Гармонический мажор фа: Гармонический мажор — Википедия – Три вида мажора в музыке

Автор: | 11.04.2020

Мажорная гамма: разновидности, состав, примеры

Гамма – это последовательность звуков (звукоряд), расположенная в определенном порядке. Большую группу составляют мажорные гаммы.

Мажорная гамма состоит из семи ступеней и строится по следующим интервалам:

Тон-Тон-Полутон-Тон-Тон-Тон-Полутон

Таким образом, в тональности «До» мажорная гамма будет иметь следующие ноты:

До-Ре-Ми-Фа-Соль-Ля-Си

Видно, что последовательность приведенных нот полностью укладывается в схему расположения интервалов, указанную выше:

До — (тон) – Ре — (тон) — Ми — (полутон) – Фа — (тон) — Соль — (тон) – Ля — (тон) – Си — (полутон) — До

Все ступени мажорной гаммы располагаются в пределах одной октавы, после чего звуки повторяются. Среди этих ступеней находятся три устойчивых звука (ступени I, III, V), на которых строится мажорное трезвучие.

В нотной записи до-мажорная гамма выглядит следующим образом:

Приведем мажорные гаммы в других тональностях. Мажорная гамма в тональности «Ре»:

Мажорная гамма в тональности «Ми»:

Мажорная гамма в тональности «Фа»:

Мажорная гамма в тональности «Соль»:

Мажорная гамма в тональности «Ля»:

Мажорная гамма в тональности «Си»:

Помимо мажорной гаммы (натурального мажора), в теории музыки существуют еще две ее разновидности, обусловленные историческим развитием музыки, в частности, ладов. Одна из этих разновидностей – гармонический мажор, отличающийся от натурального пониженной шестой ступенью:

До Ре Ми Фа Соль Ля-бемоль Си

В интервалах такая гамма будет выглядеть так:

Тон-Тон-Полутон-Тон-Полутон-1,5 Тона-Полутон

Или в нотах:

Рассмотрим гамму гармонического мажора для других тональностей. Ре-мажор:

Гамма гармонического мажора в тональности «Ми»:

Гамма гармонического мажора в тональности «Фа»:

Гамма гармонического мажора в тональности «Соль»:

Гамма гармонического мажора в тональности «Ля»:

Гамма гармонического мажора в тональности «Си»:

Другая разновидность натурального мажора – мелодический мажор, отличающийся от натурального пониженными шестой и седьмой ступенями:

До Ре Ми Фа Соль Ля-бемоль Си-бемоль

В интервалах такая гамма будет выглядеть так:

Тон-Тон-Полутон-Тон-Полутон-Тон-Тон

Или в нотах:

Приведем гамму мелодического мажора для остальных тональностей. Ре-мажор:

Гамма мелодического мажора в тональности «Ми»:

Гамма мелодического мажора в тональности «Фа»:

Гамма мелодического мажора в тональности «Соль»:

Гамма мелодического мажора в тональности «Ля»:

Гамма мелодического мажора в тональности «Си»:

Применение мелодической мажорной гаммы считается весьма ограниченным, по крайней мере в классической музыке.

Уроки музыки — Теория — Гамма, Мажорные Гаммы

ГАММА
Гамма – это последовательность звуков, идущих в порядке постепенного повышения или понижения и образующих определённый звукоряд в пределах октавы.

В одной октаве есть 12 ступеней. Выбрав последовательность из возрастающих 7 — мы получим Гамму из 7-ми нот.

Самих гамм существует несколько десятков. Построить гамму можно с абсолютно любой ноты. Самое главное — это название. К примеру, Ми минор – это минорная гамма, которая строиться от любой ноты Ми на грифе. Если будет Фа минор – это также гамма, но первая нота сдвинута на один лад ближе к деке. Гамма не обязательно должна содержать 7 нот. Может и меньше, но больше – никак.

МАЖОРНАЯ ГАММА
Мажорная гамма состоит из семи звуков, которые представляют собой определённую последовательность больших и малых секунд. Обозначим большую секунду «б.2», а малую «м.2». Тогда мажорный звукоряд можно представить следующим образом: б.2, б.2, м.2, б.2, б.2, б.2, м.2. Последовательность звуков с таким расположением ступеней называется натуральной мажорной гаммой, а лад — натуральным мажором.

Мажорная гамма состоит из восьми нот, причём последняя нота дублирует первую, но расположена на октаву выше. При записи гамм, ни одна из линий, равно как и ни одно междустрочие нотоносца не могут быть пропущены. С этим связана одна из особенностей обычных мажорных гамм: они содержат либо диезы, либо бемоли, но никогда в их составе не встречаются оба знака одновременно.

В гамме различают семь ступеней (а нот, как уже говорилось, восемь: последняя нота гаммы это опять первая ступень). Ступени гаммы нумеруются римскими цифрами и у каждой есть своё название:
I: тоника
II: нисходящий/верхний вводный тон
III: верхняя медианта
IV: субдоминанта
V: доминанта
VI: нижняя медианта, субмедианта
VII: восходящий/нижний вводный тон

Мажорная гамма имеет следующее строение: тон тон полутон тон тон тон полутон. Чтобы построить мажорную гамму, нужно взять за основу (тонику) любую ноту и поднять её на тон выше – это будет вторая ступень гаммы. Затем, согласно шаблону, поднять вторую ноту на тон – это будет третья ступень, третью ноту поднять на полтона – это будет четвёртая ступень гаммы и так далее.

Рассмотрим на примере строение Гаммы Ре-мажор:



 Вспомним, что сначала надо построить два тона. Итак,

Ре-Ми — это тон. Очень хорошо. А вот Ми-Фа… стоп! «Черненькой» клавиши между ними не наблюдается. Расстояние между звуками — полтона, а нам-то необходим тон. Что делать? Ответ прост — повысим ноту Фа на полтона вверх (получим Фа-диез). Повторим: Ре — Ми — Фа-диез. То есть, если нам требовалось, чтобы между ступенями было промежуточная клавиша, а черной между ними не оказалось, то пусть эту промежуточную роль выполняет белай клавиша — а сама ступень «переселяется» на черную. Дальше требуется полтона, и он у нас сам получился (между Фа-диез и соль-бекар как раз расстояние полтона), получилось Ре — Ми — Фа-диез — Соль. Продолжая строго придерживаться схемы мажорного звукоряда (еще раз напомню: тон, тон, полутон, тон, тон, тон, полутон) получим Ре-мажорную гамму, звучащую точно так же, как звучала гамма от ДО:


Так как в октаве есть 12 полутонов, можно играть гамму начиная с каждого из них, соблюдая строение:
тон тон полутон тон тон тон полутон.

В итоге получится 12 Гамм:

До мажор
MajorScale(C)

Ре мажор
MajorScale(D)

Ми мажор
MajorScale(E)

Фа мажор
MajorScale(F)

Соль мажор
MajorScale(G)

Ля мажор
MajorScale(A)

Си мажор
MajorScale(B)

Ре-бемоль мажор
MajorScale(DFlat)

Ми-бемоль мажор
MajorScale(EFlat)

Фа-диез мажор
MajorScale(FSharp)

Ля-бемоль мажор
MajorScale(AFlat)

Си-бемоль мажор
MajorScale(BFlat)


Самая оригинальная гамма здесь — это, конечно, фа-диез мажор. Мало того, что она почти полностью состоит из диезов, так ещё и нота фа записывается как ми-диез. Правила такие (?)

Гитара: теория для начинающих. Гармонический и мелодический мажор

На прошлом уроке мы познакомились с объективными признаками определения тональности.

ГАРМОНИЧЕСКИЙ МАЖОР

До сих пор мы имели дело с натуральными мажором и минором. Однако в музыке есть и другие виды этих звукорядов. Например, гармонический и мелодический. Эти звукоряды являются искусственными, т. е. изобретёнными композиторами. Небольшие изменения, внесённые в натуральный звукоряд (альтерация той или иной ступени), создают новый звукоряд, иное музыкальное пространство, иную атмосферу, в конечном итоге — иной, особый мир.

Рассмотрим гармонический мажор. Этот звукоряд стал применяться в конце XVII — начале XVIII веков, в частности — в творчестве И. С. Баха и Г. Ф. Генделя, и до сих пор остаётся востребованным музыкантами всех жанров. Гармонический мажор образуется от натурального мажора, в котором нужно понизить на полутон VI ступень. При этом между VI и VII ступенями лада образуется характерный интервал: увеличенная секунда (ув. 2). Она и придаёт этому звукоряду необычный, «восточный» колорит. Появление в ладу интервала ув. 2 образует особую интервальную структуру, называемую гемиоликой.

Попробуем построить звукоряд гармонического мажора в какой-нибудь тональности. Ну, например, в Соль мажоре (G dur). Пишем звукоряд натурального мажора, ищем в нём VI ступень и понижаем её на полутон. Вот и всё, гармонический Соль мажор к вашим услугам.

МЕЛОДИЧЕСКИЙ МАЖОР

Мелодический мажор отличается от натурального мажора тем, что в нём понижены на полутон две ступени: VI и VII. В музыкальном обиходе этот лад появился в XVII веке. Мелодический мажор применяется реже, чем натуральный и гармонический.

Хроматизм (от греч. xpwua — цвет, краска) — использование полутоновых соотношений звуков в темперированной системе. Звуки, не входящие в семиступенный диатонический тональный звукоряд мажора или минора, называются хроматическими. В октаве тонального звукоряда хроматических звуков пять. Они располагаются там, где расстояния между основными ступенями имеют интервал в один тон. Так, в До мажоре хроматическими звуками будут все пять чёрных клавишей.

Хроматическая гамма включает в себя все 12 звуков октавы, исполняемые подряд, без исключений, снизу вверх или в обратную сторону. А «белые» звуки составляют основной, или диатонический, звукоряд тональности. Древние греки соотносили семь диатонических ступеней с семью цветами радуги. Изме­нённые, или хроматические, звуки считались оттенками, возникавшими от смешения семи цветов радуги. Исаак Ньютон обнаружил подобие между цветным спектром солнечного света и гаммой. По его классификации нота до соответствует красному цвету, ре — фиолетовому, ми — синему, фа — голубому, соль — зелёному, ля — жёлтому, си — оранжевому. Известно, что некоторые люди «видят» музыку как игру красок. Этим даром, который учёные назвали синопсией, были наделены такие выдающиеся музыканты, как Г. Берлиоз, Ф. Лист, Н. А. Римский-Корсаков, А. Н. Скрябин, С. С. Прокофьев, О. Мессиан и др.

Построим звукоряд мелодического мажора в том же Соль мажоре (G dur). Пишем звукоряд натурального мажора, ищем в нём VI и VII ступени и понижаем их на полутон. Обратите внимание на то, что VII ступень в Соль-мажоре — не просто фа, но фа-диез. Поэтому при понижении мы пишем знак бекар, который отменяет диез и понижает ноту на полутон.

На следующем уроке мы познакомимся с гармоническим и мелодическим минором.

Гармонический мажор | solfamusictheory

Базовый курс гармонии. Содержание

Гармонический мажор — это условно диатонический лад, мажор с пониженной 6-й ступенью:

 

 

В гармоническом мажоре аккорды, в состав которых входит 6-я пониженная ступень, звучат несколько иначе. т.к. меняется их качество. Если в натуральном мажоре субдоминантовое трезвучие (S53) и его обращения  звучат мажорно, то в гармоническом мажоре — минорно:

 

 

 

 

Правило 1: при соединении минорной субдоминанты с мажорной доминантой в гармоническом мажоре и гармоническом миноре 6-ю ступень следует вести в 5-ю, а не в 7-ю ступень, т.к. между 6-й и 7-й ступенями в гармонических ладах образуется запрещенный в учении о гармонии ход на увеличенную секунду:

 

 

 

 

Септаккорд 2-й ступени (II7) и вводный септаккорд (VII7) в гармоническом мажоре тоже меняют свое качество. II7 звучит как малый с уменьшенной квинтой септаккорд, а VII7 становится уменьшенным:

 

 

 

 

Правило 2: при последовательном использовании аккордов, содержащих 6-ю ступень, в натуральном и гармоническом мажоре хроматический ход от 6-й натуральной к 6-й пониженной ступени следует помещать в один голос.

При рассредоточении этого хода по разным голосам образуется запрещенное в учении о гармонии переченье:

 

 

 

 

 

Like this:

Like Loading…

Related

Гаммы для фортепиано. Аппликатура.

Мажорные и минорные гаммы в октаву и противоположном движении.

Как правило, все пианисты играют гаммы. А что такое гамма? Гамма — это восходящий или нисходящий звукоряд, где звуки соседние располагаются так, что между ними образует тон или полутон. Вот что, например, говорил про гаммы И. Гофман, выдающийся пианист, ученик А. Г. Рубинштейна:

 

«Например, нередко приходится слышать, что гаммы не являются необходимыми в фортепьянной работе. Хорошо сыгранная гамма — поистине прекрасная вещь, только их редко играют хорошо, потому что недостаточно в этом упражняются. Гаммы — это одна из самых трудных вещей в фортепьянной игре; и каким образом учащийся, который стремится подняться над уровнем посредственности, может надеяться на успех без основательной и серьезной тренировки во всякого рода гаммах,— этого я не представляю. Я знаю, напротив, что меня по этой части муштровали неустанно, и я благодарен за это всю мою жизнь. Не презирайте гамм, а постарайтесь лучше сделать их красивыми.»

Гаммы для фортепиано — это специальные упражнения для пианистов. Помимо технического развития, они развивают музыкально-теоретические знания музыкантов на практике. Т.е. ученик быстрее овладевать всеми тональностями, ему становятся не так страшны обилие бемолей и диезов при ключе, он быстрее начинает отличать мажорный лад от минорного, мелодическую организацию звукоряда от гармонической. При этом развивается механическая, или автоматическая, память на аппликатуру в гаммах. Это в дальнейшем помогает ученику быстрее разучивать длинные пассажи в произведениях. Развивает пальцевую технику. Так что, без гамм — никуда. Это такие же важные упражнения для пианиста, как разминка, например, у балерин или спортсменов. Ведь они не начинают свои занятия не «разогревшись» на предварительных упражнениях.

А для удобства запоминания аппликатуры в гаммах, предлагаю данные карточки с проверенной и одобренной в образовательном музыкальном стандарте аппликатурой.

Все гаммы идут по нотам звукоряда.

Нажмите на картинку, чтобы увеличить! Она откроется в новом окне.

До мажор

do-mazhor

До минор

do-minor

До диез минор

do-diez-minor

 До-диез мажор = ре-бемоль мажор

re-bemol-mazhor

Ре мажор

re-mazhor

Ре минор

re-minor

Ре диез минор

re-diez-minor

Ми мажор

mi-mazhor

Ми минор

mi-minor

Ми бемоль мажор

mi-bemol-mazhor

Ми бемоль минор

mi-bemol-minor

Фа мажор

fa-mazhor

Фа минор

fa-minor

Фа диез мажор

fa-diez-mazhor

Фа диез минор

fa-diez-minor

Соль мажор

sol-mazhor

Соль минор

sol-minor

Соль бемоль мажор

sol-bemol-mazhor

Соль диез минор = ля бемоль минор

sol-diez-minor

Ля мажор

lya-mazhor

Ля минор

lya-minor

Ля бемоль мажор

lya-bemol-mazhor

Си мажор

si-mazhor

Си минор

si-minor

Си бемоль мажор

si-bemol-mazhor

Си бемоль минор

si-bemol-minor

Аппликатура взята из учебного пособия Ширинская Н. Гаммы и арпеджио для фортепиано. (1980)
Рекомендуем:

Аппликатура в арпеджио в 11 положениях

Технический репертуар (гаммы, 11 положений)

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

47 475

гамма, боксы, аппликатура, как построить

Часть 1: формула и боксы

Эта статья посвящена тому, как играется гармонический минор на гитаре. И в большей степени состоит из практических занятий. Однако перед тем как приступить к проигрыванию гаммы, давайте разберёмся в её структуре.

Формула

Итак, гармонический минор — это разновидность минорной гаммы. Его формула выглядит следующим образом:

1 2 b3 4 5 b6 7

То есть его отличие от натуральной минорной гаммы заключается лишь в септиме (седьмой ступени). Например:

Натуральный минор от звука Ля (A):

A (ля) — B (си) — C (до) — D (ре) — E (ми) — F (фа) — G (соль)

Гармонический минор от звука Ля (A):

A (ля) — B (си) — C (до) — D (ре) — E (ми) — F (фа) — G# (соль диез)

Используя эту закономерность, можно «преобразить» натуральный минорный лад, построенный от любого звука, в гармонический минор. В отношении ля минора — это замена G на G#.

Гармонический минор используется для обыгрывания минорных, мажорных, полууменьшённых аккордов и доминантсептаккордов.

Мы рассмотрим вариант обыгрывания доминанты посредством этого лада в тональности Ля минор.

То есть, сыграем на гитаре ля минорную гармоническую гамму на аккорд E (ми мажор).

Пример использования этого подхода и боксы лада, которые мы будем разбирать далее в статье, смотрите в этом видео:

Ещё одна примечательная особенность гармонического минора заключается в том, что если его построить от тоники доминанты (в данном случае E), он принимает «облик» фригийского мажорного лада, или испанского мажора:

 1 b2 3 4 5 b6 b7

Фригийский мажор от E:

E (ми) — F (фа) — G# (соль диез) — A (ля) — B (си) — С (до) — D(ре)

Такой вариант обыгрывания доминанты используют в своих соло гитаристы, играющие в различных музыкальных стилях: Yngwie Malmsteen, George Bellas, John Mclaughlin, Al Di Meola и многие другие.

Лад легко определяется на слух из-за колоритного восточного звучания.

Боксы

Аппликатура боксов составлена по принципу «три ноты на струне». На видео гамма играется переменных штрихом, но вы можете использовать любой другой способ звукоизвлечения. Например, свип (формула вниз-вверх-вниз + вниз-вверх-вниз и т.д.) или хаммер/пул (легато).

Обратите внимание на то, что в боксах используется расширенная аппликатура, поэтому нужно предварительно «разогреть» пальцы.

Гамму можно играть под метроном или под минусовку поверх аккорда E, как это показано на видео.

Стоит отметить то, что с гармоническим подкладом лад играть намного полезней в плане развития слуха и импровизационных навыков.

Проигрывание каждого бокса заканчивается устойчивым звуком аккорда (в данном случае ми мажора). То есть в некоторых позициях по окончанию нисходящего движения выполняется повторное «возвращение» к тонике (E), терции (G#) или квинте (B) ми мажора. Соответственно, и ступени лада рассматриваются относительно доминанты.

Минусовку для проигрывания гармонического минора на гитаре и минус для импровизации на аккорд E (который звучал на видео), табы можно скачать здесь.

I игровая зона

(от b2 — второй пониженной ступени E)

Ознакомьтесь с расположением звуков лада на грифе:

Теперь разберите «пальцовку». Возле каждой ноты указан палец левой руки, которым необходимо её прижимать.

Как уже и говорилось выше, проигрывание заканчивается не первой (самой нижней) нотой бокса F, а G# — опорным тоном (терцией ми мажора).

II игровая зона

(от 4 ступени E)

Заканчиваем проигрывание гаммы на ноте B (5 ступени аккорда E)

III игровая зона

(от 5 ступени — квинты E)

IV игровая зона

(от 6 ступени)

В последнем такте возвращаемся к тонике E.

V игровая зона

(от 7 ступени — септимы)

VI игровая зона

(от 1 ступени — тоники)

Рекомендации

  1. Если вам тяжело даётся освоение табулатуры или вы предпочитаете осваивать аппликатуру визуально, просмотрите вторую часть видео, размещённого вначале статьи. Но установите в плеере Youtube замедленное воспроизведение. Подробней о том, как выполняется эта настройка, читайте здесь.
  2. Гамму можно играть на любой минус и другие аккорды, для обыгровки которых она пригодна (например, ля минором гармоническим можно обыграть Fmaj7). Всё зависит от конкретных задач.
  3. Боксы изучайте последовательно. Не спешите охватывать весь материал целиком в рамках одного-двух занятий.
  4. Когда все боксы уже будут достаточно хорошо изучены, их можно будет проигрывать один за одним постепенно перемещаясь по грифу так, как это показано в обучающем видео.
  5. Гамма играется восьмыми (на одну долю – две ноты). В дальнейшем вы можете играть её шестнадцатыми или триолями.
  6. Играйте приведенные боксы в других тональностях. К примеру, транспонируйте изученный материал в тональность ре минор и попробуйте обыграть уже его доминанту — аккорд A7.
  7. Комбинируйте в своих импровизациях на гитаре гармонический минор с другими ладами (пентатоникой, блюзовой гаммой, натуральным минором) и арпеджио, ориентируясь на гармоническую последовательность (аккорды песни, инструментальной композиции).

Всё! Первая часть урока подошла к концу. Успешных и плодотворных вам занятий на гитаре! Во второй части мы рассмотрим диагональные аппликатуры гармонического минора — <открыть 2 часть>.

надо сыграть гамму ре-мажор гармоническую и мелодическую.помогите пожалуйста.как её сыграть?

В гармоническом мажоре понижается 6 ступень в обоих направлениях, в мелодическом мажоре — 6 и 7 ступень только в нисходящем движении. В гармоническом миноре повышается 7 ступень в обоих направлениях, в мелодическом миноре — 6 и 7 ступени повышаются только в восходящем движении. Хроматическая гамма — движение по полутонам, где есть особые правила повышения и понижения ступеней связанные с сродством тональностей. Ре мажор — мажорный лад, в котором тоникой является звук ре (лад с двумя диезами в ключе) . Звуки, из которых состоит Ре мажор: ре, ми, фа-диез, соль, ля, си, до-диез, ре. Ключевые знаки в тональности Ре мажор: фа-диез, до-диез. Гамма Ре мажор и ее ступени: ре -I, ми — II, фа-диез — III, соль — IV, ля — V, си- VI, до-диез — VII, (ре) — I. Тоническое трезвучие в Ре мажоре: ре-I, фа-диез — III, ля — V Вводные звуки в Ре мажоре: до-диез — VII,ми — II ну и, собственно, дальше всё у вас получится ^-^ еще раз посмотрите, какая ступень опускаете и т. д. все аккорды

натуральный вид-ЭТО ПАРАЛЛЕЛЬНЫЙ МИНОР ГАРМОНИЧЕСКИЙ МИНОР-в нём повышается 7 ступень на пол тона. Мелодический минор- придвижени вверх повышается 6 и 7 ступень, а придвижении вниз повышение отменяется.

натуральный вид-ЭТО ПАРАЛЛЕЛЬНЫЙ МИНОР ГАРМОНИЧЕСКИЙ МИНОР-в нём повышается 7 ступень на пол тона. Мелодический минор- придвижени вверх повышается 6 и 7 ступень, а придвижении вниз повышение отменяется.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *