Самопознание
Человек — существо познающее и сознающее, но не только окружающий мир, но и себя самого, т.е. способное себя поправлять и самосовершенствоваться. Важнейшие роли в этом процессе принадлежат самооценке и самопознанию.В человеке заложено стремление к познанию не только окружающего мира, но и самого себя. Философы мира придерживаются мудрости, высеченной несколько веков назад на колоне Дельфийского храма: «Познай самого себя и ты познаешь мир».Самопознание — форма самостоятельного изучения личностью собственных психических и физических особенностей.
Самопознание может быть как целенаправленным, так и не целенаправленным. Важнейшим механизмом самопознания является рефлексия – отражение в сознании последствий собственных поступков, обдумывание своего поведения. В самопознании субъект и объект совпадают — человек познаёт сам себя.
- Виды самопознания:
Опосредованное (совершается путем анализа собственной деятельности. - Непосредственное (выступает в форме самонаблюдения.
На основе самопознания формируется мировоззрение человека, складываются отношения с окружающим миром. Для описания подобных процессов психологи употребляют понятие «Я-концепция».
Я-концепция — это комплекс представлений человека о самом себе, определение своего места в обществе, самооценка.Другими словами Я-концепция представляет собой и осознание человеком себя как личности, и оценка себя, своих действий, и осмысление своего прошлого, настоящего и будущего. Я-концепция — важный структурный элемент психологического облика личности, складывающийся в общении и деятельности.
Я-концепция включает в себя три компонента:
- когнитивный компонент (самосознание) — образ своих качеств, способностей, внешности, социальной значимости, своего характера и т.д.;
- эмоционально-оценочный компонент — переживание человеком своих представлений о себе, самооценка, самоуважение или самоуничтожение, себялюбие или любовь к другим и т.д.;
- поведенческий компонент — действия, которые предпринимает человек, исходя из системы представлений о себе, социальные установки в отношении себя и окружающих.
Я-концепция состоит из «реального Я» (каким я, как мне кажется, являюсь на самом деле), «
В системе общественных отношений индивид выступает в разных ролях, является субъектом разнообразных видов деятельности, в результате чего человек осуществляет самоанализ, выявляя свои сильные и слабые стороны.
Самооценка — это эмоциональное отношение к собственному образу, мыслям и поступкам.
Самооценка всегда субъективна, но в её основе лежат не только собственные суждения, но и мнения других о данной личности.
Самооценка личности формируется на основе следующих факторов: отношение других людей, отношение к собственным успехам и неудачам, требовательность к себе, сопоставление «идеального Я» и «реального Я».
Типы самооценки личности:
- Адекватная самооценка;
- Заниженная самооценка;
- Завышенная самооценка;
Самооценка личности зависит от уровня удовлетворенности своей жизнью, самим собой, своими поступками и влияет на эффективность деятельности личности, ее дальнейшее развитие.
Самопознание является важнейшей частью жизни человека. Без этого процесса человек не сможет принять себя таким, каков он есть, и обрести уверенность. На основе саморазвития базируется и чувство самоуважения.
Что такое самопознание?
Развитие самопознания неоднородно, оно имеет несколько этапов, включает изучение разных характеристик личности. Наиболее точное определение может быть следующим: это процесс осознания своих глубинных потребностей, физических и психических особенностей.
Тягой понимания самого себя наделен только человек. Он стремится определить, какими потенциальными возможностями обладает, каковы его интеллектуальные качества, черты характера, каким образом ему следует строить отношения с окружающими людьми.
Осознание самого себя может длиться в течение десятков лет, у других же может занять несколько дней или произойти в 1 момент.
Наиболее глубоко эта проблема раскрыта в психологии. Ученые выделили смысловые функции самопознания:
- нормализация психологического здоровья личности;
- обретение внутренней гармонии и зрелости;
- подбор подходящего способа самореализации.
Высокий уровень самосознания избавляет от внутренних противоречий, разрешает конфликты, помогает человеку понимать мотивы, которые лежат в основе его поступков. Управляя своим поведением, человек управляет свое жизнью. Это путь к тому, чтобы обрести счастье и принести радость и пользу окружающим.
В ходе работы над собой человеку удастся развить свои творческие способности, найти новые пути для достижения целей, при этом методы будут основываться на помощи, понимании и сопереживании. Самопознание и самореализация непосредственно связаны друг с другом.
Данное понятие может рассматриваться с 3 точек зрения:
- Религиозное. Оно помогает постичь бога, божественное начало в себе и соединиться с ним.
- Повседневное. Может использоваться ежедневно. Помогает управлять собой и другими людьми.
- Психологическое. Ведет к обретению гармонии, зрелости и душевного здоровья.
И психологи, и философы указывают на то, что стремление к самопознанию является инстинктивным процессом.
Самопознание в философии
Самопознание личности интересовало философов всех времен. Первые упоминания об этом процессе можно найти уже в учениях древних греков. Более других о нем говорил Сократ. О проблеме самоидентификации писали такие ученые, как Ф.Ницше, К.Маркс, А.Лосев и многие другие.
В современной философии проблема самопознания является объектом постоянного внимания. Ею занимаются такие направления, как онтология и теории познания. Тесно связана с этим вопросом и теория личности.
Философы указывают на то, что процесс исследования себя помогает понять трагизм человеческого существования в обществе, определить тенденции развития, которые несут угрозу духовности людей.
Самопознание и развитие личности
В психологии выделяют следующие этапы самопознания:
- Первичное.Через общение с окружающими людьми человек начинает знакомиться с собой. Данный этап называют пассивным, на его основе будет сконструирован последующий процесс. В этот период формируется эго-концепция, которая основывается на мнении других людей, формируется окружением. Ввиду особенностей процесса может возникнуть несоответствие представлений.
- Кризис первичного самопознания. Этот этап обусловлен столкновением мнений о личности индивида. Некоторые точки зрения не вписываются в картину мира человека и его взглядов о самом себе. Следствием этого становится когнитивный диссонанс. Результат данного этапа — переход от мнения других к самоопределению.
- Вторичное. Этап сопровождается эволюционными процессами, в ходе которых человек меняет о себе мнение. Это активная фаза. Главную роль играют ощущения, эмоции, поступки. Эго-концепция трансформируется, поскольку человек начинает испытывать сомнения по поводу ее истинности. Все это может привести к изменениям, в основе которых лежат планы самого человека, а не навязанные кем-то представления. Перемены касаются не только внутреннего содержания личности, но и ее внешней стороны.
Условно этапы делятся на несколько периодов:
- Пассивный. Эта фаза приходится на возраст от 3 до 8 месяцев. Все внимание направлено на внешний мир.
- Активный. В период от 12 до 15-16 лет человек проходит первую его часть, акцентируя внимание на своем внешнем виде. С 20 до 30 лет изучению подвергается внутренний мир, в т.ч. осуществляются поиски смысла жизни и способы самореализации.
- Падение активности. Начинается с 60 лет. Человек уже хорошо себя изучил, поэтому процессы самопознания не имеют большого значения.
Если человек не доволен какой-то стороной своей жизни, процесс саморазвития сопровождается мучениями. Больше всего страдают люди творческого склада.
Самосознание имеет структуру, которая состоит из 3 частей:
- Образ эго. Содержит информацию о самом себе. Отношения с собой определяют тип связи с окружающими.
- Самоконтроль. Возможность регулировать свои поступки, эмоции в соответствии с нормами, установленными в обществе.
- Самооценка. Человек начинает без каких-либо условий принимать себя или по каким-то причинам не может этого сделать.
Самопознание направлено на то, чтобы получить максимальное количество информации о самом себе. Это позволяет сформировать концепцию эго. Завершить процесс познания самого себя невозможно, т.к. большая часть информации лежит в сфере бессознательного. Однако благодаря постоянной внутренней работе человек может получить следующие результаты:
- Чувство сопричастности или идентичности. Возникает как следствие понимания того, что все в мире взаимосвязано, вовлечено в общий процесс. У людей более зрелого возраста это ощущение усиливается. Если в течение жизни не удалось достичь этого уровня саморазвития, человек ощущает ее бессмысленность.
- Принятие. Человек знает свои сильные и слабые стороны, регулярно ставит перед собой цели, направленные на самосовершенствование. Его самооценка не зависит от внешних факторов, если процесс принятия завершился. Если же добиться этого по каким-то причинам не удается, то начинается внутренняя борьба, выиграть в которой сложно.
- Уважение. Индивид вырабатывает к себе благоприятное отношение, которое основывается на имеющихся достижениях. Низкий уровень уважения порождает внутренние конфликты. Высокий становится причиной развития эгоцентризма, пренебрежения к другим людям.
- Ощущение компетентности. Его позволяют сформировать сведения о способностях, другая информация, уровень осознанности, уверенности и понимание того, может ли человек жить в соответствии со своими потребностями и желаниями.
Кроме перечисленных достижений, процесс самосознания может сопровождаться и другими результатами.
Виды самопознания
Существует несколько видов самопознания. Каждый человек может выбрать тот, который ему подходит больше. Психологи выделяют следующие методы работы:
- Аналитический. Подразумевается интеллектуальная работа, проводимая на ментальном уровне.
- Творческий. Духовная деятельность сопровождается изучением чувств, эмоций на астральном уровне.
- Духовный. Становится возможным обрести сакральные знания.
Каждый метод самопознания имеет свои особенности.
Аналитическое самопознание личности
Способы и средства самопознания включают разные виды аналитической работы над собой.
Самонаблюдение помогает определить, какие ошибки были совершены, какие реакции последовали на некоторые стимулы. В ходе наблюдения индивид быстро находит те качества или свойства, от которых ему следует избавиться. Чаще всего такой вид работы используется для устранения недостатков. Благодаря регулярной работе человек лучше слышит внутренний голос и совершает меньше ошибок.
При самоанализе происходит погружение в проблемную ситуацию. Посредством этого человек пытается найти резервы для того, чтобы нужным образом реагировать на нее. Благодаря самоанализу человек может понять, почему он оказывается в некоторых положениях по несколько раз. На этом этапе индивид может разорвать шаблоны и научиться мыслить другими способами.
Самоанализ позволяет вынести на поверхность проблемы, ушедшие глубоко в подсознание. Несмотря на эффективность такого способа самоисследования, часто он является болезненным.
Самоисповедь предполагает работу с размышлениями посредством внутреннего диалога. Часто в ходе такой работы человек осознает свою вину. Важно проработать ее, а не усугублять состояние обвинениями. На этом этапе может помочь взгляд со стороны, поэтому нужно найти собеседника, который сможет выслушать и дать объективную оценку ситуации.
При рефлексии человек не дает себе оценок, но только отслеживает свои чувства, эмоции, состояния и поступки. Следует с осторожностью использовать роль судьи в процессе самоизучения. При наличии противоречий эта позиция может усугубить душевные страдания.
Еще один эффективный способ аналитического вида — сравнение. Часто человек сравнивает свои успехи и достижения с результатами других людей. Однако это неверный подход, который только усугубит внутренние конфликты. Сравнивать себя человек может только с собой, но в разные периоды жизни. Это позволить отследить динамику внутренних процессов, увидеть изменения, оценить их и выработать дальнейшую стратегию и тактики в достижении целей.
Самопознание и самооценка напрямую зависят друг от друга, поэтому исследование собственного внутреннего мира является ежедневной необходимостью.
Творческое самопознание человека
Творческие методы самопознания предполагают исследование себя через отношения с другими людьми. Этот вид работы над собой включает применение различных игр, театральных постановок и других мероприятий, в которых становится возможным взаимодействие с социумом.
Участие в драматических постановках может благотворно отразиться на внутреннем состоянии человека. Выбрав героя, индивид вживается в его образ, перенимает характер и привычки. На период игры человеку удается забыть о том, кто он есть в жизни. Проживание различных ситуаций, состояний, которые вне сцены могут вызвать у человека дискомфорт, дает возможность решить самые разные психологические проблемы, причем сделать это естественным образом.
Раскрыть себя, лучше узнать свои сильные и слабые стороны помогут также участие в групповых занятиях йогой, пение в хоре и любые другие мероприятия. Самопознание через общение дает богатый материал для сравнения и самоанализа.
Духовное самопознание
Духовный вид самоисследования несколько отличается от других способов внутренних поисков. Человек должен выбрать духовную традицию, которая будет содержать образец для практических действий в области самосовершенствования.
В соответствии с ним индивид определяет путь развития, который приведет его к пониманию самого себя. В этом большую роль играют законы и понятия, на которых основывается выбранная духовная практика. Часто процесс самопознания сопровождается глубоким проникновением в глубь себя, что впоследствии приводит к переменам, часто происходящим радикальным образом.
Если человек остановил свой выбор на традиции йоги, то каждое занятие будет приносить ему какие-то новые знания и понимание некоторых важных явлений или процессов. Например, изучение истории возникновения учения, чтение и комментирование текстов, практические упражнения дадут возможность найти ответы на вопросы не только в отношении характера человека, но и устройства общества и мира.
5 простых упражнений на самопознание
Механизмы самопознания задействованы ежеминутно, однако не всегда такая форма работы над собой происходит осознанно. Большую часть информации о самом себе человек получает на подсознательном уровне. Это создает некоторые трудности в ходе работы над собой.
Процесс изучения самого себя продолжается постоянно, не прерываясь ни на минуту. Людям надо стараться проводить работу сознательно, даже если с момента какого-либо события прошло уже много времени. Есть целый ряд несложных упражнений, которые помогут человеку узнать и понять себя лучше, в результате чего прийти к принятию собственной личности.
Наблюдение за собой
В ходе самопознания человек проходит много этапов, сопровождающихся разными оценочными суждениями о собственном характере, поведении, мировоззрении и т.д. Например, если целенаправленно наблюдать за собой, отслеживать все поступки и эмоции, можно найти новые качества, которые раньше оставались незамеченными.
Если человек приучит себя наблюдать за тем, как он реагирует на раздражители из внешнего мира, какие реакции или эмоции у него возникают, у него появится ощущение удовлетворенности и контроля над происходящим.
Детальное сравнение
Сравнение с остальными людьми должно осуществляться правильно. Не следует проводить параллели между внутренними чертами, достижениями или реакциями. Другой человек обладает иным набором качеств как на физическом, так и на духовном уровне, поэтому сравнивать можно только реакции разных людей на одни и те же события, выявлять закономерности поведения.
Такой подход позволит видеть ситуации под разным углом зрения, расширит кругозор, позволит понять себя лучше.
Составление личностного портрета
Этот прием предполагает углубленное изучение личностных характеристик. Метод составления подобного портрета активно применяют психологи в ходе индивидуальных консультаций. Благодаря этому человек быстрее проходит путь к самореализации.
Польза такого приема состоит в том, что индивид получает новые сведения о своем поведении и реакциях, которые наблюдаются в различных жизненных обстоятельствах, например, при конфликтах. Становится возможным определить чувства, эмоции и проанализировать их.
Если данный вид работы над собой проводить регулярно, удастся наладить гармоничные отношения с окружающими, поменять негативные установки на позитивные. Человек научится контролировать себя в сложных ситуациях.
Соединение противоположностей
В жизни нередко встречаются ситуации, в которых человек сталкивается с объектами противоположного характера. Например, не всегда реакция на какое-либо событие со стороны других людей совпадает с той, которую индивид прогнозировал. Часто у него самого возникают эмоции, противоположные тем, которых он ожидал.
Такие несовпадения объясняются спецификой целостного восприятия собственной личности и других людей. Чтобы избежать таких неожиданностей, нужно учиться вовремя брать под контроль свои эмоции, переживания, поступки. Данная практика сделает самоизучения более быстрым и легким.
Оценивание людей с упором на новые знания, полученные в процессе саморазвития
В процессе понимания собственного внутреннего состояния необходимо постоянно применять на практике полученные знания, анализировать возникающие ситуации, собственные реакции и отношение других людей. Жизнь постоянно меняется, поэтому важно сравнивать свое поведение в новых условиях, соотносить его с прошлым типом реакций и поступками окружающих.
Какие книги можно почитать для самопознания?
Выбор книг по изучению собственного внутреннего мира обусловлен тем видом самопознания, к которому хочет прибегнуть человек. Если его интересуют духовные практики, следует читать священные книги и трактаты, в которых излагаются законы, на основе которых было создано учение.
Сторонники духовной практики могут ознакомиться с книгами Ошо, который затронул много важных тем, касающихся внутреннего мира человека и общественного устройства.
Книги по психологии таких авторов, как К.Юнг, З.Фрейд, Э.Берн, будут полезны людям, которые хотят узнать себя лучше, научиться управлять собой и изменить собственную жизнь.
ИсточникСамопознание человека: 5 интересных фактов
Время чтения 6 минут
Самопознание человека является одной из самых актуальных и обсуждаемых тем в мире. Вне зависимости от пола и возраста, всем мы стремимся понять смысл своего существования. И осознание приходит лишь к тем, кто смог разгадать собственные мысли и чувства.
Для того, чтобы достичь взаимопонимания и гармонии с самим собой, а также знать, в каком направлении развиваться, необходимо исследовать собственную личность. Поэтому потребность в самопознании на протяжении многих столетий остаётся актуальной темой для рассуждений во всём мире.
<<Оглавление>>
Самопознание – способность человека к собственному изучению, выявлению у себя тех или иных психофизических особенностей. Также к самопознанию относят осмысление своих желаний и идей, личностных качеств и реакций. Даже если разобрать сам термин с морфологической точки зрения, получится 2 слова: “сам” и “познание”. По ним можно сделать несложный вывод о прямом значении данного понятия.
Каждый существующий на Земле человек, хотя бы раз да задумывался о собственном предназначении. Возможно, некоторые личности уже с рождения видят своё место в этом мире, но большинство людей занимаются его поискам на протяжении долгих лет. Чтобы ответить на этот вопрос, придётся для начала узнать себя и свои особенности, так вы сможете в дальнейшем понимать, как их можно использовать для саморазвития и пользы социуму.
Роль самопознания в жизни человека
Самопознание человека играет в его жизни значимую роль, ведь проходит оно на протяжении всего его существования, начиная с самого младенчества и заканчивая глубокой старостью. Благодаря постоянному росту и развитию, личность узнаёт на что она способна и как себя ведёт в различных ситуациях по мере взросления.
Знания о собственном “Я” складываются по мере изучения окружающего мира и его основных особенностей. То есть, человек со временем узнаёт себя в новых житейских ситуациях, принимает различные решения, формирует мнение. Каждый такой выбор определяет его, как полноценную самостоятельную личность, а к формированию этой личности ведёт самопознание.
История появления термина
Ещё в далеком VI веке до н.э. выдающийся философ и мыслитель Платон говорил: “Познай себя сам”. То есть, самопознание это не новшество для нашего мира, ведь первые речи Платона на данную тему высечены ещё на колонне Дельфийского храма.
Учения Древней Греции в принципе были построены на философской тематике, на познании окружающего и внутреннего мира. В древневосточных учениях достижением истинной человеческой сущности считался путь саморазвития, который был попросту невозможен без собственного познания. Есть множество исторических примеров, где самопознание человека выступало в качестве главного двигателя духовного развития и процветания.
Значение самопознания в современном мире
Как мы выяснили, многие учения различных духовных школ и даже целые религии построены на процессе познания самого себя. Что же касается современности, то и здесь исключений в важности самопознания не существует.
Психологические и гуманистические науки и по сей день изучают влияние самопознания на человеческую сущность и её дальнейшее развитие. Только с помощью самоактуализации человек способен на обретение смысла жизни, постановку целей своего существования и становление тем, кем он способен стать.
В большинстве случаев, человек сам определяет своё будущее, главное –правильно разобраться в себе, мыслях и желаниях, чтобы знать, в каком направлении расти дальше.
Потребность в самопознании
Потребность в самопознании возникает у каждого из нас, независимо от пола, возраста и расы человека. Самое интересное, что процесс этот сопутствует нашей жизни постоянно, поэтому на каждом этапе взросления, мы вновь и вновь возвращаемся к глубинному изучению собственного “Я”.
Если человек желает расти и развиваться, то, в любом случае, ему придётся познакомиться с собой и своими привычками. Не зная собственных возможностей, вы никогда не придёте к саморазвитию, которое, между прочим, является важной человеческой потребностью. Только узнав все свои предпочтения, качества и недостатки, определив искренние желания и расставив цели можно двигаться дальше в нужном направлении. Иначе вас ждёт неприятный тупик.
Бывают случаи, когда человеку навязывают правила, по которым он должен жить. Например, у ребёнка отличные способности и интерес к музыке, а родители отдают его заниматься в спортивную секцию, мотивируя это необходимостью должного физического развития.
В итоге: ребенку становится не интересно заниматься, он понимает, что способностей к спорту у него мало, и он разочаровывается в себе. Такой же случай может произойти и с взрослым человеком, который плохо знаком со своими талантами, и не замечает собственных задаток и предрасположенностей к чему-либо.
Потребность в самопознании это неотъемлемая часть нашего жизненного пути, не стоит ему противиться!
Виды самопознания:
1. Биологическое ознакомление. К данному виду относится исследование организма на биологическом уровне. То есть, анализ физических возможностей и психических характеристик.
2. Социальная проба. Исследование своего поведения в рамках общества. Предрасположенность к подчинению правилам поведения и способность к обучению.
3. Личностное исследование. Выявление у себя способности совершать выбор, прокладывать жизненные ориентиры, пользоваться накопленными знаниями и контактировать с другими людьми. Сюда также относится подчинение общественным нормам, правилам и законам.
Виды самопознания бывают разными: от низшего биологического до высшего личностного уровня. Но это не все деления, изучаемые опытными психоаналитиками. Существует ещё 2 вида изучения себя: “сознательное” и “бессознательное”.
Сознательное исследование собственных реакции и возможностей вполне естественный процесс. Мы стремимся познакомиться со своим телом и психикой, познать, что они могут нам предоставить, и как их использовать для дальнейшего саморазвития.
Познание и рост на бессознательном уровне происходят с младенчества, когда мы ещё не способны чётко мыслить и не осознаём происходящей действительности. К примеру, в раннем детстве, мы прикасаемся к огню, узнавая на себе, что он больно жжётся. Или пытаемся выговаривать звуки, осознавая свою способность воспроизводить речь.
Духовное самопознание
Духовное самопознание это часть нашего пути становления, как личности. В человеке существует душа, прикрепленная к телесной оболочке. Именно овладение таинствами души является истинным духовным самопознанием.
Если тело больше привязано к плотским утехам, таким, как еда, вода и прочие низменные потребности, то душа требует к себе куда больше внимания. Самопознание человека и его духовное развитие воспитываются путём внутренней веры, выбором между добром и злом, распределением вещей на “хорошее” и “плохое”.
Самопознание в философии
Что касается философских и гуманитарных наук, тут большее внимание уделяется становлению самой личности через все виды исследования своего внутреннего “Я”.
Самопознание человека это отдельная тема в философии, посвящённая учениям многих известных мыслителей. Например, первые упоминания о познании самого себя были найдены в произведениях Древней Греции.
Одной из значимых фигур философских суждений на тему самопознания стал Сократ. Сократовская установка модернизировала насущные проблемы в мысли о смысле бытия и собственной нужности этому миру. Благодаря такой актуальной тематике, он смог занять высокую нишу в мире философии.
Что такое самопознание? 5 интересных фактов:
- Самопознание влияет на вашу самооценку. Крепкая связь между самопознанием и самооценкой складывается с раннего детства, когда малыша ругают за проступки или, наоборот, хвалят за успехи. Такой же принцип работает во взрослой жизни. Адекватная оценка своих качеств и характеристик способствует поднятию самоуверенности и осознания ценности своей индивидуальности. Если персона обладает завышенной или заниженной самооценкой, то её личностное восприятие нарушено.
- Изучение своего “Я” может проявляться и через негативные поступки. Самопознание проявляется не только через поиск талантов и черт характера. Существует и обратная сторона процесса. Иногда люди начинают проверять себя на прочность с помощью саморазрушения. Да, действительно, это неотъемлемая часть прогресса в личностном росте. Всё “хорошее” и “плохое” познаётся в сравнении, так же, как и наши предрасположенности.
- Не существует людей, не способных познавать себя. Противиться программе самостоятельного исследования своей личности бесполезно. Порой это случается на бессознательном уровне. Даже если мы не особо хотим разбираться в своих особенностях, то рано или поздно мы с ними столкнёмся лицом к лицу.
- Процессом самопознания можно манипулировать. Действительно, любое вмешательство со стороны тут же отразится на самоактуализации персоны. Например, если сказать кому-то, что он хороший юморист (пусть даже это и не так), он наверняка поверит и начнёт постоянно шутить рядом с вами, акцентируя внимание на своём таланте.
- Первое знакомство с собой происходит ещё в младенчестве. Хотим мы этого или нет, но узнавать себя придётся. Первые симпатии, поведенческие особенности, всё это вскрывается с раннего детства.
В знаменитой формуле Р. Декарта «Я мыслю, следовательно, я существую» факт обладания мышлением служит доказательством существования личности.
И.Кант придал пониманию «Я» ценностно-личностное измерение. Он ввел в научный оборот разделение сознания и самосознания человека. «То обстоятельство, что человек может обладать представлением о своем Я, бесконечно возвышает его над всеми другими существами, живущими на Земле. Благодаря этому он личность…» Самосознание, по Канту, необходимая предпосылка нравственности и моральной ответственности.
Сложность проблемы состоит в том, что в данном случае объект и субъект познания совпадают, отчего сложно бывает установить степень достоверности знаний человека о самом себе.
Обычно под самосознанием понимают определение человеком себя как личности, способной принимать самостоятельные решения, вступать в определенные отношения с другими людьми и природой. Одним из важных признаков самосознания является готовность человека нести ответственность за принимаемые им решения и совершаемые действия.
Самопознание – изучение личностью собственных психических и физических особенностей (способность поправлять себя и совершенствовать в отличие от жив; осмысление самого себя: кто я? какой я? что я хочу? что я могу?).
Виды самопознания:
§ Опосредованное (совершается путем анализа собственной деятельности)
§ Непосредственное (выступает в форме самонаблюдения)
Самопознание идет всю жизнь, даже если мы не отдаем себе в этом отчета, с 3-8 мес. младенчества (самоузнавание) и заканчивается нередко с последним вздохом.
В общении люди познают и оценивают друг друга. Эти оценки сказываются на самооценке личности. Самооценка – эмоциональное отношение к собственному образу, она всегда субъективна, хотя в ее основе лежат не только собственные суждения, но и мнения других о данной личности.
Психологи называют три мотива обращения к самооценке:
1. Понимание себя (поиск точных знаний о себе).
2. Повышение собственной значимости (поиск благоприятных знаний о себе).
3. Самопроверка (соотнесение собственных знаний о себе с оценками свой значимости окружающими).
Уровень самооценки связан с удовлетворенностью или неудовлетворенностью человека самим собой, своей деятельностью. Типы самооценки:
ü Реалистическая (адекватная) (соответствует реальным возможностям Ч)
ü Нереалистическая (неадекватная) (проблемы в общении)
§ завышенная (переоценивает себя)
§ заниженная (недооценивает себя).
В формировании самооценки важную роль играет сопоставление образа реального «Я» с образом того идеала, каким мы хотели бы быть. Можно выразить самооценку такой формулой:
Повысить самооценку можно, либо добившись чего-то, например успеха, либо снизив уровень.
«Я-концепция» — относительно устойчивое, в большей или меньшей степени осознанное и зафиксированное в словесной форме представление человека о самом себе. Это совокупность всех представлений индивида о самом себе и включает оценки, убеждения, тенденции поведения. Иными словами, Я-концепция – свойственный каждому индивиду набор установок, направленных на самого себя. Описательную составную Я-концепции называют образом Я или картиной Я.
Образ «Я» не остается неизменным на протяжении жизни. Меняется не только внешность, но и отношение к ней, более оправданной становится самооценка, принимаются меры к ее повышению.
В результате развития самосознания у человека складывается Я-концепция, являющая собой совокупность всех его представлений о различных сторонах своей личности и организма.
Процесс самопознания не имеет границ, так как сам объект постоянно меняется.
Самореализация – процесс наиболее полного выявления и осуществления личностью своих возможностей, достижения намеченных целей в решении лично значимых проблем, позволяющий максимально полно реализовать творческий потенциал личности. Самореализацию можно отнести к высшим потребностям человека, в самореализации проявляется смысл жизни. Она осуществляется путем целенаправленного воздействия личности на саму себя.
Самореализация связана с саморазвитием. Саморазвитие – сознательная деятельность человека, направленная на возможно более полную реализация себя как личности
Основные пути самопознания:
— анализ собственной деятельности и поведения на основе сравнения с другими людьми;
— саомонаблюдение;
— самоисповедь (внутренний отчет перед самим собой, например, личный дневник).
Самопознание связано с рефлексией (от лат. reflexio– обращение назад), отражающей процесс размышлений индивида о происходящем в его сознании, которая включает и видение его окружающими.
По мнению психологов, центральное место в осмыслении процесса собственного развития занимает понятие идентичности.
Каждый человек на протяжении своей жизни проходит через идентификацию себя с разными социальными группами (социальная идентичность) и идентификацию с людьми, которым присущи определенные личностные особенности (личностная идентификация), в результате чего рождается знание о себе. Сначала ребенок узнает, к какому полу он относится, затем — к какой национальности. Немного позднее он начинает идентифицировать себя с тем социальным слоем, к которому принадлежат его родители, с городом и страной, где он живет. Зрелый человек идентифицирует себя с представителями своей профессии, партии, религии, социального слоя и т. д.
С представлением о личности связано понятие «поведение». Со стороны нас оценивают по нему.
Поведение – внешнее проявление деятельности человека, его отношения к обществу, другим людям; — совокупность поступков человека, совершаемых им в относительно продолжительный период в постоянных или изменяющихся условиях (характерно всем живым существам, как активность). Проявляется в поступках, особенностью которых является сознательность действий
Действие – процесс, направленный на реализацию поставленной цели.
Поступок – действие, рассматриваемое с точки зрения единства мотива и последствий, намерений и дел, целей, средств.
Социальное поведение – поведение человека в обществе, рассчитанное на оказание определенного влияния на окружающих людей и общество в целом.
Массовое – активность масс, не имеющая определенной цели и организованности, например, мода, паника, полит движения и т.д.
Отклоняющееся – не соответствует принятым в обществе нормам.
В основе видов социального поведения лежат принятые в обществе образцы, к которым относятся нравы и обычаи (неписаные правила).
Нравы – типичные, повторяемые множеством людей реакции на определенные события: преобразуются по мере изменения сознания людей. ← привычка.
Обычаи – форма поведения человека в определенной ситуации; обычаям неуклонно следуют, не задумываясь, откуда они взялись и почему так положено.
Нашим поведением руководят врожденные инстинкты (например, инстинкт самосохранения).
Кроме инстинктов человек обладает эмоциями (переживания смысла жизненных ситуаций и явлений, обусловленных потребностями, положительные и отрицательные), чувствами (любовь, страх, гнев).
Эмоции – субъективные переживания по поводу ситуаций и явлений действительности (удивление, радость, страдание, гнев, страх и пр.).
Чувства – эмоциональные состояния, которые более длительны, чем эмоции, и имеют четко выраженный предметный характер (нравственные: дружба, любовь, патриотизм; эстетические: отвращение, восторг, тоска; интеллектуальные: любопытство, сомнение, любознательность).
Поведение человека проявляется в его отношении с другими людьми. Альтруизм – нравственный принцип, заключающийся в бескорыстном служении людям, готовности жертвовать собой ради других. Эгоцентризм – противоположное. Правильное поведение заключается в балансе своих интересов и уважении интересов других.
Определение науки — Что такое наука?
Наука Определение
Слово наука происходит от латинского слова «scientia», означающего знание.
Как мы определяем науку?
Согласно Новому университетскому словарю Вебстера, определение науки:
- «знания, полученные в результате обучения или практики», или
- «знания, охватывающие общие истины действия общих законов, особенно полученные и проверенные с помощью научного метода [и] касающиеся физического мира.»
Что это действительно означает?
Наука относится к системе приобретения знаний. Эта система использует наблюдения и эксперименты для описания и объяснения природных явлений.
Термин «наука» также относится к организованной совокупности знаний, полученных людьми с помощью этой системы.
Менее формально, слово наука часто описывает любую систематическую область изучения или знания, полученные из нее.
The Science Store — найдите веселые и развивающие игрушки и подарки для детей, подростков и взрослых.
Какова цель науки?
Пожалуй, самое общее описание состоит в том, что цель науки — создавать полезные модели реальности.
В большинстве научных исследований используется та или иная форма научного метода. Узнайте больше о научном методе.
Наука, как определено выше, иногда называется чистой наукой, чтобы отличать ее от прикладной науки, которая является приложением исследований к человеческим потребностям.
Что такое ученый?
Ученый — это человек, который работает и обладает экспертными знаниями в определенной области науки.
Или, вообще, любое лицо, которое учится или работает в научной области.
Различные области науки
Области науки обычно классифицируются по двум основным направлениям:
- Естественные науки, изучение мира природы и
- Общественные науки, систематическое изучение поведения человека и общества.
Ниже приведен лишь частичный список некоторых из множества возможных областей исследования в науке.Многие из перечисленных здесь полей в некоторой степени перекрываются с одной или несколькими другими областями.
Биология
Анатомия | Иммунология |
Астробиология | Морская биология |
Биохимия | Микробиология |
Биоинформатика | Молекулярная биология |
Биофизика | Морфология |
Ботаника | Нейронауки |
Клеточная биология | Физическая антропология |
Биология развития | Физиология |
Экология | Динамика численности населения |
Энтомология | Структурная биология |
Эпидемиология | Таксономия |
Эволюция (эволюционная биология) | токсикология |
Пресноводная Биология | Вирусология |
Генетика | Зоология |
Химия
Аналитическая химия | Полимерная химия |
Биохимия | Физическая химия |
Вычислительная химия | Квантовая химия |
Электрохимия | Спектроскопия |
Неорганическая химия | Стереохимия |
Материаловедение | Термохимия |
Органическая химия |
Физика
Акустика | Физика высоких энергий |
Астродинамика | Физика материалов |
Астрономия | Механика |
Астрофизика | Ядерная физика |
Биофизика | Оптика |
Классическая механика | Физика частиц |
Вычислительная физика | Физика плазмы |
Физика конденсированного состояния | Физика полимеров |
Криогеника | Квантовая механика |
Динамика | Физика твердого тела |
Гидродинамика | Термодинамика |
Науки о Земле
Наука об окружающей среде | Метеорология |
Геодезия | Океанография |
География | Палеонтология |
Геология | Сейсмология |
Гидрология |