Формы, способы и виды наблюдения в психологии
Двадцать четыре. Именно столько существует на сегодняшний день методов, форм, способов и видов наблюдения в психологии. Некоторые из них использовались только на начальных этапах развития науки, а некоторые были созданы совсем недавно, но о каждом из них следует поговорить отдельно.
О наблюдении в целом
Наблюдением считается целенаправленное исследование и регистрация поведения какого-либо объекта. Наблюдатель должен создавать условия для процесса, но они никоим образом не должны вмешиваться в жизнь.
Наблюдение отличается от пассивного созерцания действительности, поскольку имеет определенную цель, проводится по заранее составленному плану и имеет специальные предметные средства, позволяющие не только фиксировать результаты, но и поддерживать ситуацию на необходимом уровне.
Можно сказать, что наблюдение – это активная форма чувственного познания. С ее помощью можно накапливать эмпирическую информацию, формировать первоначальные представления или проверять заранее выдвинутые предположения, касающиеся объекта исследования. Считается, что именно этот способ стал первым научным методом психологических исследований, за время развития науки образовалось несколько специфических видов наблюдения.
Три значения
Обычно наблюдение рассматривают с трех разных сторон. В зависимости от ситуации и сферы использования различают:
- Наблюдение как метод.
- Как деятельность.
- Как методику.
Наблюдение может являться научным методом, тогда оно будет включать в себя систему принципов познания, положения о сущности и специфику психологического наблюдения о возможностях человеческой деятельности. Такой вариант считается универсальным и применяется для исследования широкого круга явлений. Метод наблюдения достаточно гибкий, и если возникает необходимость, исследователь может изменить «поле охвата», выдвинуть и проверить в ходе эксперимента дополнительные гипотезы. К тому же для такой деятельности необходимо минимальное аппаратурное обеспечение. Специфика заключается еще и в отношении к изучаемому объекту: исследователь не вмешивается в его жизнь, но при этом поддерживает визуальный и слуховой контакт.
Наблюдение как деятельность применяется в некоторых практических областях. К примеру, оператор энергетических систем смотрит за показателями приборов, врач осматривает больных, следователь наблюдает за преступником и т. д.
С третьей стороны, существует еще и методика наблюдения. Она является социально фиксированной предметной системой сбора и обработки данных, которая представлена на понятном для других языке и соответствует выявленным ранее задачам.
Особенности метода
Различные виды наблюдения широко применялись еще с конца XIX века в тех сферах, где особое значение имело поведение человека, попавшего в различные ситуации. Наблюдение применялось и применяется в случае, когда исследователь не может или ему не позволено вмешиваться в естественное течение жизненного процесса.
Наблюдение считается незаменимым источником информации, если психологу нужно составить целостную картину происходящего и отобразить поведение каждого участника во всей полноте. К главным особенностям метода относят такие характеристики:
- Непосредственная связь исследователя и объекта наблюдения.
- Эмоциональная составляющая эксперимента.
- Сложно или невозможно провести подобный эксперимент повторно.
В естественных науках обычно исследователь не влияет на изучаемое явление. С другой стороны, в психологии существует проблема взаимодействия ученого и испытуемого. Если человек знает, что за ним ведется наблюдение, это может существенно отразиться на его поведении. Поэтому, чтобы минимизировать такое воздействие, наблюдателю необходимо «примелькаться» для испытуемого или обосновать свое присутствие какой-либо причиной, не акцентирующей внимание на человеке.
Виды наблюдения
Обычно тип наблюдения определяется целями, объектом и ситуацией исследования. Таким образом, принято различать:
- Объективное наблюдение и самонаблюдение.
- Полевое и лабораторное исследование.
- Индивидуальный и коллективный эксперимент.
- Случайное и преднамеренное изучение.
- Систематическое и несистематическое наблюдение.
- Полное и неполное исследование.
- Сплошной и выборочный эксперимент.
- Констатирующее и оценивающее изучение.
- Стандартизованное и нестандартизованное наблюдение.
- Исследования открытого и закрытого характера.
- Включенный и невключенный эксперимент.
- Прямое и косвенное исследование.
Таким образом, видим, что существует 12 пар форм, видов и способов наблюдения. Рассмотрим их по отдельности.
Объективное, лабораторное и полевое исследование
Первый вид метода наблюдения, на который следует обратить внимание, называется объективным. Это исследование объекта со стороны, то есть наблюдатель смотрит за теми объектами, которые являются внешними по отношению к нему. Такой вид наблюдения широко используется в психологии и социологии, а также в смежных с ними дисциплинах. Еще этот метод называют внешним наблюдением.
Интроспекция (самонаблюдение или внутреннее исследование) использовалась на ранних этапах развития психологии. Субъект самостоятельно наблюдал за собой и фиксировал изменения сознания. Сейчас как метод используется очень редко.
Полевое (оно же естественное наблюдение) заключается в исследовании объектов, которые находятся в естественной для них среде обитания. Этот вид метода наблюдения обычно считается самостоятельным способом сбора данных. Совмещать с другими методами исследования можно, если наблюдение является основным компонентом изучения, а все остальные способы – вспомогательными или будут проходить в другое время.
Экспериментальное, или лабораторное исследование проводится в искусственно созданных условиях. Степень этой искусственности может быть разной: минимальной (когда ведется непринужденная беседа) или максимальной (когда человека помещают в специальное помещение и выдаю инструкцию поведения). В отличие от полевого исследования, экспериментальное наблюдение почти всегда связана с другими эмпирическими методами исследования.
Индивидуальное, коллективное, случайное и преднамеренное наблюдение
Индивидуальное исследование — это такой вид статистического наблюдения, который совершается одним ученым. Наблюдатель может быть единственным, кто изучает этот проект, но также может входить в состав группы ученых. В последнем случае он будет изучать объект самостоятельно, но его работа будет входить в состав проекта.
Коллективное исследование осуществляется группой из нескольких лиц. Они имеют общий план действий, пользуются одинаковой методикой и преследуют одну и ту же цель. В некоторых случая предполагается, что этот вид наблюдения в психологии определяется одновременностью проведения исследования.
Случайное исследование не планируется заранее, а проводится из-за того, что так сложились обстоятельства. Ценность этот вид и способ наблюдения имеет в исследовании редких явлений, появление которых невозможно предугадать. Например, здесь речь может идти об НЛО или внезапных стихийных бедствиях. Случайные наблюдения делятся на два вида: житейские и профессиональные. Житейские наблюдения совершает каждый человек в повседневной жизни. Профессиональное случайное наблюдение происходит непреднамеренно в результате профессиональной деятельности. В этом случае ученный уже внутренне готов к проведению наблюдения и может увидеть что-то интересное там, где простой человек не может. Именно таким образом было совершено множество открытий прошлого. Преднамеренное наблюдение является запланированным и преследует определенные цели.
Систематические и полные исследования
В зависимости от систематичности виды наблюдения делятся на систематические и несистематические.
Систематические наблюдения совершаются по заранее созданному плану и графику. Понятие систематичность здесь рассматривается в двух аспектах:
- Процедурный. Имеются четко определенные задачи, цели, сформулирована рабочая гипотеза. Действия наблюдателя определенны и упорядочены заранее. Также можно наблюдать продуманную систему регистрируемых показателей.
- Временный. Многократные наблюдения спланированы и сбалансированы заранее. Проще говоря, за человеком наблюдают, фиксируют какие-то проявления характера и повторяют эту процедуру, когда изменится его жизненная ситуация или ему исполнится определенное количество лет. К примеру, благодаря временному наблюдению было установлено, что характер человека меняется каждые семь лет.
С другой стороны, существуют несистематические исследования, которые не имеют определенного плана действий. Процедурный аспект проявляется в неопределенности задач и здесь не предусмотрена регистрация фактов. Временной аспект выражается в проведении многократных наблюдений случайным образом.
Еще один вид статистического наблюдения называется полным. Основная задача исследователя заключается в охвате и фиксации все доступной информации о предмете изучения. Обычно этот метод применяют, чтобы лучше изучить объект исследования. Однако бывают ситуации, когда такой подход является вынужденной мерой. Это происходит в случаях, когда неизвестно какие именно факторы оказали влияние на поведение человека.
При неполном наблюдении исследователь обращает внимание на оптимальное количество факторов, по которым можно сделать определенные выводы. Прежде чем приступить к наблюдению, исследователь составляет список факторов, на которые нужно обратить внимание обычно это делается для того, чтобы исключить нежелательные информационные пробелы.
Выборочный эксперимент и констатация фактов
Сплошное наблюдение является постоянным и применяется для краткосрочного изучения объекта, чтобы получить более полную информацию о динамике.
Форму и вид наблюдения сплошного характера часто путают с полным наблюдением. Однако шкала «сплошной — выборочный» характеризует временную действительность, а шкала «полный — неполный» — количественную. То есть любое сплошное наблюдение может быть или полным или неполным. Выборочные наблюдения обычно проводятся в отдельных временных промежутках. Исследователь определяет на свое усмотрение.
Еще одним видом и способом статистического наблюдения является констатирующее. Любые явления фиксируются исследователем, но не подвергаются обсуждению или оцениванию. Как правило, зарегистрированные факты не требуют дополнительной интерпретации. К примеру, фотографии — сложно интерпретировать изображение как-то по-другому.
Оценивающее наблюдение – вид деятельности, при которой исследователь ставит оценку ситуации или фиксированному явлению. Обычно этот метод используют, когда выдвигают гипотезы и необходимо объяснить факторы, которые объединяют процесс восприятия. Оценивающие наблюдения бывают обобщающими и интерпретационными.
Стандарты. Открытые и закрытые исследования
Также наблюдения могут быть стандартизованными и нестандартизованными. Первые осуществляются по заранее оговоренной схеме, которая является эталонной для фиксации и регистрации параметров в конкретной ситуации. К примеру, если изучаемое явление понятно и нужно только зафиксировать некоторые элементы исследователи могут воспользоваться бланками, что сделаны по определенному стандарту. В свою очередь нестандартизованное наблюдение осуществляется в свободной форме. Как исследователь хочет, так и описывает происходящее. Этот способ дает возможность взглянуть на объект под другим углом и позволяет увидеть те закономерности, которые не были ранее замеченными.
При открытом наблюдении индивиды знают о своей роли «подопытных», временами даже знакомы с наблюдателем. Правда, этот способ несколько ограничивает поле действий исследователя. Скрытое исследование проводится незаметно для испытуемых и считается более распространенным, хотя часто может повлечь за собой трудности этического характера.
Включенное, прямое, спровоцированное
При включенном наблюдении исследователь входит в состав группы, которую он изучает. Так сказать, пытается понять ее изнутри. Несмотря на множественные достоинства, это наблюдение имеет существенный недостаток: ученые может потерять объективность, перейдя из позиции ученого в роль испытуемого.
Стоит отметить, что наблюдения могут проводить не только люди, заинтересованные в результатах, но и их представители. Когда наблюдает ученый – это прямое исследование, когда посредник – косвенное. Обычно косвенными наблюдениями называют получение информации от свидетелей события. К примеру, в правоохранительных органах важными являются показания людей, которые стали невольными свидетелями преступления.
Предмет наблюдения
В зависимости от того, каким будет предмет изучения, исследователь выбирает необходимые формы и виды статистических наблюдений. Обычно объектами выступают:
- Вербальное поведение — учитывается также содержание, продолжительность и интенсивность речи.
- Невербальное поведение – исследуется мимика и жесты.
- Перемещения людей.
Проще говоря, объектами могут быть любые ситуации, которые можно поддать четкой фиксации. Исследователя не интересуют свойства психики, только статистика и факты. Но исходя из положения, что свойства психики проявляются в поведении, психолог на основании собранных фактов может строить гипотезы на психических свойствах.
Правила проведения наблюдений
При проведении исследования важно выполнять такие требования:
- Заранее определится с тем, какой вид наблюдения будет более оптимальным, и составить программу исследования, выделив самые важные объекты и этапы.
- Никоим образом не влиять на естественный ход событий.
- Наблюдение должно быть повторным и систематичным (особенно если это касается изучения личности).
- Исследуя психические явления, наблюдения нужно проводить на разных объектах. Даже если нужно изучить человека, более подробную информацию можно получить, сравнивая его с другими.
Средства наблюдения и этический кодекс
Наблюдение может осуществлять сам исследователь, или же он может использовать различные фиксирующие приборы – диктофоны, камеры и т. д. Важно понимать, что наблюдение – это не эксперимент, поскольку: во-первых, не меняет окружающую действительность, а во-вторых, наблюдатель фиксирует только то, что видит.
В России наблюдения ученые могут осуществлять в любой удобный для них момент. В Америке все не так просто. Здесь существует этический кодекс Американской психологической ассоциации, который разрешает проводить наблюдение, при условии соблюдения некоторых правил, а именно:
- Необходимо заручиться согласием участников на проведение исследования. Исключением бывают только наблюдения, которые проводятся в общественных местах.
- Психологи не должны причинять вред испытуемым, а если его нельзя избежать – снизить возможный ущерб.
- Минимизировать вторжение в личную жизнь.
- Не разглашать конфиденциальных данных об участниках наблюдений.
В психологии наблюдение считается незаменимым источником эмпирической информации, ведь только находясь в одиночестве или привычных условиях человек сбрасывает все маски, позволяя эмоциям взять верх над разумом, оголяя тем самым свою истинную сущность.
9. Требование к методу наблюдения в психологии. Технология разработки программы наблюдения.
Наблюдение (в психологии) — описательный психологический исследовательский метод, заключающийся в целенаправленном и организованном восприятии и регистрации поведения изучаемого объекта. Наблюдением называется целенаправленное, организованное и определенным образом фиксируемое восприятие исследуемого объекта. При наблюдении явления изучаются непосредственно в тех условиях, в которых они протекают в действительной жизни.
Где применяется.
Вместе с интроспекцией наблюдение считается старейшим психологическим методом. Научное наблюдение стало широко применяться, начиная с конца XIX века, в областях, где особенное значение имеет фиксация особенностей поведения человека в различных условиях, — в клинической, социальной, педагогической психологии, психологии развития, а с начала XX века — в психологии труда. Наблюдение применяется тогда, когда либо невозможно, либо непозволительно вмешиваться в естественное течение процесса.
Виды наблюдения
Наблюдение, как метод исследования в психологии, может быть очень различным. Оно бывает осознанным и нет, внешним и внутренним, сплошным и выборочным, систематическим и нет.
Особенности метода
Наблюдение применяется там, где вмешательство экспериментатора нарушит процесс взаимодействия человека со средой. Этот метод незаменим в случае, когда необходимо получить целостную картину происходящего и отразить поведение индивидов во всей полноте.
Главными особенностями метода наблюдения являются:
непосредственная связь наблюдателя и наблюдаемого объекта; пристрастность (эмоциональная окрашенность) наблюдения; сложность (порой — невозможность) повторного наблюдения.
В естественных науках наблюдатель, как правило, не влияет на изучаемый процесс (явление). В психологии существует проблема взаимодействия наблюдателя и наблюдаемого. Если испытуемый знает, что за ним наблюдают, то присутствие исследователя оказывает влияние на его поведение. Ограниченность метода наблюдения вызвала к жизни другие, более «совершенные» методы эмпирического исследования: эксперимент и измерение. Дружинин В. Н. Экспериментальная Психология. — Спб. 2000 Также смотри Плюсы и минусы метода наблюдения
Предмет наблюдения
Предметами наблюдения выступают различные особенности поведения. Объектами исследования могут быть:
Вербальное поведение Содержание речи Продолжительность речи Интенсивность речи и др. Невербальное поведение Экспрессия лица, глаз, тела Выразительные движени и др. Перемещения людей Дистанция между людьми Физические воздействия (касания, толчки, удары и др. )
То есть объектом наблюдения способно выступать лишь то, что возможно объективно зарегистрировать. Таким образом, исследователь не наблюдает свойства психики, он регистрирует лишь те проявления объекта, которые доступны для фиксации. И только исходя из предположения о том, что психика находит своё проявление в поведении, психолог может строить гипотезы о психических свойствах, основываясь на данных, полученных при наблюдении.
Как проводить наблюдение
Результаты наблюдений, проводимых с исследовательской целью, как правило, фиксируются в специальных протоколах. Хорошо, когда наблюдение ведет при этом не один человек, а несколько, и затем полученные данные сопоставляются и обобщаются (методом обощения независимых наблюдений).
Предварительно намечать программу наблюдения с выделением наиболее важных объектов и этапов наблюдения. Проводимые наблюдения не должны влиять на естественный ход изучаемого явления. Наблюдение одного и того же психического явления целесообразно проводить на различных лицах. Даже если объектом изучения является конкретный человек, его лучше и глубже можно познать, сравнивая с другими. Наблюдение должно быть повторным, а при изучении личности — систематичным. Важно, чтобы оно было преемственным, то есть повторные наблюдения учитывали сведения, полученные при предыдущих наблюдениях.
Этапы исследования методом наблюдения
Определение предмета наблюдения, объекта, ситуации. Выбор способа наблюдения и регистрации данных. Создание плана наблюдения. Выбор метода обработки результатов. Собственно наблюдение. Обработка и интерпретация полученной информации.
Средства наблюдения
Наблюдение может осуществляться непосредственно исследователем, либо посредством приборов наблюдения и фиксации его результатов. В их число входит аудио-, фото-, видеоаппаратура, особые карты наблюдения.
Наблюдение противопоставляется эксперименту. Это противопоставление основано на двух положениях:
1. Пассивность наблюдателя — наблюдатель не изменяет окружающую реальность.
2. Непосредственность — наблюдатель фиксирует в протоколе то, что видит.
Этический кодекс APA и наблюдения
Этический кодекс Американской психологической ассоциации (American Psychological Association (англ. ), или APA) разрешает проведение наблюдений при условии соблюдения определённых правил и принятия определённых мер предосторожности. Вот некоторые из них:
Если исследование проводится в общественном месте, то получение обоснованного согласия участников не считается необходимым. В противном же случае необходимо заручиться их согласием. Психологи должны делать всё возможное, чтобы избежать причинения вреда участникам исследования, а в случае невозможности его избежания — снизить предполагаемый ущерб.
§ 8. Возможные классификации конкретных психологических методов. Виды наблюдения в психологии
Классификации методов психологического исследования, которые даются обычно в начале различных учебников и руководств по психологии, носят довольно условный характер. Ведь, как уже говорилось, одно и то же название метода может маскировать совершенно разные теоретические позиции отдельных авторов, которые не могут быть раскрыты в начале обучения до основательного знакомства с ними. Тем не менее мы приведем некоторые возможные классификации используемых в психологии методов, к которым надо относиться как к учебным схемам, необходимым для первоначальной ориентации в психологии.
75
В учебнике «Введение в психологию» под редакцией А. В. Петровского [14] все использовавшиеся в истории психологии методы изучения психического делятся на две большие группы — субъективные и объективные. Субъективный метод (интроспекция) долгое время считался единственным методом познания психической жизни человека. На наш взгляд, выделять в качестве отдельного метода в современной психологии особый субъективный метод нельзя, так как он предполагает определенный теоретический взгляд на сознание, давно уже отвергнутый современной наукой.
В то же время нельзя отрицать наличие у субъекта возможности наблюдать за своими психическими процессами, отдавать себе в них отчет, но это самонаблюдение — если оно производится в научных целях — предполагает применение вполне объективных процедур.
Со временем неудовлетворенность субъективным методом привела к разработке в психологии объективных методов, но «прилагались» они уже к разным реальностям.
Основными объективными методами психологии, как и многих наук, являются
Обычно выделяют следующие виды наблюдения (см. табл. 2)’. Особенности каждого варианта наблюдения очень подробно изучаются в других, специальных курсах, посвященных методам психологии. Мы приведем лишь примеры отдельных видов наблюдения для иллюстрации.
Вот пример полевого и систематического наблюдения американским этологом Дж. Б. Шиллером орудийных действий у калана (калан — морская выдра из семейства куньих). Калан добывал на побережье Калифорнии двустворчатых моллюсков и вынимал содержимое раковины следующим образом: он, лежа на воде, клал себе на живот тяжелый камень (от 0,5 до 3,5 кг), захватывал двумя передними лапами раковину за створки и силой ударял этой раковиной о камень (иногда для того, чтобы раковина раскололась, требовалось 30 ударов и более). В течение полутора часов калан, за которым наблюдал американский этолог, извлек 54 моллюска и произвел 2237 ударов [128].
Второй пример взят из социально-психологических исследований. В 1975 г. три американских исследователя заинтересовались вопросом, есть
При составлении данной таблицы использовались материалы из [14].
76
Табл ица 2
Классификация видов наблюдения
Основание классификации | Виды наблюдения | |
Характер контакта с объектом наблюдения (ОН) | Непосредственное (прямой контакт наблюдателя и ОН) | Опосредствованное (знакомство с ОН через изучение различных анкет, биографий, аудио- и видеоматериалов) |
Условия осуществления | Полевое (ведущееся в реальных условиях жизни) | Лабораторное |
Характер взаимодействия с ОН (1) | Включенное (наблюдатель является членом группы, выступающей ОН, и наблюдает за ее жизнью изнутри) | Невключенное (наблюдение жизни группы со стороны) |
Характер взаимодействия с ОН (2) | Открытое (объект наблюдения знает о наличии наблюдателя) | Скрытое (наблюдение ведется инкогнито) |
Упорядоченность во времени | Сплошное (ход событий постоянно фиксируется) | Выборочное (наблюдаемые процессы фиксируются лишь в определенные промежутки времени) |
Упорядоченность в проведении | Структурированное (события фиксируются в соответствии со строгой схемой наблюдения) | Произвольное (неструктурированное), когда исследователь фиксирует то, что кажется ему в данный момент целесообразным |
Характер фиксации результатов | Констатирующее (факты просто фиксируются) | Оценивающее (наблюдатель оценивает выраженность тех или иных параметров ОН по степени их выраженности по заданному критерию) |
Цели | Систематическое, имеющее четко поставленную цель и план | Поисковое, не имеющее четко поставленной цели (характерно для «пилотажных», т.е. предварительных, ориентировочных исследований) |
77
ли связь между статусом собеседника (его воинским званием) и расстоянием, на котором останавливаются для беседы с ним другие военнослужащие. Они выдвинули гипотезу, что люди с более низким статусом стараются находиться от собеседника более высокого статуса дальше, чем от людей одного с ними статуса. Для проверки этой гипотезы было организовано скрытое оценивающее наблюдение за военнослужащими ВМС США в моменты их взаимодействия с другими военнослужащими США (все 562 человека, за которыми велось наблюдение, были одеты в форму с соответствующими знаками различия). Наблюдения велись в полевых условиях в различных местах — в магазине военторга, в кафетерии, в холле госпиталя и в центре отдыха. Поскольку полы во всех этих помещениях были покрыты одинаковыми плитками, имеющими определенный размер (22,86 см), легко было оценить (с точностью до полуплитки) количество плиток от ступни одного человека до ступни другого. Учитывались только те случаи взаимодействия, когда субъект, за которым велось наблюдение, стоял и к нему приближался другой человек, который и начинал разговор. Никто из испытуемых не знал о проводимом исследовании (записи велись незаметно). Результаты наблюдений подтвердили гипотезу [112].
12. Основные виды наблюдения
В зависимости от объекта наблюдения противопоставляют друг другу два вида:
интроспекцию (от лат. introspecto — смотрю внутрь, всматриваюсь), т.е. самонаблюдение. В современной психологии это, скорее, способ познания личностью себя, стратегия самоанализа внутреннего мира, чем полноценный метод научного исследования. Дело в том, что подобные процедуры отличаются чрезмерным субъективизмом. Кроме того, само осознание актов интроспекции уже приводит к искажению естественного течения эмоциональных реакций, познавательных процессов и иных аспектов психической жизни;
внешнее наблюдение, т.е. за другими объектами. Оно бывает прямое и косвенное. Последнее относится к случаям, когда изучается не само поведение, а его последствия. Например, пыль на книгах рассматривается как показатель частоты их использования, содержимое мусорного ведра указывает на особенности питания семьи и т.д.
По времени исследования различают наблюдение:
однократное, единичное, производимое только один раз;
периодическое, осуществляемое в течение определенных промежутков времени;
лонгитюдное (от англ. longitude — долговременный), характеризующееся особой протяженностью, постоянством контакта исследователя и объекта в течение длительного времени.
По характеру восприятия наблюдение может быть:
сплошным, когда исследователь обращает свое внимание в равной степени на все доступные ему объекты;
выборочным, когда его интересуют лишь определенные параметры поведения или типы поведенческих реакций (например, частота проявлений агрессии, время взаимодействия матери и ребенка в течение дня, особенности речевых контактов детей и педагогов и т.п.).
По специфике регистрации данных различают наблюдение:
констатирующее, где задача исследователя заключается в четкой фиксации наличия и характеристик значимых форм поведения, сборе фактов;
оценивающее, где исследователь сравнивает факты «о степени их выраженности в каком-либо диапазоне. При этом он пользуется шкалой рейтинга, о которой будет рассказано позднее.
По степени стандартизированности процедур выделяют наблюдение:
свободное, или поисковое, которое хотя и связано с определенной целью, но лишено четких ограничений в выборе того, на что обращать внимание, какие моменты фиксировать. В нем допустимо изменение предмета исследования и правил, если возникает в этом необходимость. Наблюдение такого вида обычно применяется на ранних стадиях научной работы;
структурированное, или стандартизированное, когда происходящие события фиксируются без малейших отступлений от заранее разработанной программы. При этом четко определены правила наблюдения, предписано все содержание исследовательских действий, введены единообразные способы регистрации и анализа данных. Подобное наблюдение обычно применяется там, где от исследователя требуется выделять уже известные и ожидаемые характеристики реальности, а не подыскивать новые. Тем самым, разумеется, сужается поле наблюдения, но возрастает сопоставимость полученных результатов.
По условиям организации различают наблюдение:
полевое, которое проводится в условиях, являющихся обычными для изучаемых объектов. При этом исследователь не должен каким-либо образом пытаться инициировать ожидаемые феномены или влиять на их естественное течение;
лабораторное, которое происходит в искусственно организованной ситуации, где созданы предпосылки для проявлений изучаемого феномена во всей полноте;
спровоцированное в естественных условиях, которое предполагает, что исследователь сам создает нужную ситуацию, но в дальнейшем не вмешивается в обычный ход событий.
Задание: в качестве тренировки попытаемся, насколько возможно, охарактеризовать приведенные ниже примеры исследований по всем рассмотренным выше классификационным основаниям. Итак, о каком именно наблюдении идет речь?
Пример 1
В 1960-е гг. Джейн Гудолл изучала особенности жизни диких шимпанзе. В процессе исследований наблюдатели обычно тихо сидели в зарослях, пока объекты, привыкнув к ним, не переставали обращать внимания на странных зрителей и не возвращались к своим занятиям. Действия были запечатлены на пленку эпизоды, свидетельствующие о том, что шимпанзе используют и даже изготовляют орудия труда. В частности, очистив от листьев прутик, они медленно опускали «удочку» внутрь термитника. Насекомые, вцепившиеся в чужеродный предмет, извлекались наверх и поедались хитроумными ловцами. По Я. Линдбладу1
Пример 2
Если посторонний наблюдатель просто характеризует подростка из кружка «Умелые руки» как «склонного к сотрудничеству», то «работающий» на соседнем станке психолог фиксирует, что этот подросток в течение одного занятия пять раз одолжил другим членам кружка свой инструмент, восемь раз оказал помощь и два раза обратился за помощью сам. Кроме того, поведение наблюдаемого сопоставляется с количественно выраженными аналогичными характеристиками поведения окружающих его людей. По К. Ингенкампу2
Пример 3
В известном исследовании Курта Левина испытуемые находились 10—15 мин в пустой комнате, ожидая, что за ними вот-вот зайдут, и не подозревали о проводившемся наблюдении. Каждый из них, оказавшись в такой ситуации, начинал рассматривать окружающие вещи; его действия определялись тем, что он видит. Вещи как бы притягивали к себе, обусловливая поведение, которое К. Левин назвал «полевым». По И. Ю. КулагиногР
Пример 4
Вместе с коллегами Леон Фестингер на несколько недель присоединился к группе последователей м-с Китч, ожидающей скорого конца света. Лидер секты утверждала, что находится в контакте с жителями планеты Кларион, которые на летающих тарелках спасут избранных от очередного потопа. Ученые заинтересовались тем, как поведет себя группа, когда предсказание не сбудется. Чтобы не рассекречивать себя, они вначале вели записи услышанного по памяти, позже для этой цели была использована ванная комната. По Дж. Гудвину’
2. Виды наблюдения
В зависимости от целей и задач осуществляемого социологического наблюдения положения и роли наблюдателя в изучаемой ситуации, по степени формализации исследовательской процедуры, условиям ее организации выделяется несколько видов наблюдения. Основные из них сводятся к следующему.
1) Нестандартизированное (неструктурализованное) наблюдение — это такой способ изучения социальных явлений и процессов, при котором определен только объект наблюдения, но исследователь не определяет заранее, какие именно элементы изучаемого процесса, события, ситуации и т.п. он будет наблюдать. Этот вид наблюдения чаще всего применяется на начальной стадии социологического исследования с целью определения проблемной ситуации.
2) Стандартизированное (структурализованное) наблюдение — такой способ сбора эмпирической социологической информации, при котором заранее определен не только объект и предмет исследования, но и состав элементов изучаемого процесса, которые имеют наиболее существенное значение для достижения намеченных целей и решения задач, стоящих перед исследователем (исследовательским коллективом). Оно может быть использовано как основной метод сбора информации для точного описания предмета исследования и в качестве способа проверки результатов, полученных другими методами, уточнения, корректировки их. Его применение требует хорошего предварительного знания предмета исследования и предварительной стандартизации категорий, применяемых в процессе наблюдения, определения подлежащих наблюдению факторов и отражения их в виде таблиц, протоколов, карточек, технических средств, применяемых в процессе осуществления социологического наблюдения. Только соблюдение всех этих условий делает стандартизированное наблюдение контролируемым и результативным.
3) Не включенное (внешнее) наблюдение — это такой способ социологического исследования, при котором исследователь находится вне изучаемого объекта, изучает его как бы со стороны. Наблюдатель в таком случае не включается в ход событий, не участвует в них, не задает вопросов наблюдаемым индивидам, как бы отстранен от них, просто регистрируя происходящее под углом зрения целей и задач исследования. Оно применяется для описания социальной ситуации, в условиях которой происходят интересующие наблюдателя события.
4) Включенное наблюдение — это такой способ социологического исследования, при котором наблюдатель в той или иной степени непосредственно включен в изучаемый социальный процесс, находится в прямом контакте с изучаемыми индивидами и группами и участвует вместе с ними в определенной сфере деятельности.
В зависимости от места и роли наблюдателя различаются четыре типа включенных наблюдений. Первый из них — полное включение, когда наблюдение производится скрытно, изнутри исследуемой группы или общности, а истинное лицо и цели наблюдателя неизвестны наблюдаемым личностям. При полном включении социолог действует в исследуемой общности в качестве ее активного члена, а остальные ее члены не подозревают, что в их среде находится исследователь. Примером такого полного включения может служить деятельность одного из сотрудников Института социологии Национальной Академии наук Беларуси в качестве рабочего одного из цехов Минского мотовелозавода. В течение полугодовой работы он сумел обстоятельно изучить отношение рабочих, служащих и специалистов к труду, заработной плате, руководящему составу предприятия и происходящим в стране социально-экономическим и политическим изменениям.
Вторым типом включенного наблюдения исследователя, при которой последний не скрывает своей роли, является наблюдатель жизни определенного коллектива в различных ситуациях. Именно таким образом ведет себя заводской социолог, который является членом того же предприятия, что и изучаемый им производственный коллектив цеха или участка, смены и т.п. В таком случае наблюдаемый коллектив довольно быстро адаптируется к присутствию наблюдателя и при положительном отношении к целям исследования начинает активно помогать ему в сборе интересующего исследователей эмпирического материала. В данном случае позиция исследователя может быть охарактеризована как «участник-наблюдатель».
Третий тип включенного наблюдения характеризуется положением и ролью исследователя в качестве «наблюдателя-участника». В таком случае контакт наблюдателя с членами коллектива минимален, исследователь не скрывает своих целей, но осуществляемое им наблюдение носит более формальный характер. Примерами такого наблюдения могут служить осуществляемые на предприятиях хронометражи затрат рабочего времени или определение роли освещенности, запыленности цеха на производительность труда работающих.
Четвертый тип включенного наблюдения характеризуется позицией исследователя как полного наблюдателя. В этой ситуации исследователь выполняет функции наблюдателя, не взаимодействуя с участниками наблюдаемой ситуации. Он выполняет свою роль образом, очень сходным с не включенным наблюдением.
5) Полевое наблюдение отличается тем, что проводится в реальной жизненной ситуации, в естественной обстановке, в непосредственном контакте исследователя с изучаемым объектом. Большинство стандартизированных, не стандартизированных, включенных наблюдений проводится именно в форме полевого наблюдения.
6) Лабораторное наблюдение — такой тип сбора эмпирической социологической информации, который осуществляется в искусственно созданных для наблюдаемой группы и контролируемых исследователями условиях. При проведении такого наблюдения социологи довольно четко используют различные технические средства для фиксации поведения группы в измененных условиях и ситуациях, в которых осуществляются действия специально подобранных для лабораторного исследования участников.
7) Систематическое наблюдение — такой тип исследования, который проводится по четко определенному графику, с регулярной фиксацией заранее обусловленных признаков, ситуаций, процессов и действий. Оно позволяет выявить динамику изучаемых процессов и событий. Таковым, например, является изучение поведения людей на протяжении месяца или года (с определенным интервалом) при перемещении их на работу (с целью установления желательной ритмики движения транспорта) или у обменных пунктов (для определения реагирования населения на изменение курса валют).
8) Эпизодическое наблюдение — это фиксация изучаемых явлений и событий при отсутствии четкого регламента регистрации их в определенных временных интервалах или по различным этапам их протекания.
9) Случайное наблюдение — это социологическое исследование, при котором единицы и сроки наблюдения заранее не предусматриваются, а исследователь наблюдает и фиксирует интересные, заслуживающие внимания, с его точки зрения, факты и события социальной жизни. Такое наблюдение возникает и в таком случае, когда социолог при проведении систематического наблюдения сталкивается и интересным фактом или событием, имеющим непосредственное отношение к изучаемому объекту, но не предусмотренным заранее исследовательским проектом. Например, при изучении влияния заработной платы на отношение людей к труду может обнаружиться и влияние содержания досуга на трудовую деятельность, тогда социологу полезно понаблюдать, каким образом такое влияние осуществляется.
10) Одномоментное наблюдение — такое наблюдение, в котором фиксируется одно явление или событие, происходящее в определенном месте и в определенное время, например, осуществляемое социологом не включенное наблюдение за митингом определенной политической партии или движения.
11) Панельное наблюдение — это процесс неоднократного, протяженного во времени, проводимого через определенные интервалы, систематического и организованного наблюдения за одним и тем же объектом, имеющее целью выявить происходящие в нем изменения.
12) Контролируемое наблюдение осуществляется целенаправленно по заранее подготовленной программе, с применением стандартизированных планов и документации для получения достоверной информации об изучаемом объекте и проверки гипотез. Контроль организуется путем увеличения количества наблюдателей и сравнения результатов их наблюдений, а также через интенсификацию процесса — проведением оргии наблюдений за одним и тем же объектом.
13) Неконтролируемое наблюдение осуществляется наблюдателем при изучении им реальных жизненных ситуаций без строгого плана и применения заранее подготовленной документации[10].
Таким образом, выделили несколько основных видов наблюдения в социологии, которые можно классифицировать по различным основаниям:
1.В зависимости от элементов контроля
— контролируемое
— неконтролируемое
2.В зависимости от положения наблюдателя относительно объекта наблюдения
— включенное
— не включенное
3.По степени формализованности
— нестандартизованное
— стандартизованное
4.По условиям организации наблюдения
— полевое
— лабораторное
5.По времени проведения наблюдения
— систематическое
— эпизодическое
— случайное
— одномоментное
— панельное.
Каждый из перечисленных видов может сочетаться с одним или несколькими другими, эти сочетания разновидностей продумываются исследователем для каждого конкретного исследования в зависимости от его целей и задач.
§ 8. Возможные классификации конкретных психологических методов. Виды наблюдения в психологии
Классификации методов психологического исследования, которые даются обычно в начале различных учебников и руководств по психологии, носят довольно условный характер. Ведь, как уже говорилось, одно и то же название метода может маскировать совершенно разные теоретические позиции отдельных авторов, которые не могут быть раскрыты в начале обучения до основательного знакомства с ними. Тем не менее мы приведем некоторые возможные классификации используемых в психологии методов, к которым надо относиться как к учебным схемам, необходимым для первоначальной ориентации в психологии.
75
В учебнике «Введение в психологию» под редакцией А. В. Петровского [14] все использовавшиеся в истории психологии методы изучения психического делятся на две большие группы — субъективные и объективные. Субъективный метод (интроспекция) долгое время считался единственным методом познания психической жизни человека. На наш взгляд, выделять в качестве отдельного метода в современной психологии особый субъективный метод нельзя, так как он предполагает определенный теоретический взгляд на сознание, давно уже отвергнутый современной наукой.
В то же время нельзя отрицать наличие у субъекта возможности наблюдать за своими психическими процессами, отдавать себе в них отчет, но это самонаблюдение — если оно производится в научных целях — предполагает применение вполне объективных процедур.
Со временем неудовлетворенность субъективным методом привела к разработке в психологии объективных методов, но «прилагались» они уже к разным реальностям.
Основными объективными методами психологии, как и многих наук, являются наблюдение и эксперимент. Наблюдение обычно описывается как «преднамеренное, систематическое и целенаправленное восприятие психических явлений с целью изучения их специфических изменений в определенных условиях и отыскания смысла этих явлений, который непосредственно не дан» [51, 215]. Оно предполагает, как правило, четко поставленную цель, подробно разработанный план, а также исходную гипотезу, которую наблюдение может либо подтвердить, либо опровергнуть.
Обычно выделяют следующие виды наблюдения (см. табл. 2)’. Особенности каждого варианта наблюдения очень подробно изучаются в других, специальных курсах, посвященных методам психологии. Мы приведем лишь примеры отдельных видов наблюдения для иллюстрации.
Вот пример полевого и систематического наблюдения американским этологом Дж. Б. Шиллером орудийных действий у калана (калан — морская выдра из семейства куньих). Калан добывал на побережье Калифорнии двустворчатых моллюсков и вынимал содержимое раковины следующим образом: он, лежа на воде, клал себе на живот тяжелый камень (от 0,5 до 3,5 кг), захватывал двумя передними лапами раковину за створки и силой ударял этой раковиной о камень (иногда для того, чтобы раковина раскололась, требовалось 30 ударов и более). В течение полутора часов калан, за которым наблюдал американский этолог, извлек 54 моллюска и произвел 2237 ударов [128].
Второй пример взят из социально-психологических исследований. В 1975 г. три американских исследователя заинтересовались вопросом, есть
При составлении данной таблицы использовались материалы из [14].
76
Табл ица 2
Классификация видов наблюдения
Основание классификации | Виды наблюдения | |
Характер контакта с объектом наблюдения (ОН) | Непосредственное (прямой контакт наблюдателя и ОН) | Опосредствованное (знакомство с ОН через изучение различных анкет, биографий, аудио- и видеоматериалов) |
Условия осуществления | Полевое (ведущееся в реальных условиях жизни) | Лабораторное |
Характер взаимодействия с ОН (1) | Включенное (наблюдатель является членом группы, выступающей ОН, и наблюдает за ее жизнью изнутри) | Невключенное (наблюдение жизни группы со стороны) |
Характер взаимодействия с ОН (2) | Открытое (объект наблюдения знает о наличии наблюдателя) | Скрытое (наблюдение ведется инкогнито) |
Упорядоченность во времени | Сплошное (ход событий постоянно фиксируется) | Выборочное (наблюдаемые процессы фиксируются лишь в определенные промежутки времени) |
Упорядоченность в проведении | Структурированное (события фиксируются в соответствии со строгой схемой наблюдения) | Произвольное (неструктурированное), когда исследователь фиксирует то, что кажется ему в данный момент целесообразным |
Характер фиксации результатов | Констатирующее (факты просто фиксируются) | Оценивающее (наблюдатель оценивает выраженность тех или иных параметров ОН по степени их выраженности по заданному критерию) |
Цели | Систематическое, имеющее четко поставленную цель и план | Поисковое, не имеющее четко поставленной цели (характерно для «пилотажных», т.е. предварительных, ориентировочных исследований) |
77
ли связь между статусом собеседника (его воинским званием) и расстоянием, на котором останавливаются для беседы с ним другие военнослужащие. Они выдвинули гипотезу, что люди с более низким статусом стараются находиться от собеседника более высокого статуса дальше, чем от людей одного с ними статуса. Для проверки этой гипотезы было организовано скрытое оценивающее наблюдение за военнослужащими ВМС США в моменты их взаимодействия с другими военнослужащими США (все 562 человека, за которыми велось наблюдение, были одеты в форму с соответствующими знаками различия). Наблюдения велись в полевых условиях в различных местах — в магазине военторга, в кафетерии, в холле госпиталя и в центре отдыха. Поскольку полы во всех этих помещениях были покрыты одинаковыми плитками, имеющими определенный размер (22,86 см), легко было оценить (с точностью до полуплитки) количество плиток от ступни одного человека до ступни другого. Учитывались только те случаи взаимодействия, когда субъект, за которым велось наблюдение, стоял и к нему приближался другой человек, который и начинал разговор. Никто из испытуемых не знал о проводимом исследовании (записи велись незаметно). Результаты наблюдений подтвердили гипотезу [112].
4.Метод наблюдения и его роль в развитии психологии.
Цель наблюдения – определить, что такое поведение. Это трудная задача, потому что поведение – очень широкое понятие. Наблюдение состоит в том, чтобы идентифицировать, назвать, сравнить и описать поведение. Метод наблюдения с переменным успехом применялся в ходе исторического развития психологии и наиболее активно использовался в рамках возрастной психологии. Метод наблюдения, в отличие от экспериментального, имеет описательные цели, то есть не предусматривает манипуляцию независимой переменной и выявление причины и следствия. Наблюдение используется в основном в возрастной психологии. Недостатком в применении этого метода является субъективность, избежать которой можно, используя систематические процедуры и строгое планирование наблюдения.
5.Виды наблюдений. Достоинства и недостатки метода наблюдения.
Виды: Полевым (в повседневной жизни) и лабораторным; Явным и скрытым; Непосредственным и опосредованным; Включенным (которое может быть открытым и закрытым) и невключенным; Прямым и косвенным; Сплошным и выборочным (по определенным параметрам). Главное достоинство этого метода состоит в том, что он даёт возможность уловить детали данного явления, его многогранность. Гибкость метода – ещё одно качество, имеющее немаловажное значение при изучении социальных явлений. Среди недостатков, прежде всего следует отметить качественный (не количественный) характер выводов, которые можно получить в результате наблюдения. Метод редко может быть применён к наблюдению больших совокупностей и большого количества событий. Однако наиболее крупный недостаток, очевидно, связан с возможностью привнесения определённой доли субъективности в существо метода и меньшими, чем в других случаях, возможностями широкого общения результатов исследования.
6.Интроспекция как вид наблюдения.
Метод самонаблюдения, или интроспекция — это стратегия получения эмпирических данных, которая заключается в наблюдении собственных психических процессов без использования каких-либо инструментов или эталонов. Это самый старый и самый доступный инструмент познания психики.
7.Общая характеристика метода опроса. Его роль в психологии.
Ме́тод опро́са — психологический вербально-коммуникативный метод, заключающийся в осуществлении взаимодействия между интервьюером и респондентами посредством получения от субъекта ответов на заранее сформулированные вопросы. Опрос можно рассматривать как один из самых распространённых методов получения информации о субъектах — респондентах опроса. Опрос заключается в том, что респонденту задают специальные вопросы, ответы на которые позволяют исследователю получить необходимые сведения в зависимости от задач исследования. К особенностям опроса можно причислить его массовость, что вызвано спецификой задач, которые им решаются. Массовость обуславливается тем, что психологу, как правило, требуется получение сведений о группе индивидов, а не изучение отдельного представителя. Опросы разделяют на стандартизированные и не стандартизированные. Стандартизированные опросы можно рассматривать как строгие опросы, дающие прежде всего общее представление об исследуемой проблеме. Не стандартизированные опросы менее строгие в сравнении со стандартизированными, в них отсутствуют жёсткие рамки. Они позволяют варьировать поведение исследователя в зависимости от реакции респондентов на вопросы.