВЕННОСТИ (ОПЫТ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ ФЕНОМЕНОЛОГИИ ОТНОШЕНИЙ СОБСТВЕННОСТИ)

Читайте также

  • — Общенаучный подход к понятию собственности

    Тема 3. Психология собственности. Цель занятия: Сформировать общее понимание о социально-психологических закономерностях, проявляющихся в экономическом поведении и экономических отношениях к собственности и по отношению к собственности. (Китов А. И. ЛИЧНОСТЬ И… [читать подробенее]

  • Источник: http://oplib.ru/random/view/847426

    Экономическая психология — Понятие о собственности. Особенности восприятия государственной и частной собственности

    С понятием «доходы» тесно связано понятие «собственность». Под собственностью в экономической науке понимают некие материальные объекты и отношения по поводу них между различными субъектами собственности [10].

    В качестве субъектов собственности выступают частные лица, организации, государство. В качестве объектов собственности могут выступать материальные объекты, энергия, информация, духовные и интеллектуальные ценности.

    Объекты собственности часто называют просто собственностью в узком смысле слова.

    Все отношения между субъектами и объектами собственности разделяют на два вида:

    а) субъектно-объектные отношения – экономические отношения между субъектом собственности и принадлежащей ему собственностью в виде владения, распоряжения и пользования;

    б) субъектно-субъектные отношения – экономические отношения между различными субъектами по поводу их собственности. К ним относятся:

    — раздел собственности применяется в отношении вновь созданного материального продукта, либо в отношении общей собственности, которые нужно разделить на части, принадлежащие разным совладельцам;

    — передел собственности связан с перераспределением прав на собственность, отношения по поводу которой уже сложились ранее.

    В зависимости от того, какому из субъектов собственности она принадлежит, выделяют следующие формы собственности: а) государственная; б) частная; в) общая, которая подразделяется на совместную (без выделения доли совладельца) и долевую (с выделением доли каждого совладельца).

    Отношения субъектов собственности по поводу их собственности, как правило, основываются на различных законодательных актах. Однако эти отношения часто приводят к различным конфликтам, вплоть до социальных потрясений и даже революций, когда одна форма собственности насильно сменяется другой.

    Если в случае частной и общей собственности ее субъект четко определен и охраняет свое право владеть, пользоваться собственностью, то в отношении государственной собственности возникает ряд проблем.

    Во-первых, не всегда объекты государственной собственности закреплены за конкретными организациями, лицами, которые должны заботиться об их целостности и рациональном использовании, что может привести к потере статуса государственного имущества, переходу его в частную собственность.

    Это порождает проблемы, требующие решения как на правовой и экономической, так и на психологической основе путем поиска взаимосогласованных решений. Второй аспект касается договоров, заключаемых между государством и частными собственниками по поводу аренды, пользования государственными ресурсами (например, добыча газа, нефти).

    Нечеткое разделение функций, отношений владения, распоряжения, пользования может привести к ущемлению государственных интересов, поскольку каждый собственник психологически ориентирован на получение выгоды.

    Психологичной является проблема соотношения, предпочтения государственной и частной собственности, прежде всего на средства производства. Исследователи отмечают, что российский менталитет характеризуется не в пользу частной собственности на землю, природные богатства, объекты социально-культурной сферы, т.к. частная собственность воспринимается как индивидуальная, приносящая выгоду одному.

    Такой подход, в частности, обусловлен тем, что государственной собственностью может пользоваться (но не распоряжаться) любой человек, приходя в музеи, парки, на пляжи, что становится невозможным при частной форме собственности на эти объекты. Между тем в современном мире частная собственность в основном носит корпоративный характер и в большей степени предстает как коллективная, чем личная.

    Отмечается также настороженное отношение к проникновению в экономику иностранной собственности, которую считают «чуждой, не своей». В то время как в странах с развитой рыночной экономикой наличие иностранной собственности на территории страны в виде средств  производства, объектов недвижимости воспринимается не столь отрицательно, и даже поощряется.

    Источник: https://cribs.me/ekonomicheskaya-psikhologiya/ponyatie-o-sobstvennosti-osobennosti-vospriyatiya-gosudarstvennoi-i-chastnoi-sobstvennosti

    Психология человека: собственность и труд

    В самом общем смысле психика – это свойство воспринимать, познавать и регулировать на этой основе свое поведение и деятельность, то есть свойство вживаться в этот мир и выживать в нем.

    Следовательно, поведение человека в данном случае – это способность постоянно вживаться в мир, вписываться в него, а деятельность – наоборот, способность (если кратко) выживать (не просто в смысле «оставаться в живых», а прежде всего в смысле «выживать из мира, переходить из устоявшихся устаревших форм в новые состояния, в новый мир»). Человек постоянно изучает возможности, создает условия, добывает средства… Он постоянно трудится, чтобы восполнять хотя бы то, что проживает, затрачивает. Множество факторов социально-психологического свойства складываются так, что человек всегда хочет еще больше и еще лучше, хочет жить по-человечески (в его понимании).

    Поэтому речь о рынке и рыночных отношениях должна начинаться с того, что у человека изначально лежит в душе и откуда все это начинается.

    Итак, человек начинается с желания, элементарно простого «хочу жить». А чтобы жить, надо что-то иметь. Чтобы что-то иметь, надо что-то делать, хотя бы трудиться. Поэтому первейшими правами человека, жизненно ему необходимыми, являются:

    1. право иметь (собственность)
    2. право работать (труд).

    Одно без другого не имеет никакого смысла.

    Собственность – это то, чем человек владеет, пользуется и распоряжается. Эти три условия собственности обязательны: «это мое», «этим я пользуюсь» и «могу с этим делать что угодно мне» (отдать, продать, уничтожить и т. п.).

    Человек психологически сращивается со своей собственностью: изначально он владеет своим «Я», своим телом, вещами и т. д. И отторжение собственности (когда что-либо отбирают), по меткому выражению американского ученого Уильяма Джеймса, «люди переживают как отторжение какого-либо органа тела».

    Представьте ваши переживания, когда у вас отнимают: ваш дом, машину, свободу, или не получили того, ради чего долго трудились, во что столько вложили…

    Следующий вывод заключается в том, что человек в конечном счете трудится для того, чтобы иметь нечто для своей жизни, для себя, чтобы иметь нечто свое, «собственное».

    Основа его существования – его собственность, и ради этой собственности он и трудится. Словом, право собственности – мощный побудительный мотив труда.

    Каждый нормальный человек психологически, глубоко внутри или ярко выражено, хочет иметь больше и жить лучше. Отсюда следуют элементарно простые вещи:

    1. каждому надо дать возможность иметь больше, то есть каждому по его труду!
    2. каждому надо дать возможность реализовать свои способности, то есть от каждого по способностям!
    3. если у людей способности изначально проявляются неодинаково: ни природные данные, ни приобретенные воспитанием и обучением, ни полученные по наследству, – то отсюда естественно следует неравенство собственности!

    Неравенство вытекает из самой природы человека и оно должно быть! В этом смысле уравниловка на любом уровне – это насилие над человеком, его развращение и уродование.

    Жизнь человеческого общества и каждого человека в отдельности держится на соблюдении естественных законов жизни, какими бы они ни были: психологическими, социальными, экономическими, политическими или моральными. И за нарушение этих закономерностей приходится дорого расплачиваться.

    Долгое время у нас со всеми естественными законами творили произвол. Например, с той же собственностью. У Маркса понятие «частная собственность» включает:

    1. собственность на личном труде
    2. собственность, созданную эксплуатацией.

    И в первые годы советской власти, при Ленине, это понятие было принято в марксовской формулировке: по решению ВЦИК в 1922 году признавались три формы собственности – частная, кооперативная и государственная.

    А в Конституции 1936 года произошла подмена понятий: убрали слово «частная» и внесли «личная».

    И все эти годы у нас процветает экономический произвол над человеком труда, что оборачивается уродованием самой естественной психики человека и выплескивается в самые различные социальные извращения общественной жизни.

    Теперь наш человек, как правило, получает не по труду, трудится не по способностям и не там, где он мог бы наиболее полно реализовать себя. И имеет при этом смехотворное, весьма и весьма ограниченное право на собственность.

    В дополнение к этому имеет дурное понимание равенства – в смысле уравниловки: отнять у того, у кого больше, и отдать тому, у кого меньше. Более того, тому, кто часто и не хочет трудиться и просто паразитирует на чужом труде. Таким образом отнимали и отнимают у тех и других самый мощный стимул: зачем трудиться?

    Источник: http://vedastore.net/document263.html

    Мужская психология: ревность или чувство собственности

    мужская психология ревность

    Ревновать – значит любить? Не обязательно. Ревность вовсе не синоним любви. Это далеко не неотъемлемая часть отношений. А всего лишь показатель чьих-то комплексов или переживаний. По крайней мере в современном обществе ревность получила именно такую громкую характеристику: «Ревность — это показатель комплексов и неуверенности в себе».

    Но скажем откровенно, это очень спорное утверждение, хотя и часто озвучиваемое.

    Что нам гласит мужская психология: ревность или чувство собственности управляет сильными представителями мира сего? А может это обычное недоверие или неуверенность в благополучии партнерских отношений? Что же на самом деле чувствует мужчина, проявляя ревность в адрес своей партнерши?

    мужская психология ревность

    1. Инстинкт собственника
    2. Комплексы
    3. Неуверенность в отношениях
    4. Повод
    5. Особенности характера

    Инстинкт собственника

    мужская психология ревность

    Чувство собственности не чуждое никому, ни ребенку, ни старику. Но у мужчин оно всегда проявляется намного острее. Скорее всего, ответ лежит не поверхности. Мужчина добытчик, мужчина воин, мужчина защитник, а значит и мужчина владелец. То, что принадлежит ему – это только его, а то что чужое – тоже может стать его.

    Интересная психология, не правда ли? Мужчина в ответе за свою женщину. Но в случае малейших подозрений или опасений он не упустит возможности подчеркнуть свое право собственности. Но согласитесь, это не есть плохо.

    Именно это качество отличает его от мягкого и бесхребетного тюфяка, а определяет в нем мужской стержень и характер.

    Мужская психология видео

    Комплексы

    А вот с комплексами все обстоит иначе. В случае собственной неуверенности в себе никогда не нужно винить партнершу, нужно искать причину проблемы в себе.

    Но мужская гордыня часто не позволяет это признать и как итог проблема не решается, а только усугубляется.

    Комплексы мужчины заставляют его делать необъективные умозаключения, развивать негативные фантазии, преувеличивать сомнительные факты.

    Неуверенность в отношениях

    В каких случаях мужчины чаще всего ревнуют своих партнерш? В ситуациях, когда знают о шаткости и сомнительном благополучии собственных отношений. Частые ссоры, отсутствие близости, конфликты бытового характера и т.д.

    Те негативные моменты, которые подрывают гармонию нежности, любви и заботы и являются показателями неуверенности в верности второй половинки.

    Когда мужчина четко отдает себе отчет в существовании проблем, достигших критической точки, у него наступает паника, сомнения и неуверенность в имеющихся отношениях.

    Повод

    Бывает так, что женщина сама дает мужчине повод для ревности — это что-то вроде красной тряпки для быка. Безусловно повод может быть явным, а может быть искусственно надуманным. Тут уж все зависит от ситуации. Но если факты говорят сами за себя, то только немой промолчит, а слепой не увидит.

    Особенности характера

    Есть такой тип мужчин, который как говорится «Ревнует к каждому столбу». И дело не в короткой юбке любимой девушки, не в ее привлекательной внешности, и не в надоедливом конкуренте, а в самом ревнивце.

    Ревность для такого мужчины является неким доказательством собственной значимости, величия и себялюбия.

    Подчеркивая свою ревность он как бы указывает женщине на ее место, чтобы не забывала кому она принадлежит, и кто ее покровитель.

    Наталия Огурцова

    Источник: http://xvatit.com/relations/146167-muzhskaya-psihologiya-revnost-ili-chuvstvo-sobstvennosti.html

    Чувство собственности. Комментарии к жизни. Книга первая

    Чувство собственности

    Он привел с собой свою жену, так как сказал, что это их общая проблема. У нее были яркие глаза, и она была маленькой, бодрой и довольно-таки встревоженной. Это были простые, дружелюбные люди. Он хорошо говорил по-английски, а она только могла попытаться понять и задавать простые вопросы. Когда это становилось немного сложным, она поворачивалась к своему мужу, и он объяснялся с ней на их собственном языке. Он сказал, что они были женаты в течение более двадцати пяти лет и имели несколько детей, и что их проблемой не были дети, а борьба между собой. Он объяснил, что у него была работа, приносящая ему скромный доход, и продолжил, рассказывая, как трудно жить спокойно в этом мире, особенно когда вы женаты. Он не жалуется, добавил он, но это было именно так. Он делал все, что должен был делать настоящий муж, по крайней мере, он надеялся, что это так, но не всегда это было легко.

    Им было трудно начать с главного, и они рассказывали о разных пустяках некоторое время: об образовании их детей, о браках дочерей, о трате денег на церемонии, о недавней смерти в семье и так далее. Они чувствовали себя непринужденно и не торопились, поскольку было приятно поговорить с кем-то, кто будет слушать и кто, возможно, сможет понять.

    Кто захочет слушать о неприятностях другого? У нас так много собственных проблем, что мы совершенно не имеем времени на проблемы других. Чтобы заставить другого слушать, вам придется заплатить или деньгами, или молитвой, или верой. Профессионал выслушает, это его работа, но это не принесет никакого длительного облегчения. Мы хотим освободиться от собственного груза свободно, непринужденно, без каких-либо сожалений впоследствии. Очищение путем признания не зависит от того, кто слушает, а от того, кто желает открыть свое сердце. Открыть сердце важно, и оно найдет кого-то, возможно, даже нищего, которому оно сможет излить себя. Разговор с целью углубления в себя никогда не сможет открыть сердце. Он замыкает, зажимает и совершенно бесполезен. Быть открытым — значит слушать не только себя самого, но и каждое влияющее явление, каждое движение внутри вас. Это возможно, а может и нет — сделать что-то ощутимое по поводу того, что вы слышите, но сам факт того, что вы открыты, приводит к естественному взаимодействию. Такое слушание очищает ваше собственное сердце, отмывая его от продуктов ума. Слушать умом — это домысел, в этом случае ни для вас, ни для другого никакого облегчения не будет. Или это просто продолжение боли, что является глупостью.

    Неторопливо они добирались-таки до сути.

    «Мы пришли, чтобы поговорить о нашей проблеме. Мы ревнуем, я — нет, но она — да. Хотя она раньше не была так открыто ревнива, как теперь, но намек на это был всегда. Я не считаю, что я когда-либо давал ей какую-нибудь причину ревновать, но она находит причину».

    Вы думаете, что есть какая-нибудь причина для того, чтобы ревновать? Есть ли причина для ревности? И исчезнет ли ревность, когда причина станет известна? Разве вы не заметили, что, даже когда вы знаете причину, ревность продолжается? Давайте не будем искать причину, а начнем понимать саму ревность. Как вы говорите, можно уцепиться почти за что угодно, чтобы стать завистливым. Зависть — вот что нужно понять, а не то, из-за чего она появляется.

    «Ревность была во мне долгое время. Я не очень хорошо знала своего мужа, когда мы поженились, ну вы знаете, как это все происходит. Ревность постепенно появлялась, подобно дыму на кухне».

    Ревность — один из способов удержать мужчину или женщину, не так ли? Чем больше мы ревнуем, тем больше чувство обладания. Обладание чем-то делает нас счастливыми. Назвать что-то, даже собаку, исключительно нашей собственностью означает почувствовать себя приятно и комфортно. Быть единственными в нашем обладании придает нам гарантию и уверенность в нас самих. Иметь что-либо значит для нас быть важным. Именно за эту важность мы цепляемся. Мысль о том, что мы владеем не карандашом или домом, а человеком, заставляет нас чувствовать себя еще более сильными и удивительно удовлетворенными. Зависть возникает не из-за кого-то другого, а из-за ценности, важности нас самих.

    «Но я не важна, я никто, мой муж — это все, что у меня есть. Даже мои дети не в счет».

    У всех у нас есть только одно, за что мы цепляемся, хотя оно принимает различные формы. Вы цепляетесь за вашего мужа, другие за своих детей, а третьи за какую-нибудь веру. Но намерение то же самое. Без объекта, за которым мы цепляемся, мы чувствуем себя так безнадежно потерянными, не так ли? Мы боимся почувствовать себя в полном одиночестве. Этот страх и есть ревность, ненависть, боль. Между завистью и ненавистью нет большого различия.

    «Но мы любим друг друга».

    Тогда, как вы можете ревновать? Мы не любим, и это неприятная часть во всем этом. Вы используете вашего мужа, как и он использует вас, чтобы быть счастливыми, иметь сотоварища, не чувствовать себя одиноко. Вы можете не обладать многим, но, по крайней мере, у вас есть кто— то, с кем можно быть. Эту взаимную потребность и использование мы называем любовь.

    «Но это ужасно».

    Это не ужасно, только мы никогда не присматриваемся к этому. Мы называем это ужасным, даем этому название и быстро отворачиваемся, что вы и делаете.

    «Я знаю, но я не хочу понимать. Я хочу, чтобы во мне все продолжалось так, как есть, даже притом, что это означает остаться ревнивой, потому что я не могу в жизни понять ничего другого».

    Если бы вы поняли еще кое-что, вы больше не ревновали бы вашего мужа, не так ли? Но вы бы уцепились за другую вещь так, как сейчас цепляетесь за вашего мужа, так что вы ревновали бы это тоже. Вы хотите найти замену вашему мужу, а не освобождения от ревности. Все мы такие: прежде, чем мы бросаем одну вещь, мы хотим быть полностью уверенными относительно другой. Когда вы совсем неуверенны, тогда только нет места для зависти. Зависть появляется тогда, когда есть уверенность, когда вы чувствуете, что у вас есть что-то. Исключительность — это чувство уверенности. Иметь значит быть завистливым. Чувство собственности порождает ненависть. Мы на самом деле ненавидим то, чем мы обладаем, что проявляется в ревности. Где есть обладание, там никогда не может быть любви. Обладать означает уничтожить любовь.

    «Я начинаю понимать. На самом деле я никогда не любила своего мужа, верно? Я начинаю понимать». И она зарыдала.

    Данный текст является ознакомительным фрагментом.

    Читать книгу целиком

    Поделитесь на страничке

    Следующая глава >

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *