Мякушкин Д.Е. Номотетический и идеографический подходы в структуре комплексной оценки персонала организации
Несмотря на большое количество разнообразнейших инструментов диагностики, психологи остро ощущают нехватку психодиагностических методов и средств, необходимых для реализации так называемого личностного принципа, напрямую связанного с индивидуальным субъективным подходом диагноста к исследуемой личности сотрудника организации [1, 2, 4, 6, 7]. Современные психологи гораздо больше могут сказать о самом процессе мышления вообще, чем способны разобраться в мышлении конкретного человека; легко рассуждают о формировании и развитии личности гипотетического объекта и в то же время не могут достаточно достоверно описать и объяснить поведение конкретного человека в конкретном контексте и временном промежутке. Номотетический метод — способ познания, целью которого является установление общего, имеющего форму закона. Виндельбанд утверждал, что поскольку научное изучение и рассуждение совершаются в форме понятий, ближайшим и самым важным интересом логики всегда останутся исследование сущности, анализ и применение категорий общего [6, 8, 9]. Исследователь, озабоченный отысканием законов, стремится от констатации частного случая перейти к пониманию общей связи и для него отдельный объект наблюдения не имеет научной ценности. Он имеет в его исследовании значение «типа», лишенного индивидуальных черт, которые интересны ему не как характеристики уникальной целостности этого объекта, а как выражение общей закономерности, объединяющей данный объект с множеством других. Знание этих законов дает возможность предсказывать будущее состояние объектов и соответствующим образом воздействовать на ход вещей [5]. В отличие от номотетического, идеографический метод — это способ познания, целью которого является изображение объекта как единого уникального целого. Главной особенностью идеографического метода является постижение индивидуального в его однократности, уникальности и неповторимости. Речь идет об индивидуальности объекта, взятого именно в его целостности, а не в его частях, поскольку целое не совпадает с суммой его частей. И результаты исследования, осуществляемого с помощью идеографического метода, могут и должны резюмироваться в понятиях, имеющих индивидуальное, а не всеобщее содержание [4, 5]. Номотетический и идеографический подходы различаются по нескольким основаниям [2, 3, 4, 5, 6]. Во-первых, по-разному понимается объект измерения. Если в рамках номотетического подхода присутствует понимание личности как набора свойств, то идеографический подход представляет личность как целостную систему. Во-вторых, для каждого из подходов характерна разная направленность измерений: выявление и измерение общих для всех людей свойств личности для номотетического подхода и распознавание индивидуальных особенностей личности — для идеографического подхода. Литература:
|
Билет 5. Номотетический и идеографический подход в психодиагностике.
Разделние этих подходов основывается на монографии Виндельбанда «История и наука» (1904 г.
Идеографический подход– углубленное изучение единичного случая в процессе диотического взаимодействия (психолог – клиент). Направлен на описание и объяснение сложного целого.
Описание должно быть полным, конкретным, и любой человек должен быть представлен как уникальный феномен.
Номотетический подход– предполагает тестирование с последующей интерпретацией, направлен на открытие общего закона, справедливого для любого частного случая.
Согласно Виндельбанду любой объект может быть изучен первым или вторым способом.
Оба способа подвергаются критике…
Недостатки:
Идеографический подход:
1. Отсутствие объективности, т.к. полученные результаты зависят от теоретической ориентации психолога и его практического опыта.
2. С помощью этого способа невозможно открыть общие законы.
3. Много используют специфических терминов, которые не всегда понятны, многословие.
Номотетический подход:
1. На основе общих законов нельзя составить полное представление о личности человека, т.к. она уникальна; не позволяет предсказать поведение человека в силу его неповторимости.
2. Подвергаются критике представления об индивидуальных различиях (описания с позиции номотетического метода основывается на данных (о среднем значении, стандартном отклонении, корреляции между переменными в выборке), которые не имеют непосредственного отношения к конкретному человеку (хотя многие утверждения говорят об обратном)).
Нельзя однозначно заявлять о преимуществе какого-то одного способа исследования.
— — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — —
(Преимущества = преимущества тестовой и клинической диагностики).
Преимущества тестовой и клинической диагностики:
Тестовая диагностика (= номотетический метод):
1. Более эффективна, когда нужно получить информацию о большой группе людей в короткие сроки и принять строго альтернативное решение (либо «ДА», либо «НЕТ»).
2. Тесты хорошо защищены от методических ошибок, которые могут возникнуть вследствие низкой квалификации психолога, т.к. в тесте все прописано, они стандартизированы.
3. Тестовая диагностика предъявляет менее строгие требования к профессионально компетентности психолога.
4. Способ подсчета результатов обеспечивает объективность результата.
5. Менее трудоемкая работа.
Клиническое обследование (= идеографический метод):
1. Более эффективно, когда идее речь о малоисследованной области, оно позволяет выдвигать новые гипотезы.
2. Эффективно, когда необходимо глубже и точнее познакомиться с уникальной жизненной ситуацией человека. Дает больше информации.
3. Более эффективно, если после обследования сам психолог будет проводить дальнейшую коррекционную или развивающую работу.
4. Является более эффективной при работе с ребенком, т.к. ребенок постоянно меняется, переходит с одного этапа развития на следующий, и никогда нельзя точно сказать на каком этапе он находится в настоящий момент, несмотря на все разработанные возрастные периодизации. (Тестовые методики в данном случае мало эффективны).
5. Клиническое обследование требует высокого уровня профессиональной подготовки, богатого практического опыта и больше времени.
Идеографический подход к исследованию личности Дж. Оллпорта.
Крупной работой, вышедшей далеко за рамки позитивизма, содержащей многие идеи, разрабатывавшиеся позже гуманистической психологией, была книга Г. Оллпорта «Личность: психологическая интерпретация», вышедшая в 1937 году. Оллпорт представил в ней теорию, согласно которой личность представляет собой открытую психофизиологическую систему, особенностью которой является стремление к реализации своего жизненного потенциала. Личность человека, по Олпорту, — это динамическая организация внутри индивида особых мотивационных систем, установок и личностных черт, которые определяют уникальность его взаимодействия со средой. Оллпорт подверг экспериментальному изучению иерархию культурных ценностей, на которые ориентируются различные типы людей и выдвинул положение о том, что мотивы, возникающие на биологической почве, в дальнейшем могут стать независимыми от сознательной регуляции и функционировать относительно самостоятельно (принцип функциональной автономии).
Центральными идеями творчества Г.Оллпорта являются: (1) идея становления человека; (2) антинатуралистический подход к анализу первых лет жизни человека; (3) идея возможности перестроения психофизического единства, образующего человеческую личность; (4) идея взаимодействия социальных и биологических факторов развития в онтогенезе.
В ходе жизни исходные биологические диспозиции человека перестраиваются, трансформируются в мотивационные установки, которые, в свою очередь, оказываются доминантами поведения, проявлением становления является рост сознательности установок. Если на начальных этапах жизни человек зависит от своих влечений, то по мере становления личности эти влечения сами попадают в зависимость от интересов личности. «Черты» личности являются результатом ее становления; они приобретают автономию по отношению к этому процессу и вместе с тем оказываются внутренним регулятором, объединяющим различные стороны психического мира личности, обнаруживают значение обобщенного принципа ее жизнедеятельности. Оллпорт пишет, что «черта — это генерализованная и сфокусированная нейрофизическая система (характерная для индивида), обладающая способностью находить функциональный эквивалент многим стимулам, возбуждать и направлять совместные формы адаптивного и экспрессивного поведения». Родственными понятию «черт» он считает: «эго-систему» Коффки; «общую установку» и «генерализованную привычку» Дьюи; «идеал» и «способ приспособления» К. Левина; «интегрированную потребность» Мюррея; «склонность» Лазурского; «стиль жизни» А.Адлера.
Оллпорт внес в свое исследование и в психологию в целом методологический принцип неофеноменализма, разработанный философом науки Виндельбандом. Дж. Келли пишет: «Принимая сделанное Виндельбандом разграничение номотетических и идиографических дисциплин, но не как конкретную классификацию, а как полезную абстракцию, он отстаивает расширение психологии, с тем, чтобы включить в ее состав идиографию». Виндельбанд считал, что номотетические дисциплины используют методологию точных наук для открытия общих законов, а идиография является гуманитарной по преимуществу описательной дисциплиной. Оллпорт считал, что социальная психология, изучающая человечество, должна быть номотетической дисциплиной, а изучение психологии отдельного человека должно включать идиографический подход. При этом полученные идиографические описания отдельных случаев должны были становиться основой для построения научных гипотез, определяющих смысловые связи в более широких общностях. Современная философия науки видит в теории Оллпорта достаточно удачную попытку связи идеографического и номотетического подходов к психологии: реальная сопряженность индивидуализирующих и обобщающих характеристик личности выявляется самим процессом ее становления и развития. В отечественной психологии близкие идеи о содержании жизненного пути личности в 20-30 г.г. развивал и представил в «Основах общей психологии в 1935г. С.Л. Рубинштейн.
Поможем написать любую работу на аналогичную тему
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Узнать стоимостьОсновные подходы к психодиагностике
В психологической диагностике выделяют преимущественно два подхода к распознанию, а затем и к измерению индивидуальных психологических особенностей человека: номотетический и идеографический. Номотетический подход (от лат. norma – образец) ориентирован на открытие общих законов, справедливых для любого конкретного случая. Он предполагает выявление индивидуальных особенностей и соотнесение их с нормой. Идеографический подход (от греч. idea + gramma – идеограмма) основан на распознании индивидуальных особенностей человека и их описании. Он ориентирован на описание сложного целого – конкретной личности. Идеограмма представляет собой не что иное, как письменный знак, означающий целое понятие, а не букву языка.
Номотетический метод подвергается критике, так как общие законы не дают полного представления о человеке и не позволяют предсказать его поведение в силу неповторимости каждого. Идеографический метод также критикуется, прежде всего, за несоответствие стандартам объективности (полученные результаты в значительной степени зависят от концептуальных ориентаций исследователя и его опыта).
С методологической точки зрения, интеграция этих двух подходов позволяет сформулировать объективный психологический диагноз.
В современной психологии сложилось несколько взаимодополняющих подходов к пониманию сущности психодиагностики, которые с определенной долей условности можно обозначить как инструментальный, конструирующий, гностический, помогающий, практикоориентированный и интегральный.
Инструментальный подход рассматривает психодиагностику как совокупность методов и средств для измерения психических состояний и свойств, как процесс выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей человека с помощью специальных методов.
Главная задача психологической диагностики сводится к выбору и непосредственному применению диагностических средств для выявления индивидуального своеобразия конкретного человека при установлении различий в психической организации разных групп людей.
Инструментальная роль психодиагностики приобретает важное значение в деятельности практического психолога, которая является полипроблемной и предполагает одновременную проверку большого количества диагностических гипотез. Однако сведение психологической диагностики только к методам и средствам, выявления психических феноменов значительно ограничивает ее возможности как научной дисциплины, суживает диагностическое мышление психолога до решения преимущественно прагматического вопроса, какую методику использовать.
К инструментальному направлению довольно тесно примыкает так называемое конструирующее, назначение которого – разработка методов выявления и изучения индивидуальных психологических и психофизиологических особенностей человека. С позиций этого подхода наиболее важные задачи психодиагностики заключаются в конструировании новых психодиагностических средств и модификации уже имеющихся; в разработке методов прогнозирования психического развития и поведения в зависимости от разных природных и социальных факторов и условий существования, в разработке психодиагностических технологий. Однако психодиагностика не может сводиться только к разработке или модификации и адаптации инструментария.
Признание за психодиагностикой способности распознания психической реальности лежит в основе подхода, который условно можно назвать гностическим. Его особенность заключается в том, что акцент делается на раскрытии индивидуального своеобразия и неповторимости внутреннего мира каждого человека. Применение методик или их комплексов перестает быть самоцелью, внимание психолога-диагноста обращено на уникальность психического облика человека.
Основными задачами гностического подхода к психодиагностике являются: определение общих закономерностей становления и развития психических образований; подготовка к свадьбе; установление связи между единичными проявлениями психического феномена и знанием его сущности; распознание индивидуальных особенностей в общих проявлениях психики человека; соотнесение индивидуальной картины поведения или состояния конкретного человека с известными типами и установленными ранее среднестатистическими нормами.
Помогающий подход рассматривает психодиагностику в качестве одного из видов психологической помощи. Многие психодиагностические процедуры содержат в себе терапевтический потенциал. Использование рисуночных методик, заполнение опросников, требующее от человека концентрации внимания на своих переживаниях, часто сопровождается успокаивающим эффектом.
Помогающая функция психодиагностики особенно возрастает на заключительном этапе. В то же время психодиагностическое обследование может вызвать негативную реакцию у испытуемого, поэтому помогающее действие психодиагностики имеет определенные ограничения.
Возникновение практикоориентированного подхода к пониманию сущности диагностики объясняется интенсивным проникновением практической психологии в решение личных и профессиональных проблем человека. Это позволяет рассматривать психодиагностику как особую область практики, направленную па выявление разнообразных качеств, психических и психофизиологических особенностей, черт личности, помогающую решению жизненных проблем.
Интегральный подход связывает воедино теоретическую и практическую психологию. По отношению к методам психологического исследования выступает в качестве общей основы, объединяющей все области их практической реализации. В этом плане психологическая диагностика представляет собой специфическое научное направление, базирующееся на собственных методологических и методических принципах и занимающееся теоретическими и практическими проблемами постановки психологического диагноза. Основу интегрального направления составляет идея целостности феноменов переживания, поведения и деятельности личности.
Таким образом, в настоящее время в психологической науке отсутствует единая точка зрения на сущность психологической диагностики. Разнообразие мнений объясняется как многоаспектностью содержания и направлений профессиональной деятельности психолога, в которой могут реализоваться разные грани психологической диагностики, так и большими, но недостаточно полно раскрытыми теоретическими и практическими возможностями этой дисциплины.
Название: | Идеографические и номотетические аспекты в политологии |
Другие названия: | Ідеографічні і номотетичний аспекти політології Ideographical and nomotetical aspects in the political science |
Авторы: | Янушевич, И. А. |
Ключевые слова: | политология идеографический подход номотетический подход теория політологія ідеографічний підхід номотетический підхід теорія political science ideographic approach nomotetic approach theory |
Дата публикации: | Дек-2016 |
Издательство: | Періодичне електронне наукове видання ОПНУ |
Библиографическое описание: | Янушевич, И. А. Идеографические и номотетические аспекты в политологии / И. А. Янушевич // Філософія та гуманізм. — 2016. — Вип. 2 (4). — С. 103-106. |
Краткий осмотр (реферат): | В гуманитарных науках подходы, ориентирующиеся на классические идеалы
научности, рассматривают политологию как относительно строгую теорию, в отличие от идеографического толкования политологии, где она рассматривается как преимущественно дескриптивная теория. В какой мере политология может приобрести базовые признаки классической теории зависит от увеличения использования применительно к ней строгой методологической базы. В гуманітарних науках підходи, що орієнтуються на класичні ідеали науковості, розглядають політологію як строгу теорію, на відміну від ідеографічного тлумачення політології, де вона розглядається переважно як дескриптивна теорія. Якою мірою політологія може придбати базові ознаки класичної теорії залежить від збільшення використання стосовно неї суворої методологічної бази. In humanities the approaches that focus on classical canons of science, consider political science as rather strict theory, that is opposed to the ideographic interpretation of political science, where it is considered as mainly descriptive theory. In what measure the political science can get basic signs of the classi cal theory depends on increasing of the strict methodological base concerning politscal science it self. To the scientific theory unlike the concept include s itself the strictly certain components and requirements. In strict sense the theory is the most developed form of scientific knowledge which gives more or less integral idea about regularities and essential characteristics of the objects in natural or social reality. Furthermore, the scientific theory (whether it be the theory from the field of natural sciences or social sciences) potentially has to assume a possibility of verification and falsification of the provisions that formulated in it. Certainly, it is impossible to demand from the poli tical science that it has instantly found all signs of the strict scientific theory. It is obvious that the solution of these tasks requir es a certain methodological base. In searching of this base the researcher can at first look through a methodological arsenal of the political discipline itself, and in this area he can discover a number of the settled methodological approaches. And at last, it would be possible to define, if any of these approaches or their combination can act as the general methodological base of this science, or if necessary to borrow some methodological base of congenial to the political science discipline. |
URI (Унифицированный идентификатор ресурса): | http://dspace.opu.ua/jspui/handle/123456789/3699 |
ISSN: | 2518-7392 |
Располагается в коллекциях: | Випуск 4, 2016: Статті каф. ФМН |
Идеографический подход к исследованию в психологии. — Студопедия
Основные преимущества идеографического подхода: глубина, яркость, жизненность, уникальность, всесторонний подход к личности, глубина изучения и анализа. Основные недостатки: недостаточная точность, несистематичность данных, субъективизм интерпретации. Его сторонники считают, что она является следствием уникального сочетания различных уровней личностных черт, а сами эти черты одинаковы у всех. Наиболее лаконично сформулировал эту точку зрения Айзенк: «Для ученого уникальный индивидуум — это просто точка пересечения ряда количественных переменных»
Сторонниками номотетического подхода чаще становятся ученые, склонные к строгого научного мышления. Они считают, что настоящие идеографические методы не являются научными, они по сути-только номотетических оценки отдельного случая. Идеографичнисть, по их мнению, означает лишь то, что исследователь фиксирует свое внимание на отдельном случае. Если бы не было сходства между индивидуумами, то идеографическое исследования было бы лишено всякого смысла. Также сторонники номотетического подхода настаивают на том, что все аспекты личности и ее поведения, в том числе ценности, настроения, капризы, можно оценить вполне точно и надежно. Они считают, что эмпирические методы являются лучшими для исследования сложных структур. Они часто достаточно энергично отрицают методы номотетических школы, которые, по их мнению, механистически и упрощенно представляют целостную личность. Они считают, что качественные характеристики не поддаются определению, а главной чертой личности является уникальное сочетание или уникальная структура личностных черт, способностей и потребностей.
29. Монодисциплинарный и полидисциплинарный подходы к исследованию в психологии.
Монодисциплина–область науки, изучающая совокупность однотипных объектов, явлений и процессов, их строение, свойства, а также, частные законы их существования. Примером монодисциплины могут служить зоология, ботаника, анатомия, психология, педагогика и т.п. Монодисциплины добывают, концентрируют, систематизируют и классифицируют сведения о природе и обществе, тем самым составляют основную массу научных знаний. Монодисциплинарный подход – одно из направлений методологии научного познания, в основе которого лежит рассмотрение однотипных объектов, явлений и процессов, как системы. Он ориентирует исследование на раскрытие целостности объекта, на выявление многообразных типов связей в нём и сведение их в единую монодисциплинарную теоретическую картину. Это обстоятельство способствует созданию монодисциплинарных классификаций объектов, явлений и процессов. Можно сказать, что монодисциплинарный подход делит окружающий мир на отдельные «предметные» области, изучаемые монодисциплинами. В случае невозможности решения теоретической или практической проблемы в рамках предметной области монодисциплины с применением монодисциплинарного подхода, проблема может быть решена «на стыке» монодисциплин, например, с применением возможностей двух смежных дисциплин.
Полидисциплина – это область науки, изучающая структуру, свойства и функции нескольких совокупностей однотипных монодисциплинарных объектов, процессов и явлений, при их существовании в составе сложного объекта, а также, общие законы их сосуществования. Полидисциплина, как правило, представлена комплексом монодисциплин или дидисциплин. Примером полидисциплины могут служить эдукология, экология, физико-химическая биология и Полидисциплинарный (мультидисциплинарный, плюрадисциплинарный, многодисциплинарный) подход – это способ выделения и изучения основных совокупностей монодисциплинарных объектов, явлений и процессов, составляющих собой сложный объект и наделяющих его отличительными особенностями. Полидисциплинарный подход ориентирует исследование на создание и сведение монодисциплинарных теоретических картин в общую полидисциплинарную теоретическую картину конкретного сложного объекта. При этом формируется обобщенная картина объекта исследования, по отношению к которой, все её монодисциплинарные и дидисциплинарные картины предстают в качестве ее частей.
номотетических и идеографический подходы к изучению личности
Впервые термины для определения двух основных подходов к изучению личности предложил. Гордон. Оллпорт
номотетических подход заключается в сравнении индивидов с определенной точки зрения. За ним подходом личностные черты релевантные для всех и необходимо выяснить, участок кривой распределения занимает показатель определенной лю. Иудины. Недостатком номотетического подхода является то, что, давая концептуальное и эмпирическое понимание определенного измерения личности, он не позволяет подойти к пониманию отдельного человека. Согласно старому латинскому выражению, наука не занимается отдельными случаямии ( scienta non est individuorum), законы и теории и не должны ничего говорить об индивидуальности
Основные преимущества номотетического подхода: широта, точность, воспроизводимость, возможность прогнозирования. Основные недостатки: отсутствие яркости, жизненности
Идеографический подход заключается в изучении одного индивида без сопоставления его данных с другими. При анализе отдельной личности следует использовать термины и понятия, которые подходят именно для нее. Такое описание с личности можно получить с помощью различных источников: самоописания, описаний других лиц, а также определенных объективных измерений самой личности. Идеографический подход требует интенсивного изучения отдельного случае. Он направлен на всестороннее эмпатическое понимание уникального склада личности отдельного человека. Проблема применения этого подхода в том, что исследование отдельной личности могут привести к открытие психологического механизма, однако для установления закономерности их недостаточно. Объяснение уникального случая недостаточно для выявления общих законеаконів.
Основные преимущества идеографического подхода: глубина, яркость, жизненность, уникальность, всесторонний подход к личности, глубина изучения и анализа. Основные недостатки: недостаточная точность, несистематический ность данных, субъективизм интерпретацииї.
В психологии личности номотетических подход доминировал в последние. ЗО лет. Его сторонники не отрицают уникальности каждой личности. Они лишь считают, что она является следствием уникального сочетания р разных уровней личностных черт, а сами эти черты одинаковы во всех. Наиболее лаконично сформулировал эту точку зрения. Айзенк:»Для ученого уникальный индивидуум — это просто точка пересечения ряда количественных переменной х»(195252).
Сторонниками номотетического подхода чаще становятся ученые, склонны к строгому научного мышления (tough-minded) считают, что настоящие идеографические методы не являются научными, они по сути-лишь номотеты ични оценки отдельного случая. Идеографичнисть, по их мнению, означает лишь то, что исследователь фиксирует свое внимание на отдельном случае бы не было сходства между индивидуумами, то идеографическое исследования бу ло бы лишено всякого смысла. Также сторонники номотетического подхода настаивают на том, что все аспекты личности и ее поведения, в том числе ценности, настроения, капризы, можно оценить вполне то чно и надежно считают, что эмпирические методы являются наилучшими для исследования сложных структурахуктур.
Сторонниками идеографического подхода чаще г исследователи с лирическим складом ума ( tender-minded), которые убеждены, что личность невозможно охватить какой-то теоретической схеме. Они часто весьма энергично отрицают методы номотетических школы, которые, по их мнению, механически и упрощенно представляется яють целостную личность считают, что качественные характеристики не поддаются определению, а главной чертой личности является уникальное сочетание или уникальная структура личностных черт, способностей и пот рееб.
Идеотетичний подход (Дж. Т. Ламиел, 1981) предлагает использование идеографических методов для описания личности и. Номо-политических — для ее исследования. Большинство психологов придерживается номотетического подхода, однако теоретики личности всегда благосклонно относились к идеографического идеографические методологии особенно часто пользуются клинические психологи, и на именно на этой основе они наполнили психологию большим количеством интересных гипотезаотез.
Персонология — это наука, которая определяет, что является закономерным для всех людей, определенной группы людей и какова отдельная личность. Развитие психологии личности является, конечно, показателем развития психологии как с современной науки. Современная психология личности превращает стихийные обыденные представления об индивидуальных различиях на концепции, которые могут быть подтверждены экспериментально. И хотя эмпирическое научное й проверке могут подвергаться иногда лишь достаточно простые и четкие концепции, тем не менее, большинство современных персонолога убеждена, что в объяснении личности будущее принадлежит именно научному во ходу, а в нем должны занять достойное место не просто эмпирические исследования, а именно. Экспериментальньні.
Идиографический подход — обзор
Идиографический и номотетический подходы
Как отмечалось ранее, одним из способов изучения личности является детальное изучение отдельных людей с целью выявления уникальных черт личности каждого человека. Вы уже сталкивались с этим подходом, который использовался много раз, всякий раз, когда вы читали или смотрели биографию или «тематическое исследование» из жизни человека.
Давайте рассмотрим пример того, как этот подход может работать. Предположим, мы хотим подробно описать личность нашей одноклассницы Алисы.Для этого мы должны глубоко изучить личность Алисы. Например, мы можем проводить с ней интервью, с членами ее семьи и с ее друзьями, и мы можем напрямую наблюдать за ее поведением во многих ситуациях и в течение длительного периода времени. (Мы предположим, что Алиса согласится на некоторые посягательства на ее частную жизнь.)
После всего этого тщательного расследования мы можем сделать вывод, что наиболее яркими чертами личности Алисы являются ее страх перед неодобрением других и ее сильное чувство ответственности. в ее отношениях с другими.Итак, при написании нашей биографии Алисы мы обращали внимание на эти аспекты ее личности и проиллюстрировали их различными эпизодами из ее жизни. Но при написании этой биографии мы могли бы также попытаться объяснить , почему это выдающиеся черты ее личности. В поисках подсказок мы могли заметить, что родители Алисы очень строго воспитывали своих детей и выражали резкое неодобрение всякий раз, когда Алиса вела себя «плохо» в детстве. Из этих наблюдений мы могли бы решить, что именно строгое воспитание Алисы вызвало у нее страх неодобрения со стороны других, и что этот страх неодобрения, в свою очередь, сделал ее очень ответственным человеком.Это может быть трудно окончательно доказать, но мы определенно можем привести убедительный аргумент в поддержку этого объяснения того, как развивались эти выдающиеся аспекты личности Алисы.
Эта стратегия изучения множества уникальных деталей личности человека называется идиографическим подходом, и у нее есть очевидные сильные стороны. По самой своей природе он может дать нам интересное представление о действительно отличительных чертах личности человека и даже может дать нам интересные подсказки относительно происхождения этих черт. Эти сильные стороны могут помочь объяснить, почему большинство из нас находят биографии известных людей и истории вымышленных персонажей настолько увлекательными.
С другой стороны, идиографический подход также имеет некоторые недостатки. Одним из очевидных недостатков является неэффективность: было бы слишком дорого и слишком долго изучать так подробно большое количество людей, и в результате наши знания о личности были бы основаны на очень небольшом количестве случаев. Эта неэффективность также проявляется в относительно небольшом сегменте «личности», который действительно выделяется в любом отдельном человеке.Помните, что Алиса не казалась нам особенно амбициозной или артистичной. Итак, если бы мы надеялись узнать больше об этих конкретных аспектах личности, нам нужно было бы продолжать искать других людей для изучения.
Но, возможно, еще более серьезным недостатком идиографического подхода является то, что он не позволяет нам легко выяснить какие-либо общих законов о личности. Напомним, когда мы изучали Алису, мы решили, что ее очень ответственный и надежный характер был вызван ее потребностью в одобрении других, что, в свою очередь, было результатом строгого воспитания, данного ей ее родителями.Но действительно ли мы знаем наверняка, что очень ответственные люди обычно очень боятся неодобрения других? И действительно ли мы знаем, что люди, чье воспитание было строгим, также склонны к ответственности или бояться неодобрения? Возможно, если мы посмотрим на большое количество людей, мы обнаружим, что в среднем ответственные люди не больше боятся неодобрения других, чем безответственные люди. И, возможно, мы обнаружим, что люди, воспитанные строгими родителями, не боятся неодобрения не больше, чем люди, воспитанные очень снисходительными родителями.Итак, хотя идиографический подход может дать нам некоторые интересные идеи о личности, он не позволяет нам проверить, верны ли эти идеи на самом деле.
Из-за этих недостатков, связанных с идиографическим подходом, большинство исследователей личности теперь предпочитают другую стратегию, которая называется номотетическим подходом. В номотетическом подходе исследователь изучает определенные черты личностей многих разных людей, а затем сравнивает этих людей, пытаясь выяснить некоторые общие правила, касающиеся личности.Номотетический подход обычно включает измерение некоторых интересных переменных в большой группе людей, а затем выяснение того, как эти переменные связаны между собой. Например, наше исследование Алисы может подсказать нам, что такие черты, как ответственность и страх неодобрения, возможно, стоит измерить на большой выборке людей, чтобы выяснить, сочетаются ли эти черты обычно вместе. Используя номотетический подход, мы могли бы также изучить гипотетические причины личности, такие как родительский стиль воспитания детей или уровни определенного гормона или химического нейромедиатора; Точно так же мы могли бы также изучить предполагаемые последствия личности человека, такие как производительность труда, удовлетворенность браком или судимость.
Сильная сторона номотетического подхода состоит в том, что действительно позволяет нам найти общие законы личности. Поскольку целью любого научного исследования является открытие законов, управляющих природой, номотетический подход, несомненно, является лучшим выбором для исследователей, которые хотят понять законы личности. Например, мы можем использовать номотетический подход, чтобы выяснить, связаны ли две личностные характеристики друг с другом, или чтобы выяснить, действительно ли некоторые предполагаемые «причины» или «последствия» характеристики личности связаны с этой чертой.Используя номотетический подход, мы можем постепенно узнавать все больше и больше о личностных характеристиках, которые отличают людей, а также о происхождении и последствиях этих личностных различий. Но, кроме того, номотетическая стратегия также может многое рассказать нам о личности отдельных людей. Например, если мы можем оценить личность человека с точки зрения нескольких важных характеристик, то общая картина, создаваемая этой комбинацией переменных, скорее всего, будет очень информативной и даст описание, которое практически уникально.
Таким образом, именно по этим причинам мы будем изучать личность, используя номотетический подход, а не идиографический подход. Сосредоточившись на том, чем люди отличаются (и похожи) друг на друга, мы можем узнать некоторые общие законы о личности. Более того, мы также можем многое узнать о каждом отдельном человеке, возможно, больше, чем мы могли бы узнать, пытаясь изучать отдельных людей по отдельности.
Конечно, все это не означает, что идиографические подходы не представляют ценности или что изучение уникальных особенностей человека неинтересно.Напротив, ученый, занимающийся творческой личностью, вероятно, извлечет некоторые из своих первоначальных идей из наблюдений, сделанных в повседневной жизни, из чтения великих художественных произведений или из изучения биографий известных людей.
Использование экспериментальных планов для отдельных случаев и прямых измерений в JSTOR
Исследуются основные допущения доминирующих номотетических (групповые, стандартизованные и контролируемые контексты окружающей среды и количественные методологии) и идиографических (индивидуально-ориентированные, натуралистические контексты окружающей среды и качественные методологии) перспектив исследования. Предлагается интерактивная теоретика (то есть реальные люди, взаимодействующие в реальных организациях) организационного поведения — теоретическое допущение, которое поддается идиографическому подходу. Интенсивные индивидуальные экспериментальные планы и прямые наблюдения предлагаются в качестве потенциально мощной методологии идиографического исследования организационного поведения.
The Academy of Management Review, которой исполняется 26 лет, является наиболее цитируемым справочником менеджмента.AMR считается одним из самых влиятельных деловых журналов, публикующих академически строгие концептуальные статьи, продвигающие науку и практику управления. AMR — это журнал по развитию теории для ученых в области менеджмента и организаций всего мира. AMR публикует новые, проницательные и тщательно разработанные концептуальные статьи, которые бросают вызов общепринятым представлениям о всех аспектах организаций и их роли в обществе. Журнал открыт для различных точек зрения, в том числе тех, которые направлены на повышение эффективности, а также тех, которые критикуют руководство и организации. Каждая рукопись, опубликованная в AMR, должна содержать новые теоретические идеи, которые могут улучшить наше понимание управления и организаций. Большинство статей также включают обзор соответствующей литературы. AMR издается четыре раза в год тиражом 15 000 экземпляров.
Академия управления (Академия; АОМ) — ведущая профессиональная ассоциация ученых, занимающаяся созданием и распространением знаний об управлении и организациях. Центральной миссией Академии является повышение квалификации менеджеров за счет развития управленческих знаний и повышения профессионального уровня своих членов.Академия также стремится формировать будущее исследований и образования в области управления. Академия управления, основанная в 1936 году, является старейшим и крупнейшим научным объединением менеджмента в мире. Сегодня Академия является профессиональным домом для более чем 18290 членов из 103 стран. Членство в Академии открыто для всех, кто ценит принадлежность.
Идиографический подход к личности — Graduatewings.
ruИдиографический подход к личности
Идиографический подход к оценке личности подвергался критике со стороны сторонников номотетики, которая резко контрастирует с точки зрения перспективы и значений.В этом разделе вы можете прочитать об идиографическом взгляде на оценку личности и понять, почему психологи, придерживающиеся этой доктрины, считают измерение характеристик неуместным. Он также кратко представит некоторые из самых престижных теорий, связанных с этой идеологией.
Идиографический подход
Психологи, придерживающиеся идиографической точки зрения, озабочены пониманием уникальности людей и развитием самооценки.При таком подходе измерение характеристик рассматривается как неуместное, поскольку реакции одного человека могут быть несопоставимы с реакциями другого. То есть психологи, отстаивающие идиографический подход, считают, что индивид — это не просто совокупность отдельных черт, а хорошо интегрированный организм. Они считают, что индивидуум как система реагирует на различные ситуации с прошлым опытом и будущими намерениями, способствующими нынешнему поведению.
Психологи, отстаивающие идиографический подход, считают, что личность формирует свою личность через обучение.В академической литературе обучение определяется как процесс приобретения знаний посредством опыта, который приводит к устойчивому изменению поведения. Мы используем знания о результатах прошлого поведения, чтобы изменить, модифицировать и улучшить наше поведение в будущем. Вы научитесь лучше писать задания и получать более высокие оценки на экзаменах, узнавая, насколько хорошо или плохо вы сдали в прошлый раз и почему.
Следовательно, идиографический подход к изучению личности связан с социальным обучением, которое предлагает объяснение того, как формируются личность и человеческое поведение.Ниже мы кратко рассмотрим некоторые из наиболее влиятельных теорий, связанных с обучением и развитием.
Теории обучения
Теории социального обучения рассматривают людей как гибких и многогранных людей, способных развивать новые навыки и поведение и адаптироваться к новой среде. Теории социального обучения, такие как теория оперантного обучения, теория социального обучения Бандуры или теория восьми стадий развития личности Эриксона, вписываются в идиографический подход.
Эриксон рассматривал развитие личности как продолжающееся на протяжении всей жизни и утверждал, что мотивации, стремления и цели людей меняются с возрастом. С этой точки зрения можно утверждать, что личность трудно измерить.
Теория оперантного обучения Скиннеров предполагает, что поведение людей формируется за счет подкрепления и наказания. Проще говоря, если действие человека подкреплено, то человек, вероятно, повторит то же действие снова. Тем не менее, если определенное действие или поведение человека наказывается тем, что он принимает что-то приятное или дает человеку что-то неприятное, то человек вряд ли повторит это действие или поведение. Следовательно, Скиннер предполагает, что поведение изменяется с помощью положительных и отрицательных подкреплений или наказаний.
Бандура утверждал, что люди учатся, наблюдая за отношениями, действиями и поведением других. Он предположил, что такое наблюдение служит основой для создания нового набора моделей поведения в сознании наблюдателя.
Заключительные мысли
Как видно из вышеизложенного, психологи, отстаивающие идиографический подход, рассматривают развитие личности как процесс, который открыт для изменений.Это понятие резко контрастирует с номотетическим подходом и игнорирует идею номотетического подхода, согласно которому личность является последовательной во всех ситуациях и стабильной во времени.
Исследование личностных качеств: номотетический и идиографический анализ — видео и стенограмма урока
Личность — вот что делает нас уникальными. Но как это измерить? В этом уроке мы рассмотрим два основных психологических подхода к личности — номотетический подход и идиографический подход — и то, как они подходят к измерению.
Личность
Санни точно такая же, как и ее имя: она счастлива, оптимистична и непринужденна. Она застенчивая и не любит быть в толпе, но для близких ей людей она лучик солнца.
Но ее подруга Диана другая. Диана общительна и любит вечеринки, но она также очень энергичный человек, который испытывает большие эмоции и беспокоится о будущем. Она и Санни — противоположности!
Что делает людей уникальными? Как такая личность, как Диана, может так отличаться от Санни? В психологии исследование того, что делает людей уникальными, называется личностью .Все люди разные, и это то, что действительно делает их такими, какие они есть. Давайте рассмотрим два разных подхода к изучению личности: номотетический подход и идиографический подход.
Номотетический подход
Санни и Диана сильно отличаются друг от друга. Санни беспечна, но замкнута, тогда как Дайана экстравертна, но больше беспокоит, чем Санни. Но у них все же есть кое-что общее, в том числе то, что они оба высокоорганизованные люди, которые любят путешествовать и узнавать что-то новое.
Номотетический подход к личности смотрит на то, что у людей общего друг с другом. Оно происходит от греческого слова nomos , что означает «закон», и номотетический подход направлен на поиск закономерностей или законов человеческой личности.
Возьмите Санни и Диану: они отличаются друг от друга, когда доходит до общительности или нет: в то время как Диана экстравертна, Санни более застенчивая. Но обе их личности можно описать на основе личностной черты экстраверсии или интроверсии.
Экстраверсия — одна из нескольких черт, выявленных психологами-номотетиками при попытке выяснить общие закономерности личности. По сути, эти психологи смотрят на такие черты, как экстравертность или сознательность, и говорят: «Этот человек экстравертен и организован» или «Этот человек интроверт и дезорганизован».
Таким образом, при номотетическом подходе уникальная личность человека является результатом сочетания общих черт, которые он проявляет. В том, что Санни интроверт, нет ничего необычного; у нее это общее с большинством населения. Но именно сочетание интроверсии, оптимизма, организованности и открытости новому опыту делает Санни уникальной.
Номотетические психологи измеряют личность с помощью психометрии или измеряют черты характера с помощью тестов или экспериментов. Для них человек может пройти личностный тест, и их оценка по различным характеристикам даст общее представление о том, кто он. Например, Санни может получить довольно низкие баллы с точки зрения нервозности, тогда как Диана может получить довольно высокие баллы.В любом случае, они получают оценку за эту и другие черты, и именно их совокупность скажет им, кто они.
Идиографический подход
Но действительно ли личность может быть определена по результатам теста? И можно ли сузить сложность человечества до нескольких черт? Некоторые психологи так не считают. Они предпочитают смотреть на то, что уникально в каждом человеке, с помощью метода, известного как идиографический подход к психологии.
×Разблокировать содержимое
Более 83000 уроков по всем основным предметам Получите доступ без риска на 30 дней,
просто создайте аккаунт.
Нет обязательств, отмените в любое время.
Хотите узнать больше?Выберите предмет для предварительного просмотра связанных курсов:
Слово «идиографический» происходит от греческого слова idios , что примерно переводится как «то, что принадлежит исключительно вам». И это именно то, что делает идиографический подход: он смотрит на то, что уникально в каждом человеке, когда речь идет о личности.
Вернемся на мгновение к Санни. Помните, что она довольно застенчива и замкнута. Она предпочла бы быть с несколькими людьми, чем в большой толпе, и когда она впервые встречает кого-то, она действительно тиха и замкнута. Все это типично для интроверта.
Но это еще не все. Как только Санни узнает кого-то, она становится действительно живой и разговорчивой. Это больше похоже на экстраверта, а не на застенчивость!
Вот где идиографический подход. Вместо того, чтобы называть Санни «экстравертом» или «интровертом», идиографический подход рассматривает ее как целостную личность и исследует, что отличает ее от любого другого человека на планете. Тот факт, что она молчалива с незнакомыми людьми и разговаривает с людьми, которых она делает, — это лишь одна из вещей, на которую должны обратить внимание теоретики идиографии.
Поскольку подход к личности очень разный, вы, вероятно, не удивитесь, узнав, что идиографический подход измеряет черты личности иначе, чем номотетический подход.Вместо психометрических тестов идиографический подход фокусируется на тематических исследованиях, интервью и наблюдениях за человеком.
Санни и Диана не могут пройти личностный тест и получить обратно результаты, но психолог может поговорить с ними и всесторонне наблюдать за ними в течение длительного периода времени во многих ситуациях и получить представление о том, что они собой представляют. как личности.
Резюме урока
личность человека — вот что делает его уникальным. В психологии есть два основных подхода к личности.Номотетический подход пытается найти общие закономерности в личности людей и измеряет личность с помощью психометрии . Напротив, идиографический подход рассматривает каждого человека по-своему и оценивает личность с помощью тематических исследований, интервью и наблюдений.
Результаты обучения
К концу этого урока вы должны уметь:
- Объяснять номотетический подход
- Вспомните, как психометрия используется для измерения личности
- Опишите идиографический подход к анализу личности
- Сравните номотетический и идиографический подходы
Соединение номотетического и идиографического подходов к анализу клинических данных — Penn State
TY — JOUR
T1 — Преодоление номотетического и идиографического подходов к анализу клинических данных
AU — Beltz, Adriene M.
AU — Райт, Эйдан Г.С.
AU — Sprague, Briana N.
AU — Molenaar, Peter C.M.
PY — 2016/8/1
Y1 — 2016/8/1
N2 — Номотетический подход (т. Е. Изучение индивидуальных различий) преобладает при анализе клинических данных, даже несмотря на его предположение об однородности для разных людей и времени часто нарушается. Идиографический подход (т. Е. Изучение внутрииндивидуальных вариаций) лучше всего подходит для анализа разнородных клинических данных, но его индивидуальные методы и результаты критикуются как громоздкие.Групповая итеративная оценка множественных моделей (GIMME) объединяет достоинства номотетического и идиографического подходов, создавая индивидуальные карты, содержащие структуру на уровне группы. Карты показывают, насколько интенсивно измеряемые переменные предсказывают и предсказываются друг другом в разных временных масштабах. В этой статье GIMME вводится концептуально и математически, а затем применяется к набору эмпирических данных, содержащему составные рейтинги негативного аффекта, непривязанности, расторможенности и враждебности из ежедневных дневников 25 человек с патологией личности. Результаты обсуждаются с целью выяснения потенциала GIMME для клинических исследований и практики.
AB — Номотетический подход (т. Е. Изучение индивидуальных различий) преобладает при анализе клинических данных, даже несмотря на то, что его предположение об однородности среди людей и времени часто нарушается. Идиографический подход (т. Е. Изучение внутрииндивидуальных вариаций) лучше всего подходит для анализа разнородных клинических данных, но его индивидуальные методы и результаты критикуются как громоздкие.Групповая итеративная оценка множественных моделей (GIMME) объединяет достоинства номотетического и идиографического подходов, создавая индивидуальные карты, содержащие структуру на уровне группы. Карты показывают, насколько интенсивно измеряемые переменные предсказывают и предсказываются друг другом в разных временных масштабах. В этой статье GIMME вводится концептуально и математически, а затем применяется к набору эмпирических данных, содержащему составные рейтинги негативного аффекта, непривязанности, расторможенности и враждебности из ежедневных дневников 25 человек с патологией личности. Результаты обсуждаются с целью выяснения потенциала GIMME для клинических исследований и практики.
UR — http://www.scopus.com/inward/record.url?scp=84978484031&partnerID=8YFLogxK
UR — http://www.scopus.com/inward/citedby.url?scp=84978484031&partnerID=8YFL
U2 — 10.1177 / 1073191116648209
DO — 10.1177 / 1073191116648209
M3 — Артикул
C2 — 27165092
AN — SCOPUS: 84978484031
0004
ОценкаJF — Оценка
SN — 1073-1911
IS — 4
ER —
Краткое описание идиографического и номотетического подхода с примерами
Идиографический и номотетический подход: Такой предмет, как социология, требует необходимо провести интенсивное исследование, чтобы выявить тенденции, чтобы иметь возможность сравнивать общества и формировать тематические исследования для них.Существуют различные типы исследований, такие как этнографии — это обширные полевые исследования, которые проводятся исследователями для лучшего понимания и изучения группы людей или общества, — и другие полевые исследования, основанные на количественном анализе с целью изучения тенденций , например. указывает на то, что люди, живущие в сельской местности, более склонны к проблемам со здоровьем, или те, кто живет в городах.
Чтобы провести такое исследование, мы можем понять два подхода, а именно идиографический подход и номотетический подход.Вильгельм Виндельбанд использовал термины, идиографический и номотетический, и описал их как два подхода к познанию.
Идиографический подход сосредоточен на отдельном случае и направлен на выяснение деталей отдельного случая, это может быть человек, как в случае психологии, где он используется для понимания поведения и личностных характеристик человека, или общество, как в социологии. Такие исследования обычно проводят этнографы, они используют такие методы, как включенное наблюдение, интервью.Этнографы обычно идут в сферу деятельности / общество или группу людей, которую они хотят изучать, и проводят годы подряд, пытаясь наблюдать самые сложные детали своей повседневной жизни, такие как их модели взаимодействия, их ритуалы и их родство. связи и т.д. Таким образом, можно сказать, что идеологический подход изучает общество на микроуровне. Таким образом, исследование жителей Тробрианских островов, проведенное Малиновским, использует идиографический подход, поскольку это детальное изучение жизни людей, проживающих там, результаты этого исследования специфичны для данной области, а обобщения не могут быть применены к другим обществам.
Номотетический подход, с другой стороны, является подходом, типичным для естественных наук, где необходимо делать широкие обобщения. Социологи тоже начали использовать этот подход; при этом исследование тщательно проводится, чтобы получить результаты, которые можно применить к более широкому обществу, например концепция идеальных типов, данная Максом Вебером, которая, по его словам, является общей для всех обществ и, следовательно, является широким обобщением. Этот подход направлен на изучение общества на более макроуровне с использованием количественных методов, таких как объективные анкеты, которые легче анализировать и которые помогают нам делать обобщения. Цель состоит в том, чтобы иметь возможность применять такие обобщения даже за пределами области изучения, таким образом, универсальные обобщения, такие как обобщения научных законов.
Чтобы получить подробное исследование, социолог должен использовать как идиографический, так и номотетический подход, это даст лучшее понимание изучаемой области или концепции. Например. при изучении гендерной предвзятости на рабочем месте, в то время как номотетический подход даст нам результат, что гендерный разрыв в заработной плате очевиден, идиографические исследования, с другой стороны, потребуют от нас проводить время с респондентами и проводить личные интервью, с помощью которых мы можем видеть другие существующие проблемы, такие как неравное обращение с женщинами, домогательства на рабочем месте или препятствия женщинам занять руководящие должности.
Таким образом, совместное использование двух подходов даст нам полное понимание изучаемой области, особенно в случае социологии, где, несмотря на обобщения, в обществе всегда есть исключения.
Источники
https://en.wikipedia.org/wiki/Nomothetic_and_idiographic
Социологическая группа теперь в Instagram. Следуйте за нами
IAP || Книга || Идиографический подход к здоровью
Под редакцией:
Раффаэле Де Лука Пичоне, Университет Неаполя Федерико II
Дженсин Недергаард, Университет Ольборга
Мария Франческа Фреда, Университет Неаполя Федерико II
Серхио Сальваторе Университет Сальваторе 10
Том из серии: Ежегодник идиографической науки.Редактор: Серджио Сальваторе, Университет Саленто . Яан Валсинер, Нильс Бор, профессор культурной психологии, Ольборгский университет .
Опубликован 2018 г.
Концепция здоровья представляет собой вызов большой сложности с теоретической и методологической точки зрения, а также с точки зрения вмешательства в идиографические рамки.
Здоровье нельзя рассматривать как абстрактное состояние, а как средство, ресурс, нацеленный на достижение целей, связанных со способностью людей вести свою жизнь продуктивным образом — индивидуально, в социальном и экономическом плане.Здоровье — это процесс, который не основан на определении стандартов и категорий, на основе которых типизируются состояния здоровья. Скорее, это следует рассматривать как процесс в широком масштабе и на многих запутанных уровнях, направленный на формирование культуры здоровья как ресурса для отдельных лиц и сообществ, а также на развитие навыков, необходимых для преобразования этих ресурсов в цели развития.
Понятие здоровья, действительно, определяемое и интерпретируемое в терминах «состояния», а не процесса, встречает непосредственный парадокс, являясь индикатором нормативности, из-за чего мы рискуем распространением новых и потенциально бесконечных форм «отклонения». «.Подход идиографических наук (см. Предыдущие тома Yearbook Idiographic Science Series того же издателя IAP) считает, что каждый психологический процесс (но в целом каждый процесс, от органического до социального и культурного) характеризуется контекстуальным, контекстным и условная динамика. Эта динамика всегда характеризуется бесконечным открытием циклов и большой изменчивостью. Условия застоя и гипостатизации характерны для всех форм болезней (физических, психических и социальных), которые склеротизируют связи между людьми и окружающей их средой.Таким образом, здоровье — это процесс, который представляет собой колебание так же, как и любой процесс развития, который имеет моменты кризиса и разрыва, чтобы реорганизовать новые формы отношений с социальной и культурной средой.
Эта книга представляет собой плодотворный путь к углублению многих убедительных вопросов и к диалогу с идиографической точки зрения с целью обсуждения концепции здоровья, определения его культурных значений и возможной многозначности (например, благополучия, ухода, гигиены, качества жизни, устойчивость, профилактика, исцеление, отклонение / нормальность, субъективный потенциал для развития и т. д.), его области уместности и вмешательства (соматические, психологические, социальные), пытаясь предложить возможные альтернативы «нормализации» здоровья и создавая новые стимулы для размышлений.
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие редактора серии: Здоровье: Генерал в уникальном, Яан Валсинер. Health: A Current Challenge for the Idiographic Sciences, Maria Francesca Freda, Raffaele De Luca Picione, Jensine. Недергаард и Серхио Сальваторе. РАЗДЕЛ 1: ДИНАМИЧЕСКОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО ГРАНИЦ МЕЖДУ ЗДОРОВЬЕМ И БОЛЕЗНЬЮ РАЗДЕЛ 1.1: КРИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ О ЗДОРОВЬЕ. ИДИОГРАФИЧЕСКАЯ ЛИНЗА ПО ТЕМЕ. РАЗЛИЧНЫЕ ПУТИ МЕЖДУ ОБОБЩЕНИЕМ И ИДИОГРАФИЕЙ. Пять несоответствий в научном дискурсе, Свен Хроар Клемпе. Загадочная душа здоровья: от равновесия к покою, Роберт Э. Иннис. Ценности и особые цели идиографического исследования, Тим Торнтон. Психопатология: психическое заболевание и взаимосвязь между идиографией и здоровьем: опыт транссексуалов, Роберто Вителли. РАЗДЕЛ 1.2: ЗДРАВООХРАНЕНИЕ И ВОЗМОЖНЫЕ ФУНКЦИИ ИДИОГРАФИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ. Кризис медицинского учреждения: идиографический подход, Анналиса Венеция и Кьяра Маранджо. От медикаментозного дискурса к установленным практикам. От овеществления к семиотизации процессов создания ощущений: функция психологического каркаса в переживании болезни в отношениях со здоровьем, Рафаэле де Лука Пичоне, Франческа Дисе и Мария Франческа Фреда. Коммуникативное партнерство между более чем двумя людьми: когда ребенок становится пациентом, Дженсин Ингерслев Недергаард и Элиза Сниткер Дженсен. РАЗДЕЛ 1.3: ЗАБОТА О СОЦИАЛЬНОМ КОНТЕКСТЕ. РАСПРОСТРАНЕНИЕ ИДИОГРАФИИ НА ШИРОКИЕ РАМКИ. Растем в пригороде: рассказы подростков из группы риска и их «Маэстри ди Страда», Санта-Паррелло. Смена поколений в семейном бизнесе: определение условий для планирования вмешательства, Барбара Корделла и Ассунта Капассо. РАЗДЕЛ 2: СООБЩЕНИЯ О ЗДОРОВЬЕ И БОЛЕЗНЕ РАЗДЕЛ 2.1: СООБЩЕНИЕ О НЕГОВОРИТЕЛЬНОМ. ЗДОРОВЬЕ И БОЛЕЗНИ В СОБСТВЕННОМ ОПЫТЕ. Беспокойный опыт, границы и процессы здравоохранения, Ливия Матиас Симау и Джузеппина Марсико. «Я живу без тебя . ..»: о Билли Холидей, клише и психологической правде, Яир Нойман. Уроки патософии — и их значение для медицинской помощи, Элин Хоконсен Мартинсен. РАЗДЕЛ 2.2: МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССОВ НАРРАТИВОВ В КЛИНИЧЕСКОМ КОНТЕКСТЕ. Повествовательные функции для поддержки процесса осмысления во время травматического ракового опыта в детской онкологии, Мария Луиза Мартино и Мария Франческа Фреда. Сила самооценки в здоровье, Жоау Тьягу Оливейра, Мигель М. Гонсалвеш, Жоао Батиста и Адриан Монтесано. Комментарий: Очарование историй, Лука Татео. РАЗДЕЛ 2.3: ИДИОГРАФИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА НАЗНАЧЕНИЙ В ПРОЦЕССАХ ИССЛЕДОВАНИЙ. Идиографическая научная перспектива, применяемая к лечению молодых женщин с мутацией BRCA, Эмануэла Сайта, Сара Мольгора и Кьяра Аквати. «Риск и профилактика: женский опыт препятствий для скрининга рака», Даниэла Леммо и Адель Нунзианте Сезаро. Роль нарратива в содействии изменениям в переходных состояниях болезни на протяжении жизни: идиографический подход, Андреа Сморти и Кьяра Фиоретти.