Гештальт фигура фон: Фигура и фон в гештальтпсихологии – Фигура и фон | Обучение гештальт-терапии

Автор: | 16.04.2020

Содержание

Фигура и фон в гештальтпсихологии

Начнем с понятия «гештальт»

Сегодня оно довольно распространено и широко применяется практическими психологами и теоретиками. С середины прошлого века нам известен гештальт-подход в психологии, который стал настоящим прорывом гуманистического направления в этой науке.

Немецкая лексема «гештальт» очень сложна для перевода научного термина. В буквальном смысле ее семантика – «фигура, форма», но вывести это понятие на язык научной терминологии и объяснить, в чем же заключается направление психологии, обозначенное этим понятием, непросто лишь на основе лингвистического подхода. Прояснить эти аспекты поможет тезис, привнесенный психологами-гештальтистами: «Целое всегда больше его составляющих». Иными словами, воспринимая объект различными органами чувств, мы создаем комплек сное, единое представление о нем. К примеру, стул – это место для сидения на четырех ножках, желтое, прохладное, полукруглое, потертое. Но такое детальное наблюдение за объектом возможно только тогда, когда произойдет полная концентрация именно на нем, когда он окажется вычлененным на общем фоне. И тогда мы выходим на философский тезис о том, что каждый наблюдающий окружающую реальность словно воссоздает ее заново, исходя из собственных акцентов и особенностей восприятия (кто-то мог и не заметить потертости, кому-то важнее оказались цветовые характеристики, а кто-то вообще обратил внимание только на устойчивость и прочность стула). Но основополагающим является единый принцип: чтобы воспринять именно данный предмет, его нужно вычленить из общего фона, так как в силу устройства мозга человек не в состоянии воспринимать сразу всю картину целиком, эклектично. Так формируется соотношение фигуры и фона – оно всегда в динамике, обусловлено внутренним состоянием воспринимающего субъекта. В момент восприятия фигуры на фоне, когда она является предметом внимания, границы ее четко очерчены и отделены от фона. Все в комплексе это и составляет то, что психологи обозначают как «гештальт».

Что такое «фигура» и «фон»?

geshtalt1

Строго говоря, это термины, применяемые для объяснения «перцептивной связи между объектом фокусирования (фигурой) и остальной частью перцептивного поля (фоном)» [1]. Фигура чаще всего структурирована, она постепенно выделяется на общем фоне, становясь основным объектом восприятия, а фон – нечто вторичное в процессе восприятия. Эти взаимосвязи можно менять, концентрируя внимание, наоборот, вначале на фоне, а потом на фигуре. Главное, что остается константным, — это четкая линия границы между одним и вторым, эта линия отделяет фигуру от фона, при том что «физически принадлежит им обоим, но перцептивно принадлежит только фигуре. Следовательно, фигура наделяется формой и очертаниями, а фон остается нечетким и бесформенным» [1]. Примеров рисуночных тестов на определение фигуры и фона множество, и интересно, что каждый субъект вычленяет разные объекты первичного восприятия. То, что для одного воспринимающего субъекта является фигурой, для другого в аналогичной ситуации будет фоном, и наоборот. Но это буквальное зрительное восприятие, а данные понятия актуальны для комплексных внутренних процессов и связаны с представлениями о «поле» (речь о психической реальности, в которой сформирована общая картина взаимодействующих элементов, стимулом к чему является реальный мир), а также с понятием создания и деструктуризации гештальтов. Нередко мы слышим: «гештальт завершен» — ситуация, когда для достижения равновесия человеку необходима была важная составляющая психического поля, ее отсутствие воспринималось весьма болезненно, но наконец все сложилось в сознании субъекта.

Как это работает в терапии?

geshtalt2Если вы окажетесь на консультации гештальт-психолога, он обязательно будет вас ориентировать на происходящее «здесь и сейчас», справедливо полагая, что актуальные процессы общения и взаимодействия иллюстрируют те стратегии поведения, которые используются и в других, «не кабинетных» условиях. Значит, важный шаг в коррекции поведения – осмысление того, что происходит, смена фокуса внимания на иную фигуру. С сознанием можно экспериментировать, можно свободно его расширить, выйти на метапозицию, перестав быть только участником событий, а став еще и наблюдателем одновременно. Такой прием не просто расширяет грани восприятия, но и помогает снизить интенсивность эмоционального накала, абстрагироваться от узкого, «тоннельного» видения ситуации, да и попросту обогащает личностный опыт. Нередко этого вполне достаточно для решения поведенческих проблем. К примеру, человек переживает по поводу отсутствия работы. Он концентрирует внимание на нехватке материальных средств, невозможности что-то приобрести, а это стрессовые каждодневные переживания. Можно попробовать сместить фокус внимания на иное – на возможности, которые дает данная ситуация: свободу в выборе вариантов, четкое определение своих целей, ряд собеседований с разными работодателями, чтобы понять значимые преимущества желаемой работы и т. п. Можно «фигурой» сделать ситуацию дефицитарности, а можно – свободу выбора, определение вектора в будущее. И в зависимости от этого будет существенным образом меняться внутреннее состояние человека при одних и тех же исходных данных.

Реструктуризация процесса восприятия

Реструктуризация процесса восприятия – это буквально то, что предлагает гештальтпсихология для изменения стратегий мышления и поведения. Что нужно для того, чтобы запустить процесс терапии?

Прежде всего, значимый другой, который может «отразить» процессы, происходящие в психике клиента «здесь и сейчас». Это психолог (в идеале) либо просто внимательный и сочувствующий собеседник.

Осознание неэффективности прежнего угла восприятия. Говоря научным языком, это смена фигуры на фоне восприятия, осознание взаимосвязей составляющих общей картины друг с другом и с фоном.

Благодаря расширению восприятия формируются новые соотношения между вещами и объектами, увеличивается возможность прогнозировать события, расширять диапазон собственных реакций и действий, т. е. меняются стратегии поведения: неэффективные уходят на задний план, пробуются и закрепляются новые.

Практические упражнения

Чтобы понять, «как это работает», можно поэкспериментировать: найти в комнате нечто объемное, сфокусировав на нем свое внимание. Это и есть главная фигура, которую вы вычленили на общем фоне. А дальше надо постараться сконцентрировать внимание лишь на какой-то его части. А потом еще вычленить более мелкий фрагмент. С каждым подходом фигура и фон в соотношении будут меняться, но вашей задачей является понаблюдать и за своими внутренними процессами: насколько легко вам было переключаться? Какой была скорость смены фиксации? Комфортно ли это ли это для вас? Как менялось ваше внутреннее состояние? Важно поэкспериментировать со скоростью переключения, убыстряя и замедляя его темп. Если пробовать этот навык периодически, он окажется полезным для ориентировки даже в экстремальных ситуациях.

Упражнения точно такого же рода можно выполнять не только в отношении визуального восприятия, но и слухового, кинестетического (прислушиваясь к ощущениям тела), эмоционального, даже в смысле философском, мировоззренческом. Эти процессы помогают произвести саморефлексию, сделать себя не пассивным, но активным участником любых событий, влиять на многие не только внутренние, но и внешние процессы (более подробно с практическими упражнениями можно ознакомиться, к примеру, в монографии: [2]). Становясь навыком, это умение оказывается терапевтичным в ряде ситуаций, и тогда можно будет обходиться и без сторонней психологической помощи.

Литература:
  • 1. Фигура – фон // Национальная психологическая энциклопедия. – Электронный ресурс. Дата доступа – 18.12.2017. Режим доступа — https://vocabulary.ru/termin/figura-fon.html
  • 2. Яро Старак, Тони Кей, Джеймс Олдхейм. Техники гештальт-терапии. – М.: «Психотерапия», 2009.

Автор: Павловская Гражина, психолог

Редактор: Чекардина Елизавета Юрьевна


Купить книгу на ОЗОН Купить книгу в Лабиринте

Если вы заметили ошибку или опечатку в тексте, выделите ее курсором и нажмите

Ctrl + Enter

Не понравилась статья? Напиши нам, почему, и мы постараемся сделать наши материалы лучше!

Фигура и фон | Обучение гештальт-терапии

Гештáльтпсихолóгия (от нем. Gestalt — личность, образ, форма) — это общепсихологическое направление, которое связано с попытками объяснения прежде всего восприятия, мышления и личности. В качестве основного объяснительного принципа гештальтпсихология выдвигает принцип целостности. Основана Максом Вертгеймером, Вольфгангом Кёлером и Куртом Коффкой в 1912 году.

Основные теоретические положения

Первичными данными психологии являются целостные структуры (гештальты), в принципе не выводимые из образующих их компонентов.

Гештальтам присущи собственные характеристики и законы, в частности, «закон группировки», «закон отношения» (фигура/фон).

«Целое — это некая реальность, отличная от суммы его частей».

Гештальт (нем. Gestalt — форма, образ, структура) — пространственно-наглядная форма воспринимаемых предметов, чьи существенные свойства нельзя понять путём суммирования свойств их частей. Одним из ярких тому примеров, является мелодия, которая узнаётся даже в случае, если она транспонируется в другие тональности. Когда мы слышим мелодию во второй раз, то, благодаря памяти, узнаём её. Но если её тональность изменится, мы все равно узнаем мелодию как ту же самую.

Если сходство двух явлений (или физиологических процессов) обусловлено числом идентичных элементов и пропорционально ему, то мы имеем дело с суммами. Если корреляция между числом идентичных элементов и степенью сходства отсутствует, а сходство обусловлено функциональными структурами двух целостных явлений как таковых, то мы имеем гештальт.

— Карл Дункер.

Гештальтпсихология возникла из исследований восприятия. В центре её внимания — характерная тенденция психики к организации опыта в доступное пониманию целое. Например, при восприятии букв с «дырами» (недостающими частями) сознание стремится восполнить пробел, и мы узнаём целую букву.

Гештальтпсихология обязана своим появлением немецким психологам Максу Вертгеймеру, Курту Коффке и Вольфгангу Кёлеру, выдвинувшим программу изучения психики с точки зрения целостных структур — гештальтов. Выступая против выдвинутого психологией принципа расчленения сознания на элементы и построения из них сложных психических феноменов, они предлагали идею целостности образа и несводимости его свойств к сумме свойств элементов. По мнению этих теоретиков, предметы, составляющие наше окружение, воспринимаются чувствами не в виде отдельных объектов, а как организованные формы. Восприятие не сводится к сумме ощущений, а свойства фигуры не описываются через свойства частей. Собственно гештальт являет собой функциональную структуру, упорядочивающую многообразие отдельных явлений.

Принципы гештальтизма

Все вышеперечисленные свойства восприятия: константы, фигура, фон — вступают в отношения между собой и являют новое свойство. Это и есть гештальт, качество формы. Целостность восприятия и его упорядоченность достигаются благодаря следующим принципам:

  • Принцип близости
  • Принцип схожести
  • Принцип замкнутости

Гештальткачества

Сформировавшиеся гештальты всегда являются целостностями, завершёнными структурами, с чётко ограниченными контурами. Контур, характеризующийся степенью резкости и замкнутостью или незамкнутостью очертаний, является основой гештальта. Одним из фундаментальных свойств гештальта является стремление к завершённости, проявляющееся, в частности, эффектом Зейгарник.

Эффект Зейгарник — психологический эффект, заключающийся в том, что человек лучше запоминает прерванные действия, чем завершённые.

При описании гештальта употребляется также понятие важности. Целое может быть важным, члены — неважными, и наоборот. Фигура всегда важнее основы — фона. Важность может быть распределена так, что в результате все члены оказываются одинаково важными (это редкий случай, который встречается, например, в некоторых орнаментах).

Члены гештальта могут иметь различные ранги. Так, например, в круге: 1-му рангу соответствует центр, 2-й ранг имеет точка на окружности, 3-й — любая точка внутри круга. Каждый гештальт имеет свой центр тяжести, который выступает или как центр массы (например, середина в диске), или как точка скрепления, или как исходная точка (создается впечатление, что эта точка служит началом для построения целого, например, основание колонны), или как направляющая точка (например, острие стрелы).

Качество «транспозитивности» проявляется в том, что образ целого остаётся, даже если все части меняются по своему материалу, например, если это — разные тональности одной и той же мелодии, но может теряться, даже если все элементы сохраняются, как в картинах Пикассо (например, рисунок Пикассо «Кот»).

В качестве основного закона группировки отдельных элементов был постулирован закон прегнантности (Prägnanz). Прегнантность (от лат. praegnans — содержательный, обремененный, богатый) — одно из ключевых понятий гештальтпсихологии, означающее завершённость гештальтов, приобретших уравновешенное состояние, «хорошую форму». Прегнантные гештальты имеют следующие свойства: замкнутые, отчётливо выраженные границы, симметричность, внутренняя структура, приобретающая форму фигуры. При этом были выделены факторы, способствующие группировке элементов в целостные гештальты, такие как «фактор близости», «фактор сходства», «фактор хорошего продолжения», «фактор общей судьбы».

Закон «хорошего» гештальта, провозглашенный Метцгером (1941), гласит: «Сознание всегда предрасположено к тому, чтобы из данных вместе восприятий воспринимать преимущественно самое простое, единое, замкнутое, симметричное, включающееся в основную пространственную ось». Отклонения от «хороших» гештальтов воспринимаются не сразу, а лишь при интенсивном рассматривании (например, приблизительно равносторонний треугольник рассматривается как равносторонний, почти прямой угол — как прямой).

Константы восприятия
Константность размера
Константность размера состоит в том, что воспринимаемый размер объекта остается постоянным, вне зависимости от изменения размера его изображения на сетчатке глаза. Восприятие простых вещей может показаться естественным или врождённым. Однако в большинстве случаев оно формируется через собственный опыт. Так в 1961 году Колин Тернбулл отвёз пигмея, жившего в густых африканских джунглях, в бескрайнюю африканскую саванну. Пигмей, никогда не видевший объектов на большом расстоянии, воспринимал стада буйволов как скопища насекомых, пока его не подвезли поближе к животным.

Константность формы
Константность формы заключается в том, что воспринимаемая форма объекта постоянна при изменении формы на сетчатке. Достаточно посмотреть на эту страницу сначала прямо, а затем под углом. Несмотря на изменение «картинки» страницы, восприятие её формы остается неизменным.

Константность яркости
Константность яркости заключается в том, что воспринимаемая яркость объекта постоянна при изменяющихся условиях освещения. Естественно, при условии одинакового объекта и фона.

Фигура и фон
Простейшее формирование восприятия заключается в разделении зрительных ощущений на объект — фигуру, расположенный на фоне. Выделение фигуры из фона и удержание объекта восприятия включает психофизиологические механизмы. Клетки головного мозга, получающие визуальную информацию, при взгляде на фигуру реагируют более активно, чем при взгляде на фон (Lamme, 1995). Фигура всегда выдвинута вперед, фон — отодвинут назад, фигура богаче фона содержанием, ярче фона. И мыслит человек о фигуре, а не о фоне. Однако их роль и место в восприятии определяется личностными, социальными факторами. Поэтому становится возможным явление обратимой фигуры, когда, например, при длительном восприятии, фигура и фон меняются местами.

Гештальтпсихология считала, что целое не выводится из суммы свойств и функций его частей (свойства целого не равны сумме свойств его частей), а имеет качественно более высокий уровень. Гештальтпсихология изменила прежнее воззрение на сознание, доказывая, что его анализ призван иметь дело не с отдельными элементами, а с целостными психическими образами. Гештальтпсихология выступала против ассоциативной психологии, расчленяющей сознание на элементы. Гештальтпсихология наряду с феноменологией и психоанализом легла в основу гештальт-терапии Ф. Перлза, который перенёс идеи гештальтпсихологов с когнитивных процессов до уровня миропонимания в целом.

 

 

В процессе саморегуляции здоровый человек из всего обилия информации выбирает ту, которая для него в данный момент наиболее важна и значима. Это фигура. Остальная информация временно отодвигается на задний план. Это фон. Нередко фигура и фон меняются местами. Если человек испытывает жажду, то стол, уставленный любыми яствами, будет только фоном, а стакан воды — фигурой. Когда жажда удовлетворена, фигура и фон могут поменяться местами.

Отношение между ними — одно из центральных понятий гештальт-психологии. Перлз применял это положение к описанию функционирования личности.

В его понимании фигура выступает в качестве доминирующей потребности, а ритмическая смена фигуры и фона лежит в основе саморегуляции организма.

В качестве фигуры (гештальта) могут выступать желание, чувство, мысль, которые в данный момент преобладают над всеми остальными желаниями, чувствами, мыслями. Как только потребность удовлетворяется, гештальт завершается, теряет свою значимость и отодвигается на задний план, уступая место новому. Этот ритм формирования и завершения гештальтов является естественным ритмом жизнедеятельности организма, посредством которого он поддерживает свой динамический баланс, или гомеостаз.

Иногда потребность удовлетворить нельзя. В таком случае гештальт остается незавершенным, а поэтому не может уступить место другому. Такая потребность без реагирования становится причиной многих незавершенных проблем, которые через некоторое время начинают оказывать воздействие на текущие психические процессы. К примеру, если человек не выразил сразу и прямо свой гнев и злобу, то в последующем эти чувства не исчезнут, а проявятся в более скрытых и коварных формах. Полная блокировка незавершенных гештальтов может привести к неврозу. Не закончив одно дело, невротик принимается за другое, в результате оказываясь перед конгломератом незавершенных гештальтов, не будучи в состоянии определить, какое незавершенное дело важнее, какая потребность доминирующая, и тогда все действия оказываются неэффективными.

Задача гештальт-терапевта заключается в том, чтобы помочь пациенту осознать свою потребность, сделать ее более четкой (сформировать гештальт) и, в конечном итоге, нейтрализовать (завершить) ее.

Основным условием, необходимым для того, чтобы сформировать и завершить гештальт, является способность человека осознать себя и свою доминирующую потребность в данный момент. Этот принцип получил название «здесь и сейчас».

Человек, у которого много незавершенных гештальтов, незаконченных дел и ситуаций, не способен активно жить в настоящем, ему не хватает энергии и осознания, поскольку его внимание, мысли частично отвлечены незавершенными гештальтами. Важно сосредоточиться на осознании того, что переживается здесь и сейчас. Тревожность Перлз определял как напряжение между «сейчас» и «тогда». Неспособность принять ее заставляет невротика планировать, репетировать свое будущее. Это отвлекает от настоящего, постоянные репетиции создают неоконченные ситуации, вызывают тревогу: «А вдруг станет хуже?» Мысли о прошлом и будущем не дают человеку успешно функционировать и быть счастливым «здесь и сейчас».

Для удовлетворения своих потребностей человек должен быть в контакте с законами своего внутреннего и внешнего мира.

Неврозы, как считал Перлз, возникают в результате сосредоточения индивидуума на средней зоне при исключении событий, происходящих во внутренней и внешней областях. Эту среднюю зону он называл зоной фантазий. Она содержит незавершенные гештальты из прошлого, а поскольку их деструктивная природа проявляется в настоящем, то невротику трудно жить в нем. Перлз утверждал, что корни невроза лежат в тенденции фантазировать (умничать) там, где нужно просто осознавать момент.

Саморегуляция организма зависит от степени осознания настоящего, от способности жить в полную меру «здесь и сейчас».

Смысл гештальт-терапии состоит не в том, чтобы исследовать прошлое в поисках замаскированных травм, а в том, чтобы помочь пациенту сфокусироваться на осознании текущего.

Осознавать означает фиксировать внимание на постоянно возникающих и исчезающих в собственном воображении фигурах. Перлз писал, что у человека существуют три зоны осознания: себя (внутренняя зона), мира (внешняя зона) и того, что лежит между тобой и миром (третья зона).

Он выделяет два критерия психологического здоровья и зрелости: опора на себя и переход на саморегуляцию, тогда как незрелый человек пытается манипулировать другими людьми и менять ситуации.

Для индивидов, достигших такой зрелости, характерны свободное изменение и отчетливое формирование фигуры и фона, выражение своих потребностей в формировании (контакт со средой) и завершение гештальта (уход из среды). Они знают о своих способностях и возможностях выбирать средства для удовлетворения потребностей, когда те возникают. Они осознают границы между собой и другими и внимательны к различению своих фантазий, касающихся других и среды, и того, что воспринимается в непосредственном контакте. Пути психологического роста Перлз видит в завершении ситуаций или гештальтов.

Понятие фигуры и фона в гештальт-терапии

Тема: Понятие фигуры и фона в гештальт – терапии

М.В. Канунникова

Красноярск 2018

Содержание

Введение………………………………………………………………………………..3

Глава 1. Теоретические основы изучения гештальт – терапии…………………….5

    1. Основные теоретические положения гештальта………………………………..5

    2. Понятие фигуры и фона в гештальт– терапии…………………………………..8

Глава 2. Описание и анализ собственной практической пробы……………………11

2.1. Анализ проведенной практической работы…………………………………….11

Библиографический список……………………………………………………………13

Приложение ……………………………………………………………………………14

Введение

Гештальт-терапия представляет собой феноменологически-экзистенциальное течение в психотерапии, созданное Фридериком (Фрицем) Перлзом и Лорой Перлз в сороковых годах нашего столетия. Гештальт-терапия в большей степени сосредотачивается на самом процессе (на том, что происходит), а не на его содержании (на том, что обсуждается). Внимание, прежде всего, уделяется тому, что делает, мыслит и переживает человек в данный момент, а не тому, что было, может, могло или должно произойти[3].

Немецкое слово «гештальт» означает «форма, фигура». Оно впервые было использовано в психологических исследованиях Келером и другими, кто на рубеже веков занимался изучением того, как мы создаем многозначное, выразительное целое из многих отдельных чувственных данных, получаемых из внешнего мира. Например, наблюдая корень, ствол, ветви и листья мы создаем целостное представление, называемоедеревом. Части эти формируют целое, являющееся чем-то большим, чем просто сумма частей. На этом маленьком примере, можно понять, насколько велика роль наблюдателя в создании целостного представления, или «гештальта» [6].

Другой пример, человек, который входит в комнату, где находятся другие люди, воспринимает не передвигающиеся пятна цвета, и даже не лица и тела по отдельности; он воспринимает комнату и находящихся в ней людей как некоторое единство, в котором один из элементов, выбранный из многих других, выделяется, в то время как остальные составляют фон. Выбор определенного элемента среди других определяется многими факторами, совокупность которых может быть объединена общим термином интерес. Пока длится определенный интерес, все целое представляется осмысленно организованным. Лишь если интерес полностью отсутствует, восприятие перестает быть целостным и комната распадается на множество несвязанных объектов.Предположим, что комната, о которой идет речь, — гостиная во время вечеринки. Большая часть гостей уже пришла, остальные постепенно собираются. Входит хронический алкоголик, жаждущий выпивки. Для него другие гости, а также стулья, диван, картины на стенах — все это несущественно, это фон. Он направляется к бару; из всех объектов в комнате именно бар является для него фигурой[5].

Входит другая гостья; она — художница, и хозяйка квартиры недавно купила ее картину. Ее прежде всего интересует, где и как висит эта картина; ее она выбирает среди всех прочих объектов в комнате. Ее, как и алкоголика, могут совершенно не интересовать люди в комнате, она направляется к своей картине как стремящийся домой голубь.

А вот молодой человек, который пришел на вечеринку, чтобы встретиться со своей нынешней подружкой. Он оглядывает собравшихся, разыскивая ее, и, когда находит, она становится для него фигурой, а все остальное — фоном.

Для гостя, который переходит от одной группы к другой, с дивана на софу, от хозяйки к коробке с сигаретами, гостиная оказывается совершенно разной в разные моменты. Когда он участвует в разговоре в определенном кружке гостей, этот кружок и этот разговор являются для него фигурой. Когда он, постояв, чувствует себя уставшим и хочет сесть, фигурой становится свободное место на диване. По мере перемен его интереса меняется его восприятие комнаты, людей и объектов в ней, и даже самого себя. Фигура и фон меняются местами; они не остаются столь постоянными, как у того юноши, который весь вечер прикован к своей возлюбленной.

Но вот приходит новый гость. Он, как многие из нас на вечеринках, вообще не хотел сюда идти, и у него здесь нет никаких действительных интересов. Для него вся сцена остается неорганизованной и бессмысленной, пока не произойдет чего-нибудь, что привлечет его внимание и интерес.

На этом примере можно рассмотреть и определить понятия фигуры и фона.

Цель работы: осуществить анализ научной литературы по основным положениям гештальт – терапии, рассмотреть понятие фигуры и фона в гештальт – терапии.

Глава 1. Теоретические основы изучения гештальт – терапии

1.1. Основные теоретические положения гештальта

Гештальт — терапия возникла в начале 1950-х годов в результате взаимодействия психоаналитика Фрица Перлза, гештальтпсихолога Лауры Перлз и их сотрудников в Нью-Йорке и Калифорнии. В 1951 году были заложены теоретические основы метода на базе гештальтпсихологии, психоаналитических (З.Фрейд, Ференци, О.Ранк, В.Райх), феноменологических и экзистенциальных исследований [1].

Гештальттерапия выдвигает на первый план осознание того, что происходит в настоящий момент на разных неразрывно связанных между собой уровнях: телесном, эмоциональном и интеллектуальном. Акцент ставится на осознавании актуального жизненного опыта «здесь и теперь» (что, конечно же, не исключает обращения к прошлому жизненному опыту) и полностью восстанавливает в своих правах эмоции и телесные ощущения, которые все еще часто запрещаются нашей культурой, столь жестко регламентирующей выражение не только гнева, грусти и тревоги… но и нежности, любви и радости [1].

То, что происходит в настоящий момент — это опыт контакта с другими людьми и с окружающей средой. Психотерапевтический процесс концентрируется на осознавании того способа, которым субъект может нарушить этот опыт, игнорировать свои потребности и желания или отказаться от них, постоянно воспроизводить предшествующие ситуации, прерывать процесс творческого приспособления к окружающей среде. Это дает возможность пережить новый опыт контакта с вновь найденными знаниями и ясно определенными актуальными потребностями и осознать свою способность совершать выбор.

Гештальт — терапия — это анализ процесса существования самого себя и своего присутствия в мире, анализ, способствующий созданию гибких и адекватных форм сознания и поведения и порождающий творческую ответственность.

Гештальт — целостный подход к человеческому существу, одновременно охватывающий егосенсорную, аффективную, интеллектуальную, духовную составляющие и способствующий осуществлению «глобального переживания, при котором тело смоглобы заговорить, а слово — воплотиться» (Анн Розье) [1]. Речь идет не о понимании, анализе или интерпретации событий, поступков или чувств, а, скорее, о поощрении глобальногоосознавания того, каким образом мы функционируем: как протекают процессы нашего приспособления к окружающей среде; как мы интегрируем актуальный опыт; как проявляются наши избегания, наши механизмы защиты или сопротивления.

В целом теория гештальт-терапии основывается на следующих положениях [2, 3].

Любое деление его на составные части, например, психику и тело, является искусственным.

структурное целое, которое называют полем организм — окружающая среда. Среда влияет на организм, а организм преобразует свою среду.

  • Человеческое поведение, согласно теории гештальт-терапии, подчиняется

принципу формирования и разрушения гештальтов. Здоровый организм функционирует на основе саморегуляции. Насущная потребность возникает и начинает привлекать доминирующее внимание организма — фигура проявляется из фона. Далее организм ищет во внешней среде объект, который способен удовлетворить эту доминирующую потребность, например, пищу при чувстве голода. Сближение и адекватное взаимодействие с объектом (разжевывание и проглатывание пищи в данном примере) приводит к удовлетворению потребности — гештальт завершается и разрушается.

безвоздушном пространстве, так же, как и в пространстве, лишенном воды, растений и живых существ. Человеческое существо не может развиться в среде, лишенной других людей. Все основные потребности могут удовлетворяться только в контакте с окружающей средой. Контакт — это явление, которое мы осознаем не больше, чем земное притяжение, когда ходим или стоим. Когда мы чем-то занимаемся, то осознаем, что говорим, видим и слышим. Но едва ли в этот момент мы будем задумываться о том, что упражняемся в общении. Его обеспечивают наши сенсорные и моторные функции, но при этом важно помнить, что так же, как целое больше, чем просто сумма частей, контакт больше, чем сумма всевозможных входящих в него функций. Наличие зрения и слуха еще не гарантируют хорошего контакта, важнее, как видеть или слышать. Более того, контакт определяет взаимодействие как с одушевленными, так и с неодушевленными предметами. Видеть дерево и рассвет, слышать шум водопада или горное эхо — это тоже контакт. Контакт может быть и с воспоминаниями или образами будущего, которые чувствуешь сильно и ярко.

  • Место, в котором организм встречается с окружающей средой, в гештальт-терапии

называют границей контакта. То, насколько человек способен удовлетворять свои потребности, зависит от того, насколько гибко он может регулировать контактную границу. Гештальт-терапия описывает типичные нарушения контактной границы, которые делают взаимодействие со средой, в том числе межличностное, неэффективным.

окружающей его среде. Осознание нетождественно интеллектуальному знанию о себе и окружающем мире. Оно включает переживание восприятия как стимулов внешнего мира, так и внутренних процессов организма — ощущений, эмоций, а также мыслительной деятельности — идей, образов, воспоминаний и предвосхищений, то есть охватывает многие уровни. Осознанием, за исключением его мыслительного слоя, обладают и животные. Однако в цивилизованном мире у людей гипертрофировано мышление в ущерб эмоциям и восприятию внешнего мира. Именно осознание, в противоположность рациональному знанию, дает реальную информацию о потребностях организма и об окружающей среде.

  • Здесь и теперь — принцип, который означает, что актуальное для организма всегда

происходит в настоящем, будь то восприятия, чувства, действия, мысли, фантазии о прошлом или будущем, все они находятся в настоящем моменте. Использование этого принципа позволяет интенсифицировать процесс осознания.

реакции. Реальная ответственность связана с осознанием. Чем в большей степени человек осознает реальность, тем в большей степени он способен отвечать за свою жизнь — за свои желания, действия, говоря словами Перлза, опираться на себя.

терапевт с уважением относится как к субъективному опыту клиента, так и к своему субъективному личному опыту. Гештальт-терапевт не вкладывает какого-либо определенного значения в переживания и поведение клиента, в процессе осознавания клиент сам обнаруживает их значение [3].

Главная цель гештальт-терапии — достижение возможно более полного осознания себя: своих чувств, потребностей, желаний, телесных процессов, своей мыслительной деятельности, а также насколько возможно полного осознания внешнего мира, прежде всего мира межличностных отношений. Гештальт-терапия не стремится к немедленному изменению поведения и быстрому устранению симптомов. Устранение симптомов или изменение поведения, достигнутое без достаточного осознания, не дает стойких результатов или приводит к возникновению новых проблем на месте старых[1].

В результате гештальт-терапии человек приобретает способность сознательно выбирать свое поведение, используя различные аспекты своей личности, сделать свою жизнь более наполненной, избавиться от невротических и других болезненных симптомов. Он становится устойчивым к манипуляциям других людей и сам способен обходиться без манипуляций, другими словами, он научается стоять на собственных ногах.

В наши дни Гештальт практикуется в самых широких контекстах и с самыми разными целями: индивидуальной терапии, терапии пар, семейной терапии, групповой терапии и в группах личностного роста, а кроме того — в учреждениях (школах, учреждениях для детей с задержками развития, в психиатрических больницах и т.д.), а также в торговле и на промышленных предприятиях [1].

Гештальт — терапия обращена не только к лицам, страдающим от физических, психосоматических или психических расстройств, подходящих под категорию патологических, но и к тем, кто испытывает трудности перед лицом экзистенциальных проблем (конфликт, разрыв отношений, одиночество, траур, депрессия, безработица, чувство неэффективности или бессилия). Иначе говоря, гештальт открыт всем людям (или организациям),стремящимся выявить и развить свой скрытый потенциал, перейти от просто существования к максимальной полноте жизни, к новому качеству бытия.

Гештальт-подход благоприятствует установлению подлинного контакта между людьми, развитию творческого приспособления организма к окружающей его среде, а также осознаванию тех внутренних механизмов, которые слишком часто толкают нас на повторение избитых стереотипов в поведении. Он выявляет наши процессы блокировки или обрывы в нормальном протекании цикла удовлетворения наших потребностей, снимает маски с наших избеганий, страхов, запретов и иллюзий.

Гештальт-подход стремится не просто к объяснению причин наших трудностей, а к исследованию новых путей их разрешения, навязчивому стремлению «узнать почему» он предпочитает мобилизующее на изменение «почувствовать как» [1].

Гештальт-терапия оригинальным образом сочетает и интегрирует в себе множество различных, как вербальных, так и невербальных, техник: пробуждение сенсорики, работа с энергией, дыханием, телом или голосом, выражение эмоций, работа со сновидениями и воображением (wakingdreams), психодрама, креативность (рисунок, лепка, музыка, танец и т.д.)/

1.2. Понятие фигуры и фона в гештальт — терапии

 Одно из основных положений гештальт-теории заключается в том, что каждый человек обладает способностью достигать оптимального равновесия внутри себя и между собой и средой.

В процессе саморегуляции здоровый человек из всего обилия информации выбирает ту, которая для него в данный момент наиболее важна и значима. Это ФИГУРА. Остальная информация временно отодвигается на задний план. Это ФОН. Нередко фигура и фон меняются местами. Если человек испытывает жажду, то стол, уставленный любимыми яствами, будет только фоном, а стакан воды — фигурой. Когда жажда будет удовлетворена, фигура и фон могут поменяться местами.

Строго говоря, это термины, применяемые для объяснения «перцептивной связи между объектом фокусирования (фигурой) и остальной частью перцептивного поля (фоном)» [4]. Фигура чаще всего структурирована, она постепенно выделяется на общем фоне, становясь основным объектом восприятия, а фон – нечто вторичное в процессе восприятия. Отношение между фигурой и фоном — одно из центральных понятий гештальт-психологии. Ф. Перлз применил это положение к описанию функционирования личности. В его понимании фигура выступает в качестве доминирующей потребности, а ритмическая смена фигур и фона лежит в основе саморегуляции организма.

В качестве фигуры (гештальта) может быть желание, чувство или мысль, которые в данный момент преобладают над всеми остальными желаниями, чувствами и мыслями. Как только потребность удовлетворяется, гештальт завершается. Он теряет свою значимость и отодвигается на задний план, уступая место новому гештальту. Этот ритм формирования и завершения гештальтов является естественным ритмом жизнедеятельности организма, посредством которого он поддерживает свой динамический баланс, или гомеостазис.

Иногда потребность удовлетворить нельзя. В таком случае гештальт остается незавершенным, а поэтому не может быть отреагирован и уступить место другому. Такая НЕОТРЕАГИРОВАННАЯ ПОТРЕБНОСТЬ становится, по Ф. Перлзу, причиной многих незавершенных проблем, которые через некоторое время начинают оказывать воздействие на текущие психические процессы. Полная блокировка незавершенныхгештальтов может привести к неврозу [5].

Задача гештальт-терапевта состоит в том, чтобы помочь пациенту осознать свою потребность, сделать ее более четкой (сформировать гештальт) и в конечном итоге — нейтрализовать (завершить) ее.

В целом Гештальт психологи выделяли следующие отличия фигуры от фона:

1.       Фигура целостна, а фон аморфен, не дифференцирован, лишён структуры. Фон всегда менее оформлен и структурирован, чем фигура.

2.       Фигура является центром субъективного опыта.

3.       Фигура перцептивно ярче, чем фон, более интенсивна по сенсорным качествам.

4.       Контур у фигуры и у фона один и тот же, феноменально же контур всегда принадлежит фигуре и поэтому она представляется несколько ближе, чем фон. Фигура всегда имеет замыкающие линии, даже если объективно они отсутствуют.

5.       Фигура более константна, чем фон, она сохраняет свои свойства, а фон нет. Структура реакций на данный стимульный комплекс сохраняется в памяти, то есть если мы однажды восприняли что-либо как фигур, то мы имеем тенденцию воспринимать это как фигуру и при последующих предъявленьях. При изменении освещенности фигура оказывает большее сопротивление изменению цвета, чем фона.

Отношение фигуры и фона можно продемонстрировать на следующих примерах. Все из нас сталкивались с так называемыми двусторонними или реверсивными  фигурами, которые могут рассматриваться двумя способами с одинаковой вероятностью. Когда один  из рисунков рассматривается, как фигура другой превращается в фон. Например, следующую фигуру можно видеть либо как свечу, либо как два лица в профиле, которые смотрят друг на друга. Но какой бы способ рассмотрения такой фигуры вы не выбрали, контур — всегда часть фигуры, но не фона [4].

hello_html_m6fb91376.jpg

Рис. 1 Реверсивная фигура «Профиль-свеча»

Другой пример такой фигуры показывают кролика смотрящего в право или утку смотрящую влево.

hello_html_m3a0cebbc.jpg

Рис. 2 Реверсивная фигура «Утка-кролик»

Очень интересна следующая реверсивная фигура, которая показывает либо старуху в профиле, либо девушку, которая почти что отвернулась.

hello_html_m41cb26f.jpg

Рис. 3 Реверсивная фигура «Девушка-старуха»

Глава 2. Описание и анализ собственной практической пробы

2.1. Анализ проведенной практической работы

Цель практической работы: анализ процесса осознания и переживания в процессе создания творческой работы и её обсуждения.

Практическую работу выполнял мужчина 38 лет (Приложение А).

На подготовительном этапе работы было разъяснено содержание работы и тех возможностей для художественной экспрессии, которые имеются в его распоряжении. Очень важно, что работы проводилась на добровольной основе, что и привело к созданию «безопасного» пространства.

Мужчине предлагалось нарисовать, что он чувствует в данный момент времени, какие эмоции он переживает.

Так как в гештальте свойственно внимательное отношение к телу, во время рисования я наблюдала за позой, дыханием, взглядом молодого человека. Мужчина был спокоен на протяжение все работы.

Следующий этап работы заключался в активизации «диалога» с мужчиной посредством использования разных видов вербальной обратной связи, в обмене с ним чувствами, ассоциациями, образами, идеями.

— Как вы себя чувствовали, когда рисовали картину?

Мужчина (М): Мне было спокойно, комфортно.

— Какую эмоцию Вы нарисовали?

М: Я нарисовал лес, осенний лес.

— С чем ассоциируется у вас елочка и деревья?

М: С осенним настроением.

— Почему елочка нарисована посередине?

М: Она главная.

— Расскажите о деревьях.

М: Два дерева, которые тянутся вверх.

Во время разговора с мужчиной, я невольно заметила, что анализирую свои собственные переживания. Для меня данный рисунок показывает упорядоченность в жизни. Рисунок симметричен и предметы практически одинаковы по форме, я понимаю, что в жизни все системно, четко. Елочка, нарисованная в виде треугольников направленных острием вверх, ассоциируется с человеком, у которого четкие цели, он всегда двигается вперед. Два дерева разные на мой взгляд. Дерево, ветви которого устремленные вверх – вспыльчивость, авантюризм, четкость. Дерево с опущенными ветвями –нежелание что-то изменить в жизни.

— Какое чувство вы переживали, когда рисовали линию внизу?

М: Это почва, которая дает жизнь. И еще ростки травы, как зарождение чего-то нового.

Невольно и я понимаю, что ассоциирую эту линию с некой устойчивостью и определенностью в жизни.

— Что вы чувствовали, когда рисовали облака?

М: Небольшую тревогу, как будто сейчас пойдет дождь.

— Дождь все-таки пошел?

М: Нет, выглянуло солнце.

Для меня облака, тем более такие, вызывают чувство тревожности, как будто сейчас что-то должно произойти.

— Что вы хотели сказать, когда рисовали красные круги?

М: Мне захотелось их нарисовать, хотя он совершенно не подходят. Хотелось разбавить картину чем – то необычным.

— Что вы чувствуете, кода завершили свою картину?

М: Мне хорошо, даже весело. Получилось здорово.

Когда я смотрю на этот рисунок, я улыбаюсь. Рисунок можно назвать «детским», озорным, непосредственным,эмоциональным.

.

Библиографический список

  1. Гингер С., Гингер А. Гештальт—терапия контакта / Пер. с фр. Е.В.Просветиной —СПб.: Специальная Литература, 1999.—287 с.

  2. Жан-Мари Робин Ж.-М. Гештальт – терапия. Пер. И.Я.Розенталь — М.: МГИ, 1998 Терминологическая правка В.Данченко К.: PSYLIB, 2009

  3. Йонтеф Г. Гештальт-терапия: Введение / Перевод: Александра Моховикова. – М.: Московский Гештальт Институт, 2002, 63с.

  4. Фигура – фон // Национальная психологическая энциклопедия. – Электронный ресурс. Дата доступа – 18.12.2017. Режим доступа — https://vocabulary.ru/termin/figura-fon.html

  5. Фриц Перлз. Гештальт-Подход и Свидетель Терапии.

  6. Яро СТАРАК, Тонн КЕЙ, Джеймс ОЛДХЕЙМ Техники гештальт – терапии на каждый день: Рискните быть живым / Пер. с англ.ред. Г.П.Бутенко.—М.: Психотерапия, 2009. -176 с.

Приложение А

Рисунок участника практической работы

hello_html_m47d9678b.jpg

5 принципов гештальт-психологии для создания запоминающихся изображений

Гештальт-психология — это теория визуального восприятия, разработанная немецкими психологами в начале 1920-х годов. Она была призвана объяснить, как людям удается выносить осмысленные суждения о мире, пребывающем в постоянном хаосе. Слово «гештальт» означает «единое целое». Именно этот термин отражает процесс восприятия, обработки и синтеза разрозненных частей реальности.

Основное заблуждение о сущности гештальта связано с неверным переводом термина на английский язык: «Целое больше суммы своих частей».

На самом же деле, идея гештальта состоит в том, что «целое отличается от суммы его частей». Это значит, что наше восприятие целого существует независимо от восприятия его частей. Или, другими словами, при соединении частей образуется целое, которое имеет новое измерение существования.

Принципы гештальта: близость, сходство, завершенность, непрерывность и фигура-фон.

Маркетологи могут почерпнуть из гештальт-психологии много полезного. Ведь человеческий разум перестает пользоваться логикой, когда дело касается визуального восприятия. Оптические иллюзии — один из примеров, доказывающих это.

Люди не принимают решения самостоятельно. На их действия влияют предубеждения, внешние обстоятельства, а также множество других факторов. Это означает, что знание того, как они реагируют на зрительные стимулы, может быть крайне полезным. Гештальт-психология не только сделает ваше визуальное сообщение более эффективным, но и даст простор для творчества.

Посмотрим, как перечисленные выше принципы гештальт-психологии могут быть задействованы в визуальном маркетинге.

Читайте также: Визуальное восприятие и применение принципов гештальта в веб-дизайне

Закон близости

Закон близости утверждает, что расположенные недалеко друг от друга объекты мы подсознательно воспринимаем как объекты одной группы. Наш мозг стремится к непрерывности восприятия, и эта подсознательная группировка дает нам ясную интерпретацию взаимосвязи между объектами. 

Закон близости: расположенные рядом объекты группируются вместе. Круги слева нам кажутся вертикальными колонками, а круги справа кажутся сгруппированными в горизонтальные ряды.

Маркетологи и рекламодатели могут использовать закон близости, чтобы создать запоминающееся и привлекательное визуальное сообщение, как это сделала компания Prada в печатной рекламе ниже. Расположение различных элементов рядом друг с другом на равном расстоянии дает поразительный визуальный эффект.

Закон сходства

В соответствии с законом сходства мы воспринимаем объекты с общими элементами так, как будто они являются частью друг друга. «Общими элементами» здесь выступают форма, цвет, размер, текстура или любой другой визуальный элемент.

Закон сходства: схожие объекты группируются вместе.
Большинство людей видят вертикальные ряды квадратов и кругов.

В веб-дизайне закон сходства полезен, когда вам нужно сгруппировать разнородные объекты, такие как изображения и тексты разных размеров. Один из способов создать визуальное единство в данном случае — это придать им общее свойство. Например, цвет фона. 

На странице eBay выше,изображения и тексты различных размеров принадлежат одной группе за счет общего зеленого цвета. Такой подход помогает потребителям легче связывать детали и быстрее обрабатывать информацию.

Другой способ применения закона подобия – это его нарушение. Вы можете привлечь внимание к отдельному элементу, визуально отделив его от остальной части страницы. Кнопка призыва к действию на картинке ниже является прекрасным примером этого. Она выделяется на синем фоне, и ее невозможно не заметить.

Читайте также: Оптимизация визуального дизайна согласно гештальт-принципам сходства и близости

Закон завершения образа

Этот закон говорит, мы обычно связываем реально не связанные элементы в знакомые нам формы. Мозг стремится добавить недостающие звенья, хотя у него нет на это оснований. Естественно, мы объединяем элементы только в те формы, которые нам уже знакомы.

Примером этого является изображение ниже. Быстро взглянув на картинку, вы увидите круги и треугольники, которых там нет.

Закон завершения образа: объект, сгруппированные вместе, выглядят как целое.
Мы игнорируем пробелы и заканчиваем проведение линий. На рисунке нет треугольников и кругов, но наш мозг вписывает недостающую информацию для создания знакомых форм и изображений.

Можно найти использование закона завершения образа на логотипах некоторых известных брендов, таких как WWF или Apple. Смотря на картинку WWF, мы автоматически заполняем пробелы и видим панду.

Маркетологи также могут использовать этот закон для создания более привлекательного и запоминающегося контента.

Закон непрерывности

Закон непрерывности утверждает, мы предпочитаем интерпретировать визуальную информацию как непрерывную. Ниже вы можете увидеть пример, на котором разрозненные точки кажутся нам гладкими линиями.

Закон непрерывности: Кажется, что линии очерчивают гладкую линию.
Верхняя ветк кружком на рисунке будто исходит из первого сегмента линии. Из-за этого нам кажется что перед нами цельная, непрерывная линия.

Из-за склонности нашего мозга видеть в линиях направленность, закон непрерывности иногда используется в логотипах, где ломаные линии образуют непрерывную форму. В приведенном ниже примере логотипа IBM мы можем легко прочесть надпись несмотря на пробелы. 

Закон фигуры и фона

Закон фигуры и фона показывает, как мы фокусируем зрительное внимание, отделяя фигуру от фона. Фигура является частью композиции, на которую мы обращаем внимание.

Этот закон объясняет, что фигура является визуальным элементом, который требует наименьшие усилия для распознавания. Другими словами, это та часть изображения, которая выделяется больше всего. Остальная часть визуального ряда является фоном.

Существует 3 типа отношений между фигурой и фоном. Все они имеют отличные возможности для построения эффективной визуальной коммуникации.

  • Фигура может быть четко отделена от фона (устойчивое отношение).
  • Часть изображения может быть воспринята и как фигура, и как фон (двусмысленное отношение).
  • И фигура, и фон имеют одинаковый визуальный вес. Глаз переключается с одного на другое (реверсивное отношение). Взгляните на «Вазу» Рубина:

Устойчивое отношение наиболее популярно у маркетологов. Пространство и контраст могут создать эффект, который легко привлечет внимание к нужному месту.

Домашняя страница iPhone 7 – очень яркий пример устойчивого отношения «фигура-фон».

На этой странице подчеркнут сильный контраст между текстом белого заголовка и черным фоном. Даже сам продукт почти сливается с новом, благодаря чему текст отчетливо виден.

Читайте также: Когнитивная психология и пользовательский опыт: 7 гештальт-принципов визуального восприятия

Вывод

На протяжении многих лет гештальт-психология позволяла профессионалам из разных областей, включая маркетологов и рекламодателей, понять то, как их аудитория интерпретирует визуальную информацию и видит мир.

Гештальт-психология помогает создать визуальный контент, который стимулирует активность клиентов. Поэтому определенно стоит использовать ее принципы в дизайне лендингов..

Высоких вам конверсий!

По материалам: neurosciencemarketing.com.

10-07-2017

Гештальт. Фигура и фон. — Институт комплексной терапии травмы развития

Исследователи восприятия в русле гештальт-теории обнаружили: люди организуют поступающую информацию таким образом, что важные и значимые события занимают центральное место в сознании, а менее важная информация отступает на задний план.

Фриц Перлз применил это положение к описанию функционирования личности и предположил наличие ритмической смены процессов формирования и завершения фигуры, когда в качестве фигуры выступает потребность, например, получить поддержку или выразить гнев.

Гештальт-теория утверждает, что человек функционирует на основе принципа саморегуляции. Он поддерживает свой динамический баланс, или гомеостазис, при помощи постоянного сознавания тех потребностей, которые возникают в нем самом и вызываются средой, и удовлетворения потребностей по мере их возникновения, в то время как все остальные, не связанные с этим процессом объекты или события отступают на задний план.

Отношение между фигурой и фоном есть одно из важнейших понятий гештальт-теории. Процесс саморегуляции организма приводит к формированию фигуры, или гештальта. Основное значение слова «гештальт» можно определить как рисунок или конфигурацию – специфическую организацию частей, составляющих определенное целое, которую нельзя изменить без ее разрушения. Гештальт-образования возникают только на каком-то фоне или с определенным задним планом. Мы выбираем из фона то, что важно или значимо для нас, и это важное или интересное нам становится гештальтом.

Фигурой обычно является то чувство, которое преобладает над всеми остальными чувствами и мыслями. Например, чувства гнева, разочарования, страха, радости, сексуального желания или любви легко могут стать фигурами, в то время как остальные компоненты нашего опыта отступают на задний план.

Как только потребность удовлетворена, гештальт завершается, то есть теряет свою значимость. Он отступает на задний план, освобождая место для формирования нового гештальта. Этот ритм формирования и завершения гештальтов является естественным ритмом жизнедеятельности организма.

Иногда потребность нельзя удовлетворить, и гештальт остается незавершенным. Например, если человек испытывает злость, но не может выразить это чувство («на маму злиться нельзя»), то потребность отреагировать не становится четкой фигурой и поэтому не может быть удовлетворена; гештальт останется незавершенным. Такое неотреагированное или невыраженное чувство становится причиной многих неразрешимых проблем и через некоторое время оказывает воздействие на текущие психические процессы. Например, те люди, которые не смогли выразить свой гнев и злость, начинают избегать близких доверительых отношений, а неотреагированные негативные чувства переносят на людей вокруг, находя облегчение в скрытых, как правило неосознаваемых, попытках «отравить им жизнь».

Гештальт-приемы позволяют клиету сделать фигуру более четкой с тем, чтобы неотреагированные чувства в конце концов нашли свое выражение. Таким образом, травмирующий индивидуума гештальт завершается, и клиент освобождается от его воздействия.


Категория:  Методы

Метки: Гештальт

Фигура и фон восприятия в гештальт-психологии и гештальттерапии

Поделитесь с друзьями:

Понятия фигуры и фона в гештальттерапии играют очень важную, системообразующую и смыслообразующую роль. О фигуре и фоне как восприятии и его особенностях важно понять каждому человеку, который может однажды столкнуться со своей собственной потребностью (шутка:) на самом деле на протяжении одного дня мы тысячи раз формируем фигуры из как-то – более или менее точно – воспринятого фона).

Итак, что же относится к фигуре, а что – к фону?

Пока речь идет об абстрактных понятиях – то, допустим, лист бумаги или светящийся экран становятся фоном, а изображенный на них круг, треугольник – вестимо, фигурой.

Задачка для ума:

Теперь случай чуть сложнее. Человек идет по осенней улице, поскальзывается на кленовом листе, спотыкается, падает в лужу, но еще не поднялся. Что в этой картинке является фигурой, а что – фоном?

На самом деле зависят фигура и фон от восприятия – и только от него. Человек в данный момент может:

1) искать, что послужило причиной падения – и найти кленовый лист. Причина, то есть лист, становится фигурой, улица, осень, лужа, испачканный костюм, свинцовое серое небо, окружающие люди – фоном.

2) обратить внимание на низкую температуру воды в луже (телесное ощущение “холодно!”). В этом случае фигура – ощущение собственного тела, холода, желание как можно быстрее исправить (“убрать”) это неприятное и опасное для здоровья состояние. Фон – все остальное.

3) разозлиться на лужу и ее неуместное местонахождение. Если бы ее здесь не было – то и проблемы, возможно, – тоже. В результате лужа – фигура, испачканная одежда, лист, улица – фон.

4) искать помощи у окружающих – кто бы помог подняться. Тогда ближайший человек становится “фигурой”, а все остальное – фоном.

Заметили, что объединяет все варианты?

Это – потребность.

Фактически, не сама лужа, лист, новый костюм или ближайший человек становятся фигурой или фоном, а человек (субъект) выбирает, что из этого ему сейчас нужнее всего.

Например, это могут быть такие фигуры, как:

— желание получить помощь,
— необходимость вернуть телу теплое и сухое состояние,
— поиск места, где можно ликвидировать последствия падения,
— собственная ответственность (в виде воспоминания о делах, которые ждут дальше, и из-за которых нет возможности сейчас полностью исчерпать проблему),
— потребность быть хорошим (красивым, принятым окружающими, отвергнутым),
и любые другие.

Фигура и фон в гештальт терапии и в гештальтпсихологии связаны с двумя другими понятиями:

1. Понятием поля (психического поля, организованного наилучшим образом, насколько вообще позволяют условия в данный момент).

2. Понятием процесса формирования и разрушения гештальтов.

Одновременно если фигура – это некая потребность, то фон – это совокупность характеристик поля, не попавших в “фигуру” (не выявленных человеком как актуальная потребность). А это, кроме большой части физической реальности (“улица, фонарь, аптека”), еще и огромная часть внутриорганизменной, физиологической реальности (мы не осознаем большую часть времени, как дышим, как сидим, как бьется наше сердце, как урчит в желудке, какие мышцы напряжены, а какие – расслаблены), и еще:

— Актуальные состояния и характеристики себя и среды, НЕ нужные (временно вытесненные как неактуальные),

— Неоконченные дела (см. исследования Блюмы Вольфовны Зейгарник, “эффект Зейгарник”),

— Прошлый опыт, навыки, автоматизмы.

 

Главный закон фигуры и фона

Все, что не осознается субъектом (самим человеком) – уходит в фон. Все, что ему необходимо – становится фигурой.

Так, закон фигуры и фона очень интересно действует на восприятие.

Известная картинка “Девушка – старуха”   воспринимается:

— молодыми мужчинами – значительно чаще как девушка, а не как старуха.

 

Практическое применение понятия фигуры, фона, восприятия в целом

Если вы хотите более точно удовлетворять свои потребности,

попытайтесь в ближайшую неделю отмечать хотя бы трижды в день, какова для вас – актуальная фигура на данный момент.

Цепочка примерно такая: “Я иду в кафе, испытываю голод, замечаю вывески продуктовых магазинов, кафе, едален, киосков с едой. Похоже, актуальная фигура – мой голод. В фоне остаются обувные магазины, газетные киоски, люди на остановке, кот около мусорки”.

Особенно сильно “работает” закон фигуры и фона в острых ситуациях – при стрессах, во время конфликтов. Очень часто у конфликтующих сторон совсем не противоположные точки зрения – а, грубо говоря, “перпендикулярные” фигуры.

Один хочет, чтобы подтвердили его правоту, а другой – чтобы работа была сделана строго определенным способом, т.к. иначе ему небезопасно.

Пробуйте определять фигуру и фон – и учитесь точнее понимать себя и людей!

 

Фигура и фон: картинки по теме

 

Скопление точек не воспринимается как 12 точек и крестик – а как круг, состоящий из точек. Человек склонен “завершать гештальты”, искать целостное, чтобы точнее отнести что-либо к фигуре, а остальное спокойно отнести к фону.

 


Поделитесь с друзьями:

Категории: О гештальт-терапии, Психотерапия в целом, Субботний ликбез | Permalink

Использование законов гештальт-психологии в дизайне пользовательского интерфейса

Гештальт — это немецкое слово, означающее понятие «форма». Гештальтпсихология была основана немецкими психологами Максом Вертхаймером, Вольфгангом Колером и Куртом Коффкой и ориентирована на то, как люди интерпретируют мир. Вертхаймер, Колер и Коффка установили несколько фундаментальных принципов, также известных как «законы организации восприятия». Эти Принципы описывают то, как мы воспринимаем мир.

В этой статье хочется поделиться несколькими подобным законами и показать, как применять их на практике в дизайне пользовательского интерфейса.



1. Закон подобия


Элементы, имеющие похожий внешний вид, кажутся более связанными. На изображении ниже, вы, вероятно, видите группы цветных кругов в виде рядов, а не в виде совокупности отдельных кругов.

Применение в дизайне пользовательского интерфейса:


Элементы могут визуально группироваться, если они имеют визуальное сходство. Такое сходство можно создать, используя размер, цвет и форму.

2. Закон симметрии


Наш разум любит симметричные объекты, потому что симметрия создает впечатление стабильности и порядка.

Применение в дизайне пользовательского интерфейса:


Когда вы настраиваете элементы пользовательского интерфейса так, чтобы они были симметричны относительно друг друга, вы упрощаете процесс восприятия этих элементов для пользователей. Например, симметричное навигационное меню имеет тенденцию восприниматься как более стабильное, чем асимметричное.

Примечание: Иногда симметричные макеты могут выглядеть скучно. Таким образом, вы можете захотеть внести некоторую асимметрию в дизайн, если хотите сделать его более динамичным.

3. Закон общего региона


Элементы имеют тенденцию восприниматься совокупностью элементов в общей группе, если они разделяются областью с четко определенной границей.

Применение в дизайне пользовательского интерфейса:


Добавляя границы вокруг элемента (или группы элементов), вы отделяете его от окружающих элементов. Посмотрите на карты на изображении ниже. Тонкие тени и четко видимые границы создают впечатление отдельных предметов.

4. Фигура-основа


Принцип «фигура-основа» относится к способности человека визуально разделять объекты на разных уровнях фокусировки. Мы знаем, какие элементы расположены на переднем плане, а какие — на заднем.

Применение в дизайне пользовательского интерфейса:


Существует несколько методов различения планов фокусировки: вы можете использовать полупрозрачное наложение, тени или размытие элементов на заднем плане.

5. Закон близости


Объекты, которые находятся рядом друг с другом, похоже, сгруппированы вместе.
Пробелы играют важную роль в принципе. На следующем рисунке кружки слева кажутся частью одной группы, а кружки справа — частью другой.

Применение в дизайне пользовательского интерфейса:


Принцип близости помогает дизайнерам сделать контент более удобным для восприятия пользователями. Разместите связанные объекты плотнее друг к другу, чтобы создать эффект близости.


Этот принцип также может снизить частоту появления ошибок для интерактивных элементов, поскольку он повышает отношения между элементами.


Слева: потребуются дополнительные усилия со стороны пользователя для определения соответствия между кнопкой и соответствующему ей продукту.
Справа: используя принцип близости, вы привязываете кнопку к определенному элементу.

6. Закон непрерывности


Наше восприятие имеет тенденцию видеть объекты, расположенные в виде линий или кривых, как связанные или сгруппированные. Это происходит потому, что объекты, соединенные прямыми или изогнутыми линиями, видны так, чтобы следовать по этому пути.

На изображении ниже линии, созданные из кругов, которые рассматриваются как принадлежащие друг другу.

Применение в дизайне пользовательского интерфейса:

Направьте взгляд пользователя, создавая визуальную связь между предметами. Используйте этот принцип при разработке меню.


Если вы сравните примеры меню слева и справа, станет очевидно, что меню справа удобнее для восприятия и понимания.

7. Закон Закрытия


Наш мозг имеет тенденцию заполнять пробелы в информации.
На изображении ниже вы, вероятно, видите два объекта (круг и звезду), потому что ваш мозг заполняет пропущенные пробелы, чтобы создать законченное изображение.

Применение в дизайне пользовательского интерфейса:


Каждый раз, когда вы разрабатываете индикатор загрузки или индикатор выполнения, помните о законе закрытия.

8. Принцип общей судьбы


Когда элементы движутся в одном направлении, наш мозг воспринимает их как часть одной и той же группы.

Применение в дизайне пользовательского интерфейса:


Этот принцип является одним из основных в дизайне движения. Функциональная анимация использует общую судьбу, чтобы направлять взгляд пользователя.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *