Педагогика
Основы педагогики
Специальность: экономика
Разработчик тестов – Голуб Е.В.
1.12. 2012 г.
100 вопросов
60 минут
1. Специально организованный процесс целенаправленного взаимодействия педагога и учащихся, в результате которого обеспечивается усвоение определенной системы знаний, навыков, умений, способов мышления и деятельности, что обеспечивает развитие учащегося _____________
Ответ: педагогический процесс
2. Процесс и результат усвоения человеком опыта поколений в виде системы знаний, навыков, умений, способов творческой деятельности, отношений __________
Ответ: образование
3. Он обосновал необходимость обучения и воспитания сообразно природе ребенка, на основе объективных закономерностей разработал систему принципов обучения, создал классно-урочную систему обучения, заложил основы классического или традиционного образования.
Ответ: Коменский
4. В 1623 г. англичанин Фрэнсис … вычленил педагогику из системы философских наук как самостоятельную науку.
Ответ: Бэкон
Способность, основанная на ценностях, личностной направленности, знаниях, опыте, приобретенных личностью в процессе обучения — это …
Ответ: компетенция
5. Как переводится с греческого языка слово «педагогика»?
Ответ: детовождение
6. Объективный процесс внутреннего, последовательного количественного и качественного изменения физических и духовных сил человека __________
Ответ: развитие
7. Найдите соответствие в значениях термина «педагогика»:
Б1. Каждый человек на протяжении жизни выступает в роли педагога, то есть обучает и воспитывает своих детей, членов семьи, оказывает влияние на коллег по работе, занимается самовоспитанием.
Д2. Педагогику рассматривают как одну из сфер человеческой деятельности, связанную с передачей культурно-исторического опыта от старшего поколения к младшему с целью подготовки его к самостоятельной жизни и труду.
В3. Педагогика исследует и совершенствует способы косвенного управления развитием человека в единстве природного, общественного и индивидуального.
А4. Педагогика включает
Г8. Проявляется в качестве педагогической культуры взрослого человека, психолого-педагогической компетентности специалиста.
А. педагогика представляет собой учебную дисциплину
Б. выделяется бытовое значение педагогики.
В. понимается как наука и, одновременно, как отрасль человековедения.
Г. входит в общекультурный контекст современной жизни.
Д. подчеркивается практическое значение педагогики
9. Учение о принципах, методах, формах и процедурах познания и преобразования педагогической действительности это Ответ:
10. Найдите соответствие в значениях терминов «функция»
1. Эта функция заключается в постановке теоретико-практических задач и поиске их решений, в ходе которого реализуются функции педагогики как науки.
2. Реализация этой функции способствует разработке системы оценок, критериев эффективности педагогических моделей.
3. Реализация этой функции обеспечивает описание (что есть?), объяснение (почему так устроено?), предсказание (что будет?) изучаемых педагогических явлений, процессов
4. Эта функция обеспечивает целеполагание и конструктивное описание путей, способов, технологий достижения поставленных образовательных целей и внедрение результатов в педагогическую практику.
5. Эта функция направлена на анализ и осмысление результатов развития педагогической науки, совершенствования системы методов педагогических исследований.
А. гносеологическая
Б. праксеологическая
В. аксиологическая
Г. эвристическая
Д. рефлексивная
11. … подход предполагает рассмотрение исследуемого объекта в рамках системы деятельности, ее генезиса, эволюции, развития.
Ответ: деятельностный
12. … подход в педагогике означает признание и реализацию в обществе ценностей человеческой жизни, воспитания и обучения, педагогической деятельности, образования в целом.
Ответ: аксиологический
13. … подход в педагогике утверждает представления о социальной, деятельной и творческой сущности человека как личности.
Ответ: личностный
14. Предназначены для определения основных направлений достижения цели
а) формы
+б) принципы
в) содержание
г) методы
д) цель
е) средства
15. Это часть опыта поколений, который передается учащимся для достижения поставленной цели
а) формы
б) принципы
+в) содержание
г) методы
д) цель
е) средства
16. Начальный компонент педагогического процесса
а) формы
б) принципы
в) содержание
г) методы
+д) цель
е) средства
17. Материализованные предметы, способы «работы» с содержанием
а) формы
б) принципы
в) содержание
+г) методы
д) цель
е) средства
18. Последовательность развития педагогического процесса __________
Ответ: Этапы
19. На этом этапе функционирования педагогического процесса выявляются противоречия между требования общей педагогической цели и конкретными возможностями контингента учеников учебного заведения
а) главный
б) основной
+в) подготовительный
г) заключительный
20. Этап осуществления педагогического процесса
а) главный
+б) основной
в) подготовительный
г) заключительный
21. Анализ результатов педагогического процесса
а) главный
б) основной
в) подготовительный
+г) заключительный
22. Функция развития психических процессов
а) образовательная
+б) воспитательная
в) развивающая
г) субъективная
д) объективная
23. Формирование отдельных качеств, свойств и отношений личности
а) образовательная
+б) воспитательная
в) развивающая
г) субъективная
д) объективная
24. Этот принцип предусматривает, чтобы процесс обучения стимулировал учеников использовать научные знания в решении поставленных задач
Ответ: связь с практикой
25. Принцип, который предполагает преподавание и усвоение знаний в определенной порядке, системе
Ответ: систематичности и последовательности
26. Один из старейших принципов дидактической системы, согласно которой, обучение зависит от целесообразного привлечения органов чувств к восприятию и переработке учебного материала
Ответ: наглядности
27.Этот принцип требует учета особенностей развития учащихся, анализа материала с точки зрения их реальных возможностей, чтобы они не испытывали перегрузок
Ответ: доступности
28. Этот принцип требует, чтобы знания прочно закреплялись в памяти учеников, стали частью их сознания
Ответ: прочности
29. Вид карьеры, когда человек с самого начала трудовой деятельности выбрал понравившуюся ему сферу и упорно на протяжении всей трудовой деятельности поднимается по служебной лестнице.
+а) Линейная карьера
б) Стабильный тип карьеры
в) Спиральная конфигурация карьеры
г) Кратковременная карьера,
д) Платообразная карьера
е) Снижающаяся карьера
30. После достижения определенного уровня обнаруживается предел их возможностей, компетентности.
а) Линейная карьера
б) Стабильный тип карьеры
в) Спиральная конфигурация карьеры
г) Кратковременная карьера,
+д) Платообразная карьера
е) Снижающаяся карьера
31. Противоречия стимулируются силами извне, отношениями человека с другими людьми, обществом, природой.
а) внешние
б) внутренние
в) общие (универсальные)
+г) индивидуальные противоречия
32. Назовите факторы, влияющие на формирование личности, относится собственная активность личности, порождаемая противоречиями, интересами и другими мотивами, реализуемая в самовоспитании также в деятельности и общении.
а) внешние
+б) внутренние
в) социальные
г) биологический
33. Передаются по наследству
а) способности
+б) задатки
в) навыки
г) умения
34. Укажите признак, который не является отличительным для развитой личности:
а) способность и потребность брать на себя ответственность за свои действия;
б) умение удовлетворять свои потребности, нужды, не принося ущерба другим;
в) достижение значительных успехов в профессиональной деятельности;
+г) дезадаптированность в повседневной жизнедеятельности;
35. Принадлежность к человеческому роду ___________
Ответ: идивид
36. Найдите соответствие в значениях потенциалов личности
Б1. гносеологический
Г2. аксиологический
А3. творческий
В4. коммуникативный
Д5. эстетический
а) что человек умеет
б) что человек знает
в) с кем и как человек общается
г) чем человек дорожит
д) чем человек восхищается потенциалы личности.
37. Критерии, образцы, социальные стандарты это
а) предметные ценности
+б) субъективные ценности
в) педагогические ценности
г) общечеловеческие ценности
38. Образование — это
а) предметная ценность
б) субъективная ценность
+в) педагогическая ценность
г) общечеловеческая ценность
39. Общественные отношения и включенные природные явления это
а) предметные ценности
б) субъективные ценности
в) педагогические ценности
+г) общечеловеческие ценности
40. Совокупность преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов, сеть реализующих их образовательных учреждений, органов управления образованием
Ответ: система образования
41. Современная система образования в Российской Федерации строится на основании
Ответ: закон РФ «Об образовании»
42. Я. А. Коменский сторонник теории
+а) материального содержания образования
б) формального содержания образования
в) дидактического прагматизма
г) функциональный материализм.
43. Дж. Дьюи сторонник теории
а) материального содержания образования
б) формального содержания образования
+в) дидактического прагматизма
г) функциональный материализм.
44. Дж. Локк, И. Г. Песталоцци, И. Гербарт сторонники теории
а) материального содержания образования
+б) формального содержания образования
в) дидактического прагматизма
г) функциональный материализм.
45. Он первым обосновал стройную концепцию воспитательного коллектива, пронизанную гуманистическими идеями
Ответ: Макаренко
46. Структура изложения учебного материала, предполагающая возвращение к изучаемым знаниям с постепенным расширением содержания
а) линейная
+б) концентрическая
в) спиральная
г) смешанная
47. Согласно теории Дж. Локка
а) все идеи и принципы имеют врожденную основу
б) происходит припоминания «высших идей»
+в) все человеческое знание проистекает из опыта
г) все ответы верны
48. Дж. Локк предлагал воспитывать юных
+а) джентльменов
б) рыцарей
в) ремесленников
г) крестьян
49. Обязательный уровень требований к общеобразовательной подготовке выпускников
+а) Государственный Образовательный Стандарт
б) образовательная программа
в) устав образовательного учреждения
г) содержание образования
50. В государственном стандарте общего среднего образования выделяются
а) пять компонентов
б) два компонента
в) четыре компонента
+г) три компонента
51. Федеральный компонент определяет
+а) нормативы, соблюдение которых обеспечивает единство педагогического
пространства России, а также интеграцию личности в систему мировой культуры.
б) нормативы в области родного языка и литературы, истории, географии, искусства, трудовой подготовки и др.
в) отражающего специфику и направленность отдельного образовательного учреждения.
52. Основной государственный нормативный документ, являющийся составнойчастью ГОСта в области образования
а) рабочий учебный план
+б) базисный учебный план
в) собственно учебный план
г) региональный учебный план
53. Структура учебного плана, обеспечивающая индивидуальный характер развития учащихся
+а) вариативная часть
б) инвариантная часть
в) фундаментальная часть
г) технологическая часть
54. Вид учебной программы, общие рекомендации методического характера
+а) авторская
б) рабочая
в) типовая
г) базисная
55. Вид учебной программы, отражающий национально-региональной компонент
а) авторская
+б) рабочая
в) типовая
г) базисная
56. нормативный документ построения содержания образования, включающий учебные пособия
а) учебный предмет
б) учебная программа
+в) учебный план
г) учебная литература
57. Содержит объяснительную записку, перечень разделов, тем, учебного оборудования, наглядных средств обучения
а) учебный предмет
+б) учебная программа
в) учебный план
г) учебная литература
58. Метод воспитания
а) средство воспитания
б) способ воспитания
+в) путь достижения заданной цели воспитания
г) часть приема
59. Наглядность является
а) методом обучения
+б) дидактическим принципом
в) методом формирования познания
г) приемом воспитания
60. Дидактика – это
а) закономерности воспитания
+б) отрасль педагогики, разрабатывающая теорию обучения и образования
в) наука о влиянии социальной среды на воспитание мировоззрения
г) наука о закономерностях развития личности
61. Структура изложения материала учащиеся, не теряя из поля зрения исходную проблему, постепенно расширяют и углубляют круг связанных с ней знаний
а) линейная
б) концентрическая
+в) спиральная
г) смешанная
62. Категория педагогики, представляющая объективный процесс – преподавания и учения
а) образование
б) развитие
+в) обучения
г) воспитание
63. Инвариантная структура выделенных типов урока состоит обычно из … частей:
а) 2-х
б) 5
в) 4-х
+г) 3-х
64. Импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную структуру — это
Ответ: нестандартный урок
65. Форма обучения, при которой ученики получают знания при непосредственном наблюдении объекта, знакомстве с реальной действительностью (завод, учреждение культуры, природа, историко-художественные памятники).
Ответ: экскурсия
66. Самостоятельная учебная деятельность, дополняющая урок и являющаяся частью цикла обучения это
Ответ: Домашняя учебная работа
67. Основной задачей этой образовательной системы было избирательное обучение учащихся, которые распределялись по классам в зависимости от способностей, уровня развития и степени подготовленности.
а) Батавская система
+б) Маннгеймская система
в) Белл-ланкастерская система
г) Классно-урочная система
68. Система и последовательность педагогически целесообразных действий педагога, направленных на достижение поставленных целей путем решения педагогических задач есть профессиональная педагогическая
Ответ: деятельность
69. Владение педагогом определенными способами и приемами педагогической деятельности, основанное на сознательном применении психолого-педагогических знаний есть педагогическое
Ответ: умение
70. Эти умения связаны с ежедневным планированием, с композицией каждого конкретного урока, занятия, лекции
а) Организаторские
б) Проектировочные
в) Познавательные
+г) Конструктивные
71. Образовательный процесс развития индивидуальности личности, в котором личность становится субъектом собственного становления и развития, созидательной деятельности по отношению к культуре, природе, человеку и социуму в целом есть
Ответ: личностно- ориентированное образование
72. Назовите принцип, где личность ребенка в системе личностно-ориентированного образования является не объектом воздействия со стороны учителя, а субъектом разнообразных видов деятельности
+а) принцип субъектности
б) опора на опыт личности
в) психотерапевтический характер взаимодействия
г) принцип вариативности
73. Принцип, предполагающий разнообразие содержания и форм учебного процесса, предоставление образовательного выбора, как педагогам, так и самим обучающимся
а) принцип субъектности
б) опора на опыт личности
в) психотерапевтический характер взаимодействия
+г) принцип вариативности
74. Принцип, основанный на партнерстве и сотрудничестве в совместной деятельности и общении учеников и учителя, является необходимым условием реализации личностно-ориентированного образования
а) принцип субъектности
б) опора на опыт личности
+в) психотерапевтический характер взаимодействия
г) принцип вариативности
75. Структурной единицей личностно-ориентированной педагогической технологии является
Ответ: Личностно-ориентированная ситуация
76. Специально организованное образовательное пространство для освоения разных видов и форм человеческой деятельности есть образовательная
Ответ: образовательная система
77. Сознательно организуемое взаимодействие педагогов и воспитанников, организация и стимулирование активной деятельности воспитуемых по овладению ими социальным и духовным опытом, ценностями, отношениями есть процесс
Ответ: воспитание
78. Философское педагогическое направление, выступающее за сближение воспитания с жизнью, достижение целей воспитания в практической деятельности есть
а) неотомизм
б) неопозитивизм
в) экзистенциализм
+г) прагматизм
79. Религиозное философское учение, получившее свое название от имени католического богослова Фомы (Томы) Аквинского
+а) неотомизм
б) неопозитивизм
в) экзистенциализм
г) прагматизм
80. Философское направление, признающее личность высшей ценностью мира
а) неотомизм
б) неопозитивизм
?+в) экзистенциализм
г) прагматизм
81. Философско-педагогическое направление, пытающееся осмыслить комплекс явлений, вызванных научно-технической революцией
а) неотомизм
б) неопозитивизм
+в) экзистенциализм
г) прагматизм
82. Значимые для человека природные, материальные и нравственно-духовные объекты или явления, выступающие социокультурными образцами жизни, на которые сориентированы воспитательные теории, методики и технологии педагогической деятельности.
+а) ценности воспитания
б) воспитательная среда
в) воспитательный процесс
г) педагогические закономерности
83. Целесообразно организованный процесс взаимодействия, направленный на удовлетворение потребностей его участников.
а) ценности воспитания
б) воспитательная среда
+в) воспитательный процесс
г) педагогические закономерности
84. Объективные, существенные, устойчивые связи воспитательного процесса, которые отражают взаимосвязи его структурных компонентов и характеризуют сущность функционирования и развития самого процесса воспитания.
а) ценности воспитания
б) воспитательная среда
в) воспитательный процесс
+г) педагогические закономерности
85. Найдите соответствие в значениях следующих закономерностях воспитания:
А1. Цель, задачи и содержание воспитания определяются
Б2. Содержание деятельности детей (школьников, студентов) в процессе их воспитания определяется
В3. Развитие ребенка (школьника, студента) и формирование его личности происходят
Г4. Воспитание ребенка совершается только путем
а) объективными потребностями общества
б) актуальными потребностями личности воспитанника
в) неравномерно
г) активности самого ребенка
86. Принцип, предполагающий в воспитательном процессе не только учет природных задатков индивида, но и психофизиологических возможностей воспитанника и их обусловленность информационными и социальными явлениями
а) научности
+б) природосообразности
в) культуросообразности
г) ненасилия и толерантности
87. Принцип, предполагающий в воспитательном процессе не только учет природных задатков индивида, но и психофизиологических возможностей воспитанника и их обусловленность информационными и социальными явлениями
а) научности
+б) природосообразности
в) культуросообразности
г) ненасилия и толерантности
88. Принцип, проявляющийся как совокупность всех форм духовной жизни общества, которые обусловливают формирование личности, социализацию молодого поколения, основываясь на ценностях национальной и мировой культуры
а) научности
б) природосообразности
+в) культуросообразности
г) ненасилия и толерантности
89. Принцип, предполагает гуманное отношение и терпимость воспитателя к воспитаннику, его индивидуальности
+а) научности
б) природосообразности
в) культуросообразности
г) ненасилия и толерантности
90. Эта функция предполагает изменение направленности личности воспитанника, структуры ее потребностей, мотивов поведения, способностей.
+а) формирования
б) развития
в) социализации
г) индивидуализации
д) гуманитарная
91. Эта функция воспитания заключается в обеспечении прав ребенка, удовлетворении его потребностей в безопасности, эмоциональном комфорте и независимости, сохранении здоровья, определении смысла жизни, предоставлении личной свободы.
