Формы и виды обучения: Виды и формы обучения – Виды обучения — Википедия

Автор: | 29.05.2020

Шпаргалка по педагогике — ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ

38. ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ.

Форма организации обучения специально организованная деятельность учителя и учащихся, протекающая по установленному порядку и в определенном режиме (урок, лекция, семинар, экскурсия, факультативное занятие, экзамен, др.). 2 основных формы организации обучения:

1. Индивидуально-групповая система обучения. Прием с такой формой обучения осуществлялся в любое время года; с новыми учениками занимались индивидуально (кроме групповых занятий).

2. Классно-урочная система (постоянный состав группы, учащихся одного возраста и принятых к учению одновременно)

Формы организации учебного процесса:

1. Основная форма организации обучения:

Урок — форма организации учебного процесса, при которой педагог в течение установленного времени организует познавательную и иную деятельность постоянной группы учащихся (класса) с учетом особенностей каждого из них, используя виды, средства и методы работы, создающие благоприятные условия, чтобы все ученики овладевали основами изучаемого предмета в процессе обучения, для воспитания и развития познавательных и творческих способностей, духовных сил.

2. Дополнительные формы обучения:

— Лекция — преподаватель сообщает новый учебный материал, обучающиеся его воспринимает. В зависимости от целей выделяют вводные, установочные, текущие, заключительные, обзорные лекции.

— Семинар — учебное занятие в форме коллективного обсуждения изучаемых вопросов, докладов, рефератов, ориентируют обучаемых на самостоятельность в учебно-познавательной деятельности.

— Конференция — организационная форма обучения, направленная на расширение, закрепление и совершенствование знаний. Подготовка начинается с определения темы, подбора вопросов, раскрывающих тему. Главное — свободное, откровенное обсуждение проблемных вопросов.

— Экскурсия — организация обучения в условиях производства, музея, выставки с целью наблюдения и изучения различных объектов и явлений действительности. Значение — накопление нагляд­ных представлений и жизненных фактов, установление связи теории с практикой.

— Производственная практика. Цели — формирование профессиональных умений и навыков; расширение, закрепление, обобщение и систематизация знаний путем применения в деятельности.

— Домашняя самостоятельная работа — составная часть процесса обучения. Относится к внеаудиторным занятиям, формирования у обучающихся потребности к постоянному самообразованию, навыков самостоятельной познавательной деятельности.

— Консультация используется для оказания помощи ученикам по освоению учебного материала, который либо слабо усвоен ими, либо не усвоен совсем.

— Экзамен — форма обучения, имеющая целью систематизацию, выявление и контроль знаний. Обучающее значение — мобилизация и развитие умственных сил ученика в экстремальной ситуации.

— Зачет — можно также рассматривать как подготовительный этап перед экзаменом.

— Предметные кружки — большое разнообразие по направленности и по содержанию, методам работы, времени обучения, играют благоприятную роль в развитии интересов и склонностей учащихся. Способствуют развитию положительного отношения к обучению, укреплению связи обучения с жизнью, развитию межпредметных связей.

— Факультативы — эффективной формой обучения и воспитания являются Их задача — углубление и расширение знаний, развитие способностей и интересов учащихся, проведение планомерной профориентационной работы. Факультатив работает по программе, которая не дублирует учебную.

Отраслевая энциклопедия. Окна, двери, мебель

Формы обучения

Для построения эффективной системы обучения очень важно организовать многоканальную подготовку специалистов, т.е. используя различные виды и формы обучения. В ТБМ используются многие из существующих форм обучения, в том числе и самые прогрессивные — на основе современных информационных технологий (см.схему).

Очное обучение

Традиционной формой обучения является очное или аудиторное обучение в формате лекций, семинаров, тренингов и т.д. Но все они используют различные подходы и методики.

В чем же их существенное отличие?

Человек, в среднем, запоминает 10% того, что слышит, 30% того, что видит, 50% того, что видит и слышит, 80% того, что делает сам. В отличие от семинаров, на которых слушатели (!) слушают, запоминают, записывают, одним словом получают знания, тренинг, как вид обучения персонала, предлагает участникам все попробовать сделать самим, не только получить теоретические знания, но и наработать умения и навыки. Большинство психологов признает, что наилучший эффект дают тренинги, проводимые в группах. Если на лекциях и семинарах опора делается на визуальное и аудиальное восприятие (зрение и слух), то на тренингах подключается кинестетическое восприятие: «истина, данная нам в ощущениях». Эффективность воздействия возрастает многократно!

Тренинги – это занятия с большой долей практических упражнений, семинары предполагают скорее передачу знаний в виде информации. Если при проведении обучающего занятия более 70% времени отведено отработке специальных навыков, ролевым играм, моделирующим рабочие ситуации, их разбору и анализу – то это обучение явно можно назвать тренингом.

Если на занятии много информации, которую нужно просто фиксировать (записывать, запоминать) и менее 30% времени отведено на практическое закрепление навыков применения этой информации – мы находимся на семинаре.

Уже очень редко можно встретить занятия в виде лекций; современные методы обучения предполагают использование всех доступных каналов коммуникации. Человека, проводящего занятие, трудно назвать лектором – его рабочим инструментом является не только речь и голос. Стремясь достичь целей обучения, заботясь о том, чтобы участники успешно интегрировали новые знания с уже имеющимися, тренер общается с аудиторией, направляя коммуникативные сигналы

  • и по визуальному каналувосприятия (слайды, рисунки, запись на флипчарте, видеофрагменты),
  • и по аудиальному(речь тренера, музыкальный фон, сигналы таймера),
  • и по кинестетическому (моделирование ситуаций, деятельностные упражнения, задание на командную согласованность).

Разнообразие модальностей в поступающей информации помогает её целостному восприятию участниками и лучшему усвоению.

Дистанционное обучение

Широкое распространение в последнее время получило дистанционное обучение (ДО), которое оправдано, прежде всего, с экономической точки зрения, т.к. не требует перемещение большого количества сотрудников к месту обучения.

Elearning.jpgДистанционное обучение или e-learning – это способ реализации процесса обучения, основанный на использовании современных информационных и телекоммуникационных технологий, позволяющих осуществлять обучение на расстоянии без непосредственного, личного контакта между преподавателем и учащимся. ДО имеет множество вариантов и разновидностей, которые отличаются друг от друга. Можно выделить два основных вида ДО: синхронное и асинхронное или on-line и off-line.

При синхронном методе обучения (on-line) общение сотрудников и преподавателей осуществляется в виртуальных аудиториях в реальном времени с помощью различных современных средств передачи информации. Преподаватель имеет возможность оценивать реакцию обучаемых, понимать их потребности, реагировать на них: отвечать на вопросы, подбирать темп, удобный для группы.

В ТБМ используются такие виды on-line обучения, как вебинары и видеоконференции.
При асинхронном подходе (off-line)

 студенту предоставляется возможность самостоятельно регулировать свой темп и время обучения. Также студент выбирает наиболее подходящий для себя носитель информации. В этом случае вся ответственность за прохождение курса, чтение литературы т.п. целиком ложится на плечи учащихся, т.к. преподаватель остается «за кадром».

В ТБМ используются такие виды off-line обучения, как электронные курсы, видео- и аудио- материалы, электронные библиотеки, корпоративная Википедия.

К несомненным преимуществам дистанционного обучения относятся:

  • Возможность обучения территориально удаленных слушателей. Россия — огромная страна. Из Москвы легче добраться в Европу, чем во Владивосток. Посылать преподавателей на такие рас стояния достаточно дорогое удовольствие, а это, в конечном итоге, сказывается на стоимости обучения.
  • Экономия времени
    . Когда человек сидит пять дней в учебном классе, он, естественно, отсутствует на рабочем месте, и часто такие потери рабочего времени бывают критичны. Дистанционное обучение позволяет составить гибкий график обучения, учиться в свободное время.
  • Адаптированный под слушателя стиль обучения. Многие слушатели не могут сидеть в классе — их не устраивают темпы и ритм обучения, им проще учиться самостоятельно. Если человек привык работать самостоятельно и достаточно хорошо мотивирован, то электронное обучение для него — идеальный механизм.
  • Частые изменения. Меняется законодательство, внутренние регламенты. У большой организации возникает необходимость постоянного донесения этих изменений до сотрудников. Как обучить большое количество пользователей в сжатые сроки? Здесь наибольший эффект достигается развертыванием корпоративных систем дистанционного обучения.

Однако такое обучение имеет и ряд недостатков. Критики e-learning выделяют отсутствие социального контакта с другими участниками обучения, опасность неправильного толкования теоретического материала, но главное — это необходимость высокого уровня самообучаемости слушателей, т.к. достаточно сложно добиться, чтобы сотрудники всегда следовали расписанию, внимательно изучали материал, прорабатывали все необходимые задачи, искали нужные решения без серьезного внешнего контроля, если они не обладают высоким уровни самоорганизации и самодисциплины.

Хотя популярность дистанционного обучения растет, споры по его эффективности продолжаются.

Поиск более совершенных способов обучения, использующих достоинства e-learning и компенсирующих его недостатки, привел к созданию смешанного обучения (blended learning), совмещающего дистанционный формат, очные занятия и самоподготовку.

Обучение на практике

Обучение на практике или обучение действием (action learning) — это активная форма обучения навыкам, необходимых в работе. Метафора: «Обучение в боевых условиях». Отличительной особенностью метода является то, что участники сразу решают свои актуальные задачи с помощью необходимых знаний. В связи с этим возникает ряд преимуществ. Участникам не приходится переносить знания и умения, полученные в учебных условиях на реальную ситуацию. Кроме того, происходит одновременное усвоение новых знаний и решение значимых задач

Наставничество — это одна из форм обучения на рабочем месте для вновь принятых или переведенных на другую должность работниками, акцент в которой делается на практическую составляющую. В процессе наставничества более опытный и квалифицированный сотрудник организации передает своему подопечному (наставляемому, обучаемому) знания и навыки, необходимые тому для эффективного выполнения профессиональных обязанностей. Иными словами наставничество направлено на развитие прикладных профессиональных компетенций человек, а также на социокультурную адаптацию в коллективе.

Стажировка — это обучение в процессе деятельности, которое предусматривает изучение лучшего отечественного и зарубежного опыта, обретение практических умений и навыков относительновыполнения обязанностей на занимаемой должности или на должности высшего уровня. Стажировка полезна тем, что позволяет попрактиковаться и получить обратную связь. В ТБМ стажировки применяются не так часто и используются они, чаще всего, для обмена опытом руководителей подразделений.

Участие в проектах — процесс обучения действием состоит из обучения через проживание ситуаций, решения проблемных и креативных задач, получения соответствующих знаний, направленной групповой обучающей работы.

Основными характеристиками метода являются:

— Сосредоточенность на обучении через делание

— Групповая работа

— Принятие командных решений

— Формализация результатов (презентации, материалы).

В ТБМ, чаще всего, обучение на проектах применяется для подготовки кайдзен-менеджеров. 

Сравнение форм обучения

Любая форма обучения имеет свои преимущества и недостатки, поэтому при построении эффективной системы обучения обычно используются разные формы в зависимости от целей обучения, установленных сроков, количества участников, выделенного бюджета и т.д.

Выбирая способ обучения, важно помнить, что в результате мы получим разный уровень освоения знаний. На рисунке представлена примерная шкала по степени освоения материалов при разных формах обучения.

Но даже выбрав наиболее эффективную по данной шкале форму обучения, нет гарантии, что сотрудник отлично усвоит новый материал, т.к. на процесс обучения влияет множество факторов, начиная от качества самого учебного материала до интеллектуальных способностей обучаемого.

Современные виды и формы процесса обучения (стр. 1 из 9)

СОВРЕМЕННЫЕ ВИДЫ И ФОРМЫ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ

Оглавление

Введение

Глава 1. Теоретические основы видов и форм процесса обучения 5

1.1 Виды обучения

1.2 Понятие о формах организации педагогического процесса

1.3 Классификация форм обучения

1.4 Функции форм обучения

1.5 Урок — основная форма организации педагогического процесса

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа

Заключение

Литература

Приложение 1 План – конспект традиционного построения занятия для среднего профессионального учебного заведения

Приложение 2 План – конспект зачетного занятия

Приложение 3 План-конспект занятия факультатива

Приложение 4 План-конспект занятия по технологии

Истории мировой педагогической мысли и практике обучения известны самые разнообразные формы организации обучения. Их возникновение, развитие, совершенствование и постепенное отмирание отдельных из них связано с требованиями, потребностями развивающегося общества. Каждый новый исторический этап в развитии общества накладывает свой отпечаток и на организацию обучения. В результате педагогическая наука накопила значительный эмпирический материал в этой области.

Вся отечественная и общеобразовательная, и профессиональная школа длительное время, особенно в застойный период, была ориентирована на обучение молодежи, которая в массе своей учиться не хотела – образование в обществе того времени было фактически не востребованным, мотивация к учению у школьников и студентов была низкой. Отсюда сложилась та ориентация учебно-воспитательного процесса, что педагог «тянет» учащегося, студента к знаниям. И вот из стремления заставить обучаемых осваивать учебный материал их аудиторная учебная нагрузка доводилась и в общеобразовательной школе, и в профессиональных учебных заведениях всех уровней до 40-50 часов в неделю. А оптимальной формой организации учебно-воспитательного процесса в такой ситуации как раз и являлась классно-урочная система, которая давно уже во всем мире зовется «обучение в коробке для яиц». Она была чрезвычайно удобна тем, что материал подается малыми дозами. Учащиеся, студенты все время находятся под контролем преподавателя (а преподаватель, добавим, под контролем руководителя учебного заведения и инспектора).

В современных социально-экономических условиях ситуация принципиально меняется. В рыночной экономике знания, квалификация становятся главным капиталом специалиста. Исчезают проблемы дисциплины и мотивации учащихся и студентов к учению – они сами хотят учиться. Во главу угла ставится самостоятельная работа обучающегося, самоорганизация его учебной деятельности. Учебно-воспитательный процесс коренным образом преображается: позиция «учитель как бы впереди ученика» должна поменяться на позицию «ученик как бы впереди» (кроме, конечно, начальной школы). Учитель, преподаватель должен сориентировать, направить учащегося, студента – вводными и обзорными лекциями, а затем «пропустить его вперед» для самостоятельной работы и время от времени консультировать, подправлять в его самостоятельном движении от незнания к знанию – посредством индивидуальных и групповых консультаций, организацией учебной работы в интерактивных формах, в малых группах и командах, игр и т.д.

Исходя из вышесказанного, целью нашей работы является рассмотрение и классификация современных видов и форм процесса обучения.

Задачи:

1. Изучение теоретических источников по проблеме.

2. Рассмотрение различных подходов к классификации форм процесса обучения.

3. Разработка некоторых форм процесса обучения.

4. Анализ выявленных в ходе работы данных, разработка рекомендаций по использованию результатов данной работы.

Объектом исследования являются виды и формы процесса обучения.

Предметом исследования являются конкретные виды форм процесса обучения.

Гипотеза исследования следующая: при применении многообразия современных видов и форм процесса обучения, произойдет смещение акцентов в сторону самоучения и самостоятельной работы обучающихся, развития дистантного обучения и нетрадиционных форм учебных занятий, что приведет к мотивации обучающихся на самооценивание.

Следует отметить, что проблема видов обучения не нашла еще достаточного отражения в современной педагогической литературе. В то же время целый ряд авторов разделяют подход, согласно которому под ними понимается специфическая организация учебного процесса, раскрывающая подход к передаче обучаемым системы знаний, навыков и умений. В этом случае в педагогической литературе они объединены в две относительно самостоятельные группы – объяснительно-иллюстративного и проблемного обучения [8].

Объяснительно-иллюстративный вид обучения является основным видом обучения в отечественной школе различных образовательных уровней. Он предполагает доведение учебной информации с последующим ее объяснением в сочетании с наглядным представлением изучаемого материала. Главными инструментами такого обучения выступают слушание, понимание (восприятие) и запоминание. К тому же оно опирается на имеющийся у учащихся опыт (чувственный и логический, опыт рассуждений), а также включает в себя создание нового опыта. Такой подход к организации учебного процесса иногда также называют традиционным [8;9].

Понять учебный материал, предъявляемый таким способом — значит воспроизвести в сознании (в речи, на практике) излагаемую ситуацию, проделать те познавательные операции (сравнение, анализ, моделирование и т. п.), без которых объяснение не существует. При этом важно, чтобы учащийся сознавал, почему производятся именно эти операции в данной последовательности, а также, чтобы воспроизведение (словесное или практическое) не было шаблонным, связанным лишь с одинаковой языковой или практической формой.

Разные уровни понимания отличаются широтой переноса получаемых знаний в новые (для учащихся) учебные ситуации. Объяснение, например, может исходить из фактов и приводить к обобщениям (законам, принципам) на основе индуктивного подхода к изложению учебного материала. А может, напротив, на основе обобщения выявлять сущность фактов, чувственных данных, представляя собой дедуктивное объяснение. Однако в чистом виде индуктивное или дедуктивное объяснение встречаются редко — обычно они сочетаются.

Различают также аналитические и синтезационные пути объяснения и иллюстрации. При первом педагоги исходят из того, к чему требуется прийти на учебном занятии, а при втором — из описания ситуации. Чаще всего встречается сочетание этих путей. В то же время в современной дидактике все чаще подчеркиваются преимущества так называемого анализа через синтез, т.е. анализа учебного материала с точки зрения того, к чему необходимо прийти.

Объяснительно-иллюстративный вид обучения имеет ряд важных преимуществ. Считается, что он экономит время, сберегает силы педагогов и учащихся, облегчает понимание сложных знаний, обеспечивает достаточно эффективное управление учебным процессом. В то же время отмечается, что в этом случае учащимся преподносятся как бы «готовые знания», что освобождает их от необходимости самостоятельно и продуктивно мыслить. Этот недостаток устраняется в результате опоры на положения проблемного вида обучения.

В основу проблемного обучения [5;7;8;9] положена идея самостоятельного формирования необходимых знаний, навыков и умений в процессе решения учебно-познавательных задач (проблем), что формирует и развивает творческое мышление и познавательную активность обучаемых. В этом и заключается его главное отличие от традиционного объяснительно-иллюстративного.

В основе организации проблемного обучения лежит личностно-деятельностный подход к организации процесса обучения, приоритет поисковой учебно-познавательной деятельности учащихся, т.е. открытия ими под руководством обучающего выводов науки, способов действия, изобретения новых предметов или способов приложения знаний к практике. Однако в этом случае важно учитывать, что и при объяснительно-иллюстративном обучении также не исключаются элементы поисковой деятельности учащихся, особенно при изучении предметов естественно-математического цикла, само содержание которых предполагает решение задач, наблюдение и обобщение. В то же время фронтальное изложение и передача педагогом готовых выводов науки доминирует, особенно в предметах гуманитарного цикла.

Следует учитывать, что проблемное обучение предполагает отличную от традиционного структуру учебного занятия, состоящую из трех компонентов:

актуализации опорных знаний и способов действия;

выявления и усвоения новых понятий;

применения открытых знаний с целью формирования умений и навыков в конкретной сфере учебной или профессиональной деятельности.

Считается, что именно такая структура учебного занятия обеспечивает реализацию образовательной (познавательной), развивающей и воспитывающей функций обучения. Вместе с тем важно учитывать, что проблемное обучение не поглощает всего учебного процесса — не всякий учебный материал содержит проблемное знание и не всякое проблемное знание можно представить в форме познавательной задачи или противоречивого суждения. Вот почему при постановке новых познавательных (учебных) проблем обязательно необходимо руководствоваться принципом целесообразности.

Важнейшим условием реализации возможностей рассматриваемого вида обучения стала дифференциация его содержания путем варьирования структуры знаний, появления вариативных и альтернативных программ и учебников для учащихся разного уровня развития. В результате в последние годы педагогами используется моделирование содержания, внедрение имитационной игры, применение гибких технологий обучения, переход от массово-репродуктивного к индивидуально-творческому подходу в организации процесса обучения и другие отечественные и зарубежные дидактические разработки [5].

Понятие и классификация форм обучения

МИнИстерство ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

Образовательная организация высшего профессионального образования

«ГорлОвский Институт ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ»

Кафедра ПЕДАГОГИКИ И МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ

Курсовая работа

по педагогике

на тему: ДОМАШНЯЯ РАБОТА КАК ВИД САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ ШКОЛЫ

Студентки 4 курса 414 группы

Направление подготовки 45.03.01 филология

специальности английский язык и литература

Прожоги Татьяны Юрьевны

Научный руководитель: к.п.н., доцент

Погромская Анна Ивановна

Национальная шкала ________________

Количество баллов: __________Оценка: ECTS _____

Члены комиссии ________________ ___________________________

(подпись) (фамилия, инициалы)

________________ ___________________________

(подпись) (фамилия, инициалы)

________________ ___________________________

(подпись) (фамилия, инициалы)

Горловка

2016

    1. Понятие и классификация форм обучения

Возникновение, развитие и совершенствование форм организации обучения напрямую связано с развитием общества, его требованиями. Каждый этап в развитии общества по-своему влияет на организацию обучения. Поскольку за многие века педагогическая наука накопила достаточное количество эмпирического материала, то возник вопрос о его систематизации и классификации. В связи с этим принято выделять четыре основных составляющих: количество учащихся, состав учащихся, место учебной деятельности и продолжительность работы. В свою очередь формы организации делятся на индивидуальные, групповые, индивидуально-групповые, классные и внеклассные, школьные и внешкольные.

По определению Харламова И. Ф. форма обучения обозначает внешнюю сторону организации учебного процесса, которая тесно связана с количеством обучаемых учащихся, временем и местом обучения, а также порядком его осуществления [21, с. 132].

В свою очередь профессор Пидкасистый П. И. дает свое определение форме обучения. Форма – это специальная конструкция процесса обучения, которая характеризуется содержанием в нем процесса обучения, приемами, методами, средствами и видами деятельности учащихся. Внутреннее содержание обучения представлено процессом взаимодействия, общением учителя с учениками при работе над учебным материалом [12, с. 153].

По Лихачеву Б. Т. форма обучения – это целенаправленная, организованная, содержательно насыщенная и методически оснащенная система познавательного и воспитательного общения учителя и ученика. Она реализуется как органическое единство организации содержания, методов и обучающих средств [10, с. 510].

Прокопьев И. И. дает следующее определение понятия «форма обучения». Он рассматривает внешнюю сторону структуры учебного процесса, отображающее внутреннее содержание и взаимодействие всех его компонентов. Формы обучения всегда имеют конкретное содержание, но могут варьироваться в зависимости от внешних обстоятельств. Под этим академик подразумевает состав учащихся (фронтальная, групповая, парная, индивидуальная работа), продолжительность занятия. Также он выделяет место занятий (школьные и внешкольные), последовательность видов деятельности на уроке (консультация, зачет, лабораторная работа и т.д.) и способ руководства преподавателя учебным процессом (самостоятельная работа, формы взаимного обучения, самообразование и др.) [14, с. 18].

Термин «форма» в словаре Коджаспировой Г. М. означает способ существования учебно-воспитательного процесса; это оболочка для внутренней сущности учебно-воспитательного процесса. А также форма – это завершенная организация педагогического процесса в единстве всех его компонентов. Поформа связана с количеством участников, временем и местом обучения и порядком его осуществления [8, с. 189].

По количеству учеников формы организации обучения можно условно классифицировать: индивидуальное, групповое и фронтальное обучение.

Некоторые известные ученые-педагоги, например, Глазырина В. Н., Коджаспирова Г. М., Махмутов М. И. разделяют «организационную форму обучения» и «форму организации обучения». Под «формой обучения» происходит деление на индивидуальную, фронтальную и групповую организационную работу на уроке. В то время как, «форма организации обучения» представляет собой какой-нибудь специальный урок, секцию, предметный кружок и т.д.

Форма организации обучения по Коджаспировой Г. М. это внешнее выражение согласованности между учителем и учениками, которое осуществляется в определенном порядке: урок, экскурсии, домашняя работа, семинар, факультативы, дополнительные занятия.

Семушина Л. Г. и Ярошенко Н. Г. обозначают «организационные формы обучения» как виды учебных занятий, которые отличаются друг от друга дидактическими целями, составом учащихся, продолжительностью и содержательностью урока, деятельностью учителя и ученика. В связи с этим выделяют фронтальную, групповую и индивидуальную работу учащихся.

Мы, вслед за Глазыриной В. Н., Махмутовым М. И. будем рассматривать формы организации обучения как индивидуальное, групповое и фронтальное, а организационные формы как урок, экскурсия, семинар, лабораторная, практическая, домашнее задание и самостоятельная работа.

Индивидуальное обучение является самой старой формой обучения. Она зародилась в Античные времена и продолжала активно использоваться вплоть до XVIII века. После, оно использовалось исключительно в форме семейного воспитания зажиточных слоев населения (например, в дворянские семьях). Его суть заключалась в том, что ученик индивидуально выполнял задания учителя на дому. Помощь учителя основывалась на выкладке материала из учебника, чаще всего написанного самим учителем. В современном мире такая форма обучения называется репетиторство.

Индивидуальное обучение имеет свои преимущества и недостатки. Первым и главным преимуществом является то, что происходит индивидуализация методов, содержания и темпа развития ребенка. Учитель может следить за действиями при решении конкретных задач, его продвижению в плане усвоения материала. При этом он может вносить необходимые коррекции и оказывать непосредственную помощь в учебной деятельности ученика. Для ребенка это также является огромным плюсом, т.к. у него есть возможность экономить свое время, контролировать затраты сил, работать в удобное для себя время. Все это повышает эффективность обучения и позволяет достигать высоких результатов в усвоении материала.

Однако индивидуальное обучение имеет ряд недостатков, среди которых можно выделить ограниченное влияние учителя (задача учителя – дать задание и проверить его выполнение), неполное сотрудничество с классом, что крайне негативно влияет на формирование умений работать в коллективе. Но с началом XVI века появляется тенденция на такую форму организации учебной деятельности как индивидуально-групповая.

Групповое обучение возникло намного позже индивидуального обучения. Обучение становится самостоятельным видом деятельности; появляются учителя-наставники, которые не только занимались воспитанием детей, но и проводили образовательную работу. В современном мире при групповой работе учитель объединяет детей в группы (обычно от 3 до 5 человек), которые выполняют схожие или различные задания. Группа – это не постоянный состав учащихся, и, как правило, он постоянно меняется. Количество учащихся также может варьироваться в зависимости от учебного предмета или поставленной задачи. Чаще всего групповая форма работы принимается при решении задач, упражнений, выполнении практических и лабораторных работ, при создании проектов, а также при изучении нового материала. Работа в группах стимулирует ребенка к действию для развития умений и навыков. Групповая форма работы обеспечивает:

— взаимную организацию учащихся в группе;

— организацию совместных действий, которая ведет к успешному выполнению задания;

— коммуникацию, благодаря которой происходит распределение обязанностей, обмен информацией и взаимопонимание детей;

При групповой форме работы усиливается индивидуальная помощь каждому ученику со стороны товарищей по группе и со стороны учителя. Групповая работа направленна на актуализацию и конкретизацию знаний, и они закрепляются именно при объяснении товарищу со стороны ребенка, а не со стороны учителя [17, с. 269].

Фронтальное обучение – это совместная деятельность всего класса: учитель объясняет один материал для всего класса, ставит одинаковые задачи для всех. Учащиеся решают одну проблему общими усилиями, овладевают общей темой. Такой способ работы ведет к установлению доверительных отношений между учителем и учениками, учащихся между собой. Фронтальная форма обучения воспитывает чувство коллективизма, способность находить и анализировать ошибки товарищей по классу, активизировать познавательную деятельность учеников. При фронтальном опросе у учащихся есть возможность активно слушать отвечающих, делиться своим мнением и знаниями с другими, внимательно выслушивать чужие мнения и сравнивать/противопоставлять своим. Также такой вид работы позволяет находить ошибки в чужом мнении и анализировать их всем классом. Со стороны учителя такая работа является прекрасной возможностью влиять на весь класс, излагать учебный материал всему классу сразу.

Мы кратко охарактеризовали такие формы организации обучения в современной школе: индивидуальное, групповое и фронтальное обучение. Теперь будем рассматривать основные организационные формы обучения, среди которых можно выделить урок, экскурсию, школьный семинар, лабораторные и практические работы.

Урок – это основная организационная форма учебной деятельности. Урок – это коллективная форма обучения, которая характеризуется постоянным составом учащихся, длительностью учебного занятия (45 минут), местом проведения урока (классная комната, выход за рамки школы), расписанием учебных предметов и организацией учебного процесса над одним и тем же материалом. Именно урок является основной организационной формой обучения, т.к. только на уроке учитель может реализовать требования учебного плана и выполнить учебную программу. Ученики, в свою очередь, могут закрепить знания нового материала и развить умения и навыки.

В современной школе выделяют такие основные типы уроков:

— комбинированные уроки;

— уроки изложения нового материала;

— уроки закрепления пройденного материала;

— уроки систематизации знаний учащихся;

— уроки проверки и оценки знаний, учений и навыков учащихся.

Среди нестандартных форм занятий можно выделить следующие: урок-конференция, урок-семинар, интегрированные уроки и т.д. [13, с. 217].

Следующей формой проведения учебных занятий является экскурсия. Харламов И. Ф. дает определение экскурсии как форме организации обучения, при которой учащиеся воспринимают и усваивают знания путем выхода к месту расположения изучаемых объектов и непосредственного ознакомления с ними.

Экскурсия выполняет сразу несколько функций, главной из которых является принцип наглядности обучения, т.к. ученики напрямую знакомятся с объектами и явлениями изучаемого предмета. Второй, но немало важной функцией является то, что экскурсии повышают уровень обучения и учащиеся имеет возможность связать знания с жизнью. Третья и четвертая функции дают возможность учащимся ознакомиться с производством и применением полученных знаний на практике.

Школьные экскурсии можно разделить на несколько видов:

— производственные экскурсии;

— естественно-научные экскурсии;

— историко-литературные экскурсии;

— краеведческие экскурсии;

— комплексные, которые включают в себя экскурсии сразу по нескольким предметам.

Одной из ведущих организационных форм обучения в современной школе является семинар. Он позволяет включить весь класс в активную самостоятельную деятельность под руководством учителя. Форма семинаров обучает школьников осуществлять глубокий анализ и оценки разнообразной информации самостоятельно. Учитель показывает направление работы учащихся, и помогает разобраться в использовании дополнительной и справочной литературы. На занятиях можно организовать проблемное обсуждение вопроса, в котором ученики излагают свои точки зрения, задают друг другу вопросы по теме, принимают участия в дискуссиях и отвечают на вопросы учителя. Также на семинарских занятиях критически обсуждаются творческие работы учащихся (сочинения, доклады).

Семинарское занятие позволяет учащимся прочно усвоить знания, овладеть необходимыми умениями и навыками, т.к. требует от них большой предварительной работы и мыслительной деятельности во время обсуждения проблемных заданий [10, с. 527].

Следующей организационной формой обучения можно выделить лабораторные занятия. Главная идея лабораторных работ состоит в том, чтобы учащиеся самостоятельно работали и взаимнообучались в процессе школьного занятия. Предварительно учитель объединяет класс в несколько групп, после дает задание. В процессе работы происходит консультация учителя с каждой из групп. Учащиеся могут выполнять задание путем чтения, распределения заданий среди товарищей по группе. По завершению задания ученики сами обсуждают и оценивают полученные результаты, прежде, чем представить их учителю и другим группам. После того, как все участники групп завершили свои лабораторные задания, лидер группы представляет письменный или устный отчет о проделанной работе перед учителем и коллективом класса.

Таким образом, мы рассмотрели основные организационные формы обучения в школе: урок, экскурсии, школьные семинары и лабораторные занятия. В следующем пункте мы рассмотрим дополнительные организационные формы обучения: домашнее задание и самостоятельную работу.

Формы организации обучения

Постепенное изменение политических, экономических, социокультурных условий жизни российского общества требует постоянной модернизации системы образования. Это касается и подготовки специалистов, и имеющихся в педагогике форм организации обучения.

Понятие о формах организации обучения

Давайте же посмотрим, что представляют собой формы обучения. И начнем мы с определения.

Определение 1

Форма организации обучения – это способ организации целенаправленной учебно-познавательной деятельности участников обучения, которую педагог может использовать для оказания образовательно-воспитательного воздействия. Фактически, это внешняя, процессуальная сторона обучения.

Формам обучения свойственна вариативность и динамизм. Постоянно создаются новые формы, которые приходят на смену устаревшим. Это развитие форм следует за социальным развитие общества, ростом материальной и духовной культуры.

С ходом времени эта педагогическая категория постоянно изменялась под воздействием изменений в содержании образования, появления новых дидактических целей и образовательных задач, появления современных средств обучения.

Эмпирическая типологизация средств обучения

В педагогике форма обучения – это не то, что существует в единственном числе и является обязательным для всех. В зависимости от целого ряда параметров, таких, например, как количество учащихся, вовлеченных в процесс образования, выделяют сразу несколько разнообразных форм обучения:

  • индивидуальная, которая предполагает, что воздействие будет оказано на одного индивидуума;
  • групповая: учащиеся работают в группах, в которые объединяются на основе различных критериев;
  • фронтальная: педагог взаимодействует со всеми учащимися в классе.

Очевидным преимуществом индивидуального обучения является возможность реализации дифференцированного подхода к обучению и воспитанию, что наилучшим образом сказывается на развитии потенциала личности.

Работа в группе эффективна в тех случаях, когда в нее объединяется 5-7 человек. Разделение на группы позволяет реализовать дифференцированных подход к обучению и воспитанию, так как состав группы является более-менее однородным по уровню подготовки, интересам и увлечениям. В таких условиях можно привлечь для изучения большее количество фактического материала, использовать проводимую работу для выявления и установления действующих в группе механизмов и закономерностей, проверить достоверность сделанных на основе наблюдений выводов.

В группе во время совместной деятельности наблюдается гармонизация отношений между всеми участниками процесса, создание благоприятной атмосферы, что сказывается как на продуктивности обучения, так и на активности во внеклассной и внешкольной деятельности.

К числу основных преимуществ фронтальной формы работы можно отнести возможность охвата педагогическим воздействием сразу большого количества обучающихся.

Классно-урочная система как основная форма организации обучения

Выделяют две основные формы организации обучения в педагогике. Это:

  • классно-урочная система;
  • внеурочная работа.
Определение 2

Урок – это главный компонент классно-урочной системы, форма организации обучения, который позволяет проводить учебные занятия педагога с группой постоянного состава, учащимися одного уровня подготовки и возраста по заранее составленному расписанию.

Один урок посвящен изучению вопросов по одному предмету из программы. Урок является продолжением занятий, проведенных ранее. Материал, полу

Доклад «Эффективные формы и виды работы на уроках с учащимися в профессиональном лицее»

Эффективные формы и виды работы на уроках с учащимися в профессиональном лицее

Урок – первая искорка, зажигающая факел любознательности.

В.А.Сухомлинский

Как бы мы ни изощрялись, урок, придуманный Яном Амосом Коменским 400 лет назад, остаётся! Существуя несколько столетий, урок не мог трансформироваться. Урок, проведённый в лицее, является показателем определённой культуры.

Урок в ПЛ – это значительная часть жизни наших учащихся, требующая элементарного комфорта, благоприятного общения. В процессе общения личность развивается, обогащается нравственными ценностями.

У определенной части учащихся ПЛ наблюдается довольно низкий уровень интереса к учению, к профессии, индифферентное отношение к образованию, зачастую негативное отношение к знаниям.

Проблема современного лицея – потеря многими учащимися интереса к учению. Почему это происходит?

Причины такого негативного явления неоднозначны.

  • перегрузка однообразным учебным материалом

  • несовершенство методов, приемов и форм организации учебного процесса

  • ограниченные возможности для творческого самопроявления.

Это происходит еще и потому, что мы, преподаватели, не всегда умеем формировать у учащихся положительные мотивы учения и труда.

Учение – это радость, а не только долг, учением можно заниматься с увлечением, а не только по обязанности.

Современные требования к уроку можно рассмотреть сквозь призму эффективности.

Под эффективностью понимают полезность для развития каждого ребёнка.

Высокая познавательная активность возможна только на интересном для ученика уроке, когда ему интересен предмет изучения. И наоборот, “воспитать у детей глубокий интерес к знаниям и потребность в самообразовании – это означает пробудить познавательную активность и самостоятельность мысли, укрепить веру в свои силы.”

Существует ряд форм и методов, применение которых способствует повышению мотивации к учебно-познавательной деятельности. В первую очередь это касается форм проведения урока. В этом вопросе многое зависит от мастерства учителя, его умения организовать учебный процесс, его творческого поиска. Порою в результате творческого поиска рождаются интересные нестандартные формы обучения, что позволяет повысить интерес к предмету или вернуть уже утраченный.

Готовых ответов на вопросы «Что сделать, чтобы ребенок хотел учиться?» или «Как спланировать деятельность на уроке?» педагог не найдет не в одном учебнике, ни в одном методическом пособии. Он сам должен сконструировать ту схему, которая подходит именно его предмету, именно этим учащимся, именно на этом этапе изучения темы с учетом условий обучения. Но все же в практике уже существует ряд форм нестандартного проведения уроков:

— урок-практикум,
— урок-путешествие,
— урок-экскурсия,
— урок-ролевая, деловая игра,
— урок-игра,
— урок-аукцион,
— урок-сказка,
— интегрированный урок и т.д.

Форма проведения урока важна, но важны и формы организации учебной деятельности на уроке. Существует три вида организации учебной деятельности на уроке: фронтальная, групповая и индивидуальная.

При фронтальном обучении учитель руководит учебно-познавательной деятельностью всей группы, которая работает над единой задачей. Педагог организует сотрудничество учащихся, определяет темп работы, единый для всех. От умения учителя держать в поле зрения всю группу и при этом не упускать из виду работу каждого ученика во многом зависит педагогическая эффективность фронтальной работы. Если учителю удается поддерживать внимание и активность учащихся, создать атмосферу творческой коллективной работы на уроке, то результативность такой работы заметно повышается. Однако такой вид деятельности на уроке не рассчитан на индивидуальные особенности учащихся, так как ориентирован на среднего ученика. При этом слабые учащиеся отстают от заданного темпа работы, а сильным неинтересно и они изнывают от скуки.

С позиции повышения мотивации к учебно-познавательной деятельности эта форма работы малоэффективна.


При групповых формах обучения педагог на уроке управляет учебно-познавательной деятельностью групп учащихся. Их можно подразделить на бригадные, звеньевые, кооперированно-групповые и дифференцированно-групповые. Звеньевые формы – это организация учебной деятельности с постоянными группами учащихся. При бригадной форме организуются временные группы учащихся для выполнения определенных заданий. Кооперировано-групповая форма предполагает работу в группах, каждая из которой выполняет часть общего задания. Дифференцированно-групповая форма обучения отличается от других форм тем, что и постоянные, и временные группы объединяют учащихся с равными учебными возможностями и одинаковым уровнем сформированности учебных умений и навыков. Парная работа учащихся – это тоже групповая форма обучения. Учитель может руководить деятельностью учебных групп может как непосредственно, так и через своих помощников — звеньевых и бригадиров, которых он назначает с учетом мнения учащихся.


Индивидуальное обучение учащихся – это полностью самостоятельный вид деятельности без какого-либо контакта ученика с другими учащимися. Такой вид деятельности предполагает одинаковое задание для всех учеников в группе. Но если учитель дал задание каждому или некоторым ребятам в группе с учетом их способностей и возможностей, то эта форма обучения называется индивидуализированной. Реализовать ее помогают специально разработанные карточки для учащихся, ориентированные на их способности и возможности. Если в группе на уроке часть детей работает самостоятельно, а часть выполняет какие-либо общие задания, то такая форма обучения называется индивидуализированно-групповой.

Работа в малых группах — это одна из самых популярных стратегий, так как она дает всем учащимся (в том числе и стеснительным) возможность участвовать в работе, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения (в частности, умение активно слушать, вырабатывать общее мнение, разрешать возникающие разногласия). Все это часто бывает невозможно в большом коллективе. Работа в малой группе — неотъемлемая часть многих интерактивных методов, например таких, как мозаика, дебаты, общественные слушания, почти все виды имитаций и др.

При организации групповой работы, следует обращать внимание на следующие ее аспекты. Нужно убедиться, что учащиеся обладают знаниями и умениями, необходимыми для выполнения группового задания. Нехватка знаний очень скоро даст о себе знать — учащиеся не станут прилагать усилий для выполнения задания. Надо стараться сделать свои инструкции максимально четкими. Маловероятно, что группа сможет воспринять более одной или двух, даже очень четких, инструкций за один раз, поэтому надо записывать инструкции на доске и (или) карточках. Надо предоставлять группе достаточно времени на выполнение задания.

  • hello_html_mde2acc7.gifГенерация

  • Радость

  • Упражнения

  • Поиск

  • Противоречия

  • Опыт

  • Отношение

  • Творчество

  • Анализ

Чему учит групповая работа?

  • Сотрудничать

  • Ставить вопросы

  • Решать проблемы

  • Договариваться

  • Распределять роли и ответственность

  • Слушать других

  • Убеждать других

  • Отвечать за себя

Виды групповой работы

  • Работа в парах

  • Мозговой штурм

  • Игра «Продолжи»

  • Охота за сокровищами

  • Снежный ком

  • Метод «Дельфи»

  • Мозаичная группа

  • Прием «Зигзаг» (Метод пилы) и др.

Мозговой штурм

  • Используется для генерации идей

  • Соблюдается жесткий регламент

  • Распределяются роли внутри группы (ведущего, секретаря, хронометриста)

  • После выработки коллективного решения внутри группы делаются доклады/сообщения от разных групп

Игра «Продолжи»

Охота за сокровищами

  • Учитель составляет вопросы.

  • Вопросы могут требовать как знаний фактов, так и осмысления или понимания

  • Учащийся или группа должны ответить на вопросы, используя ресурсы интернета и/или учебник.

Снежный ком

  • Все учащиеся получают аналогичные задания и самостоятельно выполняют их. После этого следует работа в парах. В парах учащиеся предлагают свои способы решения данного задания, из которых выбирается лучшее.

  • Далее две пары объединяются и работа продолжается в группе из четырех человек, где снова происходит обсуждение решений и выбирается лучшее из них.

  • В конце работы все учащиеся попадают в одну группу. На этом последнем этапе уже не происходит обсуждения решений, группы делают доклады о своей работе.

Мозаичная группа

  • Учитель делит тему на несколько частей так, чтобы каждая группа получила бы свою часть темы. Также все группы получают список необходимых источников или сами учебные материалы, с помощью которых они изучают основы предложенной части темы.

  • Каждый член новой группы объясняет своим новым коллегам свою часть темы, основы которой он изучил в составе предыдущей группы и отвечает на заданные вопросы.

  • В заключение работы составляется резюме.

Прием «Зигзаг»

hello_html_122682ac.jpg

Метод пилы

  • Учащиеся организуются в группы по 6 человек для работы над учебным материалом, который разбит на фрагменты

  • Затем ребята, изучающие один и тот же вопрос, но состоящие в разных группах, встречаются и обмениваются информацией как эксперты по данному вопросу. Это называется «встречей экспертов».

  • Затем они возвращаются в свои группы и обучают всему новому, что узнали сами других членов группы. Те, в свою очередь, докладывают о своей части задания (как зубцы одной пилы).

Кластеры, рабочие листы, презентации

  • Можно использовать несколько сред-программ, предоставляющих возможности коллективного создания кластеров, схем, таблиц, презентаций.

Безусловно, такая форма активизации потенциала группы имеет ряд достоинств. Во-первых, повышается учебная и познавательная мотивация учеников. Во-вторых, снижается уровень тревожности, страха оказаться неуспешным, некомпетентным в решении каких-то задач. В-третьих, в группе выше обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний. При совместном выполнении задания происходит взаимообучение, поскольку каждый ученик вносит свою лепту в общую работу. Ну и, наконец, не стоит забывать о том, что задача лицея не сводится только к развитию мыслительных навыков, расширению кругозора, обучению основам теоретических знаний. ПЛ также должен содействовать личностному росту каждого ученика, развитию его коммуникативных навыков, которые окажутся не менее востребованными в дальнейшей жизни. Именно групповая работа способствует улучшению психологического климата в группе, развитию толерантности, умению вести диалог и аргументировать свою точку зрения.

Следующий эффективный вид работы с учащимися, на котором хотелось бы остановиться подробнее, это самостоятельная работа.

Из психологии известно, что знания, полученные самостоятельно, путем преодоления посильных трудностей усваиваются прочнее, чем полученные в готовом виде от учителя. Ведь в ходе самостоятельной работы каждый ученик непосредственно соприкасается с усваиваемым материалом, концентрирует на нем все свое внимание, мобилизуя все резервы интеллектуального, эмоционального и волевого характера. Оставаться нейтрально-пассивным он не может. Помимо того, что самостоятельная работа вызывает активность учащихся, она обладает еще одним важным достоинством — носит индивидуализированный характер. Каждый ученик использует источник информации в зависимости от своих собственных потребностей и возможностей. Это свойство самостоятельной работы придает ей гибкий адаптивный характер, что значительно повышает ответственность каждого отдельного ученика и как следствие его успеваемость.

В педагогической энциклопедии дано следующее определение:

Самостоятельная работа учащихся — индивидуальная или коллективная деятельность, осуществляемая под непосредственным руководством учителя.

Обычно под самостоятельной учебной работой понимают любую организованную учителем активную деятельность учащихся, направленную на выполнение поставленной дидактической цели в специально отведённое для этого время: поиск знаний, их осмысление, закрепление, формирование и развитие умений и навыков, обобщение и систематизацию знаний.

На каждом уроке учителю наряду с планирование учебного материала необходимо придумывать и вопрос о том, какие навыки самостоятельной работы получит на этом уроке ученик.

Формы организации самостоятельной работы

В соответствии с уровнем самостоятельной деятельности различают следующие типы самостоятельной работы:

  • Воспроизводящие

  • Реконструктивно — вариативные

  • Эвристические

  • Творческие

Основные виды самостоятельной работы:

  1. Работа с книгой

  2. Упражнения

  3. Выполнение практических и лабораторных работ

  4. Проверочные самостоятельные, контрольные работы, диктанты, сочинения

  5. Подготовка докладов, рефератов

  6. Домашние опыты, наблюдения

  7. Техническое моделирование, конструирование

Остановимся сначала на самостоятельной работе учащихся при изучении нового материала. Если ученик научится самостоятельно изучать новый материал, пользуясь учебником или какими-то специально подобранными заданиями, то будет успешно решена задача сознательного овладения знаниями. Знания, которые усвоил ученик сам, значительно прочнее тех, которые он получил после объяснения учителя. Здесь же решается и большая воспитательная задача – привитие навыка самостоятельности в работе вообще, возможности в дальнейшем самостоятельно ликвидировать пробелы в знаниях, расширять знания, творчески применять их в решении каких то практических задач. Работу по формированию умений, обеспечивающих самостоятельное изучение учеником нового материала, нужно начинать на уроке. Можно предложить группе самостоятельно изучить тот или иной материал учебника. Для проведения такой работы, во-первых, учитель должен быть убеждён, что каждый ученик готов к ней, во вторых, ученик должен знать, что конкретно он должен знать и уметь после проведения этой работы. Системы предварительных заданий, устных и письменных упражнений учителю следует подготовить необходимую базу у учащегося, обеспечивающую самостоятельность в этой работе. Специальные вопросы и задания, ориентирующие учащегося и ведущие к конечной цели данной работы, заранее пишутся учителем на доске. При наличии вопросов в учебнике, можно просто указать на какие вопросы ученик должен уметь ответить, изучив данный материал. Среди вопросов к работе учащихся можно предлагать и такие, ответа на которые непосредственно нет в учебнике, и поэтому требуются некоторые размышления ученика. Возможно, не все ученики сумеют ответить на них. Однако каждая самостоятельная работа должна обязательно завершаться проверкой понимания изученного. Желательно, чтобы самостоятельно изученный на уроке материал был и закреплён здесь же.

Все различные виды самостоятельной работы при изучении нового материала полезны не только в вопросе формирования умений и навыков самостоятельно работать, но и содействуют выработке сознательного и творческого отношения к труду вообще.

Организация самостоятельной работы требует от учителя не меньшей подготовки, а даже большей, чем когда учебный материал он излагает самостоятельно. Если при этом он ставит задачу формирования у учащегося навыков самостоятельной работы, то ему, как правило, нужно продумать и определить:

  1. Цель, время и характер самостоятельной работы, а также те формируемые навыки самостоятельного учебного труда, самостоятельного изучения математики, на которое можно обратить внимание учащегося при выполнении именно этой работы.

  2. Способ повторения того минимума фактических знаний и умений, без которых невозможно успешное выполнение данной самостоятельной работы

  3. Вид работы с книгой: или для повторения, или просто для поиска информации справочного характера, или для знакомства с новым материалом.

  4. Вид работы с упражнениями: выполнение заданий репродуктивного или продуктивного характера, или заданий на повторение.

  5. Методику устранения у учащегося возможных затруднений в ходе выполнения заданий, а также способ быстрой проверки полученных результатов и методику разборов допущенных ошибок.

Эффективность самостоятельной работы во многом зависит от своевременного анализа результатов работы. Он должен носить обучающий характер, т.е. не просто констатировать количество ошибок, а производить их разбор, с тем, чтобы учащиеся до конца смогли понять вопрос, в котором сделали ошибки. Во время анализа отмечаются задачи, с которыми группа справилась хорошо, и задачи, в которых сделаны наиболее типичные ошибки. Заканчивается анализ ответами на индивидуальные вопросы учащихся.

Для того чтобы самостоятельное выполнение задания было эффективным, необходимо правильно определить содержание и объём этого задания. Если задание слишком сложно, то учащийся просто не выполняет его и драгоценное время урока будет затрачено напрасно. Вторым важным требованием к самостоятельной работе учащегося является своевременность предъявления заданий. Если задание для самостоятельной работы дано прежде, чем выработано соответствующее учебное умение, то при выполнении серии однотипных упражнений учащиеся могут повторять одну и ту же ошибку, которая в результате примет устойчивый характер.

Наконец, непременным условием эффективности самостоятельной работы на уроке является своевременная и правильная проверка результатов.

Один из стимулов умственной деятельности – это удовлетворение от проделанной работы. Сознание того, что ты что-то можешь сделать сам, и даже помочь другому, одно из условий, которое вызывает чувство удовлетворения. В этом одно из значений самостоятельной работы учащихся.

Во всём многообразии её видов самостоятельной работы учащихся не только способствует сознательному и прочному усвоению ими знаний, формированию умений и навыков, но и служит для них средством воспитания самостоятельности как черты личности, а в дальнейшем позволяет самостоятельно решать различные жизненные задачи.

Выполнение домашних заданий – составная часть самостоятельной учебной работы учащихся, выполняемая по заданию учителя, под его руководством, но без его непосредственного участия.

Виды домашнего задания:

  • Обязательное

  • По выбору

  • Свободное

  • Творческое (эссе, составить плакат, презентацию, придумать…)

  • Тест-драйв

  • Разноуровневое

  • Составить как можно больше вопросов к домашнему заданию, сочинить новые задачи, сочинить новый диктант, разработать список проблем

  • Напишите свой авторский вариант главы учебника, книги…

ФОРМУЛА: учитель одновременно задает д/з двух или трех уровней.

Первый уровень — ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ. Главное свойство этого задания: оно должно быть абсолютно понятно и ПОСИЛЬНО любому ученику, за обучение которого вы беретесь.

Я хочу выделить слова «за обучение, которого вы беретесь», потому что вполне возможна ситуация, когда честнее всего сказать себе самому: этого ученика я обучить не смогу — и, соответственно, не мучиться самому и не мучить его.

Второй уровень задания — ТРЕНИРОВОЧНЫЙ. Его выполняют ученики, которые желают хорошо знать предмет и без особой трудности осваивают программу. По усмотрению учителя эти ученики могут освобождаться от задания первого вида.

Третий уровень используется или нет учителем в зависимости от темы урока, подготовленности группы. Это — ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ. Обычно оно выполняется на добровольных началах и стимулируется учителем высокой оценкой и похвалой.

Диапазон творческих заданий широк. Однако среди них можно выделить некоторые типовые группы. Например, ученикам предлагается разработать:

1. частушки, басни, сказки, фантрассказы по учебным темам;

2. чайнворды, кроссворды и т. п.;

3. тематические сборники интересных фактов, примеров и задач; — сборники аннотаций на статьи по выбранной теме;

4. учебные комиксы;

5. плакаты — опорные сигналы;

6. мнемонические формулировки, стихи и др.

ЗАДАНИЕ МАССИВОМ

ФОРМУЛА 1: любой из уровней д/з учитель может задавать массивом.

Например, учитель дает десять задач (или, скажем, стихов), из которых ученик должен сам выбрать и решить (выучить) не менее заранее оговоренного минимального объема задания.

ФОРМУЛА 2: задается большой массив задач сразу — в рамках большой изучаемой или повторяемой темы.

Например, из 60 задач ученик обязан решить минимум 15, остальные — по желанию. А стимулировать это желание релейными контрольными работами, составленными из задач этого массива. Чем больше нарешал — тем больше вероятность встретить знакомую задачу и сэкономить время и силы. Такой массив задается не к следующему уроку, а на более продолжительный отрезок времени.

Важный психологический эффект: самостоятельный выбор задания дает дополнительную возможность самореализации, ведь известно, как этого не хватает ученикам в условиях нашей школы, особенно в подростковом возрасте. А ваш учебный предмет, в свою очередь, становится им интереснее.

Урок был и остается основной формой организации учебно-воспитательного процесса. Только на уроке можно определить роль и место учителя в учебном процессе, только на уроке можно увидеть его рост и развитие. Задачи современного преподавателя – не преподносить знания учащимся, а создавать мотивацию и сформировать комплекс умений учить самого себя.

8.2. Классификации форм организации обучения

Существующие сегодня разнообразные формы организации обучения классифицируются по различным основаниям.

I. По количеству учащихся и характеру их взаимодействия предлагается выделять индивидуальные, групповые, фронтальные, коллективные формы организации обучения. Иногда отдельно предлагается выделять парную работу (В.А. Ситаров), но если в пару входят два ученика, то это уже микрогруппа со всеми вытекающими следствиями – идет взаимодействие учащихся друг с другом, осуществляется совместный поиск решения. Если же пару образуют учитель и ученик, то эта структура может образовывать отдельную форму организации обучения (И.М. Чередов, В.К. Дьяченко), но практически она неприменима в современной массовой школе.

II. По месту организации занятий выделяют школьные и внешкольные формы организации обучения. Школьные можно подразделить на классные и внеклассные.

III. По продолжительности учебных занятий выделяют классический урок (45 мин.), спаренные (блочные) занятия (90 мин: два урока по 45 мин или три урока по 30 мин), спаренное укороченное занятие (70 мин), урок без звонка – произвольной длины (Ч. Куписевич).

IV. По систематичности использования и решению основных задач образования формы могут быть основные (урок), дополнительные (экскурсия, дополнительные занятия, домашняя работа, школьная лекция, школьный семинар, практические и лабораторные занятия и др.), вспомогательные (кружковые занятия, факультативы, занятия в клубах по интересам).

V. Современная трехмерная классификация включает три направления: общие формы (по количеству учащихся и характеру взаимодействия: индивидуальная, групповая, фронтальная, коллективная), внешние формы (по способу передачи учащимся информации: урок, семинар, лекция, конференция, самостоятельная работа, экскурсия, лабораторная работа, факультативные занятия и др.), внутренние формы (по доминирующей цели обучения: вводное занятие, занятие по углублению и совершенствованию знаний, умений и навыков, практическое занятие, занятие по обобщению и систематизации знаний, занятие по контролю знаний, умений и навыков, занятие комбинированной формы) (В.И. Андреев).

8.3. Характеристика ведущих форм обучения

Рассмотрим формы организации обучения по первой классификации: по количеству учащихся и характеру их взаимодействия. Эти формы обучения называют еще общими формами.

1. Индивидуальная форма обучения предполагает, что учебная работа выполняется одним учеником самостоятельно без непосредственного контакта с учителем или другими учащимися. По сути это – самостоятельное выполнение одинаковых для всех заданий (по карточкам, из учебника или с доски). Но если задание ученику подобрано с учетом его индивидуальных особенностей и возможностей, то такая форма организации обучения называется индивидуализированной.

2. Групповая форма обучения заключается в том, что учитель организует работу отдельных групп учащихся класса, при этом ученики активно взаимодействуют в группах друг с другом, а учитель взаимодействует с каждой группой. Группы могут быть постоянного состава и переменного состава. Задание может быть одинаковым для всех групп или представлять собой какую-то часть одного большого общего задания. Группы могут быть дифференцированные и смешанные: уровень учащихся в группе по выбранному показателю может быть примерно одинаковый или разный. Каждый из этих вариантов имеет свои плюсы и минусы. В группах постоянного состава работа продвигается быстрее и качественнее, но переменный состав групп дает больше возможностей для овладения коммуникативными умениями, умениями руководить и подчиняться, строить работу с разными, иногда не очень приятными, людьми. При неграмотном использовании дифференцированных групп возможно появление психологического дискомфорта у одних учащихся и заносчивости, пренебрежительного отношения к окружающим у других. В смешанных группах у менее подготовленных или ленивых учащихся есть возможность «отсидеться» за спинами более успешных и активных одноклассников. В целом групповая форма организации обучения обладает мощными потенциалами развития интеллектуальных и личностных качеств учащихся, за что получила широкое распространение в развивающем обучении, но до сих пор слабо используется в традиционной школе.

3. Фронтальная форма обучения характеризуется тем, что учитель управляет познавательной деятельностью всего класса в целом, при этом все ученики работают над единой, одинаковой для всех задачей. Если учитель способен удерживать в поле зрения весь класс и следить одновременно за работой каждого ученика, то фронтальная форма организации может быть эффективной, особенно в условиях атмосферы совместного творчества, которую создает и поддерживает учитель. Но все же фронтальная форма обучения не в состоянии учесть индивидуальный темп работы и особенности обучения каждого ребенка. В современной школе такая форма является очень распространенной.

4. Коллективная форма обучения (В.К. Дьяченко) – это такая организация работы, при которой учитель работает с классом, как целостным организмом, коллективом, имеющим свои органы управления и активно влияющим на каждого своего члена. Каждый ученик принимает посильное участие в работе, понимая, что от его деятельности зависит успех всего класса. Актив класса определяет объем работы, распределяет ее внутри коллектива, руководит и управляет учебной работой. Преимущества этой формы организации обучения перед остальными обнаруживаются и в образовательных, и в воспитательных результатах, но широкого распространения коллективная форма обучения сегодня не имеет из-за методических сложностей в организации работы.

Наиболее распространенная сегодня классификация форм организации обучения – по систематичности использования и решению основных задач образования В.А. Сластенин). Охарактеризуем главные из форм данной классификации.

1. Основные формы организации обучения. Сегодня в школе это – урок, в вузе – лекция и семинар. Основными они называются потому, что являются главными «носителями» основного содержания образования. Все наиболее важные и значимые части содержания ученики усваивают на уроке, студенты – на лекциях и семинарах.

2. Дополнительные формы организации обучения называются так потому, что они дополняют основную форму и позволяют полнее реализовывать все функции обучения – образовательную, воспитательную и развивающую. Основу обучения в школе составляет урок, а формы этой группы дополняют его, помогая ученикам усвоить все содержание полностью. Назовем и дадим определения главным дополнительным формам обучения.

Домашняя работа – это самостоятельная подготовка учащихся по определенным, данным учителем заданиям после завершения занятий по расписанию. Во времена Я.А. Коменского домашняя работа считалась ненужной – все необходимо было успевать на уроке. Сегодня домашняя работа не только признается необходимой, но и выполняет в основном воспитательные функции – помогает учащимся воспитывать в себе ответственность, дисциплинированность, самостоятельность, аккуратность, учит методам самообразования. В обучающем плане домашняя работа позволяет прочнее усвоить материал, отработать практические умения и навыки, применить приемы творческой деятельности. Для того чтобы домашняя работа выполняла свои функции необходимо учителю соблюдать следующие требования:

  1. домашняя работа должна выполняться, поэтому на каждом уроке необходимо проводить проверку выполнения домашнего задания;

  2. домашняя работа должна выполняться осознанно, поэтому на уроке необходимо выяснить, для чего на дом дается именно это задание;

  3. домашняя работа должна быть понятна ученику, для этого необходимо на уроке рассмотреть заданные на дом упражнения и при необходимости дать разъяснения, как выполнять задание;

  4. домашняя работа должна стимулировать ученика к дальнейшей работе, поэтому необходимо предусматривать возможность дифференцированных, индивидуальных и творческих домашних заданий.

Экскурсия – это форма организации учебной работы, при которой учащиеся выходят на место расположения изучаемых объектов для непосредственного ознакомления с ними. Она может проводиться на производстве, в природной среде, на культурно-исторических объектах. Экскурсия реализует принцип наглядности, принцип связи обучения с жизнью, расширяет кругозор учащихся, выполняет воспитательную функцию.

Лекция – это форма передачи содержания в виде последовательного монологического изложения учителем научно-обоснованного и логически выстроенного материала. Успешность лекции зависит от подготовленности учителя к данной форме работы (умение ясно излагать, активизировать мышление, творчески импровизировать, доказывать и аргументировать суждения), от подготовленности учащихся к слушанию и конспектированию лекции, от учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся в определении тематики, содержания, применяемых наглядных и технических средств. Школьная лекция предполагает основной метод обучения рассказ, лекция как форма работы в высших учебных заведениях в качестве основного метода предполагает лекцию.

Семинар – это форма организации обучения, которая складывается из самостоятельного изучения учащимися в научной литературе заранее определенных вопросов и дальнейшего активного обсуждения результатов поиска на учебном занятии под руководством учителя.

Практическое занятие – это форма организации обучения, направленная на формирование и отработку практических или интеллектуальных умений и навыков. На практических занятиях усвоенные знания применяются в деятельности.

Лабораторное занятие – это форма организации обучения, частично направленная на самостоятельное добывание новых знаний через практическую деятельность учащихся, а частично – на закрепление уже усвоенных умений и навыков. На лабораторных занятиях ученики работают с различным оборудованием и приборами. Часто лабораторные занятия имеют много общего с практическими, что выражается, например, в названии «лабораторный практикум».

Кроме названных, есть еще дополнительные занятия, консультации, коллоквиумы, учебные конференции и др. формы.

3. Вспомогательные формы организации обучения – это такие формы, которые помогают учащимся узнать больше и глубже в тех областях знания, которые им интересны или необходимы для поступления в вузы. Эти формы организации обучения имеют содержание за пределами образовательного стандарта.

Факультативы – это занятия с группой учащихся по специальной программе, которая расширяет и углубляет, но не дублирует учебную. Факультатив учащиеся выбирают добровольно, но посещают обязательно в течение определенного времени.

Занятия в кружках и клубах по интересам проходят на основе принципа добровольности, программа их более гибкая, чем на факультативе, возможен учет пожеланий и интересов учащихся.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *