Из каких элементов состоит структура личности: Attention Required! | Cloudflare – Урок 3. Личность в психологии

Автор: | 29.05.2020

Из каких элементов состоит структура личности? Компоненты структуры личности.

Знание элементарных основ психологии может сыграть важную роль в жизни любого человека. Для того чтобы мы могли наиболее продуктивно выполнять поставленные перед собой цели и эффективно взаимодействовать с находящимися вокруг нас людьми, нужно иметь хотя бы представление о том, что такое психология личности, как происходит развитие личности и каковы особенности этого процесса. Важно знать, какие существуют составляющие элементы и типы личности. Разбираясь в этих вопросах, мы получаем возможность сделать свою жизнь более продуктивной, комфортной и гармоничной.

Представленный ниже урок по психологии личности предназначен именно для того, чтобы вы смогли усвоить эти важные основы и научиться использовать их на практике максимально эффективно. Здесь вы познакомитесь с тем, как в психологии рассматривается человек и проблема личности: узнаете её основы и структуру. А также получите представление об исследованиях в области изучения личности и о многих других интересных вопросах.

Что такое личность?

В современном мире нет однозначного определения понятию «личность» и связано это со сложностью самого феномена личности. Любое имеющееся на данный момент определение достойно того, чтобы учитывать его при составлении наиболее объективного и полного.

Если говорить о самом распространённом определении, то можно сказать, что:

Личность — это человек, обладающий определённым набором психологических свойств, на которых основываются его поступки, имеющие значение для общества; внутреннее отличие одного человека от остальных.

Существует и несколько иных определений:

  • Личность это социальный субъект и совокупность его личностных и социальных ролей, его предпочтений и привычек, имеющиеся у него знания и опыт.
  • Личность — это человек, самостоятельно выстраивающий и контролирующий свою жизнь и несущий за неё полную ответственность.

Вместе с понятием «личность» в психологии применяются такие понятия, как «индивид» и «индивидуальность».

Индивид — это отдельный человек, рассматриваемый как уникальная совокупность его врождённых и приобретённых качеств.

Индивидуальность — это набор уникальных черт и особенностей, которые отличают одного индивида от всех остальных; своеобразие личности и психики человека.

Для того чтобы у каждого, кто проявляет интерес к человеческой личности как к психологическому феномену, могло сложиться о нём наиболее объективное представление, необходимо выделить ключевые элементы, из которых состоит личность, другими словами, поговорить о её структуре.

Структура личности

Структура личности это связь и взаимодействие различных её компонентов: способностей, волевых качеств, характера, эмоций и др. Эти компоненты являются её свойствами и отличиями и называются «чертами». Этих черт довольно много, и чтобы их структурировать существует разделение на уровни:

  • Низший уровень личности это половые свойства психики, возрастные, врождённые.
  • Второй уровень личности это индивидуальные проявления мышления, памяти, способностей, ощущений, восприятия, которые зависят и от врождённых факторов и от их развития.
  • Третий уровень личности это индивидуальный опыт, в котором содержатся приобретённые знания, привычки, умения, навыки. Данный уровень формируется в процессе жизнедеятельности и носит социальный характер.
  • Высший уровень личности — это её направленность, в которую входят интересы, желания, влечения, склонности, убеждения, взгляды, идеалы, мировоззрения, самооценка, особенности характера. Этот уровень является наиболее социально обусловленным и формирующимся под воздействием влияния воспитания, а также более полно отражающим идеологию общества, в котором находится человек.

Для чего эти уровни важно и нужно между собой различать? Хотя бы для того, чтобы иметь возможность объективно охарактеризовать любого человека (в том числе себя), как личность, понять какой уровень при этом вы рассматриваете.

Отличие людей между собой очень многогранно, ведь на каждом уровне есть свои различия интересов и убеждений, знаний и опыта, способностей и навыков, характера и темперамента. Именно по этим причинам бывает довольно сложно понять другого человека, избежать противоречий и даже конфликтов. Для того чтобы понимать себя и окружающих, нужно иметь определённый багаж психологических знаний, и сочетать его с осознанностью и наблюдательностью. И в этом очень специфическом вопросе немаловажную роль играет знание ключевых свойств личности и их различий.

Ключевые свойства личности

В психологии под свойствами личности принято понимать устойчивые психические явления, которые оказывают существенное влияние на деятельность человека и характеризуют его с социально-психологической стороны. Иначе говоря, это то, как проявляется человек в своей деятельности и во взаимоотношениях с окружающими. В структуру этих явлений входят способности, темперамент, характер, воля, эмоции, мотивация. Ниже мы рассм

Структура личности — Записки философа-практика — LiveJournal

Каждый человек – это личность, индивидуальность которой определяется жизненным опытом, преломляемым через особенности личности и проявляемым через отношение человека к окружающим явлениям и своеобразие его внутренних психических функций. Личностьперсонифицированная совокупность биологических и социальных свойств человека, важнейшими из которых являются социальные составляющие, проявляющиеся в общественной деятельности человека. Это системное качество, приобретаемое человеком в конкретной деятельности и общении, характеризующее его со стороны включённости в общественные отношения.

Человек не рождается личностью, а становится ею по мере активного вхождения в социальные отношения и освоения накопленного социального опыта. Развитие личности происходит в процессе всей жизни человека. Личность начинает формироваться в раннем детстве, далее этот процесс происходит в ходе пребывания в образовательных учреждениях и трудовых коллективах, предъявляющих соответствующие требования к поведению каждого человека. Формирование личности в коллективе происходит как путём невольного подражания общепринятым и групповым нормам, так и сознательного усвоения выдвигаемых требований.

Каждая личность является сочетанием различных компонентов: а) характерных для всего общества; б) особенных для определённого коллектива; в) индивидуальных для конкретного человека и определяемых его наследственными характеристиками, природными задатками и т.д. Условно можно говорить о внутренней, социально-психологической структуре личности и об её внешней структуре как принадлежности к определённым социальным группам.

1.  Внутренняя структура личности

Внутренняя структура личности включает ряд подструктур:

·        сложившуюся в сознании личности психологическую среду, направленность личности: систему потребностей, интересов, притязаний, ценностных ориентаций, идеалов, убеждений, мировоззрение;

·        психологические средства, возможности реализации (способности) личности: опыт, навыки, умения;

·        психические свойства личности: характер, эмоции, воля, мышление, память, воображение и т.д.;

·        физиологические, наследственные качества: темперамент и пр.

Рассмотрим содержание отдельных элементов внутренней структуры личности работника.

1.     Потребность можно определить как нужду человека в чём-либо, побуждающую к необходимости действий. Потребность всегда связана с деятельностью и определяет активность личности. С одной стороны, она стимулирует деятельность, выступает её причиной. С другой стороны, сама деятельность выступает основанием потребностей, обуславливает их.

Потребность выступает как единство её объективной и субъективной сути. Объективная сторона определяется конкретным предметом потребности и характеризуется следующими факторами: а) собственно конкретным предметом потребности; б) объективной средой – ситуацией удовлетворения потребности, благоприятствующей этому или нет; в) объективными средствами удовлетворения потребности; г) объективной ценностью удовлетворения потребности и усилий, необходимых для её удовлетворения.

Субъективная сторона потребности – это внутреннее восприятие человеком предмета потребности, отношение к нему, определённая степень притязания на этот предмет. Субъективные характеристики потребности: а) образ предмета потребности в сознании человека; б) субъективная среда: внутренняя система потребностей человека, уровень её развития и состояние в данный момент; в) субъективные средства: возможности (способности) личности удовлетворить потребность; г) субъективная ценность удовлетворения потребности.

Потребности развиваются вместе с развитием общества, никогда не достигая предела. Именно постоянное воспроизводство неудовлетворённых потребностей, обусловленное их расширением и трансформацией, служит важным побуждением к человеческой деятельности и развитию производства. Определяемые производством потребности, в свою очередь, активно воздействуют на его развитие, ведь и само производство возникает ради удовлетворения каких-то потребностей.

Потребности людей реализуются через их способности. Чтобы удовлетворить какую-то потребность, нужно приложить способности к созданию материальных и духовных ценностей. Удовлетворяя потребности, которые возникли на той или иной стадии развития общества, люди изменяются сами, совершенствуют свои способности. Их потребности не только расширяются, умножаются количественно, но и преобразуются качественно. При этом важно, чтобы каждый человек умел разумно пользоваться постоянно растущими материальными и духовными возможностями, предоставляемыми ему обществом, видел их органичную связь с результатами своего труда.

Осознанная личностью потребность становится её интересом, преломляется в цели, желания, стремления к чему-либо, притязания на какой-то предмет потребности, определяемые ценностными ориентациями.

2.     Ценностные ориентации – это относительно устойчивые, социально обусловленные отношения личности к материальным и духовным благам, которые выступают для неё как цель или средство удовлетворения своих потребностей. Можно также сказать, что это идеологические, моральные эстетические и другие основания оценок личностью окружающей действительности и ориентации в ней. Система ценностных ориентаций выражает внутреннюю основу отношения личности к действительности.

3.     С ценностными ориентациями тесно связаны социальные установки людей – их отношение к тем или иным явлениям. Социальные установки влияют на эмоциональную реакцию, отношение людей, например, к различным переменам в работе, требуют психологической подготовки нововведений.

4.     Существенную роль в мотивации поступков людей играют их притязания и ожидаемость их удовлетворения. Удовлетворение притязаний повышает настроение и трудовую активность, создаёт атмосферу оптимизма. Зная притязания и ожидания личности, руководитель может найти приемлемые формы регулирования поведения работника.

Психологические средства личности.

5.     Способности человека – предрасположенность, склонность и умение выполнять какие-либо действия – являются условиями осуществления того или иного вида деятельности и определяются природными данными, а также опытом, навыками и умениями. В основе способностей лежит одарённость, но их можно развить в процессе обучения и воспитания, активной общественной деятельности. Умелое использование способностей работника во многом зависит от руководителя. Если поручить сотруднику ту работу, к которой он более расположен, которая больше соответствует его способностям, следует ожидать и лучшего результата работы, и лучшего взаимопонимания с работником.

6.     Возможности – способности, определяющие успех человека в его деятельности.

Психические свойства личности.

7.     Характер – совокупность психических особенностей и свойств личности, её индивидуальный склад, проявляющийся в особенностях поведения и отношения к другим людям и окружающей действительности, в частности, к труду, своим обязанностям и долгу. Характер не даётся человеку от рождения, а формируется в процессе жизнедеятельности. Семья, школа, университет, трудовой коллектив – все эти сферы существенно влияют на утверждение и формирование характера. При этом черты характера могут быть как положительными, так и отрицательными.

Отношение к себе зависит от того, как человек сам оценивает свои действия, свои достоинства и недостатки. Умение объективно оценивать себя помогает вырабатывать такие черты характера, как скромность и принципиальность. А вот повышенное самомнение, высокомерие являются отрицательными чертами характера, ведущими к неуживчивости в коллективе, к конфликтным ситуациям.

Отношение к людям характеризуется такими положительными чертами характера, как вежливость, общительность, доброжелательность и, наоборот, отрицательными – замкнутость, грубость, бестактность и др. Трудолюбие человека, добросовестность, аккуратность, старательность – эти черты характеризуют отношение человека к общественному долгу, труду. Им противостоят пассивность, лень, небрежность и др.

8.     Эмоциями называют реакцию человека на окружающие его явления, события, людей, проявляющуюся в форме переживаний. Многообразие жизненных ситуаций вызывает многообразие эмоций: положительных, отрицательных, сильных, слабых и др. Эмоции и чувства являются активными и сильными стимулятор

Cоциальная структура личности

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24

Автор24 — это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.

Понятие социальной структуры личности

Социальная структура личности включает объективные и субъективные свойства индивида, возникающие и функционирующие в ходе его деятельности, под воздействием тех групп и общностей, в которые входит индивид.

Замечание 1

Отсюда следует важнейшая характеристика социальной структуры личности – деятельность, проявляющаяся в самостоятельности и взаимодействии с другими членами общества, фиксируемой в понятии «субъект деятельности».

Основные элементы социальной структуры личности

  1. Социальные качества:

    • Самосознание, благодаря чему индивид выделяет себя самого из социальной среды, осознает себя как субъекта своих психических и физических состояний, интересов, ожиданий, стремлений и ценностей, а также действий. Самосознанию отводится центральное место в социальной структуре личности.
    • Самооценка – это оценивание личностью своего места, занимаемого в обществе, своих способностей, возможностей, то есть самой себя. Самооценка позволяет регулировать свое поведение и при необходимости проводить самокоррекцию т.е. к изменять самого себя и свои социальные действия с учетом обстоятельств.
    • Активность состоит в способности к самостоятельному и энергичному осуществлению социально-значимых действий, либо индивидуально, либо коллективно. Наиболее значимое выражение активности – это сверхнормативность, когда осуществляется деятельность, не являющаяся обязательной и порождаемая такими ярко выраженными моральными чувствами, как долг, честь, достоинство, призвание.
    • Интересы служат побудительным мотивом к определенным видам деятельности, к познанию, практике, учению, общению, игре, в которых реализуются те или иные потребности
    • Направленность личности – включает ряд устойчивых мотивов, служащих ориентирами деятельности личности, в независимости от социальных обстоятельств.
    • Ценностные ориентации – представления индивида о наиболее важных сторонах жизни, явлениях, процессах, людях, которые определяют цели жизни, средства и способы их достижения.
    • Идентичность является социальным качеством, позволяющим индивидам отождествлять себя с другими индивидами, социальными (этническими, языковыми, политическими, территориальными, профессиональными) группами, общностями и т.п. Различаются социальная и ролевая идентичность.
    • Характер – является социальным качеством, определяющим отношение личности к самой себе и к другим людям, а также к природе и технике.
  2. Социальный статус личности — это положение личности в обществе, соответствующее ее профессии, социально-экономической позиции, политическим возможностям, полу, происхождению, семейному положению.

    Выделяются два вида статуса — личный и социальный:

    • Личный статус – это положение человека в обществе, которое определяется его индивидуальными личными качествами.
    • Социальный определяется тем положением которое человек занимает в обществе в соответствие с объективными условиями, порой не зависящими от самого человека

    Замечание 2

    Так как положение индивида характеризуется не одним, а несколькими статусными признаками, в науке существует понятие статусного набора. Оно означает совокупность всех статусов, которые характеризуют личность во всех ее проявлениях. В самом статусном наборе один статус является ключевым или главным.

  3. Социальная роль

    Это шаблонный образец поведения, который является закрепившимся, утвердившимся и отобранным в качестве наиболее целесообразного для тех членов общества, которые занимают ту или иную социальную позицию позицию в системе социальных отношений.

Предыдущая статья

Социальная структура экономики

Следующая статья

Виды социальной структуры

Из каких элементов состоит структура личности?

Помогите ответить всего на 2 вопроса

Социальная структура современного российского общества

Т. И. Заславская – современный российский экономист и социолог.

… Российское общество состоит из четырех социальных слоев:
верхнего, среднего, базового и нижнего, а также. .. «социального дна». Под верхним слоем понимается, прежде всего, реально правящий слой. .. К нему относятся элитные. .. Группы, занимающие наиболее важные позиции в системе государственного управления, в экономических и силовых структурах. Их объединяет факт нахождения у власти и возможность оказывать прямое влияние на процессы реформ.
Второй слой назван средним. .. Пока этот слой слишком малочислен. .. Это мелкие предприниматели. .. Менеджмент средних и небольших предприятий, среднее звено бюрократии, старшие офицеры, наиболее квалифицированные. .. Специалисты и рабочие.
Базовый социальный слой очень массивен. Он охватывает более двух третей российского общества. Его представители обладают средним профессионально-квалифицированным потенциалом и относительно ограниченным трудовым потенциалом.
К базовому слою относится часть интеллигенции (специалистов), полуинтеллигенция (помощники специалистов), служащие из технического персонала, работники массовых профессий торговли и сервиса, а также большая часть крестьянства. Хотя социальный статус. .. Интересы и поведение этих групп различны, их роль в переходном процессе достаточно сходна. Это в первую очередь приспособление к изменяющимся условиям с целью выжить и по возможности сохранить достигнутый статус.
Структура и функции нижнего слоя представляются наименее ясными. Отличительными чертами его представителей являются низкий деятельностный потенциал и неспособность адаптироваться к жестким социально-экономическим условиям переходного периода. В основном этот слой состоит либо из пожилых малообразованных, не слишком здоровых и сильных людей, не заработавших достаточных пенсий, либо из тех, кто не имеет профессий, а нередко и постоянного занятия, безработных, беженцев и вынужденных мигрантов из районов межнациональных конфликтов. Определить данный слой можно на основе таких признаков, как очень низкий личный и семейный доход, низкий уровень образования, занятие неквалифицированным трудом или отсутствие постоянной работы.
… Представителями социального дна являются преступники и полупреступные элементы – воры, бандиты, торговцы наркотиками, содержатели притонов, мелкие и крупные жулики, наемные убийцы, а также опустившиеся люди – алкоголики, наркоманы, проститутки, бродяги, бомжи и т. д.

Социология в вопросах и ответах / Под ред. проф. В. А. Чуланова. –
Ростов-на-Дону, 2000. – С. 167–168.

Вопросы и задания к тексту:
1. На основе каких критериев, по вашему мнению, образована данная структура современного российского общества? Аргументируйте свой ответ.
2. Возможно ли в современной России изменить свою принадлежность к той или иной социальной группе? Приведите пример, подтверждающий ваш ответ.

 

Какие элементы входят в под структуру направленности личности? Заранее благодарю за ответ.

1-я подструктура называется направленностью личности. Сюда входят: влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, мировоззрения, убеждения. Элементы (черты) личности, входящие в эту подструктуру не имеют врожденных задатков, а полностью социально обусловлены и формируются путем воспитания. Наиболее активной и устойчивой формой направленности являются убеждения. Совокупность их составляет мировоззрение человека, которое может быть пассивным — просто имеется в наличии. Но в подструктуру направленности входит и воля — она то и может придавать убеждениям активный характер, способствуя их воплощению в жизнь. 2-я подструктура называется опытом. Она объединяет знания, навыки, умения и привычки, приобретенные в обществе путем обучения, но уже с заметным влиянием биологически, и даже генетически обусловленных свойств человека. Не все входящие сюда свойства можно рассматривать как свойства личности. Только начинающийся формироваться навык или однократное действие еще не свойство личности. Но типичные для данного индивида проявления, так же как и закрепленные знания, навык и тем более умение и привычка — уже бесспорно свойство личности. Опыт также может быть пассивным «мертвым грузом» . Но благодаря отдельным волевым навыкам он может стать активным, когда знания и умения не просто «знаемые» , но и используемые. 3-я подструктура объединяет индивидуальные особенности отдельных психических процессов (функций) : памяти, эмоций, ощущений, мышления, восприятия, чувств, воли. Ведь у всех нас разная память, эмоции, восприятие и т. д. Эти индивидуальные особенности, закрепляясь, становятся чертами личности. У кого-то — «тонкое восприятие искусства» , у другого — «дырявая» память, у третьего — «шквал эмоций из-за пустяка» . Все составляющие этой подструктуры формируются путем упражнения, то есть частоты и способа использования данной функции. Так как эмоции и ощущения свойственны и животным, то можно говорить, что в личностных чертах 3-й подструктуры биологический компонент начинает преобладать над социальным. 4-я подструктура объединяет свойства темперамента или типологические свойства личности (как принадлежащей к какому-то типу) . Они почти полностью зависят от физиологических свойств мозга: скорость протекания нервных процессов, баланс процессов возбуждения и торможения и т. п. . Сюда же относятся половые и возрастные свойства, а также особенности личности, вызванные какой-то патологией (болезнью) . Эти биологически обусловленные черты с трудом поддаются изменениям, но иногда возможно формирование (а точнее, «переделывание» ) нужной черты путем тренировки. Зато большую, чем в предыдущих подструктурах, роль здесь играет компенсация — возможность заменить недостаточную или «выбывшую из строя» функцию какой-то другой. Например, после просмотра перед сном зажигательного боевика, ваша нервная система перевозбудилась, и вам никак не удается заснуть. Тогда вы можете «обмануть» ее разными уловками: «считать баранов» , представлять себя на жарком пляже, лечь в любимую «засыпательную» позу, съесть что-нибудь и т. д. Активность подструктуры темперамента определяется силой нервных процессов; если у вас слабость нервных процессов, то у вас будет «слабый» тип нервной системы и тип темперамента с более пассивным поведением.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *