Психологические тренинги: с чем это едят? Психологический тренинг
Содержание:
В одном из своих телеинтервью очень известный эстрадный продюсер с вальяжной снисходительностью похвалился на всю страну, что благодаря своим талантам и связям в шоу-бизнесе он за несколько месяцев может сотворить мегазвезду из любого человека, даже не имеющего слуха, голоса и чувства ритма… Нечто похожее обещают и на многочисленных психологических тренингах, которых в Москве на сегодняшний день огромное количество. Если верить рекламе, то, записавшись на такую программу, уже через неделю-две можно перевоплотиться в гения продаж, а заодно решить все свои личностные и семейные проблемы. Звучит заманчиво, не правда ли?
Для начала разберемся с самим понятием
Термин «тренинг» происходит от английского слова train, training — обучение, тренировка, дрессировка. В прикладной психологии под данным понятием понимают единую систему упражнений по перепрограммированию внутренних установок, а следовательно, и поведенческих навыков человека. При этом важна сама атмосфера занятий, так называемая концентрированная среда, в которой люди максимально раскрываются и начинают по-новому воспринимать себя и окружающих. Тренинг — совершенно особая форма обучения, которая отличается от традиционной тем, что в процессе деловых игр-заданий задействуется весь личный опыт и потенциал участников. Они очень быстро обретают способности, которые при естественном жизненном развитии приходят с опытом прожитых лет и совершенных ошибок.
Знающий тренер, когда это необходимо, провоцирует острые моменты, вызывающие порой у некоторых участников потрясение и шок. На занятиях используют и такие сильнодействующие приемы, как исповедь или откровенное обсуждение всеми членами группы, что конкретно им импонирует и не нравится в том или ином человеке. Кстати, во многих телевизионных реалити-шоу активно используют отдельные элементы психотренинговых методик. Только создатели передач гонятся за высокими рейтингами, а психологи-тренеры в обычных «группах личностного роста» преследуют цели исключительно благородные. Например, в процессе таких нелицеприятных откровений партнеров по тренингу участник-бизнесмен может осознать, что мешает ему каждый раз создать доверительные отношения с потенциальными деловыми партнерами на переговорах.
На высококлассных тренингах большое внимание уделяют подбору участников. В группу обычно не включают людей с постоянно «надетой» непробиваемой психологической кольчугой-защитой (им лучше для начала поработать с психотерапевтом индивидуально), ходячую психическую аномалию, ярко выраженных скептиков — всех тех, кто может помешать погружению в атмосферу серьезной игры. Это как на занятиях в секции по изучению восточного единоборства: согласитесь, вам вряд ли понравится, если спарринг-партнером у вас будет опасный психопат или легкомысленный болтун, мешающий сосредоточиться на указаниях сэнсэя.
Эффективный тренинг похож на винегрет, в который «нарезают» все самое действенное, что на данный момент изобретено различными психологическими школами и направлениями. В подобных программах используют и элементы нейролингвистического программирования (НЛП), и психодраму, и различные авторские методики. Все это позволяет за короткий срок добиться целей, о которых человек раньше даже и мечтать не смел: например, стать намного смелей в общении с незнакомыми людьми или хорошенькими девушками — чем не достойная цель для застенчивого банковского клерка?
Виды тренингов
Существует огромное количество разнообразных программ. Их можно разделить на три главные подгруппы.
Социально-психологические тренинги, обучающие искусству общения, гармонии с собой, близкими людьми, окружающим миром. Сюда же входят так называемые тренинги личностного роста, дающие мощный импульс к максимальному развитию дремлющих в человеке способностей и талантов.
Коммуникативные тренинги направлены на обретение навыков эффективного общения в различных ситуациях как внутри коллектива (команды), так и вне его, работу с клиентами, покупателями, партнерами, конкурентами и т. п. Данные навыки усваивают точно так же, как, к примеру, основы иностранной речи или азы управления автомобилем. Если для курсанта автошколы, в третий раз в своей жизни севшего за руль, все проблема: и работа с педалями, и переключение передач и уж тем более самостоятельное маневрирование в условиях перекрестка, то для водителя с двухлетним стажем это ежедневная рутина. Также и для человека, обучающегося основам грамотного общения: на первых порах он будет краснеть и заикаться, но с накоплением практического опыта в его словах и жестах все более отчетливо начнет проявляться уверенность и спокойное дружелюбие. В процессе занятий все получаемые участниками знания обязательно увязывают с практикой в такой естественной форме, что их легко применить в реальной жизни. Более того, человек, прошедший хороший тренинг, осваивает алгоритм саморазвития, с помощью которого сможет совершенствовать необходимые навыки.
Тренинги профессиональных умений охватывают самый широкий спектр профессий. Например, сейчас в связи с бурным ренессансом рыночной экономики очень востребованы программы, ориентированные на менеджеров по продажам. Бизнес — своего рода скачки, где замешкавшемуся жокею победа уже не светит. Чтобы быть успешным продавцом, человек должен постоянно работать с собственной мотивацией, энергетикой, настроением, то есть уверенно владеть приемами психологической саморегуляции. Нередко бывает, что, осознав свои глубокие личностные проблемы, комплексы, занимающийся через считанные дни начинает понимать, из-за чего на самом деле у него не идут продажи, а следовательно, ускользает прибыль. А без посещения занятий он мог бы потратить на малопродуктивные самокопания годы.
Результаты каждого тренинга этой категории совершенно непредсказуемы. Бывает, что по результатам занятий психолог группы дает рекомендации руководству фирмы на выдвижение малоопытных, но имеющих серьезный потенциал сотрудников на руководящие должности. Вообще, тренинги полезны как для начинающих профессионалов, так и для асов. Новичкам они позволяют за несколько занятий отработать основные должностные навыки и показывают направление дальнейшего развития. Опытным же работникам будет не лишним взглянуть на себя и привычную работу свежим взглядом, обогатить свой арсенал новыми приемами, проанализировать собственные сильные и слабые стороны. Особенно это полезно тем, кто незаметно для себя перешел к шаблонному использованию давно устаревших методов работы, утратил вкус к творчеству.
Говоря о профессиональных тренингах, нельзя не упомянуть о программах, ориентированных на обучение управленческого персонала. С одной стороны, может показаться, что этой категории и без того должны быть прекрасно известны все рецепты успеха. Но практика показывает, что начальственный статус далеко не всегда свидетельствует о высочайшей компетенции своего обладателя. Поэтому для руководителей проводят специальные тренинги категории VIP, на которых высококвалифицированные психологи «ставят» бизнес-элите твердые навыки управления, ведения переговоров, поведения в конфликтных ситуациях и т. д.
Сейчас очень популярны и различные корпоративные тренинги, так как они решают сразу несколько стратегических задач: способствуют сплочению команды, помогают добиться существенного повышения результатов работы. Вот уж где буйствует освобожденная фантазия практикующих психотехнологов (обуздать ее полет, пожалуй, может лишь лимит бюджета, отпущенного на программу): кто-то для того, чтобы научить персонал фирмы-заказчика работать на новом, более успешном уровне, организует круиз на речном лайнере; кто-то снимает с этой же целью профилакторий или даже тренировочный лагерь милицейского спецназа.
В качестве примера одного из таких новомодных корпоративных тренингов приведу не так давно появившуюся в столице программу под названием «Тим-билдинг». Обычно для проведения занятий снимают санаторий или дом отдыха, и там взрослые люди, солидный жизненный статус которых не способны замаскировать даже демократичные спортивные костюмы, играют в особые игры на свежем воздухе, в ходе которых осваивают нелегкую науку побеждать обстоятельства и конкурентов в нелегкой борьбе под названием «бизнес».
«Здравствуйте, вас приветствует известная канадская компания…»
Наверное, многие слышали подобные мажорные слова от обаятельного молодца с голливудской улыбкой и искренней радостью в глазах. Обычно такая встреча происходила где-нибудь у метро или на привокзальной площади. Продавец радостно объявлял прохожему, что тому выпала редкая удача принять участие в рекламной акции известной канадской (американской, австралийской) компании. Обычно под напором его солнечного обаяния атакованный гражданин редко проявлял намерение критически оценивать предлагаемые ему вещи.
Впрочем, не стоит думать, что мода на бизнес, свободный от моральных ограничений, процветает только в стихийном мире уличной торговли. И вполне солидные компании зачастую воспитывают у менеджеров хищные инстинкты. Сегодня слишком многие отечественные предприниматели, прошедшие школу первых лет «дикого капитализма», убеждены, что конкурентную борьбу нужно вести по законам полномасштабного боя, в котором пленных не берут, а раненых добивают. К сожалению, спрос диктует предложение. Достаточно почитать в Интернете рекламные объявления всевозможных тренингов («Атакующий сбыт», «Психокарате», «Психология влияния: версия контрразведчика»), чтобы убедиться: спрос на инструкторов по стратегии и тактике ведения боевых действий против конкурентов и клиентов чрезвычайно высок. Остается только надеется, что с утверждением в деловых кругах такого основополагающего понятия, как деловая этика, в моду войдут более цивилизованные правила игры.
Нужно ли это вам?
Конечно, ответ на данный вопрос следует принимать исходя из конкретных жизненных, в том числе финансовых, обстоятельств. Но иметь про запас такой вариант определенно стоит и домохозяйке, и малооплачиваемому бюджетнику, и солидному руководителю фирмы. Некоторые успешные предприниматели на это могут снисходительно усмехнуться, но им стоит вспомнить о том, сколько ошибок было совершено и сколько прибыли недополучено, пока не пришел серьезный опыт. Чем хороши тренинги? Они помогают подняться над тупиковой жизненной ситуацией, взглянуть на себя и на обстоятельства новым взглядом, ощутить, что вам под силу реально изменить свое существование. Главный плюс любого хорошего тренинга, на мой взгляд, в его прикладном характере. Отучившись неделю-две, вы сразу же можете и должны приступить к воплощению нового видения собственной жизни.
Что такое тренинг? | psychologyrelations
Что такое тренинг?
Тренинг личностного роста – это определенное психологическое воздействие, основанное на активных методах групповой работы. Это форма специально организованного общения, в ходе которого решаются вопросы развития личности, формирования навыков общения с людьми, оказания психологической помощи и поддержки, позволяющие снимать стереотипы и решать личностные проблемы участников.
Задача группы тренинга личностного роста – помочь участнику выразить себя своими индивидуальными средствами. Тренинг поможет молодым людям научиться воспринимать и лучше понимать себя.
Основная же гуманистическая идея тренинга заключается в том, чтобы не заставлять, не подавлять, не ломать человека, а помочь ему стать самим собой, приняв и полюбив себя, преодолеть стереотипы, мешающие жить радостно и счастливо, прежде всего, в общении с окружающими.
Зачем идти на тренинг?
Изначально тренинг предназначен для передачи знаний, которые невозможно передать словами. Тренинг – это, прежде всего, познание через переживание, т.е. на тренинге человек, испытывая сильные положительные эмоции, сам находит эффективные способы общения.
Зачем нужны психологические тренинги?
Слово «психологический» пугает многих. Очень часто услышав «психологически тренинг» люди шутливо, но с затаённым испугом и нервным смешком спрашивают: «А Я похож на психа?» или с надеждой — «А моего брата алкоголика вылечите»?
Важно понимать то, что психолог и психиатр – это разные профессии.
Психиатр работает с людьми психически не здоровыми в специализированных клиниках. Психиатр – это врач. Он использует медикаментозный путь решения проблемы, то есть лечит.
Психолог не лечит. Психолог работает ТОЛЬКО со здоровыми людьми, не является врачом и не имеет права работать с человеком психически не здоровым. Психологический центр – это не клиника, не больница, не поликлиника. Там не лечат даже алкоголиков и наркоманов. Поэтому такая картина, как люди собранные в круг с печальными лицами и фразой: «Здравствуйте, я алкоголик» не имеют к психологическим и тренинговым центрам НИКАКОГО отношения.
Психологическая проблема человека и психическая проблема – это задачи, несущие в себе совершенно разные сути.
Психическая проблема подразумевает повреждения в деятельности мозга на физиологическом уровне.
Психологическая проблема – это задача абсолютно здорового человека в той или иной социальной, личной или интимной сферах жизни, которую он хочет решить, не причиняя НИКОМУ вреда или боли, но не знает, как решить ГРАМОТНО.
Психологическая помощь – это скорее поддержка во время депрессии, сильнейшего стресса. Психологическую поддержку лучше получать на индивидуальных консультациях. Психологический тренинг, в первую очередь, подразумевает не психологическую поддержку, а психологическое развитие личности.
Порой бывает непонятно, зачем мне надо идти на тренинг, когда у меня на душе тоска и грусть? Да еще рядом другие люди. Страшно говорить о своих проблемах, вдруг что подумают. И непонятно зачем мне выслушивать чужие проблемы? Мне бы в своих разобраться. Какие-то непонятные упражнения, которые вроде и не имеют никакого отношения к моей теме. Где гарантия, что я сейчас посещу этот тренинг, и мои проблемы решатся? А потом, вдруг пойму что-нибудь про себя не очень приятное и на самом деле надо будет что-то менять в своей жизни…, а сил и так нет. Страдать легче.
Так зачем же все-таки нужны тренинги?
У каждого человека есть какое-то представление о себе. Я кажусь себе очень приятным человеком или наоборот слишком застенчивым, скромным. Чаще всего у нас нет реального представления о себе, четких знаний о своих достоинствах, слабостях, ограничениях. Если человек мало себя знает, то он часто ошибается в постановках целей, берется за задачи, которые ему не по силам или наоборот. Негативный опыт накапливается. И вот мы уже себя называем неудачником. На тренингах люди общаются, совместно что-то делают. Наши модели поведения, которые мы не очень-то осознаем… проявляются во всем. В том, как мы делаем упражнения, как мы разговариваем , как понимаем задания, как слушаем друг друга.
Пример. Мужчина жалуется, что его никто не любит, его никто не понимает. Со стороны видно, как он делая упражнение в паре, совсем не заботится о своем партнере, не знает, как кого зовут, да и вообще, не обращает внимания на то, что происходит с другими людьми.
Мелочей нет. Это определенная стратегия поведения. Зацикленность на своих ощущениях, мыслях и переживаниях, при этом не видя окружающих, не интересуясь, а что же они чувствуют? Есть только мои переживания. Результат, как правило-одиночество.
Нет плохих или хороших моделей поведения. Просто одни служат для удовлетворения твоих потребностей, другие -не очень. И если ты дружишь с реальностью, то здравый смысл показывает, что то как я себя веду, не привело к хорошим результатам. Когда-то наши стратегии нам помогли выжить и были нужны. Но если вы и вправду хотите , что-то поменять в своей жизни… то первое, что надо сделать… для начала их осознать, увидеть. А увидеть их можно при общении с другими. По тому, как ты проявляешься, по обратной связи от других. Когда есть безопасное пространство и где другой может тебе сказать, как он тебя воспринимает и где ты можешь сказать, что ты чувствуешь по отношению к другому человеку.
Сейчас все уже знают про маски и роли, которые мы играем. На тренингах есть возможность осознать свою маску и для себя решить, буду ли я ей пользоваться. А что случится, если я буду общаться без маски с человеком? Какие чувства она защищает или скрывает? Если я уберу свою привычную улыбчивость, что тогда? Что изменится, если я вдруг вместо угодливости начну прямо просить о том, чего хочу?
Осознать и увидеть то, как я себя веду, как меня воспринимают люди-это хороший результат, но не достаточный. Нужно еще заново освоить те стратегии поведения, которые наилучшим образом будут способствовать удовлетворению моих потребностей. Но ведь их еще надо где-то взять или хотя бы подсмотреть. Мы, будучи детьми усваиваем только то, что перед нашими глазами. И нужно определенное мужество начать жить по другим правилам. Это расценивается иногда в душе как предательство. Например, мама страдала, бабушка и все женщины моего рода, а я вдруг себе позволю быть счастливой? Совесть замучает.
Психологический тренинг — это широко распространенная во всем мире форма групповой психологической работы.
В нашей стране необходимость участия в психологических группах стала осознаваться только недавно. Тренинг как способ психологической работы в советские времена практически не существовал, как не существовало и многого другого, без чего практически невозможно представить себе цивилизованного человека. Поэтому в современной российской практике психологический тренинг только начинает свое развитие. К счастью, многие люди в нашей стране уже задумываются о работе над собственной личностью как необходимом, «гигиеническом» моменте современной сверхнасыщенной жизни. Участие в тренинге необходимо не для того, чтобы «вылечиться» от какой-нибудь «патологии», а чтобы оставаться в хорошем «психологическом тонусе», точно так же как занятия спортом позволяют сохранять тело здоровым.
Тренинг может быть направлен на работу с различными аспектами психологии человека. Причем акцент в такой работе может быть сделан как на специфику группового взаимодействия, так и на особенности индивидуальной ситуации каждого отдельного человека, рассматриваемые в группе.
Способ решения своих проблем участники находят благодаря не только помощи самого психолога, но и получая поддержку от остальных членов группы. Группа в целом обладает «терапевтическим» эффектом, поскольку каждый участник по-своему, уникально откликается на проблему другого человека, и это позволяет понять сложную ситуацию с учетом разных точек зрения.
Психологические тренинги — это возможность изучить глубинные установки и отношения, составляющие основу Вашего жизненного опыта, исходя из которых Вы действуете в своей жизни и создаёте результаты. Это возможность подвергнуть анализу и исследовать, казалось бы, неоспоримые точки зрения о том, как Вы видите мир. Этот тренинг об изменениях и, таким образом, предполагает готовность к ним и желание этих изменений. Многие из имеющихся у нас установок устарели и непродуктивны. На тренинге появляется возможность и сила выбрать и создать мощные, вдохновляющие и эффективные установки, которые позволят достичь действительно экстраординарных результатов, равно как и применить уже имеющиеся продуктивные модели и стратегии поведения и достижения целей в тех областях жизни, где они до этого не использовались.
Уникальность психологических тренингов заключается в том, что никто не говорит Вам, как следует жить свою жизнь. Участники сами обнаруживают то, как иначе возможно видеть себя и жизнь вокруг и делают ценные открытия через это. Проходя через этот процесс открытий, участник получает доступ к новым уровням свободы выбора и личной силы, требуемых для создания того будущего, которое не имеет ничего общего с прошлым.
Приходя на группу, участвуя в тренинге, есть возможность получить обратную связь от других людей, узнать их точку зрения и таким образом увидеть новые грани интересующей темы. Кроме того, это способ сообща решать возникающие вопросы с людьми, у которых возникли такие же трудности в жизни.
Участие в психологическом тренинге дает возможность развития личности и расширения психологических возможностей. Часто группа может являться именно тем событием, которое подталкивает человека «сдвинуться с мертвой точки» и начать менять свою жизнь. В процессе тренинговой работы человек также приобретает такие психологические знания и опыт, которые в дальнейшем помогают ему самостоятельно справляться с возникающими трудностями.
За счет чего происходят изменения?
В первую очередь, на человека влияет само участие в психологическом тренинге как особо организованном процессе, а также люди, являющиеся соучастниками этого процесса. Изменения возникают за счет взаимодействия с единомышленниками, целью которых тоже является работа над собой. Кроме того, развитие каждого участника и развитие группы в целом представляют собой взаимоподдерживающие и взаимовлияющие процессы, активизация одного с необходимостью вызывает другое. Безусловно, уровень взаимодействия с группой, сфера и уровень работы определяются каждым участником индивидуально. Готовность и желание участвовать в той или иной процедуре являются собственным выбором каждого человека.
Еще одним условием изменений можно назвать особую атмосферу в группе. Групповая психологическая работа в качестве одного из первых условий выдвигает принципы психологического комфорта и безопасности.
В психологическом тренинге ведущий предлагает участникам включиться в выполнение разных техник и упражнений. Основная цель таких процедур тренинга — помочь разобраться в собственных переживаниях и приобрести навыки эффективного преодоления трудностей. В процессе работы тренинга возможность изменений обеспечивается за счет психологических закономерностей, в числе которых получение обратной связи от ведущего и других участников, активизация личностной рефлексии, осознание ранее не знаемых особенностей. В результате приобретаются базовые психологические знания и навыки, которые потом могут быть активно применены и за пределами ситуации тренинга.
Участие в психологическом тренинге всегда предполагает получение нового опыта. И это является еще одним механизмом, обеспечивающим изменения. Когда человек открыл для себя что-то новое, его личность не может оставаться прежней.
Понравилось это:
Нравится Загрузка…
Тренинг психологический — это… Что такое Тренинг психологический?
- Тренинг психологический
— область практической психологии, ориентированная на использование активных методов групповой психологической работы с целью развития компетентности в общении, формирования навыков конструктивного поведения. Базовыми методами Т.п. являются групповая дискуссия и ролевая игра в различных модификациях и сочетаниях. Общая цель Т.п. конкретизируется в следующих задачах:
1. овладение психологическими знаниями;
2. формирование умений и навыков в сфере общения;
3. коррекция, формирование и развитие установок, необходимых для успешного общения;
4. развитие способности адекватного и полного познания себя и других людей;
5. коррекция и развитие системы отношений личности. Различие акцентов в конкретных задачах, исходных посылках и методической модификации приводит к многообразию частных форм Т.п.
Среди них наиболее известны поведенческий тренинг, тренинг чувствительности, ролевой тренинг, видеотренинг и др.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 291)
Педагогический терминологический словарь. — С.-Петербург: Российская национальная библиотека. 2006.
- Тренинг
- Тривиум
Смотреть что такое «Тренинг психологический» в других словарях:
Тренинг — интенсивное обучение с практической направленностью. В отличие от обучения в рамках образовательных программ, ориентированного на формирование системы знаний, обучение Т. направлено на развитие навыков, освоение участниками нового опыта.… … Педагогический терминологический словарь
тренинг социально-психологический — область практической психологии, ориентированная на использование активных методов групповой психологической работы с целью развития компетентности в общении (см. социально психологическая компетентность). Базовыми методами Т.с. п. являются… … Большая психологическая энциклопедия
тренинг перцептивный — вид социально психологического тренинга (см. тренинг социально психологический), направленный на развитие способности адекватного и полного познания себя (см. « … Большая психологическая энциклопедия
тренинг делового общения — вид социально психологического тренинга (см. тренинг социально психологический), направленный на приобретение знаний, умений и навыков, коррекцию и формирование установок, необходимых для успешного обще … Большая психологическая энциклопедия
Тренинг полоролевой идентичности — (тренинг гендерной идентичности) формирование полоролевой идентичности (гендерной идентичности) и гендерных отношений методами групповой психотерапии. В основе так называемых Т групп лежит программа психологического сопровождения взросления… … Термины гендерных исследований
ТРЕНИНГ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ — Социально психологический тренинг, направленный на приобретение знаний, умений и навыков, коррекцию и формирование установок, необходимых для успешного общения в условиях профессиональной деятельности. Тренинг делового общения развивает: умения… … Словарь бизнес-терминов
ТРЕНИНГ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ — англ. training, social psychological; нем. Training, sozialpsychologisches. Совокупность методов организации внутригруппового взаимодействия с целью развития личности и совершенствования групповых отношений. Т. с. п. направлен на развитие… … Энциклопедия социологии
психологический тренинг — Социально психологическая услуга, заключающаяся в активном психологическом воздействии, направленном на снятие последствий психотравмирующих ситуаций, нервно психической напряженности, формирование личностных предпосылок для адаптации к новым… … Справочник технического переводчика
ТРЕНИНГ ПРОДАЖ — Социально психологический тренинг, направленный на выработку у продавца и менеджера по продажам навыков эффективного общения, позволяющих ему повысить эффективность своей работы и увеличить объемы продаж Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов
тренинг прививкой стресса — психотерапевтический прием в рамках психотерапии когнитивной. Процедура проведения состоит в том, что клиент после овладения новыми способами осознания и оценивания происходящих событий помещается в типичные стрессогенные ситуации, моделируемые… … Большая психологическая энциклопедия
Книги
- Тренинг публичных выступлений. Учебник, Полевая М. В., Пряжников Николай Сергеевич, Неврюев Андрей Николаевич, Камнева Е. В., Коробанова Ж. В.. Учебник «Тренинг публичных выступлений» содержит теоретические материалы по основным вопросам подготовки и проведения публичного выступления, контрольные вопросы и тесты для самоконтроля.… Подробнее Купить за 875 руб
- Тренинг публичных выступлений. Учебник, Полевая М. В., Пряжников Николай Сергеевич, Неврюев Андрей Николаевич, Камнева Е. В., Коробанова Ж. В.. Учебник`Тренинг публичных выступлений`содержит теоретические материалы по основным вопросам подготовки и проведения публичного выступления, контрольные вопросыи тесты для самоконтроля.… Подробнее Купить за 817 грн (только Украина)
- Тренинг публичных выступлений Учебник, Камнева Е., Коробанова Ж., Полевая М. и др.. Учебник «Тренинг публичных выступлений» содержит теоретические материалы по основным вопросам подготовки и проведения публичного выступления, контрольные вопросы и тесты для самоконтроля..… Подробнее Купить за 528 руб
Что такое психологический тренинг? | Центр успешных отношений
Тем, кто ни разу не был на психологическом тренинге, объяснить, что это такое — непростая задача. Те, кто побывал на таком тренинге, понимают, что это такое, но также не в силах найти правильное определение этому термину. Поэтому, когда знакомые задают им такой вопрос, могут рассказывать полчаса, но в итоге все равно чувствуют, что что-то упустили. Из-за этого встречается такое количество разнообразных трактовок — и так сложно разобраться, где же истина. Постараемся внести ясность.
Психологический тренинг — это не лекция, не семинар, не мастер класс и не терапия.
Очень часто эти понятия путают. Некоторым кажется, что на протяжении долгих академические часов психолог будет им что-то рассказывать, а они обязательно должны это конспектировать. Тренинг — это 10% теории и 90% практики, т.е. увлекательных игр и упражнений. Выполняя задания, у Вас не будет времени принять «правильное» решение, только — «свое». Так Вы сможете понять, в чем корни Ваших проблем, причем внимание на это обратит, скорее, не тренер, а сами участники тренинга. Игры и упражнения помогут Вам достигнуть нужных целей. Да, кстати…
…Тренинги всегда направлены на достижение цели.
Цели могут быть разными: набраться смелости и сменить, наконец, скучную работу, встретить свою половинку, стать уверенней, изменить свою жизнь так, как хочется, найти новых друзей, решить проблемы в личной жизни, научиться общаться с другими людьми и многое другое. Целью может быть даже поиск собственных целей. Как правило, у каждого цели индивидуальные. Задача психолога как тренера — помочь человеку достигнуть их.
Психологический тренинг — это не волшебная палочка…
…и не магический пинок. Никто не станет Вас подгонять, уговаривать или подталкивать к достижению Ваших целей. Только Вы решаете, какой результат хотите получить, и берете на себя ответственность за то, что в итоге происходит. Без Вашего участия никто не сделает Вас лучше. Легких способов НЕ БЫВАЕТ, хоть многим из нас так свойственно искать их и надеяться на «халяву». На тренинге Вам предоставляют все необходимые инструменты для осуществления задуманного, например, одна из составляющих — это…
Атмосфера тренинга
Забудьте о Вашем социальном статусе или о вашей профессии. На тренинге важно лишь то, что Вы на самом деле из себя представляете. Здесь Вы можете получить прямую и честную обратную связь на Ваш счет. Иногда совершенные открытия могут быть болезненными, поэтому нужно быть к этому готовым. Тренинг — это путешествие с доброжелательными попутчикам, каждый из которых переживает за Вас и старается помочь, насколько это возможно.
Тренер
Тренер не делает выводов, не заставляет и не оценивает. Он ускоряет то, что должно произойти само, он ведет группу туда, куда она сама захочет идти. С помощью тренера Вы можете решить проблему, на решение которой в обычной жизни могло бы уйти несколько лет или, в особенных случаях, даже несколько жизней. 🙂
Майя Красковская,
соучредитель
Центра успешных отношений
Что такое тренинг и зачем он нужен? Цели и виды тренингов :: SYL.ru
Тренинг – слово, которое в наше время у всех на слуху. Тренинг — это модно. Это современно. Это уже неотъемлемая часть жизни в целом, и образования в частности. Так что такое тренинг?
История тренинга
Сам термин «тренинг» пришел к нам из англоязычного мира. Одним из его влиятельных сторонников и распространителей, как метода преподавания, стал Дейл Карнеги, создавший в начале XX века тренинговый центр имени самого себя, где более чем успешно обучал желающих ораторскому искусству и другим социально-значимым навыкам.
Но настоящее рождение в психологии тренинг получил благодаря деятельности небезызвестного Курта Левина, который со своими сторонниками создал в 40-х годах прошлого столетия тренинговые группы для людей, жалующихся на низкие коммуникативные способности. Формат его занятий показал настолько впечатляющие результаты, что вскоре в США была создана целая академия тренинга. С тех пор этот метод является неотъемлемой частью как образовательного процесса, так и развития личности в разных сферах жизни, например, в семейных отношениях и в бизнесе.
Особенности тренинга
Что такое тренинг и чем он отличается от других методов обучения? Во-первых, нужно понять, что тренинг — это не просто тренировка или лекция, это – нечто большее. Но при этом он включает в себя их элементы. Программа тренинга такова, что включает в себя и теоретический материал, и практическую часть, призванную привить и развить у человека определенные навыки и умения. Причем последней уделяется основное внимание. Тренинг всегда практичен, его задачи жизненны, предназначены для воплощения в повседневной реальности. Этим он отличается от лекции, где только рассказывается «как надо». В тренинге же моделируется ситуация, которая тут же разыгрывается участниками, а затем обсуждается. Благодаря этому теоретическая информация прорабатывается в условиях реального времени, в результате участник кроме знаний выносит реальный опыт.
Важной особенностью тренинга является также то, что он всегда проводится в группе. Такая категоричность в обязательном взаимодействии людей имеет под собой основания в ряде психологических законов. Группа — это не просто несколько человек, это единый организм, обладающий своей коллективной памятью. Поэтому, благодаря методам, которые предполагает тренинг, развитие и рост личности протекают быстрее. Это объясняется законом синергии, что делает обучение в разы эффективнее, чем при индивидуальном обучении.
Классификация тренингов
В современной науке нет единой системы классификации тренингов. Здесь мы последуем наиболее распространенным концепциям и разделим тренинговую систему на три группы по видам их направленности. Кроме того, тренинги можно разделить по целям, которые они ставят перед своими участниками.
Итак, тренинги бывают следующих видов:
— Бизнес-тренинги.
— Психологические тренинги.
— Личностные тренинги.
Что касается целей, то по этому критерию можно выделить всего две категории:
— Инструментальные тренинги.
— Фундаментальные тренинги.
Три вида тренингов
Первый тип тренинга связан с бизнесом. В его задачу входит обучение предпринимателей, директоров и менеджеров коммерческих предприятий различным техникам и секретам успешного ведения дел, выживаемости в условиях конкуренции, решения конфликтов, мотивации персонала и тому подобного.
Что такое тренинг психологический? Это тренинг, задача которого проапгрейдить человека в области коммуникативных навыков, социальной адаптации и вообще, привить личности социально-полезные индивидуальные навыки. Например, тренинг общения с сотрудниками государственной автоинспекции или тренинг по техникам продаж будут называться психологическими, так как в отличие от первого работают на индивидуальность, а не на компанию. Однако в их компетенции находятся все-таки такие качества, которые проявляются в общественной, профессиональной, либо в какой-нибудь иной социальной деятельности. Поэтому существуют также личностные тренинги или тренинги по личностному росту. Эти тоже направлены на апгрейд индивидуального человека, но работают с внутренним миром человека – комплексами, психологическими блоками, страхами и прочим «добром», которое мы таскаем с собой каждый день как ненужный груз и не можем его сбросить. Среди таких тренингов также может быть тренинг общения, к примеру, с лицами противоположного пола – чтобы преодолеть какой-либо внутренний барьер, возможно боязнь или смущение.
Две цели тренингов
Что такое тренинг не с точки зрения формата, а с точки зрения цели? Это метод обучения, который помогает человеку решить определенную задачу. И делает он это двумя способами. Во-первых, предоставляя человеку инструментарий, позволяющий с его помощью достичь нужного эффекта, преодолев все препятствия. В таком случае тренинг будет называться инструментальным. Во-вторых, тренинг может ставить своей целью привитие навыков общего видения проблемы и усвоение базовых механизмов ее появления и решения для самостоятельного адекватного выбора конкретного инструментария. Другими словами, человеку дается не одна конкретная «таблетка» от проблемы, а понимание концепции — знание того, как, когда и какую именно «таблетку» в каждой отельной ситуации нужно изготовить и принять. Вот что такое тренинг, носящий наименование фундаментального.
что это такое, какие бывают и как выбрать?
В нашем обществе признаться, что нуждаешься в помощи психолога, для многих равносильно озвучиванию постыдного диагноза. Это они, там, у себя на Западе, льют слезы на кушетке в кабинете психоаналитика. А я ни-ни. Я – кремень. А что жизнь не ладится – так это начальник козел, а болезни все от нервов. Сделать первый шаг трудно. Особенно в маленьком городке, где общественное мнение припечатывает посильнее судебного приговора. Но можно посетить открытые мероприятия – психологические тренинги. Так сказать: и в толпе затеряться и свои проблемы решить.
Что такое психологические тренинги?
Психологический тренинг — это мероприятие, которое проводит психолог, в котором поднимает психологические проблемы каждого из участников. Психолог должен быть практикующим, а проблемы – актуальными. Это не лекция, не пресловутый пинок и не групповая терапия. Вселенная просто собирает людей в одном месте в одно время. И тогда начинается магия.
На успех психологического тренинга для каждого конкретного участника влияет 4 компонента:
- Личность. Тренер — психолог, в рукаве которого имеется десяток историй из практики и упражнения на любой запрос аудитории.
- Настрой. Скучающее выражение лица и посыл «ну давай, научи меня» оставят сожаление о потраченных деньгах. А вовремя поднятая рука поможет решить проблему.
- Группа. Опытные тренеры знают, что в формировании группы принимает участие рука провидения. Участники подбираются по особому принципу, но с одной целью – помочь друг другу отработать сложные жизненные ситуации.
- Атмосфера. Тренер, подобно дирижеру задает темп и тональность общей игры.
Как новичку понять, будет ли интересно ему занятие? Если в заявленной теме есть незнакомые слова – это встреча для посвященных. Но бывает, личная проблема большими буквами написана на плакате с назначенным тренингом. Тогда, конечно, стоит попробовать. Но слишком размытых и абстрактных тем лучше избегать.
Например, посещение тренинга с названием: «как понравиться всем и каждому» равносильно прочтению гороскопа для людей, родившихся в год Дракона. Трактуй, как хочешь, что-нибудь да совпадет. А на выходе с мероприятия «как понравиться свекрови или начальнику (людям, старшего поколения)» полученные навыки можно сразу применить на практике. Как говорится: «верной дорогой идете, товарищи!».
Пройти тест на характер человека
Для чего нужны тренинги по психологии?
Любой тренинг – это опыт взаимодействия. Психологический тренинг – опыт взаимодействия с самим собой. Участники сталкиваются с внутренними проблемами, о существовании которых даже не догадывались. Старые обиды, незаконченные отношения, стрессы, старательно забытые сознанием, занозами сидят глубоко в душе.
Психологи называют это бессознательным или подсознанием (еще один полезный термин). Подобно боевому осколку, старая душевная рана может напомнить о себе в самый неподходящий момент.
Вывод. Психологический тренинг вынуждает участников (иногда против их воли) признать, что проблемы у них есть.
Заявленная тема может откликнуться в душе совершенно иной проблемой. Так, участники, которые пришли с целью похудеть, рыдают над детской ситуацией: родители не похвалили их за отличные оценки. И после тренинга они таки худеют, потому что ситуация прожита до конца и заедать ее уже нет смысла.
А озвученная проблема: хочу вернуть бывшего, вызывает меньше эмоций, чем воспоминания о насмешках одноклассников. В итоге – оказывается, что бывший просто внешне похож на обидчика и был выбран в качестве мальчика для битья.
Вывод. Психологические тренинги показывают: все сферы жизни настолько взаимосвязаны, что дернув ниточку в одной из них, можно распутать внушительный клубок проблем.
Группа перемещается в ситуации, искусственно созданные тренером. Но проживает эмоции здесь-и-сейчас. На первых занятиях можно увидеть людей, сидящих с приклеенными улыбками и глазами полными слез, потому что плакать – это плохо. Зато на следующих встречах все дружно рыдают в три ручья. И женщины, и мужчины. Участники учатся признавать свое право на «постыдные» чувства: гнев, зависть, страх, ревность.
Упражнения помогают не копить негативные эмоции в себе, а правильно выплескивать их в нужном месте и в нужное время. А после этого участники разрешают себе побыть нежными, проявить сострадание и попросту устроить обнимашки с родными.
Вывод. Психологические тренинги напоминают участникам том, что у них есть право на простые человеческие эмоции.
После посещения нескольких мероприятий, связанных с психологией, пройденные этапы уже не представляются чем-то экстраординарным. Но для непосвященных участников многое становится откровением. Психология – мощный инструмент, а тренинги – первый шаг на длинном участке пути под названием «познай себя сам».
Пройти тест: интроверт или экстраверт?
Какие бывают тренинги по психологии?
Официальной классификации не существует. Темы видоизменяются в зависимости от запросов общества. Но суть остается неизменной, потому что глубинные инстинкты зашиты на уровне генов. Если наших мам и бабушек интересовало, как познакомиться с парнем на танцах, то современные девушки учатся делать красивые селфи. А цель одна – понравиться окружающим.
Тренинги по психологии условно делятся на 3 группы:
Бизнес-тренинги. Общение с клиентами, подчиненными, методы убеждения и преодоление возражений. Тренинги для руководства, менеджмента и офисных работников.
Поведенческие. Обучение красноречию, обаянию, преодоление проблем на работе – это самая популярная и посещаемая категория. Но эффективность внешних перемен недолговечна. Участники либо забывают о полученных навыках, либо требуют постоянной подпитки в виде новых и новых занятий.
Терапевтические. Изменения не могут пройти мгновенно. И даже за день-два. Посещение терапевтических тренингов длится долго и часто становится поводом для индивидуального посещения психоаналитика. Это самый трудоемкий, но проверенный путь.
Точная классификация не так и важна, потому что главной целью тренинга является изменение качества жизни участников. Из общей работы каждый выносит свой собственный опыт. И двух одинаковых результатов не бывает, как и идентичного набора генов.
Как выбрать психологический тренинг?
На каждую тему психологического тренинга найдется скептическая статья о том, почему это не работает. Обобщать все, по меньшей мере, некорректно. Успех тренинга в большой степени зависит от готовности участника работать над собой. Выбрать формат мероприятия для новичка сложно. Но пугаться не стоит, даже незнакомые термины означают вполне земные и жизненные проблемы большинства.
Попробуем убрать налет таинственности с профессиональной терминологии:
Ролевые игры. К актерскому мастерству как к профессии они не имеют отношения. «Весь мир театр…». Подсознательно мы выбираем роль и действуем от имени персонажа. Для своих родителей мы всегда остаемся детьми, а диалог со своими отпрысками ведем с позиции Родителя или Учителя. Но иногда роли становятся неуместными. Так, например, мы постоянно поучаем супруга, а потом удивляемся, почему он перестал принимать ответственные решения. А супруг просто включился в игру Родитель-Ребенок и принял на себя роль несмышленого подростка.
Пройти тест: ребенок, взрослый, родитель
Жизненные сценарии. Ситуации, которые мы с удивлением называем «дежа вю», Вселенная посылает не для наказания, а для обучения. И пока мы не поймем, чему именно должны научиться, сценарий будет повторяться с завидной регулярностью. Чему научит долгое ожидание в пробке? Смирению. А конфликт на работе? Осознанию того, что нужно развиваться в профессии. Или найти новую.
Эти две темы понятно описаны в книге Эрика Берна (психолога и психиатра) «Игры, в которые играют люди».
Психосоматика. Организм – очень, очень мудрая машина. Особенно мозг, который показывает нам мир таким, каким считает нужным. Психологические проблемы проявляются на физиологическом уровне. Например: в стрессовой ситуации в кровь выбрасывается убойная доза адреналина, сжечь который можно только физическими нагрузками. Но мы сидим за столом, пока адреналин атакует сосуды и сердце. Итог – сердечный приступ, внезапные головные боли. Наши предки были мудрее. Фразы «ноги не идут» или «глаза бы не видели» – не абстрактные словосочетания, а результат вдумчивых наблюдений.
О проявлениях психосоматики интересно пишет практикующий психотерапевт Синельников В. В книге «Возлюби болезнь свою».
Выбор тренинга – это не лотерея. Но и не гарантия решения всех проблем. Отнеситесь к нему как к опыту. А опыт – это наш личный багаж, который невозможно потерять или украсть.
Психологические тренинги разрешают человеку лицом к лицу встретиться с собственным «Я». Прожить себя вчерашнего и перестать париться о себе завтрашнем. Почувствовать телесные зажимы, прокричать гнев и прошептать о любви. А еще удостовериться, что проблемы, которые люди считали личными, волнуют каждого второго участника. И только от этого уже становится легче.
Пройти тест на неуверенность в себе
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ — это… Что такое СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ?
Один из методов активного обучения и психологического воздействия, осуществляемого в процессе интенсивного группового взаимодействия и направленного на повышение компетентности в сфере общения.
В отечественной литературе авторы, освещающие теоретические и практические проблемы С.-п. т., используют этот термин очень широко и обозначают им, по сути, целую отрасль прикладной социальной психологии. Рассматривая С.-п. т. как «психологическое воздействие на уровне группы в рамках оказания помощи психически здоровым людям» (Петровская Л. А., 1982), они относят к нему тренинг сенситивности, группы личностного роста и др. Такое расширение понятия С.-п. т. если и оправдано методологически (всякий групповой процесс является социально-психологическим феноменом, методические и технические приемы заимствуют друг у друга различные виды тренинга), то вряд ли целесообразно, поскольку вносит терминологическую путаницу. Устоявшийся у нас в стране термин С.-п. т. введен немецкими психологами для обозначения программ, направленных на приобретение социально-психологического опыта и повышение социально-психологической компетентности в процессе группового взаимодействия. Групповые методы такой ориентации имеют и другие названия: активная социально-психологическая подготовка, активное социальное обучение, лабораторный тренинг и др. Общая цель С.-п. т. — повышение компетентности в сфере общения — конкретизируется различными решаемыми в его процессе задачами. В зависимости от приоритета задач, на которые направлен С.-п. т., он может приобретать различные формы. Все многообразие этих форм условно можно разделить на 2 больших класса: 1) ориентированные на приобретение и развитие специальных навыков, например умение вести деловую беседу, разрешать межличностные конфликты и др.; 2) нацеленные на углубление опыта анализа ситуаций общения, например коррекция, формирование и развитие установок, необходимых для успешного общения, развитие способности адекватно воспринимать себя и других людей, анализировать ситуации группового взаимодействия.
Процесс приобретения новых навыков и опыта осуществляется при активном участии членов группы.
Принцип активности, реализующийся в С.-п. т., предполагает не усвоение готовых знаний и приемов, а самостоятельную выработку более эффективных навыков общения. Другой важный принцип С.-п. т. — принцип обратной связи, на котором строится приобретение нового перцептивного, эмоционального и когнитивного опыта. В практике С.-п.т. эмпирически выделены условия, являющиеся необходимой предпосылкой конструктивной обратной связи, например описательный, а не оценочный характер обратной связи, ее неотсроченность, специфичность, релевантность потребностям и получающего и отправляющего, реализация ее в контексте группы. С.-п. т. проводится в группах по 8-12 человек под руководством психолога, прошедшего специальную подготовку. Обычно цикл занятий рассчитан на 30-50 часов, однако продолжительность его можно варьировать в зависимости от характера решаемых задач. В то же время опыт показывает, что непродолжительные занятия (менее 20-24 часов) не позволяют в полной мере реализовать программу С.-п. т. и снижают его эффективность. Занятия могут проводиться с интервалами в 1-3 дня (со средней продолжительностью каждого занятия 3 часа). Но более эффективной формой организации работы является марафон (несколько занятий подряд по 8-10 часов). В процессе С.-п. т. применяются различные методические приемы: групповая дискуссия (базовый методический прием), ролевые игры, невербальные методики и др. Использование в ходе занятий видеозаписи существенно повышает эффективность С.-п. т., предоставляя участникам наряду с обратной связью, полученной от других членов группы, объективную обратную связь.
С.-п. т. получил широкое распространение в первую очередь как составная часть подготовки специалистов различного профиля — руководителей, педагогов, врачей, психологов, работников торговли и др. Подготовка специалистов в области психотерапии, предполагающая использование активных методов обучения в групповых формах, также включает С.-п. т. Компетентность в общении является одним из существенных компонентов успешной профессиональной деятельности психотерапевта. Умение установить эмоциональный контакт, организовать пространство общения, идентифицировать эмоциональное состояние по экспрессивным характеристикам поведения, создать благоприятный «климат общения», выслушать и понять пациента, контролировать собственное экспрессивное поведение (позу, мимику, жестикуляцию), аргументированно высказать свою точку зрения, разрешать конфликтные, проблемные ситуации — таков неполный перечень необходимых психотерапевту навыков. Овладение ими и приобретение опыта более эффективного их применения на практике и является задачами С.-п. т. для психотерапевтов. На групповых занятиях с помощью ролевых игр могут выявляться и анализироваться ошибки, допускаемые в общении с пациентом, приобретается опыт ведения клинической беседы, осуществляется коррекция эмоционального состояния. Не менее важная задача С.-п. т., проводимого в системе подготовки психотерапевтов, — выявление поведенческих стереотипов, свойственных участникам группы. Очевидно, что стереотипы, затрудняющие успешное общение, мешают профессиональной деятельности психотерапевта, однако и стереотипы, в обычном общении способствующие успеху, должны быть отрефлексированы, так как в профессиональной деятельности могут оказаться нежелательными. Наряду с осуществлением специфических для С.-п. т. задач в таких группах, как и при других видах тренинга, в процессе непосредственного группового взаимодействия приобретаются знания в области психологии личности, группы, общения, взаимоотношений, складывающихся между людьми, развиваются способности адекватно и полно воспринимать себя и других людей, повышается чувствительность к групповым процессам и вырабатываются навыки использования этого опыта в своей профессиональной деятельности.
Психотерапевтическая энциклопедия. — С.-Пб.: Питер. Б. Д. Карвасарский. 2000.