Филиал или обособленное подразделение: Что лучше организовать: обособленное подразделение или филиал? – в чем разница между ними? :: BusinessMan.ru

Автор: | 30.12.2020

в чем разница между ними? :: BusinessMan.ru

Абсолютно все юридические лица, которые имеют регистрацию на территории России, имеют возможность открыть одно либо сразу несколько обособленных подразделений. Вот тут и возникает вопрос: в чем разница обособленного подразделения, филиала и представительства?обособленное подразделение или филиал в чем разница

Не одно и то же

Итак, к обособленным подразделениям приравниваются филиалы и представительства, а также стационарные рабочие места. Процедура их открытия наряду с требованиями, которые к ним предъявляются, а также с их определениями в полной мере описана в действующих сегодня российских законодательных актах.

В чем разница обособленного подразделения и филиала? На этом вопросе остановимся более подробно.

Обособленные подразделения

Российский Гражданский кодекс разрешает создание, а также существование юридических лиц, которые вместе с остальными субъектами хозяйственной деятельности принимают непосредственное участие в проведении предпринимательской деятельности либо создаются для достижения определенных поставленных целей.

Абсолютно все организации, проводящие свою деятельность в России, обладают правом и возможностью открывать обособленные подразделения. При этом следует учитывать, что обособленные подразделения не выступают юридическими лицами. По этой причине они лишены правоспособности, которая присуща юридическим лицам. Можно прочувствовать разницу между филиалом и обособленным подразделением.

Рабочие места на срок более месяца

Следует помнить, что обособленные подразделения должны находиться по адресу, который отличается от места расположения основного учреждения, кроме того, они должны иметь стационарные рабочие места. В данном случае подразумевается создание рабочих мест на срок больше одного месяца. Обособленное подразделение, созданное юридическим лицом, является филиалом, представительством или стационарным рабочим местом. Здесь уже можно понять разницу между филиалом, представительством и обособленным подразделением.разница между филиалом и обособленным подразделением

Информация о каждом обособленном подразделении, исключая стационарные рабочие места, фиксируется в едином государственном реестре юридических лиц. Для этого учреждение, которое их создает, должно предъявить в налоговую инспекцию заполненные заявления согласно установленным формам.

Так чем отличается филиал от обособленного подразделения? Давайте разберемся по ходу статье и выясним спорные моменты.

Какими бывают обособленные подразделения?

Гражданское законодательство выделяет два структурных подразделения, а именно филиал и представительство. Каких-либо других структурных подразделений, которые обособлены от главной организации, нормы Гражданского кодекса не содержат. Является ли филиал обособленным подразделением? В ходе уже изученного материала и вновь поступающего выясним это до конца.

Ссылка на закон

Но при этом список подразделений, которые обособлены от основных учреждений, содержится и в других законодательных актах. Так, в налоговом законодательстве есть ссылка на возможность признания обособленными частями главной организации любой территориально отделенной структуры, которая имеет стационарные рабочие места. Рабочим местом, включая и стационарные, служит место, которое контролируется организацией и в котором сотрудник выполняет свои трудовые обязанности, о чем речь идет в статье Трудового кодекса № 209. Что лучше филиал или обособленное подразделение? Давайте разбираться дальше.обособленное подразделение филиал представительство в чем разница

В открытом доступе

Сегодня список структур, которые могут признать обособленными, является открытым и не ограничивается лишь филиалом и представительством. Каждый тип структурных подразделений обладает не только своими отличительными чертами, но и общими характеристиками.

Так в чем разница обособленного подразделения и филиала? Давайте сначала остановимся на самом понятии последнего.

Что представляют собой филиалы?

Под филиалом то или иной компании принято подразумевать принадлежащую ей структуру, которая, подобно обособленному подразделению, находится на другой территории. При этом ею проводится деятельность, которая по своему содержанию полностью соответствует функциям главного офиса. Далее рассмотрим отличие обособленного подразделения от филиала и представительства и многие другие неясные моменты.

Точно так же, как и в ситуации с обособленными подразделениями, создание филиалов происходит на уровне локальных нормативных и правовых актов учреждения. Вот и отличие филиала от обособленного подразделения. Правда, подобная процедура, как правило, намного сложнее по сравнению с той, что определяет учреждение структур первого типа. В особенности, нанятое по трудовому документу исполнительное лицо, к примеру, генеральный директор не имеет право учреждать филиалы. Помимо этого, за создание филиала должны проголосовать как минимум две трети от общего количества собственников фирмы в том случае, если речь касается ООО. Устав фирмы может предусматривать создание филиалов согласно решениям, которые принимаются советом директоров.разница между филиалом представительством и обособленным подразделением

Устав должен это содержать

В отличие от учреждений обособленных подразделений, создание филиала предусматривает указание информации о нем в уставе компании. Помимо этого, сведения о соответствующих изменениях в учредительных документах фирмы необходимо передать в налоговые органы для того, чтобы упомянутая служба впоследствии внесла все требуемые корректировки в ЕГРЮЛ. Кроме того, налоговикам важно к тому же направить копии документов, в рамках которых в устав организации вносились изменения. Либо можно предоставить копии соответствующей учредительной бумаги. На основании информации о филиале организации, которая вносятся в ЕГРЮЛ, новую структуру компании ставят на налоговый учет согласно месту расположения.

Информацию о создании филиала, как и в ситуации с обособленными представительствами, следует передавать в пенсионный фонд, а, кроме того, в налоговый орган. Филиалу компании необходимо иметь своего руководителя, который будет занимать свою должность согласно доверенности, выдаваемой головным офисом. Также требуется издание генеральным директором приказа о соответствующем решении. Полномочия в рамках назначения руководителя филиала могут передаваться и другим органам управления компании. Итак, что лучше филиал или обособленное подразделение? Далее изложенный материал поможет сделать выводы.

Основные отличия

Вот мы подошли к ответу на вопрос о том, в чем разница обособленного подразделения и филиала далее по тексту.

Понятие филиала закреплено в Гражданском кодексе в статье №55. Согласно этой статье филиал не только удален от основной организации в территориальном смысле, но и осуществляет все либо часть функций основного учреждения, а также выполняет задачи представительства.
чем отличается филиал от обособленного подразделения

Необходимо отметить, что понятие представительства и определение филиала различаются между собой. Данные различия уже вытекают из характеристик обоих структурных подразделений, приводящихся в гражданском законодательстве.

Итак, рассмотрим базовые отличия филиалов от обособленных подразделений, а также выясним, какие имеются характерные особенности у стационарных рабочих мест:

  • Функциональные отличия. В рамках функциональных отличий необходимо отметить, что филиалы выполняют все либо часть обязанностей главного учреждения. Также они осуществляют функции представительств. Деятельность же обособленных подразделений направлена на представление и защиту интересов основной компании. На стационарных рабочих местах сотрудники выполняют свои обязанности непосредственно на своем месте.
  • Отличия в рамках коммерческой деятельности. При осуществлении коммерческой деятельности филиалы располагают всем арсеналом полномочий и имеют право на ее проведение. Что касается обособленных подразделений, то они таким правом не обладают. Стационарные рабочие места также не могут ее осуществлять, они могут заниматься лишь трудовыми правоотношениями.
  • Уведомление налоговой инспекции. На филиалы не возлагается необходимость в уведомлении налоговой инспекции о своем создании. В отношении обособленных подразделений такая необходимость также не предусматривается. Но стационарные места должны уведомлять налоговый орган в течение месяца со дня открытия.
  • Наличие информации в ЕГРЮЛ. Сведения об обособленных подразделениях, а также о филиалах содержатся в ЕГРЮЛ. Что касается стационарного рабочего места, то данная информация в ЕГРЮЛ не указывается.
  • Отличия в порядке создания. При открытии филиалов, ровно, как и обособленных подразделений требуется получение разрешения собственника учреждения. Для запуска стационарного места нужен приказ единоличного исполнительного представителя организации.
  • Ведение бухгалтерского учета. Филиалы, а также обособленные подразделения имеют право самостоятельно проводить бухгалтерский учет. Стационарные места такой возможностью не обладают.
  • Возможность открытия собственного счета в банке. Филиалы наряду с обособленными подразделениями могут открывать свой расчетный счет в банковском учреждении. Стационарные рабочие места свой расчетный счет в баке открыть не могут.

Отличие не только в наименованиях

Как наглядно видно, различия между разными типами обособленных структурных подразделений намного шире, чем просто разница в названиях. Имеющаяся между существующими типами структурных подразделений разница обладает принципиальным характером. Преимущественно отличия состоят в функциях, для осуществления которых создаются требуемые структурные подразделения.отличие филиала от обособленного подразделения

Не стоит также забывать о том, что между структурными подразделениями имеются некоторые общие черты. К примеру, они не считаются юридическими лицами, информацию о них не нужно указывать в уставах учреждений, а их руководители имеют право выполнять свои обязанности исключительно на основании доверенности. Непосредственно структурные подразделения действуют на основании положений. Любое обособленное подразделение должно обладать стационарными рабочими местами.

Когда стоит выбор между обособленным подразделением или филиалом, необходимо определиться с возлагаемыми функциями, которые должна будет выполнять соответствующая структура. Кроме того, требуется определиться и с целями, для достижения которых ее создают. Помимо этого, органу главного учреждения, который принимает решение об открытии подразделений, также следует принять во внимание следующие факторы:

  • Запланировано ли самостоятельное ведение бухгалтерии обособленным подразделением.
  • Будут ли данные подразделения наделены имуществом.
  • Будут ли для подразделений открыты расчетные счета.является ли филиал обособленным подразделением

Заключение

Так в чем разница обособленного подразделения и филиала? Думаю каждый изучивший знает уже для себя ответ.

Отдельно можно отметить, что право выбора того или иного обособленного подразделения принадлежит только той организации, которая его создает. Но прежде чем принять окончательное решение о форме обособленного подразделения требуется детальным образом изучить все особенности каждого из возможных вариантов.

Филиалы и иные обособленные подразделения юридических лиц

Подразделения, определяющие собственный финансовый результат, как правило, характеризуются определенной степенью законченности производственного процесса. Наделение правом определять собственный финансовый результат имеет смысл только те подразделения, которые сами получают выручку от реализации, а также относительно независимы от деятельности других подразделений и головной организации. Определение такими подразделениями собственного финансового результата несет весьма существенную аналитическую нагрузку — выявление рентабельных и нерентабельных производств, оценку эффективности деятельности подразделений и пр.

Правом определения собственного финансового результата могут быть наделены, например, филиалы машиностроительного предприятия, самостоятельно производящие и реализующие запчасти к машинам, производимым головным предприятием.

Такой же порядок может использоваться организациями, представляющими собой совокупность обособленных подразделений — предприятий (заводов, фабрик, магазинов, сервисных центров). Общее руководство в таких организациях осуществляется головным подразделением, осуществляющим управленческие функции.

В описанных выше случаях расходы на управление (накладные расходы) распределяются между предприятиями — обособленными подразделениями: расходы, произведенные головным подразделением, в соответствующей части передаются каждому обособленному подразделению для учета в составе себестоимости товаров (работ, услуг). При этом порядок распределения таких расходов должен быть предусмотрен учетной политикой организации.

Сформированные по подразделениям финансовые результаты по окончании отчетного периода передаются на баланс головной организации. Внутренние ежемесячные отчеты таких обособленных подразделений включают в себя полный комплект форм бухгалтерской отчетности, в том числе бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках, расшифровки задолженности и прочие документы, предусмотренные внутренними нормативно-регламентными документами организации.

Пример.

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

С введением в действие части первой Налогового кодекса РФ, филиалы, представительства и иные обособленные подразделения не являются самостоятельными налогоплательщиками. Согласно ст. 19 НК РФ, они лишь исполняют обязанности головных организаций по уплате налогов и сборов по месту нахождения этих обособленных подразделений. Организация должна встать на учет в налоговых органах как по месту нахождения самой организации, так и по месту нахождения всех ее обособленных подразделений (ст. 83 НК РФ).

Заявление о постановке на учет по месту нахождения обособленного подразделения подается в соответствующий налоговый орган в течение одного месяца после создания обособленного подразделения.

Необходимо отметить, что НК РФ установлены особые условия признания подразделения обособленным в целях налогообложения.

Согласно ст. 11 НК РФ, обособленным подразделением организациипризнается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места (рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца).

При этом в целях налогообложения не имеет значения, ни признание обособленного подразделения филиалом или представительством с точки зрения гражданского законодательства, ни отражение создания обособленного подразделения в учредительных документах организации, ни характер полномочий, которыми наделяется создаваемое подразделение.

НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ

До 1 июля 2002 года особенности налогообложения обособленных подразделений были установлены ст. 175 НК РФ. Однако в соответствии с п. 23 ст. 1 Федерального закона от 29.05.02 N 57-ФЗ (вступившего в силу 1 июля 2002 года) эта статья утратила силу, причем задним числом — с 1 января 2002 года. В связи с этим организации, уплачивавшие налог в соответствии со статьей 175 НК РФ по месту нахождения обособленных подразделений, начиная с оборотов за июль 2002 года, уплачивают налог по месту постановки на учет организации без распределения его по обособленным подразделениям (см. п. 50 Методических рекомендаций по применению главы 21 «Налог на добавленную стоимость» Налогового кодекса Российской Федерации (с изменениями от 22.05.01, 06.08.02, 17.09.02)).

Обособленные подразделения самостоятельно выставляют счета-фактуры на отгруженные ими товары (выполненные работы, оказанные услуги). Нумерация счетов-фактур производится в порядке возрастания номеров в целом по организации (возможно как резервирование номеров по мере их выборки, так и присвоение составных номеров с индексом обособленного подразделения). Журналы учета счетов-фактур, книги покупок и книги продаж ведутся структурными подразделениями в виде разделов единых журналов учета, единых книг покупок и книг продаж организации. Описанный выше порядок разЪяснен в письме МНС РФ от 21.05.01 N ВГ-6-03/404 «О применении счетов-фактур при расчетах по налогу на добавленную стоимость».

_____________
Cм. «Налоги и платежи», 2001, N 7, стр. 94 (прим. ред.).
_____________

Говоря о порядке исчисления и уплаты НДС, нельзя не отметить, что передача товарно-материальных ценностей и затрат между головной организацией и обособленным подразделением не облагается НДС, поскольку смены собственника (и, соответственно, реализации) при этом не происходит. Исключением является случай, когда головная организация передает товарно-материальные ценности (выполняет работы, оказывает услуги) обособленному подразделению, деятельность которого является непроизводственной (санаторию, базе отдыха, детскому саду, столовой и пр.). Необходимость исчисления НДС в данном случае вытекает из ст. 146 НК РФ, согласно которой обЪектом обложения НДС является передача товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на доходы организаций.

налог на прибыль

Порядок уплаты налога на прибыль организациями, имеющими обособленные подразделения, предусмотренный ст. 288 Налогового кодекса РФ, по сути, повторяет ранее действовавший порядок уплаты данного налога.

В соответствии с указанной статьей уплата авансовых платежей, а также сумм налога в федеральный бюджет производится по месту нахождения организации без распределения по обособленным подразделениям, а уплата сумм авансовых платежей и сумм налога в бюджеты субЪектов Российской Федерации и бюджеты муниципальных образований производится по месту нахождения организации, а также по месту нахождения каждого из обособленных подразделений исходя из доли прибыли, приходящейся на эти обособленные подразделения по ставкам, действующим на территориях, где они расположены.

Доля прибыли, приходящаяся на обособленные подразделения, определяется как средняя арифметическая величина удельного веса среднесписочной численности работников (расходов на оплату труда) и удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества этого обособленного подразделения соответственно в среднесписочной численности (расходов на оплату труда) и остаточной стоимости амортизируемого имущества в целом по налогоплательщику.

Напомним, что амортизируемое имущество в целях исчисления налога на прибыль определяется ст. 256 НК РФ. Остаточная стоимость такого имущества рассчитывается исключительно по данным налогового учета и отнюдь не всегда совпадает со стоимостью основных средств и нематериальных активов, отраженных в бухгалтерском учете.

НАЛОГ НА ИМУЩЕСТВО

Налог на имущество уплачивается организациями как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения каждого из обособленных подразделений. Сумма налога, подлежащего уплате по месту нахождения обособленных подразделений, определяется как произведение налоговой ставки, действующей на территории субЪекта РФ, на которой расположены эти подразделения, на стоимость основных средств, материалов и товаров этих подразделений. При этом уплате в бюджет по месту нахождения головной организации подлежит разница между суммой налога на имущество, исчисленной в целом по организации, и суммами налога, уплаченными по месту нахождения обособленных подразделений.

Таким образом, действующим законодательством предусмотрено, что налог на имущество предприятий зачисляется в бюджет только по месту нахождения организации и месту нахождения всех ее обособленных подразделений. Уплата налога по месту нахождения имущества действующим законодательством не предусмотрена.

Описанный выше порядок определен Законом РФ от 13.12.91 N 2030-I «О налоге на имущество предприятий» с учетом положений главы первой НК РФ. Кроме того, указанный порядок разЪяснен Инструкцией ГНС РФ от 08.06.95 N 33 «О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество предприятий».

ЕДИНЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ НАЛОГ

В соответствии со ст. 243 НК РФ, обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс, расчетный счет и начисляющие выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, исполняют обязанности организации по уплате налога (авансовых платежей по налогу), а также обязанности по представлению расчетов по налогу и налоговых деклараций по месту своего нахождения.

Сумма налога (авансового платежа), подлежащая уплате по месту нахождения обособленного подразделения, определяется исходя из величины налоговой базы, относящейся к этому обособленному подразделению. Сумма налога, подлежащая уплате по месту нахождения организации, в состав которой входят обособленные подразделения, определяется как разница между общей суммой налога, подлежащей уплате организацией в целом, и совокупной суммой налога, подлежащей уплате по месту нахождения обособленных подразделений организации.

В то же время МНС России в 2001 году считало целесообразным применение централизованного порядка исчисления и уплаты налога в целом организацией (включая обособленные подразделения) по месту постановки организации на налоговый учет по месту ее нахождения в следующих случаях (письмо МНС РФ от 17.05.01 N 07-2-05/413-Н324):

— если организация и ее обособленные подразделения расположены на территории одного субЪекта Российской Федерации;

— за обособленные подразделения, которые не имеют расчетных счетов, не начисляют и не производят выплаты в пользу работников и физических лиц.

Данный централизованный порядок распространялся на исчисление и уплату налога, представление и осуществление всех расчетов, включая условия для применения регрессивной шкалы налогообложения, декларации по налогу, других документов.

СТРАХОВОЙ ВЗНОС НА ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ ПЕНСИОННОЕ СТРАХОВАНИЕ

В силу п. 8 ст. 24 Федерального закона от 15.12.01 N 167-ФЗ«Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» страхователи-организации, в состав которых входят обособленные подразделения, уплачивают страховые взносы по месту своего нахождения, а также по месту нахождения каждого из обособленных подразделений, через которые эти страхователи выплачивают вознаграждения физическим лицам.

Определение условий для применения тарифов страховых взносов производится в целом по организации, включая обособленные подразделения.

НАЛОГ НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ

Порядок исчисление и уплаты налога на доходы физических лиц аналогичен порядку, предусмотренному для единого социального налога. Согласно ст. 226 НК РФ, сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по месту нахождения обособленного подразделения, определяется исходя из суммы дохода, подлежащего налогообложению, начисляемого и выплачиваемого работникам этих обособленных подразделений.

НАЛОГ С ПРОДАЖ

Согласно статье 355 НК РФ организация, осуществляющая операции по реализации товаров (работ, услуг) через обособленные подразделения, находящиеся вне места нахождения этой организации, уплачивает налог на территории того субЪекта Российской Федерации, в котором осуществляются операции по реализации товаров (работ, услуг), исходя из стоимости реализованных через это обособленное подразделение товаров (работ, услуг).

НАЛОГ НА ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ АВТОДОРОГ

Обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс и расчетный счет, исполняют обязанности по уплате налога на пользователей автодорог по месту своего нахождения с выручки от реализации товаров (работ, услуг), полученной указанными обособленными подразделениями.

Организации, включающие обособленные подразделения, не имеющие баланса и (или) расчетного счета, производят уплату налога в целом по организации по месту нахождения головной организации.

Такой механизм определен п. 40 Инструкции МНС РФ от 04.04.2000 N 59 «О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды» (в редакции приказа МНС РФ от 20.10.2000 N БГ-3-03/361).

АКЦИЗЫ

Акциз по подакцизным товарам уплачивается по месту производства таких товаров, а по алкогольной продукции, кроме того, — по месту ее реализации с акцизных складов, за исключением реализации на акцизные склады других организаций (ст. 204 НК РФ).

Copyright c Журнал «Налоги и платежи», 2002, N 6.
— — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — —
Индекс 73869 по каталогу «Газеты, журналы» (Роспечать).
Подписка в любом почтовом отделении.
Подписка в Интернете: www.nalogi.com.ru/Russia.html

Чем отличается филиал от обособленного подразделения

В отличие от предпринимателей? все юридические лица могут создавать обособленные подразделения различных типов. Разберемся, чем отличается филиал от обособленного подразделения и выделим их главные признаки для подбора оптимальной формы в случае расширения бизнеса.

Обособленное подразделение или филиал – в чем разница

Возможность создания компаний для осуществления хозяйственной деятельности регламентируется ст. 48 ГК. При этом все юрлица, зарегистрированные в РФ, могут открывать свои представительства или филиалы, которые наделяются соответствующими полномочиями, имуществом и действуют согласно утвержденному положению и с внесением сведений в единый реестр (ст. 55 ГК).

Чтобы понять, чем отличается филиал от обособленного подразделения, определимся с терминологией. В соответствии с действующим законодательством:

  • Представительство – это территориально удаленное ОП, представляющее интересы юрлица и выполняющее их защиту (ст. 55 ГК).
  • Филиал – это обособленное подразделение юридического лица, территориально удаленное от головного предприятия, выполняющее все его функции или же только часть из них, включая функцию представительства (ст. 55 ГК).
  • Обособленное подразделение – удаленное территориально от головного предприятия любое подразделение, где созданы СРМ сроком свыше 1 мес. (ст. 11 НК).

В соответствии с налоговым законодательством ОП компании признаются любые удаленные территориально структуры при условии оснащения СРМ (стационарные рабочие места). Далее выясним, в чем заключается основное отличие филиала от обособленного подразделения, а также какими общими чертами характеризуются подобные структурные единицы компании.

Отличие филиала от обособленного подразделения – таблица

Из всех трех доступных форм наибольшими полномочиями обладает филиал, на втором месте располагается представительство организации и на последнем – простое представительство, оборудованное хотя бы одним СРМ. Выбор оптимального типа ОП зависит от конкретных задач. Рассмотрим особенности каждой из форм – филиал или обособленное подразделение, или представительство в наглядной таблице.

Характеристика

Филиал

Представительство

ОП простого типа

Функционал подразделения

Выполнение всех или части функций основного предприятия, в том числе представительства.

Представление и защита интересов головного предприятия.

Удаленное выполнение трудовых обязанностей специалистом по трудовому договору.

Право на коммерческую деятельность

Может заниматься коммерцией.

Не может заниматься коммерцией.

Только трудовые взаимоотношения, ведение коммерческой деятельности не допускается.

Обязанность уведомления ИФНС об открытии

Такая обязанность не предусмотрена.

Такая обязанность отсутствует.

Необходимо уведомить ИФНС в течение 1 мес. с даты открытия ОП.

Обязанность внесения изменений в ЕГРЮЛ

Вносить данные в реестр по филиалу необходимо.

Вносить в реестр данные по представительству необходимо.

Вносить данные по СРМ в ЕГРЮЛ не требуется.

Порядок создания

Принятие собственником головного предприятия решения о создании филиала.

Принятие владельцем головного предприятия решения о создании представительства.

Утверждение исполнительным органом головного предприятия приказа о создании ОП в виде СРМ.

Возможность самостоятельного ведения бухучета

Может вести бухучет совместно с головным предприятием или самостоятельно.

Вправе вести бухучет отдельно или вместе с основной организацией.

Ведение самостоятельного учета не предусмотрено, баланс формируется в общем виде бухгалтером головного предприятия.

Возможность самостоятельного открытия счета в банке

Может открывать счет в банке.

Может открывать банковский счет.

Не может открывать отдельный расчетный счет.

Возможность самостоятельных расчетов с персоналом

Может выдавать вознаграждение сотрудникам «на местах».

Может выплачивать вознаграждение.

Не может рассчитываться по трудовым договорам.

Вывод – Выбирая, что открыть – филиал или обособленное подразделение, необходимо в первую очередь определиться с намеченными целями и задачами. Создание обычного ОП – более простая процедура, но и полномочий у такого подразделения намного меньше, чем у филиала или представительства.

Филиал, представительство, обособленное подразделение: налоговые последствия

Исходя из определений этих терминов, можно сделать вывод, что филиал существенно превосходит представительства по объему полномочий, и знак тождественности между ними ставить нельзя. Филиал, кроме представительских функции, может осуществлять все те действия, что и головная организация. Поэтому, делая выбор в пользу того или иного подразделения, необходимо понимать, какой функционал планируется делегировать подразделению.

Тем не менее, общих признаков у этих двух видов подразделений гораздо больше. Приведем их ниже.

1. Филиал/представительство не являются юридическими лицами, а выступают исключительно от имени юрлица, их создавшего.

2. Филиал/представительство действует на основании утвержденного создавшим его юридическим лицом положения о филиале (представительстве). Положение принимается одновременно с решением о создании филиала или представительства. Форма положения о филиале/представительстве законодательно не утверждена.

3. Наличие имущества у филиала (представительства). Ст. 55 ГК РФ указывает на то, что головная организация наделяет обособленное подразделение имуществом, но не указывает на обязанность выделять подразделение на отдельный баланс и открывать другой расчетный счет.

Термин «отдельный баланс» в законодательстве не содержится, но Минфин своими письмами еще в 2005 г. разъяснил, что отдельный баланс подразделения — это совокупность показателей, установленных организацией, для своих подразделений и отражающих ее имущественное и финансовое положение на отчетную дату.
4. Руководители представительств и филиалов назначаются юридическим лицом и действуют исключительно на основании его доверенности.

5. Отражение филиала/представительства в едином государственном реестре юридических лиц.

На данный момент создание филиала или представительства должно быть обязательно отражено в ЕГРЮЛ, а вот в уставе организации сведений о филиалах и представительствах является необязательным.

Для создания филиала или представительства необходимо принять соответствующее решение, разработать положение и осуществить регистрационные действия в налоговом органе.

Постановка на учет филиала/представительства в налоговых органах произойдет автоматически на основании сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ. Каждое подразделение будет поставлено на учет месту своего нахождения.

Что такое обособленное подразделение

В НК РФ отсутствует определение филиала или представительства, однако ст. 11 НК РФ содержит понятие обособленного подразделения.

Согласно этой статье обособленное подразделение — любое территориально отделенное от нее подразделение с оборудованными стационарными рабочими местами.

Не стоит путать понятие «обособленное подразделение» с филиалами и представительствами, так как каждый из видов обособленных подразделений имеет свой статус, функции и налоговые последствия. Порядок создания также отличается.
Обособленное подразделение, отвечающее признакам, указанным в ст. 11 НК РФ, считается созданным при организации новых рабочих мест на постоянной основе по адресу, отличному от места нахождения организации. А для создания филиала или представительства требуется решение общего собрания участников общества, а также осуществление регистрационных процедур.

Создание обособленного подразделения, в отличие от создания филиала и представительства, не является регистрационной процедурой. Процедура создания обособленного подразделения, которое не является филиалом/представительством, значительно проще. Достаточно будет издать соответствующий приказ о создании обособленного подразделения и уведомить налоговый орган заявлением по форме № С-09-3-1. Руководство таким подразделением может осуществлять руководитель головной организации. Обособленное подразделение считается таковым независимо от отражения его в учредительных документах и от полномочий, которыми оно наделяется.

Для признания обособленного подразделения таковым согласно ст. 11 НК РФ, обязательными условиям являются:

  • территориальная обособленность;
  • создание в подразделении рабочих мест, обладающих признаками стационарности и оборудованности.
Разберемся, что это такое.

Условие территориальной обособленности выполняется, если обособленное подразделение находится географически отдельно от головной организации на территории, которая подконтрольна другому налоговому органу, в котором головная организация не состоит на учете.

Второе условие признания обособленного подразделения таковым — это наличие стационарных и оборудованных рабочих мест. Определение рабочего места содержится в ст. 209 ТК РФ, где указано, что рабочее место — это место, где работник обязан находиться или куда он должен прибыть в связи с его работой и которое находится под контролем работодателя. Оборудованным рабочее место считается, если созданы все необходимые для исполнения трудовых обязанностей условия. А стационарным, если рабочее место создано на срок более месяца. Таким образом, именно создание оборудованного стационарного рабочего места территориально отделенного от главного офиса считается созданием обособленного подразделения.

Обособленное подразделение не является юрлицом, филиалом, представительством, не имеет самостоятельного баланса, не имеет расчетного или иных счетов в банке.

Налогообложение для обособленных подразделений

Рассмотрев особенности каждого обособленного подразделения, можно сделать вывод, что налоговое определение «обособленное подразделение» значительно шире, чем «гражданское» понятие филиала/представительства. Важно понимать, что каждый филиал или представительство является обособленным подразделением, но не каждое обособленное подразделение является филиалом или представительством. Это важно понимать для целей налогообложения. Почему? Потому что компании, открывшие филиалы, имеют ряд налоговых ограничений.
Обратите внимание: компания, которая имеет филиал, не вправе применять УСН (пп. 1 п. 3 ст. 346.12 НК).
Но если компания имеет обособленное подразделение, которое не является филиалом и имеет те признаки обособленного подразделения, которые перечислены выше, то такая организация вправе применять УСН.

Минфин в своих письмах не раз указывал, что наличие у организации обособленного подразделения (не филиала) не препятствует применению упрощенного спецрежима (письмо Минфина РФ от 12 мая 2014 г. № 03-11-06/2/22075).

Некоторые налогоплательщики используют пп.1 п. 3 ст. 346.12 НК РФ с целью изменить налоговый режим в середине года — создают филиал формально, то есть только на бумаге. В своем свежем обзоре практики рассмотрения дел от 4 июля 2018 г. Верховный суд в п.3 указал, что создание филиала без намерения вести деятельность через него не может являться основанием для перехода организации с упрощенной системы налогообложения на общую.

Суть рассматриваемого дела была в том, что организация по каким-то причинам в середине года хотела перейти на общую систему налогообложения. А согласно п. 3 ст. 346.13 НК РФ налогоплательщики на УСН не вправе перейти на другой режим налогообложения до окончания налогового периода. То есть поменять систему налогообложения «упрощенщики» могут лишь с нового года. Тогда организация решила создать филиал для автоматического перевода на общую систему налогообложения. Филиал был создан, но исключительно «на бумаге». Были подготовлены соответствующие локальные нормативные документы, внесены изменения в ЕГРЮЛ, но реальную деятельность организация через филиал не осуществляла, руководитель был назначен лишь номинально, сотрудников не было, да и собственного офиса филиал не имел. А организация, в свою очередь, уже заявила вычет на возмещение НДС.

Но суд признал, что действия налогоплательщика были направлены на обход налогового законодательства и получение необоснованной налоговой выгоды. Вывод: создание филиала без осуществления реальной деятельности не переводит организацию, применяющую упрощенную систему налогообложения, на общую.
Помните, что целью создания обособленных подразделений должно являться расширение бизнеса, открытие новых торговых точек, увеличение объемов и привлечение новых потребителей. Содержание любого обособленного подразделения требует финансовых и трудовых ресурсов.

Независимо от выбранной формы обособленного подразделения необходимо сдавать отчетность в ту или иную инспекцию в зависимости от обособленного подразделения и самой отчетности.

Таким образом, если вы решили открыть для компании обособленное подразделение, для начала необходимо будет разобраться, какие существуют способы жизни обособленных подразделений, каков процесс их создания, требует ли создание подразделения регистрации в ЕГРЮЛ, какие есть особенности у каждого из видов подразделений и, самое главное, какие это повлечет налоговые последствия.

Материалы газеты «Прогрессивный бухгалтер»

Обособленные подразделения: создание и особенности налогообложения

Порядок признания обособленного подразделения в налоговом законодательстве имеет особенности. Например, в НК РФ содержатся нормы, предусматривающие, что признание обособленного подразделения организации производится независимо от того, отражен или не отражен факт его создания в ее учредительных или иных организационно-распорядительных документах. Помимо этого в отличие от ст. 55 ГК РФ в НК РФ формы обособленных подразделений не зафиксированы. Данное обстоятельство позволяет утверждать, что для целей налогообложения обособленным подразделением будет признаваться помимо представительства и филиала любое другое подразделение организации, которое удовлетворяет критериям «обособленности», предусмотренным налоговым законодательством.

В соответствии со ст. 11 НК РФ обособленным подразделением организации в целях налогового учета признается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Таким образом, в НК РФ дается собственное определение обособленного подразделения, отличное от гражданского законодательства. Рассмотрим это определение более подробно.

Территориальная обособленность

Первым условием для признания обособленного подразделения в целях налогообложения является территориальная обособленность от создавшей его организации. Данное условие является одним из основных отличительных признаков, присущих обособленному подразделению. Оно должно быть расположено на иной, отличной от места нахождения, организации территории.

В налоговом законодательстве не объясняется, что следует понимать под местом нахождения организации, поэтому данное понятие на основании п. 1 ст. 11 НК РФ определяется в соответствии с нормами иных отраслей российского законодательства. Согласно п. 2 ст. 54 ГК РФ местом нахождения юридического лица является место его государственной регистрации, поэтому местом нахождения организации также будет признаваться место ее государственной регистрации независимо от того, где фактически осуществляется деятельность.

В п. 1 ст. 51 ГК РФ указано, что юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе. Согласно ст. 2 Федерального закона от 8.08.01 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» государственная регистрация юридических лиц осуществляется федеральным органом исполнительной власти. В настоящее время уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц с 1 июля 2002 г., а с 1 января 2004 г. — физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, а также государственную регистрацию крестьянских (фермерских) хозяйств, является Федеральная налоговая служба (постановление Правительства Российской Федерации от 17.05.02 г. № 319). На основании п. 2 ст. 8 Закона № 129-ФЗ государственная регистрация осуществляется по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия такового — по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности. Эта норма означает, что организация может быть также зарегистрирована по домашнему адресу как учредителя, так и, например, генерального директора, поскольку согласно ст. 103 ГК РФ исполнительный орган может быть коллегиальным (правление, дирекция) или единоличным (директор, генеральный директор).

Налоговое законодательство, установив признаки обособленности подразделения, не конкретизирует, что является «иной территорией». Однако, учитывая наличие содержательной правоприменительной практики по вопросу о территориальной обособленности подразделения организации, выработанной судебными органами, можно констатировать следующее. Для целей налогового учета подразделение является территориально обособленным от организации-налогоплательщика лишь в том случае, если оно находится на территории, налоговый учет на которой осуществляет не тот налоговый орган, в котором организация-налогоплательщик уже состоит на учете. Этот вывод подтверждается п. 39 постановления пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 28.02.01 г. № 5, постановлением ФАС Северо-Западного округа от 18.09.01 г. № А56-14845/01 и другими решениями федеральных арбитражных судов округов. Налоговые органы также руководствуются указанным подходом, о чем свидетельствует письмо МНС России от 8.08.01 г. № ШС-6-14/613@. Таким образом, территориальная обособленность образуется при создании подразделения на территории, не подведомственной налоговому органу, на учете в котором стоит головная организация. Поэтому при определении наличия обособленных подразделений у организации следует руководствоваться положениями Общероссийского классификатора объектов административно-территориального деления (ОКАТО) 019-95, утвержденного постановлением Госстандарта России от 31.07.95 г. № 413, на основании которого можно установить территорию, подведомственную налоговому органу. Если указанный в нем код административно-территориальной единицы у места регистрации организации и места ее подразделения один, то такое подразделение не признается территориально обособленным от организации. Следовательно, у организации, зарегистрированной и поставленной на учет в одной налоговой инспекции, в случае создания рабочего места на территории, «обслуживаемой» другой налоговой инспекцией, образуется обособленное подразделение.

Пример. Юридический адрес организации: г. Москва, Басманный район, ул. Мясницкая, д. 44. Адрес оборудованного рабочего места: г. Москва, Басманный район, ул. Мясницкая, д. 43. В этом случае у организации не образуется обособленное подразделение, поскольку код административно-территориальной единицы у организации и подразделения один — 45 286 555.

Оборудование стационарных рабочих мест вне места нахождения головной структуры

Вторым условием признания обособленного подразделения организации таковым является наличие по месту его нахождения оборудованных стационарных рабочих мест.

Содержание условия об «оборудовании рабочего места» на законодательном уровне не раскрывается. Учитывая правовую неопределенность в раскрытии юридического содержания этого понятия, а также отсутствие по данному вопросу правоприменительной позиции, сформированной судебной практикой, можно предположить, что под «оборудованным рабочим местом» следует понимать место, снабженное устройствами, приборами, механизмами и т.п., необходимыми для производства каких-либо работ.

По нашему мнению, подразделение организации может быть признано обособленным только при оборудовании рабочих мест непосредственно организацией-работодателем, хотя с формальной точки зрения НК РФ не связывает факт наличия обособленного подразделения с созданием (оборудованием) рабочих мест непосредственно головной организацией. Текущая неопределенность в правоприменении данной нормы требует принимать во внимание наличие риска, связанного с признанием налоговыми органами подразделения организации территориально обособленным и при наличии рабочих мест, которые оборудованы третьими лицами (а не самой организацией). В пользу этого утверждения также указывает следующее обстоятельство. В налоговом законодательстве не содержится специального определения понятия «рабочее место». На основании п. 1 ст. 11 НК РФ данное понятие может быть применено в том значении, в каком оно используется в трудовом законодательстве. В соответствии со ст. 209 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ) рабочим местом признается место, в котором работник должен находиться или в которое ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя. Из определения рабочего места следует, что применение данного понятия непосредственно связано с работником, заключившим трудовой договор. В ст. 15 и 16 ТК РФ установлено, что работником и работодателем являются лица, которые на основании заключенного между ними трудового договора вступили в трудовые отношения. Другими словами, работодателем может выступать только та организация, с которой работник заключил трудовой договор. Таким образом, можно предположить, что выполнение работ физическими лицами по заданию организации на основании заключенного договора гражданско-правового характера (например, подряда) с формальной точки зрения не должно приводить к образованию у организации рабочего места, поскольку здесь не возникают трудовые отношения. В то же время нельзя не обратить внимание на существующий риск. В том случае если фактически отношения с работником складываются как трудовые, то налоговый орган и арбитражный суд в случае спора могут переквалифицировать подрядные отношения и признать их фактически трудовыми и на этом основании констатировать возникновение обособленного подразделения организации.

В соответствии с п. 2 ст. 11 НК РФ стационарный характер оборудованных рабочих мест может иметь место, если они созданы на срок более одного месяца. В этом случае «стационарность» понимается не как прочная связь с землей и речь идет не столько об объектах, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (ст. 130 ГК РФ), сколько о продолжительности существования оборудованных рабочих мест вне территории головного отделения.

До сих пор много вопросов возникает по поводу того, следует ли признавать наличие обособленного подразделения при направлении работника в служебную командировку свыше одного месяца. Следует отметить, что в настоящее время судебная практика не выработала единого подхода относительно этого вопроса. Так, некоторые суды указывают, что при направлении работника в командировку в другую местность на срок более одного месяца создается обособленное подразделение организации, что в соответствии с требованиями ст. 83 НК РФ обязывает последнюю встать на соответствующий налоговый учет (постановление ФАС Северо-Западного округа от 4.02.02 г. № А05-9651/01-491/14). Некоторые суды придерживаются противоположного мнения, полагая, что осуществление работ командировочным методом не приводит к образованию обособленного подразделения (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 10.03.04 г. № Ф04/1209-235/А03-2004).

Количество рабочих мест, необходимых для создания обособленного подразделения

В НК РФ не четко установлено, сколько рабочих мест образует обособленное подразделение у организации, поэтому судебная практика неоднозначно истолковывает его нормы. Так, ФАС Московского округа в постановлении от 3.10.01 г. № КА-А40/5441-01 констатировал, что для признания подразделения обособленным в силу п. 2 ст. 11 НК РФ необходимо два и более стационарных рабочих места. Если в обособленном подразделении работает только один человек, то постановки на учет не требуется. Таким образом, позиция ФАС Московского округа сводится к тому, что одно рабочее место не создает обособленного подразделения. В то же время ряд других арбитражных судов придерживаются по данному вопросу противоположной позиции, сводящейся к тому, что использование в п. 2 ст. 11 НК РФ множественного числа термина «стационарные рабочие места» применено в связи с возможностью создания множества обособленных подразделений. Следовательно, обособленное подразделение будет считаться созданным и в том случае, когда организацией создано одно рабочее место (постановления ФАС Северо-Западного округа от 27.05.02 г. № А26-6342/01-02-12/178, ФАС Московского округа от 23.01.03 г. № КА-А41/9052-02, ФАС Восточно-Сибирского округа от 9.01.01 г. № А33-8564/00-С3-Ф02-2926/00-С1). По нашему мнению, поскольку для осуществления деятельности подразделения достаточно создания одного рабочего места, наличие последнего является достаточным обстоятельством для признания подразделения обособленным.

Пример. ООО «Альфа» в другом городе открыло склад для хранения своей продукции. Для круглосуточной охраны склада были приняты на работу два работника, посменно меняющие друг друга. На складе было оборудовано помещение для сотрудников охраны. В этом случае, по нашему мнению, у организации образуется обособленное подразделение.

Важно отметить, что в некоторых случаях налоговое законодательство устанавливает обязанность исчисления и уплаты налогов по месту нахождения обособленного подразделения в зависимости от наличия либо отсутствия отдельного баланса у этого подразделения (в частности, по налогу на имущество организаций, единому социальному налогу, налогу на рекламу).

Отдельный баланс обособленного подразделения

Определения отдельного баланса подразделения в актах налогового законодательства не содержится. В связи с этим на основании п. 1 ст. 11 НК РФ для раскрытия его юридического содержания следует обратиться к нормам других отраслей российского законодательства.

В настоящее время ни в одной из отраслей российского законодательства не дается определение отдельного баланса подразделения, хотя ссылки на него присутствуют в бухгалтерском, гражданском и налоговом законодательстве, где раскрыты лишь последствия выделения структурного подразделения на отдельный баланс. Однако ни определения отдельного баланса, ни требований, предъявляемых к нему законодательством, ни случаев, когда он может или должен составляться, действующим законодательством не предусмотрено.

В ранее действовавшем законодательстве по бухгалтерскому учету содержание этого понятия раскрывалось достаточно четко. Так, согласно п. 4 Положения о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 26.12.94 г. № 170, организация могла выделять на отдельный баланс свои производства и хозяйства (подсобное сельское хозяйство, лесозаготовки, жилищно-коммунальное хозяйство, транспортное хозяйство и иные структурные подразделения), а также филиалы и представительства, входящие в ее состав и не являющиеся юридическими лицами. При этом в п. 3.4 положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/96), утвержденного приказом Минфина России от 8.02.96 г. № 10, указывалось, что под отдельным балансом понимается система показателей, формируемая подразделением организации и отражающая его имущественное и финансовое положение на отчетную дату для нужд управления организацией, в том числе для составления бухгалтерской отчетности.

В новой редакции положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99), утвержденного приказом Минфина России от 6.07.99 г. № 43н, аналогичное нормативно закрепленное определение отдельного баланса отсутствует. При этом необходимо отметить, что положениями как ранее действующего, так и текущего законодательства не предусмотрено ни юридического порядка формирования отдельного баланса, ни нормативно закрепленного способа его объективации, ни обязанности организации по представлению отдельного баланса в налоговые органы. Позиция Минфина России относительно формирования отдельного баланса у подразделения организации содержится в его письме от 29.03.04 г. № 04-05-06/27, где он разъяснил, что под отдельным балансом следует понимать перечень показателей, установленных организацией для своих подразделений, выделенных на отдельный баланс. При этом отмечается, что отдельный баланс подразделения должен отражать его имущественное и финансовое положение на отчетную дату для нужд управления организацией.

Таким образом, по нашему мнению, отдельным балансом обособленного подразделения можно считать способ группировки учетных данных (систему данных) в целях бухгалтерского учета, характеризующих финансовое положение обособленного подразделения по состоянию на отчетную дату, который имеет внутриорганизационное значение и данные которого включаются в отчетность организации в целом.

Важно отметить, что Управление МНС России по г. Москве в письме от 1.06.2000 г. № 03-12/21344 связывает наличие у подразделения отдельного баланса с отражением об этом информации в учредительных документах и положениях о подразделении, тем самым подтверждая необходимость формального закрепления факта выделения баланса подразделения. Аналогичной точки зрения придерживается и Минфин России (письмо от 17.08.01 г. № 04-02-03/138). По нашему мнению, позиция министерств не основана на нормах действующего законодательства, поскольку нормы законодательства не предъявляют требований о включении в учредительные документы организации либо в положения о филиале или представительстве информации о наличии либо отсутствии у соответствующего структурного подразделения отдельного баланса.

Пример. ООО «Альфа» зарегистрировано в г. Кирове. В г. Самаре у организации образовано обособленное подразделение, которое поставлено на учет в местный налоговый орган. В подразделении создан собственный отдел бухгалтерского учета, при этом отчетная информация подразделения передается в головное отделение через Интернет. Начисление и выплата заработной платы работникам подразделения осуществляются по месту нахождения обособленного подразделения. В положении об учетной политике организации на соответствующий год содержится план счетов обособленного подразделения. Учитывая изложенные обстоятельства, в этом случае можно говорить о том, что подразделение выделено на отдельный баланс.

Итак, определив отличительные признаки, позволяющие установить факт создания обособленного подразделения у организации, рассмотрим особенности налогообложения этих организаций. После создания обособленного подразделения в трактовке НК РФ и осуществления необходимых действий по его учету главной задачей становится исполнение обязанностей по уплате налогов и сборов во исполнение п. 2 ст. 19 НК РФ.

Налоги, уплачиваемые обособленными подразделениями

Налог на добавленную стоимость. Обособленные подразделения, не выделенные на отдельный баланс, не обладают правом оформлять счета-фактуры и вести их обособленный учет. Их обязанности по определению налоговой базы по НДС заключаются в своевременной и полной передаче полученных от поставщиков счетов-фактур в головной офис организации.

В письме МНС России от 21.05.01 г. № ВГ-6-03/404 говорится о том, что если организация реализует товары (выполняет работы, оказывает услуги) через обособленные структурные подразделения, то счета-фактуры оформляются в следующем порядке:

  • счета-фактуры на отгруженные товары (выполненные работы, оказанные услуги) выставляются покупателям обособленными структурными подразделениями;
  • нумерация счетов-фактур производится в порядке возрастания номеров в целом по организации. Возможно как резервирование номеров по мере их выборки, так и присвоение составных номеров с индексом обособленного подразделения;
журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж ведутся структурными подразделениями в виде разделов единых журналов учета, единых книг покупок и книг продаж организации. За отчетный налоговый период указанные разделы книг покупок и книг продаж представляются обособленными подразделениями для оформления единых книг покупок и книг продаж налогоплательщика и составления деклараций по НДС.

Исчисление НДС в соответствии с п. 1 ст. 173 НК РФ производится головной организацией. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет организацией в целом, полностью перечисляется головным офисом по месту своего учета в налоговых органах.

Налог на доходы физических лиц. Совокупная сумма налога, исчисленная и удержанная налоговым агентом у налогоплательщика, в отношении которого он признается источником дохода, перечисляется как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения каждого обособленного подразделения. Сумма налога на доходы физических лиц (НДФЛ), подлежащая уплате в бюджет по месту нахождения обособленного подразделения, определяется исходя из суммы дохода, подлежащего налогообложению, начисляемого и выплачиваемого работникам этих обособленных подразделений (п. 7 ст. 226 НК РФ).

Таким образом, при установлении налоговыми органами обязанности обособленного подразделения по перечислению сумм НДФЛ по месту своего нахождения единственным условием является факт выплаты дохода работнику обособленного подразделения организации.

Следует отметить, что понятие «работник обособленного подразделения», необходимое для определения суммы НДФЛ, подлежащей уплате в бюджет по месту нахождения обособленного подразделения, на законодательном уровне не раскрывается. При признании физического лица, заключившего трудовой договор с организацией, в качестве работника обособленного подразделения организации налоговые органы могут обратить внимание на то, что в соответствии со ст. 57 Трудового кодекса Российской Федерации от 30.12.01 г. № 197-ФЗ указание места работы работника (с указанием структурного подразделения) является существенным условием трудового договора. Данный вывод косвенно подтверждается позицией Управления МНС России по г. Москве в письме от 20.10.03 г. № 28-11/58237.

Следовательно, если в трудовом договоре, по которому работодателем выступает головная организация, в качестве места работы указано место нахождения обособленного подразделения, то налоговые органы могут признать физических лиц в качестве работников этого подразделения.

Если в договоре в качестве места работы указано место нахождения головной организации, но работники фактически осуществляют трудовую деятельность по месту нахождения обособленного подразделения, то в случае установления факта осуществления трудовой деятельности работниками по месту нахождения обособленного подразделения последние также могут быть признаны налоговыми органами в качестве работников обособленного подразделения.

При определении порядка представления отчетности (сведения о доходах физических лиц по форме № 2-НДФЛ) необходимо учесть следующее. В п. 2 ст. 230 НК РФ определено, что налоговые агенты представляют в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц этого налогового периода и суммах начисленных и удержанных за этот период налогов ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Сотрудники налоговых органов в ряде своих разъяснений придерживаются позиции, согласно которой головная организация обязана представить сведения по форме № 2-НДФЛ о доходах работников как головной организации, так и обособленных подразделений по месту своей постановки на налоговый учет.

Однако указанная позиция сотрудников налоговых органов напрямую не следует из норм главы 23 НК РФ. В данном случае необходимо учитывать положения ст. 83 НК РФ, согласно которой организация, в состав которой входят обособленные подразделения, обязана встать на учет в качестве налогоплательщика в налоговом органе как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения.

Следовательно, место нахождения обособленного подразделения также является местом учета налогоплательщика. Данную позицию подтвердил ФАС Северо-Западного округа в постановлении от 18.06.03 г. № А56-39236/02, в котором суд прямо указал, что место нахождения обособленного подразделения также является местом учета налогоплательщика. Кроме того, необходимость подачи сведений о доходах работников не головной организацией, а обособленным подразделением косвенно была подтверждена ФАС Северо-Кавказского округа в постановлении от 12.05.03 г. № Ф08-1269/03-553А. ФАС Восточно-Сибирского округа в постановлении от 28.04.03 г. № А74-3564/02-К2-Ф02-1095/03-С1 также не нашел противоречащим налоговому законодательству подачу сведений о доходах работников по месту нахождения обособленного подразделения.

Таким образом, по нашему мнению, сведения о доходах, выплачиваемых работникам обособленного подразделения должны подаваться в налоговый орган по месту нахождения этого обособленного подразделения, поскольку именно в этом налоговом органе организация должна состоять на учете в связи с наличием обособленного подразделения. Кроме того, поскольку налог уплачивается по месту нахождения обособленного подразделения, местный налоговый орган для осуществления налогового контроля должен иметь соответствующую информацию о налоговой базе, с которой был уплачен этот налог, т.е. сведения о доходах работников обособленного подразделения.

Единый социальный налог. Обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс, расчетный счет и начисляющие выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, уплачивают ЕСН и представляют авансовые расчеты и налоговые декларации по месту своего нахождения. Если в состав организации входят обособленные подразделения, не имеющие отдельного баланса, расчетного счета и не начисляющие выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, то уплата ЕСН и представление авансовых расчетов и налоговых деклараций осуществляются по месту нахождения головной организации.

Порядок перечисления обособленными подразделениями страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию установлен Федеральным законом от 15.12.01 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации». Согласно п. 2 ст. 10 данного Закона объектом обложения страховыми взносами и базой для начисления страховых взносов являются объект налогообложения и налоговая база по ЕСН, установленные главой 24 «Единый социальный налог» НК РФ. В соответствии с п. 8 ст. 24 Закона № 167-ФЗ страховые взносы на обязательное пенсионное страхование работников обособленных подразделений уплачиваются головным офисом как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения всех обособленных подразделений организации. Однако с учетом требований п. 8 ст. 243 НК РФ данное требование применимо в части обособленных подразделений, не выделенных на отдельный баланс. Выделенные же на отдельный баланс филиалы и представительства могут в соответствии со ст. 243 НК РФ также начислять и уплачивать страховые взносы в ПФР по месту нахождения как головной организации, так и ее обособленных подразделений.

Разъяснения порядка уплаты страховых взносов в бюджет ПФР даны также в совместном письме МНС России от 14.06.02 г. № БГ-6-05/835 и ПФР от 11.06.02 г. № МЗ-16-25/5221 «Об уплате страховых взносов организациями, в состав которых входят обособленные подразделения».

Следует учитывать, что согласно п. 2 ст. 241 НК РФ расчет условия на право применения регрессивных ставок налога производится по организации в целом независимо от исполнения обособленными подразделениями обязанности организации по уплате авансовых платежей по налогу и страховых взносов.

Налог на имущество организаций. Согласно ст. 384 НК РФ организации, в состав которых входят обособленные подразделения, выделенные на отдельный баланс, уплачивают налог (авансовые платежи по налогу) в бюджет по местонахождению каждого из обособленных подразделений в отношении имущества, признаваемого объектом налогообложения в соответствии со ст. 374 НК РФ, находящегося на отдельном балансе каждого из них, в сумме, определяемой как произведение налоговой ставки, действующей на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, на которой расположены эти обособленные подразделения, и налоговой базы (средней стоимости имущества), определенной за налоговый (отчетный) период по нормам ст. 376 НК РФ в отношении каждого обособленного подразделения. За обособленные подразделения, не выделенные на отдельный баланс, начисление налога и расчеты по нему с налоговыми органами по месту нахождения таких обособленных подразделений осуществляет головной офис организации.

налог на прибыль организаций. Особенности налогообложения прибыли организаций, имеющих обособленные подразделения, регламентированы ст. 288 НК РФ. В соответствии с п. 1 этой статьи данные организации исчисление и уплату в федеральный бюджет сумм авансовых платежей, а также сумм налога, исчисленных по итогам налогового периода, осуществляют по месту своего нахождения без распределения указанных сумм по обособленным подразделениям.

Уплата авансовых платежей, а также сумм налога, подлежащих зачислению в доходную часть бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований, согласно п. 2 ст. 288 НК РФ производится налогоплательщиками — российскими организациями по месту нахождения организации, а также по месту нахождения каждого из ее обособленных подразделений исходя из доли прибыли, приходящейся на эти обособленные подразделения, определяемой как средняя арифметическая величина удельного веса среднесписочной численности работников (расходов на оплату труда) и удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества этого обособленного подразделения соответственно в среднесписочной численности работников (расходов на оплату труда) и остаточной стоимости амортизируемого имущества, исчисленной в соответствии с п. 1 ст. 257 НК РФ, в целом по налогоплательщику. Указанные в этом пункте удельный вес среднесписочной численности работников и удельный вес остаточной стоимости амортизируемого имущества исчисляются исходя из фактических показателей среднесписочной численности работников (расходов на оплату труда) и остаточной стоимости основных средств указанных организаций и их обособленных подразделений на конец отчетного периода.

Налогоплательщики самостоятельно выбирают, какой из показателей применять — среднесписочную численность работников или сумму расходов на оплату труда. Выбранный налогоплательщиком показатель должен быть неизменным в течение налогового периода.

Суммы авансовых платежей, а также суммы налога, подлежащие зачислению в доходную часть бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований, определяются по ставкам налога, действующим на территориях, где расположены организация и ее обособленные подразделения. Исчисление сумм авансовых платежей по налогу, а также сумм налога, подлежащих внесению в бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты муниципальных образований по месту нахождения обособленных подразделений, осуществляется налогоплательщиком самостоятельно (п. 3 ст. 288 НК РФ). Сведения о суммах авансовых платежей по налогу, а также суммах налога, исчисленных по итогам налогового периода, налогоплательщик сообщает своим обособленным подразделениям, а также налоговым органам по месту их нахождения не позднее срока, установленного этой статьей для подачи налоговых деклараций за соответствующий отчетный или налоговый период. Налогоплательщик уплачивает суммы авансовых платежей и суммы налога, исчисленные по итогам налогового периода, в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты по месту нахождения обособленных подразделений не позднее срока, установленного ст. 289 НК РФ для подачи налоговых деклараций за соответствующий отчетный или налоговый период.

Федеральным законом от 6.06.05 г. № 58-ФЗ были внесены дополнения в ст. 288 НК РФ. После вступления в силу новой редакции ст. 288 НК РФ (с 1 января 2006 г.) налогоплательщик, имеющий несколько обособленных подразделений на территории одного субъекта Российской Федерации, может не производить распределение прибыли по каждому из этих подразделений. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет этого субъекта Российской Федерации, в таком случае определяется исходя из доли прибыли, исчисленной из совокупности показателей обособленных подразделений, находящихся на территории субъекта Российской Федерации. При этом налогоплательщик самостоятельно выбирает то обособленное подразделение, через которое осуществляется уплата налога в бюджет этого субъекта Российской Федерации, уведомив о принятом решении налоговые органы, в которых его обособленные подразделения стоят на налоговом учете.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *