Гриндер, Джон — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Гриндер.Джон Гри́ндер, Ph.D. (John Grinder; 10 января 1940 года; Детройт, США) — американский лингвист, писатель и один из создателей (совместно с Ричардом Бэндлером) нейролингвистического программирования (НЛП).
Будучи на десять лет старше Бэндлера, стал супервизором в его группе семинаров гештальт-терапии. В молодости работал (по его словам) тайным агентом ЦРУ в Германии, Италии и Югославии. В начале семидесятых его имя стало известным среди любителей генеративно-трансформационной грамматики, восходящей к Ноаму Хомскому — опубликовал в соавторстве с Ричардом Бэндлером книгу «Структура магии. Части 1 и 2». (Переработана в 1983). Работал младшим ассистентом профессора лингвистики под руководством Грегори Бейтсона в Кресж Колледж.
Лингвистика[править | править код]
- John Grinder. Conjunct splitting in Samoan (неопр.) // Linguistic Notes from La Jolla (La Jolla, CA). — University of California, San Diego, Dept. of Linguistics, 1969. — Т. 2. — С. 46—79.
- John Grinder. Super Equi-NP Deletion // Papers from the Sixth Regional Meeting, Chicago Linguistic Society (англ.)русск. (англ.). — University of Chicago, 1970. — P. 297—317.
- John Grinder. On Deletion Phenomena in English (неопр.). — University of California, San Diego, 1971. — Т. Dissertation Abstracts: Section A. Humanities and Social Science (PhD. linguistics).
- John Grinder, Paul Postal (англ.)русск.. A Global Constraint on Deletion (англ.) // Linguistic Inquiry : journal. — MIT Press. — Vol. 2, no. 1. — P. 110—112.
- John Grinder. Double Indices (англ.) // Linguistic Inquiry : journal. — MIT Press. — Vol. 2, no. 4. — P. 572.
- John Grinder. Chains of Co-reference (англ.) // Linguistic Inquiry : journal. — MIT Press. — Vol. 2, no. 2. — P. 183—202.
- John Grinder, Paul Postal (англ.)русск.. Missing Antecedents (англ.) // Linguistic Inquiry : journal. — MIT Press. — Vol. 2, no. 3. — P. 269—312.
- John Grinder. A Reply to Super Equi-NP Deletion as Dative Deletion // Papers from the Seventh Regional meeting, Chicago Linguistic Society (англ.)русск. (англ.) / Douglas, A.. — Chicago, Illinois., 1971. — P. 101—111.
- John Grinder. On the Cycle in Syntax // Syntax and Semantics I (неопр.) / John P. Kimball. — New York, Academic Press, 1972. — С. 81—112.
НЛП[править | править код]
- Bandler, Richard.; John Grinder. The Structure of Magic I: A Book About Language and Therapy (англ.). — Palo Alto, CA: Science and Behavior Books, 1975a. — ISBN 0-8314-0044-7.
- Bandler, Richard.; John Grinder. The Structure of Magic II: A Book About Communication and Change (англ.). — Palo Alto, CA: Science and Behavior Books, 1975b. — ISBN 0-8314-0049-8.
- Virginia Satir., Grinder, John., and Bandler, Richard. Changing with Families: a book about further education for being human (англ.). — Palo Alto, CA: Science and Behavior Books, 1976. — ISBN 0-8314-0051-X.
- Grinder, John.; Richard Bandler.
- Grinder, John., Richard Bandler, and Judith Delozier. Patterns of the Hypnotic Techniques of Milton H. Erickson, M.D. Volume II (англ.). — Cupertino, CA: Meta Publications, 1977. — ISBN 1-55552-053-7.
- John Grinder; Richard Bandler. Frogs into Princes: Neuro Linguistic Programming (англ.). — Moab, UT: Real People Press., 1979. — P. 194pp. — ISBN 0-911226-19-2.
- Dilts, Robert., John Grinder, Richard Bandler, Leslie Cameron-Bandler, and Judith Delozier. Neuro-Linguistic Programming: Volume I: The Study of the Structure of Subjective Experience (англ.). — Scotts Valley, CA: Meta Publications, 1980. — ISBN 0-916990-07-9.
- Grinder, John.; Richard Bandler; Connirae Andreas (ed.). Trance-Formations: Neuro-Linguistic Programming and the Structure of Hypnosis (англ.). — Moab, UT: Real People Press, 1981. — ISBN 0-911226-23-0.
- Grinder, John.; Richard Bandler. Reframing: Neuro-linguistic programming and the transformation of meaning (англ.). — Moab, UT: Real People Press, 1983. — ISBN 0-911226-25-7.
- Grinder, John (ed.), and Frank Pucelik (ed.). Origins of Neuro Linguistic Programming (неопр.). — Crown House, 2013. — С. 288. — ISBN 978-1845908584.
Новый код НЛП[править | править код]
- Grinder, John.; Judith DeLozier. Turtles All the Way Down: Prerequisites to Personal Genius (англ.). — Scotts Valley, CA: Grinder & Associates, 1987. — ISBN 1-55552-022-7.
- Grinder, John.; Michael McMaster. Precision: A New Approach to Communication: How to Get the Information You Need to Get Results (англ.). — Scotts Valley, CA: Grinder & Associates, 1993. — ISBN 1-55552-049-9.
- Charlotte Bretto Milliner (ed.)., John Grinder (ed.) and Sylvia Topel (ed.). Leaves before the wind: leading edge applications of NLP (англ.). — Scotts Valley, CA: Grinder & Associates, 1994. — ISBN 1-55552-051-0.
- Carmen Bostic St Clair; John Grinder. Whispering in the Wind (неопр.). — Scotts Valley, CA: J & C Enterprises, 2001. — ISBN 0-9717223-0-7.
- Tom Malloy; Carmen Bostic St Clair; John Grinder. Steps to an ecology of emergence (неопр.) // Cybernetics and Human Knowing (англ.)русск.. — 2005. — Т. 11, № 3. — С. 102—119. Архивировано 21 сентября 2006 года. Архивная копия от 21 сентября 2006 на Wayback Machine
Тематические сайты | |
---|---|
Джон Гриндер: биография, книги
Джон Гриндер — лингвист, психолог, писатель, тренер НЛП. Он является одним из создателей метода нейролингвистического программирования. Книги Джона Гриндера — «Структура магии», «Из лягушек — в принцы», «Черепахи до самого низа», «Шепот на ветру» — являются одними из самых популярных в области практической психологии среди читателей всего мира.
Ранняя биография
Джон Гриндер родился 10 января 1940 года в Детройте, США. У его родителей, Джека и Эйлин Гриндер, он был первым ребенком, а всего детей в семье было девять. Он получил католическое иезуитское образование, завершившееся получением степени бакалавра психологии в Университете Сан-Франциско. В 1962-м женился на Барбаре Марии Диридони, в том же году поступил на службу в армию США и был отправлен в Германию.
Изучение лингвистики
В 1967 году Джон Гриндер ушел в отставку и вернулся в США. На следующий год он поступает в Калифорнийском Университете в Сан-Диего, чтобы изучать лингвистику. В 1970 году он становится доцентом. Тогда же начинает работать в Калифорнийском университете в Санта-Круз.
Сотрудничество с Ричардом Бэндлером
В 1972 году студент Калифорнийского университета Ричард Бэндлер обратился к Джону Гриндеру с предложением смоделировать паттерны основателя гештальттерапии Фрица Перлза, а затем и других выдающихся психотерапевтов — основателя семейной и системной терапии Вирджинии Сатир и основателя Американского общества клинического гипноза Милтона Эриксона. Так началось плодотворное сотрудничество Гриндера и Бэндлера, итогом которого стало множество книг и создание нового направления в практической психологии.
С 1975 по 1977 год Джон Гриндер и Ричард Бэндлер написали вместе пять книг:
- «Структура магии» (два тома).
- «Шаблоны гипнотических техник Милтона Эриксона» (два тома).
- «Меняемся вместе с семьями» — тексты, которые легли в основание НЛП.
Книга «Структура магии» — изложение созданного Гриндером и Бэндлером метода, описание самих его принципов. В ней показано, как человек создает себе модель мира, опираясь на свой сенсорный опыт, как в дальнейшем эта модель мира заставляет его вести себя определенным образом, и как с ней можно конструктивно работать.
Нейролингвистическое программирование
Созданное Ричардом Бэндлером и Джоном Гриндером НЛП вобрало в себя разнообразные психологические и лингвистические инструменты. Главное для этого метода — создание «рабочей» модели, эффективное практическое использование, которое приведет к желаемому результату. Поэтому наиболее популярным это направление стало в бизнесе: в продажах, в тренингах, в управлении и так далее. Эта система основывается не на теории, а на анализе наблюдаемого и непосредственном использовании эффективного поведения.
Моделирование
Краеугольным камнем нейролингвистического программирования является техника моделирования (или, иначе, вдумчивого копирования). НЛП нацелено на то, чтобы создавать особенности, присущие успешным людям, вычленяя и описывая их вербальные и невербальные паттерны. После того как ключевые особенности выявлены, они могут быть усвоены другими людьми и сведены в действующую модель, обеспечивающую практическое и эффективное применения этой информации.
Якоря
Одним из наиболее популярных инструментов НЛП являются так называемые якоря. По убеждению Гриндера и Бэндлера, любое поведение человека неслучайно и имеет определенные закономерности, причину и структуру, которые можно осознать. Субъективная реальность зависит от объективных факторов и на нее можно повлиять — например, с помощью «якорей» – стимулов, которые вызывают определенную реакцию.
Они могут быть положительными (дающими энергию) и отрицательными (отнимающими энергию). В процессе нашей жизни различные «якоря» появляются у нас автоматически, однако НЛП говорит о том, что с ними можно и нужно работать (например, устанавливать их намеренно, заменять один на другой, более приемлемый).
Основатели НЛП
Разрабатывая свою теорию, Гриндер и Бэндлер стали вести практические занятия, и постепенно вокруг них сформировался круг единомышленников, которые внесли свой вклад в становление НЛП, и впоследствии стали развивать его в различных направлениях. Среди них были такие люди, как Роберт Дилтс, Джудит ДеЛозье, Лесли Камерон-Бэндлер, Стефен Гиллиган, Дэвид Годон.
В материалах общих семинаров Гриндером и Бэндлером в 1979 году была написана книга «Из лягушек — в принцы». Эта книга посвящена теме практического использования нейролингвистического программирования в психотерапии, и рассказывает о работе человеческого сознания и бессознательного, об особенностях восприятия мира у разных людей.
Она нацелена на улучшение жизненных стратегий человека и на обретение у него гибкости, на развитие способности общения — не только с другими, но и с самим собой. Ее цель — мотивировать по максимуму использовать свои внутренние ресурсы и проявлять до того скрытые способности.
Несмотря на плодотворную работу уже к 1980 году круг единомышленников распался. Между Бэндлером и Гриндером возник серьезный конфликт по поводу авторства работ и самой теории, который привел к судебным разбирательствам. Из-за этих противоречий печать совместных книг Джона Гриндера и Ричарда Бэндлера была приостановлена. Бэндлер безуспешно пытался получить права на использование термина НЛП. Впоследствии он создал свое психологическое направление Design Human Engineering.
Новый код НЛП
В середине восьмидесятых годов Гриндер вместе с тогдашней супругой Джудит ДеЛозье разрабатывает теорию «Нового кода НЛП». Этот пересмотр метода возник в качестве конструктивного ответа на критику в адрес классического НЛП, негативные и скептические отзывы. Джон Гриндер признается, что переосмысление нейролингвистического программирования во многом было вдохновлено идеями антрополога Грегори Бейтсона и Карлоса Кастанеды.
Важным отличием нового варианта было большее внимание к подсознанию, чем к анализу. Новый код НЛП гласит, что для реализации желаемого изменения человеку нужно перейти в «высокопродуктивное состояние», в котором нужный выбор будет сделан им автоматически. Это состояние напоминает транс и может быть вызвано с помощью специальных техник, во время которых задействованы оба полушария головного мозга.
Вместе с Джудит ДеЛозье Гриндер проводит серию семинаров, по результатам которых выходит книга «Черепахи до самого низа». Эта книга посвящена предпосылкам личной гениальности, балансу между сознательными и бессознательными процессами, техникам и упражнениям, помогающим человеку работать с состоянием своего ума. Она обращена к внутренней гениальности читателя, побуждает его проявить свои потенциальные возможности, использовать свой психологический ресурс для того, чтобы достигнуть желаемого.
В 1989 году Гриндер стал со-руководителем компании Quantum Leap Inc, основанной двумя годами ранее его новой супругой Кармен Бостик Сент-Клер. Их компания посвящена консультированию корпоративных клиентов, проведению тренингов.
В 2001 году вышла совместная книга Джона Гриндера и Кармен Бостик Сент-Клер «Шепот на ветру», которая продолжает развитие теории «Нового кода НЛП» и является попыткой исправить недостатки классического подхода и вернуться к истинным истокам этого метода.
К тому времени Гриндер и Бэндлер разрешили свой конфликт, и в приложении книги содержится их совместное заявление, в котором они обещают воздерживаться от преуменьшения заслуг друг друга, касающихся нейролингвистического программирования.
Статья:: Интервью с Джоном Гриндером
Джон Гриндер
М. Гринфельд: — Существует много легенд о рождении NLP, не могли бы Вы рассказать, как все было на самом деле?
Джон Гриндер: — На самом деле? Тогда мой рассказ затянется на несколько часов! Я думаю, было бы интересно выявить и проследить истоки NLP. NLP создавался тремя людьми. Ричард Бэндлер и Фрэнк Пьюселик вместе вели Гештальт-группы. Я дружил с Ричардом и Фрэнком. Мы общались, но это никак не относилось к терапии. Я был профессором университета в Санта-Круз (Калифорния). Ричард и Фрэнк проработали с Гештальт-группами к тому времени уже целый год. Их работа была в высшей степени успешной. Они поставили перед собой цель научить этому и других людей. Тогда Ричард и Фрэнк обратились ко мне (в то время оба учились в университете): «Джон, на своих лекциях Вы очень четко показываете, как язык функционирует в сознании человека. Не могли бы Вы показать, как перейти от умения творить чудеса к научению других людей совершать чудо?» Я спросил тогда: — «В какой области? О какой сфере деятельности идет речь?» Они ответили: «О терапии». Я сразу же сказал «Нет! Это реакционная область! Вместо того, чтобы приспосабливать людей к системе, лучше меняйте саму систему!» Они настаивали, и я решил: «Что ж, мне действительно кажется, что терапия реакционная область, но я приду и послушаю, хотя сильно сомневаюсь во всем этом». Я пришел и стал наблюдать : оба работали прекрасно. Я предложил им следующее: каждый понедельник они работают в университете с группой в 15-20 человек, а каждый четверг я буду вести занятия со своей группой. Какие бы «чудеса» они ни делали в понедельник, я повторял их в своей группе в четверг. Я повторял их, в независимости от того, было ли это нужно моим клиентам, потому что для меня главная цель заключалась в элементарном повторении поведения. Я выбрал именно такой подход, так как он позволяет сконструировать строгую систему и наглядно представляет процесс. В моем мозгу должна находится схема, с которой я мог бы сверять свои ощущения. Поэтому наш договор с Ричардом и Фрэнком заключался в том, что вначале я освою эту практику на том же уровне, что и они и, только тогда я смогу компетентно сконструировать новую наглядную модель им в помощь. И в этом, по-моему, заключалась одна из глубинных предпосылок к зарождению NLP. Итак, мы занимались гештальт-терапией. Затем поехал в Африку, а они стали учиться у Вирджинии Сатир, овладевая ее системой. Когда мы вновь встретились вместе, им ничего не стоило обучить меня этому методу, так как у нас уже был опыт совместной работы. Два подхода — Сатир. и Перлза несовместимы, однако было ясно, что оба используют очень схожие формальные модели поведения. Это открытие привело к развитию NLP от терапии к моделирующей системе. Таким образом, Ричард и Фрэнк смогли привести свою практическую деятельность к модели, отвечающей их цели, а именно, обучить других своей науке. Именно тогда NLP стало достигать результатов. Существует и много других историй, но, пожалуй, это ключевой момент в развитии NLP.
Фрэнк Пьюселик: ..все это происходило в университете. И наши занятия приходил наблюдать странный человек, с явными предубеждениями…
Джон Гриндер: — [смеется] Я приходил, сидел в сторонке: посмотрю, послушаю и уйду.
Фрэнк Пьюселик: А еще он вдруг приходил с вопросами типа: «Вот вы тут делаете так и так, это вы специально?» и т.д. Мы с Ричардом недоумевали: «Надо же!». Я сейчас думаю, что вот как раз тогда, когда ты приходил с этими вопросами, это и стало рождением NLP. Это было прекрасно. После были, конечно, взлеты и падения, но… Мне кажется, что NLP существует единственно из-за него, из-за Джона Гриндера. Сейчас много людей вертятся вокруг, претендуя на авторство или идею этого метода, но пока не было его, не было «чуда».
М. Гринфельд: — Правильно ли я понял, что именно Вы привнесли в NLP моделирование и структуризацию?
Джон Гриндер: — Да, формальное описание процессов. В те годы я читал в университете лингвистику, математику и экономику, поэтому смог без труда построить такую модель.
М. Щербаков: — То есть никто другой не смог бы этого сделать?
Джон Гриндер: — Нет, это неправда.
М. Гринфельд: — Но вам помогло Ваше образование и специальность?
Джон Гриндер: — Сыграло роль моя способнась анализировать суждения, подготовка в области лингвистики и, конечно, энтузиазм, свойственный нам всем троим. Фрэнк Пьюселик: — Я думаю, что все трое внесли свою леУМ в NLP
Джон Гриндер: — Совершенно верно! Никто из нас не создал бы NLP в одиночку. Это было настоящие сотрудничество троих. Поэтому я отрицательно реагирую на все положения типа «это именно Вы начали…» и т. д.
М. Гринфельд: — Как и в каком контексте появилось само название NLP?
Джон Гриндер: — Мы тогда не спали 36 часов… Помню, что мы с Ричардом проработали всю ночь, и где-то очень рано, в 4 или 5 утра пришел Фрэнк. Термин «нейролингвистика» уже существовал в научной лингвистической практике, мы ничего не придумывали. Кажется, я и предложил его, а Ричард и Фрэнк меня поддержали. Потом кто-то из них назвал «программирование». Сейчас понятно, что название неудачно : оно отпугивает, и если рассматривать «NLP» с точки зрения маркетинга, то хуже названия и придумать нельзя. Единственное, что могу сказать в защиту такого названия, это во-первых, что мы были еще не очень опытны и даже не предполагали, что в дальнейшем NLP коснется маркетинга, и во-вторых, это название действительно связывает два обязательных уровня активизирующихся в нейро-лингвистическом программировании: неврологию и лингвистику. Есть по этому поводу одна шутка: одни ребята из Филадельфии время от времени демонстрировали «нейро-лингвистическое программирование», называя себя «лингвини» — (название сорта колбасы). Думаю, они придумали себе название также остроумно, как и мы.
Фрэнк Пьюселик: — Некоторые с самого начала называли этот метод «МЕТА»
Джон Гриндер: — Дело в том, что идея «МЕТА», также отражает чрезвычайно важный элемент нейролингвистического программирования — его логику. «МЕТА» означает некий внешний логический уровень, «коммуникацияю о коммуникации».
М. Гринфельд: — Каковы отношения NLP с официальной наукой? С психологией, в частности?
Джон Гриндер: Будьте точнее, с наукой или с психологией? Я не считаю психологию наукой, мне придется уточнить, о какой именно науке идет речь?
М. Щербаков: На Западе, и особенно в США, существует достаточно строгое разграничение между психотерапией, медициной, консалтингом, New Age и т.д. Какое место в этой системе занимает NLP?
Джон Гриндер: — NLP, как я его понимал и задумывал, и я думаю, что это же скажет Фрэнк (черт знает, что считает на этот счет Ричард!), так вот NLP — суть моделирование мастерства. Это объяснение и кодификация моделей поведения мастерства, которые предполагают различие между действием обыкновенным и гениальным. В этом смысле это «предметная» наука. И ее можно равно применить к любой другой дисциплине. Большинство людей, говоря о нейро-лингвистическом программировании, имеют в виду его применение в области психотерапии. Я тщательно работал, чтобы развести эти два логических уровня. Однако, в популярных изданиях, журналах и т. д. этой линии придерживаются не очень строго. Если под NLP мы понимаем применение его к терапии, оно автоматически становится в один логический ряд с психологией, бизнес-консалтингом и т. д. В качестве такового, NLP представляет собой определенный стратегический подход к проблеме, как в психотерапевтическом контексте вызвать известное изменение.
М.Щербаков: — В каком журнале будут рекламировать свои услуги те, кто называют себя NLP-истами, журнале по психотерапии, по медицине, New Age?
Джон Гриндер: — Я видел подобные рекламы во всех этих журналах. Мне кажется, что они совершенно запутались, но это мое личное мнение.
М. Щербаков: — В России многие считают, что NLP — это некий набор технических навыков. Как обстоит дело в Европе и Америке?
Джон Гриндер: — Все то же самое. Я только что говорил, что всегда стремился разграничить NLP как идеальную науку моделировать мастерство и практическое NLP в виде психотерапии и т. д. Несмотря на все мои усилия, ни широкая печать и общественное мнение не видят этого различия. Смешение логических уровней, неумение их разделить встречается довольно часто. Этим грешит не только NLP, но вся научная мысль в мире. В каком-то смысле, компетентность мыслителя можно оценить по его способности разводить логические уровни и логические типы. Большинство с этим не справляются.
М. Гринфельд: — В чем ключевой момент в NLP для Джона Джон Гриндера?
Джон Гриндер: — У меня есть два ответа! Вот простой: Почему ты создаешь эти модели? На каком-то этапе надо перестать играть и из 11 класса школы переходить в Университет или входить в какие-то профессиональные круги. Когда уже овладеваешь применением NLP в какой-нибудь области, двигайся дальше, достигай высшего уровня. Находи гения, составляй модель, кодируй ее, чтобы можно было ей овладеть и эффективно ее трансформировать и — управляй миром. Тогда я признаю тебя за равного, за человека, ведущего себя зрело и правильно. А до этого — можешь продолжать играть сколько хочешь. Это мой простой ответ. А сложный вот: я четыре дня думал над ответом! [шутка]
М. Гринфельд: — Несколько слов о себе …
Джон Гриндер: — Я? Ну, я учусь, изучаю, только и всего. Мне нравится делать то, что у меня получается. Мне нравится изучать новое. Языки, культуру многих народов, учеба у гениев…Вот, что я говорю всегда: у каждого есть своя мечта, и у меня тоже. Довольно большая мечта! А почему человек мечтает? Потому что мечта предполагает некоторый набор качеств, которые ты хотел бы иметь. Религия — опиум для народа? Это — спекуляция мечтами. Я согласен с Марксом, который это говорит. Конечный смысл этого положения Маркса в том, что людям предлагается мечта, которая отвлекает их от настоящего бытия в надежде, что они к чему-нибудь придут в будущей жизни,. Если у тебя есть мечта, то она у тебя есть потому, что задает определенное направление и мобилизует определенные ресурсы. Но если, работая на эту мечту, (которая воплощает в себе все достоинства, отсутствующие для тебя сейчас) ты приносишь в жертву качество своего «сегодня», то тебя обманули точно так же, как всех тех, кого обманывали посредством религии. Мечта существует как напоминание для того чтобы полно проживать каждый день. Не приносите «настоящее» в жертву «будущему»! Это не означает, что вы не планируете свою жизнь, что вы не дисциплинированны, но свидетельствует о том, что вы благоразумны и не впадете в заблуждение: «жить надо ради завтра». Жить надо сегодня ради завтра. И уже сейчас, в повседневной жизни иметь те достоинства, с которыми вы связали будущее. Иначе вы никогда не создадите его.
По материалам nlp.ru
Большая энциклопедия НЛП. Структура магии
Права на перевод получены соглашением с Science & Behavior
Books, Inc P.O. Box 60519, Palo Alto, CA 94306, U.S.A.
Richard Bandler · John Grinder
THE STRUCTURE OF MAGIC
The Structure of Magic, Volume I, Original English
Language Edition © 1975, by Science & Behavior Books,
INC., P.O. Box 60519, Palo Alto, CA 94306, U.S.A.
The Structure of Magic, Volume II, Original English
Language Edition © 1976, by Science & Behavior Books,
INC., P.O. Box 60519, Palo Alto, CA 94306, U.S.A.
© Н. Мигаловская, перевод на русский язык, 2007
© ООО «Издательство АСТ», 2015
Джон Гриндер и Ричард Бэндлер заложили адекватную теоретическую базу для описания человеческих взаимодействий. Они сумели превратить лингвистику в основу теории и одновременно в инструмент психотерапии. Таким образом, они получили двойной контроль над психиатрическими феноменами и сделали то, что мы, как я теперь понимаю, по глупости упустили.
Грегори Бейтсон, философ, антрополог и психолог, методолог биологии и человекознания
Я долгое время преподавала семейную психотерапию, была клиницистом и теоретиком. Это означает, что я наблюдала, как происходит процесс изменения во многих семьях, и обучала многих семейных психотерапевтов. Ричард Бэндлер и Джон Гриндер помогли мне существенно улучшить мое понимание этого процесса, поскольку они нашли способ измерить и описать, как это происходит.
Вирджиния Сатир, психолог, психотерапевт, один из основателей семейной психотерапии
Авторы книги – это коллективный Леонардо нашего тысячелетия! Они создали технологию и методы, которые помогают людям обрести совершенство.
Терри Суонсон, продюсер, Калифорния
Эта книга больше, чем любая другая, помогла мне понять, как работает наш мозг и наше мышление для совершения изменений.
Дэвид Уоллес Флеминг, преподаватель, Мичиган
Книга, способная изменить жизнь! Технология гениальности, помогающая понять, как великие люди делают то, что могут только они.
Рон Пайпер, бизнесмен, Лондон
Том 1
Книга о языке И ПСИХОТЕРАПИИ
Предисловие к русскому изданию
Уважаемый читатель, если вы, прочитав название этой книги, заинтересовались ей и подумали, что она эзотерического толка, то я могу слегка расстроить вас: «Структура магии» совсем о другом…
Хотя не будем торопиться: у меня есть отличная новость! Это великолепное произведение стоит прочитать, ведь каждый желает знать о том, как успешные люди добивались восхитительных результатов и особого мастерства!
Прошло уже более 10 лет с того момента, как я прочитал эту книгу впервые. Она сильно изменила мою жизнь и профессиональные интересы. За эти годы понимание сущности НЛП и его применения в различных областях человеческой деятельности для меня также существенно изменилось. Сейчас, перелистывая страницы этой книги вновь, я ловлю себя на том, что ее актуальность столь же велика, как и много лет назад! Это и неудивительно, ведь «Структура магии» – результат изучения опыта работы гениальных психотерапевтов, а именно: Фрица Перлза, Вирджинии Сатир, Милтона Эриксона – то есть настоящих «Магов», по мановению «волшебной палочки» которых люди удивительным образом изменялись, совершенствуя отношения с самим собой и другими.
Эта книга создана необычайно талантливыми людьми, чей подход с особой смелостью выходит за рамки привычных стереотипов, ломая междисциплинарные границы и создавая практически полезный инструмент не только для психотерапевтов, но и для учителей, менеджеров, творческих работников, интересующихся психологическими механизмами, лежащими в основе нашего мышления и поведения.
В области НЛП эта книга стала раритетом. Теперь можно сказать, что история данного направления исчисляется со дня ее издания, потому что НЛП шагнуло значительно дальше тех способов изучения и изменения человеческого опыта, которые описаны в «Структуре магии». Но вместе с тем изложенные здесь идеи и инструменты неожиданным для авторов образом очерчивают границы созданной ими области человекознания – НЛП. Поэтому все последующие модели рассмотрения структуры субъективного опыта людей несут в себе обязательный атрибут трех структурных составляющих НЛП: неврологии (кодирование опыта на уровне внутренних репрезентаций), лингвистики (отражение этого кодирования в речи и коммуникации) и поведении (в какой системе внешних действий выражается «внутренняя реальность» человека). Ключевой инструмент этой книги получил название «метамодель» («мета» – «следующий за», «над», «за рамками»).
Одно из первых названий НЛП – «Метазнание» (устройство наших знаний о себе и мире вокруг нас). Отсюда следует, что нейролингвистическое программирование можно воспринимать как системно выстроенный набор метамоделей, позволяющих описывать и изменять человеческий опыт на различных уровнях. Именно в этой книге подробно представлена первая метамодель – единственная, сохранившая данное название и показывающая, как устроены наша речь, внутренний опыт и их взаимосвязь. Другая метамодель получила название «метапрограммы», описывающая глубинные и универсальные фильтры: стили организации информации, предпочтения ко времени, направление мотивации и т. д.
Такие разработанные в НЛП модели, как Т.О.Т.Е. и S.C.O.R.E., – также своего рода метамодели, позволяющие описать стратегию изменения человеческого опыта. Являясь операциональными, они стали основными технологическими инструментами моделирования и организации консультирования на основе НЛП.
Используя изложенную здесь метамодель, мы можем исследовать действие универсальных механизмов, создающих опыт (обобщение, искажение и опущение) и имеющих чрезвычайно важное значение в прикладном смысле, – профессионал коммуникации получает возможность замечать те речевые структуры говорящего, которые приводят к искажению смысла, потере информации или ее неадекватному обобщению. Благодаря разработанной системе вопросов становится возможной реорганизация речевых структур, вследствие чего происходит обратное: возвращение первоначального смысла, необходимое восполнение информации и уточнение исходных позиций. Метафоричное название данной метамодели – «модель точности».
Использование точных вопросов особенно полезно психотерапевту, консультанту-психологу, менеджеру, педагогу. У профессионалов появляется не только инструмент, повышающий точность коммуникации, но и модель, раскрывающая механизмы, приводящие к особой точности. Эти механизмы тесно связаны с действием социальных, неврологических и собственно лингвистических ограничений, которые, с одной стороны, обеспечивают, а с другой – регламентируют наше существование и развитие.
Многие профессиональные коммуникаторы умеют задавать вопросы и понимают ценность данного инструмента. Каждый из нас имеет свой бессознательно выработанный стиль задавания вопросов. Обратите внимание на то, какой ваш любимый вопрос? Вы любите спрашивать «почему?», «для чего?» или «зачем?» Замечали ли вы, какого типа ответы обычно дают люди? И чем данные ответы отличаются от ответов на вопросы принципиально другого уровня: «как конкретно?», «каким образом?», «как вы это поняли?», «кто сказал?», «что является критерием?», «кто конкретно?», «что конкретно?», «где именно?», «что мешает?» Понаблюдайте за собой, особенно во время ведения дискуссии, – вы больше спрашиваете или говорите?
Являясь консультантом НЛП, я понял очень простую вещь: помогая людям, гораздо важнее научиться спрашивать и слушать людей, чем рассказывать и давать им советы. Недаром мудрость гласит: «Хороший вопрос содержит половину решения». Можно продолжить: «А метамодельный вопрос быстро приводит к правильному решению!» К правильному, потому что позволяет самостоятельно определить консультирующемуся содержание решения с учетом его собственной (а не консультанта) системы правил, убеждений и ценностей. При этом как специалисты мы можем быть надежно уверены, что, задавая точные вопросы, мы «не ходим в чужой монастырь со своим уставом» или, как любят говорить в НЛП, отличаем «свою карту реальности» от «карты реальности» другого человека. Это правило является важнейшим в НЛП для построения целой системы практических шагов, позволяющих учитывать экологию личностных изменений.
В моей личной и профессиональной жизни метамодель стала добрым спутником, без которого коммуникация была бы принципиально иной, а поиск результата – значительно длиннее!
Вот несколько примеров из собственной практики.
Как-то в наш «Центр НЛП в Образовании» позвонила женщина и спросила:
– А детей вы обучаете?
Мой коллега Владимир, сняв трубку и услышав непривычный вопрос, закрыл ее рукой и спросил меня:
– Что ответить: «да» или «нет»?
Вспомнив про метамодель, я попросил его уточнить: какого конкретно ребенка она имеет в виду и сколько ему лет.
Женщина ответила:
– Его зовут Сергей, он инженер, ему 40 лет.
Мы долго смеялись после того, как ответили ей:
– Пусть ваш ребенок приходит на семинар.
Однажды на консультацию пришла женщина 65 лет и пожаловалась:
– Я должна помогать своим детям, а они меня не любят! Жизнь превратилась в каторгу!
Любой обученный метамодельным вопросам специалист выделил бы в коммуникации «должен» и «не любят», а затем бы спросил:
– Кто сказал, что вы должны? Что будет, если вы не будете о них заботиться? Что вы такого делаете, что они вас не любят? Откуда вы знаете, что они вас не любят?
В процессе ответов на эти вопросы выяснилось, что это ее муж перед смертью сказал о том, что она должна заботиться о них!
Дети давно выросли и в такой опеке давно уже не нуждаются. Они ее любят, но хотят жить отдельно. Женщина не знает, как перестроить с ними свои отношения, оставаться значимой для них и при этом научиться жить «своей жизнью». Беседа консультанта как минимум сократилась вдвое. Стало понятно, о чем идет речь и какие инструменты НЛП могут быть полезны в данном случае.
Я мог бы и дальше перечислять огромное количество практических примеров применения тех знаний, которые изложены в этой книге. Но читателю, конечно же, гораздо полезнее приобрести личный опыт! Надеюсь, что вдумчивое прочтение «Структуры магии» поможет вам посмотреть другими глазами на коммуникацию с собой и другими людьми.
А. А. Плигин, научный руководитель «Центра НЛП в образовании», кандидат педагогических наук, тренер НЛП международной категории, главный редактор «Вестника НЛП»
Ричард Бендлер — Создатель НЛП, DHE, PE, NHR
Тэги: Диалоги с Бендлером
Ричард Вейн Бэндлер (Richard Wayne Bandler) родился в 1950 в Нью-Джерси. Пару лет спустя его семья переехала в Калифорнию, где он рос в одной из беднейших частей города Сан Хосе, Бей Эриа, на север от Сан Франциске. В середине шестидесятых годов Бэндлер был одним из длинноволосых детей-цветов, каких часто можно было встретить на улицах городов американского Западного Побережья. Как активный член протестующей общественности хиппи, он участвовал в организации нескольких самых больших в те годы рок-концертов.
Эти времена отличались негативным отношением к традициям. ….. Лето 1967 года – известное как лето любви (Sammer of Love) это расцвет, так называемой, музыки Западного Побережья, с которой были связаны такие известные исполнители как: The Grateful Dead, Jefferson Airplane, Santana, The Steve Miller Band, The Birds, Coyntry Joe and the Fish, Janis Joplin i Quicksilver Messenger Service. Множество людей встретились под открытым небом, чтобы послушать звуки, сегодня легендарных групп, и чтобы под влиянием психоделических наркотиков, таких как ЛСД, псилоцибиновые грибы и гашиш, совместно праздновать мирную революцию движения Flower Power. Эта культурная революция достигла своей кульминации во время культового фестиваля в Вудстоке. В сентябре 1969 года впервые в истории на Восточном Побережье собрались почти полмиллиона людей, чтобы отметить вступление в новую эпоху любви, согласия и мира. Все казалось возможным. Неожиданный конец этой идеи наступил шестого декабря 1969 года, когда член Ангелов Ада, во время одного из концертов Ролинг Стоунз на Алтамонт Спидвей около Сан Франциско, убил перед сценой восемнадцатилетнего негра Мередита Хантера. Таким образом погибла мечта о Нации Вудсток.
Однако в 1967 году вера молодежи в будущее и убеждение в возможность изменить обличив мира была еще не сломлена. Беки, жена Роберта С. Спитцера, психиатра и президента издательского дома Sciens & Behavior Books в Пало Альто, обратила в это время внимание мужа на удивительные таланты семнадцатилетнего ученика Средней Школы Фримонт, которого она наняла, чтобы учить своего сына Дана игре на барабанах. Тем, что восхитило Беки Спитцер в Ричарде Бэндлере, была его открытость к философским вопросам и манера в которой он обучал музыке.
Спитцеры старались как могли поддержать способности Бэндлера. Роберт Спитцер описал его как необыкновенно ловкого и всесторонне талантливого. Поэтому он доверял ему различные задания и привлёк к работе в издательстве. К обязанностям Бэндлера относилась работа в магазине, а также подготовка магнитофонных и видео записей для терапевтических семинаров.
Бэндлер начал свою бурную академическую карьеру двухлетним обучением в Футхилл Колледж в Лос Альтос Хиллс. Согласно информации Спитцера, ему удавалось довести некоторых своих преподавателей до отчаяния. Он не шел на компромисс, даже если вопрос затрагивал лишь детали, совершенно не подчиняясь ритуалам академической жизни.
После того как Бэндлер закончил колледж, он поступил в Калифорнийский Университет в Санта Круз. Спитцер и его жена, которые по мере течения времени, становились все более влиятельными менторами Бэндлера, владели тогда небольшой дачей в деревне, недалеко от Санта Круз. Они позволили ему построить на своей земле домик. Некоторое время Бэндлер жил там с подругой и собакой. Санта Круз – маленький городок на севере Монтерей Бей, на юге от Сан Франциско. В городе есть университет, очень красиво расположенный. В те времена в городе было около сорока тысяч жителей, ведущих богатую на эксперименты культурную жизнь. Здесь жили многие известные личности из мира культуры: режиссер Альфред Хичкок, актриса Ширли Темпл, автор фантастической литературы Френк Херберт, а также члены группы Сантана и Дуби Бразерс. Ричард Алперт, бывший коллега Тимоти Лири по Гарвардскому Университету, вернувшись из Индии также жил в Санта Круз, уже будучи духовным мастером – под именем Баба Рам Дасс. Алперт был наряду с Ральфом Метцнером и Лири, соавтором классической работы психоделического движения, какая должна была служить проводником в мире экспериментов с ЛСД. Грегори Бейтсон также жил в это время в Санта Круз. Он является создателем кибернетической эпистемологии, концепции которая стала основой современного холистического взгляда на мир.
В эзотерических кругах, по сей день, Санта Круз считают особенным “местом силы”. Это определение указывает на разнородность действий, которые предпринимались там в последние десятилетия, для познания духовного, личностного и общего жизненного измерения.
Встреча Ричарда Бэндлера с гештальт – терапией
В начале Бэндлер записался на курсы философии, математики и информатики. Однако по мере течения времени его интересы все более сконцентрировались на науках, занимающихся человеческим поведением. Особое внимание он посвящал, наряду с новейшими методами терапии, такими как рольфинг и семейная терапия, прежде всего работам Перлза.
Перлз, создатель гештальт – терапии, переживал в это время, согласно своей оценке, период пиковых возможностей в области педагогической работы и писательского творчества. В декабре 1969 он подписал с Робертом Спитцером договор на несколько книг. Их темой должна была стать философия и психотерапевтическая практика гештальт – терапии. Перлз обработал эти вопросы совместно со своей женой Лорой и философом Полом Гудманом – социологом, алтернативным педагогом и писателем. Перлз должен был представить в книгах существо своей работы, способом, который дал бы возможность образованному дилетанту ее понять. Наряду с манускриптами и лекциями, книги должны были содержать прежде всего транскрипцию фильмов, показывающих Перлза во время работы. Автор был убежден, что подобные транскрипции будут основным фундаментом для интересных открытий из области настоящего процесса терапии. Он верил, что суть работы гештальтиста можно намного лучше уловить при чтении транскрипций, нежели изучая теоретические тексты. К сожалению, неожиданная смерть Перлза в 1970 поставила под вопросом этот проект.
Перед Спитцером встала проблема, что делать с обширным материалом, оставленным Перлзом. Вначале он обратился к некоторым ученикам Перлза с просьбой помочь при издании этих работ. Поскольку они отказались от его предложения, он представил его в 1972 году Ричарду Бэндлеру.
Бэндлер получил задание выбрать и записать вводные геш-тальт – сессии Перлза. Транскрипции должны были дополнить авторский текст. Спитцер писал позднее, что Бэндлер почти как помешанный, день за днем надевал наушники, смотрел фильмы и готовил точные транскрипции. Интенсивная работа привела его к тому, что Бэндлер начал говорить и вести себя как Перлз. Спитцер с юмором описывает, что пару раз поймал себя на том, что случайно назвал Бэндлера “Фриц” .
Первой вышла незаконченная рукопись Перлза The Gestalt Approach (Гештальт – подход). После этого вышла вторая книга Eye Witness to Therapy (Свидетель терапии), которая в большинстве состояла из транскрипции учебных фильмов Перлза. Два года спустя Бэндлер опубликовал следующее собрание избранных транскрипций под титулом Legacy from Fritz (Завещание Фрица).
Несмотря на то, что Бэндлер не знал Перлза лично, ясно видно что, благодаря работе над публикациями, он попал под его влияние.
Первые группы 1972 – 1973 годов
В начале семидесятых годов в Калифорнийском Университете Санта Круз царила исключительно либеральная атмосфера, на занятиях не доминировали исключительно научно-ортодоксальные взгляды. Особенно большой популярностью, среди студентов психологии пользовался Кресж Колледж, где тогда работал Грегори Бейтсон. Там было возможно проводить экспериментальные групповые действия.
Весной 1972 года Бэндлер, разочарованный чуждым обычному опыту содержанием академического curriculum, организовал в Кресж Колледж занятия по практике гештальт-терапии, используя возможность, предоставленную студентам последних курсов самим планировать и проводить занятия. Студенты, участвующие в таких занятиях, получали документы об их прохождении, которые также признавались, как и выданные профессорами.
Работа с теорией гештальта была в то время абсолютной новостью в бихевиористски ориентированном учебном процессе. И хотя, существовали две группы, занимающиеся вопросами человеческих ощущений, однако их принципы выходили главным образом из концепции Карла Роджерса – создателя терапии, центрированной на клиенте. Он был одним из отцов, так называемой, гуманистической психологии, которая родилась в 1962 году в Обществе Гуманистической Терапии, как третья сила в психологии, наряду доминирующими тогда школами психоанализа и бихевиоризма. В это время недирективные и направленные на личностный рост взгляды Роджерса вошли в салоны также и в передовых академических кругах. Это, кроме прочего, выражалось большой активностью групп встреч (encounter), создание которых было модно во многих высших учебных заведениях.
Несмотря на многие программные сходства с основами гештальт – терапии Перлза (относящейся к так называемой гуманистической терапии), работа этих групп, в семидесятых годах, в принципе была направлена скорее на групповую динамику и сконцентрирована на движении аутентичности. Поэтому группа Бэндлера существенно отличалась от обычных групп встреч. С самого начала его интересовал анализ терапевтического воздействия гештальт – теории в рамках группы. Кроме этого, упражнения на семинарах открыли перед ним возможность развить собственную, до этого времени остающуюся лишь в теории, практическую компетентность.
Сотрудничество Ричарда Бэндлера с Джоном Грпндером
Джон Гриндер, будучи на десять лет старше Бэндлера, стал супервизором в его группе семинаров гештальт – терапии.
Гриндер родился 10 января 1939 года в штате Мичиган. В молодости он работал тайным агентом ЦРУ в Германии, Италии и Югославии. В начале семидесятых его имя стало известным среди любителей генеративно-трансформационной грамматики, восходящей к Ноэму Хомскому. Он также работал младшим ассистентом профессора лингвистики под руководством Грегори Бейтсона в Кресж Колледж.
В это время Гриндер был уже очень сильно вовлечён в развитие передовых методов обучения. В момент знакомства с Бэндлером он был абсолютным новичком в области терапии и консультирования. Несмотря на это, он быстро распознал необыкновенные терапевтические способности Бэндлера. Деятельность последнего пробудила интерес также среди студентов, интересующихся этим вопросом. Благодаря устной пропаганде быстро возникали последующие группы гештальта. Их встречи проходили частным образом по уикендам или вечером. Вначале Бэндлер сам вел группы. Потом в это включился Гриндер. Бэндлер лично ввел его в терапевтический процесс. То что тогда происходило, было представлено Джозефом О’Коннором и Джоном Сеймуром так:
“Ричард начал вести группы гештальт – терапии и брал с участников по пять долларов за вечер. Он вошел […] в контакт с Джоном Гриндером и так сильно заинтересовал его теорией гештальта, что тот также начал участвовать во встречах групп. Джон был восхищен. Ричард знал, что ведя группы, он получает успех, но хотел точно понять, как это у него получается и какие паттерны наиболее эффективны.
Есть огромная разница между тем, что просто иметь способности и их использовать, и осознавать их, поскольку оба эти фактора помогают добиться необходимых результатов. Джон и Ричард составили договор: Ричард должен был познакомить Джона с тем, как вести гештальт – терапию, а Джон должен был помочь осознать Ричарду, что он конкретно делает в это время. С этой целью Джон начал регулярно участвовать в работе группы по понедельникам и моделировать Ричарда. Ричард давал ему понять, какие из паттернов, по его мнению, самые важные, акцентируя их взглядом или интонацией. Джон учился быстро. Ему потребовалось два месяца для того чтобы изучить паттерны и быть готовым к ведению группы также как и Ричард. Он встречался с ней во вторник по вечерам и называл ее группой “повторного чуда”. Поскольку участники переживали во вторник с Джоном те же самые чудеса, которые ранее испытали члены группы Ричарда в понедельник”
Моделирование – процесс, в котором главное – научиться специфические способности одного человека передавать другому, так чтобы последний мог их практически использовать. Это процесс в котором вначале выбирают подходящие паттерны , а далее, во время представления интересующих типов поведения, анализируют их систематически и внимательно, задавая вопросы. В конечной фазе, при помощи демонстрации моделей, определяются основные правила и паттерны поведения, которые перенимаются, а их воздействие тестируется. Поэтому в принципе во время моделирования делается попытка воссоздать вышеназванный процесс, раскладывая его на существенные компоненты, чтобы дать возможность обучиться ему третьим лица.
Вначале моделирование применялось в Соединенных Штатах во время тренингов в области торговли под названием Мастер Моделирования (Master-Modelling). Бэндлер и Гриндер впервые применили его в рамках терапевтической коммуникации. Это стало возможным, поскольку в момент встречи с Ричардом Бэндлером, Джон Гриндер уже проводил эксперименты с моделированием в области изучения языков.
Гриндер внес, таким образом, в сотрудничество с Бэндлером лингвистические знания и свой опыт создания моделей. Бэндлер в то же время имел опыт, касающийся современных терапевтических школ, таких как гештальт – терапия, семейная терапия, рольфинг и рейки. Кроме того, он проявлял необыкновенный талант к точному копированию поведения других людей.
Ориентированные на эксперимент, и лишь в начальной фазе направленные на гештальт – терапию, группы Бэндлера и Гриндера вскоре стали постоянным элементом групповой активности в Санта Круз. Их оригинальная активность была описана Терренсом МакКлендоном в достойной прочтения книге The Wild Days. NLP 1972 – 1981 (Безумные Дни. НЛП 1972 – 1981). Высокой котировкой эта группа благодарна личности Ричарда Бэндлера, который уже тогда, характерным для своего молодого возраста способом, необычайно энергично стремился к реализации своих проектов. Он часто применял оборот, отражающий его позицию: “GO FOR IT … NOW!!! (“СДЕЛАЙ ЭТО … СЕЙЧАС!!!)23.
ВСТРЕЧА С ВИРДЖИНИЕЙ САТИР
Ричард Бэндлер познакомился с Вирджинией Сатир, создателем Терапии Целой Семьи (Conjoint Family Тегару), также благодаря Роберту Спитцеру и его жене. Спитцер знал Вирджинию Сатир не только по ее публикациям в своем издательстве, он был также ее официальным представителем в Mental Research Institute (MRI) в Пало Альто. Этот институт был основан в ноябре 1958 года для того чтобы проводить базовые исследования кибернетических моделей, касающихся возникновения и лечения психических нарушений. В фазе организации этого заведения, Спитцер формально занял должность директора отдела обучения, поскольку рассчитывать на публичные дотации было возможно лишь в случае, когда этот отдел официально представлялся психиатром. Однако неформально с 1966 года им заведовала Вирджиния Сатир. Поскольку она по образованию была социальным работником то не могла официально исполнять такую функцию.
Ричард Бэндлер и Вирджиния Сатир встретились впервые в 1972 году, на упоминавшейся уже даче Роберта и Беки Спитцеров, находящимся на той же земле где жил Ричард. В этот день там присутствовало около тридцати человек, чтобы поддержать Вирджинию Сатир в работе с израильским другом семьи Спитцеров.
Вскоре после этого Бэндлер сопровождал Спитцеров в Рено для встречи с Бадом и Мишель Болдвин. Они организовали курсы с Вирджинией Сатир, в программе которых оказалась также практическая демонстрация ее работы с двумя семьями. Ее деятельность произвела на Бэндлера необыкновенное впечатление.
В это время, еще перед началом работ над публикациями Перлза, Роберт Спитцер попросил Бэндлера записать на пленку один из семинаров Вирджинии Сатир и сделать его транскрипцию. Для этого Бэндлер должен был поехать с ним в Канаду, где Сатир четыре недели проводила обучение. Спитцер планировал использовать полученный материал в книге. Он также был согласен с женой в том, что возможность наблюдать Вирджинию Сатир во время работы может пригодиться Ричарду Бэндлеру. О’Коннор и Сеймур так описали одно событие, имевшее место на этом семинаре, передающее вероятно типичное для того времени поведение Бэндлера:
“Во время всего обучения он был изолирован в маленьком помещении для записи. Связь с комнатой занятий была возможен лишь при помощи микрофона. У Бэндлера были двух-канальные наушники и одним ухом он проверял звук записи, в то время как другим слушал кассеты Пинк Флойд. В последнюю неделю Вирджиния организовала встречу, спросив участников о том, как они должны вести себя, используя материал, которому она их обучала. Оказалось что для собравшихся это слишком тяжелое задание. Тогда Ричард вошел в помещение и успешно решил проблему. Вирджиния сказала: “Так будет верно”. Ричард попал в странную ситуацию – он знал об паттернах Вирджинии больше нежели кто-либо из участников, несмотря на то что не пытался их сознательно изучить”.
Следующие несколько месяцев Бэндлер занимался транскрипцией обширного материала. Также и в этом случае интенсивная работа над записями привела к тому, что с определенного момента он стал перенимать интонацию и фразеологию Вирджинии Сатир. Как обычно Бэндлер продемонстрировал свой необыкновенный талант быстрого и эффективного обучения образцам поведения других людей. Прежде всего он использовал стратегию, которую ранее применял в музыке. Если он хотел обучиться стилю игры музыканта, которым восхищался, он так долго слушал записи его произведений, пока ему не удавалось олицетворить себя с ним настолько, что он мог достаточно хорошо его имитировать.
С 1972 по 1974 Бэндлер участвовал в тренировочных программах Вирджинии Сатир так часто, как только мог. Он чаще всего отвечал за их видео и аудио запись. Сатир представила в это время, кроме прочих, два терапевтических инструмента, над усовершенствованием которых она работала с половины шестидесятых годов. Она назвала их “приём для частей” (Parts Party)и “реконструкция семьи”.
Бэндлер был так восхищен ее способностью все замечать и терапевтическими знаниями, что ввел ее методы в свою работу с группами. Таким образом в них применялись как методы гештальт -терапии, так и опыт Вирджинии Сатир. Она сама описывает эти времена в интервью, которое она дала Гесу Юргенсу и Тису Стелу в мае 1981 года:
“Ричард тогда был двадцатидвухлетним молодым человеком и сегодня он не слишком стар. Тогда еще он дозревал, задавая множество вопросов о причинах явлений. Ведь он был аутсайдером. Как то ему удалось сконтактироваться с моим издательством и получить там работу […]. Он был одним из детей-цветов. […] Он начал читать мои книги и они его заинтересовали. Я ежедневно приносила ему какое-нибудь новое чтение, поскольку его интеллект был просто фантастическим, свойственный лишь необыкновенным людям. […] Мой издатель хотел записать один из тренингов и Ричард принял это задание. Так как он отлично ориентировался в технике – он великолепный музыкант – мой издатель попросил его сделать записи. Он начал работу и был весьма возбужден происходящим. Случилось так, что я сделала для него “приём для частей”. Такого он еще не испытывал в своей жизни, будучи очень удивлен переменами, которые это вызвало в нем. Таким образом, он начал интересоваться, как произошли перемены. Он попросил у меня мои записи аудио и видео, а также бумаги и начал их изучать. Тогда он познакомился с Джоном Гриндером, который был лингвистом. Они встретились и стало интересно – меня сильно интриговало, что такое они совместно придумают. Я могла лишь догадываться. Многие мои начинания опирались
на интуицию, которую я тогда не могла перевести на язык левого полушария. Первая книга это доказательство того, как сильно мы переживали – и я, и они.
Тогда Ричард решил искать других людей, чьи работы, в чем он был уверен, позволили бы открыть сущность силы, вызывающей такие огромные изменения. Это были Милтон Эриксон и Фриц Перлз. Бэндлеру и Гриндеру удалось найти решение для отработки методов моей работы и анализа ее по отношению к работам Милтона и Фрица. Тогда они обнаружили, что в описываемом процессе участвуют все время одни и те же элементы. Они одержали успех, сублимируя структуру изменений из наших образцов поведения. Про это и говорится в The Structure of Magic (Структура Магии). Это была первая часть истории. В это время произошло множество великолепных событий – я посылала к ним разных людей, оба приходили ко мне, чтобы показать, что они сделали и так далее”.
Вскоре в этом контексте родилась идея моделирования ключевых личностей современной терапии. В результате развития техники, когда оказалось что можно без всяческих финансовых сложностей записывать на аудио и видео кассеты мастеров терапии, появилась возможность глубоко и систематически проанализировать терапевтические процессы. Бэндлер и Гриндер разработали на основе наблюдения модели поведения, успешность которых они проверяли в различных группах. Они все время демонстрировали новые, неконвенциональные терапевтические техники, с которыми познакомились по ходу исследования работ Перлза и курсов Вирджинии Сатир.
Волкер “Проект НЛП. Исходный код”
Моделирование от Р. Бандлера в различных формах :
Neuro-Sonics (NS)
Neuro-Hypnotic Repatternin (NHR)
Persuasion Engineering (PE)
Design Human Engineering (DHE)
Гриндер, Джон — Википедия. Что такое Гриндер, Джон
Материал из Википедии — свободной энциклопедииДжон Гри́ндер, Ph.D. (John Grinder; 10 января 1940 года; Детройт, США) — американский лингвист, писатель и один из создателей (совместно с Ричардом Бэндлером и Фрэнком Пьюселиком) нейролингвистического программирования (НЛП).
Биография
Будучи на десять лет старше Бэндлера, стал супервизором в его группе семинаров гештальт-терапии. В молодости работал (по его словам) тайным агентом ЦРУ в Германии, Италии и Югославии. В начале семидесятых его имя стало известным среди любителей генеративно-трансформационной грамматики, восходящей к Ноаму Хомскому — опубликовал в соавторстве с Ричардом Бэндлером книгу «Структура магии. Части 1 и 2». (Переработана в 1983). Работал младшим ассистентом профессора лингвистики под руководством Грегори Бейтсона в Кресж Колледж.
В 1990 году Джон Гриндер приезжал в Советский Союз, а в 2004 гду посетил Москву для проведения тренингов.
Научные труды
Лингвистика
- John Grinder. Super Equi-NP Deletion // Papers from the Sixth Regional Meeting, Chicago Linguistic Society (англ.)русск.. — University of Chicago, 1970. — P. 297–317.
- John Grinder (1971). «On Deletion Phenomena in English». Dissertation Abstracts: Section A. Humanities and Social Science (PhD. linguistics). 32: 2077A. University of California, San Diego. OCLC 17641707.
- John Grinder, Paul Postal (англ.)русск. (Winter 1971). «A Global Constraint on Deletion». Linguistic Inquiry. MIT Press. 2 (1): 110–112. JSTOR 4177614.
- John Grinder (Autumn 1971). «Double Indices». Linguistic Inquiry. MIT Press. 2 (4): 572. JSTOR 4177667.
- John Grinder (Spring 1971). «Chains of Co-reference». Linguistic Inquiry. MIT Press. 2 (2): 183–202. JSTOR 4177624.
- John Grinder, Paul Postal (англ.)русск. (Summer 1971). «Missing Antecedents». Linguistic Inquiry. MIT Press. 2 (3): 269–312. JSTOR 4177639.
- John Grinder. A Reply to Super Equi-NP Deletion as Dative Deletion // Papers from the Seventh Regional meeting, Chicago Linguistic Society (англ.)русск. / Douglas, A.. — Chicago, Illinois., 1971. — P. 101–111.
- John Grinder. On the Cycle in Syntax // Syntax and Semantics I / John P. Kimball. — New York, Academic Press, 1972. — P. 81–112.
НЛП
- The Structure of Magic I: A Book About Language and Therapy. — Palo Alto, CA: Science and Behavior Books, 1975a. — ISBN 0-8314-0044-7.
- The Structure of Magic II: A Book About Communication and Change. — Palo Alto, CA: Science and Behavior Books, 1975b. — ISBN 0-8314-0049-8.
- Satir, Virginia., Grinder, John., and Bandler, Richard. Changing with Families: a book about further education for being human. — Palo Alto, CA: Science and Behavior Books, 1976. — ISBN 0-8314-0051-X.
- Patterns of the Hypnotic Techniques of Milton H. Erickson, M.D. Volume I. — Cupertino, CA: Meta Publications, 1976. — ISBN 1-55552-052-9.
- Grinder, John., Richard Bandler, and Judith Delozier. Patterns of the Hypnotic Techniques of Milton H. Erickson, M.D. Volume II. — Cupertino, CA: Meta Publications, 1977. — ISBN 1-55552-053-7.
- Frogs into Princes: Neuro Linguistic Programming. — Moab, UT: Real People Press., 1979. — P. 194pp. — ISBN 0-911226-19-2.
- Dilts, Robert., John Grinder, Richard Bandler, Leslie Cameron-Bandler, and Judith Delozier. Neuro-Linguistic Programming: Volume I: The Study of the Structure of Subjective Experience. — Scotts Valley, CA: Meta Publications, 1980. — ISBN 0-916990-07-9.
- Grinder, John.; Richard Bandler; Connirae Andreas (ed.). Trance-Formations: Neuro-Linguistic Programming and the Structure of Hypnosis. — Moab, UT: Real People Press, 1981. — ISBN 0-911226-23-0.
- Reframing: Neuro-linguistic programming and the transformation of meaning. — Moab, UT: Real People Press, 1983. — ISBN 0-911226-25-7.
- Grinder, John (ed.), and Frank Pucelik (ed.). Origins of Neuro Linguistic Programming. — Crown House, 2013. — P. 288. — ISBN 978-1845908584.
Новый код НЛП
- Turtles All the Way Down: Prerequisites to Personal Genius. — Scotts Valley, CA: Grinder & Associates, 1987. — ISBN 1-55552-022-7.
- Precision: A New Approach to Communication: How to Get the Information You Need to Get Results. — Scotts Valley, CA: Grinder & Associates, 1993. — ISBN 1-55552-049-9.
- Charlotte Bretto Milliner (ed.)., John Grinder (ed.) and Sylvia Topel (ed.). Leaves before the wind: leading edge applications of NLP. — Scotts Valley, CA: Grinder & Associates, 1994. — ISBN 1-55552-051-0.
- Whispering in the Wind. — Scotts Valley, CA: J & C Enterprises, 2001. — ISBN 0-9717223-0-7.
- Tom Malloy; Carmen Bostic St Clair; John Grinder (2005). «Steps to an ecology of emergence» (PDF). Cybernetics and Human Knowing (англ.)русск.. 11 (3): 102–119. Архивировано из оригинала (PDF) 2006-09-21. Проверено 2017-01-01.
Примечания
Литература
- Gary Prideaux (1974). «Review: A Guide to Transformational Grammar: History, Theory, Practice». The Canadian Journal of Linguistics. 19 (2): 193–205.
- Xohrab, P. D. (1986). «Verbal-phrase anaphora: linguistics or cognitive science?». Studies in Language. 10 (2): 425–447. doi:10.1075/sl.10.2.07zoh.
Гриндер, Джон — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Гриндер.Джон Гри́ндер, Ph.D. (John Grinder; 10 января 1940 года; Детройт, США) — американский лингвист, писатель и один из создателей (совместно с Ричардом Бэндлером) нейролингвистического программирования (НЛП).
Биография
Будучи на десять лет старше Бэндлера, стал супервизором в его группе семинаров гештальт-терапии. В молодости работал (по его словам) тайным агентом ЦРУ в Германии, Италии и Югославии. В начале семидесятых его имя стало известным среди любителей генеративно-трансформационной грамматики, восходящей к Ноаму Хомскому — опубликовал в соавторстве с Ричардом Бэндлером книгу «Структура магии. Части 1 и 2». (Переработана в 1983). Работал младшим ассистентом профессора лингвистики под руководством Грегори Бейтсона в Кресж Колледж.
Научные труды
Лингвистика
- John Grinder. Conjunct splitting in Samoan (неопр.) // Linguistic Notes from La Jolla (La Jolla, CA). — University of California, San Diego, Dept. of Linguistics, 1969. — Т. 2. — С. 46—79.
- John Grinder. Super Equi-NP Deletion // Papers from the Sixth Regional Meeting, Chicago Linguistic Society (англ.)русск.. — University of Chicago, 1970. — P. 297–317.
- John Grinder. On Deletion Phenomena in English (неопр.). — University of California, San Diego, 1971. — Т. Dissertation Abstracts: Section A. Humanities and Social Science (PhD. linguistics).
- John Grinder, Paul Postal (англ.)русск.. A Global Constraint on Deletion (англ.) // Linguistic Inquiry : journal. — MIT Press. — Vol. 2, no. 1. — P. 110—112.
- John Grinder. Double Indices (англ.) // Linguistic Inquiry : journal. — MIT Press. — Vol. 2, no. 4. — P. 572.
- John Grinder. Chains of Co-reference (англ.) // Linguistic Inquiry : journal. — MIT Press. — Vol. 2, no. 2. — P. 183—202.
- John Grinder, Paul Postal (англ.)русск.. Missing Antecedents (англ.) // Linguistic Inquiry : journal. — MIT Press. — Vol. 2, no. 3. — P. 269—312.
- John Grinder. A Reply to Super Equi-NP Deletion as Dative Deletion // Papers from the Seventh Regional meeting, Chicago Linguistic Society (англ.)русск. / Douglas, A.. — Chicago, Illinois., 1971. — P. 101–111.
- John Grinder. On the Cycle in Syntax // Syntax and Semantics I / John P. Kimball. — New York, Academic Press, 1972. — P. 81–112.
НЛП
- The Structure of Magic I: A Book About Language and Therapy. — Palo Alto, CA: Science and Behavior Books, 1975a. — ISBN 0-8314-0044-7.
- The Structure of Magic II: A Book About Communication and Change. — Palo Alto, CA: Science and Behavior Books, 1975b. — ISBN 0-8314-0049-8.
- Satir, Virginia., Grinder, John., and Bandler, Richard. Changing with Families: a book about further education for being human. — Palo Alto, CA: Science and Behavior Books, 1976. — ISBN 0-8314-0051-X.
- Patterns of the Hypnotic Techniques of Milton H. Erickson, M.D. Volume I. — Cupertino, CA: Meta Publications, 1976. — ISBN 1-55552-052-9.
- Grinder, John., Richard Bandler, and Judith Delozier. Patterns of the Hypnotic Techniques of Milton H. Erickson, M.D. Volume II. — Cupertino, CA: Meta Publications, 1977. — ISBN 1-55552-053-7.
- Frogs into Princes: Neuro Linguistic Programming. — Moab, UT: Real People Press., 1979. — P. 194pp. — ISBN 0-911226-19-2.
- Dilts, Robert., John Grinder, Richard Bandler, Leslie Cameron-Bandler, and Judith Delozier. Neuro-Linguistic Programming: Volume I: The Study of the Structure of Subjective Experience. — Scotts Valley, CA: Meta Publications, 1980. — ISBN 0-916990-07-9.
- Grinder, John.; Richard Bandler; Connirae Andreas (ed.). Trance-Formations: Neuro-Linguistic Programming and the Structure of Hypnosis. — Moab, UT: Real People Press, 1981. — ISBN 0-911226-23-0.
- Reframing: Neuro-linguistic programming and the transformation of meaning. — Moab, UT: Real People Press, 1983. — ISBN 0-911226-25-7.
- Grinder, John (ed.), and Frank Pucelik (ed.). Origins of Neuro Linguistic Programming. — Crown House, 2013. — P. 288. — ISBN 978-1845908584.
Новый код НЛП
- Turtles All the Way Down: Prerequisites to Personal Genius. — Scotts Valley, CA: Grinder & Associates, 1987. — ISBN 1-55552-022-7.
- Precision: A New Approach to Communication: How to Get the Information You Need to Get Results. — Scotts Valley, CA: Grinder & Associates, 1993. — ISBN 1-55552-049-9.
- Charlotte Bretto Milliner (ed.)., John Grinder (ed.) and Sylvia Topel (ed.). Leaves before the wind: leading edge applications of NLP. — Scotts Valley, CA: Grinder & Associates, 1994. — ISBN 1-55552-051-0.
- Whispering in the Wind. — Scotts Valley, CA: J & C Enterprises, 2001. — ISBN 0-9717223-0-7.
- Tom Malloy; Carmen Bostic St Clair; John Grinder. Steps to an ecology of emergence (неопр.) // Cybernetics and Human Knowing (англ.)русск.. — 2005. — Т. 11, № 3. — С. 102—119. Архивировано 21 сентября 2006 года. Архивная копия от 21 сентября 2006 на Wayback Machine