Виды общения — формы, функции, средства
Непосредственное и опосредованное
Непосредственным, или прямым, общением является такое общение, при котором участники коммуникации общаются напрямую, без применения искусственных средств общения.
Автор речи при этом сразу же может отследить результат своих слов.
Отступление от этих условий делает общение опосредованным.
Например, отец и сын разговаривают во время рыбалки. Это непосредственное общение. Разговор между ними по телефону опосредован современными коммуникативными средствами, в частности телефоном. Беседа с тем или иным человеком, если они находятся в одно и то же время в одном месте, непосредственно видят друг друга, — это непосредственный контакт. Беседа с радио- или телезрителями, несмотря на возможную непринужденную атмосферу, — это опосредованный контакт.
Непосредственное общение
При непосредственном контакте огромную роль играют жесты, мимика, рукопожатия и т.д., они позволяют понимать, например, степень заинтересованности собеседника, регулировать длительность разговора и т.д. При опосредованной беседе (например, телефонном разговоре) этих средств нет, поэтому понимание настроения собеседника приходится проверять или подтверждать словесно
(Ты меня слышишь? Что ты молчишь? Понимаешь? Вот это да! Ну и ну…).
Непосредственное общение — основное, первичное, проявляется в основном в диалогической форме (хотя возможен и монолог).
Опосредованное общение
Опосредованное — может быть и монологом и диалогом. Преимущественно опосредованным является общение с текстами художественной литературы. Тексты официально-делового стиля (законы, договоры и т.д.) тоже принадлежат к опосредованному виду.
Вербальное и невербальное общение
Как уже говорилось, при непосредственной беседе важную роль играют несловесные (невербальные средства): мимика, жесты, позы, тембр, интонация, использование пространства общения и т.д.. Невербальными средствами пользуются такие искусства, как живопись, архитектура, музыка, пантомима, балет.
Вербальное и невербальное общение
Примером чисто невербального общения может быть такая ситуация: Вы оказались далеко от своего собеседника и машете ему рукой, прощаясь.
Невербальные средства используют не только при непосредственном, но и при опосредованном контакте:
тип бумаги, формат, почерк, знаки препинания (например, при несогласии — ?! или !!!), шрифты. К невербальным средствам общения относят рисунки, диаграммы, схемы.
Нужно помнить, что вербальное и невербальное общение, как правило, выступают вместе.
Межличностное общение
Межличностное общение
характеризуется тем, что партнеры выступают в нем как личности, принимают во внимание общие и индивидуальные черты и свойства. К межличностному виду контакта относится дружеская беседа, семейная ссора, выяснение отношений. Межличностное общение бывает как непосредственным, так и опосредованным (телефонные разговоры, переписка по электронной почте, письма). Межличностная беседа всегда неофициально
Представительское и ролевое общение
В представительском варианте участники выступают как представители определенных социальных групп, обществ, организаций.
И именно это качество важно при контакте (например, при деловых переговорах участники являются представителями организаций, при переговорах издательства и автора каждый выполняет определенную роль).
Представительское общение
Представительская беседа нередко включает в себя ролевое общение, т.к. и в том и в другом участники выполняют определенные социальные роли, при которых индивидуальные качества человека практически не должны учитываться. Однако ролевой контакт может выходит за рамки представительского. Так, человек, например, может играть в разговоре с другими определенную психологическую роль ( бунтаря, пессимиста, неудачника, роковой красавицы и т.д.).
Представительское общение всегда официально, протекает в более или менее официальной обстановке.
Групповое общение
Это общение групп людей или общение одного человека с группой людей (например, разговор ведущего и зрителей). Групповой контакт связан с публичной деятельностью и массовой коммуникацией.
Публичное общение предполагает, что человек знаком с аудиторией, непосредственно видит ее, может сразу реагировать на то, как воспринимают его слова.
Групповое общение
Публичное общение осуществляется в жанрах лекции, доклада, религиозной проповеди, парламентской речи и т.д. Массовая коммуникация представляет собой речевое воздействие на анонимную, неоднородную, рассредоточенную аудиторию. К средствам массовой коммуникации относят периодическую печать (газеты и журналы), радио, телевидение, Интернет.
Средства массовой коммуникации могут оказывать огромнейшее воздействие на людей, внедряя в них определенные стереотипы (поведения, внешности, социальных установок). Конечно, телевидение и радио, например, стремятся преодолеть опосредованность общения: используется прямой эфир, шоу со зрителями в студии и т.д.
К сожалению, доля непосредственного общения, по данным ученых, уменьшается, соответственно, растет доля опосредованного.
Наша презентация по теме:
Общение культур
Ни одна культура не существует замкнуто, изолировано. Отношения между культурами могут быть различны. Так, чужая культура может рассматриваться как эталон, образец (англомания — подражание всему английскому) или вызывать неприязнь, даже враждебное отношение (ксенофобия — неприязнь ко всему чужому).
На самом деле люди разных культур должны понимать, что главное в диалоге культур — толерантность (уважение к правам каждого человека и каждой культуры на сохранение индивидуального и культурного разнообразия). Толерантность межкультурных отношений — моральный долг, политическая и правовая потребность («Декларация принципов толерантности» Генеральной конференции ЮНЕСКО 16.11.1995).
Разные культуры постоянно взаимодействуют друг с другом, что проявляется, в частности, в языке: например, слово монумент пришло к нам из латинского языка, слово оранжевый — из французского, слово тайга – диалектов Сибири
Общение информативной и регулятивной направленности
Основной целью общения информативной направленности является изменение знаний адресатов с помощью сообщения им новой информации.
Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость — поделитесьЦель общения регулятивной направленности управление поведением адресата. Так, информационные телевыпуски, научно-популярные передачи имеют информативную направленность. Публицистические очерки, обращения, декларации — регулятивную.
Общение в педагогическом коллективе
Принципы общения в педагогическом коллективе
На особенности и характер общения педагога с воспитанниками, их родителями главным образом воздействует морально-психологический климат в педагогическом коллективе.
Правильно выстроенные товарищеские и деловые отношения с администрацией школы, коллегами помогают устанавливать единонаправленность и последовательность учебно-воспитательного воздействия всего коллектива во взаимоотношениях с воспитанниками и их родителями. Морально-психологический климат педагогического коллектива, во многом зависит от форм и способов управления образованием, от всей системы отношений в обществе. Он определяется главным образом внутренними процессами управления и самоуправления педагогического коллектива.
Основные принципы, определяющие характер отношений в педагогическом коллективе:
- гуманизм;
- гласность;
- демократия;
- сочетание централизованного административного управления с самоуправлением и самодеятельностью коллектива;
- социальная ответственность за результаты своей деятельности.
Педагогическое общение должно сохранять профессиональные качества, носить характер воспитывающего общения лиц, объединенных общими задачами, целями и принципами работы. Профессиональное педагогическое общение должно вызывать энтузиазм, чувство локтя в коллективной работе, инициативу. Такое общение должно поощрять и развивать наилучшее в профессиональной педагогической деятельности.
Особенности общения в педагогическом коллективе
Общение педагога с коллегами разностороннее и включает:
- Официально организованные (формальные) отношения и связи между членами педагогического коллектива: методические объединения, педсоветы, собрания, совещания, на которых обсуждаются текущие учебные, производственные и воспитательные проблемы.
- Неофициальные товарищеские контакты: вечера, чаепития, посещение театра и т.д. Взаимопомощь и сотрудничество вне работы формируют морально-психологический климат, являющийся наиболее подходящим для совершенствования воспитательной работы, формирует искренние отношения товарищества и дружбы. В то же время недоброжелательные отношения (конфликты, ссоры) вызывают неудовлетворенность работой, ухудшают настроение, мешают воплощению единой педагогической линии в учебно-воспитательном процессе.
Замечание 1
В каждом отдельном педагогическом коллективе официальная и неофициальная стороны общения имеют свои специфические особенности и соотношение. Психологический комфорт в коллективе определяется уровнем единства его сторон общения.
Когда чувства и мысли людей свободны и естественны, отношения доброжелательные, доверительные и искренние, то такие отношения повышают культуру педагогического труда и переходят в область официальной структуры общения. Педагогический процесс становится действительно коллективным, в нем растет доля инициативы и творчества.
Производственное общение педагогов между собой не является постоянным и непрерывным процессом, так как основное время педагог затрачивает непосредственно на общение с учащимися. Общение с коллегами носит интенсивный характер, в наибольшей мере концентрируется конкретной ситуацией. У каждого педагога присутствует необходимость личного контакта с коллегами для решения перспективных и текущих учебно- воспитательных задач: обсудить поведение и успеваемость какого-либо учащегося, меры воздействия на него, разработать единый подход в требованиях к выполнению домашних заданий.
Официальные отношения в педагогическом коллективе выстраиваются на отношениях, четко определенных кругом функциональной роли. Формальные формы общения обуславливают ожидания каждого члена коллектива о профессиональном статусе: деловая и научная квалификация, компетентность, ответственность, исполнительская дисциплина, профессиональная этика.
Официальным в профессиональной деятельности педагога является следование определенным нормам, правилам, постановлениям, инструкциям, приемам, неофициальным — импровизация, постоянный поиск нового, индивидуальность и творчество.
Замечание 2
В случаях, когда в коллективе нарушается соотношение между официальным и неофициальным, решить проблему только административным путем невозможно. Разрешить конфликт можно путем углубления взаимопонимания между коллегами путем проверки, тщательного обсуждения и результативности всей совокупности вопросов, вызывающих разногласия.
Конфликты в педагогическом коллективе
Конфликт в педагогическом коллективе представляет собой столкновение в процессе педагогической деятельности и общении установок, мотивов, отношений, поведения, действий между коллегами, членом коллектива и всем коллективом и т.д. В педагогическом коллективе конфликты возникают на основе реальных противоречий, присутствующих в педагогической деятельности, и как следствие искаженных представлений отдельных членов коллектива каких-либо сторонах жизнедеятельности.
Конфликты в педагогической среде, где преследуются одинаковые цели и задачи, не являются необходимыми и неизбежными, несмотря на то, что не исключается разнообразие взглядов, мнений и возникновения конфликтов.
Конфликты в педагогическом общении могут быть вызваны как объективными причинами (неправильное распределение функционала), так и субъективными обстоятельствами (столкновение установок, мотивов, взглядов людей).
Конфликты в педагогическом коллективе по содержанию могут личными и деловыми, по типу взаимоотношений – с коллегами, равными по статусу членами коллектива и с администрацией. Для формирования благоприятных условий для педагогической деятельности необходимы выработка способов и постоянный поиск предупреждения конфликтов, их оптимального разрешения.
Существуют различные формы разрешения конфликтов: взаимные уступки, перемирие сторон в результате пересмотра установок, целей, оценок. Значительное негативное влияние на взаимоотношения людей в педагогической деятельности оказывают такие формы поведения, как забывчивость, неучтивость, хвастовство, необязательность.
Общение с коллегами — правила делового этикета
Человек – существо социальное и потребность в общении стоит наряду с потребностью есть и пить. При общении со своими родными и близкими редко у кого возникают проблемы, ведь эти люди окружают нас с рождения, знают наши привычки, наш характер, наши сильные и слабые стороны. Несмотря на то, что с самого первого дня своей жизни мы учимся взаимодействовать с окружающими нас людьми, общение с коллегами на работе может многих озадачить. Чаще всего подобная проблема возникает в новом или молодом коллективе, однако, и давно сработавшийся коллектив – еще не гарантия продуктивного и позитивного общения между работниками.
Первый контакт
Общение на работе разительно отличается от общения внутри семьи или среди друзей. Зачастую новички не знают о чем говорить с новоявленными коллегами, как обращаться к ним за помощью или как правильно отказать в неудобной просьбе. Не стоит обсуждать личные проблемы и дела свое семьи до тех пор, пока вы не узнаете лучше человека, с которым работаете. Оптимальным выходом из этой ситуации будет разговор на общие, отвлеченные темы (погода, новости и т.д.) или же профессиональные темы. Обратите внимание, какая форма общения принята в коллективе и придерживайтесь ее. Если в организации принято обращаться ко всем сотрудникам по имени и на «ты» – соблюдайте это правило, как бы неловко вам не было вначале. В последнее время, в России становится популярной идея тимбилдинга или другими словами – сплочения команды. В таком случае, даже общение с руководством может носить непривычный характер – обращение по имени, совместные перекусы, встречи в неформальное обстановке, командные соревнования и многое другое.
Спорные моменты
Конфликты возникают между людьми постоянно: чем больше у них общих точек соприкосновения, тем выше вероятность недопонимания или недовольства. Однако не следует резко и эмоционально высказывать свое мнение, чтобы после не ломать голову над вопросом, как помириться с коллегой. Полностью избежать спорных ситуаций не получится, однако их количество можно свести к минимуму. В этом вам поможет деловой этикет:
- Общение с коллегами должно происходить на равных, не следует угождать, выпрашивать или грубить;
- Каждый работник имеет право на собственное мнение и уважительное отношение;
- К коллегам принято обращаться с просьбой, а не приказом;
- Избегайте в разговоре перехода на личности, деловое общение по рабочим вопросам – лучший способ избежать конфликтов, интриг и сплетен;
Правила хорошего тона
Удовлетворенность своей работой зависит не только от зарплаты, но и отношений, которые возникли между сотрудниками и руководством. Умение правильно выражать свои мысли, трезво оценивать сложившуюся обстановку и контролировать свои эмоции – верный путь работать в дружном и слаженном коллективе.
- Будьте оптимистом. Многие люди любят жаловаться, но никто не любит выслушивать чужие жалобы;
- Проявляйте сдержанность, когда интересуетесь профессиональной деятельностью коллег по работе, а также при рассказах о собственных достижениях на предыдущем месте работы. Пускай за вас говорит результат вашей работы.
- Проявите умеренный интерес к личной жизни начальника и подчиненных. Если человек не настроен, делится своими переживаниями – не настаивайте;
- Искренность, честность и готовность помочь – верный способ добиться признания и уважения в рабочем коллективе;
- Не пытайтесь понравиться всем сразу. Это невозможно! Определите для себя 2-3 человек, с которыми вам было бы интересно общаться;
- Будьте самим собой. Не стоит казаться умнее, скромнее, общительнее, чем вы есть на самом деле. Внутреннее напряжение будет накапливаться, пока не превратится в хроническое недовольство рабой, коллегами и жизнью в целом.
Специфика делового этикета
Для каждой профессии и работы существует свой собственный, уникальный набор правил и требований к общению между коллегами и с клиентами. Так, для воспитателей в детском саду одним из основополагающих моментов является умение налаживать контакт с родителями детей. Во многих государственных организациях (в школе, в поликлинике, в библиотеке и др.) зачастую разрабатывается специальный кодекс профессиональной этики.
В таком кодексе перечисляются все основные моменты, касающиеся общения между коллегами, учителями, учениками, пациентами, администрацией, а также выдвигаются требовании к внешнему виду, личным характеристикам работника, его моральному облику. Несоблюдение данных норм говорит о несоответствии работника занимаемой должности.
Свод подобных правил может видоизменяться в зависимости места работы. Требования к поведению и общению медсестры в поликлинике и в палате реанимации – разнятся. В последнем случае, к личности работника предъявляются суровые требования, ведь она работает с людьми, находящимися в крайне тяжелом состоянии здоровья, и неуважительное, черствое отношение к пациенту может стоить ему жизни.
Интересное видео:
11. Формы группового делового общения
Формы группового делового общения:
1) совещания;
2) конференции;
3) выставки‑презентации;
4) приемы.
Основной формой группового делового общения являются деловые совещания, которые представляют собой способ открытого коллективного обсуждения тех или иных вопросов, а также приемы, съезды и конференции, организации выставок и ярмарок, это могут быть симпозиумы, собрания, заседания или семинары.
Решения, принимаемые на этих мероприятиях, обычно эффективнее, т. к. вырабатываются на основе учета самых разных мнений.
Прием групп и делегаций предполагает встречи для обсуждения конкретных вопросов совместной деятельности. Проведение конференций открывает пути к многообразному контакту с различными традиционными и перспективными деловыми партнерами, широкому обмену информацией и рекламе своей продукции. Выставки позволяют значительно расширить подобные контакты и создают условия для широкого круга делового общения и более эффективной рекламы своей продукции, а также для заключения различных соглашений. Хотя участие в выставках и связано со значительными затратами, все серьезные организации все же стремятся к участию в них или выступают спонсорами.
Совещания Для того чтобы проводимое совещание оказалось эффективным, необходимо придерживаться следующих правил:
1) если вы возглавляете совещание, то прежде всего нужно подумать о том, какую цель вы как руководитель ставите, проводя конкретное совещание. Цель совещания – это описание требуемого результата, нужного типа решения, желательного итога работы, также это может быть и просто предварительный обмен мнениями, подготовка рекомендаций для принятия решения по какому‑то конкретному вопросу. Чем более точно и в нужном направлении будет сформулирован предмет обсуждения, тем больше шансов получить нужный результат. Тема должна быть сформулирована так, чтобы заинтересовать каждого участника совещания. Каждый должен знать, что он вносит свой вклад в решение общей задачи. Темы становятся интересными, когда они сформулированы конкретно. Обычно на обсуждение выносятся только те вопросы, которые не удается решить в рабочем порядке;
2) важным элементом подготовки совещания является предварительное оповещение (за несколько дней) участников с передачей им повестки совещания. В качестве приложения к повестке могут рассылаться проекты решений, тезисы докладов, справки. Очень хорошо, если до начала совещания лицам, готовящим вопросы, предусмотрительно передаются замечания от участников совещания по проектам решений, тезисам выступлений.
Заранее разосланная или оглашенная, хорошо продуманная повестка совещания дает возможность участникам лучше подготовиться.
Повестка совещания – это письменный документ, рассылаемый заранее участникам совещания и включающий в себя следующую информацию:
а) тема совещания;
б) цель совещания;
в) перечень обсуждаемых вопросов;
г) время начала и окончания совещания;
д) место, где оно будет проходить;
е) фамилии докладчиков, содокладчиков, ответственных за подготовку вопросов;
ж) время, отведенное на каждый вопрос;
з) место и время, где можно ознакомиться с материалом по каждому вопросу.
Оповещение участников совещания о его проведении и ознакомление с его повесткой способствует более качественным выступлениям;
3) время совещаний должно быть обязательно определено распорядком, установленным в организации (отделе). Внеплановые совещания выбивают из ритма, снижают культуру делового общения, лишают руководителя возможности планировать свое рабочее время и распоряжаться им, срывая запланированные встречи и дела. Рекомендуется устраивать совещания в конце рабочего дня или во второй его половине, чтобы не сбивать сотрудников с рабочего ритма.
Длительность совещания не должна превышать полутора‑двух часов (больше двух часов непрерывной работы большинству участников по чисто физиологическим причинам становится безразлично, как решится вопрос). Начинаться и заканчиваться совещание должно в строго назначенное время, каждый выступающий использует специально отведенное для него время на каждый вопрос. Соблюдение процедуры выступлений нормализует ход совещания;
4) целесообразно количество приглашенных свести к минимуму, т. к. большое количество приглашенных резко снижает средний коэффициент участия (или отдачи) присутствующих, одновременно удлиняя совещание. Оптимальное число участников совместных обсуждений – 5–7 человек. Лучше всего, когда при разнородной повестке совещания состав его участников является переменным: лицам, чьи вопросы обсуждены, разрешается покидать совещание, а другие участники, чей вопрос рассматривается не первым, приглашаются на соответствующее время.
Некоторых сотрудников можно вместо приглашения на всякий случай попросить находиться на своем рабочем месте неотлучно в указанный интервал времени, чтобы при необходимости вызвать или получить справку по телефону.
Поскольку деловое совещание предполагает свободную дискуссию, необходимо прежде всего подобрать достаточно спокойных, выдержанных людей, способных адекватно реагировать на противоположные точки зрения и их авторов. Выбирая, кто будет входить в число участников совещания, выбирайте людей, способных в ходе коллективной мыслительной деятельности выполнить роль «эксперта», «генератора идей» и «критика»;
5) необходимо учитывать характеры и взаимоотношения приглашенных, рассаживая участников, т. к. установлено, что при прочих равных условиях чаще начинают конфликтовать люди, сидящие друг против друга, и реже – те, которые сидят рядом. Руководитель должен регулировать направленность выступлений, не допуская отклонений в сторону, затягивания выступлений, стимулируя конкретность, наличие содержательного анализа и реальных предложений. Если начало обсуждения выявило неподготовленность вопроса, то необходимо снять его с обсуждения. Необходимо следить, чтобы выступления были корректны, регулируя их очередность. Длинные и туманные выступления можно тактично прерывать, не задевая самолюбия выступающего;
6) совещание начинается со вступительного слова руководителя, в котором он формулирует цели и задачи предстоящей работы. Если на обсуждение выносятся заранее подготовленные предложения, то они доводятся до присутствующих, после чего обсуждаются. Если это не сделано, то предлагается вносить предложения, а уж затем их обсуждать. Очень хорошо при обсуждении наиболее важных тем, если текст будет заранее подготовлен и роздан участникам заседания. Но не стоит в выступлении охватывать большой круг вопросов, достаточно остановиться на кардинальной основополагающей идее, но ее нужно изложить убедительно, доказательно, доходчиво, контролируя себя и реакцию аудитории.
Начинать совещание нужно вовремя и сразу согласовывать с его участниками правила совместной работы, например ограничение времени выступлений или порядок принятия решений. После чего одному из участников следует поручить ведение протокола.
Ведущий совещания обычно выбирает один из двух основных стилей ведения совещаний: дипломатический или авторитарный.
Дипломатический стиль предполагает учет мнений всех участников совещания, а также то, как различные идеи согласуются между собой. При авторитарном стиле руководства некоторые участники, стремясь протащить свои проекты, действуют напористо.
Одна из основных задач ведущего делового совещания – привлечь как можно больше фактов, чтобы более полно оценить сложность обсуждаемой проблемы, а также вовлечь присутствующих в процесс решения проблемы. Конечно, у ведущего должна быть своя точка зрения на сложившуюся ситуацию, но необходимо знать и точку зрения других, чтобы понять, правы они или нет в своем понимании проблемы. Если верна чужая точка зрения, ведущий совещания может изменить свой взгляд на ситуацию. Если коллеги не правы или упускают что‑то существенное, он может сообщить недостающие факты. Правильно поставленные вопросы – прекрасный инструмент для того, чтобы направить совещание в нужное русло.
В процессе проведения делового совещания очень важно контролировать его ход. Для этого руководителю следует:
1) оставаться на нейтральных позициях. Это положительно воздействует на эмоциональное состояние присутствующих;
2) постоянно поддерживать разговор;
3) немедленно принимать меры в случае возникновения эмоционального напряжения;
4) выслушивать мнение всех оппонентов;
5) нетерпимо относиться к экскурсам в прошлое и к отклонениям от темы;
6) при необходимости уточнять сообщения отдельных участников: «Что именно вы имеете в виду?»;
7) чаще подводить промежуточные итоги, для того чтобы продемонстрировать участникам, что они уже близки к цели.
Для сохранения единства участников совещания:
1) разрядить обстановку в конфликтной ситуации;
2) не принимать чью‑то сторону до окончательного подведения итогов;
3) защищать того, кто имеет меньше опыта, работает недавно;
Для мобилизации участников совещания:
1) не расслабляться самому и не давать выключаться из работы другим;
2) избегать повторов;
3) не оставлять без внимания даже самое незначительное предложение, если оно хоть как‑то поможет делу.
Для фокусировки внимания на обсуждаемой задаче:
1) основываться на фактах;
2) записывать вносимые предложения;
3) выстраивать их так, чтобы в глазах присутствующих складывалась целостная картина.
Для активации участников совещания:
1) в целях усиления доказательности тех или иных положений ставить дополнительные вопросы;
2) высказать одобрительное замечание в адрес участника, внесшего конструктивное предложение.
Рекомендуется определенный порядок выступлений, при котором их очередность будет обратной авторитету и положению выступающего, тогда над участниками с более низким статусом не будет довлеть уже высказанное суждение более авторитетных коллег.
Если цель совещания заключается в обмене информацией и постановке очередных задач по ходу текущей работы, то в совещании должны участвовать лишь руководители подразделений. На таком заседании следует коротко рассказать о положении дел, т. к. не исключено, что некоторые из присутствующих могут быть не знакомы с проблемой в целом. Затем необходимо сообщить о ходе выполнения решений, принятых на предыдущем совещании.
Если цель совещания – решение конкретной проблемы, то к работе в нем необходимо привлечь тех, без кого дело не сдвинется с места, и тех, кто способен предложить свой вариант решения данной проблемы. Участников совещания необходимо обеспечить информацией о проблеме, четко и однозначно сформулировать задачу.
В конце совещания следует кратко подвести его итоги, поблагодарить участников за высказанные конструктивные предложения, поставить задачи по реализации принятых решений.
Конференции 1. Проведение конференций требует детальной подготовки, включая и рассылку с разрывом в полтора‑два месяца информационных писем. В них сообщается: в первом письме – о вероятной тематике, структуре и сроках конференции, а также о вероятном представительском взносе и стоимости проезда и пребывания на конференции.
2. Второе информационное письмо содержит подробную программу конференции, включая ее деловую, неофициальную и культурную части, сведения о приемах, а также информацию о программе поездок, программе для сопровождающих и т. п. Во втором информационном письме детально рассматриваются все стороны, касающиеся приезда, размещения, затрат во время конференции. Обычно к информационным письмам прилагаются опросные листы, заполняемые будущими участниками и включающие как информацию об участниках, так и сведения об их предполагаемой деятельности на конференции, а также о способах оплаты представительского взноса.
Выставки‑презентации Проведение выставок может быть связано и с проведением конференций или даже группы семинаров. В то же время организация выставки может быть и составным элементом проведения конференции. В этом случае возникает ряд задач, связанных с организацией выставочного зала, подбором и размещением экспонатов, а также с затратами участников на оформление стендов. Оптимальный блок для размещения фирмы на выставке должен включать три или четыре помещения: помещение для размещения основных экспонатов, где находятся представители фирм, общающиеся с основной массой посетителей; помещение для отдыха работников фирмы: кладовая для рекламной документации, сувениров, деталей экспонатов, а также желательно помещение, где представители фирмы могут за чашечкой кофе побеседовать с посетителями – потенциальными деловыми партнерами, проявившими особый интерес к деятельности фирмы.
Как к конференциям, так и к выставкам должно быть подготовлено большое количество информационных материалов: сведения об организации, ее возможностях, потенциале, репутации; рекламная информация первого уровня о продукции и возможных услугах, предлагаемых организацией; детальная информация о продукции фирмы, рассчитанная на специалистов и солидных квалифицированных потребителей. Вся эта информация должна быть подготовлена с определенным запасом и должна отличаться высоким уровнем полиграфического исполнения.
Представители фирмы, работающие на выставках, должны быть хорошо подготовлены и способны ответить на любой вопрос, касающийся потребительских возможностей продукции. Неквалифицированный ответ, отговорка неблагоприятно влияют и на репутацию продукта, и на репутацию организации.
Презентация является непременным атрибутом становления фирмы, ее утверждения на внутреннем и международном рынке.
Демонстрация товаров на презентации является весьма убедительным средством рекламы. Особенно это относится к демонстрации машин, оборудования и приборов, которая позволяет убедить возможного покупателя в достоинствах конструкции, высокой производительности и качестве выпускаемой продукции. Очень важно вовлечь потенциального клиента в совместные действия. Это может быть, например, предложение об испытаниях приборов, примерке одежды, передаче материалов на экспертизу прочности и т. д. Когда клиент имеет возможность лично ознакомиться с товаром, потрогать его руками, у него подсознательно растет доверие к нему и фирме. Когда можно непосредственно ощутить мягкость меха, удобство куртки, прочность ткани или легкость работы с компьютерным редактором текста, сигналы, закрепляющие это впечатление, поступают со всех сторон. Помещение, где проводится презентация, оформляется рекламными плакатами, стендами и т. п. Участникам презентации вручаются сувениры (рекламные подарки) с целью напоминания их получателям о фирме. В качестве рекламных подарков обычно используются недорогие предметы: записные книжки, календари, авторучки, пепельницы, зажигалки, значки. На эти предметы наносится название фирмы, а иногда ее адрес и характер деятельности.
Успешное проведение презентации во многом определяет успех дальнейших переговоров с партнерами. Извещения о презентациях даются в средствах массовой информации, определяя место и сроки проведения презентации. Время проведения презентации обычно ограничивается 1,5–2 ч. Обычно открывает презентацию и ведет один из руководителей внешнеэкономической службы предприятия. Он также представляет руководителей всего предприятия. Можно показать фильм (10–15 мин) и сделать сообщение о деятельности предприятия, его возможностях. Оставшееся время отводится ответам на вопросы.
Презентации лучше всего проводить после обеда, примерно с 15 ч, с тем чтобы после нее можно было организовать прием типа «коктейль» или «фуршет».
Приемы Приемы играют важную роль в развитии деловых контактов и являются одной из форм делового общения. Прием – это собрание приглашенных лиц (обычно официальных) в честь кого‑нибудь или чего‑нибудь. Главное назначение их – не прием пищи и дегустация напитков, а углубление и расширение контактов, получение нужной информации в неофициальной обстановке. К приему надо тщательно готовиться, решая, с кем и о чем надо поговорить, с кем познакомиться, кого представить. Надо быть готовым и к всевозможным вопросам со стороны собеседников.
1. В зависимости от событий и состава участников, по поводу или в честь которых организуются торжества, приемы можно разделить на официальные и неофициальные.
К неофициальным приемам относятся товарищеские встречи, семейные торжества, свадьбы и другие традиционные праздники.
2. Официальными являются приемы, когда присутствующие приглашены на них исключительно в силу их положения, т. е. приглашенными являются исключительно официальные должностные лица. Поводом для официальных приемов могут быть прибытие главы иностранного государства или правительства, дипломатических и других официальных представителей, национальные и государственные праздники, юбилейные даты, симпозиумы, конференции и т. д.
Приемы в честь или с участием иностранных представителей обычно называют дипломатическими. Они служат знаком вежливости, внимания, почести и гостеприимства.
3. Официальное приглашение отличается по форме от неофициального. На официальном приглашении указывается титул (ранг) приглашаемого без упоминания его имени и имени его супруги. В тексте приглашения употребляется форма «имеет честь пригласить».
Присутствуя на официальном приеме, надо соблюдать следующие правила:
1) оказывать соответствующее внимание всем официальным должностным лицам;
2) оказывать должное внимание всем знатным особам, не относящимся к числу официальных представителей;
3) к каждому присутствующему следует обращаться, называя его звание или титул;
4) мужчины на официальном приеме присутствуют без жен, а приглашенные женщины в силу занимаемого ими официального положения – без мужей. Исключение составляют лишь жены глав дипломатических представительств, они рассматриваются как официальные, т. к. разделяют со своими супругами официальное положение.
4. Официальные приемы включают в себя завтраки, дневные приемы, обеды и послеобеденные приемы.
Также приемы делятся на дневные и вечерние, с рассаживанием за столом и без него. Наиболее почетными по своему характеру видами торжественных приемов являются дневные – завтрак и обед.
Дневные приемы «Бокал шампанского» или «Бокал вина» начинаются обычно в 11.00 и заканчиваются к 13.00. Во время такого приема гостям подаются только шампанское, вина, соки, иногда водка или виски, а в качестве закуски – маленькие пирожные, орешки, бутерброды, фрукты. Такие приемы проходят стоя. Форма одежды – повседневный костюм и платье.
Завтрак устраивается между 12 и 15 ч. Продолжительность его – 1–1,5 ч, из которых 45–60 мин за столом, а 15–30 мин – за кофе в гостиной или за тем же столом. Перед завтраком обычно подают аперитив: водку, джин, виски, сухое вино, соки. В меню завтрака входят одно‑два блюда холодной закуски, одно горячее рыбное блюдо, одно горячее мясное блюдо и десерт. К холодным закускам предлагается водка, к мясным – сухое красное вино комнатной температуры, к десерту – охлажденное шампанское, к кофе и чаю – коньяк и ликер. По завершении завтрака подают кофе или чай.
«Фуршет» проводится между 17.00 и 20.00. Продолжительность «фуршета» – около двух часов. Этот прием также проходит стоя. Для «фуршета» накрывается один закусочный стол, на который ставят стопкой тарелки, кладут вилки и салфетки. Угощение предусматривает 12–16 наименований холодных закусок, кондитерские изделия, фрукты, спиртные напитки, соки, минеральные воды. В конце приема предлагается мороженое, шампанское или кофе.
«Коктейль» проводится так же, как и «фуршет», между 17.00 и 20.00. Единственное отличие «коктейля» от «фуршета» – то, что во время «коктейля» угощения подают официанты.
Обед как наиболее торжественный вид приема начинается в промежутке от 19.00 до 21.00 и продолжается 2–2,5 ч, при этом все время гости проводят за столом. Форма одежды для мужчин – темный костюм, смокинг или фрак; для женщин – вечернее платье. Во время этого приема подают: холодные закуски, суп, одно горячее рыбное блюдо, одно горячее мясное блюдо, десерт. После обеда нередко предлагаются коктейли и различные аперитивы.
«Обед‑фуршет» проводится, как и обычный обед, между 19.00 и 21.00. Во время этого приема различные блюда сервируются на одном столе. В отличие от обеда он не связан с обязательным размещением гостей за столами. Гости сами наполняют тарелки и рассаживаются за маленькими столами, стараясь сесть с теми людьми, с которыми необходимо поговорить.
«Ужин» начинается в 21.00 и позднее. Форма одежды указывается в приглашении. Обычно для мужчин – это темный костюм, смокинг или фрак; для женщин – вечернее платье. Во время «ужина» подают холодные закуски, суп, одно горячее рыбное блюдо, одно горячее мясное блюдо, десерт. После «ужина» предлагают аперитив.
Формы коллективного обсуждения проблем — КОЛЛЕКТИВНОЕ ОБСУЖДЕНИЕ ДЕЛОВЫХ ПРОБЛЕМ — ЭТИКА ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ
Лекция 11 КОЛЛЕКТИВНОЕ ОБСУЖДЕНИЕ ДЕЛОВЫХ ПРОБЛЕМ
Формы коллективного обсуждения проблем
Важную роль в деловой жизни людей играют различные формы совместного обсуждения проблем. Благодаря им человек проявляет активность в их решении, влияет на принятие и реализацию решений. Высокая культура коллективного обсуждения непосредственно способствует духовному обогащению членов общества, а следовательно, и ускорению демократических процессов в стране, повышению материального благосостояния людей.
К формам коллективного обсуждения относятся совещания, собрания, митинги, переговоры, дискуссии, различные формы активного обучения (в частности, “мозговой штурм”, деловые и ролевые игры).
К сожалению, формы коллективного обсуждение пока что четко не разграничиваются. В разговорной речи, например, термины “собрание” и “собрание” являются синонимами. Однако первый целесообразно употреблять тогда, когда участники действительно советуются, обмениваются взглядами и совместно определенных доходят выводов. Но если директор созывает подчиненных для того, чтобы проинформировать их по какому-то вопросу и дать распоряжение о выполнении определенных задач и приказов, то присутствуют только воспринимают готовую информацию. Это уже не совещание в прямом смысле слова.
Очень важной и широко применяемой формой обсуждения является дискуссия. Получили распространение встречи “за круглым столом”, когда несколько участников дискутируют между собой в присутствии слушателей. Такая дискуссия дает возможность ознакомить людей с разными взглядами специалистов на какую-то проблему и стимулировать к активному мышления, самостоятельных выводов. Иногда коллективное обсуждение имеет форму диспута, под которым понимают публичный спор на научную или общественно важную тему. Участники диспута, конечно, не ставят перед собой цели обязательно прийти к согласию.
В последнее время для решения перспективных и достаточно сложных проблем все чаще используется такая форма коллективного обсуждения, как “мозговой штурм”. Она позволяет генерировать новые идеи, искать пути решения сложных проблем, намечать пути развития, скажем, какой-либо организации. Эта форма, как и другие, в частности деловые и ролевые игры, используется не только для социально-ориентированного обучения людей, но и в производственной сфере для решения проблемных задач.
Как на государственном уровне, так и в повседневной жизни люди используют как форму коллективного решения проблем переговоры. Переговоры происходят даже тогда, когда люди об этом не догадываются.