Иерархия маслоу пирамида: Пирамида Маслоу. Иерархия потребностей — Дмитрий Чуприна и партнеры

Автор: | 01.05.2021

Содержание

Пирамида Маслоу. Иерархия потребностей — Дмитрий Чуприна и партнеры

Существует такая теория, называемая теория иерархии потребностей в книге Абрахама Маслоу «Теория человеческой мотивации», выпущенной в 1943 году(сложно представить, что уже тогда мотивационная литература уже расправляла свои крылья). Сама теория сегодня массово представлена в виде пирамиды, к которой сам Маслоу непосредственного отношения не имеет. Пирамида же была создана для более легкого усвоения, и по ней мы […]

Существует такая теория, называемая теория иерархии потребностей в книге Абрахама Маслоу «Теория человеческой мотивации», выпущенной в 1943 году(сложно представить, что уже тогда мотивационная литература уже расправляла свои крылья).

Сама теория сегодня массово представлена в виде пирамиды, к которой сам Маслоу непосредственного отношения не имеет. Пирамида же была создана для более легкого усвоения, и по ней мы рассмотрим фундаментальные потребности человека.

ВНИМАНИЕ, данная пирамида не следует классическим канонам пирамид, когда переход с одного этапа невозможен на другого без полного удовлетворения предыдущего и пирамида  может не разваливаться в случае неожиданного краха на нижестоящем этапе. По этой причине Абрахам Маслоу и не хотел использовать форму пирамиды, т.к. она не логична, если мы соотносим её с самой теорией.

Маслоу знал у существовании человеческих потребностей, которые не могут подвергаться какой-либо классификации, но смог разделить почти все потребности на пять основных категорий. В более подробной пирамиде категорий семь.

Мы возьмем вариант с пятью пунктами. В природе все стремится к упрощению, поступим на этот раз по её примеру.

  1. Первой ступенью являются физиологические потребности
    . Здесь находится всё, что нужно человеку для выживания. Здесь находятся пища, вода, сон, секс(как продукт самовоспроизводства на подсознательном уровне), дыхание.
  2. Безопасность. Любому человеку нужно ощущение уверенности в том, что на его личность, жизнь, личное пространство не будет посягательств. Это, конечно же, невозможно, полностью избавиться от какой-либо угрозы и по этой причине это пункт лучше трактовать как владение своим личным пространством и избавление от страхов перед чем-либо. В этом проявляется сохранение психического равновесия человека.
  3. Любовь и принадлежность. Человеку необходимо ощущение того, что он любим, своеобразная вариация желания самоутверждения. И, для ощущения единства «что ты не один такой и тебя принимают» человеку надо принадлежать к какой-либо ячейке на всех правах: семье, классу, религиозному течению.
  4. Уважение. У человека имеется потребность в достижении чьего-либо уважения, получении высокого поста и авторитета среди других. Предыдущий пункт, говорит нам «я не хуже других», этот добавляет «и даже лучше».
  5. Самоактуализация. Здесь находятся такие моменты как самоидентификация личности, получение знание любого рода, духовное развитие. Тут идут вопросы «каков мой путь, где моё призвание?», «как я могу себя выразить?», «а что есть мои взгляды на этот мир?»

 

Последний пункт во все времена будоражил умы молодежи, но, видимо, поставлен на последний уровень развития по той причине, что законы Западной философии действуют таким образом, что родители в обыкновенных, например, американских семьях ко времени создания теории с детства говорят своим чадам, что они должны быть успешными, а про «делай то, что ты любишь» немного подзабыт.

Такая резкая настройка людей на определенную дорожку является одной из причин(не основной, конечно) массового распространения таких субкультур, как хиппи. То есть, детям агрессивно «вдалбливали» об одном и том же в заправленных рубашках и галстуках перед уходом в офис, что спровоцировало высокий уровень чувства противоречия (панк первоначально означал отрицание). Противоположный «положительный» результат это когда человек уже давно прошел этап получения уважения и должен двигаться дальше, но он зациклен на получении ещё большего уважения других людей.

Но не будем об отклонениях в таблице вследствие неправильного воспитания детей.

В целом, таблица является образцовым примером приоритетов в развитии современного человека, берущего в зенит свой карьерный рост, при достижении которого обнаруживается, что это ещё не предел. Не исключены и такие моменты, когда этот самый зенит в виде самоактуализации виден сразу. Большинство философских учений Востока акцентируют внимание только на первом и последнем пунктах. Но это не совсем верно и не совсем про нас, так как из-за насильного отказа от социализации может привести к отрицательным последствиям.

Всегда старайтесь держать пятый пункт(Самоактуализация) параллельно с тем, в котором вы нуждаетесь в данный момент. Это принесет свои плоды в виде потенциального материального обогащения и, в любом случае, в улучшении психического состояния и улучшенном понимании себя.

На этом всё. Успешного продвижения, друзья.

 

Байгазинов Еламан

Иерархия факторов, мотивирующих деятельность человека в социально-экономической системе

%PDF-1.6 % 1 0 obj > /Pages 2 0 R /StructTreeRoot 3 0 R /Type /Catalog /Metadata 4 0 R >> endobj 5 0 obj /Title >> endobj 2 0 obj > endobj 3 0 obj > endobj 4 0 obj > stream

  • Иерархия факторов, мотивирующих деятельность человека в социально-экономической системе
  • Монастырная Елена Евгеньевна endstream endobj 6 0 obj > /MediaBox [0 0 595.
    ƣ7HsfLp:q {yNQH=2tܐ-d`f4MRT_*mk+#jQ],۾[

    Интересное следствие из пирамиды потребностей Маслоу.

    05:16 am —

    Интересное следствие из пирамиды потребностей Маслоу.

    Продаватели пользуются теорией американского еврея Маслоу о приоритетах потребностей человека.

    Типичное описание этой теории? взял из википедии:

    Пирамида потребностей — иерархическая система потребностей человека, составленная американским психологом А. Маслоу.

    Диаграмма иерархии человеческих потребностей по Абрахаму Маслоу.
    Ступени (снизу вверх):
    1. Физиологические
    2. Безопасность
    3. Любовь/Принадлежность к чему-либо
    4. Уважение
    5. Познание
    6. Эстетические
    7. Самоактуализация
    Причем последние три уровня: «познание», «эстетические» и «самоактуализация» в общем случае называют «Потребностью в самовыражении» (Потребность в личностном росте)

    Сам Маслоу выделяет 5 уровней потребностей. Вот они:
    Физиологические: голод, жажда, половое влечение и т. д.
    Экзистенциальные: безопасность существования, комфорт, постоянство условий жизни.
    Социальные: социальные связи, общение, привязанность, забота о другом и внимание к себе, совместная деятельность.
    Престижные: самоуважение, уважение со стороны других, признание, достижение успеха и высокой оценки, служебный рост.
    Духовные: познание, самоактуализация, самовыражение.


    Существует также более подробная классификация. В системе выделяется семь основных уровней (приоритетов):
    (низший) Физиологические потребности: голод, жажда, половое влечение и т. д.
    Потребность в безопасности: чувство уверенности, избавление от страха и неудач.
    Потребность в принадлежности и любви.
    Потребность в уважении: достижение успеха, одобрение, признание.
    Познавательные потребности: знать, уметь, исследовать.
    Эстетические потребности: гармония, порядок, красота.
    (высший) Потребность в самоактуализации: реализация своих целей, способностей, развитие собственной личности.

    По мере удовлетворения низлежащих потребностей, все более актуальными становятся потребности более высокого уровня, но это вовсе не означает, что место предыдущей потребности занимает новая, только когда прежняя удовлетворена полностью. Также потребности не находятся в неразрывной последовательности и не имеют фиксированных положений, как это показано на схеме. Такая закономерность имеет место как наиболее устойчивая, но у разных людей взаимное расположение потребностей может варьироваться.

    Если взять отдельного человека, который готов отнять у другого ресурс для удовлетворения своих потребностей, то получается пирамида агрессоров.

    1. Низший класс — мародёры и грабители, убивающие и крушащие ради сохранения собственной жизни. Например, революционеры в Киргизии.
    2. Средний класс — вандалы крушащие вещи символизирующие неправильную религию/идеологию, хулиганы и террористы наносящие увечья конкурентам за руководящее место или имеющие неправильную «идею».
    3. Высший класс — тираны, которые организовывают войны или геноцид.

    ИМХО, агрессивная мидлота (средний класс) самая плохая по причинам:

    Пирамида потребностей в электронном обучении

    А.Ю. Ижендеев
    Национальный исследовательский Томский государственный университет

    В данной работе речь пойдет об использовании элемента семинар системы Moodle.Семинар позволяет не только оценивать работы студентов, но и подключить их самих коценке чужих работ. В курсе «Источниковедение» для студентов-музеологов и культурологовиспользуется два семинара. Один из них предполагает написание статьи с описаниемисточника, другой — написание введения к квалификационной работе. Выполнение этихзаданий включается после того как эти темы будут разобраны на обычных, очных семинарах.На первом этапе студент должен загрузить свою работу в семинар, на втором — проверить двечужих работы и выставить им оценки. Оба этапа ограничены по срокам.Для подготовки семинара преподавателю необходимо написать введение, в котором будетуказано, что студентам нужно сделать, как выполнить свою работу. Также нужно установитьобщие критерии для оценивания работ. В обоих семинарах курса «Источниковедение» покаждому критерию можно выставить оценку от 0 до 10 баллов. Кроме того, каждый критерийимеет свой весовой коэффициент, т.е. ту силу, с которой он влияет на конечную оценку. Наданный момент в обоих семинарах критерии выглядят следующим образом:1. Уровень оригинальности текста проверяется с помощью сервиса «Антиплагиат».Студенту нужно проверить текст и выставить оценку согласно шкале. Для семинара«Описание источника» эта шкала выглядит следующим образом: если уровень{ 39 }заимствований 0-5 %, ставится 10 баллов, 6-10 % — 9 баллов, 11-15 % — 8 баллов ит.д. Если уровень заимствований более 51 %, то по всем четырем критериямвыставляется 0 баллов, т.е. работа автоматически получает 0 баллов.2. Полнота структуры оценивается по требованиям, заданным во введении ксеминару. За отсутствие какой-либо части работы снимается от 1 до 3 баллов.3. Для оценки качества содержания довольно сложно выработать формальныекритерии. Поэтому студентам даются лишь приблизительные. Вот как выглядитописание этого критерия в семинарах:1-3 — низкое качество работы. Работа не продумана. Содержит непонятныевыражения и мысли. Логика изложения слаба. Части работы не согласуются междусобой. В таком виде работа не может быть принята и оценена положительно.Аналоги школьных оценок — кол и двойка.4-6 — среднее качество работы. Работа написана формально, но не содержит грубыхошибок. Части работы, в целом, согласованы между собой. Мысль автора понятна,но можно бы было написать и лучше. Аналоги школьных оценок — тройка ичетверка с минусом.7-9 — высокое качество работы. Работа написана хорошим понятным языком.Выводы аргументируются. Все затронутые сюжеты раскрыты. Аналоги школьныхоценок — твердые четверка и пятерка.4. Оформление текста оценивается по тем требованиям, которые были заданы вовведении семинара (шрифт, интервалы, выравнивания, способ оформления ссылок исписка литературы и т.д.). За ошибку в одном пункте снимается один балл. После того как каждый студент оценит по две работы, все работы проверяетпреподаватель. В итоге студент имеет три оценки за свою работу. Конечная оценкавычисляется путем нахождения среднеарифметического. Для того чтобы оценкапреподавателя в большей степени влияла на конечную оценку и оценку за оценивание, онможет выставить себе больший вес оценки в конце оценочной формы. После этого системойавтоматически вычисляется оценка за работу студента и оценка за оценивание чужих работ.Величина последней зависит от того, насколько оценка, данная студентом чужим работам,соответствует их итоговым (среднеарифметическим) оценкам. В результате студент получаетза каждый семинар оценку за свою работу — до 50 баллов, за оценивание чужих работ — до 10баллов.Таким образом, использование семинаров в Moodle позволяет активнее подключать кработе студентов, которые также могут сравнить свою работу с чужими. Преподавателю жесеминар полезен еще и тем, что заставляет его выработать четкие критерии оценки.

    «Пирамида Маслоу» 3.0: иерархия потребностей в Кремниевой долине

    Цифровой аналитик, антрополог и футурист Брайан Солис (Brian Solis) разработал иерархию потребностей Кремниевой долины, Silicon Valley Hierarchy of Needs 3.0, пишет Tech.Co.

    Читать далее…

    Так что же движет людьми в Кремниевой долине?

    Очевидно, что первичной потребностью является брендированная футболка для самоидентификации. Как ещё люди вокруг узнают, что именно вы основали или где вы работаете, избежав при этом необходимости заговорить с вами? Чуть менее необходимая, но всё ещё очень важная потребность — бесплатное питание. По мере того, как мы продвигаемся вверх по иерархической лестнице, всё больше людей вокруг движимо необходимостью купить Tesla, а также в конце концов бросить свою работу ради путешествий по миру. И, наконец, пик устремлений — опубликовать в блоге на Medium пост с советами на тему «как жить».

    Для справки: эта шутливая пирамида базируется на иерархии потребностей Абрахама Маслоу, в которой тот отразил движущие силы человеческой мотивации.

    Маслоу признавал, что люди имеют множество различных потребностей, но также полагал, что эти потребности можно разделить на пять основных категорий:

    • Физиологические: голод, жажда, кров, сон, секс и т. д.
    • Потребности в безопасности: комфорт, постоянство условий жизни.
    • Социальные: социальные связи, общение, привязанность, забота о другом и внимание к себе, совместная деятельность.
    • Престижные: самоуважение, уважение со стороны других, признание, достижение успеха и высокой оценки, служебный рост.
    • Духовные: познание, самоактуализация, самовыражение, самоидентификация.

    Хотя оригинал, в отличие от забавной вариации на тему, более чем серьёзен, обе иерархии можно считать одинаково точными.

    Будьте честны: какая иерархия потребностей вам ближе?

    Пирамида Маслоу через призму студента БНТУ — События

    Египтяне возводили пирамиды из камня, а Абрахам Маслоу построил пирамиду потребностей. Однако мало кто знает, что модель иерархической теории человеческих потребностей изначально не привязывалась к пирамиде, такая форма появилась благодаря маркетологам для наглядного восприятия. Маслоу же выдвигал именно теорию иерархии потребностей, которая может варьироваться в зависимости от жизненной ситуации и характера человека. В материале мы рассмотрим основные ступени пирамиды через призму жизни студентов Белорусского национального технического университета, а также расскажем о ситуациях и людях, которые являются исключениями из теории.

    В пирамиде А. Маслоу выделяется пять основных ступеней, которые можно разделить на три слоя: базисные потребности, потребности в контакте и потребности в развитии. По пути от основы к верхушке невозможно пропустить какие-то отдельные ступени, но вместе с тем хватает и частичного их удовлетворения.

    Физиологические потребности

    По А. Маслоу чем ниже потребность, тем полнее она должна быть удовлетворена. Так, у среднестатистического человека основные потребности покрываются в среднем на 85 %. Пока студент не достигнет сытости, утоления жажды и удовлетворения в количестве сна – это будет главной его задачей. От этого зависит дальнейшая продуктивность и готовность перейти на следующую ступень. Если он, к примеру, не спал две ночи подряд, то потребности в общении и творчестве его будут интересовать намного меньше, чем желание поспать. 

    Потребность в безопасности

    Защищенность, стабильность и уверенность – основные критерии, по которым оценивается данная ступень. Сегодня далеко не многие чувствуют удовлетворенность потребности в безопасности, но, благо, продвигаться вверх по лестнице к самосовершенствованию можно даже частично удовлетворив ступени ниже. К слову, если потребности слабо удовлетворены, то на следующей ступени они будут удовлетворены еще меньше (если потребность А удовлетворена на 25 %, то потребность В возбуждается только на 5 %). 

    Социальные потребности

    Когда базисные потребности более-менее удовлетворены, актуализируется потребность в любви и привязанности. Человеку хочется любить и быть любимым, иметь друзей или быть частью социальной группы, которая приняла бы его как своего. Студенчество – именно тот период, когда эти потребности проще удовлетворить, ведь вы – часть университета, учебной группы, творческого коллектива, и постоянно взаимодействуете с одногруппниками, преподавателями. Многие даже находят любовь в стенах университета и создают семьи. Однако, к сожалению, по статистике всего лишь половина населения успешно перешагивает эту ступень.

    Потребность в уважении и признании

    Человеку мало просто принадлежать к какой-то социальной группе, он хочет ощущать собственное могущество и компетентность в выбранной сфере. Абрахам Маслоу считал, что человек начинает уважать себя как личность в результате заслуженного уважения результатов его труда, а не вследствие славы или льстивых похвал. Под трудом воспринимается учеба, спортивная деятельность, творчество. К примеру, вы работали над научной статьей какое-то время и на конкурсе вашу работу отметил кандидат наук, а в последующем статью добавили в сборник, или вы тренировались несколько лет в сборной по плаванию, а на соревнованиях одержали заслуженную победу. К счастью, возможностей удовлетворения потребности в признании и уважении в университете хватает, было бы желание.

    Потребности в самоактуализации

    Когда все ступени пройдены, человек начинает удовлетворять свои эстетические потребности и потребности в самоактуализации через призму лидерства, развития и менторства. А. Маслоу утверждал, что стадии самоактуализации достигает не более 2 % людей и считал важным учитывать удовлетворение потребностей в зависимости от возрастной группы испытуемых. Стоит отметить, что психолога интересовали активные и здоровые люди, а эмпирических исследований он не проводил, поэтому у некоторых в силу своего характера могут возникать вопросы к теории человеческих потребностей.

    Тем не менее, как и во всякой системе, в пирамиде Маслоу существуют исключения. Абрахам подчеркивал, что человеческая мотивация не может быть строго упорядочена. В ряде случаев ступени могут меняться местами. К примеру, при возникновении опасности мы забываем о голоде, и единственная цель в такой ситуации – обрести защиту. Карьеристов отличает жажда признания, а любовь и социальные потребности у них стоят после. Также вызывает споры отнесение сексуального инстинкта к базисной физиологической потребности. Так, пример святых и монахов (Сергий Радонежский, Серафим Саровский и др.) доказывают обратное.

    Надеемся, что вы сегодня выспались, утолили голод в компании друзей, чувствуете себя в безопасности и готовы к новым свершениям! 

    В материале рассмотрели основные ступени пирамиды Маслоу, а также рассказали о ситуациях и людях, которые являются исключениями из теории.

    55. Иерархия потребностей (Маслоу).

    Ключевые стратегические инструменты [88 инструментов, которые должен знать каждый менеджер]

    55. Иерархия потребностей (Маслоу)

    Инструмент

    «Потребители – это статистика, а вот покупатели – это люди», – как-то заявил Стэнли Маркус, известный американский бизнесмен, занимавшийся розничной торговлей.

    При анализе двух последних инструментов внимание было уделено атрибутам продуктов и тому, в какой степени они отвечают запросам покупателей и удовлетворяют их.

    Сейчас полезно, может быть, сделать паузу и подумать о покупателях как о живых людях, имеющих свои потребности, похожие на те, которые есть и у вас, и у меня, т. е. не подходить к ним лишь с точки зрения их функциональных запросов, а учитывать также их социальные и психологические потребности.

    Хорошей исходной точкой для этого часто может служить работа, выполненная Абрахамом Маслоу в 1940-х гг., в которой он установил иерархию потребностей, остающейся верной и в наши дни (см. рис. 55.1).

    Рис. 55.1. Иерархия потребностей

    Источник: по материалам Maslow A. H. A Theory of Human Motivation // Psychological Review. 1943. 50.

    Чем более базовыми являются человеческие потребности, тем шире они представлены в нижней части пирамиды. Поэтому человек, чьи потребности, связанные с физиологией или безопасностью, не удовлетворены, вряд ли будет сильно обеспокоен вопросами самоактуализации.

    Как пользоваться этим инструментом

    На каком уровне ваш продукт удовлетворяет потребности потребителей? В самом крайнем варианте он должен удовлетворять хотя бы их физиологические потребности (например, в еде или крыше над головой) или относящиеся к безопасности (например, при полете на самолете, при медицинском обслуживании, в одежде или, если говорить о продажах категории «бизнес-бизнес», стабильности работ заказчика).

    А можете ли вы ориентироваться на их потребности, связанные с принадлежностью? Самые умные создатели брендов пытаются это делать. Вспомните об очень широком распространении джинсов Levi в 1970-х и 1980-х гг., в результате чего даже возникла своего рода субкультура, характерной и наглядной приметой которой были поношенные штаны, а также чувство принадлежности к глобальному сообществу.

    Подгонка ваших атрибутов или проведение маркетинга так, чтобы сыграть на потребностях людей в принадлежности, может в значительной степени увеличить объем продаж вашего продукта.

    А может быть, вы можете пойти еще дальше и сделать ставку на потребностях людей в уважении? Статусные бренды категории «люкс» беспощадно эксплуатируют эту человеческую слабость. Меня никогда не перестает удивлять тот факт, что люди платят больше, причем намного больше, чтобы демонстрировать окружающим название или логотип бренда-лидера на своей одежде, хотя в этом случае можно было бы ожидать, чтобы владелец такого бренда сам платил бы им за его продвижение!

    При акценте на атрибутах, относящихся к потребностям уважения, подразумевается дополнительная плата – премия – за покупку вашего продукта. Вспомните iPod или iPhone – хорошие, конечно, продукты, но вовсе не кардинально превосходящие по атрибутам аналогичные товары, предлагаемые конкурентами. Однако цена на них установлена более высокая, так как они повышают у своих владельцев чувство уважения, а также принадлежности к элите, представителям особой субкультуры, созданной на основе последних достижений в технологиях.

    Когда следует пользоваться данным инструментом

    Прибегайте к этому инструменту, если вам надо продумать вопросы позиционирования вашего продукта или его цены.

    Когда следует проявлять осторожность

    Не повышайте цену до тех пор, пока вы не будете уверены в том, что ваш продукт хорошо удовлетворяет запросы более высоких уровней, т. е. не ограничивается потребностями, относящимися к физиологии или безопасности.

    Данный текст является ознакомительным фрагментом.

    Продолжение на ЛитРес

    Иерархия потребностей Маслоу в индустрии связей с общественностью | Малый бизнес

    Индустрия связей с общественностью помогает компаниям и другим организациям стратегически и эффективно общаться с общественностью. Для достижения этой цели специалисты по связям с общественностью часто руководствуются принципами Абрахама Маслоу, теории мотивации которого оказали влияние на поколения психологов. Маслоу считал, что человеческие потребности можно расположить в порядке от самых основных и первобытных до самых изысканных и сложных.

    Пирамида Маслоу

    Иерархия потребностей Маслоу организована в пирамиду из пяти или семи уровней. Пятиуровневая версия включает физиологические потребности, такие как еда и вода, потребность в безопасности, потребность в любви и близости, потребность в самоуважении и уважении других людей и потребность в самореализации или как Маслоу назвали это самоактуализацией. Семиуровневая версия включает в себя все те же потребности, но делит самореализацию на три отдельные потребности — потребность в знаниях, потребность в эстетическом опыте и потребность в самоактуализации или личностном росте.Маслоу назвал первые четыре уровня «потребностями дефицита», потому что человек, у которого отсутствует какая-либо из этих потребностей, будет испытывать беспокойство из-за дефицита. Он назвал верхний уровень или три верхних уровня «потребностями роста», потому что все они направлены на личностный рост, а не просто на выживание.

    PR и пирамида

    Специалисты по связям с общественностью используют иерархию Маслоу, чтобы направить правильное сообщение нужной аудитории. Вы не продвинетесь далеко, предлагая эстетическое обращение голодному мужчине, поэтому первое, что вам нужно сделать при создании PR-сообщения, — это определить, где ваша целевая аудитория находится на пирамиде. Некоммерческая организация, управляющая приютом для бездомных, может говорить о теплом и безопасном месте для сна. Это нацелено на первые два уровня пирамиды — физиологические потребности и потребности безопасности. Пиар-призыв к пенсионному сообществу может подчеркивать все возможности для социализации, подчеркивая потребность третьего уровня в принадлежности. Роскошный кондоминиум может подчеркивать исключительность, подчеркивая потребность четвертого уровня в уважении других. Курорт, предлагающий уроки йоги и медитации, будет пытаться апеллировать к потребности в самореализации, на высшем уровне пирамиды.

    Позиционирование по связям с общественностью

    Авторы по связям с общественностью могут помочь придать организации индивидуальность, разместив ее на пирамиде Маслоу. Немногие организации хотели бы быть связаны только с одним уровнем пирамиды, но немногие могут реально попытаться привлечь всех. Армия США предлагает стабильную работу, бесплатное жилье и питание, но армия не хотела строить свой имидж на этих преимуществах, потому что тогда она была бы привлекательной только для людей, сосредоточенных на нижних уровнях пирамиды.Используя лозунг «Будь всем, кем можешь быть» в течение многих лет, армия обратилась к высшему уровню пирамиды и позиционировала себя как организация для людей с мечтами и принципами, а не только для людей, которым нужна была работа и место для проживания. .

    Ограничения концепции

    Хотя иерархия Маслоу может быть полезным инструментом для писателя по связям с общественностью, ее точность никогда не была научно подтверждена. Маслоу считал, что люди начинают интересоваться потребностями более высокого уровня только после того, как им удается удовлетворить потребности более низкого уровня.Имеет смысл признать, что люди, которые борются за выживание, редко интересуются философией, но концепция «голодающего художника» показывает, что некоторые люди находят потребности в самоактуализации настолько убедительными, что они будут отдавать им приоритет над потребностями более низкого уровня. Пирамида Маслоу может помочь в нацеливании на пиар-апелляцию, но было бы правильнее рассматривать ее как удобный инструмент, а не как доказанный факт.

    Ссылки

    Ресурсы

    Биография писателя

    Скотт Томпсон профессионально пишет с 1990 года, начиная с «Pequawket Valley News».»Он является автором девяти опубликованных книг по таким темам, как история, боевые искусства, поэзия и фантастика. Его работы также публиковались в журнале» Talebones «и антологии» Strange Pleasures «.

    Иерархия человеческих потребностей Маслоу не является пирамида. Ну и что? —

    Опубликовано: |

    С тех пор, как кто-то сделал это «разоблачение», что Маслоу никогда не предлагал представлять иерархию потребностей в виде пирамиды, эта тема стала популярной.Нас наводняют научно-популярные статьи, объясняющие, почему «популярная иерархия потребностей неверна и неточна».

    Некоторые статьи написаны учеными, но большинство из них — непрофессионалами. У всех них есть одна общая черта: 99 процентов авторов НЕ ЧИТАЛИ оригинальные тексты, написанные Абрахамом Маслоу, а просто пытаются оседлать популярную мейнстримную волну (например, эту), но в остальном являются необоснованными или непоследовательными. Вот почему:

    1. Среди признанных ученых в области психологии и менеджмента почти никто не утверждает, что иерархия потребностей Маслоу неверна и неточна.Некоторые из интерпретаций, предложенных его «промоутерами», таковы.
    2. Иерархия потребностей Маслоу НЕ «намекает на то, что люди предназначены для достижения наивысшего уровня». Теория утверждает, что существуют определенные «высшие» потребности, которые не менее важны, чем пища и кров, поэтому для людей естественно стремиться к ним. По словам Маслоу, высшие базовые потребности — это инстинкты.
    3. Маслоу никогда не предполагал, что «более низкие» потребности должны быть удовлетворены, прежде чем возникнет какая-либо более высокая потребность. Фактически, он упомянул, что никакая потребность никогда не удовлетворяется на 100%.
    4. Неудивительно, что во многих исследованиях и книгах не учитывалась концепция самопревосхождения Маслоу: никто на самом деле не читал даже его самых популярных книг; Конечно, никто не потрудился найти соответствующие оригинальные тексты, написанные в последние годы его жизни.

    Я мог бы продолжить этот список, но приведенных выше пунктов достаточно, чтобы показать, что утверждения автора вроде «популярная иерархия потребностей неверна и неточна» и «пирамида, которая ничего не говорит о человеческой природе» в лучшем случае являются незрелыми.

    Иерархия потребностей, предложенная Маслоу почти 80 лет назад, — замечательное открытие. Его критиковали многие самозваные «гуру» менеджмента и психологии, но ни разу не доказал, что ошибался. Созданный психологом, он применим практически в любой «мягкой» ситуации, то есть там, где задействованы люди.

    Если вы хотите узнать больше об иерархии Маслоу, например, как сам Маслоу визуализировал свою иерархию (или, возможно, вступите в спор по этому поводу), следуйте этому пространству — подпишитесь.

    Подробнее об иерархии потребностей Маслоу:

    Возвращение к Маслоу. Часть I: Иерархия потребностей.

    Возвращение к Маслоу, Часть II : Обращение ценностей

    Возвращение к Маслоу, Часть III : Согласованные базовые значения

    Чтобы узнавать первым, подпишитесь на COLLECTIVER в этих социальных сетях:

    Движение вверх и за пределы пирамиды Маслоу

    В своей статье 1943 года «Теория человеческой мотивации» американский психолог Абрахам Маслоу обрисовал иерархическую структуру того, что мотивирует человеческое поведение.Хотя многие значительно расширили его теорию, она осталась популярной благодаря своей интуитивной логике. Вот как он сформулировал человеческую мотивацию:

    1. Важнейшие физиологические потребности: еда, вода, защита от непогоды.
    2. Вторая по важности потребность — безопасность: как только мы почувствуем некоторую уверенность в том, что будем есть и спать спокойно в течение дня, мы гарантируем, что сможем делать то же самое завтра, обеспечивая безопасность ресурсов, продуктов питания, занятости и т. Д.
    3. Третья по важности потребность — это принадлежность и любовь.
    4. Четвертая по важности потребность — уважение; это может быть либо то, что Маслоу называл «низшим» уважением, которое завоевывает уважение внешними средствами, либо «более высокое» уважение, генерируемое внутренне.
    5. Вершиной пирамиды является потребность в самоактуализации, которая включает в себя человеческую способность реализовать свой самый полный потенциал и иметь высшую цель.

    Согласно теории Маслоу, если более низкая потребность не удовлетворяется, трудно думать о более высокой потребности. Если мы не можем обеспечить чистую питьевую воду (физиология), мы, вероятно, не будем думать о художественном самовыражении (самоактуализации) и т. Д.

    Во многих отношениях наша потребительская культура и маркетинг, который ею движет, используют теорию Маслоу, чтобы побудить людей покупать вещи, которые им не обязательно нужны. Известный эволюционный психолог Гад Саад сказал об этом в своей книге 2007 года «Эволюционные основы потребления» о пересечении Маслоу, поведения потребителей и маркетинга:

    При прочтении ведущих учебников по поведению потребителей выясняется, что наиболее распространенной теорией для решения этой проблемы является иерархия потребностей Маслоу….Потребительские мотивы отображаются на одном из пяти иерархических уровней, как и потребительские товары и услуги, которые удовлетворяют эти потребности. Поступая на службу в американскую армию, человек удовлетворяет свои потребности в самоактуализации (то есть: «Будьте всем, кем вы можете быть»). Точно так же, демонстративно потребляя модные вещи, человек удовлетворяет свою принадлежность и, возможно, уважает потребности.

    Но Саад объясняет, что Маслоу был немного поверхностным в своей логике. Саад считает, что с эволюционной психологической точки зрения некоторые из наших высших потребностей могут казаться такими же важными, как и более низкие:

    Иерархия Маслоу предполагает строгое иерархическое упорядочение потребностей, целей и мотивов.Другими словами, теория предполагает, что потребности более высокого уровня удовлетворяются только после удовлетворения потребностей более низкого уровня. Ван Кемпен (2003, см. Стр. 165–167) предполагает, что это не может быть достоверной теорией, потому что она не может объяснить, почему бедняки тратят деньги на статусные продукты, когда они лишены своих самых элементарных потребностей. Эволюционная теория признает, что стремление к статусу — это дарвиновское стремление, которое иногда может быть столь же важным и изначальным, как и многие другие потребности первого уровня, определенные Маслоу.

    Другими словами, заключенные внутри логики Маслоу, люди, движимые стремлением к маркетингу, будут игнорировать свои более низкие потребности, чтобы удовлетворить свои более высокие потребности. Например. кто-то может пропустить арендную плату (безопасность), чтобы заплатить за сумочку, которая принесет ей уважение сверстников.

    Будь то внутри легко усваиваемой, хотя и небезупречной пирамидальной структуры Маслоу, или в более тонкой дарвиновской модели Саада, довольно легко увидеть, что нас часто подталкивают к покупке чего-либо — будь то тюбик зубной пасты или роскошный автомобиль — из-за обещание, что эти вещи удовлетворят некоторую самую основную, возможно, изначальную потребность.

    Но работают ли эти штуки? Кто-нибудь когда-нибудь говорил, что встретил любовь всей ее жизни благодаря определенной марке зубных паст? Кто-нибудь когда-нибудь говорил (честно), что его авторитет постоянно повышается из-за новой машины?

    Что, если бы мы избавились от маркетинговых двусмысленностей и увидели все такими, какими они были? Что, если бы зубная паста была просто средством для чистки зубов, а не тем, что помогло бы нам найти настоящую любовь? Что, если бы роскошный автомобиль был просто тем, чтобы с комфортом и быстро добраться из пункта А в пункт Б, а не тем, что доказывало, что мы сделали это в мире? Что, если бы вещи были просто вещами, иногда полезными для жизни, но редко — если вообще — инструментом для удовлетворения наших самых высоких потребностей? Как бы мы жили, если бы это было так? Что бы мы надели? Что бы мы водили? Без чего мы будем жить?

    Иерархия потребностей Маслоу: простая сводка

    Иерархия потребностей Маслоу представляет собой пирамиду потребностей, которые мотивируют людей. Самые основные потребности человека, лежащие в основе пирамиды, являются физиологическими. Выполнив эти потребности, люди переходят к своим потребностям в безопасности, социальному благополучию, самооценке, а затем, в конечном итоге, к своей потребности в самоактуализации.

    Резюме по проекту World of Work

    Теория Маслоу

    Теория Абрахама Маслоу — одна из самых ранних и хорошо известных теорий мотивации. Его часто показывают в виде треугольника или пирамиды. Он вписывается в содержательную школу теорий мотивации, а это означает, что он фокусируется в первую очередь на том, что мотивирует людей, а не на процессах, посредством которых они мотивируются.

    Теория была впервые предложена в 1940-х годах, но полностью выражена в 1954 году. Как и в большинстве содержательных моделей мотивации, некоторые люди ставят под сомнение обоснованность некоторых аспектов этой модели. Несмотря на это, он популярен и был довольно хорошо принят в бизнес-сообществе. Возможно, вы видели это в программах лидерства и личного развития в сфере труда.

    Иерархия потребностей Маслоу

    Иерархия потребностей Маслоу гласит: что все люди разделяют одни и те же потребности, и что эти категории необходимо иметь иерархию.Грубо говоря, эта иерархия от базовых вещей, необходимых для выживания, до ощущения удовлетворения наших потенциал и поиск нашей цели в жизни.

    Иерархия важна, поскольку с точки зрения мотивации действует как лестница. Это означает, что люди должны полностью удовлетворить свои потребности на своем текущем уровне в пирамиде, прежде чем они будут мотивированы достижением потребностей следующего уровня. Проще говоря, человек, который изо всех сил пытается надеть крышу над головой, сосредоточится на этом, прежде чем исследовать свое истинное призвание в жизни.

    Уровень 1: Физиологические потребности

    Самая основная категория потребностей человека — физиологические. Это наши потребности в выживании и первое, что нам нужно достичь, прежде чем мы перейдем к более сложным и амбициозным потребностям в жизни. Наши физиологические потребности включают наши телесные потребности, такие как сон, еда и вода, а также основы жилья и одежды. Если у нас нет какой-либо из этих потребностей, нам необходимо удовлетворить их, прежде чем мы сможем получить мотивацию для удовлетворения других потребностей.

    Уровень 2: Потребности безопасности

    Безопасность прежде всего! Ой, погоди. Безопасность на втором месте …

    Как только кто-то достиг своего физиологические потребности, они мотивированы на достижение своих потребностей в безопасности. По сути, эти потребности в безопасности направлены на устранение риска для жизни и помощь люди сохраняют свои физиологические потребности в будущем. Потребности в безопасности включают физическую и эмоциональную безопасность, жилье помимо самого элементарного приюты, здоровье и финансовая безопасность.

    Уровень 3: Социальная принадлежность

    Третий уровень иерархии потребностей Маслоу вводит потребность в социальной принадлежности.Модель гласит, что как только люди удовлетворяют свои физиологические потребности и потребности в безопасности, их следующим приоритетом становится стремление к социальной принадлежности.

    Люди по своей сути социальные существа, и у большинства людей сильна потребность в социальной принадлежности. Как только люди удовлетворяют свои основные потребности, они начинают стремиться к таким вещам, как семейные отношения, дружба, отношения в обществе, а также чувство принятия и принадлежности, которое многие люди находят полезным.

    Уровень 4: Самоуважение

    Модель

    Маслоу гласит, что как только люди удовлетворяют свою потребность в социальной принадлежности и принятии, они начинают сосредотачиваться на себе и своей самооценке.

    Все эти потребности связаны с удовлетворением эго и оценкой. Маслоу разделил эту потребность на два уровня. На более низком уровне люди стремятся добиться статуса, уважения и признания со стороны других. На более высоком уровне они ищут эти вещи у себя.

    Кроме того, вам может показаться интересным опросник Harrill Self Esteem Inventory. Это простой инструмент для измерения вашей самооценки.

    Уровень 5: Самоактуализация

    Иерархия потребностей Маслоу гласит, что как только люди удовлетворили свое эго и обрели чувство собственного достоинства, их конечной потребностью является самоактуализация.Эта немного неуклюжая фраза просто означает, что люди хотят чувствовать, что они реализуют свой потенциал и максимально используют свои способности. Во многом это очень похоже на аристотелевскую концепцию эвдемонии, которая в широком смысле переводится как исполнение вашей истинной природы.

    Позже Маслоу добавил еще одну стадию, которую он назвал трансцендентностью, которая, по его словам, заключалась в том, чтобы отдать себя чему-то помимо себя. Это могло быть в форме альтруизма или духовности и могло вовлекать людей в достижение своей цели в мире.Мы не зацикливаемся на этом шестом этапе.

    Общественное мнение и взгляд бизнеса

    Публика, бизнес и взгляд.

    Иерархия потребностей Маслоу всегда пользовалась популярностью у публики. Людям это нравится, потому что с ними действительно легко общаться. Это просто и понятно, и все потребности, отраженные в модели, — это то, о чем люди думали раньше. Модель интуитивно понятная. Когда люди смотрят на нее, они могут видеть в ней себя, они могут определить, где они находятся на пирамиде, и они могут легко увидеть в ней других.

    Это простое соединение с моделью означает, что иерархия потребностей Маслоу стала популярной в бизнесе. мир тоже. Часто проявляется в лидерстве и личном развитии. программы как инструмент, который отдельные лица и руководители могут использовать для оценки мотивации и мотивационные драйверы.

    Использование модели в сфере труда

    Разве это не весело 1: 1!

    С точки зрения работы иерархия потребностей Маслоу чаще всего используется как инструмент личного развития и саморефлексии. Вообще говоря, модель доставляется через обучение или помощь людям, которые затем размышляют над ней и используют свои мысли для информирования таких вещей, как их планы развития или карьеры. Таким образом, модель может быть полезна в качестве инструмента для определения направления для повышения удовлетворенности. Лидеры также могут использовать модель в качестве инструмента для обучения сотрудников своей команды.

    Дополнительные сведения

    Мы написали несколько статей о различном содержании и теориях процесса мотивации, которые могут вас заинтересовать.К ним относятся статьи по теории справедливости Адама и двухфакторной теории мотивации Герцберга. Мы также написали вводный пост о 8 основных правилах мотивации Адара и опубликовали гостевой пост по теории разворота. Вы можете послушать наш подкаст по теории разворота ниже:

    Вид проекта «Мир работы»

    Иерархия потребностей Маслоу популярна, проста и потенциально полезна, несмотря на некоторую академическую критику, которую она получает.

    В на наш взгляд, модель полезна тем, что она захватывает и размещает коллекцию общепринятых человеческих потребностей.Отдельные лица и руководители могут извлечь выгоду из отражая потребности, которые учитывает модель, несмотря на то, что на саму иерархию, вероятно, нельзя положиться.

    ср считаю, что эта модель больше предназначена для личного развития или даже лайф-коучинга инструмент, чем инструмент, связанный с работой. Хотя это интересно и увлекательно, мы не очень рекомендую использовать его на рабочем месте.

    Тем не менее, для тех, кто интересуется мотивацией, этот инструмент является важной частью истории в этой области.Это один из многих инструментов и не более того. Есть много других инструментов, которые более полезны для реального понимания человеческой мотивации. В действительности, однако, ни один инструмент не фиксирует человеческую мотивацию, и мы рекомендуем изучить множество моделей, если вас действительно интересует мотивация как предмет.

    Ваш любимый подкаст-плеер!

    Вы можете послушать любой из наших выпусков подкастов на своем любимом проигрывателе подкастов через podlink.

    Обратная связь

    Если вы видите какие-либо ошибки на этой странице или хотите оставить отзыв, свяжитесь с нами.

    цитировать

    Карриер, Дж.(2019). Иерархия потребностей Маслоу: простое резюме. Получено [вставить дату] из проекта «Мир работы»: https://worldofwork.io/2019/02/maslows-hierarchy-of-needs/

    Новые исследования в области сестринского дела воплощают теорию мотивации в жизнь

    Кристина Демпси, главный медсестер

    Иерархия потребностей Абрахама Маслоу есть в наборе инструментов каждой медсестры для определения приоритетов ухода за пациентами. Новое исследование показывает, что это также может быть ценным шаблоном для определения приоритетов привлечения медсестер.

    В середине 1940-х годов Маслоу концептуализировал человеческие потребности как пирамиду с пятью уровнями в восходящем порядке, с физиологическими потребностями в основе, за которыми следуют безопасность, принадлежность, уважение и, на вершине, самоактуализация. Маслоу утверждал, что люди стремятся удовлетворить потребности на самых низких уровнях, прежде чем переходить к потребностям на каждом более высоком уровне. Он описал достижение наивысшего уровня самоактуализации как «стать всем, чем можно стать с точки зрения талантов, навыков и способностей».

    Студентов-медсестер учат применять эту теорию мотивации при определении приоритетов решений по уходу, сначала решая проблемы, которые мешают физиологическим потребностям пациентов и их безопасности, прежде чем переходить к тем, которые препятствуют их чувству принадлежности, их самооценке и, в конечном итоге, их способностям. для достижения личных целей.

    Применение этой модели к сестринской практике предполагает, что, когда медсестры не чувствуют, что потребности их рабочей среды удовлетворяются, они будут менее мотивированы и с меньшей вероятностью будут переходить на более высокие должности. Результаты междисциплинарного анализа, представленные в Специальном отчете по сестринскому делу Press Ganey за 2016 г., иллюстрируют это, уделяя особое внимание фундаментальным потребностям медсестер в безопасности и надлежащих ресурсах рабочей среды.

    В отчете «Роль возможностей обеспечения безопасности и надзора на рабочем месте в достижении результатов работы медсестры и пациентов» рассматривается взаимосвязь между характеристиками рабочей среды медсестры и организационной эффективностью медсестры, пациента, опыта пациентов и результатов оплаты и демонстрируется это Для обеспечения оптимального ухода (частью этого является возможность наблюдения) медсестры должны чувствовать себя в безопасности в среде, в которой предоставляется такая помощь.

    Организации, медсестры которых дают высшие оценки по совокупному показателю безопасности на рабочем месте, работают значительно лучше по множеству результатов, чем те, чьи медсестры считают безопасность своего рабочего места неоптимальной.

    Например, организации, получившие наивысшие баллы по совокупному показателю безопасности на рабочем месте по оценке медсестер, имели на 52% более низкий уровень пропущенного ухода за медицинской помощью, предполагаемый RN, на 27% более высокий уровень удовольствия от работы и на 22% более высокую звезду качества больниц CMS Рейтинг, чем у тех, у кого самые низкие баллы.

    Положительные ассоциации между восприятием медсестрой возможностей наблюдения — их убеждением в том, что их отделения достаточно обеспечены ресурсами, чтобы позволить им оптимально наблюдать, контролировать, собирать, интерпретировать и синтезировать информацию о пациентах для принятия обоснованных решений по уходу — и результатами пациентов и медсестер, хотя ассоциации были не такими прочными, как отношения безопасности.

    Полученные данные служат четким и важным сигналом для руководителей медсестер: ваши медсестры будут делать все возможное, наиболее экономически эффективным и ориентированным на пациента работой, если они считают, что их физическая и эмоциональная безопасность является приоритетом организации, поэтому сделайте это приоритетом организации. Принять научно обоснованные методы, такие как соблюдение руководящих принципов по безопасному обращению с пациентами и их мобильности, адекватное укомплектование персоналом отделения, назначения в зависимости от состояния пациента, непрерывные перерывы на питание и отдых, а также разумные рабочие смены.

    Полностью осознав свою потребность в безопасности на рабочем месте, медсестры могут уверенно продвигаться к вершине своей профессиональной пирамиды.

    Иерархия потребностей Маслоу | Encyclopedia.com

    Определение

    Иерархия потребностей Маслоу — это теория мотивации и личности, разработанная психологом Абрахамом Х.Маслоу (1908-1970). Иерархия Маслоу объясняет человеческое поведение с точки зрения основных требований для выживания и роста. Эти требования или потребности расположены в соответствии с их важностью для выживания и их способностью мотивировать человека. Самые основные физические потребности, такие как пища, вода или кислород, составляют самый нижний уровень иерархии потребностей. Эти потребности должны быть удовлетворены, прежде чем другие, более высокие потребности станут важными для людей. Потребности на более высоких уровнях иерархии меньше ориентированы на физическое выживание и больше на психологическое благополучие и рост.Эти потребности в меньшей степени мотивируют людей, и на них больше влияет формальное образование и жизненный опыт. Результирующая иерархия потребностей часто изображается в виде пирамиды, где потребности физического выживания расположены в основании пирамиды, а потребности в самоактуализации — наверху.

    Описание

    Иерархия Маслоу определяет следующие уровни:

    • Физиологические потребности: Это основные требования для физического выживания человека.Они включают в себя такие предметы первой необходимости, как еда, вода, кров, кислород и сон. Когда эти потребности неудовлетворены, люди сосредотачиваются на их удовлетворении и игнорируют высшие потребности.
    • Потребности в безопасности: Когда основные физические потребности человека удовлетворены, у него или нее проявляются потребности в безопасности. К ним относятся потребности в чувстве безопасности и предсказуемости в мире. Человек старается поддерживать условия, позволяющие ему или ей чувствовать себя в безопасности и избегать опасности. Маслоу считал, что неадекватное удовлетворение этих потребностей может объяснить невротическое поведение и другие эмоциональные проблемы у некоторых людей.
    • Потребности в любви и принадлежности: Когда удовлетворяются физиологические потребности человека и потребности в безопасности, возникают потребности в любви и принадлежности. Эти потребности включают стремление к интимным отношениям с другим человеком, а также потребность принадлежать к группе и чувствовать себя принятым. Маслоу подчеркнул, что эти потребности включают в себя как дарить, так и получать любовь.
    • Потребности в уважении: Потребности в уважении включают как чувство собственного достоинства, так и уважение других. Самоуважение — это ощущение себя стоящим, компетентным и независимым.Уважение других подразумевает чувство, что другие люди уважают и ценят человека. Как только человек удовлетворяет свои основные потребности, возникают опасения по поводу собственного достоинства. Основное внимание уделяется не просто выживанию, а благополучию в соответствии со значимыми общественными стандартами.
    • Потребности в самоактуализации: Это потребности, связанные с полной реализацией своего потенциала. По мере появления этих потребностей человек сосредотачивается на том, что он или она призван делать в жизни, — на развитии своих талантов и способностей в максимальной степени.

    Другие потребности человека

    Маслоу описал другие потребности, которые не вписывались в его иерархию. К ним относятся когнитивные потребности, такие как любопытство и научный интерес, а также эстетические потребности, в том числе потребность в красоте и порядке. Изучая самоактуализирующихся людей, Маслоу обнаружил ряд потребностей, выходящих за рамки самоактуализации. Он назвал эти потребности трансцендентными потребностями или В-ценностями. Они относятся к потребностям внести свой вклад в благосостояние людей и найти более высокий смысл в жизни.Хотя потребности трансцендентности обычно описываются как лежащие где-то за пределами потребности в самоактуализации, эти потребности не включены в большинство формулировок иерархии потребностей Маслоу.

    Хотя Маслоу описывал человеческие потребности как иерархию, он допускал некоторые отклонения от строгого порядка иерархии своих потребностей. Он заявил, что более низкие потребности должны быть достаточно хорошо удовлетворены, чтобы человек мог сосредоточиться на более высоких потребностях, но он отметил, что полное удовлетворение данной потребности может быть невозможно или невозможно.Он указал, что большинство людей в любой момент времени демонстрируют различные уровни удовлетворения потребностей. Например, человек может быть на 85% удовлетворен в области физиологических потребностей, на 60% удовлетворен в области потребностей в безопасности, на 45% удовлетворен в области потребностей в любви и принадлежности и так далее. Маслоу также отметил ситуации, в которых более низкие потребности могут игнорироваться в пользу более высоких, например, когда художник жертвует комфортом и безопасностью ради достижения эстетических целей, или когда студент откладывает поиск романтического партнера, чтобы получить высокие оценки и получить в престижную аспирантуру.Однако Маслоу считал, что эти отходы от строгой иерархии не отменяют его общую теорию.

    Исторический контекст теорий Маслоу

    В то время, когда Маслоу разработал свою теорию в начале 1960-х, в психологии доминировали два взгляда на человеческое поведение: психоаналитический и бихевиористский. Психоаналитическая точка зрения делает акцент на бессознательных конфликтах и ​​побуждениях, опираясь на многие свои концепции из тематических исследований невротиков. Бихевиористская точка зрения подчеркивала роль обучения и выводила многие принципы из наблюдений за поведением животных. Маслоу указал, что психоаналитики не учли поведение здоровых людей, в то время как бихевиористы были слишком механистичны и в значительной степени игнорировали субъективный опыт. Он думал, что ни одна теория человеческой личности не может быть полной без тщательного изучения здорового функционирования, поэтому он решил изучить сознательные мотивации и опыт здоровых людей. Одним из важных открытий было то, что психологически здоровые люди чаще сообщали о том, что Маслоу назвал «пиковыми переживаниями».«Пиковый опыт, согласно Маслоу, — это тот, в котором человек теряет чувство времени и места и испытывает мгновенное чувство единства со вселенной. Это особенно интенсивная форма опыта роста.

    Точка зрения Маслоу вместе с аналогичные подходы, предложенные Карлом Роджерсом, Гордоном Олпортом и другими, стали известны как «третья сила» в психологии. Поскольку они сосредоточены на положительных аспектах человеческого поведения, ориентированных на рост, эти взгляды также называют гуманистическими теориями. поведения.Они стимулировали появление и быстрый рост движения за человеческий потенциал в конце 1960-х — начале 1970-х годов.

    Точки зрения

    Теория Маслоу и другие гуманистические теории оказали важное влияние на психологию, а также на другие области. Подчеркивая положительные аспекты человеческого поведения, эти теории обеспечивают основу для понимания человеческого поведения вне контекста психических заболеваний и дисфункций. Гуманистические подходы к поведению допускают возможность роста и достижений, а также предоставляют полезные объяснения некоторых форм дезадаптации, которые не соответствуют традиционному пониманию неврозов и психических заболеваний.Гуманистическая точка зрения оказала большое влияние на психотерапию и консультирование, и многие терапевты идентифицируют себя как гуманисты по ориентации.

    Иерархия потребностей Маслоу дает полезный способ понять человеческую мотивацию во многих ситуациях. Маслоу предложил множество изменений в управлении бизнесом, чтобы рабочие места лучше отвечали потребностям работников. Он назвал свои идеи «евпсихическим менеджментом», подчеркнув потенциал человеческого роста на рабочем месте.Небольшой объем исследований показал скромную поддержку некоторых концепций Маслоу. Иерархия Маслоу


    КЛЮЧЕВЫЕ ТЕРМИНЫ


    Бихевиоризм — Теория, согласно которой психология человека или животных может быть точно изучена только путем анализа объективно наблюдаемого и поддающегося количественной оценке поведения в отличие от субъективных психических состояний.

    Гуманистическая психология —Подход к психологии, который подчеркивает особые качества и потенциал человека.Он подчеркивает положительные качества людей, а не характеристики неадаптивных или нездоровых людей.

    Пиковое переживание — впечатляющее эмоциональное переживание, характеризующееся ощущением безвременья, единства и удивления. Маслоу обнаружил, что у самоактуализирующихся людей чаще бывают пиковые переживания, но обычные люди тоже могут иметь такие переживания.

    Самоактуализация —Развитие полного потенциала личности посредством творчества, независимости, спонтанности и понимания реального мира.

    Самоуважение — Чувство компетентности, достижений и самоуважения. Маслоу считал, что наиболее стабильным источником самоуважения являются подлинные достижения, а не общественное признание или похвала.

    Превосходство требует —Потребности или ценности, выходящие за рамки потребности в самоактуализации. Эти ценности предполагают высшую цель и заботу о благе общества, а не о личном благополучии.


    потребностей также используется в медицинских и социальных учреждениях, предоставляя набор теоретических рекомендаций для понимания проблем людей, страдающих соматическими заболеваниями, ограниченными возможностями или другими жизненными проблемами.В дополнение к этим условиям, теория часто применяется в образовательных и карьерных консультациях, в которых она используется, чтобы помочь клиентам выбрать подходящие цели для своей жизни.

    Теория Маслоу подверглась критике за то, что ее трудно оценить объективно. Многие из описываемых Маслоу явлений субъективны и трудно поддаются количественной оценке. Большинство исследований опираются на данные, предоставленные самими участниками, которые, как известно, подвержены искажениям и неточностям. Поскольку исследования, основанные на концепциях Маслоу, часто сосредотачиваются на проблемных темах, исследователям также трудно оставаться объективными.Маслоу сам признавал эти трудности, но считал, что человеческий потенциал настолько важен, что его следует исследовать без учета текущих ограничений научной точности.

    Область теории личности значительно изменилась за 30 лет после смерти Маслоу в 1970 году. Когнитивно-бихевиористский подход становится все более влиятельным, отвечая на некоторые критические замечания Маслоу в отношении более ранних психоаналитических и бихевиористских теорий. Гуманистические теории стали менее популярными в академической и исследовательской среде, а новые подходы порождают больше исследовательских тем.Тем не менее теория Маслоу с ее положительным акцентом остается влиятельной, особенно в таких прикладных областях, как консультирование, промышленный менеджмент и здравоохранение.

    Профессиональное значение

    Понимание Маслоу человеческой мотивации оказало важное влияние в области сестринского дела и смежного здравоохранения. Иерархия потребностей обеспечивает полезную основу для понимания пациентов, и эта структура была включена в несколько важных теорий медицинской и сестринской помощи.Один из основных подходов к теории сестринского дела был описан как подход «потребности», и он основан на иерархии потребностей Маслоу, а также на теориях развития Эрика Эриксона. Теории, ориентированные на потребности, подчеркивают роль медсестры в помощи пациенту в удовлетворении его или ее физиологических и психосоциальных потребностей. Хотя более поздние теории отошли от этой позиции, иерархия потребностей оказалась полезной, помогая медицинским работникам искать «общую картину» ситуации конкретного пациента. Описание иерархии потребностей Маслоу до сих пор включено во многие учебники для студентов медсестер и смежных медицинских специальностей.

    Поскольку реалии здравоохранения в среде управляемого медицинского обслуживания повлияли на медицинских работников, теория Маслоу также нашла свою роль в управлении человеческими ресурсами в сфере здравоохранения. Иерархия потребностей предлагает один подход к таким вопросам человеческих ресурсов, как обеспечение качества, выгорание сотрудников и удовлетворенность работой. Понимая более широкий набор потребностей, которые поставщики медицинских услуг привносят в свою профессию, менеджеры по персоналу могут лучше справляться с проблемами, возникающими на рабочем месте, и планировать их.Идеи Маслоу остаются влиятельными, потому что они имеют смысл определенного диапазона человеческого поведения.

    С другой стороны, акцент Маслоу на строгом иерархическом упорядочивании человеческих потребностей не оправдал себя в других отношениях, потому что он никогда не был подтвержден эмпирически. Связи между мотивацией и внешним поведением людей более сложны, чем допускает теория Маслоу. Люди стремятся одновременно удовлетворить потребности в любви, безопасности, самоуважении и т. Д. Более того, люди, чьи «низшие» потребности удовлетворены удовлетворительным образом, не всегда стремятся удовлетворить «высшие» потребности, как поведение многих богатых людей. или известные личности указывает.Вдобавок стремление удовлетворить «высшие» потребности имеет приоритет над «низкими» потребностями чаще, чем думал Маслоу. В общем, на людей влияют самые разные потребности и мотивы. Для некоторых людей любовь, безопасность и защищенность являются первостепенными ценностями, в то время как другие мотивированы желанием власти и доминирования. Наконец, человеческие существа в значительной степени сформированы их культурами, и культуры сильно различаются по набору ценностей, которые они подчеркивают и передают своим членам.Например, само понятие «я» более индивидуалистично в западных обществах, тогда как в восточных культурах оно включает семейные отношения. Иерархия потребностей Маслоу отражает ценности западного среднего класса двадцатого века; он не является культурно нейтральным и поэтому не универсально применим ко всем периодам человеческой истории или ко всем современным обществам.

    Ресурсы

    КНИГИ

    Бургер, Джерри М. Личность . 5-е изд.Бельмонт, Калифорния: Wadsworth / Thomson Learning, 2000.

    Гобл, Фрэнк Г. Третья сила: Психология Авраама Маслоу. Нью-Йорк: Гроссман Паблишерс, 1970.

    Маслоу, Абрахам Х. Мотивация и личность . 2-е изд. Нью-Йорк: Харпер и Роу, 1970.

    Маслоу, Абрахам Х. К психологии бытия . 2-е изд. Нью-Йорк: Ван Ностранд Рейнхольд, 1968.

    Мелеис, Афаф I. Теоретическое сестринское дело: развитие и прогресс .2-е изд. Филадельфия: J. B. Lippincott Co., 1991.

    Sargent, S. Stansfeld. «Авраам Х. Маслоу (1908-1970)». Международная энциклопедия психиатрии, психологии, психоанализа и неврологии . Vol. 7. Ред. Бенджамин Б. Вулман. Нью-Йорк: Aesculapius Publishers, Inc., 1977.

    Смитер, Роберт Д. Психология труда и деятельности человека . 2-е изд. Нью-Йорк: Харпер Коллинз, 1994.

    ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ

    Крапанцано, С. «Мотивация, моральное состояние, образование и лидерство.» Pelican News 56 (март 2000): 6.

    Зимберг, Стивен Э. и Долорес Г. Клемент.» Мотивация, удовлетворенность и выживаемость врача «. Medical Group Management Journal 44 (июль / август 1997 г.): 19-26; 63.

    ОРГАНИЗАЦИИ

    Американская психологическая ассоциация. 750 First Street, NE, Washington, DC 20002. (800) 374-2721.

    Denise L. Schmutte, Ph.D.

    Почему иерархия Маслоу потребности неверны • Pilcrow

    Иерархия потребностей Маслоу неверна.Это неправильно во многих отношениях, но люди продолжают продвигать его, как будто это точная или полезная модель для понимания человеческого опыта и поведения. Это не.

    Если вы принадлежите к людям, которые часто обращаются к нему, знайте, что вы вносите свой вклад в страдания и несчастья. Я надеюсь, что к концу этой статьи вы поймете, почему, и что вы больше никогда не будете называть это правдой.

    Что здесь происходит?

    Недавно я снова потерял человека из моего круга общения из-за самоубийства.И да, я пишу снова, потому что только за последние два года меня это коснулось несколько раз. Чаще всего это происходило в моем расширенном кругу общения, когда мой друг или кто-то, кого я знал менее хорошо, сразу же оказывался на месте потери и горя.

    На этот раз все было более личным. Друг, которого я знал и с которым работал около 20 лет назад, и чьи пути регулярно пересекались с моими на протяжении многих лет, хотя мы не часто общались как близкие друзья.

    Для внешнего мира он выглядел так, как будто он все понял.У него «было все» — любящая партнерша, красивая дача и так далее. Но очевидно, что это не так.

    Это сюрреалистический опыт. Представить его в таком эмоциональном состоянии, что это был лучший вариант, который он мог видеть.

    Хотелось бы, чтобы это было реже. Но это не так.

    Это трагическое событие снова напомнило мне мою любимую досаду на иерархию Маслоу. Так что, если эта статья кажется немного напыщенной, это просто потому, что я глубоко забочусь об этом.

    Какова иерархия потребностей?

    Если вы не слышали об этом, Абрахам Маслоу был психологом, который в 1943 году выдвинул теорию о том, что движет людьми.Он определил некоторые основные потребности, которые у нас есть как у людей, и расположил их в иерархическом порядке. Основная идея состоит в том, что мы должны удовлетворять каждую потребность по очереди, и только когда удовлетворяется более низкая потребность, мы обращаемся к потребностям более высокого порядка.

    Потребности, от низших к высшим:

    • Физиологические потребности. Еда и вода, кров, сон, секс
    • Потребности в безопасности. Безопасность, надежность, стабильность. Здоровье и эмоциональная и финансовая безопасность.
    • Принадлежность и потребности в любви. Интимные отношения, семья, друзья
    • Потребности в уважении. Престиж, чувство выполненного долга, мастерство, компетентность
    • Самореализация. Достижение полного потенциала, включая творческую деятельность

    Проблемы построения

    Чтобы сформулировать эту идею, Маслоу просмотрел биографии и сочинения 18 человек, которых он считал самореализовавшимися (термин, с которым у меня тоже есть проблемы, но я воздержусь от комментариев здесь).Из этих источников он составил список качеств, которые казались характерными для этой конкретной группы людей, в отличие от обычного человека. В список людей, которых он выбрал для изучения, входили, среди прочего, Томас Джефферсон, Авраам Линкольн, Альберт Эйнштейн, Уильям Джеймс, Олдос Хаксли и Людвиг ван Бетховен.

    Это само по себе создает много недостатков в теории. Во-первых, Маслоу выбрал людей, которых он лично считал самореализовавшимися , если смотреть со стороны .Это исторические личности, и у нас есть только то, что они создали и что говорят о них биографы, и у нас есть чему поучиться. Мы не знаем, что они на самом деле чувствовали и что двигало ими в жизни. Мы не можем задать им дополнительные вопросы. Это означает, что все, что у нас есть, — это современные прогнозы того, что мы думаем о них сегодня. Это совершенно бесполезно при попытке описать, что происходит внутри — что, возможно, делает теория о мотивации.

    Во-вторых, выбранные им люди очень похожи друг на друга.Мы не можем предположить, что любые связи и сходства, которые Маслоу обнаружил автоматически, могут быть обобщены на все население Земли как общий человеческий опыт.

    В-третьих, весь метод использования библиографического анализа для построения теории в высшей степени субъективен и не имеет научной обоснованности. Короче говоря: нельзя сказать, что модель поддерживается какой-либо наукой, потому что она слишком полагается на мнение и интерпретации одного человека.

    И все же модель как таковая по-прежнему пользуется большой популярностью, поскольку она проста и легка для понимания.

    Жизненный путь запада 20 века

    Если вы впервые увидите эту пирамиду и живете в западной промышленно развитой стране, вас могут соблазнить принять ее, не задавая вопросов. Это кажется таким логичным. Вы узнаете, что шаги — это ожидаемый путь и развитие стандартной западной жизни в 20-м веке:

    • Физиологические потребности и безопасность: Вы ходите в школу и приобретаете некоторые навыки, чтобы получить работу. Это позволяет удовлетворить основные потребности.Еда на столе, крыша над головой и стабильный и предсказуемый доход. Проверять.
    • Принадлежность и любовь: Вы заводите друзей как на работе, так и вне ее. Вы встречаетесь с кем-то, в кого влюбляетесь. Вы женитесь и заводите собственную семью. Проверять.
    • Уважение: Вы продвигаетесь по карьерной лестнице и добиваетесь статуса и признания за свои усилия. Проверять.
    • Самореализация: Обеспечив безопасность, семью и карьеру, вы достигли всего необходимого в жизни.Теперь вы можете начать стремиться к самореализации, стремиться к личному росту и полностью реализовать свой потенциал как человека.

    Вступите в кризис среднего возраста.

    Читая этот список, я уверен, что вы так же хорошо, как и я, видите, что жизненный путь выглядит не так для всех. Ни на самом деле, ни как некий идеал, к которому нужно стремиться. Начнем с того, что шаги не являются предварительным условием друг друга.

    Люди влюбляются и женятся, прежде чем получить стабильную работу. Люди сначала делают карьеру, а потом заводят семью.Некоторые люди предпочитают не иметь детей или даже супруга. Другие уходят с карьерной лестницы, отказываясь от признания и социального статуса, и выбирают скромную жизнь в деревне. И все больше и больше людей тянутся к предпринимательской стороне, от кажущейся стабильности работы и к рискам самозанятости.

    Если у вас есть иерархия потребностей в качестве ориентира и ожидания, легко попасть в ловушку, полагая, что это последовательность шагов, необходимых для «достижения вершины» самоактуализации (также известной как достижение полного потенциала как будучи человеком).И если вы не следуете этому предписанному пути, вы почему-то поступаете неправильно.

    Но не вы ошибаетесь, это предписанная иерархия.

    Мне просто нужно посмотреть на свои собственные мотивы, чтобы узнать это. Я лично не могу себе представить, чтобы удерживать любых вещей, которые должны принадлежать к высшему уровню «самоактуализации», пока я не удовлетворю все остальные потребности. На это потребуются годы и даже десятилетия. Почему это запрещено? Мне они кажутся самыми интересными и стоящими занятиями.Зачем ждать?

    Что здесь говорится о людях, живущих в неблагоприятных условиях?

    Если вы наложите эту иерархическую пирамиду на людей в развивающихся странах, в местах политических волнений или в бедности, это предполагает, что вся их деятельность в жизни будет связана с борьбой за удовлетворение основных потребностей.

    Что они каким-то образом будут менее совершенными людьми, поскольку они будут заблокированы от более высоких уровней иерархии, потому что нижние потребности еще не удовлетворены.

    Это вне абсурда.

    Я не знаю, сколько раз я читал о жителях Запада, которые путешествуют по миру и возвращаются с историями о том, что люди кажутся более счастливыми и более удовлетворенными, даже несмотря на то, что им не хватает комфорта и безопасности, которые мы привыкли. Они полностью способны развивать «более высокие уровни», такие как сообщество, любовь или творческое и художественное самовыражение, даже если могут существовать зияющие дыры в удовлетворении других потребностей.

    Я ни в коем случае не хочу романтизировать бедность. И да, жизнь каждого была бы лучше, если бы удовлетворялись его основные потребности. Но, возможно, именно , потому что : основные потребности трудно удовлетворить, и люди должны сосредоточиться на том, что действительно придает смысл жизни. Вокруг нет никаких гедонистических отвлекающих факторов, которые могут побудить вас забыть.

    Мысль о том, что вас ничем не мотивирует до тех пор, пока не будут удовлетворены более низкие потребности, — просто помешательство. Как будто бедный человек не может быть мотивирован на поиск любви и принадлежности, пока он испытывает финансовые трудности.

    Самая основная потребность из всех

    Неправильно не только понятие иерархии потребностей. Неправильно и само определение потребностей. Вернее: неполный.

    Наша первая и самая основная потребность — это причина жить. Звучит банально, но это правда.

    Кто-то, у кого нет причины жить, иногда решает покончить с собой. Это печальный и трагический факт, который мы не можем игнорировать.

    И наоборот, существует бесчисленное количество историй о людях, оказавшихся в экстремальных обстоятельствах — застрявших на удаленном острове, заключенных в тюрьму репрессивными режимами, в ловушке суровых погодных условий — которые выживают, по-видимому, исключительно благодаря силе воли.

    В ситуациях выживания наличие причины и сильной воли к жизни — это буквальная разница между жизнью и смертью.

    Маслоу, казалось, предполагал, что каждый разобрался с этой частью. В прошлом основной религией западного мира было христианство, поэтому ответ на вопрос «Почему мы здесь?» уже был дан. Я подозреваю, что большинство людей, которых он выбрал для изучения, попали в этот лагерь.

    В современном светском обществе каждый человек должен найти свой ответ.Если вы случайно не исповедуете какое-то конкретное вероучение или веру, вам остается разобраться в этом самостоятельно. Черт возьми, даже если да, нет никакой гарантии, что вы откликнетесь на полученные ответы, поэтому вам, , по-прежнему нужно оценить и обдумать экзистенциальные вопросы для себя.

    Маслоу, кажется, мало читал Киркегора.

    Независимо от того, находите ли вы причину того, чтобы жить в определенной вере, для своей семьи, по какой-либо внешней причине, или просто зная, что ваша причина жить — это желание продолжать жить, это — самая важная вещь, которую нужно иметь.Все остальное зависит от этого.

    Отсутствует основной человеческий опыт

    Еще одна вещь, отсутствующая в исходной иерархии, — это концепция переживания искусства и художественного выражения. Он рассматривается как своего рода дополнительное дополнение, крем сверху, доступный только для самоактуализаторов, которые уже освоили и выполнили все другие потребности.

    Однажды я рассказал о Маслоу своему коллеге, театральному режиссеру-беженцу и хореографу из Ирака. Он полностью согласился со мной.

    Он рассказал мне о маленькой театральной труппе, которая была у него в Багдаде. Они встречались раз в неделю в заброшенном подвале с голым серым бетонным полом. Даже ехать туда было опасно из-за войны. Тем не менее, они все же встретились. Они вместе читали пьесы, когда не было спектаклей. Это давало им цель и смысл, когда вокруг царил хаос.

    Я слышал похожие чувства от матери одного из моих одноклассников, который приехал из России. «У нас ничего не было», — сказала она.«Но если бы кто-то приехал в наш городок, чтобы дать концерт для фортепиано, мы все были бы в зале. Мы были бедны в финансовом отношении, но богаты духовно и художественно. Почему-то здесь все наоборот ».

    Художественный опыт и художественное самовыражение соединяют нас с чем-то помимо нас самих. Когда у нас есть это, мы можем переносить трудности и борьбу — например, когда отсутствует нижняя часть иерархии Маслоу.

    Сам Маслоу согласен, что это неправильно

    Как и большинство ученых, Маслоу продолжал развивать свое мышление и работать над этой теорией.Первоначальная модель получила некоторую (законную) критику, и он обновлял и пересматривал модель на протяжении многих лет.

    К 1970-м годам модель включала дополнительные потребности, такие как

    • Познавательные потребности — знания и понимание, любопытство, исследования, потребность в значении и предсказуемости.
    • Эстетические потребности — оценка и поиск красоты, баланса, формы и т. Д.
    • Трансцендентные потребности — Человек движется ценностями, которые выходят за пределы личного я (например,ж., мистические переживания и определенные переживания с природой, эстетические переживания, сексуальные переживания, служение другим, стремление к науке, религиозной вере и т. д.). Такие вещи, как альтруизм.

    Идея иерархии также была несколько ослаблена, так что потребности рассматриваются скорее как частично перекрывающие друг друга в градиенте, а не как ступеньки. Что у некоторых людей могут быть более низкие потребности в другом порядке, и что поведение может быть связано с несколькими потребностями одновременно.

    Но несмотря на то, что он включил некоторые потребности, которые я лично определил как отсутствующие в исходной модели, основной принцип по-прежнему заключается в том, что более низкие потребности должны быть удовлетворены, прежде чем более высокие потребности. Так что обновленной модели все еще не хватает отметки.

    Интересно, что визуальное представление пирамиды потребностей создано не самим Абрахамом Маслоу. Похоже, никто не знает его происхождения. Но все равно это разделяют.

    Несмотря на неточности, люди продолжают использовать и ссылаться на изображение и исходную концепцию.Как зомби, он просто продолжает поднимать свою уродливую голову и отказывается умирать.

    Альтернативы думать о

    Конечно, не только я считаю, что эта модель неверна. Есть множество критиков этой теории и предлагаются альтернативные точки зрения.

    Мэтью Либерман утверждает в своей книге Social: Why Our Brains are connected to connect , что наша потребность в социальных связях даже более фундаментальна, чем наша потребность в еде и убежище.

    Памела Рутледж отмечает, что никакие потребности не могут быть удовлетворены без социальных связей, поскольку мы, дети, зависим от нашей социальной среды, чтобы выжить во взрослой жизни.Наши социальные связи — это именно то, что позволяет нам в первую очередь удовлетворять другие наши потребности.

    Одно место, где модель все еще циркулирует, — это менеджмент, как средство понимания мотивации сотрудников. Если вы хотите использовать что-то с более сильной научной базой, используйте вместо этого рамки автономии , родства и компетенции , как объяснила Сьюзан Фаулер в Harvard Business Review.

    Помогите мне убить этого зомби

    Вы можете подумать, что неточности модели простительны.Что это не так уж и важно, чтобы ссылаться на него, если это заставляет людей понимать и размышлять о том, что у нас разные мотивации и разные потребности, которые нужно удовлетворить.

    Но проблема в том, что изображение остается неизменным и легко проскальзывает как своего рода карта, по которой, как мы думаем, мы можем следовать. «Сделайте эти шаги в указанном порядке и полностью раскройте свой потенциал».

    Каким-то образом идея самореализации обещает счастье и удовлетворение. Но давать кому-то неточную карту может быть опасно, когда пора идти исследовать местность.

    Да, у нас есть потребности, которые заложены в знаменитой пирамиде. Но у нас также есть потребности, которые не включены или преуменьшены. Наши потребности больше похожи на кусочки головоломки, чем на иерархию. Мы можем добавлять их по одному, и заказ индивидуален.

    Я не думаю, что распространение идеи иерархии Маслоу может активно подтолкнуть кого-то к грани, если он уже находится в депрессивном состоянии на грани самоубийства. Но я думаю, что это косвенно вредно, если в коллективном подсознании людей насаждается образ, который так сильно упускает и искажает основные части человеческого опыта.

    Никто не может сказать вам цель вашей жизни и объяснить причину, по которой вы должны жить.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *