Общее понятие о личности — Студопедия
В психологической науке категория «личность» относится к числу базовых понятий. Но понятие «личность» не является сугубо психологическим и изучается всеми общественными науками, в том числе философией, социологией, педагогикой и др. В чем же состоит специфика изучения личности в рамках психологической науки и что такое личность с психологической точки зрения?
Прежде всего попытаемся дать ответ на вторую часть вопроса. Сделать это не так просто, поскольку на вопрос, что такое личность, все психологи отвечают по-разному. Разнообразие их ответов и расхождения во мнениях свидетельствует о сложности самого феномена личности. По этому поводу И. С. Кон пишет: «С одной стороны, она обозначает конкретного индивида (лицо) как субъекта деятельности, в единстве его индивидуальных свойств (единичное) и его социальных ролей (общее). С другой стороны, личность понимается как социальное свойство индивида, как совокупность интегрированных в нем социально значимых черт, образовавшихся в процессе прямого и косвенного взаимодействия данного лица с другими людьми и делающих его, в свою очередь, субъектом труда, познания и общения»[6].
Каждое из определений личности, имеющихся в научной литературе, подкреплено экспериментальными исследованиями и теоретическими обоснованиями и поэтому заслуживает того, чтобы его учесть при рассмотрении понятия «личность». Чаще всего под личностью понимают человека в совокупности его социальных и жизненно важных качеств, приобретенных им в процессе социального развития. Следовательно, к числу личностных характеристик не принято относить особенности человека, которые связаны с генотипической или физиологической организацией человека. К числу личностных качеств также не принято от
носить качества человека, характеризующие особенности развития его познавательных психических процессов или индивидуальный стиль деятельности, за -исключением тех, которые проявляются в отношениях к людям и обществу в целом. Чаще всего в содержание понятия «личность» включают устойчивые свойства человека, которые определяют значимые в отношении других людей поступки.
Таким образом, личность — это конкретный человек, взятый в системе его устойчивых социально обусловленных психологических характеристик, которые проявляются в общественных связях и отношениях, определяют его нравственные поступки и имеют существенное значение для него самого и окружающих.
Следует заметить, что в научной литературе в содержание понятие «личность» иногда включают все уровни иерархической организации человека, в том числе генетический и физиологический. Мы же при рассмотрении вопросов, касающихся личности, будем исходить из приведенного определения. На чем основывается наше мнение?
Как вы помните, изучение курса общей психологии мы начали не с определения психологической науки, а с того, что рассмотрели вопрос о системном изучении самого человека. Мы акцентировали внимание на том, что в психологии сложилось свое представление о проблеме исследования человека. Это представление было обосновано Б. Г. Ананьевым, который выделил четыре уровня человеческой организации, представляющих наибольший интерес для научного исследования. К их числу были отнесены индивид, субъект деятельности, личность, индивидуальность.
Каждый человек как представитель биологического вида имеет определенные врожденные особенности, т. е. строение его тела обусловливает возможность пря-мохождения, структура мозга обеспечивает развитие интеллекта, строение руки предполагает возможность использования орудий труда и т. д. Всеми этими чертами младенец человека отличается от детеныша животного. Принадлежность конкретного человека к человеческому роду зафиксирована в понятии индивид. Таким образом, понятие «индивид» характеризует человека как носителя определенных биологических свойств.
Появляясь на свет как индивид, человек включается в систему общественных взаимоотношений и процессов, в результате чего приобретает особое социальное качество — он становится личностью. Это происходит потому, что человек, включаясь в систему общественных связей, выступает в качестве субъекта — носителя сознания, которое формируется и развивается в процессе деятельности.
В свою очередь, особенности развития всех этих трех уровней характеризуют неповторимость и своеобразие конкретного человека, определяют его индивидуальность. Таким образом, понятие «личность» характеризует один из наиболее значимых уровней организации человека, а именно особенности его развития как социального существа. Следует отметить, что в отечественной психологической литературе можно найти некоторое расхождение во взглядах на иерархию организации человека. В частности, такое противоречие можно обнаружить у представителей московской и санкт-петербургской психологических школ. Например, представители московской школы, как правило, не выделяют уровень «субъекта», объединяя биологические и психические свойства человека в понятии «индивид». Однако, несмотря на определенные расхождения, понятие «личность» в отечественной психологии соотносится с социальной организацией человека.
При рассмотрении структуры личности в нее обычно включают способности, темперамент, характер, мотивацию и социальные установки. Все эти качества подробно будут рассматриваться в последующих главах, пока же мы ограничимся лишь их общими определениями.
Способности — это индивидуально устойчивые свойства человека, определяющие его успехи в различных видах деятельности. Темперамент — это динамическая характеристика психических процессов человека. Характер содержит качества, определяющие отношение человека к другим людям. Мотивация — это совокупность побуждений к деятельности, а социальные установки — это убеждения людей.
Кроме этого, некоторые авторы включают в структуру личности такие понятия, как воля и эмоции. Мы эти понятия рассматривали в разделе «Психические процессы». Дело в том, что в структуре психических явлений принято выделять психические процессы, психические состояния и психические свойства. В свою очередь, психические процессы подразделяются на познавательные, волевые и эмоциональные. Таким образом, воля и эмоции имеют все основания для того, чтобы быть рассмотренными в рамках психических процессов как самостоятельные явления.
Однако у авторов, рассматривающих данные явления в рамках структуры личности, также есть для этого основания. Например, чувства — один из видов эмоций, — чаще всего имеют социальную направленность, а волевые качества присутствуют в регуляции поведения человека как члена общества. Все это, с одной стороны, еще раз говорит о сложности рассматриваемой нами проблемы, а с другой — об определенных разногласиях в отношении некоторых аспектов проблемы личности. Причем наибольшие разногласия вызывают проблемы иерархии структуры человеческой организации, а также соотношение биологического и социального в личности. С последней проблемой мы познакомимся более подробно.
Общее понятие о личности — Студопедия
В психологической науке категория «личность» относится к числу базовых понятий. Но понятие «личность» не является сугубо психологическим и изучается всеми общественными науками, в том числе философией, социологией, педагогикой и др. В чем же состоит специфика изучения личности в рамках психологической науки и что такое личность с психологической точки зрения?
Каждое из определений личности, имеющихся в научной литературе, подкреплено экспериментальными исследованиями и теоретическими обоснованиями и поэтому заслуживает того, чтобы его учесть при рассмотрении понятия «личность». Чаще всего под личностью понимают человека в совокупности его социальных и жизненно важных качеств, приобретенных им в процессе социального развития. Следовательно, к числу личностных характеристик не принято относить особенности человека, которые связаны с генотипической или физиологической организацией человека. К числу личностных качеств также не принято от
носить качества человека, характеризующие особенности развития его познавательных психических процессов или индивидуальный стиль деятельности, за -исключением тех, которые проявляются в отношениях к людям и обществу в целом. Чаще всего в содержание понятия «личность» включают устойчивые свойства человека, которые определяют значимые в отношении других людей поступки.
Таким образом, личность — это конкретный человек, взятый в системе его устойчивых социально обусловленных психологических характеристик, которые проявляются в общественных связях и отношениях, определяют его нравственные поступки и имеют существенное значение для него самого и окружающих.
Следует заметить, что в научной литературе в содержание понятие «личность» иногда включают все уровни иерархической организации человека, в том числе генетический и физиологический. Мы же при рассмотрении вопросов, касающихся личности, будем исходить из приведенного определения. На чем основывается наше мнение?
Как вы помните, изучение курса общей психологии мы начали не с определения психологической науки, а с того, что рассмотрели вопрос о системном изучении самого человека. Мы акцентировали внимание на том, что в психологии сложилось свое представление о проблеме исследования человека. Это представление было обосновано Б. Г. Ананьевым, который выделил четыре уровня человеческой организации, представляющих наибольший интерес для научного исследования. К их числу были отнесены индивид, субъект деятельности, личность, индивидуальность.
Каждый человек как представитель биологического вида имеет определенные врожденные особенности, т. е. строение его тела обусловливает возможность пря-мохождения, структура мозга обеспечивает развитие интеллекта, строение руки предполагает возможность использования орудий труда и т. д. Всеми этими чертами младенец человека отличается от детеныша животного. Принадлежность конкретного человека к человеческому роду зафиксирована в понятии индивид. Таким образом, понятие «индивид» характеризует человека как носителя определенных биологических свойств.
Появляясь на свет как индивид, человек включается в систему общественных взаимоотношений и процессов, в результате чего приобретает особое социальное качество — он становится личностью. Это происходит потому, что человек, включаясь в систему общественных связей, выступает в качестве субъекта — носителя сознания, которое формируется и развивается в процессе деятельности.
В свою очередь, особенности развития всех этих трех уровней характеризуют неповторимость и своеобразие конкретного человека, определяют его индивидуальность. Таким образом, понятие «личность» характеризует один из наиболее значимых уровней организации человека, а именно особенности его развития как социального существа. Следует отметить, что в отечественной психологической литературе можно найти некоторое расхождение во взглядах на иерархию организации человека. В частности, такое противоречие можно обнаружить у представителей московской и санкт-петербургской психологических школ. Например, представители московской школы, как правило, не выделяют уровень «субъекта», объединяя биологические и психические свойства человека в понятии «индивид». Однако, несмотря на определенные расхождения, понятие «личность» в отечественной психологии соотносится с социальной организацией человека.
При рассмотрении структуры личности в нее обычно включают способности, темперамент, характер, мотивацию и социальные установки. Все эти качества подробно будут рассматриваться в последующих главах, пока же мы ограничимся лишь их общими определениями.
Способности — это индивидуально устойчивые свойства человека, определяющие его успехи в различных видах деятельности. Темперамент — это динамическая характеристика психических процессов человека. Характер содержит качества, определяющие отношение человека к другим людям. Мотивация — это совокупность побуждений к деятельности, а социальные установки — это убеждения людей.
Кроме этого, некоторые авторы включают в структуру личности такие понятия, как воля и эмоции. Мы эти понятия рассматривали в разделе «Психические процессы». Дело в том, что в структуре психических явлений принято выделять психические процессы, психические состояния и психические свойства. В свою очередь, психические процессы подразделяются на познавательные, волевые и эмоциональные. Таким образом, воля и эмоции имеют все основания для того, чтобы быть рассмотренными в рамках психических процессов как самостоятельные явления.
Однако у авторов, рассматривающих данные явления в рамках структуры личности, также есть для этого основания. Например, чувства — один из видов эмоций, — чаще всего имеют социальную направленность, а волевые качества присутствуют в регуляции поведения человека как члена общества. Все это, с одной стороны, еще раз говорит о сложности рассматриваемой нами проблемы, а с другой — об определенных разногласиях в отношении некоторых аспектов проблемы личности. Причем наибольшие разногласия вызывают проблемы иерархии структуры человеческой организации, а также соотношение биологического и социального в личности. С последней проблемой мы познакомимся более подробно.
Понятие о личности. Соотношение понятий «индивид», «индивидуальность», «личность»
В психологической науке категория личности относится к числу базовых категорий. Она не является сугубо психологической и изучается, по существу, всеми общественными науками. Личность – сложное, многогранное явление общественной жизни, звено в системе общественных отношений. Она – продукт общественно-исторического развития, с одной стороны, и деятель общественного развития – с другой.
Понятие личности начало складываться в древности. Слово личность («personality») в английском языке происходит от латинского «persona». Первоначально это слово обозначало маски, которые надевали актеры во время театрального представления в древнегреческой драме. Раб не рассматривался как персона, для этого надо быть свободным человеком. Впоследствии термин «личность» стал обозначать реальную роль человека в общественной жизни. Психология под личностью понимает конкретного человека, являющегося представителем определенного общества, национальности, класса, коллектива, занимающегося каким-либо видом деятельности, осознающего свое отношение к окружающему и наделенного индивидуальными психическими особенностями. В определении личности следует выделить, прежде всего, ее общественную сущность.
Термин «личность» употребляется только по отношению к человеку, и притом, начиная лишь с некоторого этапа его развития. Мы не говорим «личность животного», «личность новорожденного». Мы всерьез не говорим о личности двухлетнего ребенка, хотя он проявляет не только свои наследственные особенности, но и великое множество особенностей, приобретенных под воздействием социального окружения. Личность есть относительно поздний продукт онтогенетического развития (С.Л. Рубинштейн).
До настоящего времени точного определения понятия «личность» не существует. Лаконично об этом не скажешь, объяснение «потянет» на несколько страниц и все равно не будет корректным и исчерпывающим. Врачи, психологи, педагоги используют этот термин, имея в виду неповторимое сочетание свойств каждого и то впечатление, которое человек производит при общении. При этом подразумевается, что облик человека и его индивидуальные черты как заданы природой, так и являются результатом влияния среды, социальных отношений, воспитания. Кто-то считает, что личностями можно назвать только людей, достигших выдающихся результатов в определенной области – искусстве, литературе, науке, политике. Леонардо да Винчи, Ф.М. Достоевский, Колумб, Наполеон, Петр Первый, Эйнштейн… Этот список можно продолжать до бесконечности. Однако неповторимой личностью с определенным набором душевных качеств, со свойственными только этому субъекту талантами, направленностью интересов является любой человек, независимо от его социального статуса.
Личность – это конкретный человек, обладающий сознанием и самосознанием.
Наряду с понятием «личность» в науке нередко употребляются термины «человек», «индивид», «индивидуальность». Рассмотрим их отличия. Человек как вид – это представитель вполне определенного биологического вида (вида живых существ), отличающийся от других животных конкретными специфическими особенностями и уровнем физиологического и психологического развития, наделенный сознанием, способный мыслить, говорить и принимать решение, контролировать свои действия, поступки, эмоции и чувства.
Индивид – человек как целостный неповторимый представитель рода с его психофизиологическими свойствами, выступающими в качестве предпосылки развития личности и индивидуальности.
В понятии человека как индивида выражаются два основных признака:
1) человек – это своеобразный представитель других живых существ, продукт фило- и онтогенетического развития, носитель видовых черт;
2) отдельный представитель человеческой общности, выходящее за рамки природной (биологической) ограниченности социальное существо, использующее орудия, знаки и через них овладевающее собственным поведением и психическими процессами.
Человек рождается человеком, но личностью он становится в процессе общественной и трудовой деятельности. Каждый индивид обладает индивидуальностью.
Индивидуальность – своеобразие психики и личности индивида, ее неповторимость. Проявляется в чертах темперамента и характера, эмоциональной и волевой сферах, интересах, потребностях и особенностях человека. Личность также обладает индивидуальностью. Личность – это конкретный человек, являющийся представителем определенного общества, определенной социальной группы, занимающийся определенным видом деятельности, осознающий свое отношение к окружающему и наделенный индивидуально-психологическими особенностями.
Человек как личность с точки зрения психологии характеризуется:
— развивающимся самосознанием, являющимся основой формирования умственной активности, самостоятельности личности в ее суждениях и действиях и ориентированным, прежде всего, на познание себя, усовершенствование себя и поиск смысла жизни;
— активностью – стремлением выйти за пределы реализованных возможностей, за рамки ролевых предписаний, расширить сферу деятельности;
— наличием Я-образа – системы представлений человека о себе реальном, себе ожидаемом, себе идеальном, которые обеспечивают единство и тождественность его личности и обнаруживаются в самооценках, чувстве самоуважения, уровне притязаний и т.д.;
— направленностью – устойчивой системой мотивов: потребностей, интересов, идеалов, убеждений и т.д.;
— способностями, свойствами и качествами, обеспечивающими успешность выполнения определенной деятельности;
— характером, представляющим собой совокупность устойчивых индивидуальных свойств человека, обусловливающих типичные для него способы поведения и эмоционального реагирования.
Можно сказать, что личность – это системное качество индивида, которое формируется во взаимодействии социальным окружением. Это взаимодействие осуществляется в трёх основных формах: общении, деятельности, познании.
3.2 Структура личности. Биологическое и социальное в
личности
Попытки определить структуру личности, ее составные части предпринимались давно. Так как данный предмет изучения, являясь одним из проявлений психики, нематериален и его нельзя потрогать руками, то у разных авторов, в разных психологических направлениях понятие структуры личности разное. Это зависит от того, что понимать под личностью. Психология прошла ряд этапов, начиная с понимания личности как души, заканчивая пониманием личности как человека. В трудах отечественных психологов вопрос о личности и ее структуре теоретически обоснован, создана стройная научная система.
В динамической концепции развития К.К. Платонова предложена следующая структура личности:
1-я подструктура называется направленностью личности. Сюда входят: влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, мировоззрения, убеждения. Элементы (черты) личности, входящие в эту подструктуру, не имеют врожденных задатков, а полностью социально обусловлены и формируются путем воспитания. Наиболее активной и устойчивой формой направленности являются убеждения. Совокупность их составляет мировоззрение человека, которое может быть пассивным — просто имеется в наличии. Но в подструктуру направленности входит и воля — она-то и может придавать убеждениям активный характер, способствуя их воплощению в жизнь.
2-я подструктура называется опытом. Она объединяет знания, навыки, умения и привычки, приобретенные в обществе путем обучения, но уже с заметным влиянием биологически и даже генетически обусловленных свойств человека. Не все входящие сюда свойства можно рассматривать как свойства личности. Только начинающийся формироваться навык или однократное действие еще не свойство личности. Но типичные для данного индивида проявления, так же как и закрепленные знания, навык и тем более умение и привычка — уже, бесспорно, свойство личности. Опыт также может быть пассивным «мертвым грузом». Но благодаря отдельным волевым навыкам он может стать активным, когда знания и умения не просто «знаемые», но и используемые.
3-я подструктура объединяет индивидуальные особенности отдельных психических процессов (функций): памяти, эмоций, ощущений, мышления, восприятия, чувств, воли. Ведь у всех нас разная память, эмоции, восприятие и т.д. Эти индивидуальные особенности, закрепляясь, становятся чертами личности. У кого-то — «тонкое восприятие искусства», у другого — «дырявая» память, у третьего — «шквал эмоций из-за пустяка». Все составляющие этой подструктуры формируются путем упражнения, то есть частоты и способа использования данной функции. Так как эмоции и ощущения свойственны и животным, то можно говорить, что в личностных чертах 3-й подструктуры биологический компонент начинает преобладать над социальным.
4-я подструктура объединяет свойства темперамента, или типологические свойства личности (как принадлежащей к какому-то типу). Они почти полностью зависят от физиологических свойств мозга: скорость протекания нервных процессов, баланс процессов возбуждения и торможения и. т.п. Сюда же относятся половые и возрастные свойства, а также особенности личности, вызванные какой-то патологией (болезнью). Эти биологически обусловленные черты с трудом поддаются изменениям, но иногда возможно формирование нужной черты путем тренировки. Активность подструктуры темперамента определяется силой нервных процессов; если у вас слабость нервных процессов, то у вас будет «слабый» тип нервной системы и тип темперамента с более пассивным поведением.
Таким образом, социальное и биологическое в человеке рассматривается в диалектическом единстве. Биологический фактор определенным образом влияет на формирование личности. Так, генетически передаются особенности нервных процессов возбуждения и торможения, что определяет своеобразие типа высшей нервной деятельности человека, такие анатомо-физические особенности, как рост, отчасти телосложение, вес и другие. Однако эти биологические особенности не являются определяющими в личности, а в этом единстве в качестве основных и определяющих выступают социальные факторы.
В заключение стоит отметить, что ни отдельные черты личности, ни личность в целом не остаются неизменными в течение жизни человека. Но изменения личности могут быть связаны не только с ее развитием в результате взросления, но и с социальным распадом, со старческой деградацией и с патологическим развитием. Изменяться человек может как в лучшую, так и в худшую сторону. Кроме того, изменчивость черт личности зависит от компенсации одних, недостаточно развитых черт личности, другими, и от изменения способов и степени этой компенсации. Таким образом, структура личности является динамической — изменяющейся, а не статической (неизменной).
Понятие о личности — Студопедия
Человек — это, с одной стороны, биологическое существо, животное, наделенное сознанием, обладающее речью, способностью трудиться, познавать окружающий мир и активно изменять, преобразовывать его. В качестве высокоорганизованного животного человеку присуща определенная телесная организация — прямохождение, развитие рук как средства дознания и преобразования мира, высокоразвитый мозг.
Человек, с другой стороны, общественное существо. Это самый важный его признак, так как общественная жизнь и общественные отношения, коллективный труд изменили и подчинили себе его биологическую, телесную организацию.
В психологии, кроме понятия «человек», употребляется более узкое понятие «личность». Личность — это тот же человек, но рассматриваемый только как общественное, социальное существо. Говоря о личности, мы отвлекаемся от биологической, природной его стороны.
При этом имеется в виду достаточный уровень социальной зрелости — маленький ребенок или психически больной человек не могут считаться личностью.
В психологии наряду с понятиями «человек» и «личность» употребляют еще и понятие «индивидуальность». Своеобразен и неповторим жизненный путь каждого человека, условия его жизни и деятельности, обучения и воспитания, поэтому нет и не может быть двух абсолютно одинаковых личностей. Индивидуальностью и называют личность данного человека, личность в ее конкретном варианте как неповторимое сочетание своеобразных психологических особенностей.
Отметим три важнейшие психологические характеристики личности.
Во-первых, устойчивость свойств личности. При всей пластичности, изменчивости Психических проявлений личности все-таки отчетливо выступает относительное постоянство ее психического склада, что, в частности, позволяет предвидеть поведение данной личности в той или иной ситуации.
Во-вторых, единство личности как тесная связь и взаимозависимость психических процессов и психических свойств личности. Личность представляет собой единое целое, где каждая черта неразрывно связана с другими, и поэтому каждая черта личности приобретает свое значение, часто совершенно различное, в зависимости от ее соотношения с другими чертами личности. Например, настойчивость как умение добиваться цели, преодолевая трудности и препятствия, имеет положительное значение только в сочетании с высокими моральными чувствами, развитым чувством коллективизма. Совсем иное содержание будет иметь эта черта, если она связана с сильно развитыми эгоистическими потребностями, со стремлением добиться личного благополучия при пренебрежении интересами коллектива, других людей. Смелость приобретает совершенно различное содержание в зависимости от того, сочетается ли она с высокой идейностью или чувствами мелкого тщеславия и самомнения. Поэтому личность формируется, воспитывается не «по частям»; нельзя воспитывать отдельные ее черты, не обращая внимания, отвлекаясь от других черт личности. Формируется, воспитывается всегда личность в целом.
В-третьих, активность личности. Активность выражается в многообразной и многосторонней деятельности, направленной на познание, изменение, преобразование окружающего мира, па изменение собственной природы, своего психического склада (самовоспитание).
Психология изучает ту сторону личности, которая выражается в ее духовном облике, в ее поступках и поведении.
Личность — очень сложное целое. Но в этом сложном целом можно выделить три основные стороны, или, как говорят психологи, три блока. Первый блок — направленность личности, система ее отношений к окружающему миру. Сюда включаются Мотивы поведения личности (мотивами называют причины, побуждающие личность к тому или иному поведению, к той или иной деятельности), в частности потребности, чувства, интересы. Второй блок — это возможности личности, психологические предпосылки успешности ее деятельности (в частности, способности). Третий блок — стиль, психологические особенности поведения личности (темперамент и характер). Иными словами, личность характеризуется тем, как действует человек и почему он действует так, а не иначе.
Общее понятие о личности. Психологическая структура личности — Студопедия
Личность – конкретный человек, являющийся представителем определенного общества, социальной группы, коллектива, занимающийся определенным видом деятельности, осознающий свое отношение к окружающему, имеющий свой жизненный опыт и свои индивидуально-психологические особенности. Психологическая структура: 1. Активность – способность производить общественно значимые преобразования в мире на основе богатств материальной и духовной культуры, проявляющаяся в волевых актах, общении и творчестве. 2. Биологические факторы – состояние здоровья, уровень физического развития, телосложение, рост, вес, и др. показатели. Руководителю в работе с людьми необходимо их знать и учитывать. 3. Социальные факторы – система его личностных свойств и качеств. Структурные компоненты личности: а) Психические процессы (познавательные, эмоциональные, волевые). б) Психические свойства (направленность, темперамент, характер, способности). в) Психические состояния (подъем, упадок, уверенность и др.). г) Психические образования (знания, навыки, умения, привычки, убеждения и др.).
Уровни иерархии человеческой организации. Соотношение понятий «индивид», «личность», «индивидуальность» и «субъект деятельности».
Индивид – единичный представитель вида. Отличаются морфологическими особенностями (вес, рост, телесная конструкция) и психологическими свойствами (способностями, темпераментом, эмоциональностью). Индивидуальность – единство неповторимых личностных свойств конкретного человека (тип темперамента, физ. и психические особенности, интеллект и т.д.).
Соотношение индивидуальности и личности определяется тем, что это два способа бытия человека, два его различных определения. Человек – это родовое понятие, указывающее на отнесенность существа к высшей степени развития природы – к человеческому роду. Субъект деятельности – это индивид, личность как источник познания, общения и преобразования действительности. Личность – это понятие, выработанное для отображения социальной природы человека, рассмотрения его как субъекта социокультурной жизни, определения его как носителя индивидуального начала, самораскрывающегося в контекстах социальных отношений, общения и предметной деятельности.
Понятие о личности. Структура личности — Студопедия
Личность — это конкретный человек с индивидуально проявленными своеобразными умственными, эмоциональными, волевыми и физическими свойствами. Личность возникла и развилась в процессе общественно-исторического развития человечества, в процессе труда.
Принадлежность личности к обществу, включение в систему общественных отношений определяет ее психологическую и социальную сущность.
Личность — социальное существо, субъект познания, активный деятель общественного развития.
Характерными признаками личности являются ее сознание, исполняемые ею общественные роли, общественно полезная деятельность.
Одной из сторон личности является ее индивидуальность — своеобразное, неповторимое соединение психологических особенностей характера, темперамента, движения психических процессов (восприятие, память, мышление, речь, чувства, воля), ее мотивационной сферы.
Личность всегда является продуктом своих действий и тех общественно-экономических отношений, в которых участвует. Изучение личности по своей сути — это историческое исследование процесса ее становления при определенных социальных условиях, определенном общественном строе.
Человек — природное существо, но биологическое в процессе исторического развития под влиянием социальных условий изменилось, приобрело своеобразные специфические человеческие особенности.
В структуре личности различают типичное и индивидуальное.
Типичное — то наиболее общее, что свойственно каждому человеку и характеризует личностьвообще: ее сознание, активность, ум и эмоционально-волевые проявления и т.п., то есть то, чем один человек похож на других людей.
Индивидуальное — это то, что характеризует отдельного человека: его физические и психологические особенности, направленность, способности, черты характера и т.п., то есть то, чем отличается один человек от другого.
Психолог К.К. Платонов в структуре личности выделяет четыре подструктуры:
1. Направленность личности: моральные качества, установки личности, ее отношения с другими, определяется общественным бытием человека.
2. Подструктура опыта (знания, умения, навыки, привычки). Опыт приобретается в процессе обучения и воспитания. Ведущим в приобретении опыта является социальный фактор.
3. Подструктура форм отражения. Она охватывает индивидуальные особенности психических процессов, которые формируются в процессе социальной жизни и специфически проявляются в познавательной и эмоционально-волевой деятельности человека.
4. Биологически обусловленная сторона психических функций личности. Она объединяет типологические свойства личности, половые и возрастные особенности и их патологические изменения, которые в значительной степени зависят от физиологических и морфологических особенностей мозга.
Психологическая структура личности очень сложна и многогранна.
Познавательная, эмоционально-волевая деятельность личности, ее потребности, интересы, идеалы и убеждения, самосознание и т.п. — составные компоненты духовной жизни личности.
Они находятся в сложном взаимодействии и в своем единстве представляют собой ее «Я», руководящее внутренней жизнью и проявлениями ее в деятельности и отношениях с другими.
Понятие о личности. Структура личности в свете современных психолого-педагогических концепций
Личность — одна из базовых категорий психологической науки. Следовательно, вопрос о том, что такое личность чрезвычайно важен для психологии. Понятие «личность» раскрывается через его сопоставление с понятиями «человек» и «индивид».
Человек— это самое широкое по смыслу их трех понятий, что очень хорошо фиксируется в русском языке. Мы говорим о человеке как личности, о человеке как индивиде, о человеке как организме, о человеке как физическом теле и т. п. Все это разные стороны человека. Человек появляется на свет уже человеком, он отличается от всех птиц, рыб, насекомых, от рождения он принадлежит к человеческому роду. Это фиксируется понятием «индивид»[2]. Однако, в данном понятии отражены не только чисто биологические, наследственные, видовые свойства человека, но и свойства, приобретаемые человеком в течение жизни. Индивид — это продукт развития жизни, продукт взаимодействия со средой. Общий путь развития индивида — нарастание межиндивидных различий, чем дольше и интенсивнее развитие. Как говорил об этом А.Н. Леонтьев «индивиды индивидуализируются».
Любой индивидпотенциально[3] является личностью. Человек рождается индивидом, значит, он может стать личностью. Личностью именно становятся, а не рождаются. Появляясь на свет как индивид, человек становится личностью, т.е. приобретает особое системное социальное качество. Личность есть продукт развития индивида, причем относительно поздний как в онтогенетическом, так и в социально-историческом смысле. Для становления личности необходимо соблюдение ряда общих условий:
· довольно длительное время, становление зрелой личности — длительный процесс;
· человек должен находиться в обществе, вступать с обществом в те или иные отношения;
· участие деятельности;
· наличие значительных, общественно-полезных жизненных целей.
Таким образом, главное различие между индивидом и личностью состоит в том, что индивиддействует ради того, чтобы поддержать собственное существование, личность — чтобы добиваться поставленных целей.
Личность— это системное социальное качество, обретаемое индивидом в предметной деятельности и общении, характеризующее уровень и качество представленности социальных отношений в индивиде (А.В. Петровский, 1986).
Это определение личности не является единственным в науке, их существует столько же, сколько и концепций личности в психологии (несколько десятков).
Отвечая на вопросы «Что содержит в себе личность?», «Каковы ее основные свойства?», «Каково соотношение свойств личности и какова личность в целом?» психологи подошли к формулировке научного понятия структуры личности. Это — относительно устойчивая связь и взаимодействие всех сторон личности как целостного образования. В психологии существуют несколько точек зрения по вопросу о том, каков этот внутренний склад личности.
Так, С.Л. Рубинштейн выделял в личности три основные подструктуры. Подструктура направленности — это подлинный стержень личности. В нее включаются потребности, мотивы поведения и деятельности, цели, идеалы, убеждения, интересы, мировоззрение. К подструктуре знаний, умений и навыковон относил опыт, приобретаемый человеком в процессе жизни и познавательной деятельности. Подструктура индивидуально-типологических особенностейвключает в себя темперамент, характер и способности человека. Все психические процессы, следовательно, протекают в личности и зависят от нее. Таким образом, личность — это основа, изнутри определяющая трактовку психики человека. Вся психология человека является психологией личности (С.Л. Рубинштейн, 1990). Такая трактовка соотношения психики и личности у человека существенно отличается от подхода А.Н. Леонтьева, А.В. Петровского и др.
К.К. Платонов описывал личность как единство четырех подструктур: направленности, социального опыта, психологических форм отражения и биопсихической. Ведущей среди них является подструктура направленности, которая включает мотивы, потребности, интересы, убеждения, цели. К подструктуре социального опыта относятся знания, умения, привычки, навыки, которые человек приобретает в обучении и в личном опыте. К подструктуре психологических форм отражения относятся познавательные процессы (внимание, память, мышление, воображение, восприятие, ощущение). К биопсихической подструктуре были отнесены психологические свойства, обусловленные особенностями нервной системы, телосложения, возраста, пола, устройства мозга. Черты характера и способности могут быть представлены в любой из этих подструктур.
Рис.1. Структура личности по К.К. Платонову.
Подструктура направленности
Подструктура социального опыта
Подструктура психологических
форм отражения
Биопсихическая
подструктура
Каждая из этих подструктур имеет свой, присущий только ей способ формирования и развития. Для подструктуры направленности таковым является воспитание, для подструктуры социального опыта — обучение, для подструктуры психологических форм отражения — упражнение, для биопсихической подструктуры — тренировка.
Как следует из вышесказанного, личность является не просто психологической целостностью, но иерархически устроенной психологической целостностью. Доминирующей, преобладающей подструктурой личности является направленность. Развитие личности, прежде всего, является развитием направленности личности, ее мотивационно-потребностной сферы.
Иначе подходит к рассмотрению структуры личности А.В. Петровский. Для него исходным в рассмотрении этой проблемы является понятие «индивид». Он выделяет три подструктуры личности: интраиндивидную (внутрииндивидную), интериндивидную (межиндивидную) и метаиндивидную (надиндивидную).
К интраиндивидной подструктуре относятся свойства личности как индивида (темперамент, характер, способности и т. д.).
В интериндивидную подструктуру входят все те психологические качества личности, которые проявляются вне органического тела индивида — прежде всего в отношениях между индивидами.
Метаиндивидная подструктура характеризует психику человека как субъекта преобразования других индивидов, это его «вклады» в других людей, через которую индивид реализует потребность в персонализации[4].
В зарубежной психологии весьма распространенными и признанными является взгляды на внутреннее устройство личности З. Фрейда, опирающиеся на идею о доминирующей роли бессознательного в психике человека. Он выделяет три основные психические образования — Оно (Id), Я (Ego) и Сверх-Я (Super-Ego).
Доминирующим среди них является Оно, которое является источником активности человека, связанным, прежде всего с либидо (сексуальными влечениями человека). Оно функционирует по «принципу удовольствия», является изначально иррациональным и аморальным, воплощает первичные бессознательные инстинкты человека. Подструктура Я функционирует на основе «принципа реальности» и является своеобразным посредником между Оно и Сверх-Я, воплощая в себе сознание конкретного человека, позволяющее осуществлять контроль, сохранять опыт.
Отношения между Оно и Я Фрейд сравнивает с отношениями лошади и всадника, первая из которых наделена энергией, а второй — разумом. Понимание и взаимодействие между ними относительно, различия и противоречия — непримиримы.
Подструктура Сверх-Я воплощает в себе требования общества, других людей, цивилизации и является источником морального и религиозного чувства у человека.
Человек при таком подходе выглядит как существо глубоко противоречивое, даже обреченное на внутренние и внешние конфликты. Несчастья, конфликты, неврозы — вот удел человечества с тех пор, как создана цивилизация (как средство ограничения первичных влечений человека).
Эта точка зрения на человека глубоко пессимистична, обращена к прошлому человека, но (как ни странно!) гуманистична. Концепция З. Фрейда родилась из попытки помочь и понять конкретного человека.
Педагогическое значение данной проблемы состоит в том, что разные методологические подходы к феномену личности и ее структуры ведут к неоднозначным выводам о понимании, воспитании, формировании и обучении человека.
Подробная информация по данной проблеме содержится в книгах:
&Петровский А.В. Быть личностью. — М.: «Педагогика», 1990.
&Петровский А.В. Введение в психологию. – М: «Академия», 1995.
&Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. — М., 1998.
Понятие личности. — Paperblog
Titu Barua
Watsuthivararam.
Яннава, саторн.
Бангкок, 10120.
Таиланд.
В то время как понятие «человек» подчеркивает биосоциальное, телесно-душевное происхождение человека, понятие «личность» связано в основном с его социальными и психологическими аспектами, такими как его чувство собственного достоинства, его самооценка, его ценностные ориентации, убеждения и т. Д. принципы, которыми он живет, его моральные, эстетические, социально-политические и другие социальные позиции, его убеждения и идеалы, а также характер, особенности его интеллекта, стиль и независимость его мышления, специфика его эмоциональный состав, его сила воли, склад ума и чувств, его социальный статус.
Нельзя представить себе личность как нечто отдельное от человека или даже от его внешнего и общего физического облика. Личность (лат. Persona = маска) — это лицо, которое нам противостоит. Когда в зрелом возрасте люди делают пластические операции и подтяжку лица, они меняют свой внешний вид, что, как показали психологические наблюдения, тоже кое-что меняет в их психике. Все в человеке «взаимосвязано» и влияет на личность в целом.Внешний вид человека — это внешнее выражение его внутреннего мира.
Личность — это социально развитая личность, являющаяся частью определенного исторического и природного контекста, той или иной социальной группы, личность, обладающая относительно устойчивой системой социально значимых личностных качеств и выполняющая соответствующие социальные роли. Интеллектуальный каркас личности формируется его потребностями, интересами, системой взглядов, особенностями темперамента, эмоциями, силой воли, мотивацией, ценностными ориентациями, независимостью мысли, сознанием и самосознанием.Центральная черта личности — мировоззрение. Человек не может стать личностью без развития того, что известно как мировоззрение или мировоззрение, которое включает его философское видение мира.
Знание философии — неотъемлемый атрибут высшего образования и культуры человека. Поскольку мировоззрение — это привилегия современного человека, а его суть — философия, нужно знать философию человека, чтобы понять его. Даже те, кто отрицают философию и высмеивают ее, обладают философией.Только у животного нет никакого мировоззрения. Он не размышляет о вещах в мире, смысле жизни и других проблемах. Мировоззрение — это привилегия личности, то есть человека, вознесенного культурой. Как исторически, так и онтогенетически человек становится личностью в той мере, в какой он ассимилирует культуру и способствует ее созданию. Наш далекий предок в условиях первобытной орды и начальных этапах становления общества еще не был личностью, хотя он уже был личностью, человеческим существом.Ребенок, особенно в раннем возрасте, конечно, человек, но еще не личность. Ему еще только предстоит стать таковым в процессе своего развития, образования и воспитания. Человек может стать личностью, а может и не стать. Ребенок, который изолирован от людей и окружен животными, этого не делает. Личность может складываться, а может и не складываться, и это
Понятие личности в психологии
Человек — существо, устроенное очень сложно. Мы действуем так, а не иначе, не в силу инстинктов. Наши мотивы не всегда ясны. Чтобы предсказать поведение человека, необходимо знать его характер, темперамент и, конечно же, особенности его личности. Что это? Определение личности в психологии не одно. Вопрос сложный, а значит, мнений достаточно. Концепция личности в социальной психологии — это то, над чем работали и работали многие выдающиеся психологи.Это социальная сторона человека, именно она делает его частью общества.
Понятие личности в психологии
Как уже было сказано, ученые дают самые разные ответы на вопросы, связанные с человеком. Часто можно наблюдать резкое расхождение во мнениях. Однако отметим, что все используемые сегодня теории имеют научную основу.
Понятие личности в психологии во многом основано на том факте, что человек есть не что иное, как совокупность разного рода приобретенных, а также чисто социальных качеств.При этом большой упор делается на то, что люди, имеющие прямое отношение к физиологии и не связанные с жизнью в обществе, не относятся к личным качествам.
Иногда понятие личности в психологии содержит указание на то, что психологические качества людей также не относятся к личностным качествам. Речь идет о психическом, связанном с познавательными процессами, индивидуальном стиле деятельности.
Понятие личности в психологии основывается на устойчивых качествах, которые формируются только в обществе.То есть в процессе взаимодействия и общения с другими людьми. Личностные качества человека делают его индивидуальным, неповторимым, оригинальным.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что личность — это личность, рассматриваемая в системе психических характеристик, которые социально обусловлены и могут проявляться только в социальных отношениях и связях. Такие характеристики обязательно должны быть стабильными.
Понятие личности в психологии имеет тесную связь с такими понятиями, как «индивидуальность», «индивид», однако сразу скажем, что идентифицировать их в любом случае невозможно — различий достаточно.
Если рассматривать человека как совокупность абсолютно всех имеющихся качеств (как социальных, так и природных), то это будет личность. Можно сказать, что индивид — это отдельный человек.
Индивидуальность — понятие узкое. Под ним подразумевается то сочетание уникальных качеств человека, которые отличают его от других людей.
В чем сущность человека? Конечно, у него есть своя структура. Чаще всего психологи включают в ее характер эмоции, волевые качества, темперамент, социальные установки, мотивацию, способности.Последние представляют собой не что иное, как устойчивые индивидуальные свойства личности человека. Часто они определяют нашу успешность при попытке реализовать себя в тех или иных видах деятельности.
Темперамент (в основном) определяет скорость реакции на определенные явления окружающего мира. Это зависит от характера того, как мы действуем в определенных ситуациях. Часто это лежит в основе выбора, принятия решений и так далее. Волевые качества определяют, как человек движется к поставленным целям, как он настроен на определенные достижения.Мотивация и эмоции связаны с мотивацией к действию и социальными установками — так человек воспринимает саму жизнь и других людей.
Наконец, отметим, что личность есть только у людей. Его нет ни у каких других живых организмов. Также обратите внимание, что ребенок, выросший вне общества (дети-Маугли), не является человеком.
p> ,Концепция личности в организационном поведении
Термин «личность» произошел от латинского слова «Persona», которое в древности ассоциировалось с греческим театром. Греческие актеры обычно носили маски на лицах во время своих выступлений на сцене. Маску, которую носили актеры, назвали персоной. Считалось, что личность — это эффект и влияние, которое человек в маске оставляет на публику.
Личность — это термин, имеющий много общих значений.Иногда это слово относится к способности хорошо ладить в обществе. Например, мы говорим об опыте или отношениях, которые, как говорят, придают человеку «больше индивидуальности». Этот термин может также относиться к наиболее поразительному впечатлению, которое человек производит на других людей. Можно сказать: «у нее застенчивая личность». Для психолога личность — это область изучения сложного человеческого поведения, включая эмоции, действия и когнитивные (мыслительные) процессы. Психологи изучают модели поведения, которые отличают людей друг от друга.Слово личность используется не только в области психологии, но может применяться и в большинстве других областей повседневной жизни.
Личность в организационном поведении относится к динамической концепции, которая описывает рост и развитие всей психологической системы человека, которая рассматривает некоторое совокупное целое, которое больше суммы частей. Личность — это динамическая организация внутри человека тех психологических систем, которые определяют его уникальную адаптацию к окружающей среде.Поведение, поведение, деятельность, движения и все остальное, касающееся человека, известны как личность. Это способ реагирования на окружающую среду; способ, которым человек приспосабливается к внешней среде, — это личность.
Кажется, существует много споров относительно точной природы личности. Однако концепция личности рассматривается как очень реальная и значимая, поскольку характеристики личности помогают нам описывать и различать людей.Большинство авторитетов, по-видимому, в целом согласны с тем, что личность человека состоит из ее / его унаследованных характеристик и взаимодействий с окружающей средой и регулируется ситуативными условиями. Это совокупный общий результат психологического состояния человека, мотивов, убеждений, взглядов, привычек и общего мировоззрения.
Личность имеет довольно долгую и непростую историю организационного поведения, о чем свидетельствует личная ситуация. Согласно диспозиционному подходу, люди обладают устойчивыми чертами или характеристиками, которые влияют на их отношение и поведение.Согласно ситуационному подходу, такие характеристики организационной среды, как поощрение и наказание, влияют на чувства, отношения и поведение людей. Согласно интеракционистскому подходу, организационное поведение является функцией как предрасположенностей, так и ситуации. Интерактивный подход — наиболее широко распространенная точка зрения в рамках организационного поведения. Роль личности в организационной среде наиболее сильна в «слабых» ситуациях, когда есть слабо определенные роли и мало правил.В сильных ситуациях с более определенными ролями, правилами и непредвиденными обстоятельствами личность, как правило, оказывает меньшее влияние. Таким образом, степень влияния личности на отношения и поведение людей зависит от ситуации.
.Концепция личности — личность
(1) Биологические факторы:
i. Наследственность: Означает передачу таких качеств, как физические рост, привлекательность лица, пол, темперамент, мышечный состав,
рефлексов и т. Д. От предков и родителей к потомкам. Наследственность
обычно важнее для определения темперамента человека, чем его
ценностей и идеалов.
ii. Мозг: Существует общее мнение, что мозг играет важную роль в развитие личности. Однако никаких убедительных доказательств нет.
о природе отношений между мозгом и
личность.
iii. Физические характеристики: Внешний вид человека может иметь колоссальное влияние на его личность. К таким факторам относятся рост, вес,
цвет, черты лица и др. Личности.
(2) Семейные и социальные факторы: На развитие личности также влияют его
семья и другие социальные группы. Младенец приобретает привычные и привычные модели поведения.
соответствует стандартам семьи и сообщества, в котором проживает семья. Статус
Семья в обществе влияет на восприятие человеком себя, других, работы, денег и т. Д.,
(3) Ситуационные факторы: Личность человека может измениться в разных ситуациях.Требования
различных ситуаций могут вызывать разные аспекты личности. Следовательно, мы не должны
рассматривают личностный фактор изолированно.
Группировка и культура — это ранние факторы окружающей среды, которые влияют на дальнейшее поведение. Семья и
Социальная среда на ранних этапах обучения является важным фактором, влияющим на начальную
формирование личности. Все, что ребенок узнает, длится всю жизнь.Позже это ровесник
групп по основному участию в работе, общественной деятельности и т. Д., Которые формируют личность
физ.
(4) Культурные факторы: «Каждая культура ожидает и обучает своих членов поведению, которое
приемлемо для группы. В значительной степени культурная группа ребенка определяет диапазон
переживаний и ситуаций, с которыми он может столкнуться, а также ценности и личностные характеристики, которые будет усилена и, следовательно, изучена «-Пол Х Массен
▲ Культурные факторы также являются основными факторами, влияющими на определение личности. ▲ Это относится к традиционной практике, обычаям, процедурам, нормам, правилам и правилам
по обществу.
▲ Это значительно влияет на индивидуальное поведение по сравнению с биологическими факторами.
МЯГКИЕ НАВЫКИ II — МОДУЛЬ I
2
.