Что такое идеал определение: Идеал — Википедия – Идеал это что такое Идеал: определение — Психология.НЭС

Автор: | 08.09.2020

Идеал это что такое Идеал: определение — Педагогика.НЭС

Идеал

образ совершенства, наиболее ценного и величественного в культуре,искусстве, отношениях между людьми, нравственное и абсолютное основание морального долга, критерий разделения добра и зла.

Оцените определение:

Источник: Словарь терминов по общей и социальной педагогике

Идеал

пример, образец, по которому мы оцениваем себя и своих ближних; цель наших стремлений

Оцените определение:

Источник: Словарь социального педагога

ИДЕАЛ

франц. ideal, от греч. idea—идея, понятие) — образец, прообраз, понятие совершенства, высшая цель стремлений. Идеалы, живые и действенные высокие представления и цели, могут приобретать большую практическую силу; идеализировать —значит мысленно освобождать несовершенную действительность от ее несовершенства, уподоблять ее идеалу, формировать нечто сообразно идее, как это делают поэты и художники.

Оцените определение:

Источник: Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика

Идеал

1) в онтологии, наиболее абстрактное и существенное представление о развивающемся нечто, содержанием которого выступает наиболее развитое состояние нечто; в социокультурном бытии человека — это наиболее абстрактное выражение содержания целевой или потребностной установки, выступающее средством ориентации и самоорганизации развивающегося человека, группы, общества в целом. 2) суть абстрактное представление о цели, достигаемой человеком, группой, обществом. Идеал несет информативность и энергетичность, внутреннюю прикрепленность к содержанию абстрактной цели.

Оцените определение:

Источник: Методологический словарь для стратегов

Идеал

гр. – первообраз, нравственный) – это эталон, мысленный образ совершенства, который понимается людьми как возможная конечная цель действий по созданию истинной красоты, совершенства в чем-либо: общении, искусстве, производстве, отношении. Идеалом могут быть обыкновенные вещи быта, гениально сделанные. Идеал – это высшая норма, закон возвышенного, традиция устремлений к высокому, нередко предмет мечты. В русской народной культуре идеал определялся смыслом жизни и сам был смыслообразующим фактором. Он направлял выработку норм, оценок, суждений и потому мог складываться в зависимости от культуры, от уровня интеллектуального развития людей. Идеал – это критерий отделения добра от зла. Вместе с тем, абсолютизация идеала вредна; это может привести к трагическим последствиям, ибо реальным возможностям человека он бывает недосягаем. «Идеал», как понятие, породил целый ряд педагогических терминов: воспитательный идеал, педагогический идеал, идеал учителя, идеал ученика и т.д.

Оцените определение:

ИДЕАЛ — это… Что такое ИДЕАЛ?

  • ИДЕАЛ — (от лат. idealis, греч. idea образ, идея) 1) в общеупотребительном смысле: а) высшая степень ценного или наилучшее, завершенное состояние к. л. явления, б) индивидуально принятый стандарт (признаваемый образец) ч. л., как правило, касающийся… …   Философская энциклопедия

  • Идеал — Идеал. […] в период расцвета своей работы над национально реалистическим стилем Пушкин решительно противопоставляет «высокопарным мечтаньям» своей весны, теории возвышенного предмета «прозаические бредни» реализма, поэзию живой жизни. В этом… …   История слов

  • ИДЕАЛ — 1) воображаемый образец совершенства в к. н. отношении нпр., идеал добродетели, красоты, мужества и т. д.; 2) высшая задача, цель, в направлении которой совершается чья либо деятельность; что ниб. очень хорошее во всех отношениях, что составляет… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • идеал — а, м. idéal m. 1. Высшая, руководящая деятельностью общества или личности цель, которой стремятся достичь; предел чьих л. стремлений, желаний. БАС 1. Другого идеалы мучат, Как женщину на сносях пучат, Родится мышь и чуть живет! 1817. Долг. Живет …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • ИДЕАЛ — ИДЕАЛ, идеала, муж. (от греч. idea идея) (книжн.). Высшая, трудно достижимая степень совершенства в чем нибудь, мыслимый предел стремлений, желаний. Идеал красоты. Идеал человека. В идеале не то, что в действительности. «Нельзя себе представить… …   Толковый словарь Ушакова

  • идеал — Совершенство, верх, образец, мечта, несбыточное желание. См. цель… Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. идеал совершенство, верх, образец, мечта, несбыточное желание, цель;… …   Словарь синонимов

  • Идеал — политический (франц. ideal) совершенный образец политического и государственного устройства общества; наилучший для данного конкретно исторического этапа образ сознания и деятельности политического субъекта; политическая ценность, побуждающая к… …   Политология. Словарь.

  • идеал —         ИДЕАЛ (от греч. i5ea, лат. idealis понятие, образ, представление) в широком смысле образец, прообраз, высшая цель стремлений, совершенное воплощение чего либо, представление о высшем совершенстве в каком либо отношении. Смысл понятия И.… …   Энциклопедия эпистемологии и философии науки

  • идеал —     ИДЕАЛ, джентльмен, принц, рыцарь …   Словарь-тезаурус синонимов русской речи

  • Идеал —  Идеал  ♦ Idéal    Нечто, существующее исключительно как идея, т. е. не существующее. Например, идеальный мужчина, идеальная женщина, идеальное общество и т. д. В мыслях нам гораздо легче найти то, что соответствовало бы нашим желаниям, чем в… …   Философский словарь Спонвиля

  • ИДЕАЛ — (французское ideal относящийся к идее), образец, нечто совершенное, высшая цель стремлений …   Современная энциклопедия

  • идеал — это… Что такое идеал?

            ИДЕАЛ (от греч. i5ea, лат. idealis — понятие, образ, представление) — в широком смысле образец, прообраз, высшая цель стремлений, совершенное воплощение чего-либо, представление о высшем совершенстве в каком-либо отношении. Смысл понятия И. восходит к платоновской «идее» как обозначения умопостигаемых прообразов вещей, образующих подлинный и невидимый мир в противоположность миру видимому и неподлинному. Терминологическое отграничение И. от идеи введено И. Кантом и наиболее отчетливо проведено им в «Критике чистого разума» посредством понятия «идеал чистого разума». В И. соединены чувственная и сверхчувственная грани идеи, образ идеи и выраженное ею понятие. Идеальный — это и образцовый, совершенный, и в то же время не реальный, существующий лишь как идея, имеющий идеальное бытие. Таким образом, в И. соединяются два понятия — суть предмета, или его идея, и его наилучшее, совершенное состояние. Критическая и позитивная устремленности И. составляют его двойственную природу. В своей критической ипостаси он выступает как критерий оценки данного феномена в сопоставлении с его идеей, или первообразом;

    ГИ.. «дают необходимое мерило разуму, который нуждается в понятии того, что в своем роде совершенно, чтобы по нему оценивать и измерять степень и недостатки несовершенного» (Кант И. Соч.: В 6 т. М., 1964. Т. 3. С. 502). Позитивно же он выполняет функции императива, утверждения должного. Обращение к И. происходит на уровне рефлексии как единства критического, аналитического и проективного отношения к действительности. И. не является пустой абстракцией, но он также не является и эмпирическим фактом. Поэтому бессмысленны попытки его обоснования или опровержения на основании эмпирических данных. Одинаково ошибочны как представление наличной действительности в качестве И., когда происходит абсолютизация относительного (позитивизм), так и понимание И. как эмпирического факта, когда И. выступает в качестве актуально преследуемой цели (утопизм). Формируя целевую проекцию человеческой деятельности, И. являются условием опыта. И. как безусловно ценная, разделяемая всеми цель, как «общепризнанное невозможное», являясь недостижимым по определению, служит основанием действий и критерием их оценки, указывает путь постоянного приближения к совершенству, определяя интенциональность человеческой деятельности и необходимость постоянных усилий по продвижению в данном направлении. Осуществление И. мыслимо только в идее, но возможность приближения к нему бесконечна. Десять библейских заповедей, клятва Гиппократа, категорический императив Канта — все это до сих пор остается только И., но они задают ориентиры, без которых существование и развитие общества было бы невозможно. Присутствие И. создает существенную напряженность между нормативным и реальным, между тем, что следовало бы сделать, и тем, что фактически сделано, дающую импульс развитию. И. составляют важнейшую часть сферы символического поля культуры, являются его смысловым ядром. Кант помещал идеалы в «царство человеческих целей». Такие цели подобны горизонту: их никогда нельзя достичь, но к ним можно постоянно продвигаться. Отличительными характеристиками И. являются наделенность смыслом и самоценность, абсолютная значимость и нормативность. «Справедливость, истина, моральность, красота ценны сами по себе, а не в той мере, в какой они полезны для жизни»
    (Ортега-и-Гассет X.
    Что такое философия. М., 1991. С. 20—21). И. фиксируют познавательные, эстетические, нравственные ориентиры, задающие целостность и осмысленность человеческой деятельности. Они играют важную роль в процессе познания, особенно на его теоретическом уровне; с ними связаны и на них основаны такие понятия и методы, как идеализация, идеальный объект, идеальный тип, парадигма, аттрактор и др. Все они являются разными способами теоретического воспроизведения некоторого И., представляют собой несуществующие и неосуществимые в действительности объекты, служащие тем не менее средствами построения научных теорий, которые сами, в свою очередь, служат идеальной моделью определенной области действительности. Одним из важных элементов научного познания является И. научности, определяющий познавательную цель научной деятельности, способ организации научного знания, критерии оценки научной деятельности. Регулятивные И. науки образуют аксиологический фундамент познания и зависят от ценностных установок, доминирующих в культуре данной эпохи. В философии и методологии науки идет постоянный поиск того И. науки, который мог бы удовлетворить потребность человека в достоверном знании. В И. науки в обобщенном виде выражены как доминирующие в обществе представления о цели и ценности науки, так и общие для научного сообщества когнитивные ценности, такие как истинность, рациональность, доказательность, принципы единства и простоты научной теории и т.д. Истина находится на вершине иерархии познавательных ценностей, определяя высшую цель и определяющую ценность познания, а неукоснительное стремление к ней составляет высшую моральную обязанность ученого.

            ЕЛ. Черткова

    Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация». И.Т. Касавин. 2009.

    ИДЕАЛ — это… Что такое ИДЕАЛ?

  • ИДЕАЛ — (от лат. idealis, греч. idea образ, идея) 1) в общеупотребительном смысле: а) высшая степень ценного или наилучшее, завершенное состояние к. л. явления, б) индивидуально принятый стандарт (признаваемый образец) ч. л., как правило, касающийся… …   Философская энциклопедия

  • Идеал — Идеал. […] в период расцвета своей работы над национально реалистическим стилем Пушкин решительно противопоставляет «высокопарным мечтаньям» своей весны, теории возвышенного предмета «прозаические бредни» реализма, поэзию живой жизни. В этом… …   История слов

  • ИДЕАЛ — 1) воображаемый образец совершенства в к. н. отношении нпр., идеал добродетели, красоты, мужества и т. д.; 2) высшая задача, цель, в направлении которой совершается чья либо деятельность; что ниб. очень хорошее во всех отношениях, что составляет… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • идеал — а, м. idéal m. 1. Высшая, руководящая деятельностью общества или личности цель, которой стремятся достичь; предел чьих л. стремлений, желаний. БАС 1. Другого идеалы мучат, Как женщину на сносях пучат, Родится мышь и чуть живет! 1817. Долг. Живет …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • ИДЕАЛ — ИДЕАЛ, идеала, муж. (от греч. idea идея) (книжн.). Высшая, трудно достижимая степень совершенства в чем нибудь, мыслимый предел стремлений, желаний. Идеал красоты. Идеал человека. В идеале не то, что в действительности. «Нельзя себе представить… …   Толковый словарь Ушакова

  • идеал — Совершенство, верх, образец, мечта, несбыточное желание. См. цель… Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. идеал совершенство, верх, образец, мечта, несбыточное желание, цель;… …   Словарь синонимов

  • Идеал — политический (франц. ideal) совершенный образец политического и государственного устройства общества; наилучший для данного конкретно исторического этапа образ сознания и деятельности политического субъекта; политическая ценность, побуждающая к… …   Политология. Словарь.

  • идеал —         ИДЕАЛ (от греч. i5ea, лат. idealis понятие, образ, представление) в широком смысле образец, прообраз, высшая цель стремлений, совершенное воплощение чего либо, представление о высшем совершенстве в каком либо отношении. Смысл понятия И.… …   Энциклопедия эпистемологии и философии науки

  • идеал —     ИДЕАЛ, джентльмен, принц, рыцарь …   Словарь-тезаурус синонимов русской речи

  • Идеал —  Идеал  ♦ Idéal    Нечто, существующее исключительно как идея, т. е. не существующее. Например, идеальный мужчина, идеальная женщина, идеальное общество и т. д. В мыслях нам гораздо легче найти то, что соответствовало бы нашим желаниям, чем в… …   Философский словарь Спонвиля

  • ИДЕАЛ — (французское ideal относящийся к идее), образец, нечто совершенное, высшая цель стремлений …   Современная энциклопедия

  • Идеал — это… Что такое Идеал?

    (франц. idеal, от греч. idеa — идея, первообраз)

       1. в общеупотребительном смысле:

       а) высшая степень ценного или наилучшее, завершённое состояние к.-л. явления;

       б) индивидуально принятый стандарт (признаваемый образец) чего-либо, как правило, касающийся личных качеств или способностей;

       2. в строгом философском смысле: в теоретическом плане —

       а) наиболее общее, универсальное и, как правило, абсолютное ценностное представление (о благом и должном), в нормативно-этическом —

       б) совершенство в отношениях между людьми или — в форме общественного И. — такое устроение общества, которое обеспечивает это совершенство,

       в) высший образец нравственной личности.

       Различие подходов в теоретическом толковании И. обусловливается решением проблемы соотношения И. и реальности. При натуралистическом понимании ценностей вообще И. может трактоваться различно: во-первых, как результат обобщения и/или абсолютизации в культуре того, что составляет предмет потребностей человека. Схема такого понимания И. предзадана золотым правилом. Во-вторых, как результат обобщения содержания норм и правил или отвлечения этого содержания от конкретных задач действия; соответственно, идеалов столько, сколько норм; по такой логике нет И. вообще, но есть идеалы, соответствующие разным ценностям: красоты, добра, справедливости и т.д. Наряду с этим на практике универсальный И. может индивидуализироваться и принимать персонифицированные формы, трансформируясь в личный И. — в представление индивида о лучшем из всего того, что ему известно, или в индивидуально принятый стандарт чего-либо, как правило, касающийся личных качеств или способностей. И. т.о. теряет свою универсальность, трансформируется в идол или кумир; отсюда возникает впечатление, что идолов столько, сколько людей. В-третьих, как имманентные социальной или индивидуальной действительности требование или ценность, раскрывающие перед человеком более обширные перспективы. При идеалистическом понимании ценностей И. рассматривается существующим трансцендентно к реальности и данным человеку непосредственно, через «голос совести» или априорно.

       Как форма нравственного сознания И. является одновременно ценностным представлением, поскольку им утверждается определённое безусловное положительное содержание поступков, и императивным представлением, поскольку это содержание определено в отношении воли человека и вменяется ему в обязательное исполнение. В структуре морального сознания И. занимает ключевое место; им определяется содержание добра и зла, должного, правильного и неправильного и т.д. По тому, признаётся ли существование универсального и абсолютного И. в качестве критерия выбора ценностей и оценки, мыслители делятся на абсолютистов и релятивистов.

       (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 100)

    Педагогический терминологический словарь. — С.-Петербург: Российская национальная библиотека. 2006.

    ИДЕАЛ — это… Что такое ИДЕАЛ?

    (франц. ideal, от греч. idea — идея, первообраз), образ совершенства, наиболее ценного и величественного, в культуре, иск-ве, отношениях между людьми, нравств. и абсолютное основание морального долга, критерий разделения добра и зла. Содержание И. часто складывается как альтернатива действительности, как внутр. протест против устоявшегося порядка вещей. В моральном сознании И. предстаёт как мечта о единстве и братстве людей и соответствующее этому требование безусловной человечности в отношениях между людьми. Впервые И. в этом понимании был сформулирован в буддийской и христианской религиях, причём моральный И. в этих учениях был органично соединён с образами совершенных личностей: Будда и Христос были канонизированы в качестве высшего И. И. по природе своей абсолютен и безусловен, его нельзя конкретизировать и привязать к определённым ист. условием. Поэтому бесперспективны и обречены на неудачу попытки возвести в И. образы конкретных лиц, выдвинуть их в качестве примеров для подражания (как, напр., в СССР галерея пионеров и комсомольцев-героев, свершивших жертвенные деяния во имя отчизны).

    В истории культуры И. практически всегда интерпретировался и санкционировался идеологами с позиций определённой социальной группы. В рамках классовой идеологии формулировались общественные И. как прогнозы и утопии такого социального устройства, в к-ром может быть осуществлён моральный И. и личность достигнет совершенства. Ист. значение общественных И., их прогрессивность или реакционность обусловливались местом и ролью стоящих за ними социальных сил, их действит. заинтересованностью в переустройстве общества. Известны примеры И., обращённых в прошлое, ориентированных на восстановление нек-рого «золотого века». Провозглашались социальные И., содержавшие образы совершенного будущего общества. Подобные И. основывались и теоретически. Однако на практике содержание таких И. подвергалось вульгаризации. Искажённое толкование И. становится одной из духовных предпосылок нравств. кризиса в обществе.

    Вековые моральные традиции человечества закрепили подлинный И., сущност-ным содержанием к-рого стал образ свободной личности, способной посвятить себя счастью др. людей. Любые социальные программы должны выверяться по этому И. как высшей нравств. и социальной цели ист. развития.

    Формирование И.— сложная задача. Ребёнку с рождения свойственно стремление к доброму и прекрасному, важно, чтобы его воспитание имело целью совершенствование нравств. черт личности. Основы общечеловеческих нравств. и культурных ценностей закладываются в семье. От её духовной ориентации, моральной атмосферы во многом зависит, научится ли подрастающий человек отличать подлинные И. от мнимых. Личность, получившая в детстве импульс к нравств. саморазвитию и самосовершенствованию, воспитанная на истинных И., в любых ситуациях способна сделать правильный моральный выбор. В то же время, человек, привыкший бездумно подражать чужому мнению, соблюдать любые стандарты и стереотипы поведения, легко превращается в послушного исполнителя чужой воли. Воспитатели иногда опасаются, что слишком сильная вера в идеальное может стать причиной душевных разочарований и потрясений. Избежать этого можно, если человек воспитывается не только на идеалах, но и на реальностях действительности. Воспитываясь, человек учится воплощать свои нравств. И. в жизнь.

    Часто у подростков и юношей стремление к И. выражается в форме увлечения конкретными личностями — модными артистами, спортсменами и др. деятелями и превращается в слепое поклонение идолам, к-рым приписываются самые привлекат. человеческие качества и способности. Желание иметь предмет для обожания свойственно отроческому и юношескому возрастам и, как правило, проходит по мере взросления. Но в ряде случаев чрезмерное внимание к модным кумирам становится негативным явлением, поглощающим всё свободное время, ограничивающим др. культурные и нравств. потребности. Такие ложные И. могут нанести вред нормальному нравств. развитию личности. Родители и воспитатели не могут оставаться безучастными к таким увлечениям. Необходим поиск педагогически обоснованных И. для направления интересов в позитивное русло.

    Р. Г. Апресян.

    Российская педагогическая энциклопедия. — М: «Большая Российская Энциклопедия». Под ред. В. Г. Панова. 1993.

    Значение слова «идеал» в 14 словарях

    (франц. idеal, от греч. idеa — идея, первообраз)

    1. в общеупотребительном смысле:

    а) высшая степень ценного или наилучшее, завершённое состояние к.-л. явления;

    б) индивидуально принятый стандарт (признаваемый образец) чего-либо, как правило, касающийся личных качеств или способностей;

    2. в строгом философском смысле: в теоретическом плане —

    а) наиболее общее, универсальное и, как правило, абсолютное ценностное представление (о благом и должном), в нормативно-этическом —

    б) совершенство в отношениях между людьми или — в форме общественного И. — такое устроение общества, которое обеспечивает это совершенство,

    в) высший образец нравственной личности.

    Различие подходов в теоретическом толковании И. обусловливается решением проблемы соотношения И. и реальности. При натуралистическом понимании ценностей вообще И. может трактоваться различно: во-первых, как результат обобщения и/или абсолютизации в культуре того, что составляет предмет потребностей человека. Схема такого понимания И. предзадана золотым правилом. Во-вторых, как результат обобщения содержания норм и правил или отвлечения этого содержания от конкретных задач действия; соответственно, идеалов столько, сколько норм; по такой логике нет И. вообще, но есть идеалы, соответствующие разным ценностям: красоты, добра, справедливости и т.д. Наряду с этим на практике универсальный И. может индивидуализироваться и принимать персонифицированные формы, трансформируясь в личный И. — в представление индивида о лучшем из всего того, что ему известно, или в индивидуально принятый стандарт чего-либо, как правило, касающийся личных качеств или способностей. И. т.о. теряет свою универсальность, трансформируется в идол или кумир; отсюда возникает впечатление, что идолов столько, сколько людей. В-третьих, как имманентные социальной или индивидуальной действительности требование или ценность, раскрывающие перед человеком более обширные перспективы. При идеалистическом понимании ценностей И. рассматривается существующим трансцендентно к реальности и данным человеку непосредственно, через «голос совести» или априорно.

    Как форма нравственного сознания И. является одновременно ценностным представлением, поскольку им утверждается определённое безусловное положительное содержание поступков, и императивным представлением, поскольку это содержание определено в отношении воли человека и вменяется ему в обязательное исполнение. В структуре морального сознания И. занимает ключевое место; им определяется содержание добра и зла, должного, правильного и неправильного и т.д. По тому, признаётся ли существование универсального и абсолютного И. в качестве критерия выбора ценностей и оценки, мыслители делятся на абсолютистов и релятивистов.

    (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 100)

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *