Как развить низкий грудной голос | Обучение гипнозу
Голос человека рассказывает о нем многое. Низкий грудной голос мы привыкли ассоциировать с людьми сильными. Человек с таким голосом внушает больше уважения, а иногда и страх. Если у человека голос тонкий и слабый, мы бессознательно относим его к категории людей, которых не воспринимают всерьез. Голос играет большую роль в том, как воспримет вас собеседник. В разговорах по телефону голос особенно важен.
Нужно ли говорить отдельно о том, что в конфликтах голос, в достаточно большой степени, влияет на исход словесного поединка?
Думаю это и так ясно без дополнительных разъяснений. Итак, как развить низкий грудной голос?
Скажу сразу, что по умолчанию, низкий грудной голос доступен практически каждому человеку. Что же заставляет голос терять силу и повышаться в тональности?
Для того чтобы это понять, необходимо взглянуть на человеческое тело как на инструмент извлечения звука.
Труба большого размера будет звучать мощнее, чем труба маленького размера. Контрабас звучит глубже, чем гитара. А гитара звучит глубже, чем скрипка. Т.е. глубину и мощь звука определяет объем пространства для резонанса. Человеческое тело, от области рта до области таза – это тот объем, в котором резонирует звук. И чем он больше, тем звук глубже.
Не стоит стремиться к увеличению объемов тела. Стоит полностью использовать тот ресурс, который у вас есть. К примеру, если мы дышим только легкими, мы используем объем тела только наполовину. Если мы дышим низом живота – воздух заполняет все полезное пространство. Как результат – звук становится богаче.
Отсюда, имеем первое правило: дышим животом.
В извлечении звука важен не только общий объем, но еще большее значение имеет и размер отверстия на выходе звука. Если отверстие маленькое, то и звук будет писклявым. К примеру, возьмем воздушный шар. В надутом состоянии он может иметь большой внутренний объем. Но если мы зажимаем отверстие пальцами, оставляя для выхода воздуха маленькую дырочку, шар начнет издавать
В нашем случае ситуация аналогичная. Попробуйте извлечь протяжный низкий звук с широко открытым ртом и, не прекращая звукоизвлечения, сомкнуть зубы. Тональность и глубина звука сразу изменятся.
Конечно же, не стоит постоянно широко открывать рот во время общения. Естественной степени его открытости достаточно вполне. Проблема часто прячется немного глубже. А именно на выходе из горла и в самом горле. Выход из горла перекрывает небо. И часто происходит так, что небо свисает достаточно сильно, оставляя лишь тонкую щель для выхода воздуха. Естественно это сильно обедняет голос. Как бороться с этим?
Провисающее небо – это, как правило, дряблая нетренированная мышца. У человека с сильным голосом в процессе извлечения звука небо активно работает. Многие люди не используют его вообще. Вследствие чего оно теряет свой тонус и становится неуправляемым.
Небо работает на автомате. И для того чтоб включить его в работу достаточно просто научиться двигать им вверх-вниз и чувствовать, как это расширяет диаметр отверстия в горле и как это влияет на звукоизвлечение. Немного тренировки, и вам уже не придется контролировать это процесс.
Откройте рот пошире. Поставьте зеркало так чтобы вы могли видеть небо. Попробуйте прижать его к верхней стенке горла. Отверстие горла должно открыться максимально. Расслабьте. Небо провиснет. Если напрячь не получается, сделайте зевок. В момент зевка небо напрягается само по себе и открывает горло максимально. Запомните, какие мышцы напрягались в этот момент. Попробуйте повторить уже без зевка. Нужно быть в состоянии сделать 2-3 подхода с подниманием и опусканием неба по 20 раз. Чаще зевайте! Зевок – лучшая тренировка неба.
С небом разобрались. Идем дальше.
Звук создает вибрация. Вибрацию в свою очередь создают мышцы. Голосовые связки – это тоже мышцы. Т.е. по сути мышцы издают звук. По аналогии с музыкальным инструментом, мышцу можно сравнить с гитарной струной. Если нас интересует звук низкой тональности – мы расслабляем струну. Если высокой – натягиваем. Аналогично происходит и с мышцами. Напряженная мышца дает звук высокий. Расслабленная – низкий.
Если нас интересует низкий грудной голос – мышцы должны быть расслаблены, в особенности там, где главным образом формируется тональность звука: в области горла.
Теперь самое интересное. Почему многим людям не доступен низкий грудной голос? Потому что в теле, в определенных местах, от постоянного напряжения появляются мышечные зажимы или, как их еще называют, блоки.
Объясняется это тем, что многие люди привыкают сутулиться, или просто немного наклонять голову, работая за компьютером. Тем самым мышцы шеи и верхней части спины вынуждены напрягаться, иначе голова просто упадет на клавиатуру. Организм запоминает это напряжение и воспринимает его уже как привычное состояние. Именно поэтому сформированный зажим очень сложно убрать.
Повторюсь, что зажимы в области верхней части спины и шеи сильно повышают тональность голоса. Стоит только убрать их, и голос тут же становится ниже и глубже.
Частично зажимы снимаются во время сна. И вы, наверное, замечали, что с утра голос обычно звучит богаче. Результат становится еще более заметным с утра при похмелье, когда зажимы уходят еще и благодаря алкоголю. Но стоит только начать свой привычный день, и они уже снова все на своих местах.
Так как же убрать зажим и вернуть себе низкий грудной голос?
Есть специальные упражнения, которые реально могут помочь. Но главное, для того чтобы упражнения начали давать эффект, необходимо устранить первопричину создающую блок: выработать привычку
Итак, подробнее об упражнениях. Мышцу можно расслабить двумя способами: растяжением и расслаблением. Мы будем использовать оба.
Растяжка:
Когда мы тянем мышцу – напряжение с каждым разом понемногу уходит.
Упражнения:
1. Наклоны головы во все стороны.
2. Наклоны головы во все стороны с дополнительным усилием (помогаем рукой, тянем мышцы шеи)
Расслабление:
Наклоняем туловище вниз, расслабляя при этом весь корпус тела от поясницы до макушки. Руки и голова свободно балансируют. Чувствуем, как тянутся и расслабляются мышцы шеи. Расслабить шею – самое сложное. Для контроля, периодически немного покачивай конструкцию тела ногами.
Голова должна колыхаться сама по себе. Не нужно специально, мышцами шеи ее раскачивать. Это частая ошибка многих. Контролируйте сознательно этот процесс. Если есть такая возможность, попросите кого-то качнуть голову. Если шея не расслаблена, помощник сразу это почувствует и скажет. Повторите упражнение несколько раз. Длительность 1 цикла – 2 минуты.
Существуют и другие варианты расслабления. Можно, повиснуть вниз головой зацепившись ногами за перекладину. Эффект будет тот же.
Упражнений на растяжку и расслабление много. Я использовал вышеприведенные, как пример, чтобы объяснить принцип. Используйте то, что вам больше подходит из личного арсенала. Главное, чтобы упражнение максимально воздействовало на необходимую зону.
Таким образом, имеем систему:
1. Дышим животом
2. Держим осанку
3. Растягиваем шею и верхние мышцы спины
4. Расслабляем мышцы шеи и верхней части спины
В расслабленном состоянии тела голос сам по себе будет звучать по-другому. Но прогресс будет еще заметнее и быстрее, если осознанно тренироваться извлекать из тела свободный звук
Занимаем положение, при котором мышцы шеи и спины будут полностью расслаблены. Можно лечь на пол, подложив под голову книжку чтобы избежать запрокидывания головы назад и искривления шеи. Голосовая труба должна быть ровной.
В таком положении извлекаем долгий протяжный свободный звук. Пространство для извлечения звука максимальное. Небо прижато к верхней стенке горла. Звук должен выходить сам по себе. Без всякого напряжения. Попробуйте выпустить звук во время зевка. Он будет естественный и свободный. Запомните состояние тела. Извлеки протяжный низкий звук по такому же принципу только без зевка.
Такие положения можно совмещать с растяжением тела. Например, лежа на спине, поджимаем ноги под себя и роняем слева. Голову повернули вправо. Мышцы натянуты по всему корпусу от шеи до поясницы. При этом полностью расслаблены. Извлекаем звук из такой позиции.
Звук не достаточно низкий? Сделайте еще раз упражнение на расслабление и повторите попытку. Когда научитесь извлекать низкий глубокий звук таким образом, пробуйте проговаривать фразы.
Как видно, система простая. Но, как и во всем, результат достигается только через действие. Тренируйте низкий грудной голос таким образом хотя бы по 5 минут в день утром и вечером в течение недели, и вы будете поражены результатом.
7 упражнений для развития грудного голоса
Человеческий голос является своего рода музыкальным инструментом. Часть этого инструмента дана нам от природы, но настроить его на оптимальную функциональность можно путем упражнений и тренировок.
Не только певцы, актеры и преподаватели должны обладать красивым уверенным голосом, появляется все больше и больше профессий, представители которых также должны иметь красивое звучание. Поэтому люди хотят изучать технику рождения звука, знать его основные принципы и упражнения для его развития.
Правильное дыхание во время речи должно быть диафрагмальным. Когда мы вдыхаем, воздух равномерно расширяет грудную клетку при поддержке диафрагмы.
В случае неподвижности диафрагмы, возникает поверхностное дыхание, при котором не может быть использована вся поверхность легких.
Голосовой аппарат состоит из команды органов, которые взаимодействуют между собой, формируя речь или пение. Этот процесс контролируется нервной системой, которая координирует и гармонизирует его.
Существуют три центра, которые способствуют образованию звука:
- легкие, которые обеспечивают подачу воздуха, необходимого для произнесения звуков;
- мышцы грудной клетки и брюшной полости, участвующие в создании воздушного потока;
- фонетический аппарат (это вокальный орган), который расположен в гортани.
Заданием этой части речевой системы является создание звуковой волны или фонации. Гортань начинает формироваться в утробе матери. Когда мы приходим в этот мир, мы уже имеем сформированный голосовой аппарат, который развиваем на основе рефлексов. Гортань также служит для дыхания.
В рамках этой системы слух является надзорным органом, который отвечает за получение и поставку в кору головного мозга соответствующих звуковых сигналов, благодаря чему мы можем их контролировать и влиять на вокализацию.
Для правильной речи и пения необходимо гармоничное сотрудничество всех органов. Неправильные действия всего одного, влекут за собой другие нарушения. Для всего этого механизма необходим импульс от мозга. Именно он контролирует напряжение связок, влияющее на грудной голос.
Работа по совершенствованию звука включает:
- упражнения;
- необходимость изменить негативные привычки;
- фиксированную осанку;
- способ дыхания;
- способ извлечения звука.
Это не требует большой физической силы. Для этого надо сознательно контролировать дыхательную функцию. Для того чтобы продлить фазы выдоха, во время которых и происходит процесс извлечения звука, необходимо научиться дышать в целом, задействовав диафрагму. Благодаря этому наша речь становится красивой и резонансной.
Также важным является положение тела. Оно должно быть достаточно прямым и расслабленным. Сутулиться во время разговора нельзя, это влияет на ухудшение дыхательной функции, а чрезмерно вертикальное положение неблагоприятно увеличивает мышечное напряжение.
Не менее важным является умение держать голову, потому что это влияет на положение гортани во время разговора. Чрезмерное выдвижение головы вперед, назад или наклон вбок негативно влияют на функцию гортани.
Сильный и звучный грудной звук производится при помощи нормальной работы диафрагмы, нашей главной дыхательной мышцы. Для того чтобы хорошо говорить грудным голосом, вы должны отлично дышать, заполняя все легкие воздухом.
Почему женщины имеют проблемы с грудным звучанием? Даже маленькие девочки часто слышат, что надо втягивать животик, чтобы он не торчал.
Это способствует напряженности в этой части тела, мышцы живота обездвижены и как результат – появляется более скованное дыхание. Можно ли изменить это? Логопеды и специалисты подчеркивают, что многие женщины имеют тихий голос, неуверенный и трепетный. Поэтому надо проводить упражнения, чтобы улучшить звук, резонанс и силу, предотвратить заболевания вокального органа.
Прежде всего, вы должны знать свой собственный голос. Большинство из нас, услышав свой голос в записи, испытывают чувство удивления, нам кажется, что он звучит странно. Начните с записи и прослушивания своего звучания. Изучая его вокальный диапазон и тон, мы можем экспериментировать. Направляя звук из груди и живота, мы получим низкий голос, тяжелый и бархатистый.
Экспериментируя, мы получим разные варианты звучания, в том числе звонкий голос, более острый.
- Ежедневно утром стоит делать упражнения в виде ленивого зевка, который работает на развитие дыхания и расслабление мышц;
- Другое, не менее приятное упражнение, чтобы развить голос, это подуть на перья. Можно их себе представить. Мы должны дуть достаточно долго, чтобы перо зависло в воздухе, и не падало на пол. Благодаря этому, мы можем стимулировать работу рёбер и диафрагму. Диафрагма, мышцы грудной и поясничной части спины – это наша поддержка. Нижняя челюсть, горло и шея, руки и грудь, спина не должны быть скованы. Без их релаксации, не получится естественного красивого грудного голоса;
- Если горло мягкое, расслаблены челюсти, также плечи, мышцы диафрагмы и нижняя часть спины свободны, дыхание будет спокойное и глубокое. Надо практиковать дыхание в таком состоянии релаксации, спокойствия, когда фазы вдоха и выдоха продолжительны. Лучше лечь на спину, положить на грудь предмет и дышать глубоко, следя за тем, чтобы грудная клетка с предметом поднималась вверх;
- Улучшение дыхания должно сопровождаться удлинением фазы выдоха, это зависит от правильной респираторной поддержки. Сделайте глубокий вдох диафрагмой, а затем, делайте выдох и протяжно произносите букву «С», при этом выпускаемый воздух будет
дозироваться. Старайтесь сохранить положение груди при выдохе таким, каким оно было при вдохе.
Упражнения для ясности речи
- Громкое мурлыканье с фокусированием внимания на чувстве колебаний в носовой полости во время резонанса звука;
- Поместите руки на диафрагму и дышите, одновременно произнося звуки «А», «О», «У», «Э». Если грудная клетка вибрирует, значит, грудной голос у вас хорошо развит. Если вибрации нет, то ваш грудной резонатор не работает, вы произносите звуки не грудным голосом;
- Для речи очень важны физические упражнения, направленные на то, чтобы продлить фазу выдоха. Монотонно, на одном выдохе стараемся произнести известную пословицу или поговорку.
Старайтесь говорить размерено, не спеша, такой голос будет звучать уверенней и убедительней.
Материалы, размещённые на данной странице, носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Посетители сайта не должны использовать их в качестве медицинских рекомендаций. Определение диагноза и выбор методики лечения остаётся исключительной прерогативой вашего лечащего врача.
Как развить грудной голос?
Голос – это инструмент, с помощью которого человек способен добиться очень многого. Да, это действительно так – речь идет не о том, что именно вы говорите, а о том, как вы это делаете. Представьте себе человека, который говорит писклявым скрипучим голосом – вряд ли он будет у вас вызывать уважение или почтение, вы не подумаете, что его мнение действительно является важным. Естественно, если узнать человека более близко, то можно убедиться в том, что он отличается от того представления, которое о нем составили. Однако первое впечатление всегда является очень сильным, и речь идет не только о внешнем виде. Грудной голос – это гораздо более впечатляющий инструмент, который способен дать вам гораздо больше. Многие люди ошибочно полагают, что им невозможно говорить, если вы не родились с ним. На самом деле можно работать над собой и развить именно то, чего вам хотелось бы. В данной статье вы найдете основные упражнения и методики, которые позволят вам развить у себя грудной голос.
Что это за голос?
Итак, вы хотите, чтобы ваш голос звучал более властно, влиятельно и в целом впечатляюще? Если да, то высокий и писклявый вариант вам определенно не подойдет, так как он не настраивает людей положительно по отношению к вам. Грудной голос – это именно то, что нужно. Он звучит глубоко, гулко, бархатисто, буквально проникает в голову собеседнику, настраивая его исключительно положительно по отношению к вам. Соответственно, именно на его обретение вам и нужно нацеливаться. Многие люди тут же зададут вопрос: «Как же получить грудной голос, если его нет?» Оказывается, это возможно, так что предположения касательно того, что человек может прожить всю жизнь только с одним вариантом вокальных данных, является ошибочным. Вы можете напрямую воздействовать на то, как будет звучать ваша речь. За счет чего это происходит? Сейчас вы об этом узнаете.
Изменение голоса
В своей жизни практически каждый, вероятнее всего, встречал человека, у которого был бы приятный низкий грудной голос. И его звучание на самом деле очаровывает, заставляя мечтать о том, чтобы у вас он также был. Но пришло время прекращать мечтать и браться за дело – в данной статье вы сможете изучить методики, которые позволят вам овладеть грудным голосом в совершенстве. Это кажется невозможным? Сейчас вы узнаете, почему это возможно.
Для этого вам будет проще всего сравнить ваш организм с музыкальным инструментом. Какой инструмент звучит мощнее всего? Большая труба, конечно же. В большинстве случаев именно размер инструмента определяет мощность его звучания – то же самое касается и вашего организма. Нет, это не значит, что грудной голос будет доступен только крупным людям – речь идет о том пространстве внутри тела, которое используется в процессе разговора. Проще говоря, подавляющее большинство людей дышит исключительно легкими, не задумываясь о мышцах, которые отвечают за их речь. Это простейший способ говорить, и он будет использоваться вами автоматически, то есть вы даже не будете задумываться о самом процессе звукоизвлечения. Однако можно контролировать процесс, увеличивая объем, который используется вашим организмом для того, чтобы обрабатывать воздух.
Часто можно слышать о «дыхании животом» — именно это и является ключом к успеху. За счет этого можно увеличить объем «инструмента», тем самым повлияв на звук, который сможете издавать во время разговора. Теперь вам предстоит детально узнать о том, как говорить грудным голосом. Существует несколько упражнений, на которые вам стоит обратить особое внимание.
Дыхание животом
Вы уже могли понять, что важнейшим критерием является дыхание животом, а не только грудью. Неважно, говорится про грудной женский голос или мужской, – первый шаг всегда должен быть один. Вам необходимо научиться дышать не от груди, а от живота. Сделать это не так просто, как кажется, но каждый человек может этому научиться. В таком случае вы получите больший контроль над своими вокальными данными, а также больший запас кислорода, что пригодится, например, при пении, – именно поэтому все певцы в первую очередь учатся дышать животом. Однако одного дыхания будет недостаточно – речь также и о мышцах. Как развить грудной голос? Для этого вам придется как следует постараться.
Мягкое небо
Мягкое небо присутствует у всех – оно находится у основания горла и чаще всего находится в полностью расслабленном состоянии, но немного напрягается, когда вы начинаете говорить. Тренировка грудного голоса потребует полного контроля над небом. На первый взгляд это может показаться невозможным, так как напрячь эту мышцу представляется невыполнимой задачей. Причина этого кроется в том, что люди говорят на автомате, и мягкое небо практически никогда не напрягается больше необходимого уровня. Чтобы изменить свой голос, вам придется научиться сокращать данную мышцу – за счет этого выход из горла в рот будет расширяться, и это обеспечит вам более глубокий и низкий звук.
Мышечные зажимы
Как вы уже поняли, очень многое в данном случае зависит от мышц, и главной среди них, естественно, являются голосовые связки. Пришло время снова сравнить человеческое тело с музыкальным инструментом. Если вы когда-нибудь играли на гитаре, то знаете, что чем сильнее струна натянута, тем более высоким получится звук, а если она расслаблена, то и звук будет более низким. Именно этого и нужно добиться в вопросе грудного голоса – мышцы, отвечающие за производство звука, должны быть расслаблены. Вы можете расслабить их самостоятельно, но все равно не добьетесь необходимого результата. Почему? Дело в том, что в человеческом теле сами по себе образуются мышечные зажимы, то есть некоторые мышцы постоянно находятся в напряженном состоянии. В результате даже если вы будете пытаться расслабить их, из этого ничего не выйдет, и ваш голос останется высоким. Сейчас вы узнаете, что с этим можно сделать.
Растяжка
Первое, что вам нужно делать, – это растяжка. Достаточно обыкновенных наклонов головы во все стороны, в процессе которых напряжение мышц будет спадать. Если же эффект незаметен, вы можете помогать себе рукой, сильнее наклоняя голову в ту или иную сторону.
Расслабление
Также необходимо расслаблять мышцы шеи в естественных условиях – сделать это можно разными способами, но проще всего нагнуться вперед, расслабив всю верхнюю часть туловища. Ваши руки и ваша шея должны свободно свисать, крайне обязательно прочувствовать, что шея полностью расслабилась. Для этого периодически можно покачивать туловищем, чтобы шея не напрягалась в процессе. Если вы напрягаете мышцы шеи, то делаете все неправильно и нужного эффекта добиться не сможете.
Проработка звука
Если вы попробуете в расслабленном состоянии издать звук, не особо напрягая горло, то он выйдет чистым и низким. Именно этого вам и нужно добиться. Поэтому необходимо постоянно тренироваться – найдите ту позицию, в которой мышцы шеи и спины будут расслаблены и в которой вам будет максимально удобно. Можно использовать позицию из предыдущего упражнения, а можно выбрать другую – например, лежа на полу. В процессе расслабления издавайте протяжный низкий звук, пытаясь добиться его максимальной чистоты. Следите за тем, чтобы мышцы не напрягались, и тогда вы сможете постепенно овладеть низким грудным голосом.
Грудной голос
Голос имеет огромное значение в работе продавца. Наверное, многие хотели бы обладать завораживающим низким голосом. Некоторым счастливчикам такой голос достался от природы. Но это не значит что голос нельзя изменить. Возможно многие слышали историю про Демосфена, который с детства имел огромные проблемы с речью. Но за счёт долгих и упорных тренировок, он стал одним из известивших ораторов древней Греции. Сегодня мы поговорим о том что такое грудной голос и как его натренировать.
Немного истории
Ученые до сих пор не пришли к единому мнению по вопросу возникновения человеческой речи. Находки археологов свидетельствуют, что люди, жившие в период раннего палеолита, уже имели развитый голосовой аппарат, но общались ли они между собой при помощи слов – неизвестно.
Вполне возможно, для общения нашим первобытным предкам вполне хватало звуковых сигналов – с помощью голоса можно было подать сигнал тревоги, попросить о помощи, выразить гнев или радость. И даже сегодня, несмотря на десятки тысяч лет, разделяющих нас и людей, живших в доисторический период, мы можем общаться между собой, не используя слова. Конечно, такое общение будет весьма ограниченным, но даже таким образом мы можем передать информацию и убедиться, что нас услышали.
Характеристики голоса
Человеческий голос имеет 8 характеристик. Это интонация, дикция, резонанс, высота, тонус, ритм, громкость и тембр. Каждая из этих характеристик очень важна, так как любая из них непосредственно влияет на звучание голоса и на то, как его воспринимают другие люди. Но самое большое воздействие на людей оказывает тембр.
Тембр голоса играет огромную роль в общении, он позволяет ярче выразить эмоции и впечатления. Любой человек способен менять тембр своего голоса. Иногда это происходит непроизвольно, однако в большинстве случае люди сознательно меняют голосовую окраску. Например, если требуется привлечь внимание к чему-либо важному, большинство людей начинают говорить более низким тоном. Такой голос называется грудным, он несколько ниже обычного тембра человека, так как при этом задействованы нижние голосовые связки, а в качестве резонатора используется грудная клетка. Грудной голос звучит мягко, сочно, без резких звуковых перепадов.
Что такое грудной голос
Голосовой аппарат человека дает возможность извлекать звуки разной частоты благодаря наличию головного и грудного резонаторов. Головные резонаторы позволяют воспроизводить четкие резкие звуки с высокой частотой. Грудной резонатор воспроизводит низкие звуки, поэтому любой человек, пытаясь мягко убедить в чем-то своего собеседника, машинально начинает говорит с пониженной интонацией.
Говорить грудным голосом может каждый – чтобы в этом убедиться, достаточно приложить руку к груди и проговорить несколько слов, используя нижние связки. Грудная клетка начнет ощутимо вибрировать – именно эти низкие вибрации придают голосу очень узнаваемую интонацию.
Можно ли использовать голос для достижения своих целей?
Преимущества грудного голоса очевидны – такой тембр звучит более дружелюбно, а значит способствует более конструктивному общению. Эту особенность грудного голоса часто используют в своих целях политические деятели, руководители компаний, менеджеры по продажам, психологи, дикторы – то есть те люди, для которых голос является одним из инструментов воздействия на конкретного человека или на массовую аудиторию.
В бизнесе и продажах интонация голоса порой имеет решающее значение, особенно если заключается серьезная сделка и нужно выглядеть максимально убедительным. В этом случае имеет смысл переходить на более низкое звучание. Никто не хочет разговаривать на повышенных тонах – слишком высокий тембр голоса свидетельствует о неуверенности и склонности к конфликту. Грудной голос наоборот, говорит о дружелюбии, надежности и стремлении наладить хорошие взаимовыгодные отношения.
Как говорить грудным голосом
Чтобы научиться говорить грудным голосом, нужно сначала найти наиболее подходящий тембр. Слишком низкая интонация не даст возможности придать своим словам должную окраску. Проще говоря, чересчур низкие звуки голосовые связки просто не осилят и звук получится очень тихим. Даже если у человека от природы очень высокий голос, это вовсе не означает того, что ему никогда не удастся добавить к своему тембру мягкие и плавные обертоны. Не стоит стремиться подражать интонациям профессиональных ораторов или дикторов – их убедительная манера говорить и бархатный голос не столько плод упорных тренировок, сколько врожденное качество.
Чтобы говорить грудным голосом, нужно «говорить телом», а не «головой». Головные резонаторы нужно задействовать по минимуму, чтобы в интонации не проскальзывали резкие и отрывистые звуки. Нужно стараться сделать так, чтобы нижние связки вибрировали плавно, выдавая мягкий раскатистый звук. Чем ровнее будет вибрация – тем лучше будет звучать грудной голос.
Чтобы голос не звучал хрипло или напряженно, необходимо быть в меру расслабленным – ни в коем случае не нужно зажиматься. Отсутствие скованности в мышцах шеи, плеч и груди сделает речь более плавной и приятной на слух.
Тембр голоса и улыбка
Люди, достигшие успеха в бизнесе, прекрасно понимают значение доброжелательного общения. Когда есть взаимная симпатия, гораздо легче достичь взаимопонимания. Общаясь, люди не только разговаривают, они также используют мимику и жесты. Улыбка – один из жестов, говорящий о дружелюбии и готовности идти на контакт.
Мы видим улыбку и сразу же интерпретируем ее как знак радости, веселья или дружеского внимания. Но улыбку можно еще и слышать. Когда улыбающийся человек говорит, тембр его голоса неуловимо меняется, но окружающие безошибочно узнают эту интонацию. В сочетании с грудным голосом, улыбка может творить чудеса.
Как натренировать грудной голос
Говорить низким грудным голосом способен любой человек. И если нет цели выступать на сцене, то натренировать грудной голос можно очень быстро. Важно понимать, что каждому человеку от рождения присущ индивидуальный тембр голоса и изменить его не удастся. Но натренированные связки способны выдавать более внятные звуки, так что всегда возможно придать своему тембру нужную сочность и бархатистость.
Приступая к тренировкам, нужно помнить, что грудной голос – это голос тела и этот ресурс нужно использовать на 100%. Самое главное правило – дыхание животом в момент, когда задействованы нижние связки. Также важно, чтобы низкие звуки выходили свободно – говорить грудным голосом стиснув зубы не получится. Значит, нужно постараться дать возможность низким частотам беспрепятственно выйти из гортани. Для этого вовсе необязательно широко открывать рот, как это делают оперные певцы – достаточно просто говорить естественно и не зажиматься.
Перед началом тренировки нужно обязательно провести легкую разминку. Часто грудным голосом говорить очень трудно оттого, что мышцы плечевого пояса, шеи и груди чересчур напряжены. Чтобы голос зазвучал мягко, напряжение необходимо убрать. Для этого нужно использовать такие упражнения, как наклоны и вращения головы, махи руками, круговые движения плеч. Также эффективно расслабляет мышцы висение вниз головой на перекладине.
Основная тренировка включает в себя упражнения на извлечение звука. С этой целью можно проговаривать скороговорки или читать стихи, следя за тем, чтобы голос звучал в меру низко и насыщенно. При этом нужно не забывать держать осанку и дышать животом.
Чтобы натренировать грудной голос достаточно заниматься 2 раза в день по 10 минут. Подобные тренировки разовьют нижние связки и научат без особого труда переходить на более низкий тембр голоса, придавая ему красивое и плавное звучание. Если вы хотите узнать о том что ещё нужно тренировать продавцу, рекомендую ознакомиться с материалами:
13 простых упражнений для развития голоса
Хорошо поставленный голос нужен не только профессиональным вокалистам. Он необходим любому, кто хочет получать максимальный эффект от коммуникации.
Ведь голос человека может влиять на слушателей в два раза сильнее, чем сам смысл его сообщения. Кроме того, люди с приятными голосами воспринимаются окружающими как более успешные и привлекательные.
В этой статье вы найдёте упражнения, после выполнения которых начнёте звучать великолепно.
Чтобы открыть голос
Ваш голос на самом деле может быть не вашим. Причина — в зажимах или неправильном способе говорения (например, на одних связках). Представленные ниже упражнения помогут справиться с этими проблемами и раскрыть ваш истинный природный голос.
Звукорежиссёр
Сначала поймите, как вас слышат окружающие. Для этого можно имитировать студию звукозаписи. Ваша левая ладонь будет наушником — прижмите её «ракушкой» к левому уху; правая будет микрофоном — держите её у рта на расстоянии нескольких сантиметров. Начинайте пробу: считайте, произносите разные слова, играйте со звуком. Выполняйте это упражнение по 5–10 минут в течение девяти дней. За это время вы поймёте, как действительно звучит ваш голос, и сможете его улучшить.
Кью-икс
Чтобы открыть голос, нужно освободить горло и передать основную работу губам и диафрагме. Для этого произносите слоги «кью-икс». На «кью» округляйте губы, на «икс» — растягивайте их в широкой улыбке. После 30 повторений попробуйте произнести небольшую речь. Вы почувствуете, что связки меньше напрягаются, а губы лучше выполняют ваши команды.
Зевок
Самый простой способ расслабить мышцы гортани — хорошенько зевнуть. Выполняйте это простое упражнение по 5 минут в день, и вы заметите, как блоки и зажимы в голосе исчезают.
Выдох-стон
Это упражнение поможет раскрыть естественное звучание вашего голоса. Суть его сводится к тому, чтобы озвучить свой выдох.
Положение: ноги стоят на полу, челюсть приоткрыта и расслаблена. Начинайте вдыхать воздух, а на выдохе издавать любой звук. Делайте это без каких-либо усилий — если всё правильно, у вас должен получиться стон.
При верном выполнении упражнения звук идёт из солнечного сплетения. Именно оттуда и нужно говорить, чтобы голос был объёмным и выразительным.
Чтобы сделать голос приятным
Следующие упражнения сделают ваш голос более благозвучным.
Три улыбки
Это упражнение выполняется так же, как предыдущее, но с соблюдением правила трёх улыбок. Улыбнитесь ртом, лбом и представьте улыбку в районе солнечного сплетения. После этого начинайте выдыхать со звуком. Всего 5 минут в день — и ваш голос начнёт звучать более приятно и доверительно.
Упражнение йогов
Данную тренировку практикуют индийские йоги, чтобы добиться глубокого и красивого голоса.
Положение: стоя, ноги на ширине плеч. Сначала сделайте несколько спокойных вдохов и выдохов, затем — глубокий вдох и резкий выдох со звуком «ха-а». Выдох должен быть максимально полным и громким. Корпус при этом можно слегка переместить вперёд.
Протяжные слоги
Глубоко вдохните, а на выдохе произнесите протяжно «бом-м», «бим-м», «бон-н». Тяните последние звуки как можно дольше. В идеале должна возникнуть вибрация в районе верхней губы и носа.
Похожее упражнение можно делать со слогами «мо-мо», «ми-ми», «му-му», «мэ-мэ». Но в этом случае сначала произнесите их кратко, а уже потом протяжно.
Оба упражнения лучше делать каждое утро по 10 минут. Они не только сделают голос приятнее, но и помогут укрепить голосовые связки.
Длинный язык
Высуньте язык. Сначала направьте его вниз как можно дальше, пытаясь достать до подбородка. Сохраняя это положение, наклоните голову вниз. Затем потянитесь языком вверх, стараясь достать кончик носа. Голову при этом тоже поднимите как можно выше.
Чтобы сделать голос сильнее
Эти упражнения придадут вашему голосу силу и энергию. Вы начнёте звучать громче и мощнее.
Звуки «и», «э», «а», «о», «у»
Сделайте выдох, затем — глубокий вдох и на втором выдохе произнесите долгий звук «и». Делайте это свободно, до тех пор, пока хватает воздуха. Насильно воздух из лёгких не выдавливайте. Таким же образом произнесите остальные звуки: «э», «а», «о», «у». Выполните три повторения.
Последовательность этих звуков не случайна: они распределены по высоте. Соответственно, «и» — самый высокий (активизирует верхнюю область головы), «у» — самый низкий (задействует низ живота). Если вы хотите сделать голос ниже и глубже, чаще тренируйте звук «у».
Упражнение Тарзана
Выполняйте предыдущее задание, только теперь бейте себя кулаками в грудь, подобно Тарзану. Упражнение призвано наполнить голос энергией и прочистить бронхи, поэтому, если вам захочется откашляться, не останавливайте себя.
Мычание
Это упражнение активизирует работу груди и живота. Выдохните и вдохните. На следующем выдохе начинайте произносить с закрытым ртом звук «м». Выполните три подхода: сначала мычите тихо, затем — на средней громкости и в конце — очень громко.
Рычание
Расслабленный язык поднимите к нёбу и начинайте проговаривать звук «р». Должно получиться «р-р-р», как у трактора. Повторите упражнение три раза, после чего выразительно прочитайте с десяток слов, в которых есть звук «р». Обязательно сопровождайте чтение раскатистым «р».
Простое рычание не только придаст голосу силу и энергичность, но и улучшит дикцию.
Упражнение Шаляпина для настройки голоса
Великий русский певец Фёдор Шаляпин каждое утро тоже начинал с рычания. Но выполнял он его не один, а вместе со своим бульдогом. После тренировки звука «р» Фёдор Иванович начинал лаять на питомца: «ав-ав-ав».
Вы можете повторить шаляпинское упражнение или, если не получается расслабить гортань, заменить его на злодейский театральный смех. Делается это просто. С открытым ртом на выдохе злобно смеётесь: «а-а-а-а-ха-ха-ха-ха-а-а-а-а». Звук должен выходить легко и свободно. Одновременно можно попрыгать и побить себя руками в грудь. Это упражнение мгновенно прочистит голос и подготовит его к работе.
Важно помнить
При выполнении всех упражнений нужно сохранять правильную осанку. Живот должен быть расслаблен, а грудь — выдаваться вперёд. Впрочем, если вы ровно держите спину, эти области тела автоматически займут верное положение.
35 упражнений для постановки речи от радиоведущей
Почему эйчары не приглашают на собеседование соискателей после первого разговора по телефону? Иногда людям отказывают потому, что они говорят медленно, невнятно, неуверенно. Или, например, публичное выступление. Даже самая интересная лекция не привлекает, если ее ведет хватающий ртом воздух спикер. Слушатели отвлекаются, обращая внимание на его неидеальное «р», постоянное аканье, проблемы с дыханием – информация отходит на второй план.
Чтобы вы зазвучали на полную мощность и были на высоте в любой ситуации, где нужно говорить и располагать к себе голосом, мы обратились за рекомендациями к Светлане Василенко, эксперту-консультанту по технике речи и риторике, автору и ведущей talk-проектов радио «Київ 98 ФМ».
Светлана уже 20 лет работает голосом и уверена, что говорить красиво и внятно – не дар, а всего лишь умение, как и навык подавать правильно информацию. Так у нее появилась своя методика преподавания техники речи, основанная на личном опыте и тех приемах, которые она опробовала в процессе составления авторской программы.
Почему мы неправильно звучим: три ключевых причины
Неправильное положение речевого аппарата. Работать с речью нужно почти 90% людей. Взрослые люди зачастую не обращают внимания на произношение своих некоторых звуков. Неидеальное звучание возникает из-за физических нюансов – язык стоит не так, как надо, губы не расслаблены в нужный момент и т.д.
Лень. Одна из распространенных причин неправильного звучания – обычная лень. Мы ленимся открывать рот, поэтому не пользуемся челюстью – она неподвижна во время говорения, двигаются только губы. Образно говоря, звуки выходят с помощью воздуха, и их качество зависит от того, насколько широко мы открываем рот
Использование только голосовых связок. Чтобы получить глубокий и приятный звук, и при этом не уставать, нужно научиться говорить, используя резонаторы, особенно грудной (трахея и бронхи).
Как рождается звук
Звук появляется, когда воздух проходит между голосовыми связками. Когда мы произосим звонкие звуки и гласные образованная связками голосовая щель смыкается, при глухих звуках – расходится. Частое говорение, т.е. постоянное напряжение голосовых связок, приводит к тому, что изначально тонкие связки утолщаются, становятся менее гибкими, и голос «обрастает» хрипотой, теряет высоту звука и полетность.
Вы замечали, как преподаватели уже через 45 минут лекции теряют голос и переходят на хриплый шепот? Обычно учителя говорят в три раза выше обычного, а это означает, что они используют связки на пределе своих возможностей. Большая нагрузка на эти мышцы приводит к тому, что на них появляются узлы или, как говорят певцы, мозоли, от которых голос может пропасть. Эти узлы можно убрать только хирургическим путем, но не факт, что вы зазвучите также хорошо, как и до операции.
Поэтому профессиональные лекторы, тренеры, консультанты, преподаватели, чтобы дольше сохранить голос и связки, учатся говорить с использованием грудного резонатора, максимально «выключая» из процесса связки. Грубо говоря, говорят «грудью», а не горлом.
Десять упражнений для улучшения техники речи
1. Полюбите себя
Зачастую те, кто имеет проблемы с артикуляцией, уверены, что они себя любят. Но на самом деле, у человека, который себя любит, звук рождается глубоко внутри, и человеку хочется, чтобы его услышали. Поэтому он говорит громче и яснее. Чтобы родилось чувство любви к себе, хвалите себя по утрам перед зеркалом в течение 5 минут, постоянно благодарите за то, что вы такой молодец, уделяйте себе время в течение дня.
2. Открывайте рот
Проговаривая слова, физически шире открывайте рот, работайте челюстью. Если человек переживает, нервничает, боится быть неудобным, то он не открывает рот во время говорения, двигая только губами. Поэтому речь его тихая, мало внятная, будто себе под нос. Вряд ли это оценит работодатель, коллега, слушатель и т.д.
3. Зевайте и потягивайтесь
Утром вместо вскакивания с криком «Я опоздал!/ Проспала!» потянитесь и хорошенько зевните. Большинство проблем в технике речи еще и в том, что зажаты все мышцы: они затекают утром после сна, а после в офисе мы сидим, ссутулясь и не разминась.
Потягиваясь, вы отпускаете все мышцы шеи, которые позволяют лучше «отдавать» звуки. Зевая, мы «будим» суставы челюсти, расслабляем губы и дыхательное горло с его маленьким подвижным язычком. Он-то и влияет на то, как мы говорим – «выпуская» звуки через рот или через нос. Многие говорят гнусаво именно потому, что направляют воздух и звук через нос, не тренируя зеванием-расслаблением эту часть артикуляционного аппарата.
4. Держите спину ровно
В появлении звука огромную роль играет диафрагма, мышечная перегородка, отделяющая грудную полость от брюшной (условно ее границу можно провести по нижнему краю ребер). Ссутулившись, напрягаясь, мы зажимаем диафрагму, препятствуя ее естественному движению.
У хорошего спикера диафрагма «закачана», т.е. очень подвижна, поэтому она может быстро менять свое положение. С ровной спиной у нас не зажаты мышцы живота, а значит можно набрать столько воздуха для говорения, сколько необходимо.
Проверьте, правильно ли вы сидите – сведите лопатки, опустите их до того уровня, когда спина станет ровной. Поначалу будет небольшой дискомфорт от непривычки, главное, чтобы вы спокойно смогли стоять или сидеть в таком положении. К слову, выпрямившись, вы выглядите более уверенным в себе.
5. Ставьте подбородок перпендикулярно шее
Одна девушка определяла свой голос в обычной жизни как «скрип несмазанной двери», но на встречах с друзьями после бокала вина все восхищались ее потрясающим грудным голосом. И на вопрос «А что не так с моим голосом?» нашелся очень простой ответ – она поднимала высоко подбородок, натягивая мышцы шеи, у горла, и звук не мог нормально выходить. А в расслабленном состоянии ее подбородок становился на место, появляелся воздух – и голос звучал так, как нужно. Если же подбородок опустить ниже, чем 90 градусов, то перетягиваются задние мышцы шеи и звук не получает достаточно воздуха для появления.
6. «Будите» резонаторы
Занимаясь утренними делами, мычите – тяните с закрытым ртом свою любимую песню, случайную мелодию, пытайтесь прочесть с закрытым ртом пару абзацев из книги или, что проще всего, произносите звук «ммммм».
7. Всегда пейте мелкими глотками
Гастроэнтерологи советуют пить теплую воду с лимоном для того, чтобы разбудить организм. Эта же вода помогает разбудить речевые органы. Утром выпивая мелкими глоточками стакан воды, вы тренируете маленький язычок. Подымаясь, он «работает» на полную, и ваша гнусавость исчезает сама собой.
8. Делайте вибрационный массаж
Как мы уже сказали, звуки создаются не одними голосовыми связками. Наш голос становится особенным, получая красивую вибрацию, благодаря внутренним резонаторам. Базовые приемы вибрационного массажа делаются на фронтальных пазухах (это пустоты в центре лба, в точке схождения бровей), гайморовых пазухах, верхней и нижней губе, а также верхней части грудной клетки. Упражнения ниже раскроют вам тонкости этого массажа в указанных точках.
Фронтальные пазухи. Массируя точку на фронтальных пазухах, произносите звук «м» и отправляйте его вверх. Представьте, будто звук уходит куда-то вверх, над макушкой, становясь тоньше. В том месте, где кончается небо и начинается язычок, появляется вибрация. Физически ничего не вибрирует, но само ощущение вибрации будет. Массаж помогает проснуться резонаторам – и организм в целом привыкает к правильному звучанию всех звуков.
Гайморовые пазухи. Массажируя гайморовые пазухи, «опускайте» звук «м» полностью в нос. Закрывайте одну ноздрю и произносите звук «м», при этом понижая тон, выпуская через открытую ноздрю. Если вы правильно выполняете упражнение, крыло открытой ноздри немножко вибрирует. Контролируйте выполнение – важно чтобы вибрация оставалась в области носа, а не уходила на зубы или язык. Это получится не сразу, но с этим заданием легко справятся те, кто привык говорить в нос.
Выпуская звуки поочередно через разные ноздри, можно массировать точки у крыльев носа. Вы наверняка знакомы с эффектом такого массажа. Часто, когда нужно говорить с заложенным носом, мы интуитивно трем точки у гайморовых пазух, уменьшая отек, прочищая дыхательные пути, и соответственно звучим более внятно, особенно произнося сонорные звуки, среди которых «м» и «н».
Верхняя губа. Вибрационный массаж направлен на то, чтобы научить резонировать верхнюю губу – она должна расслабиться для правильного произношения всех звуков. Для этого произносите звук «в», стараясь ощутить, как работает середина верхней губы. Правильный звук «в» рождается именно в этой точке: воздух, выходя изо рта, под углом в 45 градусом попадает на середину губы и немного вибрирует. Делая это упражнение, вы почувствуете, как чешется это место. Добавьте массаж точки над верхней губой.
Нижняя губа. Для нижней губы применяйте тот же принцип, что и для верхней губы, только используя звук «з». Звук «з» рождается точно так же как и «в», только воздух направлен на середину нижней губы. Массаж делается на точке ниже середины нижней губы. Из-за зажатости середины нижней губы могут возникать проблемы с произношением «ш», «щ», «ж». Если вам кажется, что губы не участвуют в появлении «в» и «з», начните массировать указанные точки и физически ощутите вибрацию.
Грудной резонатор. Для вибромассажа грудного резонатора произносите звук «ж» и на выдохе отправляйте его максимально вниз по грудной клетке. Так вы понижаете свой голос настолько, насколько возможно. При этом голосовые связки не принимают участия в появлении звука, т.к.они полностью расслаблены, хотя физически вы можете ощущать их небольшие колебания.
Проверьте правильность выполнения так – положите руку на грудь, ниже шеи. И именно в этом месте вы ощущаете вибрирование, но не на шее, где связки. Голос при этом становится ниже.
9. Всегда тренируйте грудной резонатор
Положите руку на грудь и на выдохе произносите «чух-чух-чух», будто вы маленький паровозик. В идеале вы должны услышать, как в ладонь звук бьется изнутри грудной клетки на каждое «чух». Сложно заговорить «грудью» сразу, но со временем это станет нормой.
10. Открывайте дыхательное горло (трахею)
Откройте рот и на выдохе протяните звук «а». При этом постарайтесь максимально расслабить горло. К тому же, этим вы разминаете челюсти и губы – дополнительный полезный эффект.
Человек в стрессе весь сжимается и звуки с трудом продираются сквозь его горло наружу. Попробуйте напрячь горло, сразу поймете о чем речь. Поэтому каждый раз, когда нужно расслабить горло перед публичным выступлением, презентацией, собеседованием, уделите пару минут для этого упражнения.
Артикуляционная гимнастика
Чтобы внятно и быстро говорить, уверенно аргументировать – вам нужно быстро и четко работать мышцами губ, челюсти и языка. Упражнения ниже вам пригодятся, чтобы развивать мышцы речевого аппарата. Кроме того, эта простая гимнастика решит проблему большинства звуков раз и навсегда.
Каждая группа мышц прорабатывается отдельно, но обязательно в комплексе. Даже если вам кажется, что вы не можете сделать какое-то упражнение, просто выполняйте его – вам нужно натренировать мышцы, которые вы ранее не использовали. Выполняйте каждое упражнение по 3-5 раз. Также прорабатывая одну конкретную группу мышц, максимально расслабляйте остальные мышцы.
Губы
«Уточка». Стяните губы вместе, будто говорите букву «у», а потом растяните губы, максимально открывая верхние и нижние зубы. Усилить эффект можно, делая круговые движения губами-«уточками» в разные стороны.
«Маска». Откройте широко рот и втяните губы внутрь рта как можно больше. Это хороший массаж для губ и для челюсти. Закончите упражнение широкой улыбкой. «Маска» хороша, если нет времени на полную артикуляционную гимнастику.
«Банка с вареньем». Вспомните, как вы слизываете варенье языком с своих губ. Вытяните язык, и напрягая мышцы, не спеша, проведите им по губам. Здесь одновременно включаются мышцы языка и губ. Усилить эффект можно, проводя языком за губами.
«Кролик». Без помощи рук подымите вверх верхнюю губу, т.е. тяните ее к носу. Постарайтесь при этом не морщить лоб и расслабить лицо.
Язык
«Лошадка». Цокайте языком, как в детстве. Это особенно хорошо для тех, у кого проблемы со звуком «р» и «л». При правильном выполнении у вас должна появиться вибрация между небом и средней частью языка. Это упражнение приучает среднюю часть языка работать.
«Художник». Упражнение особенно подходит для исправления звуков «р» и «л» у обладателей короткой подязыковой уздечки. Представьте, что ваш язык – кисть, которой вы проводите прямую от зубов по всему верхнему небу до подвижного язычка, плотно прижимая язык к «полотну».
«Шпага». Для проработки щек и губ изнутри. Напрягите язык, будто мини-шпажку, и оближите губы изнутри – медленно проведя языком по верхней и нижней челюсти. Напряжение «включает» в работу кончик и основу языка.
«Лодочка». Помогает исправить произношения звука «ч». Боковые мышцы языка подымаются, и язык высовывается изо рта. Звук при этом произносить не нужно – так вы заставляете подскакивать «ленивые» мышцы языка, ранее не участвовавшие в говорении. Замечено, 90% людей не умеющих говорить «ч» – не умеют делать лодочку.
Челюсти
«Щелкунчик». Откройте рот настолько широко, насколько это возможно. Делайте очень медленно. Затем медленно закройте рот.
«Сдвижки». Выдвигайте челюсть вперед, при этом не напрягая губы. Затем отдельно вправо и отдельно влево. Высший пилотаж – сделать выдвижное круговое движение челюстью по часовой и против часовой стрелки. Для начала попытайтесь сделать движение по квадрату, постепенно превращая его в небольшой овал.
Чтобы свести к минимуму все травмы, т.к. ваша челюсть не привыкла к нагрузкам, все упражнения выполняйте с открытым или приоткрытым ртом.
Когда нет времени
Если необходимо поработать над артикуляцией при отсутствии времени, утром перед важной встречей, то выполняйте следующие упражнения.
1. Напишите все согласные буквы алфавита подряд и выберите любое слово на букву «б» (или сложное в произношении для вас слово). Например, «баррель». Затем произнесите это слово, меняя первую букву: «баррель, варрель, гаррель…».
А если хотите дополнительно попрощаться и с гнусавостью, то закройте ноздри пальцами, вдохните через рот, и максимально открывая рот, проговаривайте тоже самое. Так весь воздух будет выходить исключительно через рот.
Пройдитесь по алфавиту туда и обратно. Вы сразу же зазвучите иначе и лучше – вы разбудите речевой аппарат, зазвучат правильно практически все звуки.
2. Подставьте по очереди все согласные к гласным «и», «э», «а,» «о», «у», «ы». «Пробегите» по алфавиту и вы будете гораздо убедительнее звучать на утренней встрече.
Техника дыхания
Умение правильно дышать – это самое важное в технике речи и ораторском искусстве. Постановкой дыхания занимаются параллельно с постановкой звуков и прокачкой мышц губ, языка и челюсти.
Как дышать правильно
Вдыхать нужно только через нос, выдыхать – только через рот. Идеально, если вместе с выдохом рождаются звуки.
Делая вдох, полностью расслабляйте мышцы живота и диафрагму. Помните, как дышат дети, выпячивая живот? Делайте то же без напряжения – и расслабленный живот станет вместилищем для воздуха, который так необходим в процессе говорения. В таком животе мышцы диафрагмы легко прогибаются и впускают воздух.
Выдыхая, втягивайте живот, выгибая таким образом диафрагму в другую сторону и тем самым выпуская воздух. В противном случае вы набираете воздух, напрягаетесь, быстро проговариваете нужное и только потом выдыхаете – что совершенно неправильно.
Всегда помните: вдох – на расслабленном животе, выдох с подтягиванием живота.
Проработка вдоха и выдоха
Существует огромное количество техник дыхания, и все они основаны на проработке диафрагмы. И их общий ключевой момент – сделав любое упражнение на вдох, вы обязаны сделать упражнение и на выдох.
Только начиная заниматься дыхательными техниками, всегда берите с собой воду, чтобы предупредить гипервентиляцию. Если вы чувствуете себя не совсем комфортно, кружится голова – просто выпейте воды и подышите спокойно.
Вдох. Представьте, что перед вами лежат три мешочка с кофе. Вам разрешили понюхать их все и выбрать один. Вам нужно понять, какой именно кофе вам нравится больше всего и полностью насытиться его ароматом. Сделайте один форсированный выдох, а затем трижды резко вдохните так, чтобы потянуло в груди. Живот при этом расслаблен, помните! Затем подтягивая живот, спокойно выдохните.
Выдох. Для начала подготовьтесь к выполнению – чтобы избавиться от излишков воздуха на предыдущем вдохе, т.е. гипервентиляции, нужно делать форсированный выдох. Резкими движениями, будто насосом, выдыхайте воздух вместе со звуком «ф», резко втягивая живот на каждом движении.
А теперь можно выполнять упражнение: сделайте носом глубокий вдох и на выдохе, разделенном на три, подтягивая живот, резко задуйте на воображаемом торте три свечки. Каждую свечу отдельной порцией воздуха. Хитрость в том, чтобы оставить в легких еще немножко воздуха, чтобы вы смогли сделать аккуратный вдох, а не хватали воздух ртом. Некоторые могут разделить один выдох на 12 частей.
Общий релакс. Если вы нервничаете, глубоко вдохните, вбирая маленькими порциями воздух на 4 счета, и плавно, одним движением, выпустите воздух. Затем вдохните глубоко одним движением, затем, разбивая уже выдох на 4 счета, вытолкните воздух маленькими толчками.
Общие рекомендации
1) Не спешите сделать все быстро, чтобы не навредить себе же.
2) Смотрите на себя в зеркало, выполняя упражнения. Контролируйте правильность выполнения до тех пор, пока не доведете до автоматизма. Мозг всегда рисует собственные алгоритмы выполнения того или иного задания, поэтому вы можете делать его неправильно, сами того не зная.
3) Изучайте звучание своего голоса, записывая его на диктофон, например, во время работы над техникой произношения. Так вы можете услышать много «интересного» в своем звучании.
4) Не бойтесь артикулировать. Гласные звуки начинают звучать не только громче, но и набирают силу, если вы широко раскрываете рот.
5) Регулярно проговаривайте скороговки на разные звуки. Или, например, соберите свои любимые скороговорки в одну многоговорку и выучите ее. Проговаривайте ее, не спеша – так вы сделаете лучше своему речевому аппарату, научитесь четко произносить слова.
6) Не стремитесь получить результат за один день. Мышцы нужно приучить, а для этого понадобится минимум 21 день.
Как развить низкий грудной голос | Обучение гипнозу
Голос человека рассказывает о нем многое. Низкий грудной голос мы привыкли ассоциировать с людьми сильными. Человек с таким голосом внушает больше уважения, а иногда и страх. Если у человека голос тонкий и слабый, мы бессознательно относим его к категории людей, которых не воспринимают всерьез. Голос играет большую роль в том, как воспримет вас собеседник. В разговорах по телефону голос особенно важен.
Нужно ли говорить отдельно о том, что в конфликтах голос, в достаточно большой степени, влияет на исход словесного поединка?
Думаю это и так ясно без дополнительных разъяснений. Итак, как развить низкий грудной голос?
Скажу сразу, что по умолчанию, низкий грудной голос доступен практически каждому человеку. Что же заставляет голос терять силу и повышаться в тональности?
Для того чтобы это понять, необходимо взглянуть на человеческое тело как на инструмент извлечения звука.
Труба большого размера будет звучать мощнее, чем труба маленького размера. Контрабас звучит глубже, чем гитара. А гитара звучит глубже, чем скрипка. Т.е. глубину и мощь звука определяет объем пространства для резонанса. Человеческое тело, от области рта до области таза – это тот объем, в котором резонирует звук. И чем он больше, тем звук глубже.
Не стоит стремиться к увеличению объемов тела. Стоит полностью использовать тот ресурс, который у вас есть. К примеру, если мы дышим только легкими, мы используем объем тела только наполовину. Если мы дышим низом живота – воздух заполняет все полезное пространство. Как результат – звук становится богаче.
Отсюда, имеем первое правило: дышим животом.
В извлечении звука важен не только общий объем, но еще большее значение имеет и размер отверстия на выходе звука. Если отверстие маленькое, то и звук будет писклявым. К примеру, возьмем воздушный шар. В надутом состоянии он может иметь большой внутренний объем. Но если мы зажимаем отверстие пальцами, оставляя для выхода воздуха маленькую дырочку, шар начнет издавать писклявый скрипучий звук.
В нашем случае ситуация аналогичная. Попробуйте извлечь протяжный низкий звук с широко открытым ртом и, не прекращая звукоизвлечения, сомкнуть зубы. Тональность и глубина звука сразу изменятся.
Конечно же, не стоит постоянно широко открывать рот во время общения. Естественной степени его открытости достаточно вполне. Проблема часто прячется немного глубже. А именно на выходе из горла и в самом горле. Выход из горла перекрывает небо. И часто происходит так, что небо свисает достаточно сильно, оставляя лишь тонкую щель для выхода воздуха. Естественно это сильно обедняет голос. Как бороться с этим?
Провисающее небо – это, как правило, дряблая нетренированная мышца. У человека с сильным голосом в процессе извлечения звука небо активно работает. Многие люди не используют его вообще. Вследствие чего оно теряет свой тонус и становится неуправляемым.
Небо работает на автомате. И для того чтоб включить его в работу достаточно просто научиться двигать им вверх-вниз и чувствовать, как это расширяет диаметр отверстия в горле и как это влияет на звукоизвлечение. Немного тренировки, и вам уже не придется контролировать это процесс.
Откройте рот пошире. Поставьте зеркало так чтобы вы могли видеть небо. Попробуйте прижать его к верхней стенке горла. Отверстие горла должно открыться максимально. Расслабьте. Небо провиснет. Если напрячь не получается, сделайте зевок. В момент зевка небо напрягается само по себе и открывает горло максимально. Запомните, какие мышцы напрягались в этот момент. Попробуйте повторить уже без зевка. Нужно быть в состоянии сделать 2-3 подхода с подниманием и опусканием неба по 20 раз. Чаще зевайте! Зевок – лучшая тренировка неба.
С небом разобрались. Идем дальше.
Звук создает вибрация. Вибрацию в свою очередь создают мышцы. Голосовые связки – это тоже мышцы. Т.е. по сути мышцы издают звук. По аналогии с музыкальным инструментом, мышцу можно сравнить с гитарной струной. Если нас интересует звук низкой тональности – мы расслабляем струну. Если высокой – натягиваем. Аналогично происходит и с мышцами. Напряженная мышца дает звук высокий. Расслабленная – низкий.
Если нас интересует низкий грудной голос – мышцы должны быть расслаблены, в особенности там, где главным образом формируется тональность звука: в области горла.
Теперь самое интересное. Почему многим людям не доступен низкий грудной голос? Потому что в теле, в определенных местах, от постоянного напряжения появляются мышечные зажимы или, как их еще называют, блоки.
Это означает, что определенные части тела находятся в состоянии постоянного напряжения. Чаще всего зажимы появляются в области грудного отдела позвоночника и шеи.
Объясняется это тем, что многие люди привыкают сутулиться, или просто немного наклонять голову, работая за компьютером. Тем самым мышцы шеи и верхней части спины вынуждены напрягаться, иначе голова просто упадет на клавиатуру. Организм запоминает это напряжение и воспринимает его уже как привычное состояние. Именно поэтому сформированный зажим очень сложно убрать.
Повторюсь, что зажимы в области верхней части спины и шеи сильно повышают тональность голоса. Стоит только убрать их, и голос тут же становится ниже и глубже.
Частично зажимы снимаются во время сна. И вы, наверное, замечали, что с утра голос обычно звучит богаче. Результат становится еще более заметн