Что такое политика организации: ПОЛИТИКА ОРГАНИЗАЦИИ — это… Что такое ПОЛИТИКА ОРГАНИЗАЦИИ? – Политика (управление) — Википедия

Автор: | 05.02.2021

Содержание

ПОЛИТИКА ОРГАНИЗАЦИИ — это… Что такое ПОЛИТИКА ОРГАНИЗАЦИИ?


ПОЛИТИКА ОРГАНИЗАЦИИ
Совокупность всех решений и мер, принятых организацией для постановки стратегических задач и их достижения

Словарь бизнес-терминов. Академик.ру. 2001.

  • Покупная стоимость товара
  • ПОЛИТИКА ТОВАРНАЯ

Смотреть что такое «ПОЛИТИКА ОРГАНИЗАЦИИ» в других словарях:

  • ПОЛИТИКА ОРГАНИЗАЦИИ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ТРУДА — общий характер действий, направленных на создание здоровых и безопасных условий труда на рабочих местах в организации. В соответствии с ГОСТ Р 12.0.006 2002 Общие требования к управлению охраной труда в организации должна быть разработана… …   Российская энциклопедия по охране труда

  • Политика организации инновационная —   совокупность целей, приоритетов стратегии инновационного развития и управления изменениями организации, сформированных ее менеджментом и реализуемых через систему планирования и проектирования организационного развития. При разработке… …   Толковый словарь «Инновационная деятельность». Термины инновационного менеджмента и смежных областей

  • Учетная политика организации — совокупность способов ведения бухгалтерского учета первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности. Формируется главным бухгалтером (бухгалтером) организации и… …   Энциклопедический словарь-справочник руководителя предприятия

  • Социальная политика организации — часть политики управления персоналом, включающая в себя все цели и мероприятия, связанные с добровольными социальными услугами фирмы. См. также: Кадровая политика Социальная политика Финансовый словарь Финам …   Финансовый словарь

  • кредитная политика организации — кредитная политика предприятия Выстроенный компанией (предприятием) механизм управления дебиторской задолженностью: прежде всего, определение целей и условий предоставления покупателям продукции товарного (коммерческого) или потребительского… …   Справочник технического переводчика

  • Кредитная политика организации, предприятия — (Сгеdit policy) — выстроенный компанией (предприятием)  механизм управления дебиторской задолженностью: прежде всего, определение целей и условий предоставления покупателям продукции товарного (коммерческого) или потребительского кредита …   Экономико-математический словарь

  • Экологическая политика организации — экологическая политика означает общие цели организаций и принципы деятельности по отношению к окружающей среде, включая соответствие всем соответствующим нормативным требованиям относительно окружающей среды, а также принятие обязательств по… …   Официальная терминология

  • ПОЛИТИКА —         (греч. гос. или обществ. дела, от государство), сфера деятельности, связанная с отношениями между классами, нациями и др. социальными группами, ядром которой является проблема завоевания, удержания и использования гос. власти. Самое… …   Философская энциклопедия

  • политика информационной безопасности (организации) — политика ИБ (организации) Формальное изложение правил поведения, процедур, практических приемов или руководящих принципов в области информационной безопасности, которыми руководствуется организация в своей деятельности. Примечание Политики должны …   Справочник технического переводчика

  • Политика в области обеспечения качества — основные направления и цели эксплуатирующей организации АС или организации, выполняющей работы и предоставляющей услуги эксплуатирующей организации АС в области качества в целях безопасности, установленные руководством эксплуатирующей организации …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации


Политика (управление) — Википедия

Эта статья о политике как общем управленческом понятии; о политике в значении деятельности государства см. Политика.

Политика в управлении — это система принципов для принятия решений и достижения оптимальных результатов. Политика направляет действие на достижение генеральных целей при выполнении конкретных задач. Путём распределения направлений, которым нужно следовать, она объясняет основные механизмы, каким образом должны быть достигнуты цели. Политика оставляет свободу манёвра в последовательных действиях.

Макс Вебер указывает, что политика — общее управленческое понятие, уточняя при этом, что второе его значение связано с функционированием государства:

Что мы понимаем под политикой? Это понятие имеет чрезвычайно широкий смысл и охватывает все виды деятельности по самостоятельному руководству. Говорят о валютной политике банков, о дисконтной политике Имперского банка, о политике профсоюза во время забастовки; можно говорить о школьной политике городской или сельской общины, о политике правления, руководящего корпорацией, наконец, даже о политике умной жены, которая стремится управлять своим мужем. Конечно, сейчас мы не берем столь широкое понятие за основу наших рассуждении. Мы намереваемся в данном случае говорить только о руководстве или оказании влияния на руководство политическим союзом, то есть в наши дни — государством.

Вебер М. Политика как призвание и профессия

Толкотт Парсонс, развивая понятие социального действия, введённое Вебером, отождествил политику с функцией целедостижения в системе социальных действий[1].

Политика — это заявление о намерениях, которые реализуются через процедуры или протокол. Политика, изложенная в виде руководящего документа, как правило, принимается высшим руководящим органом организации, в то время как процедуры или протоколы разрабатываются и принимаются её старшими руководителями.

Термин может применяться для правительства, частного сектора, организаций и групп, а также индивидов. Указы Президента, политика конфиденциальности корпораций и парламентские процедуры — всё это примеры политики. Политика отличается от правил или закона. В то время как закон может вынудить или запретить определенный тип поведения (например, закон, требующий уплаты налогов на доходы), политика — это просто направляющие действия, которые с наибольшей вероятностью позволят достичь желаемого результата.

В самоорганизующихся гражданских обществах политику можно наблюдать во взаимодействии между определёнными группами людей, различающихся по взглядам на основы управления и постановку задач, целей, как например, политические партии, оперирующие различной общественно-политической лексикой и идеологемами. В корпоративных, академических, религиозных учреждениях различия больше заметны по школам подготовки специалистов, мировоззрению, приоритету целей, этнокультурным, культовым, родственным, или материальным предпочтениям. Политика определяет стратегию отношений с другими субъектами через общность или конкуренцию интересов (государство, организация, индивид) во всех сферах взаимоотношений.

Политика может помочь как в субъективных, так и в объективных аспектах принятия решений. В субъективных аспектах политика помогает, если необходимо сравнить ряд факторов перед принятием решения (например, баланс между работой и жизнью

[en]). В объективных аспектах политика носит, как правило, оперативный характер (например, политика защиты паролей)[2].

Политика может также относиться к процессу принятия важных организационных решений, в том числе к определению альтернатив, таких как инвестиционная политика или расходные приоритеты, и выбору между ними, исходя из воздействия, которое они будут иметь на будущее государства или фирмы. В корпоративных финансах учётная политика оказывает существенное влияние на финансовую отчетность. Маркетинговая и ценовая политика влияют на занимаемую долю рынка и доходы корпораций. Кадровая и техническая политика определяют особенности производственного процесса на предприятии.

Преднамеренные эффекты[править | править код]

Планируемые последствия политики широко варьируют в зависимости от организации и контекста. В целом, политика, как правило, вводится, чтобы избежать некоторых негативных явлений, которые были замечены в организации, или добиться каких-либо положительных выгод.

Корпоративная политика закупок — пример того, каким образом организации пытаются избежать негативных последствий. Многие крупные компании придерживаются политики, что все покупки выше определенной величины должны осуществляться через формализованный процесс закупки.

Штат Калифорния даёт пример политики, направленной на поиск выгод. В последние годы число гибридных автомобилей в Калифорнии резко возросло, отчасти из-за изменений в федеральном законе, который предоставил 1500 долларов налоговых льгот, а также разрешил использование выделенных полос для владельцев гибридов (эти льготы больше недоступны для новых гибридных транспортных средств). В этом случае государство создало эффект дополнительных выгод от владения и использования гибридных транспортных средств.

Непреднамеренные эффекты[править | править код]

Политика часто имеет побочные эффекты или нежелательные последствия, потому что среда, на которую она стремится влиять, является, как правило, сложной адаптивной системой (например, правительства, общества, крупные компании), вследствие чего политика может иметь контринтуитивные результаты. Если, например, правительство решает поднять налоги, рассчитывая на увеличение налоговых поступлений, то при определённой степени увеличения налогов налоговые поступления могут, вопреки ожиданиям, не только не увеличиться, но даже сократиться в силу оттока капитала или сокращения стимулов зарабатывания денег (см. Кривая Лаффера.)

В политологии, политический цикл является инструментом, используемым для анализа развития какого-либо элемента политики. Это эмпирическое правило сыграло весомую роль в том, как политологи смотрят на политику в целом[3], оно основано на работе Гарольда Ласуэлла.

Одна версия этого правила выделяет следующие этапы:

  1. Определение повестки дня (идентификация проблемы) — признание проблемы, требующей дальнейшего внимания.
  2. Формулирование политики — включает в себя изучение вариантов или альтернативных действий для решения проблемы (оценка, диалог, формулирование и обобщение).
  3. Принятие решения — определение направления действий, нужно ли сохранить статус-кво или изменить его (решения могут быть «позитивные», «негативные», или «не-действие»).
  4. Осуществление — конечное вынесенное ранее решение применяется на практике.
  5. Оценка — оценивается эффективность политики с точки зрения её намерений и результатов.

Восьмишаговый политический цикл разработан в деталях в The Australian Policy Handbook Питера Бриджмена и Глин Дэвис (теперь с соавторстве с Кэтрин Альтхаус в 4-м и 5-м изданиях):

  1. Идентификация проблемы
  2. Анализ
  3. Консультации (пронизывают весь процесс)
  4. Развитие инструментов
  5. Координация и образование коалиций
  6. Формирование программы: принятие решений
  7. Осуществление политики
  8. Оценка результатов

Политика, как правило, обнародуется путём издания официальных письменных документов. Программные документы часто проходят с одобрения исполнительной власти в организации, чтобы узаконить политику и продемонстрировать, что она считается вступившей в силу. Такие документы часто имеют стандартные форматы, принятые в данной организации. Хотя такие форматы зачастую различаются, программные документы обычно содержат некоторые стандартные компоненты, в том числе:

  • Определение целей, с изложением, почему организация выпускает эту политику, и что является требуемым от неё эффектом.
  • Определение области применения — описание того, кто влияет на политику и какие действия влияют на неё. Это используется, чтобы сфокусировать политику на требуемых целях, и избежать непреднамеренных последствий там, где это возможно.
  • Дата вступления в силу. Изредка можно найти политику с обратной силой.
  • Раздел обязанностей. Например, в закупочной политике может быть определено, что для обработки заявок на закупку создаётся отдельное подразделение.

Теодор Лоуи[en], известный американский политолог, предложил разделить политику на несколько видов, а именно распределительную (перераспределительную), регуляторную, учредительную в своей статье «Four systems of Policy, Politics and Choice»[4].

  • Распределительная политика — задаёт параметры распределения товаров и услуг и расходов на них между членами организации. Примерами являются государственная политика, которая влияет на расходы на социальное обеспечение, народное образование, дороги и общественную безопасность, или политика материального стимулирования в организации.
  • Регуляторная политика — устанавливает ограничения на самостоятельные действия лиц и организаций, или иным образом вводит определённые типы поведения. Примером государственной регуляторной политики является ограничение скоростного режима.
  • Учредительная политика — направлена на создание органов управления или принятие новых законов.

Политика предприятия — это… Что такое Политика предприятия?


Политика предприятия

Политика предприятия (enterprise policy)—совокупность видения генеральных целей, принципов ведения бизнеса и управления персоналом. Часто П.п. называют также совокупность решений, принимаемых высшим руководством и ориентированных на достижение прежде всего генеральных целей предприятия (см. Стратегия предпри ятия).

•  Некоторые направления политики предпри ятия:

Политика привлечения банковского кредита (bank loans drawing policy) — часть общей политики привлечения заемных средств, конкретизирующая условия привлечения, использования и обслуживания банковского кредита. Сюда относится поиск наиболее-эффективных форм и условий привлечения заемных инвестиционных ресурсов в соответствии с потребностями инвестиционной деятельности предприятия.

Политика управления долгом (PDMP, ADMP) — Часть общей стратегии управления структурой капитала предприятия в связи с изменениями внешних обстоятельств. Различаются: пассивная политика управления долгом (ППУД) и активная политика управления  долгом (АПУД)

Политика управления реальными инвестициями (real investment management policy) — часть общей инвестиционной стратегии предприятия, обеспечивающая выбор и реализацию наиболее эффективных реальных инвестиционных проектов на предприятии.

Политика управления рисками (risk management policy) — часть общей инвестиционной стратегии предприятия, обеспечивающая оценку уровня отдельных видов инвестиционных рисков и минимизацию связанных с ними финансовых потерь

Политика управления финансовыми инвестициями (financial investment management policy) — часть общей инвестиционной стратегии предприятия, обеспечивающая выбор наиболее эффективных финансовых инструментов вложения капитала.

Политика формирования собственных инвестиционных ресурсов (owner sources of investment policy) — часть общей инвестиционной стратегии предприятия, заключающаяся в обеспечении необходимого уровня самофинансирования его инвестиционной деятельности.

Экономико-математический словарь: Словарь современной экономической науки. — М.: Дело. Л. И. Лопатников. 2003.

  • Полииерархическая структура
  • Политические риски

Смотреть что такое «Политика предприятия» в других словарях:

  • политика предприятия — Совокупность видения генеральных целей, принципов ведения бизнеса и управления персоналом. Часто П.п. называют также совокупность решений, принимаемых высшим руководством и ориентированных на достижение прежде всего генеральных целей предприятия… …   Справочник технического переводчика

  • Политика предприятия в области риска — (risk management policy): документ, устанавливающий принципы организации в области риска, менеджмента риска, обработки риска и основные требования к плану менеджмента риска… Источник: МЕНЕДЖМЕНТ РИСКА. КОСМИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ. ГОСТ Р ИСО 17666 2006 …   Официальная терминология

  • ПОЛИТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ УЧЕТНАЯ — (см. УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ) …   Энциклопедический словарь экономики и права

  • политика предприятия в области риска — 2.6 политика предприятия в области риска (risk management policy): Документ, устанавливающий принципы организации в области риска, менеджмента риска, обработки риска и основные требования к плану менеджмента риска. Источник: ГОСТ Р ИСО 17666 2006 …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • ПОЛИТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ, УЧЕТНАЯ — выбранные предприятием способы ведения бухгалтерского учета, его хозяйственной (уставной и иной) деятельности. Основные требования к учетной политике следующие: полнота, то есть отражения в бухгалтерском учете всех фактов хозяйственной… …   Большой экономический словарь

  • Политика предприятия учетная —   совокупность выбранных методов ведения бухгалтерского учета затрат и доходов, первичных наблюдений, измерений и документальной регистрации, текущей группировки и итоговых обобщений фактов основной, финансовой и инвестиционной деятельности… …   Толковый словарь «Инновационная деятельность». Термины инновационного менеджмента и смежных областей

  • Ценовая политика предприятия — (price policy of an enterprise) совокупность мер в области ценообразования, способствующих росту доходов и объемов реализации продукции, одно из направлений экономической политики предприятия …   Экономико-математический словарь

  • ценовая политика предприятия — Совокупность мер в области ценообразования, способствующих росту доходов и объемов реализации продукции, одно из направлений экономической политики предприятия. [http://slovar lopatnikov.ru/] Тематики экономика EN price policy of an enterprise …   Справочник технического переводчика

  • УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ — совокупность выбранных предприятием способов ведения бухгалтерского учета (первичного наблюдения, стоимостного измерения, группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности). К способам ведения бухгалтерского учета относятся:… …   Энциклопедический словарь экономики и права

  • ПОЛОЖЕНИЕ ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ «УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ» — положение, принятое Минфином РФ в 1994г. Устанавливает основы формирования (выбора и обоснования) и раскрытия (придания гласности) учетной политики: в части формирования учетной политики для всех организаций независимо от формы собственности; в… …   Большой бухгалтерский словарь


Что такое политики, стандарты и процедуры

Что общего и чем отличаются политики, стандарты и процедуры работы? Далеко не каждый может ответить на этот вопрос. Общее понимание вроде как присутствует, но дьявол кроется в деталях, а именно детали в итоге формируют разницу в понимании.  Разность понимания, в свою очередь, оборачивается неоправданными ожиданиями и потерянным временем.

Политики

Политика – это собрание принципов, которым следует компания в своей деятельности. Принципы – это фактически правила поведения, принятые в компании. Надеюсь, вы понимаете, что наличие выраженного принципа вовсе не означает, что его неукоснительно соблюдают? Потому как иногда я наблюдал ситуацию, когда создание политики и ее выполнение считалось тождественным. Но это совсем другая история. Сейчас мы разберемся только с тем, что из себя представляют политики, стандарты и процедуры.

Впрочем, я отвлекся. Вернемся к политике.

Правила поведения и принятия решений, прописанные в политике, могут касаться разных областей деятельности. Например:

  • Политика внутренних коммуникаций
  • Политика качества
  • Политика обслуживания клиентов
  • Политика информационной безопасности
  • Политика управления финансами
  • Политика управления бизнес процессами

и т.д.

Каждый из вышеперечисленных примеров определяет желаемое поведение компании в рамках конкретной области.

Получается, что у компании может быть множество политик – по политике на каждую область деятельности. Хорошо, а сколько их должно быть в таком случае? Для каких областей деятельности нужно создавать политики? Ответить на данный вопрос однозначно не получится. Дело в том, что политики создаются для тех областей, которые являются ключевыми с точки зрения стратегии компании. А  стратегия у каждого своя. Так что только вы можете определить  набор и состав политик.

Вовсе необязательно создавать политику для каждой ключевой области. Вполне допустимо использовать одну политику, которая вберет в себя необходимые принципы из разных областей деятельности. Таким образом, вы можете просто составить список ключевых с точки зрения операционной деятельности вопросов, сформулировать ответы на них и собрать их в виде корпоративной политики.

Хорошая политика помимо ответа на вопрос «как поступать в том или ином случае» даёт ответ на вопрос «почему так следует делать».

В успешных компаниях политики пишутся и принимаются советом директоров или собранием руководителей исполнительного звена, т.к. именно они в конечном счете отвечают за всю компанию и каждого сотрудника в отдельности.

Вопросу управления политиками уделяется довольно много внимания. И это вполне обосновано.

Кстати, если уж вы используете политики в компании, убедитесь в том, что существует соответствующая политика, регулирующая внесение изменений во все остальные. В противном случае, изменение политик станет хаотичным и сведёт на нет все усилия по их созданию. Помните, изменение политики в обязательном порядке должно быть согласовано и подписано каждым, кто принимал политику ранее.

Стандарты

Если политики охватывают вопросы в рамках всей компании, то стандарты задают правила и процедуры контроля, которые помогают политикам выполняться на постоянной основе. Стандарты – это то, что должны делать все сотрудники, чтобы реализовывать политики. Стандарт регулирует какой-то конкретный вопрос, так что стандартов в компании может быть (и скорее всего будет) множество. Например, ГОСТы. Один ГОСТ регулирует лишь один вопрос. Например, существует целый блок ГОСТов, касающийся рабочей документации строительства. Но на каждый конкретный вопрос существует свой стандарт:

  • Система проектной документации для строительства. Основные требования к проектной и рабочей документации
  • Система проектной документации для строительства. Общие данные по рабочим чертежам
  • Система проектной документации для строительства. Спецификации
  • Система проектной документации для строительства. Условные обозначения трубопроводов санитарно-технических систем

и т.д.

Для вышеуказанного примера политика будет касаться общих вопросов управления проектной документацией для строительства, а стандарты – конкретизировать отдельные вопросы.

Есть, правда, и исключение в российской действительности. Компании, ведущие международную деятельность, зачастую вынуждены соблюдать два стандарта в области финансовой отчетности – РСБУ и МСФО. Но это исключение.

Технические стандарты содержат спецификации, которые разные производители используют для того, чтобы компоненты или устройства могли использоваться вместе или были совместимы друг с другом.

Стандарты могут быть очень специфичны и применяться только в одной компании. Но каждый стандарт формируется на основании лучшего опыта – опыта компании или отрасли. Нередко стандарты из одних отраслей и направлений адаптируются для других. Например, стандарты по технике безопасности.

Зачастую стандарты направлены на обеспечение безопасности сотрудников и защиту физических и информационных активов компании.

Соблюдение стандартов обязательно.

Как и политики, стандарты должны управляться группой экспертов в области действия стандарта. Поэтому совершенно неправильно, когда, к примеру, отдел кадров управляет стандартом по безопасности труда на производстве. И это ещё не самый «жесткий» пример.

Внесение изменений в стандарты также должно регулироваться явным и понятным образом.

Процедуры

Можно сказать, что процедуры – это инструкции, которые рассказывают о том, как нужно выполнять действия. Правильные стандарты и процедуры являются сквозными, т.е. отражают то, как должны пошагово выполняться определенные операции в рамках более широкого представления – представления политик и стандартов. Процедуры могут применяться и управляться локально, например, в рамках одного подразделения или даже одной должности. Правда, это не означает, что изменение процедур может происходить по другим принципам, нежели изменение политик и стандартов. В любом случае процедура изменения должна включать в себя комплексный анализ влияния на результаты и ход процедуры. Процедура как часть процесса имеет определенный результат, у которого есть клиент. При управлении процедурами необходимо помнить об этом. Также необходимо помнить о соблюдении интересов участников выполнения процедуры.

Для управления процедурами не надо привлекать верхние органы управления, такие, как совет директоров. Однако заинтересованные представители среднего менеджмента должны участвовать в утверждении процедур. Напомню, процедуры связаны с вышестоящими стандартами и политиками, поэтому изменение процедур может затронуть интересы в оба направления.

Процедура с процессной точки зрения

В управлении бизнес процессами понятие процедуры немного отличается от общепринятого. С нашей точки зрения, процедура – это линейная последовательность операций. Процедура позволяет отобразить последовательность действий в виде простого списка и тем самым упростить описание бизнес процесса. 

 

Общие элементы

Общие требования к документации позволяют увеличить вероятность правильного понимания и исполнения документов.

Ясность

Политики, стандарты и процедуры должны быть написаны ясным, понятным для всех языком. Это обязательное и основополагающее требование. Несмотря на то, что разные люди по-разному понимают информацию, необходимо стремиться к тому, чтобы документы были доступны для понимания широкому кругу пользователей. Лично я формулирую требование таким образом: документ должен быть понятен для условного человека с улицы. Это означает, что специалист, имеющий набор базовых знаний в предметной области, должен легко понять, что написано в документе и что с этим делать.

К этому требованию также относится использование максимально простого и живого языка. Чем проще написано, тем проще воспринимается. Только не забывайте о соблюдении грамматических правил.

Единообразие

Не стоит превращать документы в комиксы. Когда от разнообразия картинок, шрифтов, цветов и стилей оформления начинает рябить в глазах. Выбирайте простые стили и единообразно оформляйте элементы. Если жирный шрифт используется для выделения определений, значит, он не подойдет для подчеркивания ключевых мыслей. Размер заголовков должен быть одинаковым для соответствующего уровня заголовка. Не делайте заголовки одного уровня разноцветными и т.д.

Взаимосвязь

Связь между документами должна прослеживаться в каждом документе. Иными словами, если процедура поддерживает выполнение определенного стандарта, который, в свою очередь, отражает действие политики, это должно быть понятно из документа. Изменение процедуры повлечет за собой, в конечном счете, изменения в политике и наоборот.  В документации должна быть иерархия.  Использование интерактивных ссылок существенно упрощает процесс работы с документацией.

Единое хранилище

На сегодняшний день многие компании страдают от одного недостатка, связанного с хранением информации – отсутствием единого онлайн-хранилища. Все политики, стандарты и процедуры должны находится в одном месте, к которому есть доступ у заинтересованных сотрудников. Доступ должен быть открыт для чтения, но не для редактирования. Да, можно (а порой и нужно) разграничивать права по чтению документации.

Редактирование документации может быть открыто только для ответственных. Также должны быть настроены права изменения документа на основании маршрута согласования. То есть документ может быть изменен в онлайн-хранилище, только если его согласовали все ответственные.

Обязательно должен работать поиск по названиям документов и их содержанию. Система тегов приветствуется. Карта документации – высший пилотаж.

Наличие вспомогательной документации

Об этом типе документов часто забывают. К этому типу относятся инструкции, чек листы, описание методик расчетов и т.д. Эти документы предназначены для того, чтобы помогать сотрудникам выполнять определенные процессы, процедуры и т.д. Очень часто отсутствие технических инструкций является весьма серьезным препятствием в успешном внедрении и эффективном использовании того или иного инструмента.

 

В другой статье я обязательно расскажу о всей структуре управляющей документации.

 

это что, как формируется, пример

Если управленец хочет быть хорошим менеджером, то он должен уметь наводить порядок в имуществе предприятия и знать, сколько оно стоит. В этом свете учетная политика представляется незаменимым атрибутом современных деловых отношений. А если еще вспомнить, что любая организация является участником налоговых отношений, то становится понятным, что без системы учета бизнес долго не проживет. Итак, что такое учетная политика организации?

Учетная политика организации: что это такое и как формируется?

Учетная политика организации – это комплекс методик, позволяющих систематизировать бухгалтерскую информацию о функционировании предприятия и о его имуществе.

На практике учетная политика представлена в виде документа, который должен четко регламентировать хозяйственную жизнь предприятия: когда платить по обязательствам, как документировать хозяйственные операции, что относить к оборотным, или основным средствам, как оценивать стоимость активов и многое другое.

Для чего нужен бизнес-план и как его составить самостоятельно, вы можете узнать здесь.

Существует довольно большое количество приемов ведения бухгалтерского и налогового учета. Из их многообразия главный бухгалтер выбирает те, которые оптимальным образом удовлетворяют требования конкретной фирмы.

Именно этот процесс выбора, задокументированный и одобренный руководителем компании приказом, отражает концепцию учетной политики отдельно взятого предприятия.

Учетная политика организации формируется при соблюдении следующих предпосылок:

  • Материальная обособленность. Это означает, что после основания организации в ее собственности появляется имущество, которое является отдельной экономической категорией по отношению к имуществу и обязательствам других организаций и ее собственников.
  • Непрерывность функционирования. Суть этой предпосылки заключается в том, что учет хозяйственной жизни предприятия имеет смысл тогда, когда оно существует в неизменном виде (касательно объемов производства и правового статуса) определенное количество времени.
  • Методичность использования учетной политики. Это означает, что подобранные методики учета будут эксплуатироваться на протяжение относительно длительного временного отрезка, другими словами, по порядку, от прошедшего отчетного периода к следующему.
  • Временная однозначность эпизодов хозяйствования. Факты хозяйственной жизни подлежат признанию в тот отчетный период, в коем они имели место быть, безотносительно к тому, когда зафиксировано поступление денежных средств.

К примеру, оплата рабочей силы (зарплата) должна быть отражена тогда, когда была начислена, безотносительно к тому, когда она была выплачена.

Что такое балансовая стоимость основных средств и как самостоятельно рассчитать этот показатель – читайте по ссылке.

Схема: Схема: Основные элементы учетной политики организации.

Основные требования к учету

Учет активов предприятия должен полностью и комплексно отражать его состояние. В этой связи имеются определенные требования к учетной политике:

  • Она должна отражать все факты хозяйствования
  • Факты хозяйствования должны быть учтены или одновременно с их осуществлением, или сразу после него.
  • Приоритет должен отдаваться отражению издержек и пассивов, а не доходных потоков и активов.
Схема:

Данное требование обусловлено тем, что уровень прибыли зависит от издержек и доходов, и предприниматель склонен к тщательному отображению сначала расходов и только потом доходов с целью избавления от неточностей при калькуляции налогооблагаемой базы. Этот феномен получил название бухгалтерского консерватизма.

Какая предусмотрена ответственность главного бухгалтера с 2016 года и какие изменения произошли в законодательстве – узнайте в этой статье.

  • Превалирование экономического смысла над видом. Это значит, что для целей учета более важна не правовая форма эпизода хозяйствования, а его экономическая суть и обстоятельства его происшествия.
  • Тождественные учетные данные не должны различаться, если они представлены в разных регистрах бухучета.
  • При учете актов хозяйствования необходимо придерживаться принципа рациональности (должны учитываться экономические обстоятельства эпизода, размер предприятия, объем данных, необходимых для того, что принять обособленное управленческое решение).
Схема:

Таким образом, если учесть предпосылки и требования к учетной политике, можно сформировать учетную политику, которая подлежит одобрению руководителем предприятия и состоит из: способов разделения на виды и анализа эпизодов хозяйствования, способов оплаты дебиторской задолженности, методов координации оборота учетных документов, способов координации описи имущества, методов использования счетов бухучета, комплекса счетов бухучета, способов анализа данных, другой необходимой методологии.

Что такое рентабельность предприятия простыми словами? Ответ содержится в публикации по ссылке.

Схема: Схема: Аспекты учетной политики.

Пример из практики

Пример учётной политики организации вы можете скачать по этой ссылке.

Необходимо ли регистрировать учетную политику в ФНС?

Предприниматель не обязан в обязательном порядке регистрировать учетную политику в налоговых органах. Но иногда для анализа налогового состояния предприятия уполномоченные органы могут попросить предоставить учетную политику фирмы.

Какая предусмотрена ответственность учредителей ООО по долгам созданного ими юридического лица – узнайте тут.

Для индивидуальных предпринимателей вообще не предусмотрена учетная политика и бухучет.

Схема: Организационный и методический аспекты учетной политики.

Порядок внесения изменений в учетную политику

Учетная политика корректируется от одного отчетного периода к другому. Если же необходимо внести поправки до истечения текущего отчетного периода, то это можно сделать в следующих случаях: изменение норм права касательно бухучета, подготовка фирмой новых методов бухучета, значительные перемены в экономической ситуации предприятия.

При изменениях учетной политики, если таковые повлекли сильные изменения в отчетности, их необходимо указать в ней, а также привести данные всей отчетности в соответствие с изменениями. Можно указать изменения и в пояснительной записке. Тогда необходимо обозначить причину изменений, суть изменений, сумму изменений, текущий способ отображения результатов перемен в бухучете.

Как открыть благотворительный фонд: порядок оформления документов и пошаговая инструкция по регистрации содержатся в публикации по ссылке.

ОбразецОбразец учетной политики организации.

Специфические детали учетной политики организации

Согласно главе 25 НК РФ следует проводить учетную политику отдельно: для того, чтобы выполнять цели по бухучету и по налоговому учету. Если в законодательных актах не оговаривается право на выбор из нескольких альтернатив калькуляции одной процедуры, то ее не нужно отражать в учетной политике.

Когда составляется учетная политика, то в ней необходимо указывать только те методы бухучета, которые уже используются, или будут использованы.

Базовые принципы и методология учетной политики организации были подробно рассмотрены в следующем видео-уроке:

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ — это… Что такое ПОЛИТИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ?


ПОЛИТИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

общественное объединение, ставящее своей целью влияние на общественные и государственные процессы, участие в выборах депутатов представительных органов и выборных должностных лиц, а через них — на осуществление государственной власти и местного самоуправления. Политической организацией можно назвать также государство в целом как организацию для управления обществом.(С. А.)

Конституционное право. Энциклопедический словарь. — М.: Норма. С.А. Авакьян. 2001.

  • ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ
  • ПОЛИТИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА

Смотреть что такое «ПОЛИТИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ» в других словарях:

  • политическая организация — — [http://www.eionet.europa.eu/gemet/alphabetic?langcode=en] EN political organisation A group of persons organized to seek or exercise power in governmental or public affairs, by supporting candidates for office or by lobbying for action… …   Справочник технического переводчика

  • ПОЛИТИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ — (political organisation) 1) система соответствующих органов и общественных объединений, с помощью которых осуществляется ; 2) добровольное неформальное объединение граждан со своими программными и другими организационными документами и… …   Власть. Политика. Государственная служба. Словарь

  • Политическая организация — (political organization), особый механизм, с помощью к рого общество регулирует деят ть властных и авторитетных структур. Все об ва имеют опред. П.о., ответственную за поддержание порядка и защиту общих терр. и ресурсов от внеш. угрозы или за… …   Народы и культуры

  • ПОЛИТИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА —         см. Политическая система общества. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983 …   Философская энциклопедия

  • Политическая организация общества —         система политических учреждений государственно организованного общества. Политический характер организация общества приобретает с возникновением Классов и появлением государства. В ходе истории П. о. о. усложняется и в развитом обществе… …   Большая советская энциклопедия

  • Политическая организация (Франция) — Политическая организация, ПО (фр. L Organisation politique)  французская леворадикальная непартийная политическая организация маоистского толка, лидером которой является Ален Бадью. Краткая история и деятельность Предшественником ПО был …   Википедия

  • ПОЛИТИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА — 1) совокупность государственных и негосударственных организаций, через которые осуществляется управление обществом, всеми происходящими в нем процессами; 2) внутренняя структура общества с точки зрения совокупности указанных государственных и… …   Энциклопедический словарь конституционного права

  • Опричный двор (общественно-политическая организация) — Связать? …   Википедия

  • Политическая система общества — сложная совокупность институциональных структур государства и общества, форм взаимодействия между ними, направленных на осуществление политической власти, управления, руководства, регулирования общественно политических процессов. Основная функция …   Политология. Словарь.

  • ОРГАНИЗАЦИЯ ПО БЕЗОПАСНОСТИ И СОТРУДНИЧЕСТВУ В ЕВРОПЕ — (англ. Organization on Security and Cooperation in Europe) (до 1994 Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе), общеевропейская политическая организация (с участием США и Канады). Первоначально СБСЕ было задумано как международное… …   Энциклопедический словарь


Что такое политика? Определение, функции, структура политики

политикаполитика

Автор: Костильен Пелих / Опубликовано:10.06.2019 / Последнее обновление: 10.06.2019

Существуют разные определения понятия «политика». Это понятие было впервые употреблено Аристотелем (IV веке до н. э). Он же дал и объяснение этому термину, которое звучало так: политика – это искусство управлять государством. С тех пор это понятие дополнялось, расширялось, углублялось, но сущность политики, определенная Аристотелем осталась неизменной.

Действительно, под политикой можно понимать весь объем общественных практик по реализации способов и методов управления социумом.

В современном толковании, политика – это сфера деятельности, содержанием которой являются взаимоотношения классов, наций и прочих социальных групп в государстве, где главным является вопрос завоевания, сохранения и использования государственной власти.

Природа политики

Какова же природа происхождения политики? На этот счет есть несколько представлений:

  • Теологическое. Согласно ему, политика имеет божественное происхождение. Логика такова: раз человеческая жизнь имеет божественное происхождение, то и политика, как неотъемлемая черта человеческого общества имеет тоже божественное происхождение.
  • Антропологическое. Имеется в виду то, что сама по себе природа человека социальна и, следовательно, корни политики восходят к социальной природе человека.
  • Биологическое. В противовес антропологическому, эта трактовка происхождения политики исходит из общих для человека и животных свойств, то есть, инстинктов самосохранения, стремления подавлять, агрессивности и так далее. Которые и лежат в основе политики, как основной составляющей жизнедеятельности общества.
  • Психологическое. Эта трактовка указывает, что первопричиной политических взаимоотношений людей является их психологическая потребность общения, проявления эмоций и т. п. Как известно, З. Фрейд, искал корни политики в коллективном бессознательном.
  • Социальное. Эта концепция исходит из того, что политика произрастает из самого человеческого общества, которое по мере своего формирования и развития производит политику, как необходимую сферу человеческого взаимодействия.

Логика социальной концепции такова:

  • Общество развивается, появляется частная собственность, усложняется экономика, появляются социальные организации, возрастает роль и значимость личности в обществе. Происходит расслоение общества по имущественному признаку, что приводит к разнообразным конфликтам.
  • Возрастает расслоение общества по этническому и религиозному признаку, усложняется характер взаимоотношений внутри общества.
  • Увеличение численности населения, усложнение и углубление хозяйственной деятельности приводит к осознанию необходимости защиты своей независимости и обеспечения территориальной целостности сообщества.

И если раньше подобные проблемы решались при помощи традиционных средств, основанных на традициях, обычаях, моральных запретов, то теперь их эффективность становится недостаточной. Поэтому возникает политика, как основное и действенное средство решения вышеназванных проблем.

Решению этих же проблем призвано и появление государства, как наиболее эффективной формы социальной организации людей. Поэтому категория политики неразрывно связано с такими категориями, как государство и власть.

В связи с этим, согласно теории политолога М. Дюверже, можно выделить три разновидности власти:

  • Анонимная форма власти – еще до государственная
  • Индивидуализированная форма власти – еще до государственная
  • Институционализированная форма власти – уже государственная. Именно она отличается публичным характером, и именно она производит политику, как средство управления обществом

Помимо этого, сегодня есть два диаметрально противоположных подхода к осмыслению политики:

  • Консенсусный
  • Конфронтационный

Консенсусный подход предлагает все конфликты в обществе решать при помощи диалога и нахождение компромисса, и, следовательно, политика в нем рассматривается, как средство поиска всеобъемлющего согласия.

Конфронтационный, напротив, рассматривает политику, как арену противоборства интересов разных политических сил в обществе с соответствующими такому подходу средствами и методами.

Надо думать, что здравое зерно в таких подходах к пониманию политики заключается в их органическом сочетании: политика есть результат единства и борьбы двух противоположных подходов: консенсусного и конфронтационного.

Понимание природы и сущности политики неизбежно предполагает и выявление ее связей с иными сферами общественной жизни. Политика не только испытывает влияние экономики, морали, права, культуры, но и сама оказывает воздействие на все сферы жизни общества.

С общесоциальной точки зрения взаимоотношения политики с другими областями общественной жизни носят двоякий характер:

  • Прежде всего, это причинно-следственные связи. Они определяют зависимость политики от экономических факторов, идеологических, культурных и так далее
  • Помимо причинно-следственных связей существуют и функциональные связи. Функциональные связи проявляются, например, через совокупность политических и неполитических методов регулирования общественных процессов.

Другими словами, отношения между политикой и экономикой, моралью, культурой и другими сферами общественной жизни, можно рассматривать через соотношение тех средств и способов, которые общество выбирает для своего жизнеобеспечения в конкретный период своего развития.

Функции политики

Функции политики вытекают из ее сущности:

  • Управление общественными отношениями и социальными процессами
  • Организация условий необходимых для осуществления труда и производства
  • Защита интересов различных социальных слоев, прежде всего значимых для власти
  • Соблюдение принципа преемственности в развитии общества и поиск новых путей эволюции социума
  • Коррекция и снижение противоречий в социуме, как между людьми, так и между группами, слоями, классами и так далее
  • Определение целей, задач, стоящих перед обществом и поиск путей их решений и достижений
  • Распределение ресурсов (материальных и иных благ) в обществе через административные органы
  • Создание условий для политического диалога власти и социальных групп посредством средств массовой коммуникации, а также выполнение посреднической роли при разнообразных социальных конфликтах
  • Обеспечение принципа социальной справедливости и равенства, защиты прав и свобод всех членов общества

Структура политики

В политике можно выделить объекты и субъекты.

Субъекты – это участники политического процесса, например, группы людей, организации, сообщества и так далее

Объекты – это те или иные явления в обществе, в которых участвуют субъекты. Результатом такого участия и является появление политических отношений как таковых. Характер же политических отношений обуславливается политическими интересами, участвующих в них субъектов. Совокупность всего этого лежит в основе политической системы общества.

Виды политики

Виды политики разнообразны, но их можно сгруппировать по критериям:

  • По сфере: экономическая политика, социальная, научно-техническая, военная и так далее
  • По направлению: внутренняя политика и внешняя
  • По характеру: прогрессивная политика или реакционная, научная или субъективистская
  • По субъектам: политика организации, национальная политика, мировая политика

Таким образом, можно констатировать, что политика является неотъемлемой частью жизни общества, ее природа определяется самой сущностью человеческого общества, и она призвана упорядочивать управление таким сложным организмом, каким является социум с целью его дальнейшего развития.

политика Загрузка…

Поделиться:[addtoany]

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *