Принципы гештальта в дизайне пользовательского интерфейса / Cloud4Y corporate blog / Habr
Вы когда-нибудь смотря на небо, замечали облако необычной формы, напоминающее животное или образ знакомых вещей? Вы когда-нибудь задумывались, почему и как у вас, просто глядя на пушистое скопление капель воды, возникает эта ассоциация? Это все из-за того, как работает наш мозг.
Мозг всегда пытается понять мир, сравнивая предыдущее восприятие визуальных образов и соединяя точки. У него есть свой «странный» способ восприятия очертаний и формы, группировки информации, заполнения пробелов для создания общей картины.
Понимание того, как работает наш мозг, поможет вам стать более мудрым дизайнером и мастером визуальной коммуникации. Это может помочь определить, какие визуальные элементы наиболее эффективны в конкретной ситуации, и как вы можете использовать их, чтобы эффективно влиять на восприятие, вызывать внимание и изменения в поведении пользователей. Особенно полезна в этом часть статьи, касающаяся решения задач интуитивности дизайна пользовательского интерфейса.
«Великие дизайнеры понимали ту огромную роль, которую играет психология в визуальном восприятии. Что происходит, когда глаза пользователей встречаются с творчеством дизайнера? Как их разум реагирует на сообщение, которым c ними хотят поделиться?
— Laura Busche, Brand Content Strategist at Autodesk
Уже ясно, что визуальный дизайн и психология связаны и оказывают влияние друг на друга. Принципы гештальтизма могут помочь нам понять и контролировать эти связи.
Что такое гештальт?
Гештальт (форма на немецком языке) — это группа принципов визуального восприятия, разработанная немецкими психологами в 1920-х годах. Он основан на теории, что «организованное целое воспринимается как большее, чем сумма его частей»
«Целое это не сумма частей».
— Курт Коффка
Принципы гештальтизма — это попытка описать то, как люди воспринимают визуальные элементы, когда применяются определенные принципы или условия. Они построены на четырех ключевых идеях:
Появление/проявление
Люди склонны идентифицировать элементы сначала в более общей форме. Наш мозг распознает целое быстрее, чем составляющие.
Воплощение/обобществление
Люди могут распознавать объекты, даже если отсутствуют их части. Наш мозг сопоставляет то, что мы видим со знакомыми шаблонами, хранящимися в нашей памяти, и заполняет пробелы.
Множественная стабильность
Люди часто интерпретируют неоднозначные объекты более чем одним способом, переключаясь между альтернативами в поиске определенности. В итоге одна точка зрения станет более доминирующей, в то время как переключение на другую интерпретацию будет усложняться.
Неизменность/инвариантность
Люди могут распознавать простые объекты независимо от их вращения, масштаба и перемещения. Мозг может воспринимать объекты с разных точек зрения, несмотря на их внешний вид.
Для реализации этих идей были сформулированы принципы гештальта, которыми дизайнеры пользовательского интерфейса могут руководствоваться для повышения эффективности визуальной коммуникации.
Основные принципы
Близость
Элементы, расположенные близко друг к другу, воспринимаются как более связанные, чем те, которые расположены дальше друг от друга. Таким образом, различные элементы могут рассматриваться как группа, а не по отдельности.
Как применяется принцип близости в дизайне пользовательского интерфейса?
Мы можем использовать этот принцип для группировки схожей информации, организации контента и упорядочивания элементов и блоков. Правильное использование окажет положительное влияние на визуальную коммуникацию и работу с пользователями.
Как гласит принцип, элементы, которые связаны друг с другом, должны располагаться ближе друг к другу, в то время как несвязанные элементы должны быть размещены раздельно. Незаполненное пространство играет здесь жизненно важную роль, поскольку оно создает контраст, направляющий глаза пользователей по намеченному пути. «Чистое пространство» может усилить визуальную иерархию и управлять потоком информации, что облегчает чтение и сканирование макетов. Это поможет пользователям быстрее достичь своих целей и углубиться в контент.
Мы можем применять принцип близости почти везде от панелей навигации, карточек, галереи и баннеров до списков и основного текста.
Общие области
Аналогично принципу близости, элементы, расположенные в одной и том же замкнутой области, воспринимаются как сгруппированные.
Принцип общей области особенно полезен. И не только в организации группировки информации и контента, а также и в разделении контента, действуя как координационный центр.
Этот принцип может содержать множество признаков, по которым объекты объединяются в более крупные группы. Мы можем использовать линии, цвета, формы и тени. Часто это полезно для вывода элементов на передний план и акцентировании внимания пользователя на взаимодействии с интерфейсом или важность.
Сходство
Элементы, имеющие сходные визуальные характеристики, воспринимаются как более связанные, чем те, которые не имеют сходных характеристик.
Мы склонны воспринимать похожие друг на друга элементы как группу или паттерн. Мы также можем подумать, что они служат для одной цели. Сходство может помочь нам организовать и классифицировать объекты внутри группы и связать их с определенным значением или функцией.
Существуют различные способы сделать элементы воспринимаемыми как схожие и, следовательно, связанные. К ним относятся сходство цвета, размера, формы, текстуры, размера и ориентации. Причем некоторые более «коммуникабельны», чем другие (например, цвет> размер> форма). Когда возникает сходство, объект может быть выделен, будучи отличным от остальных. Назовем такой подход «Аномалия». Он может использоваться для создания контрастности или увеличения визуального веса. Он может привлечь внимание пользователя к определенному фрагменту контента (основной фокус), помогая при просмотре, обнаружении в общем потоке.
Мы можем использовать принцип сходства в навигации, ссылках, кнопках, заголовках, призывах к действию и многом другом.
Замкнутость/завершение
Группа элементов часто воспринимается как одна узнаваемая форма или фигура. При взгляде на сложно расположенные элементы мы стремимся увидеть в них простую узнаваемую форму. Завершение также происходит в мозге, когда объект является неполным, или его части не окончены.
Как гласит принцип «Завершение», при представлении достаточного объема информации наш мозг сделает выводы, заполняя пробелы и создавая единое целое. Таким образом, мы можем уменьшить количество элементов, необходимых для передачи информации, снижая запутанность и делая дизайн более привлекательным. Завершение может помочь нам минимизировать визуальный шум и передать сообщение, усиливая концепцию в довольно небольшом пространстве.
Мы можем использовать принцип «Завершение» в Иконографии, где простота помогает быстро и ясно передавать смысл.
Симметричность
Симметричные элементы, как правило, воспринимаются как принадлежащие друг другу, независимо от расстояния между ними, давая нам ощущение цельности и порядка.
Симметричные элементы просты, гармоничны и визуально приятны. Наши глаза ищут эти атрибуты наряду с порядком и стабильностью, чтобы осмыслить мир. По этой причине Симметрия является полезным инструментом для быстрой и эффективной передачи информации. Симметрия создает комфорт, помогая нам сосредоточиться на том, что важно.
Симметричные композиции хороши, но они также могут быть немного скучными и статичными. Визуальная симметрия имеет тенденцию быть более динамичной и интересной. Добавление асимметричного элемента к во всем остальном симметричному дизайну может помочь привлечь внимание к чему-то полезному или призвать к действию. Симметрия наряду со здоровой асимметрией важна в любом дизайне.
Хорошо использовать симметрию для галерей, товарных выкладок, списков, навигации, баннеров и любых нагруженных контентом страниц.
Принцип продолжения
Элементы, расположенные в линию или на гладкой кривой, воспринимаются как более связанные, чем упорядоченные случайным образом.
Элементы, следующие непрерывной линией, воспринимаются как сгруппированные. Чем более гладкие участки линии, тем более единую форму мы видим — наш ум предпочитает путь наименьшего сопротивления.
Непрерывность помогает нам интерпретировать направление и движение по композиции. Это происходит при выравнивании элементов, и это может помочь нашим глазам плавно перемещаться по странице, повышая разборчивость. Принцип непрерывности усиливает восприятие информации по группам, создает порядок и направляет пользователей через разные сегменты контента. Нарушение непрерывности может сигнализировать о конце раздела, обращая внимание на новый фрагмент контента.
Линейная компоновка строк и столбцов является хорошим примером непрерывности. Мы можем использовать их в меню или подменю, в списках, «каруселях» и так далее.
Общее предназначение/поведение
Элементы, движущиеся в одном направлении, воспринимаются как более связанные, чем движущиеся в разных направлениях или вообще не движущиеся.
Независимо от того, насколько далеки друг от друга элементы или насколько они могут отличаться, если они движутся или меняются вместе, они воспринимаются как связанные.
Принцип более эффективен, когда элементы перемещаются синхронно: в том же направлении, в то же время и с той же скоростью. Он может помочь с группировкой релевантной информации и связыванием действий с результатами. Нарушение синхронности движения может привлечь внимание пользователей и направить их к определенному элементу или функции. Он также может обозначить взаимосвязь между различными группами.
Мы можем использовать принцип общего поведения в расширяемых меню, аккордеон-меню, подсказках, при многоуровневом скроллинге и индикации прокрутки.
Вывод
Дизайн пользовательского интерфейса — это не только красочные пиксели и яркая графика. В основном это коммуникация, эффективность и удобство. Принципы гештальта всегда актуальны, помогая нам достичь этих целей, создавая условия для приятного пользовательского опыта и большего успеха бизнеса.
P.S. Для работы с «тяжёлым» ПО, требующим производительных видеокарт, в том числе для дизайнеров, в нашем облаке доступна GPU (облачная графика) на платформе виртуализации VMware.
Оптимизация визуального дизайна согласно гештальт-принципам сходства и близости (Часть 1)
Процесс чувственного восприятия позволяет нам познавать мир с помощью зрения, обоняния, слуха, вкуса и осязания. В частности, наша зрительная система обрабатывает огромную часть информации. Человеческий мозг не воспринимает элементы отдельно друг от друга, вместо этого он объединяет очертания, объекты и фигуры в формы, доступные для нашего понимания.
Гештальт-принципы восприятия целостного образа представляют собой группу принципов, объясняющих, как мы обрабатываем и организовываем внутри себя этот внушительный объем зрительных стимулов. Гештальт-принципы — сходство, близость, замыкание, фигура-фон, непрерывность и синхронность — это хорошо известные инструменты, используемые дизайнерами для организации информации. Специалисты в области визуального дизайна и интерактивных технологий применяют их на регулярной основе для создания связей и отличий между элементами. Понимание того, как работают данные принципы и как их можно использовать в дизайне, помогает создавать лендинги, характеризующиеся большей вовлеченностью пользователей.
В данной статье будут рассмотрены принципы сходства и близости. В качестве примеров приводятся реальные феномены зрительного восприятия мира, которым вы сможете найти применение в вашей работе. Готовы улучшить свой дизайн? Тогда читайте далее.
Сходство (Similarity)
Гештальт-принцип сходства гласит, что похожие элементы воспринимаются как более связанные друг с другом, чем непохожие. Сходство помогает нам группировать объекты, исходя из их связей с другими членами группы, и на данный процесс могут повлиять такие характеристики, как цвет, размер, форма и ориентация.
Использование цвета для определения отношений в группе
Принцип сходства особенно связан с цветом. Обратите внимание, как в представленном ниже примере фигуры разной формы, но одного цвета влияют на определение общего признака группы или выделение родственной связи:
Ни одна другая характеристика не может превзойти цвет, когда дело доходит до определения отношений между объектами
Использование размера для определения отношений в группе
Размер — это еще один полезный инструмент для создания сходства. В примере ниже схожесть в размере позволяет более крупным фигурам выделиться и сформировать отдельную группу, несмотря на то что все фигуры в рисунке имеют одинаковую форму:
Размер выделяет более крупные квадраты, придавая им особую значимость по сравнению с остальными фигурами
Использование формы для определения отношений
Форма также дает возможность группировать элементы по признаку сходства, но эта характеристика имеет менее выраженный эффект по сравнению с цветом и размером. В данном примере разные формы фигур позволяют объединять элементы в группы, причем человеческому глазу легче выделить вертикальные колонки кругов и квадратов в противоположность горизонтальным рядам перемежающихся кругов и квадратов:
Колонки похожих по форме фигур воспринимаются легче, чем ряды фигур разной формы
Использование ориентации для определения отношений в группе
Ориентация, или положение в пространстве, также может быть использована для группирования по принципу сходства. Повернув некоторые квадраты на 45 градусов, мы получаем отдельную группу фигур, воспринимаемых как связанные между собой объекты. У зрителя даже может возникнуть ощущение, что они движутся вместе в одном и том же направлении по сравнению с другими окружающими их фигурами. Здесь также затрагивается еще один гештальт-принцип — принцип общей судьбы (common fate), или синхронность.
Сходство в ориентации создает подобие
Еще немного о цвете
Как упоминалось ранее, сходство зачастую обуславливается цветом, при этом могут игнорироваться другие характеристики. Например, мы можем не брать во внимание форму, если добавлен цвет. Так, в примере ниже мы в первую очередь воспринимаем чередующиеся ряды красных и белых фигур, а не колонки кругов и квадратов. Попробуйте сами. Постарайтесь увидеть колонки кругов и квадратов. Это возможно, но тяжелее по сравнению с цветными рядами, не так ли?
Довольно трудно не видеть перемежающиеся красные и белые ряды
Мы воспринимаем цвет как более приоритетную характеристику по сравнению с размером. Если мы добавим цвет к использованному ранее примеру с крупными квадратами, то создадим две отдельные группы фигур. Теперь мы будем воспринимать большие красные квадраты как особую группу и отдельно — один большой белый квадрат как независимую, состоящую из одного элемента группу:
Цвет более приоритетен для определения отношений, чем размер
Эти два примера иллюстрируют, насколько мощной силой обладает цвет для определения характера связей между объектами. Попробуйте в своей работе использовать цвет для дифференциации элементов — вы удивитесь, насколько более сильными становятся отношения внутри ваших групп.
Применение принципа сходства на практике
Мы можем использовать принцип сходства в дизайне для передачи групповых и ассоциативных связей, показывая, какие элементы соотносятся друг с другом, а какие нет. Так, два блока статей на новостном портале Salon сгруппированы по признаку общего размера. Мы четко воспринимаем две отдельные группы: с главными новостями (Top Stories) слева и наиболее читаемыми (Most Read) — справа. Несмотря на то что оба блока выполняют одну и ту же функцию, а именно отображают статьи для чтения, группирование согласно размеру придает большую видимость левой группе, что позволяет привлечь внимание пользователей к основным новостям.
Внимание читателей направлено на главные новости сайта Salon с помощью сходства в размере превью статей этого блока
Напротив, отсутствие различия в размере товаров на сайте Amazon.com не придает особой важности ни одному из блоков. Сходство достигается за счет использования предметов одинакового размера и формы, что позволяет нам воспринимать ряды однотипных товаров:
Когда все изображения имеют одинаковый размер, каждый блок товаров имеет равное значение
Использование одинакового цвета
Мы уже знаем, что цвет может быть сильным индикатором сходства, помогающим организовать контент и сделать его более удобным для понимания. В данном примере с сайта Cars.com использование особых цветов позволяет взгляду разделять заголовки, основной текст рекламы и ссылки. Мы ожидаем, что у элементов одного цвета будет одинаковое назначение, а в случае с голубыми ссылками — также одинаковая функциональность.
Одинаковый цвет помогает нам понять назначение и функционал элементов
Близость (Proximity)
Гештальт-принцип близости говорит, что элементы, располагающиеся ближе друг к другу, воспринимаются как более родственные по сравнению с теми, что разделены расстоянием. Как и в случае со сходством, близость помогает нам организовывать одни объекты, исходя из их отношения к другим объектам. Близость — это один из сильнейших принципов для обозначения связи между вещами, помогающий нам понимать и обрабатывать информацию быстрее и эффективнее.
Представленный ниже пример с кругами показывает, как принцип близости может быть использован для того, чтобы помочь нам воспринимать объекты как связанные друг с другом. Как мы видим, круги хаотично распределены в пространстве, не демонстрируя никакой связи между собой, и каждая фигура воспринимается как отдельный объект:
Между этими фигурами не наблюдается никакой связи
Однако стоит сдвинуть круги ближе, как они начинают обретать определенные отношения, и уже не воспринимаются как отдельные объекты:
Фигуры демонстрируют связь, если они расположены близко друг к другу
Пустое пространство
Пустое пространство (White Space) — это необходимый инструмент для создания близости. Если взять те же круги и добавить пустое пространство, мы будем воспринимать их по-другому: на рисунке ниже слева мы видим колонки, а справа — ряды. При этом мы разделяем левую и правую части рисунка на две самостоятельные группы. Используйте пустое пространство в своем дизайне, чтобы усилить разделение по группам, а также для того, чтобы отделить одни элементы от других.
Добавляя пустое пространство, мы изменяем восприятие групп фигур
Сила принципа близости
Близость достаточно сильный принцип для того, чтобы стать приоритетнее других характеристик. Обратите внимание на то, как близость определяет восприятие, даже если присутствуют другие атрибуты, такие как цвет и форма. При всем старании, цвет и форма не могут в данном случае превзойти близость, и каждая группа, отделенная расстоянием, воспринимается как отдельный элемент:
Близость, наконец, одолела силу цвета!
Применение принципа близости на практике
При организации информации в дизайне можно использовать принцип близости для создания отношений между элементами и тем самым способствовать лучшему усвоению информации. Например, группирование изображений из Apple Store в непосредственной близости друг от друга придает им общую связь. Мы воспринимаем их как объединенные одной темой и ожидаем, что контент будет соответствовать этой связи:
Изображения, сгруппированные вместе, воспринимаются как связанные между собой
Однако если мы уберем центральную колонку, мы вдруг увидим две отдельные группы предметов и будем ожидать, что относящийся к ним контент различается:
Если убрать центральную колонку, появляются две отдельные группы
Комбинируя близость и сходство
Для создания более сильных отношений между элементами, группирование по близости может быть дополнено организацией по принципу сходства. Как видно из примера с сайта Amazon.com, группирование по принципам близости и сходства в размере заставляет нас воспринимать две группы объектов по отдельности, при этом особое значение приобретает левая группа:
Группирование на основе принципов близости и сходства создает более сильные отношения между элементами
Близость и иерархия
Близость представляет собой идеальный способ организации иерархии элементов. В примере с сайта компании Crate & Barrel, продающей кухонную утварь, товары сгруппированы вместе под общими заголовками («Посуда и формы для запекания», «Ножи», «Электронные кухонные приборы» и т.д.), что создает отношения внутри групп. Это позволяет сделать просмотр и поиск информации более удобным и легким:
Поиск информации становится легче, когда все опции сгруппированы под заголовками
Если убрать заголовки и группирование похожих элементов по принципу близости, мы потеряем отношения, которые они создавали внутри групп, и найти нужную вещь станет труднее:
Без заголовков поиск информации затрудняется
Заключение
Понимание того, как принципы сходства и близости влияют на отношения между элементами, поможет вам создавать удобный для восприятия дизайн и, в конечном счете, улучшит юзабилити вашего лендинга или сайта. Экспериментируйте с пустым пространством, цветом, размером, формой и ориентацией элементов, а также смешивайте оба принципа вместе, чтобы создавать сильные, удерживающие внимание пользователя связи между объектами.
В следующей статье будет продемонстрировано, как еще два гештальт-принципа — замыкание и фигура-фон — задействуют основное и вспомогательное пространство (positive and negative space) для создания простых, но очень мощных отношений в веб-дизайне.
Высоких вам конверсий!
По материалам: smashingmagazine.comimage source Christian Beirle González
25-05-2016
Гештальтпсихология для тех кто хочет научиться дизайну
Существуют вещи, которые нам не известны. Но это не означает, что их нет … Это касается, в частности, принципов и правил гештальтпсихологии, которые влияют на наше восприятие прекрасного.
Принцип схожести.
Рисунок состоит из отдельных кружочков, расстояние между которыми и по высоте и по ширине – одинаковое. Однако он воспринимается как строки, а не как колонки.
Твои целевые интересы
- интересуют законы и правила дизайна интерьера, ландшафта, мебели или чего-то другого
- ищешь место, где можно очно или дистанционно обучиться всему этому и интересуешься отзывами по этой теме
Если ты из этих людей, то публикация как раз для тебя. Не жди пока тебя кто-то и где-то научит. Читай сам прямо сейчас. Это же бесплатно. Не прочтешь сейчас – можешь узнать эту важную информацию только через год-два-три или не узнаешь никогда … Я частенько наблюдаю выпускников-дизайнеров ВУЗов, которые в принципе вообще не понимают эту крайне важную тему … Смешно, честное слово!
О чем публикация?
- О принципах человеческого восприятия и их влиянии на дизайн.
- Еще графические примеры для начала.
Принцип замкнутости. Рисунок воспринимается не как отдельные отрезки, а как круг и прямоугольник.
Принцип близости. Правая часть рисунка воспринимается как три столбика.
Гештальтпсихология
Гештальт (нем. Gestalt — форма, образ, структура) — пространственно-наглядная форма воспринимаемых предметов, чьи существенные свойства нельзя понять путём суммирования свойств их частей. Одним из ярких тому примеров, является мелодия, которая узнается даже в случае, если она транспонируется в другие тональности. Когда мы слышим мелодию во второй раз, то, благодаря памяти, узнаем её. Но если её тональность изменится, мы все равно узнаем мелодию, как ту же самую.
Гештальтпсихология возникла из исследований восприятия. В центре её внимания — характерная тенденция психики к организации опыта в доступное пониманию целое. Например, при восприятии букв с «дырами» (недостающими частями) сознание стремится восполнить пробел, и мы узнаём целую букву.
Гештальтпсихология обязана своим появлением немецким психологам Максу Вертгеймеру, Курту Коффке и Вольфгангу Кёлеру, выдвинувшим программу изучения психики с точки зрения целостных структур — гештальтов. Выступая против выдвинутого психологией принципа расчленения сознания на элементы и построения из них сложных психических феноменов, они предлагали идею целостности образа и несводимости его свойств к сумме свойств элементов.
По мнению этих теоретиков, предметы, составляющие наше окружение, воспринимаются чувствами не в виде отдельных объектов, а как организованные формы. Восприятие не сводится к сумме ощущений, а свойства фигуры не описываются через свойства частей. Собственно гештальт являет собой функциональную структуру, упорядочивающую многообразие отдельных явлений.
Принципы гештальта
Все вышеперечисленные свойства восприятия: константы, фигура, фон — вступают в отношения между собой и являют новое свойство. Это и есть гештальт, качество формы.
Целостность восприятия и его упорядоченность достигаются благодаря следующим принципам:
- близость (стимулы, расположенные рядом, имеют тенденцию восприниматься вместе)
- схожесть (стимулы, схожие по размеру, очертаниям, цвету или корме, имеют тенденцию восприниматься вместе)
- целостность (восприятие имеет тенденцию к упрощению и целостности)
- замкнутость (отражает тенденцию завершать фигуру так, что она приобретает полную форму)
- смежность (близость стимулов во времени и пространстве; смежность может предопределять восприятие, когда одно событие вызывает другое)
- общая зона (принципы гештальта формируют наше повседневное восприятие наравне с научением и прошлым опытом; предвосхищающие мысли и ожидания также активно руководят нашей интерпретацией ощущений)
Гештальт качества
Сформировавшиеся гештальты всегда являются целостностями, завершенными структурами, с четко ограниченными контурами. Контур, характеризующийся степенью резкости и замкнутостью или незамкнутостью очертаний, является основой гештальта.
При описании гештальта употребляется также понятие важности. Целое может быть важным, члены — неважными, и наоборот, Фигура всегда важнее основы. Важность может быть распределена так, что в результате все члены оказываются одинаково важными (это редкий случай, который встречается, например, в некоторых орнаментах). Члены гештальта бывают различных рангов. Так, например, в круге: 1-му рангу соответствует центр, 2-й ранг имеет точка на окружности, 3-й — любая точка внутри круга.
Каждый гештальт имеет свой центр тяжести, который выступает или как центр массы (например, середина в диске), или как точка скрепления, или как исходная точка (создается впечатление, что эта точка служит началом для построения целого, например, основание колонны), или как направляющая точка (например, острие стрелы). Качество «транспозитивности» проявляется в том, что образ целого остается, даже если все части меняются по своему материалу, например, если это — разные тональности одной и той же мелодии. И он может теряться, даже если все элементы сохраняются, как в картинах Пикассо (например, рисунок Пикассо «Кот»).
В качестве основного закона группировки отдельных элементов был постулирован закон прегнантности (Prägnanz). Прегнантность (от лат. praegnans — содержательный, обремененный, богатый) — одно из ключевых понятий гештальтпсихологии, означающее завершенность гештальтов, приобретших уравновешенное состояние, «хорошую форму».
Прегнантные гештальты имеют следующие свойства: замкнутые, отчетливо выраженные границы, симметричность, внутренняя структура, приобретающая форму фигуры. При этом были выделены факторы, способствующие группировке элементов в целостные гештальты, такие как «фактор близости», «фактор сходства», «фактор хорошего продолжения», «фактор общей судьбы».
Закон «хорошего» гештальта, провозглашенный Метцгером (1941), гласит: «Сознание всегда предрасположено к тому, чтобы из данных вместе восприятий воспринимать преимущественно самое простое, единое, замкнутое, симметричное, включающееся в основную пространственную ось». Отклонения от «хороших» гештальтов воспринимаются не сразу, а лишь при интенсивном рассматривании (например, приблизительно равносторонний треугольник рассматривается как равносторонний, почти прямой угол — как прямой).
Как использовать пространство в веб-дизайне, исходя из гештальт-принципов
Дизайн — это творческое поле, служащее тому, чтобы вызывать у людей разнообразные эмоции. Но какой бы сложный ни был дизайн перед нами, человеческий мозг запрограммирован на то, чтобы превратить его в более простые компоненты, состоящие из базовых фигур, форм и пространства. При этом пространство играет ключевую роль в объединении элементов дизайна — оно помогает увидеть сбалансированную картину. Когда элементы упорядочены, а к пространству подошли с умом, наш взгляд обязательно упадет на наиболее заметную из областей. Это может быть как часть композиции с основным изображением, или позитивное пространство (Positive Space), так и негативное пространство (Negative Space).
Позитивное пространство — это кровь и плоть дизайна, та его часть, где вы видите формы, цвета, узоры и так далее. Негативное пространство, с другой стороны, является фоном, и в веб-дизайне оно также широко известно под названием «пустое/свободное пространство» (White Space).
В сбалансированных композициях позитивное и негативное пространства работают сообща, дополняя друг друга и образуя эстетически приятное целое. Несбалансированные композиции, напротив, вызывают у зрителей дискомфорт и передают неполную, довольно искаженную историю.
Но какую историю рассказывает в веб-дизайне пространство?
Успех или неудача дизайна определяется в основном полезностью и удобством использования (Usability). Если у вас плохие дизайнерские навыки, общая эффективность и вид веб-дизайна будут нарушены. Конечно, первостепенное значение имеет качество контента, но, с другой стороны, даже хороший контент произведет отрицательное впечатление, если пространство не используется надлежащим образом.
Если вы считаете, что в плане дизайна у вас есть возможность для роста, то эта статья именно для вас. В ней мы рассмотрим:
- Отношение между положительным и отрицательным пространством, важность того и другого и их реализацию в веб-дизайне
- Связь между видами пространства и когнитивным восприятием
- Гештальт-принципы и их значение в веб-дизайне.
Кроме того, мы покажем реально существующие примеры дизайна и креативного применения пространства относительно каждого гештальт-принципа. Поехали!
Содержание статьи
Позитивное и негативное: связь, важность и особенности внедрения
Гештальт-принципы в веб-дизайне
Фигура и фон
Близость
Симметрия и порядок
Сходство
Замкнутость/завершенность
Непрерывность
Резюме
Позитивное и негативное: связь, важность и особенности внедрения
Пространство состоит из двух основных измерений: позитивного и негативного. Первое включает элемент, второе элемент не содержит. В первом есть объект, во втором — менее значимое поле позади него. Первое находится в фокусе, другое служит фоном. Там, где первое движется и служит движущей силой для всего остального, последнее остается неподвижным и незаметным. Первое — это луна, второе — окружающее ее темное небо.
В веб-дизайне пространства взаимодействуют друг с другом, чтобы поддержать идею целостной композиции. Визуальная иерархия создается только тогда, когда оба пространства различаются по контрасту, стремясь при этом к единой большей картине (представьте себе Инь и Янь).
«Инь и Янь» — концепт дуализма в древней китайской философии
Мы различаем позитивное и негативное пространства в месте их встречи. Негативное возникает в основном как пустое пространство, дополняющее позитивное для того, чтобы оно выделялось.
Может показаться, что позитивное пространство занимает ведущее место, но негативное пространство одинаково важно. Вот некоторые из преимуществ его внедрения:
- Создает легкую для понимания визуальную иерархию
- Устанавливает фокус, а также уменьшает отвлекающие факторы
- Помогает установить масштаб и позволяет фокусу стать заметнее
- Облегчает просмотр страниц
- Делает алгоритм страницы естественным
- Проясняет отношения между визуальными элементами без необходимости вспомогательных средств
- Помогает разгрузить страницу
- Улучшает стиль и внешний вид веб-страницы.
Негативное пространство в дизайне не так уж негативно, ведь оба типа пространства могут хорошо работать только при наличии баланса между ними. Хаос возникает только тогда, когда один из них доминирует над другим и создает впечатление «перегруженности» или «недоделанности». В обоих случаях это плохо для восприятия даже самого прекрасного оффера на лендинге, и, следовательно, делает все ваши усилия по его созданию напрасными.
Вот шаблон, в котором контент размещен как попало, из-за чего рождается пространственный «хаос»:
Непродуманное, «хаотичное» пространство
Разногласие в пространстве, показанное в черно-белой гамме
Любой дизайнер, столкнувшись в своего работе с организацией пространства на странице, спрашивает себя:
- Как определить правильную пропорцию каждого типа пространства?
- Какое из них должно стать основным объектом?
- Обязательно ли выделять одно и затенять другое, чтобы донести нужное впечатление до аудитории?
- Как достичь идеала за счет объединения позитивного и негативного пространств?
На подобные вопросы можно ответить, только имея ясное понимание основ. Золотое правило: простота — лучший подход:
Исправленный вариант, отражающий, как пространство может внести ясность и единообразие, когда применено в правильных пропорциях
Эффективное использование пространства в веб-дизайне
Цель веб-дизайна — это создание простого пользовательского интерфейса, помогающего вам убить двух зайцев сразу: повысить визуальную привлекательность сайта, а также сделать его эффективным и интуитивным. И всего этого помогает добиться верное использование пространства.
Читайте также: Пустое пространство: секретное оружие для успешных лендинговГештальт-принципы в веб-дизайне
Наш разум всегда ищет скрытые подсказки и недостающие связи между пространствами, сравнивая увиденное сейчас с тем, что видел раньше. Все это часть когнитивного процесса. Чтобы стать эффективным дизайнером, вы должны сначала понять, как мозг обращает внимание на все, что нас окружает. Тогда вы сможете определять, как именно использовать визуальные элементы, чтобы повлиять на восприятие зрителя.
У вас должно быть четкое представление о том, как связаны визуальный дизайн и психология и как они способны влиять друг на друга. Усвоив принципы гештальт-психологии, вы сможете разрабатывать простой ориентированный на пользователя дизайн, в том числе за счет обращения к такому инструменту, как пространство.
«Гештальт» в переводе с немецкого означает «формы». Это не просто слово, это концепт, гласящий, говоря словами психолога Курта Коффки, что «целое отличается от суммы своих частей».
Коллекция отдельных единиц представляется нам как группа, когда они каким-то образом объединяются. Тогда мы видим элементы как совокупность, несмотря на их индивидуальность. Эта концепция или теория применима ко всем каналам дизайна: мы не рассматриваем текст, цвета и формы как отдельные элементы, а воспринимаем целую веб-страницу как единство. Благодаря этому свойству мозга мы видим лес как целое, а не как собрание деревьев.
Гештальт-принципы описывают, как человеческий разум воспринимает визуальные компоненты при определенных условиях. Принципы эти базируются на шести основных категориях:
- Фигура и фон (Figure And Ground),
- Близость (Proximity),
- Симметрия и порядок (Symmetry And Order),
- Сходство (Similarity),
- Замкнутость/завершенность (Closure),
- Непрерывность (Continuity).
Фигура и фон
Фигура — это объект, который интуитивно и визуально отделен от фона.
Чаша Грааля
Самый классический пример — это чаша Грааля, сосуд между двумя зеркальными силуэтами лица. Когда вы впервые сталкиваетесь с этим изображением, ваши глаза обращаются к тому визуальному объекту, который быстрее попадает в поле вашего внимания: это могут быть как лица, так и ваза. Пока ваш ум настраивает фокус и обрезает негативное пространство или фон изображения, и то, и другое размыто.
Через некоторое время вы замечаете на заднем плане вазу (или лица) и понимаете, что она была там всегда.
Несмотря на двусмысленность принципа «фигура-фон», дизайнеры обычно создают с его помощью визуально привлекательный сюрреалистический и иллюзорный дизайн.
Соотношение «фигура-фон»
Иногда отношения между фигурой и фоном стабильны, что делает их отличимыми друг от друга. Иногда эти отношения нестабильны, тогда фигура и фон неотличимы. Из-за неоднозначности этих отношений зрители сталкиваются с путаницей восприятия.
Как это влияет на веб-дизайн? Обсудим несколько примеров в деталях. Каждый из этих примеров отражает одну из трех основных областей отношений «фигура-фон»: контраст, прямоугольные блоки и тени. Именно с их помощью вы можете добавлять явные визуальные подсказки. Каждый из этих методов способствует различению цвета, размера и уровня детализации, разделению контента и добавлению глубины соответствующему фокусному объекту.
В первом примере лендинг использует в главном изображении (изображении с четкими CTA) концепт связи фигуры и фона, помогающий идентифицировать уровень детализации, цвет и размер.
Фигурой здесь выступает текст в центре страницы: он выделяется по сравнению с картинкой, служащей фоном. Белый текст поверх контрастного изображения привлекает внимание, что делает заголовок видимым. С другой стороны, фон за заголовком затемнен, так что текст хорошо различим на фотографии. Все эти аспекты показывают, что текст здесь имеет приоритет как фигура (или позитивное пространство), в то время как размытое изображение используется в качестве фона (или негативного пространства). Это хороший пример использования концепции «фигура-фон».
Следующий пример касается прямоугольных блоков. На этом сайте известного производителя фильтров для воды очень четко видно, как контент в прямоугольных блоках отделяет фигуру от фона.
Какая часть бросается в глаза при первом взгляде эту веб-страницу? Скорее всего, это основной текст белого цвета в верхнем правом углу. Этот текст, очевидно, фигура. (Обратите внимание: он расположен над гораздо более темным синим фоном, благодаря чему выделяется.) Прямоугольные блоки внизу также являются частью фигуры, поскольку они контрастны по отношению к белому фону. Еще один аспект данной фигуры — вторичный контраст, организованный внутри прямоугольников в виде текста контрастного цвета.
Некоторые сайты создают отношение «фигура и фон», добавляя тени к фигуре — появляется ощущение, что фигура размещена над фоном. Вот скриншот с лендинга облачного сервиса управления торговлей:
На странице используется более одной методики для поддержания сбалансированного соотношения фигуры и фона. Здесь присутствуют яркие цвета и тени. Фон остаётся однотонным, благодаря чему фигура хорошо отделяется от него. В позитивном пространстве страницы объекты — ноутбук со скриншотом, кнопки, буллеты — представлены так, что создают иллюзию объема.
Близость
Термин «близость» относится к приближенности элементов на странице. Для создания значимой ассоциации различные части на страницах сайтов могут быть сгруппированы вместе. Автоматическое соединение этих элементов в уме зрителя создается за счет близости друг к другу (а также сходства).
Близость в дизайне
Принцип близости очень часто применяется в веб-дизайне в картинках, текстах, навигационных панелях и лид-формах. Группируя похожий контент, вы создаете гармоничную связь между элементами, что, в свою очередь, гарантирует лучший визуальный опыт. Вот пример реализации данного подхода с развлекательного сайта Кинопоиск:
На скриншоте выше вы можете заметить, как элементы одного типа размещаются вместе, чтобы показать облегчить восприятие контента. Глаза пользователей автоматически обращаются к обложкам фильмов в правой части выпадающего меню. Несвязанные элементы отделены друг от друга с помощью пустого пространства в сетке, которая служит подсказкой для пользователей относительно того, что надо соединять, а что разделять. Все это сделано в соответствии с принципом близости.
Форма входа в почту от Яндекс — еще один пример близости в веб-дизайне:
Форма делится на два основных сегмента: ввод личных данных и создание профиля. Первый раздел подразумевается как наиболее важная область, за которой следует менее приоритетное требование. В этом случае близость является индикатором, устанавливающим приоритеты для группировки информации: от высокой степени важности до низкой.
Симметрия и порядок
Симметрия подразумевает точное, зеркальное отражение двух противоположных плоскостей. Ее можно рассматривать как баланс, разделяющий объект на две равные половины. В жизни примерами симметрии выступают геометрические изображения, такие как равносторонние треугольники, круги и квадраты и так далее.
Симметрия и асимметрия
Человеческий разум желает найти «баланс» в человеческих лицах — она представляется нам эстетически приятным. Разум также стремится найти симметрию в других объектах, включая картинки, потому что симметрия создает гармонию и позволяет зрителям чувствовать себя комфортно при просмотре изображения.
Ниже приведен пример симметрии в веб-дизайне, представленный на сайте Airbnb:
Главная страница этого сайта демонстрирует типичное соотношение «фигура-фон», кроме того, в ней много симметрии.
Идея симметрии порождает другое понимание: асимметрия может сбивать с толку и должна использоваться в веб-дизайне с большой осторожностью. Но многим сайтам удается довольно удачно применять асимметрию в качестве основного элемента создания баланса пространств. В таких примерах нетрадиционное позитивное пространство уравновешивается нейтральным фоном и наоборот. Сайт Xiaomi предлагает асимметрию с уникальной эстетикой, радующей глаз:
Эта продающая страница сразу же привлекает внимание за счет оптических иллюзий и асимметрии. Объекты позитивного пространства необычным образом размещаются над отрицательным пространством. Цвет является основным индикатором гармонии между пространствами, он обеспечивает естественную связь для зрителей. Дизайнерам удалось создать сильный баланс между текстом по левую сторону экрана и сильным, доминирующим изображением — по правую.
Сходство
Близость тесно связана с принципом сходства: объекты, имеющие общие характеристики, группируются вместе. Связанность будет преобладать, когда одно или несколько из присущих объектам свойств (цвет, форма, положение, размер, форма, ориентация или что-то иное) присутствует во всех объектах, находящихся в непосредственной близости друг от друга.
Принцип сходства в дизайне
Даже если элементы позитивного пространства не выглядят явно связанными, они будут выделяться в негативном пространстве из-за принципа сходства.
Посмотрите на этот перечень моделей машин от Mercedes-Benz:
Позитивные пространства (или фигуры, если обращаться к введенному выше термину) отличаются друг от друга, но также имеют некоторое сходство в различных аспектах, таких как их положение, цвет и описание продукта.
Взглянем на страницу трендов в YouTube:
Подобие в приведенном выше примере создается с помощью четко выровненных прямоугольников. Хотя видео в каждом позитивном пространстве различны, согласованность расположения превью, текстовых полей, стиля и разметки рождает ощущение похожести.
Замкнутость/завершенность
Вы когда-нибудь сталкивались с изображением, которое кажется замкнутым, но на самом деле представляет собой открытую композицию? Все благодаря принципу замкнутости. Наш мозг, как правило, «закрывает» пробелы в незавершенных объектах и использует наше визуальное восприятие для завершения фигуры, так что мы видим ее как целое.
Замкнутость в дизайне
Позитивное и негативное пространства смыкаются в единое целое. Лучший пример — скрытые формы и фигуры в негативном пространстве внутри и снаружи дизайна, требующие оценки послания, заложенного в дизайн. Творческое использование обоих пространств с применением принципа замкнутости может привести к интересному и при этом легкому дизайну.
Посмотрите на скриншот от Magu Kombucha ниже:
В этом примере можно заметить, что замыкание не затрагивает принцип «фигура-фон». Бутылочки и выделенный жирным текст позади — это фигура, сплошной нежно-розовый цвет — это фон. Где завершенность? Обратите внимание на текст за бутылками. Его видно не полностью, но знающие латинский алфавит посетители могут распознать название напитка — Kombucha («Комбуча», или настой Чайного гриба). За исключением первого «Кo» и последнего «ha» слогов, другие буквы наполовину скрыты, но слово можно завершить интуитивно, и вся фигура начинает обретать форму и, следовательно, смысл. Хороший пример завершенности!
Непрерывность
Наконец, непрерывность — она заставляет наши глаза следовать последовательным путем, вычерчивая линейный рисунок от объекта к объекту.
Непрерывность в дизайне
На изображении выше зрители склонны видеть продолжающуюся прямую линию, несмотря на изменение цвета. Это приводит нас к мысли о том, что принцип непрерывности управляет восприятием больше, чем сила цвета. Эта концепция плавно проходит через оба вида пространств. Когда мы вставляем предмет в негативное пространство, наши глаза стремятся провести черту, разделяющую негативное пространство от позитивного.
Воображаемая линия непрерывности — это то, что вводят в дизайн, чтобы управлять восприятием при различении двух видов пространств.
Возьмем пример с сайта сервиса по совместному управлению проектами:
Видите, как легко взгляд скользит вниз по странице? Благодаря фигуре разных оттенков на заднем плане, внимание посетителя не рассеивается, а фокусируется на контенте лендинга. Сдвиг тонов здесь незначителен, и все, что мы видим, — это непрерывный узор.
На лендинге выше также используется закон непрерывности: заголовок в центре страницы дополнительно усиливается расположением рук на главном изображении, которые его окружают.
Наши глаза предпочитают следовать плавной траектории. Использовав подобный подход и расположив элементы даже по невидимой линии, ваш дизайн может побудить посетителей пройти по желаемому пути.
Читайте также: Тренды веб-дизайна, о которых важно знать в 2019Резюме
В этой статье мы рассмотрели гештальт-принципы в отношении позитивного и негативного пространства на сайтах. Мы также включили некоторые примеры из реальной жизни, чтобы дать вам четкое представление о простых, но действенных методах воздействия на восприятие вашей аудитории. Ключевым моментом является внедрение этих принципов при создании веб-дизайна, который выглядит больше, чем сумма его частей.
На процесс человеческого мышления сильно влияет восприятие, формирующееся в основном на основе визуальных эффектов. В соответствии с принципами гештальта в отношении позитивного и негативного пространства, при первом взгляде мы склонны видеть более широкую картину, а не отдельные ее элементы.
Позитивное и негативное пространства помогают нам дифференцировать вещи, помогают вспомнить наш опыт и распознать закономерности. А гештальт-принципы позволяют лучше понять, как мы можем использовать пространство в веб-дизайне для создания привлекательных фрагментов. Пространство — это сложная тема для любого дизайнера, поэтому наиболее эффективным будет сохранение принципов гештальта без изменений.
«Поиграть» с пространством и применить описанные гештальт-принципы в ваших дизайнерских проектах вы можете в нашем конструкторе лендингов . Возьмите за основу любой бесплатный шаблон или начните с пустого листа — редактор доступен как для новичков, так и для профессионалов.
Высоких вам конверсий!
По материалам: smashingmagazine.com
09-10-2019
Гештальтпсихология простыми словами — BrainApps.ru
«Скажешь мне – и я забуду, покажешь мне – и я запомню, дашь мне сделать – и я пойму». Книга «Делегирование и управление» Конфуций (представитель древнекитайской философии).
Содержание статьи
Большинство воспринимает психологию как комплекс явлений из жизни. Хотя с другой стороны, это система доказанных знаний, с ее помощью решаются разнообразные практические и сугубо научные проблемы. В 16 веке впервые упомянули «психологию», как сферу, занимающуюся изучением явлений с душевной и психической стороны. В 17-19 веках, область исследования существенно разрослась и включила в себя процессы бессознательного уровня. А уже с 19 века психология – экспериментальная сфера научных знаний.
Гештальт психология что это?
Гештальтпсихология – это направление в психологии, возникшее во время кризисного периода в науке (1920 год). Основатель – М. Вертгеймер, работу над идеей продолжили К. Левин, В. Келлер и К. Коффка. Гештальтпсихология зародилась в Германии и стала своеобразным возражением по отношению к программе, разработанной Вундтом.
Исследовалось зрительное сознание человека. Опираясь на полученные результаты, вывели новую единицу «гештальт» (гештальт в психологии это унитарная форма). Ее суть в том, что людям свойственно понимать окружающий мир как последовательную целостную структуру, а не каждый элемент по отдельности.
Сторонники гештальтпсихологии отрицали эффективность структурной психологии (сознание делится на блоки) и всего, на что она ориентируется. Даже сформулировали своеобразный закон, гласящий, что «целое в любом случае больше совокупности составных его элементов».
Согласно Википедии, изначально предметом гештальт психологии выступало феноменальное поле. В будущем тематика серьезно расширилась: вошли вопросы о проблемах психического развития, разбросе потребностей индивидуумов, памяти и неординарном мышлении.
Возникновение и развитие школы гештальтпсихологии
Гештальт психология зародилась после проведения одного очень важного эксперимента Максом Вертгеймером под названием «фи-феномен». Суть исследования: используя тахиостоскоп и стробоскоп ученый наблюдал за двумя прямыми линиями (раздражители) у участников, передавая им разную скорость. Таким образом он выяснил, что:
- линии воспринимаются последов
Гештальт-психология — Психологос
Вы видите вазу или два лица?
Гештальт-психология (нем. gestalt — образ, форма) — направление в западной психологии, возникшее в Германии в первой трети ХХ в. и выдвинувшее программу изучения психики с точки зрения целостных структур (гештальтов), первичных по отношению к своим компонентам.
Представители: Вольфганг Кёлер, Макс Вертгеймер, Курт Коффка, Курт Левин
Гештальт-психология возникла из исследований восприятия. В центре её внимания — характерная тенденция психики к организации опыта в доступное пониманию целое. Например, при восприятии букв с «дырами» (недостающими частями) сознание стремится восполнить пробел, и мы узнаём целую букву.
Гештальт-психология выступила против выдвинутого структурной психологией принципа расчленения сознания на элементы и построения из них по законам ассоциации или творческого синтеза сложных психических феноменов. Представители гештальт-психологии подчеркивали, что восприятие не сводится к сумме ощущений, а свойства фигуры не описываются через свойства частей. В сознании человека части собираются в целое, организуют гештальт.
Принцип замкнутости. Рисунок воспринимается не как отдельные отрезки, а как круг и прямоугольник.
Гештальт (нем. Gestalt — форма, образ, структура) — центральное понятие гештальт-психологии. Гештальт — качество формы, функциональная структура, упорядочивающая многообразие отдельных явлений. Гештальт — пространственно-наглядная форма воспринимаемых предметов, чьи существенные свойства нельзя понять путём суммирования свойств их частей. Одним из ярких тому примеров, по Кёлеру, является мелодия, которая узнается даже в случае, если она транспонируется в другие тональности. Когда мы слышим мелодию во второй раз, то, благодаря памяти, узнаем её. Но если её тональность изменится, мы все равно узнаем мелодию, как ту же самую.
«Если сходство двух явлений (или физиологических процессов) обусловлено числом идентичных элементов и пропорционально ему, то мы имеем дело с суммами. Если корреляция между числом идентичных элементов и степенью сходства отсутствует, а сходство обусловлено функциональными структурами двух целостных явлений как таковых, то мы имеем гештальт», — писал Карл Дункер.
Представители гештальт-психологии предположили, что все разнообразные проявления психики подчиняются законам гештальта. Части тяготеют к образованию симметричного целого, части группируются в направлении максимальной простоты, близости, равновесия. Тенденция каждого психического феномена — принять определенную, завершенную форму.
Начав с исследования процессов восприятия, гештальт-психология достаточно быстро расширила свою тематику, включив в нее проблемы развития психики, анализ интеллектуального поведения высших приматов, рассмотрения памяти, творческого мышления, динамики потребностей личности.
Принципы гештальта
Принцип близости. Правая часть рисунка воспринимается как три столбика.
Принцип схожести. Рисунок воспринимается как строки, а не как колонки.
Целостность восприятия и его упорядоченность достигаются благодаря следующим принципам:
- близость (стимулы, расположенные рядом, имеют тенденцию восприниматься вместе),
- схожесть (стимулы, схожие по размеру, очертаниям, цвету или форме, имеют тенденцию восприниматься вместе),
- целостность (восприятие имеет тенденцию к упрощению и целостности),
- замкнутость (отражает тенденцию завершать фигуру так, что она приобретает полную форму),
- смежность (близость стимулов во времени и пространстве. Смежность может предопределять восприятие, когда одно событие вызывает другое),
- общая зона (принципы гештальта формируют наше повседневное восприятие наравне с научением и прошлым опытом. Предвосхищающие мысли и ожидания также активно руководят нашей интерпретацией ощущений).
Психика человека и животного понималась гештальт-психологами, как целостное «феноменальное поле», которое обладает определенными свойствами и строением. Согласно гештальт-психологии, основными свойствами восприятия являются закон константности восприятия и отношение фигура/фон.
Феноменальное поле — совокупность переживаемых субъектом в данный момент времени явлений. Конструкт, использованный в гештальтпсихологии и других феноменологических направлениях психологии. Феномен — это и ощущение, и восприятие, и представление, и мысль.
Фигура и фон
Вы можете менять фигуру и фон, видя здесь то молодую женщину, то старуху.
Основными компонентами феноменального поля являются фигура и фон. Часть того, что мы воспринимаем, выступает отчетливо и наполнено смыслом, в то время как остальное лишь смутно присутствует в нашем сознании. Первое — фигура, второе — фон. Клетки головного мозга, получающие визуальную информацию, при взгляде на фигуру реагируют более активно, чем при взгляде на фон (Lamme, 1995). Фигура всегда выдвинута вперед, фон — отодвинут назад, фигура богаче фона содержанием, ярче фона. И мыслит человек о фигуре, а не о фоне. Однако их роль и место в восприятии определяется личностными, социальными факторами. Поэтому становится возможным явление обратимой фигуры, когда, например, при длительном восприятии, фигура и фон меняются местами.
Константность восприятия
Закон константности восприятия говорит о том, что целостный образ не меняется при изменении его сенсорных элементов. Вы видите мир стабильным, несмотря на то, что постоянно изменяется ваше положение в пространстве, освещенность и т.д.
Константность размера состоит в том, что воспринимаемый размер объекта остается постоянным, вне зависимости от изменения размера его изображения на сетчатке глаза. Восприятие простых вещей может показаться естественным или врожденным. Однако в большинстве случаев оно формируется через собственный опыт. Так в 1961 году Колин Тернбулл отвез пигмея, жившего в густых африканских джунглях, в бескрайнюю африканскую саванну. Пигмей, никогда не видевший объектов на большом расстоянии, воспринимал стада буйволов как скопища насекомых, пока его не подвезли поближе к животным.
Константность формы заключается в том, что воспринимаемая форма объекта постоянна при изменении формы на сетчатке. Достаточно посмотреть на эту страницу сначала прямо, а затем под углом. Несмотря на изменение «картинки» страницы, восприятие её формы остается неизменным.
Константность яркости заключается в том, что воспринимаемая яркость объекта постоянна при изменяющихся условиях освещения. Естественно, при условии одинакового объекта и фона.
Гештальт-психология и гештальт-терапия
Разработанная Фрицем Перлзом гештальт-терапия близкого отношения к гештальт-психологии не имеет. Если гештальт-психология — самостоятельное направление в академической психологии, то гештальт-терапия — синтез психоанализа, биоэнергетики, психодрамы и некоторых идей гештальт-психологии. Указание на то, что гештальт-терапия якобы возникла в недрах гештальт-психологии, как об этом говорится в некоторых источниках, является лишь рекламным ходом. Гештальт-подход воспользовался уважаемым словом «гештальт», чтобы придать своему именованию серьезность и солидность. Основатели гештальт-психологии к подходу Перлза и его интерпретации понятия «гештальт» отнеслись негативно.
Близость как отношения на границе-контакт, Гештальт Терапия – Гештальт Клуб
В настоящей статье речь идет о понимании феномена близости в гештальтподходе. Близость рассматривается как динамика отношений в текущем контексте поля, разворачивающаяся на границе контакта. Отдельное внимание уделяется способам избегания близости, используемым людьми в повседневной жизни. С точки зрения гештальтистского понимания близости анализируются феномены предательства и измены.
Ключевые слова: близость, контакт, конфлюэнция, присутствие, динамика self.
Начиная изложение столь фундаментальной для психотерапии темы, я задался вопросом: «Что такое близость?». Близость неразрывно связана с ощущением, что в этом мире я кому-то нужен, что кто-то ждет меня дома, думает обо мне, скучает; с уверенностью, что есть на кого опереться в трудную минуту; со знанием, что некто чувствителен к моим желаниям и нуждам; с мыслями, что есть для кого жить. Такое определение близости широко распространено в общественном сознании.
Гештальтподход о близости
(или отношения на границе контакта)
Гештальтподход привнес в понимание феномена близости еще одну категорию, которая стала центральной и даже системообразующей для рассматриваемого феномена. А именно – понятие границы контакта [1, 2, 3]. Действительно, близость невозможна вне контакта с другим человеком. Без границы контакта предыдущее определение превращается в конфлюэнтный симбиоз, зачастую садистско-мазохистского толка. Итак, близость – это состояние отношений двух и более людей в поле, в котором для них сохраняется возможность присутствовать на границе контакта. При этом, на мой взгляд, содержание этого контакта вторично по отношению к его качеству. Другими словами, близость может быть связана и с переживанием неприятных чувств в контакте. Например, злость, гнев, разочарование, стыд и т.д. также могут быть основанием для близости в том случае, если контекст поля определяется присутствием [4, 5, 8].
Присутствие – это качество контакта, позволяющее человеку оказываться очень чувствительным к переживаниям Другого, замечая без специальных усилий их проявления – выражение глаз, дыхание, едва заметные движения тела и т.д.[1]. Присутствие зачастую связано с ощущением, что вы только что заметили человека, который уже некоторое время (иногда довольно длительное) находится рядом с вами – его глаза, лицо, дыхание. В то же время при этом сохраняется (а зачастую и обостряется) чувствительность к самому себе – к своим переживаниям, желаниям, зонам комфорта и дискомфорта[2].
Из вышесказанного проистекает еще одна особенность рассматриваемого феномена. А именно, близость – это психологическое пространство, в котором процесс «чувствования» (т.е. отмечания и осознавания своих чувств) превращается в процесс переживания, в котором чувства выполняют свою работу по психологической трансформации self. Другими словами, это место, где чувства могут быть пережиты, ассимилированы в self, а также оказываются способными инициировать процесс удовлетворения важных потребностей, которые они маркируют. Таким образом, чувства из «аутичного» феномена превращаются в контактный. Описанная особенность близости позволяет людям справляться с самыми трудными ситуациями в их жизни, переживать значительные кризисы, проживать боль и потери. Процесс переживания в близости позволяет вынести любые психические нагрузки, предотвращая травмы, девиантные проявления и психопатологические процессы[3]. Даже самые сильные чувства могут быть ассимилированы в близости, каким бы трудным и болезненным это не представлялось. Именно на этом, на мой взгляд, и основывается институт психотерапии – без близости в терапевтических отношениях терапия не имеет смысла. Терапевт при этом выступает специалистом по контакту, или, метафорически выражаясь, сталкером в зоне близости.
В некотором смысле сопутствующей предыдущей особенности близости является еще одна ее ресурсная черта. В психологической науке общим местом является положение о том, что ядерной категорией психического развития и формирования личности являются представления человека о самом себе и окружающих его людях, мире в целом. Для этого используются разные понятия – идентичность, самость, self и т.д. Теоретики большинства школ и направлений сходятся в том, что ядро личности формируется лишь в отношениях с другими людьми, первоначально с ближайшим окружением. Однако, даже при хороших, устойчивых отношениях с окружающими людьми часто идентичность оказывается неустойчивой, зависимой от этих окружающих, которые выступают в качестве ее психологических доноров. В чем же причина этого? Идентичность формируется посредством ассимиляции откликов – обратных связей, которые получает человек. Ассимиляция же, на мой взгляд, является производной границы контакта, другими словами, может быть осуществлена лишь в близости. Если же получаемая обратная связь размещается вне границы контакта, она не может быть ассимилирована и не становится частью опыта человека и его представлений о себе, оставаясь в «заложниках» у партнера по общению. Этот путь, очевидно, ведет к зависимости от «собственника» идентичности, которым является другой и который (может быть, единственный в этом мире) знает, что я существую и кто я. Не удивительно, что такой ситуации соответствует широкий спектр переживаний, релевантный «стокгольмскому синдрому» – любовь, привязанность, нежность, ненависть, желание уничтожить и т.д. Профилактикой же подобного положения вещей является локализация процессов, связанных с удовлетворением потребностей в принятии и признании, на границе контакта в отношениях близости. Только в таких отношениях возможна ассимиляция соответствующего опыта и «строительство» self. На мой взгляд, эта терапевтическая модель является наиболее адекватной для терапии зависимой и нарциссической личностей [6, 7].
Я уже отмечал, что близость предполагает открытость актуальному опыту. В этом с неизбежностью проявляется также ее оборотная сторона. Она связана с тем, что, присутствуя в контакте, человек оказывается не только более чувствительным, но и гораздо более ранимым. В это время он открыт происходящему и человеку напротив, который может специально или из-за собственных переживаний причинить боль [4]. Таким образом, контакт предполагает также и некоторый риск. Думаю, именно поэтому большая часть нашей жизни проходит в экспериментировании со способами избегания контакта или использовании одних и тех же механизмов его прерывания. Об этом и пойдет речь дальше.
Способы избегания контакта
(или как жить и не встречаться с другими людьми)
Пожалуй, самым очевидным способом избегания контакта является отдаление от других людей. Чем реже вы встречаетесь с людьми, тем меньше шансов оказаться уязвимым и травмированным. С другой стороны, постоянные тревога и страх контакта, осознаваемые или нет, будут сопутствовать вам. Другой возможный побочный эффект такой неуязвимости – ощущение одиночества, которое также не всегда оказывается приятным. И, наконец, в такой ситуации невозможен никакой процесс переживания.
Другим способом не встречаться другими людьми, как бы парадоксально это ни звучало, оказывается стремительное сближение с ними до того момента, как удастся почувствовать себя в этих отношениях, свои желания и чувства, готовность другого к контакту. Этот путь чреват созданием конфлюэнтного симбиоза, который может существовать достаточно долгое время (иногда десятилетиями) на фоне созависимых отношений, зачастую за счет утраты чувствительности к себе и другому. Место близости при этом занимает договор (чаще всего не осознаваемый ни одной из сторон) на конфлюэнтные отношения, а желания размещаются посредством проекций («Я это Ты, а Ты это Я»). В более локальной временной перспективе этот путь может иметь аналог в форме компульсивной тенденции к сексуальному сближению. Другими словами, когда близость невыносима и разговаривать не о чем, проще заняться сексом. Однако, утром после отлично проведенной ночи партнеры, как правило, обнаруживают, что разговаривать по-прежнему не о чем. Еще более локальной во времени метафорой описанного способа, на мой взгляд, вполне могло бы стать наблюдение из групповой психотерапевтической практики, когда два человека, глядя друг на друга и испытывая от этого сильную неловкость, решают прервать этот процесс контактирования стремлением в объятия друг друга. На некоторое время напряжение спадает, так как оба смотрят в противоположные стороны. Маркером рекетности этого процесса является вновь возникающее невыносимое напряжение по возвращении в контакт глазами[4].
Следующим способом избегания близости является попытка контактировать не с человеком, а с его образом, например, посредством идеализации. Идеальный образ, как правило, любить легче, чем реального человека со своими недостатками. Тем не менее, даже в этой ситуации сближение может оказаться неизбежным, что зачастую приводит к девальвации образа и разрушением отношений (конечно же, все из того же страха близости). После этого вновь во