Чувство ответственности — Психология Дома Солнца
« Быть ответственным означает держать ответ за исполненное, отвечать за порученное, сполна рассчитываться за сделанное, расплачиваться за пропущенное, и добровольно принимать наказание за неверно выполненное».Как определить, насколько ответственен конкретный человек? По каким критериям можно выделить ответственного человека из общей массы безответственных людей? – По «обратной связи». Что это значит? Если человеку поручается какое-то конкретное дело, а он это дело или не доводит до конца, или делает очень халтурно, или перепоручает кому-то, когда ему стало тяжело или просто «надоело», или создает видимость делания при том, что со временем, иногда очень поздно, обнаруживается, что в принципе он дело-то завалил, — значит, этот человек безответственный.
Хаос и неразбериха современной жизни, развал семей, общественных институтов, дискредитированные по вине «человеческого фактора» высокие идеи – все это следствия утраты ответственности. Переставая отвечать за содеянное, человек не имеет возможности реально оценить глубину нарушений и характер необходимых исправлений. Разрушается его связь с окружающим миром и людьми, обескровливается само содержание жизни в обществе. Самое печальное, что у безответственного человека не хватает смелости и мужества осознать свою безответственность.
«Неприличен безответственный ученый: он является болтуном или торговцем истиной. Преступен безответственный воспитатель. Жалок и ядовит безответственный художник. Безответственный политик должен понести наказание».
Итак, перед кем же человек несет ответственность? Перед многими и многим. В первую очередь, перед самим собой. За то, что отказался от выполнения порученного дела, от взятых на себя обязательств, за то, что преступил черту духовного закона, оказавшись за пределами им же самим сознательно и добровольно принятых моральных, нравственных, духовных норм. Как правило, после преступления этой черты, мало у кого обретается мужество, раскаявшись, вернуться обратно. « Единожды солгав, приходится лукавить, и, истину предав, приходится молчать… ».
Человек несет ответственность перед близкими людьми за не оказанную помощь и не услышанные просьбы. Есть люди, которые не решаются, не дерзают, не могут в силу своей скромности (или, может быть, ложной скромности, а, может, уже имея печальный опыт обращения к нам со своими нуждами) попросить о том, в чем нуждаются. Чутки ли мы? Слышим ли мы просьбы других?
Мы несем ответственность за то, как мы общаемся с людьми, насколько оправдываем их ожидания и веру в нас. Только любящий человек может видеть в любимом красоту Богозданного образа, вложенного в него Создателем. Многие люди нравственно, духовно и интеллектуально возрастали лишь благодаря тому, что кто-то верил в их интеллектуальный и духовный рост авансом, благодаря тому, что у них был учитель, наставник или духовник, который видел в них то, на что они потенциально способны и даровал им этот аванс веры. Много ли людей, сполна использовав этот аванс, оправдали ожидания?
Человек несет ответственность перед окружающим миром, перед природой за то, что он с ней творит.
Слово « ответственность » в своем значении имеет очень много оттенков. Надежного, заслуживающего уважения и сотрудничества человека называют «ответственным». Под ответственностью также подразумевают подотчетность юридическую, финансовую, моральную, совестливую.
Осознавать ответственность, значит, осознавать, что я сам являюсь творцом своей судьбы, своих жизненных неприятностей, своих чувств, а также своих страданий, если они имеют место.
Ответственный человек – это человек, который осознает, что он является, по выражению одного философа, «неоспоримым автором события или вещи». Он осознает, что творит свою жизнь сам, что никто, кроме него, не виновен в том, что его жизнь именно такова.
Святые отцы утверждают, что каждый человек является сотворцом Богу в этом мире. Каждый человек наделен творческими способностями. Эти творческие способности проявляются как в повседневности, так и во всем жизненном пути человека.
Если переосмыслить свою жизнь с точки зрения ответственности за себя и за все, что нас окружает, если вдохнуть такое ощущение жизни, возникает совершенно новое ее восприятие, совершенно новое осознание. Возможно, прежнее восприятие жизни как чего-то устойчивого, уютного, имеющего почву под ногами, куда-то исчезнет, пропадет. Но взамен обретется иное.
Ответственность активизирует свободу личного выбора, раскрывает свою полноту творческого потенциала человека, указывает на то, что уже не перебросить на плечи другого и не переложить на рабочий стол сотрудника.
Большинству людей кажется, что окружающий мир независим от них самих, что все в нем происходит как бы самостоятельно и человек ни на что не может повлиять, ничего не способен изменить. Такова логика безответственности.
Только ответственный человек может строить ответственные отношения с другими людьми. Только ответственный человек может узнать, что такое чувство братского плеча, близости, глубины отношений. Только ответственный человек может выстроить с другими людьми отношения, основанные на любви и верности.
Ответственность – это составляющая Совести.
Назиданиями ответственность не привить. Давить опасно, ибо полнота понимания, дар ответственности зависит от возраста души. Мера ответственности является мерой зрелости человека.
Не все люди становится ответственными лишь в силу того, что они взрослеют. Нередко приходится встречать тридцати и сорокалетних людей, которые так и не научились быть ответственным за свою жизнь. Люди могут научиться быть ответственными, если они знают, что действуют сами и сами принимают решения, последствия которых будут нести самостоятельно.
Поиск и обретение себя – это душевная цель – цель духовная.
Английский писатель Бернард Шоу справедливо заметил: « Свобода означает ответственность. Вот почему люди так боятся ее ». Многим нравится ощущать себя свободными, потому что это дает ощущение собственной значимости, возможность распоряжаться людьми и предметами материального мира. Но вот связанная со свободой ответственность не принимается, потому что она накладывает ограничение на удовлетворение их желаний.
Душевно незрелый человек мучительно вырывается из рамок, ограничивающих его свободу, всех и вся, обвиняя в собственных неудачах, в постоянном поражении в достижении поставленных целей. Зрелый же человек готов взять на себя ответственность даже за те ошибки и неудачи, которые произошли не по его вине, поскольку имеет душевные силы для их исправления и помощи другим.
Все люди ценят этот дар свободы и дорожат им. Разница только в том, что душевно незрелый человек ищет «свободы от …», а душевно зрелый — «свободы для …».
Само понятие свободы невозможно отделить от ответственности. Ребенок растет – растет и его ответственность. Душевно зрелый человек ищет и желает свободы быть ответственным, свободы совершать ошибки, делать самостоятельный жизненный выбор. Если кто-то вмешивается в сферу ответственности такого человека, он чувствует себя неуютно. Душевно незрелый человек, напротив, ищет того, кто бы понес этот неподъемный для него груз – груз ответа за последствия своих действий и поступков.
Однако мы не несем ответственность за поступки, которые не являются результатом нашего свободного выбора.
В детстве мы чаще всего сталкиваемся со словом «отвечать» в не очень приятных контекстах: кто-то набедокурил, кто-то разбил бабушкину вазу, а то и сотворил что-нибудь похуже. Естественно, провинившегося спрашивают: «Кто это сделал? Кто будет отвечать за это безобразие?». Понятно, что слово «отвечать» в данном случае звучит не очень благодушно, и на него сразу хочется ответить: «то он сделал! Я не хотел, они меня заставили!», хочется невольно свалить свою вину на другого. Мы довольно рано осознаем, что отвечать за что-то довольно-таки неприятно и что ответственность – тяжелый груз, который не очень-то легко нести.
Многие люди на основании своих детских впечатлений принятие ответственности неразрывно связывают с необходимостью признать свою вину.
Поэтому наши первые переживания, связанные с ответственностью, именно негативны: мы доказываем, что у нас не было выбора. Чтобы избежать ответственности, мы стараемся переложить ее на других людей, ищем какие-либо внешние «причины», мы изо всех сил стараемся избавиться от «ненужной» ответственности. На самом же деле, ответственность и чувство вины – не одно и то же.
Чувство вины заставляет нас оправдывать свои прошлые действия, застревать на них, убеждаться в собственной несостоятельности, никчемности, невозможности что-либо сделать добросовестно и качественно. И чем больше мы чувствуем себя виновными, тем больше мы застреваем в наших прошлых неудачах и переживаниях, «осознавая» невозможность достигнуть чего-то позитивного в настоящем.
Ответственность, в отличие от чувства вины, сосредоточена на действии и его результатах. Она пребывает в настоящем времени и простирается в будущее. Ответственность помогает идти дальше, добиваться поставленных целей. Ответственность означает возможность .
Ответственный человек осознает, что играет жизненно важную роль в ситуациях и обстоятельствах своего собственного существования. И если уж вовсе невозможно изменить что-либо в окружающем мире, то можно изменить свое отношение к тому миру и его реалиям.
Если в принятии решений люди полагаются на правила и инструкции, если они зависят от абстрактных принципов, представлений о том, что «лучшего я не достоин», убеждений о том, что «я не смогу, не сумею», тогда ответственность за свою жизнь и все происходящее в ней перекладывается на других, подавляется осознание собственных чувств, необходимое человеку для глубинного переживания собственной жизни.
Фундаментальной потребностью душевно здоровой личности является потребность любить и быть любимым. Но немногие люди задумывались над тем, что ответственность, наряду с заботой и заинтересованностью, является одной из составляющих любви.
Ответственность в любви неверно было бы понимать, как нечто навязанное извне, как обязанность. Ответственность – это совершенно добровольный, если можно так выразиться, спонтанный акт.
Иногда сознание ответственности трансформируется в стремление превосходства и господства. Чаще всего это случается в отношениях между родителями и детьми. Но истинная ответственность за ближнего характеризуется тем, что ответственность, наряду с заботой и заинтересованностью, является одной из составляющих любви.
Люди, страдающие чрезмерной подозрительностью, мнительностью, придирчивым отношением к ближнему, наиболее склонны свои жизненные неудачи объяснять какими-то внешними обстоятельствами.
Ответственность – постоянное возвращение к ответу на вопрос: « кто ты и что ты здесь делаешь? ». Это ответ на вопрос о качестве, об усердии, о сознательности, о серьезности, о подлинности и правильный ответ на него попросту невозможен .
Быть ответственным вовсе не означает, что нужно круглые сутки находиться в каком-то напряжении, что нельзя радоваться жизни или отдыхать после работы.
Ответственность попросту призывает каждого человека оставаться человеком, в любой ситуации вести себя по-человечески, всегда имея ввиду тот высокий нравственный ориентир.
Принятие ответственности за свою жизнь тождественно богатству проживания этой жизни.
Мы должны быть ответственны перед другими в том, чтобы быть открытыми, искренними, готовыми прийти на помощь в ситуации, когда не помочь нельзя. Но мы не должны брать на себя контроль над жизнью наших близких, даже если они просят об этом.
Когда же человек ответственен за себя перед другими, он чувствует себя свободным, уважающим других людей. Он проявляет по отношению к ним любовь, искренность, открытость, чувствует боль и радость другого человека. Но при этом он не проявляет попыток взвалить на себя груз жизни других людей.
Готовность к принятию ответственности за себя, у людей очень различная. Для некоторых это тяжелейшая задача. Но после принятия и осознания ответственности, изменения в жизни и поведении человека наступают почти автоматически. Иные признают свою ответственность быстрее, но застревают на следующих ступенях духовного роста.
Обычно осознание ответственности не наступает равномерно и единым фронтом. Человек может принимать ее в одних вопросах и отрицать в других.
Изменения устойчивых формулировок, которыми человек привык обозначать то, что происходит с ним и вокруг него, в значительной мере могут повлиять на ситуацию осознания ответственности. Ведь именно слова и определения, зачастую, являются теми ловушками , которые мы расставляем на своем жизненном пути.
Одна из самых важных наших ответственностей состоит в том, чтобы принять ответственность за свое недоверие и недоброжелательность, осознав, что свой внутренний мир мы проецируем на других.
Один мудрый философ в таком случае говорил: « Может хватит бить зеркала? ».
что эта за чувства и их особенности
В одной из предыдущих статей мы затронули тему того, что такое чувство навязанной вины. А в этом материале предлагаем поговорить о соотношении чувств вины, ответственности и стыда. Так, существует точка зрения, что чувство вины априори деструктивно (то есть любая вина равна вине навязанной – такой, какая разбирается в предыдущем материале). Согласно этой теории, у взрослых самодостаточных личностей такого чувства нет: для них характерна лишь ответственность. Другие же придерживаются иного мнения (и нам оно ближе): что вина и ответственность – разные чувства, при этом вина также может быть конструктивной. Предлагаем вам принять решение самостоятельно, основываясь на представленном ниже материале.
Что такое чувство ответственности
Говоря в общем, чувство ответственности – это осознание того, что нам под силу взять на себя какое-либо обязательство и выполнить дело как минимум на удовлетворительном уровне. Также чувство ответственности включает в себя а) осознание последствий выполнения/невыполнения задачи; б) готовность ответить за результат – как положительный, так и отрицательный. Под делом/задачей здесь понимаются обязательства перед другими людьми и перед самим собой (в личной жизни, в работе/учебе и во всех других ситуациях).
В отличие от вины и стыда, чувство ответственности появляется еще до того, как мы столкнулись с какими-то проблемами.
- вина и стыд всегда негативны, тогда как ответственность изначально НЕ негативна и может быть также нейтральной и позитивной;
- у чувства ответственности есть более или менее четкие сроки: когда оно появляется и когда уходит. О времени начала мы уже сказали выше. А заканчивается оно обычно тогда, когда дело можно считать сделанным;
- при возникновении проблем чувство ответственности «заставляет» нас предпринимать различные действия по исправлению ситуации.
Рассмотрим этот пункт подробнее. Именно здесь ярче всего проявляется готовность ответить за результат: если мы совершили ошибку, мы призн
Из всего сказанного выше вытекает то, что ответственность – конструктивное чувство: она связана с активной деятельностью, принятием себя, своих возможностей, анализом результатов.
Конечно, к конструктиву не относится гиперответственность. Как и всякая излишне выраженная черта, она как минимум мешает и может привести к различным проблемам. Мы вернемся к этому вопросу в наших следующих статьях.
Чувство вины: всегда деструктивно?
Как мы сказали, существует точка зрения, что чувство вины всегда деструктивно и что взрослым, психологически зрелым и органичным личностям оно не свойственно. Однако, на наш взгляд, во-первых, вина и ответственность не исключают друг друга, во-вторых, вина также бывает разной.
В целом чувство вины – это внутренняя негативная оценка своих поступков, осознание, что мы нарушили некие принятые нами долженствования, принципы, установки. В большинстве случаев это чувство относится к чему-то уже совершенному, но возможно – и к чему-то, что будет сделано или не сделано в будущем. Например, вы что-то пообещали, но точно знаете,
Впрочем, главная особенность этого чувства не «время начала», а довольно расплывчатый «срок окончания». Скажем, друг уже давно простил вас за сломанную вещь, а вы все еще терзаетесь. Такая долговременность, особенно если чувство сильное и мешающее, может очень сильно ударить по самооценке, вере в себя и пр. Подобную вину, конечно, не стоит рассматривать как конструктивное чувство.
Еще одна черта вины: фактически она не требует от нас каких-либо действий
Однако, на наш взгляд, с виной не все так плохо. Порой именно она подстегивает к работе над ошибками, останавливает от совершения непродуманных поступков, учит отделять плохое от хорошего. Все дело в том, какую вину вы испытываете, и в степени этого чувства. И тут мы перейдем к наиболее противоречивому вопросу: вина vs. ответственность.
Исключают ли друг друга вина и ответственность
Наверное, в идеальном мире у людей действительно чувства вины нет, а есть только чувство ответственности – они оценивают свои возможности, берут на себя обязательства и выполняют их. Однако в жизни даже самый ответственный и усердный человек совершает ошибки и, несмотря на то что он способен нести ответ за свои действия, это не значит, что его не беспокоит чувство вины. Например, вы случайно разбили древнюю китайскую вазу своего лучшего друга. Вы можете взять на себя ответственность за данный поступок – компенсировать поломку (например, отдать деньги или поискать другую вазу). Однако это не исключает чувства вины за произошедшее.
Поэтому очень важно понимать перед кем вы испытываете вину, в какой степени и как долго
Кроме того, это чувство может предостеречь вас от чего-то, о чем вы можете пожалеть в будущем, поможет взглянуть на мир глазами других людей, посочувствовать им. Размышляя над неким спорным действием, вы сможете задать себе вопрос: не будете ли вы впоследствии испытывать вину? При этом не стоит думать, что если шанс на это чувство есть, нужно сразу отказываться от своих планов. Если человек действительно важен для вас, возможно, сначала стоит продумать, можете ли вы как-то сами исправить последствия своего выбора.
Чувство стыда
Стыд часто сопутствует вине. Хотя конкретное определение стыда у специалистов разнится, примем, что чувство
Особенности чувства стыда
С виной стыд объединяет несколько важных аспектов.
- Во-первых, чувство стыда «воспитывается» в детстве близким окружением (чаще всего родителями).
- Во-вторых, стыд не предполагает активных действий по исправлению ситуации.
- В-третьих, у вины и стыда схожий механизм развития.
Рассмотрим предыдущие три пункта в комплексе. Наверное, каждый вспомнит ситуации, когда в детстве от него требовали признания, что ему стыдно (даже если это не так). При этом зачастую родители считали свою миссию выполненной, если ребенок произносил слова «Мне стыдно». Однако это способно привести к тому, что человек привыкает: главное – признать, что ему стыдно (иными словами признать себя плохим, так как стыдно может быть только за плохие поступки). Как результат, личность может перенести данную модель во взрослую жизнь: словесного признания и собственных моральных терзаний достаточно, больше делать ничего не надо.
- В-четвертых, стыд также не имеет конкретного «срока окончания» – возможно, даже сейчас вы можете вспомнить ситуации, за которые вам стыдно, хотя они произошли очень давно и изменить вы уже ничего не можете.
Вопрос, как избавиться от чувства стыда, мы рассмотрим в следующих материалах. Пока же подытожим, что стыд весьма близок вине и может быть конструктивным, но только в определенных ситуациях.
Развитие чувства ответственности | ПСИХОЛОГИЯ ЖИЗНИ +
Термин «ответственный человек» стал весьма популярным в наше время. Его можно наблюдать даже в объявлениях о вакансии в качестве обязательного требования к кандидату. Как свойство личности слово «ответственность» нельзя найти даже в больших толковых словарях. Тем не менее, многие люди имеют свое мнение относительно его значения. Характеристика ответственного человека – понятие весьма субъективное.
Давайте же разберемся, что такое ответственность.
Ответственность – это умение и желание личности вкладывать свое время, деньги или часть свободы для достижения определенной цели. В отдельных случаях термин может включать также способность понести наказание за свои поступки. В подобных ситуациях ответственность подразумевает некую справедливость личности в том, как она относится к себе. Человек соглашается с тем, что его поступки заслуживают некоторого порицания, и готов нести ответственность за них.
Этот термин довольно-таки древний, он встречается во многих языках. Что интересно, во всех случаях он связан с умением реагировать или отвечать на что-либо, а также ассоциируется с определенным наказанием. Изначально кара являла собой вполне осязаемое понятие. К примеру, убийство наказывалось некоторой компенсацией морального и материального ущерба.
Сегодня чувство ответственности больше ассоциируется с умением человека держать данное слово, а также принимать решения, при котором личность действует не только в собственных интересах. Понятие ответственности значительно шире, нежели термин «обязательность». Тем не менее, второй является неотъемлемой составляющей первого.
Ответственность имеет место лишь тогда, когда существуют отношения двух и более людей. То есть, такого понятия, как ответственность, не существует вне социума. Тогда же, когда речь идет о том, что человек ответственно что-то делает конкретно для себя, то все равно подразумевается личностное качество, сформированное в обществе. Есть явная прямая зависимость между теснотой связи личности с другими людьми и вероятностью того, что человек будет ответственным. Чтобы это качество сформировалось, нужен опыт ответственных отношений и развитая рефлексия деятельности. Потому данное свойство может быть только у реально действующей личности.
Ответственность, как и самокритичность, неотъемлемое качество, которое должно быть присущее любому лидеру. Тем не менее, в наше время сформировано некорректное отношение к понятию лидера. Везде и всюду пропагандируется идея, что каждый человек должен стремиться быть впереди или во главе какой-либо группы людей. К сожалению, подобная пропаганда является ловушкой для ответственных людей, у которых отсутствуют навыки и задатки управления. Из-за этого им приходится страдать и терять свое здоровье, занимаясь делом, которое, по сути, не является их стезей. Это актуально в особенности для молодых мужчин, которые в раннем возрасте зарабатывают ряд болезней, переживая серьезный стресс на работе.
Таким образом, ответственность представляет собой социальное понятие, и она подкрепляется какими-либо действиями. При этом мера ответственности должна формироваться каждой личностью конкретно для себя с оглядкой на свои возможности.
Как стать ответственным человеком
Ответственность – это навык, который можно получить, приложив для этого определенные усилия. Чтобы понять, как стать ответственнее, необходимо рассмотреть существующие уровни оценки данного качества. Попросите кого-то из знакомых проанализировать вас в соответствии с нижеприведенными критериями. Зачастую после подобной оценки возникает множество вопросов, ответы на которые будут полезны. Так как стать ответственным сразу непросто, внешний независимый взгляд будет весьма ценным, о чем речь пойдет ниже.
Уровни личной ответственности
- Нулевой уровень ответственности подразумевает, что вы играете роль иждивенца. Вы полностью отстраняетесь от какой-либо ответственности, поскольку считаете, что чья-то забота о вас является само собой разумеющейся обязанностью. Такой человек не задумывается о том, как стать более ответственным, поскольку ему комфортно в его настоящем положении.
- Первый уровень ставит вас в позицию исполнителя. Такой человек практикует принцип «работа не волк». Обычно такие люди не делают ничего до того момента, пока им не скажут что-либо сделать. Если же исполнителя не подталкивать на какие-то действия, то он так и будет находиться в отправной точке.
- Второй уровень ответственности подразумевает то, что человек занимает позицию специалиста. Такие люди выполняют свою работу качественно, но при этом не вкладывают в нее душу. Они рассматривают свое занятие как способ заработка и не более. Не стоит ждать от такого человека какой-либо инициативы. Такие люди не заинтересованы в том, чтобы помочь или подсказать что-то. Нужно понимать, что специалист в любой момент может покинуть вас, если найдет более выгодное занятие. Такие люди довольно часто используют фразу «Мне за это не платят», тем самым ограничивая себя от дел, которые не входят в список их полномочий.
- Третий уровень занимает ответственный сотрудник. Даже если такая личность в настоящий момент недостаточно качественно выполняет свои функции, она стремится развиваться и приобрести необходимые навыки. Поэтому в будущем ответственный сотрудник непременно станет профессионалом в своей области. Ему важны результаты своей работы, он достаточно инициативен и открыт для обмена опытом. Такой человек относится к своему занятию с интересом. Бизнес его работодателя он рассматривает как свой собственный. Каждый сотрудник, работающий с ним плечом к плечу, воспринимается им как член семьи. Ответственный сотрудник никогда не говорит: «Мне за это не платят». Когда ему поручают какое-то дело, он его выполняет, а после говорит с начальством о том, чтобы эта работа оплачивалась и ему, и коллегам.
- Четвертый уровень ответственности занимает локальный руководитель. Такая личность представляет собой управленца, который организовывает работу подчиненных для реализации поставленных целей. Этот человек берет ответственность за себя и за других. Он не боится давать распоряжения и принимать серьезные решения, от правильности которых зависят судьбы многих. Локальный руководитель меньше любит работу, поскольку ему приходится делегировать ее своим подопечным, которые делают ее хуже, чем он. Однако правильнее поручать ее сотрудникам, а не выполнять самому. Локальный руководитель занимается организацией рабочего процесса на доверенном ему участке.
- Пятый уровень предназначен для директора, который руководит начальниками более низкого уровня. Этот человек несет ответственность за бизнес в целом, при этом отдавая принятие тактических решений в руки своих подопечных. Ему же остается формировать стратегию. Человек этого уровня способен открыть новые направления или закрыть действующие. Он является профессионалом, принимающим серьезные решения. Однако уровень его ответственности ограничивается исключительно получаемой зарплатой и престижной должностью.
- Шестой уровень ответственности свойственен только владельцу бизнеса. Именно этот человек организовывает дело, в которое вкладывает свои деньги, время и душу. Он способен отвечать за результат своих действий не только финансами, но и жизнью. Владелец рассматривает собственный бизнес как своего ребенка, которого он растил не один год. Он подбирает директора, который сможет эффективно управлять его делом, однако в любой момент он может заменить его на другого. Что интересно, владелец крупной компании редко засвечивается на людях. Он является своего рода шеей генерального директора, которая направляет последнего в нужную сторону. Владелец бизнеса не задает себе вопрос: «Как стать ответственным человеком?». Он ответственен по определению, поскольку от него зависит благополучие целого штата сотрудников и его собственное финансовое состояние.
Не стоит рассматривать вышеперечисленные уровни как должности. Они представляют собой уровни развития личности. К примеру, человек, занимающий должность директора крупного предприятия, с личностно-психологической стороны может быть обыкновенным специалистом или исполнителем. В то же время его секретарь в психологическом плане вполне может оказаться владельцем. Часто встречаются мужчины, которые на работе проявляются себя как эффективные руководители, а дома превращаются в иждивенцев или исполнителей. Нередки случаи, когда женщины-домохозяйки берут на себя всю ответственность, выбирая для себя роль владельца семьи. При этом они воспитывают своего мужа как главу семьи.
Развитие личной ответственности
Воспитание чувства ответственности заключается в том, чтобы приучить себя видеть свои обязательства, а также уметь выполнять их и расплачиваться за последствия. Причем плата может выражаться во времени или в деньгах. Вы должны уметь платить за собственные ошибки даже тогда, когда нет желания делать это.
Так как развить ответственность сразу бывает непросто, можно выполнять следующие задания для приобретения этого качества:
- В первую очередь необходимо сделать ответственность одной из своих ценностей. Вам нужно осознать, что это качество являет собой очень важный социальный навык, который дает шанс заметно улучшить свою жизнь. Развитие ответственности личности – процесс, который требует только вашего желания. У вас должно появиться стремление воспитывать в себе это качество. Приобретите ответственность за свою семейную жизнь. Тогда вы сможете осознать, к примеру, что автором любой обиды, которая возникает в отношениях, являетесь только вы.
- Можно практиковать развитие личной ответственности, задавая себе вопросы о том, что можете вы сделать сейчас и какие у вас есть возможности. Очень полезно заменять требования типа «я хочу» на вопросы о том, что необходимо сделать для того, чтобы получить то, что я хочу.
- Развить ответственность можно, если чаще спрашивать себя: «Что мне следовало бы сделать, чтобы быть ответственным в полной мере за свои действия?»
- Так как развить чувство ответственности в одиночку не всегда просто, можно выбрать себе наставника (напарника), который будет поощрять и штрафовать вас при необходимости. Лучше подбирать такого человека, который сможет адекватно оценивать ваше развитие и контролировать жизнедеятельность. Напарник будет мотивировать следовать определенной трудовой дисциплине, не откладывая при этом какие-то задания на потом.
- Не будет лишним отправлять отчеты о своем развитии напарнику дистанционно с определенной периодичностью. Достаточно делать это 2 раза в неделю. Можно придумать штрафы за несоблюдение сроков и методы поощрение за ответственный подход к этому вопросу. Делая это в течение двадцати одного дня, вы сможете в некоторой степени выработать в себе полезную привычку.
Теперь вы знаете, что значит быть ответственным человеком. Прилагая усилия, вы вскоре заметите определенные изменения в своей жизни. Развитие личностной ответственности по вышеуказанному сценарию позволит в ближайшее время увидеть хорошие результаты.
источник
первоисточник
чувство ответственности — это… Что такое чувство ответственности?
- чувство ответственности
- чувство ответственности
сущ., кол-во синонимов: 2
Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013.
.
- чувство опасности
- чувство постоянного голода
Смотреть что такое «чувство ответственности» в других словарях:
чувство ответственности — ответственность — [http://www.iks media.ru/glossary/index.html?glossid=2400324] Тематики электросвязь, основные понятия Синонимы ответственность EN ownership … Справочник технического переводчика
чувство долга — сущ., кол во синонимов: 2 • сознательность (13) • чувство ответственности (2) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин … Словарь синонимов
Чувство — – точные модели использования этого термина выявить достаточно трудно, так как он используется в самых разных контекстах 1. любое переживание или явление психического (ощущение, наглядный образ, представление, феномен сознания и др.). В данном… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
Чувство собственной важности — (ЧСВ) концепция, использованная Карлосом Кастанедой в своих книгах, описываемое как чувство превосходства над кем либо или чем либо, значимости самого себя и своих поступков. Понятие ЧСВ чрезвычайно емко, и дон Хуан потратил немало времени… … Википедия
ЧУВСТВО — ЧУВСТВО, а, ср. 1. Способность ощущать, испытывать, воспринимать внешние воздействия, а также само такое ощущение. Внешние чувства (зрение, слух, осязание, обоняние, вкус). Органы чувств. Ч. боли. Шестое ч. (чутьё, интуиция). 2. (мн. в одном знач … Толковый словарь Ожегова
чувство — сущ., с., употр. наиб. часто Морфология: (нет) чего? чувства, чему? чувству, (вижу) что? чувство, чем? чувством, о чём? о чувстве; мн. что? чувства, (нет) чего? чувств, чему? чувствам, (вижу) что? чувства, чем? чувствами, о чём? о чувствах 1.… … Толковый словарь Дмитриева
чувство — а; ср. 1. Способность живого существа воспринимать психофизические ощущения, реагировать на внешние раздражители. Органы чувств (зрение, слух, обоняние, осязание, вкус). Ч. голода. Ч. боли. Ч. озноба. Испытывать ч. страха. Ч. ориентировки у птиц … Энциклопедический словарь
чувство — а; ср. 1) Способность живого существа воспринимать психофизические ощущения, реагировать на внешние раздражители. Органы чувств (зрение, слух, обоняние, осязание, вкус) Чу/вство голода. Чу/вство боли. Чу/вство озноба. Испытывать чу/вство страха … Словарь многих выражений
Чувство вины — Вина в общем смысле субъективная либо общественная характеристика, определяющая наличие ответственности за совершенные деяния. В зависимости от моральных установок определенных социальных групп или индивидов при одинаковых условиях вина может… … Википедия
Ответственность — – 1. самоконтроль с позиций принятых в определённой культуре норм и правил. Синоним: Чувство долга; 2. контроль индивида за исполнение возложенных на него обязанностей со стороны окружающих. * * * – специфическая для зрелой личности форма… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
Книги
- Дети: границы, границы. Как воспитать у ребенка чувство ответственности, Клауд Генри, Таунсенд Джон. «Дети: границы, границы…»-очередная книга двух известных психологов о границах личного пространства. Она поможет вам вырастить детей ответственными и разумными людьми, подскажет, когда… Подробнее Купить за 597 руб
- Серьезный разговор об ответственности. Что делать с обманутыми ожиданиями, нарушенными обещаниями и некорректным поведением, Керри Паттерсон, Джозеф Гренни, Дэвид Максфилд, Рон Макмиллан и Эл Свитцлер. О чем эта книга Невыполненные обещания, обманутые ожидания, несоблюдение сроков выполнения работы и просто плохое поведение способны снизить эффективность работыкомпании на 20-50 процентов и… Подробнее Купить за 543 руб
- Дети: границы, границы. Как воспитать у ребенка чувство ответственности, Клауд Генри, Таунсенд Джон. Эта книга о том, как плодотворно и радостно жить вместе со своими детьми, сколько бы лет им ни было. Здоровые границы личности, которые важны в любой области человеческих отношений, не только… Подробнее Купить за 423 грн (только Украина)
Формирование ответственности у подростков: советы психолога
Елена Петрусенко — психолог, специалист по работе с подростками.Что такое ответственность
Согласно толковому словарю Ожегова, ответственность — это необходимость отдавать отчёт в своих действиях. Психология трактует данное понятие немного шире.
Ответственность — это способность исполнять обязательства и следовать принятым в обществе правилам, а также осознавать последствия своего влияния на мир.
Ответственность глазами подростка
В подростковом возрасте человеку нормально быть инфантильным. Кому-то в большей, кому-то в меньшей степени, но в любом случае, для подсознания нормальны паттерны, согласно которым за всё отвечают родители.
Картина мира подростка неполна, а опыт скуден, он не может в полной мере осознать глубину слова «ответственность». Ему бывает сложно проследить причинно-следственную связь между поступком или событием и последствиями.
Хорошая новость: ответственность не является частью характера. Это ценностный ориентир, который подросток может приобрести с помощью взрослых.
Советы по воспитанию ответственности
С помощью этих рекомендаций можно помочь ребёнку преодолеть подростковый инфантилизм и стать более зрелым.
1. Не навязывайте ребёнку свои цели
«Вот исполнится тебе 18-ть, будешь сам решать, а пока я за тебя отвечаю!» — такую фразу можно часто услышать от отцов и матерей. И это нормально в ситуации угрозы жизни или здоровью ребёнка. Но родители зачастую применяют этот аргумент слишком часто.
Чтобы воспитать ответственного ребёнка, который будет сам отвечать за свою жизнь, необходимо узнать, каковы его цели. Быть может, он вовсе не хочет поступать в тот вуз, который вы для него выбрали?
Спрашивайте у подростка, чего он хочет! Возможно, его цель покажется вам глупой. Но ни в коем случае не высмеивайте и не воспринимайте её в штыки.
Любую цель можно мягко скорректировать. Для начала обозначьте задачи, которые придётся реализовать для достижения выбранной цели. Например, если подросток грезит стать звездой Голливуда, то он должен понимать, что ему как минимум нужен великолепный английский. Готов ли он работать над этим?
Зачастую подростки с жаром берутся за реализацию каких-то задач, а в процессе понимают, что их первичная цель ложна, и на самом деле они хотят совершенно другого.
2. Не путайте ответственность с послушанием
Если подросток под чутким руководством взрослого выполняет определённые вещи, это ещё не ответственность. Это исполнительность.
Послушный ребёнок прекрасно, с большим таким энтузиазмом и чувством собственного достоинства может сделать домашнее задание. А ответственный разработает план, который поможет ему всегда всё сдавать вовремя. Один — выполняет инструкции, другой — думает о последствиях.
Как ни парадоксально, именно исполнительные школьники чаще всего списывают. Им важно отчитаться перед мамой с папой: «Смотрите, у меня “пятёрка”!». Ответственные дети стремятся получать реальные знания и готовы отвечать как за хорошие, так и за плохие оценки.
3. Не сравнивайте ни с кем подростка
Сравнения — это несправедливый упрёк. Разве можно что-то требовать от индивида, не имеющего релевантного опыта? Сравнения при
Переживание ответственности — психология
Чувство ответственности
Чувство ответственности представляет собой внутреннее чувство долг, заключающееся в несении ответа за что-либо и быть готовым отвечать за это.
Чувство ответственности у одного человека может присутствовать в одной сфере жизни и отсутствовать или быть не очень явным в другой сфере. Другими словами, человек может быть на 100% ответственным за свою семью, но быть не особо ответственным по поводу своей работы.
Для активного и оптимистичного человека чувство ответственности – это главным образом положительный настрой на предстоящую деятельность, осознание того, что каждая договоренность, любая обязанность и долг должны быть выполнены, причем не кое-как. Неактивный и отрицательно настроенный на исход дела человек, возможно, и даст обещание, но не сможет выполнить этого. По поводу своего падения он сильно расстроится.
Независимо от настроя на дело, чувство ответственности — это верность своему слову, готовность и желание приложить все усилия для выполнения обещанного и, кроме того, готовность нести наказание, если у него не получится. В семейной жизни такая готовность выражается в способности нести ответственность за всю семью на сложных этапах жизни.
Заводя разговор о чувстве ответственности, как правило, предполагается общественная ответственность, чувство ответственности перед обществом. Чувство частной ответственности находится близко, но представляет собой нечто немного иное. Частная ответственность — это внутреннее осознание того, какое-то дело необходимо доделать, и доделать го должен сам человек.
Ответственным считается человек, у которого чувство ответственности сильно развито.
Ответственная позиция — более высокая степень ответственности, чем просто чувство. Ответственная позиция — это искреннее желание и возможность при возникновении необходимости взять на себя все текущие сложности.
Чувство ответственности не следует перемешивать с чувством вины. Вина не может компенсировать отсутствие чувства ответственности и не является оправдание безответственности ни в какой степени.
Существует такое понятие, как чувство ответственности за результат, при котором человек готов всю жизнь или жизнью расплачиваться за что-то отрицательное или неудавшееся.
Ответственность является очень сильным средством трансформации качества жизни и эффективным методом, для того чтобы достичь в своей жизни желаемого результата. Чувство ответственности можно развить в ребенке с малых лет. Если в дальнейшем его не наблюдается, то ответственность необходимо воспитывать.
Сильная личность может сама привить себе ответственность, научиться ей.
Существуют два отклонения от ответственности. Первое – это гиперответственность, то есть чрезмерное чувство ответственности. Второе – безответственность, то есть отсутствие ответственности.
Только люди уравновешенные, обладающие не дюжинной выдержкой способны в трудную минуту взять на себя ответственность. Люди, не способные взять себя в руки, в таких ситуациях либо занимаются поисками виноватого, либо сильно и очень эмоционально переживают.
В какой момент, насколько и по какой причине необходимо брать на себя ответственность – должен решать каждый человек за себя. Существует ответственность за любовь, за ребенка, за автомобиль, за животное, даже за мир во всем мире.
Личная ответственность подразумевает восприятие человеком самого себя как источника всех действий в жизни и умение за них отвечать.
А вот пытаться возложить на себя абсолютно всю ответственность довольно глупо, аналогично тому, если бы вовсе отказаться от нее. Во всем должна быть мера, и в ответственности в том числе.
Источник: https://www.megamedportal.ru/articles/psihologiya/chuvstvo_otvetstvennosti.html
Как побороть синдром гиперответственности?
Все люди разные. Одни вообще никогда не парятся, даже по серьезным причинам, а другие всегда найдут повод для беспокойства, пусть и самый мелочный. Психологи утверждают, что последние обладают чувством повышенной ответственности, которое постоянно держит их в напряжении и мешает жить. Что делать в такой ситуации? Вот несколько рекомендаций.
Гиперответственный человек стремится отвечать не только за то, что происходит в его жизни, но и за то, что происходит в жизни других людей. А также за ситуации, от него вообще не зависящие. Для него типично помогать кому-то в ущерб собственным интересам. И он будет чувствовать себя неловко, если обязательства, которые он взял на себя, по не удается выполнить даже по объективным причинам.
Скажем, вы познакомили вашу подругу с мужчиной из вашего окружения, но их отношения не сложились.
И теперь вы ощущаете себя виноватой — ведь именно вы их свели! Хотя с тем же успехом они могли познакомиться сами, и вы никоим образом не можете отвечать за развитие отношений двух взрослых самостоятельных людей.
Или вы порекомендовали кого-то из знакомых на работу в вашу компанию, а человек пришелся там не ко двору. Но вы ведь не могли предусмотреть все — просто свели соискателя с работодателем, а дальше их дело — оценивать друг друга!
Итак, рекомендация первая. Развивайте уверенность в себе. Многие слишком уж беспокоятся о том, что подумают о них окружающие, как отнесутся к их поступкам. Но это ставит нас в зависимость от чужого мнения и ограничивает в собственных решениях.
Психологи советуют представить, что вас вообще никто не хвалит и не осуждет. Просто поступайте так, как считаете нужным. Не переживайте о том, что скажут ваши подруги по поводу вашего нового бойфренда — достаточно того, что вас он устраивает.
И какая разница, что подумают сослуживицы о вашем новом платье? Или как отреагируют ваши родители и друзья, узнав, что вы уволились и занялись собственным бизнесом?
Снимайте с себя часть ответственности. Не берите на себя всю ответственность за ситуацию — такое не под силу никому в мире.
Если вы кого-то кому-то рекомендуете, уточните, что не можете предвидеть, как этот человек поведет себя в том или ином случае — предоставьте вашему собеседнику делать выводы самостоятельно.
Советуя товары или услуги, скажите, что лично вам это подошло, но вы не можете гарантировать, что это понравится собеседнику. Захочет — пусть попробует. Подчеркивайте, что вы не в состоянии учесть все возможные варианты развития событий — этим вы обезопасите себя от возможных упреков.
Идите на компромиссы с собой. Если число навалившихся на вас проблем стремится к бесконечности, решайте в первую очередь самые приоритетные. Не стоит брать на себя ответственность за все, что происходит.
Допустим, вы обещали в выходные съездить с подругой по магазинам, но на вас неожиданно обрушилось множество домашних дел, причем таких, которые невозможно отложить. Не стоит проявлять чудеса героизма и пытаться сделать так, чтобы и волки были сыты, и овцы целы.
Позвоните подруге и скажите, что поход по магазинам придется перенести, или пусть она идет в него одна. Обиделась? Это ее проблемы, а не ваши!
Ставьте перед собой конкретные цели. У нас часто что-то не ладится в жизни потому, что мы слабо представляем себе, чего именно хотим. Предположим, что вы ищете новую работу, но ни один подходящий вариант вам не подворачивается. Может быть, причина в том, что мы не определились, каким родом деятельности вы хотите заниматься, с какой зарплатой и графиком?
Или вы не можете устроить личную жизнь, потому что имеете весьма расплывчатые представления об идеальном партнере? Вы пробуете строить отношения то с одним, то с другим, но через какое-то время все расстраивается… И каждый раз, когда что-то не выходит, вы чувствуете собственную вину? Психологи советуют в таком случае взять листок бумаги и написать на нем список качеств, которые хотели бы видеть в партнере: к примеру, привлекательная внешность, ум, чувство юмора, отсутствие материальных и жилищных проблем и прочее. То же касается и работы вашей мечты.
Ведите записи. Все мы склонны постоянно прокручивать проблемы в голове, пытаясь прикинуть пути их решения. Это приводит к тому, что мы плохо спим и встаем утром не в лучшей форме.
Если вы будете записывать ваши мысли и возможные варианты выхода из сложных ситуаций, вам будет проще разобрать каждый конкретный случай по полочкам и все разрулить. Вы можете вести дневник, делать записи на компьютере или иметь при себе блокнот с ручкой.
Как только что-то пришло в голову, записывайте это! На ночь кладите блокнот возле кровати: вдруг вас к утру посетят мудрые мысли.
Если будете следовать этим советам, вы увидите, что ваша жизнь станет намного проще.
Источник: http://lady.pravda.ru/articles/psycho/13-06-2012/8576-hyper_responsibility/
Страх ответственности: психология, причины, как преодолеть
В современном мире существует множество возможностей достичь успеха в жизни и не меньшее количество опасностей для нашего здоровья, в том числе и психологического. Нередко приходится принимать сложные решения и брать на себя ответственность за какие-либо поступки.
Страх несоответствия ожиданиям окружающих может стать серьезной преградой на жизненном пути. Страх ответственности изначально может показаться не таким страшным. Не стоит этому верить: люди, которые боятся сделать шаг вперед, подвержены массе опасностей.
Необходимо для начала разобраться, чем на самом деле являются подобные опасения.
Страх ответственности может принести серьезные неприятности
Фобия или заболевание
Что из себя представляет подобная фобия? У этой фобии есть название – гипенгиофобия. В дословном переводе с греческого – страх ответственности. Если говорить проще, то это необоснованный, чрезмерный страх.
Интересно, что такую фобию относят к наиболее распространенным тревожным расстройствам психики. Исходя из современного образа жизни, можно быть уверенными в том, что все больше людей подвержены риску. В этом случае страшна не столько сама болезнь, сколько ее последствия. Впоследствии функционального влияния на организм она может вызывать:
- язвы;
- сердечно-сосудистые заболевания;
- инсульты, инфаркты;
- гипертонические заболевания.
Все эти факторы являются одной из многих причин для борьбы с гипенгиофобией.
Первопричины гипенгиофобии
Почему мы испытываем страх перед ответственностью? Каковы его причины? Как говорят психологи, все наши страхи и фобии родом из детства. Боязнь ответственности не является исключением. Первопричиной такого страха может быть психологическая травма в детстве или юности.
Наиболее вероятным вариантом, почему у человека появляется страх перед ответственностью, являются родители, которые слишком заботились о ребенке в детстве и внушили ему отсутствие возможности решать что-то самостоятельно.
В другом случае причиной этого могло быть наказание за неправильные действия или ошибки, которое повлекло за собой нежелание принимать решения самостоятельно.
Причиной этому могут быть наследственные связи. Таким образом, та часть мозга, которая отвечает за страх из-за гиперчувствительности, впадает в панику. Как следствие мы получаем уже готовую фобию, с которой необходимо бороться.
Двое из десяти младенцев обладают гиперчувствительностью к стрессу
Проявление страха
Как же проявляется эта фобия? Все очень просто. Очень часто подобное можно встретить у людей, которые занимают высокие руководящие должности. Впоследствии этого возникает ощущение, что ты управляешь всем и, собственно, вся ответственность ложится на одни хрупкие плечи. Это не может не пугать. Вместе со страхом ответственности возникают и сторонние страхи.
- Страх затронутой гордости.
- Страх несоответствия.
- Боязнь успеха.
- Страх ограничения свободы и прочее.
Все они являются основой для боязни. Они причиняют человеку душевный дискомфорт и не позволяют полноценно существовать в обществе.
Гипертрофированное чувство ответственности может и не проявляться достаточно ярко до определенного переломного момента в жизни.
В скрытом виде его можно обнаружить по заниженной самооценке человека, его инфантилизму или эгоизму. Гипенгиофобия может прослеживаться также по таким симптомам, как:
- бессонница;
- депрессия;
- учащенное сердцебиение;
- неспособность рационально оценивать свои поступки.
Фобия может проявляться учащенным сердцебиением
Способы избежать страха
Как и любую фобию, такую боязнь тоже можно вылечить. Это потребует немалых усилий, но результат будет на лицо. Современная медицина предлагает множество решений, но в тяжелых случаях первым человеком, к которому необходимо обратиться за помощью, является психолог.
Но ответственный человек сможет справиться самостоятельно. Первый шаг к решению проблемы – это понимание и желание решить ее. После этого нужно начинать с малого.
- Попробуйте взять на себя ответственность за незначительный поступок.
- Затем проанализируйте его и определитесь, действительно ли страх так велик, как кажется.
- Следующим шагом будет постепенное увеличение степени ответственности.
- Также необходимо попробовать упражнения для повышения уровня самооценки. Психологи советуют такой метод, как медитация. Для сеанса медитации можно применять масла из разнообразных трав для успокоения, например: мята, зверобой, ромашка, валериана. Можно дополнить метод лечения расслабляющей музыкой и отварами из вышеперечисленных трав.
- Применяя массажи и травяные ванны можно снять мышечное напряжение, что поможет быстрее расслабиться и подойти к решению проблем более конструктивно.
Следует помнить, что это довольно трудоемкий процесс, который требует систематических действий.
Если в вашем окружении есть гипенгиофоб
Из всего вышесказанного следует, что не нужно относиться к людям с боязнью ответственности слишком резко. Ни в коем случае нельзя упрекать человека. Одним из последствий фобии является неуверенность в себе. Это первое, с чем необходимо бороться.
Подойдя к изучению проблемы более серьезно, можно сделать вывод, что она требует решения. Для полноценной жизни необходимо побороть фобию.
Ее отсутствие поможет вам продвигаться по карьерной лестнице, самосовершенствоваться и разнообразить свою жизнь. Кроме того, это возможность быть полностью «здоровым» человеком. А здоровье, как нам известно, это самая ценная вещь.
Понимание того, что мы сами ответственны за свою жизнь — это верный путь к счастью и душевной гармонии.
Источник: https://psyhoday.ru/strahi-fobii/strah-otvetstvennosti.html
Как правильно развить чувство ответственности и что это такое
Чувство ответственности – это основа для зрелой личности. Это нам рассказывают еще родители в детском возрасте. Что же собой являет чувство ответственности и какие у него сходства с силой воли? И вообще, это синонимические понятия, или нет?
Ответы на эти вопросы действительно необходимы человеку для развития чувства ответственности. Именно поэтому давайте рассмотрим вопрос тренировки этой, очень важной черты для человека, в контексте ответа на вопросы о природе чувства ответственности. А потом уже начнем рассматривать непосредственно основные шаги, необходимые для тренировки этого свойства личности.
Что такое чувство ответственности?
Это свойство человека испытывать непреодолимое влечение делать то, что нужно, а не только развлекаться. Если посмотреть на трудоголиков, то у них чувство развито максимально. Порой даже слишком сильно. Зато такие люди надежные, в отличии от большинства других. У них есть цель и им действительно нравится делать то, что нужно.
Поняли? Каждый человек делает то, что ему нравится. Только одни выполняют конструктивные желания, а другие – деструктивные. И в этом разница между ними. Давайте перечислим основные свойства конструктивных и деструктивных желаний.
Конструктивные желания
- Человек хочет делать то, что нужно для достижения цели.
- Для реализации задуманного нужно себя заставлять.
- Способствуют развитию человека.
- Человек делает то, что дает удовольствие в перспективе.
Деструктивные желания
- Человек хочет делать то, что дает удовольствие сейчас.
- Заставлять себя особо не нужно. Работают только животные механизмы подкрепления.
- Способствуют деградации человека.
- Никакой цели особой нет.
Следует разделять конструктивные желания и деструктивные.
Важно понимать, что последние значительно сильнее, поэтому нужно прикладывать волю для того, чтобы реализовать первую категорию желаний.
Мы рассмотрели основные способы тренировки чувства ответственности у взрослых людей. Важно понимать, что в первую очередь нужно стремиться отвечать за свою жизнь. А это можно сделать только благодаря развитию силы воли. Без нее невозможно научиться быть ответственным человеком.
Приучайте себя к мысли, что нужно порой игнорировать удовольствия для достижения действительно высоких целей. Или вы думаете, что это свойство будет натренировано само собой? Увы, но так не бывает. Успехов вам в тренировке силы воли. А чувство ответственности само придет.
Ждем Вашей оценки
Источник: https://ourmind.ru/kak-razvit-chuvstvo-otvetstvennosti
Контроль. Как чрезмерная ответственность связана с чувством тревоги?
Любите ли вы контролировать? Ощущаете ли ответственность за все происходящее вокруг или, напротив, легко можете отпустить события – пусть идут, как идут?
Многие из нас постоянно пытаются проверять все вокруг. Но, как правило, это приносит одни переживания, возникает чувство тревоги. Ведь далеко не все зависит от нас.
И первая мысль, которая возникает – нужно просто расслабиться.
Но контроль – не то, от чего легко избавиться. Желание контролировать живет слишком глубоко внутри нашей личности. И на самом деле это не так уж плохо – без него мы не смогли бы прожить ни дня.
Для чего нужен контроль?
Внутренний контроль
Его функция – сводить к минимуму неизбежные ошибки, а также уменьшать неизбежное сопротивление новому при реализации планов.
Когда мы что-то запланировали, то результат, которого мы хотим добиться, выглядит в нашем воображении определенным образом. Но в процессе воплощения жизнь вносит свои коррективы. Порой вмешиваются обстоятельства, иногда – другие люди. А время от времени у нас просто возникают другие дела, которые заставляют отвлечься и вовсе забыть о первоначальной цели.
Именно для подобных случаев существует внутренний контролер. Он проверяет, насколько успешно мы претворяем в жизнь запланированное, подталкивает нас и мотивирует, если что-то пошло не так.
Внешний контроль
Внешняя часть контролера тоже необходима. Мы следим за миром вокруг себя хотя бы в целях самосохранения, и это вполне разумно.
Мы давно уже не живем в дикой природе, где постоянный «мониторинг» окружающей среды – залог выживания, но, тем не менее, смысл в контроле по-прежнему есть.
Мы следим за машинами, когда переходим улицу, смотрим под ноги, чтобы не споткнуться, обращаем внимание на часы, чтобы прийти вовремя, и так далее.
Если говорить о психологической сфере, контроль помогает нам отслеживать реакции людей вокруг, получать обратную связь.
То есть контроль – необходимая часть нашей личности, которая «следит за порядком».
Нездоровый контроль
Почему же так часто говорят о том, что контроль означает лишнее напряжение, что он опасен и что необходимо «отпускать» и «принимать» происходящее, в том числе и внутренне?
Как всегда, все дело в чувстве меры. Изначально контроль – служебная функция. Проблемы начинаются, если она «захватывает власть».
Чрезмерный внутренний контроль создает напряжение, не позволяет расслабиться ни на минуту. Мы не даем себе права на ошибку, постоянно проверяем и перепроверяем свои действия.
Чрезмерный внешний контроль делает из нас тиранов и провоцирует окружающих либо избегать нас, либо постоянно перекладывать на нас ответственность за все происходящее.
Недостаточный контроль. Возможны и обратные ситуации – когда мы наоборот, безответственны и слишком полагаемся на волю случая. Эта крайность ничем не лучше, потому что, пока вы боитесь контролировать, ситуацией распоряжается кто-то другой. Этот человек берет на себя ответственность и в то же время может управлять вашей жизнью, принимая решения.
Как чрезмерный или недостаточный контроль связан с тревожностью?
Причина чрезмерного контроля обычно – недоверие миру и себе. И частым спутником чрезмерного контроля является сильное чувство тревоги. Именно его человек пытается компенсировать постоянной проверкой всего и вся.
Контроль отчасти решает проблему – в конкретный момент. В очередной раз убедившись, что все более или менее в порядке, человек успокаивается – до следующего приступа паники. Но общее ощущение постоянного беспокойства не проходит. И конечно, сказывается не очень хорошо на нашем характере, здоровье и общем состоянии.
Нежелание что-либо контролировать, как ни странно, тоже может быть связано с недоверием. Человек настолько не верит в свою способность что-то изменить, что предпочитает делать вид, будто ему и не хочется. Он усваивает притворно легкий взгляд на свою жизнь, но эта легкость не настоящая: в реальности человек просто опустил руки.
О правильном отношении к страху и тревоге и о том, как избавиться от беспокойства, читайте в статье по ссылке
Зоны ответственности
У каждого из нас есть своя зона ответственности, то есть сфера, где мы можем что-то изменить. И там контроль в разумных количествах уместен и даже необходим.
Но чувство тревоги внутри заставляет нас контролировать в том числе и то, что нас, в общем-то, не касается или от нас не зависит. Приведу пример.
Мы можем пытаться контролировать собственное поведение, заниматься личностным ростом, учиться. Но не можем заставить делать это другого человека. Наша зона ответственности – мы сами, а также наши дети, пока они маленькие.
Многие из нас постоянно забывают об этом, пытаясь совершенствовать мужей, родственников, родителей и друзей. А то и коллег по работе.
https://www.youtube.com/watch?v=vRAoDxCTeZw
Кроме того, контроль заставляет нас брать на себя слишком много ответственности там, где она изначально не определена – например, в новом совместном проекте.
Человек, который стремится все контролировать, постарается «стянуть» все нити на себя, чтобы иметь возможность все проверять.
Это приводит не только к тому, что он переутомляется, но и к дисбалансу в работе, а то и к риску провалить мероприятие.
Здоровый контроль относится к тому, что действительно зависит от вас. Вы не управляете погодой, но в ваших силах одеться комфортно.
Вы не можете заставить мужчину любить себя, но можете работать над отношениями со своей стороны.
И наконец, вы не заставите людей вести себя по-вашему, но способны изменить свое отношение к этому или прекратить общение, если их поведение заставляет вас страдать. Это можно и нужно контролировать, и это принесет счастье.
Как работает контроль?
Нашу личность можно поделить на три составляющих, которые называют «Внутренний ребенок», «Внутренний родитель» и «Внутренний взрослый». Каждый из них выполняет свою роль.
- Ребенок отвечает за желания, творчество, радость жизни, спонтанность.
- Взрослый планирует, договаривается, структурирует, работает.
- И наконец, родитель – проверяет, поощряет и заботится.
Как вы понимаете, наш контролер, как внутренний, так и внешний – это и есть родитель.
От того, насколько гармонично взаимодействуют наши составляющие, зависит в том числе и то, насколько здоровый или нездоровый контроль мы осуществляем.
Подробнее о состояниях личности читайте в статье: «Три состояния личности: родитель, взрослый, ребенок»
Как выработать здоровое отношение к контролю?
Внутренний родитель – по сути, проекция наших реальных родителей. И внутренний контролер обычно говорит их голосом, иногда даже теми же словами и интонациями. Так как у большинства людей родители были далеки от психологической грамотности и понимания того, как правильно воспитывать детей, то этот голос, как правило, слишком строгий и придирчивый.
Но любой человек, даже тот, у кого очень сильный или наоборот, «ленивый» контролер, может изменить ситуацию. С контролером можно договориться, даже перевоспитать его. Как это сделать?
- Признать существование и полезность функции контроля
- Признать права других людей жить так, как они хотят
- Признать свое право на ошибки
- Развивать взрослое состояние
- Поощрять внутреннего ребенка
- Формировать адекватного внутреннего родителя
Работа с внутренними состояниями – родителем, ребенком и взрослым. Об этом вы можете прочитать в статье «Общение с окружающими людьми из разных состояний личности».
Признание контроля может оказаться сложнее. Мы часто пытаемся бороться со своими качествами, которые полагаем негативными, в то время как на самом деле борьба и отрицание только дают им дополнительные силы. Но сказать себе «я признаю, что во мне есть функция контроля» недостаточно, необходима внутренняя работа.
Хороший способ научиться примиряться с различными проявлениями своей личности – регулярно применять практику согласованности. О ней подробно рассказывается в материале «Согласованность и успех: гармония с самим собой». Это практика при всей своей кажущейся простоте творит чудеса – если применять ее регулярно.
Принятие окружающих с их достоинствами и недостатками, признание того, что у каждого из них есть право на свой путь и на ошибки – это одна из самых сложных задач для каждого человека.
Какие-то простые практики для этого назвать сложно, кроме разве что регулярного напоминания самому себе.
Но обычно, если человек занимается психологической работой и развивает себя, лояльное отношение к окружающим постепенно вырабатывается само собой.
Вадим Куркин
Источник: https://vadimkurkin.com/blog/zanimatelnaya-psikhologiya/kontrol-kak-chrezmernaya-otvetstvennost-svyazana-s-chuvstvom-trevogi/
Федор Василюк — Психология переживания
Отечественная психология давно перестала быть чисто академической дисциплиной, но она все еще в большом долгу перед практикой. В различных областях общественной жизни этот долг активно выплачивается — фигура психолога становится все более привычной на современном заводе и в медицинском учреждении, в педагогике и юриспруденции.
Но потребность в психологической помощи существует не только в социальной практике, но и в личной и семейной жизни, и эта потребность удовлетворяется пока совершенно недостаточно.
С другой стороны, сама психология, особенно так называемая «интересная психология», исследующая мотивы, эмоции, личность человека, не может далее продуктивно развиваться только в стенах лаборатории, не принимая деятельного участия в реальной человеческой жизни.
Под влиянием этой обоюдной заинтересованности сейчас открывается новый (и долгожданный) период в развитии отечественной практической психологии: буквально на наших глазах зарождается сфера психологического обслуживания населения — служба семьи, суицидологическая служба с сетью кабинетов «социально- психологической помощи» и кризисных стационаров, психологическая служба вуза и т. д. [11] [12] [31] и др.
Еще не вполне ясны конкретные организационные формы выделения «личностной» психологической службы в самостоятельную практику, но каковы бы они ни были, сам факт ее появления ставит перед общей психологией задачу разработки принципиальных теоретических основ, которыми эта практика могла бы руководствоваться.
Сами эти основы должны опереться на осознание той, не совсем еще привычной профессиональной позиции, которую занимает психолог, практически работающий с личностью.
Если в рамках педагогической, юридической, медицинской и других сфер деятельности психолог выступал как консультант и помощник педагога, врача или юриста, обслуживающий этих специалистов, то, занимая указанную позицию, он становится ответственным производителем работ, непосредственно обслуживающим обратившегося к нему за помощью человека. И если раньше психолог видел его сквозь призму вопросов, стоящих перед другими специалистами (уточнение диагноза, определение вменяемости и т. д.), или своих собственных теоретических вопросов, то теперь, в качестве ответственного субъекта самостоятельной психологической практики, он впервые профессионально сталкивается не с больным, учащимся, подозреваемым, оператором, испытуемым и пр., а с человеком во всей полноте, конкретности и напряженности его жизненных проблем. Это не значит, конечно, что психолог-профессионал должен действовать, так сказать, чисто «по-человечески», главный вопрос как раз в том и состоит, чтобы из этой жизненной проблематики выделить собственно психологический аспект и очертить тем самым зону компетенции психолога.
Принципиальное ограничение этой зоны задается тем, что профессиональная деятельность психолога не совпадает по своему направлению с прагматической или этической устремленностью обратившегося за помощью человека, с направленностью в мир его эмоционально-волевой установки: психолог не может прямо заимствовать свои профессиональные цели из набора актуальных целей и желаний пациента, и соответственно его профессиональные действия и реакции на события жизни пациента не могут автоматически определяться тем, чего хочет пациент.
Это не означает, разумеется, что психолог должен убить в себе сочувствие и сопереживание и раз и навсегда обязать себе в праве отреагировать на «крик о помощи» [249] не как специалист, а просто как человек, т. е.
этически: дать дружеский совет, утешить, оказать Практическое содействие.
Эти действия лежат в таком измерении жизни, где ни о каком профессиональном долженствовании речи быть не может, как не может быть речи о предписании или запрещении врачу давать больному свою собственную кровь.
Что психолог действительно должен, если он хочет быть полезен человеку как специалист, — это, сохранив способность к состраданию, образующую эмоционально- мотивационную почву, которая питает его практическую деятельность, научиться подчинять свои непосредственные этические реакции, прямо вытекающие из сострадания, позитивно определенной программе патологической помощи, как это умеет в своей облети делать хирург во время операции или учитель, Применяющий то или иное воспитательное воздействий отнюдь не всегда приятное для воспитанника.
Но потому, собственно, необходимо это умение подчинять непосредственные этические реакции профессионально- психологической установке? Потому, во-первых, что утешение и жалость не совсем то (а часто и совсем не то), что требуется пациенту для преодоления кризиса.
Во-вторых, потому, что житейские советы, на которые падки многие пациенты, большей частью просто бесполезны или даже вредны для них, потакая их бессознательному стремлению снять с себя ответственность за свою собственную жизнь.
Педолог вообще не специалист по житейским советам, полученное им образование отнюдь не совпадает с обретением мудрости, и, стало быть, факт наличия диплома не дает ему морального права делать конкретные рекомендации, как поступить в той или иной жизненной ситуации.
И еще: прежде чем обратиться к психологу, пациент обычно обдумал все возможные пути выхода из затруднительного положения и нашел их неудовлетворительными. Нет оснований полагать, что, обсуждая с пациентом в той же плоскости его жизненную ситуацию, психологу удастся найти не замеченный им выход.
Сам факт такого обсуждения поддерживает в пациенте нереалистические надежды на то, что психолог может решить за него жизненные проблемы, а почти неизбежная неудача ударяет по авторитету психолога, уменьшая шансы на конечный успех его дела, не говоря уже о том, что пациент зачастую испытывает нездоровое удовлетворение от выигранной у психолога «игры», описанной Э.
Берне [174] (1) под названием «А Вы попробуйте. — Да, но…» И наконец, третья из возможных непосредственных этических реакций на беду другого человека — практическая помощь ему — не может входить в арсенал профессионально- психологических действий просто потому, что психолог при всем желании не может улучшить его материальное или социальное положение, исправить внешность или вернуть утраченного близкого человека, т. е. не может воздействовать на внешний, бытийный аспект его проблем.
Все эти моменты очень важны для формирования трезвого отношения пациентов (да и самого психолога) к возможностям и задачам психологической помощи.
Однако главная причина, которая заставляет психолога выходить за пределы непосредственного этического реагирования в поисках собственно психологических средств помощи, заключается в том, что человек всегда сам и только сам может пережить события, обстоятельства и изменения своей жизни, породившие кризис. Никто за него этого сделать не может, как не может самый искушенный учитель понять за своего ученика объясняемый материал.
Источник: https://libking.ru/books/sci-/sci-psychology/296542-fedor-vasilyuk-psihologiya-perezhivaniya.html
Отношение к ответственности — Психологос
Фильм «Мефисто»
Даже если ты отключишь все телефоны, ты не уйдешь от ответственности, они заставят тебя занять позицию!
скачать видео
За высокой ответственностью может стоять как позитивная мотивация (любовь, заботливость), так и мотивация негативная (страх и чувство вины). Смотри Мотивация ответственности
Если ответственность — это груз, который надо нести, то кто решит, кому нести этот груз? Ответственность человек может взять сам. Если человек не берет ее сам, на него ее могут возложить другие.
Если решение нести груз ответственности твое, ты взял на себя ответственность. Тогда ответственность — это готовность отвечать.
Если груз на тебя повесили другие, на тебя возложили ответственность (смотри Возложение ответственности). Тогда ответственность — это необходимость отвечать. Фиксируется — чувством вины (смотри Ответственность и вина).
Отношение к ответственности — различно, у кого-то ответственность вызывает гордость, у других — ощущение тоски и несвободы.
От чего это зависит? Чаще всего это складывается в детстве. Если ответственность преподносят ребенку как предмет гордости, как показатель его уже взрослости и доверия к нему — отношение к ответственности будет самое положительное. Если же ее преподносят как тяжесть, как неприятную необходимость, она так видеться и будет.
Физически бодрый и душевно здоровый человек не избегает ответственности. Ответственность — это или работа, или готовность к работе, а бодрый человек работу любит, и то, что ему доверили ответственность или то, что он смог ее взять — его греет. Развивать и воспитывать в себе ответственность — полезно, ответственный человек больше достигает в жизни и пользуется уважением окружающих. Смотри Ответственность и развитие личности
Лидерская позиция и ответственность
Лидеры не ждут, когда на них возложут много или мало ответственности, а управляют ответственностью, что-то самостоятельно беря на себя, а что-то возлагая на окружающих↑.
Ответственный — тот, кто отвечает. Но отвечают тому, кто спрашивает. Кто спрашивает — в лидерской позиции. Кто отвечает — в позиции ведомого. Только если человек сам с себя спрашивает и сам перед собой отвечает — он одновременно и лидер, и ответственный человек.
Ответственность и забота о себе
Если человек не в состоянии позаботиться о самом себе, то вряд ли он сможет помочь другим людям. Ответственный человек всегда разумно заботится о себе — хотя бы как об инструменте, который должен в жизни еще многое сделать. Смотри Ответственность и забота о себе