Понятие о личности и ее структуре
Личность — это конкретный человек с индивидуально проявленными своеобразными умственными, эмоциональными, волевыми и физическими свойствами. Личность возникла и развилась в процессе общественно-исторического развития человечества, в процессе труда.
Принадлежность личности к обществу, включение в систему общественных отношений определяет ее психологическую и социальную сущность.
Личность — социальное существо, субъект познания, активный деятель общественного развития. Характерными признаками личности являются ее сознание, исполняемые ею общественные роли, общественно полезная деятельность.
Одной из сторон личности является ее индивидуальность — своеобразное, неповторимое соединение психологических особенностей характера, темперамента, движения психических процессов (восприятие, память, мышление, речь, чувства, воля), ее мотивационной сферы.
Личность всегда является продуктом своих действий и тех общественно-экономических отношений, в которых участвует. Изучение личности по своей сути — это историческое исследование процесса ее становления при определенных социальных условиях, определенном общественном строе.
Структуру личности рассматривают по-разному.
Одни считают, что в структуре личности целесообразно рассматривать только психологические ее компоненты (познавательные, эмоционально-волевые, направленность), а другие выделяют в ней и биологические аспекты (типологические особенности нервной системы, возрастные изменения в организме, пол), которые нельзя игнорировать в процессе воспитания личности.
Однако противопоставлять биологическое социальному в личности нельзя. Природные черты существуют в структуре личности как социально обусловленные ее элементы. Биологическое и социальное в структуре личности создают единство и взаимодействуют между собой.
Человек — природное существо, но биологическое в процессе исторического развития под влиянием социальных условий изменилось, приобрело своеобразные специфические человеческие особенности.
В структуре личности различают типичное и индивидуальное.
Типичное — то наиболее общее, что свойственно каждому человеку и характеризует личность вообще: ее сознание, активность, ум и эмоционально-волевые проявления и т.п., то есть то, чем один человек похож на других людей. Индивидуальное — это то, что характеризует отдельного человека: его физические и психологические особенности, направленность, способности, черты характера и т.п., то есть то, чем отличается один человек от другого.
Психолог К.К. Платонов в структуре личности выделяет четыре подструктуры,
Первая — направленность личности: моральные качества, установки личности, ее отношения с другими. Определяется эта. подструктура общественным бытием человека.
Другая — это подструктура опыта (знания, умения, навыки, привычки). Опыт приобретается в процессе обучения и воспитания. Ведущим в приобретении опыта является социальный фактор.
Третья — это подструктура форм отражения. Она охватывает индивидуальные особенности психических процессов, которые формируются в процессе социальной жизни и специфически проявляются в познавательной и эмоционально-волевой деятельности человека.
Четвертая подструктура — биологически обусловленная сторона психических функций личности. Она объединяет типологические свойства личности, половые и возрастные особенности и их патологические изменения, которые в значительной степени зависят от физиологических и морфологических особенностей мозга.
Психологическая структура личности очень сложна и многогранна.
Познавательная, эмоционально-волевая деятельность личности, ее потребности, интересы, идеалы и убеждения, самосознание и т.п. — составные компоненты духовной жизни личности.
Они находятся в сложном взаимодействии и в своем единстве представляют собой ее «Я», руководящее внутренней жизнью и проявлениями ее в деятельности и отношениях с другими.
1.2. Понятие личности. Структура личности
Этимология понятия «личность». Этимологически слово «личность»–personality – происходит от латинского persona, что переводится как «маска». Изначально речь действительно шла о масках, которые надевали актеры в древнем театре, а затем и о самих актерах, участвующих в представлении. По сути, термин указывает на внешний, поверхностный социальный образ, который принимает индивидуальность, когда выполняет определенные роли, – это некое общественное лицо, обращенное к окружающим. В данном смысле личность означает общественное Я, которое может совпадать, а может и не совпадать с внутренним Я. Однако что означала эта маска для древнего римлянина? Интересно, что этимология слова persona (per – «через», sonus – «звук», что дословно можно перевести как «то, через что проходит звук») еще отчетливее указывает на двойственную природу слова «личность». Как пишет Г. Олпорт, слово означало и актера за маской, т. е. подлинное сочетание его внутренних и «масочных» качеств.
Принято считать, что одним из первых определение персоны дал в VI в. Боэций, который обозначил ее как индивидуальную субстанцию рациональной природы. Здесь обнаруживается весьма четкая связь не с внешней, а скорее с внутренней стороной феномена. Обращаясь к истокам русского слова «личность», мы столкнемся с тем, что помимо «личины»-маски существует и прилагательное «личный» (принадлежащий какому-то лицу). Употребляется это слово со второй половины XVII в. «Персоной» же или «особой» обозначали официальное положение лица. Еще в XVIII в. слово «личность» часто употребляли как колкий отзыв, оскорбление, подтверждение чему можно встретить у русских писателей. Термин «личность», понимаемый как свободная индивидуальность, как характеристика различия общественного и индивидуального, используется с 20–30 гг. XIX в., т. е. с периода зарождения капитализма [48].
Понятие личности.
Если же пойти другим путем и только избранным присваивать почетное звание личности, то вопрос «что есть личность?» теряет свой смысл. Он подменяется другим вопросом — вопросом «кто есть личность?», ответ на который всегда зависит от того, кому мы его задаем — у каждого времени и у каждой даже не страны, а компании свой «герой».
Если же мы признаем, что личность есть достояние каждого человека, то, что, собственно, и делает его человеком, перед нами открывается возможность объективного научного анализа того, в чем состоит сущность личности. Хотя эта проблема еще отнюдь не решена, на сегодняшний день в психологии накопилось уже немало того, что можно сказать о личности.
Д.А.Леонтьев отталкивается в своих рассуждениях от четырех простых аксиом:
1. Личность присуща каждому человеку.
2. Личность есть то, что отличает человека от животных, у которых личности нет.
3. Личность есть продукт исторического развития, то есть возникает на определенной ступени эволюции человеческого общества.
4. Личность есть индивидуальная отличительная характеристика человека, то есть то, что отличает одного человека от другого. Общаясь с людьми, мы прежде всего ориентируемся на особенности их личностного склада.
На философском уровне основное отличие человека от животных определяется тем, что человек — существо общественное, то есть взаимодействует с миром не один на один, вооруженный лишь своим индивидуальным опытом, а использует опыт, накопленный человечеством и присвоенный им через социальные механизмы передачи этого опыта (общение, речь, знаковые механизмы культуры). Вместе с тем на ранних этапах становления человеческого общества социальные узы были столь прочны, что человек не обладал отдельным существованием в отрыве от социальной группы. У него не было еще ни осознания себя как отдельного человека, ни механизмов регуляции его индивидуального поведения, отличных от групповых механизмов социальной регуляции. Лишь постепенно общественный человек начинает заново обретать автономное существование — но уже на новом, высшем уровне, не имеющем ничего общего с автономным существованием животных.
Таким образом, под философским углом зрения личность — это способность человека (или человек, способный) выступать автономным носителем общечеловеческого опыта и исторически выработанных человечеством форм поведения и деятель
В своем индивидуальном развитии от момента рождения до зрелости каждый человек проходит тот же путь — от слияния с целым и зависимости от него к обретению независимости. Здесь, однако, в качестве первичной социальной ячейки выступает диада «ребенок—мать», отношения в которой характеризуются некоторыми авторами как психологический симбиоз. Мать является для ребенка одновременно частью его мира и посредником в его взаимодействии с ним.
Развитие ребенка приводит к постепенному освобождению от этой зависимости, которое проходит ряд этапов и критических точек. Некоторые из них хорошо известны. Это так называемый «кризис трех лет», когда ребенок пытается утверждать свое Я настойчивым «Я сам!» и демонстративным неподчинением любым указаниям родителей. Это и пресловутый подростковый кризис, когда потребность в самостоятельности достигает своего высшего накала и игнорирование родителями этой потребности может привести к тяжелым семейным конфликтам. Официальная граница совершеннолетия — 16-18 лет — в среднем примерно соответствует периоду завершения созревания тех личностных механизмов, которые позволяют человеку взаимодействовать с миром один на один, самостоятельно. При этом важно учитывать два обстоятельства.
Во-первых, сказанное не означает, что до достижения рубежа автономии личности еще нет. Начало личности нельзя обозначить четким рубежом, даже таким, как 3-4 года, на который указывают некоторые авторы. Отдельные проявления личности можно наблюдать и в возрасте одного года, и даже раньше. Дело в том, что личность — это не однозначно описываемая структура, про которую можно в каждом конкретном случае точно сказать: она есть или ее нет. Скорее, личность — это форма существования человека, которая поначалу занимает едва заметное место среди других, более примитивных форм его существования, затем все большее и большее и, наконец, становится абсолютно преобладающей.
Во-вторых, развитие личности не завершается с обретением автономности и самостоятельности. Оно еще проходит длинный путь, одним из этапов которого является достижение самодетерминации, самоуправления, независимости от внешних побуждений, другим — реализация личностью заложенных в нее сил и способностей, третьим — преодоление своего ограниченного Я и отождествление с более общими глобальными ценностями [29].
ДЕСЯТЬ ТЕЗИЗОВ В. франкла О ЛИЧНОСТИ:
1. Личность есть индивидуум, личность есть нечто неделимое – ее нельзя разделить или расщепить, так как она представляет собой единое целое.
2. Личность не только неделима, но и неслагаема; т.е. ее не только нельзя разложить на части, но нельзя и синтезировать из отдельных частей – поскольку она представляет собой не только единство, но и целостность. Отсюда следует не больше и не меньше как факт, что личность как таковая не может размножаться. Размножается организм, сотворенный родительскими организмами; личность же, личный дух, духовная экзистенция – их человек не может передать другому.
3. Каждая отдельная личность есть нечто абсолютно новое. Мы видим, что с каждым человеком, который приходит в мир, в бытие, в действительность входит нечто абсолютно новое; ведь духовная экзистенция непередаваема, ребенок не наследует ее от родителей. Наследуется лишь строительный материал – но не строитель.
4. Личность духовна. А значит, духовную личность эвристично противопоставить психофизическому организму. Организм есть совокупность органов, иначе говоря, инструментов. Являясь в этом смысле инструментом, организм есть средство для достижения цели и как таковой имеет практическую полезность. Понятию полезности противостоит понятие достоинства; достоинством же обладает только личность, причем независимо от какой бы то ни было витальной или социальной полезности.
5. Личность экзистенциальна; Человек всегда решает, чем он будет в следующее мгновение. Решающее бытие является диаметральной противоположностью психоаналитическому влекомому бытию. Человеческое бытие в своей глубинной основе есть бытие ответственное. В противоположность психоанализу, личность в экзистенциальном анализе понимается не как детерминированная влечениями, а как ориентированная на смысл.
6. Личность соотносится с Я, а не с Оно; она не находится под диктатом Оно. Личность, Я не только в динамическом, но и в генетическом отношении никоим образом не выводится из Оно, из сферы влечений. Но личность тоже неосознаваема. В своих истоках, в своей основе дух не поддается рефлексии и является поэтому чисто бессознательной инстанцией.
Таким образом, надо четко различать то инстинктивное бессознательное, с которым одним имеет дело психоанализ, и духовное бессознательное. К бессознательной духовности относится и бессознательная вера, бессознательная религиозность – как бессознательная, и даже нередко вытесняемая, связь человека с запредельным.
7. Личность не только есть единство и целостность, она еще и создает единство и целостность: она создает телесно-душевно-духовное единство и целостность, которой и является человек. Это единство и целостность создается, основывается и обеспечивается только личностью – только личность его выстраивает, держит на себе и гарантирует. Человек представляет собой точку пересечения, перекресток трех уровней бытия: телесного, душевного и духовного. Эти уровни бытия нельзя достаточно четко отделить друг от друга. Поэтому человек есть именно единство или целостность, но внутри этого единства или целостности духовное в человеке «противостоит» телесному и душевному в нем.
8. Личность динамична: как раз благодаря тому, что она может дистанцироваться и отстраиваться от психофизического начала, духовное вообще проявляет себя. Это самодистанцирование от себя как психофизического организма как раз утверждает духовную личность как таковую.
9. Животное не является личностью уже потому, что оно не в состоянии подняться над самим собой и отнестись к себе самому. Поэтому у животного нет мира как коррелята личности, а есть лишь среда.
10. Личность постигает саму себя не иначе как через трансцендентное. Более того: человек также является человеком лишь в той мере, в которой он понимает себя через трансцендентное – он личность лишь в той мере, в какой он из личности исходит («персонирует»), отзываясь на зов трансцендентного и наполняясь им. Этот зов трансцендентного он слышит и в голосе совести [3].
Научные подходы к пониманию личности.
Коллекционерский подход. Он связан с тем, что в психологии менялось представление о сущности психологической категории личности. Первоначально представление о ней строилось на перечислении составных частей, образующих личность как некую психическую реальность. В этом случае личность выступает как набор качеств, свойств, черт, особенностей психики человека. Этот подход был назван А.В.Петровским «коллекционерским». Личность превращается в некое вместилище, категория личности теряет психологическую сущность.
Направление | Элементы | Соотношение биологического и социального | Способ формирования |
Направленность | Убеждения, мировоззрение, идеалы, стремления | Биологического мало | Воспитание |
Опыт личности | Умения, навыки, знания, привычки | Социальное преобладает | Обучение |
Особенности психических процессов | Воля, чувства,восприятие, мышление, эмоции, память, воображение | Социальное чаще преобладает | Упражнения |
Биопсихические свойства | Темперамент, половые, возрастные, патологические свойства | Социального очень мало | Тренировка |
Рис. 4. Основные подструктуры как уровни личности по К.К.Платонову
Структурный подход. В 60-е годы ХХ века стал вопрос о структурировании многочисленных личностных качеств. С середины 60-х начали предприниматься попытки выяснить общую структуру личности. Очень характерен в этом отношении подход К.К.Платонова, понимавшего под личностью некую био-психо-социальную иерархическую структуру. Он выделил в ней подструктуры: направленность, опыт (знания, умения и навыки), индивидуальные особенности различных форм отражения (ощущения, восприятия, памяти, мышления), объединенные свойства темперамента (рис.4).
Системный подход. Наибольший интерес в концепции системного подхода представляют идеи А.Н.Леонтьева. Личность, по его мнению, — это психологическое образование особого типа, порождаемое жизнью в обществе. Соподчинение различных деятельностей создает основание личности, формирование которой происходит в процессе социального развития (социогенез). К понятию личности он не относил генотипически обусловленные особенности человека (конституцию, тип нервной системы, темперамент, биологические потребности, аффективность, природные задатки, а также прижизненные приобретения ЗУНы в том числе и профессиональные). Перечисленные выше категории составляют индивидные свойства человека. Понятие индивида по А.Н.Леонтьеву отражает целостность и неделимость конкретного человека как отдельной особи данного биологического вида, отличающие его от представителей других видов. Он считал, что индивидные свойства могут многократно меняться в ходе жизни человека, но от этого они не становятся личностными. Свойства индивида не переходят в свойства личности, даже трансформированные они так и остаются индивидными свойствами, составляя лишь предпосылки и условия развития личности. Идеи были продолжены А.В.Петровским (личность — системное социальное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении, уровень и качество представленности общественных отношений в индивиде).
По мнению И. Б. Котовой, в России имелись четыре исторически сложившихся способа существования идеи о личности, или четыре типа построения научных знаний о личности.
1. Конец XIX – начало XX в. Превращение человека в личность – социально желаемый итог развития. Это период появления целостных психолого-философских концепций личности, среди которых особенно выделяются концепции В. М. Бехтерева, М. М. Бахтина, А. Ф. Лазурского, С. Л. Франка. Активно разрабатывались вопросы, связанные с выделением единиц системы человекознания, в частности уникальности и индивидуальности личности, вопросы характерологии.
2. 30-60-е гг. XX в. Сохранение сущности личности в столкновении с обществом. Личностный принцип активно отстаивался С. Л. Рубинштейном, Б. Г. Ананьевым, К. К. Платоновым.
3. Середина 60-х – конец 80-х гг. XX в. Период создания концепции «нового советского человека», необходимость которой определялась идеологическим заказом КПСС. Вся психология, и прежде всего психология личности, потеряла истинный предмет своего исследования, что подтверждает Б. Г. Ананьев: «Область психологии личности в ее современном состоянии представляет весьма туманное образование в структуре психологической науки».
4. 90-е гг. XX в. Личность вновь становится мерой и основой всех психологических явлений. Это период исследования новых граней личности: духовного мира, неадаптивной активности, ценностно-смысловой сферы, персонализации. Яркими в этом плане стали работы А. Г. Асмолова, Б. С. Братуся, Д. А. Леонтьева, А. Б. Орлова, В. А. Петровского.
Несмотря на длительную историю, психология личности остается, к сожалению, на уровне описательной психологии. Современная психология личности чаще представляется как история психологических концепций и теорий личности, т. е., по сути, это история психологии. До сих пор дискуссионными остаются вопросы определения дисциплинарного статуса психологии личности, поиска признаков общепсихологической теории личности, ее структуры, характеристик, категорий развития, а также определений личности.
Определения личности. В современной психологической науке отсутствует какая-либо однозначность и даже элементарная согласованность в понимании самого термина «личность». Часто происходит смешение понятия «личность» с понятиями «индивид», «человек», «индивидуальность», «субъект деятельности», «характер», «темперамент». Причем каждый исследователь привносит в это смешение свой особый акцент.
Одним из родоначальников определения личности в психологическом аспекте принято считать Гордона Олпорта. Предложив около 50 определений, он в 1937 г. остановился на том, что личность – это динамическая организация в человеке тех психических и физиологических систем, которые определяют его мышление и поведение [36].
Сегодня в психологии существует огромное множество различных определений личности. Можно выделить следующие основные дефиниции:
множество черт;
определенный тип (сочетание типов), связанный с определенными характерными особенностями поведения;
система конструктов;
система личностных смыслов;
субъект отношений;
социальное качество в человеке;
некоторое психофизиологическое единство, включающее физическое и социальное окружение;
деятельное Я субъекта и т. д.
Личность традиционно определяется как синтез всех характеристик индивида в уникальную структуру, которая определяется и изменяется в результате адаптации к постоянно меняющейся среде и в значительной мере формируется реакциями окружающих на поведение данного индивида. Таким образом, личность это социальное по своей природе, относительно устойчивое и прижизненно возникающее психологическое образование, представляющее собой систему мотивационно-потребностных отношений, опосредующих собой взаимодействия субъекта и объекта (А.Б.Орлов).
Психологический словарь предлагает нам следующее определение: «Личность это социальная сторона, социальное качество в человеке. Это конкретный человек, представитель определенных социальных общностей (нация, класс, коллектив), занимающийся определенными видами деятельности, осознающий свое отношение к окружающей среде и имеющий свои индивидуальные особенности».
Согласно одному из современных учебников по общей психологии личность «это конкретный человек, взятый в системе его устойчивых социально обусловленных психологических характеристик, которые проявляются в общественных связях и отношениях, определяют его нравственные поступки и имеют существенное значение для него самого и окружающих».
Д.А. Леонтьевым личность рассматривается как структура, регулирующая жизненные отношения человека. «Личность как психологическое образование, как регуляторная система конституируется функциями выделения субъектом себя из окружающего мира, выделения, презентации и структурирования им своих отношений с миром и подчинения своей жизнедеятельности устойчивой структуре этих отношений, в противовес сиюминутным импульсам и внешним стимулам» [29]. Жизненные отношения определяются здесь как объективно имеющиеся отношения человека с миром, доступные для анализа не только их субъекту, но и стороннему наблюдателю. Возможность открытия для человека его жизненных отношений появляется в его переживаниях, переживания проявляют эти жизненные отношения.
В большинстве определений под личностью понимают человека в совокупности его социальных и жизненно важных качеств, приобретенных им в процессе социального развития. Некоторые авторы относят к личности также особенности психофизиологической и конституциональной организации человека, но мы, вслед за А. Н. Леонтьевым, Д. А. Леонтьевым, В. С. Мерлиным, считаем, что они являются лишь предпосылками, влияющими на некоторые особенности личности, но к самой личности не относящимися, эти особенности составляют индивидные свойства человека. Чаще всего в содержание данного понятия включают устойчивые свойства человека, которые определяют значимые в отношении других людей поступки [28,29].
26. Понятие и структура личности. Личность, индивид, индивидуальность.
Личность — это конкретный человек с индивидуально проявленными своеобразными умственными, эмоциональными, волевыми и физическими свойствами. Личность возникла и развилась в процессе общественно-исторического развития человечества, в процессе труда.Принадлежность личности к обществу, включение в систему общественных отношений определяет ее психологическую и социальную сущность.
Личность — социальное существо, субъект познания, активный деятель общественного развития. Характерными признаками личности являются ее сознание, исполняемые ею общественные роли, общественно полезная деятельность.
Одной из сторон личности является ее индивидуальность — своеобразное, неповторимое соединение психологических особенностей характера, темперамента, движения психических процессов (восприятие, память, мышление, речь, чувства, воля), ее мотивационной сферы. Личность всегда является продуктом своих действий и тех общественно-экономических отношений, в которых участвует. Изучение личности по своей сути — это историческое исследование процесса ее становления при определенных социальных условиях, определенном общественном строе. Понятие «личность» (наряду с культурой) является, пожалуй, самым емким, многомерным, трудноуловимым (в то же время «затертым»). Для более качественного усвоения понятия «личность» сравним такие понятия как индивид, индивидуальность и личность.
Индивид – единичный человек как биосоциальное существо.
Индивидуальность – характеристики уникальности, неповторимости, присущей данной личности.
Личность – единичный человек как система устойчивых качеств, свойств, реализуемых в социальной жизни.
Таким образом, индивид – понятие скорее биологическое, чем социальное. В это понятие не входят специфические особенности человеческого общества, в котором индивиду предстоит жить. В то же время понятие индивид включает задатки психических качеств или психические свойства личности, которые, развиваясь, и создают личность человека.
Личность – понятие скорее социальное, чем биологическое. Личность – это индивид, включенный в систему общественных отношений. Личность как объект социальных отношений, формируясь, впитывает эти отношения, учится играть определенные роли, усваивает ценности и нормы общества, образцы поведения. Личность как субъект социальных связей имеет определенную независимость, автономность от общества, дающую возможность не только чувствовать себя частью единого социального целого, но и противопоставить себя обществу. Автономность личности связана с умением управлять собой; предполагает наличие самосознания, т. е не просто сознания мышления и воли, а способности к самоанализу, самооценке, самоконтролю.
Личность – это любой человек (а не только яркий, исключительный), рассмотренный в его социальности как ответственный и сознательный субъект (деятель) социальной жизни. Индивидуальность может быть присуща каждой личности, а не только наиболее талантливым людям.
27.Особенности темперамента как проявления свойств нервной системы. Типы темпераментов. Темперамент — динамическая характеристика психических процессов и поведения человека, проявляющаяся в их скорости, изменчивости, интенсивности и других характеристиках.
Темперамент – биологический фундамент, на котором формируется личность как социальное существо. Он отражает в основном динамические аспекты поведения, преимущественно врожденного характера. Особенности темперамента человека – важное условие, с которым следует считаться при индивидуальном подходе к воспитанию, обучению и всестороннему развитию его способностей.
Слово «темперамент» произошло от латинского слова «temperamentum», означающего надлежащее соотношение частей, то есть пропорцию.
Прежде чем перейти к рассмотрению различных видов и особенностей темперамента, сразу оговоримся, что нет лучших или худших темпераментов — каждый из них имеет свои положительные стороны, поэтому главные усилия должны быть направлены не на его исправление (что невозможно вследствие врожденности темперамента), а на разумное использование в конкретной деятельности его достоинств и нивелирование отрицательных граней.
Человек издавна делал попытки выделить и осознать типичные особенности психического склада различных людей, пытаясь свести все их многообразие к малому числу обобщенных портретов. Действительно, всматриваясь в окружающих нас людей, мы иногда замечаем сходство в стиле их поведения, в способах выражения чувств, в гибкости и подвижности мышления.
В этом взгляде правильной была идея зависимости некоторых типичных особенностей личности от биологических особенностей человеческого организма. Но, конечно, дело не в «соках» человеческого организма, а в физиологических особенностях центральной нервной системы. Типы темперамента Описание особенностей различных темпераментов может помочь разобраться в чертах темперамента человека, если они четко выражены, но люди с резко выраженными чертами определенного темперамента не так уж часто встречаются, чаще всего у людей бывает смешанный темперамент в различных сочетаниях. Но преобладание черт какого-либо типа темперамента дает возможность отнести темперамент человека к тому или иному типу. Меланхолик-человек легко ранимый, склонный к постоянному переживанию различных событий, он мало реагирует на внешние факторы. Свои астенические переживания он не может сдерживать усилием воли, он повышенно впечатлителен, легко эмоционально раним. Эти черты эмоциональной слабости. Флегматик-медлителен, невозмутим, имеет устойчивые стремления и настроение, внешне скуп на проявление эмоций и чувств. Он проявляет упорство и настойчивость в работе, оставаясь спокойным и уравновешенным. В работе он производителен, компенсируя свою медлительность прилежанием. Сангвиник-живой, горячий, подвижный человек, с частой сменой настроения, впечатлений, с быстрой реакцией на все события, происходящие вокруг него, довольно легко примиряющийся со своими неудачами и неприятностями. Он очень продуктивен в работе, когда ему интересно, приходя в сильное возбуждение от этого, если работа не интересна, он относится к ней безразлично, ему становится скучно. Холерик-быстрый, страстный, порывистый, однако совершенно неуравновешенный, с резко меняющимся настроением с эмоциональными вспышками, быстро истощаемый. У него нет равновесия нервных процессов, это его резко отличает от сангвиника. Холерик, увлекаясь, безалаберно растрачивает свои силы и быстро истощается.
ВОПРОС ╣ 16 Понятие о личности. Психологическая структура личности
Вопрос № 16
Понятие о личности. Психологическая структура личности.
Человек, индивид, личность, индивидуальность относятся к базовым категориям психологии.
Понятие человек является самым широким. Это принятое классическое научно обобщенное название особого вида живого существа — «человека разумного», или homo sapiens. В это понятие объединено все: природное, биохимическое, социальное, медицинское и др.
Индивид — категория, указывающая на принадлежность к человеческому роду. В этом понятии выражена родовая принадлежность человека, т.е. любой человек — это индивид.
Личность — человек, развивающийся в обществе и вступающий во взаимодействие и общение с другими людьми с помощью языка.
Это человек как член общества, результат формирования, развития и социализации.
В психологии личности социальное и биологическое существуют в единстве. Понять, что такое личность, можно только через изучение реальных общественных связей и отношений, в которые вступает человек.
Индивидуальность. Индивидуальность — это самое узкое по содержанию понятие из всех обсуждаемых. Оно содержит в себе лишь те индивидные психологические свойства человека, такое их сочетание, которое составляет своеобразие данного человека, его отличие от других людей.
Индивидуальность проявляется в чертах характера, темперамента, привычках, преобладающих интересах, в качествах познавательных процессов, в способностях, индивидуальном стиле деятельности.
Психологическая структура личности — это целостная модель, система качеств и свойств, которая полно характеризует психологические особенности личности (человека, индивида).
В личности выделяются следующие психологические составляющие, или подструктуры:
самосознание
направленность личности
темперамент и характер
способности и задатки
Самосознание личности. Самосознание позволяет личности выделить себя из окружающей среды, определить свое отношение к ней и к самой себе.
Когнитивным компонентом самосознания является самопознание и как результат – система знаний о себе, своих возможностях, места и назначения в жизни. Эмоционально-ценностное отношение человека к себе и когнитивные представления (знания) о себе определяют «образ — Я», на основании которого формируется самооценка.
Самооценка – оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. От нее зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Она формируется в процессе общения, когда мы получаем оценку от окружающих нас людей.
Направленность личности – ведущее свойство личности, которое определяется мировоззрением, системой потребностей и мотивов; выражена в жизненных целях, в активной деятельности по их достижению.
К направленности относиться система убеждений, интересов, отношений. Она целиком социальна, то есть определяется не врожденными особенностями, а приобретенными социальным опытом человека, обучением, воспитанием и собственной деятельностью. Направленность личности позволяет понять, что для человека наиболее ценно и значимо, какие задачи он ставит перед собой.
Темперамент и характер.
Темперамент – характеристика личности со стороны особенностей динамики ее психической деятельности (интенсивности, темпа, ритма, скорости психических процессов).
Темперамент – это врожденное свойство человека.
С древних времен различали четыре типа темперамента: сангвинический, флегматический, холерический, меланхолический.
По учению И.П. Павлова, физиологической основой темперамента является тип высшей нервной деятельности. Он характеризуется различным соотношением трех свойств нервной системы: силы, уравновешенности, подвижности нервных процессов (возбуждения и торможения).
К свойствам темперамента относятся: сензитивность, реактивность, активность и их соотношение, темп реакции, пластичность – ригидность, экстраверсия – интроверсия.
Характер — это индивидуальное сочетание существенных свойств личности, выражающих отношение человека к действительности и проявляющихся в его поведении, в его поступках.
Темперамент и характер тесно связаны друг с другом, хотя их природа различна. Темперамент непосредственно зависит от биологических свойств, основой его являются врожденные способности нервной системы. Характер же социален по своей сути, он складывается под воздействием формирующих и воспитывающих факторов в семье, в школе, в общении с другими и собственной деятельности человека. Характер позволяет управлять некоторыми проявлениями темперамента, затушевывать, маскировать его природные особенности. Проявления темперамента и характера позволяют понять, каков человек, как он может вести себя в тех или иных обстоятельствах.
Способности и задатки.
Под способностями понимают психические свойства и качества личности, которые служат необходимым условием успешного выполнения деятельности.
Физиологическую основу способностей составляют природные анатомо-физиологические задатки.
Задатки – врожденные анатомо-физиологические особенности мозга, нервной системы, анализаторов, которые обуславливают природные, индивидуальные различия между людьми.
Способность может существовать только в процессе деятельности и развития человека. Если он перестает ею пользоваться, она угасает. Способности – прижизненное образование, имеющее врожденную основу. Вместе с тем есть такие способности, которые проявляются только в связи с определенным видом деятельности. Поэтому способности человека можно разделить на специальные и общие.
Специальные способности – это способности, проявляющиеся только в отдельных видах деятельности (художественные, музыкальные, математические и т.д.).
Общими способностями называют такие, которые проявляются во всех видах деятельности человека (умственные способности, развитая ручная моторика, память и т.д.).
Формирование способностей происходит в процессе обучения и воспитания. 2. Среди видов способностей выделяют специальные (проявляются только в отдельных видах деятельности) и общие (проявляются во всех видах деятельности человека).
Различают несколько уровней в развитии способностей людей.
Одаренность – это наличие у человека ярко выраженных задатков к развитию способностей.
Одаренность может проявляться в различных видах жизнедеятельности: в интеллектуальной, академической (способность обучаться), творческой деятельности, в социальной сфере (лидерство, общение), духовной жизни, психомоторике (движение).
Талант – высокий уровень развития способностей человека, обеспечивающий достижение выдающихся успехов в том или ином виде деятельности.
Гениальность – высший уровень развития у человека каких-либо способностей, делающих его выдающейся личностью в соответствующей области или сфере деятельности.
Общие способности называют одаренностью. Талант – высокий уровень развития способностей человека, обеспечивающий достижение выдающихся успехов в том или ином виде деятельности. Высший уровень развития способностей называют гениальностью.
Развитие у личности зависит от ряда факторов:
— наследственность
— среда
— обучение и воспитание
— активность самого ребенка
Первый фактор – биологический включает в себя, наследственность и врожденные свойства организма, т.е. то, с чем появляется младенец на свет. По наследству он получает
человеческие особенности строения нервной системы, головного мозга, органов чувств;
физические признаки, общие для всех людей: прямолинейная походка, рука, как орган познания и воздействия на окружающий мир, особое, человеческое строение речедвигательного аппарата.
биологические, инстинктивные потребности (потребность в пище, тепле), особенности типа высшей нервной деятельности.
Второй фактор – среда.
макросреда – социальные, экономические и культурные условия жизни.
микросреда (семья), коллектив; круг общения (друзья и знакомые).
На развитие ребенка влияет:
Вне социальной среды ребенок развиваться не может – не может стать полноценной личностью (дети «Маугли»). Дети, лишенные социальной среды в начале своей жизни, не могут быстро и эффективно развиваться даже попадая в благоприятные условия.
Третий фактор психического развития: воспитание и обучение – это специально организованные методы передачи социокультурного опыта.
Четвертый фактор: активность самого ребенка. Ни среда, ни наследственность не могут оказать влияние на психическое развитие личности вне ее собственной активности.
Вопрос 21 Понятие личности в психологии. Индивид, личность, индивидуальность, субъект деятельности. Свойства, структура и типология личности.
Личность –это феномен общественного развития, конкретный живой человек, обладающий сознанием самосознанием. Саморегулируемая динамическая функциональная система непрерывно взаимодействующих между собой свойств, отношений и действий, складывающихся в процессе онтогенеза человека.
Структура личности – целостное системное образование, совокупность социально значимых психических свойств, отношений и действий индивида, сложившихся в процессе онтогенеза и определяющих его поведение как поведение сознательного субъекта деятельности и общения.
Согласно Леонтьеву А.Н., личность – качественно новое образование. Оно формируется благодаря жизни в обществе, Поэтому личность может быть только человек, и то лишь достигнув определенного возраста. В ходе деятельности человек вступает в отношения с другими людьми – в отношения общественные, и эти отношения становятся личностнообразующими. Со стороны самого человека его формирование и жизнь как личности выступает прежде всего как развитие, то есть деформация, подчинение и переподчинение его мотивов.
Элементами психологической структуры личности являются ее психологические свойства и особенности, обычно называемые «чертами личности». Но все это труднообозримое число свойств личности психологи пытаются условно уложить в некоторое количество подструктур.
Низшим уровнем личности является биологически обусловленная подструктура, в которую входят возрастные, половые, свойства психики, врожденные свойства типа нервной системы и темперамента.
Следующая подструктура включает в себя индивидуальные особенности психических особенностей человека, то есть индивидуальные проявления памяти, восприятия , ощущения, мышления, способности, зависящие как от врожденных факторов, так и от тренировки развития, совершенствования этих качеств.
Далее, уровнем личности является индивидуальный и социальный опыт, в который входят приобретенные человеком знания, умения, навыки и привычки. Эта подструктура формируется преимущественно в процессе обучения, имеет социальный характер.
Высшим уровнем личности является направленность, включающая влечение, желание, интересы, склонности, идеалы, взгляды, убеждения человека, его мировоззрения, особенности характера, самооценки. Подструктура направленности личности наиболее социально обусловлена, формируется под влиянием воспитания в обществе, наиболее полно отражает идеологию общности, в которую человек включен.
Различие между собой многопланово: на каждый из подструктур имеется различие убеждений и интересов, опыта и знаний, способностей и умений, темперамента и характера.
Отечественный психолог Ананьев говорил, что индивидом рождаются, личностью становятся, а индивидуальность отстаивают в течение всей жизни.
Индивид — это единичный представитель вида «homo sapiens» . Как индивиды люди отличаются друг от друга не только морфологическими особенностями (такими, как рост, телесная конституция и цвет глаз), но и психологическими свойствами (способностями, темпераментом, эмоциональностью). Индивид – это биологический организм. носитель общих наследственных свойств биологического вида ( индивидом рождается каждый человек). Индивидуальность — это единство неповторимых личностных свойств конкретного человека. Это своеобразие его психофизиологической структуры (тип темперамента, физические и психические особенности, интеллект, мировоззрение, жизненный опыт).
В психологии существует 2 главных направления исследования личности:
— В основе первого лежит выделение в личности тех или иных черт
-В основе второго – определение типов личности
Структура психических свойств личности В качестве относительно самостоятельных компонентов структуры личности (ее подструктур) можно выделить: 1) динамику ее психических процессов — темперамент; 2) психические возможности личности, в отдельных видах деятельности — способности; 3) направленность личности — характерные для нее потребности, мотивы, чувства, интересы, оценки, симпатии и антипатии, идеалы и мировоззрение; 4) проявляясь в соответствующих обобщенных способах поведения, направленность обусловливает характер личности. Психические свойства многосистемны, то есть они по-разному проявляются в различных системах взаимосвязей. Можно выделить свойства личности как субъекта познания, трудовой деятельности, общения.
6. Понятие о личности. Социализация личности. Структура психических свойств личности.
1. Человек как субъект социальных отношений, носитель социально значимых качеств является личностью.
Личность имеет многоуровневую организацию. Высший и ведущий уровень психологической организации личности — ее потребностно-мотивационная сфера —направленность личности, ее отношение к обществу, отдельным людям, к себе и своим социальным обязанностям.
Человек не рождается с готовыми способностями, характером и т. д. Эти свойства формируются в течение жизни, но на определенной природной основе.
2. Человек рождается с определенными наследственными задатками. Большинство их них многозначны: на их основе могут быть сформированы различные качества личности. При этом решающую роль играет процесс воспитания.
Однако возможности воспитания связаны и с наследственными особенностями индивида. Наследственная основа человеческого организма определяет его анатомо-физиологические особенности, основные качества нервной системы, динамику нервных процессов. В биологической организации человека, его природе заложены возможности его будущего психического развития.
Проблема взаимодействия биологического и социального породила в истории психологии различные теории психического развития. Одна из них — теория биологического созревания — утверждала, что психические функции человека наследственно определены, что они не зависят от внешней среды, развиваются по мере биологического созревания организма. Причем развитие индивида повторяет развитие всего человеческого рода (биогенетический закон).
Другая теория — теория ведущей роли среды — полагала, что среда — решающий фактор в психическом развитии человека. Последователи этой теории не усматривали качественных возрастных изменений в психическом развитии и сводили их к накоплению знаний, умении п навыков.
Современные научные данные свидетельствуют о том, что определенные биологические факторы могут выступать и качестве условий, затрудняющих или облегчающих формирование тех или иных психических качеств человека.
В то же время неоспоримым является тот факт, что человеческое существо становится человеком только благодаря освоению опыта предшествующих поколений, закрепленного в знаниях, традициях, предметах материальной и духовной культуры.
Становление индивида как личности — это процесс его социальной идентификации — формирования у индивида отождествленности себя с другими людьми и человеческим обществом в целом.
Жизненный путь личности пролегает в конкретно-историческом социальном пространстве. Но каждая личность формирует собственную стратегию жизни — устойчивую систему обобщенных способов преобразования текущих жизненных ситуаций. Не формирование и вся ее жизнедеятельность неизбежно обусловлены биосоциальными факторами.
Социализация личности
1. Социализация личности — формирование способности личности к жизнедеятельности в обществе на основе усвоения ею социальных ценностей и способов социально положительного поведения. В процессе социализации человек усваивает социальные нормы, овладевает способами исполнения социальных ролей, навыками общественного поведения. Социализация — освоение личностью социальной действительности.
Социализация дает личности возможность функционировать в качестве полноправного члена общества.
2. Источниками социализации личности являются:
♦ опыт раннего детства — формирование психических функций и элементарных форм социально значимого поведения: отдельные упущения в формировании личности в раннем возрасте трудно-воснолнимы в более зрелом возрасте;
♦ социальные институты — системы воспитания, обучения и образования;
♦ взаимное влияние людей в процессе общения и деятельности. Педагогическая запущенность, невоспитанность, малокультурность,
психические аномалии, ригидность (негибкость) поведения, склонность к аффективным реакциям — предпосылки делинквентного поведения.
К отклоняющимся формам поведения прибегает отклоненная социумом личность.
3. Качество и характер социализации в значительной мере определяются и социальным устройством данного общества. Так, в условиях тоталитаризма между личным и общественным бытием человека возникают противоречия — происходит психическое раздвоение личности. Чем больше личность подвержена казенно-казарменной идеологии, тем меньше она индивидуализирована, тем больше вовлекается к общий поток массовых устремлений — формируется авторитарно-зависимый тип личности.
Основными качествами этого типа личности являются:
♦ конвенционализм — некритическое принятие догматических норм и правил;
♦ тревожная озабоченность повсеместным исполнением догматических требований;
♦ верноподданничество;
♦ авторитарная зависимость — преклонение перед официальной властью;
♦ некритическая идеализация политических лидеров, вера в их незаменимость;
* авторитарная агрессивность — ненависть ко всем инакомыслящим;
♦ этноцентризм — крайняя переоценка роли своей нации во всемирно-историческом процессе, наделение других народов отрицательными качествами;
♦ ригидность, косность мышления, безапелляционность суждений, оценок, неспособность к диалогу, пониманию оппонентов;
♦ уверенность в «моральной чистоте» только представителей своей группы, стремление к самоутверждению через принадлежность к корпоративным, кастовым объединениям, высокомерие и враждебное отношение к людям, не входящим в корпорацию;
♦ депрофессионализация, утрата компетентности и социальной ответственности.
4. Различаются личности социализированные, десоциализирован-ные, психически аномальные.
Можно выделить ряд особенностей социализированной личности,
находящейся в пределах психической нормы.
♦ Наряду с социальной адаптироваш-юстыо развитая личность обладает личностной автономией, потребностью в утверждении своей индивидуальности.
♦ Нормой для личности является пребывание в состоянии непрерывного развития, самоусовершенствования и самореализации, постоянное открытие для себя новых горизонтов, познание «радости завтрашнего дня», поиск возможностей актуализации своих способностей в трудных условиях, толерантность, способность к адекватным действиям в ситуации противодействия.
♦ Развитая личность обладает высокоразвитым чувством справедливости, совести и чести. Она решительна и настойчива в достижении объективно значимых целей, по не ригидна — способна к коррекции поведения.
♦ Наряду с эмоциональной устойчивостью она постоянно сохраняет эмоциональную реактивность, высокую чувствительность к прекрасному и возвышенному, отвергая низменность и безнравственность.
♦ Обладая развитым чувством самоуважения, личность самореф-лексивиа — она подвергает себя самоконтролю на основе своей «Я-концепции».
Структура психических свойств личности
Все регуляционные компоненты человеческой деятельности — познавательные, волевые и эмоциональные процессы — функционируют в неразрывном единстве и составляют психическую деятельность человека, особенности которой выступают как психические свойства личности.
Выделяя структурные компоненты личности, необходимо рассматривать их как комплексы психорегуляционных возможностей индивида. Личность — целостное психическое образование, отдельные элементы которого находятся в закономерных взаимосвязях. Когда же мы говорим о структуре психических свойств личности, мы интегрируем психические явления, личностно объединяем их.
Свойства личности — динамическая система ее функциональных возможностей. Психические свойства многосистемны: они по-разному проявляются в различных системах взаимосвязей. Можно выделить свойства личности как субъекта познания, трудовой деятельности, общения.
Совокупность психических свойств образует психический склад личности. Разрешая жизненные проблемы, человек исходит из своих психических возможностей, применяет свои способы взаимодействия со средой, осуществляет индивидуальный стиль жизнедеятельности.
2. Отдельные психические свойства индивида, вступая в системное взаимодействие между собой, образуют качества личности. Эти психические качества личности традиционно подразделяются на четыре группы:
♦ темперамент;
♦ направленность;
♦ способность;
♦ характер.
Система этих психических качеств и образует структуру личности.
4. Представление о структуре личности в различных психологических теориях
Существует ряд психологических теорий, описывающих структуру личности. Русская и советская психологические школы представлены в работах И. П. Павлова, А. Н. Леонтьева, Б. Г. Ананьева, К. К. Платонова и др.
В советской психологии сложилась традиция различения индивида и личности. Больше всего в направлении этого различения сделали два советских психолога — Б. Г. Ананьев и А. Н. Леонтьев. При некоторых различиях в понимании личности и при общих различиях или подходах эти авторы определяли природу и свойства индивида и проводили линию различия («демаркационную линию») в одном и том же месте. Индивид, по их мнению, есть существо природное, биологическое, обладающее как врожденными, так и прижизненно сформированными свойствами. Личность — социально сформированное качество.
Человек, по мнению А. Н. Леонтьева, как природное существо есть индивид, обладающий той или иной физической конституцией, типом нервной деятельности, темпераментом, динамическими силами биологических потребностей.
Характеризуя человека как индивида, Б. Г. Ананьев писал, что имеются основания для выделения двух основных классов индивидуальных свойств:
1) возрастно-половых;
2) индивидуально-типических.
В первый класс входят:
1) возрастные свойства, которые развертываются в процессе становления индивида (стадии онтогенетической эволюции), и половой диморфизм, интенсивность которого соответствует онтогенетическим стадиям;
2) конституциональные особенности (телосложение и биохимическая индивидуальность), нейродинамические свойства мозга, особенности функциональной геометрии больших полушарий (симметрии-асимметрии, функционирования парных рецепторов и эффекторов). Определяя указанные свойства как первичные, а психофизические функции и органические потребности — как вторичные, названные авторы отмечают, что в темпераменте и задатках происходит высшая интеграция всех этих свойств. Определяя отличие личности от индивида, А. Н. Леонтьев писал, что личность, как и индивид, есть продукт интеграции процессов, осуществляющих отношения субъекта. В качестве фундаментального отличия личности он называл специфические для человека общественные отношения, в которые он вступает в своей предметной деятельности.
Для Б. Г. Ананьева исходным моментом структурно-динамических свойств личности является ее статус в обществе, где складывается и формируется данная личность.
А. Н. Леонтьев считает, что личность есть относительно поздний продукт общественно-исторического и онтогенетического развития человека.
5. Факторный анализ в изучении личности
В западных теориях личности зрительную роль играют теория З. Фрейда, аналитическая теория К. Юнга, Э. Берна. Разработанную З. Фрейдом психоаналитическую теорию личности можно отнести к типу психодинамических, охватывающих всю жизнь человека и используемых для описания его как личности, внутренних психологических свойств индивида, в первую очередь его потребностей и мотивов.
Аналитическая психология К. Юнга рассматривает поведение личности во взаимоотношении с окружающими, т. е. социальную сторону его поведения.
В теории Э. Берна господствует трансакционный анализ.
Основной проблемой психоанализа, рассматриваемого З. Фрейдом, является проблема мотивации.
В психической жизни З. Фрейд выделяет три уровня: бессознательное, предсознательное и сознательное. Источником инстинктивного заряда, придающего мотивационную силу человеческому поведению (как в его моторных, так и в мыслительных формах), является бессознательное. Оно насыщено сексуальной энергией (Фрейд обозначает ее термином «либидо»).
З. Фрейд занимался проблемами неврозов, разработал психоанализ — психотерапевтический метод лечения неврозов, основанный на технике свободных ассоциаций и анализе ошибочных действий и сновидений как способов проникновения в бессознательное. Он изучал психологические аспекты развития сексуальности, в которых выделил ряд стадий, расширяя сферу применения психоанализа.
Структура личности понимается З. Фрейдом как состоящая из «я» и «оно». Фрейд считает, что движущей силой развития психики является энергия бессознательного, психосексуального влечения.
К фрейдистской школе относится А. Адлер, который стал основателем индивидуальной психологии, где движущей силой развития психики является комплекс неполноценности, в результате преодоления которого осуществляется развитие психики. Представители неофрейдизма несколько отходят от биологизаторства Фрейда, приближаясь к антропологическому психологизму и экзистенциализму. Разрабатывая целостную концепцию развития личности, Э. Фромм например пытался выяснить механизм взаимодействия психологических и социальных факторов в процессе ее формирования. Связь между психикой индивида и социальной структурой общества, по мнению Э. Фромма, имеет социальный характер, в формировании которого особая роль принадлежит страху. Страх подавляет и вытесняет в бессознательное черты, не совместимые с господствующими в обществе нормами.
Западные психологические теории, таким образом, склоняются к доминированию в процессе развития личности биологических факторов.