Чувство человека: Сколько чувств у человека? Как минимум – девять!

Автор: | 21.11.1978

Содержание

«Наша задача – рассказать об органах чувств так, чтобы было понятно и интересно любому человеку»

На этой неделе Российская государственная библиотека начинает цикл научно-популярных лекций «Анатомия чувств». Проект объединит историю науки, книжное искусство и самые современные знания о строении и принципах работы органов чувств человека. В эти и многие другие темы слушателей посвятят популяризаторы науки Алексей Паевский и Анна Хоружая. Подробнее об «Анатомии чувств» нам рассказал Алексей Паевский, научный журналист, главный редактор портала Neuronovosti.ru, научный редактор порталов InScience.News и Indicator.Ru, создатель порталов Mendeleev.info и «Живая история науки».

 

— Алексей Сергеевич, расскажите, пожалуйста, поподробнее о проекте: как родилась идея, какие поставлены цели и задачи?

— Мы с моим соавтором, Аней Хоружей, уже проводили несколько подобных мероприятий в Российской государственной библиотеке: мы выступали с лекцией «Медицина в искусстве». Хочется отметить, что в библиотеке всегда очень заинтересованная аудитория, которой приятно что-то рассказывать. Мы с Аней очень давно увлекаемся историей медицины, и в этом смысле было очень интересно создать совместный проект, который объединил бы историю медицины, нейронауки и историю книжного дела. Так родилась идея цикла лекций, в котором мы, с одной стороны, расскажем об анатомии и физиологии человека. При этом не только о том, как устроены наши органы чувств, но и историю этого вопроса: как человечество постепенно осознавало, благодаря чему мы видим, слышим, осязаем. С другой стороны, мы покажем целый ряд книжных шедевров из собрания библиотеки, так как ключевые открытия в анатомии делались в XVI-XVII веках, когда начиналось и расцветало искусство книги. Вот такая идея возникла, и после долгой подготовки проекта мы, наконец, выходим на финишную прямую.

— Расскажите, пожалуйста, сколько лекций планируется, и какие темы сможет охватить «Анатомия чувств»?

— За основу мы взяли пять основных чувств, пять сенсорных входов: зрение, слух, вкус, обоняние и осязание. Итого получится пять лекций, пять вечеров: три в сентябре и два в октябре.

— Какая целевая аудитория у такого мероприятия? Осилят ли материал по нейробиологии неспециалисты?

— Естественно осилят, потому что он как раз для неспециалистов и подготовлен. Наша задача – рассказать об органах чувств так, чтобы было понятно и интересно любому человеку со школьным образованием, даже не с высшим.

— Вы упомянули, что в лекциях большое внимание будет уделено истории. Думаю, не ошибусь, если скажу, что за последние десятилетия исследования человеческого мозга и механизмов восприятия информации шагнули далеко вперед. Однако многие сотни лет оставалось совершенно непонятно, как работает обоняние или осязание. Будете ли Вы рассказывать о том, как люди изучали свои собственные органы чувств?

— Конечно, именно об этом мы будем рассказывать и даже показывать. Поскольку мы будем читать лекции с Аней вдвоем, сначала я буду рассказывать об истории изучения каждого из органов чувств, а затем она посвятит слушателей в анатомию и нейробиологию. В конце каждой лекции мы обобщим наш рассказ информацией о последних новостях и открытиях. При этом все наши выступления будут сопровождаться выставкой книг из собрания Ленинской библиотеки, которым уже около пятисот лет.

— Еще один вопрос из истории: какие есть особенности у каждой исторической эпохи? Наверняка, подходы, которые использовали для изучения органов чувств в эпоху Возрождения, в Средние века или в современности, сильно отличаются.

— Безусловно. Например, в эпоху Античности и Раннего Средневековья воззрения были, в основном, умозрительные. Люди просто размышляли на эту тему и так пытались что-то себе представить. Начиная с XVI века, когда началась эпоха настоящей анатомии, стали активно изучать и открывать разные элементы органов чувств. В первую очередь я имею в виду зрение и слух, поскольку понимание работы остальных (вкуса, обоняния и осязания) появилось только в XIX веке, когда ученые открыли клеточный уровень строения организмов. Только тогда стало возможным открыть отдельные рецепторы, отвечающие за восприятие сенсорной информации: обонятельные, осязательные, вкусовые.

И лишь в XX веке, когда исследователи научились картировать мозг и находить в нем функциональные зоны, стало ясно, как происходит передача и обработка сигналов от органов чувств. Отдельно нужно сказать, что для изучения зрения большую роль сыграла оптика, для слуха – акустика, в частности, открытие звуковых волн. В каждую отдельную эпоху были разные методы исследования, и постепенно человечество, с одной стороны, обобщало свои представления, а с другой – наоборот фокусировало внимание на все более и более мелких элементах органов чувств. И до сих пор этот процесс продолжается: мы открываем новые детали работы систем восприятия сигналов. За последний год было очень много интересных работ по зрению, осязанию и запаховым рецепторам.

— Как я поняла, лекции будут сопровождаться визуальным материалом. Не планировали ли вы включить еще и тактильный или аудиоматериал, который позволит участникам лучше понять работу каждого из органов восприятия информации?

— Возможно, но это не всегда просто сделать. В теме о слухе, например, мы обязательно добавим звуковое сопровождение. А с осязанием и запахом нужно будет подумать.

— Кажется, в свете последних событий слушателям будет очень интересно узнать, почему у многих людей пропадает или меняется обоняние из-за коронавируса. Пандемия дала дополнительный толчок к исследованию этих процессов, или эта тема и так постепенно изучалась?

— Запаховые рецепторы постепенно изучались: сначала ученые решали вопрос о том, почему пропадает запах, потом – как он возвращается и возвращается ли вообще, поскольку есть много случаев, когда чувство запаха вернуть не удавалось. Интересно отметить, что обоняние – это своего рода выдающееся чувство – оно единственное среди всех передается в кору головного мозга напрямую, минуя такой его участок, как таламус.

— Какие актуальные проблемы, связанные с осязанием и зрением, были решены в последние годы? Что вам удастся раскрыть в рамках соответствующих лекций?

— Сейчас одно из самых интересных направлений – это восстановление зрения. В частности, оптогенетическая регенерация сетчатки. Сейчас в этой сфере проводится большое количество работ. Очень важное направление, связанное с чувством осязания – это бионическое протезирование, которое позволяет считывать сигналы из мозга человека, связанные с движением, и передавать их на внешние электронные устройства. Такие технологии должны позволить управлять протезами «силой мысли», грубо говоря. Пока это единичные эксперименты, но направление развивается.

— Пока это кажется чем-то из далекого будущего.

— Нет, на самом деле это уже настоящее.

— Вы упомянули, что в последние годы также проводились исследования чувства вкуса. Возможно ли на сегодняшний день открыть какие-либо новые вкусы?

— Их открывают. Давно известны пять основных вкусов: кислый, сладкий, горький, соленый и умами. Но на сегодняшний день открыто уже около десяти других, которые не укладываются в традиционные пять.

— Когда открывают новые вкусы, для них создают словесные описания, чтобы объяснить, как человек может почувствовать их?

— Да, есть, например, такие описания, как «вкус воды», «кальциевый вкус». Но, в основном, их описывают на молекулярном уровне.

— Еще один вопрос про последний из органов чувств – про слух. Жизнь в больших городах связана с повышенным шумовым загрязнением. Вероятно, это отражается ли это на слухе жителей мегаполисов. Актуальны ли исследования в этой сфере?

— Безусловно, шумовое загрязнение влияет, но не на само чувство слуха. Оно может влиять на психику. Есть работы, которые показывают, что жители, живущие в шумных районах, порой дольше восстанавливаются после инсульта. С другой стороны, наш мозг очень адаптивен: в нем имеется специальная система шумоподавления. Проводились эксперименты на мышах, которых пускали бегать по камере, где в качестве шума включали постоянное цоканье. Когда шум становился постоянным и равномерным, и не имел смысловой информации, он переставал восприниматься животными. Это происходит потому, что в мозге включается специальная система, которая «вычитает» шум из обстановки. В этом смысле наш мозг таким же образом способен не слышать шум мегаполиса и адаптироваться к нему.

— Скажите, цикл лекций «Анатомия чувств» – первый в своем роде? Планируется ли его продолжение?

— Этот цикл – самостоятельное и законченное произведение. В нем соединены все необходимые для раскрытия темы элементы: и история науки, и анатомия, и нейробиология. Я надеюсь, что мы с Аней сможем превратить этот цикл лекций в научно-популярную книгу, которая соберет воедино и историю, и биологию, и книжное искусство.

Автор: Виталина Деркач

ученые разложили высшее чувство человека по полочкам

Если коротко и цинично, то любовь — это очень хитрый и мощный инструмент генов, которые с его помощью обеспечивают собственное размножение. Дело в том, что по природе именно гены являются главенствующим звеном. Эволюция научила их обрастать клетками, создавать целые организмы, структурировать сложнейшие «чехлы» в виде тела — и всё лишь для того, чтобы гены делились, размножались и сохранялись.

 

Любовь – хитрейший наркотик

На пути эволюционного развития гены стали «умнее». Для достижения своей единственной цели они за миллионы лет «построили» мозг, в который вмонтировали структуры вознаграждения и мотивации. Это части, которые получают дофамин — и именно благодаря этому гормону нам приятно есть мороженое, пить улун, получать массаж и, разумеется, влюбляться и любить. А любовь — это не столько чувство, сколько достаточно сложная система мотивации.

Нам важно видеть возлюбленного счастливым, важно делать ему приятное — за это мозг получает дофаминовые дозы, нам становится классно, кажется, что в отношениях формируется прочная связь. Это подтверждает интересное открытие американского профессора Люси Браун: она исследовала это явление на МРТ и увидела, что у людей при мыслях о своих возлюбленных активно работают те же области мозга, что и при употреблении кокаина. То есть мысли о любимых вызывают удовольствие, эквивалентное наркотическому эффекту.

 

 

Этот хитрый ход придуман природой, чтобы вызвать у человека желание размножаться, даже если он вообще не испытывает такого стремления. И это не просто дофаминовый удар. Любовь, согласно мнению американских учёных, состоит из компонентов, которые, действуя по отдельности, в комплексе вызывают нужный эффект. Именно за счёт их автономной работы возникает условная полигамия, когда по отношению к одному человеку появляется привязанность, при этом другой вызывает влечение, а третий — возбуждение. И всё одновременно.

Таким образом, совокупность факторов любви можно разделить на либидо, влечение, привязанность и непосредственно любовь.

 

Либидо

Мощное природное желание любыми целями участвовать в половом размножении. И тут не важно, кто партнёр и какой исход — суть в самом процессе, так как именно в нём происходит передача генов. Кстати, в момент непосредственного передачи похоть и заканчивается.

 

 

Либидо подпитывают половые гормоны: эстрогены у женщин и андрогены у мужчин. В большом количестве они вызывают настолько сильное желание, что подчас мораль, нравственность, стыд и совесть абсолютно бессильны. Мощный гормональный удар — непреодолимое желание размножаться — процесс — отступание гормонов — дофаминовое поощрение — идём по своим делам.

 

Влечение

Это уже следующий уровень. Либидо вообще плевать, с кем удовлетворять похоть, а вот влечение предполагает выбор партнёра. Это тоже миллионами лет укладывалось природой: львица останется с более сильным львом, победившим соперника, девушка выберет самого харизматичного и обаятельного молодого человека из всех, кто подкатывал к ней на вечеринке. Причём с точки зрения природы это абсолютно одно и то же.

 

 

В этот момент активно выделяется дофамин. Человек испытывает эйфорические ощущения, становится сверхактивным, аппетит и сон уходят куда-то на дальний план, возникает тревожность и сильнейшая концентрация. Зачем? Чтобы любые сложности казались преодолеваемыми перед конечной целью — устроить акт полового размножения с выбранным партнером. И очень важно опередить других желающих занять это место. Отсюда и повышенная тревожность: она способствует более оперативным действиям.

 

Привязанность

А вот за выбор долгосрочных партнеров ответственен другой гормон — окситоцин. Казалось бы, зачем генам этот компонент? Важно ведь сиюминутное размножение с передачей генного материала, так? 

Так, да не совсем. 

 

 

Эволюция не стояла на месте, усложняя социальные и природные факторы жизни. Размножение высших животных стало сложным продолжительным процессом, потомство требовало всё больше внимания и заботы на начальных этапах. Для решения этих вопросов помощь либидо и влечения бессильна, поэтому и потребовался новый механизм — привязанность. 

Гормон привязанности — окситоцин — это буквально химическая молекула любви в организме. Он снижает боль при родах, способствует выделению материнского молока, перестраивает мышление под «родительское» и заставляет людей чувствовать нежность к детям. Кроме того, окситоцин стимулирует пары проводить больше времени друг с другом, поддерживать социальный и физический контакт.

 

Непосредственно любовь

Окситоцин выделяют организмы и других живых существ, но сама романтическая любовь как таковая присуща только человеку (но это не точно). Во многом это связано с той же эволюцией: с развитием человек выпрямился, что, с одной стороны, сделало невозможным перенос ребёнка на спине, а с другой, освободило руки самцам, чтобы носить добытую еду на большие расстояния. Появилась необходимость социального парного союза, а следом и распределение ролей: самки на хозяйстве и с детьми, самцы добывают пищу.

 

 

И чтобы удержать такие союзы, окситоциновая система тоже эволюционировала. Спустя миллионы лет это наложилось на рост интеллекта, развитие культуры и в итоге пришло к пониманию любви, известному современному обществу и нам. 

 

Фото: из открытых источников

‎Альбом «Sense Of Human» (Markul) в Apple Music

Markul предупреждал поклонников, что на некоторое время исчезнет из поля зрения, чтобы записать второй студийный альбом: его концертный тур, прошедший в 2019-м, назывался «Before I disappear» [«Прежде, чем я исчезну»]. Тогда он не мог предположить, что на осуществление замысла уйдет больше времени, чем казалось сначала. «За первый год работы над альбомом я не сделал ничего, — рассказывает Markul в интервью Apple Music. — Каждый день я сидел на студии, но не склеивалось, не получалось. Невозможно писать из чувства необходимости».
Найти путь из кризиса артисту помогло усложнение задачи. «Sense Of Human» — это концептуальная запись, размышление о человеческой натуре и семи смертных грехах. «Что значит быть человеком? — рассуждает Markul. — Мне кажется, люди сотканы из желаний и ошибок. Смертные грехи — это не что иное, как человеческие слабости и желания. Я на своем пути никогда не встречал человека без греха или без вредной привычки, а различные святоши, трезвенники и другие мнимые примеры для подражания чаще всего оказывались обычными лицемерами. Бояться нужно не тех, кто грешит, а тех, кто делает вид, что он без греха».
По сюжету альбома, зашифрованному в песнях и драматических эпизодах-связках, лирический герой Markul сталкивается с семью грехами — от похоти до гордыни — и переосмысляет свои жизненные ценности. Саунд, которого сумел добиться артист, по масштабу соответствует концептуальному замыслу. «Мне хотелось сделать киношный звук. Это прослеживается в ряде песен, эпичных переходах, приемах, напоминающих озвучку фильмов», — поясняет он. Далее Markul раскрывает больше подробностей о каждой песне с «Sense Of Human».

Syrena
«Этот трек должен был звучать как перевернутая страница после „B.I.D “. Моей задачей было погрузить слушателя в атмосферу нового альбома, поэтому саунд-дизайн в этом треке с каждый секундой затягивает все глубже. ANIKV блестяще спела от лица сирены — демонического существа из тех, что в греческих мифах вели моряков к гибели, усыпляя их своими голосами».

Карусель
«Трек про путь домой, но такой, когда непонятно, куда идти, и чувство дома отсутствует напрочь. Про поиск света в сумраке постоянных движений».

Белка
«В этом треке есть строчка: „Я взорвал и выгорел“ — это именно то, что произошло со мной перед записью „Sense Of Human“. Он про эмоциональное выгорание и про то, где меня носило все то время, пока от меня ждали альбома».

Без фокусов (feat. SALUKI)
«Мы знакомы с SALUKI уже года три-четыре, давно хотели поработать вместе. И вот время пришло. Бит для этого трека мы делали вместе: он, Степа OSA и я. Сперва трек звучал по-другому, но в последний день, когда мы доделывали его и уже был записан вокал, перестучали бит. Получился совершенно другой трек, и это к лучшему».

Cheat Code
«Самый спонтанный трек на этой записи. Когда альбом был уже почти готов, я понял, что на нем не хватает энергичной, динамичной песни, с которой будет круто выступать на концертах. Мы скооперировались с Bad Ape — это продюсер из Минска, с которым мы сделали звук для всех EP, а также немалую часть битов».

Бумеранг
«Единственный трек, который я написал в 2020-м. Он вышел первым синглом к альбому, потому что тогда больше выпускать было нечего. Эта песня про сложное для меня время, в которое не хочется возвращаться».

Cuba Libre
«В какой-то момент я планировал полететь на Кубу, чтобы снять клип на трек с латинскими мотивами, но на свой лад. Правда, я тогда еще даже не начал работу над ним. Мы стали подыскивать там все, что для этого нужно, но в итоге на Кубу я не полетел, а трек получился».

Никто не увидит
«Я люблю афробит — отчасти потому, что вырос в Лондоне, откуда пошла на него мода. Я делал афробитовые треки и раньше, но этот получился совсем уж минорным. Несмотря на танцевальное звучание, это один из самых грустных треков на альбоме. И один из моих любимых. „Танцуй“ здесь просто метафора: будь собой, живи, не смотря ни на кого».

Вредные привычки
«Сделано в лучших традициях жанра „о себе любимом“, которого я в целом старался избегать. Но один такой трек на альбоме должен быть. „Все мои привычки — вредные привычки“».

Rick James (feat. ANIKV)
«Если бы три года назад мне сказали, что у меня будет трек в таком жанре, я бы не поверил. Круто, что мы работали над ним на студии, а не дистанционно. Сделали его за четыре сессии и записали для него живые струнные. Это был очень крутой опыт. Почему в песне возникает Рик Джеймс, а не, например, Джеймс Браун? Когда я знакомился с жанром и смотрел интервью разных артистов, то Рик Джеймс мне очень понравился как персонаж: такой он был эпатажный парень. Он являлся одним из основателей жанра, но есть ощущение, что об этом мало кто сейчас знает».

Zima Blue
«С этим треком сперва ничего не получалось: были биты от пяти разных продюсеров, и все не то. А потом Shumno, с которым мы работали над „Great Depression“, прислал мне инструментал со словами: „Этот тебе точно не понравится“. Как только я включил его, то с первого же дубля записал под него мелодию припева — причем длинного и сложного. А это всегда хороший знак. Трек экспериментальный, таких у меня еще не было, и это своего рода выход из зоны комфорта».

Лабиринт
«Самый темный трек на альбоме. Он не связан с моей карьерой или личной жизнью. Это просто трек-отчаяние, трек-груз. Его надо слушать. Добавить к этому мне нечего».

Dali (feat. Dyce)
«Об артисте Dyce я узнал в конце прошлого года. Очень понравилась его музыка. Парень живет в Бельгии, но у него русские корни. Говорит по-русски с акцентом и очень круто поет. Когда я услышал его, то понял, что он должен быть на моем альбоме».

Полёт нормальный
«Под завершение альбома хотелось сделать песню, которая с первой секунды начнется с вокала и будет постоянно меняться в настроении — от спокойствия к сумбуру и хаосу. При этом чтобы по музыкальной атмосфере она напоминала фильм: с завязкой, интригой и кульминацией. Я сейчас говорю не про слова, а именно про музыку. Это тяжело объяснить — надо просто послушать».

10,000 Ночей
«По атмосфере этот трек — продолжение предыдущего, при этом по звучанию он радикально отличается от всего, что было на альбоме. Это послесловие, подводящее итог тому, что мы услышали».

Чувства человека — сообщение доклад

Чтобы понять, что такое чувства. Нужно уметь их классифицировать и отличать от эмоций. Когда человек понимает, что такое чувства, ему легче ими управлять и контролировать.

Что такое чувства? Чувства – это переживания человека, связанные с людьми и событиями. Благодаря им можно определить отношение человека к тому или иному объекту.

Не каждый человек в состоянии передать свои чувства и эмоции. Одни стесняется их и не может выражать перед другими. Другие свободны в этом отношении.

Многие люди путают понятия эмоцию и чувства. Их часто используют как синонимы, но это не так.

Эмоции – это врожденная реакция на происходящее вокруг. А чувства возникают в процессе социализации и воспитания. Эмоциями человек обладает от рождения, им не надо учиться, в отличие от чувств. Можно заметить, что некоторые люди уже в зрелом возрасте не в состоянии выражать своих чувств.

Особенно, это можно наблюдать у мужчин. Потому что в детстве им говорили, что нельзя плакать – ты же мальчик. После этого парень не может проявлять никаких эмоций и чувств. Позже от этого страдает девушка или жена, которой так не хватает проявления чувств.

Эмоции не поддаются воле. Чувствами же можно управлять, потому что они осознаны. Эмоции возникают бессознательно.

Чувства пришли – ушли, они, то есть, то нет. Отличаются непостоянством. Могут меняться на противоположные. Любовь может смениться ненавистью и наоборот. А эмоция отличается постоянством и не склонна к изменению. Эмоция, например, страх либо есть, либо нет. И не может заменяться.

Чувства делят на категории:

— моральные;

— интеллектуальные;

— эстетические.

К моральным чувствам относят симпатию и антипатию, уважение, привязанность, отчужденность, любовь и ненависть. Благодарность, совесть и дружба.

Моральные чувства зарождаются в обществе в связи с их устоями, воспитанием и убеждениями. Если действия соответствуют установленным нормам – то другие люди будут восхищены, а если нарушают нормы – то возникнет возмущение.

К интеллектуальным чувствам относят радость, восхищение, чувство удовлетворения, открытие чего-либо. К ним относят чувство прорыва или поражения.

К эстетическим чувствам относят восхищение природными красотами и разного рода искусство. По-другому это чувство прекрасного. Кого что приводит в восхищение. У каждого человека свои источники восхищения: одни могут восхищаться детками, другими отношениями между мужчинами и женщинами, между парами, общением детей с родителями.

Чувствами надо уметь управлять. Иначе они начнут управлять вашей жизнью. Всегда важно помнить о балансе. Разум и чувства должны равномерно управлять поведением человека. Нельзя всё измерять только чувствами, но и полностью забывать о них не стоит.

Чувства человека

Интересные ответы

  • Теодор Шванн вклад в биологию (и что открыл)

    Теодор Шванн (1810-1882) опубликовал монографию, в которой объявили, что все животные и растения сделаны из одного фундаментального элемента.

  • Писатель Борис Екимов. Жизнь и творчество

    Борис Петрович Екимов (1938 года рождения) относится к знаменитой плеяде русских прозаиков, а также публицистов.

  • Доклад на тему История Китая сообщение

    У Китая, как государства, достаточно древняя и насыщенная история. Благодаря различным источникам принято считать, что первое рабовладельческое государство на данной территории появилось в 21 веке до н.э.

  • Писатель Николай Карамзин. Жизнь и творчество

    Российская история богата различными событиями. Она также богата биографиями людей, писавших, собственно, об истории нашей страны. Один из таких людей — Николай Михайлович Карамзин – известный русский писател

  • Гусеобразные — сообщение доклад (биология 7 класс)

    Подряд гусеобразных птиц включает в себя около 150-ти видов, которых можно встретить практически на всех материках планеты Земля.

«Человек с острым чувством необходимости свободы» – Новости – Вышка для своих – Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

В эти дни десятки и сотни людей вспоминают, как именно Лев Львович Любимов изменил их жизни, жизнь университета, во многом изменил ландшафт российского образования. «Вышка для своих» собрала некоторые из этих воспоминаний в короткий рассказ. 

Как и многие другие вышкинцы первого поколения, Лев Львович Любимов вышел из лучшего социально-экономических института АН СССР ИМЭМО. К началу 90-х годов он сделал там более чему успешную карьеру: помимо высоких научных степеней он носил ранг Чрезвычайного и Полномочного Посла СССР, поскольку именно он, в должности заведующего отделом международных проблем Мирового океана ИМЭМО, от имени СССР провел все дискуссии и согласования в ООН, обеспечившие заключения «Конвенции ООН по морскому праву», по сей день регулирующей использование шельфа мирового океана. 

«ИМЭМО воспитывал видение Родины в глобальном мире, где были понятны недостатки и слабости советской системы, крайняя ограниченность «казарменного марксизма» и советской экономической и социальной науки. Но одновременно ИМЭМО закладывал в лучших своих сотрудниках глубокое понимание государственных интересов нашей страны, «чувство Родины», давал сопричастность к большим проблемам и большим делам. Именно таким и пришел Любимов в только складывавшийся тогда коллектив Вышки: человеком с обостренным чувством необходимости экономической и политической свободы, необходимости настоящей науки, — и при этом яростным патриотом…

Тем, кому сегодня меньше 45, просто невозможно понять, с какой гидрой бессмысленности и оболванивания боролся тогда профессор Любимов. Вся социальная наука СССР вплоть до самых последних лет Союза была по большому счету не наукой. И дело здесь не в марксизме — просто тексты классиков и решения съездов в этой науке занимали место фактов и доказательств. Именно отсутствие реальной экономической и социальной науки привело СССР к тому, что он — как государство — не смог противостоять распаду. Перестройка 80-х свелась к тому, что рассуждения и лозунги о рынке сменили рассуждения и лозунги о планировании. Факты уже видели, но не умели оценить их, не умели моделировать будущее. Обратной связи с реальностью, как и раньше, не было, и корабль напоролся на рифы»

Кузьминов Ярослав Иванович
Ректор НИУ ВШЭ

Будучи человеком глубоко неравнодушным к судьбам отечественного образования, он создал Российский центр гуманитарного образования (РЦГО). Центр создавался для массового переучивания преподавателей гуманитарных и общественных дисциплин — Любимов поставил себе задачу, которая выглядела невыполнимой для всех, но не для него: перековать носителей марксистско-ленинской идеологии по образцам носителей передовой мировой науки. Его книги «Основы экономической теории», «Введение в экономическую теорию» сделали этот процесс возможным, и на удивление многих, он не забуксовал, а стал набирать обороты. 

«Лев Львович был одним из тех, кто во времена глубокого застоя Советского Союза думал и говорил о будущем страны, верил в неизбежность перемен. Он не был «шестидесятником», но по духу был им. А когда я снова встретил Льва Львовича в начале 90-х, казалось, он стал еще выше ростом. Распрямил плечи и взялся за строительство Вышки вместе с нами. В том, что наш университет с самого начала принял самые высокие стандарты и стал уникальным воплощением самых передовых идей, значительная заслуга Льва Львовича Любимова. Высшую планку он ставил и когда создавал филиалы Вышки»

Ясин Евгений Григорьевич
Научный руководитель ВШЭ

С этим же революционным настроем он пришел в Вышку, возглавив по сути весь образовательный процесс. Он начал с самого необходимого — подготовки педагогов и специалистов, проводящих фундаментальные исследования. Он также заложил важнейшие принципы существования университета. Инновации, заложенные им, определили качество образования Вышки на долгие годы и сделали университет лидером на отечественном поле. 

«На звездном небосклоне Вышки Лев Львович относится, несомненно, к числу звезд первой величины. И не только потому, что был одним из отцов-основателей нашего университета.

В нем сочетались многие качества, которых нам порой так недостает. Эрудиция. Широкий кругозор. Одаренность. Принципиальность в оценках. Прямота и искренность. Невероятная работоспособность. Энергичность. Целеустремленность. Стремление сделать мир лучше. Ответственность за свои дела, главным из которых он считал преодоление отсталости системы российского гуманитарного образования. И постоянная забота о воспитании у молодых людей четкой гражданской позиции»

Данилевский Игорь Николаевич
Профессор Школы исторических наук

Традиционно университетское образование делилось на два семестра, не предполагало рейтингов — он предложил и отстоял модульную и рейтинговые системы. Им были написаны несколько образовательных программ магистерского и аспирантского уровня, которые задали планку — самую высокую, планку «русского Гарварда», как он с гордостью говорил. 

«Удивительно, как много человек сделал для того, чтобы вышкинская система и многое смежное рядом были такими, какие они есть сейчас, и сильно отличающимися от всего, что было до этого и за ее пределами. Как трепетно и одновременно жестко он это защищал. Невероятно, как при таком объеме дел его тепла хватало на всех нас»

Гагарина Динара Амировна
Декан социально-гуманитарного факультета НИУ ВШЭ (Пермь)

При нем и благодаря его энергии университет начал рост: сначала расцвел экономический факультет, потом было создано 12 новых, потом их стало 28. Он являлся инициатором и создателем Лицея Вышки в 2013 году, и первые два года он два он приходил, общался с учениками на их языке, поддерживал, вселял уверенность, подавал пример. 

Особые отношения сложились у Любимова с регионами. Фактически собственными руками он создавал всю региональную сеть Вышки — филиалы в Нижнем Новгороде, Перми, Санкт-Петербурге. Вырос этот проект из затеянных им же крэш-программ для региональных экономистов, проводимых в Вышке в рамках программы TACIS.

Возвращаясь в свои регионы, участники этих программ становились амбассадорами Вышки, носителями ее духа, они стремились к созданию собственных кластеров и Любимов помогал им со всей силой и страстью. Невозможно поверить, какое количество людей в каждом городе считали его своим другом и наставником. Он не хотел ограничиваться университетским образованием: появилась идея университетских округов на базе филиалов, нужно было подтягивать школы, колледжи, институты культуры — и он проводил каждый день десятки встреч, семинаров, учил и вдохновлял. 

«Лев Львович Любимов запомнится как выдающийся ученый, профессионал высочайшего класса и эрудиции, один из основателей Высшей школы экономики. Его деятельность в области исследования международных экономических отношений, подготовки специалистов, проводящих фундаментальные исследования и образовательные программы магистерского и аспирантского уровня, развития присутствия университета в регионах являются ценнейшим вкладом в становление, развитие и укрепление позиций Высшей школы экономики»

Шохин Александр Николаевич
Президент НИУ ВШЭ

Он стал инициатором проведения олимпиад для учителей школ в университетских округах, организованных на их базе. А на всероссийской олимпиаде по экономике для школьников он был бессменным председателем жюри в течение многих лет. 

«Мне посчастливилось поработать вместе с Львом Львовичем в 2010-х в жюри Всероссийской олимпиады школьников по экономике.

Каждый год на итоговом заседании жюри возникают острые вопросы, которые вызывают бурную дискуссию и порой требуют формального голосования для принятия решения. Цена решения в таких случаях высока как для отдельных школьников, так и для организаторов олимпиады. Когда Лев Львович присутствовал на этих заседаниях, он всегда уверенно расставлял приоритеты и объяснял свою точку зрения так, что у большинства коллег отпадали все сомнения в правильности выбора»

Дагаев Дмитрий Александрович
Заведующий научно-учебной лабораторией исследований спорта, член жюри Всероссийской олимпиады школьников по экономике

Во многом благодаря Любимову Вышка стала не просто одним из университетов Москвы, она обрела миссию — распространение образования, обеспечение лучших его стандартов по всей стране. Любимов постоянно читал и учился новому – и вовлекал окружающих в «свое» чтение, в «свое» новое. Его неравнодушие и харизма делали его центром притяжения для всех — и он для всех находил время, совет, разговор, критику или утешение. 

«Он был интеллектуалом, который жил духовными интересами российского общества. Его интересы распространялись не только на экономику, но и на философию, историю, литературу, психологию, политологию и так далее. Его в не меньшей степени интересовала математика, физика, биохимия, компьютерные науки…

Он был энциклопедистом и человеком воистину возрожденческого размаха. Слово «этос» никогда для него не было пустым, более того — часто определяющим. Глубоко верующий человек, он никогда не снижал планку человеческих отношений и дружбы. Увлекающийся, с горячим сердцем и неуспокоенной душой, страстный, жгущий словом, иногда превращающий свою речь в напалм. Его полемический задор многие коллеги испытали на себе. Имя Лев, данное при рождении, казалось, было нарицательным. Оно говорило о породе, сильных генах, благородстве души, доминировании и готовности постоять за свой прайд»

Андрей Александрович Борисов
Генеральный директор Московского академического музыкального театра имени К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко.
В 2008 – 2014 годах – заведующий кафедрой гуманитарных дисциплин НИУ ВШЭ (Пермь)

7 апреля


«Вышка для своих» в Telegram

Человек и его чувство снега

Мы ответили на самые популярные вопросы — проверьте, может быть, ответили и на ваш?

  • Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день
  • Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»
  • Мы — учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?
  • Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?
  • Как предложить событие в «Афишу» портала?
  • Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?

Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день

Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».

Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»

Подпишитесь на нашу рассылку и каждую неделю получайте обзор самых интересных материалов, специальные проекты портала, культурную афишу на выходные, ответы на вопросы о культуре и искусстве и многое другое. Пуш-уведомления оперативно оповестят о новых публикациях на портале, чтобы вы могли прочитать их первыми.

Мы — учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?

Если вы планируете провести прямую трансляцию экскурсии, лекции или мастер-класса, заполните заявку по нашим рекомендациям. Мы включим ваше мероприятие в афишу раздела «Культурный стриминг», оповестим подписчиков и аудиторию в социальных сетях. Для того чтобы организовать качественную трансляцию, ознакомьтесь с нашими методическими рекомендациями. Подробнее о проекте «Культурный стриминг» можно прочитать в специальном разделе.

Электронная почта проекта: [email protected]

Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?

Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».

Как предложить событие в «Афишу» портала?

В разделе «Афиша» новые события автоматически выгружаются из системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После подтверждения модераторами анонс события появится в разделе «Афиша» на портале «Культура.РФ».

Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?

Если вы нашли ошибку в публикации, выделите ее и воспользуйтесь комбинацией клавиш Ctrl+Enter. Также сообщить о неточности можно с помощью формы обратной связи в нижней части каждой страницы. Мы разберемся в ситуации, все исправим и ответим вам письмом.

Если вопросы остались — напишите нам.

Ученые нашли прямую связь между чувством ритма и слуховой восприимчивостью человека

Чувство ритма, умение ему следовать напрямую связаны с возможностью воспринимать информацию, установили американские ученые. Это открытие позволит помочь людям, страдающим дислексией и дисграфией.

Исследователи из лаборатории слуха и неврологии Северо-Западного университета в США под руководством профессора Нины Краус смогли установить непосредственную связь между присущим человеку умением следовать определенному ритму и его слуховыми способностями. Их исследование было опубликовано в журнале The Journal of Neuroscience. По словам самой Краус, открытие, сделанное исследователями, может стать серьезным подспорьем для разработки новых методов обучения и образовательных программ.

Ранее лаборатория уже успешно занималась поиском взаимосвязей между чтением и чувством ритма — было доказано, что с помощью специальной практики расстановки смысловых ударений, которые соответствуют определенным ритмичным движениям, можно воздействовать на скорость обучения и помогать людям, испытывающим целый ряд трудностей, в частности страдающим дислексией.

Теперь же, по мнению профессора,

пришла пора «замкнуть круг», доказав непосредственное влияние чувства ритма на слуховое восприятие информации.

Поскольку для обучения навыку чтения необходимо сопоставление речевых и письменных элементов, исследователи предположили, что чувство ритма также должно оказывать серьезное воздействие на восприятие информации на слух.

Для проведения эксперимента, подтверждающего этот постулат, учеными было отобрано 124 добровольца из числа учащихся старших классов средних школ в Чикаго. Они посетили лабораторию для прохождения двух последовательных тестов. В первом случае испытуемые должны были прослушать ритмичное постукивание метронома, одновременно стараясь перебирать пальцами в такт по специальной поверхности, улавливающей прикосновения. Затем с помощью специального компьютерного анализа выяснялось, насколько точно учащиеся попадали в ритм.

Во время второго теста испытуемым подключили к голове электроды и прокручивали запись с определенными повторяющимися слогами, одновременно определяя частоту мозговых отзывов на них. Затем ученые сопоставили данные двух тестов.

Как оказалось,

мозг студентов, наиболее успешно попавших пальцами в такт метроному, также быстрее и четче остальных реагировал на воспроизведение слогов.

Это, несомненно, доказывает связь между механикой улавливания организмом ритма, общей моторикой и слуховой восприимчивостью у человека.

Как утверждает профессор Краус, результат исследования был предсказуем по причине взаимосвязи в мозгу человека областей, отвечающих за механическую и визуально-слуховую реакцию на раздражители. Поэтому задачи, требующие одновременного задействования обоих этих центров, приводят к их совместной работе.

Более того,

часто непроизвольные движения руками или жестикуляция служат бессознательным механизмом, обеспечивающим ритмичность речи.

Но чувство ритма также позволяет человеку различать сами звуки. Например, расстановка ударений в речи позволяет определять звонкие и глухие согласные, а также подчеркивать особенно приоритетные моменты в предложении. Первое также помогает ассоциировать произнесенные согласные с одноименными буквами в алфавите.

По мнению исследователей, наибольшая взаимосвязь между ритмом и речью проявляется в музыке, где необходимо сочетать эти элементы в относительно равных пропорциях. Поэтому музыкантов ученые называют наиболее приспособленными к слуховому восприятию информации. Как считает профессор Краус, некоторым из будущих звезд сцены и концертных залов с детства прививают чувство ритмичности музыки, что и является одной из причин развития хорошего так называемого музыкального слуха.

Ученые считают, что их исследование может серьезно помочь детям, страдающим дислексией и дисграфией, позволяя избавиться от этих расстройств еще на стадии их формирования. В программе лечения этих недугов можно задействовать звуковые и музыкальные элементы, которые обеспечат развитие как чувства ритма, так и слухового восприятия.

The Managed Heart: Commercialization of Human Feeling: 9780520272941: Hochschild, Arlie Russell: Books

Книга Арли Рассела Хохшильда «Незнакомцы на их собственной земле: гнев и скорбь по праву американцев», которая теперь доступна в мягкой обложке из The New Press, обращается к все более горьким политический раскол в Америке. Финалист Национальной книжной премии и бестселлер New York Times, книга основана на пятилетнем опыте репортажей среди сторонников «Чайной партии» — теперь в основном сторонников Дональда Трампа.Хохшильд пытается перебросить мост через «стену сочувствия» между двумя политическими сторонами, чтобы исследовать «глубокую историю», лежащую в основе правых, которая остается непризнанной левыми. Марк Даннер называет эту книгу «мощной, творческой, необходимой книгой, которая появится не сразу». Роберт Райх пишет: «Любой, кто хочет понять современную Америку, должен прочитать эту увлекательную книгу». В своем обзоре Publisher’s Weekly отмечает: «После оценки ее выводов и встречи с информантами на этих страницах трудно не согласиться с тем, что сочувствие — лучшее решение для заглушения политического и социального дискурса.

Ее 2012 «Я на аутсорсинге: интимная жизнь в рыночные времена» исследует множество способов, которыми рынок входит в нашу современную жизнь, и была названа Publishers Weekly одной из лучших книг года. Среди других ее книг: «Как дела в семье?», «Управляемое сердце», «Вторая смена», «Связывание времени», «Коммерциализация интимной жизни», «Неожиданное сообщество» и совместно отредактированная «Глобальная женщина: няни, горничные и секс-работники в новой экономике». . В обзоре «Второй смены» (переизданного в 2012 году с новым послесловием) Роберт Каттнер отметил «тонкость озарений» и «изящное бесшовное повествование» Хохшильда и назвал его «лучшим обсуждением, которое я читал, о том, что должно быть квинтэссенцией домашнего обихода нашего времени. .Лаура Шапиро из Newsweek назвала The Time Bind «новаторским». Присуждая Хохшильд премию Джесси Бернарда, Американская социологическая ассоциация отметила ее «творческий гений в формулировании вопросов и идей, часто сжатых в запоминающиеся слова и фразы, меняющие парадигму». Пенсионер Калифорнийского университета. Профессор социологии Беркли, она живет со своим мужем, писателем Адамом Хохшильдом в Беркли, Калифорния.

История человеческих чувств, Карл Дайссерот

В этом захватывающем путешествии по скрытым сферам человеческого разума всемирно известный психиатр и нейробиолог исследует происхождение человеческих эмоций, а исследует, что психические заболевания раскрывают обо всем на свете. нас — как сломанное может осветить несломленное.

Почему мы чувствуем то, что чувствуем?

Психическое заболевание — одна из величайших причин человеческих страданий, но мы б

В этом захватывающем путешествии по скрытым сферам человеческого разума всемирно известный психиатр и нейробиолог исследует происхождение человеческих эмоций и исследует, что психические заболевания говорят обо всех нас — как сломанное может осветить несломленное.

Почему мы чувствуем то, что чувствуем?

Психическое заболевание — одна из величайших причин человеческих страданий, но причины, по которым мы несем это бремя, и природа этих болезней остаются загадкой.Теперь наше понимание достигло переломного момента. В книге Connections профессор Карл Дейссерот сочетает захватывающие тематические исследования из своего опыта работы врачом неотложной психиатрии с революционными научными открытиями в области поразительных новых технологий (включая оптогенетику, которую он разработал, чтобы включать и выключать определенные клетки мозга с помощью света).

Связывая идеи, полученные с помощью этой технологии, с глубоко волнующими историями своих пациентов и с нашей общей эволюционной историей, Дейссерот рассказывает более обширную историю о происхождении человеческих эмоций.Молодая женщина с расстройством пищевого поведения показывает, как разум может восстать против самых примитивных побуждений мозга — голода и жажды; пожилой мужчина, замалченный слабоумием, показывает, как люди эволюционировали, чтобы чувствовать радость и ее отсутствие; а одинокая женщина-уйгурка вдали от своей родины учит как важности, так и трудностям глубоких социальных связей.

Отвечая на некоторые из самых вечных вопросов о человеческом состоянии, освещая корни неправильно понимаемых расстройств, таких как депрессия, психоз, шизофрения и социопатия, Connections меняет наше понимание мозга и самих себя.

Арли Рассел Хохшильд «Управляемое сердце» — Мягкая обложка

В личной жизни мы пытаемся вызвать или подавить любовь, зависть и гнев посредством глубоких действий или «эмоциональной работы», точно так же, как мы управляем нашими внешними проявлениями чувств посредством поверхностных действий. . Пытаясь преодолеть разрыв между тем, что мы чувствуем, и тем, что мы «должны» чувствовать, мы руководствуемся «правилами ощущения» в отношении того, что происходит из-за других в данной ситуации. Основываясь на нашем личном взаимном понимании правил чувств, мы совершаем «обмен подарками» из актов управления эмоциями.Мы кланяемся друг другу не просто по пояс, а от сердца.

Но что происходит, когда работа эмоций, правила чувств и дар обмена вводятся в публичный мир труда? В поисках ответа Арли Рассел Хохшильд внимательно изучает две группы работников, контактирующих с общественностью: бортпроводников и сборщиков счетов. Работа бортпроводника — предоставлять услугу и создавать дополнительный спрос на нее, повышать статус клиента и быть «приятнее обычного». Работа сборщика счетов состоит в том, чтобы собирать деньги за услугу и, при необходимости, снижать статус клиента, делая его «более отвратительным, чем естественный».«Между этими крайностями примерно одна треть американских мужчин и половина американских женщин занимают рабочие места, требующие значительного эмоционального труда. На многих из этих должностей их учат принимать правила чувств и методы управления эмоциями, которые служат компании. коммерческая цель.

Точно так же, как мы редко осознавали или осознавали эмоциональный труд, мы не оценили его стоимость для тех, кто зарабатывает им на жизнь. как бортпроводник может отдалиться не только от собственных выражений чувств (ее улыбка — это не «ее» улыбка), но и от того, что она чувствует на самом деле (ее управляемое дружелюбие).Это отчуждение, хотя и является ценным средством защиты от стресса, также представляет собой серьезную профессиональную опасность, потому что именно через наши чувства мы связаны с окружающими.

На основании этой книги Хохшильд был представлен в журнале «Ключевые социологические мыслители» под редакцией Роба Стоунса. Эта книга также была удостоена премии Чарльза Кули в 1983 году Американской социологической ассоциацией и получила почетную награду от имени К. Райта Миллса.

Узнать больше>

Коммерциализация человеческих чувств книга Арли Рассела Хохшильда

Описание

В частной жизни мы пытаемся вызвать или подавить любовь, зависть и гнев посредством глубоких действий или работы над эмоциями, точно так же, как мы управляем своими внешними проявлениями чувств посредством поверхностных действий.Пытаясь преодолеть разрыв между тем, что мы чувствуем, и тем, что мы должны чувствовать, мы руководствуемся чувствами правил о том, что происходит из-за других в данной ситуации. Основываясь на нашем личном взаимном понимании правил чувств, мы дарим акты управления эмоциями. Мы кланяемся друг другу не просто по пояс, а от сердца.

Но что происходит, когда работа эмоций, правила чувств и дар обмена вводятся в публичный рабочий мир? В поисках ответа Арли Рассел Хохшильд внимательно изучает две группы работников, контактирующих с общественностью: бортпроводников и сборщиков счетов.Работа бортпроводника — предоставлять услугу и создавать на нее дополнительный спрос, повышать статус клиента и быть приятнее обычного. Работа сборщика счетов состоит в том, чтобы собирать деньги за услугу и, при необходимости, снижать статус клиента, делая его более отвратительным, чем естественный. Между этими крайностями примерно одна треть американских мужчин и половина американских женщин имеют работу, требующую значительного эмоционального труда. На многих из этих должностей их учат принимать правила чувств и методы управления эмоциями, которые служат коммерческим целям компании.

Так же, как мы редко признаем или понимаем эмоциональный труд, мы не оценили его стоимость для тех, кто этим зарабатывает себе на жизнь. Подобно физическому работнику, который отстраняется от того, что он или она делает, эмоциональный работник, такой как бортпроводник, может отстраниться не только от своих собственных выражений чувств (ее улыбка — это не ее улыбка), но и от того, что она на самом деле чувствует (ее управляемое дружелюбие). Это отчуждение, хотя и является ценным средством защиты от стресса, также представляет собой серьезную профессиональную опасность, потому что именно через наши чувства мы связаны с окружающими.

На основании этой книги Хохшильд был представлен в книге «Ключевые социологические мыслители» под редакцией Роба Стоунса. Эта книга также была удостоена премии Чарльза Кули в 1983 году Американской социологической ассоциацией и получила почетную награду от имени К. Райта Миллса.

Об авторе

Арли Рассел Хохшильд — профессор социологии Калифорнийского университета в Беркли. Она является автором трех New York Times Book Review Известных книг года, в том числе The Second Shift, The Managed Heart, и The Time Bind .Она получила множество наград и грантов, от стипендий Фулбрайта и Гуггенхайма до трехлетнего исследовательского гранта Национального института общественного здравоохранения. Ее статьи публиковались, в частности, в журналах Harper’s, Mother Jones, и The New York Times Magazine . Она живет в Сан-Франциско со своим мужем, писателем Адамом Хохшильдом; у них двое сыновей

Отзывы

«Это тщательно продуманное исследование работы и внутренней жизни бортпроводников авиакомпаний.. . . настоятельно рекомендую [ред] всем, а не только специалистам по эмоциям »- Contemporary Sociology
». . . . это важная работа. Это интересное и провокационное введение в важнейший топи, заслуживающее дальнейшего изучения и размышлений »- Academy of Management Review
. . . . Работа Хохшильда важна тем, что освещает новые, тревожные и повседневные отчуждения сознания и чувств. Среди прочего, ее направление исследований предлагает новое понимание социальной конструкции пола и его отношения к капитализму и власти.»- Знаки
» В целом, это превосходная книга. Хохшильд занялся одним из аспектов человеческого социального существования, который до сих пор игнорировался ». — Социальные силы

Человеческое прикосновение: чувство заброшенности

Когда мы рождаемся, первое из наших чувств, доступных нам, — это осязание. Еще до того, как мы откроем глаза, мы уже можем почувствовать прикосновение и физический контакт. Физический контакт играет жизненно важную роль в нашем физическом и психологическом здоровье. Призыв позволить больше физической связи в вашей жизни.

Есть много средств для поддержки наших человеческих чувств — очки, если наши глаза борются, и слуховые аппараты, если ухудшается слух. Мы не смогли бы выжить без наших чувств, поэтому эти средства поддержки чрезвычайно полезны для нас. Как еще мы могли бы почувствовать, что нас окружает, если бы нами не руководили наши чувства?

Эмоциональная важность нашего осязания

Слух, зрение, обоняние — это чувства, о которых мы думаем в контексте нашего собственного выживания.Мы редко добавляем в этот список наше осязание. Каким-то образом это наше ключевое чувство долгое время недооценивалось. Как ни странно — если подумать, насколько полезна его функция на самом деле: держать нож, например, набирать электронное письмо на смартфоне, или замечать тепло плиты, когда мы кладем на нее руку (болезненная лекция, которую пережило большинство из нас. как ребенок). Наше осязание не менее важно для нашего выживания. Но помимо этих полезных функций он отвечает еще и за очень приятные ощущения.Как еще мы могли бы испытать ощущение прикосновения к нашей коже, когда кто-то держит нас за руку или целует наши губы — неспособность почувствовать эти вещи довольно сложно представить. И довольно опасно для нашего благополучия. Наше осязание имеет жизненно важные функции для нашего психологического и физического благополучия.

Вы ​​бы предпочли есть или обниматься?

Эксперимент 1950-х годов убедительно демонстрирует важность физического контакта. В этом эксперименте психолог Гарри Харлоу поместил детенышей макак-резусов в клетку и оставил их на некоторое время одних (без родителей и сверстников) [1].Как только он вынул их из клетки, он столкнул их с двумя «матерями», чтобы они сделали выбор между ними. Обе «матери» на самом деле были не обезьянами, а объектами. Первый был сделан из проволоки и держал бутылку с молоком. Второй состоял из мягкого и пушистого материала, но в нем не было бутылки с молоком. Какой из них выберут маленькие обезьянки? Что они выберут — молочную мать, необходимую для их выживания, или милую пушистую маму?

К изумлению Харлоу, большинство детенышей обезьян выбрали пушистую мать.Очевидно, приятное ощущение телесного контакта и близости было для них важнее, чем кормление молоком.

Объятия — средство от простуды

Конечно, люди и обезьяны сопоставимы лишь частично, но несколько похожих — но менее радикальных — экспериментов с людьми указали на аналогичный результат. Люди страдают от социальной изоляции, но положительно реагируют на физический контакт. Это связано с тем, что когда мы кого-то обнимаем, в нашем организме выделяется гормон окситоцин, который эффективно снижает уровень стресса.Кроме того, у нас падает кровяное давление, и мы меньше беспокоимся во время объятий.

Другое исследование, проведенное в Университете Карнеги-Меллона в 2014 году, особенно полезно для холодного зимнего сезона: это исследование показало, что объятия могут помочь нам выдержать холодные месяцы и не страдать от простуды в такой степени — или только от незначительных [2]. 404 участника исследования сначала спросили, как часто они кого-то обнимают. Затем они заразились вирусом простуды. В ходе последовавшего карантина наблюдали, у скольких из них проявлялись симптомы простуды.

Результаты показали, что участники, которые обнимались часто или регулярно, испытывали гораздо меньше симптомов простуды, чем участники, которые не получали столько объятий. Это показывает, что регулярные объятия снижают уровень стресса в нашем теле и, следовательно, уязвимость к простуде.

Одиночество имеет тяжелые последствия

Мы социальные существа, которые в конечном итоге счастливы, только если нас окружают другие люди. В эксперименте, касающемся социальных отношений и здоровья, ученые Луиза Хокли и Джон Качиоппо собрали все соответствующие результаты исследований за последние годы [3]:

  • Риск заболеть сердечно-сосудистыми заболеваниями в молодом возрасте выше у людей, которые часто были одинокими в детстве и юности.
  • Исследование, проведенное с пожилыми людьми на пенсии, показало, что одиночество является наиболее точным показателем продолжительности жизни человека.
  • Кроме того, существует связь между одиночеством и депрессией. Пока не совсем ясно, является ли одиночество спусковым крючком для депрессона или депрессия причиной одиночества. Но появляется все больше и больше доказательств того, что депрессия — это следствие чувства одиночества.
  • Психические способности человека ухудшаются по мере нарастания одиночества.Исследование показало, что риск развития симптомов болезни Альцгеймера значительно выше у людей, которые чувствуют себя одинокими.

С помощью массажа можно избавиться от одиночества

Итак, теперь, когда мы знаем, что существует связь между отсутствием физического контакта и чувством одиночества, что мы можем с этим поделать? Самый очевидный ответ — больше физического контакта. Но что, если вы одиноки, но не слишком заинтересованы в том, чтобы обнимать случайного незнакомца за шею? Что ж, хорошая новость в том, что любой физический контакт оказывает на нас приятное воздействие.Поэтому, если вам не хватает физической близости, одним из простых решений может быть массаж. Или: домашнее животное. Все формы приятного физического контакта — будь то человек или животное — оказывают успокаивающее воздействие на наше благополучие [4]. А домашние животные милые и любят обниматься. Итак, действительно идеальный партнер для получения вашей ежедневной дозы прижиманий — если никто другой не доступен.

Источники:

1: Блюм, Дебора. Любовь в Goon Park: Гарри Харлоу и наука любви. Издательство «Персей», 2002 г.

2: Коэн, С., Яницки-Девертс, Д., Тернер, Р., Дойл, В. (2014). Обеспечивают ли объятия социальную поддержку для снятия стресса? Исследование предрасположенности к инфекциям и заболеваниям верхних дыхательных путей. Психологические науки, DOI: 10.1177 / 0956797614559284

3: Хокли, Л. К., и Качиоппо, Дж. Т. (2010). Вопросы одиночества: теоретический и эмпирический обзор последствий и механизмов. Анналы поведенческой медицины, 40 (2), 218-227.

4: Аллен К., Шайкофф Б. и Иззо-младший Дж. Л. (2001).Владение домашним животным, но не терапия ингибиторами АПФ, притупляет реакцию домашнего кровяного давления на психический стресс. Гипертония, 38, 815-820.

Взаимодействие с человеком и эмоциональная осведомленность в гештальт-терапии: Explorin

Содержание

Содержание

Благодарности

Примечание переводчика, Микаэлы фон Брицке

Предисловие, Майкл Винсент Миллер, PhD

И.Введение

II. Исторический контекст

Судьба тела и чувств в цивилизационном процессе

III. Удовлетворяющий опыт

Процесс взаимодействия при взаимодействии человека с окружающей средой

1. Рисунок и фон

Процесс формирования гештальта в контактной ситуации

2. Этапы процесса установления контакта

Раскладывание себя

3.Инстинкты

Нужны и желают

4. Сенсорно-моторные функции

Восприятие и действие

5. Сознание и осведомленность

Принятие и отклонение

6. Агрессия

Уничтожение и уничтожение

7. Интеграция

Сдача и наслаждение

8. Почтовый контакт

Наслаждаться последним переживанием и подтверждать

9.Ассимиляция

Вспомнить и забыть

10. Самоидентификация и социальная привязка

Идентификация и принятие ответственности

IV. Эмоциональная ориентация в фазах контактного процесса

Учет значимости эмоций в процессе контакта

Связь между чувствами и эмоциями.

  1. О физической боли и природе страдания
  2. Выражение эмоций и эмоциональный опыт

Об антропологии эмоций

3.Эмоции переднего контакта

Отвращение и влечение

4. Агрессия

Отличия агрессии от напористости

6. Улыбка, смех и плач

Эмоциональные жесты и эмоциональные выражения

7. За пределами момента

Вечные эмоции

8. Пост-контакт

Благодарственные эмоции

9. Тормозящие эмоции

Тревога и стыд

В.Влияние эмоций на личность и общество

Наша Цивилизация во многом зависит от утонченности наших чувств

1. Проблема насилия

Пределы эмоциональной свободы

2. Неинтегрированные аффекты и эмоциональные привычки

Эмоциональные установки и характер

3. Формы симпатии

Заразительные эмоции и общие эмоции

4.Формы сочувствия

Быть эмоционально чувствительным к другим и идентифицировать себя с ними

5. Катарсис и терапия

О взаимосвязи между вовлеченностью и дистанцией в эмоциональном переживании

6. Живость и радость жизни:

Общие цели гештальт-терапии

VI. Культурный контекст

Преобразования человека в эпоху разрушения окружающей среды

1.Взгляд с Луны или Конец и Вечность Природы

2. Тревога и цивилизация в повседневной жизни на Земле

3. Давление времени и хрупкость надежды

4. Неопределенность будущего и неизбежность смерти

5. Бегство в сверхчеловеческое царство и страдания власти

VII. Эпилог:

Гештальт-терапия разрушения окружающей среды

Вложения

Библиография

«

связей: история человеческих чувств» — Карл Дейссерот;

Варианты доставки

Все указанные сроки доставки являются средними и не могут быть гарантированы.Их следует добавить ко времени сообщения о доступности, чтобы определить, когда будут доставлены товары. Во время оформления заказа мы сообщим вам приблизительную дату доставки.

Расположение 1-я книга Каждая дополнительная книга Среднее время доставки
Бесплатная стандартная доставка по Великобритании для заказов на сумму более 25 фунтов стерлингов (2-й класс) 3-5 дней
Стандартная доставка для Великобритании (2-й класс) £ 2.99 0,00 3-5 дней
Доставка 1-го класса по Великобритании £ 3,99 0,00 2-3 дня

Нажми и собирай /
Доставка в книжный магазин Foyles

Бесплатно Бесплатно Бесплатно
Курьер Великобритании * £ 7.95 0,00 1 рабочий день
Западная Европа ** Авиапочта £ 9,00 £ 1,00 7-8 дней
Авиапочта остальных стран £ 12,50 £ 1,00 7-10 дней

* По вопросам курьерской службы обращайтесь в магазин Charing Cross Road

** Включает Австрию, Бельгию, Данию, Францию, Германию, Грецию, Исландию, Ирландскую Республику, Италию, Люксембург, Нидерланды, Португалию, Испанию, Швецию и Швейцарию.

Click and Collect доступен во всех наших магазинах; время сбора зависит от наличия предметов. Индивидуальное время отправки для каждого товара будет указано при оформлении заказа.

Для товаров, доставляемых за пределы Великобритании, получателем (т. Е. Лицом, которому отправляется груз) будет декларант и импортер в страну, для которой предназначена партия. Грузополучатель несет ответственность как за таможенное оформление, так и за оплату таможенных пошлин и местных налогов, если это необходимо.

Таможенные сборы — если вы заказываете товары для доставки за пределы Великобритании, обратите внимание, что ваша партия может облагаться НДС (налогом на добавленную стоимость), другими налогами, таможенными пошлинами и / или сборами, взимаемыми страной назначения. Любые подобные сборы, взимаемые в связи с таможенным оформлением, должны нести вы. Вы согласны с тем, что Foyles не контролирует дополнительные расходы, связанные с таможенным оформлением. Компания Foyles рекомендует обратиться к местным таможенным служащим или в почтовое отделение для получения дополнительной информации о налогах / пошлинах на импорт, которые могут применяться к вашему онлайн-заказу.

Доставка Помощь и часто задаваемые вопросы

Годовые пакеты подписки на книги

Доставка по Великобритании бесплатна. Западная Европа стоит 60 фунтов стерлингов за каждый приобретенный пакет подписки на 12 месяцев. Для остального мира стоимость каждого приобретенного пакета составляет 100 фунтов стерлингов. Все расходы на доставку оплачиваются заранее при покупке. Для получения дополнительной информации посетите страницу «Год книг».

Информация о возврате

Если вы не полностью удовлетворены своей покупкой *, вы можете вернуть ее нам в исходном состоянии в течение 30 дней с момента получения вашего электронного письма с уведомлением о доставке или получении для возврата.За исключением поврежденных товаров или проблем с доставкой, стоимость обратной доставки оплачивается покупателем. Ваши законные права не нарушены.

* Исключения и условия по повреждению или доставке см. В Справке по возврату и часто задаваемых вопросах

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *