Эмотивная функция общения: Эмотивная функция общения | LiveЛидер

Автор: | 16.04.2021

Общение — Студопедия

Общение является необходимым условием всякой совместной деятельности и представляет собой процесс установления и развития контакта между людьми, обмена информацией, восприятия участниками общения друг друга и их взаимодействия.

В.Н. Панферов, занимающийся разработкой данной проблематики как на теоретическом, так и эмпирическом уровне, выделяет следующие шесть функций человека как субъекта общения (Панферов, 1987):

1. Коммуникативные функции.В процессе общения посредством этих функций осуществляется взаимосвязь людей на уровнях индивидуального, группового и общественного взаимодействия. Эта взаимосвязь достигается благодаря речи и другим естественным выразительным средствам человека (мимике, пантомиме, жестам, голосу, предметным действиям человека), а также техническим средствам (письму, печати, телеграфу, радио, телевидению и др.). Коммуникативные функции служат также целям социальной интеграции людей в различные формы общностей.

2. Информационные функции.В процессе общения накапливается содержание практического опыта людей и происходит передача информации от одного человека другому. Информационная функция здесь осуществляется в единстве с коммуникативной.

По целям сообщения информация может подразделяться в самом общем виде на осведомительную, регуляторную и эмоциональную.

Если передаются только сведения об объекте, то информация имеет осведомительное назначение.

Если сообщение рассчитано на побуждение какого-либо человека к конкретному действию, то эта информация приобретает регуляторную нагрузку.


Если же информация направлена на пробуждение каких-либо чувств, то она приобретает эмоциональный характер.

3. Когнитивные функции.В процессе общения происходит осмысление воспринятых значений посредством представления, воображения и мышления.

Когнитивные функции проявляются в процессах познания человека человеком. Эти функции реализуются более полно при взаимопонимании участников общения. В целом, от содержания взаимной интерпретации людей зависят возникающие между ними отношения. Так когнитивные функции общения связываются с эмотивными.

4. Эмотивные функции.Проявляются в переживании человеком своих отношений с другими людьми. Эти переживания находят вторичное выражение в различных видах взаимоотношений (симпатии — антипатии, любви — ненависти, дружбе — вражде и др.).


Эмоционально насыщенные взаимоотношения определяют психологический фон взаимодействия, приносят радость или огорчение, являются для многих высшей ценностью, целью и смыслом жизни.

5. Конативные функции.Обеспечивают управляющее воздействие на личность во всех процессах жизнедеятельности, связаны со стремлением человека к тем или иным ценностям, выражают его побудительные силы, регулируя поведение партнеров в совместной деятельности через процесс общения.

Посредством обмена мыслями и чувствами происходит координация взаимодействия партнеров по общению.

6. Креативные функции.Направлены на преобразование людей в процессах общения, изменение и воспитание личности. Этому служат специальные механизмы психической деятельности, способствующие взаимовлиянию партнеров. К ним относятся:

подражание,

эмоциональное заражение,

внушение,

убеждение.

Благодаря данным механизмам происходят изменения во взглядах, поведении и качествах личности.

Выделяют различные уровни общения:

1.

Ритуальный, или социально – ролевой уровень. Целью общения на этом уровне является выполнение ожидаемой от человека роли, демонстрация знания норм социальной среды. Общение при этом носит , как правило, анонимный характер, независимо от того, происходит оно между незнакомыми, знакомыми или близкими людьми.

2. Деловойуровень. Целью такого общения является организация совместной деятельности, поиск средств повышения эффективности сотрудничества. Партнеры при этом оцениваются не как уникальные, неповторимые личности, а с точки зрения того, насколько хорошо они могут выполнять поставленные перед ними задачи, то есть оцениваются их функциональные качества. Соответственно, общение является психологически отстраненным – доминирует Я – Вы контакт.

3. Интимно – личностныйуровень. Цель – удовлетворение потребности в понимании, сочувствии, сопереживании. Для общения на этом уровне характерны психологическая близость, эмпатия, доверительность – доминирует Я – Ты контакт.

В процессе общения люди обмениваются эмоциями, убеждениями, мыслями и т. д. – все это называется информацией. Передача информации возможна лишь посредством символов и знаковых систем, то есть языка.

Для осуществления процесса коммуникации необходимы четыре основных элемента:

1) отправитель информации;

2) сообщение — собственно информация;

3) канал — средство передачи информации;

4) получатель информации.

Коммуникационный процесс разбивают на пять этапов (рис. 1.).

Iэтап— начало обмена информацией, когда отправитель должен ясно представить, «что именно» (какую идею и в какой форме ее выразить) и «с какой целью» он хочет передать и какую ответную реакцию получить.

IIэтап— воплощение идеи в слова, символы, в сообщение. Выбираются и используются различные каналы передачи информации: речь, жесты, мимика, письменные материалы, электронные средства связи: компьютерные сети, электронная почта и т. д.

III этап— передача информации через использование выбранных каналов связи.

IV этап— получатель информации переводит вербальные (словесные) и невербальные символы в свои мысли — этот процесс называют декодированием.

Vэтап— этап обратной связи — отклик получателя на полученную информацию, на всех этапах коммуникационного процесса могут существовать помехи, искажающие смысл передаваемой информации.

Человек, адресующий информацию другому человеку (коммуникатор), и тот, кто ее принимает (реципиент), для осуществления цели общения и совместной деятельности должны пользоваться одной и той же системой кодификации и декодификации значений, то есть говорить на «одном языке».

Если коммуникатор и реципиент используют различные системы кодификации, то они не могут добиться взаимопонимания и успеха в совместной деятельности. Библейская легенда о строительстве Вавилонской башни, сорвавшемся вследствие неожиданного «смешения языков» строителей, отражает факт невозможности взаимодействия при блокировании процессов кодификации и декодификации, так как говорящие на разных языках люди, не могут договориться друг с другом, что делает совместную деятельность неосуществимой. Обмен информацией становится возможен, если значения, закрепленные за используемыми знаками (словами, жестами и т.д.), известны участвующим в общении лицам.

Эффективность общения зависит от многих социально-психологических факторов

, сопутствующих процессу передачи и восприятия информации.

а) Успешному межличностному общению могут препятствовать различные помехи. Иногда отправитель информации неправильно ее кодирует, например, выражает свое сообщение несоответствующими словами. В данном случае можно сказать, что не решается семантическая проблема коммуникации.

Так, порой то или иное неосторожное слово или необдуманная фраза могут болезненно задеть адресата коммуникации и вызвать у него острую эмоциональную реакцию возражения и противодействия. Данная ситуация может превратиться в конфликтную. Нередко коммуникатору потом долго еще приходится убеждать адресата коммуникации в том, что тот его неправильно понял, что он не хотел его обидеть, что имел в виду совсем не то, о чем подумал получатель информации, и т.д., и т.п.

б) Процесс передачи информации также может сопровождаться помехами, в итоге информация поступает к получателю в искаженном виде. Это бывает, например, когда устная информация проходит через большое число лиц. По данным американских авторов, в устном сообщении при каждой последующей передаче теряется около 30% информации. Отметим, наконец, что человек, которому адресована информация, может просто ее неправильно интерпретировать.

в) Западные исследователи уделяют много внимания рассмотрению различных барьеров на пути межличностных коммуникаций. Так, главным барьером называют

тенденцию к преждевременной оценке сообщения, его одобрению или неодобрению, вместо того чтобы сохранять нейтральную позицию в процессе обмена мнениями. К возможным барьерам, препятствующим эффективному общению, относят также различия в образовании, опыте, мотивации и др.

В процессе передачи информации используются различные знаковые системы. На этом основании обычно выделяют вербальную и невербальную коммуникации.

Общение, будучи сложным социально-психологическим процессом взаимопонимания между людьми, осуществляется по следующим основным каналам:

речевой (вербальный

от латинского слова «устный, словесный») и

неречевой (невербальный).

Общение и его функции — Студопедия

Уровни общения: ритуальный или социально-ролевой; деловой или манипулятивный; интимно-личностный.

1. Ритуальный, или социально-ролевой уровень. Целью общения на этом уровне является выполнение ожидаемой от человека роли, демонстрация знания норм социальной среды. Общение при этом носит, как правило, безличный характер (по смыслу), независимо от того, происходит оно между незнакомыми, знакомыми или близкими людьми.

2. Деловой, или манипулятивный, уровень. Целью такого общения является организация совместной деятельности, поиск средств повышения эффективности сотрудничества. Партнёры при этом оцениваются не как уникальные, неповторимые личности, а с точки зрения того, насколько хорошо они могут выполнить поставленные перед ними задачи, то есть оцениваются их функциональные качества. Соответственно, общение является психологически отстранённым – доминирует т.н. «Я–Вы» контакт.

3. Интимно-личностный уровень. Цель общения – удовлетворение потребностёй в понимании, сочувствии, сопереживании, принятии. Для общения на этом уровне характерны психологическая близость, эмпатия, доверительность – доминирует т.н. «Я–Ты» контакт.

Функции общения рассматриваются в социально-психологическом ракурсе трёх проанализированных выше аспектах общения и взаимодействия людей: коммуникативном, интерактивном и перцептивном. Выделяются такие функции общения как: контактная; информационная; побудительная; координационная; понимания; эмотивная; отношений; влияния.


1. Контактная функция – это установление контакта как состояния обоюдной готовности к приёму и передаче информационных сообщений и поддержанию взаимосвязи в виде постоянной взаимоориентированности.

2. Информационная функция – это информативный обмен сообщениями, мнениями, замыслами, решениями.

3. Побудительная функция – это некая социально-психологическая стимуляция и/или межличностное мотивирование активности партнёра по общению, с целью выполнения им определённых действий, принятия им определённых решений.

4. Координационная функция – это взаимное содержательное ориентирование, имеющее деятельностное значение для партнёров по общению, и смысловое согласование действий при организации совместной деятельности.

5. Функция понимания – это, в идеале, адекватное восприятие и понимание смысла информационных сообщений, и взаимное понимание намерений, установок, переживаний, состояний друг друга партнёрами по общению и взаимодействию.


6. Эмотивная функция – создание у коммуникативного партнёра нужных для данного конкретного субъекта общения эмоциональных переживаний, а так же изменение с его помощью своих переживаний и состояний.

7. Функция установления отношений – осознание субъектом взаимодействия и фиксация им, в ракурсе взаимодействия с различными субъектами общения, своего социально-профессионального места в системе ролевых, статусных, деловых, межличностных и прочих взаимосвязей общества (сообщества), в котором осуществляется общение.

8. Функция оказания влияния – изменение состояния, поведения, личностно-смысловых образований партнёра по общению, осуществляющееся путём применения разнообразных психосоциальных приёмов воздействия на него.

Дроздова В.А. Функции общения и возможности их реализации в современном обществе

Дроздова Виктория Александровна
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Drozdova Victoria Alexandrovna
National research university «Higher school of Economics»

Библиографическая ссылка на статью:
Дроздова В.А. Функции общения и возможности их реализации в современном обществе // Гуманитарные научные исследования. 2014. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2014/01/5696 (дата обращения: 26.03.2019).

Человек — существо биосоциальное, и наряду с физиологическими потребностями каждый из нас в большей или меньшей степени имеет потребность в общении с себе подобными. В узком смысле общение — это процесс и результат установления контактов между людьми или взаимодействие субъектов посредством различных знаковых систем. Общение имеет множество функций, таких как координационная, помогающая людям согласовывать действия при организации совместной деятельности, эмотивная, заставляющая нас испытывать необходимые для полноценной жизни эмоции, или же функция самовыражения, представляющая собой средство раскрытия своей сущности. Реализация данных функций, безусловно, зависит как от самих индивидов, так и от социальной ситуации, на фоне которой рассматривается данный аспект. С какими проблемами может столкнуться человек при реализации функций общения в современном обществе и как избежать этих затруднений? Актуальность этого вопроса для каждого из нас не ставится под сомнение, ведь все так или иначе зависят от социума и чувствуют некоторую неудовлетворенность, если при общении что-то идет не так.

Общение есть условие формирования и существования человека. «Филогенез человечества и онтогенез каждого человека в отдельности подтверждают, что формирование человека невозможно без общения, выступающего уникальным условием человеческого бытия»1 Общение — это достаточно сложный процесс, имеющий свои особенности, механизмы и функции. Что же из себя представляют функции общения? Это те цели, которые преследует человек в процессе жизнедеятельности в социуме и задачи, которые он решает посредством этого общения. Каждая функция общения очень важна, поэтому их нельзя выстроить в иерархическом порядке. Рассмотрим основные функции общения.

Контактная функция общения представляет собой установление контакта как состояния обоюдной готовности к приему и передаче информации и поддержанию взаимосвязи в виде постоянной взаимоориентированности. В современном мире поддержание контакта между людьми не составляет большого труда: человечество придумало множество устройств, делающих общение простым и удобным. Но что насчет установления контакта? Каждого из нас преследует боязнь быть непонятым, и чем больше эта боязнь, тем сложнее человеку идти на контакт. Это и будет являться основным барьером к установлению новых контактов, препятствием перед знакомствами. Во все времена, проблема установления контакта была присуща индивидам с разными особенностями психики в разных степенях. В меньшей степени масштаб проблемы для каждого конкретного случая определяется такими факторами как социальная обстановка или политическая ситуация в стране, однако эти аспекты также влияют на простоту установления контактов.

Информационная функция охватывает процессы формирования, передачи и приема информации.2 Реализация этой функции имеет несколько уровней: на первом осуществляется выравнивание различий в исходной информированности людей, которые вступают в психологический контакт. На втором уровне происходит непосредственно сама передача информации и принятие решений. Третий уровень связан со стремлением человека понять других (общение, направленное на формирование оценок достигнутых результатов). Эта функция очень важна, так как она подразумевает обмен сообщениями, мнениями, замыслами, решениями, и препятствовать её реализации в современном обществе, как и во всех предшествующих, может только отсутствие взаимопонимания у контактирующих субъектов.

Побудительная функция есть стимуляция активности партнера для направления его на выполнение определенных действий. Стоит ли говорить о её значимости в современном мире? Общение выступает основным средством управления людьми. В настоящее время эта функция успешно реализуется как средство манипуляции сознанием и действиями людей, причем как в негативном, так и в позитивном плане, что явственно прослеживается во всех сферах общества, а также в сфере личных взаимоотношений. Функция управления, схожая по своему содержанию с побудительной функцией, подразумевает изменение состояния или же моделей поведения партнера. Её значение в современном мире также сложно переоценить.

Координационная функция — это взаимное ориентирование и согласование действий при организации совместной деятельности. Эффективность совместной деятельности напрямую зависит от того, насколько качественно реализуется эта функция, ведь в современном мире, как и во всех предыдущих эпохах, огромную роль играет способность согласовывать свои действия с коллегами или друзьями.

Эмотивная функция представляет собой возбуждение в партнере необходимых эмоциональных переживаний, а также изменение с его помощью своих переживаний и состояний. Большинству людей свойственно передавать и показывать свое эмоциональное состояние через различные формы вербального и невербального общения, зачастую вопреки всяческой логике и ожиданиям человека, на которого направленно это общение. Это своеобразное проявление своего отношения к тому, что происходит через обращение к другому члену социума. Попрепятствовать эффективной реализации этой функции общения в современном мире может лишь несовпадение в способах эмоционального регулирования. Это может привести к отдалению партнеров, нарушению их межличностных отношений и даже к конфликтам.

Синдикативная функция общения есть средство объединения людей. Индивиды имеют склонность объединяться в большие и малые социальные группы как для выполнения совместной деятельности так и просто для того, чтобы почувствовать себя частью какой-либо общности, чего зачастую так не хватает современным людям. Непросто описать целесообразность этой функции для общества в целом, но каждый из нас понимает, насколько она важна на подсознательном уровне для каждого конкретного индивида. Что касается реализации этой функции в современном обществе, то она активно осуществляется за счет создания различных общественных движений и объединений людей с общими интересами или целями.

Инструментальная функция характеризует общение как социальный механизм управления и передачи информации, необходимой для исполнения действия, тем самым сочетая в себе особенности двух других функций: управления и информационной функции. Отражая в себе саму суть коммуникации, инструментальная функция дает возможность получить и передать информацию, необходимую для осуществления определенного действия, принятия решения и прочего. В современном мире активно реализуется посредством самых разнообразных средств коммуникации.

Функция самовыражения помогает самоутвердится, продемонстрировать личностный интеллект и психологический потенциал. Эта функция общения является одной из самых важных, ведь человеческая сущность проявляется лишь в обществе, которое дает возможность человеку выявить все грани своей личности, сделать их значимыми для других, убедиться в собственной ценности. Современное общество дает огромное множество возможностей для самовыражения, как в рамках общения, так и вне их. Дефицит общения, в свою очередь, порождает различные комплексы, сомнения, делает жизнь неполноценной.

Также следует отметить функцию социализации. В процессе социализации индивид “вбирает” в себя общественные ценности в результате чего следование общезначимым нормативным стандартам становится частью его мотивационной структуры.3 Социализация происходит благодаря действию психологических механизмов познания и усвоения ценностей. Приобщаясь к совместной деятельности, члены социальной группы осваивают коммуникативные умения и навыки, что позволяет им эффективно взаимодействовать с другими людьми. Хотя умение быстро оценить собеседника, ориентироваться в ситуации общения и взаимодействия, слушать и говорить играют важную роль в межличностной адаптации человека, еще большее значение имеют умение действовать в интересах группы, доброжелательное, заинтересованное и терпеливое отношение к другим членам группы, что является актуальной проблемой в наши дни.

Общение есть жизненная потребность и условие человеческого счастья. Функции общения в психологии имеют отличительные особенности для разных категорий общества, ведь психика, например, детей, значительно отличается от психики взрослых. Так же необходимо различать специфику общения между разными полами и социальными группами. Для каждой категории людей и даже для каждого конкретного человека значимость каждой функции общения безусловно будет отличаться. Тем не менее, важную роль общения в жизни людей сложно оспорить, ведь его ценность можно рассмотреть по меньшей мере в двух аспектах: общение, как деятельность направленная на достижение социально значимых результатов и общение ради общения, смыслом которого является самовыражение и духовное сближение людей, приобщающихся к духовным ценностям партнера и тем самым умножающих собственные ценности.


Библиографический список
  1. Мерхаба С. Понятие коммуникации и ее место в антропологии Карла Ясперса [Текст] / С. Мерхаба // Молодой ученый. — 2011. — №7. Т.1. — С. 128-132
  2. Карпенко Л. «Введение в психологию» 1995
  3. Парсонс Т. «Социальная система» 1951


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Дроздова Виктория Александровна»

Основные характеристики общения — Студопедия

Общение характеризуется, прежде всего, содержанием, которое может быть различным:

— передача информации или обмен ею;

— восприятие друг друга;

— взаимооценка партнеров.

Общение—процесс полифункциональный. Существуют разные подходы к выделению его функций. Представляется, что интегриро­вать их оказывается возможным, если исходить из критерия целеполагания. В таком случае можно выделить следующие функции общения.

Контактная функция — установление контакта как состояния обоюдной готовности к приему и передаче сообщения и к поддержанию взаимосвязи в виде постоянной взаимной ориентированности.

Информационная функция — обмен сообщениями, прием и передача сведений в ответ на запрос, обмен мнениями, замыслами, решениями и пр.

Побудительная функция — стимуляция активности партнера для выполнения определенных действий.

Координационная функция — взаимное ориентирование и согласование действий при организации совместной деятельности.

Функция понимания — адекватное взаимное восприятие и понимание смысла сообщений, а также намерений, установок, переживаний, психических состояний и пр.

Эмотивная функция — возбуждение в партнере необходимых эмоциональных переживаний, а также изменение с его помощью своих переживаний и состояний.

Функция установления отношений— осознание и фиксация своего места в системе ролевых, статусных, деловых и прочих связей социума, в котором действует индивид.


Функция управления — изменение состояния, моделей поведения партнера, в том числе его намерений, установок, мнений, решений, представлений, потребностей, действий и пр.

Близкая к приведенной выше классификация выделяет некоторые другие функции.

Инструментальная функция — общение как социальный механизм передачи информации и управления определенными действиями в связи с информацией.

Синдикативная функция— средство объединения людей.

Функция самовыражения — средство раскрытия своей психологи­ческой сущности.

Трансляционная функция — передача конкретных способов деятельности, оценок и т.п.

Экспрессивная функция — взаимопонимание переживаний и эмоциональных состояний.

Функция социального контроля — регламентация поведения и деятельности.

Функция социализации — формирование навыков взаимодействия в обществе в соответствии с принятыми нормами и правилами.


Общение характеризуется также своими внешней и внутренней сторонами, стилем и средствами взаимодействия. Внешняя сторона общения выражается:

— коммуникативной активностью;

— интенсивностью действий;

— инициативностью;

— мастерством и др.

Внутренняя сторона общения отражает:

— субъективное восприятие взаимодействия;

— реакции на реальный или ожидаемый контакт, мотивы и цели, с которыми субъект вступает в общение, и т.п.

Стиль и манеры общения отражают индивидуально-типологические особенности взаимодействия людей. Стили можно охарактеризовать как:

— творчески-продуктивный;

— дружеский;

— подавляющий;

— дистанционный: интимный, личный, социальный, публичный;

— популистский;

— заигрывающий;

— требовательный;

— деловой;

— позиционный;

— спокойный;

— властный;

— вкрадчивый;

— взволнованный;

— сдержанный;

— беспокойный;

— неуверенный;

— скованный и др.

Стиль и манеры общения непосредственно влияют на эмоциональ­ную атмосферу взаимодействия и выбор его средств. Средства общения делятся на пять основных групп:

—лингвистические: речевые;

— визуально-кинестетические: взгляд, жесты, мимика, пантомимика;

— паралингвистические: качественные характеристики голоса, интонации и т.п.;

— экспресс-лингвистические: паузы, смех, плач, темп речи;

— пространственно-временные: дистанция, время, место, ситуация и т.п.

Эмотивная функция — Студопедия

эмотивная функция воплощает стремление отправите­ля воздействовать непосредственно на эмоциональную сферу пси­хики адресата посредством «эмоционального заражения» (эмоци­онального резонанса).

Эмоции могут порождаться и чисто информативными сообще­ниями, сухо излагающими факты. Иногда этот прием использует­ся намеренно (особенно когда факты «говорят сами за себя»). Од­нако в этих случаях речь идет не о непосредственном эмоциональ­ном «заражении», а о создании эмоций в результате переработки адресатом интеллектуальной информации. Эмоциональный эффект» здесь является как бы вторичным продуктом.

Наиболее часто и наглядно эмотивная функция реализуется в художественной литературе и публицистике.

Эстетическая функция. Ее, пожалуй, можно рассматривать как разновидность эмотивной функции текста (речи), как некую ее «специализированную» ветвь. Если эмотивная функция связана с вызовом самых разнообразных эмоций — от возвышенных до от­рицательных, то в рамках эстетической функции речь адресована к нашему эстетическому чувству — к чувству прекрасного.

Побудительная функция. волеизъявления субъекта с целью побуждения адресата к тому или иному действию или поведению Если сущность первых трех функций заключается в изменении внутреннего состояния адресата речи безотносительно к тому, ка­кие действия с его стороны повлекут за собой эти изменения (и повлекут ли вообще), то побудительная функция заключается в том, чтобы побудить адресата к определенным действиям (прика­зы, призывы, лозунги, реклама и т.п.). Побудительная функция может реализоваться тремя различными способами: а) путем обращения к рациональному мышлению (на­пример, военный приказ), б) обращением к эмоциям (пример — многие лозунги) и в) смешанным способом, т.е. путем обраще­ния как к рациональному мышлению, так и к эмоциям (пример — такие рекламы, где наряду с указанием объективных параметров продаваемого изделия предпринимается попытка воздействия на адресата методом непосредственного эмоционального «заражения»).


Контактная функция. Для того чтобы оказать воздействие на получателя текста, с ним необходимо установить контакт и под­держивать его в течение всей трансляции. Такой контакт должен обеспечить максимальное воздействие на адресата с целью дости­жения коммуникативного эффекта. Из сказанного следует, что контактная функция не может не присутствовать в любом тексте, в любом высказывании. В то же время установление и поддержание контакта сами по себе не могут являться целью коммуникации: контакт устанавливается и поддерживается для осуществления дру­гих целей, отраженных в перечисленных выше речевых функциях. Алло!, Слушаю вас!, Угу!, Да-да, Well, Yes и т.д.; обращений, начинательных конструкций с устойчивым лексическим составом, формул приветствия, проща­ния, благодарности, извинения, поздравительных текстов и т.п. контактная функция реализуется не только через специальные узкофункциональные речевые формулы, но также и путем отбора языковых единиц и речевых конструкций с адекват­ной нормативно-стилистической и функционально-стилистиче­ской окраской, путем построения правильной тема-рематической цепочки.


Как нами уже было отмечено, содержание функционально, а речевые функции реализуются через содержание. Не специализируются ли определенные виды содержания на выражении определенных функций? С этой точки зрения элементы содержания можно подразделить на определенные категории.

Функциональная доминанта содержания —содержательный эле­мент, воспроизведение которого в переводе является необходи­мым условием передачи потенциального регулятивного воздействия данного отрезка текста.

Функциональная субдоминанта содержания —содержательный элемент, допускающий при воспроизведении в переводе опреде­ленные модификации — замены из ограниченного круга возмож­ностей. Соответственно функциональные субдоминанты можно именовать ограниченно-вариативными элементами содержания.

Факультативные элементы содержания —те, которые при пере­воде относительно свободно заменяются другими или без ущерба для функциональных свойств создаваемого текста опускаются (не передаются). Их можно именовать также свободно варьирующими элементами.

Наконец, можно выделить «пустые» элементы текста, не влия­ющие на восприятие и понимание содержания. Они совершенно свободно могут быть исключены или заменены другими.

Очень яркий пример, иллюстрирующий положение об иерар­хии коммуникативных ценностей, приводит Я. И. Рецкер в своей книге «Теория перевода и переводческая практика». В пьесе Дж. Голсуорси «Правосудие» один из персонажей совершает финансовую подделку, переправляя в банковском чеке, выписанном на его имя, слово nine (девять) на ninety (девяносто). В русском переводе пьесы вместо этих цифр фигурируют другие: восемь и восемьдесят. Представим себе, однако, что речь идет о тексте (например, статье из иностранной газеты), где рассказывается о подобном факте, но имевшем место в действительности (к примеру, подлог, совершенный некоторым погрязшим в махинациях чиновником). Допустим ли здесь переводческий прием, использованный в опи­санном случае? Разумеется, нет. В документальном варианте пере­вода, скорее всего, пришлось бы одновременно использовать и русские и иностранные названия цифр, например: X. подделал чек, переправив nine (девять) на ninety (девяносто).

Не являясь самоцелью, передача содержания в переводе осуще­ствляется с необходимыми модификациями (компенсирующими расхождениями), обеспечивающими воспроизведение функций ИТ в новых лингвоэтнических условиях. Стало быть, в переводе содер­жание не столько передается, сколько транспонируется (воспро­изводится с определенными изменениями). Однако это не означа­ет, что перевод подразумевает лишь воспроизведение модифици­рованного содержания и что не существует проблемы его «пря­мой» передачи. Ведь, как было отмечено нами, модификациям, заменам и т. п. без существенных функциональных потерь подвер­гаются лишь те элементы содержания, которые не являются носи­телями функционально доминирующих свойств содержания. Кро­ме того, содержание обладает собственной ценностью, ибо оно репрезентирует мысль автора. Даже незначительные изменения исходного содержания иногда могут повлечь за собой серьезные искажения авторской мысли. Поэтому там, где это возможно, со­держание ИТ должно передаваться максимально точно.

Возможности передачи содержания зависят от «доминантной плотности» переводимого отрезка текста: чем больше функцио­нальных доминант приходится на этот отрезок и чем он короче, тем труднее воспроизвести эти доминанты.

Итак, каким образом ИТ детерминирует дей­ствия переводчика?

Будучи иерархически организованной системой функциональ­но-содержательных элементов, ИТ предписывает переводчику сте­пень точности их воспроизведения и допустимые границы производимых при этом модификаций.

Функции общения в психологии, социуме , базовые и дополнительные

функции общения в психологииВне общества человек не может обеспечить себе достойное существование. И хотя функции общения в психологии трактуют по-разному, они позволяют людям эффективно взаимодействовать, планомерно развиваться и вести определенную деятельность. С их помощью легко устанавливать и планировать отношения между собой и в группах, а на протяжении всей жизни создавать все новые межличностные контакты. Процесс общения стимулируется потребностями определенных субъектов, стремящихся к социальным отношениям.

Основные функции общения в социуме

основные функции общения в социумеЧеловеческое общение является полифункциональным процессом, при котором одновременно задействованы функции, соответствующие различным критериям. Причем базовых из них не так уж много.

Существуют различные классификации функций общения в психологии, но фундаментальными считаются следующие:

  1. Коммуникативная — обеспечивает обмен информацией между собеседниками. Обычно заранее определяется, материал какого характера будет передаваться. Чтобы общение прошло успешно, и понимание было достигнуто, коммуникатор, передающий информацию, должен учесть все особенности реципиента. Ему нужно оценить особенности и качества личности человека, воспринимающего эти сведения: уровень его интеллекта, образование, возраст, кругозор, профессиональную сферу деятельности, знание языка. Наличие обратной связи обязательно. Партнер должен поделиться своими мыслями или рассказать о произведенном информацией впечатлении и вызванных ею эмоциях.
  2. Перцептивная — соответствует восприятию. Для обработки информации привлекает не только органы чувств, но и внимание, воображение. Собеседник не просто старается понять сказанное партнером по коммуникации, но и вспоминает то, что он ранее знал об этом, а также что ему известно о говорящем. Реципиент следит за коммутатором, на подсознательном уровне и анализирует его невербальные проявления.
  3. Интерактивная — напрямую связана с организацией совместных взаимодействий между людьми в коммуникации, тактикой и стратегией обмена идеями, знаниями, даже действиями.интерактивное общение

В интерактивной функции общения одним из факторов может выступать явное влияние одного из партнеров на остальных. В этом случае их регуляторами поведения могут являться: приказы, инструкции или советы.

Дополнительные функции общения

общениеКроме основных функций общения есть и много других, благотворно влияющих на качество передачи и приема информации, способствующих ее полноценному восприятию. Активность личности наиболее полно выражается в общении, умении формировать социальные контакты и направлять общественную деятельность. Индивидуальность каждого человека влияет на особенности его поведения и стиль общения, который служит отражением превалирующих вспомогательных функций.

Среди них:

  • формирующая — проявляется постепенно, в процессе созревания личности и дальнейшего развития человека;
  • подтверждающая — осуществляется при реализации намерения человека подтвердить себя, познать и утвердиться;
  • контактная — проводит анализ готовности собеседников к началу информационного обмена;
  • координационная — способствует взаимному ориентированию, согласованию действий в группе или общественном движении, объединении;
  • амотивная — вызывает у собеседников эмоциональные отклики на сообщаемые им сведения, дает возможность изменить их состояния и чувства;
  • познавательная — аккумулирует информацию, исходящую от коммуникатора, улучшает качество знаний и компенсирует их недостаток у отдельных членов группы или сообщества;
  • регулятивная — влияет на общие установки и мировоззрение всех участников группы, изменяет их поведение и самооценку;
  • управленческая — позволяет лидеру направлять деятельность членов группы в нужную ему сторону;
  • социализирующая — способствует освоению необходимых коммуникативных навыков, приемлемых в данном сообществе;
  • общественно-психологический отклик — воспринявший и обработавший полученную информацию член группы обменивается ею со всеми остальными, для которых она становится средством взаимовлияния.

Основные и дополнительные функции человеческих коммуникаций могут быть полноценно реализованы в различных видах общения. Значимым при этом являются условия и способы, а также количество участников.

Функции и цели общения в психологии

цели и функции общенияУ каждого человека своя потребность в общении. Частота возможных контактов зависит от особенностей личности и темперамента, бывает вызвана совокупностью многих причин. На функциях общения в психологии строят любые результативные коммуникации. Их возможности позволяют развивать способности к общению. Иначе достичь поставленной цели будет затруднительно. Людей, эффективно справляющихся с этими задачами, называют коммуникабельными или обладающими высоким социальным интеллектом.

Общение и его функции в психологии — видео

Функции общения

Сложно найти человека, который мог бы прожить хотя бы день, не сказав ни слова. Но почему общение так необходимо для нас, какие психологические функции оно выполняет? Первое, что приходит в голову – необходимость взаимодействия с другими людьми, а без разговоров сделать это будет проблематично. На самом деле таких функций гораздо больше, причём исследователи пока не могут сойтись в их количестве и наименованиях, мы рассмотрим самую распространённую классификацию.

Функции и средства общения

Чтобы рассмотреть переговоры с точки зрения поставленной цели, создана следующая классификация.

  1. Контактная, направлена на установление взаимопонимания для последующей передачи информации и поддержание установленного контакта.
  2. Информационная функция общения, как следует из названия, отвечает за непосредственный обмен знаниями, мнениями и решениями.
  3. Побудительная – имеет своей целью стимуляцию партнёра для дальнейшего общения.
  4. Координационная. Отвечает за согласование действий партнёров и их целей при организации совместной деятельности.
  5. Функция понимания. Способствует адекватному восприятию сути проблемы, а также взаимному пониманию партнёрами состояния и целей друг друга.
  6. Эмотивная (экспрессивная) функция общения. Нужна для обмена эмоциями – подстраивания своего настроения под партнёра или изменения его настроения в нужную сторону.
  7. Функция социализации. Она помогает формироваться навыкам, требуемым для эффективного взаимодействия с обществом, чтобы жить по его правилам и нормам.
  8. Интерактивная, нужна для коррекции и регуляции поведения во время организации взаимодействия людей.

Интересно посмотреть какие функции выполняет общение, если рассматривать его применительно управленческого взаимодействия. Тогда пунктов будет всего три:

  • выдача необходимой информации;
  • получение ответов на распоряжения;
  • выдача информации о результатах реализации распоряжений.

Так набор функций видоизменяется всякий раз при смене угла зрения. Но особенностью любого общения является формирование отношений между людьми. Это происходит вне зависимости от выполняемых функций, благодаря использованию различных средств и стилей общения. Условно все средства разделяют на вербальные (с использованием слов) и невербальные. К первой группе относится устная речь, которая имеет диалогическую и монологическую манеру изложения, письменная речь. Последняя используется в случаях невозможности устного общения или при необходимости точности каждого слова. Невербальные способы общения включают в себя всевозможные знаки и жесты, мимику, походку, интонацию, взгляд и т.д. Все эти знаки разделяют на две большие группы:

  • интенциональные, осуществляемые специально для лучшей передачи информации;
  • неинтенциональные, которые случаются непреднамеренно.
эмоций

Яркой иллюстрацией знаков второй группы могут служить признаки (бегающие глаза, дрожащие руки), особенности произношения (акцент, говор). Эти знаки могут многое сообщить о человеке и его текущем состоянии, поэтому очень полезно научиться их расшифровывать. Для оратора же следует научиться управлять собой, чтобы снизить проявление таких знаков, потому что они могут выдать настоящие чувства, что значительно повредит убедительности речи. Если говорить о знаках первой группы, то это приёмы, используемые оратором для усиления эффекта своей речи (утвердительные жесты, мимика или интонация, подчёркивающее значение сказанного). Важно следить, чтобы эти приёмы употреблялись уместно и не противоречили смыслу речи.

Всё это делает общение важнейшим элементом взаимодействия, без которого человечество не смогло бы существовать.

 

Эмоциональная функция

Википедия

Шесть факторов эффективного словесного общения. Каждому из них соответствует функция связи (не показана на этом рисунке). [1]

Роман Якобсон определил шесть функций языка (или функций связи ), в соответствии с которыми может быть описан эффективный акт речевого общения. [2] Каждая из функций имеет связанный фактор. В этой работе на Якобсона оказала влияние модель органона Карла Бюлера, к которой он добавил поэтические, фатические и металингвальные функции.

Шесть функций языка []

  • Ссылочная функция : соответствует фактору контекста и описывает ситуацию, объект или психическое состояние. Описательные операторы ссылочной функции могут состоять как из определенных описаний, так и из действенных слов, например, «Теперь все осенние листья опали». Аналогично, ссылочная функция связана с элементом, истинное значение которого подвергается сомнению, особенно когда значение истинности идентично как в реальной, так и в предположительной вселенной. [3]
  • Поэтическая функция : фокусируется на «сообщении ради себя» (как используется код) и является оперативной функцией в поэзии и лозунгах.
  • Эмоциональное [примечание 1] Функция : относится к адресату (отправителю) и лучше всего иллюстрируется междометиями и другими звуковыми изменениями, которые не изменяют смысловое значение высказывания, но добавляют информацию об адресате ( внутреннее состояние говорящего, e.грамм. «Ух ты, какой вид!»
  • Собственная функция : напрямую обращается к адресату (получателю) и лучше всего иллюстрируется призывами и императивами, например, «Том! Заходи и ешь!»
  • Фатическая функция : язык для взаимодействия и поэтому связан с коэффициентом контакта / канала. Phatic Функция может наблюдаться в приветствиях и случайных обсуждениях погоды, особенно с незнакомыми людьми. Он также предоставляет ключи для открытия, обслуживания, проверки или закрытия канала связи: «Привет?», «Хорошо?», «Хм», «Пока». Альтернативно называется «выразительный» или «аффективный».
  • Список литературы []

    Библиография []

    ,Эмоциональная функция

    — это … Что такое эмоциональная функция?

  • Эмоциональное значение — Эмоциональное значение термина — это отношение или другое эмоциональное состояние, которое обычно выражается в прямом употреблении этого термина. Таким образом, уничижительный термин условно выражает некое подобие презрения или враждебности к какому-либо классу…… Философский словарь

  • Стилистика (лингвистика) — Стилистика — это изучение разновидностей языка, свойства которых определяют язык.Например, язык рекламы, политики, религии, отдельных авторов и т. Д. Или язык определенного периода времени используются по-разному…… Wikipedia

  • Значение (семиотика) — В семиотике значение знака зависит от его положения и отношений в системе значений и от конкретных используемых кодов. ValueValue saussure — это знак, поскольку он определяется другими знаками в семиотической системе. Для… Википедии

  • Эмотивизм — (также известный как теория ура / бу) — это метаэтическая точка зрения, которая утверждает, что: Этические предложения не выражают суждений.Вместо этого этические предложения выражают эмоциональные установки. [Гарнер и Розен, Моральная философия, глава 13 (…… Википедия

  • Человеческий мозг — Человеческий мозг контролирует центральную нервную систему (ЦНС) посредством черепных нервов и спинного мозга, периферическую нервную систему (ПНС) и регулирует практически всю деятельность человека. Cайт web | url = http: //encarta.msn.com/encyclopedia…… Википедия

  • семантика — семантист / si man teuh sist /, семантик / см. Человек tish euhn /, n./ Си Ман Тикс /, н. (используется с пением. v.) 1. Линг. а. изучение значения. б. изучение языкового развития путем классификации и изучения изменений в значении и форме. 2.…… Универсалум

  • Эволюционная музыкознание — Не путать с эволюционной музыкой. Эволюционная музыкознание — это подполе биомузыкологии, которое обосновывает психологические механизмы восприятия и производства музыки в теории эволюции. Он охватывает голосовое общение, не относящееся к человеку … … Википедия

  • покраска — / пэйнтинг /, н.1. картина или дизайн, выполненный в красках. 2. акт, искусство или работа человека, который рисует. 3. произведения искусства, написанные определенным образом, местом или периодом: книга о фламандской живописи. 4. пример покрытия поверхности…… Universalium

  • юмор — / Hyooh Meuhr /, н., V.t., главным образом брит. юмор. Использование. Смотрите or1. * * * I (латынь; жидкость) В ранней западной физиологической теории одна из четырех жидкостей организма, как думали, определяла темперамент и особенности человека.Как предположил Гален, четыре…… Универсалиум

  • Прагматика — Лингвистика … Википедия

  • Беркли, Джордж — Джордж Беркли Дэвид Берман ФОН И РАННЯЯ РАБОТА Джордж Беркли родился 12 марта 1685 года в Ко Килкенни, где провел свои первые годы. Его отец был из Англии, его мать (очень вероятно) родилась в Ирландии.1 После посещения…… История философии

  • ,
    Эмоциональный язык | Что такое эмоциональный язык? Крейг Шрайвс

    Emotive Language

    Эмоциональный язык — это преднамеренный выбор слов, чтобы вызвать эмоции (обычно для влияния).

    Легкие Примеры Эмоционального Языка

    Идеи могут быть выражены позитивно или негативно, приветствуя или угрожая.Все зависит от выбранных слов. Посмотрите на этот пример:
    • Жертвы были хладнокровно казнены.
    Сравните приведенный выше пример с приведенным ниже, в котором используются неэмоциональные слова. Понял? Пройди быстрый тест.

    реальных примеров эмоционального языка

    Эмоциональный язык предназначен для того, чтобы рассказать вам факты, влияя на вас, чтобы принять мнение автора. Вот примеры эмоционального языка.
    • Неэмоциональная версия : Другой человек в баре был ранен стеклом человека.
    • Эмоциональная версия : невинный наблюдатель получил травмы лица, когда бандит выпустил свой стакан через перекладину.

    • Неэмоциональная версия : правительство снизит процентные ставки.
    • Эмоциональная версия : правительство сократит процентные ставки.

    • Неэмоциональная версия : Мистер Джонс атаковал мистера Смита в течение двух минут.
    • Эмоциональная версия : На протяжении всей жизни мистер Смит подвергся жестокому, трусливому нападению безработного монстра с накачкой стероидами.

    Скажи это и рассуди
    При использовании эмоционального языка, вы являетесь рассказчиком и судьей одновременно.

    Примеры эмоционального языка с использованием коннотации

    Эмоциональный язык может быть создан гораздо более тонко, чем примеры выше.Это также может быть достигнуто с коннотацией. Например:
    • Он стройный.
    • (положительное вращение)
    • Он тощий.
    • (отрицательный спин)
    • Вы дотошный.
    • (положительное вращение)
    • Вы придирчивы.
    • (отрицательный спин)
    • Вы скромны.
    • (положительное вращение)
    • Ты простой.
    • (отрицательный спин)

    Почему я должен заботиться об эмоциональном языке?

    Есть две веские причины заботиться о эмоциональном языке:

    (Причина 1) Влиять на других.

    При использовании эмоционального языка, вы являетесь рассказчиком и судьей одновременно. Другими словами, как автор, есть возможность влиять на мнение ваших читателей.
    • Ли просил / просил / приставал прохожих о помощи.
    • (Выберите свое слово в соответствии с вашими потребностями. Хотите, чтобы ваши читатели любили Ли?)
    Имейте в виду, что ваш выбор слов может раскрыть ваши склонности, поэтому тонкий эмоциональный язык часто более эффективен.Тонкий эмоциональный язык лучше всего создавать с помощью тезауруса для поиска синонимов (термин, который означает то же самое или почти то же, что и другой термин). Часто это коннотация (то есть дополнительное, более нюансированное значение) слова, обеспечивающая соответствующий уровень эмоциональности.
    • Пламя едва освещало стройную / упругую / тощую фигуру Ли.
    • (Выберите свое слово в соответствии с вашими потребностями. Здесь стройных и тощих создают положительные и отрицательные впечатления соответственно. Willowy создает в целом негативное впечатление, но это не разоблачает авторское презрение к Ли так очевидно, как тощих .)

    (Причина 2) Не поддавайтесь влиянию других.

    Обнаружение эмоционального языка также полезно с точки зрения читателя. Если автор описывает корпорацию как «ядовитого гиганта» или внедорожник как «огромного газовщика», вы вряд ли будете читать непредвзятую статью.

    Ключевые точки

    • Излагайте факты и судите факты, используя эмоциональный язык.
    • Используйте тонкие различия между синонимами, чтобы незаметно, но эффективно влиять на своих читателей.

    Помогите нам улучшить грамматику монстра
    • Вы не согласны с чем-то на этой странице?
    • Вы заметили опечатку?
    Пожалуйста, сообщите нам, используя эту форму.

    См. Также

    Что такое оттенок? Что такое обозначение? Словарь грамматических терминов ,
    PPT — Глава 3: Эмоциональная функция языка PowerPoint Presentation
  • Глава 3: Эмоциональная функция языка

  • Обозначения, коннотации и когнитивные значения (стр. 18) • Обозначение термина состоит из всех объектов, выбранных термином. • Значение термина состоит из тех свойств (характеристик), которыми обладает вещь, в силу которой она содержится в обозначении.

  • Обозначения, коннотации и когнитивные значения (с.18) • Типы коннотаций • Конкретная цель состоит из всех общих свойств объектов в обозначении (независимо от того, знает ли кто-нибудь, что они собой представляют). • Субъективный оттенок состоит из всех свойств, которые вы используете для выделения объектов в обозначении. • Обычный оттенок состоит из всех свойств, которые группа людей использует для выделения объектов в обозначении. Обычный оттенок — это то, что вы обычно найдете в словаре.

  • Обозначения, коннотации и когнитивные значения (с.18) • Когнитивное значение намекает на коннотацию термина в любом из трех предыдущих значений. Когнитивное значение говорит вам, каковы характеристики вещи.

  • Эмоциональные коннотации слов (стр. 18-21) • Различные слова с одинаковым или приблизительно одинаковым познавательным значением могут по-разному влиять на вас. • Имеет ли какое-либо эмоциональное значение, описываете ли вы кого-то как убийцу, солдата или военного героя? • Эвфемизмы • Смерть противна.Гораздо лучше «умереть». • Эвфемизмы маскируют негативное эмоциональное воздействие однозначных терминов, таких как «смерть».

  • Почему важно замечать эмоциональные коннотации (стр. 20-21) • Уклоны • Уклоны могут ослепить человека относительно того, что видно (Глава 10) или что важно (Глава 11). • Выбор слов может показывать предвзятость в отношении человека, группы, организации или объекта. • При оценке точности и полноты описаний следует учитывать положительные и отрицательные отклонения (глава 4) и доказательства, представленные в поддержку позиции.

  • Почему важно замечать эмоциональные коннотации (стр. 20-21) • Эмоциональные термины и аргументы • Аргументы приводят основания для принятия истинности претензии (заключения). Только фактические претензии имеют отношение к принятию истинности претензии. • Ласковые слова. Есть такие слова, как «конечно» или «наверняка», которые имеют положительную эмоциональную коннотацию и предполагают, что есть доказательства, даже если их нет.

  • .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *