Индивидуация это: Индивидуация — Википедия – Индивидуация — Психологос

Автор: | 06.06.2019

Индивидуация — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 28 января 2018; проверки требуют 10 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 28 января 2018; проверки требуют 10 правок.

Индивидуа́ция — одно из основных понятий аналитической психологии К. Г. Юнга (1875—1961), означающее процесс становления личности, такого психологического развития её, при котором реализуются индивидуальные задатки и уникальные особенности человека. К. Г. Юнг проводил различие между индивидуализмом и индивидуацией. Индивидуализм — это подчеркивание мнимого своеобразия в противовес коллективным требованиям и обязанностям человека перед обществом; индивидуация же более совершенное исполнение человеком своего предназначения в обществе. Индивидуализм есть противоестественное развитие человека; тогда как индивидуация — естественное развитие, предполагающее самостановление человека.

Индивидуация представляет собой спонтанный, естественный процесс в рамках психической субстанции; потенциально она свойственна любому человеку, хотя большинство из нас её не осознает. В отсутствие торможений, препятствий или искажений, обусловленных тем или иным расстройством психики, индивидуация — это процесс созревания или развертывания, психический эквивалент физического процесса роста и взросления.

При определённых условиях — например, в практической психотерапии — процесс этот может тем или иным образом стимулироваться, интенсифицироваться, осознаваться, переживаться и развиваться; таким образом индивиду оказывается помощь в смысле «завершения», «закругления» его «Я». Для успешного хода процесса требуется значительное аналитическое усилие, сознательная и абсолютно искренняя сосредоточенность на интрапсихическом. Благодаря активизации сферы бессознательного такое усилие частично снимает напряжение между парами противоположностей и делает возможным познание их динамической структуры. Продвигаясь по извилистым путям выведенной из состояния равновесия психической субстанции, преодолевая все новые и новые слои, процесс в конечном счете проникает в тот самый центр, который представляет собой исток и основу нашего психического бытия — в Самость.

В своих самых общих чертах процесс индивидуации врожден человеку и развивается по единой модели. Он делится на две взаимно независимые, контрастные и дополняющие друг друга части, которые совпадают с первой и второй половинами жизни. Задача первой половины — «инициация, посвящение во внешнюю действительность». На этом этапе процесса индивидуации, благодаря укреплению «Я», выделению основной функции и доминирующей установки и развитию соответствующей «маски» достигается адаптация индивида к требованиям окружающей среды. Что же касается второй половины жизни, то её задача состоит в «посвящении во внутреннюю действительность», то есть в углубленном самопознании и познании человеческой природы, в рефлексии над теми чертами собственной природы, которые прежде оставались неосознанными или в какой-то момент сделались таковыми. Делая их достоянием сознания, индивид устанавливает внутреннюю и внешнюю связь с миром и космическим порядком.

Индивидуация — Психологос

В теории К.Г. Юнга, индивидуация — спонтанный, естественный процесс движения человека к собственной Самости, процесс человеческого развития на основе интеграции сознательного и бессознательного опыта. Индивидуация потенциально она свойственна любому человеку, хотя большинство из нас ее не осознает.

В отсутствие торможений, препятствий или искажений, обусловленных тем или иным расстройством психики, индивидуация — это процесс созревания или развертывания, психический эквивалент физического процесса роста и взросления. При определенных условиях — например, в практической психотерапии — процесс этот может тем или иным образом стимулироваться, интенсифицироваться, осознаваться, переживаться и развиваться; таким образом индивиду оказывается помощь в смысле «завершения», «закругления» его «Я». Для успешного хода процесса требуется значительное аналитическое усилие, сознательная и абсолютно искренняя сосредоточенность на интрапсихическом. Благодаря активизации сферы бессознательного такое усилие частично снимает напряжение между парами противоположностей и делает возможным познание их динамической структуры. Продвигаясь по извилистым путям выведенной из состояния равновесия психической субстанции, преодолевая все новые и новые слои, процесс в конечном счете проникает в тот самый центр, который представляет собой исток и основу нашего психического бытия — в Самость.

А это — индивидуация?

В своих самых общих чертах процесс индивидуации врожден человеку и развивается по единой модели. Он делится на две взаимно независимые, контрастные и дополняющие друг друга части, которые совпадают с первой и второй половинами жизни. Задача первой половины — «инициация, посвящение во внешнюю действительность». На этом этапе процесса индивидуации, благодаря укреплению «Я», выделению основной функции и доминирующей установки и развитию соответствующей «маски» достигается адаптация индивида к требованиям окружающей среды. Что же касается второй половины жизни, то ее задача состоит в «посвящении во внутреннюю действительность», то есть в углубленном самопознании и познании человеческой природы, в рефлексии над теми чертами собственной природы, которые прежде оставались неосознанными или в какой-то момент сделались таковыми. Делая их достоянием сознания, индивид устанавливает внутреннюю и внешнюю связь с миром и космическим порядком.

В качестве средств, способствующих индивидуации в аналитической психологии используются синтетико–герменевтическая терапия, а также формообразующая терапия, опирающиеся на активное фантазирование и толкование сновидений. На первой стадии индивидуации происходит осознание индивидом своей тени, как архетипического образа, символизирующего все негативное, принадлежащее индивидуальному бессознательному, но до определенной поры неотделенное от Я и выступающее как те или иные угрожающие побуждения. Дальше процесс индивидуации затрагивает такие архетипические образы, принадлежащие уже коллективному бессознательному, как анима и анимус (женское и мужское начало). Эти образы являются в сущности врожденными и прорываются в сознание лишь в пограничных ситуациях. Последняя стадия индивидуации — „самость“ — характеризуется интеграцией всего сознательного и бессознательного психологического опыта. На данной стадии индивид достигает целостности и автономии. Эта стадия символизируется изображением мандалы.

Вводное занятие Университета

ИНДИВИДУАЦИЯ — это… Что такое ИНДИВИДУАЦИЯ?

(Tndividuation), восамление — процесс психологической дифференциации, осуществляющий с этой целью развитие индивидуальной личности.«Индивидуация — процесс образования и обособления единичных существ; говоря особо, она есть развитие психологического индивида, как существа, отличного от общей, коллективной психологии <…> Индивидуация является естественно необходимой, поскольку задержка индивидуации посредством преимущественной или исключительной нормировки по коллективным масштабам означает нанесение ущерба индивидуальной жизнедеятельности. Но индивидуальность уже дана физически и физиологически, и соответственно этому она выражается и психологически. Поэтому существенно задерживать развитие индивидуальности — значит искусственно калечить ее. Ясно без дальнейших рассуждений, что социальная группа, состоящая из искалеченных индивидов, не может быть установлением здоровым, жизнеспособным и долговечным, ибо только то общество может считаться живучим и долговечным, которое умеет сохранять свою внутреннюю связь и свои коллективные ценности при возможно большей свободе индивида. А так как индивид есть не только единичное существо, но предполагает и коллективное отношение к своему существованию, то процесс индивидуации ведет не к разъединению, а к более интенсивной и более общей коллективной связанности» (ПТ, пар. 724—726). Индивидуацию не следует смешивать с индивидуализмом. Различающим признаком здесь выступает отношение к норме. Индивидуальное никогда не является нормой. Лишь совокупность индивидуальных путей образует норму, но одновременно норма, претендующая на абсолютное значение, никуда не годится. «Действительный конфликт с коллективной нормой возникает только тогда, когда какой-нибудь индивидуальный путь возводится в норму, объявляется нормой, что и составляет подлинный замысел крайнего индивидуализма. Но этот замысел, конечно, патологичен и совершенно не жизнен. Поэтому он не имеет ничего общего и с индивидуацией, которая, хотя и избирает индивидуальные боковые пути, но именно поэтому нуждается в норме для ориентирования в своем отношении к обществу и для установления . жизненно необходимой связи между индивидами в их общественной жизни. Поэтому индивидуация ведет к естественной оценке коллективных норм, тогда как при исключительно коллективном ориентировании жизни норма становится все менее нужной, отчего настоящая моральность гибнет. Чем сильнее коллективное нормирование человека, тем больше его индивидуальная аморальность, безнравственность.Индивидуация совпадает с развитием сознания из первоначального состояния тождества. Поэтому индивидуация означает расширение сферы сознания и сознательной психологической жизни» (ПТ, пар. 726—727). Объединяющий аспект индивидуации выражен в самой этимологии слова «ин-дивидуация» in-dividuation (не-делимый). Здесь подчеркивается специфика процесса, в результате которого человек становится не-делимым, т. е. отдельным нераздельным единством или «целым». В своих работах Юнг отмечал трудность разграничения понятий интеграции и индивидуации.«Снова и снова я замечаю, что процесс индивидуации подменяется вхождением эго в сознание и соответственно эго отождествляется с самостью, что вносит безнадежную путаницу. Тогда индивидуация не что иное, как эгоцентричность и автоэротизм. Индивидуация не отгораживается от мира, а собирает весь мир в человеке» (CW 8, par. 432). Процесс индивидуации представляет два основных этапа. Первый этап заключается в посвящении, или инициации, во внешний мир и завершается формированием персоны или структуры эго, т. е. такого склада личности, который самим носителем и окружающими его людьми воспринимается за таковую, но, в сущности, таковой не являющейся. Юнг пишет: «Можно сказать, немного преувеличивая, что персона есть то, чего в действительности нет, но о чем она сама, как и другие, думает, что есть» (CW 9i).Второй этап есть посвящение в мир внутренний, и он является процессом дифференциации и отчуждения психологии индивидуальной от коллективной, иначе это процесс «восамления».Индивидуация и жизнь в режиме коллективных ценностей представляют дивергентные (расходящиеся) тенденции. По мнению Юнга, их связывает друг с другом вина. Тот, кто вступил на личностную тропу, до некоторой степени отстраняется от коллективных ценностей, но при этом не теряет тех аспектов психического, которые коллективны унаследованным образом. Чтобы «искупить» вину за свой «уход», индивид обязан произвести что-то ценное для пользы общества.«Индивидуация отделяет человека от личностного подчинения и, следовательно, от коллективности. Это и составляет ту самую вину, которую индивидуант оставляет за собой перед миром, вину, которую он должен постараться искупить. Он должен предложить какой-то выкуп вместо себя, т.е. должен принести некие ценности, которые окажутся равной заменой за его отсутствие в коллективной личностной сфере. Без такого производства ценностей окончательная Индивидуация аморальна и — более того — самоубийственна <…>. У индивидуанта нет априорной претензии на ту или иную оценку. Он должен довольствоваться той оценкой, которая приходит к нему со стороны, благодаря тем ценностям, которые он создает. Общество не только имеет право, но оно обязано осуждать индивидуанта, если он не достигает успеха в создании эквивалентных ценностей» (CW18, par. 1095a).

Словарь по аналитической психологии. — М.: Б&К. В.В. Зеленский. 2002.

индивидуация — это… Что такое индивидуация?

  • ИНДИВИДУАЦИЯ —         (от лат. individuatio), l) проявление живой и неживой природы как множества неповторимых индивидов сходных, но не тождественных (напр., сходных, но не тождеств. личностей; сходных, но не тождеств. состояний атомов и т. п.). И. выражается… …   Философская энциклопедия

  • индивидуация — обособление Словарь русских синонимов. индивидуация сущ., кол во синонимов: 2 • обособление (20) • …   Словарь синонимов

  • ИНДИВИДУАЦИЯ — (лат. individuatio) выделение единичного и индивидуального из всеобщего. Принцип индивидуализации (лат. principium individuationis) понятие философии Аристотеля, воспринятое томизмом; первая материя как основа пространственно временного… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Индивидуация — (от лат. individuum неделимое) теоретический конструкт аналитической психологии , автор К.Г. Юнг . Человеческое развитие на основе интеграции сознательного и бессознательного оп …   Психологический словарь

  • ИНДИВИДУАЦИЯ — (лат.). Самостоятельность. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910 …   Словарь иностранных слов русского языка

  • ИНДИВИДУАЦИЯ — англ. individ uation; нем. Individuation. 1. Процесс формирования человека как самостоятельного индивида, осознающего целостность своей личности и свое отличие от других людей. 2. В психологии процесс физического и псих, созревания,… …   Энциклопедия социологии

  • индивидуация —         ИНДИВИДУАЦИЯ (от лат. individuum неделимое; особь) понятие, введенное К.Г. Юнгом, обозначающее процесс интеграции человеческой личности, ведущий к ее фундаментальной целостности. Эпистемологический смысл И. заключен в ее цели в высшем… …   Энциклопедия эпистемологии и философии науки

  • индивидуация — и, ж. individuation f. филос. Выделение индивидуальности, обособление индивида. Осознание равномощности микро и макрокосмов совершается в специфически мистическом усилии, вовсе не нуждающемся в индивидуации. ЗС 2001 3 97 …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • ИНДИВИДУАЦИЯ — [лат. individuatio], выделение единичного и индивидуального из всеобщего. Понятие «индивидуация» возникло в средневековой философии при рассмотрении фундаментального вопроса о соотношении общего (см. ст. Универсалии) и частного (см. ст. Индивид) …   Православная энциклопедия

  • ИНДИВИДУАЦИЯ — (Tndividuation), восамление процесс психологической дифференциации, осуществляющий с этой целью развитие индивидуальной личности.«Индивидуация процесс образования и обособления единичных существ; говоря особо, она есть развитие психологического… …   Словарь по аналитической психологии

  • Индивидуация

    Глава 15. Индивидуация

    Трансцендентная функция действует не бесцельно, а ведет к откровению сущностного ядра человека. При первом рассмотрении это есть чисто природный процесс, названный Юнгом индивидуацией, который при определенных обстоятельствах протекает без ведома и содействия человека и может даже насильственно реализовать себя вопреки его противодействию.

    Индивидуация – это процесс дифференциации, имеющий целью развитие индивидуальной личности, порождающий психологического «индивидуума», то есть обособленное, нечленимое единство, некую целостность. Это противовес угрожающей утрате человеческих ценностей в мире, который организован исключительно на технологической или идеологической основе и в котором все стремятся играть ведущие социальные роли. Однако отождествление с социальной ролью, даже если эта роль принята и хорошо вознаграждена в широком общественном спектре, – еще не есть индивидуация. Личность может достичь вершин социальной лестницы, весьма высокого экономического или образовательного уровня и тем не менее остаться психологически тупой, явно не преуспевшей, находящейся ниже своих возможностей по культуре, мыслительным способностям, чувствительности, способности к эмоциональным проявлениям и т.д.

    Понятие «индивидуация» – одно из центральных в Аналитической психологии Юнга. Оно относится к процессу, в котором человек в реальной жизни пытается сознательно понять и развить врожденные индивидуальные потенциалы своей психики. Это занимающий всю жизнь процесс обретения осознания своей подлинной природы и следование этой природе, а не общепринятым ценностям и отношениям. Можно истолковать индивидуацию как «Путь к себе» или как «самоосуществление», «самореализацию». Самореализация – это потребность осуществить то уникальное, что заложено в каждом человеке природой.

    Но общественному идеалу больше соответствует отказ от себя в пользу коллектива. «Заботящихся о себе» называют эгоистами, а стремление стать индивидуальностью и «не быть в толпе» считается индивидуализмом и не поощряется обществом. Однако следует различать понятия индивидуализм и индивидуация…….

    Индивидуация – это следование собственному Пути, который раскрывается из внутренних и внешних источников. Наш индивидуальный Путь – нечто психически живое, что классическая китайская философия называет «Дао», уподобляя водному потоку, который неумолимо движется к своей цели. Быть в Дао означает совершенство, целостность, исполненное предназначение, начало и цель, а также полное осуществление смысла земного бытия, от рождения присущего вещам…….

    Трудно описать общий или успешный процесс индивидуации, поскольку каждого человека следует рассматривать как случай уникальный, единственный в своем роде. Более того, бесполезно подсматривать, как развивается кто-то другой и копировать этот процесс, потому что у каждого из нас своя уникальная задача самоосуществления. Хотя многие стоящие перед людьми проблемы и похожи, но они никогда не идентичны…….

    Однако решиться на собственный Путь может далеко не каждый человек. Подавляющее большинство людей выбирает не собственный, а проторенные пути коллективной природы…….

    И заурядному человеку всегда представлялось диковинным, что некто вместо одного из проторенных путей и известных целей предпочитает крутую и узкую тропу, которая ведет в неизвестность. Выдающаяся Личность для заурядного человека предстает как сверхъестественное явление.

    Что же побуждает человека избрать собственный Путь и таким образом вырваться, как из пелены тумана, из бессознательного тождества с массой? Что же неумолимо склоняет выбор в пользу необыкновенного? Это то, что зовется предназначением; некий иррациональный фактор, который фатально толкает к эмансипации от стада с его проторенными путями.

    Настоящая Личность всегда имеет предназначение и верит в него. Это предназначение действует, однако, как Божественный закон, от которого невозможно уклониться. Тот факт, что очень многие погибают на собственном Пути, ничего не значит для того, у кого есть предназначение. Он чувствует, что должен повиноваться собственному закону. Кто имеет предназначение, кто слышит голос глубин, тот обречен. Предназначение или чувство предназначенности – это прерогатива не только великих людей, но и обычных. Разница лишь в том, что вместе с убыванием величины личности предназначение становится всё более туманным и бессознательным.

    Попытка уклониться от своего предназначения приводит к разладу с самим собой, то есть к неврозу. Невроз – показатель нарушения в развитии личности. По мере того как человек, изменяя собственному закону, упускает возможность стать личностью, он теряет смысл своей жизни…….

    Целью индивидуации является развитие личности. Но никто не развивает личность только потому, что ему сказали, будто это дело полезное или благоразумное. Природа еще никогда не внимала доброжелательным советам. Развитие личности повинуется не желанию, не приказу и не намерению, а только необходимости: личность нуждается в мотивирующем принуждении, которое исходит изнутри или приходит извне. Настоящий процесс индивидуации (осознанное взаимодействие со своим внутренним центром, Самостью) тем или иным образом получает на то санкцию превратностями самой жизни, когда внешняя жизнь начинает проходить через глубокие перемены…….

    Но бывает и обратная ситуация, в которой внешняя жизнь протекает гладко и неизменно. Внешне всё выглядит благополучно, но в действительности человек изнывает от мертвенной скуки, опустошающей и лишающей смысла всё вокруг. Нередко людьми зрелого возраста, вполне удачливыми на первый взгляд, овладевает чувство пустоты и ощущение отсутствия смысла жизни. Юнг рассматривал индивидуацию, главным образом, как вопрос психологического развития во второй половине жизни, то есть тогда, когда внешние достижения молодости и ранней зрелости начинают ощущаться как не столь важные.

    Многие мифы и сказки символически описывают начальную стадию процесса индивидуации под видом заболевшего или начавшего стареть короля…….

    Вершин индивидуального развития достигают немногие люди, но это вовсе не означает, что Путь индивидуации может быть подвергнут сомнению. Он никогда не ляжет бременем на обывателя: ведь тот от века удовлетворяется малым – тем, что в пределах его досягаемости. Однако возможность психического развития предоставлена отнюдь не только особо одаренным людям. Для того, чтобы пройти значительный Путь развития, не требуется ни особого интеллекта, ни каких-либо других талантов, ибо в этом развитии моральные качества могут играть компенсирующую роль в тех случаях, когда интеллект оказывается недостаточным. Каждый может по-своему и на доступном ему языке овладеть тем, в чем он нуждается…….

    Для некоторых людей индивидуация необходима как высокий идеал, как идея лучшего, которое мы в состоянии совершить. Следует отметить, что одновременно это – идеал первоначального христианства. Царство Божие, которое «внутри нас». Идея, лежащая в основании этого идеала, состоит в том, что из верного убеждения (установки) рождается правильное поведение и что нет никакого спасения и исправления мира, которое не начиналось бы с самого человека. Любая перемена должна с чего-то начинаться, и начинается она с отдельного человека, который почувствует её и начнет претворять в жизнь.

    Индивидуация имеет место в любом состоянии психики, сознательном или бессознательном, но она осуществляется легче всего, когда Эго сознательно и намеренно наблюдает за перипетиями психики, занимает определенную позицию (или установку) по отношению к ним и ответственно участвует в эволюции психического как целого. В процессе индивидуации разум постепенно освещает область Души, проникая всё глубже и глубже в бессознательное и делая его всё более и более доступным…….

    Первое, что предстоит сделать человеку, – это разобраться с Персоной, которая очень часто воспринимается самим человеком и людьми, окружающими его, как подлинная и единственная личность, но каковой в сущности она не является. Расширение сферы сознания человека и отделение его от Персоны, в конечном итоге, приводит к осознанию себя тем, кем человек является от природы, в отличие от того образа, который воплощает Персона и за который человеку хочется себя выдавать.

    Затем начинается осознание Тени, Анимы и Анимуса. Наступает пора болезненных открытий: что в осознанном поведении человека и в нем самом не так. Начинается процесс усвоения горьких истин…….

    Следствием аналитической работы над становящейся осознанной Тенью оказывается обострение противоречий. Этот этап индивидуации в алхимии называется «нигредо». Это мир, в котором темно, мрачно, жутко…….

    Затем через некоторое время обычно возникает необходимость скорректировать осознанное поведение в соответствии с полученной информацией, то есть принять «критику» бессознательного. Начинается болезненная и длительная работа по самовоспитанию, психологическую сложность которой можно сравнить с трудами Геркулеса. Как известно, первой задачей бедняги было очистить за день Авгиевы конюшни, в которых скопился навоз за многие десятилетия.

    Нисходя в подсознание, человек обнаруживает там не только Тень, Аниму и Анимуса, но и те способности к восприятию и оценке, которые не нашли применения в его жизни. Ему также нужно интегрировать в сознание свои подчиненные функции, чтобы энантиодромия (перетекание либидо в противоположность) оказалась просто моментом осознания своих возможностей во всей их полноте, а не кораблекрушением…….

    Как регулирующий центр психики, Самость изобретает, упорядочивает и генерирует образы сновидений, по сути являясь их Источником. Их понимание помогает обнаружить стереотипы, позволяющие вскрыть повторяющиеся ошибки. Видя то, что уже пытаются осуществить сновидения, бодрствующее Эго оказывается способным оценить свою собственную позицию и участие в более глубоких процессах…….

    Сновидения высвечивают ситуацию человека таким образом и таким способом, чтобы это могло способствовать его здоровью. Однако при более глубоком постижении эти кажущиеся одноразовые акты компенсации организуются в нечто, напоминающее план. Кажется, что они взаимно связаны между собой и соподчинены какой-то общей цели в более глубоком смысле, так что теперь длинная серия сновидений представляется уже не бессмысленным нанизыванием и чередой событий, несогласованных и одноразовых, а процессом развития и упорядочивания, который протекает планомерно, ступень за ступенью…….

    В результате обследования Юнгом большого количества людей и изучения их сновидений (по его подсчетам получается по меньшей мере 80 000 снов) было установлено, что все сновидения не только соотносятся в той или иной мере с жизнью сновидца, но и являются составными частями одной огромной сети, в которой переплелись разнообразнейшие факторы психологического воздействия со стороны бессознательного….и которую Юнг обозначил как процесс индивидуации. Поскольку сны еженощно являют самые различные сцены и образы, то, не будучи тщательным наблюдателем, заметить в них какую-либо упорядоченность трудно. Но если проследить свои собственные сны за несколько лет, изучая последовательно их содержание, станет видно, что определенные образы всплывают, исчезают и повторяются вновь. Многим людям даже снятся по нескольку раз одни и те же персонажи, виды и ситуации, и если отследить их на протяжении последовательного ряда сновидений, то обнаружится, что они постепенно, но заметно изменяются. Эти перемены могут быть ускорены правильным толкованием снов и их символов, поскольку оно влияет на осознанное отношение сновидца к сновидениям. Постепенно они приводят к появлению более разносторонней и зрелой личности, и затем результаты процесса индивидуации становятся заметными даже для окружающих.

    Практические советы профессионалов по работе со сновидениями даны в главе 19 этого раздела…….

    Конец ознакомительного варианта фрагмента книги

    Психолог Литвина Ольга, Психотерапевт, Юнгианский аналитик

    Об Индивидуации

     

    К.Г.Юнг

    «Индивидуация означает: стать отдельным существам и, поскольку мы понимаем под индивидуальностью нашу самую сокровенную, последнюю и ни с чем не сравнимую уникальность, стать самим собой. Поэтому «индивидуацию» можно было бы также перевести как «восамление» или как «самоосуществление».

    Индивидуализм есть преднамеренное выпячивание и подчеркивание мнимого своеобразия в противовес проявлению уважения к коллективу и выполнению обязательств перед ним. Индивидуация же означает как раз более совершенное и более полное исполнение человеком своего коллективного предназначения, поскольку достаточное проявление своеобразия индивида оставляет надежду на лучший социальный эффект, нежели пренебрежение или даже подавление этого своеобразия.

    Целью индивидуации является осуществление личности, изначально заложенной в зародыше, во всех ее аспектах. Речь идет о создании и проявлении изначальной, потенциальной целостности.

    Цель индивидуации — не что иное, как освобождение Самости от лживых покровов Персоны, с одной стороны, и суггестивной власти бессознательных образов — с другой.»

    Джеймс Холлис

    «Задача индивидуации заключается именно в достижении целостности, а не доброты, не чистоты и не счастья».

    «Цель личности заключается не в нарциссической самопоглощенности, как убеждены некоторые люди; она заключается в проявлении более грандиозных целей природы через воплощение личности».

    «Введенное Юнгом понятие индивидуации, не имеющее ничего общего с проявлениями нарциссизма, по существу, связано с молчаливым и трепетным согласием с действием великих сил, приводящих в движение звёзды и сокращающих наши мускулы. По своему определению индивидуация — это развитие космоса, которое происходит вследствие наиболее полного развития отдельной личности, заключающей в себе частицу Вселенной. Регрессия, поиск слияния, отказ от странствия для достижения целостности своего Я — это не только насилие человека над своей душой, но и отрицание самой Вселенной»? — из книги «Душевные омуты: возвращение к жизни после тяжёлых потрясений».

     

    Герхард Вер

    «Процесс индивидуации как «путь развития и созревания души» (Jacobi 1965) нельзя понимать как прямолинейный путь. В общем, его цель — самоосуществление в указанном смысле — понятна. Тем не менее у человека, вступающего на этот путь, независимо от наличия или отсутствия терапевтического сопровождения, бывают шаги вперед и отступления назад, прогрессия и регрессия.

    Когда Юнг и его ученики описывают стадии и ступени процесса индивидуации, речь не идет об индивидуально-экзистенциальной последовательности процесса. В сущности, он носит ступенчатый и кризисный характер, присущий человеческой жизни в целом».

    Ошо

    «Признаки того, что вы нащупали прочную связь со своим
    источником:
    1. Вы перестаете бояться остаться наедине с собой.
    2. Вы можете целыми днями не делать ничего имеющего смысл и воспринимаете это как игру.
    3. Вам начинает нравиться то место и время, где вы сейчас находитесь, пусть это даже квалифицируется вашим Эго как задница.
    4. Никто, даже любимый человек, не может уговорить вас делать то, чего вам не хочется.
    5. Вас перестает пугать отсутствие денег, друзей, любимых и будущего.
    6. Вы перестаете бояться потерять деньги, друзей, любимых и прошлое.
    7. Вы время от времени обращаете внимание на то, что вы дышите, и дышите глубоко.
    8. Если ваше тело просит у вас чего-то, вы тут-же ему это даете.
    9. События начинают с вами случаться, а не вы планируете их».

    Из старых притч 

    «Бог умер,- прошептал философ и зажмурился, ожидая грома небесного. Но ничего не произошло. Небеса не спешили карать его за озвучивание столь дерзновенной мысли. — Бог умер!- уже увереннее заявил философ.- Ха! Вот оно, живое свидетельство. Он поднял лицо и закричал: — Бог умер! Небо оставалось чистым и безоблачным. Человек набрал побольше воздуха и заорал изо всех сил: -БОГ УМЕР!!! — Ну чего ты шумишь?- отозвался голос с неба. — Ой… Простите. Человек испуганно ссутулился, когда над его головой появился ангел с горящим мечом в руке. — Простить?- равнодушно переспросил ангел.- Это можно. Он вбросил меч в ножны и уставился на человека с брезгливым осуждением. -Бог не умер. Бог спит. А ты тут орёшь! -Я не знал… Как — спит?! — Да вот так, спит. Уснул и, может, видит сны. -Какой ужас! Даже просто сон разума порождает чудовищ, а если уснул сам Бог… Надо немедленно его разбудить! -Ты серьезно?- удивился ангел. -Конечно! -Знаешь, я бы не рекомендовал,- ангел задумчиво почесал за ухом. — Почему? — Потому что чудовища, порожденные сном разума — это, в частности, ты…»

    К.Г.Юнг

    «Что есть у человека, чего нет у Бога? Из-за своей мизерности, малости и беззащитности перед Всевышним, человек обладает, как мы уже предположили, несколько более острым сознанием, основанным на саморефлексии: он должен всегда помнить о своем бессилии, чтобы выжить. У Бога нет никакой нужды в такой осмотрительности, поскольку он в реальности нигде не  наталкивается на непреодолимые препятствия, которые вынудили бы его сомневаться, и, следовательно, заставили бы его размышлять над собой». (Jung, Psychology and Religion: West and East. CW II, par. 579).

    Индивидуация — это… Что такое Индивидуация?

    Индивидуа́ция представляет собой спонтанный, естественный процесс в рамках психической субстанции; потенциально она свойственна любому человеку, хотя большинство из нас ее не осознает. В отсутствие торможений, препятствий или искажений, обусловленных тем или иным расстройством психики, индивидуация — это процесс созревания или развертывания, психический эквивалент физического процесса роста и взросления.

    При определенных условиях — например, в практической психотерапии — процесс этот может тем или иным образом стимулироваться, интенсифицироваться, осознаваться, переживаться и развиваться; таким образом индивиду оказывается помощь в смысле «завершения», «закругления» его «Я». Для успешного хода процесса требуется значительное аналитическое усилие, сознательная и абсолютно искренняя сосредоточенность на интрапсихическом. Благодаря активизации сферы бессознательного такое усилие частично снимает напряжение между парами противоположностей и делает возможным познание их динамической структуры. Продвигаясь по извилистым путям выведенной из состояния равновесия психической субстанции, преодолевая все новые и новые слои, процесс в конечном счете проникает в тот самый центр, который представляет собой исток и основу нашего психического бытия — в Самость.

    В своих самых общих чертах процесс индивидуации врожден человеку и развивается по единой модели. Он делится на две взаимно независимые, контрастные и дополняющие друг друга части, которые совпадают с первой и второй половинами жизни. Задача первой половины — «инициация, посвящение во внешнюю действительность». На этом этапе процесса индивидуации, благодаря укреплению «Я», выделению основной функции и доминирующей установки и развитию соответствующей «маски» достигается адаптация индивида к требованиям окружающей среды. Что же касается второй половины жизни, то ее задача состоит в «посвящении во внутреннюю действительность», то есть в углубленном самопознании и познании человеческой природы, в рефлексии над теми чертами собственной природы, которые прежде оставались неосознанными или в какой-то момент сделались таковыми. Делая их достоянием сознания, индивид устанавливает внутреннюю и внешнюю связь с миром и космическим порядком.

    См. также

    Ссылки

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *