Драматизация в обучении — это… Что такое Драматизация в обучении?
- Драматизация в обучении
- инсценирование, разыгрывание по ролям содержания учебного материала на уроках (ролями могут наделяться не только живые персонажи, но и любые неживые предметы и феномены из любой области знаний).
Педагогический словарь. — М.: Академия. Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. 2005.
- ДОЦИМОНОЛОГИЯ
- ДУХОВНОСТЬ
Смотреть что такое «Драматизация в обучении» в других словарях:
Технология активного обучения — такая организация учебного процесса, прикоторой невозможно неучастие в познавательном процессе: либо каждый учащийся имеет определенное ролевое задание, которым он должен публично отчитаться, либо от его деятельности зависит качество выполнения… … Словарь терминов по общей и социальной педагогике
Гай Саллюстий Крисп — У этого термина существуют и другие значения, см. Саллюстий (значения). Гай Саллюстий Крисп лат. Gaius Sallustius Crispus Дата рождения: ок. 86 года до н. э … Википедия
ИЛЛЮСТРАТИВНАЯ ШКОЛА — разновидность трудовой школы, в к рой трудовое начало сводилось к работам детей по иллюстрированию получаемых знаний (рисование, лепка, изготовление моделей и макетов, драматизация и др.). И. ш. формировалась под влиянием концепции «школы… … Российская педагогическая энциклопедия
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ — система подготовки специалистов общего (дошкольного, нач, базового и среднего) образования. К работникам этой категории относятся также преподаватели общеобразоват.дисциплин проф. у ч заведений, пед.персонал учреждений дополнительного образования … Российская педагогическая энциклопедия
ДЕФЕКТИВНОСТЬ — (от лат. defectus недостаточность), термин, применяемый в невропатологии и психиатрии гл. обр. по отношению к детям, т. к. большинство видов Д. относится к прирожденным, конституциональным формам или к формам, приобретенным в самом раннем детстве … Большая медицинская энциклопедия
Книги
- Драматизация в обучении английскому языку, Белянко Елена Анатольевна. Специалисты сходятся в одном: «Иноязычной речевой деятельности нельзя научить, ей можно только научиться» . Какие бы современные методики обучения ни применяли, какую бы разнообразнейшую… Подробнее Купить за 65 руб
- Драматизация в обучении английскому языку Сценарии Методические рекомендации Разработки учебно-воспитательных мероприятий, Белянко Е.. Специалисты сходятся в одном: «Иноязычной речевой деятельности нельзя научить, ей можно только научиться». Какие бы современные методики обучения ни применяли, какую бы… Подробнее Купить за 62 руб
- Драматизация в обучении английскому языку. Сценарии, методические рекомендации, разработки учебно-воспитательных мероприятий, Белянко Елена Анатольевна. Специалисты сходятся в одном: «Иноязычной речевой деятельности нельзя научить, ей можно только научиться» . Какие бы современные методики обучения ни применяли, какую бы разнообразнейшую… Подробнее Купить за 58 руб
Прием драматизации (текстовый документ)
Драматизация = театрализация = инсценировка
Прежде чем обратиться к методике театрализации (драматизации) рассмотрим определения этих терминов.
«Театрализация — приспособление чего-нибудь для театра, придание чему-нибудь театральных свойств. Театрализация романа» [Толковый словарь Ушакова 2012].
«Драматизация — действие по глаголу драматизировать. Драматизация рассказа Чехова «Хирургия». Приемы драматизации литературных произведений в школе (педаг.)» [Толковый словарь Ушакова 2012].
«Драматизировать 1. Переложить (перелагать) какое-нибудь произведение в драматическую форму. 2. Представить (представлять), разыграть (разыгрывать) что-нибудь в лицах [Толковый словарь Ушакова 2012].
Как мы видим, в качестве педагогического термина Д.Н. Ушаков использует слово «драматизация», однако на современном этапе педагоги — исследователи чаще используют слово театрализация (поскольку оно имеет более широкое значение). Термин «драматизация» сегодня тесно связан с исполнением роли либо театральным представлением, «театрализация» же включает в себя, помимо собственно спектакля комплекс различного рода игр.
На современном этапе театрализация превращается в один из дидактических приемов, используемых при освоении материала планомерно (на каждом занятии или с четкой периодичностью). Особенно эта тенденция заметна при преподавании творческих учебных дисциплин либо при обучении студентов творческих специальностей.
Новые цели, которые ставит перед собой современное образование, вызывают повышенный интерес педагогов к интерактивным технологиям в обучении. Одной из таких технологий и является использование ролевых, деловых и театрализованных игр. Прежде всего, образованный человек должен быть самостоятельным, инициативным, активным в профессиональной деятельности. Кроме того, он должен быть способен к самообучению и генерированию нового знания. Все эти установки могут быть воплощены в жизнь, когда обучаемый пробует себя в роли актера.
Сегодня метод театрализации активно используется на всех уровнях образования, как за рубежом, так и России. На каждом этапе образования прием театрализации используется в разных объемах, разными средствами и служит для достижения различных задач.
Театрализованная деятельность на раннем этапе развития позволяет раскрыть творческий потенциал ребёнка. Среди задач театральной педагогики в дошкольных и внешкольных учреждениях можно отметить:
1.воспитание творческой направленности личности;
2.развитие творческого воображения;
3. формирование ассоциативного мышления.
4. развитие речи
Коллективная театрализованная деятельность направлена на целостное воздействие на личность ребёнка, его раскрепощение, самостоятельное творчество, развитие ведущих психических процессов. Актерская игра способствует самопознанию и самовыражению личности; создаёт условия для социализации, усиливая способности к адаптации, корректирует коммуникативные качества, помогает осознанию успешности, что чрезвычайно важно для развития гармоничной личности.
Театрализованная игра является одним из эффективных средств социализации дошкольника в процессе осмысления им литературного произведения. Участие в игре создает благоприятные условия для развития чувства коллектива, партнёрства.
В ходе совершенствования диалогов и монологов, освоения выразительности речи наиболее эффективно происходит речевое развитие.
В процессе участия в театрализованных играх ребенок педагог может способствовать развитию речи ребенка. Игра помогает развивать речевое дыхание, чёткую дикцию и правильную артикуляцию, разнообразную интонацию, а также пополнять словарный запас (путем произнесения скороговорок, заучивания пословиц, стихов, сказок и рассказов).
Следующим этапом образования является обучение в школе. Здесь у педагога появляются новые задачи, как общие, так и частные, связанные со спецификой преподаваемой дисциплины.
Драматизация охватывает разные аспекты художественной деятельности: выбор репертуара, создание сценариев, сценическую речь, сценическое движение, изготовление костюмов, декораций, реквизита и т.д. Тем самым создаются благоприятные условия для формирования у обучаемых этических и эстетических ценностей.
В. В. Вартанова выделяет целый комплекс компетенций, развитию которых способствует театральная деятельность в педагогике (для профессионального образования):
«Театральная деятельность:
— способствует высвобождению внутренних ресурсов личности и соединению профессиональных знаний с речевой культурой и возможность быть понятым и услышанным в полной мере;
— способствует формированию автономности студентов;
— развивает умение управлять своими видениями, держать во внимании воображаемый объект, общаться с ним, эмоционально реагируя на образы представления и воображения;
— развивает выразительность, мимику, пластику, интонацию;
— развивает выразительные способности;
— развивает двигательные функции и идеомоторную координацию;
-развивает образное мышление;
— развивает творческое воображение;
-развивает способности мыслить действенными и событийными категориями;
— развивает способность к выявлению осведомленности в области смежных профессий;
— развивает умение управлять своим эмоциональным состоянием;
— снимает мышечные и психологические зажимы;
— помогает овладению навыков: правильного дыхания, голосообразования, четкой дикции, литературного произношения и законов логики речи;
— развивает умение передавать собственное позитивное отношение к окружающим;
— развивает способность к позитивному оцениванию своих склонностей и возможностей». [Вартанова 2008, 1-2]
Виды драматизации:
— игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей;
— ролевые игры, диалоги на основе текста;
— инсценировки произведений;
— постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям;
— игры-импровизации с разыгрыванием сюжета без предварительной подготовки» [Артемова 1990, 24 ].
Методические рекомендации «Драматизация, как один из приёмов развития творческих способностей обучающихся»
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №15» города Смоленска
(МБОУ «СШ №15»)
Методические рекомендации
«Драматизация, как один из приёмов развития творческих способностей обучающихся»
Автор: учитель начальных классов
Кордун Людмила Васильевна
Смоленск, 2016
Драматизация — один из ключей к творческому развитию ребенка, ибо открывает новую грань его деятельности, развивает ее, приобщая не только к искусству слова, мимики, жеста, но и к культуре общения со сверстниками.
Ценность приема драматизации определяется тем, что он помогает детям зримо увидеть содержание литературного произведения, развивает воссоздающее воображение, без которого невозможно полноценное восприятие художественной литературы.
В зависимости от задач, методики преподавания, степени активности и самостоятельности учеников М.П. Воюшина выделяет несколько видов драматизации:
Чтение произведения по ролям только с опорой на интонацию.
Чтение по ролям с предварительным устным описанием портрета, одежды, поз, жестов и интонаций, мимики героев.
Постановка “живых картин” к произведению.
Составление сценария спектакля, устное описание декораций, костюмов.
Драматические импровизации.
Развернутые драматические представления.
Составление сценария спектакля, устное описание декораций, костюмов, мизансцен, поз, мимики представляет большой интерес благодаря тому, что помогает с новых, порой неожиданных сторон, взглянуть на произведение, попытаться увидеть, вообразить, додумать многие сцены изучаемых произведений.
Этот прием способствует не только развитию речи, но и более глубокому пониманию произведения. В процессе беседы создаются подробные словесные описания обстановки, действующих лиц, причем очень важно дать возможность каждому ребенку высказать свое мнение.
Конечно, чтобы ребенок умел «играть» надо видеть игру настоящих актеров. К нам в школу часто приезжают актеры театра кукол, артисты Смоленской филармонии. В школе существует свой театральный кружок и ребята могут видеть их представления на утренниках.
Анализ иллюстраций с точки зрения выразительности мимики и пантомимики изображенных на них героев я начинаю еще в добукварном периоде, когда мы с первоклассниками анализируем иллюстрации в азбуке
Например: иллюстрация к сказке про Емелю:
Кто изображен на картинке? (Емеля)
Кого он держит в руках? (Емеля поймал щуку и держит ее в руках)
Какое выражение лица у Емели? (Он удивлен, потому что щука заговорила).
Попробуйте представить, что вы тоже поймали щуку. Возьмите ее в руки покрепче. Вдруг щука заговорила человеческим голосом. Изобразите удивление, страх на своих лицах. Малыши с удовольствием выполняют данное игровое упражнение.
В течение всего года я обращала внимание детей на иллюстрации в азбуке, просила охарактеризовать настроение детей, взрослых, и даже животных, т.к. в азбуке много сказочных персонажей.
Хорошо, когда в учебнике есть несколько иллюстраций и выражения лица главного героя постепенно меняется.
Я предлагаю ребятам внимательно посмотреть на Федору (2 класс, «Федорино горе») и сопоставить иллюстрации.
На первой картинке, какой изображена Федора?
Она сердитая, ругается на посуду, за то, что та убежала от нее.
Как вы думаете, она чувствует свою вину перед посудой, за то, что не мыла ее?
Нет, она не просит посуду вернуться, а требует.
Прочитайте слова Федоры.
«Ой-ой-ой! Ой-ой-ой! Воротитеся домой!»
Кто хочет попробовать передать состояние Федоры в этот момент?
Дети изображает Федору в соответствии с 1 иллюстрацией. Это уже показ «Живых картин», т.е. формы драматизации как бы переплетаются с игрой. Затем дети переходят к анализу и последующему показу 2 и 3 картин. Если дети к показу «живых картин» добавляют еще и соответствующие слова, реплики с использованием жестов, мимики, движений, то это уже как бы следующий этап драматизации. Иногда один вид драматизации как бы плавно переходит в другой более сложный. Данное произведение с удовольствием перечитывают ребята в 3 и 4 классах. Играя, ученики составляют весёлые рифмы, которые перерастают в шуточные чистоговорки. Вот одна из них, составлена творческой группой учеников 2А класса.
ОРА – ОРА – ОРА
Жила бабушка Федора.
УЛЯ – УЛЯ – УЛЯ
Ох! Была она грязнуля.
УДА – УДА – УДА
Из дома убегает вся её посуда.
АНЫ – АНЫ – АНЫ
Остались у бабуси только тараканы.
ЭЙ – ЭЙ – ЭЙ
Вдруг стала бабуся добрей.
АТЬ – АТЬ – АТЬ
Федора поспешила тарелки догонять.
ЛА – ЛА – ЛА
Порядок в своём доме хозяйка навела.
В учебнике «Русская азбука» много иллюстраций к русским народным сказкам «Гуси-лебеди», «Теремок», «Репка», «Колобок», «Лиса и журавль», «Маша и медведь» и другие. Ребятам с раннего детства знакомы эти сказки, они охотно рассказывают их с опорой на иллюстрации.
Ребята, а чтобы объединить всех героев сказки, кто нам нужен?
Рассказчик.
Авторами выбираются ребята, которые очень хорошо знают сказку и умеют рассказывать перед всем классом.
Мы вместе намечаем действия каждого героя, думаем как лучше без слов, а только с помощью жестов мимики, пластичных движений передать характеры каждого персонажа.
Ребята обычно очень хотят быть актерами, причем играть главную роль.
Создается сразу несколько актерских составов, распределяются роли и инсценирование начинается.
Я по ходу выступления подбадриваю актеров, помогаю преодолеть скованность.
Таким образом, инсценируя сказки, мы делаем первый шаг к драматизации более сложных произведений.
Постепенно мы подходим к более сложным формам драматизации: чтение по ролям и развернутая драматизация.
Чтение по ролям возможно при работе над любым произведением, в котором есть диалоги.
С какими трудностями встретилась я при обучении чтению по ролям?
Дети не умеют определить границы, где кончаются слова автора и начинаются слова героев и наоборот. Не умеют найти слова, которые «произносит» определенный герой.
Поэтому подготовительной работой (на всех уроках литературного чтения) я считаю чтение «цепочкой» по предложению, по абзацу; выборочное чтение; определение количества героев в прозаических произведениях.
Чтение по ролям я использовала уже в I классе. Для такого вида драматизации подходят произведения: Приятели-лодыри, Чиж, Страх и смелость, Заботливая внучка, У Юры была юла, Печенье и другие.
Некоторые из этих произведений можно не просто прочитать по ролям, но и перейти к драматизации развернутой формы. Например: рассказ «Печенье». Ребята внимательно слушают рассказ в исполнении учителя (или заранее подготовленного ученика).
Ребята, о чем этот рассказ?
О мальчиках, которые думали только о себе и о том, чтобы всё разделить пополам..
Ребята, этот рассказ мы будем читать по ролям. Какие действующие лица участвуют?
Бабушка, мама, Вова, Миша. Прочитайте рассказ еще раз. (Дети читают в полголоса).
Какое слово повторяется чаще всего?
Ровно? Ровно.
Как вы думаете, оно одинаково произносится героями рассказа?
Нет. Мальчики очень дружно делят печенье на одинаковые кучки, а мама и бабушка молчат.
Может они радуются за ребят, что они честно делятся друг с другом?
Нет, они расстроены и не найдут слов.
Как нужно прочитать молчание бабушки и мамы?
Грустно, печально.
Кто должен читать эти слова?
Автор.
Выбираем действующих лиц. Намечаем, каким будет тембр голоса; у мальчиков голос весёлый, радостный, звонкий.
Читаем отдельно слова Вовы, Миши. Анализируем, вносим коррективы. Далее следует чтение по ролям, анализ.
А как вы думаете, а можно этот рассказ не читать, а попробовать обыграть у доски? (Ребята соглашаются). Что нужно тогда добавить к словам, чтобы выразить удивление, заинтересованность? — (Движения).
Вместе с ребятами выясняем, что еще помогает мимика, т.е. выразительность лица.
Инсценировка проводится в классе у доски наиболее подготовленными детьми, после того как они потренируются читать в парах.
На дом дается задание обыграть этот рассказ вместе с родителями, попытаться войти и в образ Вовы, Миши, автора.
Много текстов для драматизации различной степени сложности в учебнике для 2-го класса.
Для чтения по ролям подходят практически все народные сказки.
Басни И.А.Крылова замечательный материал для чтения по ролям и инсценирования. Для инсценирования подходят рассказы В.А.Осеевой.
Особенно интересны развёрнутые драматические представления.
Данный прием требует большой коллективной подготовки: оформление декораций, подготовка костюмов, репетиции. Несмотря на это, такой урок всегда праздник в жизни ребенка. Этот прием драматизации в практике школы используется больше во внеклассной деятельности. Мои ученики любят принимать участие в различных классных и школьных мероприятиях. Самостоятельно сочиняют частушки, стихи.
Так учащиеся 2А класса показали для будущих первоклассников Новогоднюю сказку собственного сочинения. В течение месяца, под руководством учителя творческая группа учащихся составляла сценарий праздника. В постановке сказки принимали активное участие все ученики класса. Герои нашли свои роли и выступили блестяще. В подготовке к празднику принимали активное участие и родители. Они помогли сделать костюмы для сказочных героев, декорации к сказке. После сказки Снегурочка брала интервью у гостей. (См. «Новогодняя сказка»).
Итак, самым трудным и самым интересным приёмом развития творческих способностей учащихся является драматизация произведения. Здесь ребёнок играет для себя и для других. Важно каждому ребёнку предоставить возможность попробовать себя в роли актёра.
Чистоговорки по сказкам, басням.
ЛИСА И ЖУРАВЛЬ.
ИР– ИР– ИР
Идёт журавль на званный пир.
АША– АША – АША
На тарелке лежит каша.
СА– СА – СА
Только ест её лиса.
ИР – ИР – ИР
Идёт лиса на званный пир.
ОШКА– ОШКА– ОШКА
В кувшине сладкая окрошка.
ШИН – ШИН– ШИН
У лисы не лезет голова в кувшин.
ЁТ – ЁТ – ЁТ
А журавль клюёт, клюёт.
АДА– АДА – АДА
Ах, взяла лису досада.
ЛИСА И КОЗЁЛ.
АЛА – АЛА– АЛА
В колодец лисонька упала.
ДИЛ– ДИЛ– ДИЛ
Мимо козлик проходил.
УЛ – УЛ — УЛ
Он в колодец заглянул.
ИТЬ – ИТЬ– ИТЬ
Очень козлик хотел пить.
СА– СА – СА
Это поняла лиса.
ИЛА – ИЛА – ИЛА
Козла в колодец заманила.
СА– СА – СА
Так спасла себя лиса.
ПЕТУШОК И БОБОВОЕ ЗЁРНЫШКО
ШОК – ШОК – ШОК
Был торопливым петушок.
ВАЛ – ВАЛ – ВАЛ
Он быстро зёрнышки клевал.
ЯЛО – ЯЛО – ЯЛО
В горле зёрнышко застряло.
АТЬ – АТЬ – АТЬ
Курочка бежит спасать.
ЦА – ЦА – ЦА
Дай хозяйка маслица.
У СТРАХА ГЛАЗА ВЕЛИКИ.
ОСЫ – ОСЫ – ОСЫ
Несут воду водоносы.
НУЛ – НУЛ – НУЛ
Ветер яблоньку качнул.
АЛО – АЛО – АЛО
На зайку яблоко упало.
АЛ – АЛ – АЛ
Он прохожих напугал.
УШКА – УШКА – УШКА
За водой пошла старушка.
ЗЯ – ЗЯ – ЗЯ
Рядом с ней её друзья.
ЕРЬ – ЕРЬ – ЕРЬ
Им навстречу страшный зверь.
ЕДЬ – ЕДЬ – ЕДЬ
На бабку наскочил медведь.
СУ – СУ – СУ
Курочка увидела проказницу лису.
ОЛК – ОЛК – ОЛК
Внучку чуть не слопал волк.
ТА – ТА – ТА
Мышка видела кота.
ЛИСЬ – ЛИСЬ – ЛИСЬ
Четверо охотников за зайчиком гнались.
КАША ИЗ ТОПОРА.
АТ – АТ – АТ
К бабушке зашёл солдат.
ЛА – ЛА – ЛА
Старушка жадною была, покушать гостю не дала.
ИЛА – ИЛА – ИЛА
Сварить кашу разрешила.
ОР – ОР – ОР
Солдат для каши взял топор.
ОЛЬ – ОЛЬ – ОЛЬ
Потом старушка дала соль.
ПА – ПА – ПА
У бабушки нашлась крупа.
АСЛО – АСЛО – АСЛО
Чуточку положим масла.
ША – ША – ША
Ах, как каша хороша!
ГУСИ-ЛЕБЕДИ.
РАЛИ – РАЛИ – РАЛИ
Гуси мальчика забрали.
АТЬ – АТЬ – АТЬ
Девочка братишку бежит выручать.
ГЛА – ГЛА – ГЛА
Детям мышка помогла.
АТ – АТ – АТ
Речка, яблоня и печка от гусей спасли ребят.
ДВА МОРОЗА.
ОЗА – ОЗА – ОЗА
Жили – были два Мороза.
АТЬ – АТЬ – АТЬ
Братики любили, ох озорничать!
ОС – ОС – ОС
Хвастунишка Красный нос.
КА – КА – КА
Получил от бедняка.
ОС – ОС – ОС
Старший мудрый Синий нос.
ЧА – ЧА – ЧА
Заморозил богача.
По произведению А.С. Пушкина
СКАЗКА О РЫБАКЕ И РЫБКЕ.
НА – НА – НА
В море плещется волна.
ЕТЬ – ЕТЬ – ЕТЬ
Старик бросил в море сеть.
АЛ – АЛ – АЛ
Золотую рыбку дедушка поймал.
ИЛА – ИЛА – ИЛА
За свою свободу рыбка заплатила.
АЛА – АЛА – АЛА
Богатою старуха в сказке этой стала.
АТЬ – АТЬ – АТЬ
Но скупая бабка смогла всё потерять.
По произведению И. А. Крылова
СТРЕКОЗА И МУРАВЕЙ.
ЗА – ЗА – ЗА
Среди цветов порхает шалунья стрекоза.
ЁТ – ЁТ – ЁТ
Она с утра до вечера танцует и поёт.
ВЕЙ – ВЕЙ – ВЕЙ
Всё трудится и трудится бедняга муравей.
АЛО – АЛО – АЛО
Зимой похолодало.
ЗА – ЗА – ЗА
К муравью плетётся горе-стрекоза.
ИЛ – ИЛ – ИЛ
Муравей певунью в дом и не пустил.
По произведению В.И. Даля
ДЕВОЧКА СНЕГУРОЧКА.
ЕЙ – ЕЙ – ЕЙ
У деда и у бабы не было детей.
ИЛИ – ИЛИ– ИЛИ
Они из снега белого девочку слепили.
АЛА – АЛА – АЛА
Снегурочка послушная быстро подрастала.
ЛА – ЛА – ЛА
Девочка с подружками однажды в лес пошла.
ОС – ОС – ОС
Снегурочку из леса привёл дворовый пёс.
По произведениям Л.Н. Толстого.
КОТЁНОК.
ЛИСЬ – ЛИСЬ – ЛИСЬ
У кошечки весною котята родились.
ОЛЕ – ОЛЕ – ОЛЕ
Однажды ребятишки котёнка взяли в поле.
АЛ – АЛ – АЛ
Он весело и шустро с соломою играл.
ЕЛЬ – ЕЛЬ – ЕЛЬ
Вася и Катюша ищут здесь щавель.
АЛИ – АЛИ – АЛИ
Охотничьи собаки к котёнку подбежали.
АС – АС – АС
Смелый мальчик кота спас.
ФИЛИПОК.
ОК – ОК – ОК
Идёт в школу Филиппок.
АКИ – АКИ – АКИ
А за ним бегут собаки.
ИК – ИК – ИК
Мальчику помог мужик.
ОК – ОК — ОК
Сидит с Костей Филиппок.
ОВО – ОВО – ОВО
С братом складывает слово.
ЕЦ – ЕЦ – ЕЦ
Сказал учитель – «Молодец»!
По произведению К.И. Чуковского.
ФЕДОРИНО ГОРЕ.
ОРА – ОРА – ОРА
Жила бабушка Федора.
УЛЯ – УЛЯ – УЛЯ
Ох! Была она грязнуля.
УДА – УДА – УДА
Из дома убегает вся её посуда.
АНЫ – АНЫ – АНЫ
Остались у бабуси только тараканы.
ЭЙ – ЭЙ – ЭЙ
Вдруг стала бабуся добрей.
АТЬ – АТЬ – АТЬ
Федора поспешила тарелки догонять.
ЛА – ЛА – ЛА
Порядок в своём доме хозяйка навела.
По произведению А.П. Гайдара
ЧУК И ГЕК.
НА – НА – НА
В Московском доме жили два брата шалуна.
ОН – ОН – ОН
Однажды телеграмму принёс им почтальон.
АТЬ – АТЬ – АТЬ
Её мальчишки вредные сумели потерять.
АЛИ – АЛИ – АЛИ
Чук и ГЕК об этом маме не сказали.
ИТЬ – ИТЬ – ИТЬ
Пришлось в лесу без папы им две недели жить.
По произведению С.Я. Маршака.
КОТ И ЛОДЫРИ.
ОК – ОК – ОК
Вместо школы лодыри попали на каток
ОТ – ОТ – ОТ
Над ними посмеялся усатый серый кот.
По произведению С.В. Михалкова.
МОЙ ЩЕНОК.
ОК – ОК – ОК
У меня пропал щенок
ИЛ – ИЛ – ИЛ
Может, он украдкой что-то натворил?
АЛИ – АЛИ – АЛИ
Вдруг его украли?
ОЙ – ОЙ – ОЙ
С пчёлами вступил он в бой!
ЧУ – ЧУ – ЧУ
Друга я теперь лечу.
По произведениям Н.Н. Носова.
ЖИВАЯ ШЛЯПА.
УХ – УХ – УХ
Котёнок Васька ловил мух.
ОДА – ОДА – ОДА
Шляпа шлёпнулась с комода.
ЫЛА – ЫЛА – ЫЛА
Она котика накрыла.
АЛА – АЛА – АЛА
Вдруг тихонько по полу шляпа побежала.
АЛИ – АЛИ – АЛИ
Мальчики от шляпы быстро побежали.
ОТ – ОТ – ОТ
Вдруг из шляпы вылез кот.
НА ГОРКЕ.
АТА – АТА – АТА
Горку строили ребята.
ОВ – ОВ – ОВ
Вот пришёл Котька Чижов
ЕЗ – ЕЗ – ЕЗ
Он на горку с трудом влез.
УХ – УХ – УХ
Очень скользко, Котька бух!
АТЬ – АТЬ – АТЬ
Он песком всю горку начал засыпать.
ИЛИ – ИЛИ – ИЛИ
Ребята умника простили.
ЗАПЛАТКА.
ОР – ОР – ОР
Бобка лез через забор.
АТЬ – АТЬ – АТЬ
Он сумел штаны порвать.
АЛ – АЛ – АЛ
Сам потом их зашивал.
По произведению В.А. Осеевой.
ВОЛШЕБНОЕ СЛОВО.
КА – КА – КА
Павлик на скамейке встретил старика.
ИЛ – ИЛ – ИЛ
Дедушка мальчишке слово подарил.
ОЛ – ОЛ – ОЛ
С этим, словом Павлик в дом к себе пришёл
ИЛ – ИЛ – ИЛ
От сестры братишка краски получил.
ЛА – ЛА – ЛА
Бабушка Павлуше пирожок дала.
ЯЛ – ЯЛ – ЯЛ
Старший брат мальчишку покататься взял.
По произведениям Н. М. Артюховой.
ТРУСИХА.
РЕ – РЕ – РЕ
Дети вместе дружно играли во дворе.
АЧ – АЧ – АЧ
С цепи сорвался ловко сторожевой Лохмач.
АТЬ – АТЬ – АТЬ
Ребята врассыпную бросились бежать.
ША – ША – ША
Трусиха Валентина закрыла малыша.
ЕХ – ЕХ – ЕХ
Оказалась девочка смелей мальчишек всех.
БОЛЬШАЯ БЕРЁЗА.
ЕЗ – ЕЗ – ЕЗ
Алёшка на берёзу высокую залез.
АЛИ – АЛИ – АЛИ
Ребята испугались и маме рассказали.
АТЬ – АТЬ – АТЬ
Мама побежала сына выручать.
ЗАЛ – ЗАЛ – ЗАЛ
Под мамину команду Глеб с дерева слезал
ЕЦ – ЕЦ – ЕЦ
Она сказала сыну «Ты просто молодец!»
ДА – ДА – ДА
Но больше так не делай, сыночек, никогда.
По произведениям В.В. Бианки.
МУЗЫКАНТ.
АЛ – АЛ – АЛ
Охотник неумело на скрипочке играл.
ИЛ – ИЛ – ИЛ
Колхозник в это время мимо проходил.
СУ – СУ – СУ
Он только, что медведя повстречал в лесу.
ЖЬЁ – ЖЬЁ – ЖЬЁ
Охотник очень ловко в руки взял ружьё.
ИЛ – ИЛ – ИЛ
Медведя-музыканта он так и не убил.
ЛИСА-ПЛЯСУНЬЯ.
ОДА – ОДА – ОДА
Дождь и непогода.
ОТУ – ОТУ – ОТУ
Лиса ведёт охоту.
ЕЙ – ЕЙ – ЕЙ
Красавица сегодня танцует для мышей.
ОТ – ОТ – ОТ
Чёрненький комочек летит ей прямо в рот.
По произведению В.Ю. Драгунского.
ТАЙНОЕ СТАНОВИТЬСЯ ЯВНЫМ.
ЕСТЬ – ЕСТЬ – ЕСТЬ
Чтобы пойти в Кремль надо кашу съесть
ИЖУ – ИЖУ – ИЖУ
Как я манку ненавижу!
ЧИЛ – ЧИЛ – ЧИЛ
Я её сластил, перчил, посолил совсем немножко
Потом выбросил в окошко.
ЕР – ЕР – ЕР
В дом зашёл милиционер.
АШУ – УШУ – АШУ
Он на шляпе принёс кашу.
По произведениям Шарля Перро.
КОТ В САПОГАХ.
ОТ – ОТ – ОТ
По наследству младшему достался умный кот.
АЛ – АЛ – АЛ
Он королю подарки частенько посылал.
АС – АС – АС
У речки быстроходной король маркиза спас.
АСА – АСА – АСА
Придворные увидели владенья Карабаса.
ИЛ – ИЛ – ИЛ
Кот злого людоеда в замке навестил.
АС – АС – АС
Счастливым и богатым стал бедный Карабас.
КРАСНАЯ ШАПОЧКА.
ЛА – ЛА – ЛА
Девочка с гостинцем к бабушке пошла
ОЛК – ОЛК – ОЛК
Ей навстречу страшный волк.
АЛ – АЛ – АЛ
Он дорогу к бабушке у девочки узнал.
ИЛ – ИЛ – ИЛ
Бабушку и внучку Серый проглотил.
СЛИ – СЛИ – СЛИ
Охотники несчастных из беды спасли.
По произведению Братьев Гримм.
БРЕМЕНСКИЕ МУЗЫКАНТЫ.
ОМА – ОМА – ОМА
Осёл, собака, кот, петух остались все без дома.
ЛА – ЛА – ЛА
Дорога музыкантов в Бремен повела.
ЁК – ЁК – ЁК
На пути им встретился яркий огонёк.
ИЛИ – ИЛИ – ИЛИ
Разбойники здесь жили.
АЛИ – АЛИ – АЛИ
Животные до смерти всех их напугали.
ИТЬ – ИТЬ – ИТЬ
Друзья остались вместе в этом доме жить.
По произведениям Г.Х. Андерсена.
ДЮЙМОВОЧКА.
ОК – ОК – ОК
Из ячменного цветка вырос сказочный цветок.
ЧКА – ЧКА – ЧКА
В нём жила Дюймовочка.
АЛА – АЛА – АЛА
Жаба девочку украла.
ИТЬ – ИТЬ – ИТЬ
Ей хотелось сына своего женить.
СЛИ – СЛИ – СЛИ
Рыбки девочку спасли.
УК – УК – УК
На дерево малышку принёс усатый жук.
АЛА – АЛА – АЛА
Мышь Дюймовочку забрала.
ОТ – ОТ – ОТ
В неё влюбился страшный крот.
ЛА – ЛА – ЛА
Ласточка Дюймовочку к эльфам принесла.
ПРИНЦЕССА НА ГОРОШИНЕ.
ОМ – ОМ – ОМ
Сверкает ярко молния, грохочет в небе гром.
ЛА – ЛА – ЛА
Уставшая и мокрая в дом девочка зашла.
ИЛИ – ИЛИ – ИЛИ
Её здесь обсушили, в кроватку уложили.
АХ – АХ – АХ
Наутро тело было словно в синяках.
Пожалуйста, пользуйтесь.
С уважением, Кордун Людмила Васильевна. Смоленск, МБОУ «СШ №15»
Статья: Статья: Игры-драматизации в работе с дошкольниками.
Статья:
Игры-драматизации в работе с дошкольниками.
Игра является основным видом детской деятельности, в процессе которой происходит формирование личности ребенка. Игра драматизация — это своеобразный и самостоятельно существующий вид игровой деятельности. В играх драматизациях дети объединены общими переживаниями, они учатся согласовывать свои действия, подчинять свои желания интересам коллектива.
Игра-драматизация как сюжетно-ролевая игра имеет свои структурные компоненты: содержание, сюжет, роль, игровые действия. Игры-драматизации создаются по готовому сюжету, взятому из книги. При отборе литературных произведений для игры-драматизации необходимо учитывать, что детей дошкольного возраста, прежде всего, привлекают динамичный и занимательный сюжет, наличие диалогов, коротких монологов, яркий художественный язык. Произведения должны быть близки детям по содержанию, легки для воплощения; важно, чтобы в них были выражены переходы от одного события к другому, чтобы персонажи были наделены активными действиями.
Развитие игры-драматизации связано с развитием игрового действия. При этом игровые действия (плачет, как дед; скачет, как зайка) — одно из основных средств реализации сюжета, роли.
Большое значение в возникновении и развитии игр-драматизаций, в усвоении характерных черт образа и отражении их в роли, имеют:
-интерес к ней самого педагога, его умение пользоваться средствами художественной выразительности;
-умение воспитателя стимулировать и развивать интерес к ней у детей;
-организация предметно-игровой среды;
-наличие у детей социокультурных умений и навыков.
Для успешного развития игр-драматизаций необходимо создание в группе обогащенной предметно-развивающей среды — центра детской деятельности «Театр» который включает в себя:
-различные виды театра: настольный, кукольный, пальчиковый, фланелеграф
— элементы костюмов, маски, атрибуты для игры — драматизации
— книги (детская художественная, познавательная и методическая литература)
-атрибуты для организации театрализованных игр ( фланелеграф, ширмы)
-наглядное пособие (иллюстрации, плакаты, фотографии, альбомы по теме театр).
Разумная организация театрализованной игры детей помогает педагогам выбрать наилучшие направления, формы и методы. Занятия в режиме дня, беседы, рассматривание картинок и иллюстраций. Решение проблемных ситуаций. Обсуждение и проигрывание ситуаций, использование музыкальных произведений, праздники, индивидуальная работа.
Театрализованные игры могут быть организованы в утренние и вечерние часы, включены в занятия. Желательно, чтобы все виды театрализованной деятельности проводились небольшими подгруппами, что обеспечивает индивидуальный подход к каждому ребенку.
При показе спектаклей важно, чтобы взрослый исполнял роль с интонационной выразительностью, так как воспитатель является самым активным участником игры. Он показывает, какими разнообразными могут быть интонация, мимика, жесты, походка, поза, движения. С этой точки зрения удобно работать со сказкой: сначала ее читают целиком, затем обыгрывают фрагменты, одновременно ведется поиск выразительных интонаций и движений.
Важно, чтобы соблюдался принцип «от простого к сложному»; многократно повторялся один и тот же содержательный момент, одни и те же игры на разных занятиях.
Роль одного персонажа поочередно исполняют, все дети. Если постоянно чередовать чтение текста, обыгрывание эпизодов, проведение этюдов и упражнений, то игра для детей будет интересна долгое время.
Дети младшего дошкольного возраста еще не обладают достаточным речевым потенциалом для полноценного участия в театрализованных играх, однако именно в возрасте трех-четырех лет отмечается первичное освоение игры-драматизации. Для работы с младшим дошкольным возрастом подойдут простые русские народные сказки, главными героями которых являются животные, короткие сказки в стихотворной форме, также могут вызвать интерес у детей.
В своей работе я использую пособие М.Д. Маханевой «Театрализованные занятия в детском саду», которое содержит тематический план работы и краткие сценарии занятий, освещает приемы и способы деятельности педагога.
Репертуар произведений на год для детей (3-4 лет)
Сентябрь | Знакомство | |
Потешка «Тень тень потетень» | ||
Октябрь | «Курочка Ряба» | «Для деда, для бабы курочка Ряба яичко снесла золотое» |
«Мы не просто ребятки, а ребятки – цыплятки» | ||
«Мышка бежала хвостиком махнула» | ||
«Курочка и цыплятки» | ||
Ноябрь | «Репка» | «Выросла репка большая-пребольшая» |
«Тянут-потянут вытянуть не могут» | ||
«К дедушке все прибегали, тянуть репку помогали» | ||
«Дружно весело с охотой быстро справимся с работой» | ||
Декабрь | «Котенок, который забыл, как надо просить есть» (И Кипнис) | «Забыла девочка котенка покормить, не мог он вспомнить, как покушать попросить» |
«Каждому хочется котеночку помочь» | ||
«Волшебная шкатулка» | ||
«Котеночек наелся молока, стол довольным и веселым он тогда» | ||
Январь | «Цыпленок» (К. Чуковский) | «Желтый маленький комочек, любопытный очень-очень» |
«Быстро времечко пройдет и цыпленок подрастет» | ||
«Волшебный сундучок» | ||
«Мешок с сюрпризом» | ||
Февраль | «Как собака друга искала» | «Без друзей нам не прожить ни за что на свете» |
«Очень жить на свете трудно без подруги или друга» | ||
«Собачке трудно, ей не спиться, с кем собачке подружиться» | ||
«Как собака друга искала» | ||
Март | «Почему кот моется после еды» (Литовская сказка) | «Воробей клевал зерно, кот хозяйский – цап его» |
«Воробей и кот» | ||
«Хитрый воробушек обманул кота» | ||
«Почему кот моется после еды» | ||
Апрель | «Теремок» | «Стоит в поле теремок» |
«В тесноте, да не в обиде» | ||
«Дайте только срок, построим теремок» | ||
« Ох, красивый теремок! Очень, очень он высок». | ||
Май | «Лиса, заяц и петух» | «Лисичку заяц в дом пустил, и вот на улице один» |
«Каждый хочет заиньке помочь» | ||
« Ох, и хитрая лиса! Трудно ее выгнать, да!» | ||
««Лиса, заяц и петух» |
Литература:
1. Антипина А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду: Игры, упражнения, сценарии. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 128с.
2. Губанова Н.Ф. Театрализованная деятельность дошкольников 2-5 лет: методические рекомендации/ Н.Ф. Губанова. – М.: Вако, 2016. – 256с.
3. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду [текст] /
Пособие для работников дошкольных учреждений / М.Д. Маханева.
–М., 2003. –с. 104.
Методическая разработка: «Руководство играми-драматизаций» | Социальная сеть работников образования
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №85»
Консультация для педагогов.
Тема: « Руководство игрой-драматизацией»
Подготовила :
Чижова Н.И
2019г
Игра драматизация – особенный вид деятельности детей дошкольного возраста.
Драматизировать – изображать, разыгрывать в особах литературное произведение.
В играх-драматизациях содержание, роли, игровые действия обусловлены сюжетом и содержанием того или иного литературного произведения, сказки и т.п.
Они сходны с сюжетно — ролевыми играми: в основе тех и других условное воспроизведение явления, действий и взаимоотношений людей и т.д., а также имеются элементы творчества.
Своеобразие игр драматизаций заключается в том, что по сюжету сказки или рассказа дети исполняют определённые роли, воспроизводят события в точной последовательности.
Чаще всего основой игр — драматизаций являются сказки.
В сказках образы героев очерчены наиболее ярко, они привлекают детей динамичностью и ясной мотивированностью поступков, действия чётко сменяют одно другое и дошкольники охотно воспроизводят их.
Легко драматизируются любимые детьми народные сказки «Репка», «Колобок», «Теремок», «Три медведя» и др.
В играх драматизациях используются и стихотворения с диалогами, благодаря
которым создаётся возможность воспроизводить содержание по ролям.
С помощью игр — драматизаций дети лучше усваивают идейное содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность.
Для развёртывания игр — драматизаций необходимы: возбуждение и развитие интереса к ним у детей, знание ребятами содержания и текста произведения, наличие костюмов, игрушек.
Костюм в играх дополняет образ, но не должен стеснять ребёнка.
Если нельзя сделать костюм, нужно использовать отдельные его элементы характеризующие отдельные признаки того или иного персонажа: гребешок петушка,хвост лисы, уши зайчика и т.п.
К изготовлению костюмов хорошо привлекать самих детей.
Руководство воспитателя заключается в том, что он, прежде всего подбирает произведения, имеющие воспитательное значение, сюжет которых детям нетрудно усвоить и превратить в игру — драматизацию.
С дошкольниками не следует специально разучивать сказку. Прекрасный язык, увлекательный сюжет, повторы в тексте, динамика развития действия — всё это способствует быстрому её усвоению.
При повторном рассказывании сказки дети достаточно хорошо её запоминают и начинают включаться в игру, выполняя роли отдельных персонажей. Играя, ребёнок непосредственно выражает свои чувства в слове, жесте, мимике, интонации.
В игре — драматизации не надо показывать ребёнку те или иные выразительные приёмы: игра для него должна быть именно игрой.
Руководство воспитателя играми детей должно быть направлено на развитие у них способностей, на обучение их умениям и навыкам, необходимым для этой деятельности.
При отборе литературных произведений для игры-драматизации необходимо учитывать, что детей дошкольного возраста, прежде всего, привлекают динамичный и занимательный сюжет, наличие диалогов, коротких монологов, яркий художественный язык. Произведения должны быть близки детям по содержанию, легки для воплощения; важно, чтобы в них были выражены переходы от одного события к другому, чтобы персонажи были наделены активными действиями.
Особенно любят дошкольники народные сказки. Для них характерны драматический конфликт, острота ситуаций, эмоциональная насыщенность, короткие и выразительные диалоги, простота и образность языка. Дети старшего дошкольного возраста с большим удовольствием драматизируют такие сказки, как «Лиса, заяц и петух», «Лисичка со скалочкой», «Волк и семерок озлят»«Теремок» и др.
Очень привлекают детей произведения с веселым сюжетом, где главными действующими лицами являются животные-детеныши, например «Цыпленок и утенок», «Кто сказал «мяу», «Мышонок и карандаш»,.
Целесообразно на первых порах отбирать для драматизации произведения, требующие ограниченных действий. Для детей средней группы хороши народные потекши, например, «Кисонька-мурысенька», «Где мой пальчик?» и др. Переживания, несложные действия этих произведений близки жизненному опыту детей, что облегчает произведение игры на первых порах.
Вся подготовительная работа по подведению детей к драматизации должна осуществляться поэтапно.
Вначале на занятиях по развитию речи в процессе чтения и рассказывания произведения дети знакомятся с текстом. Затем воспитатель предлагает им прослушать его записи на пластинке. Это помогает дошкольникам лучше понять содержание, дать правильную оценку героям. В дальнейшем они упражняются в пересказе, импровизации диалогов (с детьми не стоит заучивать тест, так как это затормаживает их свободную речь и действия, сковывает и связывает творческие проявления).
Задачей воспитателя на этом этапе является формирование у детей желания принять участие в игре, интереса к нему, к тому, что надо делать, куда идти, что говорить. Постепенно для детей становится существенным не только то, что надо выполнять, но и как выполнять. Этому помогает рассматривание иллюстраций, экскурсии, прогулки, в процессах которых дошкольники имеют возможность присмотреться к повадкам собаки, прислушаться к крику петуха, заметить особенности поведения кошки и т. д. Интерес к качеству выполнения роли содействует тому, что дети начинают критически относиться к другим участникам игры, а также видеть собственные недочеты и достижения.
Однако при наблюдении за детьми в процессе игры выявляется большой разрыв между интересными замыслами и их реализацией. Ребята подробно описывают его внешние признаки. В исполнении же дети не могут передать те качества литературного героя, о котором сами с таким увлечением говорили.
Опыт показал, что неуверенность и скованность детских проявлений сглаживается по мере того, как дети приобретают необходимые умения и навыки: отчетливо говорить, регулировать силу и высоту голоса, изменять темп речи; правильно ходить, бегать, прыгать; ловко и уверенно действовать.
Речевые и двигательные умения у детей развиваются на разных занятиях и направлены на выполнение «Программы воспитания в детском саду». В процессе самостоятельной деятельности, в часы досуга они углубляются и совершенствуют свои знания, упражняются в освоении выразительных средств исполнения.
Уровень способностей детей не может быть одинаковым, поэтому так важна индивидуальная работа с каждым ребенком при подготовке его к исполнительской работе, деятельности.
Формирование выразительных средств, для воплощения замысла предполагает выработку навыка выразительного чтения и рассказывания, накопление двигательного опыта в передаче различных по характеру образов, формирования чувства партнерства.
Учим детей, модулируя голосом, говорить громко, тихо, грубо,
передавать интонацией удивление, радость, печаль, страх. Например, детям можно дать такие задания: передать голосом игривость и веселость главных персонажей из сказки С. Михалков «Три поросенка», исполнить песенку козы из сказки «Волк и семеро козлят».
Помогает и следующие упражнение: одни ребенок произносит слова разных персонажей.
Воспитатель придумывает целый комплекс творческих заданий, направленных на развитие двигательной активности детей. Задача педагога состоит в том, чтобы дошкольники проявляли инициативу, оригинальную выдумку.
Детям можно предложить игры-упражнения такого типа: представьте, а за тем покажите, как умывается кошка, как тяжело и неуклюже передвигается медведь, после зимней спячки, как бежит по лесу осторожная хитрая лиса и т. д.
В дальнейшем творческие задания приобретают более сложный характер, например, самостоятельно выбрать и представить какое-нибудь животное, птицу в определенном состоянии, движении. Окружающие должны догадаться, кого ребенок представляет. Детям обычно нравиться коллективное обсуждение в разыгрываемых сценах, где происходит подробный анализ поведения героев.
Практика показала, что совмещение в игре речи и движений, речи и жестов сложно для дошкольников, при этом у них нарушается согласованность действий. Помощь в преодолении этих затруднений помогут следующие задания; представить себя кем-нибудь, показать и рассказать о себе, например; «Я медвежонок, хожу, переваливаясь (показать, я маленький неуклюжий (показать, люблю, есть малину и очень люблю мед». Представить рассказать, как бабушка печет колобок; что делают дедушка и бабушка после того, как колобок от них укатился и т. д.
Эти задания помогут детям предать настроение, характер образа, дают возможность найти связь между словами и действиями, глубже войти в роль, передать образу индивидуальные, неповторимые черты.
Детям можно предложить коллективное воспроизведение текста, когда каждый участник произносит слова только своей роли. В этом случае большое значение имеет сохранение размеренного темпа чтения текста по ролям. Перед детьми ставится задача произносить свой текст, своевременно, без промедлений и неоправданных пауз. Это задание помогает им приобрести навык совместных действий.
Учитывая, что дошкольники очень любят импровизировать, воспитателю следует поощрять их, но необходимо следить за тем, чтобы дети не искажали главной мысли и сути произведения. Импровизируя, дети самостоятельно распределяются по группам, выбирают конкретный эпизод им знакомой сказки, рассказа, распределяют между собой роли и показывают
сценку друг другу. Таким образом, они постепенно подготавливаются к драматизации того или иного произведения.
Игра- драматизация требует обдуманной организации детей. Их следует
делить на небольшие группы по числу персонажей, действующих в произведении. Игра проводится с каждым составом участников. Как показала практика, этот способ удобен и рационален, способствует активизации детей. Одна группа действует, другие в это время следят за ними.
Чтобы повысить интерес к качеству исполнения роли, перед детьми следует поставить цель — подготовительную драматизацию показать родителям или детям другой группы. Это вызывает у дошкольников желание поделиться с другими результатами своих усилий, своими достижениями.
Как уже было отмечено выше, знакомство с текстом, обыгрывание отдельных сценок диалогов, исполнение творческих заданий на развитие речевой и двигательной выразительности, а также рисование декораций, изготовление костюмов, атрибутов — все это осуществляется в самых различных видах детской деятельности: на занятиях по развитию речи, музыкальному воспитанию, изобразительной деятельности вне занятий.
При подготовке к спектаклю на первых порах воспитатель сам в присутствии детей выполняет все необходимые операции, подбирает атрибуты, рисует декорации, изготавливает элементы костюмов, распределяет роли, упражняет детей в диалогических сценках. Но позже, к концу года, старшие дошкольникипод руководством взрослого выбирают хорошо знакомый сюжет, решают вопрос о ведущем, подробно уточняют возможные атрибуты, костюмы, декорации.
В подготовительной к школе группе дети учатся самостоятельно выбирать сказку, распределять между собой обязанности, решать, кому быть ведущим, самостоятельно обсуждать, какие атрибуты и декорации необходимы для той или иной игры-драматизации, и подготавливают их. В процессе этой работы у детей появляется уверенность в своих силах, они
начинают творчески комбинировать и применять полученные знания, умения и навыки.
Задача педагога на этом этапе заключается в том, чтобы поддержать у детей интерес к будущему представлению, своевременно и осторожно напоминать, умело регулировать их самостоятельную деятельность.
Таким образом, игра- драматизация при соответствующем руководстве педагога может стать эффективным средством эстетического воспитания детей, развития их художественных способностей.
Петрашко А.В. ИГРА-ДРАМАТИЗАЦИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
УДК 373.2
УО «Гродненский государственный университет имени Я. Купалы», г. Гродно
Научный руководитель – Е. А. Ковалева, магистр педагогических наук, старший преподаватель кафедры педагогики и психологии детства ГрГУ им. Янки Купалы
Особое место в жизни дошкольника занимает игра, ведь именно она является самым доступным, интересным и увлекательным видом деятельности. Там нет каких-либо рамок и запретов, именно поэтому в игре комната может быть и автомобилем, и магазином, и кораблем, и даже замком с бушующими драконами. Дети придают значение обстановке так, как обусловлено замыслом и содержанием игры.
Особой любовью у детей пользуются театрализованные игры, в разряд которых так же входят игры-драматизации. Игра-драматизация – это игра творческого характера, в процессе которой дети отражают содержание литературного произведения[1, с. 43]. Участвуя в таких играх ребенок как бы входит в образ, примеряет на себя роль того или иного персонажа, перевоплощается в него и живет его жизнью. Игра-драматизация значительно отличается от других игр. Дети должны понять содержание, запомнить последовательность происходящих действий и речевой материал, с помощью которого они должны общаться.
Игра — наиболее доступный ребенку и интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, знаний и эмоций (А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, Д.Б. Эльконин и др.). Театрализованная игра как один из ее видов является эффективным средством социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения и участия в игре, которая имеет коллективный характер, что и создает благоприятные условия для развития чувства партнерства и освоения способов позитивного взаимодействия[2, с. 18]. В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя. Велико значение театрализованной игры и для речевого развития (совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи). Наконец, театрализованная игра является средством самовыражения и самореализации ребенка.
Характерными особенностями театрализованных игр являются литературная или фольклорная основа их содержания и наличие зрителей (Л.B. Артемова, Л.В. Ворошнина, Л.С Фурмина и др.). Их можно разделить на две основные группы: драматизации и режиссерские (каждая из них, в свою очередь, подразделяется на несколько видов).
По мнению ученых, именно с помощью игр-драматизаций у детей развиваются такие качества как самостоятельность, воображение, инициатива, эмоциональная отзывчивость. В игре ребёнок испытывает сложные и высокие чувства коллективной ответственности, дружбы, он приучается согласовывать свои действия с действиями других детей, подчинять свои стремления ходу игры. Она представляет собой специфический вид художественной деятельности, в которой разворачиваются различные виды детского творчества (художественно-речевого, музыкально-игрового, танцевального, певческого).
Особенно важную роль игры-драматизации играют в жизни детей с ограниченными возможностями здоровья. Это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ или затрудняет его вне специальных условий обучения и воспитания. Это дети-инвалиды либо другие дети в возрасте от рождения до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания. Как правило, такие дети с трудом идут на контакт. Вся коррекционно-развивающая работа с такими детьми должна осуществляться посредством игр. Игровая форма занятий позволяет создать в процессе взаимодействия с детьми комфортную эмоциональную атмосферу. В процессе игры нужно способствовать установлению непринуждённых, дружеских отношений. А каждого участника игры следует принимать таким, какой он есть.
Ценность игры-драматизации с такими детьми состоит в том, что в ходе этой игры ребенок может немало узнать о себе, о ранее неизвестных ему качествах, он имеет возможность обрести более полное представление о самом себе как личности, индивидуальности, отличающейся от других. Данный вид деятельности способствует раскрепощению детей, снимает напряжение, тем самым игра проводится всегда в ключе позитивного настроения, что особенно важно для формирования личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Большое влияние игры-драматизации оказывают на развитие способностей коммуникации. В процессе игры у детей приобретается опыт взаимопонимания, умения пояснять свои действия и намерения, а так же согласовывать их с другими детьми. Кроме того, в работе над образом ребёнок учится понимать мотивы действий человека, причинно-следственные взаимосвязи поступков и событий, умению понимать другого человека, увидеть мир его глазами, более тонко чувствовать чужое эмоциональное состояние, чужие беды и радости, умению сопереживать. Играя в такие игры, у детей с ограниченными возможностями здоровья происходит стимуляция диалогической эмоционально-насыщенной речи. Происходит обогащение словарного запаса, формируется грамматический строй речи, монолог и диалог. В инсценировках дети учатся согласовывать свои действия с действиями своего партнера: слушать не перебивая; говорить, обращаясь к партнеру, уважительно относиться друг к другу. Таким образом, в процессе какой-либо совместной деятельности, особенно творческой, ребёнок будет больше взаимодействовать с другими людьми, общаться, делиться впечатлениями, а отсюда следует, что и коммуникативные способности будут развиваться.
Для детей с ограниченными возможностями здоровья особенно важно создавать ситуацию успеха, формировать у них уверенность в себе, в свои силы, возможности и способности. В играх-драматизациях особенно важным является составление и разработка педагогами сценариев, учитывающих индивидуальные особенности каждого ребенка, таким образом, предоставляя детям равные возможности для участия в инсценировках и праздниках. При таком подходе даже самые робкие дети учатся справляться с волнением и страхом.
Такой вид игровой деятельности также оказывает положительное влияние на развитие воображения у детей. Ведь для того, чтобы дети смогли глубже понять смысл происходящих событий, сумели бы объяснить мотивы поступков героев, смогли бы предположить, как выглядят их герои, в каких условиях живут, необходимо подключить работу воображения. И тогда один и тот же герой у разных детей будет отличаться манерой поведения, внешним видом, а возможно, и характером.
Следует отметить еще один неоспоримый «плюс» игр-драматизаций. Это эстетическое развитие детей. Грамотно подобранное музыкальное сопровождение к спектаклю, со вкусом оформленные декорации, атрибуты, аккуратно изготовленные костюмы – все это сказывается на развитии художественного вкуса детей, учит быть более наблюдательными, замечать красоту в окружающей действительности и в простых вещах. Все перечисленное вызывает эстетическое наслаждение у детей, которое, в свою очередь, создает радостное настроение, эмоциональный подъем, повышает жизненный тонус.
Так же игровая деятельность может оказывать эффективное влияние на понимание детьми с ограниченными возможностями здоровья литературных произведений. Ведь в основе игры-драматизации зачастую лежит сказка. А, как всем известно, каждая сказка всегда имеет нравственную направленность – дружба, честность, доброта, смелость и др. Именно благодаря сказке ребенок познает мир, выражает свое собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся предметом подражания детей.
Особая роль отводится работе с родителями. Ребенок и родители – единое целое. А совместная творческая деятельность детей и взрослых всегда эффективна. Поэтому родителей воспитанников следует привлекать к участию в театрализованных занятиях, праздниках, причем в качестве не только зрителей, но и исполнителей ролей, изготовителей декораций, костюмов и т. д. Это поможет им лучше узнать своего ребенка, особенности его характера, темперамента.
С детьми дошкольного возраста с ОВД могут использоваться следующие игры-драматизации:
- Игра-имитация отдельных действий человека, животных и птиц (дети проснулись-потянулись, воробышки машут крыльями) и имитация основных эмоций человека (выглянуло солнышко — дети обрадовались: улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали на месте).
- Игра-имитация цепочки последовательных действий в сочетании с передачей основных эмоций героя (веселые матрешки захлопали в ладошки и стали танцевать; зайчик увидел лису, испугался и прыгнул за дерево).
- Игра-имитация образов хорошо знакомых сказочных персонажей (неуклюжий медведь идет к домику, храбрый петушок шагает по дорожке).
- Игра-импровизация под музыку («Веселый дождик», «Листочки летят по ветру и падают на дорожку», «Хоровод вокруг елки»).
- Игра-импровизация по текстам коротких сказок, рассказов и стихов, которые рассказывает воспитатель (3. Александрова «Елочка»; К. Ушинский «Петушок с семьей», «Васька»; Н. Павлова «На машине», «Земляничка»; Е. Чарушин «Утка с утятами»).
- Ролевой диалог героев сказок («Рукавичка», «Заюшкина избушка», «Три медведя»).
- Инсценирование фрагментов сказок о животных («Теремок», «Кот, петух и лиса»).
- Однотемная игра-драматизация с несколькими персонажами по народным сказкам («Колобок», «Репка») и авторским текстам (В. Сутеев «Под грибом», К. Чуковский «Цыпленок»).
Таким образом, игры-драматизации играют огромную роль в формировании личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Они воздействуют на воображение и память ребенка. Участвуя в таких играх, дети знакомятся с окружающим миром. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. У ребенка улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, что является непременным условием не только развития речи в целом, но и успешной самореализации личности.
Список использованных источников
- Брынзарей, Ю.Г. Педагогу об игре дошкольника: пособие для педагогов учреждений дошкольного образования / Ю. Г. Брынзарей, С. Н. Галенко. – Мозырь: Белый Ветер, 2014. – 111 с.
- Панько, Е.А. Игра в жизни дошкольника: пособие педагогу учреждения дошк. образования / Е. А. Панько [и др.]; под ред. Я. Л. Коломинского, Е. А. Панько. – Минск : Нац. ин-т образования, 2012. – 184 с.
Статья на тему: «Игра — драматизация в воспитании дошкольника».
«Игра — драматизация в воспитании дошкольника».
Поговорим об играх драматизациях
Ни одна сторона педагогической работы не вызывает у воспитателя столько трудностей, сколько руководство играми детей. Они возникают иногда из-за одностороннего понимания роли игры, преувеличения ее дидактического значения и недооценки влияния на воспитание детей. Это относится к играм-драматизациям
В отдельных дошкольных учреждениях игры-драматизации похожи на подготовительные инсценировки с разученными заранее ролями или отсутствуют совсем. При отборе конкретного содержания, приемы педагогического руководства воспитатели не всегда помнят, что творчество дошкольника имеет свои, специфические, связанные с возрастом особенности, что детское творчество носит особый игровой характер, который сохраняется даже в том, случае, если дети разыгрывают спектакль на литературный сюжет.
Игра драматизация — это своеобразный и самостоятельно существующий вид игровой деятельности. Она отличается от обычной сюжетно-ролевой деятельности тем, что создаётся по готовому сюжету, взятому из книги. План игры, последовательности действий определены заранее. Такая игра труднее для детей, чем подражание тому, что они видят в жизни: требуется представить образы героев, их поведение, хорошо помнить ход действия, требуется и определенный запас знаний, умений, навыков, поэтому данный вид игровой деятельности приобретает развернутый характер только в старшем дошкольном возрасте.
При целенаправленном руководстве воспитателя эти игры имеют большое значение. Они обогащают детей впечатлениями, воспитывают интерес и любовь к литературе, родному слову. Участие в инсценировке представляет участниками широкий простор для проявления инициативы и творчества, так как игровые действия следует создать, воплотить у каких-то движениях, мимике, интонациях — ведь они не даны в произведении в готовом виде. Ребенку надо представить себя на месте изображаемого персонажа, проникнуть его чувствами, переживаниями, чтобы передать соответствующий образ. Обсуждение событий, поступков, характеров действующих лиц в сочетании с поисками событий, действующих лиц приемов передачи образа выбывает чувство сопереживания, побуждает детей пристально всматриваться в окружающий мир, учить различать добро и зло в человеческих отношениях, т. е. активно способствует становлению личности, формированию у ребенка высоких нравственных критериев и оценок.
Руководство воспитателя играми детей должно быть направлено на развитие у них способностей, на обучение их умениям и навыкам, необходимым для этой деятельности.
При отборе литературных произведений для игры-драматизации необходимо учитывать, что детей дошкольного возраста, прежде всего, привлекают динамичный и занимательный сюжет, наличие диалогов, коротких монологов, яркий художественный язык. Произведения должны быть близки детям по содержанию, легки для воплощения; важно, чтобы в них были выражены переходы от одного события к другому, чтобы персонажи были наделены активными действиями.
Особенно любят дошкольники народные сказки. Для них характерны драматический конфликт, острота ситуаций, эмоциональная насыщенность, короткие и выразительные диалоги, простота и образность языка. Дети старшего дошкольного возраста с большим удовольствием драматизируют такие сказки, как «Лиса, заяц и петух», «Лисичка со скалочкой», «Волк и семерок озлят» «Теремок» и др.
Очень привлекают детей произведения с веселым сюжетом, где главными действующими лицами являются животные-детеныши, например «Цыпленок и утенок», «Кто сказал «мяу», «Мышонок и карандаш»,.
Целесообразно на первых порах отбирать для драматизации произведения, требующие ограниченных действий. Для детей средней группы хороши народные потекши, например, «Кисонька-мурысенька», «Где мой пальчик? » и др. Переживания, несложные действия этих произведений близки жизненному опыту детей, что облегчает произведение игры на первых порах.
Вся подготовительная работа по подведению детей к драматизации должна осуществляться поэтапно.
Вначале на занятиях по развитию речи в процессе чтения и рассказывания произведения дети знакомятся с текстом. Затем воспитатель предлагает им прослушать его записи на пластинке. Это помогает дошкольникам лучше понять содержание, дать правильную оценку героям. В дальнейшем они упражняются в пересказе, импровизации диалогов (с детьми не стоит заучивать тест, так как это затормаживает их свободную речь и действия, сковывает и связывает творческие проявления).
Задачей воспитателя на этом этапе является формирование у детей желания принять участие в игре, интереса к нему, к тому, что надо делать, куда идти, что говорить. Постепенно для детей становится существенным не только то, что надо выполнять, но и как выполнять. Этому помогает рассматривание иллюстраций, экскурсии, прогулки, в процессах которых дошкольники имеют возможность присмотреться к повадкам собаки, прислушаться к крику петуха, заметить особенности поведения кошки и т. д. Интерес к качеству выполнения роли содействует тому, что дети начинают критически относиться к другим участникам игры, а также видеть собственные недочеты и достижения.
Однако при наблюдении за детьми в процессе игры выявляется большой разрыв между интересными замыслами и их реализацией. Ребята подробно описывают его внешние признаки. В исполнении же дети не могут передать те качества литературного героя, о котором сами с таким увлечением говорили.
Опыт показал, что неуверенность и скованность детских проявлений сглаживается по мере того, как дети приобретают необходимые умения и навыки: отчетливо говорить, регулировать силу и высоту голоса, изменять темп речи; правильно ходить, бегать, прыгать; ловко и уверенно действовать.
Речевые и двигательные умения у детей развиваются на разных занятиях и направлены на выполнение «Программы воспитания в детском саду». В процессе самостоятельной деятельности, в часы досуга они углубляются и совершенствуют свои знания, упражняются в освоении выразительных средств исполнения.
Уровень способностей детей не может быть одинаковым, поэтому так важна индивидуальная работа с каждым ребенком при подготовке его к исполнительской работе, деятельности.
Формирование выразительных средств, для воплощения замысла предполагает выработку навыка выразительного чтения и рассказывания, накопление двигательного опыта в передаче различных по характеру образов, формирования чувства партнерства.
Учим детей, модулируя голосом, говорить громко, тихо, грубо, передавать интонацией удивление, радость, печаль, страх. Например, детям можно дать такие задания: передать голосом игривость и веселость главных персонажей из сказки С. Михалков «Три поросенка», исполнить песенку козы из сказки «Волк и семеро козлят».
Помогает и следующие упражнение: одни ребенок произносит слова разных персонажей.
Воспитатель придумывает целый комплекс творческих заданий, направленных на развитие двигательной активности детей. Задача педагога состоит в том, чтобы дошкольники проявляли инициативу, оригинальную выдумку.
Детям можно предложить игры-упражнения такого типа: представьте, а за тем покажите, как умывается кошка, как тяжело и неуклюже передвигается медведь, после зимней спячки, как бежит по лесу осторожная хитрая лиса и т. д.
В дальнейшем творческие задания приобретают более сложный характер, например, самостоятельно выбрать и представить какое-нибудь животное, птицу в определенном состоянии, движении. Окружающие должны догадаться, кого ребенок представляет. Детям обычно нравиться коллективное обсуждение в разыгрываемых сценах, где происходит подробный анализ поведения героев.
Практика показала, что совмещение в игре речи и движений, речи и жестов сложно для дошкольников, при этом у них нарушается согласованность действий. Помощь в преодолении этих затруднений помогут следующие задания; представить себя кем-нибудь, показать и рассказать о себе, например; «Я медвежонок, хожу, переваливаясь (показать, я маленький неуклюжий (показать, люблю, есть малину и очень люблю мед». Представить рассказать, как бабушка печет колобок; что делают дедушка и бабушка после того, как колобок от них укатился и т. д.
Эти задания помогут детям предать настроение, характер образа, дают возможность найти связь между словами и действиями, глубже войти в роль, передать образу индивидуальные, неповторимые черты.
Детям можно предложить коллективное воспроизведение текста, когда каждый участник произносит слова только своей роли. В этом случае большое значение имеет сохранение размеренного темпа чтения текста по ролям. Перед детьми ставится задача произносить свой текст, своевременно, без промедлений и неоправданных пауз. Это задание помогает им приобрести навык совместных действий.
Учитывая, что дошкольники очень любят импровизировать, воспитателю следует поощрять их, но необходимо следить за тем, чтобы дети не искажали главной мысли и сути произведения. Импровизируя, дети самостоятельно распределяются по группам, выбирают конкретный эпизод им знакомой сказки, рассказа, распределяют между собой роли и показывают
сценку друг другу. Таким образом, они постепенно подготавливаются к драматизации того или иного произведения.
Игра-драматизация требует обдуманной организации детей. Их следует
делить на небольшие группы по числу персонажей, действующих в произведении. Игра проводится с каждым составом участников. Как показала практика, этот способ удобен и рационален, способствует активизации детей. Одна группа действует, другие в это время следят за ними.
Чтобы повысить интерес к качеству исполнения роли, перед детьми следует поставить цель — подготовительную драматизацию показать родителям или детям другой группы. Это вызывает у дошкольников желание поделиться с другими результатами своих усилий, своими достижениями.
Как уже было отмечено выше, знакомство с текстом, обыгрывание отдельных сценок диалогов, исполнение творческих заданий на развитие речевой и двигательной выразительности, а также рисование декораций, изготовление костюмов, атрибутов — все это осуществляется в самых различных видах детской деятельности: на занятиях по развитию речи, музыкальному воспитанию, изобразительной деятельности вне занятий.
При подготовке к спектаклю на первых порах воспитатель сам в присутствии детей выполняет все необходимые операции, подбирает атрибуты, рисует декорации, изготавливает элементы костюмов, распределяет роли, упражняет детей в диалогических сценках. Но позже, к концу года, старшие дошкольники под руководством взрослого выбирают хорошо знакомый сюжет, решают вопрос о ведущем, подробно уточняют возможные атрибуты, костюмы, декорации.
В подготовительной к школе группе дети учатся самостоятельно выбирать сказку, распределять между собой обязанности, решать, кому быть ведущим, самостоятельно обсуждать, какие атрибуты и декорации необходимы для той или иной игры-драматизации, и подготавливают их. В процессе этой работы у детей появляется уверенность в своих силах, они
начинают творчески комбинировать и применять полученные знания, умения и навыки.
Задача педагога на этом этапе заключается в том, чтобы поддержать у детей интерес к будущему представлению, своевременно и осторожно напоминать, умело регулировать их самостоятельную деятельность.
Таким образом, игра-драматизация при соответствующем руководстве педагога может стать эффективным средством эстетического воспитания детей, развития их художественных способностей.