Идеи джона локка: Локк, Джон — Википедия – Джон Локк основные идеи | Kratkoe.com

Автор: | 27.02.2021

Джон Локк основные идеи | Kratkoe.com

Джон Локк основные идеи английского педагога и философа кратко изложены в этой статье.

 Основные идеи Джона Локка

Политические и государственные идеи Джона Локка кратко

Джон Локк считал, что государство возникло в результате общественного договора. В его идеальном варианте все люди независимы и равны. Они действуют по главному правилу – не нанеси ущерба здоровью, жизни, собственности и свободе другого человека. Это и есть целью создания государства.

Основу государства составляет соглашение, которое заключается определенным числом людей для создания органов судебной, законодательной и исполнительной власти.  Государственное учение Джона Локка основывается на обоснованной им концепции законности: все равны перед законом и могут поступать по своему желанию, в том случае если это не запрещается законом.

Форма государства напрямую зависит от того, кто возглавляет его, кому принадлежит законодательная власть. С нее началось создание государства. Но она ограничена законом природы и общественным благом. Самой лучшей формой правления, согласно философу, является ограниченная монархия.

Локк отстаивал принцип гарантированности свободы совести. Церковь и государство должны существовать отдельно друг от друга, ведь эти две инстанции имеют разные цели и задачи. Он предложил государственную власть разделить с целью создания системы  взаимодействия между государством и обществом. Ученый выделил 3 вида власти:

  • Законодательная, которая указывает, каким образом должна употребляться сила государства. Она создана народом.
  • Исполнительная, которая следит за исполнением законов. Ее «представителями» являются монарх, министр и судьи.
  • Федеративная

Джон сформулировал идею народного суверенитета: народ имеет право контролировать работу законодательного органа и изменять его структуру и состав.  Короля он наделил правом созывать и распускать парламент, правом вето и законодательной инициативы.

Локка считают основателем либерализма, так как им было сформулировано принципы буржуазной государственности.

Джон Локк открытия в педагогике

Мысли о воспитании Джон Локк сформулировал на основе того, как его воспитал отец. Он был полностью уверен, что воспитание ребенка вырабатывает у него характер, дисциплину и волю. Но самое главное – одновременно с духовным развитием сочетать физическое воспитание. Оно проявляется в развитии здоровья и гигиены, а духовное – в развитие достоинства и нравственности.

Локк первым из мыслителей раскрыл личность через непрерывность сознания. Он считал, что ум как «чистая доска», то есть, вопреки декартовской философии, Локк утверждал, что люди рождаются без врождённых идей, и что знание вместо этого определено только опытом, полученным чувственным восприятием.

Джон Локк педагогические идеи:
  • Соблюдение дисциплины, строгий распорядок дня и прием простой пищи.
  • Применение развивающих упражнений и игр.
  • Детей с самого раннего возраста необходимо обучать изящным манерам.
  • Ребенок должен делать все, что не противоречит нравственности.
  • Детей можно наказывать только в случае систематического неповиновения или дерзкого поведения.

 Джон Локк основные труды – « Опыт о человеческом разумении», «Два трактата о правлении», «Опыты о законе и природе», «Письма о веротерпимости», «Мысли о воспитании».

Надеемся, что из этой статьи Вы узнали, каковы основные идеи Джона Локка.

Основные идеи Джона Локка — Люди Роста

Становление философа

Локк Джон, основатель психологического эмпиризма в философии и политический писатель, родился в 1632 г. в Рингтоне. Первоначальное образование получил в вестминстерской школе, откуда потом поступил в оксфордский университет.

В 1667 году Локк познакомился с лордом Эшли, впоследствии графом Шефтсбери, с которым был в дружеских отношениях до его смерти. Благодаря ему Локк два раза занимал должность в министерства торговли, 1675–1679 годы Джон Локк провел за границей, преимущественно во Франции.

В 1682 г. Шефтсбери, вследствие ненависти к нему короля Карла II за сопротивление его абсолютистским теориям, бежал в Голландию. В 1683 г. туда за ним последовал Локк, зная, что он ненавистен правительству за связи с Шефтсбери.

Важнейшие сочинения Джона Локка

  1. «Essay concerning human understanding» («Опыт о человеческом разумении», напечатан в 1689–90 гг.)
  2. «The treatise on government» («О гражданском правлении», 1689 г.)
  3. Три письма о религиозной терпимости
  4. книга «Разумность христианства»
  5. «Несколько мыслей о воспитании»
  6. сочинение о деньгах и другие.

Теория Джона Локка

Главная заслуга Локка в истории философии состоит в том, что он первый обратил внимание на происхождение, развитие и объем человеческих знаний и в исследование этого вопроса внес чисто психологический метод.

По его теории врожденных понятий нет у человека, все они приобретаются опытом.

Опыт бывает:

  • внешний или ощущение (sensation), т. е. действие на нас внешних предметов через посредство наших чувств
  • внутренний или размышление (reflexion), т. е. наблюдение духа над своей внутренней деятельностью, направленной на полученные извне впечатления.

Понятия начинают возникать у человека, лишь только он получил первое чувственное впечатление. Идеи, полученные непосредственно через наши чувства, называются простыми. Получив впечатления, ум начинает размышлять о своей собственной деятельности, обращенной на данные ощущением идеи, и, благодаря способности воспроизводить их, сравнивать и соединять, образует из них бесконечно разнообразные сочетания и создает, таким образом, новые сложные идеи.

Когда ум размышляет о своей собственной деятельности, являющейся для него тогда объектом наблюдения, то она становится источником наших знаний. Наши чувственные представления, хотя и получаются от предметов, однако не всегда похожи на них, как слова не похожи на понятия, ими обозначаемые.

Согласно Локку, в самих предметах действительно находятся следующие качества: величина, образ, число, положение, движение или покой их частиц (это первичные качества). Наши представления об этих качествах – действительные копии их.

Но предметы обладают способностью производить в нас впечатления цветов, запахов, вкусов, ощущений тепла или холода и т. п. (это вторичные качества). Идеи о цветах, запахах и т. п. не присущи самим телам, ибо с удалением органа ощущения исчезают и цвет, запах и т. п. Эти идеи не имеют никакого сходства с телами и существуют в них лишь как сила, способная вызывать в нас известные ощущения.

Наши знания субъективны, ибо являются результатом собственной переработки и комбинаций впечатлений, полученных нашим умом, а так как последний получает знание о предметах не непосредственно, но лишь при помощи тех идей, которые он имеет о них, то знания наши истинны лишь настолько, насколько идеи соответствуют действительной природе вещей.

Предвидя, что такое положение может послужить почвой для развития полного скептицизма, Локк оговаривается:

Если мы убеждены, что наши способности действуют правильно и верно указывают нам на существование влияющих на нас предметов, то нельзя считать являющуюся в нас уверенность в своих знаниях неосновательной

Учение Локка послужило почвой, с одной стороны, для развития идеализма (Беркли), с другой – скептицизма (Юм), Эта теория Джона Локка вызвала множество критических сочинений, из которых важнейшее – «Nouveaux essais sur l’entendement humain» Лейбница.

Мысли о политике

В истории политических учений Локк известен, как первый изобретатель научной теории конституционализма, Его трактат «О гражданском правлении» имеет целью объяснить государственный порядок, установившийся в Англии со вступлением на престол Вильгельма Оранского. Происхождение государства Локк выводит из взаимного договора, заключенного людьми между собой для обеспечения жизни, свободы и собственности.

В государстве Локк признает две власти: законодательную и исполнительную, к которой относятся судебная и военная. Законодательная власть сосредоточивается в парламенте, во главе исполнительной стоит король. Политическая теория Локка оказала сильнее влияние на Монтескье и Руссо.

  • Естественное состояние — состояние полной свободы и равенства при распоряжении своим имуществом и своей жизнью. Это состояние мира и доброжелательности. Закон природы предписывает мир и безопасность.
  • Первым предложил принцип разделения властей: на законодательную, исполнительную и федеративную. Федеративная власть занимается объявлением войны и мира, дипломатическими вопросами и участием в союзах и коалициях
  • Разрабатывал идеи демократической революции. Локк считал правомерным и необходимым восстание народа против тиранической власти, посягающей на естественные права и свободу народа.
  • Несмотря на это, Локк был одним из крупнейших инвесторов британской работорговли своего времени. Он также дал философское обоснование отъятия земель колонистами у североамериканских индейцев. Его взгляды на экономическое рабство в современной научной литературе расцениваются то как органическое продолжение антропологии Локка, то как свидетельство её противоречивости

Лекция 18: Джон Локк — Искушение философией — LiveJournal

Лекция 18:
Джон Локк

(Продолжение. Начало и полный список лекций вот здесь)

Джон Локк появился на свет в 1632 году в Англии.
Он получил образование в Университете Оксфорда, где изучал теологию, естествознание, философию и медицину.
Схоласицизм, по-прежнему царивший еще в то время в стенах Оксфорда, показался молодому Локку «перегруженным туманной терминологией и обсуждением бессмысленных вопросов».
Во время гражданской войны в Англии Локк поддержал силы Парламента, и в 1683 году был вынужден бежать из страны и осесть на несколько лет в Голландии.
Он вернулся после «Славной революции» в 1688, и занимал ряд видных постов в руководстве страны вплоть до ухудшения здоровья.
Скончался Джон Локк в 1704 году.

Опыт о человеческом разумении

«Опыт о человеческом разумении» Локка, опубликованный в 1690 году, по праву считается работой, открывшей Эпоху Просвещения.
Идея книги, как указывает сам автор, появилась у него после разговора с друзьями, произошедшего за двадцать лет до опубликования «Опыта». Ее целью является попытка изучения оснований человеческого разумения и, далее, рассмотрения возможности исследования более сложных уровней познания на основе обнаруженного, таких, например, как Бог и идеи морали.

Методология Локка

Локк фокусирует свое внимание на том, что он называет «идеи».
«Идея», согласно его определению, это

«все, что ум воспринимает в себе и что есть непосредственный объект восприятия, мышления или понимания»
(Локк, Дж. Сочинения в трех томах. Москва: Мысль, 1985. Т.1, Кн.2, гл.8.8, стр. 183. Далее все цитаты по этому изданию)

В качестве пример «идей» Локк называет «белизну», «твердость», «сладость», «мышление», «движение», а так же «человека», «слона», «войско», «опьянение» и др. (Т.1, 2.1.1, стр. 154)

«Исторический, ясный метод»

Локк предполагает использовать для своего исследования идей «исторический, ясный метод» (Т.1, 1.1.2, стр. 91)
Термин «исторический» в данном случае означает уверенность, что генеалогия наших идей может быть прослежена до самого их начала, до первоначального источника.

Локк собирается, таким образом:

1. Исследовать происхождение идей, а затем те пути, через которые разум получает их.
2. Показать, к какому познанию разум приходит через эти идеи, а также достоверность, очевидность и объем этого познания
3. Исследовать природу веры, или мнения, имея под этим ввиду наше согласие с каким-нибудь положением как с истинным.

Критика врожденных идей

Локк, по его собственным словам, ставит своей целью в данной работе не более, чем расчистку почвы и удаление «части мусора, лежащего на пути к знанию.» (т.1, стр.85) Все это, как ему кажется, назревшая необходимость, обязательная для создания более современной конструкции системы человеческого познания.
В том числе, среди мусора он называет и доктрину «врожденных идей». По словам самого автора,

«Ни про одно положение нельзя сказать, что оно находится в душе, если она раньше никогда не знала и не сознавала его.» (Т.1, 1.2.5, стр. 98)

Аргументы против врожденного знания

Известный аргумент в поддержку доктрины «врожденного знания» базирован на том, что среди людей имеется общепринятое согласие относительно некоторых принципов.

Против этого Локк возражает следующим образом:

1. Даже если это так, это не доказывает врожденность данных принципов. Поскольку может вполне существовать другая причина, по которой люди имеют сходные идеи, такая, как универсальный опыт.

2. При этом, не все люди владеют некоторыми элементарными принципами логики, такими, как закон идентичности и закон противоречия. Например, дети, или душевно больные люди, а также живущие в первобытном обществе не имеют знания этих принципов.

«Простые идеи»

Все познание обретается посредством опыта, считает Локк. В своей работе он пытается имитировать научную теорию Ньютона о наличии мельчайших физических частиц, перенеся ее на разум:
Согласно Локку, наш ум — это некое подобие пустого контейнера, постепенно наполняемого атомами мыслей. Движущиеся частицы оставляют на нашем сознании «следы» в форме идей. Самыми элементарными идеями являются простые идеи, или атомы мышления.

Простые идеи делятся на две категории:

1. Идеи, источником которых являются органы чувств. Таковыми являются идеи различных качеств, например желтого, белого, горячего, холодного, мягкого, твердого, горького, сладкого и все те идеи, которые мы называем чувственными качествами. (т.1, стр. 155)

2. Идеи, исходящие из рефлексии. Они обретаются из опыта наших умственных операций. В сегодняшней терминологии это можно назвать «интроспективным знанием». Таковыми являются идеи «восприятие», «мышление», «сомнение», «вера», «рассуждение», «познание», «желание» и все различные действия нашего ума (mind), под которыми можно понимать эмоциональные и психологические состояния. (Т.1, стр. 155)

Сложные идеи

Хотя, считает Локк, ум не в состоянии производить идеи, он может их комбинировать из простых в более сложные. Такие комбинации простых идей, которыми можно оперировать как чем-то единым, получают собственные наименования, как например красота, благодарность, человек, войско, вселенная. (Т.1, 2.12.1, стр. 213)

Сложные идеи являются продуктом одной из трех возможных деятельностей ума:

1) Соединения нескольких простых идей в одну сложную; так образуются все сложные идеи;

2) Сведения вместе двух идей, все равно, простых или сложных, и сопоставление их друг с другом так, чтобы обозревать их сразу, но не соединять в одну; так ум приобретает все свои идеи отношений;

3) Обособления идей от всех других идей, сопутствующих им в их реальной действительности; это действие называется абстрагированием, и при его помощи образованы все общие идеи в уме.

Абстрактные идеи

Локк считает, что мы можем сформировать общую идею «книги», например, абстрагированием всех качеств, присущих индивидуальным книгам, которые меж ними схожи, и игнорированием всех различий меж ними.

Даже нечто столь абстрактное и, казалось бы, удаленное от опыта, как идея «бесконечности» может быть составлена на основе опыта!
Так, Локк утверждает, что идея «бесконечности» возникает у нас в результате «замечаемой у нас способности повторять без конца свои идеи» (Т.1, 2.17.6, стр. 263)

Первичные и вторичные качества

Качеством предмета Локк именует «силу, вызывающую в нашем уме какую-нибудь идею», присущую данному предмету (Т.1, 2.8.8, стр. 183)
Качества, неотделимые от самого тела Локк называет «первичными».

Первичные качества — это качества плотности, протяженности, формы, движения или покоя, и числа. Они являются единственными подлинными качествами этого мира.

Вторичные качества представляют собой силы, вызывающие в нас различные ощущения первичными качествами. Это, например, цвета, звуки, вкусы и т. д. На деле вторичные качества не играют никакой роли в самих вещах.

Репрезентативный реализм

Эпистемология Локка как правило именуется «репрезентативным реализмом».
Репрезентативный реализм утверждает, что наш ум имеет непосредственный доступ лишь к его собственным идеям, но эти идеи вызваны и представляют (репрезентируют) вещи, находящиеся вне его.

Познание

Согласно Локку, «познание есть лишь восприятие связи и соответствия либо несоответствия и несовместимости любых наших идей.» (т.2, 4.1.2, стр. 3)
Иными словами, в процессе познания мы наблюдаем, как наши идеи либо соответствуют и совместимы, либо не соответствуют и не совместимы друг с другом.
Истинным мы при этом называем такое высказывание, в котором идеи находятся в правильном соотношении друг с другом.

Метафизика Локка: Реальность за видимостью

Субстанция – в буквальном смысле слова означает «стоящее под чем-нибудь» или «поддерживающее» (Т.1, 2.23.2, стр. 346)
Так, субстанция яблока, например, это некий субстрат, в котором существуют и из которого проистекают качества, дающие нам ощущения красноты, округлости, и сочности этого плода.

Субстанция может быть познаваема только опосредованно, поскольку для нас она, согласно Локку, «что-то, не знаю что» и «предполагаемый, но неизвестный носитель тех качеств, которые мы считаем существующими» (там же).

Духовная субстанция

Идея духовной субстанции, по Локку, «столь же ясна, как идея телесной субстанции» (Т.1, 2.23.5, стр. 347). В конце концов, мы точно так же никогда не встречаем в реальности материальных субстанций, лишь содержащиеся в них качества.
То же самое относится к действиям души, т. е. мышлению, рассуждению, страху и т. д. (там же).
Таким образом, делает вывод Локк,

«я думаю, что наши идеи, относящиеся к духу, так же многочисленны и так же ясны, как и идеи, относящиеся к телу, субстанция каждого из которых одинаково неизвестна нам.»
(Т.1, 2.23.28, стр. 363)

То есть, по сути дела мы не знаем ни тех, ни других, и в то же время судим он их исходя из предположения о их существовании.

Каков источник нашего нравственного познания?

Локк считает, что никаких врожденных нравственных принципов не существует.
«Добро и зло… есть не что иное, как удовольствие или страдание, или то, что причиняет или доставляет нам удовольствие или страдание.
Нравственное добро и зло есть поэтому лишь согласие или несогласие наших сознательных действий с некоторым законом»

(Т.1, 2.28.5, стр. 405)
Каким же?

Божественный закон

Основным законом, с которым мы можем сравнивать наши сознательные действия, является закон божественный.
Согласно Локку, под «божественным законом» он понимает

«закон, который установлен для человеческих действий богом и который бывает обнародован людям или светом природы, или голосом откровения.»
(Т.1, 2.28.8, стр. 406)

То есть, хотя нравственные принципы и не являются врожденными, то есть мы не можем найти их в своем сознании, они могут быть установлены посредством разума и опыта, а не только священного писания, которое, впрочем, Локк тоже не сбрасывает со счетов.

Влияние Локка на развитие деизма

Деизм, еще раз, это система взглядов, основанных на разуме, которая признает существование Бога и творение мира, но отрицает вмешательство Бога в земные дела, будь то в форме чудес или в форме откровения.

Хотя Локк и склонялся в сторону традиционного христианства, именно он положил начало деизму своим убеждением, что человеческий разум значительно превосходит божественное откровение по части ясности и надежности, и, таким образом, должен считаться главным арбитром, в том числе и в вопросах самого откровения.

Как результат те религиозные доктрины, которые не могли быть подтверждены на основании разума и здравого смысла оказались постепенно вытеснены из оборота.

Политическая теория эпохи Просвещения

Вклад Джона Локка в теорию политической философии оказался одним из наиболее важных. В этой связи необходимо упомянуть его работу «Два трактата о правлении», опубликованную анонимно в 1690 году.

Хотя предисловие утверждает, что целью данной работы является обоснование «славной революции» 1688 года, на самом деле трактат был начат значительно раньше, чем произошла революция.

Как и Гоббс до него, Локк начинает свою теорию с «естественного состояния» — ситуации, в которой человечество находилось до изобретения гражданского управления, в которой они все были независимы и свободны; ситуации полного равноправия в том смысле, что никто еще не имел ни над кем никакой юрисдикции.

Классической предпосылкой этого периода было понимание людей как независимых, отдельных индивидов, из которых, методом их сложения, возникает сообщество.

В этом смысле совершенно неудивительно, что в этот же период появился на свет и Робинзон Крузо Дефо.

Естественное право и права человека

Локк – это классический представитель философа, стоящего на позициях теории «естественного права». Согласно этой теории нравственные законы в такой же степени являются всеобщими законами природы как и законы физические.

Локк не верит в то, что наши основные права могут быть всего лишь дарованы правительством. С его точки зрения даже в отсутствии правительства и законов каждый из людей наделен неотъемлемыми, дарованными нам Богом правами.

Поскольку эти права происходят не от правительства, а дарованы нам задолго до его появления в общественной жизни, правительство не имеет и права эти права отнять.

Трудовая теория собственности

Первичными законами природы, с точки зрения Локка, являются права на жизнь, свободу и собственное имущество.
Природные ресурсы (воздух, вода, земля и деревья) принадлежат в равной мере всем, и могут быть использованы по потребности.
Однако, как только человек добавит к тому или иному дару природы свой труд, результат становится его частной собственностью. Эта теория получила название «трудовой теории собственности».

Джон Локк: основные идеи. Джон Локк

Учения Джона Локка оказали значительное влияние на вопросы философии, воспитания, права и государственности, которые были актуальными в середине 17 века. Он является основоположником нового политико-правового учения, которое позже стало известно как «доктрина раннебуржуазного либерализма».

Биография

джон локк основные идеиРодился Локк в 1632 году в пуританской семье. Образование получил в Вестминстерской школе и в колледже Крайст-Черч. В колледже он и начал свою научную деятельность в качестве преподавателя греческого языка, философии и риторики. В это период завязывается знакомство с известным естествоиспытателем Робертом Бойлем. Совместно с ним Локк проводил метрологические наблюдения, глубоко изучал химию. Впоследствии Джон Локк серьезно изучал медицину и в 1668 году стал членом Лондонского королевского общества.

В 1667 году Джон Локк познакомился с лордом Эшли Купером. Этот неординарный человек находился в оппозиции к королевскому двору и критиковал существующую власть. Джон Локк оставляет преподавательскую деятельность и селится в имении лорда Купера в качестве его друга, компаньона и личного врача.

Политические интриги и неудавшаяся попытка дворцового переворота заставляют лорда Эшли спешно покинуть родные берега. Вслед за ним эмигрирует в Голландию и Джон Локк. Основные идеи, которые принесли известность ученому, были сформированы именно в эмиграции. Года, проведенные в чужой стране, оказались наиболее плодотворными в карьере Локка.

Перемены, которые произошли в Англии в конце 17 века, позволили Локку вернуться на родину. Философ охотно работает с новым правительством и в течение некоторого времени занимает важные должности при новой администрации. Пост ответственного по делам торговли и колоний становится последним в карьере ученого. Болезнь легких заставляет его выйти в отставку, и остаток жизни он проводит в местечке Отс, в имении своих близких друзей.

След в философии

Основное философское сочинение ученого известно, как «Опыт о человеческом разумении». В трактате раскрывается система эмпирической (опытной) философии. Основой для выводов служат не логические умозаключения, а фактический опыт. Так утверждает Джон Локк. Философия такого плана находилась в противоречии с существующей системой мировоззрения. В этом труде ученый утверждает, что базисом для изучения окружающего мира является чувственный опыт, и только с помощью наблюдения можно получать достоверные, реальные и очевидные знания.

След в религии

Научные произведения философа касаются и обустройства религиозных институтов, которые существовали в то время в Англии. Известны рукописи «Защита нонконформизма» и «Опыт о веротерпимости», автором которых является Джон Локк. Основные идеи были очерчены именно в этих неизданных трактатах, а полностью система устройства церкви, проблема свободы совести и вероисповедания была представлена в «Послании о веротерпимости».

джон локк философия

В этом труд закрепляет за каждым человеком право на свободу совести. Ученый призывает государственные институты признать выбор религии неотъемлемым правом каждого гражданина. Истинная церковь в своей деятельности, по утверждению учёного, должна быть милосердной и сострадательной к инакомыслящим; власть церкви и учение церкви должны пресекать насилие в любой форме. Однако терпимость верующих не должна распространяться на тех, кто не признает юридические законы государства, отрицает моральные нормы общества и самое существование Господа, считает Джон Локк. Основные идеи «Послания о веротерпимости» — равенство прав всех религиозных общин и отделение государственной власти от церкви.

«Разумность христианства, каким оно представлено в Священном Писании» позднее сочинение философа, в котором он утверждает единство Бога. Христианство, прежде всего – свод нравственных норм, которых должен придерживаться каждый человек, считает Джон Локк. Труды философа в области религии обогатили религиозные учения двумя новым направлениями — английским деизмом и латитудинаризмом – учением о веротерпимости.

джон локк

След в теории государства и права

Свое видение устройства справедливого общества Дж. Локк изложил в труде «Два трактата о государственном правлении». Основой для сочинения являлась доктрина о возникновении государства из «естественного» общества людей. По мнению ученого, в начале существования человечество не знало войн, все были равны и «никто не имел больше другого». Однако в таком обществе отсутствовали контролирующие органы, которые бы устраняли разногласия, решали имущественные споры, вершили справедливый суд. В целях обеспечения гражданских прав люди образовали политическое сообщество – государство. Мирное образование государственных институтов, основанное на согласии всех людей – основа для создания государственного строя. Так утверждает Джон Локк.

учения джона локкаОсновные идеи государственного преобразования общества заключались в образовании политических и судебных органов, которые бы защищали права всех людей. За государством остается право на применение силы для собственной защиты от постороннего вторжения, а также для контроля над соблюдением внутренних законов. Теория Джона Локка, изложенная в этом сочинении, утверждает право за гражданами убрать правительство, которое не выполняет свои функции или злоупотребляет властью.

След в педагогике

теория джона локка

«Мысли о воспитании» — сочинение Дж. Локка, в котором он утверждает, что на ребенка решающее влияние оказывает окружающая среда. В начале своего развития ребенок находится под влиянием родителей и воспитателей, который являются для него нравственным образцом. По мере взросления ребенок получает свободу. Уделял внимание философ и физическому воспитанию детей. Обучение, как было сказано в сочинении, должно основываться на использовании практических знаний, необходимых для жизни в буржуазном обществе, а не на изучении схоластических наук, не имеющих практической пользы. Данный труд был раскритикован епископом Вустерским, с которым Локк неоднократно вступал в полемику, отстаивая свои взгляды.

След в истории

Философ, правовед, религиозный деятель, педагог и публицист – все это Джон Локк. Философия его трактатов отвечала практическим и теоретическим запросам нового столетия – столетия Просвещения, открытий, новых наук и новых государственных образований.

Джон Локк – биография, фото, личная жизнь, философия, идеи и трактаты

Биография

В 17 веке в Англии появлялись первые признаки свободы. Когда в университетах преподавали теологию и умозаключения Аристотеля, средневековая философия забывалась, на смену пришли естественные науки. Также 17 век для Англии – это гражданская война, ознаменовавшаяся постепенным переходом абсолютной монархии к конституционной. В это время родился великий английский философ Джон Локк, труды которого вошли в основу всеобщей философской практики.

Детство и юность

Родился будущий философ в 1632 году в маленькой деревне Рингтон, находящейся рядом с графством Бристоль.

Отец мальчика Джон Локк был одним из лучших адвокатов в округе, жившим в достатке.

Джон старший свободолюбив, в ту пору, когда Англией правил Карл I, он служил капитаном армии Кромвеля при парламенте. Во время революции Локк старший из-за невиданной щедрости потерял все свои сбережения, отдавая деньги нуждающимся. Таким образом, отец учил сына, что нужно стараться жить для общества.

Портрет Джона ЛоккаПортрет Джона Локка

Из биографии матери ученого известно только то, что ее девичья фамилия – Кинг. Больше сведений о женщине, которая воспитала философа, до современников не дошло.

Мальчик рос в оппозиционной семье, ни отец, ни мать не поддерживали абсолютной монархии, а также не поддерживали режим господствующей англиканской церкви.

Родители Джона воспитывали сына, каждый из них сделал собственный вклад в развитии мальчика. Так от отца Локк младший унаследовал любовь к свободе и призрение к мелким житейским вещам, а от матери философ унаследовал набожность.

Женщина боялась потерять детей, ведь брат Джона умер еще в младенчестве из-за слабого здоровья. Поэтому мать Локка жила в вечном страхе перед Богом и постоянно молилась.

Молодой Джон ЛоккМолодой Джон Локк

Воспитывался мальчик религиозно и строго, по пуританским правилам. По большей части мальчиком занимался отец, разработав собственную методику, которую в дальнейшем Джон младший расхваливал.

Джон старший держал сына на большом расстоянии от себя и в полном повиновении. Затем он медленно позволял мальчику приближаться, а грозный тон и приказы перешли в житейские советы. Постепенно «начальник» и «подчиненный» стали равны между собой и их связывала крепкая дружба.

Локк рос одаренным и начитанным мальчиком. Друг отца, полковник Александр Попхэм, советовал отдать Джона младшего в Вестминстерскую школу.

Роберт БойльРоберт Бойль

Биографы философа без преувеличений рассказывают, что Локк был лучшим учеником в школе: мальчик ко всем предметам относился старательно и с прилежанием.

В 1652 году Лок поступает в университет Оксфорда, где изучает медицину, греческий и латинские языки, литературу и т.д. Естествознание у юного студента преподавал сам Роберт Бойль. В университетские годы Локк начал увлекаться философией ученого-математика Рене Декарта, который стал началом мировоззрения, развивавшегося у студента.

Рене ДекартРене Декарт

Пробуждению интереса Джона Локка содействовал его учитель и наставник Роберт Бойль.

Декарт научил Локка отвращению к пустым заумным словам, которые не несут никакого смысла, на протяжении всей жизни Джон считал, что краткость – сестра таланта.

Также будущий философ начал придерживаться учений Джона Уилкинса, который страстно относился к науке, а ученый Ричард Лоувэ прививает юноше любовь к медицине.

Теория познания

Свою ключевую книгу «Опыт о человеческом разумении» Джон Локк пишет в 1690 году. Учению Локка содействовали научные труды о «врожденных идеях», которые берут истоки в философии древнегреческого ученого Платона, а затем эту теорию в 17 веке рассматривает Декарт, чьи труды изучал Джон Локк.

«Врожденные идеи»  – это человеческие знания, которые не могут быть приобретены, так как они не основываются на чувствах. То есть, те принципы, которые приводят к всеобщему человеческому согласию в силу «инстинктов».

Трактаты Джона ЛоккаТрактаты Джона Локка

Но Джон Локк не поддержал эту теорию, а наоборот, выступил в своем сочинении о сенсуализме с противоположной точкой зрения. По мнению философа, люди выбирают те или иные идеи (например, открытия медицины) не из-за «врожденности», а из-за полезности. Ученый считал, что основа человеческого познания – жизненный опыт, который строится на чувственных восприятиях.

Сложные идеи вырабатываются рассудком и состоят из простых идей. А простые идеи возникают в результате жизненного опыта индивида: человек – «чистый лист бумаги», который заполняется жизненной рефлексией.

Таким образом, Джон Локк расходится во мнении с Декартом, который писал, что душа постоянно мыслит, и мышление – постоянный признак души.

Портрет Джона ЛоккаПортрет Джона Локка

По мнению английского философа, знание есть опыт, а по мнению Декарта, мышление – априорное состояние человека.

Джон Локк – величайший английский мыслитель 19 века, однако все заключения ученого выработаны не самостоятельно, а благодаря другим деятелям. Поэтому, несмотря на интересное трактование мысли, Джон Локк – вовсе неоригинальный автор философской концепции.

В «Опыте о человеческом разумении» можно проследить влияние психолога Томаса Гоббса и физика Исаака Ньютона.

Концепция Локка заключается в том, что ограниченный по времени и пространству мир находится в подчинении высшего разума – Бога. Каждое существо взаимодействует с другими и имеет собственную цель. Предназначение человека – познание и почитание Бога, из-за которого наступает блаженство на Земле и в ином мире.

Педагогика

После блестящего окончания Оксфордского университета Локк пару лет преподает древние языки, но вскоре уходит с этой должности, приняв предложение графа Энтони Эшли Купера Шефстбери. Когда Энтони тяжело болел, Джон Локк поставил правильный диагноз. Благодарный граф предложил Джону работать домашним врачом и воспитывать двух мальчиков.

В то время Локк пишет письма приятелю Клэрку и излагает мнение о воспитании. Эдвард старательно собирал письма философа, которые послужили основой педагогического труда «Мысли о воспитании».

Статуя Джона ЛоккаСтатуя Джона Локка

Джон был уверен, что действия человека зависят не от собственного восприятия, а от воспитания, которое вырабатывает характер, волю и нравственную дисциплину человека. Причем, по мнению Локка, физическое воспитание должно развиваться одновременно с духовным. Физическое заключается в развитии гигиены и здоровья, а духовное в выработке нравственности и достоинства.

Мысли, изложенные в письмах Клэрку, отражают то, как воспитывал Локка отец:

  • Развитие тела, соблюдение строгой дисциплины, распорядка дня и приема простой пищи;
  • Развивающие упражнения и игры;
  • Ребенок должен идти наперекор желанием и делать то, что подсказывает разум и что не противоречит нравственности;
  • С раннего возраста детей нужно учить изящным манерам;
  • Физическое наказание ребенка имеет место быть только при систематическом неповиновении и дерзком поведении.

Политические идеи

Политическое мировоззрение Джона Локка формируется еще в детстве из-за родителей.

Из политических мировоззрений Локка наиболее известна идея демократической революции, высказанная в трудах философа: «Право народа на восстание против тирании» и «Размышления о славной революции 1688 года».

По мнению философа о государстве, оно должно гарантировать личную свободу и естественные права человека. О правлении Локк говорит, что представители власти должны избираться народом, человек должен подчиняться общепринятым законом, а не самопроизволу и деспотизму вышестоящих лиц. 

Статуя Джона ЛоккаСтатуя Джона Локка

Джон также первым выдвинул идею о разделении властей и был приверженцем теории общественного договора.

Государство обязано гарантировать защиту каждого человека и его достояния, а также решать дела преступного характера. Таким образом, у Локка формируется понятие о правовом конституционном государстве и законодательной власти.

Личная жизнь

В затворничестве и одиночестве Джон Локк превзошел даже Канта. Казалось бы, великий философ – житейский человек, любящий жизнь. Однако, если Кант к концу жизни обзавелся домиком и слугой, то у Локка не было ни того, ни другого. Джонн был бездомным, который всю жизнь провел в чужих домах как педагог, пример – история с Энтони.

Джон не ставил себе цель обзавестись центральной деятельностью, все его действия носят отрывочный характер. Врачеванием он занимался, когда его кто-либо попросит, политику изучал, когда это было возможно, и т.д.

Джон ЛоккДжон Локк был одиноким

Набожный Джон Локк не предавал значения материальному миру, а готовился к будущей жизни, которая, судя по священному писанию, ждет человека в загробном мире. Объяснить это можно как набожностью Локка, так и его слабым здоровьем. Иногда болезненные люди живут долго, но постоянно готовятся к смерти, оценивая себя как гостей в этом мире.

 Жены и детей у ученого не было. Локк пытался объединить два противоположных понятия – религию и науку.

Смерть

Последние годы жизни Локк провел в загородном доме одной знакомой Дэмерис Мэшем, которая заменяла ему дочь. Женщина восхищалась философом, поэтому нравоучения Локка господствовали в ее семье.

Могила Джона Локка

В преклонном возрасте Локк лишился слуха, чем очень опечалился, ведь не слышал своих собеседников.

Умер философ от астмы 28 октября 1704 года в возрасте 72 лет. Похоронен ученый поблизости последнего места жительства.

Цитаты

  • «Любая страсть берёт начало в наслаждении или страдании.»
  • «Едва ли есть что-либо более нужное для знания, для спокойной жизни и для успеха всякого дела, чем умение человека владеть своими мыслями.»
  • «Истинное мужество выражается в спокойном самообладании и в невозмутимом выполнении своего долга, невзирая ни на какие бедствия и опасности.»
  • «Двадцать поступков можно простить скорее, чем одно нарушение правды.»
  • «В человеке, плохо воспитанном, отвага становится грубостью…»

ЛЕКЦИЯ 8. ФИЛОСОФИЯ ДЖОНА ЛОККА — КиберПедия

(29.08.1632 — 28.10.1704)

1. Жизнь и произведения Дж. Локка. Джон Локк родил­ся 29 августа 1632 г. в небольшом городе Рингтоне, располо­женном на западе Англии. Отец его был адвокатом и придер­живался пуританской церкви. В 1642 г., когда началась война парламента с королем, отец вступил в парламентскую армию, где получил чин капитана. По рекомендации командира отца Джон Локк в 1646 г. поступил в Вестминстерскую школу, кото­рую закончил в 1652 г. В этом же году как лучший ученик шко­лы он был принят в Оксфордский университет. В 1656 г., окончив университет, он получает степень бакалавра и оста­ется в университете в качестве преподавателя древнегрече­ского языка. Здесь Локк сближается со сторонниками экспе­риментальных исследований природы и увлекается занятия­ми медициной. У него завязывается дружба со знаменитыми учеными того времени Ричардом Доуве, Джоном Уилкинсом, Робертом Бойлем.

Университет отказал Локку в степени доктора медицины, и в 1667 г. он принимает предложение графа Шефстбери стать домашним врачом и воспитателем его сына. Граф был про­тивником режима реставрации, и в итоге Локк оказался в сре­де непосредственных участников политической борьбы в Ан­глии. Он и сам принимал в ней достаточно активное участие. Всякий раз, когда граф Шефстбери назначался на высшие государственные должности, Локк получал место секретаря при нем. А когда Шефстбери за противодействие королю по­падал в королевскую тюрьму Тауэр, Локку приходилось эмиг­рировать в Европу. В эмиграции он был дважды: с 1675 по 1679 г. во Франции и с 1683 по 1689 г. в Голландии. Из нее Локк возвратился в Англию после того, как в 1688 г. коро­лем Англии был провозглашен голландский правитель принц Вильгельм Оранский, муж дочери бывшего короля. Вильгельм принял власть на условиях значительного ее ограничения парламентом. С этого времени в Англии уста­новилась конституционная монархия, которая существует до сих пор.

После возвращения Локка в Англию начался самый пло­дотворный период его жизни. За короткое время — с 1689 по 1695 г. — он создает свои философские работы. В 1689 г. появляется его первая печатная работа — «Письмо о веро­терпимости». В 1690 г. выходит главный философский труд Локка «Опыт о человеческом разуме», благодаря которому он становится вскоре знаменитым и влиятельнейшим филосо­фом Европы. Работу над «Опытом» Локк начал еще в 1671 г. по предложению своих друзей-естествоиспытателей с целью выяснить возможности и границы человеческого познания. В этом же 1690 г. выходят второе «Письмо о веротерпимости» и «Два трактата о правлении «. В 1693 г. появляется трактат «Некоторые мысли о воспитании», а в 1695 г. — работа «Ра­зумность христианства».



Для точности представлений о личности Локка надо до­бавить, что после возвращения в Англию он стал активно за­щищать и пропагандировать ту форму правления, которая с этого времени здесь установилась. Благодаря этому, вплоть до 1691 г. он развивает активную политическую и админист­ративную деятельность. В эти годы он оказывает заметное влияние на ход парламентских дискуссий, участвует в прове­дении денежной реформы, в учреждении Английского банка и создании ряда частных компаний, добивается расширения свободы печати.

С 1691 г. административно-политическая активность Лок­ка в связи с болезнью идет на убыль. Он поселяется под Лон­доном, углубляется в личную жизнь и в философские заня­тия. Умер Джон Локк 28 октября 1704 г.

2. Критика Локком учения о врожденных идеях и прин­ципах.Главная работа философа — «Опыт о человеческом разуме» — при его жизни пять раз издавалась на английском языке и два раза в переводах — на голландском и на латыни. Дважды он вносил туда многочисленные поправки и добав­ления. Именно эта работа принесла Локку еще при жизни сла­ву великого философа XVII в. «Опыт» — обширнейший труд. В последнем русском переводе он занимает полтора тома из трехтомного собрания сочинений философа.

В предисловии к «Опыту» он сообщает об истории работы над своим трудом. Началось все с того, что Локк и его друзья стали обсуждать различные проблемы научного исследова­ния. И остановились перед затруднениями, вставшими, по словам Локка, со всех сторон. Некоторое время они находились в замешательстве, будучи не в состоянии приблизиться к разрешению охвативших их сомнений. А потом Локку приш­ло на ум, что они находятся на ложном пути. И он решил, что прежде чем заняться каким-либо исследованиями, «необхо­димо было изучить свои собственные способности и посмот­реть, какими предметами наш разум способен заниматься, а какими нет» [1,1, с.82]. Так возник замысел «Опыта о челове­ческом разуме». Он состоит из четырех книг. Первая книга посвящена критике «теории врожденных идей». Вторая изла­гает собственное учение Локка о происхождении идей и об­разовании понятий. В третьей книге представлено учение фи­лософа о языке. В четвертой, заключительной, книге расс­матривается человеческое познание в целом.



Свое исследование Локк начинает с того, что строго ог­раничивает его цель: он делает знаменательное для фило­софского исследования заявление, что изучением природы, души, т.е. выяснением ее сущности, субстрата, происхожде­ния, он заниматься не будет. Вспомним в связи с этим, что Томас Гоббс, великий соотечественник и непосредственный предшественник Локка, всего чуть более тридцати лет перед этим вел страстную полемику с рационалистом Декартом как раз по вопросу о природе и субстрате души и именно для того, чтобы правильно объяснить человеческое познание. Локк же предупреждает, что не будет заниматься выяснени­ем того, зависят ли при своем образовании идеи от материи или не зависят.»… Моей

цельюявляется исследование про­исхождения, достоверности и объема человеческого позна­ния вместе с основаниями и степенями веры, мнений и сог­ласия…» [там же, с.91].

В результате этого исследования, рассуждает Локк, нуж­но установить силы нашего разума, выяснить, как далеко они простираются, каким вещам они соответствуют, а где изменяют нам. Когда мы как следует изучим способности на­шего, разума, выявим пределы нашего познания, найдем гра­ницы освещенной и темной части вещей, то и всякие другие исследования будем проводить более правильно. Тогда мы будем заниматься всеми предметами тем способом и в том направлении, которые соответствуют нашим способностям. Установление границ, в пределах которых возможно досто­верное познание, считает Локк, должно не отводить людей от познания, а наоборот, предохранять их от скептицизма и познавательной бездеятельности. Установив границы поз­нания, мы не сможем отрицать вообще все знание только потому, что некоторые вещи непостижимы. Иначе «мы пос­тупим почти так же умно, как тот, кто не пользовался бы своими ногами… и погиб бы от того, что у него нет крыльев, чтобы летать» [там же, с.94].

Чтобы решить эти задачи, нужно выяснить происхож­дение тех людей и понятий, которые человек замечает в своей душе, и установить пути, через которые разум полу­чает их. Некоторые считают якобы строго установленным то, что в разуме есть некоторые первичные понятия или врожденные принципы. Эти ученые полагают, будто душа получает данные принципы при самом начале своего бытия. Однако, как говорит Локк, если мы покажем, что все знание людей может быть получено лишь при помощи их природных способностей, «без таких первоначальных по­нятий или принципов», то учение о «врожденных принци­пах» должно быть отброшено как ложное.

Но вначале Локк рассматривает основные доводы сторонников учения о врожденности некоторых принципов. Главным аргументом у них должно быть утверждение о том, что есть такие умозрительные и практические принципы, с которыми согласны все люди. Их немного, но они есть. А раз с ним согласны все люди, значит, эти принципы нахо­дятся в душе с самого рождения человека. Такой довод, по мнению Локка, совершенно не состоятелен. Если бы да­же действительно все люди соглашались с какими-то прин­ципами, то это еще не доказывало бы их врожденности. Почему? Да потому, что можно показать, что есть другой путь ко всеобщему согласию относительно каких-то положений. Однако таких положений, с которыми были бы согласны все люди,

нет вообще. Локк доказывает это следующим спосо­бом. Сначала он опровергает утверждение об общем согла­сии по поводу так называемых умозрительных принципов, т.е. таких правил, которым подчиняется деятельность человече­ского ума. Затем то же самое он показывает по отношению к практическим принципам, т.е. правилам морали.

Самыми общепринятыми, говорит Локк, считаются прос­лавленные принципы доказательства (законы логики): «Что есть, то есть» и «Невозможно, чтобы одна и та же вещь была и не была» (логические законы тождества и запрета противо­речия). И хотя эти положения очень давно прославляются как общепринятые, на самом деле они так далеки от всеоб­щего признания, что абсолютно неизвестны значительной ча­сти человечества. Прежде всего они «неизвестны детям, иди­отам и другим людям» [там же, с.97]. А потому их нельзя счи­тать врожденными.

Затем Локк скрупулезнейшим образом рассматривает все реальные и возможные аргументы сторонников «теории врож­денных идей» и в деталях показывает их несостоятельность. Детали эти весьма интересны, но нам важно попытаться ус­тановить логический стержень аргументации Локка против этой теории. Состоит он в следующем. Если принципы врождены, значит, они должны явно присутствовать в душе чело­века, и он должен осознавать эти принципы. Если человек не осознает таких положений и не может извлечь их из памяти, следовательно, их нет в душе человека. Таким образом, на­личие понятия в душе, считает Локк, это всегда осознание человеком того, что он имеет это понятие. Но если есть такие положения, которые врождены людям, то необходимо, чтобы все люди одинаково осознавали их. А чтобы «теория врожденных принципов» могла быть окончательно принята как правильная, надо еще доказать, что положения, которые приз­нают все люди, не могли попасть в души никак иначе, кроме как появиться вместе с душой.

Поэтому и свою критику «врожденных принципов и идей» Локк направляет прежде всего на положение, будто сущест­вуют принципы, которые признают все люди. «Ибо что истина может быть врожденной и все-таки признанной, это для меня так же непонятно, как и то, что человек в одно и то же время может знать и не знать истину» [там же, с.110]. Однако те по­ложения, которые выражают логические законы, не знают и не используют многие люди. Хотя одного того, что дети не знают и не используют данных законов, уже достаточно для доказательства, что они не являются врожденными.

Есть и другие соображения, почему эти принципы не врож­дены. Если бы они были таковыми, то у детей они появля­лись бы в первую очередь и с самого начала их мыслитель­ной деятельности. Между тем дети очень рано обнаружива­ют множество самых различных знаний, например, что нянь­ка, которая кормит ребенка, не кошка, что горчица не сахар и т.п. Но среди подобных знаний детей нет отвлеченных умоз­рительных принципов. И было бы весьма неразумно утверж­дать, что перечисленные детские знания дети получают впер-. вые из положений «что есть, то есть» и «одна и та же вещь не может быть и не быть». Напротив, совершенно очевидно, по мнению Локка, что знание принципов дети получают по мере того, как внешние вещи воздействуют на их чувства. Уже в са­мом начале, как показывает наблюдение, дети имеют дело с единичными идеями, полученными от внешних вещей через ощущения. Задолго до умения говорить детский ум открывает взаимное согласие одних людей и несогласие других. Напри­мер, раньше, чем начинает говорить, ребенок знает разницу между идеями сладкого и горького. Наконец, логические зако­ны не врождены и потому, что их нет среди того, что обнару­живается прежде всего как врожденное. Все врожденное луч­ше всего должно обнаруживаться у тех людей, у которых вос­питание и образование не наложило еще отпечаток на их врож­денные черты. То есть опять-таки у детей, идиотов, первобыт­ных людей и просто у необразованных данные положения дол­жны были выступать яснее всего. Однако на деле все эти лю­ди их не знают и не пользуются ими вообще.

Тем более нет врожденных практических принципов, т.е. правил морали. Во-первых, среди них вообще нельзя встре­тить таких же ясных и в такой же степени общепринятых, как законы логики. Во-вторых, самые важные из них — верность, справедливость, нерушимость договора — соблюдаются да­леко не всеми людьми и не всегда. Далее, если сравнить прак­тические принципы в истории человечества, а также у раз­личных современных народов, то увидим, что правила, кото­рые принимаются одними народами, полностью отвергаются другими.

Но откуда же появляется убеждение, что имеются «врож­денные принципы»? Локк считает, что оно возникает из стрем­ления родителей внушить детям ряд хороших правил. Детей обучают им, как только они начинают что-либо воспринимать. И эти правила поддерживают все, кто окружает детей, или по крайней мере самые уважаемые из них. Об этих правилах никогда не позволяют говорить иначе, как об основе, на кото­рой вырастают религия и нравственность. Отсюда и выхо­дит, что такие положения приобретают славу неоспоримых, самоочевидных и врожденных истин. Хотя в действительно­сти они есть лишь следствие воспитания и привычки людей.

Однако главное в том, что проблема врожденных прин­ципов вообще решается неправильно. Чтобы решить ее правильно, следует посмотреть из чего данные принципы складываются. А складываются они, что очевидно, из отдель­ных понятий, или идей. Потом нужно выяснить, являются ли подобные исходные идеи врожденными или нет. Чтобы ре­шить эту задачу, Локк считает необходимым начать с тща­тельных и всесторонних наблюдений над детьми. А они по­казывают, что дети появляются на свет с неясными идеями голода, жажды, тепла и некоторых болей. Что же касается таких идей, из которых образуются принципы, то их у ново­рожденных никто никогда не наблюдал. Наоборот, дети лишь постепенно приобретают идеи, и обязательно столько и с та­кой мере, сколько «доставляет им опыт и созерцание встре­чающихся им вещей» [там же, с. 135]. Затем Локк анализиру­ет некоторые особо важные для образования принципов идеи тождества, целого, части, Бога, субстанции и показывает, что их никак нельзя признать врожденными. И он снова и снова де­монстрирует, что все они не являются общепринятыми и про­исхождение их легко объясняются из опыта. А поэтому и прин­ципы, как умозрительные, так и практические, образованные со­единением данных идей, не являются врожденными.

Наконец, Локк показывает, что в душе нет вообще врож­денных идей. Если бы врожденные идеи существовали, то они всегда находились бы в памяти человека. То есть каж­дый помнил бы и представлял такую идею как известную ему всегда. Но не найдется ни одного человека, который может сказать хотя бы об одной из своих идей, что она была у него всегда с момента рождения.

Подытожим Локкову критику теории врожденных идей. Во-первых, в этой весьма распространенной теории невразуми­тельно само понятие врожденности. Поэтому Локк выяс­няет его смысл и обосновывает положение, что врожденность должна выражаться во всеобщем согласии относительно тех принципов, которые считаются врожденными. Во-вторых, не существует всеобщего согласия относительно каких бы то ни было принципов. В-третьих, вопрос о происхождении любых принципов надо свести к вопросу о происхождении тех идей, из которых они образуются. Но и относительно идей также не существует всеобщего согласия, зато они легко объясняют­ся из опыта. В-четвертых, в составе человеческих идей и по­нятий вообще нельзя найти ни одной идеи, которую хотя бы один человек мог считать присутствующей в его душе всег­да. А это значит только одно: все идеи (понятия) людей не присутствуют в душе изначально, а откуда-то поступают в нее.

3. Локковская теория происхождения идей.Лучше все­го ложность «теории врожденных идей» будет доказана, если указать, пишет Локк, «откуда разум может приобрести все свои идеи, какими путями и как они постепенно приходят в душу, причем я призываю в свидетели наблюдение и опыт каждо­го». При рождении душа есть белая бумага без всяких идей. Но откуда же она получает весь свой материал? Локк отвеча­ет кратко: «… из опыта. На опыте основывается все наше знание, от него в конце концов оно происходит» [там же, с. 154].

Весь материал ума, объясняет Локк, мы получаем или от внешних предметов при помощи органов ощущений, или от наблюдений за действиями нашего ума. Первый источник опы­та называется ощущением. От него мы получаем идеи желтого, белого, твердого, горького, звуков, запахов, т.е. все идеи, которые называются чувственными качествами.

Второй источник познания Локк называет рефлексией. Это внутреннее восприятие деятельности нашего ума, когда он занимается приобретенными им идеями. Из данного вида опыта мы получаем такие идеи, которые не можем получить от внешних вещей. Это понятия «восприятие», «мышление», «сомнение», «воля» и другие, которые выражают многообраз­ную деятельность нашего ума.

Кроме двух указанных источников познания, иных нет. Причем идеи ощущений появляются раньше, чем идеи реф­лексии. Потому что для приобретения отчетливых и ясных идей рефлексии, объясняет Локк, требуется направленное внимание души на свою деятельность. Поэтому первыми появляются идеи ощущения. А потом, когда душа начи­нает заниматься этими идеями, она получает понятия о сво­их действиях. Важно уяснить точный смысл того, что дает рефлексия. Когда ум наблюдает за собой, то он замечает, что может осуществлять многочисленные действия. Напри­мер, ощущать воздействие внешних предметов. И он образу­ет понятие «ощущение». Ум может также мыслить, запоми­нать и т.п. Наблюдая за этими действиями, он образует по­нятия «мышление», «память». Все аналогичные понятия и яв­ляются понятиями рефлексии.

Отмечу еще одно важное положение локковского уче­ния о происхождении идей. В восприятии простых идей как ощущения, так и рефлексии разум остается пассивным, идеи от ощущений навязываются нашей душе независимо от того, хотим ты этого или нет. Также с необходимо­стью, говорит Локк, мы имеем хотя бы смутные идеи о де­ятельности нашей души.

Таким образом, в вопросе об источнике познания Локк стоит на позициях сенсуализма и эмпиризма, причем явно выраженного материалистического толка. Тем самым он яв­ляется сторонником и прямым продолжателем дела своего соотечественника Томаса Гоббса, поскольку источником всего человеческого познания считает опыт человека, который на­чинается с ощущения внешних вещей, существующих до и независимо от человека и его познания. Этот специфический «гносеологический материализм» еще рельефнее выступает в следующей части локковского учения о познании.

4. Учение о «первичных и вторичных качествах».Что­бы лучше раскрыть природу наших идей, Локк выдвигает уче­ние о первичных и вторичных качествах. Прежде всего, заяв­ляет он, это нужно для того, чтобы не путать идеи и восприя­тия нашего ума, с одной стороны, и те видоизменения мате­рии в самих телах, которые возбуждают в нас эти идеи, — с другой. Идеи существуют в уме, качества — в телах. Поэто­му качества — это те силы в телах, которые вызывают в нас различные идеи. Среди качеств тел есть такие, которые со­вершенно неотделимы от тела, какую бы силу к этому мы ни прилагали. Это те качества, которые порождают в нас идеи плотности, протяженности, формы, движения или покоя, чис­ла. Данные качества Локк называет первоначальными, или первичными. Первичные качества вызывают идеи в наших ощущениях исключительно посредством толчка нашего те­ла и возбуждения в нем движения. Идеи этих качеств адек­ватны, т.е. представляют то, что действительно существу­ет в телах.

Но мы еще имеем идеи цвета, вкуса, запаха, звука. Эти идеи не отражают ничего реального в телах, кроме тех сил, которые вызывают в нас различные ощущения первичными качествами тел, т.е. объемом, формой, сцеплением и движе­нием своих незаметных частиц. Подобные качества Локк на­зывает вторичными. Их название, полагает он, оправдано тем, что они буквально производятся в субъекте такими пер­вичными качествами тел и их взаимодействием, которые че­ловеку (субъекту) просто незаметны.

Главная причина, почему Локк считает необходимым вы­делить первичные качества как реально присущие телам, со­стоит в том, что по его мнению, при любых изменениях тел эти качества сохраняются в них. А вторичные качества при различных изменениях тел то исчезают, то появляются. Сле­довательно, они принадлежат субъекту, а не телам. В целом Локк все же признавал объективный источник вторичных ка­честв, однако настаивал на том, что этот источник совершен­но не похож на идеи вторичных качеств. Строго говоря, под источником идей вторичных качеств он понимал те взаимо­действия, в которые внешние тела и их части вступают друг с другом и с нашим телом. Но именно поэтому выражение «вто­ричные качества» не очень оправдано, так как они сущест­вуют только в уме человека. А все, что существует в уме, сам Локк требует называть идеями.

И все же это далеко не самое важное противоречие в учении Локка. Теория «первичных и вторичных качеств» впол­не представляет его как материалиста. Однако он был веру­ющим человеком и во многих местах своего «Опыта» настоятельно подчеркивал, что мир сотворен Богом и управляется его мудростью. В вопросе о соотношении души и тела он то­же не занимал такой определенной позиции как, например, Гоббс, Декарт или Спиноза. Точнее говоря, он здесь коле­бался. Уяснение позиции Локка в данном вопросе усложня­ется тем, что он сознательно отказывался от его решения. Но поскольку он занимался исследованием духовных способ­ностей человека, то вопрос этот встал перед ним помимо его воли. И тогда оказалось, что Локк то признает наличие двух субстанций — материальной и мыслящей, то допускает, что при более глубоком познании мыслящих существ можно бы­ло бы установить зависимость мышления от тела.

Положение о причинной зависимости души от тела очень хорошо согласуется с идеей опытного происхождения всех знаний человека. Почему же при том, что материалистиче­ское объяснение души весьма уместно в эмпиризме, Локк от­казывается от него? Видимо, здесь не следует сбрасывать со счетов важные для жизни человека, хотя и внешние для теории, обстоятельства, ибо только при материалистическом истолковании души рационально объясняется, как возникает знание внешних человеку тел. Но идеологически проводить материализм сложно, так как против него ополчается прежде всего собственная вера в Бога. Да и небезопасно это было во времена Локка, потому что против материалистов высту­пали церковь, многие авторитеты и общественное мнение. Уже эти обстоятельства должны были толкать к тому, чтобы искать возможность разрабатывать эмпиризм без объясне­ния природы души.

Однако не может состояться великий философ без все­побеждающей любви к истине. А тот, кто любит истину, бесстрашно выражает ее так, как чувствует и понимает. И Локк неоднократно демонстрировал подобное бесстрашие в полемике по теоретическим, религиозным и политическим вопросам. Поэтому важнее продумать внутренние причины, в силу которых эмпирическое объяснение познания требует материализма и в то же время сталкивается с большими труд­ностями в истолковании природы души.

Такое внутреннее обстоятельство эмпирической теории обнаруживается уже у Гоббса и, вероятно, является главной причиной того, почему эмпирик Локк решил не исследовать природу души. Вспомним, что Гоббс решительно и смело объ­яснял человеческую душу как способ действия тела. Но ког­да он на этой основе построил учение о том, как душа восп­ринимает и отражает (познает, представляет) внешние пред­меты, то оказалось, что все образы (идеи) души представля­ют собой лишь кажимость. Конечно Гоббс придумал объяс­нение того, как из кажимости познающий человек получает специфическую истину. Он исследует связи разных кажимостей и получает знание об их необходимых, причинно-след­ственных отношениях. Вот это знание и оказывается полез­ным для человека.

Однако это учение Гоббса порождало очень сложный фи­лософский вопрос: если душа не субстанция, а функция и если чувственные качества не существуют во внешних телах, то где они существуют? Гоббс отвечает: в субъекте. Но этот ответ страдает тем большим теоретическим изъяном, что не учитывает положение о телесности самого субъекта. Ведь субъект согласно Гоббсу, есть тело. А о телах, по его мне­нию, абсурдно думать, будто они имеют цвета, вкусы, запахи и даже очертания. Следовательно, и в человеке указанные качества не могут помещаться. Однако Гоббс помещает их именно в человека, не объясняя, как они там могут сущест­вовать. Вот и получается, что Локк хорошо понимает онтоло­гические проблемы эмпиризма и снимает этот каверзный воп­рос, говоря: будем исходить из факта, что качества даны нам и, значит, присутствуют в нас, и не будем бесполезно ломать голову, как они в нас могут существовать.

Тем самым Локк заявил о себе как огносеологе по пре­имуществу. А«гносеологический материализм», как мы ви­дели, он проводил решительно и смело. Без всяких колеба­ний источником знаний считал объективно существующие до инезависимо от человеческих восприятий тела. Но Локк в своем учении о познании не ограничился только разработкой проблемы источника знания. Он тщательно проанализировал весь состав человеческого знания и дал свое объяснение его формирования и условий его достоверности.

5. Учение об образовании понятий, видах познания и проблема истины.Все знание, считал Локк, образуется из идей. А идеи самым явным образом, по его мнению, делятся на простые и сложные. Простые идеи — это те, которые ум получает, поскольку он пассивен, т.е. воспринимает ощу­щения от тел и от наблюдения за своей деятельностью с дан­ными ощущениями. Простые идеи отличаются тем, что они самоочевидно просты, легко отличаются друг от друга и не могут быть разложены никоим образом на другие идеи. Это, например, идея белого цвета («белизна»), или идея того дей­ствия ума, которое мы привыкли называть мышлением. Глав­ная характеристика простых идей состоит в том, что душа не может ни разрушать их, ни создавать. Они проникают в душу только путем ощущений и рефлексии независимо от того, хо­тим мы этого или нет. И никакой самый могучий ум, утверж­дает Локк, не способен создать ни одну простую идею.

Зато какие угодно сложные идеи не могут быть получены иначе, чем комбинацией простых идей. И ум обладает такой способностью из простых идей, как из материала и основа­ния, строить сложные идеи. Эти сложные идеи независимо от их числа и беспредельного многообразия Локк считает воз­можным свести к трем разрядам: 1) идеи модусов; 2) идеи субстанций; 3)идеи отношений.

Идеи модусов — это такие сложные идеи, которые не имеют самостоятельного существования, а считаются или зависи­мыми от субстанций, или их свойствами. В качестве примера идей модусов вообще Локк приводит идеи, которые обозна­чаются словами «треугольник», «благодарность», «убийство» и т.д. Модусы в свою очередь делятся на простые и смешан­ные. Простые модусы возникают из различного сочетания од­ной и той же простой идеи. Нагляднейшими примерами таких модусов являются числа: «дюжина», «двадцатка» и т.п. Они «представляют собой не что иное, как идеи стольких-то еди­ниц, соединенных вместе» [там же, с.214].

Среди идей простых модусов важнейшими оказываются идея пространства и идея времени. Идея пространства образуется у нас, как считает Локк, благодаря зрению или осязанию. Она есть восприятие расстояния между раз­личными предметами или между частями одного и того же предмета. Для целей практики, говорит Локк, люди закрепля­ют в своих умах идеи определенных мер расстояния, напри­мер, дюйм, сажень, миля. Однако идея любого конкретного расстояния есть лишь несколько раз повторенная идея про­странства. Когда люди привыкают к каким-то определенным мерам пространства, они замечают, что могут прибавлять идею мили к самой себе бесконечное количество раз. При­чем для этого им не нужно мыслить никакие предметы или тела. Так возникает идея необъятности. Видимо, таким спо­собом Локк объяснил происхождение и смысл человеческого понятия бесконечности. Вообще весь смысл локковского учения о пространстве сводится к обоснованию тех положе­ний, что пространство существует объективно и что оно пред­ставляет собой «пустоту», в которой помещаются плотные тела и благодаря которой они могут двигаться (перемещать­ся в пространстве). Для читателя, который заинтересуется, как Локк выходит из того затруднения, что признание реаль­ного существования пустоты означает признание существо­вания «ничто» (и это выглядит явным абсурдом), я рекомен­дую самостоятельно продумать его учение о пространстве («Опыт», кн.II, гл.13).

Идея времени — это идея продолжительности, которую мы получаем «не от постоянных частей пространства, а от текучих и постоянно гибнущих частей последовательности» [там же, с.231] . Такая идея продолжительности возника­ет от наблюдения за движущейся цепью наших идей. Проис­ходит это так. Сначала благодаря рефлексиимы улавлива­ем последовательностьидей в своем уме. А затем мы мо­жем отметить расстояние между какими-то частями данной цепи. Это и есть идея продолжительности. А временем в соб­ственном смысле слова следовало бы называть измерен­ную продолжительность.

В учении Локка о времени нужно обратить внимание на два момента. Во-первых, он настойчиво проводит мысль, что идея времени возникает из рефлексии благодаря наблюдению цепи различных идей, и таким образом появляется идея продолжи­тельности. Во-вторых, движение не является ни источником идеи времени, ни тем более мерой времени. Отсюда видно, что относительно объективности или субъективности времени Локк высказывается не так определенно, как в случае с пространст­вом. Тем же, кто интересуется философскими проблемами вре­мени, полезно будет продумать анализ Локка [«Опыт», кн. II, гл. 14,15]. В любом случае ясно, что поскольку идеи приходят из двух источников — ощущений и рефлексии, то их последова­тельность должна выражать объективную последовательность вещей и человека. А значит, и объективную продолжительность их существования. В результате Локк, хотя и не очень настойчи­во, но достаточно вразумительно проводит мысль, что время (продолжительность)есть самостоятельное свойство вещей, существующее объективно и не сводимое ни к движению, ни к пространству и ни к каким угодно другим их свойствам.

Смешанные модусы представляют собой сочетание не одинаковых, а разных идей. В качестве примеров подобных модусов Локк приводит такие сложные идеи, которые обоз­начаются словами «красота», «воровство», «обязанность», «опь­янение», «ложь» и т.п. Их отличие от идей простых модусов в том, что они образуются из сочетаний нескольких идей разных видов. Например, идея красоты, по Локку, представляет со­бой сочетание идеи окраски и идеи формы. А от сложных идей субстанций смешанные модусы отличаются тем, что они не выражают характерные признаки реальных вещей, а пред­ставляют продукт сочетания нашим умом разрозненных и не­зависимых идей. Поэтому они и называются понятиями ча­ще, чем другие идеи.

Идеи субстанций — это такие сочетания простых идей, которые представляют различные отдельные вещи, сущест­вующие самостоятельно. Причем в данных сочетаниях в ка­честве главной всегда присутствует неясная идея субстан­ции вообще. О существовании субстанции в понимании Спи­нозы или Декарта как некоей сущности, лежащей в основе единичных вещей, Локк высказывается весьма скептически. Он признает, что люди пользуются таким понятием, предпо­лагая некоторую «подпорку», «основу» или «субстрат» для раз­личных качеств, которые встречаются вместе при восприятии отдельных существ. Но никакой идеи, которая бы ясно ука­зывала на действительное существование такой «подпорки» или «субстрата», нет. Поэтому остается лишь признать, что люди только предполагают какую-то основу, не зная, как дер­жатся вместе качества, своей комбинацией образующие от­дельное существо. И эту предполагаемую основу стали на­зывать субстанцией. Но так как очевидно, что в данном слу­чае слово «субстанция» обозначает неизвестно что, то Локк и считает оправданным называть субстанциями сложные идеи, представляющие нам отдельные, самостоятельно существу­ющие вещи. Виды идей субстанций выделяются очень просто. Сложная идея субстанции, представляющая одно суще­ство, называется единичной идеей субстанции, или просто единичной субстанцией (один человек, одна лошадь, од­но дерево). А всякое соединение единичных субстанций вме­сте называется собирательными субстанциями (армия людей, стадо овец и т.п.).

Идеи отношений — это такие сложные идеи, которые образуются от сравнения двух вещей. К ним относятся, нап­ример, идеи, которые обозначаются словами «Отец», «муж», «сын», «белее», «далеко» и др.

Таким образом, все богатство человеческого познания возникает первоначально из соединения простых идей в слож­ные, а затем и из различного сочетания этих сложных идей. Сочетание сложных идей возникает двумя путями. Во-пер­вых, под контролем нашего ума. Во-вторых, они могут возни­кать и в силу различных случайных связей. Последний спо­соб сочетания Локк назвал ассоциацией идей.

Так как все познание возникает из соединения идей, то и суть познавательного действия Локк усматривал в сравнении идей и в установлении связей и отношений между ними. Он различал три вида познавательных действий и соответствен­но три ступени познания: интуитивное, демонстратив­ное и чувственное.Самым совершенным видом познания Локк считал интуицию. Она состоит в способности ума ви­деть сразу соответствие или несоответствие двух идей. Во многих случаях простое сравнение двух идей не дает виде­ния их соответствия либо несоответствия. Тогда ум прибега­ет к тому, что ставит между ними третью идею (или столько, сколько нужно), чтобы с ее помощью установить связь меж­ду исходными двумя. Это и есть демонстрация, которая сос­тавляет сущность нашей способности рассуждения. Демон­стративное познание может осуществляться только на осно­ве интуитивного, поскольку установить соответствие или не­соответствие опосредующей идеи с исходными можно лишь интуитивно.

Чувственное познание отличается от интуитивного и де­монстративного тем, что оно устанавливает не соответствие идей друг другу, а «единичное существование конечных пред­метов вне нас» [1,2, с. 14]. Чувственное познание наименее до­стоверно. Но оно вполне надежно для выполнения того, к че­му приспособлено: дать «познание существования отдельных внешних предметов и осознание того, что мы действительно получаем от них идеи…» [там же, с.15].

Понятие истины Локк считает важнейшим, ибо чело­вечество всегда страстно искало истину. И, надо отдать дол­жное, Локк тщательно проанализировал эту проблему, хотя, разумеется, в русле своей концепции познания. Специально понятия истины и лжи он рассматривал в связи с учением об идеях («Опыт», кн.II,

3.2. Педагогические идеи Джона Локка

Джон Локк (1632 –1704) – выдающийся английский философ и педа- гог. Он жил в ту историческую эпоху, когда борьба между молодой бур- жуазией и старым дворянством завершилась в Англии компромиссом – установлением конституционной монархии.

Д. Локк родился в канун бурных событий английской истории. Воспи- тывался в пуританской семье, находившейся в оппозиции к господствовав- шей в стране англиканской церкви и к произволу абсолютной монархии. Д. Локк испытал на себе влияние политических идеалов отца, который от- стаивал суверенитет народа, осуществляемый через парламент.

В ходе буржуазной революции 1649 г. буржуазия и новое дворянство вступили в союз против феодальной монархии. Уступая давлению народа, они пошли на ликвидацию монархии, установление республики, однако последовавшая в 1660 г. реставрация монархии Стюартов, на которую бур- жуазия и новое дворянство согласились из боязни революционности на- родных масс, поставила под угрозу завоевания революции.

В этот период особое значение приобрели вопросы происхождения и сущности государства, собственности и морали. Эти и другие вопросы ак- тивно обсуждались в Англии. В лице Д. Локка английская буржуазия на- шла подлинного выразителя ее сокровенных дум и чаяний. Коренные ин- тересы новой буржуазии он выразил в своих экономических, политиче- ских, педагогических теориях и в общефилософской концепции. Являясь представителем буржуазии, Локк доказывал, что буржуазия законно пришла к власти.

Учение Локка было направлено против проповедовавшейся феодаль- ной аристократией врожденности идей, «рыцарских качеств», способности к управлению государством, особых прав знати на управление. Выступая

против врожденных качеств, дающих человеку привилегированное поло- жение, Локк доказывал, что в сознании человека нет «врожденных идей» и представлений, душа ребенка подобна «чистой доске». Значит, от природы все люди равны, душа каждого ребенка — белый лист бумаги. Отсюда – вы- сокая оценка им роли воспитания в развитии человека.

Основной педагогический труд Д. Локка «Мысли о воспитании». Локк хотел воспитывать не просто человека, а джентльмена, умеющего «вести свои дела толково и предусмотрительно», для чего должен обладать каче- ствами делового человека, а также отличаться «утонченностью в обраще- нии». Джентльмен должен получить физическое, нравственное, умственное воспитание.

По Локку, цель жизни заключается в обеспечении счастья индивида, т.е. такого его состояния, которое может быть выражено формулой «здоро- вый дух в здоровом теле», поэтому начинать формирование личности, счи- тал он, следует с заботы об укреплении здоровья. Д. Локк предлагал тща- тельно разработанную, стоявшую на уровне науки того времени систему физического воспитания: необходимо с раннего детства закалять ребенка, добиться того, чтобы он легко переносил усталость, невзгоды, перемены.

Нравственное воспитание выводилось Д. Локком из принципа поль- зы и интересов личности. Настоящий джентльмен, считал он, это тот, кто может достигнуть собственного счастья, но в то же время не препятствует в этом другим. Поведение джентльмена разумно, он должен уметь управ- лять своими страстями, быть дисциплинированным, подчинять себя веле- ниям рассудка.

Важная задача нравственного воспитания — выработка характера, развитие воли, нравственной дисциплинированности.

Особое место в нравственном воспитании Д. Локк отводил формиро- ванию устойчивых нравственных привычек поведения. Их воспитание сле- довало осуществлять последовательно: сформировав и закрепив одну, приступать к воспитанию другой. Привычки должны были создаваться и закрепляться упражнениями. По мнению Д. Локка, плохие привычки, та- кие, как лень, ложь, капризность, можно преодолеть путем упражнения в хороших привычках.

Важными воспитательными средствами, как считал Д. Локк, являются положительный пример, среда, окружение ребенка. Интересны его замеча- ния по этому поводу: «Примите за несомненную истину, что, какие бы на- ставления вы не давали ребенку и какими бы мудрыми советами не пичка- ли его ежедневно, наибольшее влияние на его поведение будет все-таки оказывать компания, в которой он находится, и образ действий тех, кто хо- дит за ним».

В воспитании, по утверждению Д. Локка, следовало избегать как нака- заний, так и особых поощрений и наград, поскольку в первом случае суще-

ствовала опасность рабского послушания, в другом у воспитанника по- ощрялось стремление к наградам, а не к тому, за что они давались.

Важно отметить, что в своей педагогической системе умственное вос- питание Д. Локк ставит после физического и нравственного. В его пред- ставлении физически здоровый, добродетельный, разумный, искусный в ведении своих дел человек предпочтительнее великого ученого.

Цель его образовательной программы состояла в развитии у учащихся способностей к самостоятельному мышлению, сообщение начальных све- дений по различным дисциплинам, что позволило бы им со временем бо- лее основательно заняться любой областью знаний по собственному выбо- ру. В обучении, по мнению Д. Локка, главное — не память, а понимание и способность к суждениям. Правильно мыслить, считал он, более ценно, чем многое знать.

Д. Локк предлагал достаточно обширную программу обучения, выде- ляя дисциплины практической направленности. Среди них чтение, письмо, родной язык, французский язык, латынь, география, геометрия, рисование, сельское хозяйство, астрономия, бухгалтерия, танцы, верховая езда и др. Он исходил из того, что существует множество отраслей знания, и человек не в состоянии овладеть всеми, поэтому детям важно дать знания по осно- вам наук, чтобы впоследствии, когда придет время выбора, они были способны выбрать любую.

Интересно заявление Д. Локка о том, что будущий джентльмен наряду со светским воспитанием должен был осваивать ремесла, особенно те, ко- торые связаны с ручным трудом на открытом воздухе. Он был убежден, что настоящий джентльмен должен воспитываться дома, а не в школе, где собрана «пестрая толпа дурно воспитанных порочных мальчиков всякого состояния». Семейное воспитание, считал он, исключало возможность дурного влияния среды, случайных товарищей, плохих учителей.

Система воспитания Д. Локка была применима к воспитанию детей из состоятельной среды. При этом он был убежден в целесообразности соци- альной предопределенности школьного образования, оправдывая разные типы обучения: полноценное воспитание джентльменов, выходцев из выс- шего общества, а также ограниченное поощрением трудолюбия и религи- озности воспитание неимущих. Д. Локк предлагал создать за счет благо- творительных фондов особые приюты — школы для бедных детей 3-14 лет, где они своим трудом должны были окупать свое содержание.

Таким образом, педагогическая теория Д. Локка четко определила цели и характер воспитания джентльмена — представителя пришедшей к власти буржуазии, разработала вопросы его физического, нравственного и умственного воспитания.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *