Физиологические потребности человека
Человек всегда считался высшим созданием природы, её царем и властителем. Люди занимаются наукой, летают в космос, строят заводы, ухаживают за животными. В наше прогрессивное время человек научился частично заменять свой труд автоматизированными системами, и экономить свое время с помощью интернета. И вроде бы все у нас прекрасно, если бы не одно НО. От животных нас отличает только наличие разума. И если исчезнет цивилизация, то от наших величайших запросов останутся лишь только физиологические потребности.
В последнее время мы почти перестали задумываться о том, что качество нашей жизни зависит не от прогресса, а от того как быстро происходит удовлетворение наших физиологических потребностей. Мы не спим ночами, едим на бегу и пьем воду, в которой содержится половина таблицы Менделеева. А потом жалуемся на здоровье, и тут же накачиваем организм всевозможными лекарствами. Примеры физиологических потребностей человека можно перечислять бесконечно. Важно не только знать их, но и уметь грамотно их удовлетворять.
Анатомо-физиологические потребности человека
Физиологическими являются те потребности, которые помогают человеку выжить и продолжить жизнь своего рода. В этих потребностях мы ничем не отличаемся от животных, поскольку они также имеют биологическое происхождение. В качестве примера здесь можно привести новорожденных. Физиологические потребности детей, которые недавно появились на свет, сводятся к тому же набору, что и у животных. Это потребность в воздухе, пище, сне, комфорту, защите от стрессов. Позже к этому списку добавляется потребность в размножении. Анатомо-физиологические потребности человека представляют собой набор тех условий, при которых возможно выживание всей человеческой цивилизации:
- возможность физического существования, при отсутствии голодовок, стихийных бедствий и повальных болезней;
- тепловой и магнитно-волновой комфорт с безопасным уровнем радиации, т.е. возможность поддерживать постоянную нормальную температуру тела;
- состав воздуха, не приводящий к аномалиям физического и генетического плана;
- питьевая вода с безопасным набором химических веществ и микроэлементов;
- удовлетворяющая калорийный, национально-вкусовой, а также химико-элементарный и органический состав пища;
- полноценный сон и отсутствие стресса.
Американский психолог Абрахам Маслоу разработал теорию потребностей человека. Многим она знакома как пирамида потребностей. Физиологические потребности по Маслоу являются самыми сильными и неотложными, их неудовлетворение приводит к разрушению всего организма. Только после удовлетворения физиологических потребностей, согласно пирамиде Маслоу, появляются потребности в безопасности, общении, признании, и самовыражении. Если человек обеспечивает себе продолжительный сон, питание, утоление жажды воды и кислорода, то у него появляется интерес к физиологическим потребностям более высокого уровня. К ним относятся сексуальные потребности. Без них еще не умер ни один человек, но их неудовлетворение приносит существенные сдвиги в психике и поведении человека.
Если же физиологические потребности не удовлетворяются должным образом, в этом случае у человека может возникнуть фрустрация. Это состояние проявляется в переживании тревоги, разочарования и раздражительности. Человек может рассчитывать на благополучное существование без стрессов и подавленного иммунитета, только если физиологические потребности не фрустрированны.
Нормы физиологических потребностей
В основном потребности нашего организма мы можем ощутить без посторонней помощи. Например, мы точно почувствуем голод, жажду нехватку воздуха и усталость. Однако существуют такие физиологические потребности, в которых наш организм нуждается ежедневно, но мы чувствуем это только когда дефицит веществ приводит к болезни. Чтобы этого избежать, достаточно знать суточные нормы физиологических потребностей организма:
- потребность в воде – около 1,5 л/сутки;
- потребность в энергии – 2900 ккал/сутки;
- потребность в белке – 36-87 г/сутки;
- потребность в жирах – 60-154 г/сутки;
- потребность в углеводах – 257-586 г/сутки;
- потребность в пищевых волокнах – 20 г/сутки.
Удовлетворение физиологических потребностей – основное жизненное занятие человека. Исходя из потребностей, мы планируем свой бюджет. Только после их удовлетворения мы начинаем планировать расходы на другие нужды. Зачастую в современном обществе статус богатства нередко зависит от того, сколько человек тратит на питание. Но сам процесс заработка денег негативно отражается на потребностях в отдыхе и почти гарантирует стресс для организма. Наша жизнь зависит от наших потребностей, равно как и наши потребности зависят от нашей жизни. Не оставляйте свои потребности без внимания, иначе когда-нибудь вам просто не хватит сил заработать деньги для их удовлетворения.
Ответы Mail.ru: примеры потребности
смотря какие Физиологические (биологические) потребности Потребность человека в еде, питье, кислороде, оптимальном температурном режиме и влажности воздуха, отдыхе, половой активности и пр. потребность в безопасности и стабильности Потребность в стабильности существования нынешнего порядка вещей. Уверенность в завтрашнем дне, ощущение, что тебе ничто не угрожает, а старость будет обеспеченной. Потребность к приобретению, накоплению и захвату Потребность к не всегда мотивированному приобретению материальных ценностей. Избыточное проявление данной потребности приводит к жадности, алчности, скупости Потребность в любви и принадлежности к группе Потребность любить и быть любимым. Потребность общаться с другими людьми, быть причастным к какой-то группе. Потребность в уважении и признании а) стремление к свободе и независимости; желание быть сильным, компетентным и уверенным в себе. б) желание обладать высокой репутацией, стремление к престижу, высокому общественному положению и власти. Потребность к независимости Потребность к личной свободе, к независимости от других людей и внешних обстоятельств Потребность в новизне Стремление к получению новой информации. Сюда также относится потребность что-то знать и уметь. Потребность к преодолению трудностей Потребностей к риску, приключениям и преодолению трудностей. Потребность в красоте и гармонии. Потребность к порядку, гармонии, красоте Потребность в самореализации Стремление реализовать свою уникальность, потребность делать то, что тебе нравиться, к чему ты имеешь способности и таланты.
смотря какие Физиологические (биологические) потребности Потребность человека в еде, питье, кислороде, оптимальном температурном режиме и влажности воздуха, отдыхе, половой активности и пр. потребность в безопасности и стабильности Потребность в стабильности существования нынешнего порядка вещей. Уверенность в завтрашнем дне, ощущение, что тебе ничто не угрожает, а старость будет обеспеченной. Потребность к приобретению, накоплению и захвату
смотря какие Физиологические (биологические) потребности Потребность человека в еде, питье, кислороде, оптимальном температурном режиме и влажности воздуха, отдыхе, половой активности и пр. потребность в безопасности и стабильности Потребность в стабильности существования нынешнего порядка вещей. Уверенность в завтрашнем дне, ощущение, что тебе ничто не угрожает, а старость будет обеспеченной. Потребность к приобретению, накоплению и захвату Потребность к не всегда мотивированному приобретению материальных ценностей. Избыточное проявление данной потребности приводит к жадности, алчности, скупости Потребность в любви и принадлежности к группе Потребность любить и быть любимым. Потребность общаться с другими людьми, быть причастным к какой-то группе. Потребность в уважении и признании а) стремление к свободе и независимости; желание быть сильным, компетентным и уверенным в себе. б) желание обладать высокой репутацией, стремление к престижу, высокому общественному положению и власти. Потребность к независимости Потребность к личной свободе, к независимости от других людей и внешних обстоятельств Потребность в новизне Стремление к получению новой информации. Сюда также относится потребность что-то знать и уметь. Потребность к преодолению трудностей Потребностей к риску, приключениям и преодолению трудностей. Потребность в красоте и гармонии. Потребность к порядку, гармонии, красоте Потребность в самореализации Стремление реализовать свою уникальность, потребность делать то, что тебе нравиться, к чему ты имеешь способности и таланты. 1 Нравится Пожаловаться Сергеева Анастасия 1 год назад Ученик (148) Семья. ру 1 Нравится Пожаловаться PRO100RUS32 1 год назад Знаток (275) Еда… самое очевидное. 1 Нравится Пожаловаться Миха колодежный 11 месяцев назад Ученик (137) смотря какие Физиологические (биологические) потребности Потребность человека в еде, питье, кислороде, оптимальном температурном режиме и влажности воздуха, отдыхе, половой активности и пр. потребность в безопасности и стабильности Потребность в стабильности существования нынешнего порядка вещей. Уверенность в завтрашнем дне, ощущение, что тебе ничто не угрожает, а старость будет обеспеченной. Потребность к приобретению, накоплению и захвату Нравится Пожаловаться
Духовные потребности человека — что это такое и в чем их особенность: что относится к видам социальных нужд личности и примеры их удовлетворения
Кроме прямохождения, членораздельной речи, умения создавать орудия труда, есть еще ряд качеств, отличающих людей от животных. Так или иначе, они связаны с духовными потребностями человека: о том, что это такое, я расскажу в этой статье, разобрав виды и примеры проявления этой стороны человеческого существа.
Что это за понятие
У каждого из нас есть огромное количество нужд, которые требуют удовлетворения. Они проявляются на физиологическом, социальном и психическом уровнях и без утоления этой внутренней «жажды» невозможно достижение ощущения покоя, комфорта.
Первоосновой является физиология, так как не уделив внимание этой сфере должным образом, нельзя перевести фокус на другую, более глобальную. Она, в первую очередь, определяет безопасность нашей жизнедеятельности.
Природу потребностей человека наиболее полно раскрыл в своих работах Абрахам Маслоу. Ученый ставил на уровень выше над физическими инстинктами стремления людей к социализации. И лишь после необходимости общаться, чувствовать себя частью общества, быть принятым им и защищенным стоят желания духовные (идеальные) — наиболее высокие, глубокие. Их наличие предполагает, что базовые нужды хотя бы частично, но удовлетворены.
К высшей ступени пирамиды относятся:
- интерес к процессу познания;
- тяга к развитию и саморазвитию;
- намерение иметь любимую сферу деятельности;
- осознание смысла своего существования;
- определение жизненных целей;
- жажда самореализации;
- эстетические ценности.
Основная проблема, которая препятствует человеку в реализации его внутреннего потенциала – неудовлетворенность нужд более низких уровней пирамиды.
Описание
Особенностью духовных потребностей является то, что не удовлетворив их, индивид не погибает, не подвергается опасности и его здоровье. Проблемы могут возникнуть лишь в контексте его психического и эмоционального состояния. Этим они отличаются от нужд материального плана.
Отличительной чертой является и мотив, побуждающий индивида к развитию внутреннего мира. Движущей силой выступает не получение ощутимой выгоды, а искренний интерес. Развивающиеся люди стремятся мыслить шире, смотреть глубже, находить то, что любопытно и может быть полезным в будущем. При этом границы познания в современном мире определяются лишь наличием или отсутствием свободного времени и ресурсов. Эффективный способ раскрытия духовного потенциала — творческая деятельность.
Познавательная активность
Познавать мир люди стремились с древнейших времен, желая понять, как устроено окружающее их пространство. Итогом их поверхностного анализа стало появление различных мифов, суеверий, верований. Многие явления природы были непонятны первобытному человеку, и он связывал их с потусторонними силами. На тот момент это был самый простой способ объяснить происходящее вокруг – грозу, дождь, смену времен года.
Тяга к познанию вывела человечество на новый эволюционный уровень, благодаря чему и по сей день мы можем совершенствовать себя и свою среду обитания. Каждая личность считает важным процесс познавательной деятельности. В поиске собственного пути мы определяем для себя наиболее интересные сферы для изучения, а также подходящие формы (практическое применение или теория, лекции или кружки и т.п.).
При этом полученную информацию необходимо систематически применять на практике, чтобы она во всей полноте усваивалась и была полезной.
Самосовершенствование
Эта потребность связана с интеллектуальным, физическим и нравственным развитием, к которому стремится индивид. Одного процесса познания становится недостаточно, в постоянно меняющемся мире человек нуждается в инструментах для личностного роста.
Развитый интеллектом можно назвать такой ум, который объединяет в себе:
- Способность быстро и рационально принимать решения.
- Умение оперативно находить ответы на возникающие вопросы, подключая память.
- Повышенный уровень запоминания полезной информации.
- Развитость различных типов мышления.
- Качественную концентрацию, продуктивность на протяжении долгого времени.
- Эрудированность, наличие багажа знаний и навыков.
Регулярные занятия физической активностью позволяют индивиду чувствовать себя более здоровым, привлекательным, а профессиональное увлечение спортом открывает дорогу к высоким достижениям.
Психолог Дарья Милай
В течение жизни человек совершенствует свои взгляды на окружающее его пространство и других людей, решает различные моральные вопросы и растет духовно, увеличивает силу воли, становится более мудрым.
Чтобы стать умнее, рассудительнее и сильнее, необходимо систематически уделять внимание развитию своих навыков: изучать полезные публикации, читать качественные книги, смотреть высококлассные фильмы и сериалы, играть в развивающие, доставляющие эстетическое наслаждение игры.
Реализация в трудовой деятельности
Работая в той или иной сфере, большинство людей стараются добиваться высоких результатов, расти над собой. К сожалению, не каждому удается достаточно зарабатывать, занимаясь тем, что приносит удовольствие. В такой ситуации на помощь приходит хобби, помогающее индивиду реализовать свой потенциал.
Эта потребность связана не только с духовной, но и с социальной категорией человеческих стремлений. Важно, чтобы на рабочем месте тебя ценили, уважали, поддерживали. В процессе освоения какого-либо дела личность получает новые навыки, знания и начинает лучше понимать свои жизненные цели.
Работе следует уделять столько времени и энергии, сколько возможно, при этом не допуская выгорания и сохраняя в норме физическое и психическое состояние.
Удовлетворение эстетических чувств
В той или иной степени у людей есть желание находиться в красивых местах, любоваться природой, интерьером. Это стремление к эстетике побуждает многих работать над собственным внешним видом, использовать косметические средства, покупать привлекательную одежду, заниматься спортом.
Очная консультация
Каковы особенности и преимущества очной консультации?
Консультация по скайпу
Каковы особенности и преимущества консультаций по скайпу?
Именно поэтому в мире появляется все больше художественной продукции и творческого контента: фильмы, книги, выставки, музеи, красивые улочки для прогулок – все это способствует повышению настроения и развитию вкуса. Духовные потребности личности также воплощаются в занятиях искусством.
Поиск смысла жизни
Думающий человек склонен к философии, особенно когда он переживает непростой, кризисный период. Периодически у него возникает желание проанализировать свое существование и поставить перед собой новые цели.
Не найдя ответов на глубинные вопросы, люди часто сталкиваются с внутренними конфликтами, которые, в свою очередь, порождают депрессию и апатию. Чтобы такого не происходило, нужно прислушиваться к своему «Я», анализировать происходящее и чаще рассуждать. Кроме того, не следует требовать от себя невозможного: планка, которую вы ставите перед собой, должна быть посильной. Научиться грамотно выстраивать диалог с пространством поможет моя персональная консультация.
Как формируются духовные потребности человека: идеальные условия
На формирование влияет несколько факторов:
- Воспитание. Именно в семье ребенок впервые получает определенные представления о личных и общественных ценностях, нормах.
- Социализация. Социум оказывает огромное влияние на становление личности, возникновение у нее различных желаний и установок.
- Психическое и физическое состояние. Стремления больного индивида заметно отличаются от целей здорового. Кроме того, есть люди, которые в силу особенностей развития интеллекта не имеют нужды в постижении сферы идеалов.
- Образование. В образовательных учреждениях люди проводят значительную часть своей жизни, поэтому их сила воздействия также велика.
- Трудовая деятельность и коллеги. На взрослого человека по большей части влияет коллектив, в котором он работает, а также само дело, которому он посвящает огромный отрезок времени каждодневно.
Базовые отличия от физических потребностей
Духовные | Материальные |
Без них можно обойтись. Само существование не окажется под угрозой, проблема будет только в его качестве. | Воспринимаются как крайне необходимые. |
В приоритете не получение выгоды (хотя такая задача может стоять), а достижение внутреннего удовлетворения. | На первом месте – владение определенными благами. |
Важнее всего – психическая гармония. | Направлены на обеспечение тела комфортом и безопасностью. |
Определяются не видимым образом и практической функцией, а внутренним содержанием. | Утилитарная направленность первична. |
Распредмечивание результатов культурной деятельности. | Опредмечивание творений культуры. |
Долговечность ценностей: даже после физической утраты о них остается память. | Недолговечность: вещь имеет вес только когда запечатлена определенной форме, оболочке. |
Виды
Сферу «духа» можно разделить на две категории. К первой относится все, что связано с раскрытием внутреннего потенциала человека:
- Стремление к созерцанию и приобщению к прекрасному, знакомство с работами мастеров, творцов, оценка произведений искусства.
- Научно-познавательная деятельность, расширение границ мировосприятия.
- Забота о физическом здоровье без видимых проблем с ним.
Ко второй – то, что относится к его реализации в обществе:
- Желание находиться в окружении интересных, разносторонних личностей как в реальности, так и в пространстве вымыслов (художественных произведений).
- Осуществление трудовой деятельности, что позволяет закрыть как идеальные, так и материальные «дыры».
- Освоение моральных ориентиров, что дает возможность сравнить личные взгляды с общественным мнением.
Что относят к удовлетворению духовных потребностей: примеры
О развитии внутреннего мира можно говорить, когда человек стремится к саморазвитию, познанию и достижению гармонии.Например, представим, что некто работает автомехаником. Он доволен своей деятельностью и заработком, но в нерабочее время интересуется физикой, планирует поступление в вуз и хочет повысить компетентность в интересующей его сфере, чтобы:
Задайте вопрос
а) развиваться профессионально;
б) раскрыть свой потенциал;
в) расширить круг общения, наполнив его думающими людьми.
Без этих стремлений он вполне может прожить, но целеустремленность помогает ему чувствовать себя значимым.Человеку всегда не хватает чего-то, чтобы ощутить себя счастливым. Даже имея множество материальных благ, он не ощущает себя целостным, гармоничным.
Дело в том, что счастье – это в большинстве своем состояние ума, достичь которого можно лишь развиваясь внутренне.Определение духовных потребностей связано с высшими человеческими ценностям, однако зачастую они являются более доступными, чем материальные. Они помогают развивать мировоззрение, адаптироваться в обществе, найти свое место в мире.
- Добро. Чаще всего воспринимается как оценка действий индивида в соответствии с законами морали. Противопоставляется злу.
- Красота. Совокупность внешних качеств, приятных для восприятия органами чувств.
- Истина. Стремление познать действительность без ее идеализации, объективно.
Формирование духовности происходит еще в детском возрасте. Тогда возникает чувство прекрасного. И чем больше любви к эстетике, желания развиваться родители постараются вложить в ребенка, тем плодотворнее и благоприятнее он будет взаимодействовать с миром в будущем. Сформированная, целостная личность сумеет без фатальных последствий преодолеть тяжелые жизненные испытания, связанные с потерей важных людей, разочарованиями, кризисами, смертью. Развивать свой духовный потенциал можно следующим образом:
- Чаще общаясь с природой. Оказавшись на свежем воздухе, важно уметь расслабляться, любоваться окружающими прекрасными мелочами.
- Обращайтесь к искусству. У каждого человека есть сфера, которая его вдохновляет: литература, музыка, танцы, кино, театр. Найдите свою и погружайтесь в изучение ее аспектов.
- Налаживайте диалог с самим собой. Слушайте внутренний голос, который подскажет ваши истинные желания. Займитесь йогой, медитацией или отыщите иной способ оставаться наедине с подсознанием.
- Общайтесь с животными. Это общение благоприятно влияет на людей даже на физическом уровне. Детям с различными психическими отклонениями я рекомендую проходить терапию с дельфинами для избавления от стрессов и облегчения процесса социализации.
Роль искусства
Действительно, приобщаясь к творчеству и произведениям выдающихся авторов, человечество не только решает вопрос с удовлетворением духовных потребностей, но и справляется с другими жизненными задачами.
Коммуникативная сторона художественной сферы раскрывается в литературе. Она позволяет проассоциировать себя и своих знакомых с определенными персонажами, буквально прожить их жизнь, оценить поступки и сформировать свою систему ценностей, идеалов. Она также порождает определенные идеи, которые часто становятся для человека определяющими.
Познавательная функция помогает обрести новые знания и умения, которые в дальнейшем можно применить на практике, что послужит достижению глобальных целей. При этом у индивида, который растет и развивается в благотворных условиях, раскрывается потенциал, расширяется кругозор.
Заключение
Не стоит полагать, что развитие внутреннего мира — второстепенное занятие. Это не менее важно, как и освоение материальной стороны жизни, производство вещественных благ. А порой и более. Взрослея ментально, вы постигаете новые стороны существования, открываете для себя огромное количество источников счастья, гармонии, удовлетворения. В свою очередь, это помогает держаться на плаву, даже если земля постепенно уходит из-под ног: наступает кризисный период в отношениях, карьере, взаимодействии с другими людьми и самим собой, появляются проблемы со здоровьем. Все можно преодолеть на уровне ума, если вы целостны, осознаны. Узнав, что относится к духовным потребностям человека и в чем их особенность, а также, что значит быть развитой личностью, запишитесь на мою консультацию, где вы сможете найти ответы на другие глубинные вопросы.
В сложных жизненные ситуациях, возникает ощущение безысходности и отчаяния. Самым действенным способом является личная консультация.
Часовая встреча по вашему уникальному запросу в Москве.
Записаться на консультацию
Интенсивный ритм жизни?
Получите он-лайн консультацию из любого уголка мира.
Skype, Viber.
Записаться на консультацию
Социальные потребности человека — что это такое и что к ним относится
Каждый индивид – это часть общества, вне которого он не может развиваться. Личностный рост проявляется в социальных потребностях человека, а что это такое – я расскажу ниже.
Понятие
Термин включает в себя совокупность желаний, возникающих в процессе жизнедеятельности в социуме и при взаимодействии с окружающими. Не нужно путать его с первичными потребностями – в еде, питье, безопасности, отдыхе, удобстве.
По отношению к первостепенным общественные нужды являются вторичными. Индивидуум не может существовать без питания или сна, ведь это приведет к его гибели. Отсутствие второстепенных необходимостей не влечет за собой подобных трагических последствий, но при этом может оказать негативное влияние на психологическое здоровье, стать препятствием для социализации.
Помимо этого, неудовлетворенность влечет к понижению уровня жизни. Нередки случаи, когда это, в свою очередь, затрудняет выполнение первичных. Так, например, нереализованное желание в работе приводит к потере уверенности в завтрашнем дне, а значит и безопасности.
Природа социальных потребностей личности
В обширном смысле общественная надобность объясняется, как форма контакта живого существа с окружающей действительностью. Для людей – это стремления, характерные для всех индивидуумов, как представителей человеческой группы.
Принадлежность индивида к социуму порождает эмоционально окрашенные влечения. При их осуществлении происходит личностный рост. Нужды предоставляют мотивацию к деятельности и формируют поведение, а по мере удовлетворения сменяются, новые желания приходят в активность.
Биологические требования выражены в необходимости поддерживать функционирование организма. У людей, как и у животных реализация происходит в форме бессознательного инстинкта. Тем не менее, вопрос о «фундаменте», заложенном в этом понятии, в научном мире остается спорным.
Виды социальных потребностей человека
Реализация нужд помогает не только развиваться, но и улучшать уровень жизни. Но разобраться в огромном разнообразии не так просто, как кажется на первый взгляд. Условно основные влечения разделяют на 3 категории. А определить собственные желания и сделать каждый день счастливым поможет моя консультация.
Для себя
Это стремления, помогающие достигнуть желаемой степени развития, статуса в социуме. Сюда относятся:
- Самоидентификация. Необходимость быть похожим на конкретную личность или образ. Так ребенок соотносит своё «Я» с родителем своего пола и тем самым начинает осознавать себя, как мальчика или девочку. Это становится активным на разных этапах: при учебе в школе, университете, на работе, при создании семьи.
- Самоутверждение. Индивидуум хочет реализовать весь потенциал и занять достойное положение в обществе. Он добивается уважения окружающих и утверждает себя в качестве профессионала в определенной сфере.
Сюда же относятся необходимость обладать властью,получить всеобщее признание. Ярким примером такой социальной потребности человека является Бенвенуто Челлини. Этот, безусловно, талантливый скульптор прожил долгую жизнь, прославившись также, как ювелир, воин и писатель. В последние свои годы он выпустил автобиографию, где, стремясь получить еще больше славы, приписал себе поступки, которые никогда не совершал.
Психолог Дарья Милай
Для других
От предыдущего вида эта категория отличается отсутствием эгоистических проявлений. Яркий пример – альтруизм. Это безвозмездная помощь окружающим, даже если она идет в ущерб собственным интересам и благам. Личность заботится о людях так, как о самой себе, а иногда и лучше.
Такой индивид желает беззаветно служить человечеству, готов к самопожертвованию, стремится защитить слабого.
Помимо этого, сюда входит бескорыстная дружба, построенная не на извлечении выгоды от общения, а на взаимной симпатии друзей. И, конечно же, любовь. Это особое чувство, имеющее место в каждом. Нередко она является синонимом смысла существования, олицетворением счастья. Ее роль в жизни не может быть переоцененной.
Это причина, по которой появляются семьи и рождаются дети. И наоборот, основание для психологических, а нередко и физических осложнений – если влюбленность невзаимная, несчастливая или неудовлетворенная.
Это эффективная мотивация к деятельности, развитию, ведь она воодушевляет на новые свершения. Удовлетворение социальной потребности человека в любви к родителям, ребенку, существованию, работе, городу – основа для становления гармоничной и полноценной личности.
Вместе с другими
Это совокупность нужд, объединяющих действия индивидов в решении общественных задач, ставших наиболее актуальными на данный момент. Сюда относится нужда в безопасности, всеобщем мире, свободе.
Наиболее показательным является пример вторжения фашистских войск на территорию СССР. Все люди, независимо от пола, вероисповедания и места проживания, объединились для общей цели – дать отпор врагам.
Независимость, справедливость, гуманность и следование правилам нравственности и морали – вот те пункты, которые каждый желает не только для себя, но и для близких и всего человечества.
Классификация соц.потребностей человека
Существует множество разделений человеческих стремлений. Самая известная из них – пирамида А.Маслоу. Она имеет несколько уровней от наиболее простых нужд к высоким. Ученый утверждал, что реализация желаний низкой категории приводит к возникновению тех, что находятся на ступень выше.
Очная консультация
Каковы особенности и преимущества очной консультации?
Консультация по скайпу
Каковы особенности и преимущества консультаций по скайпу?
Согласно теории, все влечения личности – врожденные и организованы в конкретную иерархию по приоритетности. Она имеет такой вид:
- Физиологические: еда, питье, отдых, сон.
- Защищенность: стабильность, упорядоченность, безопасность, освобождение от страха и тревожности, хаоса.
- В чувстве необходимости, любовных проявлениях: дружба, семья, собственный круг общения.
- В уважении окружающих: известность, незаменимость, признание, самоуважение, репутация, положение в социуме.
- В самореализации: профессия в зависимости от способностей и интересов, развитие умений и навыков.
Однако Маслоу предвидел и исключения из правил. У некоторых нужда в самоутверждении может стоять выше, чем раскрытие потенциала и занятие любимым делом. Также в список социальных потребностей входят первичные и вторичные.
Врожденные
Их еще называют физиологическими. Без реализации таких запросов человек просто не сможет существовать. К ним относится голод и жажда, необходимость дышать чистым и свежим воздухом, регулярно высыпаться, удовлетворять половое влечение.
Также сюда включают безопасность и уверенность в завтрашнем дне, экономическую стабильность. Все это заложено в людях на генетическом уровне.
Приобретенные
Они обладают психологической природой и появляются только с увеличением жизненного опыта. Это желание стать успешным, занять высокое положение в обществе, получить всеобщее признание и уважение, создать семью. Вторичные потребности также имеют классификацию:
- Социальные. Стремление общаться с людьми, проявить навыки и знания в общественной жизни, добиться достойного места. Все это развивается в зависимости от представлений личности о структуре социума.
- Идеальные. Влечение к самостоятельному развитию: получение новой информации, изучение действительности, познание смысла жизнедеятельности.
- Духовные. Проявляются, когда индивид стремится сделать жизненный опыт богаче, раздвинуть рамки кругозора, развить собственные творческие способности, осознать прекрасное. Это заставляет интересоваться мировой культурой, работать не ради прибыли, а для своего роста и желания познать себя через труд.
Несмотря на то что соц.потребности считаются вторичными, они более значимы для людей. Например, студент сильно хочет спать, но вместо этого он готовится к предстоящему экзамену. Мама ухаживает за малышом, забывая поесть.
Таких ситуаций можно привести множество. Ведь каждый стремится быть активным и полезным в обществе, установить позитивные межличностные взаимоотношения, заслужить уважение и признание окружающих.
В случае когда не удается реализовать эти влечения, появляется чувство бесполезности, ненужности. Это оказывает на него сильнейшее психологическое воздействие.
Что относится к социальным потребностям человека
Одни из приоритетных нужд – внутренние ощущения. Например, желание свободы и независимого положения. Индивид хочет вырваться из привычных рамок, если они у него есть.
Гедонизм – еще одно стремление, присущее каждому. Все любят периодически пребывать в состоянии безмятежности, как материальном, так и духовном и физическом. Но многие отрицают эту «хотелку», хотя на подсознательном уровне она присутствует. И это нормально. Ведь если в данный момент нет возможности добиться комфорта, то легче убедить себя, что это не является необходимым.
Что еще входит
Каждому хоть иногда хочется побыть в центре внимания, чтобы почувствовать себя важным. И дело тут не в эгоизме, а в самоуважении, повышении авторитета в своих глазах.
Как бы противоречиво это не казалось, но любой нуждается в негативе. Агрессия – это свойство, присущее всем. Проявление чувства приводит к самоудовлетворению, появлению ощущения правоты.
Но не все так плохо, и потребность в добре тоже входит в список. У всех возникало желание безвозмездно помочь близкому, совершить бескорыстный поступок. После этого ощущается благородство и заботливость.
Базовая социогенная необходимость
- Деятельность. Влечение может разделяться по разным признакам: характеру, интенсивности, результатам. Но то, что личность желает трудиться – это факт. Человек может просидеть за компьютерными играми, день, неделю или даже год. Но ему это надоест, как и чувство бесполезности. Попутно с работой он удовлетворяет необходимость в признании, уважении, получении власти. Обратная ситуация, когда после выполнения массы рабочих задач появляется нужда в отдыхе как физическом, так и духовном.
- Саморазвитие. Полноценная персона всегда хочет получать знания и умения. Заниматься этим можно всю жизнь, постигать новое и совершенствоваться.
- Коммуникабельность. Люди нуждаются в установке и поддержании доверительных отношений, помогающих делиться собственными переживаниями и эмоциями и получать отклик.
Примеры реализации
Приведу жизненные ситуации:
- Категория «для себя». С раннего возраста малыш старается постигнуть окружающую действительность. С момента, когда он приобретает способность разговаривать, он интересуется всем, что видит, засыпая родителей вопросами. С умением чтения он начинает извлекать ответы из книг. Процесс развития происходит без остановки: при просмотре телевизора, во время прогулок, на занятиях в садике. После данные извлекаются при обучении в школе или университете. В повседневности, когда человек сталкивается с интересующим его вопросом, он начинает искать на него ответ.
- Категория «вместе с другими». У каждого есть желание существовать в свободном и справедливом социуме, где строго соблюдаются правила нравственности и морали, законодательство. Общение строится на принципах равенства и взаимного уважения. Индивид старается вести себя прилично, согласно элементарным нормам поведения.
- Группа «для других». К сожалению, альтруизм слабо проявляется в современной жизнедеятельности. Это понятие предполагает полный или частичный отказ от собственных «хотелок» в пользу других. Но далеко не все могут пожертвовать своими интересами. Однако такая потребность удовлетворяется. Это помощь нуждающимся, благотворительные акции, создание приюта для животных и бездомных.
Значимость
Удовлетворение нужд является залогом не только формирования зрелой личности, но и стабильности вообще. Соответствие желаний с полученным образованием, профессией, кругом близких создает полезных членов общества.
Задайте вопрос
Любое реализованное стремление приводит к более масштабному результату: создание крепкой и счастливой семьи, выполнение трудовых обязанностей и, как следствие, успешная карьера.
У таких людей не проявляются признаки отклоняющегося поведения. Когда у индивидуумов нет инициативы совершать важные общественные поступки, воцаряется беспорядок и безвластие. Тем самым ухудшается качество жизни отдельных людей, а также нарушается полноценность социума.
Результат
Комплекс необходимостей становится источником активности, стимулирует деятельность. Ведь все поступки и действия производятся для того, чтобы получить выгоду. Это может происходить напрямую: для общения достаточно выйти из дома и встретиться с друзьями или поговорить с близкими.
Другие цели заставляют и решать ряд задач, приводящих к ней. Например, чтобы добиться достойного положения, нужно делать успехи на профессиональном поприще.
Но если без удовлетворения биологических надобностей прожить невозможно, то социальные можно опустить. Причиной этого становятся леность, безынициативность, опасения. Личность может испытывать острую нужду в общении, но при этом не иметь знакомых в силу своей неуверенности и низкой самооценки. Угрозы для жизни в этом случае не будет, но вот возникновения ощущения бесполезности и потерянности обеспечено.
Наличие у животных
Я уже говорила, что соц.стремления возникают только ввиду принадлежности к обществу. Но в животном мире также имеет место иерархия и законы. Поэтому принято разделять зоосоциальные желания: родительские, миграционные, игровые, адаптационные.
Их сложно назвать общественными в полной мере, но многие ученые считают их первоисточником к возникновению человеческих нужд.
Итак, социальной потребностью является необходимость в общении, реализации, мире, заботе, власти. Перечислять этот список можно довольно долго. Личность не может формироваться вне социума без взаимодействия с другими и реализации своих влечений.
Примеры, связанные с воспитанием детей животными – убедительное тому подтверждение. Известно несколько таких случаев. И во всех из них человек так и не смог приспособиться к жизни среди людей и стать полноценным членом общества. Ведь когда он чувствует только первичные стремления, он становится подобным зверю и фактически превращается в него.
В сложных жизненные ситуациях, возникает ощущение безысходности и отчаяния. Самым действенным способом является личная консультация.
Часовая встреча по вашему уникальному запросу в Москве.
Записаться на консультацию
Интенсивный ритм жизни?
Получите он-лайн консультацию из любого уголка мира.
Skype, Viber.
Записаться на консультацию
Физиологические потребности
Самыми основными, сильными и неотложными из всех человеческих потребностей являются потребности, существенные для физического выживания. В эту группу включаются потребности: в пище, питье, кислороде, в физической активности, сне, защите от экстремальных температур и в сенсорной стимуляции. Эти физиологические потребности непосредственно касаются биологического выживания человека и должны быть удовлетворены на каком-то минимальном уровне прежде, чем любые потребности более высокого уровня станут актуальными. Иначе говоря, человек, которому не удается удовлетворить эти основные потребности, достаточно долго не будет заинтересован в потребностях, занимающих высшие уровни иерархии.
Конечно, социальное и физическое окружение в американской культуре обеспечивает удовлетворение первичных потребностей для большинства людей. Однако, если у человека одна из этих потребностей остается неудовлетворенной, она очень быстро становится настолько доминирующей, что все другие потребности исчезают или отходят на задний план. Хронически голодный человек вряд ли стремится сочинять музыку, делать карьеру или строить дивный новый мир. Такой человек слишком занят поисками хоть какой-то еды.
Потребности поддержания жизни являются решающими для понимания поведения человека. Разрушительное воздействие, которое оказывает на поведение недостаток пищи или воды, описано в многочисленных экспериментах и автобиографиях. Один из примеров того, насколько голод может господствовать над поведением человека, получен при изучении мужчин, которые отказались от несения военной службы во время второй мировой войны по религиозным или другим соображениям. Они согласились участвовать в эксперименте, в котором их посадили на полуголодную диету для изучения воздействия фактора пищевой депривации на поведение (Keys et al., 1950). Во время исследования, по мере того как мужчины начали терять в весе, они стали безразличными почти ко всему, кроме еды. Они постоянно говорили о еде, и поваренные книги стали их любимым чтением. Многие из мужчин даже потеряли интерес к своим девушкам! Этот и многие другие зарегистрированные случаи показывают, как внимание обычно перемещается от более высоких потребностей к более низким, если последние перестают удовлетворяться.
Потребности безопасности и защиты
Когда физиологические потребности в достаточной мере удовлетворены, для человека приобретают значение другие потребности, часто называемые потребностями безопасности и защиты. Сюда включены потребности: в организации, стабильности, в законе и порядке, в предсказуемости событий и в свободе от таких угрожающих сил, как болезнь, страх и хаос. Таким образом, эти потребности отражают заинтересованность в долговременном выживании.
Маслоу предположил, что проявление потребностей безопасности и защиты проще всего наблюдать у младенцев и маленьких детей ввиду их относительной беспомощности и зависимости от взрослых. Младенцы, например, демонстрируют реакцию испуга, если их неожиданно уронят или испугают громким шумом или вспышкой света. Проявление потребности безопасности так же очевидно, когда дети заболевают. Ребенок со сломанной ногой может испытывать страхи, страдать от ночных кошмаров и проявлять потребность в защите и утешении, не слишком очевидную до несчастного случая.
Другой показатель потребности в безопасности — предпочтение ребенком определенного рода зависимости, стабильного распорядка. По Маслоу, маленькие дети наиболее эффективно функционируют в семье, где, по крайней мере до определенной степени, установлены четкий режим и дисциплина. Если данные элементы отсутствуют в окружении, ребенок не чувствует себя в безопасности, он становится тревожным, недоверчивым и начинает выискивать более стабильные жизненные территории. Маслоу далее замечал, что родители, которые воспитывают детей, ничем не ограничивая и все разрешая, не удовлетворяют их потребность в безопасности и защите. Если от ребенка не требуют, чтобы он ложился спать в определенное время или ел через какие-то регулярные промежутки времени, это только вызовет замешательство и испуг. В этом случае у ребенка не будет в окружении ничего стабильного, от чего можно зависеть. Маслоу рассматривал родительские ссоры, случаи физического оскорбления, разлуку, развод и смерть в семье в качестве моментов, особенно вредных для благополучия ребенка. Эти факторы делают его окружение нестабильным, непредсказуемым и, следовательно, ненадежным.
Потребности безопасности и защиты также в большой мере влияют и на поведение людей, вышедших из детского возраста. Предпочтение надежной работы со стабильным высоким заработком, создание сберегательных счетов, приобретение страховки (например, медицинской и по безработице) можно рассматривать как поступки, отчасти мотивированные поисками безопасности. В какой-то мере система религиозных или философских убеждений позволяет человеку организовать свой мир и окружающих людей в единое, наполненное смыслом целое, таким образом давая ему возможность чувствовать себя «в безопасности». Другое проявление потребности в безопасности и защите можно видеть, когда люди сталкиваются с реальными чрезвычайными обстоятельствами — такими, как войны, наводнения, землетрясения, восстания, общественные беспорядки и тому подобное.
Маслоу предположил, что определенные типы невротических взрослых людей (особенно обсессивно-компульсивный тип) в основном мотивированы поиском безопасности. Некоторые невротические больные ведут себя так, как если бы надвигалась большая катастрофа, неистово пытаясь организовать свой мир в надежную, стабильную, четко организованную структуру, где не могли бы появиться новые непредвиденные обстоятельства. Потребность в безопасности больного неврозом «часто находит специфическое выражение в поиске защитника: более сильного человека или системы, от которых он может зависеть» (Maslow, 1987, р. 19).
Физиологические потребности
Потребности человека.
Чтобы жить, быть здоровыми и счастливыми, люди нуждаются в пище, воздухе, сне и т.д. Эти потребности человек самостоятельно удовлетворяет на протяжении всей своей жизни. Они во многом зависят от поведения или образа жизни человека. Болезнь также мешает удовлетворению потребностей, приводит к дискомфорту.
В 1943 г. американский психолог А. Маслоу разработал теорию иерархии потребностей, определяющих (направляющих) поведение человека. По его теории, одни потребности для человека важнее, чем другие. Это положение позволило классифицировать их по иерархической системе: от физиологических (низший уровень) до потребностей в самовыражении (высший уровень).
А. Маслоу расположил 14 жизненно важных потребностей человека в порядке первоочередности их удовлетворения: от низших физиологических, врожденных до высших психосоциальных, приобретенных в процессе роста и развития, в виде пирамиды. При этом в основании пирамиды находятся низшие физиологические потребности, так как они являются основой жизни человека, без них невозможна жизнь в биологическом смысле слова. Если человек не будет удовлетворять эти потребности, то он просто умрет, как любое живое существо на Земле.
Возможность удовлетворять свои потребности у людей различна и зависит от нескольких факторов: возраста, окружающей среды, знаний, умений, желаний и способностей самого человека. Прежде всего, удовлетворяют потребности низшего порядка, т.е. физиологические.
Физиологические потребности
Чтобы жить, человеку необходимо удовлетворять физиологические потребности в воздухе, пище, воде. Кроме того, каждый из нас нуждается в движении, сне, отправлении физиологических потребностей, а также в общении с людьми, удовлетворении своих сексуальных интересов.
Следует помнить, что физиологические потребности одинаковы у всех людей, но удовлетворяются в разной степени.
Потребность в кислороде(нормальном дыхании) — основная физиологическая потребность человека. Дыхание и жизнь — неразделимые понятия. Человек усвоил давно: dum spiro spero (лат.) — пока дышу, надеюсь. Многие слова в русском языке имеют «дыхательный» смысл: отдых, вдохновение, дух и т.д. Поддержание этой потребности должно стать для медицинской сестры приоритетной задачей. Кора головного мозга очень чувствительна к недостатку кислорода. При недостатке кислорода дыхание становится частым и поверхностным (тахипноэ), появляется одышка. Например, длительное уменьшение концентрации кислорода в тканях приводит к цианозу: кожа и видимые слизистые оболочки приобретают синюшный оттенок.
Человек, удовлетворяя потребность в кислороде, поддерживает необходимый для жизни газовый состав крови.
Потребность в пище.Питание имеет значение для поддержания здоровья и хорошего самочувствия. Родители, удовлетворяя потребность младенца в рациональном питании, проявляют не только родительскую заботу, но и обеспечивают ребёнку возможность нормального роста и развития. Рациональное питание взрослого помогает исключить факторы риска многих заболеваний. Например, ишемическая болезнь сердца обусловлена употреблением пищи, богатой насыщенными животными жирами и холестерином.
Рацион, содержащий большое количество круп и растительных волокон, снижает риск развития рака толстой кишки. Адекватное питание при болезнях способствует выздоровлению. Так, высокое содержание белка в пище содействует заживлению ран, в том числе |и пролежней.
Отметим, что неудовлетворённая потребность человека в питании часто приводит к ухудшению самочувствия и здоровья.
Потребность в жидкости.Здоровый человек должен выпивать 12,5—3 л жидкости ежедневно. Такое количество жидкости восполняет физиологические потери в виде мочи, пота, кала и испарений •при дыхании. Для сохранения водного баланса человек должен употреблять жидкости больше, чем выделять, в противном случае появляются признаки обезвоживания. От знаний и умений медицинской сестры предвидеть обезвоживание зависит возможность пациента избежать многих осложнений.
Потребность в физиологических отправлениях.Непереваренная часть пищи выводится из организма в виде кала. Акт дефекации и мочеиспускания у каждого индивидуальны, и их удовлетворение нельзя отложить на долгое время. Большинство людей считают эти процессы личными, интимными и предпочитают не обсуждать их. В связи с этим медицинская сестра, оказывая помощь пациенту,
имеющему проблемы с отправлением физиологических потребностей, должна быть особенно деликатна и, уважая право человека на конфиденциальность, обеспечить ему возможность уединения.
Дата добавления: 2016-09-26; просмотров: 9165;