а) формирования
б) развития
в) социализации
г) индивидуализации
+д) гуманитарная
92. Эта функция предстает как процесс становления «Я-образа», духовного мира личности, реализации ее социальных ролей и отношений на основе ее психического и социального опыта и опыта других людей и предшествующих поколений.
а) формирования
б) развития
в) социализации
+г) индивидуализации
д) гуманитарная
93.Эта функция заключается в обеспечении усвоения социального опыта и выработки совместно со взрослыми собственных ценностных ориентации в процессе совместной деятельности и общения.
а) формирования
б) развития
+в) социализации
г) индивидуализации
д) гуманитарная
94. Психологическая сущность процесса воспитания состоит в переводе ребенка из одного состояния в другое, и с позиций психологии воспитание есть процесс
а) развития
+б) интериоризации
в) формирования
г) социализации
95. Расставьте последовательность уровней формирования коллектива
2-а) ассоциация
4-б) автономия
1-в) конгломерат
5-г) коллективом.
3-д) кооперация
Ответ:
96. Чувство солидарности с группой, осознание себя ее частью, готовность к действиям в пользу группы и общества это
Ответ: Коллективизм
97. Высшим органом школьного самоуправления является … общешкольного коллектива
Ответ:
98. Расставьте последовательность стадий развития коллектива Л.Н. Новиковой
а) превращение коллектива в инструмент воспитания
б) корректировка
в) сплочение
г) развитие творческой индивидуальности
99. Сплачивающим ядром коллектива, его организующим центром А.С. Макаренко считал
а) собрание воспитанников
б) временные коллективные органы
+в) актив
г) староста
100. Установите соответствие между педагогическими категориями и их характеристиками
а) преднамеренный контакт педагогов и воспитанников, результатом которого являются взаимные изменения в поведении, деятельности и отношениях.
б) активная целенаправленная деятельность ученика под руководством учителя.
в) целенаправленная, осознанная активная познавательная деятельность ученика
г) совокупность, специальный набор форм, методов, способов, приёмов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе.
1. обучение
2. педагогическое взаимодействие
3. учение
4. педагогическая технология
Ответ:
Функции целостного педагогического процесса
Самой главной чертой характеризующей педагогический процесс является целостность, которая подчеркивает подчиненность составляющих его процессов одной цели — образовательной, развивающей, воспитательной.
Целостный педагогический процесс выполняет следующие функции:
Образовательная функция реализуется в процессе обучения в первую очередь. В какой-то степени ею обладает и внеклассная работа. Деятельность учреждений дополнительного образования ориентирована на освоение достижений общечеловеческой культуры в виде знаний, умений и навыков, опыта творчества и отношений.
Основным результатом реализации образовательной функции педагогического процесса является действенность знаний, которая выражается в сознательном оперировании ими, в способности использовать старые знания для добычи новых, сформированность специальных и учебных умений и навыков.
Воспитательная функция целостного педагогического процесса проявляется во всем: в воспитательном пространстве, в котором происходит процесс взаимодействия с воспитанником, в личности педагогов и их профессионализма, в учебных планах и программах, формах, методах и средствах, которые используются в учебно-воспитательном процессе.
Воспитательная функция является следствием содержания, форм и методов педагогического процесса, она осуществляется за счет специальной организации взаимоотношений субъектов этого процесса. Обучение воспитывает определенные взгляды, убеждения, отношения, качества личности. Формирование личности человека невозможно без усвоения системы морально-нравственных норм и требований.
Воспитание является процессом всеобщим. Жизненное пространство, служащее средой для развития, формирования и реализации природного назначения человека, пропитано воспитанием. Воспитание – это процесс объективный. Оно не зависит от меры признания, от терминологических споров и прочих метаний. Это реалии человеческой жизни. Воспитание – это процесс многомерный. Оно тесно связано с социальной адаптацией индивида, с внутренней саморегуляцией каждого отдельного человека. Одновременно воспитание осуществляется с помощью педагогов, родителей, воспитателей. Воспитание отражает особенности конкретной исторической ситуации и государственной системы. Путь к успеху лежит через гуманистическую воспитательную систему.
Развивающая функция
Развивающая функция в педагогическом процессе выражается в качественных изменениях психической деятельности ребенка, в формировании у него определенных качеств и умений. Эта функция реализуется при организации учебно-воспитательного процесса и определяется акцентом на знания, умения и навыки или на формирование мотивации и познания у обучаемого. Выготским была разработана теория о зонах развития. Согласно этой теории, если воспитание дает ребенку то, что он уже знает и умеет делать сам, то оно находится до зоны актуального развития ребенка и его влияние на развитие незначительно. Воспитание идет синхронно с развитием воспитанника, только если он может сделать сегодня сам то, что мы ему предлагается, пытаясь воспитывать или обучать. Это и есть зона актуального развития. Воспитание значительно ускоряет развитие. Оно оказывает развивающее воздействие, если ребенок, при выполнении предложенной воспитательной или образовательной задачи, может сказать: «… я это могу сделать сегодня, но с определенными усилиями или помощью» — это зона ближайшего развития. Ориентация на зону ближайшего развития в педагогике является наиболее эффективной.
Московский учитель-новатор Лысенкова 70—90-х годах прошлого столетия, нашла практическое решение организации учебного процесса с ориентацией на зону ближайшего развития ребенка. Ее подход был назван опережающим обучением. Смысл данного подхода в следующем: она начинала включать самые сложные темы за несколько академических часов до их изучения по учебному плану в конце каждого урока по данному учебному предмету, используя несколько минут урока. Практически все ученики овладевали сложным материалом. В результате положенную программу удавалось изучить за две с половиной — три четверти. Практически не оставалось учеников, которые бы не овладели программой. В результате такого подхода изменялось отношение к учению, появлялся интерес у детей с разными возможностями: сильный получает более сложные задания, слабый — не становится отстающим, он становится успешным, справляющимся. Учебно-воспитательный процесс таким образом организуется на высоком уровне развития обучающихся с опорой на зону его ближайшего развития и на достаточно гуманной основе.
Воспитание может тормозить развитие по двум причинам:
- из-за слишком высокого уровня предъявляемых требований,
- из-за лишения ребенка возможностей проявления активности и инициативы (гиперопека).
Ребенок развивается, воспитываясь и обучаясь, а не развивается, и воспитывается, и обучается. Таким образом, воспитание и обучение включаются в процесс развития ребенка, а не надстраиваются над ним.
Социальная функция
Рис. 2
Социальная функция педагогического процесса проявляется практически во всем. В любом образовательном учреждении ученик оказывается в системе новых отношений, которые им осваиваются или отторгаются. Это меняет позицию индивида в семье, в среде сверстников, в самом учреждении. Часто эту функцию не выделяют в отдельную категорию, но она является неотъемлемой частью целостного педагогического процесса.
формирование личности — это… Что такое формирование личности?
объективный и закономерный процесс, в ходе коего человек выступает не только как объект воздействия, но и как субъект деятельности и общения.
Личность, как и все специфически человеческое в психике, формируется и раскрывается в ходе активного взаимодействия со средой внешней и предметной, путем усвоения или присвоения индивидом общественно выработанного опыта. В этом опыте непосредственно к личности относятся системы представлений о нормах и ценностях жизни — об общей направленности человека, отношениях к другим, к себе, к обществу и пр. В разные времена и разных культурах эти системы различны, но смысл их от того не меняется и может выражаться посредством понятий «объективного предбытия» или «социальных планов (программ)» личности. Общество организует специальную активность, направленную на реализацию этих планов. Но каждый индивид тоже активен, и активность общества встречается с его активностью; процессы, кои при этом разыгрываются, и составляют самые главные, порой драматичные события в ходе формирования и жизни личности.
Формирование личности — это процесс освоения специальной сферы общественного опыта, но совершенно особый, отличный от освоения знаний, умений и пр. Ведь в результате этого освоения происходит формирование новых мотивов и потребностей, их преобразование и соподчинение. Достичь этого простым усвоением невозможно — это были бы мотивы знаемые, но не реально действующие. Новые потребности и мотивы, их соподчинение возникают не при усвоении, а при переживании или проживании: этот процесс происходит только в реальной жизни, всегда — эмоционально насыщенный, часто — субъективно творческий.
Самые главные и крупные этапы формирования личности таковы. Согласно А. Н. Леонтьеву, в русле теории деятельности, личность «рождается» дважды. Первое ее «рождение» — в возрасте дошкольном, когда устанавливается иерархия мотивов, первое соотнесение непосредственных побуждений с социальными критериями — возникает возможность действовать вопреки непосредственному побуждению, соответственно мотивам социальным. Оно знаменуется установлением первых иерархических отношений мотивов, первыми подчинениями непосредственных побуждений нормам социальным. Итак, здесь зарождается то, что отражено в первом критерии личности.
Второе ее «рождение» — в возрасте подростковом и связано с осознанием мотивов своего поведения и возможностью самовоспитания. Выражается в появлении стремления и способности осознать свои мотивы и проводить активную работу по их подчинению и переподчинению. Эта способность к самосознанию, саморуководству и самовоспитанию отражена во втором критерии личности. Ее обязательность зафиксирована и в юридическом понятии уголовной ответственности.
Крайне важный для теории личности и для практики воспитания вопрос о механизмах формирования личности разработан далеко не достаточно.
К стихийным механизмам формирования личности можно отнести достаточно общий механизм сдвига мотива на цель, а также более специальные механизм идентификации и механизм принятия и освоения ролей социальных (- механизм сдвига мотива; механизм освоения роли). Это — механизмы стихийные, ибо субъект, подвергаясь их действию, не осознает их в полной мере, и уж во всяком случае сознательно ими не управляет. Они господствуют до возраста подросткового, но и после продолжают участвовать в развитии личности вместе с сознательными формами самопостроения. Названные механизмы в той мере, в коей касаются развития личности, действуют в русле общего, генерального процесса опредмечения потребности в общении (- потребность: опредмечение; потребность общения). Этой потребности придается в психологии все большее значение. По фундаментальности она приравнивается к потребностям органическим: она столь же витальна, ибо ее неудовлетворение приводит к ухудшению физического состояния младенцев и детенышей высших животных, и даже к их гибели. Она оказывается главной движущей силой формирования и развития личности.Механизм сдвига мотива действует на всех этапах развития личности, только с возрастом меняются и усложняются те главные мотивы общения, кои направляют этот сдвиг на осваиваемые действия, — ведь по мере роста все шире становится круг социальных контактов и связей.
Механизм идентификации начинает действовать с малых лет: дети подражают родителям во всем — в манерах, речи, одежде, занятиях. Все это воспроизводится чисто внешне, но одновременно усваивается и внутренние черты родителей. Очень ярко это проявляется в играх ролевых, особенно при игре в семью. Характерная особенность идентификации — в том, что она проходит, особенно на первых порах, независимо от сознания ребенка, и не контролируется полностью родителями. Это накладывает на воспитателей особую ответственность — за качество собственной личности. На более поздних возрастных стадиях чрезвычайно расширяется круг лиц, из коих выбирается образец-объект идентификации. Среди таковых могут быть не только реальные люди, знакомые или незнакомые, но и литературные герои. Но обычно наступает время, когда «образец» теряет притягательность и субъективную значимость, и это естественно: личность восприняла от образца нечто важное и нужное, но у нее — свой путь. Дезактуализация образца знаменует завершение определенного этапа в развитии личности, ее подъем на новую ступень: оказывается, что сложились новые отношения, появились новые мотивы, и это заставляет ставить новые цели и искать новые идеалы.
Механизм принятия и освоения ролей социальных тоже действует с раннего, дошкольного возраста: старший дошкольник мечтает стать школьником, и пр. Этот механизм во многом сходен с механизмом идентификации, но значительно более обобщен; часто отсутствует персонализация осваиваемого эталона-роли социальной или позиции социальной. Многие моменты процесса вхождения в роль, ее освоения и выполнения — «горячие точки» в жизни. Нередко о ролях мечтают — в таких мечтаниях существенную роль занимают представления о том, как индивид будет выглядеть в новой, желаемой роли. Эти переживания отражают стремление предстать перед другими в новом виде, согласно новой роли. На более продвинутой фазе индивид нередко срастается с ролью, она становится частью его личности, и потеря привычной роли переживается как утрата части личности. Близки к этому и ситуации временного «обезроливания» — при тяжелых болезнях, стихийных бедствиях и пр.
Освоение ролей социальных имеет самое непосредственное отношение к формированию и жизни личности, ибо в ходе его:
1) появляются новые мотивы;
2) происходит соподчинение мотивов;
3) видоизменяются системы взглядов, ценностей, этических норм и отношений.
Все названные механизмы формирования личности могут принимать и осознанные формы, но осознание не необходимо для их действия, а часто и невозможно. Как правило, все эти механизмы действуют совместно, переплетаясь и взаимно усиливаясь, и лишь умственное абстрагирование позволяет рассматривать их в отдельности.
Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998.
10.6. Структура и содержание процесса воспитания личностных качеств
Одной из проблем воспитания, имеющих непосредственное отношение к педагогической практике, является организация процесса воспитания личностных качеств. «Качества личности, – указывала Л.И.Божович, – нельзя воспитывать только путем убеждений, требований, поощрений и наказаний. Способам устойчивого поведения надо учить ребенка так же, как мы учим его русскому языку и арифметике»1.
Как уже отмечалось, формирование личностных качеств учащихся осуществляется в учебной и внеучебной деятельности. Воспитательная функция учебной деятельности реализуется прежде всего через содержание образования. Включенный в него социальный опыт человечества является источником формирования личности, воспитания ее качеств. Поэтому при моделировании содержания образовательных дисциплин следует учитывать воспитательный аспект и включать в него всю совокупность социальных отношений, овладение которыми в процессе обучения обеспечивает не только усвоение учащимися социальных норм и правил поведения, но и формирование определенных личностных качеств.
Воспитывающий характер носит и процесс обучения. Организованный педагогами соответствующим образом, он способствует формированию у учащихся положительного отношения к учебной деятельности, к учителю и одноклассникам, требует выполнения определенных требований и правил, способов поведения. Поэтому для того, чтобы в полной мере реализовать воспитательную функцию обучения, необходимы как особое построение его содержания, так и специальная организация усвоения этого содержания учащимися.
Однако возможности учебной деятельности в формировании личности школьника не являются безграничными и не позволяют воспитать всю совокупность необходимых личностных качеств. В этой связи процесс их формирования должен продолжаться вне учебных занятий, в других эффективных в воспитательном отношении видах внеучебной деятельности.
Использование воспитательного потенциала содержательной и процессуальной сторон обучения и установление тесной связи и преемственности между учебной и внеучебной практической деятельностью учащихся в процессе формирования личностных качеств исключают дублирование в воспитательной работе, позволяют осуществлять ее более целенаправленно и педагогически действенно.
ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ | ||||||||||||
Учебная деятельность | Внеучебная деятельность и общение | |||||||||||
I этап | Стимулирование активности учащихся и формирование потребностно-мотивационного компонента личностных качеств | |||||||||||
II этап | Организация познавательной деятельности учащихся по усвоению социальных норм и правил и формирование на их основе интеллектуально-чувственного компонента личностных качеств | |||||||||||
III этап | Организация практической деятельности и общения учащихся и формирование поведенческо-волевого компонента личностных качеств | → | Выработка умений и навыков поведения | |||||||||
→ | Укрепление волевых свойств личности |
Рис.5. Этапы процесса формирования личностных качеств
Этапы процесса формирования личностных качеств (см. рис. 5) обусловлены их структурными компонентами. Более подробнее основные положения их реализации в воспитательной работе будут раскрыты в следующей главе.
Глава II характер человека и его формирование
Все психологи признают значение характера для программирования устойчивых особенностей поведения человека в типичных социальных ситуациях и подчеркивают значение воспитания «настоящего характера» с самого раннего детства. Конкретных исследований, которые на теоретическом и экспериментальном уровне освещали бы еще не познанные закономерности и механизмы формирования и развития характера, выполняется однако мало. Главная причина непопулярности в нашей психологии последних лет указанной проблемы — необычайная методическая сложность соответствующих исследований, многокомпонентность феномена характера, большая разноуровневость его составляющих и их взаимосвязей, а также огромное многообразие процессов, посредством
12
которых характер «вписывается» в психику человека вообще и в его личность в частности.
Какие же задачи необходимо в первую очередь решать в целях научной разработки различных сторон проблемы характера? Первая, как нам кажется, состоит в том, чтобы с позиций системного подхода оценить и свести воедино научные факты, полученные при изучении указанной проблемы — основных проявлений характера, его развития, его формирования на макро-, мезо- и микроуровнях1. Вторая задача заключается в том, чтобы выявить и сформулировать еще не решенные вопросы, относящиеся к этой, хотя и трудной, но чрезвычайно актуальной и в теоретическом и в прикладном отношении проблеме.
Приступая к более подробному освещению положения с исследованием проблемы, мы предлагаем начать с содержательного раскрытия понятия характера, избрав для этого логику рассуждения, введенную в научный оборот выдающимся советским характерологом В. Н. Мясищевым, и делаем это потому, что в его концепции категория характера с большой мерой доказательности выведена из марксистского понимания личности.
В. Н. Мясищев последовательно рассмотрел виды общественных отношений, которые интересуют философию, политэкономию, социологию, юридические науки, педагогику, а затем выделил отношения, являющиеся предметом изучения различных областей психологической науки. К ним он отнес отношения людей к природе, общественным институтам, собственности, труду, друг к другу, а также к самим себе. Эти отношения всегда «отягощены» конкретно-историческими характеристиками. На них сказываются общественно-экономическая формация, классовая и национальная принадлежность, возраст, пол, профессия, причем эти обстоятельства действуют на названные отношения не сами по себе, а будучи опосредованными специфическим опытом труда, познания, общения, накапливающимся у человека как у представителя конкретного общественного класса и
13
вместе с тем как у представителя определенной национальной, половой, возрастной и профессиональной группы.
Каждый человек с первых дней своей жизни оказывается включенным в систему объективных отношений окружающих его людей к действительности. Он оказывается включенным и в систему отношений этих людей друг к другу и к нему самому. Постепенно все эти отношения становятся его собственными отношениями — к природе, общественным институтам, труду, общественной и личной собственности, к другим людям, к самому себе. (Естественно, и на это указывает В. Н. Мясищев, зеркального отражения внешних объективных отношений во внутреннем мире личности в форме ее субъективных отношений к различным сторонам действительности никогда не бывает, потому что здесь вмешиваются многие факторы, связанные с собственной историей становления данной личности и ее активностью, но интериоризация этих объективных отношений как доминирующая тенденция в формировании личности постоянна.
Личностные отношения к различным сторонам действительности, которые становятся типичными для человека и проявляются в сделавшихся для него привычными способах поведения, составляют характер этого человека. Иначе говоря, сравнительно устойчивые и типичные личностные отношения к действительности, проявляющиеся в привычных для человека способах поведения, которые принято относить к сфере характера, находятся всегда в теснейших взаимосвязях друг с другом и все вместе образуют более или менее сложную структуру.
Анализу структуры собственно характера посвящено не много работ, к тому же они трактуют ее неоднозначно. Нам кажется, что понимание того, что из себя представляет структура характера, надо начать с осмысления ее основного элемента — отношения.
Во многих психологических исследованиях отношение трактуется только в одном смысле — как эмоциональный отклик определенной силы и знака со стороны человека на объект отношения. На самом деле отношение личности к чему-либо имеет более сложное психологическое содержание.
14
У каждого человека с детства формируется система ценностей, в которой разные стороны действительности, относящиеся к природе, людским общностям, делам самого человека и т. п., имеют для него неодинаковую субъективную значимость, поскольку они по-разному служат удовлетворению имеющихся у него материальных и духовных потребностей. Поэтому-то и ведет себя человек неодинаково, когда сталкивается с разными сторонами действительности. Например, осознав, что перед ним очень значимое для него лицо, человек дает сильный эмоциональный отклик и соответственно себя ведет. В другом случае, столкнувшись с событием, которое он оценивает как малозначимое, человек дает на него слабую эмоциональную реакцию и снова ведет себя соответственно. Таким образом, отношение по существу своему представляет собой единство, своего рода «сплав», знания, переживания и поведения.
Отношения людей к отдельным сторонам действительности, их компонентам и характеристикам, как правило, отличаются друг от друга не только разной степенью положительности или отрицательности, но и разной степенью обобщенности и дифференцированности. Например, один человек в равной мере бережливо может относиться к вещам, составляющим общественную и личную собственность; у другого это качество проявляется лишь по отношению к личным предметам. Или человек может устойчиво вести себя как коллективист в рамках производственной бригады, членом которой он является, и терять это качество за ее пределами. А его товарищ по бригаде это качество проявляет одинаково и в бригаде, и в любой другой общности, как в официальной, так и в неофициальной обстановке.
Таким образом, в конкретных случаях отношение человека выступает как своеобразная интеграция более частных, так сказать, парциальных отношений к различным объектам, ситуациям, событиям, состояниям окружающей его действительности и т. д., объединяемым им по каким-то признакам в одну категорию. Система таких более общих отношений составляет структуру характера человека.
Выше уже шла речь о том, что за отношениями человека всегда стоят его потребности, а если сказать
15
точнее, потребности человека проявляются в отношениях. Поэтому понятно, что от того, какие у человека потребности, какие из них выражены сильнее, какие слабее, насколько далеко они отстоят друг от друга по содержанию, в большой мере зависит своеобразие системы отношений, образующих характер, а значит, и его структуру. Так, если ведущей потребностью человека является потребность трудиться «не за страх, а за совесть», то перед нами одна система отношений и совершенно определенная структура характера. Напротив, если у человека потребность трудиться совершенно не развита, а среди прочих потребностей доминирует стремление тунеядствовать, праздно проводить время, то перед нами совсем иная система отношений, и характер имеет иную по содержанию и форме структуру.
Системе отношений, составляющих структуру характера, в одних случаях присуще качество цельности, в других — противоречивости. Например, в жизни все чаще встречаются люди, структуру характера которых образует такая система отношений, в которой каждое входящее в нее отношение отвечает духу коммунистической нравственности. Характеры таких людей отличаются цельностью. К сожалению, немало и противоположных примеров. В системе отношений, составляющих структуру характера в этих случаях, одни отношения могут отвечать требованиям коммунистической морали, другие — сильно расходиться с ней; структура характера у такого человека будет содержать несогласующиеся отношения, а характер — отличаться противоречивостью.
Следует обратить внимание еще на один параметр характера, обычно бросающийся в глаза при сопоставлении личностей разных людей, — силу характера. Когда в системе потребностей человека одна или несколько тесно связанных друг с другом потребностей на длительное время подчиняют себе его помыслы и чувства, то их владелец постоянно побуждается преодолевать внешние и внутренние препятствия, мешающие удовлетворению доминирующей потребности (или группы потребностей). Это означает, что и характер его, таким образом, по параметру силы приобретает все большую выраженность.
Особый аспект при освещении проблемы характера
16
составляет вопрос о его содержании и форме. Выше речь уже шла о том, что в каждом из отношений, которые входят в характер, просматриваются компоненты знания, переживания и поведения. Сами же отношения в целом являются своеобразной психологической проекцией ценностно-потребностной сферы человека, сущность которой сильнее всего дает себя знать в его поступках — прежде всего в экстремальных ситуациях; менее заметно проявляется она в будничной обстановке, на природе, наедине с самим собой. Можно, таким образом, попытаться сформулировать ответ на поставленный вопрос с известной долей огрубления: соединенные в ту или иную систему основные потребности человека, отражающиеся в ставших устойчиво типичными для него отношениях, с разной степенью отчетливости и полноты им осознаваемых и более или менее сильно переживаемых, составляют содержание характера, а сделавшиеся привычными для него способы выражения этого содержания в поведении как в экстремальных, так и в обычных условиях составляют форму характера.
Многочисленные факты, полученные в специально проведенных экспериментальных исследованиях, а также путем наблюдений за поведением людей в обычной жизни, показывают, что между содержанием характера и его формой не всегда имеется прямое соответствие. Например, несколько людей по содержанию ведущих в их характерах отношений могут оказаться коллективистами. Однако форма выражения коллективистического характера у них сильно варьирует. У одних коллективизм по своей форме не громок, не бросок, но четко выражается в поведении, направленном на пользу стране, народу, товарищам по общему делу, проявляется в заботе о близких. У других — по натуре заводил, лидеров — коллективизм связан с яркой эмоциональной манерой выражения, повышенной активностью действий.
В повседневной жизни мы встречаем и такие характеры людей, где форма (поведение) может резко дисгармонировать с содержанием. Например, человек на глазах окружающих ведет себя как коллективист, но доминирующей (среди других) потребности быть коллективистом он не испытывает. Окружающие, не проникнув в личность такого человека, как
17
правило, не в состоянии сразу понять, что наблюдаемая ими имитация коллективизма является проявлением другой имеющейся у него потребности, скажем, самоутверждения.
Интереснейшим в характерологии является вопрос об уровне развития характера. Очевидно, что в основу представления о нем должен быть положен комплексный показатель. Конкретно в качестве составляющих его критериев можно рассматривать: 1) достигнутую в характере степень интеграции входящих в него отношений и связанную с этим степень цельности; 2) успевшую образоваться степень соответствия друг другу содержания характера и формы его выражения. Названные показатели по своей сущности не содержательны, а формальны. Принципиально содержательным показателем развития характера советского человека является представленность в соответствующих устойчивых отношениях тех потребностей, которые непосредственно отвечают требованиям коммунистической морали, а также соответствие выражения этих потребностей требованиям этой морали. По этому существенному показателю характеры людей, конечно, различаются и порой весьма сильно, но именно по нему в первую очередь следует различать уровни их развития.
Другой, хотя трудной, но в теоретическом и прикладном отношениях необыкновенно важной проблемой является разработка типологии характеров. Попыток решить ее к настоящему времени в отечественной и зарубежной психологии предпринято немало, но ни одна из них, к сожалению, не привела к. удовлетворительному ответу на главные вопросы, возникающие в контексте проблемы.
Представляется, что самое трудное в разработке такой типологии — вычленить и сформулировать основание, которое, отвлекаясь от общего в характерах, позволяло бы выделять в них особенное, с другой стороны, позволяло бы определять это особенное, абстрагируясь от конкретных подробностей единичного.
Не преследуя цели подвергнуть критике предложенные учеными в последние годы типологии характеров и не стремясь в данной работе дать свою, попытаемся лишь наметить направления, по которым
18
реальнее всего осуществлять анализ, способный обеспечить не просто систематизированное фотографирование характеров людей, но работающую на дело воспитания и в то же время опирающуюся на добротный фактологический материал типологию.
Поскольку мы условились считать характером систему наиболее типичных личностных отношений, проявляющихся в привычных способах поведения, а в самих отношениях видеть проекцию сформированных потребностей, проявляющихся также в своеобразии познавательного и эмоционального компонентов этих отношений, то, представляется, при вычленении направлений, по которым должно идти выделение типов характера, нельзя игнорировать («выносить за скобки») ни один из названных аспектов.
Описывая тип характера, необходимо четко прослеживать и очерчивать потребности, которые «питают» и определяют «лицо отношений», образующих его конкретный тип. Столь же необходимо всякий раз отвечать на вопросы: в чем же состоит специфика самих отношений, оформляющих именно такое «лицо» у носителей характера данного типа, какие особенности познавательных и эмоциональных компонентов отношений устойчиво повторяются у людей с данным типом характера, наконец, в чем устойчивое своеобразие способов поведения у представителей рассматриваемого типа характера? Таким образом, при разработке типологии характеров важно во всем многообразии феноменов психики и поведения людей искать, находить, описывать и классифицировать устойчивое своеобразие проявлений мотивационнопотребностной сферы человека, его эмоциональных реакций, познавательных откликов и, конечно, поведения при взаимодействии с определенными сторонами действительности.
Характер, как видно из сформулированных выше положений, имеет выходы во все основные сферы психики человека. С одной стороны, «печать» его всегда лежит на особенностях проявлений познавательной, эмоциональной, волевой сфер, с другой стороны, ум, чувства и воля человека всегда влияют на его характер.
Когда мы отмечаем у человека устойчивое проявление любопытства, любознательности, пытливости,
19
других подобных качеств, либо устойчиво фиксируем антиподы этих качеств, мы фактически выделяем ту сторону в характере человека, которая объективирует нам своеобразие сформировавшегося у него познавательного компонента одной из типичных для него систем отношений к действительности. Конечно, этим компонентом представленность в характере человека особенностей его познавательной сферы не исчерпывается. Чтобы привычно отнестись к чему-то, т. е. дать на это «что-то» эмоциональный отклик, отреагировать поведенчески, надо это «что-то» отразить достаточно глубоко и на познавательном уровне. Таким образом, существует совершенно определенная связь между характером и интеллектом человека: особенности и результаты познания человеком любой стороны действительности всегда сказываются на том, какой — и при этом типичный для данной личности — эмоциональный отклик и в каком — тоже типичном для нее — поведенческом оформлении будет получен.
Такая же двусторонняя связь обнаруживается при выяснении зависимостей между эмоциональным компонентом отношений, составляющим характер человека, с одной стороны, и сферой его чувств в целом — с другой. Когда в помыслах и действиях человека мы отмечаем устойчиво дающую себя знать страстность или, наоборот, невозмутимое спокойствие, то мы фактически констатируем своеобразие эмоционального компонента его характера. Вместе с тем понятно, что выработавшиеся устойчивые формы эмоционального реагирования на ту или иную сторону действительности в известном смысле провоцируют у человека определенную точку зрения на эту сторону и ту форму поведенческого ответа на нее, которую он привык давать в прошлом.
Такую же представленность в характере, как интеллект или чувства, имеет воля человека. Возьмем, к примеру, такие ее проявления, как целеустремленность, мужество, решительность, или, наоборот, противоположные качества. Если они не разово обнаруживаются у человека, а стали чертами его характера, то они в значительной степени начинают определять направление оценивания им обстоятельств, в которых он оказывается, а также выбор адекватных названным волевым качествам способов поведения.
20
Между прочим, волю многие психологи называют хребтом характера. И основания для этого есть. Недаром мудрость гласит: посейте поступок — пожнете привычку, посейте привычку — пожнете характер, посейте характер — пожнете судьбу. Поступки — ярчайшее проявление воли. И если мы неоднократно повторяем их, стараясь, чтобы они отвечали нормам высокой морали, они формируют отвечающие ей волевые качества, становящиеся чертами характера.
Кратко мы рассмотрели связи характера с познавательными процессами, чувствами, волей; для лучшего понимания его специфики, зависимостей от других особенностей человека следует рассмотреть его и в контексте психических свойств личности: как характер связан с мировоззрением человека, с его способностями и темпераментом.
Связь характера с мировоззрением выступает особенно рельефно. Ведь от того, каковы взгляды человека на природу, общество, труд во всех его проявлениях, на других людей, на себя самого и на свои обязанности в мире, на все другие ценности, как материальные, так и духовные, в очень большой степени зависит, какое поведение позволяет себе человек, а какое не позволяет. С этим в свою очередь связан процесс формирования устойчивых способов поведения — важнейшего компонента характера. Естественно, что и в этом случае психологическими звеньями, опосредствующими закрепление у человека указанных способов поведения, оказываются осознание и оценивание через призму мировоззрения той действительности, на которую это поведение направлено, а также эмоциональный отклик на нее, конкретное своеобразие которого также всегда несет на себе отпечаток мировоззрения. И, конечно, если оно не противоречиво и в нем причудливо не сосуществуют, часто противоборствуя, научные знания о действительности и житейские представления о ней, тогда характер человека приобретает большую определенность и четкость в своих проявлениях.
Особо стоит в характерологии проблема связи характера со способностями. Вспомним утвердившиеся в литературе способы раскрытия этих понятий. В определении характера преимущественно подчеркиваются ставшими привычными для личности отношения
21
к действительности, в определении способностей — психические особенности человека, являющиеся условием успешного выполнения им деятельности. Если исходить из так понимаемой сути характера и способностей, можно предположить, что характер как определенная система заложенных воспитанием отношений и способов реализации этих отношений либо создает мотивационно-потребностную доминанту (или доминанты), облегчающую человеку выполнение деятельности на высшем уровне проявления способностей, И тем самым «расчищает дорогу» этим проявлениям, либо и отношением и поведением мешает их объективированию, дальнейшему развитию. Способности в свою очередь в зависимости от того, к чему они больше проявляются и насколько они велики, имеют тенденцию оказывать укрепляющее влияние на одни черты характера и ослабляющее — на другие.
Одной из старейших, вместе с тем острейших в методологическом отношении проблем характерологии является освещение зависимостей, существующих между характером и темпераментом. Хотя и сейчас есть попытки сводить характер к темпераменту, все же большинство ученых считает, что темперамент является лишь природной основой характера. Многими исследованиями было показано, что если в раннем детстве у человека дает себя знать значительная зависимость характера от темперамента, то позже, с развитием личности, взаимосвязь между ними меняется: характер приобретает все большее значение, преобразуя темперамент, который выступает теперь главным образом лишь как эмоционально-динамическая форма существования и выражения характерологических отношений человека и дает о себе знать прежде всего в определенной эмоциональной направленности свойств характера, особенностях выразительных движений и действий, скорости различных личностных проявлений, протекания психических процессов.
Большое теоретическое и практическое значение при разработке проблем характерологии имеет развертывание исследований, раскрывающих основные аспекты развития и формирования характера человека.
Определяя сущность характера, мы говорили, что
22
В. Н. Мясищев развивал теорию личности, согласно которой она представляет собой систему многообразных, многоуровневых и взаимосвязанных отношений; ее характер выступает как совокупность наиболее устойчивых из них, проявляющихся в ставших привычными для личности способах поведения. Опираясь на это понимание, В. Н. Мясищев выдвинул мысль о том, что превращение отношений, характеризующих определенные обстоятельства жизни человека, в систему которых он оказывается включенным, в его собственные отношения — обязательное условие образования структуры его характера.
Справедливость этого утверждения В. Н. Мясищева подтверждается реальным процессом формирования характера любого человека. Еще в большей мере оно подтверждается новаторским опытом целенаправленного формирования личности, накопленным педагогическими коллективами, которыми руководил А. С. Макаренко, и глубоко им проанализированным. Очень правильно о значении этого опыта сказал в свое время Б. Г. Ананьев: опыт и учение А. С. Макаренко были своего рода психологическим открытием, поскольку раскрывался социогенез характера, прослеживался переход внешних коллективных взаимосвязей во внутренние отношения человека к окружающему миру.
Теперь поставим следующий вопрос: каковы же главные условия «укоренения» отношений в личности и их перехода в черты характера? Они таковы: это упражнение человека в совершении поступков, непосредственное участие в деятельности, воспитание у него потребностей и формирование убеждений, причем таким образом, чтобы все эти условия составляли единую систему.
Тактичность, вежливость, предупредительность, другие черты характера, выражающие отношение человека к людям, вырабатываются через реальные действия, которые должны стать для него потребностью, привычкой, проявляемой в общении с окружающими и находящей отражение в убеждениях, соответствующих нормам морального поведения, которым, но мнению данного человека, он обязательно должен следовать.
Трудолюбие, организованность в делах и другие
23
черты характера, в которых проявляется отношение человека к труду, вырабатываются у него опять-таки через реальные действия, которые тоже должны превратиться у него в привычку, проявляемую в различных видах трудовой деятельности и находящую объяснение и подкрепление в его убеждениях по поводу того, каким должен быть человек, когда он трудится.
В принципе такова же «психологическая логика» формирования у человека черт характера, в которых находит выражение его отношение к природе, обществу, вещам, к себе самому. Выше речь шла о формировании одобряемых нашей моралью черт характера. Поэтому может возникнуть вопрос: а каковы же условия развития негативных черт, скажем, беспринципности, себялюбия и др. ? В общем те же самые: действие и поступок, выработка в деятельности привычки и потребности вести себя определенным образом и оправдывать и объяснять все это соответствующим убеждением, но уже не отвечающим требованиям нашей морали, больше или меньше расходящимся с ними.
Злободневной проблемой характерологии в последнее время выступает выяснение особенностей характера, которым должна обладать всесторонне развитая личность. Если обратиться к глубочайшей мысли К. Маркса о том, что действительное духовное богатство индивида зависит от богатства его действительных отношений, то станет ясно, что для того, чтобы обеспечить всестороннее развитие личности, надо создать для нее прежде всего условия, которые благоприятствуют установлению у нее многообразных по содержанию и разноуровневых по глубине осознания связей с действительностью, в которую она включена. Далее, поскольку личность проявляется и формируется в деятельности, то необходимо также, чтобы многообразие отношений было сопряжено с богатством видов деятельности, к участию в которых личность побуждается.
Педагогически организуемое нарастающее участие человека в выполнении этих разнообразных видов деятельности (в труде, учении, выполнении общественно полезных поручений, общении, игре и др.) на условиях сотрудничества с другими людьми будет
24
иметь своим непременным следствием выработку личности и характера многознающего и многоумеющего коллективиста.
Однако, указывая на важность постепенного усложнения и расширения системы видов деятельности и отношений, отвечающих требованиям коммунистической морали, а также постоянного упражнения личности в поступках, соответствующих этим требованиям, для формирования у нее социально ценного характера, необходимо вместе с тем со всей силой подчеркнуть, что не только обстоятельства — в том числе педагогически организуемые в виде определенной инструментовки деятельности и отношений — наделяют личность характером, но и сама личность творит свой характер в зависимости от того, какие требования она к себе предъявляет и как позволяет себе выполнять эти требования.
Кратко мы рассмотрели те стороны проблемы характера, которые представляются нам ключевыми для ее освещения. При дальнейшей разработке проблемы хотелось бы предостеречь от недооценки степени ее сложности. Психология характера — это область комплексного исследования, и продвижение на качественно новый уровень в понимании феноменологии, закономерностей и механизмов развития и формирования характера произойдет тогда, когда в изучении его объединят свои усилия все области психологии.
Вопросы для аттестации «Педагогика и психология»
Вопросы по педагогике и психологии
1. Что способствует формированию ответственности у детей?
в) самостоятельность и самоконтроль учащихся;
2. Закончите предложение, выбрав один ответ. Эффективность воспитательной системы зависит от:
б) целостности и системности воспитательной системы;
3. Из чего строится система «культурного пространства»?
б) различных форм культурного досуга;
4. Какие методы, технологии способствуют формированию социальных качеств учащихся?
б) технология сотрудничества и взаимообучения;
5. Какой из подходов в образовательной деятельности в большей мере способствует применению знаний на практике:
б) деятельностный;
6. Что называется педагогической технологией?
в) Это научно обоснованный выбор характера воздействия в процессе организуемого педагогом взаимообщения с детьми, производимый в целях максимального развития личности как субъекта окружающей действительности;
7. Какой из подходов применим для интенсификации обучения с позиций принципов обучения, основных аспектов учебной деятельности, построения педагогических систем:
г) системный подход.
8. Фундаментом педагогического мастерства является:
в) любовь к детям, своей профессии, багаж знаний и умений;
9. Что мы называем индивидуальным развитием человека?
а) количественные и качественные изменения организма, происходящие в процессе всей жизни человека как социального существа;
10. Дидактика – это:
в) педагогическая теория обучения, дающая научное обоснование его содержания, методов и организационных форм;
11. Кем из педагогов впервые было обосновано значение родного языка в первоначальном обучении и воспитании детей?
a) К.Д.Ушинским;
12. Представитель отечественной педагогики, разработавший теорию коллективного воспитания —
в) А.С.Макаренко.
13. Особенности развития психики в онтогенезе изучает психология:
г) возрастная.
14. Вспыльчивость, быстрая смена настроений, общительность, сочетающаяся с возможной резкостью в отношениях и раздражительностью характеризуют:
а) холерика;
15. Как называется принцип, основанный на рассмотрении (изучении, исследовании) психических явлений в постоянном движении, изменении?
б) принцип развития;
16. Личностное качество, умение (способность) чувствовать другого человека, улавливать его внутреннее состояние, видеть мир глазами других, воспринимать их поступки с их же позиций – это:
а) эмпатия;
17. Как называется состояние покоя, полного расслабления на психофизиологическом уровне?
a) релаксация
18. Вид памяти, основанный на установлении в запоминаемом материале смысловых связей, называется памятью:
б) логической;
19. Вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов и реальное их преобразование, называется:
б) наглядно-действенным;
20. Для волевого регулирования присущи действия:
б) сознательные;
21. Совокупность внешних побуждений, рациональных доводов и индивидуальных стремлений к освоению новых знаний и умений, определяющая позитивное отношение к учебе, называется:
б) мотивация учебной деятельности;
22. Ученик седьмого класса систематически обращается к учителю с просьбой дать ему дополнительные задания по математике. К какой группе мотивов вы отнесете это самостоятельное стремление ученика к широте знаний?
в) познавательные интересы;
23. В трудах какого педагога классно-урочная форма занятий получила впервые теоретическое обоснование?
б) Я.А. Коменский;
24. Цель воспитания — это
а) конечный результат формирования личности;
25. Движущие силы процесса воспитания
а) противоречия, возникающие в развитии личности;
26. Задачи педагогической деятельности:
а) создание условий для гармонического развития;
27. Позиция педагога – это
а) система отношений к педагогической деятельности;
28. Критерием эффективности воспитания являются
а) сформированность умений и навыков поведения в соответствии с возрастом воспитанников;
29. Путь достижения цели и задач обучения:
б) методика обучения;
30. Образовательные программы разрабатываются на основе:
г) образовательных стандартов.
31. Компонент структуры личности –
в) характер;
32. Наказание –
г) способ воздействия на воспитанника с целью прекратить его отрицательные действия.
33. Процесс получения информации о состоянии педагогического процесса с помощью совокупности методов, приемов, способов:
б) педагогическая диагностика;
34. Способность личности к приспособлению ко всему многообразию жизни при любых условиях:
в) адаптивность;
35. Способности педагога, определяющие высокие результаты в любой деятельности:
б) общие;
36. В соответствии с теорией П.Я. Гальперина, на данном этапе учащиеся выполняют действия в плане громкой речи:
г) внешнеречевой.
37. Выберите то, что характеризует гуманистическую педагогику:
в) «выстраивание» индивидуальной образовательной траектории каждого ученика;
38. Источник учебной информации, раскрывающий в доступной для учащихся форме предусмотренное образовательными стандартами содержание – это:
а) учебник;
39. Принцип, указывающий на объективную необходимость приведения любой педагогической деятельности в соответствие с природой человека — это:
в) принцип природособразности;
40. Когда мы говорим об инклюзивном образовании, мы имеем в виду образование:
б) приспособленное к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями;
41. Методика обучения представляет собой:
б) совокупность приёмов, с помощью которых происходит целенаправленно организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс овладения знаниями, умениями и навыками;
42. Как называется документ, дающий право использования учебно-методического материала для осуществления образовательной деятельности
а) Федеральный перечень, допущенных и рекомендованных УМК к использованию в государственных ОУ;
43. Федеральный государственный образовательный стандарт это документ, регламентирующий:
г) структуру программ развития и воспитания, реализуемых в образовательной организации.
44. Учебная деятельность является ведущим видом деятельности:
а) во всех перечисленных выше.
45. Толерантность – это:
б) стремление и способность к установлению и поддержанию общности с людьми, которые отличаются от превалирующего типа или не придерживаются общепринятых мнений;
46. К числу возрастных кризисов не относится:
г) кризис 8 лет.
47. Оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей:
б) самооценка;
48. Средством невербального общения не является:
г) речь.
49. Выразительность, сила проявления чувств, переживаний:
а) экспрессия;
50. Основным средством вербального общения является:
г) речь.
51. Индивидуальная особенность человека, проявляющаяся в частом переживании чувства тревоги при минимальной опасности либо отсутствия ее, при минимальной реальной либо мнимой (воображаемой) угрозе:
а) тревожность;
52. Постоянный процесс приспособления индивида к условиям социальной среды, результат этого процесса:
а) социальная адаптация;
53. Соглашение путем взаимной уступки при столкновении каких-либо интересов, стремлений:
а) компромисс;
54. Неповторимая совокупность особенностей характера и психического склада, отличающая одну личность от другой:
б) индивидуальность;
55. Способ влияния, который включает в себя систему доводов, обосновывающих выдвигаемые пожелания, предложения и т.п., называется:
г) убеждением.
56. Свойство личности, проявляющееся в инертности поведения, неспособности к быстрому изменению его; отсутствие той гибкости, которая позволяет нам различными способами реагировать на разные ситуации:
б) ригидность;
57. Нравственный принцип поведения, означающий способность бескорыстно жертвовать собственными интересами в пользу интересов другого человека:
в) альтруизм;
Назовите главную функцию учителя?
г) управление процессами обучения, воспитания, развития, формирования личности
59. Кому принадлежат слова: «Воспитание может все»?
г) Гельвецию
60. Как называется педагогика, занимающаяся обучением и воспитанием глухонемых и глухих?
б) сурдопедагогика;
61. Какой из методов устного изложения дает обратную связь:
г) беседа.
62. Восприятие часто принято называть:
в) перцепцией;
63. Преодоление внутренних и внешних трудностей — необходимый компонент:
в) воли;
64. Совокупность устойчивых свойств личности, проявляющихся в отношениях, это:
в) характер;
65. Основными условиями развития личности ребенка являются:
г) все ответы верны.
66. Развитие — это (выберите правильный ответ)
в) количественные и качественные изменения в организме человека, происходящие во времени под воздействием различных факторов;
67. Что представляет собой учебная программа?
г) учебная программа в системе обучения документ, определяющий содержание и объём знаний, умений, навыков, подлежащих обязательному усвоению по каждой учебной дисциплине, а также содержание разделов и тем с распределением их по годам обучения.
68. К характеристикам произвольного внимания относятся:
г) целенаправленность.
69. К интеллектуальным чертам характера относятся:
г) любознательность.
70. К основным формам направленности личности относят:
в) интерес;
71. К специальным способностям относятся:
а) математические способности;
72. Объектом исследования педагогики является:
б) система педагогических явлений.
73. Образование как педагогический процесс – это …
а) движение от целей образования к его результатам путем обеспечения единства обучения и воспитания;
74. К движущим силам учения относятся:
г) внутреннее противоречие между знанием и незнанием.
75. Под … воспитания понимают систему знаний, убеждений, навыков, качеств и черт личности, устойчивых привычек поведения, которыми должны овладеть учащиеся в соответствии с поставленными целями и задачами.
б) содержанием;
76. Классный руководитель анализирует: 1) трудности, которые испытывает ученик в различных педагогических ситуациях; 2) особенности, индивидуальные черты обучения школьника; 3) состояние здоровья ученика; 4) особенности общения школьника с одноклассниками и педагогами
б) 1,2,4
77. Активный метод обучения с элементами релаксации, внушения и игры – это
в) погружение;
78. Система принципов, постулатов, посылок, применяемых в конкретной области знания, — это методология
б) частная;
79. Специалист, который приглашается клиентом, чтобы совместно с ним проанализировать какую-либо ситуацию и дать оценку тех или иных нововведений, — это
а) эксперт;
80. Набор ролевых ожиданий в отношении члена группы называется
а) статус;
81. Процесс, посредством которого определенные члены группы мотивируют и ведут за собой группу, называется
б) лидерством;
82. Различные нарушения эмоциональной, познавательной, нравственной и поведенческой сферы характерны для
в) дисгармоничной личности;
83. Если настроенность на поведение для удовлетворения потребности закрепляется в случае повторения ситуации, мы имеем дело с … установкой
г) фиксированной.
84. Формирование разнообразных мотивов, способностей и интересов представляет собой … развитие личности
а) гармоничное;
85. Поведение, цель которого разрушить либо сместить фрустрирующий блок, в терминологии представителей необихевиористской ориентации называется
а) агрессией;
86. Увеличение продуктивности деятельности индивида в присутствии других людей называется
в) социальной фасилитацией;
87. Особое качество группы, высший уровень ее развития обозначается термином
в) коллектив;
88. Дидактический принцип, требующий строить обучение таким образом, чтобы можно было управлять темпами и содержанием психического развития школьников, называется принципом
а) развивающего обучения;
89. Дидактический принцип, требующий соответствия содержания, объема изучаемого материала, методов и организационных форм обучения возрастным и индивидуальным возможностям учащихся, имеющимся у них знаниям и представлениям, условиям обучения, — это принцип
а) доступности обучения;
90. Психологические особенности ребенка, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности называются
б) способностями;
91. Устойчивые отклонения от нормы в сознании, поведении, учебной деятельности детей и подростков, обусловленные отрицательным влиянием среды, ошибками в воспитании и обучении, лежат в основе
а) педагогической запущенности;
92. Изучение психических факторов, побуждающих школьника к совершению определенных действий и определяющих их направленность и цели, лежит в основе исследования
б) мотивационной сферы;
93. Понятие развивающего обучения относится к той научной области, которую В.В. Давыдов называет
а) психодидактикой;
94. Нарушение способности к активному приспособлению к условиям школьной среды предопределяет возникновение у школьника
а) социальной дезадаптации;
95. Методические средства управления процессом усвоения, подготовленные преподавателем для использования в ходе учебного занятия и растиражированные в количестве, необходимом для обеспечения ими каждого обучаемого, – это
а) печатный раздаточный материал;
96. Если учитель в общении осуществляет самостоятельное обнаружение психологических проблем и решение конкретных практических задач в контексте естественной педагогической реальности, то он реализует
а) исследовательскую функцию;
97. Систематическое изложение в книге основ определенной области знаний на уровне современных достижений науки и культуры, отвечающее целям и задачам обучения, воспитания и развития определенных возрастных и социальных групп, – это
б) учебник;
98. Качества человека, влияющие на эффективность осуществления его труда по основным характеристикам (производительность, надежность и др.), – это качества
а) профессионально важные;
99. Процесс использования нового типа научности (гуманитарной познавательной парадигмы, в интересах усиления смысловой сферы сознания обучаемого) – это
а) гуманизация образования;
Практическое занятие n3
Тема: Развитие, воспитание и формирование личности.
План:
1.Сущность понятий человек, индивид, личность, индивидуальность.
2.Движущие силы и основные закономерности развития личности.
3.Характеристика основных факторов, влияющих на развитие личности.
4.Периодизация возрастного развития. Возрастные особенности развития, их учет в педагогическом процессе.
5.Сущность индивидуального подхода в обучении.
1.Сущность понятий человек, индивид, личность, индивидуальность.
Проблема развития личности, ее формирования рассматривается многими науками. Педагогика изучает наиболее эффективные условия для развития, формирования личности в процессе воспитания и обучения.
Человек– биологическое существо, обладающее даром мышления, способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе труда, представляющее собой единство физического и духовного, природного и социального, наследственного и приобретенного.
Личность –человек как субъект отношений и сознательной деятельности, способной к самопознанию и саморазвитию; это устойчивая система качеств, отношений, планов, мотивов и установок, характеризующих человека как члена общества.
Человек как личность характеризуется:
1.Развивающимся самосознанием,являющимся основой формирования умственной активности и самостоятельности личности в ее суждениях и действиях и ориентированным прежде всего на познание себя, усовершенствование себя и поиск смысла жизни.
2.Активностью– стремление выйти за пределы реализованных возможностей, за рамки ролевых предписаний; расширить сферу деятельности.
3.Наличием «Я-образа»— системы представлений человека о себе реальном, себе ожидаемом, себе идеальным, которые обеспечивают единство и тождественность его личности и обнаруживаются в самооценках, чувстве самоуважения, уровне притязаний.
4.Направленностью– устойчивой системой мотивов: потребностей, интересов, идеалов, убеждений.
5.Способностями,свойствами и качествами, обеспечивающими успешность в выполнении определенной деятельности.
6.Характером,представляющим собой совокупность устойчивых индивидуальных свойств человека, обусловливающую типичные для него способы поведения и эмоционального реагирования.
Индивидуальность – совокупность унаследованных и выработанных в процессе онтогенеза физических и психических особенностей, отличающих данного индивида от всех остальных.
Развитие личности– это естественный, сложный, противоречивый процесс количественных и качественных изменений в организме, психике, интеллектуальной и духовной сфере человека под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых, социальных и природных факторов.
Формирование личности– процесс становления личности в результате объективного влияния наследственности, среды, целенаправленного воспитания и собственной активности личности.
Результатом развития личности является становление человека как биологического вида и как социального существа.
Биологическоев человеке характеризуется физическим развитием, включающим в себя морфологические, биохимические, физиологические изменения.
Социальное развитиесвязано с психическими (развитие памяти, внимания, речи и др.), духовными (нравственное становление: формирование сознания, нравственных чувств, привычек нравственного поведения), интеллектуальными (углубление и расширение знаний, интеллектуальный рост) изменениями.
Существуют три концепции соотношения биологического и социального в развитии человека и формировании его как личности: биологическая, социальная и биосоциальная.