Этапы психотерапевтического процесса: Этапы психотерапевтического процесса. Психотерапия. Учебное пособие

Автор: | 13.04.2021
Этапы психотерапевтического процесса. Психотерапия. Учебное пособие

Этапы психотерапевтического процесса

1. Заблокированность внутренней коммуникации. На данном этапе отмечается нежелание пациента выражать себя. Общение происходит только на внешние темы. Чувства и личностные смыслы не сознаются пациентом. Близкие, доброжелательные взаимоотношения воспринимаются как опасные; проблемы не признаются и не воспринимаются. Желание изменения отсутствует. На этом этапе добровольно за помощью не обращаются.

2. Стадия самовыражения. Если на первом этапе пациента можно привлечь, обеспечив оптимальные условия для фасилитации (облегчения) изменений, то на данной стадии начинается экспрессия в отношении тем, связанных с «не-Я». Вместе с тем, проблемы считаются внешними, пациент не берет за них личной ответственности. Чувства могут проявляться, однако они не признаются и не присваиваются. Переживания касаются прошлого. Практически отсутствует дифференциация личностных смыслов, и не признаются противоречия. Пациенты на этом этапе могут добровольно прийти для терапии, однако они часто завершают ее досрочно.

3. Процесс самораскрытия. На третьем этапе продолжается ослабление (с более свободным выражением себя) «Я-переживаний» как объектов, а также своего «Я» как отраженного объекта, существующего преимущественно в других. Выражаются прошлые чувства и личностные смыслы, обычно негативные, без их принятия. Дифференциация чувств не столь глобальна, признаются противоречия в переживаниях. Многие пациенты приступают к терапии на этом этапе.

4. Развитие процесса самораскрытия. Принятие, понимание и эмпатия на третьем этапе позволяют пациенту перейти на четвертый этап, где выражаются более интенсивные чувства, хотя и не текущие, а также некоторые сиюминутные чувства и переживания, однако с некоторой сдержанностью, страхом или недоверием. В определенной степени проявляется принятие чувств. Обнаруживаются личностные конструкты. Дифференциация чувств усиливается, возникает интерес к противоречиям. Появляется чувство собственной ответственности за проблемы. Отношения с психотерапевтом начинают формироваться на основе чувств.

5. Формирование отношения к своему феноменологическому миру, то есть пациент преодолевает отчужденность от своего «Я» и, как следствие, возрастает потребность быть собой. Текущие чувства выражаются свободно, однако с удивлением и страхом. Они приближаются к полному переживанию, хотя страх, недоверие и недопонимание по-прежнему сохраняются. Чувства и смыслы дифференцируются с большей точностью. «Я»-чувства все больше присваиваются и принимаются. Принимается ответственность за проблемы. На этом этапе пациент довольно близок к своему организмическому существу, к потоку собственных чувств.

6. Развитие конгруэнтности, самопринятия и ответственности, установление свободной внутренней коммуникации

. Переживаются ранее фиксированные чувства или же чувства переживаются непосредственно во всей своей полноте. Само переживание и сопровождающие его чувства принимаются без страха, отрицания или сопротивления. Переживание проживается, а не ощущается. Происходит четкая дифференциация переживаний. На этом этапе более не существует «проблем», внешних или внутренних, пациент субъективно переживает этап своей проблемы. Проблема перестает быть объектом. Появляются физиологические корреляты ослабления и расслабления, слезы, вздохи, мышечная релаксация. Этот этап чрезвычайно важен и, по-видимому, необратим.

7. Личностные изменения. На седьмом этапе пациент продолжает самостоятельное движение; данный этап может происходить вне терапевтической сессии и быть на ней обсужден. Пациент испытывает новые чувства в момент их возникновения, использует их для формирования представлений о себе, своих желаниях и установках. Меняющиеся чувства принимаются и присваиваются. Переживания спонтанны с явным процессуальным аспектом, «Я» все больше превращается просто в субъективное и рефлексивное осознавание переживаний. Этот этап, которого достигает сравнительно небольшое число пациентов, характеризуется открытостью переживаниям, что ведет к появлению качества движения, изменения. Внутренняя и внешняя коммуникация протекает свободно.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

ЭТАПЫ ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА. — Студопедия

Психотерапия.

Вопросы

1. Психотерапия как профессия практического психолога.

2. Общие стратегии психотерапевтического консультирования. Этапы психотерапевтического процесса.

3. Вербальные и невербальные средства психотерапевтической работы.

4. Этические принципы психотерапевта.

5. Групповая психотерапия. Методические средства в групповой работе.

 

ПСИХОТЕРАПИЯ КАК ПРОФЕССИЯ ПРАКТИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА

.

 

В СССР психотерапия всегда была прерогативой врача. Только в середине 80-х годов психологи начали осваивать новую для себя область – консультирование и психотерапию. В это время во многих областных центрах были созданы Службы семьи и брака, в сферу деятельности которых входила психотерапия кризисных и конфликтных семей. Затем была организована психологическая служба в центрах занятости. Задача службы – консультационная и психотерапевтическая работа.

Сегодня наблюдается тенденция сближения врачебной и психологической психотерапии. Однако до сих пор существует мнение, что психотерапия – это система специально организованных методов лечебного воздействия на невротиков, а психокоррекция – воздействие на «еще не больных, но уже не здоровых», т.е. на людей с дезадаптированным поведением и формирующимся невротическим реагированием. Получается, что воздействие на больного – это психотерапия (занимается врач), а на здорового – психокоррекция (занимается психолог).

Ю. Б. Алешина выделяет два направления психологической помощи: психологическое консультирование и психотерапию. Консультирование используется в случаях, когда клиент жалуется не на свой характер, не на внутренние проблемы, а на межличностные конфликты. Консультирование непродолжительно по времени – до 5-6 встреч. Психотерапия представляет собой глубинную личностную коррекцию и используется, когда клиент жалуется на внутренние проблемы. В этих случаях могут применяться такие методы, как анализ событий детства, сновидений, фантазий. Такое разграничение очень условно. В ряде случаев затруднительно точно квалифицировать работу с клиентом как психотерапевтическую или консультационную.


В настоящее время в психотерапевтической практике существуют сотни школ и направлений, которые можно классифицировать по разным основаниям. Выделяют основные психотерапевтические подходы, существенно различающиеся по описанию личности, механизмов ее развития, патогенеза неврозов, механизмов терапии и оценки ее эффективности. Виды психотерапии имеют разные «мишени» психотерапевтического воздействия, в биоэнергетическом анализе мишень – тело, а в клиент-центрированной терапии – переживания (проживаемый опыт), в когнитивной терапии – неадаптивные мысли и другие образы воображения. Различаются они и позициями клиента и психотерапевта во взаимодействии: терапевт выступает как эксперт-профессионал (директивная психотерапия) или терапевт является наряду с клиентом равноправным участником терапии (недирективная психотерапия).


Психотерапевтические подходы можно условно разделить на: 1) ориентированные на проблему и 2) ориентированные на клиента.В первом случае психотерапевт реализует установку на обязательное «погружение» пациента в проблему. Не входить, не углубляться в проблему считается неэффективным. В психотерапии второго типа, напротив, клиент свободен в выборе того, о чем говорить с терапевтом, сколько уделять времени.

Различные виды психотерапии различаются «каналами входа» в клиента или в его проблему: вербальный канал – в психоанализе, телесный – в телесно-ориентированной психотерапии, визуальные образы – в НЛП. Некоторые подходы используют полимодальный вход (например, гештальттерапия, психосинтез). Конечно, любая классификация условна. Кроме того, нормой сегодняшней психотерапевтической практики является ее эклектичность.

 

ЭТАПЫ ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА.

 

Первая встреча психотерапевта с клиентом посвящена выяснению потребности в помощи, мотивации. Наибольшее внимание уделяется установлению оптимальных терапевтических отношений, преодолению первой линии сопротивления.

На ней сообщаются принципы построения психотерапевтического взаимодействия, этические нормы и правила.

Для исследования проблемы клиента часто используются стандартизированные и нестандартизированные интервью, психодиагностические методики, наблюдение (прежде всего за невербальным поведением), результаты самонаблюдения, специфические приемы для символического описания проблемы ( особенно в работе с детьми), проективные методики, ролевые игры. Перед началом терапии используются различные диагностические процедуры. Бурлачук Л.Ф. предлагает ориентировочную схему интервью, используемую для сбора информации о клиенте.

1. Демографические данные.

2. История возникновения проблемы: когда клиент столкнулся с проблемой, в каком контексте, как проблема проявляется в поведении и на соматическом уровне, как клиент ее переживает, каково отношение к ней, в каком контексте она проявляется, влияет ли на проявление проблемы вмешательство других людей и т.д.

3. Получение психологической или психиатрической помощи.

4. Образование и род занятий ( в том числе – отношения с одноклассниками, учителями в школе, удовлетворенность работой, отношения с коллегами, наиболее стрессогенные факторы в этой области).

5. Здоровье: наиболее важные проблемы со здоровьем в настоящее время, нарушения сна, аппетита.

6. Социальное развитие: наиболее важные события в жизни, ранние воспоминания, текущая жизненная ситуация, распорядок дня, занятия, общение, хобби, ценности, верования.

7. Семья, семейное положение, взаимоотношения с противоположным полом, секс.

8. Стереотипы реагирования (исследуются по результатам наблюдения за невербальным поведением).

Данное интервью позволяет оценить психологический статус клиента, общую жизненную ситуацию, понять характеристики проблемы, основные трудности, мотивацию его обращения и возможности по решению проблемы. Кроме того, позволяет дифференцировать органический дефект и переориентировать клиента на получение психиатрической помощи.

Из предъявленной клиентом жалобы необходимо выделить запрос, который позволяет определить перспективы дальнейшей работы. Условно выделяют наиболее типичные формы жалоб:

1. «Непонятная» жалоба. Например: «У меня все не так. Я не могу добиться того, чего хочу…». Причины:1) осторожность и недоверие клиента к психотерапевту или 2) клиент сам для себя еще не сформулировал проблему. Следует поощрять, фасилитировать вхождение клиента в эмоциональный процесс и дать ему возможность самому «развернуть» собственные смыслы и содержание проблемы.

2. «Глупая» жалоба. Например: на консультации супружеская пара жалуется, что они не могут договориться о времени интимной близости. Жена утверждает, что оптимальное время – 22.30, а муж – более позднее время. В этом случае смысловую проблему «как быть вместе?» супруги заменили технической «когда быть вместе?» Такая жалоба – это вид защитной рационализации, при которой опасно «раскрывать глаза « клиентам. Хорошо зарекомендовала себя в подобных случаях техника метафоры, которая позволяет клиенту посмотреть на свою проблему как бы со стороны, и, в то же время, смягчает защитные механизмы.

3. Составная жалоба. Например: «У меня не ладится на работе, в семье – с мужем и детьми, вечно со мной что-то случается, и даже ночью преследуют кошмары». Предлагают следующие техники работы с жалобой: 1) рефлексивно отразить то, что говорит клиент; 2) определить, на какую часть жалобы клиент дает эмоциональный отклик, и работать именно с ней; 3) отреагировать на эмоциональное состояние клиента, дать эмпатический ответ, оставив пока в стороне содержание жалобы.

4. Жалоба со скрытым содержанием. Например, муж говорит:»Ведь это неправильно, что жена два часа укладывает сына спать, ребенок должен быть самостоятельным». Здесь не совпадает явное и скрытое содержание. Скрытая жалоба:» Я ревную жену к ребенку. Прихожу с работы и вынужден ждать на кухне, пока жена освободится.» Скрытая жалоба, как правило, слабо осознается. Наиболее оптимальная реакция психотерапевта – реагировать на переживаемую эмоцию, а не на вербально выраженную жалобу. Часто бывает, что клиент до встречи имел один план жалобы, а в ходе работы говорит совсем не то, что запланировал.

5. «Хитрая» жалоба. Тоже имеет скрытое содержание, но, в отличие от предыдущей, имеет цель – запутать психотерапевта и добиться своего. Например: женщина имеет кардиологические проблемы, несколько лет лечилась у кардиолога, но безуспешно. Оказывается, что она ревнует своего мужа и болезнь – лучший способ контролировать свободное время мужа: он провожает жену на работу и встречает с работы. Очевидно, что она пришла не избавиться от болезни, а хочет подтвердить серьезность своего положения (скрытый запрос: «Скажите моему мужу, что я серьезно больна»). В этом случае рекомендуется углублять процесс переживания, хотя иногда бывает эффективным и метод конфронтации.

6. Жалоба на другого. Например: «Мне очень тяжело на работе… Я не могу найти общий язык с директором. Он очень тяжелый и неумный человек, работа его совершенно не интересует…» Сопровождается рассказ плачем. Необходимо выяснить, готов ли клиент к изменению, или ему необходима только терапевтическая беседа.

Как правило, в жалобе содержится запрос, но он может быть не четко определен, или сам клиент не осознает его. Кроме того, возможна ситуация, когда действительный запрос на психотерапевтическую помощь отсутствует.

Второй этап посвящен представлению отношений. Психотерапевт описывает клиенту модель психотерапии, устанавливает отношения взаимной ответственности. Поскольку в процессе психотерапии происходят определенные личностные трансформации, необходимо обсудить эту перспективу с клиентом. Его сознательно или бессознательно может страшить возможность лишиться привычных, непродуктивных, но уже привычных способов поведения, отношений. Особенности взаимоотношений, степень самораскрытия психотерапевта варьируют в зависимости от направления, однако все психотерапевты выражают поддержку, принятие, интерес к клиенту. Необходимым условием успешной психотерапии является сотрудничество, поэтому психотерапевт организуя взаимодействие, учитывает установки, ожидания, стиль общения клиента. Об установлении хороших психотерапевтических отношений судят по тому, насколько клиент и психотерапевт готовы к самораскрытию, могут обсуждать трудности в терапевтическом процессе и в их общении в частности. Если клиент реально включен в процесс, стремится работать, открыт, говорит, что психотерапевт правильно понимает его чувства, а психотерапевт не чувствует напряжения при самораскрытии, использовании конфронтации и других приемов, можно переходить к следующему этапу работы.

На третьем этапе происходит определение целей и выработка альтернатив. Психотерапевт обосновывает психотерапевтическую стратегию, намечает ее основные этапы и компоненты. Выбор стратегии определяется подготовкой психотерапевта, особенностями личности клиента, характеристиками проблемы. Работа по проблеме начинается с ее исследования, которое предполагает выражение, принятие и осознание клиентом неосознаваемых эмоций. Для этого используются различные техники: работа с трансфером (психоанализ), телесные техники (телесно-ориентированные виды терапии), метод двух стульев (гештальттерапия), психодрама. Выражение чувств дает катартический эффект, снижает напряжение. Это, в свою очередь способствует более ясному пониманию себя, нахождению более конструктивных форм решения проблем. Следующий шаг – переход от выражения чувств к их пониманию, осознание и интеграции опыта. В этом процессе клиент сталкивается с непризнанными, неосознанными частями своей личности. Для его описания используют понятия инсайт (психоанализ, психодрама), осознавание (гештальттерапия).

Четвертый этап представляет собой работу над поставленными целями. Теоретическая модель структурирует для психотерапевта его видение психологической реальности и определяет выбор методов. Психотерапевт порождает уникальную стратегию взаимодействия с конкретным клиентом, ориентируясь на характеристики проблемы, личностные особенности и ресурсы клиента (финансовые, временные, личностные), роль его ближайшего окружения.

Характер проблемы определяет выбор методов работы. Например, трудности в общении могут быть связаны с отсутствием коммуникативных навыков. Однако она же может быть описана через понятия комплекса неполноценности и социального интереса, когда психотерапевт вместе с клиентом исследует жизненный стиль клиента, его апперцептивные схемы и т.д. Если же проблема выражается прежде всего на аффективном уровне и связана с травматическим инфантильным опытом, наиболее эффективными окажутся катартические техники. Известно, что проблема клиента не имеет одной проекции, она проявляется на всех уровнях, поэтому отнесение ее к какому-либо уровню зависит от теоретической ориентации психотерапевта. Именно поэтому различные методы могут быть в равной степени эффективны.

На пятом этапе, после фазы осознания себя, ставится цель претворения внутренних изменений в реальное поведение. Клиент осваивает новые поведенческие образцы, приобретает способность действовать спонтанно, творчески, в соответствии со своими внутренними потребностями.

Шестой этап – прекращение психотерапии – определяется равновесием среди различных факторов: потребностью в изменении, лечебной мотивацией, психотерапевтической фрустрацией, стоимостью психотерапии и т.п. Прежде чем прекратить психотерапию, необходимо оценить результат. Психотерапевт говорит с клиентом, исчезли ли симптомы, которые его беспокоили, стал ли он чувствовать себя лучше, изменилось ли его самовосприятие и взаимоотношения с другими, сможет ли клиент осуществлять самоподдержку без психотерапии.

Для оценки результативности работы психотерапевта используются различные методические средства:

1. Интервью позволяет исследовать, чего достиг участник психотерапии на основании ответов на закрытые вопросы.

2. Самонаблюдение – процесс наблюдения и фиксации отдельных аспектов поведения. Сбор данных осуществляется в естественных условиях, за пределами кабинета. К недостаткам данного метода следует отнести его трудоемкость для клиентов, которые не всегда оказываются последовательными и настойчивыми.

3. Самооценка предполагает оценку выраженности проблемы. Метод легок в использовании, индивидуализирован для конкретного клиента, однако полученные данные подвержены влиянию ожиданий, социальной желательности.

4. Опросники используются и на этапе сбора данных, и на этапе их анализа и интерпретации. Но их унифицированность оборачивается нечувствительностью к данной проблеме.

5. Ролевая игра. Клиент проигрывает ситуацию, в которой проявляется проблема, а затем оценивается ее выраженность в невербальном и вербальном поведении. Часто проводят видеозапись. Оценку проводя независимые эксперты, психотерапевт, клиент.

6. Работа с образами представляет специфический метод оценки восприятия клиентом проблемы до, во время и после психотерапии. Клиент расслабляется, закрывает глаза, представляет проблемную ситуацию и сосредотачивается на ощущениях, которые ассоциируются с ней. Затем психотерапевт проводит анализ описания. Например. При помощи контент-анализа оценивается количество слов, отражающих тревогу. Этот метод может быть легко включен в психотерапевтический процесс, сочетается с другими методами, максимально приближен к индивидуальной системе восприятия клиента.

7. Измерение физиологических показателей применяется для исследования результатов лечения фобий и тревоги, психосоматических нарушений, сексуальных расстройств. Результаты стандартны, сопоставимы.

Результаты, полученные при помощи данных методов, могут быть дополнены экспертными оценками, данными наблюдений других людей (например родителей). Выбор метода определяется его соответствием проблеме и целям. Проведение исследования позволяет понять, что происходит во время психотерапии, какие приемы и методы являются эффективными. Измерение может проводиться в начале психотерапии, в ее ходе, после завершения и через некоторое время после этого. Для получения более полной картины используют несколько методов.

 

ЭТАПЫ ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА.


ТОП 10:

 

Первая встреча психотерапевта с клиентом посвящена выяснению потребности в помощи, мотивации. Наибольшее внимание уделяется установлению оптимальных терапевтических отношений, преодолению первой линии сопротивления.

На ней сообщаются принципы построения психотерапевтического взаимодействия, этические нормы и правила.

Для исследования проблемы клиента часто используются стандартизированные и нестандартизированные интервью, психодиагностические методики, наблюдение (прежде всего за невербальным поведением), результаты самонаблюдения, специфические приемы для символического описания проблемы ( особенно в работе с детьми), проективные методики, ролевые игры. Перед началом терапии используются различные диагностические процедуры. Бурлачук Л.Ф. предлагает ориентировочную схему интервью, используемую для сбора информации о клиенте.

1. Демографические данные.

2. История возникновения проблемы: когда клиент столкнулся с проблемой, в каком контексте, как проблема проявляется в поведении и на соматическом уровне, как клиент ее переживает, каково отношение к ней, в каком контексте она проявляется, влияет ли на проявление проблемы вмешательство других людей и т.д.

3. Получение психологической или психиатрической помощи.

4. Образование и род занятий ( в том числе – отношения с одноклассниками, учителями в школе, удовлетворенность работой, отношения с коллегами, наиболее стрессогенные факторы в этой области).

5. Здоровье: наиболее важные проблемы со здоровьем в настоящее время, нарушения сна, аппетита.

6. Социальное развитие: наиболее важные события в жизни, ранние воспоминания, текущая жизненная ситуация, распорядок дня, занятия, общение, хобби, ценности, верования.

7. Семья, семейное положение, взаимоотношения с противоположным полом, секс.

8. Стереотипы реагирования (исследуются по результатам наблюдения за невербальным поведением).

Данное интервью позволяет оценить психологический статус клиента, общую жизненную ситуацию, понять характеристики проблемы, основные трудности, мотивацию его обращения и возможности по решению проблемы. Кроме того, позволяет дифференцировать органический дефект и переориентировать клиента на получение психиатрической помощи.

Из предъявленной клиентом жалобы необходимо выделить запрос, который позволяет определить перспективы дальнейшей работы. Условно выделяют наиболее типичные формы жалоб:

1. «Непонятная» жалоба. Например: «У меня все не так. Я не могу добиться того, чего хочу…». Причины:1) осторожность и недоверие клиента к психотерапевту или 2) клиент сам для себя еще не сформулировал проблему. Следует поощрять, фасилитировать вхождение клиента в эмоциональный процесс и дать ему возможность самому «развернуть» собственные смыслы и содержание проблемы.

2. «Глупая» жалоба. Например: на консультации супружеская пара жалуется, что они не могут договориться о времени интимной близости. Жена утверждает, что оптимальное время – 22.30, а муж – более позднее время. В этом случае смысловую проблему «как быть вместе?» супруги заменили технической «когда быть вместе?» Такая жалоба – это вид защитной рационализации, при которой опасно «раскрывать глаза « клиентам. Хорошо зарекомендовала себя в подобных случаях техника метафоры, которая позволяет клиенту посмотреть на свою проблему как бы со стороны, и, в то же время, смягчает защитные механизмы.

3. Составная жалоба. Например: «У меня не ладится на работе, в семье – с мужем и детьми, вечно со мной что-то случается, и даже ночью преследуют кошмары». Предлагают следующие техники работы с жалобой: 1) рефлексивно отразить то, что говорит клиент; 2) определить, на какую часть жалобы клиент дает эмоциональный отклик, и работать именно с ней; 3) отреагировать на эмоциональное состояние клиента, дать эмпатический ответ, оставив пока в стороне содержание жалобы.

4. Жалоба со скрытым содержанием. Например, муж говорит:»Ведь это неправильно, что жена два часа укладывает сына спать, ребенок должен быть самостоятельным». Здесь не совпадает явное и скрытое содержание. Скрытая жалоба:» Я ревную жену к ребенку. Прихожу с работы и вынужден ждать на кухне, пока жена освободится.» Скрытая жалоба, как правило, слабо осознается. Наиболее оптимальная реакция психотерапевта – реагировать на переживаемую эмоцию, а не на вербально выраженную жалобу. Часто бывает, что клиент до встречи имел один план жалобы, а в ходе работы говорит совсем не то, что запланировал.

5. «Хитрая» жалоба. Тоже имеет скрытое содержание, но, в отличие от предыдущей, имеет цель – запутать психотерапевта и добиться своего. Например: женщина имеет кардиологические проблемы, несколько лет лечилась у кардиолога, но безуспешно. Оказывается, что она ревнует своего мужа и болезнь – лучший способ контролировать свободное время мужа: он провожает жену на работу и встречает с работы. Очевидно, что она пришла не избавиться от болезни, а хочет подтвердить серьезность своего положения (скрытый запрос: «Скажите моему мужу, что я серьезно больна»). В этом случае рекомендуется углублять процесс переживания, хотя иногда бывает эффективным и метод конфронтации.

6. Жалоба на другого. Например: «Мне очень тяжело на работе… Я не могу найти общий язык с директором. Он очень тяжелый и неумный человек, работа его совершенно не интересует…» Сопровождается рассказ плачем. Необходимо выяснить, готов ли клиент к изменению, или ему необходима только терапевтическая беседа.

Как правило, в жалобе содержится запрос, но он может быть не четко определен, или сам клиент не осознает его. Кроме того, возможна ситуация, когда действительный запрос на психотерапевтическую помощь отсутствует.

Второй этап посвящен представлению отношений. Психотерапевт описывает клиенту модель психотерапии, устанавливает отношения взаимной ответственности. Поскольку в процессе психотерапии происходят определенные личностные трансформации, необходимо обсудить эту перспективу с клиентом. Его сознательно или бессознательно может страшить возможность лишиться привычных, непродуктивных, но уже привычных способов поведения, отношений. Особенности взаимоотношений, степень самораскрытия психотерапевта варьируют в зависимости от направления, однако все психотерапевты выражают поддержку, принятие, интерес к клиенту. Необходимым условием успешной психотерапии является сотрудничество, поэтому психотерапевт организуя взаимодействие, учитывает установки, ожидания, стиль общения клиента. Об установлении хороших психотерапевтических отношений судят по тому, насколько клиент и психотерапевт готовы к самораскрытию, могут обсуждать трудности в терапевтическом процессе и в их общении в частности. Если клиент реально включен в процесс, стремится работать, открыт, говорит, что психотерапевт правильно понимает его чувства, а психотерапевт не чувствует напряжения при самораскрытии, использовании конфронтации и других приемов, можно переходить к следующему этапу работы.

На третьем этапе происходит определение целей и выработка альтернатив. Психотерапевт обосновывает психотерапевтическую стратегию, намечает ее основные этапы и компоненты. Выбор стратегии определяется подготовкой психотерапевта, особенностями личности клиента, характеристиками проблемы. Работа по проблеме начинается с ее исследования, которое предполагает выражение, принятие и осознание клиентом неосознаваемых эмоций. Для этого используются различные техники: работа с трансфером (психоанализ), телесные техники (телесно-ориентированные виды терапии), метод двух стульев (гештальттерапия), психодрама. Выражение чувств дает катартический эффект, снижает напряжение. Это, в свою очередь способствует более ясному пониманию себя, нахождению более конструктивных форм решения проблем. Следующий шаг – переход от выражения чувств к их пониманию, осознание и интеграции опыта. В этом процессе клиент сталкивается с непризнанными, неосознанными частями своей личности. Для его описания используют понятия инсайт (психоанализ, психодрама), осознавание (гештальттерапия).

Четвертый этап представляет собой работу над поставленными целями. Теоретическая модель структурирует для психотерапевта его видение психологической реальности и определяет выбор методов. Психотерапевт порождает уникальную стратегию взаимодействия с конкретным клиентом, ориентируясь на характеристики проблемы, личностные особенности и ресурсы клиента (финансовые, временные, личностные), роль его ближайшего окружения.

Характер проблемы определяет выбор методов работы. Например, трудности в общении могут быть связаны с отсутствием коммуникативных навыков. Однако она же может быть описана через понятия комплекса неполноценности и социального интереса, когда психотерапевт вместе с клиентом исследует жизненный стиль клиента, его апперцептивные схемы и т.д. Если же проблема выражается прежде всего на аффективном уровне и связана с травматическим инфантильным опытом, наиболее эффективными окажутся катартические техники. Известно, что проблема клиента не имеет одной проекции, она проявляется на всех уровнях, поэтому отнесение ее к какому-либо уровню зависит от теоретической ориентации психотерапевта. Именно поэтому различные методы могут быть в равной степени эффективны.

На пятом этапе, после фазы осознания себя, ставится цель претворения внутренних изменений в реальное поведение. Клиент осваивает новые поведенческие образцы, приобретает способность действовать спонтанно, творчески, в соответствии со своими внутренними потребностями.

Шестой этап – прекращение психотерапии – определяется равновесием среди различных факторов: потребностью в изменении, лечебной мотивацией, психотерапевтической фрустрацией, стоимостью психотерапии и т.п. Прежде чем прекратить психотерапию, необходимо оценить результат. Психотерапевт говорит с клиентом, исчезли ли симптомы, которые его беспокоили, стал ли он чувствовать себя лучше, изменилось ли его самовосприятие и взаимоотношения с другими, сможет ли клиент осуществлять самоподдержку без психотерапии.

Для оценки результативности работы психотерапевта используются различные методические средства:

1. Интервью позволяет исследовать, чего достиг участник психотерапии на основании ответов на закрытые вопросы.

2. Самонаблюдение – процесс наблюдения и фиксации отдельных аспектов поведения. Сбор данных осуществляется в естественных условиях, за пределами кабинета. К недостаткам данного метода следует отнести его трудоемкость для клиентов, которые не всегда оказываются последовательными и настойчивыми.

3. Самооценка предполагает оценку выраженности проблемы. Метод легок в использовании, индивидуализирован для конкретного клиента, однако полученные данные подвержены влиянию ожиданий, социальной желательности.

4. Опросники используются и на этапе сбора данных, и на этапе их анализа и интерпретации. Но их унифицированность оборачивается нечувствительностью к данной проблеме.

5. Ролевая игра. Клиент проигрывает ситуацию, в которой проявляется проблема, а затем оценивается ее выраженность в невербальном и вербальном поведении. Часто проводят видеозапись. Оценку проводя независимые эксперты, психотерапевт, клиент.

6. Работа с образами представляет специфический метод оценки восприятия клиентом проблемы до, во время и после психотерапии. Клиент расслабляется, закрывает глаза, представляет проблемную ситуацию и сосредотачивается на ощущениях, которые ассоциируются с ней. Затем психотерапевт проводит анализ описания. Например. При помощи контент-анализа оценивается количество слов, отражающих тревогу. Этот метод может быть легко включен в психотерапевтический процесс, сочетается с другими методами, максимально приближен к индивидуальной системе восприятия клиента.

7. Измерение физиологических показателей применяется для исследования результатов лечения фобий и тревоги, психосоматических нарушений, сексуальных расстройств. Результаты стандартны, сопоставимы.

Результаты, полученные при помощи данных методов, могут быть дополнены экспертными оценками, данными наблюдений других людей (например родителей). Выбор метода определяется его соответствием проблеме и целям. Проведение исследования позволяет понять, что происходит во время психотерапии, какие приемы и методы являются эффективными. Измерение может проводиться в начале психотерапии, в ее ходе, после завершения и через некоторое время после этого. Для получения более полной картины используют несколько методов.

 



Основные этапы психотерапевтического процесса и их последовательность

1этап. Создание терапевтического контакта на основе устойчивых доброжелательных отношений с клиентом.

Рекомендуемые методы:*подстройка (присоединение) к клиенту (копирование его позы, движений и т.д.), *использование ключевых слов (которыми клиент описывает свои сексуальные затруднения), * эмпатическое слушание, *выражение искренней заинтересованности проблемами клиента,  *готовности помочь. 

2этап. Определение личностной значимости сексуальной проблемы и представлений клиента о возможных причинах ее возникновения, мотивированность к психотерапевтическому лечению.

Рекомендуемые методы:*рассказ клиентао его сексуальной проблеме (субъективные жалобы, собственный взгляд и точка зрения и т.д.), *вопросы диагностических методик на уточнение симптоматики проблемы.

3этап. Анализ возможных психологических причин сексуальных проблем.

Рекомендуемые параметры анализа: *анамнез жизни клиента, *личностные особенности, *психосексуальное развитие, *сексуальный опыт, *характер партнерских отношений (либо их отсутствие).

4этап. Выявление ключевых точек для психотерапевтического воздействия.

Рекомендуемые методы: *выявление факторов (например, нарушения психосексуального развития, или, интрапсихические конфликты, нарушения межличностных отношений с партнером, или проблемы сексуального взаимодействия в паре, или убеждения пациента и т.д.), способствующих появлению у клиента сексуальных проблем, *планирование курса психотерапии, *разъяснения, позволяющие формировать у клиента «психотерапевтическую перспективу» лечения (обратимость  характера сексуальной проблемы, её  функциональных механизмов и конкретных путей восстановления  его сексуальных возможностей), *определение с клиентом конкретных целей и позитивных результатов психотерапии.

5 этап. Осуществление последовательных психотерапевтических вмешательств, устраняющих выявленных у клиента психологических механизмов сексуальной проблемы.

Результат: у клиента меняются реакции (рефлексы) и формируется способность переносить результаты психотерапии (полученные навыки) в реальные жизненные ситуации – это проявляется в устойчивом улучшении сексуального функционирования и партнерского взаимодействия.


6
этап. Завершение психотерапии. Восстановление параметров сексуальной активности, достижение запланированных конкретных целей и позитивных результатов психотерапии, удовлетворяющих клиента.

Длительность психотерапии: от 3-4 до 12-15 сеансов. Рекомендуемая частота встреч 1-2 раза в неделю.Оплата осуществляется перед каждым сеансом психотерапии, а не сразу за весь цикл работы. стоимость лечения: традиционно цены представлены в прейскуранте оказываемых услуг. 

Этапы психотерапии: как строится контакт?

Первый этап: анализ или проживание?

Основное отличие онлайновой психологической помощи от очной терапии заключается в характере формирования первичных ощущений. Первый этап – это контакт с клиентом, вход в работу, сбор информации о клиенте, его проблемах и переживаниях. И вот это сбор при разных видах психотерапии происходит на разных уровнях.

Очная терапия – это, прежде всего, чувствование. Я ощущаю приходящего ко мне человека полностью, как визуально и вербально, так и невербально. Я ощущаю его целиком, как и он меня. В терапии, особенно в гештальт-терапии, очень многое выстраивается на межличностном отношении, на диалоге «терапевт-клиент». Залогом этого служат как раз те переживания, которые возникают у клиента в связи с терапией, и у терапевта в форме эмоционального отклика на происходящее с клиентом. Терапевт в данном случае проводит ряд экспериментов на фокусировку проблем клиента, на предмет того, чтобы повысить осознанность этого фокусирования или, наоборот, ослабить влияние при необходимости. Эти вещи лучше работают при очном присутствии, так как возникает сразу целый комплекс ощущений.

Психологическая помощь

Психологическое консультирование онлайн работает несколько иначе. Здесь меньше ощущений и больше анализа. Я меньше чувствую клиента, но больше систематизирую то, о чем он говорит. Для клиента разница тоже выражена в том, что этап переживаний «здесь и сейчас» сдвигается, и на первый план выходит диагностическая часть. У человека возникает больше вопросов на понимание механизмов терапии: как это работает, что такое его личностные механизмы, почему происходит именно так, что и как можно сделать и т.д.

Второй этап: «профессиональный покупатель»

Первый этап обычно длится несколько встреч, в зависимости от особенностей клиента. Далее происходит то, что я называю развитием «профессионального покупателя».

Когда человек только приходит на терапию, он еще не знает, что это, как и зачем. Он просто приносит себя как объект и говорит: «Посмотрите, что со мной». Затем в процессе работы у человека появляется понимание, как работает инструмент психотерапии, и он начинает сотрудничать. Он указывает уже на конкретные проблемы, говорит, что если я сделаю так, то он почувствует одно, а если вот так – то другое. То есть от абстракции мы переходим к конкретике, начинается этап управления вниманием по переключению на главное, по осознанию стереотипов.

В очной терапии «профессиональный покупатель» формируется сначала через переживания, затем через анализ. При получении консультаций психолога онлайн идет сначала анализ, то есть данный этап тоже проходит по-разному.

психологическая помощь

Третий этап: партнерство

Обычно период становления профессионального покупателя занимает до полугода. В дальнейшем, когда терапевт и клиент становятся реальными партнерами по взаимодействию, терапия идет достаточно одинаково и в очном формате, и при психологическом консультировании онлайн.

Мы работаем сообща, понимаем, какие есть минусы в нашем взаимодействии, и корректируем их. На этом этапе разница между видами терапии практически нивелируется, появляется больший объем и по проживанию, и по информационной части, и контакт двигается полноценно. Этот процесс в среднем тоже длится несколько месяцев.

Резюмируя, скажу, что так называемые «границы контакта» при очной терапии больше. Я контактирую с человеком всем собой, а не какой-то одной частью, не просто картинкой на экране. С клиентом происходит то же самое: в очной терапии он поначалу больше раскрывается, нежели при получении консультации психолога онлайн. Однако аналитическая часть, которая активно работает в скайп-терапии, тоже очень важна, а при очном взаимодействии в первые этапы она выражена слабее. То есть, очная форма и психологическая помощь онлайн – это инструменты, имеющие различия. Однако если речь идет о длительной терапии, то разница со временем исчезает в любом случае.

Терапевтический процесс. Психотерапия. Учебное пособие

Терапевтический процесс

Терапевтические отношения. Основное требование к психотерапевту – отказ от попыток играть какую-либо роль, быть самим собой. Главная профессиональная обязанность психотерапевта – создать соответствующий психологический климат, в котором пациент сам бы отказался от использования дезадаптивных защитных механизмов. Отношения психотерапевта с пациентом основаны не на интеллектуальных построениях, и, чтобы иметь терапевтический потенциал, они должны обладать рядом следующих основных характеристик.

Принятие. Психотерапевту следует принимать пациента как человека, таким, каков он есть, с его конфликтами и противоречиями, плохими и хорошими сторонами. Такая установка больше, чем просто нейтральное принятие, это позитивное отношение к пациенту как к самоценной личности. В отношении терапевта к пациенту не содержится оценки, позитивной или негативной, его принимают безусловно, то есть без всяких условий такого принятия.

Конгруэнтность. Психотерапевт ведет себя последовательно, это личность интегрированная, целостная; отсутствуют противоречия между тем, каков психотерапевт, и его словами. Он осознает и принимает собственные чувства и установки и готов выразить их словами или поведением, когда наступит подходящий момент. Психотерапевт – реальная, истинная личность.

Эмпатическое восприятие пациента. Это восприятие субъективного мира пациента с присущими ему эмоциональными компонентами и значениями, как если бы психотерапевт сам был бы этим другим человеком. Такое понимание позволяет пациенту свободно и глубоко исследовать себя, составлять о себе всестороннее представление. Желание психотерапевта понять ощущается пациентом как понимание, что позволяет пациенту делать успехи.

Сообщение принятия, конгруэнтности и понимания. Необходимо, чтобы принятие, конгруэнтность и понимание были сообщены пациенту. Психотерапевт, обладающий этими установками или характеристиками, выразит их естественно и спонтанно различными способами, вербально и невербально. Способы выражения можно считать техниками в узком смысле слова. Такие техники не являются искусственными, насильственными или выученными, это истинное и спонтанное выражение установок психотерапевта.

Отношения, дающие результат. Если психотерапевт обладает описанными выше особенностями и установками хотя бы в минимальной степени и если их удается сообщить пациенту, развивающиеся отношения переживаются пациентом как безопасные, лишенные угрозы, поддерживающие, но не как подпорка. Психотерапевт воспринимается, как заслуживающий доверия и последовательный в своем поведении. Это отношения благоприятные для возникновения изменений.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Организация психотерапевтического процесса и групповая динамика. Психотерапия: учебник для вузов

Организация психотерапевтического процесса и групповая динамика

Продолжительность сеанса в психодраме варьируется от 20 минут до нескольких часов, но, как правило, он длится около 3 часов. Длительность первой фазы составляет приблизительно 15 % времени всего сеанса, второй фазы – 65 %, третьей – 20 %. Однако особенности протекания психодраматического действия вносят свои коррективы и несколько уводят пропорции от средних норм. Отклонения определяются особенностями проблемы, степенью вовлеченности участников, их спонтанностью, креативностью, характеристиками групповой динамики, этапом терапии и другими факторами.

Психотерапия проходит в несколько сессий, количество которых варьируется в зависимости от многообразных факторов, как организационных, так и содержательных: тематики группы, состава участников, открытости–закрытости группы и т. п. Достаточно распространенной является практика 60–часовой группы с однодневными сессиями дважды в месяц. Данная продолжительность и частота дают участникам возможность ассимилировать и интегрировать опыт, полученный в ходе психотерапии, в свою жизнь.

Вне зависимости от продолжительности работы и частоты сессий группа проходит одинаковые фазы. В теории психодрамы открыта важная закономерность: стадии групповой динамики соответствуют стадиям индивидуального развития человека. Вначале группа решает проблемы, связанные с доверием, затем переходит к темам борьбы за автономию, а завершение групповой работы тесно связано с «траурной» проблематикой. Например, на первых сессиях группа может поддержать протагониста, выдвинувшего тему «Где же мой настоящий дом?», в которой в символической форме представлен поиск группой защищенности и безопасности. На последних сессиях закономерно появляются темы потери, смерти и т. п.

Исходя из того, что развитие группы идет параллельно индивидуальному развитию, ведущие стремятся следовать за естественным групповым процессом и в то же время организовывают его таким образом, чтобы обеспечить необходимое доверие и перейти к преодолению зависимости, росту автономии как группы в целом, так и ее членов.

Сходную групповую динамику, начинающуюся этапом зависимости и развивающуюся в направлении автономии, описывают и психоаналитические исследователи В. Бион, У. Беннис и Г. Шепард.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком

Поделитесь на страничке
PPT — Этапы психотерапевтического процесса PowerPoint Presentation, скачать бесплатно
  • Zsolt Unoka, M.D., PhD. Кафедра психиатрии и психотерапии Университета Земмельвайса, факультет общей медицины [email protected] Этапы психотерапевтического процесса

  • Психотерапевтический процесс • Начинается, когда пациент впервые обращается к терапевту и заключение терапии. Психотерапевтический процесс обычно делится на три фазы: • Первая фаза начинается с первой встречи и заканчивается подписанием контракта на терапию.Основная задача первого этапа — оценить необходимость психотерапии и подобрать подходящий вид терапии. • Второй этап начинается после подписания контракта на терапию и продолжается до начала завершения терапии. Этот второй этап занимает львиную долю терапевтической работы. • Третий этап — заключение психотерапии. Мы начинаем его после достижения желаемого результата или когда терапия оказывается безуспешной. Заключение терапии — подготовка к предотвращению рецидива.

  • Первая фаза. Показания к психотерапии Стадия перехода к психотерапевтическому вмешательству • Получение контакта: • Первое впечатление является определяющим фактором во многих аспектах жизни. После первого психотерапевтического интервью 15-17% пациентов не посещают первый сеанс, а затем 26 -30% выпадают после первого или второго сеанса. Обсуждение амбивалентных ощущений пациента по поводу терапии может очень помочь им в принятии решения.• Постановка диагноза: • Психиатрическая диагностика: (DSM-IV): • I. Психиатрические заболевания и другие условия, заслуживающие клинического внимания • II. Расстройство личности, умственная отсталость • III. Соматические условия • IV. Психосоциальные и социально-экологические проблемы • V. Общая информация о функционировании

  • Первая фаза. Показания к психотерапии Важнейшие измерения психотерапевтической диагностики: • Способность удовлетворять основные потребности: • Положительная цель психотерапии — достичь состояния психического здоровья.• В случае психического здоровья человек способен гармонично удовлетворять свои основные потребности, не сдерживая других, нарушая правила социального сожительства. • Пример: • Социальные потребности. Привязанность, близость, сексуальная жизнь, отношения, друзья, отношения на рабочем месте, интеграция в большие группы — все это важные элементы нашей жизни. Людям необходимо чувствовать себя в таких областях безопасными и чувствовать, что их отношения стабильны. Они должны чувствовать себя принятыми и полагаться на заботу других.• Внутренние барьеры на пути удовлетворения потребностей: • Отказ: убеждение пациента в том, что он не может полагаться на других. • Недоверие / злоупотребление: другие хотят злоупотреблять ими. • Дефектность / Стыд: если обнаружены их недостатки, они будут опустошены или унижены. • Эмоциональная депривация: они не могут ожидать ухода, признательности, поддержки.

  • Первая фаза. Показания к психотерапии Наиболее важные измерения психотерапевтической диагностики: • Копингстиль-характеристики личности: • Преодоление путем интернализации — люди, использующие эту стратегию, полагают, что обстоятельства, приводящие к негативным ситуациям, возникают из-за их собственных недостатков, в то время как они формируют положительный образ других.• Механизм репрессий — люди, использующие эту стратегию, как правило, избегают осознавать побуждения и эмоции, которые считаются угрожающими из-за психических маневров избирательного невнимания или отрицания. Они часто не могут понять свою агрессию, сексуальные стимулы или другие эмоции, и они испытывают только физиологические изменения, сопровождаемые эмоциями. • Справиться с помощью экстернализации — пациенты, принадлежащие к этой группе, импульсивны, неосторожны. Для них характерны гневные вспышки. Когда они делают ошибку, они склонны обвинять других в своих проблемах.• Альтернативно внешний-внутренний стиль преодоления: • Готовность к сотрудничеству, сопротивление

  • Первая фаза. Показания к психотерапии Наиболее важные измерения психотерапевтической диагностики: • Оценка степени мотивации. • Предварительное созерцание — фаза, предшествующая созерцанию: пациент не осознает проблему, не желает ее менять. Они отрицают существование проблемы и считают, что она связана с другими. • Созерцание: пациент уже осознал проблему и рассматривает возможность изменения.Тем не менее, они не взяли на себя обязательство изменить. Амбивалентный • Фаза подготовки: на этом этапе пациент уже рассмотрел возможность изменения. • Фаза принятия меры: пациент начинает вносить изменения. Они начинают менять свое поведение, оценивают ситуации или начинают изменять свое окружение. • Фаза сохранения достигнутых изменений. Целью является закрепление достигнутых результатов. На этом этапе особенно важной задачей является предотвращение рецидивов. • Фаза возврата к предыдущему уровню: в большинстве случаев изменения не являются линейными, они обычно происходят в виде спиральных циклов.

  • Первая фаза. Показания к психотерапии • Первое психотерапевтическое интервью • Первое терапевтическое интервью приводит к концептуализации первого случая, которой делятся с пациентом. • Caseconceptualization • Это отправная точка, из которой терапевт создает гипотезы о риске, причинно-следственных и поддерживающих факторах психических, социальных и поведенческих проблем пациента. • Контракт на терапию • В результате концептуализации первого случая терапевт должен иметь возможность принять решение о необходимости терапии, ее месте, методе, продолжительности, частоте и ее реалистических целях.

  • Психодинамическая концептуальная модель

  • Вторая фаза терапии: фаза изменения • Первые несколько сеансов (3-7 сеансов) очень важны. Изменения, происходящие во время первых сеансов, имеют решающее значение в отношении результатов терапии. • к 7-му сеансу у 65% пациентов наблюдается ощутимое улучшение. • Когда улучшение не достигается в начале или состояние ухудшается к третьему сеансу, половина пациентов прекращают лечение раньше времени или сообщают, что лечение неэффективно в конце курса.• Следовательно, когда на ранних стадиях не делается никаких улучшений, необходимо возобновить концептуализацию случая, и лечение должно быть адаптировано к потребностям пациента.

  • Вторая фаза терапии: фаза изменения Количество сеансов: • Поведенческая терапия: 1-7 • Когнитивное поведение: 20 • Психодинамика: 20-100 • Психоанализ: 400-1000

  • Вторая фаза терапии: фаза изменения: настройки

  • Последняя фаза терапии Для начала и окончания терапии должны быть выполнены следующие условия: • достигнуты значительные улучшения в достижении целей лечения • пациент способен практиковать навыки, которые они приобрели во время терапии, для решения своих проблем. • Можно наблюдать изменения в центральных паттернах взаимоотношений пациента. Основные этапы заключения терапии: • Предложить возможность для завершения терапии (желательно, чтобы заключение не состоялось. в сеансе, когда появляется идея) • Обсудите дату последнего сеанса • Укрепите навыки и уроки, усвоенные пациентом на протяжении всей терапии • P подготовить пациента для предотвращения возможных рецидивов

  • Последняя фаза терапии Эффективность психотерапевтического процесса может быть оценена на основе следующих четырех аспектов: • Количество симптомов уменьшается и / или способность переносить (толерантность) влияние симптомов усиливается • Адаптивные способности увеличиваются • Рассматривается увеличение проницательности • Основные конфликты, закономерности решаются или становятся излечимыми

  • .

    Справочник по психотерапии и пожилым людям

    Примерно с 1990 года изменения в системе возмещения Medicare позволили психологам предоставлять услуги пожилым людям с покрытием Medicare. Эти изменения в сочетании с управляемым уходом и изменениями на рынке сделали пожилых взрослых клиентов привлекательными в качестве клиентского населения для растущего числа психологов и других поставщиков психиатрических услуг. По мере того, как бэби-бумеры становятся взрослыми в течение следующих нескольких лет, можно ожидать увеличения как потребности, так и спроса на услуги в области психического здоровья: потребность, скорее всего, изменится, поскольку у бумеров более распространена депрессия и другие психические расстройства, чем у поколения GI. и когорты эпохи депрессии; Спрос может измениться, потому что Бумеры, как правило, были психологически настроенными и относительно высокими потребителями психиатрических услуг.

    Ключевые вопросы, возникающие при работе с пожилыми людьми, касаются вопроса о том, можно ли ожидать, что психологические вмешательства сработают с пожилыми людьми. Если они работают, нужна ли адаптация от работы с молодыми взрослыми? На этой странице ресурса обобщены результаты исследований по обоим этим вопросам.

    Терапия работает с пожилыми людьми?

    Прежде чем перейти к психологическим вмешательствам, которые являются главной целью данного справочного руководства, следует отметить, что психологическая оценка пожилых людей более специализирована, чем вмешательства.Более высокая распространенность деменции в пожилом возрасте делает необходимым уровень нейропсихологического скрининга. Более высокая распространенность медицинских расстройств привлекает внимание к физическим причинам симптомов и ятрогенным эффектам лекарств, так как причины симптомов также очень важны. Подробнее о геропсихологической оценке см. Lichtenberg (1999).

    Gatz et al. (1998) сообщили, что поведенческие и экологические вмешательства для пожилых людей с деменцией соответствовали стандартам, предложенным в то время для устоявшейся эмпирически поддерживаемой терапии.Вероятно, эффективная терапия для пожилых людей включала когнитивно-поведенческое лечение расстройств сна и психодинамическое, когнитивное и поведенческое лечение клинической депрессии. Для несиндромальных проблем старения переподготовка памяти и когнитивная тренировка, вероятно, эффективны для замедления снижения когнитивных функций. Обзор жизни и воспоминания, вероятно, эффективны для улучшения симптомов депрессии или повышения удовлетворенности жизнью. Scogin & McElreath (1994) сообщили о метаанализе психологических вмешательств для лечения депрессии в более позднем возрасте, который показал совокупную величину эффекта (d =.78) примерно такой же, как в другом мета-анализе для антидепрессантов (d = .57, Schneider, 1994), и примерно такой же, как и у молодых людей в мета-анализах с использованием когнитивно-поведенческих подходов (d = .73 ; Robinson, Berman, & Neimeyer, 1990; некоторые исследования совпадают с исследованиями, использованными в Scogin & McElreath, 1994). Таким образом, в целом, имеющиеся данные подтверждают эффективность психологических вмешательств у пожилых людей для тех вмешательств, которые были изучены.

    Меняется ли терапия при работе со старшими клиентами?

    Опираясь на жизненную психологию развития, социальный рост

    .

    Profession Psychotherapist

    Психотерапевты помогают и лечат пользователей здравоохранения с различными степенями психологических, психосоциальных или психосоматических расстройств поведения и патогенных состояний с помощью психотерапевтических методов. Они способствуют личностному развитию и благополучию и дают советы по улучшению отношений, способностей и методов решения проблем. Они используют научно обоснованные психотерапевтические методы, такие как поведенческая терапия, экзистенциальный анализ и логотерапия, психоанализ или системная семейная терапия, чтобы направлять пациентов в их развитии и помогать им в поиске соответствующих решений их проблем.Психотерапевты не обязаны иметь ученую степень по психологии или медицинскую квалификацию в психиатрии. Это независимое занятие от психологии, психиатрии и консультирования.

    Хотите знать, какая профессия и карьера вам больше всего подходят? Пройди наш бесплатный тест по карьере в Голландии и узнай.

  • Профессиональная этика здравоохранения

    Моральные стандарты и процедуры, этические вопросы и обязанности, характерные для профессий в сфере здравоохранения, такие как уважение человеческого достоинства, самоопределение, информированное согласие и конфиденциальность пациента.

  • Теории развития личности

    Теории здорового и психопатологического развития личности.

  • Теории личности

    Теоретические концепции личности, такие как психодинамическая теория, гуманистическая теория или бихевиоризм.

  • Терапия в здравоохранении

    Принципы, методы и процедуры диагностики, лечения и реабилитации физических и психических нарушений.

  • Психические расстройства

    Характеристика, причины и лечение психических расстройств.

  • Психология

    Человеческое поведение и производительность с индивидуальными различиями в способностях, личности, интересах, обучении и мотивации.

  • Наблюдение за лицами

    Акт направления одного человека или группы лиц на определенную деятельность.

  • Психиатрия

    Психиатрия является медицинской специальностью, упомянутой в Директиве ЕС 2005/36 / EC.

  • Психофармакология

    Осведомленность о различных воздействиях лекарств на поведение, настроение и мышление пациента или клиента.

  • Психопатология

    Критерии психиатрических диагнозов, использование системы классификации болезней и теории психопатологии. Показатели функциональных и органических нарушений и виды психофармакологических препаратов.

  • Психосоматика

    Междисциплинарная медицинская специальность, посвященная связи между социальными, психологическими и поведенческими отношениями и их влиянием на человеческие процессы.

  • Методология научных исследований

    Теоретическая методология, используемая в научных исследованиях, включающая проведение фоновых исследований, построение гипотезы, ее проверку, анализ данных и заключение результатов.

  • Психологическая диагностика

    Стратегии, методы и методы психологической диагностики, касающиеся переживаний и поведения, связанных со здоровьем, а также психических расстройств

  • Психо-социальные формы вмешательства

    Виды вспомогательных мероприятий и вмешательств, которые могут уменьшить стрессовые события, симптомы или риск и улучшить качество жизни.

  • История психотерапевтических проблем пациента

    Записи предыдущих психотерапевтических проблем или расстройств пациента.

  • Психологические теории

    Историческое развитие консультирования и психологических теорий, а также перспективы, приложения и стратегии интервьюирования и консультирования.

  • Историческое развитие психотерапевтических школ

    Хронология психотерапевтических школ практики, их общее описание, характеристики и области применения.

  • Расстройства, влияющие на самосознание

    Процесс сознания, связанный с различными медицинскими расстройствами и болезнями, его проявления и варианты лечения.

  • Использовать методы клинической оценки

    Используйте методы клинического обоснования и клинического суждения при применении ряда соответствующих методов оценки, таких как оценка психического состояния, диагностика, динамическое формулирование и планирование потенциального лечения.

  • Выберите психотерапевтический подход

    Сделайте осознанный выбор о том, какой тип психотерапевтического вмешательства применять при работе с пациентами, в соответствии с их потребностями.

  • Использование технологий электронного здравоохранения и мобильного здравоохранения

    Использование технологий мобильного здравоохранения и электронного здравоохранения (онлайн-приложения и услуги) для улучшения предоставляемого медицинского обслуживания.

  • Соблюдать законодательство, касающееся здравоохранения

    Соблюдать региональное и национальное законодательство, касающееся своей работы, и применять его на практике.

  • Записать результаты психотерапии

    Отслеживать и записывать процесс и результаты лечения, используемого в процессе психотерапии.

  • Мониторинг терапевтического прогресса

    Мониторинг прогресса в лечении и изменение лечения в соответствии с состоянием каждого пациента.

  • Поддерживать личностное развитие в психотерапии

    Развивать и контролировать личные качества профессионального психотерапевта, стремясь быть последовательным и устойчивым, управлять сложными или непредсказуемыми чувствами, работать с проблемами других людей, не подвергаясь угрозам или унижению, и предпринимая соответствующие действия перед лицом известных страхов, рисков, и неопределенности, такие как поиск профессионального надзора или обратной связи.

  • Поощряйте самоконтроль пользователя здравоохранения

    Поощряйте пользователя здравоохранения к самоконтролю, проводя ситуационный анализ и анализ развития самого себя. Помогите медицинскому пользователю развить степень самокритики и самоанализа в отношении его поведения, действий, отношений и самосознания.

  • Концептуализация потребностей пользователей здравоохранения

    Получите представление о том, что необходимо для использования в здравоохранении, и визуализируйте случай, возможные решения и методы лечения, которые необходимо применить.

  • Соблюдать стандарты качества, связанные с медицинской практикой

    Применять стандарты качества, относящиеся к управлению рисками, процедурам безопасности, обратной связи с пациентами, скринингу и медицинским приборам в повседневной практике, поскольку они признаны национальными профессиональными ассоциациями и органами власти.

  • Заключить психотерапевтические отношения

    Завершите процесс психотерапевтических отношений, убедившись, что потребности пациента удовлетворены.

  • Управление данными пользователей здравоохранения

    Вести точные записи о клиентах, которые также соответствуют правовым и профессиональным стандартам и этическим обязательствам, чтобы упростить управление клиентами, обеспечивая конфиденциальность всех данных клиентов (включая устные, письменные и электронные).

  • Содействие психологическому развитию пользователя здравоохранения

    Облегчите процесс самообнаружения для пользователя здравоохранения, помогая им узнать об их состоянии и стать более осведомленными и контролировать настроения, чувства, мысли, поведение и их происхождение.Помогите медицинскому пользователю научиться управлять проблемами и трудностями с большей устойчивостью.

  • Обработка травмы пациента

    Оцените компетенции, потребности и ограничения людей, пострадавших от травмы, направляя пациентов в специализированные травматологические службы, где это необходимо.

  • Соблюдать организационные рекомендации

    Придерживайтесь определенных стандартов и руководств организации или отдела.Понять мотивы организации и общих соглашений и действовать соответственно.

  • Взаимодействовать с пользователями здравоохранения

    Общайтесь с клиентами и их опекунами с разрешения пациента, чтобы информировать их о прогрессе клиентов и пациентов и обеспечивать конфиденциальность.

  • Отразить на практике

    Регулярно оценивайте собственную практику, критически оценивая и отслеживая методы и результаты практики согласованным, последовательным и надлежащим образом, зная о соответствующих методологиях и используя обратную связь от менеджеров, руководителей, других специалистов и пациентов / клиентов, чтобы адаптировать практику соответственно.

  • Применить контекстно-специфические клинические компетенции

    Применять профессиональную и основанную на фактических данных оценку, постановку целей, проведение мероприятий и оценку клиентов с учетом истории развития и контекстной истории клиентов в рамках своей собственной практики.

  • Работа в мультикультурной среде в сфере здравоохранения

    Взаимодействуйте, общайтесь и общайтесь с людьми из разных культур при работе в сфере здравоохранения.

  • Реагировать на изменение ситуации в здравоохранении

    Справиться с давлением и своевременно и адекватно реагировать на неожиданные и быстро меняющиеся ситуации в здравоохранении.

  • Адвокат клиентов

    Помогайте и направляйте клиентов для преодоления их личных, социальных или психологических проблем.

  • Принять на себя ответственность

    Принять ответственность за свою профессиональную деятельность и признать пределы своей компетенции и практики.

  • Обеспечить безопасность медицинских работников

    Убедитесь, что с медицинскими пользователями обращаются профессионально, эффективно и безопасно от вреда, адаптируя методы и процедуры в соответствии с потребностями человека, его способностями или преобладающими условиями.

  • Использование психотерапевтических вмешательств

    Используйте психотерапевтические вмешательства, подходящие для разных этапов лечения.

  • Использование методов для повышения мотивации пациентов

    Поощряйте мотивацию пациента к изменениям и продвигайте веру в то, что терапия может помочь, используя для этого методы и процедуры вовлечения в лечение.

  • Будьте в курсе современных тенденций в психотерапии

    Будьте в курсе современных тенденций и споров в службах психического здоровья, осознавая изменения в социальном, культурном и политическом мышлении о психотерапии и о взаимодействии различных теорий. Будьте в курсе об увеличении спроса на консультирование и психотерапию, и помните о научно обоснованных исследованиях, соответствующих инструментах измерения для психотерапии и необходимости исследований.

  • Развитие совместных терапевтических отношений

    Развивайте взаимовыгодные терапевтические отношения во время лечения, укрепляя и завоевывая доверие и сотрудничество со стороны пользователей здравоохранения.

  • Реагировать на экстремальные эмоции пользователей здравоохранения

    Действуйте соответствующим образом, когда пользователь здравоохранения становится гипермаником, паникой, чрезвычайно расстроен, агрессивен, агрессивен или склонен к самоубийству, после соответствующей подготовки, если работает в ситуациях, когда пациенты регулярно испытывают экстремальные эмоции.

  • Сочувствуйте с пользователем здравоохранения

    Понимать историю симптомов, трудностей и поведения клиентов и пациентов. Быть чутким к их проблемам; проявляя уважение и укрепляя свою самостоятельность, самооценку и независимость. Продемонстрируйте заботу об их благополучии и обращайтесь в соответствии с личными границами, чувствительностью, культурными различиями и предпочтениями клиента и пациента.

  • Работа с паттернами психологического поведения

    Работа с паттернами психологического поведения пациента или клиента, которые могут находиться за пределами их сознательного понимания, такими как невербальные и довербальные паттерны, клинические процессы защитных механизмов, сопротивления, перенос и контрперенос.

  • Управление психотерапевтическими отношениями

    Создание, управление и поддержание терапевтических отношений между психотерапевтом и пациентом и клиентом безопасным, уважительным и эффективным способом.Установить рабочий альянс и самосознание в отношениях. Убедитесь, что пациент знает, что его / ее интересы являются приоритетными, и управляйте контактом вне сеанса.

  • Укрепить психическое здоровье

    Продвигать факторы, которые повышают эмоциональное благополучие, такие как самопринятие, личностный рост, жизненные цели, контроль над окружающей средой, духовность, самостоятельность и позитивные отношения.

  • Выполнить сеансы терапии

    Проводите сеансы с отдельными лицами или группами для проведения терапии в контролируемой среде.

  • Следовать клиническим рекомендациям

    Следуйте согласованным протоколам и рекомендациям в поддержку медицинской практики, которые предоставляются медицинскими учреждениями, профессиональными ассоциациями или органами власти, а также научными организациями.

  • Обсудить конечную точку терапевтического вмешательства

    Определите возможные конечные точки терапевтических вмешательств с пациентом в соответствии с их первоначальными целями.

  • Работа по психосоматическим вопросам

    Работа с проблемами тела и разума, такими как спектр человеческой сексуальности и психосоматических заболеваний.

  • Управление личным профессиональным развитием

    Взять на себя ответственность за обучение на протяжении всей жизни и постоянное профессиональное развитие. Участвуйте в обучении, чтобы поддерживать и обновлять профессиональную компетентность. Определите приоритетные области профессионального развития, основываясь на размышлениях о собственной практике и на контактах со сверстниками и заинтересованными сторонами.

  • Обеспечить стратегии лечения для вызовов здоровью человека

    Определите возможные протоколы лечения для проблем здоровья человека в данном сообществе в таких случаях, как инфекционные заболевания с серьезными последствиями на глобальном уровне.

  • Проведение оценки риска психотерапии

    Проводить процедуры оценки риска, используя любые инструменты или рекомендации. Признать язык, используемый пациентом, который может нанести вред себе или другим, задавая прямые вопросы, если это необходимо. Облегчить процесс привлечения пациента к обсуждению любых мыслей о самоубийстве и количественную оценку вероятности того, что они будут применены на практике.

  • Организовать профилактику рецидивов

    Помогите пациенту или клиенту определить и предвидеть ситуации высокого риска или внешние и внутренние триггеры. Помогите им в разработке более эффективных стратегий выживания и резервных планов на случай будущих трудностей.

  • Слушай активно

    Обращайте внимание на то, что говорят другие люди, терпеливо понимайте высказанные замечания, задавайте вопросы по мере необходимости и не перебивайте в неподходящее время; способен внимательно выслушивать потребности клиентов, клиентов, пассажиров, пользователей услуг или других лиц и предлагать соответствующие решения.

  • Способствовать непрерывности здравоохранения

    Содействие в обеспечении скоординированного и непрерывного здравоохранения.

  • Обеспечить психотерапевтическую среду

    Создайте и поддерживайте подходящую среду для проведения психотерапии, следя за тем, чтобы пространство было безопасным, гостеприимным, соответствовало духу психотерапии и максимально удовлетворяло потребности пациентов.

  • Сформулируйте модель концептуализации случая для терапии

    Составьте индивидуальный план лечения в сотрудничестве с индивидуумом, стремясь соответствовать его или ее потребностям, ситуации и целям лечения, чтобы максимизировать вероятность терапевтического эффекта; рассмотрение любых возможных личных, социальных и системных барьеров, которые могут подорвать лечение.

  • Эффективное общение в сфере здравоохранения

    Эффективно общайтесь с пациентами, семьями и другими лицами, обеспечивающими уход, специалистами здравоохранения и партнерами по сообществу.

  • Определение проблем психического здоровья

    Признать и критически оценить любые возможные проблемы психического здоровья / болезни.

  • Консультирование по вопросам информированного согласия пользователей здравоохранения

    Убедитесь, что пациенты / клиенты полностью информированы о рисках и преимуществах предлагаемого лечения, чтобы они могли дать информированное согласие, вовлекая пациентов / клиентов в процесс их ухода и лечения.

  • Работа с медицинскими пользователями по лекарственным препаратам

    Работайте с медицинскими пользователями, которые используют прописанные лекарства и другие лекарства.

  • ,
    Эпигенетическая и нейронная схема Пейзаж психотерапевтических вмешательств
    • Журналы
    • Публикуйте с нами
    • Партнерские отношения в издательской сфере
    • О нас
    • Блог

    Журнал психиатрии

    + Журнал Обзор статейПубликации журнала / рецензииПредставление публикаций для редакторовФормы статей

    На этой странице

    РефератВведениеЗаключенияКонфликты интересовСсылкиКопировать праваОбзор статьиКорригендумРецензия на статьюКорригендум

    ! A

    ,

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *