НАУЧНЫЕ ПОДХОДЫ К ПОНЯТИЮ «ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА»
В условиях развития финансовых систем, и появления в них значительного числа различных как субъектов, так и объектов финансовых отношений, в управлении финансами предприятий значительное место занимает процесс усиления конструктивности и рациональности распределения и управления финансовыми ресурсами. Этого можно добиться благодаря формированию и реализации соответствующей финансовой политики.
Процесс формирования финансовой политики требует высококвалифицированных специалистов. В связи с чем в начале 2000-х гг. в вузах России по направлению «Финансовый менеджмент» впервые ввели курсы по финансовой политике, а в некоторых вузах это направление разделили на долгосрочную и краткосрочную политику, чтобы сформировать у студентов наиболее полное представление по данной дисциплине. Однако до сих пор ученые не пришли к единому толкованию данного термина. Изложенные в учебной и научной литературе точки зрения экспертов к трактовке данного понятия можно объединить в несколько групп и представить в таблице 1.
Таблица 1.
Подходы к толкованию термина «финансовая политика»
Определение | Авторы |
Финансовая политика — это финансовый менеджмент.
| В.Г. Когденко [2], С.О. Шохин, М.Н. Гермогентова, Е.И. Шохин, Е.В. Серегин [11], С.А. Мицек [6] |
Финансовая политика — это совокупность мероприятий по целенаправленному формированию, организации и использованию финансов для достижения целей предприятия или алгоритм действий. | О.Н. Лихачева [4] С.А. Щуров Ю.В. Мордовская [7]
|
Финансовая политика — это то, что производится через финансовые отношения и механизмы. | В.А. Щербаков [13] Е.А. Приходько В.А. Чернов [10] |
Финансовая политика — это курс, цель, стратегия, идеология. | В.В. Бочаров [1], Ю.Н. Лапшин [3], А.А. Балакирев, Е.В. Бобков, И.В. Пещанская [9] |
Финансовая политика — это многогранное экономическое и научно-практическое явление, имеющее ряд содержательных вариантов. | М.В. Васильева Н.А. Малиев Л.В. Перекрестова [8] |
Таким образом можно сделать вывод о том, что в соответствии с точкой зрения авторов, которые не разделяют категории «финансовая политика» и «финансовый менеджмент», отдельного самостоятельного понятия «финансовая политика» не существует. В некоторых работах по финансовому менеджменту понятие «финансовая политика» используется только в наименовании разделов и применяется в качестве названия дисциплины в учебных заведениях, а по финансовой политике — только в названии пособия. При этом, и в тех, и в других не сказано о том, что же такое непосредственно финансовая политика. Таким образом, отсутствует предмет для обособленного изучения и анализа.
Экономисты и ученые, имеют представление о финансовой политике как о совокупности мероприятий по формированию, распределению и использованию денежных ресурсов, также косвенно признают, что она не считается самостоятельной категорией. Поскольку мероприятие представляет собой какое-либо конкретное действие, а совокупность управленческих действий уже является процессом управления, то можно сделать вывод о том, что эти экономисты признают равенство между финансовой политикой и финансовым менеджментом.
При рассмотрении следующей точки зрения важно заметить, что и в данном случае у понятия финансовой политики отсутствует какая-либо конкретная трактовка. Некоторые авторы в качестве принципов организации финансовой политики используют принципы финансового менеджмента, можно сделать вывод о том, что и они признают равенство понятий «финансовая политика» и «финансовый менеджмент».
Таким образом становится ясно, что многие авторы учебной и специальной литературы прямо или косвенно соотносят понятия финансовой политики и финансового менеджмента, либо не дают финансовой политике какого-либо конкретного определения. При этом содержание многих работ затрагивают тему финансового менеджмента, в том числе управлению активами и капиталом, планированию и финансовому анализу.
Понятие «политика» применяется во многих сферах деятельности общества. Толковый словарь русского языка трактует политику как «…образ действий, направленных на достижение чего-нибудь». Под образом действий можно понимать принцип действия, но не само действие. Следовательно, управление финансами — это действие, а финансовая политика — образ действия. Образ действия или управления находит свое отражение в нормах и принципах, которые используются при принятии управленческих решений.
При более детальном рассмотрении учетной политики, которая непосредственно является частью финансовой политики, нельзя не заметить, что там раскрыты определенные принципы ведения бухгалтерского учета. Данной точки зрения придерживаются многие российские и зарубежные экономисты. С.И. Луценко в своей статье отмечает: «Целью пересмотра кредитных соглашений является выбор структуры капитала (финансовой политики) компании» [5]. Доктор экономических наук П.Н. Шуляк под ценовой политикой понимает «…общие принципы, которых компания собирается придерживаться в сфере установления цен» [12]. Ценовая политика — это вид финансовой политики, именно поэтому такой подход можно отнести к понятию финансовой политики.
Рассмотрим в качестве примера точку зрения закрепленную практическим опытом. Практиканты под процессом формирования финансовой политики понимают выработку определенных норм и принципов. С. Грязных глава казначейства ГМК «Норильский Никель», говоря о коэффициентах соотношения долга и собственного капитала, и прибыли, отсылается на то, что данные коэффициенты обозначены во внутренней финансовой политике предприятия.
Ключевым элементом в трактовке «финансовая политика организации» представляется совокупность норм и принципов, которые непосредственно применяются в работе с финансами организации. Такой подход к трактовке понятия «финансовая политика» делает ее независимой категорией, отличной от категории «финансовый менеджмент», что дает возможность определить конкретные и присущие именно финансовой политике цель и этапы ее формирования. Такое обобщенное представление выделяет сущность явления на всех уровнях системы и заключает в себе совокупность норм и принципов, используемых при работе с финансами. Это также представляет возможность выделить определенные навыки и умения, которые требуются финансовым специалистам разрабатывающим финансовую политику.
Нормы и принципы реализации финансовой политики применяются для принятия управленческих решений в сфере распределения финансов. При этом определение какой-либо нормы — это мероприятие, касающееся формирования финансовой политики, но не являющееся таковой, а вот сам факт наличия конкретной нормы — это и есть финансовая политика. Выполнение данных норм является непосредственно механизмом реализации финансовой политики.
Таким образом, объектом анализа финансовой политики являются те нормы и принципы, которые приняты субъектом финансовой деятельности. Именно они и характеризуют финансовую политику предприятия.
Список литературы:
- Бочаров В.В. Корпоративные финансы. СПб: Питер. 2008. 272 с.
- Когденко В.Г. Краткосрочная и долгосрочная финансовая политика: учеб. пособие. М.: Юнити. 2010. 471 с.
- Лапшин Ю.Н. Инвестиционная политика: учеб. пособие / под ред. Ю Н. Лапшина. М.: КноРус. 2005. 320 с.
- Лихачева О.Н., Щуров С.А. Долгосрочная и краткосрочная финансовая политика предприятия: учеб. пособие / под. ред. И.Я. Лукасевича. М.: Вузовский учебник. 2007. 288 с.
- Луценко С.И. Пересмотр кредитных соглашений в условиях асимметричности информации формации // Финансовый менеджмент. 2013. №2.
- Мицек С.А. Краткосрочная финансовая политика на предприятии: учеб. пособие. М.: КноРус. 2007. 248 с.
- Мордовская Ю.В. Долгосрочная и краткосрочная финансовая политика предприятия: учеб. пособие. М.: Элит. 2009. 272 с.
- Перекрестова Л.В., Малиев Н.А., Васильева М.В. Финансовая политика: учеб. пособие. Ростов-на-Дону.: Феникс. 2008. 220 с.
- Пещанская И.В. Финансовый менеджмент: краткосрочная финансовая политика: учеб. пособие для вузов. М.: Экзамен. 2005.
- Чернов В.А. Финансовая политика организации: учеб. пособие для вузов / под редакцией М.И. Баканова. М.: ЮНИТИ-ДАНА. 2003.
- Шохин С.О., Гермогентова М.Н., Шохин Е.И., Серегин Е.В. Финансовый менеджмент: учеб. для вузов. М.: КноРус. 2008. 480 стр.
- Шуляк П.Н. Финансы предприятия: учебник. М.: Дашков и Компания. 2012. 467 с.
- Щербаков В.А. Краткосрочная финансовая политика: учеб. пособие. М.: КноРус. 2007. 272 с.
Глава 1. Финансовая политика государства: сущность, состав и типы
Сущность и задачи финансовой политики
Политическая деятельность государства проявляется во всех сферах общественной жизни, в том числе и в финансовой сфере. В учебниках, научной литературе существуют разные определения понятия «финансовая политика». Так, ряд авторов финансовую политику определяют как «совокупность государственных мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций» (Финансы. Денежное обращение. Кредит, 2001, с.80). Другими словами, финансовая политика рассматривается как определенная деятельность государственных органов, связанная с использованием финансовых отношений для выполнения своих функций государством.
Такая трактовка таит в себе ряд опасностей. Дело в том, что функции и задачи государства видоизменяются, трансформируются в соответствии с господствующими в обществе представлениями о роли государства в развитии народного хозяйства. Так, например, вопросы государственного вмешательства в экономику России, выравнивания социально-экономических условий жизнедеятельности населения и многие другие вопросы, определяющие функции и задачи государства, до сих пор остаются дискуссионными.
Использование финансовой политики только как средства (инструмента) выполнения функций государства неизбежно ведет к конфликту интересов государственных органов власти, органов местного самоуправления с другими субъектами финансовой системы, а именно с хозяйствующими субъектами и населением страны.
Например, до недавнего времени многими специалистами, включая представителей органов государственной власти, убедительно обосновывалась неэффективность существовавшей налоговой системы, а для ряда сфер бизнеса – ее губительность. Тем не менее, она долго оставалась без изменений и продолжала сдерживать экономическое развитие страны.
Другой пример — из области взаимоотношений государства и наемных работников в части оплаты труда. Если в развитых странах минимальный размер оплаты труда наемного работника привязан к величине прожиточного минимума, то в России минимальный размер оплаты труда используется преимущественно как некий норматив при установлении государством различных платеже, в том числе штрафов, и никоим образом не увязан собственно с прожиточным минимумом граждан России. Самоустранение государства от регулирования доходов населения способствовало огромной дифференциации в уровнях оплаты труда между высокооплачиваемыми и низкооплачиваемыми категориями наемных работников, стало причиной того, что значительная часть населения страны оказалась за чертой бедности.
Из изложенного выше можно сделать, по крайней мере, два вывода.
Во-первых, государственная финансовая политика должна выступать средством решения социально-экономических задач общества, а не быть инструментом достижения целей тех или иных органов власти, преследующих собственные интересы.
Во-вторых, финансовая политика государства должна учитывать интересы всех субъектов финансовой системы, а не только органов государственной власти.
Другие авторы рассматривают финансовую политику как часть экономической политики государства, представляющую собой «совокупность бюджетно-налоговых, иных финансовых инструментов и институтов государственной финансовой власти, обладающих в соответствии с законодательством полномочиями по формированию и использованию финансовых ресурсов государства, в соответствии со стратегическими и тактическими целями государственной экономической политики» (Финансы, денежное обращение и кредит, с.4).
Данное определение не раскрывает сущности финансовой политики, а описывает механизм, инструменты ее реализации. Дело в том, что финансовый механизм является лишь частью финансовой политики, с помощью которого осуществляется непосредственное управление финансами.
По мнению С. Ю. Витте, ключевая особенность финансовой политики состоит в том, что она «… должна быть направлена на всемерное содействие экономическим успехам и развитию производительных сил страны. Такая политика может дать наилучшие результаты и в отношении финансового хозяйства, возвышаясь вместе с народным благосостоянием, платежной силой населения и умножая источники государственных доходов»1.
Итак, государственную финансовую политику будем рассматривать как часть социально-экономической политики государства по обеспечению сбалансированного роста финансовых ресурсов во всех звеньях финансовой системы страны. Игнорирование необходимости сбалансированного роста финансовых ресурсов, как показывает мировой опыт, ведет к деградации самой финансовой системы, упадку и развалу экономики.
Главной целью государственной финансовой политики должно стать создание финансовых условий для социально-экономического развития общества, повышения уровня и качества жизни населения.
Цель финансовой политики проявляется в выполнении конкретных стратегических задач и решении тактических вопросов использования функционального предназначения финансов. Конкретные стратегические задачи финансовой политики зависят от внешних и внутренних условий, наличия финансовых ресурсов, организации товарно-денежных отношений, государственного устройства и т. п.
Задачами финансовой политики являются:
создание условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов;
установление рационального с точки зрения государства распределения и использования финансовых ресурсов;
организация, регулирование и стимулирование экономических и социальных процессов финансовыми методами;
выработка финансового механизма и его развитие в соответствии с изменяющимися целями и задачами.
1. Сущность и типы финансовой политики государства
1.1 Содержание и сущность финансовой политики
Государство в любом обществе использует финансы для осуществления своих функций и задач, достижения определённых целей. [6. 48]
Финансы – это особая форма экономических отношений по поводу образования и распределения денежных доходов, накоплений предприятий, участвующих в производстве и реализации продукции (работ и услуг), централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.
Финансы в государстве есть политическая форма совокупной экономической категории, которая воплощает себе всеобщность существования денег, бюджета, налогов и кредита на всех стадиях воспроизводственного процесса.
Финансы – связывающее звено между созданием и использованием национального дохода. Они носят объективных характер, выражают определенную сферу производственных отношений и относятся к базисной категории. По своему материальному содержанию финансы — это целевые фонды денежных средств, в совокупности представляющие финансовые ресурсы страны. Они имеют свое характеризующее свойство, отличающее их от других экономических категорий. Оно состоит в том, что финансы выражают одностороннее и безвозмездное движение стоимости. Еще финансы во многом зависят от проводимой правительствами финансовой политики.
Финансовая политика играет в реализации поставленных целей существенную роль. [1. 69]
Финансовая политика представляет собой совокупность государственных бюджетно-налоговых и иных финансовых механизмов, направленных на мобилизацию финансовых ресурсов, их распределение и использование для выполнения государством своих функций. [6. 48]
Финансовая политика как предмет призван найти ответы, например, на вопросы: как в конкретных экономических и социально-политических условиях достигнуть поставленных целей и задач; как изменить экономическую структуру общества в рамках действующих финансовых механизмов; необходимо ли для этого изменения этих механизмов; в каком направлении должна развиваться финансовое строительство; как оптимально сочетать оперативные цели и задачи финансового развития экономики с достижением краткосрочного и долгосрочного финансового успеха; каковы те внутренние пружины увеличения национального богатства в разных звеньях финансов, на которые следует опереться и каким образом.[12. 32]
Целью финансовой политики является наиболее полная мобилизация финансовых ресурсов, необходимых для удовлетворения потребностей развития общества. Поэтому финансовая политика призвана создать благоприятные условия для активизации предпринимательской деятельности, определить рациональные формы изъятия доходов предприятий в пользу государства и долю участия населения в формировании финансовых ресурсов. [6. 48]
Цели финансового управления на уровне государства делятся на бюджетные и внебюджетные. Бюджетные цели связаны с формированием и использованием бюджетов всех звеньев бюджетной системы, а также бюджетных фондов, входящих в состав бюджета государства. Внебюджетные цели имеют ярко выраженную социальную направленность, или связаны с процессами создания и развития инфраструктуры экономики.[12.34]
Финансовые ресурсы складываются из трех источников:
1) средства, аккумулируемые в государственной бюджетной системе;
2) средства внебюджетных фондов, прежде всего социальных;
3) ресурсы, используемые самими предприятиями (прибыль предприятий и амортизация).
Финансовые ресурсы используются для финансирования расходов, осуществляемых из бюджетной системы, внебюджетных фондов и собственных средств предприятий.
Задачи финансовой политики:
1) обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов;
2) установление рационального с точки зрения государства распределения и использования финансовых ресурсов;
3) организация регулирования и стимулирования экономических и социальных процессов финансовыми методами;
4) выработка финансового механизма и его развитие в соответствии с изменяющимися целями и задачами стратегии;
5) создание эффективной системы управления финансами.
В то же время финансовая политика – относительно самостоятельная сфера деятельности государства, важнейшее средство реализации политики государства в любой области деятельности.
Отдельной задачей финансовой политики выделяется повышение эффективности использования финансовых ресурсов путём их распределения между сферами общественного производства, а также их концентрация на главных направлениях экономического и социального развития общества. В процессе выработки финансовой политики определяются принципы построения финансового механизма, позволяющего наиболее успешно выполнить все выше перечисленные задачи.[6. 48]
Следует различать финансовую политику и экономическую политику. Финансовая политика – самостоятельная сфера деятельности государства в области финансовых отношений. Тем не менее, она является формой экономической политики и призвана присущими её специфическими способами и методами, содействовать достижению целей и выполнению задач, поставленных экономической политикой.
Финансовая политика распространяет своё воздействие на экономическую политику. В то же время она является важнейшим средством реализации политики государства в любой общественной деятельности, например, социальной сфере или международных отношениях.
При выработки и проведении финансовой политики необходимо соблюдение комплексного подхода, заключающегося в согласовании мероприятий, проводимых во всех звеньях финансовой системы страны. Путём их ориентации на выполнение основной задачи определённого этапа развития, а также обеспечение тесной взаимосвязи между финансовой политикой и основными составными частями экономической политики – кредитной, в области ценообразования, заработной платы. [6.49]
Содержание финансовой политики достаточно сложное, т.к. широкий комплекс мероприятий. Оно определяется:
соответствующей теоретической и разработанной на её основе концепцией, определяющей роль государства в области финансов;
разработкой основных направлений и целей в достижении макроэкономических показателей, обеспечивающих сбалансированность доходов и расходов государства на текущий период и перспективу;
осуществлением практических мер по реализации этих целей с помощью всей совокупности финансовых инструментов и государственных институтов. [8. 43]
Следовательно, финансовая политика – определение целей и задач, на решение которых направляется процесс формирования, распределения и перераспределения общественного богатства для обеспечения финансовыми ресурсами непрерывного воспроизводственного процесса и удовлетворения отдельных конкретных потребностей воспроизводства. [10. 30]
Финансовая политика в зависимости от длительности периода и характера решаемых задач подразделяется на финансовую стратегию и финансовую тактику.
Финансовая стратегия – долговременный план. Финансовая тактика направлена на решение задач конкретного этапа развития общества, отличающейся гибкостью, динамичностью, и обычно задачи финансовой тактики ограничены годом или несколько большим промежутком времени. Финансовая стратегия и тактика должны быть взаимосвязаны, но тактика подчиняется стратегии. Если государство не добивается результатов с помощью тактики, приходится вносить коррективы в стратегический курс. [11. 17]
Результативность финансовой политики тем выше, чем она больше учитывает потребности общественного развития, интересы всех слоёв и групп общества, конкретно – исторические условия и особенности жизни. Финансовая политика должна быть направлена, прежде всего, на формирование максимально возможного объёма финансовых ресурсов, так как они – материальная база любых преобразований. Следовательно, для определения и формирования финансовой политики нужна достоверная информация о финансовом положении государства.
Реализацию финансовой политики обеспечивает совокупность мероприятий государства, направленных на мобилизацию финансовых ресурсов, их распределение и перераспределение для выполнения государством его функций и программ – долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных. Важнейшее место среди этих мероприятий принадлежит правовой регламентации форм и норм финансовых отношений. [10. 18]
Краткосрочная финансовая политика государства направлена, прежде всего, на обеспечение текущей внутригодовой сбалансированности централизованных финансов. Это большая работа, проводимая финансовой системой и, прежде всего, Министерством финансов РФ:
по проведению ранее принятых стратегических установок в текущем бюджетном планировании и исполнении бюджета;
оценке и управлению текущими параметрами и оборотами в бюджетной системе и других централизованных фондах финансовых ресурсов;
изысканию дополнительных финансовых ресурсов и выполнению возможностей обращения неиспользованных лимитов финансирования на финансирование плановых и сверхплановых расходов;
форсированному привлечению нетрадиционных источников финансирования в рамках бюджетного периода;
уточнению взаимоотношений федерального бюджета, пополнению его доходов на условиях инвестиционного оформления привлечения ресурсов, обслуживанию других разновидностей государственного внутреннего долга;
реструктурированию внешней задолженности государства по текущим платежам кредиторам;
текущее поддержание курса рубля к основным мировым валютам.
Государственная краткосрочная финансовая политика имеет свою главную цель достижение поддержания, повышение ликвидности квартальных и годового бюджетного и кредитного балансов, или снижение степени не ликвидности таких балансов.
Долгосрочная финансовая политика государства носит долговременный и часто скрытый характер. Она охватывает фундаментальные проблемы функционирования и управления не только государственными финансами, но финансами предприятий негосударственного хозяйства. Долгосрочная политика зависит, прежде всего, от двух факторов: политический и личный. Первый, — выражается в невозможности проведения долгосрочной финансовой политики вне рамок общего политического курса. Второй фактор в решающей мере определяет содержание долгосрочной финансовой политики в рамках принятого политического курса.
Основными проблемами долгосрочной финансовой политики государства являются:
система финансово-кредитных органов управления;
бюджетная система и бюджетное устройство страны;
кредитная система страны и ее сеть;
пропорции распределения вновь созданной стоимости и замена источников народно-хозяйственного развития;
укрепление национальной безопасности рубля и подготовка реформ;
политика в области национальных рублевых и валютных резервов, золота, драгоценных металлов и камней;
выбор и корректировка соотношения размеров государственного хозяйства с народным хозяйством;
выбор и корректировка политики в области государственного кредита.
Долгосрочная государственная финансовая политика призвана обеспечить в перспективе непрерывное расширение экономической базы денежного распределения в стране. [2. 55]
Самостоятельность государственной финансовой политики часто проявляется в предложении и выборе конкретных путей и средств достижения поставленных наверху целей и задач. Финансовая политика зависит от государственного устройства, стадии развития, устойчивости политической системы. Чисто экономических решений в проведении финансовой политики, свободных от административных элементов почти нет. Нельзя принимать решения в экономике и финансах, не затрагивающие чьих-либо политических, социальных, экономических финансов. Императивность — важнейшая составляющая государственной финансовой политики. В силу разных условий она может усиливаться и ослабевать, но никогда не исчезает. Государственный императив – важная компонента, учитываемая в ходе формирования и реализации децентрализованной финансовой политики.
С ростом внешнего и внутреннего государственного долга самостоятельность государственной финансовой политики сужается в связи с необходимостью выполнения ряда условий, например, внешних кредитов для реструктуризации задолженности и получения новых кредитов. Вместе с этим реальная самостоятельность государственной финансовой политики вне внешних обязательств есть степень свободы перераспределять в рамках принятых политических решений и своеобразно сложившейся финансово-экономической ситуации. Например, представленный и утвержденный Государственной Думой Федеральный бюджет может быть составлен и исполнен по-разному. Можно заложить в проект удовлетворение одной потребности от существующей на 50% , а другой на 30%, а реально профинансировать эти потребности на 90% или все 100% назначений. Подобные комбинации многочисленны. [2. 56]
Сама по себе финансовая политика не может быть плохой или хорошей. Она оценивается в соответствии с тем, насколько она соответствует интересам общества. [10.18]
Тема 2. Финансовая политика государства и управление финансами.
15
1. Финансовая политика.
2. Управление финансами, планирование и прогнозирование
1. Финансовая политика
Финансовая политика – совокупность государственных мероприятий по использованию финансовых отношений при выполнении государством своих функций.
Финансовая политика представляет собой основанную на законодательстве целенаправленную деятельность государства в области мобилизации финансовых ресурсов, их распределения с целью выполнения государством своих функций.
Финансовая политика включает в себя три элемента:
выработку концепции развития финансов,
определение основных направлений их использования,
а также разработку мер, направленных на достижение целей.
Общие принципы формирования финансовой политики государства следующие:
формирование научно обоснованной концепции развития финансов, которая вырабатывается на основе анализа экономики, перспектив ее стабилизации и развития с учетом потребностей народного хозяйства и населения страны в финансовых ресурсах;
сосредоточение определенной части финансовых ресурсов в централизованных фондах государства в целях обеспечения финансирования расходов на содержание государственных органов, решения социальных задач и т.д.;
определение важнейших направлений наиболее эффективного использования финансовых ресурсов государства путем их направления в приоритетные сферы;
регулирование финансовых отношений с помощью налоговой политики, предусматривающей совершенствование политики правительства в области налогообложения.
Выделяют следующие приоритеты финансовой политики:
снижение социальной напряженности;
оздоровление государственных финансов;
восстановление нормального функционирования банковской сферы;
достижение сбалансированности товарных и денежных потоков;
повышение финансово-экономической самостоятельности и ответственности регионов в рамках единого федерального государства;
создание для регионов равных условий в бюджетно-налоговой сфере;
искоренение финансовых злоупотреблений и коррупции.
Задачи финансовой политики:
Обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов;
Установление рационального с точки зрения государства распределения и использования финансовых ресурсов;
Организация регулирования и стимулирования экономических и социальных процессов финансовыми методами;
Разработка финансового механизма и его развитие в соответствии с изменяющимися целями и задачами стратегии;
Создание эффективной и максимально деловой системы управления финансами.
Оценка результатов финансовой политики государства основывается на ее соответствии интересам общества и большинства социальных групп, а также на достигнутых результатах, вытекающих их поставленных целей и задач.
Следует помнить, что главным критерием оценки эффективности финансовой политики является то, насколько она способствует достижению поставленных государством целей.
Результативность финансовой политики повышается по мере учета потребностей общественного развития, интересов всех слоев общества, объективной оценки возможностей государства.
Финансовая политика (состав) включает в себя:
бюджетную,
налоговую,
инвестиционную,
социальную,
таможенную политику.
Бюджетная политика занимает центральное место в финансовой политике государства ввиду того, что она определяет:
основные задачи бюджета
количественные параметры формирования доходов и расходов бюджета,
количественные параметры управления государственным долгом.
Основными задачами бюджетной политики Российской Федерации на долгосрочную перспективу являются:
превращение федерального бюджета в эффективный инструмент макроэкономического регулирования;
обеспечение долгосрочной сбалансированности бюджета;
дальнейшее удлинение горизонта бюджетного планирования;
обеспечение исполнения расходных обязательств;
проведение анализа эффективности всех расходов бюджета;
переход на современные принципы осуществления государственных капитальных вложений;
применение механизмов, стимулирующих бюджетные учреждения к повышению качества оказываемых ими услуг и повышению эффективности бюджетных расходов;
повышение качества финансового менеджмента в бюджетном секторе;
решение проблемы несбалансированности Пенсионного фонда РФ;
содействие опережающему социально-экономическому развитию Дальнего Востока и Забайкалья.
Налоговая политика предполагает разработку и реализацию комплекса мер:
по совершенствованию налоговой системы,
принципов ее построения и условий функционирования,
мер по повышению эффективности и оптимизации налогообложения, увеличения собираемости налогов.
Главная цель современной налоговой политики — формирование такой налоговой системы, которая была бы, с одной стороны, необременительной для субъектов хозяйствования как по уровню изъятия доходов в форме налоговых платежей, так и в части простоты и прозрачности процедур расчета и уплаты налогов, совершенства налоговой отчетности и упорядочения налоговых проверок, а с другой стороны, обеспечивала достаточные поступления в бюджет налоговых доходов.
Инвестиционная политика включает в себя систему мероприятий:
по созданию условий для привлечения отечественных и зарубежных инвестиций прежде всего в реальный сектор экономики.
Основной целью этой политики является определение приоритетов в финансировании инвестиционной деятельности, создании благоприятных условий инвесторам с целью привлечения инвестиций, обеспечение притока иностранного капитала. Реализация инвестиционной политики предполагает финансирование федеральных целевых программ, стимулирующих инновационное развитие экономики.
Социальная политика направлена на решение задач финансового обеспечения:
социального развития общества,
улучшение условий жизни и благосостояния населения,
других социальных прав граждан России, предусмотренных Конституцией РФ.
Она включает в себя
пенсионную,
иммиграционную политику,
политику финансовой помощи отдельным группам населения и др.
В сферу таможенной политики входит:
регулирование экономических взаимоотношений с другими государствами,
защита внутреннего рынка и национальных производителей с помощью методов тарифного и нетарифного регулирования.
Иными словами, финансовая политика — это часть социально-экономической политики государства по обеспечению сбалансированного роста финансовых ресурсов во всех звеньях его финансовой системы, особая сфера деятельности государства, направленная на мобилизацию финансовых ресурсов, их рациональное распределение и эффективное использование для осуществления его функций.
Типы финансовой политики.
Исторический анализ вариантов финансовых политик, используемых различными государствами, позволилвыделить три основных типа финансовой политики.
Классическая.
Регулирующая.
Планово-директивная.
Классическая финансовая политика.
До 20-х годов 20-го века основным типом финансовой политики был ее классический вариант. Такая финансовая политика была основана на трудах классиков политэкономии и их последователей.
Основное ее направления – невмешательство государства в экономику, сохранение свободной конкуренции, использование рыночного механизма как главного регулятора хозяйственных процессов. Финансовый механизм строился исходя из этих целей финансовой политики.
Система управления финансовой деятельностью была проста и была представлена, как правило, одним органом управления – Министерством финансов (казначейством).
Система налогов строилась в основном на косвенных и имущественных налогах, которые достаточно просты и эффективны с точки зрения их взимания.
16. Финансовая политика государства.
Финансовая политика государства представляет собой совокупность мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государственных функций. Финансовая политика является составной частью экономической политики государства. В ней конкретизируются главные направления развития народного хозяйства, определяется общий объем финансовых ресурсов, их источники и направления использования, разрабатывается механизм регулирования и стимулирования финансовыми методами социально-экономических процессов. В то же время финансовая политика выступает относительно самостоятельной сферой деятельности государства. Она имеет свое конкретное содержание, а также свои цели, задачи, объекты, формы и методы регулирования. Выделяют следующие основные составляющие финансовой политики государства: — денежно-кредитная политика; — налоговая политика; — бюджетная политика; — политика в области международных финансов. Содержание финансовой политики включает в себя широкий комплекс мероприятий: — разработку общей концепции финансовой политики, определение ее основных направлений, целей и главных задач; — создание адекватного финансового механизма; — управление финансовой деятельностью государства и других субъектов экономики. Основу финансовой политики составляет выбор стратегических направлений, которые определяют долгосрочную и среднесрочную перспективу использования финансов. Одновременно государство осуществляет выбор текущих, тактических целей своей финансовой политики, направленной на адаптацию к изменяющимся условиям воспроизводства в коротком периоде. При этом текущие цели находятся под непосредственным влиянием целей стратегических. Важной составной часть финансовой политики является формирование финансового механизма, при помощи которого происходит осуществление деятельности государства в области финансов. Финансовый механизм представляет собой систему установленных государством форм, видов и методов организации финансовых отношений. К элементам финансового механизма относятся формы финансовых ресурсов, методы их формирования, система законодательных норм и нормативов, которые используются при определении доходов и расходов государства, организации и регулирования бюджетной сферы, финансов предприятий и рынка ценных бумаг. Финансовый механизм – это наиболее динамичная часть финансовой политики. Его изменения происходят в связи с решением различных тактических задач, и поэтому финансовый механизм чутко реагирует на все особенности социальной и экономической ситуации в стране. Одно и тоже финансовое отношение в стране может быть организовано по-разному. По-разному может использоваться один и тот же инструмент финансового регулирования. Управление финансами предполагает целенаправленную деятельность государства, связанную с практическим использованием финансового механизма. Эта деятельность осуществляется специальными организационными структурами. Управление включает в себя ряд функциональных элементов: прогнозирование, планирование, оперативное управление, регулирование и контроль. Все эти элементы обеспечивают проведение мероприятий финансовой политики в стратегической и текущей деятельности государственных органов, юридических лиц и граждан. Цели и содержание финансовой политики определяют ее основные задачи: — обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов; — рациональное распределение и использование финансовых ресурсов; — организация регулирования и стимулирования финансовыми методами экономических и социальных процессов в стране; — выработка финансового механизма и его развитие в соответствии с изменяющимися социально-экономическими целями. Оценка результатов финансовой политики государства основывается на ее соответствии интересам общества и большинства его социальных групп, а также на достигнутых результатах, вытекающих из поставленных целей и задач. Результативность финансовой политики во многом зависит от качественной разработки механизма согласования и реализации интересов различных слоев общества и имеющихся у государства объективных возможностей использования всесторонних факторов воздействия на ход реализации финансовой политики.
Глава 1. Теоретические основы финансовой политики
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Финансы»
на тему: Финансовая политика Российской Федерации
Выполнила: студент набора 2013 г.
специальности «Финансы и кредит» заочного обучения Бадмаева Ю.Б.
Научный руководитель: д. э. н.,
профессор Багинова В.М.
Улан-Удэ, 2014
Содержание
Введение
1.1 Понятие, цели и задачи финансовой политики
1.2 Элементы финансовой политики
Глава 2. Анализ финансовой политики в рф
2.1 Общая характеристика финансовой политики РФ
2.2 Итоги реализации бюджетной политики в период до 2014 года
Глава 3. Проблемы и перспективы развития финансовой политики рф
Заключение
Список литературы
Введение
В формировании и развитии экономической структуры любого современного общества ведущую, определяющую роль играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики, составной частью которой является финансовая политика.
Финансовая политика как часть экономической политики представляет собой совокупность бюджетно-налоговых, иных финансовых инструментов и институтов государственной финансовой власти, обладающих в соответствии с законодательством полномочиями по формированию и использованию финансовых ресурсов государства в соответствии со стратегическими и тактическими целями государственной экономической политики. Вне зависимости от уровня развития страны главными стратегическими целями государственной финансовой политики являются создание финансовых условий для социально-экономического развития общества, повышения уровня и качества жизни населения.
Финансовая политика состоит из таких этапов, как определение ее целей, основных направлений использования финансовых ресурсов; разработка методов, средств и конкретных форм организации финансовых отношений, а также реализация конкретных действий для достижения намеченных целей и задач. От эффективности проведения финансовой политики зависят темпы спада или роста промышленного производства, уровни безработицы, инфляции и доходов населения, а значит, и уровень развития страны в целом, что выражает актуальность выбранной темы.
Объектом исследования в курсовой работе является финансовая политика Российской Федерации, предметом исследования — механизм реализации финансовой политики России.
Целью курсовой работы является выявление проблем финансовой политики России на современном этапе и определение путей их решения.
Задачи курсовой работы:
— рассмотреть теоретические аспекты финансовой политики;
— рассмотреть составляющие финансовой политики государства;
— проанализировать современную финансовую политику в России;
— выявить проблемы финансовой политики Россиии и определить пути их решения.
Практическая значимость исследования состоит в выявлении проблем финансовой политики и путей их решения в современных условиях.
Структура работы: курсовая работа состоит из введения, трех глав с параграфами, заключения, списка использованной литературы.
финансовая бюджетная политика российская
Глава 1. Теоретические основы финансовой политики
1.1 Понятие, цели и задачи финансовой политики
Финансовая политика — совокупность целенаправленных действий с использованием финансовых отношений, а также государственных мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций.
Финансовая политика государства проводится уполномоченными государственными органами (Центральный банк, налоговые службы, правоохранительные органы, бюджетные и внебюджетные фонды) в отношении организаций различных форм собственности посредством законодательной базы государства. Финансовая политика государства может преследовать политические, экономические и социальные цели. При этом финансовая политика государства, являясь отдельным направлением государственной политики, всегда является частью экономической политики государства. В ней конкретизируются главные направления развития народного хозяйства, определяется общий объем финансовых ресурсов, их источники и направления использования, разрабатывается механизм регулирования и стимулирования финансовыми методами социально-экономических процессов.
В то же время финансовая политика выступает относительно самостоятельной сферой деятельности государства. Она имеет свое конкретное содержание, а также свои цели, задачи, объекты, формы и методы регулирования.
Содержание финансовой политики:
1. Разработка общей концепции финансовой политики, определение ее основных направлений, целей, главных задач.
2. Создание адекватного финансового механизма.
3. Управление финансовой деятельностью государства и других субъектов экономики.
Основа финансовой политики — стратегические направления, которые определяют долгосрочную и среднесрочную перспективу использования финансов и предусматривают решение главных задач, вытекающих из особенностей функционирования экономики и социальной сферы страны. Одновременно с этим государство осуществляет выбор текущих тактических целей и задач использования финансовых отношений. Все эти мероприятия тесно взаимосвязаны между собой и взаимозависимы.
Главной и неотъемлемой частью финансовой политики является формирование финансового механизма,при помощи которого происходит осуществление деятельности государства в области финансов. Финансовый механизм представляет собой систему установленных государством форм, видов и методов организации финансовых отношений. К элементам финансового механизма относятся формы финансовых ресурсов, методы их формирования, система законодательных норм и нормативов, которые используются при определении доходов и расходов государства, организации и регулирования бюджетной сферы, финансов предприятий и рынка ценных бумаг. Финансовый механизм — это наиболее динамичная часть финансовой политики. Его изменения происходят в связи с решением различных тактических задач. Следовательно, финансовый механизм чутко реагирует на все особенности социальной и экономической ситуации в стране.
Отечественные экономисты внесли огромный вклад в понимании сущности финансовой политики. Профессор В.В. Лавров, раскрывая суть, отмечал её связь с учётом и контролем за производством, количеством труда и распределением продуктов.
Такие вопросы являлись базовыми для определения очередных задач финансовой политики в области национальных банков, государственного контроля за денежным обращением, монополизации внешней торговли введения налогов. Раньше финансовая политика рассматривалась как основная часть в области государственного регулирования экономики.
Экономист И.В. Левчук, подчеркивал большую роль финансовой политики в увеличении производства, отмечал, что эта политика призвана создать правильное сочетание демократического и централизованного в управлении распределением и использованием финансовых ресурсов.
Интересное описание финансовой политики дана В.С. Павловым, где он исходит из целостности финансов и кредита в деле государственного управления и связывает финансово-кредитную политику с условиями реального финансово-экономического положения страны, направлениями и методами перестройки финансово-кредитной системы, новыми подходами к решению проблем реформирования экономики.
Действительно, такие определения финансовой политики подтверждаются ее основными целями, к которым можно отнести следующие:
1) политические цели, т.е. достижение целей в области внешней и внутренней политики, которые направлены на улучшение положения государства в мире;
2) экономические цели, т.е. достижение целей в области экономики на различном уровне;
3) социальные цели, т.е. достижения целей в сфере общественных отношений (общественные классы и слои населения, социальные блага, распределение социальных благ).
Но другие экономисты выделяют также и другие цели, например, снижение темпов инфляции (чему особенно много внимания уделяется в настоящее время, так как последняя сейчас представляет собой одно из тех зол, что наиболее угрожают благосостоянию граждан), сглаживание экономических циклов (при этом в первую очередь понимается использование финансовой политики в качестве инструмента для борьбы со спадами). Однако не трудно заметить то, что указанные цели являются по своей сути производными от задачи финансовой политики — обеспечить высокое благосостояние всего населения.
Следовательно, мы можем определить финансовую политику как государственное регулирование финансовых ресурсов с целью повышения уровня жизни граждан.
Задачами финансовой политики является:
1. обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов;
2. установление рационального с точки зрения государства распределения и использования финансовых ресурсов;
3. организация регулирования и стимулирования экономических и социальных процессов финансовыми методами;
4. выработка финансового механизма и его развитие в соответствии с изменяющимися целями и задачами стратегии;
5. создание эффективной и максимально деловой системы управления финансами.
Основной целью финансовой политики является наиболее полная мобилизация финансовых ресурсов, необходимых для удовлетворения насущных потребностей развития общества. В соответствии с этим финансовая политика призвана создать благоприятные условия для активизации предпринимательской деятельности. Большое внимание уделяется определению рациональных форм изъятия доходов предприятий в пользу государства, а также доли участия населения в формировании финансовых ресурсов. Важное значение придаётся повышению эффективности использования финансовых ресурсов путём их распределения между сферами общественного производства, а также их концентрации на главных направлениях экономического и социального развития.
В процессе проведения финансовой политики особенно важно требование обеспечения ее взаимосвязи с другими составными частями экономической политики — кредитной, ценовой, денежной.
Таким образом, можно сказать, что финансовая политика играет важную роль в развитии государства. Она охватывает все сферы жизни общества (политическую, экономическую, социальную). Финансовая политика способствует укреплению и развитию экономических связей со всеми странами мира, обеспечивая тем самым необходимые условия для совместного сотрудничества и решения многих проблем.
2. Дискуссионные вопросы определения экономического содержания финансовых ресурсов
В понятие «финансовые ресурсы» различные авторы вкладывают разный смысл. Наиболее широко дискуссионные вопросы определения этого понятия обсуждались в экономической монографической и периодической литературе 1960-х, 1970-х годов. Наибольшее внимание уделялось вопросам состава финансовых ресурсов, их экономического содержания, связи финансовых ресурсов и денежных средств.
Так, например, по определению В.П. Дьяченко «Финансовые ресурсы – это денежные ресурсы независимо от того, существуют ли они в обособленной денежной форме или являются денежным выражением определённых материальных ресурсов».22Истоки дискуссий о денежной и неденежной форме финансовых ресурсов лежат, на наш взгляд, в определении сущности самих финансов и их границ. Некоторые авторы считают, что финансовыми отношениями могут быть только денежные отношения, но не все денежные отношения являются финансовыми, другие считают, что к финансам можно относить и некоторые неденежные отношения, например, бартерные сделки.
В одном из фундаментальных трудов советской финансовой науки — «Очерках теории советских финансов» А.М. Бирмана финансовые ресурсы определены как материальные, выраженные в деньгах средства, которые образуются у государства или у отдельных предприятий (организаций) в результате использования финансов. Кроме того, А.М. Бирман пишет: «Под финансовыми ресурсами социалистического общества мы понимаем выраженную в деньгах часть национального дохода, сконцентрированную непосредственно у государства или в социалистических предприятиях для использования на цели расширенного воспроизводства и на общие государственные расходы»23. Данная трактовка была подвергнута критике со стороны других учёных. Наиболее активно критиковалось положение о том, что источником финансовых ресурсов является лишь часть национального дохода, что фактически исключает из состава финансовых ресурсов амортизационные отчисления.
В настоящее время, когда предприятия имеют возможность начислять амортизацию ускоренным или линейным способом по выбору самих хозяйствующих субъектов, а сами амортизационные отчисления в составе выручки от реализации поступают на расчётные счета предприятий, то правомерно будет считать амортизационные отчисления одним из источников финансовых ресурсов предприятий. На практике не всегда и сегодня амортизационные отчисления считают одним из источников финансовых ресурсов предприятий. Такой подход аргументируется тем фактом, что амортизационные отчисления являются частью затрат предприятий с точки зрения бухгалтерского учёта, а затраты по определению не могут являться ресурсами. С этой позицией трудно согласиться, ведь даже в финансовом плане предприятия одну из статей доходов представляют именно амортизационные отчисления, являющиеся собственными средствами предприятий, которыми они распоряжаются совершенно самостоятельно. Следует, однако, отметить, что отмена специального счёта финансирования и кредитования капитальных вложений, на котором концентрировались амортизационные отчисления предприятий в условиях командно-административной экономики, и поступление их на расчётные счета предприятий привело к нецелевому использованию амортизационных отчислений, что является одной из проблем нынешней российской экономики. Позицию авторов прежних лет, не включающих в состав финансовых ресурсов предприятий амортизационные отчисления, можно объяснить именно тем фактом, что ранее последние перечислялись на особый специальный счёт в Государственном Банке СССР.
В 60-е – 70-е годы в учебной литературе финансовые чаще всего рассматривались как денежные фонды. Так, в учебнике «Финансы СССР» под ред. М.К. Шерменёва финансовые ресурсы рассматриваются как образуемые и используемые предприятиями, объединениями, организациями и государством денежные фонды.24В те годы такая трактовка финансовых ресурсов была оправдана, так как материально-вещественное воплощение финансы получали именно в фондах денежных средств. В настоящее время использовать данное определение неправомерно, так как оно не полностью раскрывает содержание финансовых ресурсов и уменьшает их состав. Как уже говорилось выше, финансовые ресурсы могут существовать не только в фондовой, но и в нефондовой форме, что особенно присуще финансовым ресурсам предприятий.
Наиболее полное исследование экономического содержания, состава, структуры и проблем увеличения финансовых ресурсов принадлежит коллективу авторов под руководством В.К. Сенчагова. В исследовании финансовые ресурсы определяются следующим образом: «Финансовые ресурсы народного хозяйства представляют совокупность денежных накоплений и амортизационных отчислений и других денежных средств в процессе создания, распределения и перераспределения совокупного общественного продукта».25Авторы данного исследования рассматривают финансовые ресурсы в широком смысле, включая в это понятие все денежные средства, образующиеся в процессе создания, распределения и перераспределения общественного продукта. В работе рассматривается взаимосвязь финансовых ресурсов и ссудного фонда, а также денежные сбережения населения в системе финансовых ресурсов народного хозяйства.
В учебной литературе 1990-х годов рассматриваются, как правило, лишь финансовые ресурсы предприятий. В учебнике «Финансы» под ред. В.М. Родионовой финансовые ресурсы, аккумулируемые субъектами хозяйствования и государством, рассматриваются как источник финансового обеспечения воспроизводственного процесса без определения их содержания. Лишь в главе, посвящённой описанию финансов предприятий, рассматриваются финансовые ресурсы предприятия, особенности их формирования и использования в условиях рынка.26Не определено понятие финансовых ресурсов и в учебнике «Финансы» под ред. Дробозиной Л.А.27В учебнике «Финансы» под ред. проф. С.И. Лушина, проф. В.А. Слепова финансовые ресурсы также не рассматриваются в отдельной главе или параграфе, но дано их определение: «Под финансовыми ресурсами обычно понимается та часть денежных средств, которая может быть использована их владельцем на любые нужды по своему усмотрению»28. Некоторые авторы по-прежнему приравнивают финансовые ресурсы к фондам денежных средств. Так, например, в учебном пособии «Финансы и кредит субъектов Российской Федерации» дано следующее определение финансовых ресурсов: «Финансовые ресурсы – это фонды денежных средств, формирующихся в распоряжении государства, субъектов федерации, муниципалитетов, хозяйствующих субъектов и населения, образуемые в процессе распределения и перераспределения части стоимости валового внутреннего продукта»29.
С.В. Барулин считает, что все денежные средства – это и есть финансовые ресурсы. «Финансовые ресурсы – это вся совокупность денежных средств экономики, которая потенциально может быть использована и фактически используется для осуществления финансовой деятельности и выполнения финансовых (любых денежных) операций органами государственной власти, местного самоуправления и субъектами хозяйствования (организациями и домашними хозяйствами)»30.
Трактовка финансовых ресурсов некоторыми учёными, а также их критика представлены в таблице 4.
Таблица 4