Старение и старость как социальная и психологическая проблема: Тема 2.1. Старение и старость как социальная и психологическая проблема. – психологические проблемы старения и старости

Автор: | 16.04.2020

Содержание

Тема 2.1. Старение и старость как социальная и психологическая проблема.

Лекция №1.

За последние 50 лет благодаря экономическим, медицинским, научно-техническим, культурным и другим прогрессивным социальным достижениям, во всех странах мира, достигшим значительного социально-экономического благополучия, выявилось совершенно новое демографическое явление — старение населения. Процесс постарения населения принял стремительный характер. Устойчивый рост доли пожилых людей в структуре народонаселения мира обусловил формирование новых представлений о старости, роли пожилых людей в социальном развитии.

Доля пожилых в населении (60 лет и старше) выросла в России с 6,7% в 1939 году до 11,9% в 1970 году. В 2002г. составила 18,5%, а в настоящее время достигает свыше 23% и продолжает расти из-за падения рождаемости и сокращения числа и доли детей в населении.

В РФ насчитывается более 30 млн. человек старше трудоспособного возраста. Пожилые люди – быстрорастущая социально-демографическая группа, составляющая пятую часть населения страны. Доля людей пенсионного возраста с 2000 года превысила долю детей до 15 лет. В период до 2016 года прогнозируется устойчивое увеличение численности пожилых людей.

Пожилому возрасту присущи специфические проблемы: ухудшение состояния здоровья, снижение способности к самовыживанию, «предпенсионная безработица» и снижение конкурентоспособности на рынке труда, неустойчивое материальное положение, утрата привычного социального статуса. В неблагоприятном положении находятся пожилые женщины, что существенно при сохранении долговременной диспропорции мужского и женского населения. Достаточно велика доля пожилых людей среди мигрантов и лиц без определенного места жительства и занятий.

В настоящее время негативное отношение к пожилыми в семье является одной из самых скрытых форм домашнего насилия, что приводит к трудностям в оценке масштаба проблемы, поскольку ввиду родственных связей жертва отказывается предпринимать правовые меры по отношению к насильнику и старается уберечь его от наказания.

Сегодня каждый пятый житель России — пенсионер по возрасту. Практически во всех семьях хотя бы один из членов семьи — пожилой человек. Проблемы людей третьего поколения можно считать всеобщими. Пожилые люди нуждаются в повышенном внимании общества и государства, и представляют собой специфический объект социальной работы. В России около 23% населения являются пожилыми и старыми людьми, и тенденции увеличения части пожилых людей в общей массе населения сохраняются, то становится очевидным, что проблема социальной работы с пожилыми людьми имеет общегосударственное значение.

Возрастные социальные и экономические издержки для семей, обеспечивающих уход за пожилыми родственниками, снижает надежность семьи в качестве источника поддержки пожилых людей. В неблагоприятной ситуации нередко находятся одинокие и пожилые люди и пожилые супружеские пары.

Исследование процесса старения, являющееся предметом изучения различных медико-биологических, психологических и социологических школ, показывает, что в течении жизни наступает такой момент, в котором процесс развития, т.е. обогащения и усложнения функционирования внутренних органов, а также его соответствующего обеспечения, замедляется, а впоследствии переходит в стадию регресса, или инволюции, что получило название теории старения человека.

Понятие о сущности, причинах и механизмах старения со временем менялось. Это связывалось не только с развитием знаний, но и изменением особенностей старения в обществе. Росла, прежде всего, средняя продолжительность жизни, это определяло изменение условий жизни и социального строя, успехи медицины и другие преимущества прогресса и цивилизации. Современные представления о теории старения в геронтологии базируются на следующих положениях:

Старение и старость являются закономерным процессом возрастных изменений, происходящих в ходе онтогенетического развития на всех уровнях жизнедеятельности;

Старение клеток, органов, функциональных систем и психических процессов происходит неравномерно.

Теория старения в гетерохронности развития и инволюции универсальна и действует как на межличностном, так и на внутриличностом уровне.

Межличностная гетерохронность выражается в том, что индивиды созревают и развиваются неравномерно, а разные аспекты и критерии зрелости имеют для них неодинаковое значение.

Внутриличностная гетерохронность выражается в несогласованности сроков биологического, социального и психического развития.

Процесс, описанные в теориях старения человека сопровождается ослаблением гомеостатических процессов и одновременно приспособлением всех систем организма к новому уровню жизнедеятельности.

Биологические теории старения. По мнению исследователей в области биологии, старение и смерть являются базовыми, существенными биологоическими свойствами, отражающими функционирование и эволюцию всех живых организмов, включая человека. Биологи исследуют организм, пытаясь изменить природу и предел возрастных изменений, понять, чем вызваны эти изменения, как их можно контролировать, корректировать, как можно смягчить последствия процесса старения. В этой связи биологическая наука располагает рядом теорий, непосредственно затрагивающих тематику процесса, описанного в теории старения человека. Наиболее распространены в научном мире за рубежом две из них. Это теории «программированного старения» и «непрограмированного старения».

«Программированное» старение. Представители это теории исходят из того, что функционирование живого организма запрограммировано природой лишь на период его активной жизнедеятельности, включающей в себя развитие организма и рост к репродукции. Сторонники этой теории старения и старости аргументируют свой вывод тем, что в природе всегда действовал и продолжает действовать закон естественного отбора, и поэтому старые особи в естественных условиях встречатся редко: прежде чем стать старыми, они либо погибают сами, либо их уничтожают свои же сосродичи. В живой организм генетически заложена биологическая активность, распространяющаяся только на период его так называемой биологической полезности.

«Непрограмированное» старение. Представители этой теории старения исходят из положения, согласно которому в процессе изменений, связанных со старением могут действовать и другие механизмы, не включенные в генетическую программу, которые оказывают «непрограммированное» воздействие на организм.

Биологические теории старения являются наиболее обоснованными и верифицированными. Однако не учитывают дифференциации двух аспектов старости — физического и психологического, и роль психологического фактора в удлинении человеческой жизни.

Социально-психологические подходы в теории старению и старости. Дж. Биррен, проанализировав литературу по старению, пришел к выводу: биологи обеспечивают определение старения чаще, чем психологи, а социологи никогда его не дают. При этом и психологи, и биологи используют показатель протяженности жизни как зависимой переменной. Биосоциальная сущность человека дает основание рассматривать личностно-психологические изменения позднего возраста как совокупность взаимовлияния биологического и социального в их генезисе. В соответствии авторы делят в теории старения процесс на три взаимосвязанных и взаимоперекрывающихся процесса:

Психологическое старение — как индивид представляет себе свой процесс старения (например, молодые люди могут чувствовать себя психологически более старыми). Ощущение старости реализуется в специфике отношения индивида к процессу своего старения при сравнении с процессом старения других людей. Здесь можно говорить о психологической асимметрии своей и «чужой» старости, когда индивиду представляется, что он стареет быстрее или медленнее, чем все остальные;

Биологическое старение — биологические изменения организма с возрастом (инволюция).

Биологический подход также акцентирует внимание на физиологической стороне старости, психологический — на мыслительных и психических аспектах старения,

Социальное старение — как индивид связывает старение с обществом; поведение и выполнение социальных ролей пожилыми. изучает старость в социальном контексте по трем направлениям:

Ø Индивидуальные переживания пожилого человека;

Ø Место пожилого человека в обществе;

Ø Проблемы теории старости и их разрешение на уровне социальной политики.

Таким образом, во всех этих подходах можно вычислить общие представления о вопросах, которые являются социально-психологическими.

Читайте также:


Рекомендуемые страницы:

Поиск по сайту

психологические проблемы старения и старости

Психологические проблемы старения и старости

занимали умы различных философов и мыслителей с давних времен. Сейчас этим занимается наука

.

Старение это естественный этап в жизни любого живого существа. Человек, достаточно сложный организм, включающий в себя не только физическое старение, но и изменение психологического состояния в связи с вступлением в этап старости.

Возрастные рамки старости меняются с развитием общества. В современной обществе, согласно геронтологии, этот возрастной период начинается с 60-65 лет.

Психологические особенности старения


В идеале выделяют 3 вида старости: физическая (естественное угасание активности, изнашивание внутренних органов), социальная (выход на пенсию, ограничения социальных контактов) и психологическая.

Психологическая старость, как ни странно, может не совпадать с физической иили социальной. В зависимости от характера, темперамента, уровня интеллекта и накопленного жизненного опыта имеет совершенно разные направления развития.

Психологическое старение может еще зависеть от пола, нации, вероисповедания.

Выделяются следующие особенного старости психологической:

1. Снижение интеллекта и ригидность мышления

Мыслительные функции снижаются, мышление становится более медленным. Человек меньше стремится к получению новых знаний и умений. Боится всего нового. Выход на пенсию и потеря работы, так же способствуют снижению мыслительной активности.

2. Сужается восприятие, снижается память и внимание

Особенно здесь можно выделить нарушение восприятия болезни. В старости человек больше склонен «уходить» в болезнь. Нарушается внутренняя картина болезни, и человек получает уже психосоматику. От невозможности запоминать и концентрироваться, как раньше, у пожилого человека снижается самооценка, могут ухудшиться взаимоотношения с более молодыми родственниками, падает социальная активность.

3. Психомоторные реакции

Моторика мелкая и крупная становится более медлительной, и не такой точной. Идет угасание реакций. Движения становятся скованными и не синхронными. От состояния мелкой моторики зачастую зависит и состояние психических функций.

Психоэмоциональные проблемы старения и старости


В период старения человека эмоциональная сфера также претерпевает ряд изменений: адаптивная способность снижается; все новое поддается понимаю тяжело, и требует усилий; старение отрицается и не воспринимается, как положительный этап жизни.

Происходит смена жизненных ориентиров. Дети вырастают, исчезает работа — появляется слишком много свободного времени. В обществе существующие стереотипы, что «старость не радость», старики нечего не могут также вносят свой вклад в эмоциональное состояние пожилых людей.

Все это может приводить к апатии, депрессии, отчуждению, закрытости, холодности.  Происходят изменения характера. Усиливаются отрицательные черты, такие как обидчивость, ворчливость, тревожность, недоверчивость, чрезмерная экономность.

Старость связана с утратами. Пожилой человек остро переживает утраты коллег, ровесников, близких людей, супруга. И, это крайне негативно сказывается на эмоциональном состоянии. Все чаще и чаще человек начинает возвращаться в прошлое, живет воспоминаниями и уходит от реальности. Происходит анализ всей жизни, и многих он не устраивает.

Главная психологическая проблема старения связана с внутри-личностный кризисом. Здесь важно внимание и поддержка со стороны близких людей. Их терпение и забота. Если необходимо, то психологическая помощь.

Однако, так происходит не у всех. Те, кто воспринимает старение, как неизбежную часть своей жизни, и принимает изменения в себе, вполне могут быть активными социально и физически, развиваться и получать новые умения, быть эмоционально- устойчивыми.

Старость это заключительный этап жизненного пути человека. Какой будет старость зависит от удовлетворения своей жизнью в целом, от нахождения себя в ней, от приобретения мудрости на основе опыта. Это новый и очень важный этап, который может дать свежий виток жизни и новые эмоции и ощущения, а может загнать в жизненный тупик. Это личный выбор каждого.

Старость. Социально-психологические проблемы | Meddoc

Период после 55-60 лет — это время возрастного кризиса, связанного в первую очередь с изменением социального статуса вследствие выхода на пенсию. Меняется привычный стиль жизни, круг общения, распорядок дня, права и обязанности


По данным статистики, оставшийся без работы человек, не имеющий других ценностей в жизни, довольно часто через несколько лет уходит из жизни от так называемой «пенсионной болезни».


Как показали современные исследования, во многих странах только 10 % людей пожилого возраста быстро и благополучно преодолевают этот кризис, около 50% постепенно, в течение 2-3 лет, справляются с ним, 40% не могут разрешить возникшие трудности самостоятельно: не в состоянии найти новый стиль жизни, примириться с новым статусом, правами и кругом общения, что быстро приводит к развитию заболеваний и психических нарушений.


Этот период сопровождается также социально-психологической дезадаптацией: постепенной утратой близких родственников и друзей, ухудшением экономического положения и многим другим. Все это способствует возникновению чувства неполноценности, бессилия, потери смысла жизни, развивается повышенная тревожность, депрессия и прочие нарушения психики.

Легче переживают критический период пожилые с гибкой нервной системой, имеющие устойчивые интересы помимо основной работы, живущие в благополучных семьях. Общение с природой, домашними животными, уход за комнатными растениями, садом и огородом существенно снижают уровень напряженности, компенсируют недостаток общения человека.

У людей, проводящих много времени на природе, менее выражен страх одиночества, ниже уровень агрессии, отсутствуют депрессии. Не меньшее положительное действие оказывает и увлечение искусством (театры, музеи), а также спортом, особенно в компании ровесников и более старших.

В настоящее время почти в каждой семье есть компьютер, поэтому можно посоветовать общение через Интернет. Чтобы избежать эффекта «коня, остановленного на полном скаку», надо заранее обеспечить занятость на послепенсионный период (обучение новым видам деятельности, появление нового хобби и любых форм творчества), особенно если это приносит и какие-то дополнительные материальные средства.

Наиболее оптимальным является совместное проживание в большой дружной семье, где к старшему поколению относятся с уважением, где пожилые чувствуют себя полноценными людьми, в которых нуждаются и дети, и внуки. К сожалению, малогабаритные квартиры не очень благоприятствуют такой идиллии, поэтому стоит заранее подумать о расширении жилплощади. Благоприятной также является ситуация, когда пожилые муж и жена живут вместе в отдельной квартире, навещают детей, помогают в воспитании внуков, не мешая им постоянным присутствием.

На здоровье и на продолжительность жизни существенное влияние оказывают личностные свойства человека. Люди с хорошим характером, миролюбивые, гораздо лучше противостоят заболеваниям. Однако подавление своих негативных чувств может ухудшать состояние здоровья. Очевидно, необходимо научиться тактично, не ущемляя окружающих, давать выход своему раздражению (например, уединиться и сознательно покричать в свое удовольствие, поколотить подушку) или, что еще лучше, выпускать пар с помощью физических нагрузок.

По данным американских исследователей, вспыльчивость, агрессивность, вечное недовольство собой и окружающими увеличивают почти в 5 раз смертность людей от различных болезней, особенно сердечно-сосудистых

Смерть близких людей оказывает тяжелое травмирующее влияние на любого человека, а на пожилого в особенности. В ответ на смерть супруга часто развиваются затяжные реакции горя и утраты, которые резко снижают качество жизни и уровень социального функционирования. Все это сопровождается тяжелыми, в том числе суицидальными переживаниями, тягостными состояниями одиночества, потерей смысла жизни. Однако верующий человек по-другому смотрит на болезни, жизнь и смерть. Доказано, что вера в Бога способствует ослаблению депрессии, помогает сопротивляться болезням, приспосабливаться к ним.


Одна из притч Евангелия дает самое простое и эффективное средство от болезней:

Но вот Господь сжалился над расслабленным, подошел к нему и сказал: «хочешь ли быть здоров? …встань, возьми постель и ходи». И расслабленный тотчас выздоровел, и взял постель свою и пошел. Потом Иисус встретил его в храме и сказал ему: «Вот ты выздоровел, не греши больше, чтобы не случилось с тобой чего хуже».


Некоторые исследователи сравнивают участие в религиозных ритуалах с мощным психотерапевтическим воздействием опытных психотерапевтов.

10 Старость как социальная проблема » СтудИзба

§ 3. Старость как социальная проблема.

Проблема старения человека является той проблемой, которая затрагивает каждого в равной степени и в любом возрасте. С какими проблемами сталкивается пожилой человек в современном обществе, и с какими проблемами сталкивается общество при решении вопросов, связанных с пожилыми людьми?

Во-первых, это проблемы экономического порядка. Пожилые люди в силу объективных причин в подавляющем большинстве являются нетрудоспособными, а потому возникает проблема их материального обеспечения. Во-вторых, это проблемы нравственных взаимоотношений как пожилого человека с обществом, так и общества с пожилыми людьми. В-третьих, это круг вопросов, связанных с решением проблем ослабленного здоровья пожилых людей. В-четвёртых, немаловажным является решение проблемы досуга, культурно-нравственной востребованности пожилых людей, рекреации, адаптации пожилого человека, ещё недавно принадлежащего к трудоспособной возрастной когорте, к новой социальной роли. Разумеется, в разных странах, в различных культурах все эти проблемы разрешаются по-разному.

В современном обществе успешно существует и развивается специальная наука геронтология[1], изучающая феномен старения и все те проблемы, явления, которые с этим феноменом связаны. Также существует специальная профессия – геронтолог, носящая медико-социальный характер. Главной задачей геронтолога является специализированный подход к решению медико-психологических проблем, возникающих у пожилых людей. Решением социально-медицинских проблем пожилых людей занимаются социальные геронтологи[2].

Перед современной Россией, как и большинством индустриально развитых стран, в ХХ веке остро встала проблема роста доли людей пожилого возраста. Это связано с двумя основными причинами: увеличением средней продолжительности жизни населения и резким сокращением рождаемости.

В индустриально развитых странах происходит резкое снижение естественного воспроизводства населения, т.е. количество рождающихся детей не восполняет естественных пропорций демографической стабильности общества, что приводит к сокращению доли молодого поколения по отношению к доле людей старшего возраста. Подобные тенденции характерны для подавляющего большинства современных индустриально развитых обществ. Рост уровня жизни приводит к тому, что люди начинают по иному относиться к проблеме воспроизводства населения. Интересы людей в подобных обществах переносятся с проблемы количества (главное – больше детей в семье) на проблему качества (главное – в каких условиях будут жить дети или ребёнок), следствием чего является ситуация, когда подавляющее большинство семей имеют либо одного, либо двоих детей.

Кроме этого в индустриально развитых странах с высоким уровнем жизни и стабильной экономико-политической системой наблюдается феномен увеличения средней продолжительности жизни, что является заслугой более благоприятных материальных условий жизни, а также достижений современной медицины. В среднем в данной категории стран доля лиц старше 60 лет составляет 12-22% от общей численности населения[3].

В целом в индустриально развитых странах процесс старения населения начался около 30 лет назад и развивался нарастающими темпами. Этот процесс пока не затронул слаборазвитые страны, однако, по мнению демографов Организации Объединённых Наций, предполагаемый резкий спад рождаемости населения в этой части мира будет означать начало активного старения населения во всём мире, что проявится уже в ближайшие десятилетия. По прогнозам ООН к 2025 году доля пожилых людей составит около 20% от общемировой численности населения[4]. 

Современное общество породило несколько вариантов социальных теорий старения, общая цель которых – обосновать социально-философскую позицию пожилого человека и отношения общества к нему.

1. Теория разъединения, освобождения. В ней утверждается, что  со старением человека происходит разрушение его социальных связей, освобождение от различного рода обязанностей, вызывающее определённое отдаление пожилого человека от общества, подготовку этого человека к последнему этапу его жизни – смерти.

2. Теория активности. Её сторонники считают, что при нормальном процессе старения человек должен сохранять и даже по возможности увеличивать свои контакты с окружающими, поскольку с отходом от трудовой деятельности у него высвобождается масса свободного времени.

3. Теория развития и непрерывности жизненного пути. С позиции этой теории, индивидуальный опыт каждого этапа жизни подготавливает личность к обретению и выполнению новых социальных ролей и функций на следующем этапе и старость, как этап, ничем не отличается от предыдущих.

4. Теория маргинальности представляет старость как состояние девиантности. Положение стариков – это положение изгоев, удел которых – низкие доходы и ограниченные возможности, из чего следует предписание пожилым людям пассивной роли в жизни общества.

5. Теория возрастной стратификации. Сторонники этой теории рассматривают общество как совокупность возрастных групп, которые имеют обусловленные возрастом различия в способностях, ролевых функциях, правах и привилегиях, т.е., по их мнению, общество разделено в возрастном и социальном отношении[5].

Процессы старения населения, являясь своего рода приметой нашего времени, характеризуют начало нового этапа развития демографических отношений и вызывают серьёзные демографические, экономические, общественные, социально-психологические, культурные и медицинские последствия. Можно выделить четыре группы проблем, которые влечёт за собой глобальное старение современного общества.

Во-первых, это демографические и макроэкономические последствия, которые затронут такие характеристики, как:

—         показатель рождаемости;

—         продолжительность жизни и особенно верхние пределы долгожительства, а также количества пожилых людей, которые хотели бы достичь их;

—         распределение материальных ресурсов меду представителями различных поколений;

—         отношение к коллективной ответственности за обеспечение соответствующих стандартов и качества жизни пожилых людей;

—         уровень производительности труда.

Во-вторых, будет затронута сфера социальных отношений. Произойдут существенные изменения:

—         в структуре семейно-родственных отношений;

—         в системе поддержки друг друга разных поколений;

—         в характере выбора будущей профессии;

—         в структуре потенциальной занятости.

В-третьих, изменение демографической структуры отразится на рынке труда, в частности:

—         изменится соотношение между умственным и физическим трудом и отношение общества к трудовой деятельности;

—         встанет вопрос о профессиональной ориентации и переквалификации трудящихся в пожилом возрасте;

—         трансформируется отношение пожилых трудящихся и работодателей к трудовой деятельности как таковой и проблеме выхода на пенсию;

—         изменятся пропорции занятости среди женщин и мужчин, поскольку женщин в пожилом возрасте значительно больше, чем мужчин;

—         обострится социальный характер проблемы безработицы и потребуются новые подходы к её решению;

—         повысятся возрастные границы выхода на пенсию.

В-четвёртых, изменения коснутся функциональных способностей и состояния здоровья пожилых людей, что повлечёт серьёзные последствия для социальных служб. Так, например, можно предположить, что:

—         расширятся возможности пожилых людей функционально удерживать приобретённые знания, навыки и умения, а также возможности овладевать новыми областями фундаментальных и прикладных наук, новыми профессиональными знаниями;

—         пожилые люди станут необходимым ресурсом для рынка труда и жизнедеятельности общества;

—         изменятся потребности в уходе за пожилыми людьми и в потреблении социальных услуг;

—         произойдут серьёзные перемены, связанные с интенсивностью, эффективностью и результативностью медицинского и социального обслуживания пожилых людей[6].

Очевидно, что вышеперечисленные факторы представляют лишь вершину айсберга объективных перемен в жизни общества. К ним следует добавить и широкую гамму субъективных факторов, которые, безусловно, изменят и внутренний мир человека, представителя любого поколения, населяющего «общество пожилых».

В странах, где процесс старения выражен наиболее отчётливо, произошли радикальные изменения соотношения численности трёх основных групп населения: допроизводительного, производительного и послепроизводительного возраста. В связи с этим, высказывалось мнение, что старение населения является причиной социальных конфликтов, так как с экономической точки зрения старые люди якобы представляют для общества обузу, так как затраты на их содержание постоянно увеличиваются. Однако подобная позиция не находит поддержки у подавляющего большинства специалистов, исследующих эту проблему. Наоборот, в противоположность вышеуказанной точке зрения, в современной геронтологии высказывается мысль о том, что всеобщий характер постарения населения находится в прямой зависимости от уровня экономического и общественно-политического развития и в целом является прогрессивным процессом. Общество, в котором велика доля пожилых людей, является обществом, в котором достигнут уровень жизни, достаточный для того, чтобы обеспечить такой уровень функционирования систем здравоохранения и социального обеспечения, который позволил бы позволяющему большинству населения доживать до весьма преклонных годов.

Но, несмотря на всё вышесказанное, процесс глобального старения населения, всё-таки, имеет свои отрицательные стороны, поскольку сопровождается резким снижением уровня рождаемости, что в перспективе ведёт к резкому дисбалансу количества людей трудоспособного и нетрудоспособного возраста. Однако, постоянно увеличивающаяся производительность труда даёт основание предполагать, что совершенствование технологий производства компенсирует все недостатки данного явления.

Таким образом, каждое общество или социальная группа или даже отдельный индивид сами для себя определяют, в соответствии с какой из вышеперечисленных теорий строить свои отношения с пожилыми людьми или наоборот, будучи пожилыми людьми, относиться к собственной социальной роли и положению в обществе, семье, социальной группе.

1.      

Проблемы пожилых людей в России и пути их решения.

Проблемы пожилых людей

Придет время, и каждый из нас состарится. Как знать какой будет твоя старость? Возможно ты будешь полон сил и желаний, отправишься в авантюрное путешествие? А может быть наконец-то сможешь себе позволить никуда не бежать, заняться любимым делом, читать много книг, ходить чаще в театр, и высыпаться по утрам? Поверьте, и старость бывает в радость!

Но бывает и другая — пугающая сторона этого периода жизни, о которой мы неохотно думаем. О ней не принято говорить открыто и вслух. Проблемы пожилых людей начинают нас касаться лишь тогда, когда в нашем окружении близкий человек переходит в эту категорию и о них стоит задуматься и поговорить подробнее.

Научный подход к вопросу о старении

Геронтология – это наука, изучающая биологические, психологические и социальные аспекты старения человека, механизмы продления жизни. Геронтологи, психологи, медицинские работники ведут исследования в данной области:

  • медицинское обслуживание пожилого населения;
  • меры профилактики хронических заболеваний, которые считаются «болезнями старости»;
  • распространенные причины смертности в старости;
  • долголетие, продолжительность жизни;
  • возрастные особенности, изменения;
  • возможности взаимодействия социумом людей в преклонном возрасте;
  • социальные, психологические проблемы;
  • изучение демографической ситуации в области старения населения.

Здоровье

Одна из самых первых и распространенных проблем. К большому сожалению, мало кто может похвастаться крепким здоровьем в пожилом возрасте. Активный физический труд или наоборот – «сидячая работа», экология, стрессы все это не добавляет здоровья, о котором мы задумываемся, как правило, только тогда, когда уже надо решать проблему.

Основные проблемы, в пожилых людей связаны с хроническими заболеваниями. Некоторые из них достаточно хорошо поддаются профилактике, имеют контролируемый характер или возможно отсрочить их появление при условии соблюдения рекомендаций и здорового образа жизни.

Часть проблем со здоровьем возможно преодолеть, если они выявлены на ранней стадии развития. Стоит отметить, что даже для людей со слабым здоровьем благоприятная среда может обеспечить достойную жизнь.

Психологические проблемы старения

Психологические проблемы пожилых

Старость – самый многогранный и сложный человеческий возраст. Основная масса исследований геронтологов рассматривают старение как комплекс утрат – социальных, экономических, физических, индивидуальных. Итогом этого является потеря самостоятельности.

Стоит так же отметить, что старение может сопровождаться и серьезными психическими изменениями.

Наиболее важными потребностями выступают необходимость в медицинском сопровождении и в общении. Ощущение одиночества самым негативным образом может повлиять как на физическое здоровье, так и на психологическое состояние.

Решение вопроса возможно при условии создания определенной среды, позволяющей приспособиться и принять возрастные изменения. Поддержка и внимание со стороны близких людей, общение в кругу ровесников, новые впечатления – это то, что поможет не воспринимать старость как проблему, а подскажет как выйти на новый виток жизни, где черпать вдохновение и радость.

Забронируйте номер
на сайте

и получите 2 дня

проживания родственника в пансионате

бесплатно

Оставить заявку

Социальные проблемы пожилых людей

Помимо вопросов, связанных со здоровьем, появляется необходимость решать возникшие проблемы социального характера. Наиболее чувствительно воспринимают их те, кто всю свою сознательную жизнь занимал активную позицию, много работал, находился в постоянном контакте с большим количеством людей.

С наступлением старости их положение в обществе резко меняется:

  • Чувствуют себя ненужными, лишенными любимого дела, а порой и лишними в своем окружении.
  • Ухудшается материальное положение.
  • Родственники живут своими делами и заботами, совершенно в другом ритме, что дает ощущение равнодушия и пренебрежения.
  • Проблемы со здоровьем ведут к ограничению физических возможностей, что делает пожилого человека еще более зависимым от окружающих, в то время, когда родственников именно этот факт может раздражать в силу определенной занятости, воспитания или других причин.

Такая ситуация естественным образом действует на пожилого человека угнетающе. В этот период определенные черты характера начинают проявляться наиболее ярко (раздражительность, несговорчивость, вспыльчивость).

Все это не способствуют миру в семье и комфортной жизни не только для более молодого поколения, но и для самих стариков. На этом фоне могут развиваться тяжелые формы психических заболеваний, кардинально и неадекватно меняться оценка происходящего.

Восприятие жизни

Согласно исследованиям, американских ученных можно выделить пять вариантов жизненной позиции пожилого человека:

  • Конструктивная позиция. Свойственна тем, кто всю свою жизнь был спокойным, позитивным и открытым. Как правило, эти черты такими и сохраняются. По мере сил человек остается активным, не относятся к недомоганиям как к трагедии и благополучно продолжает жить.
  • Зависимая позиция. Тот, кто всю свою жизнь был слабовольным, пассивным и искал поддержки со стороны окружающих по каждому поводу, так и продолжает жить, только эти черты характера еще более усугубляются. Не найдя отклика со стороны окружающих, человек чувствует себя обманутыми.
  • Защитная позиция. Свойственна замкнутым, волевым и малообщительным людям. Старость ими воспринимается как нечто ненавистное. Они не привыкли рассчитывать на помощь и не желают ею пользоваться. Отстаивают свое желание активно работать, жить в прежнем ритме.
  • Враждебность к миру. Это — «вредные» люди. В каждом видят врага. Им все чем-то мешают, вредят. Во всех своих неудачах они обвиняют общество, родственников. Поведение агрессивное.
    Враждебность к себе и своей жизни. Как правило, это угрюмые люди, склонные к депрессии. В любых обстоятельствах их не покидает чувство одиночества. Смерти не боятся, скорее ждут.

Безусловно, данные категории могут быть представлены и в смешенном виде. Но, как правило, в старости люди редко меняют свою позицию, которой они придерживались всю жизнь.

Перспективы решения проблем

Решение проблем пожилых людей

Не всегда в условиях дома и семьи возможно обеспечить комфортное пребывание человека с ограниченными возможностями здоровья. Для этого может понадобится специальное оборудование, медицинский персонал, круглосуточный контроль и многое другое.

Помимо того, что пожилой человек будет страдать, сталкиваясь с определенными трудностями домашнего быта, неизбежно и все окружающие, домочадцы могут испытывать неловкость в сложившейся ситуации.

На протяжении многих лет наш пансионат профессионально и грамотно решает вопросы пребывания пожилых граждан в комфортных условиях. Обученный персонал, правильное питание, ежедневный уход и теплая атмосфера — все создано для того, чтоб улучшить качество жизни пожилого человека, помочь ему адаптироваться к новым условиям жизни, найти приятное общение, заняться любимым делом и встретить старость без стрессов.

1.3. Социальные, психологические и физиологические проблемы старости

Тема старения и смерти в жизни отдельного человека и общества в целом звучит в различного рода исторических источниках, в том числе самых древних. «Господь создал человека из земли и опять возвращает его в нее. Определенное число дней и время дал Он им, и дал им много власти над всем, что на ней… Не может быть всего в человеке, потому что не бессмертен сын человеческий», — сказано в Книге Премудрости Иисуса, сына Сирахова (ч. 17:1). Там же содер­жатся поучения: «Не удаляйся от повести старцев, ибо и они научи­лись от отцов своих, и ты научишься от них рассудительности и -какой в случае надобности дать ответ»; «Бывай в собрании старцев, и кто мудр, прилепись к тому; люби слушать всякую священную по­весть, и притчи разумные да не ускользнут от тебя» (17:3).

Итак, традиционно с образом старого человека связывались пред­ставления о присущих ему доброте, мудрости, жизненном опыте, ко­торые невозможно игнорировать как при решении сложных жизнен­ных проблем конкретного индивида, так и в жизнедеятельности госу­дарства и общества.

Конфликт между старшими и младшими возрастными поколения­ми всегда был одним из характерных для любого, в том числе рос­сийского, общества. Возрастные противоречия в таких случаях иног­да способны перейти в социальные и даже государственно-полити­ческие, так как нередко именно представители старшего поколения оккупируют всю систему власти и управления в стране, не допуская молодежь к решению кардинальных государственных вопросов и пре­пятствуя естественному процессу обновления и реформ. Между тем общеизвестно, что революционные перемены, проведение реформ, ак­тивизация политических процессов в обществе, как правило, всегда сопровождались обновлением и омоложением государственного ап­парата. Старости свойствен консерватизм, молодости — авантюризм, вполне оправданный необходимостью продвижения вперед, потреб­ностью в свежем воздухе, в новизне в общественной жизни. Вероят-

но, именно поэтому опытные реформаторы делали ставку на моло­дых в революционных проектах, где молодежи всегда предназнача­лась роль лидера, реализатора новых, во многом неприемлемых для старшего поколения, идей и преобразований.

Молодое поколение, которому присуще стремление к новизне, рис­ку, быстрым переменам, не пугает и не останавливает проблема раз­рушения старого уклада (как общества, так и межличностных отно­шений), сопровождающегося иногда даже убийствами невиновных лю­дей и террором. Эта особенность достаточно широко использовалась мировыми государственными и политическими деятелями, а нередко и обычными преступниками при подготовке и проведении всевозмож­ных политических акций и криминальных актов (один из последних тому примеров -недавние события в Москве на Дубровке, где среди физи­чески и психологически подготовленных террористов, захвативших культурный центр, не было, по имеющимся данным, ни одного, чей возраст превышал 40 лет).

Указанная черта молодежи учитывалась в свое время и В.И. Ле­ниным при подготовке революционного переворота в октябре 1917 г. в России, причем мысль о ведущей роли молодого поколения в военных действиях красной нитью проходит в большинстве его работ. Инте­ресно, что огромное значение в его пропаганде коммунистических идей придается непосредственно эмоциональному воздействию на психи­ку молодых людей.

Между тем всем известны примеры засилья власти стариков, когда целые поколения молодых и зрелых людей фактически были отстране­ны от государственного управления. Союзом ССР управляла геронто-кратия. В книге «Антропология возраста» В.В. Бочаров пишет: «О нали­чии некоего возрастного эталона для крупного политического лидера в российской культуре свидетельствует и наше советское прошлое. Вспомним хотя бы множество анекдотов, сопровождавших правле­ние «дряхлых старцев» из последнего Политбюро КПСС. Средством же примирения реального возраста «вождей» с культурой (в данном случае-с традиционной политической культурой), предусматривав­шей иные возрастные параметры, служило «Изобразительное творче­ство». В результате «вожди» всегда представали на портретах «мужчи­нами в расцвете сил». Как анекдоты, так и «изобразительное творче­ство», несомненно, надо рассматривать в качестве культурной реакции на возрастные характеристики политических лидеров»16.

Таким образом, нельзя не признать существование государствен­но-политического аспекта проблемы старения и старости, обуслов­ленного тем местом, которое в данный исторический период в конк­ретном государстве занимает старшее поколение, степенью активно­сти и эффективности его участия в общественном развитии.

Межпоколенный конфликт традиционно, фактически в любом об­ществе, был социальной проблемой, обусловленной одновременным старением массы людей. Показателен опыт христианского правосла­вия, обучающего молодое поколение беспрекословному уважению и послушанию по отношению к старшим. Антоний Великий говорил:

«Твердо знайте, что ни преуспеть, или возрасти и сделаться совер­шенным вы не можете, ни уметь верно различать добро от зла вы не будете, если не будете повиноваться отцам вашим. Отцы ваши сами так поступали: повиновались отцам своим и их наставления слушали;

оттого и преуспели, возросли и сделались сами учителями».

Одной из существенных, но не признаваемых публично причин воз­никновения конфликта между старшим поколением и молодежью слу­жит физическая немощь стариков, влекущая за собой потерю ими со­циальной активности и невозможность решения ими многих личных, даже интимных проблем. Отношение к старости и старикам периоди­чески проявлялось в нежелании оказывать им реальную помощь, в том числе-в продлении жизни. Некоторые ученые Запада начиная с английского философа Г. Спенсера и немецкого ученого А. Вейсмана вообще выступали против идеи увеличения продолжительности жиз­ни, что определенным образом сближало их позицию с обычаем унич­тожения стариков в некоторых первобытных обществах. Нередко и сегодня можно встретить тех, кто требует сократить усилия и расхо­ды общества, направленные на увеличение срока человеческой жизни, обосновьюая данньш подход экономической целесообразностью и бре­менем излишней нагрузки на людей, которые способны трудиться.

Вынужденный переход данной категории граждан в положение иждивенцев, как это ни жестоко, сопровождается явно выраженным отторжением их обществом. Так называемая геронтофобия (неприя­тие, отторжение пожилых людей) распространена и в России. Дей­ствительно, пожилому человеку почти невозможно устроиться на ра­боту, быть допущенным к выборам на руководящую должность или в органы представительной власти. Ни высшее профессиональное об­разование, ни огромный опыт работы не ставятся в заслугу, если свою

кандидатуру даже на невысокую и не очень престижную должность вьдвигает человек пенсионного возраста. Легкомыслие, поспешность, низкая квалификация, халатность и другие качества, свойственные некоторым молодым сотрудникам, все же предпочитаются профес­сиональным и личностным достоинствам претендента на должность с единственным «недостатком» — пожилым возрастом.

Таким образом, старость представляет собой своеобразную стиг­му, клеймо человека, она вызывает своеобразное осуждение со сто­роны общества, как будто человек виноват в том, что стал старым.

Истории известны случаи, когда отношение к старикам в различ­ных обществах было связано с крайним проявлением жестокости, вплоть до их убийства. Например, в давние времена старики-якуты, чувствуя близость смерти, просили закопать их живьем. В Индии до сих пор в некоторых кастах существует традиция, согласно которой старый человек самостоятельно добирается до кладбища, чтобы уме­реть там. Подобные обычаи были приняты также среди аборигенов в Северной Канаде, в Древней Японии.

Мы полагаем, что уничтожение стариков, в том числе их доб­ровольный уход из жизни, в те далекие годы было обусловлено дву­мя обстоятельствами. Во-первых, старый человек не мог так же интенсивно, как раньше, работать, а иногда вообще не был спосо­бен к труду. Он становился лишним, что в условиях постоянной угрозы голода в древности было совершенно неприемлемо. К тому же старый человек не мог с оружием в руках защищать свое пле­мя или род. Во-вторых, как можно предположить, в тех культурах, в которых было принято избавляться от старых людей, они, по-видимому, не рассматривались носителями социально ценной ин­формации, без которой не могло существовать данное сообщество. В-третьих, старый и немощный индивид олицетворял наступаю­щую смерть, которая на древнего человека наводила ужас. Поэто­му было лучше всего не дожидаться неизбежного конца и всех предсмертных явлений и заранее избавиться от старика. Во мно­гих сообществах при этом отсутствовали могилы конкретных лю­дей, которые требовали к себе какого-то отношения, и это также не давало повода думать о смерти.

Традиционно существует конфликт отцов и детей внутри одной се­мьи, когда авторитарность и деспотизм отца подавляет личность сына, вызывая ненависть, хотя нередко и завуалированную. Криминолог

Д.А. Шестаков приводит характеристику взаимоотношений между отцом и сыном, которую дал на суде Ю.А. Балановский, организатор вооруженной банды, совершившей ряд убийств с целью завладения крупной суммой денег: «Отец сеял смятение в мою душу, вызывая злобу. Он никогда не баловал меня, да я и не просил его об этом, зная, как трудно ему расстаться с деньгами. Мне хотелось привести до­мой товарищей, девушку, но это вызывало раздражение родителей. Отношения накалялись, намечалась перспектива моего ухода из се­мьи, с которой меня ничего не связывало»17.

Осужденные (как мужчины, так и женщины) отмечают у себя чув­ство ненависти и неприязни к родителям, в том числе при отсутствии понятных для посторонних причин. Многолетние исследования, прове­денные нами, показали: главным источником негативных эмоций по от­ношению к родителям является то, что они в явной форме отвергали своего ребенка (подростка): били, оскорбляли и унижали его, выгоняли из дома, не интересовались его делами и не помогали ему. Негативное отношение к таким родителям практически не изменяется в течение всей жизни.

Интересен опыт психоанализа, проведенный и описанный 3. Фрейдом, который объясняет проблему взаимоотношений отца и сына на осно­ве исследований сновидений молодого человека (еврея по националь­ности), длительное время ухаживающего за больным старым отцом. Объективная ситуация сложилась таким образом, что отец был дол­го болен, а его уход и лечение стоили сыну много денег. Однако он не терял терпения, у него никогда не появлялось желания, чтобы все по­скорее закончилось. «Он хвалится, — отмечает 3. Фрейд, — что про­являл по отношению к отцу истинно еврейский пиетет и строго выпол­нял все требования еврейского закона».

Между тем психоаналитик отмечает, что в глаза бросается явное противоречие в мыслях, относящееся к сновидению. «Хвастливые уверения в его богобоязненном пиетете клонились к тому, чтобы от­влечь внимание от этих воспоминаний. При таких условиях обыкно­венно появляется желание смерти по отношению к тому, кто причиня­ет нам все эти страдания, и это желание скрывается под маской мыс­лей сострадания, например: это было бы для него спасением… Враж­дебные душевные движения против отца, вероятно, накапливались в «бессознательном» пациента еще с детских лет, а во время болезни отца, замаскировавшись, иной раз робко проскальзывали в сознание…

Если мы проследим до корней подобные враждебные чувства к отцу в детской жизни, то вспомним, что страх перед отцом является пото­му, что отец уже с самых ранних лет противится сексуальным прояв­лениям мальчика (эдипов комплекс). Такое же положение обыкновен­но повторяется снова по социальным мотивам в возрасте после на­ступления половой зрелости»18.

Говорят, что душа не стареет, увядает лишь тело. Несмотря на старость, человек не может отказаться от всех потребностей моло­дости и продолжает находиться во власти многих свойственных ей эмоций. Уже в этом видится конфликт: физическое старение организ­ма противоречит тем желаниям, мечтам и устремлениям, которые постоянно порождает наша духовная сущность. О. Уайльд писал в одном из произведений: «Трагедия не в том, что стареешь, а в том, что остаешься молодым».

Интересно отражены чувства стареющего человека писателем Ю. Олешей, утверждавшим, что дожить до старости -это фантасти­ка: «Ведь человек может и не дожить до старости. Не правда ли? А фантастика заключается в том, что мне кажется, будто меня показы­вают. Так как с ощущением «я живу» ничего не происходит, оно оста­ется таким же, каким было в младенчестве… и я воспринимаю себя по-прежнему молодо и свежо. А этот старик необычно нов для меня. Ведь я мог и не увидеть этого старика, во всяком случае, много-много лет, не думая о том, что увижу. И вдруг на молодого меня… в зеркале смотрит старик. Фантастика! Теперь нас двое — я и тот. В молодости я тоже менялся, но незаметно, оставаясь всю сердцеви­ну жизни почти одним и тем же. А тут такая резкая перемена, я со­всем другой. Здравствуй, кто ты? Я -ты. Неправда!».

Мужчины и женщины неодинаково переживают старение. Важной проблемой глобального процесса старения населения планеты, по мне­нию специалистов, является рост числа женщин в популяции пожилых и старых людей по мере старения населения. Отмечается, что женщины чаще, чем мужчины, доживают до старческого возраста. Так, в США в 1955 г. соотношение женщин к мужчинам для пожилых людей старше 65 лет составляло 115:100,в 1985г. данная пропорция изменилась -138:100.

По мнению многих авторов, половая дифференциация явно увеличи­вается с возрастом, что подтверждается соответствующими показа­телями европейских стран. Так, соотношение числа женщин старше 65

лет к числу мужчин того же возраста в Германии составляет 140:100; а в возрасте 80 лет и старше — 205; в Великобритании — 230:145; во Фран­ции-220:150; в Италии-205:145; в Швеции -185:135; в Швейцарии -215:150;вГолландии-230:150;вЯпонии-195:14519.

Другой важный аспект роста численности пожилых и старых жен­щин в популяции лиц старше 65 лет — увеличение количества вдов. По некоторым данным, в 1994 г. пожилые мужчины в США вдвое чаще состояли в браке, чем женщины: 77 % мужчин и 43 % женщин. При этом половина всех пожилых женщин в 1994г. остались вдовами. Это пятикратно превышает число вдовцов — 8,5 млн женщин и 1,7 млн мужчин.

Женщины более жизнестойки и менее подвержены воздействию экстремальных факторов, а также алкоголизму, вовлечению в поли­тические и военные конфликты, преступления и т. п. Соответственно по сравнению с мужчинами у них показатели смертности во всех возраст­ных группах в три-четыре раза ниже. У мужчин старше 15 лет в Рос­сии в 1990-е годы по всем возрастам наблюдается стремительный рост смертности. Причем чем старше мужская возрастная группа, тем этот показатель выше. Только в 1998 г. в результате несчастных случаев, отравлений и травм погибли 202 тыс. человек, из них 170 тыс. мужчин и 32 тыс. женщин.

Мужчины значительно чаще, чем женщины, ум ирают от заболе­ваний: инфекционных и паразитарных — в 7 раз, болезней органов ды­хания — в 6 раз, болезней органов кровообращения — в 5 раз. Е.П. Тавокин в книге «Социальная статистика» утверждает, что для муж­чин характерна сверхсмертность практически во всех возрастах.

Для мужчины главным становится продление как можно дольше своих физических, сексуальных возможностей. Изучение большой группы мужчин в возрасте 67-70 лет выявило у них отсутствие сни­жения интереса к сексуальной стороне жизни. Однако выяснилось, что интерес к сексу, как и физическая возможность реализовать его, зависят от регулярности в сексуальной активности в течение жизни, а также коррелируют с ее уровнем в более молодые годы.

Для стареющей женщины самой главной проблемой является со­хранение внешних данных, красоты, хорошей фигуры, привлекатель­ности. Как представляется, для женщин проблема старения психоло­гически является более болезненной, чем для мужчин. Один из са­мых драматических моментов, которые для женщины символизиру-

ют старость, — отсутствие интереса к ней мужчин. На наш вопрос о первом ощущении себя стареющей женщиной одна из наших респон-денток, 60-летняя К., ответила так: «Это был день, когда в перепол­ненном троллейбусе мне уступили место и назвали бабушкой. Я за­помнила не только эту дату, но даже время этого эпизода. Пришла домой и сказала своей дочери: теперь я точно знаю, что стала старой, хотя до случившегося еще сомневалась в этом».

Общественное признание женщины в качестве молодой, хотя она в пожилом возрасте, несомненно, влияет на ее физиологическое со­стояние и психологию, которые при этом будут соответствовать мо­лодости в большей степени, чем при отсутствии такового или более того -в условиях постоянных напоминаний о возрасте, стареющей внешности, унижения со стороны кого-либо из окружающих. Так, осужденная М. (62 лет) рассказала, что муж, с которым она прожи­ла более тридцати лет, постоянно ее оскорблял, называя проститут­кой, не разрешал носить яркую одежду, красить губы и т. п. Кроме того, он высмеивал ее внешность, походку, называл «страшилой». В результате к 40 годам (и фотография действительно это подтверж­дает) симпатичная женщина превратилась в старуху, к тому же при­обрела несколько серьезных заболеваний на нервной почве. «Мне уже в пятьдесят лет казалось, что я зажилась на этом свете, так как чувствовала себя на все семьдесят, а то и восемьдесят лет. Пожалуй, и жить-то уже надоело, такой старой я считала себя…».

Надо отметить, что женщины старших возрастов в местах лише­ния свободы стремительно стареют. Но причиной этого является не только и не столько фактор изоляции от общества, сколько весь их образ жизни до взятия под стражу (постоянное употребление спирт­ных напитков, нахождение под судом и следствием, общение с други­ми преступниками и т. д.). Эти обстоятельства действуют еще более разрушительно, если преступница неоднократно привлекалась к уго­ловной ответственности и жила от преступления до наказания. Реци­дивистки 40-50 лет часто выглядят глубокими старухами.

Реалистично и проникновенно звучит тема процесса старения в романе Ги де Мопассана «Сильна как смерть», в котором отражена психология женщины, не находящей сил смириться с надвигающейся старостью. Вот небольшой отрывок из этого произведения:

«Когда-то она, как и все люди, понимала, что годы идут и вле­кут за собой перемены. Как и все люди, она каждую зиму, каждую

весну, каждое лето говорила и другим, и себе: «Я очень измени­лась с прошлого года». Но все еще красивая, хотя и несколько иной красотой, она не расстраивалась. А теперь она уже не могла спо­койно смотреть на медленное шествие времен года — она вдруг увидела и поняла, что мгновенья улетают с чудовищной быстро­той. Внезапно у нее возникло ощущение, что часы бегут, возникло ощущение незаметного течения, которое, если начать задумываться над этим, способно довести до безумия, — ощущение бесконечного следования друг за другом крошечных, торопливых секунд, гры­зущих тело и жизнь человека… Она опускалась на колени перед большим дубовым распятием и голосом души обращалась к бо­жественному страдальцу с безмолвной и скорбной просьбой… Она не просила его сделать для нее то, что он никогда и ни для кого не делал, — до самой ее смерти не отнимать у нее обаяние, изяще­ство, свежесть; она просила лишь немного покоя и небольшой от­срочки. Конечно, она должна состариться и умереть. Но почему так скоро? Иные женщины долго-долго сохраняют красоту! И раз­ве не может он сделать так, чтобы и она долго оставалась пре­красной? Ах, если бы тот, кто сам столько страдал, по милосер­дию своему оставил ей еще хоть на два-три года ту долю очарова­ния, которая нужна ей, чтобы нравиться!»21.

Многие ученые считают, что с точки зрения возрастных биологи­ческих изменений женщины стареют медленнее. Так, немецкие ге-ронтологи выявили: изменения в тканях старых женщин находятся на уровне состояния тех же тканей у мужчин, которые по возрасту на восемь лет моложе их. Кстати, эта разница в общей устойчивости и жизнеспособности в пользу женщин характерна для всей их жизни, а не только для старости. Распространенное мнение о том, что женщи­ны стареют раньше мужчин, обусловлено тем, что, к сожалению, очень часто первые перестают заботиться о своем здоровье, гигие­ническом и профилактическом образе жизни и здоровом питании, что, в свою очередь, приводит к изменениям внешнего вида. Как мы от­мечали выше, огромное влияние на процесс старения людей оказыва­ет их образ жизни. Естественно, он сказывается и на внешности.

Традиционно ученые-антропологи предполагали, что адаптация, рост и развитие человека происходят до молодой взрослости. Счи­талось, что максимального развития его способности достигают к 20-25 годам, затем постепенно начинается их возрастное снижение.

Однако существуют доказательства того, что многие люди добива­ются своих самых высоких творческих успехов в возрасте за 60 и даже 70 лет. Современная антропология допускает мысль о том, что адаптация, рост и развитие продолжаются в течение всей жиз­ни, хотя существует значительный пробел в исследованиях поздних стадий жизни человека. Свидетельство тому — встречающиеся слу­чаи, например, роста зубов в старом возрасте, беременности у по­жилых женщин при многолетнем отсутствии менструаций, обновле­ния кожи и улучшения обмена веществ и т. п. Вместе с тем старо­сти более свойственны значительные расстройства здоровья, обус­ловленные болезнями, которыми поражается теряющий иммунитет увядающий организм.

Отчего люди стареют? Почему вынуждены зависеть от процесса, который ведет их к неминуемой смерти?

Среди примитивно организованных существ, находящихся на низ­ком уровне эволюционного развития, есть примеры фактического бессмертия. Условием этого является способность регенерации, обновления ткани и непрерывной замены отмирающих клеток дру­гими, новыми, возникающими при их делении. Чембыстрее часть клеток отмирает, тем интенсивнее качественно и количественно воспроизводятся новые запасы. Примерами могут служить лен­точный червь, у которого из маленькой головки после отсечения всего тела вновь отрастает новое тело, или гидра, полностью об­новляющая ткани тела…

У простейших одноклеточных вообще не существует отмирания, так как каждая клетка через определенный период времени делится, переходя в две родственные молодью клетки. Индивидуальное бы­тие такого организма кратковременно, однако за счет деления он как бы переходит в новые особи, и жизнь продолжается без процесса ста­рения как такового.

Известно, что ни одна клетка не может существовать вечно. Либо она со временем делится, либо отмирает. Способность клетки к де­лению постепенно ослабляется и пропадает, причем чем выше эво­люционное развитие организма, тем больше в нем клеток, не способ­ных делиться. Даже в самых благоприятных условиях время жизни клетки ограничено, и обреченная на отмирание, отягощенная различ­ными дефектами и повреждениями клетка в конце концов вырожда­ется и умирает.

В сущности, жизнь -это процесс, в котором происходит постоянная борьба противоположностей, старого и нового с прирожденным стрем­лением организма к саморегулированию.

Старость с биологической точки зрения объясняется по-разному. Однако очень редко в заключении патологоанатомов констатируется, что смерть наступила от старости. Почти всегда ее причинами явля­ются те или иные болезни, тем более что для старого организма даже нетяжелая болезнь может стать роковой. В целом проблема болезни и психологическое состояние человека, противостоящее ей, — тема от­дельного исследования, выходящая зарамки нашей компетенции. Мы коснемся ее лишь в той части, которая связана с проблемами измене­ний физиологического и психологического состояния лиц пожилого и стар­ческого возраста.

Существует мнение, что основная причина и старости, и болезни лежит в нарушении биоэнергетических процессов в организме как результате неправильного питания. Одна из наиболее распростра­ненных теорий — холестериновая, хотя и не получено достоверных объяснений тому, что несмотря на употребление преимущественно холестериновой (содержащей животные жиры) пищу, многие наро­ды меньше подвержены атеросклеротическим изменениям в орга­низме, нежели иные, ее избегающие. Примером тому может слу­жить исследование племени масаи (Африка), у представителей ко­торого, несмотря на огромное употребление в пищу мяса и молока (на растительную пищу установлено табу), с возрастом не увеличи­вается вес, чрезвычайно редки сердечно-сосудистые заболевания (гипертония, коронарная болезнь) сохраняется низкий уровень холе­стерина в крови.

Популярна генетическая теория атеросклеротического процесса, которая объясняет старение как запрограммированное генами явле­ние. В каждый вид организма заложена программа развития, где про­цессы старения начинаются с момента оплодотворения яйцеклетки, нарушения процесса саморегуляции, передачи информации. В орга­низме, образованном слиянием двух клеток, по идее, белковые струк­туры должны быть одинаковыми, а получается, что функции их раз­личны.. Предполагается, что старение организма-это его новое ка­чество, и оно вовсе не означает снижения жизненно важных функций.

Исследования показали, что более чем из 100 ферментов, суще­ствующих в организме, 42 с возрастом снижают активность, 43 оста-

ются в норме, а 20, наоборот, увеличивают. Выходит, что старость -это не болезнь22.

Одна из теории объясняет старение тем, что при окислительно-восстановительных процессах в организме образуются свободные ра­дикалы, представляющие собой высокоактивные и агрессивные хи­мические обрывки молекул, имеющих неспаренный электрон. С ними связывают повреждение белков, нуклеиновых кислот и — главное -мембран клеток. Так же пытаются объяснить и природу онкологи­ческих заболеваний и некоторых иных болезней.

Существует учение японского профессора Коцузо, объясняющее старение как нарушение обмена веществ (отравление, зашлаковыва-ние организма в результате неправильного питания).

Теория старения И. Мечникова состоит в самоотравлении орга­низма по причине плохой работы желудочно-кишечного тракта. В. Райх связывает старение с нарушением биологической пульса­ции: периодическим сжатием и разжатием всего живого. При старении процессы сжатия преобладают над растяжением, вследствие чего ткани теряют упругость, сморщиваются.

Многие ученые и врачи рассматривают старение все же как бо­лезнь или синхронно с ней. Стефан Цвейг писал: «Здоровье для чело­века естественно, болезнь — неестественна. Она проникает внезапно, как что-то чуждое, нечаянно набрасывается на объятую страхом душу и бередит в ней множество вопросов. Жесткими своими когтями из­влекает болезнь из сердца противоречивейшие чувства: страх, веру, надежду, обреченность, проклятие, смирение, отчаяние. Вдвойне тя­жела болезнь для старого человека, хотя вместе с тем в большин­стве случаев болезненное состояние здоровья в старости -это есте­ственное и довольно привычное явление».

Медицинская помощь нередко способна максимально облегчить физические страдания в таких случаях, однако полное излечение слу­чается редко. С течением времени болезни приобретают хроничес­кий, затяжной характер, либо тяжесть их такова, что последствия нео­братимы и в любой момент возможен рецидив (например, инфаркт, инсульт). В каждом отдельном случае реакция человека на свою бо­лезнь, как и старость, протекает по-разному, в зависимости от харак­теристик личности и организма, условий и образа жизни.

Например, при проведении нами исследований среди пенсионеров, проживающих в доме-интернате, тяжело больные и явно неважно чув­

ствующие себя старые люди, в том числе инвалиды 1 или 2 группы, часто определяли свое состояние как хорошее и даже очень хорошее. И наоборот — явно потенциально здоровый, не отказывающий себе в употреблении алкоголя, курящий респондент отвечал, что в его годы здоровье не может быть нормальным, и только исходя из возраста, «по причине износа организма», как заметил один из них, следует считать его очень больным. Таким образом, существует еще и субъективная психологическая оценка, по-разному определяющая самочувствие ста­рого человека и ощущение старости, причем далеко не всегда находя­щаяся в прямой зависимости от объективного состояния его здоровья.

В этой связи уместно привести слова С. Цвейга: «Неоспоримо чув­ствуется в среде умнейших и гуманнейших врачей своего рода тоска по прежнему универсализму, стремление найти пути от замкнутой, локализованной патологии к конституциональной терапии, к осведом­ленности не только об отдельных болезнях, коим подвержен человек, но и о личности этого человека. Исследовав почти до молекулы тело и клеточку, как универсальную материю, творческая любознатель­ность вновь обращает, наконец, свой взор в сторону целостности бо­лезни, различной в каждом случае, и вслед за местными признаками ищет других, высших»23.

Проведенные многочисленные сравнительные исследования с це­лью проверки гипотезы о том, что личностные возрастные изменения являются универсальным аспектом жизненного процесса, привели к выводу, что женщины с возрастом становятся более самостоятель­ными, агрессивными, деятельными. Мужчины же, напротив, чаще бывают пассивными, экспрессивными и зависимыми.

Между тем личностная индивидуальность, несмотря на возраст, порой не только сохраняется, но и становится более выразительной и яркой. Именно в пожилом возрасте некоторые по-новому видят мир:

начинают рисовать картины, сочинять стихи, удивлять своих родных и знакомых кулинарными произведениями и другими талантами, не раскрывшимися в молодости. Хотя вполне возможно, что эти «но­вые» способности долгие годы дремали, ожидая своего часа, когда по волеизъявлению стареющего хозяина им предоставили, наконец, возможность выйти на волю и получить воплощение не в фантазиях, а в материальных формах.

Для многих стариков оставшиеся годы жизни -это последний шанс сделать то, чего до сих пор не удавалось. В молодости чувство «смерт-

ности», ощущение неизбежности окончания своей жизни если и при­сутствует в сознании, то весьма абстрактно, оно больше бессозна­тельно — молодой человек предощущает, что жизнь бесконечна. По­этому для такого возраста свойственно разбазаривание времени и сил, трата их на необоснованные и бесполезные вещи. Для молодого че­ловека характерным является суждение: «Еще успею, жизнь-то длин­ная…». И это действительно так — предположительная продолжитель­ность жизни (даже «бесконечность») предоставляет ему такие воз­можности.

У старых людей все иначе. Поскольку время уже представляет собой достаточно четко ограниченный интервал, в котором пытаться или пробовать уже некогда, то на первый план выдвигаются самые главные, интимные желания и фантазии, на реализацию которых не­редко уходят последние силы. Один ученый, побывавший в доме для престарелых во Франции, рассказывал, как семидесятилетняя ста­рушка жаловалась на то, что ей не предоставляют возможность реа­лизовать мечту ее жизни — прыгнуть с парашютом. Все остальное в ее жизни было, но это заветное желание так и осталось нереализован­ным, что ее очень огорчает.

Умудренный жизненным опытом и печальным багажом потерь скончавшихся друзей, коллег, близких, старый человек способен от­бросить ту большую долю сомнений и стыда перед окружающими, которые ранее ему мешали исполнить задуманное. Он прекрасно понимает, что все равно скоро исчезнет с земли и уйдет в небытие, что, в общем-то, для очень многих будет достаточно безразлично. Потому тот общественный резонанс, который вызовет его занятие в последние годы жизни (скажем, увлечение художественной фото­графией полуобнаженных моделей), не только не остановит, а, на­против, прибавит решимости. Кроме того, для кого-то это еще и стремление к самоутверждению и самовыражению, желание про­длить свой век в памяти людей: ведь о странностях людей после их смерти нередко говорят больше, чем о положительных личностных достоинствах и достижениях.

Существует множество подтверждений тому, что у старого челове­ка меняется ощущение времени, оно течет неумолимо быстро, и этим иногда обусловлена старческая торопливость, суетливость, принятие необдуманных решений, даже не в свою пользу, а во зло себе. Старец Иоанн, 48 лет проведший в Валаамском монастыре, пишет: «Вот что я

заметил: под старость время летит быстрее, ибо чувствуется, что все кончено, приближается время перехода в вечность, как-то и интересы все пропали. А вот открой ум у молодых — и увидишь, как у них фанта­зия играет: они счастливы, получат хороших женихов, будут богаты, и хорошо пойдет семейная жизнь, и многое другое на эту тему…»24.

Социально-психологические и биологические аспекты старости не могут не иметь связи с тем государством и обществом, в котором протекает старость конкретного человека. Она вписана в социальную жизнь и составляет ее неотъемлемую часть, причем отношение госу­дарства и общества к старости и старикам является индикатором их нравственности и зрелости. Кроме того, важное значение имеют усло­вия жизни семьи пожилого человека. Даже при внешнем материаль­ном благополучии, обусловленном приличной пенсией и квалифициро­ванной медицинской помощью, старики бывают одинокими и несчаст­ными, в том числе проживая в семьях своих детей и внуков.

Признавая несомненную важность социально-экономической под­держки в старости, следует отметить, что психологический комфорт и внимание все же являются главным условием благополучия стари­ков. Сами они определяют его таким состоянием души, когда у чело­века есть чувство удовлетворения прожитой жизнью, ощущение соб­ственной необходимости и незаменимости, хотя бы для близких ему людей, когда существуют надежные гарантии личной защищенности не только от бед и катаклизмов внешнего мира, но и унижения и пре­зрения со стороны своих родных и иных окружающих людей.

Сложное искусство для окружающих и родных- создать необходи­мую видимость того, что ненужные советы или никчемная помощь старого отца или матери, деда и бабушки, уже беспомощных физичес­ки, действительно им нужны. Однако старому человеку психологичес­ки необходимо знать и чувствовать, что он по-прежнему нужен, что его ум и опыт так же востребованы, и он живет в полном социальном смыс­ле, а не только функционирует биологически как живой организм.

Нередко внутрисемейные отношения действительно напоминают психологическую игру, которую охотно принимают старые люди. И беда здесь в том, что в нашей стране все бремя и физиологических, и социально-психологических проблем стариков ложится исключитель­но на семью. Отсутствие каких-либо крупных общественных органи­заций, объединяющих пожилых людей, специальных центров для их общения и помощи, реабилитации после болезней или поддержания

хронически больных, приводят к трагедиям семейного и индивиду­ального значения, в том числе к многочисленным суицидам.

Естественно, что у многих состарившихся людей, которые имеют за плечами богатое криминальное прошлое, подобные проблемы не возникают, если они не имеют семьи. Но признания и поддержки они требуют от тех, чьим мнением дорожат на протяжении всей своей жизни -таких же правонарушителей. Нам известно достаточно мно­го случаев, когда бывшие преступники-рецидивисты, уйдя на покой, остаются достойными уважения арбитрами для преступного мира.

Никто не изобрел еще средства от старости и ее пороков, возможно, это нельзя сделать в принципе, и каждое стареющее поколение через конкретное количество лет незбежно передает очередному поколению все те же проблемы, которые так и не решило самостоятельно. И по-прежнему в недалеком будущем, но уже перед поколением новых ста­риков будут стоять все те же неразрешенные человечеством вопросы:

как оставаться полезным людям и обществу, будучи немощным и ста­рым, если это твоя главная потребность жизни? Что делать, если ты еще полон сил, но тебя из-за старости отвергают? Как достойно ста­реть в условиях бедности и неуважения со стороны окружающих? Что предпринять, если ты оказался ненужным в конце жизни ни детям, ни государству, ни себе самому?

Эти и многие другие вопросы, несмотря на актуальность иных про­блем современности, должны получать у нас хоть какое-то разреше­ние, ибо от этого зависит в итоге благополучие в сферах нравственно­сти, культуры, национального здоровья населения России.

Психологические особенности периода старения – Психология – Домашний

Старение происходит постепенно, выражаясь не только в снижении функциональных возможностей организма, но и в психологических изменениях.

Когда-то психологи считали старость периодом постепенного угасания психических функций. Современная психология рассматривает старость как один из этапов развития личности, имеющий особое предназначение. Это время «подведения итогов», и чем ближе к старости, тем реже человек задумывается о будущем, тем чаще оглядывается на прожитую жизнь.

Идеализация прошлого

Внешне это выражается в привычке осуждать «нынешнюю молодежь». Это говорит не только об идеализации своего поколения, но и о готовности причислить себя к социальной группе пожилых людей.

Изменения психики

В первую очередь страдает память. То, что раньше можно было запомнить, теперь приходится записывать. Это может доставлять неудобства, но до 70-летнего возраста ухудшение памяти можно до известной степени компенсировать за счет тренировок.

Обучаемость

Чем старше человек, тем труднее освоить что-то новое. Именно поэтому пожилые люди с трудом учатся обращаться с техническими новинками, которые с легкостью осваивают их внуки.

Консервативность

Даже тот, кто в молодости считал лучшим развлечением перестановку мебели в квартире, в преклонном возрасте может устроить скандал из-за солонки, поставленной на другую полку. Более молодым членам семьи приходится с этим считаться.

Усиление черт характера

Бережливость превращается в скупость, забота о близких – в назойливость, принципиальность – в непримиримость и т. д. Эти изменения личности могут осложнить отношения с окружающими, в том числе и с собственными детьми, внуками.

Снижение способностей

В ряде случаев это приобретает патологический характер. Этого не происходит с теми, кто всю жизнь занимался умственной работой или уделял достаточно времени игре в шахматы, разгадыванию кроссвордов, решению головоломок и другим интеллектуальным развлечением.

Как переживается старение

Социальным рубежом, отмечающим наступление старости, становится выход на пенсию. Это кризисная ситуация, требующая адаптации к новому жизненному укладу. Тяжелее всего это переживают люди, которые всю жизнь посвятили любимой работе, не обзаведясь ни семьей, ни друзьями, ни увлечениями. Выход на пенсию становится для такого человека психологической катастрофой: жизнь лишается смысла.

Легче переживают такие перемены женщины, ориентированные на семью: теперь они могут полностью посвятить себя дому, детям, внукам. Некоторые люди воспринимают выход на пенсию как возможность отдаться тем занятиям, на которые раньше не хватало времени: путешествиям, чтению, рукоделию.

Старение характеризуется и особым отношением к смерти: если в молодости и даже зрелости она казалась чем-то отдаленным и потому не вполне реальным, то на склоне лет перспектива смерти приобретает более конкретные очертания. С этой точки зрения в выигрышном положении находятся верующие люди. Они тоже испытывают страх смерти, но воспринимают ее не как пугающий «конец всего», а как трудный экзамен, переход к новому этапу существования. В этом случае наступающая старость воспринимается как «финишная прямая» к желанному воссоединению с Богом.

Протекание старости и его преддверия – старения – глубоко индивидуально. Какой будет старость того или иного человека, зависит от того, как он прожил жизнь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *