Феномен каузальной атрибуции в социальной психологии
Понятие каузальной атрибуции
Определение 1
Каузальная атрибуция – это отдельный феномен межличностного восприятия, или причинная интерпретация личностью своего и чужого поведения.
Каузальная атрибуция связана с индивидуальным опытом субъекта и возникает в ходе социального взаимодействия. Этот феномен относится ещё и к мышлению, а не только к восприятию человека человеком. Суть этого феномена заключается в «достраивании» недостающей человеку части информации для создания полного и систематизированного представления о каком-либо объекте.
Препятствием для логического мышления являются эмоции, поэтому наиболее ярко закономерности каузальной атрибуции будут проявляться тогда, когда эмоции блокируют процесс мышления по законам логики. Отсюда она особенно ярко проявляется при интерпретации причин успехов и неудач, как своих, так и чужих, поскольку результат деятельности всегда имеет эмоциональную окраску.
Результаты и процесс каузальной атрибуции, хотя и имеют общие особенности, являются в основном индивидуальными. Результатом каузальной атрибуции является отнесение причин какого-либо акта к внешним или внутренним источникам. Причины внешних событий в основном приписываются действиям обстоятельств, а причины внутренних событий приписываются действиям людей.
Кроме двух видов атрибуции – внешней и внутренней, выделяют ещё стабильную и вариативную каузальную атрибуцию.
Замечание 1
Зарубежные психологи каузальную атрибуцию рассматривают как универсальный механизм социальной перцепции. Отечественная психология считает, что необходимость в «приписывании» возникает только тогда, когда наблюдаемый в нестандартной ситуации демонстрирует непонятное поведение.
Каузальная атрибуция, как считают отечественные психологи, возникает, когда поведение какого-либо социального объекта является уникальным, т.е. выходящим за рамки типичного поведения.
Таким образом, исследование каузальной атрибуции в первую очередь, охватывает следующие вопросы:
- регулярные различия в объяснении своего поведения и поведения других;
- отклонения от логических норм процесса каузальной атрибуции в результате субъективных факторов;
- мотивационные воздействия на деятельность человека.
Мера и степень «приписывания» вместо действительных фактов, предполагает наличие таких показателей, как соответствие действия социально-ролевым ожиданиям, т.е. при маленьком объеме информации, степень «приписывания» будет больше, а также степень поведения общепринятым нормам культуры.
Феномен «приписывания» подразделяется на три вида атрибуции:
- личностная атрибуция;
- объектная атрибуция;
- обстоятельственная атрибуция.
Замечание 2
Чаще всего «наблюдатель со стороны» применяет личностную атрибуцию, а участник ситуации использует обстоятельственную атрибуцию.
Структура процесса каузальной атрибуции
В структуре каузальной атрибуции есть субъект, которого называют наблюдатель, есть объект – это наблюдаемый и есть контекст, т.е. социальная ситуация, влияющая на процесс каузальной атрибуции.
Все психические процессы субъекта – мышление, внимание, память, оказывают свое влияние на процесс каузальной атрибуции.
Внешние признаки объекта воспринимаются субъектом через призму собственного внутреннего мира и сравниваются на основе прошлого опыта с личностными характеристиками – в результате идет интерпретация поведения объекта и его причины.
В границах психологической сферы субъекта разворачивается каузальная атрибуция, на процесс которой влияние оказывает образ «Я» и самооценка. Эти особенности личности и будут психологическим фундаментом базирования различных факторов, оказывающих влияние на взаимоотношения людей.
На успешную интерпретацию причин поведения важную роль оказывают профессия, социально-перцептивные умения и навыки субъекта атрибуции, его возраст. На момент протекания процесса также важно физическое и психическое состояние субъекта каузальной атрибуции.
Составной частью каузальной атрибуции является и объект, именно он – автор перцептивного сообщения, формирующий его в процессе общения.
Формирование сообщения происходит с помощью экспрессивных средств – мимики, дистанции, пантомимики, контакта глаз и др.
Когда каузальная атрибуция происходит за рамками непосредственного общения, то перцептивное сообщение будет представлено конкретными действиями и поступками объекта атрибуции.
Важным моментом здесь будет соотношение свойств субъекта и объекта атрибуции, их сходство и различие с точки зрения принадлежности к той или иной социальной группе.
Если речь идет о восприятии и познании человеком самого себя, то объект и субъект каузальной атрибуции вполне могут совпадать.
Чтобы определить внутренние и внешние причины поведения объекта, субъекту необходимо представить те обстоятельства, в которых поведение объекта разворачивалось.
То или иное поведение, возникшее при какой-либо социальной ситуации, можно рассмотреть с точки зрения социальных норм.
Замечание 3
Содержание каузальной атрибуции и успешность социально-перцептивного процесса связаны с каждым из её структурных компонентов – наблюдателем, наблюдаемым, социальной ситуацией.
Ошибки каузальной атрибуции
Значимость социального события дает возможность переходить от обстоятельственной и объектной атрибуции к атрибуции личностной, т.е. искать причину в осознанных действиях конкретного человека.
Существует ещё целый ряд ошибок атрибуции, которые Г.Келли суммировал в классы:
- класс мотивационных ошибок, включающих пристрастия к асимметрии позитивных и негативных результатов;
- класс фундаментальных ошибок, включающих случаи переоценки личностных факторов и недооценки факторов ситуационных.
Фундаментальные ошибки проявляются в ошибках «ложного согласия» (подгоняется под мое мнение), в ошибках неравных возможностей ролевого поведения, в ошибках большего доверия к конкретным фактам, чем к общим суждениям.
Чтобы обосновать ошибки такого типа, анализируется схема причинности, которой обладает человек.
Г. Келли выдвигает 4 принципа – ковариации, обесценивания, усиления, систематического искажения.
Принцип ковариации действует при наличии одной причины, остальные принципы действуют при наличии множества причин.
Суть ковариации состоит в совпадении по времени, т.е. эффект приписывается причине, совпавшей по времени.
Интерпретируя множество причин, человек руководствуется принципом усиления, принципом обесценивания или принципом систематического искажения.
Исказить истинную картину воспринимаемого могут «эффекты», которые возникают при восприятии друг друга – это эффект проекции, эффект средней ошибки, эффект «ореола», эффект новизны и первичности, эффект стереотипизации.
Эффект проекции заключается в том, что приятному собеседнику приписываются собственные достоинства, а неприятному достаются собственные недостатки.
Эффект средней ошибки означает смягчение оценки ярких особенностей человека в сторону среднего показателя.
Эффект логической ошибки заключается в ложности, например, любезности, добродушия, эмпатии, доброты и др.
Эффект «ореола» возникает при восприятии друг друга в условиях дефицита информации. Первое впечатление о человеке может сформировать эффект «ореола – общее благоприятное впечатление ведет к позитивным оценкам и наоборот.
Эффекты «первичности» и «новизны» связаны с эффектом «ореола».
Под эффектом социального стереотипа понимается устойчивый образ о каком-либо человеке или явлении. К наиболее устойчивым стереотипам относятся этнические стереотипы.
Барьеры общения: эффекты каузальной аттрибуции
Барьеры общения: эффекты каузальной атрибуции
Единственная известная мне роскошь — это роскошь человеческого общения. (c) Антуан де Сент-Экзюпери.
Научиться понимать своего партнера и правильно доносить до него свои мысли целое искусство.
На первый взгляд, общение может показаться исключительно процессом обмена словами и действиями между людьми. И в тоже время не возникало бы никаких трудностей понимания (да и психологи были бы не нужны), если бы это утверждение соответствовало правде жизни.
Феномен социального (межличностного) восприятия, когда человек интерпретирует действия других людей, а также свои собственные, в психологии носит название каузальной атрибуции. Это — барьеры общения, возникающие из-за ошибок восприятия. Объяснение явлению каузальной атрибуции довольно простое. Людям свойственно пытаться выяснить причины поведения других людей. А так как полученной в результате простого наблюдения информации зачастую недостаточно, то наблюдатель находит в своем опыте вероятные причины поведения и приписывает их наблюдаемому человеку. В реальной жизни это выглядит как череда факторов и эффектов, влияющих на отношение к собеседнику.
- Фактор «превосходства» возникает тогда, когда нам кажется, что человек, превосходящий нас по одному качеству, лучше как личность в целом. Так, если я вижу в себе отсутствие сильной воли, а у другого ярко выраженные лидерские качества, то, скорее всего я решу, что и в других сферах жизни он превосходит меня.
- Фактор «отношения». Людей, которые поддерживают наши взгляды или хорошо к нам относятся, мы воспринимаем как более значимых, чем несогласных с нами.
- Эффект «проекции» означает, что приятному собеседнику мы приписываем наши достоинства, а неприятному — недостатки.
- Эффект «средней ошибки» — склонность недооценивать выдающиеся особенности другого человека и усреднять их.
- Эффект «авансирования» заключается в приписывании человеку несуществующих положительных качеств, что часто приводит к дальнейшему разочарованию в нем.
- Эффект «ореола» возникает, когда мы ориентируемся на первичную информацию при оценке другого человека. В результате при получении изначально положительной информации, другой будет восприниматься позитивнее, чем в реальности, и наоборот.
- Эффекты «первичности» и «новизны» означают, что при противоречивой информации мы обращаема большее внимание на первичную информацию о незнакомых людям и придаем большее значение новым сведениям о старых знакомых.
Надо заметить, что в ситуации общения всегда участвует бОльшее количество персонажей, чем кажется на первый взгляд. Психолог Дж. Холмс, описывая разговор выдуманных Джо и Генри, говорил о том, что в действительности общение происходит между 6 людьми:
~ Джон, каков он есть на самом деле;
~ Джон, каким он сам видит себя;
~ Джон, каким его видит Генри.
Соответственно три «позиции» со стороны Генри.
В дальнейшем Т. Ньюком и Ч. Кули добавили еще две роли:
~ Джон, каким ему представляется его образ в сознании Генри;
~ Генри, каким ему представляется его образ в сознании Джо.
Таким образом, в разговоре двух людей на самом деле участвуют 8 персон. Привести эти образы к единому знаменателю и увидеть реального человека бывает ох как нелегко! А барьеры общения в сочетании с эффектами каузальной атрибуции часто превращают диалоги в обмен фантазиями.
И все же, кто предупрежден — тот вооружен. Помня про эффекты каузальной атрибуции, научиться общаться так, чтобы было комфортно обоим, гораздо проще. Психология в данной ситуации является хорошим подспорьем. Тренинги общения, цель которых — преодолеть барьеры общения, развить способности слышать себя и партнера, а также научиться в понятной для другого форме доносить информацию — становятся первым шагом в искусстве эффективных коммуникаций. А если групповая форма работы кажется неудобной, то аналогичные задачи вполне решаемы на индивидуальных сессиях с терапевтом.
Общение, как и любой психологический процесс, может стать болотом, вытягивающим силы, а может превратиться в источник ресурсов для успешной жизни.
Читайте также:
Как создать доверие в паре: первые шаги
Доверие между мужчиной и женщиной. Что это такое?
Перейти к разделам:
Женская психология: семья, беременность, роды
Индивидуальные и семейные психологические консультации
Психолог-консультант:
Ксения Лагодная — психолог, консультирует по вопросам трудностей в мужско-женских отношениях.
Записаться на консультацию к К. Лагодной
Тэги: восприятие, каузальная атрибуция, общение, отношения в паре
Каузальная атрибуция
Каузальная атрибуция: это процесс приписывания другому человеку причин его поведения в том случае, когда информация об этих причинах отсутствует. Приписывание осуществляется либо на основе сходства поведения воспринимаемого лица с каким-то другим образцом, имевшимся в прошлом опыте субъекта восприятия, либо на основе анализа собственных мотивов, предполагаемых в аналогичной ситуации.
Мера и степень приписывания зависят от:
— степени уникальности или типичности поступка
— степени его социальной «желательности» или «нежелательности». Эксперименты (Джон, Девис, Герген): испытуемые слушали интервью людей, якобы отбираемых в космонавты и подводники. При этом идеальный космонавт описывался как интроверт, а подводник – экстраверт. Потом давали слушать запись интервью с людьми, которые якобы собирались стать подводниками и космонавтами и просили определить тип профессии. У половины испытуемых в интервью явно прослеживались черты интроверсии и экстраверсии – испытуемые безошибочно определяли. У другой половины испытуемых, подводники в интерью демонстрировали интроверсию, а космонавты – экстраверсию. Однозначных ответов не было. Вывод: отходящее от ролевых требований поведение нуждается в дополнительном поведении.
Г. Келли: Теория каузальной атрибуции:
1. теория ковариации
При многократном наблюдении у человека срабатывает 3 критерия:
— подобия (ведут ли себя все так).
— различия (ведут ли себя так всегда),
— совпадения (ведут ли так себя все всегда).
В различных случаях избирается разный тип атрибуции
— личностная атрибуцию (причина приписывается лично совершающему поступок),
— стимульная атрибуция (причина приписывается тому объекту, на который направлено действие),
— обстоятельственную атрибуцию (причина совершающегося приписывается обстоятельствам). Было выявлено, что наблюдатель чаще использует личностную атрибуцию, а участник склонен в большей мере объяснить совершающееся обстоятельствами. Эта особенность отчетливо проявляется при приписывании причин успеха и неудачи: участник действия «винит» в неудаче преимущественно обстоятельства, в то время как наблюдатель «винит» за неудачу прежде всего самого исполнителя.
2. теория конфигурации (одно единственное наблюдение).
Основные принципы:
— усиление (приоритет отдается причине, встречающей препятствие: человек явно рискует, совершает поступок, преодолевая трудности и т.д.).
— обесценивания (эксперимент Тибо и Риккерта: людей просили, просмотрев отрывки с «угодливым поведением» двух людей – с высоким статусом и низким – объяснить причины этого поведения. Для низкостатусного выбиралась и внутренняя причина (бессилие в жизни) и внешняя (желание помощи), а для высокостатусного – только внутренняя (такой уж он есть), так как его статус высок и люди считали, что помощь ему точно понадобиться не может. Вывод: причина, у которой есть альтернатива, отбрасывается).
— системного искажения (типичные ошибки атрибуции).
Особое место занимает проблема атрибуции ответственности. Гипотеза: чем серьезнее поступок, тем больше ответственности на личности, а не на обстоятельствах. Эксперимент: с машиной на холме (приписывание ответственности в зависимости от тяжести нанесенных повреждений).
Ошибки атрибуции:
Фундаментальная ошибка (переоценка личностных характеристик по сравнению с ситуативными)
5 причин фундаментальной ошибки:
— идея ложного согласия (взгляды другого сходны с моими).
— приписываем личности то, что должно быть приписано роли.
— факты становятся более важными, чем рассуждения по их поводу.
— иллюзорные корреляции (произвольная связь совершенно не связанных явлений).
— мы не учитываем неслучившееся.
Фундаментальная ошибка атрибуции не носит абсолютного характера, так как участник и наблюдатель по разному приписывают причины. Почему?
1. Они обладают разным уровнем информированности.
2. Имеют разный угол зрения, у них различный перцептивный фокус. Эксперимент Стормса: беседа двух людей снималась на камеру, а потом показывалась им – при интерпретации своего поведения после беседы и после просмотра пленки, интерпретация своего поведения менялась. А при просмотре пленки интерпретация совпадала с интерпретацией реального наблюдателя этой беседы. А у реальных наблюдателей беседы все было наоборот – до просмотра пленки они демонстрировали ошибку атрибуции, а после просмотра пленки — они «приближались» в восприятии к участникам беседы.
Мотивационная ошибка (вызнана мотивационными процессами, защитами).
Виды:
1. сокращение мотивации позитивной самооценки:
— контрзащитная атрибуция (если человек знает, что его действия критически оценят, он припишет успех – обстоятельствам, а неудачу — себе).
— аутопомехи (на пути к достижению цели человек создает себе препятствия, т.е. заранее оправдывается за неуспех).
2. мотивация соответствующая норме (ложное подобие).
3. потребность в стабильности, защищенности:
— вера в справедливый мир,
— иллюзия контроля (приписывание себе большего контроля, чем есть на самом деле).
Вайнер: причины мотивационной ошибки:
Стабильные – нестабильные, внутренние – внешние, контролируемые – неконтролируемые.
В зависимости от мотивации у человека может быть разный набор причин. Выбор каждого из сочетаний обусловлен различной мотивацией: либо оправдать слабость, либо утвердить себя, т.е. мотивация на достижение или против достижения. Обычно, если объясняется свой собственный успех (неудача), то успех объясняется личностными причинами, а неудача – ситуативными, а если объясняется чужой успех (неудача), то все наоборот. Однако существует и влияние самооценки: если у человека низкая самооценка – то возможно приписывание удачи и обстоятельствам. Кроме того, приписывание внутренней или внешней причины зависит от статуса воспринимаемого. Эксперимент Тибо и Риккерта с высокостатусным и низкостатусным людьми, которые, послушав речь о необходимости донорства, оба пошли сдавать кровь, но в случае высокостатусного человека — такое решение приписывалось его личности, а в случае низкостатусного – успешности речи.
Исследование Николюкиной: рассматривалась учебная группа – участников просили проранжировать группу по успеваемости, а потом каждому участнику давалась информация, что студент, который по его собственной классификации «умнее» него получил 2, а студент, который «глупее» — 5. В таком случае – причины были ситуативные. А если сообщалась «адекватная» информация (т.е. наоборот) – то причины приписывались личности.
Эффекты:
Эффект установки играет значительную роль при формировании первого впечатления о незнакомом человеке, что было выявлено в экспериментах А. А. Бодалева. Двум группам студентов была показана фотография одного и того же человека (преступник — крупный ученый). После этого каждой группе было предложено составь словесный портрет сфотографированного человека. Портрет получился соответствующий.
Эксперименты эффект ореола
— Регистрировались оценки двух групп детей, даваемые субъектом восприятия: «любимые» и «нелюбимые» дети. Хотя «любимые» (в данном случае более привлекательные) дети делали (намеренно) ошибки в исполнении задания, а «нелюбимые» выполняли его корректно, воспринимающий приписывал положительные оценки «любимым», а отрицательные — «нелюбимым». Это соответствует теории соответствия о том, что людям вообще свойственно рассуждать таким образом: «плохой человек обладает плохими чертами», «хороший человек обладает хорошими чертами». Вывод: приписывание причин поведения и характеристик осуществляется по этой же модели: плохим людям всегда приписываются плохие поступки, а хорошим — хорошие.
— был продемонстрирован перенос физически привлекательных черт на психологические характеристики воспринимаемого человека: группе мужчин были показаны фотографии красивых, обычных и явно некрасивых женщин и попросили высказаться об их чертах. Только красивые были наделены такими чертами, как крепкие, уравновешенные, любезные и даже заботливые и внимательные. Эффект ореола выражает тенденцию затемнить определенные характеристики и высветить другие, играет роль своеобразного фильтра при «прочтении» партнера по общению.
Эффект «первичности и новизны» — касается значимости определенного порядка предъявления информации о человеке для составления представления о нем: ранее предъявленная информация рассматривается как «первичная», а поздно предъявленная как «новая». Эксперимент: Четырем группам студентов был представлен некий незнакомец, которого нужно было описать в терминах качеств его личности, и о котором было сказано: экстраверт; интроверт; сначала, что он экстраверт, а потом, что он интроверт; то же, но в обратном порядке. В двух первых группах никаких проблем с таким описанием не возникло. В 3-й и 4-й группах впечатления о незнакомце точно соответствовали порядку предъявления информации: предъявленная ранее возобладала. Такой эффект получил название «эффекта первичности» и был зарегистрирован в тех случаях, когда воспринимается незнакомый человек. Напротив, в ситуациях восприятия знакомого человека действует «эффект новизны», который заключается в том, что последняя, т.е. более новая, информация оказывается наиболее значимой. Однако однозначного ответа на вопрос, какой же способ предъявления информации о другом человеке оптимален, не существует.
значение понятия и его применение
Понятие атрибуции состоит в том, чтобы понимать и правильно воспринимать собственное поведение. Также в него входит то, как проявляют себя другие люди. Характеризуемые этим понятием качества личности не выделяются явным образом. В поле восприятия их нет. То есть атрибуция — это черты, которые приписываются людям на основании логических умозаключений и интуиции. Понятие указывает и на результат, который вполне может не соответствовать действительности. Также всегда имеется вероятность того, что анализ будет неправильным.
Что такое атрибуция
Всё началось со стремления людей объяснять мотивы собственного поведения и поведения других людей. Очень скоро термин был расширен, в результате чего удалось выйти за начальные рамки.
Атрибуция — это приписывание разных психологических свойств человеку на основании наблюдения за ним. Здесь могут иметь место даже неосознанные умозаключения о ком-либо, а также рассматриваться причины поведения.
Сейчас атрибуция — это не только определение особенностей чьего-либо поведения. Она представляет собой ряд психологических характеристик, которые могут быть направлены на прочие объекты. В любом случае атрибуция является основным механизмом социального восприятия.
Каузальная атрибуция
Каузальная атрибуция — это в психологии понятие, которое возникло от попыток объяснения мотивов собственного и чужого поведения. Но в скором времени термин был расширен. Современная психология направлена на выявление причин поведения, которому сопутствует приписывание разного рода особенностей.
Каузальная атрибуция — это в психологии понятие, введенное психологом Ф. Хайдером. Бывает нужно спрогнозировать чьё-либо поведение, но для этого не хватает данных. Поэтому мотивы и качества личности часто додумываются. Также характеристики разного рода (не представленные в поле восприятия) могут приписываться социальной общности и группе.
Кроме того, каузальная атрибуция — это в психологии пример объяснения поступков, мыслей, чувств другого человека. Таким образом, происходит поиск причин, объясняющих поведение индивидуума. Как показали исследования, каждый человек предпочитает ряд схем причинности. То есть он объясняет чужое поведение, руководствуясь привычными схемами. Кроме того, у каждого человека имеется собственный ряд систем и вариантов. Также действуют определённые личные методики причинности, объясняющие чужое поведение.
Необходимость атрибуции
Информация, которую можно получить посредством наблюдения, является недостаточной. Её не хватает для полноценного взаимодействия человека с происходящим. Поэтому подобные сведения нужно «достраивать».
Всё происходит для прогнозирования действий интересующего индивидуума в будущем. Для осуществления атрибуции может использоваться коллектив или отдельный человек.
Бывает сложно понять чьё-либо поведение. Для этого не хватает чувствительности, знаний в психологии или просто информации. В результате чужое поведение подвергается домысливанию.
Виды атрибуции
Люди, у которых развита личностная атрибуция, ориентированы на нахождение виновника того, что произошло. Если приписывать причину ситуации определённому человеку, то проявляется личностная атрибуция в психологии. Примеры не являются сложными: «Мы не успели приехать вовремя, потому что ты опоздал на поезд».
Если у человека развита обстоятельная атрибуция, то он часто обвиняет внешние факторы. Поиски конкретного лица его не интересуют.
Стимульная атрибуция состоит в обвинении предмета. Стакан упал и разбился, так как находился на краю стола. Также причина может состоять в том, что сам пострадавший виноват.
Ошибки восприятия
Изучение каузальной атрибуции привело к выявлению разных закономерностей, которые приводят к ошибкам восприятия. Примечательно, что успешность посторонних и личные неудачи люди объясняют, используя ситуативную атрибуцию. Обычно мы стараемся к себе относиться мягче и лояльнее, чем к посторонним. А вот для анализа собственных успехов и неудач других используется личностная атрибуция в психологии. В этом состоит особенность человеческой психики.
Также интересен факт того, что причина успеха обычно связывается с собственными заслугами. А вот в неудачах обвиняют обстоятельства. Человек полагает, что он успешен, потому что является трудолюбивым и умным. А неудача у него произошла исключительно по вине внешних факторов.
Но вот если речь заходит о другом человеке, то атрибуция в психологии общения проявляется противоположно. Пример: ему повезло, он проныра и подхалим, у этого человека отношения с руководителем не являются формальными. Или же его неудачи связаны с ленью, недостаточным количеством ума.
Атрибуция при оценивании подчинённых
В любой организации типичными являются конфликтующие предубеждения в отношении атрибуции. Это в основном касается разных ситуаций, а именно действующих предубеждений.
Если руководителей попросить рассказать о причинах неэффективности работы подчинённых, то они в основном приводят в качестве причин внутренние факторы. Они состоят в недостатке усилий и способностей. При этом внешние факторы, такие как недостаточная поддержка, ими указываются гораздо реже. Таким образом, происходит переоценка влияния индивидуальных факторов в поведении других людей. Эти результаты свидетельствуют о склонности к недооцениванию влияния ситуационных и преувеличению воздейс
Фундаментальная ошибка атрибуции — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Фундамента́льная оши́бка атрибу́ции (англ. fundamental attribution error) — понятие в психологии, обозначающее характерную ошибку атрибуции — склонность человека объяснять поступки и поведение других людей их личностными особенностями (так называемой «внутренней диспозицией»), а собственное поведение — внешними обстоятельствами (так называемой «внешней диспозицией»).
Частными случаями фундаментальной ошибки переноса являются искажение переноса (англ. correspondence bias), эффект атрибуции (англ. attribution effect), и асимметрия действующего лица и наблюдателя (англ. actor–observer asymmetry).
Человек склонен объяснять свои успехи диспозиционно, а неудачи — ситуационно; для чужих успехов и неудач всё прямо наоборот. Например, чужое опоздание часто объясняют непунктуальностью или несобранностью опоздавшего, а собственное опоздание — пробками или тем, что «вчера спать лёг поздно». Причиной блестящей сдачи экзаменов сокурсником указывают «он всю ночь не спал, хорошо подготовился» или «ему повезло с экзаменационным билетом», а причиной собственного успеха считают высокие умственные способности или хорошее знание предмета.
Причины фундаментальной ошибки атрибуции[1]:
- ложное согласие — представление о своём поведении как о типичном, а об отличающемся от него — как о ненормальном;
- неравные возможности — игнорирование особенностей, обусловленных ролевой позицией;
- игнорирование информационной ценности неслучившегося — несделанное должно также быть основанием для оценки поведения;
- большее доверие к фактам, чем к суждениям — это обусловлено механизмом «фигура — фон»;
- лёгкость построения ложных корреляций — черты ошибочно соединяются как обязательно сопутствующие друг другу.
С возникновением ошибки также связан локус контроля.
В 2006 году Долорес Албаррасин опубликовала исследование в журнале Psychological Bulletin, где изучала вопрос асимметрии действующего лица и наблюдателя. Асимметрия действующего лица и наблюдателя — это частный случай фундаментальной ошибки атрибуции. В своём исследовании Долорес показала незначительность эффекта, который наблюдается в очень специфических экспериментальных условиях[2].
- на русском языке
- Аронсон Э. Общественное животное. Введение в социальную психологию.
- Майерс Д. Социальная психология.
- Росс, Л.; Нисбетт, Р. Человек и ситуация. Перспективы социальной психологии.
- на других языках
- Abrams, D.; Viki, G. T.; Masser, B. & Bohner, G. (2003), Perceptions of stranger and acquaintance rape: The role of benevolent and hostile sexism in victim blame and rape proclivity, Journal of Personality and Social Psychology Т. 84 (1): 111–125, PMID 12518974, DOI 10.1037/0022-3514.84.1.111
- Anderson, C. A., Krull, D. S., Weiner, B. (1996). Explanations: Processes and consequences. In E. T. Higgins, A. W. Kruglanski (Eds.), Social psychology: Handbook of basic principles (p. 221—296). New York, Guilford.
- Bell, S. T.; Kuriloff, P. J. & Lottes, I. (1994), Understanding attributions of blame in stranger-rape and date-rape situations: An examinations of gender, race, identification, and students’ social perceptions of rape victims, Journal of Applied Social Psychology Т. 24 (19): 1719–1734, DOI 10.1111/j.1559-1816.1994.tb01571.x
- Burger, J. M. (1981), Motivational biases in the attribution of responsibility for an accident: A meta-analysis of the defensive-attribution hypothesis, Psychological Bulletin Т. 90 (3): 496–512, DOI 10.1037/0033-2909.90.3.496
- Carlston, D. E. & Skowronski, J. J. (1994), Savings in the relearning of trait information as evidence for spontaneous inference generation, Journal of Personality and Social Psychology Т. 66 (5): 840–880, DOI 10.1037/0022-3514.66.5.840
- Choi, I. & Nisbett, R. E. (1998), Situational salience and cultural differences in the correspondence bias and actor-observer bias, Personality and Social Psychology Bulletin Т. 24 (9): 949–960, DOI 10.1177/0146167298249003
- Epstein, Seymour & Teraspulsky, Laurie, Perception of cross-situational consistency., Journal of Personality and Social Psychology Т. 50 (6): 1152–1160, doi:10.1037/0022-3514.50.6.1152, <http://doi.apa.org/getdoi.cfm?doi=10.1037/0022-3514.50.6.1152>
- Gawronski, Bertram (2004), Theory-based bias correction in dispositional inference: The fundamental attribution error is dead, long live the correspondence bias, European Review of Social Psychology Т. 15 (1): 183–217, doi:10.1080/10463280440000026, <https://www.researchgate.net/profile/Bertram_Gawronski/publication/235413133_Theory-based_bias_correction_in_dispositional_inference_The_fundamental_attribution_error_is_dead_long_live_the_correspondence_bias/links/55da453708aeb38e8a8a1178.pdf>
- Gilbert, D. T. (1989). Thinking lightly about others: Automatic components of the social inference process. In J. S. Uleman, J. A. Bargh (Eds.), Unintended thought (p. 189—211). New York, Guilford Press.
- Gilbert, D. T. & Malone, P. S. (1995), The correspondence bias, Psychological Bulletin Т. 117 (1): 21–38, PMID 7870861, doi:10.1037/0033-2909.117.1.21, <http://www.wjh.harvard.edu/~dtg/Gilbert%20%26%20Malone%20%28CORRESPONDENCE%20BIAS%29.pdf> Архивная копия от 11 декабря 2005 на Wayback Machine
- Gilbert, D. T. (1998), Speeding with Ned: A personal view of the correspondence bias, in Darley, J. M. & Cooper, J., Attribution and social interaction: The legacy of E. E. Jones, Washington, DC: APA Press, <https://web.archive.org/web/20110709090156/http://www.wjh.harvard.edu/~dtg/SpeedingwithNed.pdf> Архивная копия от 9 июля 2011 на Wayback Machine
- Gilbert, D. T. (2002). Inferential correction. In T. Gilovich, D. W. Griffin, D. Kahneman (Eds.), Heuristics and biases: The psychology of intuitive judgment. Cambridge University Press.
- Hamilton, D. L. (1988). Causal attributions viewed from an information-processing perspective. In D. Bar-Tal, A. W. Kruglanski (Eds.) The social psychology of knowledge (p. 369—385). Cambridge, England, Cambridge University Press.
- Hamilton, D. L. (1998). Dispositional and attributional inferences in person perception. In J. M. Darley, J. Cooper (Eds.), Attribution and social interaction (p. 99—114). Washington, DC, American Psychological Association.
- Heider F. The Psychology of Interpersonal Relations. New York: John Wiley & Sons, 1958. ISBN 0-471-36833-4.
- Jones, E. E. & Harris, V. A. (1967), The attribution of attitudes, Journal of Experimental Social Psychology Т. 3 (1): 1–24, DOI 10.1016/0022-1031(67)90034-0
- Krull, D. S. & Dill, J. C. (1996), Thinking first and responding fast: Flexibility in social inference processes, Personality and Social Psychology Bulletin Т. 22 (9): 949–959, DOI 10.1177/0146167296229008
- Krull, D. S.; Loy, M. H.; Lin, J. & Wang, C. F. (1999), The fundamental attribution error: Correspondence bias in individualist and collectivist cultures, Personality and Social Psychology Bulletin Т. 25 (10): 1208–1219, DOI 10.1177/0146167299258003
- Krull, Douglas S. (2001), On partitioning the fundamental attribution error: Dispositionalism and the correspondence bias, in Moskowitz, Gordon B., Cognitive Social Psychology: The Princeton Symposium on the Legacy and Future of Social Cognition, Mahwah, New Jersey, USA: Psychology Press, с. 211–227, ISBN 1135664250, <https://books.google.com/books?id=DE-cJ8F4rSMC&pg=PA211&lpg=PA211>
- Lassiter, F. D.; Geers, A. L.; Munhall, P. J. & Ploutz-Snyder, R. J. (2002), Illusory causation: Why it occurs, Psychological Science Т. 13 (4): 299–305, PMID 12137131, DOI 10.1111/j.0956-7976.2002..x
- Lerner, M. J. & Miller, D. T. (1977), Just-world research and the attribution process: Looking back and ahead, Psychological Bulletin Т. 85 (5): 1030–1051, DOI 10.1037/0033-2909.85.5.1030
- Lagdridge, Darren & Trevor Butt (September 2004), The fundamental attribution error: A phenomenological critique, British Journal of Social Psychology Т. 43 (3): 357–369, DOI 10.1348/0144666042037962
- Malle, Bertram F. (2006), The actor-observer asymmetry in attribution: A (surprising) meta-analysis, Psychological Bulletin Т. 132 (6): 895–919, PMID 17073526, doi:10.1037/0033-2909.132.6.895, <http://doi.apa.org/getdoi.cfm?doi=10.1037/0033-2909.132.6.895>
- Markus, H. R. & Kitayama, S. (1991), Culture and the self: Implications for cognition, emotion, and motivation, Psychological Review Т. 98 (2): 224–253, DOI 10.1037/0033-295X.98.2.224
- Masuda, T., Kitayama, S. (1996). Culture-specificity of correspondence bias: Dispositional inference in Japan. Paper presented at the 13th Congress of the International Association for Cross-Cultural Psychology, Montreal, Quebec, Canada.
- Masuda, T. & Nisbett, R. E. (2001), Attending holistically vs. analytically: Comparing the context sensitivity of Japanese and Americans, Journal of Personality and Social Psychology Т. 81 (5): 922–934, PMID 11708567, DOI 10.1037/0022-3514.81.5.922
- Masuda, T.; Ellsworth, P. C.; Mesquita, B. & Leu, J. (2008), Placing the face in context: Cultural differences in the perception of facial emotion, Journal of Personality and Social Psychology Т. 94 (3): 365–381, PMID 18284287, doi:10.1037/0022-3514.94.3.365, <https://www.ualberta.ca/~tmasuda/index.files/MasudaEllsworthMesquitaLeuTanidavandeVeerdonk2008.pdf> Архивная копия от 4 марта 2016 на Wayback Machine
- Miller, J. G. (1984), Culture and the development of everyday social explanation, Journal of Personality and Social Psychology Т. 46 (5): 961–978, PMID 6737211, DOI 10.1037/0022-3514.46.5.961
- Moskowitz, G. B. (1993), Individual differences in social categorization: The influence of personal need for structure on spontaneous trait inferences, Journal of Personality and Social Psychology Т. 65: 132–142, DOI 10.1037/0022-3514.65.1.132
- Newman, L. S. (1993), How individuals interpret behavior: Idiocentrism and spontaneous trait inference, Social Cognition Т. 11 (2): 243–269, DOI 10.1521/soco.1993.11.2.243
- Robinson, J. & McArthur, L. Z. (1982), Impact of salient vocal qualities on causal attribution for a speaker’s behavior, Journal of Personality and Social Psychology Т. 43 (2): 236–247, DOI 10.1037/0022-3514.43.2.236
- Ross, L. (1977), The intuitive psychologist and his shortcomings: Distortions in the attribution process, in Berkowitz, L., Advances in experimental social psychology, vol. 10, New York: Academic Press, с. 173–220, ISBN 0-12-015210-X
- Semin, G. R. & Marsman, J. G. (1994), Multiple inference-inviting properties» of interpersonal verbs: Event instigation, dispositional inference and implicit causality, Journal of Personality and Social Psychology Т. 67 (5): 836–849, DOI 10.1037/0022-3514.67.5.836
- Smith, E. R. & Miller, F. D. (1979), Salience and the cognitive appraisal in emotion, Journal of Personality and Social Psychology Т. 48 (4): 813–838, PMID 3886875, DOI 10.1037/0022-3514.48.4.813
- Smith, E. R. & Miller, F. D. (1983), Mediation among attributional inferences and comprehension processes: Initial findings and a general method, Journal of Personality and Social Psychology Т. 44 (3): 492–505, DOI 10.1037/0022-3514.44.3.492
- Storms, M. D. (1973), Videotape and the attribution process: Reversing actors’ and observers’ points of view, Journal of Personality and Social Psychology Т. 27 (2): 165–175, PMID 4723963, DOI 10.1037/h0034782
- Summers, G. & Feldman, N. S. (1984), Blaming the victim versus blaming the perpetrator: An attributional analysis of spouse abuse, Journal of Applied Social and Clinical Psychology Т. 2 (4): 339–347, DOI 10.1521/jscp.1984.2.4.339
- Walster, E (1966), Assignment of responsibility for an accident, Journal of Personality and Social Psychology Т. 3 (1): 73–79, PMID 5902079, DOI 10.1037/h0022733
- Winter, L. & Uleman, J. S. (1984), When are social judgements made? Evidence for the spontaneousness of trait inferences, Journal of Personality and Social Psychology Т. 47 (2): 237–252, PMID 6481615, DOI 10.1037/0022-3514.47.2.237
- Uleman, J. S. (1987), Consciousness and control: The case of spontaneous trait inferences., Personality and Social Psychology Bulletin Т. 13 (3): 337–354, DOI 10.1177/0146167287133004
Примеры казуальной атрибуции в жизни. Каузальная атрибуция
В процессе взаимодействия друг с другом у людей появляется необходимость взаимопонимания. Если фактов, объясняющих поведение другого человека, недостаточно, то наблюдающим свойственно приписывать различные мотивы. То же самое относится и к самому объекту обсуждения: он тоже пытается найти причины своего результата. Данное явление получило название каузальной атрибуции – приписывать причины, не зная наверняка содержания произошедшего. Его начали изучать ещё в западной социальной психологии. Основоположником принято считать Хайдера.
Казуальная атрибуция в психологии. Примеры атрибуции
Это явление существует потому, что каждый хочет видеть целостную картину, представлять себе все события. Но проблема в том, что не всегда известны факты. И тогда человек начинает дорисовывать, додумывать картину, доводя её к логическому заключению. Осуществляется этот процесс в соответствии с имеющимся жизненным опытом. В психологии была отмечена разносторонняя реакция общества на стереотипные и отклоняющиеся от нормы варианты поведения . Рассмотрим пример.
Ученики ожидают нового учителя, который будет преподавать у них историю. Если их попросить описать учителя истории, то, скорее всего, занятия будут скучными и неинтересными. А если представить им иного учителя, предварительно описав его манеру преподавания (он использует наглядные макеты, устраивает сценки; делает всё, чтобы уроки были интересными), то мнение о личности будет нестандартным, отличным от распространённого привычного суждения.
Фундаментальная ошибка каузальной атрибуции
Эта ошибка заключается в различных точках зрения, в других фокусах. Как правило, есть две позиции наблюдения: сам участник происходящего и наблюдающий со стороны. Здесь для первого фигурой суждения являются обстоятельства, а для второго – сама личность. Таким образом, случается заблаговременный просмотр случившегося или происходящего с различных позиций . Это в психологии и является фундаментальной ошибкой атрибуции.
Виды каузальной атрибуции
В зависимости от того под каким углом рассматривают ситуацию, является и получившийся результат. Различают следующие виды :
- Личностная атрибуция. Приписывание причин неудач непосредственно личности;
- Обстоятельственная. Обвинение сложившихся обстоятельств;
- Объектная. Причина в самом объекте.
Интересно то, что позиция человека определяет направленность его мышления. Сам участник чаще всего обвиняет обстоятельства. Наблюдатель видит мотив неудачи в личности (участнике). Это происходит из-за того, что ни тот, ни другой не представляет себе полностью правдоподобной картины. Получается, что атрибуция представляет собой субъективное, следовательно, зачастую ошибочное мнение.
Ещё один пример. Стеснительный парень наконец-то решил познакомиться с девушкой. Заранее всё обдумал, даже репетировал свою речь. В общем, и самооценку себе он тоже поднял. Он знакомиться с ней на улице, а она почему-то отказывается от подвернувшегося случая знакомства. Парень сразу же выстраивает всевозможные гипотезы. Он думает: «может, дело во мне, может, я ей несимпатичен; может она просто не в настроении» и т.п. Эти мысли могут быть как отдельно, так и приходить одна за другой.
В то же время правильное понимание причин поступков человека очень важно для сохранения отношений между людьми . Мотивы поведения надуманные могут очень сильно отличаться от мотивов действительных. Но так получается, что иной раз человек не может спросить, уточнить какие-то моменты и поэтому вынужден воспользоваться своим воображением.
Цели и результаты исследований каузальной атрибуции
Целью исследований механизмов каузальной атрибуции находят повышение эффективности взаимодействия между людьми и эффективности личностного роста. Первое предполагает наиболее верное определение мотивов тех или иных поступков. А второе показывает варианты воздействия на мотивацию, деятельность, эмоции и т.п. Что наиболее полно помогает понять изучение данного явления, так это указание момента возложения или же принятия ответственности за конкретные действия. И комплексное рассмотрение сложившегося результата. То есть цель исследований – нахождение точного определения действительных мотивов поведения .
Известно, что к себе человек относится мягче при оценке, нежели к другим посторонним людям. Чьи-то успехи и свои собственные неудачи человек относит к ситуативной атрибуции. Но, описывая чужие неудачи и свои успехи, он обращается к личностной атрибуции. В этих случаях причиной случившегося человек склонен считать либо сложившиеся обстоятельства, либо саму личность соответственно конечному результату.
Обычно человек объясняет успех своим трудолюбием, силой воли, своей уникальностью. Но неудача ассоциируется всегда с ситуацией. А если проводить анализ действий другого человека, то всё вышесказанное применимо в обратном порядке. Если человек добился успеха – это обстоятельства так сложились. А если он потерпел неудачу, то сам в этом виноват . И мало кто мыслит иначе. Немногие обратят внимание на ситуацию, сделают на неё акцент. Ведь если объяснять результат деятельности человека по-другому, то это означает признать его на своём уровне, а то и лучше. Это означает сравнивать его с собой.
Поэтому люди склонны защищать свою самооценку таким путём. Легче обвинить обстоятельства, объект поступка, нежели заставить себя работать, совершенствовать себя. Каузальная атрибуция применима везде: в быту, на работе, в отношениях. И везде действует такой принцип противоположности.
Зачем людям каузальная атрибуция
По разным причинам люди стремятся найти объяснение причин поступков.
Вот некоторые из них:
- Понимание происходящего вокруг позволяет человеку избегать нежелательных последствий;
- Желание чувствовать себя в безопасности;
- Понимание происходящего необходимо для принятия рациональных решений.
Атрибуция древних памятников. Методы атрибуции. Заниматься атрибуцией. Атрибуция опирается на анализ стиля, сюжета, на результаты физических и химических исследований.
Психол.Попытка понять поведение человека, группы лиц, социальной общности в условиях дефицита информации путем домысливания; механизм объяснения причин чьего-л. поведения.
Социальная атрибуция. Личностная атрибуция.
Энциклопедическая информация Началом теоретического и эмпирического изучения атрибуции послужили работы Ф. Хайдера (1958), Е. Джонса, К. Е. Дэвиса (1965), X. Келли (1967). Разработка понятия атрибуции началась с выявления того, как люди объясняют себе мотивы чужого и и своего поведения (атрибуция каузальная). Современн
Социальный контроль — виды и основные функции Социальный контроль является инструментом для поддержания правильного поведения отдельного человека и целых групп. Существуют разные виды регулировки со своими характеристиками. Для лучшего понимания темы важно знать понятие самоконтроля и девиации. | Ментальность — что это такое и как ее изменить? У каждого человека есть своя ментальность. У одних она основана на собственном опыте, у других сложилась на основе стереотипов их предков. Образ мыслей людей — это их главное отличие друг от друга, но бывают, что они схожи в определенных суждениях. | Индустриальное общество — в чем его недостатки и преимущества? Индустриальное общество формируется в процессе индустриализации, где применяются машинное производство и научно-технический прогресс. Среди его минусов – снижение количества рабочих мест и эксплуатация природных ресурсов во вред экологии. |