Что такое идентичность это: Идентичность — Википедия – идентичность — это… Что такое идентичность?

Автор: | 01.08.2020

Содержание

Значение слова ИДЕНТИЧНОСТЬ. Что такое ИДЕНТИЧНОСТЬ?

  • ИДЕНТИ́ЧНОСТЬ, -и, ж. Книжн. Свойство по знач. прил. идентичный. Идентичность мнений.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

  • Идентичность (лат. Identitas, англ. Identity) — свойство психики человека в концентрированном виде выражать для него то, как он представляет себе свою принадлежность к различным социальным, экономическим, национальным, профессиональным, языковым, политическим, религиозным, расовым и другим группам или иным общностям, или отождествление себя с тем или иным человеком, как воплощением присущих этим группам или общностям свойств.

Источник: Википедия

  • идентичность

    1. книжн. свойство по значению прилагательного идентичный

    2. психол. осознание индивидом себя как личности, отличной от других

Источник: Викисловарь

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова прозакладывать (глагол), прозакладывал:

Кристально
понятно

Понятно
в общих чертах

Могу только
догадываться

Понятия не имею,
что это

Другое
Пропустить

ИДЕНТИЧНОСТЬ • Большая российская энциклопедия

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 10. Москва, 2008, стр. 695-696

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:


Авторы: Д. А. Леонтьев, О. О. Савельева

ИДЕНТИ́ЧНОСТЬ (от ср.-век. лат. identi­cus – тож­де­ст­вен­ный, оди­на­ко­вый), тож­де­ст­вен­ность, оди­на­ко­вость, сов­па­де­ние че­го-ни­будь с чем-ни­будь; в со­ци­аль­но-гу­ма­ни­тар­ном зна­нии – осоз­на­ние че­ло­ве­ком са­мо­го се­бя че­рез на­бор ус­той­чивых ха­рак­те­ри­стик, от­вет на во­прос «Кто я?». И. вклю­ча­ет в се­бя пе­ре­жи­ва­ние че­ло­ве­ком сво­ей при­над­леж­но­сти к тем или иным груп­пам со­ци­аль­ным (со­ци­аль­ная И.), фор­ми­рую­щее­ся в ре­зуль­та­те иден­ти­фи­ка­ции с ни­ми в про­цес­се со­циа­ли­за­ции, а так­же пред­став­ле­ния об от­ли­чи­ях от др. ин­ди­ви­дов и групп, мо­де­лях по­ве­де­ния, цен­но­ст­ных ори­ен­ти­рах и т. п. И. яв­ля­ет­ся од­ним из центр. ас­пек­тов лич­но­ст­но­го са­мо­оп­ре­де­ле­ния и са­мо­соз­на­ния че­ло­ве­ка, по­мо­гая ему ос­та­вать­ся са­мим со­бой в ме­няю­щих­ся си­туа­ци­ях и дос­тав­ляя кри­те­рии для оцен­ки ок­ру­жаю­ще­го ми­ра и са­мо­оцен­ки.

Не­сфор­ми­ро­ван­ность И., её рас­со­гла­со­ва­ние с опы­том ин­ди­ви­да или с пред­став­ле­ния­ми и ожи­да­ния­ми ок­ру­жаю­щих лю­дей слу­жат при­чи­ной на­ру­ше­ний со­ци­аль­ной адап­та­ции и здо­ро­вья пси­хо­ло­ги­че­ско­го. В слу­чае кри­зи­са И., её ут­ра­ты или ос­лаб­ле­ния че­ло­век стре­мит­ся най­ти но­вую И. При­чи­ной мас­со­во­го кри­зи­са И. яв­ля­ют­ся мас­штаб­ные со­ци­аль­ные транс­фор­ма­ции, ко­гда мно­же­ст­во лю­дей вы­ну­ж­де­ны за­но­во от­ве­чать на во­прос «Кто я та­кой?»; след­ст­ви­ем ут­ра­ты И. мо­гут стать от­чу­ж­де­ние, ано­мия, де­пер­со­на­ли­за­ция, мар­ги­на­ли­за­ция, ро­ле­вой кон­фликт, от­кло­няю­щее­ся по­ве­де­ние и др. Вме­сте с тем кри­зис И. мо­жет иметь и по­зи­тив­ные след­ст­вия – ов­ла­де­ние но­вы­ми на­вы­ка­ми, со­ци­аль­ны­ми ро­ля­ми и прак­ти­ка­ми и т. п. Раз­ру­ше­ние И. у кри­ти­че­ски зна­чи­мой час­ти чле­нов груп­пы при­во­дит к пре­кра­ще­нию су­ще­ст­во­ва­ния со­об­ще­ст­ва.

Од­ним из важ­ней­ших ти­пов И. в совр. ми­ре яв­ля­ет­ся гра­ж­дан­ская И., ос­но­ван­ная на при­над­леж­но­сти ин­ди­ви­да к го­су­дар­ст­ву (стра­не) и оп­ре­де­ляю­щая его ин­те­гра­цию на мак­ро­уров­не. На­ря­ду с гра­ж­дан­ской И. су­ще­ст­ву­ют ло­каль­ная и ре­гио­наль­ная И. (се­мья, дру­зья, со­се­ди). Со­хра­ня­ют своё зна­че­ние эт­нич. И. (эт­нич­ность), кон­фес­сио­наль­ная и др. Раз­ные фор­мы И. час­то всту­па­ют в слож­ные взаи­мо­дей­ст­вия ме­ж­ду со­бой. Со­ци­аль­ная И. не­ред­ко при­ни­ма­ет ха­рак­тер про­ти­во­по­с­тав­ле­ния «на­ших» (об­раз ко­то­рых иде­а­ли­зи­ру­ет­ся) и «не на­ших» (пред­став­ле­ния о ко­то­рых кон­ст­руи­ру­ют­ся по схе­ме «об­раза вра­га»). Важ­ным ас­пек­том И. яв­ля­ет­ся ген­дер­ная И. – осоз­на­ние сво­ей при­над­леж­но­сти к муж­чи­нам или жен­щи­нам, ото­жде­ст­в­ле­ние с куль­тур­ны­ми об­раз­ца­ми мас­ку­лин­но­сти и фе­мин­но­сти (см. Ген­дер).

Про­бле­мы И. обо­ст­ри­лись в Но­вое вре­мя в свя­зи с раз­ру­ше­ни­ем тра­диц. об­ще­ст­ва и со­слов­ной сис­те­мы. Ра­ди­каль­ные со­ци­аль­ные из­ме­не­ния в 20 в. уси­ли­ли чув­ст­во раз­ры­ва с ус­то­яв­ши­ми­ся при­выч­ны­ми нор­ма­ми и пред­став­ле­ния­ми. Бур­ный рост ис­сле­до­ва­ний про­блем И. с сер. 20 в. в со­цио­ло­гии и со­ци­аль­ной пси­хо­ло­гии был обу­слов­лен мно­го­числ. кон­флик­та­ми куль­тур­ной, ре­ли­ги­оз­ной, эт­ни­че­ской, на­цио­наль­ной И. раз­ных со­ци­аль­ных групп, свя­зан­ны­ми с рез­ким воз­рас­та­ни­ем со­ци­аль­ной мо­биль­но­сти и взаи­мо­дей­ст­вия ра­нее срав­ни­тель­но ред­ко со­при­ка­сав­ших­ся ме­ж­ду со­бой групп, а так­же с ус­ко­рив­шей­ся диф­фе­рен­циа­ци­ей со­ци­аль­ных общ­но­стей и стрем­ле­ни­ем к ав­то­но­мии ма­лых групп. В со­цио­ло­гич. кон­тек­сте по­ня­тие И. бы­ло впер­вые ис­поль­зо­ва­но Д. Рис­ме­ном («Оди­но­кая тол­па», 1950). В сим­во­лич. ин­те­рак­цио­низ­ме (Ч. Х. Ку­ли, Дж. Г. Мид, амер. со­цио­лог Э. Гофф­ман) И. рас­смат­ри­ва­ет­ся как ре­зуль­тат срав­не­ния се­бя с дру­ги­ми в про­цес­се со­ци­аль­ной ком­му­ни­ка­ции. В струк­тур­ном функ­цио­на­лиз­ме (Т. Пар­сонс) И. со­от­но­сит­ся пре­ж­де все­го с разл. ро­ля­ми со­ци­аль­ны­ми. Рос. со­цио­лог В. А. Лу­ков раз­ви­ва­ет се­мио­тич. кон­цеп­цию И., ото­ж­де­ст­в­ляя её со смыс­ла­ми и зна­ка­ми разл. куль­тур­ных те­зау­ру­сов. Осо­бую ак­ту­аль­ность ис­сле­до­ва­ние И. при­об­ре­ло в свя­зи с гло­ба­ли­за­ци­ей, по­ста­вив­шей, в ча­ст­но­сти, во­про­сы со­от­но­ше­ния И. и муль­ти­куль­ту­ра­лиз­ма, И. и то­ле­рант­но­сти.

В пси­хо­ло­гич. ис­сле­до­ва­ни­ях в цен­т­ре вни­ма­ния ока­зы­ва­ют­ся ин­ди­ви­ду­аль­ные ме­ха­низ­мы фор­ми­ро­ва­ния и из­ме­не­ния И. Э. Эрик­сон опи­сал об­ре­те­ние И. как клю­че­вую ста­дию фор­ми­ро­ва­ния лич­но­сти, от­но­ся­щую­ся к под­ро­ст­ко­во­му и юно­ше­ско­му воз­рас­ту. Амер. пси­хо­лог Дж. Мар­сиа вы­де­лил че­ты­ре воз­мож­ных ти­па И.: «реа­ли­зо­ван­ная И.» – фор­ми­ро­ва­ние са­мо­сто­ят. пред­став­ле­ний о се­бе как итог ак­тив­но­го по­ис­ка; «мо­ра­то­рий И.» – вре­мен­ный уход от ре­ше­ния про­бле­мы И. на фо­не про­дол­жаю­ще­го­ся по­ис­ка; «диф­фуз­ная И.» – без­раз­ли­чие к про­бле­ме вы­бо­ра оп­ре­де­лён­ных мо­делей по­ве­де­ния; «пред­ре­шён­ная И.», обу­слов­лен­ная вос­при­ня­ты­ми ро­ди­тель­ски­ми ожи­да­ния­ми и сте­рео­ти­па­ми, а не са­мо­сто­ят. по­ис­ком и вы­бо­ром. Про­бле­ма И. в той или иной фор­ме при­сут­ст­ву­ет во всех осн. жиз­нен­ных кол­ли­зи­ях, по­сколь­ку лю­бой жиз­нен­ный вы­бор есть вы­бор од­но­го из ва­ри­ан­тов се­бя (С. Кьер­ке­гор). Э. Фромм обо­зна­чил два аль­тер­на­тив­ных ре­ше­ния про­бле­мы И.: че­рез ин­ди­ви­ду­аль­ное са­мо­оп­ре­де­ле­ние (бо­лее труд­ное и ред­кое) и че­рез при­над­леж­ность к со­ци­аль­ной груп­пе (бо­лее про­стое и рас­про­стра­нён­ное). Лич­но­ст­ная И., не сов­па­даю­щая с ожи­да­ни­я­ми и с И. ок­ру­жаю­щих, слу­жит ис­точ­ни­ком кон­флик­тов, од­на­ко оп­ре­де­ле­ние се­бя че­рез груп­по­вую при­над­леж­ность так­же про­бле­ма­тич­но в си­лу од­но­вре­мен­ной при­над­леж­но­сти ин­ди­ви­да к разл. груп­пам (про­фес­сио­наль­ной, по­ло­воз­ра­ст­ной, эт­нич., кон­фес­сио­наль­ной, со­сед­ской, до­су­го­вой и др.), цен­но­сти и ожи­да­ния ко­то­рых мо­гут не сов­па­дать и по­ро­ж­дать кон­флик­ты. Лич­но­ст­ное са­мо­оп­ре­де­ле­ние слу­жит пред­ме­том рас­смот­ре­ния в эк­зи­стен­ци­аль­ной пси­хо­ло­гии, под­чёр­ки­ваю­щей роль соз­на­ния в ос­мыс­ле­нии ин­ди­ви­ду­аль­но­го опы­та (Дж. Бюд­жен­тал и др.), и в нар­ра­тив­ной пси­хо­ло­гии, вы­во­дя­щей И. из кон­крет­ной ис­то­рии лич­но­сти. Ха­рак­тер­ные для 20 в. бы­ст­ро­ме­няю­щие­ся ус­ло­вия жиз­ни, ус­ко­рен­ное тех­но­ло­гич. и со­ци­аль­ное об­нов­ле­ние пре­вра­ти­ли не­ус­той­чи­вость и пла­стич­ность И. в за­ко­но­мер­ное и ес­теств. яв­ле­ние; всё боль­шее рас­про­стра­не­ние по­лу­ча­ет идея фраг­мен­тар­но­сти и мно­же­ст­вен­но­сти иден­тич­но­сти.

ИДЕНТИЧНОСТЬ — это… Что такое ИДЕНТИЧНОСТЬ?

    ИДЕНТИЧНОСТЬ — категория социально-гуманитарных наук (психологии, социальной философии, культурной антропологии, социальной психологии и др.), применяемая для описания индивидов и групп в качестве относительно устойчивых, “тождественных самим себе” целостностей.

    Идентичность есть не свойство (т. е. нечто присущее индивиду изначально), но отношение. Она формируется, закрепляется (или, напротив, переопределяется, трансформируется) только в ходе социального взаимодействия. В строгом смысле слова идентичность может быть атрибутирована только индивидами, поскольку только индивиды обладают качеством субъектности и, соответственно, способны относить или не относить к себе определенные значения. Приписывать идентичность группам позволительно лишь в переносном, метафорическом смысле. Так, начиная с середины 80-х гг. в политологии стало общепринятым говорить о субъектах международных отношений как о конкурирующих друг с другом “идентичностях” (“исламской”, “христианской”, “западной”, “восточной”, “евразийской” и т. д.). Однако наделе такие образования не представляют собой устойчивых единств, а распадаются на множество более мелких — в конечном счете, на индивидов, которые только и могут идентифицировать себя в качестве членов той или иной группы. Проблема идентичности актуализировалась с наступлением эпохи современности, или модерна. Поскольку в досовременных обществах идентичность индивидов задавалась их происхождением и принадлежностью к определенному социальному слою (эту данность они не были властны изменить), проблемы самоидентификации не возникало. Идентичность современного человека связана с сознательной ориентацией на определенный стиль жизни, “выбирая” который индивиды формируют свою тождественность с определенной группой, образом жизни, ценностями. В сверхсложных социальных организмах, каковыми являются современные индустриальные общества, идентичность имеет множественный характер. В процессе социализации индивид научается справляться со многими ролями и, соответственно, имеет множество “идентичностей”.     В структуре идентичности можно выделить “индивидуальный” и “социальный” уровни. Если персональная идентичность представляет собой совокупность характеристик, сообщающих индивиду качество уникальности, то социальная идентичность — результат идентификации (отождествления) индивида с ожиданиями и нормами его социальной среды. Абсолютно разделить эти два уровня идентичности (интерпретируя персональную в качестве внутренней, а социальную в качестве внешней) нельзя: представления индивида о самом себе, воспринимаемые им как его собственные и неотделимые от его самости, являются в конечном итоге результатом интериоризации социальных норм. В то же время собственные нормы индивида могут не совпадать с нормами и ролями, принимаемыми им в ходе социальной интеракции или навязанными ему окружением. Личностное “Я” формируется в результате достижения своего рода баланса между персональной и социальной идентичностью. В некоторых случаях (лица, содержащиеся в исправительных учреждениях, инвалиды, слепые и т. д.) такой баланс не складывается, и индивидуальное измерение идентичности не удается отделить от внешних напластований, связанных с давлением среды и пенитенциарных учреждений. Для описания таких феноменов в социологии и социальной психологии используется термин “стигматизированная идентичность”.     В зависимости от того, что выступает основанием идентификации (профессиональная или этническая группа, регион, политическое движение и т. д.) можно выделить различные типы социальной идентичности: профессиональная (шахтер, инженер, врач, спортсмен и т. д.), этническая (баварец, каталонец, татарин, фламандец и т. д.), региональная (сибиряк, техасец, северянин, дальневосточник и т. д.), политическая (коммунист, демократ, националист, либерал и т. д.). Место этнической идентичности в структуре личности может меняться. В одних условиях она не играет существенной роли или вообще не выражена (этнический индифферентизм), в др. выступает на первый план или даже доминирует, вытесняя иные идентификации индивида. Процессуальный и ситуативный характер этнической идентичности особенно очевиден в ситуации большого города. Самоидентификация индивидов с той или иной этнической группой зависит от целого ряда обстоятельств (наличие ярко выраженных “других”, возможности социальной интеграции, политические и правовые нормы, действующие в данном сообществе по отношению к культурным меньшинствам и т. д.). В любом случае, однако, активизация этнической идентичности связана не с “пробуждением” некой дремавшей в глубине индивидуального сознания способности, а с наличием ситуации, обусловливающей определенный тип поведения (в частности, коллективную солидарность по этническому признаку). Решающим в проявлении этнической идентичности (этничности) выступает, т. о., не набор “вещественных” признаков (фенотипические характеристики, язык, культурные особенности, религия), а то значение, которым эти признаки нагружаются в процессе социальной коммуникации. Самоидентификация в качестве члена некоторой этнической группы (или, напротив, дезидентификация, отказ от этнической принадлежности) определяется различными критериями (общее происхождение, совместные ожидания в будущем, сохранившие действенность традиции, общие культурные и поведенческие навыки и пр.). Этническая идентичность складывается не столько в результате внешнего определения (приписывания), сколько в результате самоопределения, самосознания индивида. Напр., “немецкая” или “украинская” фамилия российского гражданина сама по себе не является основанием для определения ее носителя (носительницы) в качестве немца (немки) или украинца (украинки).     В обыденном языке этническую идентичность часто смешивают с национальной. Однако их уместно разводить: самосознание индивидов в качестве членов определенной нации может формироваться на сверхэтнической основе (индийцы, канадцы, австралийцы, филиппинцы, швейцарцы, индонезийцы, бельгийцы, американцы и др.). Национальная идентичность предполагает самоидентификацию с определенным политическим (национальное государство) и культурным (национальная культура) сообществом. Поскольку большинство современных государств являются полиэтническими, гражданско-политическое и культурное измерение национальной идентичности имеет приоритет над ее этническим измерением.     Лит.: Идентичность и конфликт в постсоветских государствах. М., 1997; Ионии Л. Г. Социология культуры. М., 1996; Конструирование этничности. Этнические общины Санкт-Петербурга. СПб., 1998; Малахов В. С: Неудобства с идентичностью.— “ВФ”, 1998, № 2; Эрчксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996; Boerner P. (ed.). Concepts of National Identity. An Interdisciplinary Dialogue. Baden-Baden, 1986; Cooley Ch. H. Human Nature and Social Order. N.Y„ 1964; GiddensA. Modernity and Self-Identity. Cambr., 1991; Goffman E. The Presentation of Self in Everyday Life. Garden City, N.Y, 1959; Goffman E. Stigma: Notes on the Management of Spoiled Identity. Englewood Cliffs, 1963; HabermasJ. Zur Rekonstruktion des historischen Materialismus. Fr./M., 1976; Idem. Geschichtsbewusstsein und posttraditionelle Identität, Eine Art Schadenabwicklung.— Kleine politische Schriften. Fr./M., 1987; Mead G. H. Mind, Seifand Society Chi., 1934; SmithA. National Identity. Harmondsworth, 1991; TaylorCh. Sourses of the Self: the Making of Modern identity. Cambr., 1989.

    В. С. Малахов

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001.

Идентичность — это… Что такое Идентичность?

Question book-4.svgВ этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 3 мая 2012.

Идентичность (англ. Identity) — свойство психики человека в концентрированном виде выражать для него то, как он представляет себе свою принадлежность к различным социальным, национальным, профессиональным, языковым, политическим, религиозным, расовым и другим группам или иным общностям, или отождествление себя с тем или иным человеком, как воплощением присущих этим группам или общностям свойств.

Понимание человеком себя «как такового», как личности предполагает установление им как своего отличия от других людей, так и своего сходства с ними в соответствии с признаками, характеризующими его идентичность, что, в свою очередь, является совершенно необходимым условием для того, чтобы он оставался «самим собой» в изменяющемся мире.

Идентичность является результатом понимания человеком себя «как такового», устанавливаемого через выделения им для себя «значимых других».

Каждый человек формирует свою идентичность как самоидентичность, или самотождественность. Иначе говоря, если процесс установления человеком своей идентичности протекает как бы «сам собой», то при этом, тем не менее, в его психическую деятельность вовлекается и его сознательное отношение к происходящему с ним, что требует от него самостоятельных усилий при формировании им своего «Я» на этой основе.

Можно представить себе положение, когда формирование идентичности как самоидентичности протекает в настолько стабильных условиях, что происходит сравнительно мирно и безболезненно. В действительности окружающий мир выступает перед каждым человеком в виде набора конфликтующих возможностей установления им своей идентичности, заставляющих его самоопределяться по отношению к ним, выбирая ту или иную как для него реальную и наиболее желательную и, тем самым, сознательно отказываясь от прочих.

Имея это в виду, проблему идентичности можно понимать как решение каждым человеком проблемы выбора в процессе установления им своей принадлежности к той или иной группе или иной человеческой общности как «значимым другим» (в том числе отождествляя себя в этой связи с другим человеком как адекватным представителем «значимых других»), что ставит исследователя перед задачей выявления таких «значимым других» и установление их роли в процессе образования человеком своей идентичности.

Базовым для формирования человеком своей идентичности является определение им своего отношения к «чужим» и, соответственно, к «своим».

Проблематика идентичности переживает второе рождение под действием глобального электронного общения с его обращенным к каждому требованием «программной перезаписи» понимания своего места в жизни.

Использование в психологии

Эго-идентичность — термин Э. Эриксона — целостность личности; тождественность и непрерывность нашего Я, несмотря на те изменения, которые происходят с нами в процессе роста и развития (Я — тот же самый). Кризис Идентичности — (англ. Identity crisis). Потеря эго-идентичности. В таком состоянии исчезают или снижаются целостность, тождественность и вера человека в свою социальную роль. Экзистенциальная идентичность рассмотрена в работах Д. Бьюдженталя, «Наука быть живым» (англ. The search for existential identity).

Виды идентичностей

Некоторые исследователи разделяют всю совокупность идентичностей на естественные, не требующие организованного участия по их воспроизводству, и искусственные, постоянно нуждающиеся в организованном поддержании. К первым относятся такие идентичности как этнические, расовые, территориальные (ландшафтные), общемировые, видовые. Ко второй категории относятся такие идентичности как национальные, профессиональные, договорные, конфессиональные, региональные, (суб)континентальные, сословные, классовые, зодиакальные, групповые, стратификационные. Некоторые идентичности носят смешанный характер, например, гендерные[1].

Этническая идентичность

Этническая идентичность является производной от этноцентризма как принципа самоорганизации восприятия при выявлении им в окружающих тех или иных требующих этно-идентификации свойств. Этническая идентичность выражается в наборе поведенческих автоматизмов со свойственными им речевыми признаками и жестикуляцией. Она, соответственно, проявляется в ролевом репертуаре личности и формируется прежде всего на ранних этапах ее социализации как то, что является общим для всех носителей данного языка и данной этнокультуры[2]. Этническая идентичность привлекает всё большее внимание исследователей в современном мире с его все более усиливающимся смешением различных этносов как неоднозначном процессе, где действуют как центростремительные, так и центробежные силы.

Материалы словарной статьи словаря Даля показывают признаки «русского человека» как они осознаются самими русскими. Даль хорошо понимал, что в языке есть множество единиц, в которых закреплено понимание человеком своей культуры, в том числе при определении им своей этнической принадлежности[3].

См. также

Примечания

Литература

  • Крылов А. Н. Эволюция идентичностей: кризис индустриального общества и новое самопознание индивида. — М: Издательство НИБ, 2010. — 272 с. — ISBN 978-5-8309-0356-1
  • Софронова Л. А. О проблемах идентичности // Культура сквозь призму идентичности. — М.: Индрик, 2006. — С. 8—24.
  • Сэмьюэлз Э., Шортер Б., Плот Ф. Идентичность // Сэмьюэлз Э., Шортер Б., Плот Ф. Критический словарь аналитической психологии К. Юнга. — М.: МНПП «ЭСИ», 1994. — С. 58—59.
  • Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. — М.: Флинта, МПСИ, Прогресс, 2006. — 352 с.

Ссылки

Профессиональная идентичность — Википедия

Профессиональная идентичность — сложный интегративный психологический феномен, ведущая характеристика профессионального развития человека, которая свидетельствует о степени принятия избранной профессиональной деятельности в качестве средства самореализации и развития, осознание своей тождественности с группой и оценка значимости членства в ней. [1]

Она является результатом профессионального самоопределения человека, который осознает свою профессию как призвание. Обладая сформированной профессиональной идентичностью, человек отождествляет себя с профессией и считает себя представителем профессионального сообщества.[2]

Широкое использование в психологии термина «идентичность», большинство авторов связывает с именем Э. Эриксона, который ввёл в психологический тезаурус понятие «эго-идентичности», которую позднее его последователи назвали «личностной идентичностью». Он определил личностную идентичность как «внутреннюю непрерывность и самотождественность личности», которая развивается на всех этапах жизненного пути человека.[3]

Также Э. Эриксон понимал идентичность как результат переживания и осознания человеком своей принадлежности к определенной социальной группе, в том числе относительно принадлежности к профессиональному обществу профессии, которой он обладает.

Ощущение принадлежности по Э. Эриксону происходит с помощью противопоставления одних групп другими. Развитием понимания этой стороны личностной идентичности, занимались Дж. Мид, Г. Теджфел, Дж. Тёрнер и их последователей. В рамках данного направления исследований, наряду с использованием понятия личностной идентичности, было введено понятие «социальной идентичности».[4][5]

Если личностная идентичность формируется на основе идентификации физических, интеллектуальных и нравственных качеств, то социальная идентичность является результатом идентификации человека с конкретной общностью: расой, полом, профессиональной группой, национальностью и т. д.

На сегодняшний день в психологии выделяют различные типы социальной идентичности[6]: религиозную идентичность, этническую идентичность, гендерную идентичность, профессиональную идентичность и ряд других.

Ключевые научные работы, посвященные исследованию профессиональной идентичности, принадлежат Л. Б. Шнейдер, которая выделила 4 типа профессиональной идентичности и разработала новый метод ее диагностики.[1]

Процесс становления профессиональной идентичности носит неравномерный, кризисный характер, который, по мнению ряда авторов, может привести к профессиональному кризису.[7]

Кризис профессиональной идентичности протекает по тому же плану, как и кризис личностной и социальной идентичности.

На этапах освоения профессии возникает конфликт между элементами уже имеющейся у человека идентичности и ситуацией, которая меняется по ходу освоения человеком новой профессии. Для выхода из профессионального кризиса, индивид должен принять новые ценности профессионального общества, перенять профессиональные навыки и качества, найти способы развития в рамках профессиональной деятельности.[8]

Способы диагностики профессиональной идентичности[9][править | править код]

Существует несколько способов диагностики профессиональной идентичности.

Один из самых часто используемых методик — Тест на диагностику профессиональной идентичности» Л. Б. Шнейдер. Он выявляет наличие определенного статуса профессиональной идентичности.[10] Также отечественными исследователями используется Дифференциально–диагностический опросник Е. А. Климова, который показывает иерархию профессиональных предпочтений по той или иной профессии [10], а также ряд других отечественных методик

Виды профессиональной идентичности:[11][править | править код]

  1. Достигнутая профессиональная идентичность — наиболее предпочтительная и развития форма идентичности, которая свидетельствует об успешном прохождении кризиса идентичности. Человек, обладающий достигнутой профессиональной идентичностью, осознает, чего он хочет добиться в профессии, имеет собственные профессиональные амбиции, ощущает себя частью профессии и профессионального сообщества.
  2. Преждевременная профессиональная идентичность — характерна для человека не пережившего кризис идентичности. Данный вид идентичности формируется по механизму подражания родителям и другим значимым людям. Например, такая идентичность может сформироваться в ситуации династийности профессии, когда у ребёнка родители врачи и он тоже уверен в своем желании стать врачом.
  3. Диффузная профессиональная идентичность — носителем являются люди с неопределёнными, размытыми профессиональными интересами, целями убеждениями. Такие люди не ощущают принадлежности к определенной профессиональной группе, не разделяют ее ценности и убеждения, не имеют четко выраженных амбиций в профессиональной сфере.
  4. Мораторий — состояние отсутствия идентичности, поскольку человек находится в состоянии кризиса идентичности.

Профессиональный маргинализм и профессиональная идентичность — являются полярными явлениями. Профессиональный маргинализм предполагает позицию непричастности к профессиональному обществу, самоотрицание себя в профессии. Профессиональная идентичность — самоотождествление себя с профессионалом, носителем конкретной профессии.[12]

Утрата профессиональной идентичности порождает феномен профессионального маргинализма. Данный феномен характеризуется ощущением непричастности к выполняемой профессиональной роли, самоотрицанием, потерей личностной значимости профессии.

Феномен профессионального маргинализма всегда негативен и опасен для общества, так как его признаками является снижение качества и эффективности профессиональной деятельности, ориентация специалиста при выполнении трудовых функций на личные, непрофессиональные цели, а не на социальную ценность профессии.[7]

Факторы, влияющие на процесс формирования профессиональной идентичности[править | править код]

На формирование профессиональной идентичности влияют три группы факторов: индивидуально-личностные, образовательные, социально-профессиональные, имеющие позитивные («формирующие факторы») и негативные аспекты («деформирующие факторы» или барьеры на пути формирования профессиональной идентичности).[13]

Индивидуально-личностные аспекты[править | править код]

Формирующие факторы:

  • система ценностных ориентаций, мотивация личности;
  • достижение поставленной цели;
  • династийность выбранной профессии;
  • профессия по призванию, высокая степень ответственности за профессиональную работу.

Барьерные факторы:

  • иерархия системы ценностных ориентаций, низкая мотивация личности;
  • нивелирование ответственности за профессиональную работу;
  • разочарование в профессии; эмоциональное выгорание.[13]

Образовательные аспекты[править | править код]

Формирующие факторы:

  • институционализация системы профессионального образования, профессиональная подготовка дипломированных специалистов;
  • высокое качество профессиональной подготовки;
  • практико-ориентированная направленность обучения.

Барьерные факторы:

  • институционализация системы профессионального образования и массовая профессиональная подготовка дипломированных специалистов;
  • обучение ради получения диплома о высшем образовании;
  • низкое качество профессиональной подготовки;
  • отсутствие практико-ориентированной направленности обучения.[13]

Социально-профессиональные аспекты[править | править код]

Формирующие факторы:

  • сформированность профессионального сообщества и профессиональной культуры как культурного образца;
  • востребованность специалистов данного профиля на рынке труда, выбор профессии, отвечающий потребностям современного рынка труда;
  • соответствие профессиональной подготовки реальной практике;
  • высокий престиж профессии в обществе, стабильные условия труда, достаточный уровень заработной платы будущего специалиста и высокие социальные гарантии.

Барьерные факторы:

  • непрофильное трудоустройство;
  • прекариатизация рынка труда; несформированность профессионального сообщества и профессиональной культуры;
  • невостребованность специалистов данного профиля на рынке труда, выбор профессии, не отвечающий потребностям современного рынка труда;
  • несоответствие профессиональной подготовки реальной практике;
  • непрестижная (низкорейтинговая) профессия в обществе, нестабильные условия труда, низкий уровень заработной платы будущего специалиста и отсутствие социальных гарантий.[13]

В достижении профессиональной идентичности и преодолении кризисов профессионального развития важную роль играют психологические качества личности, которые преобразуются с наступлением взросления.

К таким критериям можно отнести принятие ответственности за профессиональную работу, проявление терпимости и установление взаимоотношений, достижение поставленных целей.[8]

Критерии показателя сформированной профессиональной идентичности[править | править код]

Критериями успешного процесса становления профессиональной идентичности являются:[2]

  • Положительная самооценка, как показатель восприятие себя, выполнение социальной роли в качестве субъекта профессиональной деятельности.
  • Уровень притязаний, как мотивированная готовность к развитию своей личности как профессионала и вхождение в профессиональное сообщество.
  • Удовлетворенность выполнением профессиональных задач.
  • Положительное отношение к выполнению профессиональной деятельности, удовлетворение потребностей.
  • Ответственность за выполнение норм и правил профессиональной деятельности, требований, предъявляемых профессией к личности профессионала.
  • Принятие норм и ценностей, характерных для профессионального сообщества.
  • Академическая успешность и успеваемость.
  • Положительное отношение к профессиональной деятельности на производственных практиках.
  1. 1 2 Лидия Бернгардовна Шнейдер. Профессиональная идентичность :Структура, генезис и условия становления (рус.). — 2001.
  2. 1 2 Профессиональная идентичность, её структура и компоненты (неопр.). cyberleninka.ru. Дата обращения 14 ноября 2018.
  3. John P. Kemph. Erik H. Erikson. Identity, youth and crisis. New York: W. W. Norton Company, 1968 (англ.) // Behavioral Science. — 1969-03. — Vol. 14, iss. 2. — P. 154–159. — ISSN 1099-1743 0005-7940, 1099-1743. — doi:10.1002/bs.3830140209.
  4. Иванова Н.Л. Структура социальной идентичности личности: проблема анализа // Психологический журнал. — 2004. — Т. 25, вып. 1. — ISSN 0205-9592.
  5. Поварёнков Юрий Павлович. Психологическая характеристика профессиональной идентичности субъекта труда // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. — 2014. — Т. 20, вып. 3. — ISSN 2073-1426.
  6. Наталья Алексеевна Перинская. Профессиональная идентичность (рус.) // Знание. Понимание. Умение. — 2018-06-29. — Т. 0, вып. 2. — ISSN 2218-9238. — doi:10.17805/zpu.2018.2.19.
  7. 1 2 Дементий Людмила Ивановна. Проблемы профессиональной идентичности и маргинальности в ситуации сознательной смены профессии (на примере получения второго высшего психологического образования) // Известия Алтайского государственного университета. — 2009. — Вып. 2. — ISSN 1561-9443.
  8. 1 2 Оксана Аведиковна Нор-Аревян, Анна Михайловна Шаповалова. Факторы формирования профессиональной идентичности (рус.) // Гуманитарий Юга России. — 2016. — Т. 21, вып. 5. — С. 102–113. — ISSN 2500-2155.
  9. Озерина Анна Александровна. Разработка опросника диагностики профессиональной идентичности студентов // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. — 2011. — Вып. 2. — ISSN 1995-0659.
  10. 1 2 Александра Олеговна Коверга. Профессиональная идентичность как объект профориентационной работы менеджера по персоналу // Молодой ученый. — 2014. — Вып. 65. — С. 799–803. — ISSN 2072-0297.
  11. Исаева Дарья Александровна. Особенности личностной и профессиональной идентичности в юности и ранней взрослости // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12. Социология. — 2013. — Вып. 2. — ISSN 2541-9374.
  12. ↑ PSYLIB® – Г. М. Андреева. Социальная психология (неопр.). psylib.ukrweb.net. Дата обращения 28 ноября 2018.
  13. 1 2 3 4 Воробьева, Ирина Владимировна. Особенности профессиональной социализации студентов, получающих специальность «социальная работа» (рус.). — 2007.

Идентичность — это … Что такое идентичность: типы, использование

Добавлено в закладки: 0

Что такое идентичность? Описание и определение понятия.

Идентичность – это тождественность одного события, величины, вещи другому. Товары являются идентичными, когда их репутационные, физические, эксплуатационные характеристики являются одинаковыми. Также среди сравниваемых параметров находятся производитель и страна. Особенность товарной идентичности в допустимости небольших расхождений во внешнем виде товаров во время их сравнения. Товары невозможно назвать тождественными, когда была изменена технология производства, когда они не были изготовлены с товаром-эталоном и так далее.

Идентичность (лат. Identitas, англ. Identity) — это свойство психики человека выражать в концентрированном виде для него то, как он себе представляет свою принадлежность к разным экономическим, социальным, профессиональным, национальным, политическим, языковым, расовым, религиозным и другим группам или общностям, или отождествление себя с определенным человеком, как воплощением присущих этим общностям или группам свойств.

Использование в психологии

  • Эго-идентичность — термин Э. Эриксона — это целостность личности; непрерывность и тождественность нашего Я, невзирая на те изменения, которые с нами происходят в процессе развития и роста (Я — тот же самый).
  • Кризис идентичности — (англ. Identity crisis). Потеря эго-идентичности. В таком состоянии снижаются или вовсе исчезают тождественность, целостность и вера человека в собственную социальную роль.

Использование в экономике

  • Идентичность бренда (англ. Brand Identity) — это отличительные особенности бренда, его индивидуальность (англ. Brand Personality).
  • Идентичность бренда территории (англ. destination-brand identity) — визуальная концепция, которая выражает основные особенности городов, стран, регионов и разных территорий. Связывается с понятиями из смежных наук территориальная идентичность, национальная идентичность (англ. National Identity). Бренд-менеджмент территорий (англ. destination-brand management) — новое направление в бренд-менеджменте.
  • Корпоративная идентичность — (англ. Сorporate Identity), выражают в атрибутах корпоративного стиля (англ. Сorporate style). То же, что и идентичность бренда, лишь в отношении к корпоративному бренду.

Типы идентичностей

Некоторые исследователи делят всю совокупность идентичностей на естественные, которые не требуют организованного участия по их воспроизводству, и искусственные, нуждающиеся постоянно в организованном поддержании. К первым относят такие идентичности как расовые, этнические, общемировые, территориальные (ландшафтные), видовые. Ко второй категории относят такие идентичности как профессиональные, национальные, конфессиональные, договорные, (суб)континентальные, региональные, классовые, сословные, групповые, зодиакальные, стратификационные. Некоторые идентичности носят смешанный характер, к примеру, гендерные.

Этническая идентичность

Этническая идентичность — это производная от этноцентризма, как принципа самоорганизации восприятия при выявлении им в окружающих определенных свойств, требующих этно-идентификации. Этническая идентичность выражена в наборе поведенческих автоматизмов с жестикуляцией и речевыми признаками, свойственными им. Она, соответственно, проявляется в ролевом репертуаре личности и прежде всего формируется на ранних стадиях ее социализации как то, что общее для всех носителей этого языка и этой этнокультуры. Этническая идентичность в современном мире привлекает всё большее внимание исследователей с его все более усиливающимся смешением разных этносов, как неоднозначном процессе, где действуют как центробежные, так и центростремительные силы.

Мы коротко рассмотрели идентичность: типы, использование. Оставляйте свои комментарии или дополнения к материалу.

идентичность — это… Что такое идентичность?

        ИДЕНТИЧНОСТЬ (от лат. identicus — тождественный, одинаковый) — отношение, которое каждая вещь переносит на саму себя. Оно может быть выражена формулой а = b *-> VF(a — b). Идентичность а и b подразумевает и обусловлена принципиальной соотносимостью всех присущих им качеств и свойств. Если читать эту формулу слева направо, то мы получим неразличимость тождественностей. Если справа налево — тождество неразличимых. Первое означает, что если а и b идентичны, то между ними нет разницы: все, что истинно для а, то истинно и для Ь, и наоборот; а и b обладают одинаковыми свойствами, т.к. а имеет те же свойства, что и Ь. Противоположная форма неразличимости тождественностей — различимость различимостей: если что-то истинно для а, то оно не истинно для Ь, и наоборот, т.е. а и b различны. Различимость различимостей является основой дуализма.

        Под тождеством неразличимых имеется в виду, что объекты а и Ъ идентичны, если: 1) все их свойства одинаковы, 2) одинаковы только качественные свойства, 3) одинаковы нерелятивные качественные свойства. Рассмотрение тождества неразличимых часто сводится к проблеме исследования конкретных объектов и встречается с рядом трудностей; напр., о сложностью определения качественных и нерелятивных свойств объекта, с проблемой выявления таких скрытых качественных свойств идентичных объектов, которые позволяют их различать. Проблема И. исследована Г. Лейбницем, который ввел логическую процедуру подтверждения тождества через принцип подстановки, а эпистемологическую проблему видел в обосновании различия двух тождественных предметов посредством анализа их понятий, и наоборот.

        И. вещей не является отношением между их именами. Если а и Ъ обозначают в предложении имя одного и того же объекта, то их взаимозамена может искажать смысл предложения, зависящий от семантики языка рассуждений и от приписанных объекту предикатов. При установлении И. вещей принято оперировать понятиями внутренних и внешних качеств. Абсолютно подобные объекты различаются только их внутренним качеством, но продолжают оставаться двумя разными объектами. Качественная И. вещей построена на тождестве внутренних качеств, числовая — на тождестве внешних. К числовой И. относится персональная И., исследующая И. людей во времени. Локк видел ее суть в едином сознании (памяти) человечества. Сегодня дискуссия ведется о проблеме фундаментального критерия персональной И.: психологическая или физическая преемственность в конституции человека, транслируемая сквозь века. Аспектами персональной И. являются социальная, культурная и пр. Процессуальные аспекты формирования И. подчеркивает понятие идентификации (3. Фрейд, Э. Эриксон). Как варианты решения проблем И. рассматриваются понятия релятивной И., означающей, что атлЬ могут быть идентичными по отношению к одному понятию (предикату), но не идентичными к другому. Напр., атлЬ идентичны как сделанные из дерева, но не идентичны как произведения искусства. Видом И. является пространственно-временная: аиЬ могут быть идентичны друг другу в момент времени trно не в момент времени t.

        Проблемы И. рассматривалась в рамках аналитической философии сознания в теории тождества (физикализм), согласно которой ментальные состояния идентичны состояниям мозга. Ее разновидностями являются: теория «тождества типов»: для каждого типа ментального состояния может быть найден соответствующий тип физического состояния; теория «тождества единиц»: каждое ментальное состояние тождественно некоторому нейрофизиологическому состоянию; «функционализм»: И. нейрофизиологических и ментальных состояний заключается в выполнении ими одной и той же функции в организме; «компьютерный функционализм» и теория «нейросетевых моделей» познания: И. сознания человека и компьютера.

        М.А. Кукарцева

Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация». И.Т. Касавин. 2009.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *