Эмоция психософия: Эмоция 1-4 — Психософия – Первая Эмоция — описание — Школа психософии PSY-Sofia

Автор: | 16.03.2021

Эмоция 1-4 — Психософия

1-ая Эмоция

Согласно Афанасьеву Эмоция образуется в животном мире в тот момент, когда популяция вида достигает таких размеров, что для того, чтобы оставить свои гены потомству, отдельному животному уже требуется как-то специально привлекать к себе внимание и обходить конкурентов. Соответственно, это верно и для людей: Эмоция — это оружие человека в привлечении или отталкивании другого человека на более животном уровне, нежели Логика и Воля.
Рассмотрим первую Эмоцию в соответствии с представлением о ее результативности, доминировании и высоком положении. Также как 1-ый Логик управляем и зависим от своих убеждений, Физик — от самочувствия, 1В — от желаний и решений, и нет возможности человеку пойти против этих своих императивов, также и 1Э полностью зависим от испытываемых им эмоциональных состояний. Они диктуют, как будут себя вести все остальные функции, т.е. перед нами человек настроения, в полном смысле этого слова.
Он отнюдь не стремится навязывать свое настроение другим, более того, зачастую он может и не отслеживать окружающих эмоций вовсе, т.к. полностью поглощен собой и своими чувствами, и замечает проявления других в этой области, только если они начинают мешать ему проявлять то, что находится внутри него. В этом случае 1Э может применить и свои нижестоящие, но, если это не оказывается результативным, он приходит к выводу, что перед ним люди скучные, бесчувственные, а то и враждебные к нему, и от контактов с такими постарается уйти.

Общаясь с 1Э Вам кажется, что он все время испытывает какие-то переживания, причем сменяются они с огромной быстротой и амплитудой. Что бы ни произошло вокруг, первой из его функций на происходящее отреагирует именно Эмоция, и это зачастую весьма заметно со стороны.
Понятия уместности проявления эмоций 1Э зачастую неблизки — раз чувство возникло, значит оно естественно и уместно. Очевидно, такой подход может несколько затруднить деятельность в социуме, требующем некоторой организованности и сдержанности. Такое вынужденное ограничение своей самой сильной стороны может весьма огорчать 1Э. В такие моменты она способна чувствовать даже свою ущербность и глубокую уязвимость по сравнению с другими людьми, которые способны легко отключиться от своих переживаний и выполнять социально одобряемые действия. Гармоничная жизнь 1Э невозможна без круга людей, которые принимают его Эмоцию полностью и одобряют. Первой функции, как никакой другой, необходима реализация, иначе человек будет находиться в постоянно угнетенном состоянии.
Общение с первой Эмоцией может быть сопряжено с определенными трудностями, в первую очередь, в области работы или выполнения каких-то обязательств. Как человек настроения, если настроение оказывается плохим, 1Э не способен преодолеть этого императива и работать хорошо. В этом случае обязательно дайте ему возможность выразить все переживания, «отпереживать» их. Не пытайтесь сменить ему настроение своими силами, не заставляйте его подавлять эмоции и не игнорируйте их. Чем более яркое выражение эмоций вы позволите 1Э, тем быстрее пройдет его вспышка, и тем скорее он войдет в рабочее состояние.
Другая возможная трудность в общении с 1Э может заключаться в так называемых навязчивостях и проявляется уже в дружеских и любовных отношениях. 1Э способна годами упиваться какой-то проблемой, зачастую гиперболизируя ее, и бывает просто не в состоянии отключиться от нее, подумать и поговорить о чем-то другом. Совет отвлечься и переключиться — это худшее, что можно предложить 1Э в этой ситуации. Вы же не станете советовать человеку, страдающему от жутчайшей зубной боли, подумать о чем-то постороннем… Если у 1Э возникла такая навязчивая мысль, которая владеет им уже довольно значительное время, есть два способа помочь ему. Это либо довести его переживания до катарсиса, до максимальной точки кипения, после которой неизбежно последует спад эмоциональной активности, либо полностью игнорировать его попытки поговорить об этом с Вами — тогда 1Э будет искать кого-то еще для контакта на эту тему (правда, это — вариант, скорее, помощи Вам, а не ему =)) То, чего не стоит делать ни в коем случае, это вступать с ним в процесс по Эмоции, т.е. утешать, объяснять незначительность его проблем, уговаривать и т.п. Вы ему не поможете, а только спровоцируете раздражение или попытки доказать Вам, что его проблема действительно стоит таких переживаний.
В общем, помните, что перед Вами человек глубоко ранимый и практически не контролирующий себя в области чувств, так что берегите себя и берегите его.

2-ая Эмоция

Описание 2-ой Эмоции имеет смысл начинать с того, что она, единственная из Эмоций, действительно разбирается в самых мелких деталях и тонкостях человеческих настроений, чувств и отношений. По этой причине может виртуозно изображать эмоции и буквально вживается в роль, начиная чувствовать то, что изображает. Легко манипулируя своими эмоциями, 2Э считает, что также успешно может манипулировать и чужими, поднимать и опускать другим настроение, внушать те или иные эмоции и чувства, при помощи знания природы человека, а также отличного владения своей мимикой, голосом и пр. С удовольствием и подолгу обсуждает свои и чужие чувства совершенно бесцельно: полагает, что этими копаниями помогает другим лучше понять себя и других, а ей самой — научиться еще лучше разбираться в людях.

2-ая функция, как лучшая часть человека, хочет помогать другим и получать в ответ благодарность и признание своих заслуг и мастерства. Поэтому старается, чтобы ее переживания выглядели в первую очередь красиво, отчего порой бывает несколько театральна. Почувствовав, что заигрывается, возвращается к исходному состоянию, чтобы убедиться, что окружающие не потеряли к ней интереса, и чтобы снова подстроиться под требования среды.
Как и любая 2-ая, сама по себе она пуста и без диалога скучает. Это актер, которому нужны зрители. Ценит необычные и яркие переживания, могущие показаться другим Эмоциям даже экстремальными. Чувствует себя в полной уверенности, что справится с ситуацией, поэтому может специально доводить других даже до состояния эмоциональных срывов и истерик, дабы попроцессиоровать вместе, причем отрицательные эмоции ценятся ничуть не меньше, чем положительные. Это люди практически непрерывно отслеживающие свои и чужие проявления чувств, находя в этом повод для общения и отношений.
Конечно, 2Э желает, чтобы ее ценили как человека, с которым эмоционально комфортно и интересно, который может качественно оказать моральную поддержку, утешить, отвлечь и взбодрить. Ее слабое место — это обратная сторона ее силы: люди, живущие чтобы чувствовать и сочувствовать, очень быстро становятся несчастными в условиях эмоционального вакуума или там, где их попытки диалога по Эмоции игнорируются. Для них, как ни для кого, тяжело подолгу находиться в четырех стенах или общаться с очень узким кругом людей. Они нацелены на новые и новые знакомства, новые виды отношений и, в конечном счете, на все новые виды чувств и эмоций. Это не значит, что 2Э так уж ветренна и непостоянна, но комфортно ей подолгу бывает лишь с теми, чьи эмоции обильны, разнообразны, интересны и ориентированны на сопроцесс и диалог. Это не человек раз и навсегда определенных постоянных отношений и ровных чувств, скорее уж ему нужны эмоциональные взлеты и падения, чтобы чувствовать себя в тонусе и в гуще жизни. Поэтому, если Вы хотите иметь с 2Э хорошие и длительные отношения на любой дистанции, подыгрывайте ему и не позволяйте думать о Вас, как о человеке скучном или бесчувственном, и побольше хвалите за тонкость и умение общаться с людьми.

 

 

3-я Эмоция

Желание контролировать свои и чужие эмоции, совместно с невозможностью это сделать — вот главная отличительная черта 3Э. Это, как и любая другая 3-я функция, враг, подтачивающий Вас изнутри, та часть Вас и мира вокруг, которой Вы никогда не будете довольны полностью. Изнутри ее можно заметить по постоянному отслеживанию эмоций, чувств и настроений у себя и у других при том, что сама она старается проявлять эмоций и чувств как можно меньше. Чтобы заставить 3Э все-таки проявить то, что находится у нее внутри, нужно либо довести ее до состояния, которое она впоследствии сама назовет неадекватным (т.е. когда ее эмоции имеют тот накал, когда сдерживать их уже невозможно), либо показать пример открытого проявления чувств самому и убедить, что и 3-ей Эмоции за это тоже ничего плохого не будет. Очень боится всякого рода пафоса и старательно давит в себе все его зачатки — это место комплексов и страха быть неуместным и неадекватным окружающей действительности.

3-я Эмоция доминирующая, и это значит, что ее очень тудно изменить извне. Такого человека крайне сложно отвлечь от грустных мыслей, утешить или развеселить. Он будет упиваться своими чувствами, переживая их снова и снова, и единственный способ помочь ему, это разделить его переживания вместе с ним. Не верьте 3Э, которая говорит, что быстрее придет в себя, когда ее никто не трогает, это просто комплексы и страх испортить Вам настроение. На самом деле, чтобы вернуть себе адекватное состояние, ей, как и любой другой третьей функции, нужно взаимодействие с социумом, т.е. выговориться и сравнить себя с окружающими, дабы понять, насколько его Эмоция адекватна проблеме, ее вызвавшей.
Доминирование 3Э сродни 1Э: если человека накрыли сильные эмоции, то все остальные фунции, в т.ч. и вышестоящие, начинают работать исключительно на нее. Воспринимается такое состояние, как потеря контроля над собой и связи с реальностью, чувство неловкости за что еще долго переживается и анализируется. Поэтому 3Э боится сильных эмоций как отрицательных, так и положительных.
Сверхчувствительна к любым проявления эмоций и чувств, видит в себе и окружающих их мельчайшие проявления и трактует по своему: любые чужие и особенно негативные эмоции склонна принимать на свой счет.
От партнера 3Э хочет, в первую очередь, взаимопонимания и бережного обращения. Сосуществование рядом с человеком невоздержанным или, тем более, не контролирующим и не отвечающим за себя в этом смысле, может вызвать глубокую неприязнь и дискомфорт от его присутствия, вплоть до физических проявлений недомогания.
С 3Э крайне трудны личные отношения и идеальны деловые. В последних он всегда сдержан, корректен и вежлив, всегда контролирует себя, а в первых эти же качества оборачиваются показным равнодушием и редкими неконтролируемыми вспышками эмоций, которые все это время копились у него внутри. Это именно тот тихий омут, в котором водятся черти. Истории о внешне совершенно нормальных и адекватных людях, которые однажды утром проснулись, побрились и перерезали всю свою семью — это истории о людях с 3-ей Эмоцией.
Зато они, как никто, ценят взаимопонимание и эмоциональный контакт и если, находясь в компании, Вы захотите понравиться 3Э, просто подстройтесь под его настроение, покажите, что понимаете его и чувствуете так же, и Вы получите в голове у 3Э подозрение в духовном родстве с Вами и самую искреннюю симпатию.
Для того, чтобы ему было с Вами комфортно, не пугайте его и не проявляйте эмоций там, где их можно не проявлять. Демонстрируйте ровное хорошее настроение, дайте понять, что Вам важно, что он чувствует, и что его эмоции, чувства (или их отсутствие) Вас ничуть не напрягают. Покажите, что Вам хорошо уже от того, что он рядом, и что он не обязан для этого веселить или развлекать вас, и 3Э будет Ваша навеки.

 

 

 

 

4-ая Эмоция

 

 

Это самое низкое положение Эмоции и, значит, все остальные функции так или иначе давлеют над ней. Эмоция для такого человека не имеет значения самостоятельного или инструментального. Скорее всего, это просто средство коммуникации, притом не самое любимое. Такой человек далек от проблем с самоконтролем, его не задевают глубоко и чужие истерики или восторги. Сфера человеческих эмоций и чувств интересна ему не сама по себе, а в контексте отношений между людьми, прогнозов их развития и изучения разнообразия видов жизни на Земле =) Очень эмоциональные люди нравятся им больше на расстоянии — это экзотично и развлекает их. Сам 4Э не уверен даже в тех эмоциях, которые все-таки испытывает — сомневается, а точно ли ему не показалось, не изображает ли он подсмотренное где-то, а может ли он быть уверен в том, что действительно чувствует то, что чувствует и т.д. Поэтому он очень ценит логические, волевые и физические индикаторы чувств: «С ним у меня взаимопонимание и общие взгляды, значит, он мне симпатичен» «При ней у меня учащается пульс — наверное, я влюблен» «Хочу быть рядом с ним больше всего на свете. Это точно любовь!» Неэмоциональные по сути критерии Эмоции проявляются у 4Э в самых различных областях. Именно здесь находятся люди, которые судят о красоте предмета или человека по распространенности той или иной точки зрения, по моде: «Если так много людей считают Пушкина великим поэтом/океанский пляж — прекрасным видом/Киану Ривза — красавцем/… вероятно, они правы. Кто я такой, чтобы оспаривать каноны красоты, сложившиеся веками?» Особенно занятно выглядит сочетание подстраивающейся результативной Эмоции с доминирующей Физикой. Тогда мы можем наблюдать пассажи вроде «Мне редко нравятся красивые женщины» и т.п. Физики хватает на то, чтобы утвердить свои пристрастия, но у Эмоции нет сил взять на себя ответственность за то, чтобы самой назначать, что является красивым, а что нет. Подобно другим 4-м, эта стремится передоверить себя другим: если партнер грустит, значит, время грустить. Если радуется — время радоваться. Никогда не пытайтесь добиться от нее собственных эмоций. Добивайтесь действий, мыслей, решений, а настоящих сильных эмоций не надо — вы вынудите ее изображать что-то, а ей это не в радость. Дело не в том, что 4Э бесчувственны, холодны и не умеют любить или сильно переживать. Умеют, но эти преживания парадоксально связаны у них не с эмоциями, а с мыслями, желаниями и прочим. 4-ая, это то место, которым человек привык жертвовать, да и как жертву это не воспринимает: при любой нагрузке на вышестоящие Эмоция отрубается разом. Озадачили неожиданным вопросом — и он ушел в свои мысли, вставили иголку под ноготь — ответил хуком, запретили лазать по деревьям — принялся качать права… И все это происходит без эмоций вовсе, хотя возмущение Воли, растерянность Логики или рефлексы Физики можно было бы принять за них. Его эмоциональное состояние, когда он наедине с собой, не то, чтобы ровное и среднее — его просто нет. Вопрос «Что ты чувствуешь?» вызывает к работе вышестоящие, а без них ничего он не чувствует. Поэтому и все понятия, относящиеся к области чувств, настроений и эмоций приобретают у него иные коннотации: стыд, горе, счастье, воодушевление, совесть, симпатия, огорчение — все это при более внимательном изучении имеет для него смысл не эмоциональный, но логический, волевой или физический. Сильных эмоций близко от себя очень долго терпеть не сможет — слишком сильная и продолжительная нагрузка 4-ую просто вырубает, причем без предупреждения. Любые игры Эмоцией для него также обременительны: едва ли вы встретите бесцельно кокетничающую барышню или из любви к искусству непрерывно флиртующего юношу этого типа. 4-ой это будет попросту скучно. Вашу игру с ней она, может быть, и поддержит, но не ради удовольствия, а с целью приблизить момент установления ясности и однозначности в вопросе ваших эмоций и чувств к ней. Впрочем, если не демонстрировать ей своих эмоций вообще, то она с легкостью перейдет с Вами и на этот режим коммуникации. Как правило, к зрелому возрасту 4Э нарабатывает методом синтеза всех внешних воздействий устойчивую шкалу нормировки Эмоции, по которой сверяет, что красиво, а что безобразно, какие люди ей нравятся, а какие нет, а также какое кино, какие машины, какие формы выражения чувств, и выдает свои вкусы нагора, если его об этом попросить. Задайте вопрос на эту тему, и, если Вы увидите, что у человека уже был готов ответ, не отличающийся, к тому же, как правило, большим разнообразием и оригинальностью, это будет хорошим подтверждением его 4-ой Эмоции.

Скопировано с сайта Психе-Йога.Ру ( http://psycheyoga.ru )

http://psycheyoga.ru/psikhe-joga/emotsiya.html .

Первая Эмоция — описание — Школа психософии PSY-Sofia

Для людей с Первой Эмоцией самые сильные переживания связаны с эмоциональным аспектом. Такие люди считают нормальным проживать чувства на 200%, не важно, радость это или скорбь.

Эмоции не обязательно проявляются внешне, человек может пытаться сдерживать их. Но внутри они все равно яркие и сильные, и человек живет ими тотально.

Для Первой Эмоции не столь важно, есть ли кто-нибудь рядом, эмоциями она может жить и в одиночестве. Иногда о таких людях говорят, что им никто не нужен, чтобы порадоваться и поплакать. Случается и так, что рядом находятся люди, но Первая Эмоция выражает СВОИ эмоции без оглядки на этих людей, ей все равно, нравится ли им ее эмоциональное проявление.

Первая Эмоция подсознательно считает, что если кто-то не разделяет ее чувств, то сумеет сказать об этом. Она задает эмоциональные рамки — и готова либо распространить их на всех либо подвинуть, если будет необходимость.

Первая Эмоция не стремится к эмоциональному контакту, взаимодействию. Эмоциональный отклик  партнера она может и вовсе пропустить, а если заметит, то с легкостью им пренебрежет.

Чувства, которые Первая Эмоция выражает в порыве страсти или злости, могут совершенно не касаться реального человека, ставшего их причиной. Эти чувства важны ей сами по себе, и выражает она их для себя, делая другого только зрителем.

Выражая свои чувства, Первая Эмоция может верить в них, ибо, проживая их, она не лжет. Но она так же быстро отходит от них, как и загорается ими.

При всей силе эмоционального накала, Первая Эмоция не стремится к длительному излиянию чувств. Ей главное выразиться — получить результат. Однако выражение чувств Первой Эмоции можно принять за процесс по той причине, что чувств у нее очень много, и она может перескакивать от одного к другому в течение достаточно длительного времени.

РЕЗУЛЬТАТОМ выражения Первой Эмоции могут стать удачные театральные роли, прекрасные картины, чудесные фотографии, великолепные стихи, удивительная музыка или — слезы, крики, вопли, смех, бессвязные потоки слов. Здесь гениальность и сумасшествие стоят очень близко друг к другу.

Для Первой Эмоции чувства являются высшим критерием и аргументом в принятии решений о том, быть ли ей с этим человеком, заниматься ли этим делом, покупать ли эту вещь, жить ли в этом городе и т.д. Первая Эмоция может быть очень скорой на решения и может наломать дров в запале.

Учитывая, что эмоции захлестывают сильно и резко, Первоэмоциональные люди очень подвержены импульсам. А находясь, под разными импульсами, они могут говорить совершенно различные вещи. Первоэмоциональным людям нужно учиться сдерживать свои порывы.

Первоэмоциональным людям свойственно задавать бестактные вопросы, без спроса вторгаясь в чужие чувства. Или рассказывать вещи, которые задевают других. И обычно они не считают нужным извиниться за это. Просто потому, что для них это нормально.

Первая Эмоция любит ярко одеваться, надевать что-нибудь необычное, неожиданное.

У людей с Первой Эмоцией обычно большие, выпуклые, лучистые глаза, которые как будто светятся изнутри, а подчас и метают молнии.

Первая Эмоция наделяет человека выразительной мимикой и утрированной жестикуляцией.

Людям с Первой Эмоцией свойственно смеяться во весь голос, что иногда напоминает гогот.

В речи Первой Эмоции много образных выражений, сравнений, часто преувеличенных, метафор. Причем это могут быть как хвалебные речи, так и ругательные. И переход от хвалебных к ругательным часто бывает очень быстрым, практически моментальным.

Первая Эмоция — отличный стартер сексуального возбуждения у противоположного пола. Блеск в глазах, буря страсти — все это передается партнеру и инициирует любовь. Первой Эмоции даже не обязательно что-то делать специально, достаточно быть такой, какая она есть. Вследствие этого у Первоэмоциональных людей бывают бурные романы, иногда быстротекущие.

Первая Эмоция склонна к мистике. Она намного больше доверяет своим чувствам, предчувствиям, внутренним переживаниям, чем чему-либо другому. Вера — это для нее не просто слова, Первая Эмоция склонна искренне поверить в любую чепуху, которую она «чувствует» как правду.

Первая Эмоция стремится к поэтизации и театрализации всего чего только можно, включая собственную картину мира, которую она сама для себя старается разрисовать покрасочнее. Даже если явления жизни имеют строгое научное обоснование, Первая Эмоция все равно старается добавить в них элемент художественности, мистики, загадочности. А если какое-либо явление имеет и научное, и мистическое объяснение, Первая Эмоция непременно отдаст предпочтение второму. Ей было бы скучно жить в мире, который бы объяснялся только сухими формулами.

В раннем детстве Первая Эмоция отличается излишней плаксивостью или веселостью. Это ребенок-«спектакль». Хотя это нормальная для такого ребенка реакция на кризисы и давление извне, она редко бывает понята окружающими и порождает презрительные характеристики вроде «плакса-вакса» или «рева-корова». Позже Первая Эмоция может слышать в свой адрес, что она «истеричка» или «псих».

В кризисной ситуации, когда первой включается Первая функция, у Первоэмоциональных людей включается именно Эмоция. И не нужно удивляться, что они, вместо того чтобы собраться и действовать, начинают просто кричать и метаться.

В целом это бурный, красочный, выразительный и глубоко художественный мир, похожий на постоянно волнующийся океан, где почти не бывает штилей.

Эмоция / Психософия

В мировой психологической науке существует множество теорий и концепций эмоций. Термины – аффект, эмоции, чувства, ощущения у конкретного автора означают свое понимание [11]. В данной статье мы кратко рассмотрим три теории эмоций, которые предшествовали появлению теории эмоций А.Ю. Афанасьева: теорию эмоций С. Л. Рубинштейна; эволюционную теорию эмоций Ч. Дарвина; ассоциативную теорию В. Вундта.

Большинство теорий (концепций) эмоций, безусловно, дополняют друг друга, несмотря на то, что ученые спорят друг с другом в подходах, акцентах и представлениях об эмоциях. Общим для всех авторов является три аспекта в понимании эмоций:

  • эмоции как явление, то есть с точки зрения их структуры;
  • эмоции как психотелесные состояния;
  • эмоции как процесс, развернутый во времени.

Оригинален подход А.Ю. Афанасьева в книге «Синтаксис любви» с точки зрения попытки синтеза представлений об эмоциях различных ученых и создания психотипологии, состоящей из 24 типов личности. Генерализованность (выраженность) эмоций у А.Ю. Афанасьева представлена в 4 вариантах (1 Эмоция, 2 Эмоция, 3 Эмоция и 4 Эмоция) и во взаимосвязи (комбинацией) с телесностью (Я – физическое по У. Джеймсу), волей, мышлением (логикой) [1]. Такой подход к исследованию эмоций является принципиально новым и представляет собой четвертый аспект в понимании эмоций, условно который можно назвать как психологическое свойство человека. Возможно, в будущем произойдет синтез наиболее значимых теорий эмоций, и будет открыта одна, универсальная, которая сможет объяснить феномен эмоции человека, возможно, что будет принята единая классификация эмоций. В этой связи можно с уверенностью утверждать, что оригинальный подход А.Ю. Афанасьева и его метод психософии является первым шагом на пути создания синтетической (универсальной) теории эмоций.

В работе «Эмоции и чувства» Е.П. Ильин проанализировал и систематизировал представления об эмоциях отечественных и зарубежных ученых и предложил следующие типы теорий эмоций, объясняющих механизм их возникновения:

  • эволюционную теорию эмоций Ч. Дарвина;
  • ассоциативную теорию В. Вундта;
  • периферическую теорию У. Джемса — Г. Ланге;
  • теорию У. Кеннона — П. Барда;
  • психоаналитическую теорию эмоций;
  • сосудистую теорию выражения эмоций И. Уэйнбаума;
  • биологическую теорию эмоций П. К. Анохина;
  • фрустрационную теорию эмоций;
  • когнитивистские теории эмоций;
  • информационную теорию эмоций П. В. Симонова;
  • теорию дифференциальных эмоций К. Изарда [8].

Заслуживает внимания систематизация и сравнение взглядов ученых в лекциях по курсу «Общей психологии» профессора МГУ В.В. Петухова, которые он прочел на психологическом факультете МГУ в 1997-98 годах, и которые были записаны как видеолекции (они есть в открытом доступе в интернете). В.В. Петухов останавливается на важности взглядов философа Б. Спинозы, подчеркивает то, что именно он впервые ввел термин « аффект»[ 12].

Говоря об основной проблематике психологических теорий эмоций, профессор В.К.Вилюнас подчеркивает универсальную важность эмоций так: «Конституируя в человеке пристрастность, без которой немыслим ни один активный его шаг, эмоции со всей очевидностью обнаруживают свое влияние на производстве и в семье, в познании и искусстве, в педагогике и клинике, в творчестве и душевных кризисах человека»[3, C.8]. Это означает, что эмоции присутствуют во всех сферах жизнедеятельности человека, и их необходимо тщательно изучать. Однако, по мнению В.К.Вилюнаса, Ю.Б. Гиппенрейтер, интерес к исследованию эмоций среди ученых падает в связи со сложностью самого предмета исследования. И в этой связи прав Л.С. Выготский, который написал так: «Проблемы Спинозы в нерешенном виде ждут своего решения» [5, C. 130]. Появление в конце XX века философско-психологического трактата российского литературоведа А.Ю. Афанасьева «Синтаксис любви» позволило отчасти решить проблематику феномена эмоций, о которой говорил еще В. Спиноза.

Е.П. Ильин пишет: «Эмоции — это психофизиологический феномен, поэтому о возникновении переживания человека можно судить как по самоотчету человека о переживаемом им состоянии, так и по характеру изменения вегетативных показателей (частоте сердечных сокращений, артериальному давлению, частоте дыхания и т. д.) и психомоторики: мимике, пантомимике (позе), двигательным реакциям, голосу» [8, C. 8.] Эта связь давно была подмечена разными народами и использована в практических целях. Например, в Древнем Китае подозреваемого в совершении какого-либо противоправного поступка заставляли брать в рот щепотку риса. Затем, после выслушивания им обвинения, он выплевывал его. Если рис был сухим, значит, у подозреваемого пересохло во рту от волнения, страха, и он признавался виновным. В настоящее время на изменении вегетативных реакций при эмоциогенных фразах основана проверка подозреваемого с помощью полиграфа — «детектора лжи».

Теория эмоций С. Л. Рубинштейна

В отечественной психологии одной из наиболее известных теорий эмоций является теория С. Л. Рубинштейна. Автор исследовал эмоции в их многообразии с различных точек зрения, в связи потребностями, с мотивациями, волей и т.д. В своих исследованиях С.Л. Рубинштейн опирался на теорию эмоций Р. Декарта, Б. Спинозы, И. Павлова, У. Джеймса и многих других отечественных и зарубежных ученых. Прежде всего, С.Л. Рубинштейна очень интересовал вопрос, связанный с природой и функциями эмоций. Он считал, что эмоции легче выявить, когда потребности не удовлетворены. Он писал о том, что начальный момент, который определяет природу и функцию эмоций человека, состоит в том, что устанавливается связь между ходом внешних событий и ходом деятельности человека, направленной на удовлетворение потребностей в связи с этими событиями. Природа эмоций тесно связана с течением внутренних процессов его организма, захватывающих основные витальные функции, от которых зависит жизнь организма в целом. Так, С. Л. Рубинштейн писал, что эмоции являются субъективной формой существования мотивации (потребностей): «Выступая в качестве проявления потребности, — в качестве конкретной психической формы ее существования, эмоция выражает активную сторону потребности… Возникая… в деятельности индивида, эмоции или потребности, переживаемые в виде эмоций, являются вместе с тем побуждениями к деятельности» [10, C.460]. По мнению С. Л. Рубинштейна, побудительная роль эмоций заключается в следующем: «…Эмоция в себе самой заключает влечение, желание, стремление, направленное к предмету или от него, так же как влечение, желание, стремление всегда более или менее эмоционально» [10, C.489]. Важно, что, по мнению С.Л. Рубинштейна, «вопрос о том, откуда в побуждении берется заряд энергии, довольно сложен. Исключать присутствие в побуждении к действию энергии эмоций нельзя, но считать, что эмоции сами по себе вызывают побуждение к действию, тоже вряд ли возможно [10, C. 491].

Чувство (по С.Л. Рубинштейну) – это отношение человека к миру, к тому, что он испытывает и делает в форме непосредственного переживания.

Признаки эмоций (по С.Л. Рубинштейну):

  • выражают состояния субъекта и его отношение к объекту;
  • отличаются полярностью, т.е. обладают положительным или отрицательным знаком;

С.Л. Рубинштейном выделяются три уровня эмоциональной сферы.

  1. Уровень органической эмоционально-аффективной чувствительности. Сюда относятся элементарные так называемые физические чувствования – удовольствия, неудовольствия, связанные по преимуществу с органическими потребностями.
  2. Предметные чувства, соответствующие предметному восприятию и предметному действию. Здесь более высокий уровень осознания чувства. Осознанное переживание отношения человека к миру. Возможно разделение этих чувств на интеллектуальные, эстетические, моральные.
  3. Обобщенные чувства: чувство юмора, иронии, чувство возвышенного, трагического. Они выражают общие более или менее устойчивые мировоззренческие установки личности.

Помимо чувств С.Л. Рубинштейн описывает аффекты и страсти, которые отличны от чувств, но родственны им.

Аффект по С.Л. Рубинштейну — это не что иное, как сильно выраженная эмоция, стремительно и бурно протекающий эмоциональный процесс взрывного характера, который может дать разрядку в действии. Ученый предполагал, что аффективное состояние выражается в заторможенности сознательной деятельности.

С. Л. Рубинштейн также отмечал необходимость связывать мышление с аффективной сферой человека. «Психические процессы, взятые в их конкретной целостности, — это процессы не только познавательные, но и аффективные, эмоционально-волевые. Они выражают не только знание о явлениях, но и отношение к ним» [9, C. 264]. В работе «Проблемы общей психологии» он заостряет еще больше этот вопрос: «Речь… идет не о том только, что эмоция находится в единстве и взаимосвязи с интеллектом или мышление с эмоцией, а о том, что самое мышление как реальный психический процесс уже само является единством интеллектуального и эмоционального, а эмоция — единством эмоционального и интеллектуального» [9, C. 97-98]. Еще в первой половине XX века говорили об аффектах как эмоциональных реакциях, направленных на разрядку возникшего эмоционального возбуждения. Например, С. Л. Рубинштейн использовал термины «эмоциональные» и «аффективные» как равнозначные: «…трехчленное деление психических явлений на интеллектуальные, эмоциональные и волевые не может быть удержано. Первичным, основным является двухчленное деление психических процессов на интеллектуальные и аффективные…» [9, C.269].

Страсти по С.Л. Рубинштейну – сильное, стойкое, длительное чувство, которое, пустив корни в человеке, захватывает его и владеет им. Страсть всегда выражается в сосредоточенности, собранности помыслов и сил, их направленности на единую цель. В страсти ярко выражен волевой момент стремления; страсть представляет собой единство эмоциональных и волевых моментов; стремления в нем преобладают над чувствованиями.

Настроение – общее эмоциональное состояние человека. «Настроение не предметно, а личностно (ему радостно!), это разлитое общее состояние. Бессознательная, эмоциональная оценка личностью того, как на данный момент складываются для нее обстоятельства, не знает причины», — подчеркивал ученый, исследуя настроение [9, C.270].

Таким образом, в основе теории эмоций С.Л. Рубинштейна является то, что автор исследовал эмоции в их многообразии с различных точек зрения, в связи потребностями, с мотивациями, волей, интеллектом и мышлением. Сквозь призму психософии А.Ю. Афанасьева можно предположить, что С.Л. Рубинштейн близко подошел к взаимосвязи ведущих психических функций.

Эволюционная теория эмоций Ч. Дарвина.

Чарлз Дарвин опубликовал в 1872 году книгу «Выражение эмоций у человека и животных», в которой показал эволюционный путь развития эмоций и обосновал происхождение их физиологических проявлений. Он считал, что эмоции либо полезны, либо представляют собой лишь остатки (рудименты) различных целесообразных реакций, которые были выработаны в процессе эволюции в борьбе за существование. Он рассуждал примерно следующим образом: разгневанный человек краснеет, тяжело дышит и сжимает кулаки потому, что в первобытной своей истории всякий гнев приводил людей к драке, а она требовала энергичных мышечных сокращений и, следовательно, усиленного дыхания и кровообращения, обеспечивающих мышечную работу. Ч.Дарвин потение рук при страхе, например, объяснял тем, что у обезьяноподобных предков человека эта реакция при опасности облегчала схватывание за ветки деревьев.

Тем самым Дарвин доказывал, что в развитии и проявлении эмоций не существует непроходимой пропасти между человеком и животными. В частности, он показал, что во внешнем выражении эмоций у антропоидов и слепорожденных детей имеется много общего. Сходство механизмов эмоций и их проявления у человека и животных, по мнению Ч. Дарвина, не означает их полного тождества. Ч. Дарвин придавал большое значение внешнему выражению эмоций, подчеркивая их единство. Он считал, что «эмоции почти не существуют, если тело остается пассивным. Экспрессия выражается через речевые, мимические, пантомимические, жестикуляционные средства, а также через внимание к своей внешности» [6, C.56].

Концепция Дарвина была чисто биологической. Как пишет Е.П. Ильин, она «не вскрывала происхождение специфически человеческих эмоций и чувств, несущих на себе отпечаток социальной природы человека» [8, C.36].

Ассоциативная теория эмоций Вильгельма Вундта

Среди зарубежных теорий эмоций известна ассоциативная теория Вильгельма Вундта [4]. Взгляды В. Вундта на эмоции не укладываются в рамки конкретного направления, они разнообразны. С одной стороны, он думал, что представления влияют на чувства, а с другой стороны, считал, что эмоции – это, прежде всего, внутренние изменения, характеризующиеся непосредственным влиянием чувств на течение представлений. Телесные реакции В. Вундт рассматривает лишь как следствие чувств. По Вундту, мимика возникла первоначально в связи с элементарными ощущениями, как отражение эмоционального тона ощущений; высшие же, более сложные чувства (эмоции) развились позже [4]. Е.П. Ильин анализирует взгляды В. Вундта с точки зрения ассоциаций, когда в сознании человека возникает какая-то эмоция, она вызывает по ассоциации соответствующее ей, близкое по содержанию низшее чувство или ощущение. Оно-то и вызывает те мимические движения, которые соответствуют эмоциональному тону ощущений. Приводится следующий яркий пример: мимика презрения (выдвигание нижней губы вперед) похожа на движение, когда человек выплевывает что-то неприятное, попавшее ему в рот. О мимических средствах выражения эмоций писали многие ученые, художники, писатели. Лицо человека способно выражать различные эмоциональные оттенки. Об этом подробно изложено в книге А.Ю. Афанасьева «Синтаксис любви» в разделе, посвященном эмоциям. Известно и то, что еще Леонардо да Винчи говорил, что брови и рот по-разному изменяются при различных причинах плача, а Лев Николаевич Толстой описывал 85 оттенков выражения глаз и 97 оттенков улыбки, раскрывающих эмоциональное состояние человека (сдержанная, натянутая, искусственная, печальная, презрительная, сардоническая, радостная, искренняя и т. д.) [1,C.44].

Таким образом, появление психософии А.Ю. Афанасьева и его трактовки психологического феномена эмоций с точки зрения системности и целостности с применением методологического принципа « Бритвы Оккамы» позволило отчасти решить проблематику эмоций в психологии. Вызов брошен! Кто пойдет дальше?

Список использованной литературы

  1. Афанасьев А.Ю. Синтаксис любви / А.Ю. Афанасьев. – М.: Известия, 2013.
  2. Вилюнас В. К. Психологические механизмы мотивации человека./ В.К. Вилюнас. — М.: Изд-во МГУ, 1986.
  3. Вилюнас В.К. Основные проблемы психологической теории эмоций / В.К. Вилюнас. – М.: Психология эмоций. Тексты, 1984.
  4. Вундт В. Очерки психологии. — М., 1912.
  5. Выготский Л. С. Спиноза и его учение об эмоциях в свете современной психоневрологии // Вопросы философии. — 1970. — № 6.
  6. Дарвин Ч. О выражении эмоций у человека и животных / Ч. Дарвин. – Санкт-Петербург: Питер, 2001
  7. Джеймс У. Психология / У. Джемс — М.: Наука, 1991
  8. Ильин Е.П. Эмоции и чувства/ Е.П. Ильин.- Питер.: 2001.
  9. Рубинштейн С. Л Бытие и сознание. О месте психического во всеобщей взаимосвязи явлений материального мира. — М., 1957.
  10. Рубинштейн С. Л Основы общей психологии. — М., 1946 (переиздание — СПб.: Питер, 1999).
  11. Экман П. Психология эмоций. Я знаю, что ты чувствуешь /П. Экман – СПб.:Питер, 2012.
  12. Лекции (видео) по курсу «Общей психологии» профессора МГУ В.В. Петухова.

Четвертая Эмоция — Школа психософии PSY-Sofia

Четвертая Эмоция проявляет себя очень ровно и незаинтересованно. Чувства не являются для такого человека поводом выражать их, он не видит в этом ценности. Если он любит – то не кричит об этом. Если страдает – то лишь внутри. И при этом не испытывает никакой раздвоенности.

Четвертой Эмоции всегда проще подстроиться под эмоциональное состояние партнера, чем задавать эмоциональный фон. Она не навязывает окружающим своих чувств и с легкостью заряжается эмоциями других людей. Рядом с высокими Эмоциями она может быть очень яркой, рядом с Третьей – молчаливой. Если же такого человека оставить одного, он может вообще не обращать внимания на свое эмоциональное состояние, просто занимаясь делами.

Четвертая Эмоция способна улыбнуться, где нужно, сказать комплимент, привести уместную шутку, даже повысить голос. Но все это происходит «под задачу», на короткое время, и эмоции гаснут так же быстро, как возникли. По сути, даже веселя окружающих, Четвертая Эмоция продолжает внутри оставаться незатронутой.

Четвертая Эмоция способна подстроиться под любые настроения, прижиться в любом коллективе. Она всеядна и «беспартийна» в эмоциональном плане.

Четвертая Эмоция не использует эмоции в качестве инструмента влияния. И ей не интересно вступать в эмоциональный диалог.

Четвертая Эмоция не заботится о чувствах других людей, но и не задевает их сознательно. Задеть она их может только своим безразличием.

Четвертая Эмоция – беспристрастный критик. Любой художник, писатель или композитор найдет в ней благодарный и адекватный отклик. Поскольку у нее нет своих эстетических предпочтений, то ее критика очень объективна.

В период полового созревания Четвертая Эмоция может активно увлекаться творчеством: танцами, стихами, пением. Потом это обычно проходит, и она становится самой собой – спокойной и невовлеченной.

Четвертая Эмоция чаще не производит сама, а потребляет художественную продукцию. При этом ей интересно все, у нее нет ярко выраженных художественных предпочтений. Но даже если она является поэтом, художником, музыкантом — она способна работать в различных жанрах, у нее нет рамок, которые свойственны более высоким Эмоциям.

Если человек с Четвертой Эмоцией избирает творческое поприще своей профессией, то она все равно остается незаинтересованным в продуктах своего эмоционального выражения, и будет реализовываться по другим функциям, просто используя Четвертую Эмоцию как инструмент.

Описание Третьей Эмоции – Императивная соционика

Императивная соционика
  • Главная
  • Соционика
    • Основы концепции ИС
      • Усложнение информации
      • Происхождение функций
      • Устройство признаков типа
    • Устройство информации
      • Информационные признаки
      • Информационные аспекты
    • Метаболизм информации
      • Модель А / Функции ИМ
        • Базовая функция
        • Творческая функция
        • Ролевая функция
        • Болевая функция
        • Суггестивная функция
        • Активационная функция
        • Ограничительная функция
        • Фоновая функция
      • Свойства / Признаки
        • Ментальность/Витальность
        • Акцептность/Продуктивность
          • Рациональность/Иррациональность
        • Шаблонность/Ситуативность
        • Загрузочность/Разгрузочность
        • Инертность/Контактность
          • Тактика/Стратегия
          • Эмотивизм/Конструктивизм
        • Сила/Слабость
          • Интуиция/Сенсорика
          • Этика/Логика
        • Ценностность/Неценностность
          • Решительность/Рассудительность
          • Весёлость/Серьёзность
      • Группы функций
        • Группы усвоения (мерности)
    • Типы обмена информацией
    • Теория подтипов
      • Характеры подтипов
  • Психософия
    • Свойства функций
    • Описания функций
      • Первые функции
        • Первая Логика
        • Первая Эмоция
        • Первая Физика
        • Первая Воля
      • Вторые функции
      • Третьи функции
        • Третья Логика
        • Третья Эмоция
        • Третья Физика
        • Третья Воля
      • Четвёртые функции
    • Акцентуации функций
      • Акцентуации Логики
        • Первая Логика
        • Вторая Логика
        • Третья Логика
        • Четвёртая Логика
      • Акцентуации Эмоции
        • Первая Эмоция
        • Вторая Эмоция
        • Третья Эмоция
        • Четвёртая Эмоция
      • Акцентуации Физики
        • Первая Физика
        • Вторая Физика
        • Третья Физика
        • Четвёртая Физика
      • Акцентуации Воли
        • Первая Воля
        • Вторая Воля
        • Третья Воля
        • Четвёртая Воля
    • Взаимодействие функций
    • Отношения ПЙ-типов
      • Описание отношений типа Эпикур (ФЛЭВ)
        • с типом Эпикур (ФЛЭВ)
        • с типом Борджиа (ФЭЛВ)
        • с типом Ахматова (ВЭЛФ)
        • с типом Сократ (ВЛЭФ)
        • с типом Андерсен (ЭЛВФ)
        • с типом Аристипп (ФЛВЭ)
        • с типом Гёте (ФВЛЭ)
        • с типом Газали (ЭВЛФ)
        • с типом Руссо (ЭЛФВ)
        • с типом Бухарин (ЭФЛВ) 
        • с типом Наполеон (ВФЛЭ)
        • с типом Ленин (ВЛФЭ)
        • с типом Платон (ЛФВЭ)
        • с типом Лао-Цзы (ЛВФЭ)
        • с типом Пастернак (ЭВФЛ)
        • с типом Пушкин (ЭФВЛ)
        • с типом Августин (ЛЭФВ)
      • Описание отношений типа Андерсен (ЭЛВФ)
        • с типом Андерсен (ЭЛВФ)
        • с типом Газали (ЭВЛФ)
        • с типом Гёте (ФВЛЭ)
        • с типом Аристипп (ФЛВЭ)
        • с типом Лао Цзы (ЛВФЭ)
        • с типом Платон (ЛФВЭ)
      • Описание отношений типа Эйнштейн (ЛВЭФ)
        • с типом Эйнштейн (ЛВЭФ) 
        • с типом Чехов (ФВЭЛ) 
        • с типом Дюма (ФЭВЛ)
        • с типом Паскаль (ЛЭВФ) 
    • Калькулятор ПЙ-типа
  • Описания типов
    • Описания типов ИМ
      • Альфа-квадра
        • Гюго (ЭСЭ)
        • Дон Кихот (ИЛЭ)
        • Дюма (СЭИ)
      • Бета-квадра
        • Жуков (СЛЭ)
        • Горький (ЛСИ) – новое
        • Есенин (ИЭИ)
      • Гамма-квадра
        • Наполеон (СЭЭ)
        • Бальзак (ИЛИ)
      • Дельта-квадра
        • Гексли (ИЭЭ)
        • Габен (СЛИ)
    • Описания ПЙ-типов
      • Первая квадра
        • Андерсен (ЭЛВФ)
        • Газали (ЭВЛФ)
        • Гёте (ФВЛЭ)
        • Аристипп (ФЛВЭ)
      • Вторая квадра
        • Пушкин (ЭФВЛ)
        • Пастернак (ЭВФЛ)
        • Лао Цзы (ЛВФЭ)
        • Платон (ЛФВЭ)
      • Третья квадра
        • Руссо (ЭЛФВ)
        • Бухарин (ЭФЛВ)
        • Наполеон (ВФЛЭ)
        • Ленин (ВЛФЭ)
      • Четвёртая квадра
        • Августин (ЛЭФВ)
        • Твардовский (ВФЭЛ)
      • Пятая квадра
        • Эпикур (ФЛЭВ)
        • Борджиа (ФЭЛВ)
        • Ахматова (ВЭЛФ)
        • Сократ (ВЛЭФ)
      • Шестая квадра
        • Чехов (ФВЭЛ)
        • Дюма (ФЭВЛ)
        • Паскаль (ЛЭВФ)
        • Эйнштейн (ЛВЭФ)
  • Тесты
    • Тест на знание теории соционики и психософии
      • Комментарии автора к правильным ответам
    • Тест на соционический тип
    • Тест на психософский тип
    • Тест на полит. идеологию
  • Наши статьи

ПРОБЛЕМАТИКА и страхи 3-ЕЙ ЭМОЦИИ. Что делать?

Нам задали вопрос: «Может ли быть неуверенность в эмоциях и не восприятие процесса по ней одновременно? Что в этой ситуации делать?»

Да, такое может быть. По краткому описанию это наиболее похоже на проблематику, связанную с 3Э.

Во-первых, важно разобраться с собственным типом, правильно диагностировать 3-ку.

Дальше необходимо делать шаги для того, чтобы привести свою 3-ку к более адекватному виду. Третья психософская функция — это точка роста. Она изначально предрасположена к тому, чтобы набирать активно опыт и стараться наладить более уверенный контакт с внешним миром, потому что у 3-й функции по Психософии есть такая характеристика как «пассивный диалог».

То есть, человеку по 3 функции очень хочется диалога с миром. В идеале — как у 2-ки. А 2-ка как раз находится в активном диалоге, т.е. у нее много энергии и для себя, и для других, человек может сам предлагать помощь другим людям, активно вступать во взаимодействие. 3-ка стремится к тому же самому, но у нее не хватает энергии.

Энергия в типе изначально распределена неравномерно. Но по 3 функции можно набрать некоторое количество шаблонов, стереотипов, и привести ее к более здоровому виду.

И очень часто у людей 3 функция «прокачена» и совершенно не производит впечатления чего-то страшного, ужасного и всего того, что описывал Афанасьев в своих трудах.

Так вот. Неуверенность в эмоциях — это одна из основных проблем 3Э, хотя проблематика по любой 3-ке может немного разниться. Тут накладывает отпечаток сама личность человека, его соционический тип, индивидуальный опыт, который накопился на его «троечке». Неуверенность в эмоциях как один из вариантов.

Например, человек что-то чувствует, но он не понимает, уместны ли, адекватны ли его чувства, имеет ли он право вот так чувствовать себя? Будет ли уместно то, что он пришел на какой-то комедийный фильм с друзьями за компанию, они все хихикают, смеются, веселятся, а у него нет настроения? Эмоция доминирующая, и у нее есть желание настоять на своем по доминирующей функции.

У 1-ки это получается легко и естественно, 3-ка же тоже хочет доминировать, но у нее все время не хватает на это энергии, и из-за этого создается впечатление неуверенности.

И получается, что для 3Э вот этот фильм совершенно не по настроению, «не в тему». И от этого ей может быть неловко. Потому что все вроде как здесь веселятся, и тоже надо бы, за компанию со всеми смеяться. И человек начинает переживать, что он какой-то не такой, какой-то не правильный. Может быть неуверенность 3Э связана еще и с тем, что возникает сложность с пониманием того, что сам человек чувствует, что переживает.

Почему он именно это переживает? Демонстрировать ли эти эмоции и чувства другим людям? И в какой степени? Насколько громко, например, смеяться? Рыдать ли в голос?

Это несколько утрированно, но в целом, могут быть такие проблемы, потому что человек плохо понимает, что он чувствует, почему, и что ему с этим делать.

Еще у 3Э часто возникает защитная реакция, человек начинает отстраняться от эмоций, надевая как будто эмоциональную маску. Это происходит от того, что если копится негативный опыт по 3-ке, то человек старается ее отмежевать, вроде как ему интересно с одной стороны, но с другой стороны это вроде и не важно. 3-я функция становится тем местом, что создает какие-то непонятные проблемы; оно вроде как интересно, но не слишком, потому что есть еще две функции, которые выше и интересней.

Поэтому мы начинаем это «непонятное» для нас отодвигать ближе к 4-ке. Делаем вид, что сфера 3-ки не важна и закрываем на нее глаза. Получается, что при 3Э человек встает в такую позицию, что эмоции не важны, они создают лишние проблемы.

«Если я начинаю что-то чувствовать, то меня это приводит в замешательство, все это превращается в длительный и непонятный процесс, я в этом застреваю, более того, я не знаю, как мне в этом состоянии взаимодействовать с другими людьми?» Выходит, что от любых эмоций только больше проблем, поэтому они задвигаются подальше.

И вот, в такой ситуации, может как раз складываться такое ощущение изнутри, что у вас есть с одной стороны проблематика, неуверенность, связанная с эмоциями, и с другой стороны вы видимо ушли в пассивную защиту по тройке, и пытаетесь отодвинуть ее, делая вид, что это не важно и не нужно, получается, открещиваетесь от всякого процесса по эмоциям.

Почему это происходит? Пассивная защита очень часто включается из-за негативного опыта.

Вообще, по любой тройке, ответ на вопрос, что делать — это набирать шаблоны. Тройке нужен диалог с миром, но он у нее изначально очень неуверенный, и нужно набирать, вырабатывать в себе эту уверенность по 3-й функции. Это реально и возможно.

И если вы знаете свою 3-ю функцию, то можно заняться проработкой, и это первый шаг, с которого стоит начинать работу со своим психософским типом.

Итак, получается, что при проблеме по 3Э, накопилось большое количество негативного опыта, и человек пришел к выводу, что от любых эмоций и переживаний больше проблем, поэтому лучше задвигать их как можно дальше.

Важно это увидеть в себе, рассмотреть, понять, желательно убедиться, что эмоция действительно 3-я, потому что вообще такая проблематика свойственна доминирующим функциям, потому что доминирующие, и 1, и 3, ранимые: и в той, и в другой свои проблемы. Однако то, что озвучивалось в вопросе, больше похоже на 3-ку.

Нужно вспомнить, какой был негативный опыт, почему вы пришли к тому, что отгораживаетесь от 3-ки и всячески пытаетесь набрать дистанцию при взаимодействии со внешним миром.

Затем надо начинать постепенно выходить из этого состояния. Просто нужно осознать, что самая верная и конструктивная позиция — это набирать опыт. Проще всего это делать дистанционно.

Например, найти и смотреть каких-нибудь блоггеров на ютюбе со 2 эмоцией по любой интересной для вас теме и наблюдать за тем, как проявляет этот человек свои эмоции, как эмоционально взаимодействует с другими людьми. Именно 2-ка для 3-ки очень хорошо показывает, как нормально и как правильно это делать.

А для 2-ки на самом деле нормально практически как угодно, потому что она все может преподнести в более-менее адекватном и красивом виде. И может показать, что, даже если ты что-то сделал по-дурацки, то это не смертельно, никто не обратит на это особого внимания, и ты от этого не умрешь, и все будет хорошо, потому что нормально «и так, и вот так, и по-всякому».

Наблюдая за вторыми функциями, в данном случае, за эмоциями, мы набираем для себя шаблоны. Также полезно общаться вживую. Конечно, 2 функция, в зависимости от человека, может поддерживать вас по 2-ке, а может и не поддерживать.
2-ка может выбирать, человек не обязан помогать всем и каждому, тут все будет зависеть от того, насколько приоритетно и интересно для этого человека общение с вами.

Нужно найти подходящего человека с 2Э в своем окружении, с которым у вас хорошие взаимоотношения, чтоб общение было приятно обоим и шло на пользу вашей 3Э.

И по 3-ке очень важно продвигаться небольшими шагами, постепенно, создавать подходящие условия, важно закреплять этот позитивный опыт. Это, возможно, будет для вас довольно тяжело, потребуется смелость и готовность прорабатывать свою 3-ку, постепенно открываться этому миру, даже если вы взаимодействуете с человеком, у которого 2 функция, как ваша 3-я.

Очень могут помочь для проработки 3Э курсы актерского мастерства, курсы сценической речи и т. п.

Это может быть тематический кружок, где есть та самая благоприятная атмосфера для того, чтобы вы могли разнообразно эмоционально проявить себя: где вам нужно будет, например, что-то сыграть, что-то изобразить. Очень часто эти задания могут быть какими-то дурацкими и нелепыми, и как раз такие искусственно созданные ситуации и полезны для прокачки 3Э.

В этих условиях вы можете делать самые дурацкие глупости, пробовать себя в несвойственных, не характерных для вас эмоциональных проявлениях, и при этом это будет поощряться, и все люди, которые будут находиться с вами в кружке — это те люди, которые тоже пришли попробовать себя, оттачивать мастерство, тренироваться. Сама ситуация будет к этому располагать, и нельзя будет сделать что-то такое, за что вас могли бы осудить.

Поэтому курсы актерского мастерства — это довольно удачная среда для того, чтобы начать набирать для себя шаблоны по 3Э, активно наблюдать за другими людьми, особенно с высокими эмоциями, даже за 1-ми: как они проявляются, как они реагируют. Можно начать понимать, что ничего страшного и ужасного не случится при проявлении эмоций, что можно эмоционально реагировать как угодно, так как большинству людей на самом деле либо все равно, либо они просто не будут вас осуждать.

А основной страх по 3-ке как раз в том в том, что что-то пойдет не так, или на вас как-то не так посмотрят, или отвернутся. Поэтому сейчас были рассказаны самые базовые советы.

Про 3Э еще можно много говорить, у нас даже недавно был семинар по этому поводу, есть еще разные способы, которыми можно 3-ку проработать.

Сейчас привели самые простые и самые основные. Надеюсь, наши рекомендации вам помогут.

Автор статьи: Катерина Попова.

Первая Эмоция — Психософия

Носитель Первой Эмоции рассматривает все события и предметы в мире с точки зрения их эмоциональной окраски, с точки зрения радости, красоты, силы чувств. Нередко они верят в мистическое устройство мира, а то и в приметы, сознательно или подсознательно ожидая чуда. Они стараются придумывать эмоциональное, мистическое обьяснение протекающим в мире процессам. Особенно это касается процессов, происходящих в человеческом обществе. С точки зрения Первой Эмоции, радость и красота есть главный критерий истины.

 

Стратегия\Тактика

 

Стратегичность Первой Эмоции состоит в том, что ее носитель заранее определяет, что для него эмоционально приемлемо, а что нет, и его эмоциональные пристрастия не могут быть изменены под внешним давлением. Типичное выражение носителя Первой Эмоции – «Я не могу наступать на горло собственной песне». Ради сильных эмоциональных впечатлений носитель Первой Эмоции может идти на риск («Безумству храбрых поем мы славу»).

 

Коллективизм\Индивидуализм

              

Первая Эмоция индивидуалистична. Ее носитель не любит подстраиваться под эмоциональные требования внешнего мира, а если ему и приходится говорить то, что он не разделяет, но требует внешний мир, его речь становится подчеркнуто бесцветной, невыразительной, так что становится заметно, что он не разделяет то, что приходится говорить. Нередко, при особенно активном неприятии навязанной извне идеи, следует неконтролируемый выброс, в котором открывается истинный взгляд носителя Первой Эмоции.

 

Результативность\Процессионность

 

Первая Эмоция результативна. На практике это выглядит как подчеркнутый интерес к литературе и искусству с яркой эмоциональной окраской, с сильными, запоминающимися образами и событиями, как склонность к ярким цветам в одежде, как постоянная потребность в новых впечатлениях, вызывающих эмоции.

 

Доминирование\Подстраивание

 

Первая Эмоция доминирует. На практике это выражается прежде всего как умение «зажигать» окружающих людей, стремление передавать им свое эмоциональное состояние и эмоциональные оценки, а иногда, к сожалению, и конфликтность в случае, если это эмоциональное состояние не разделяется окружающими.

 

Рекомендации к общению.

 

1. Прежде всего стоит относиться с пониманием к сильным эмоциональным проявлениям (и радости, и печали), не стараясь их искусственно ставить в рамки.

2.  По возможности предлагать носителю Первой Эмоции такую работу, где он может быть на виду.

3. Не навязывать носителю Первой Эмоции работу, вызывающую у него эмоциональное отторжение.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *