Новости o Креативность. Интеллект. Талант | Страница 1
Центр
Белгородская область Брянская область Владимирская область Воронежская область г. Москва Ивановская область Калужская область Костромская область Курская область Липецкая область Московская область Орловская область Рязанская область Смоленская область Тамбовская область Тверская область Тульская область Ярославская областьПриволжье
Кировская область Нижегородская область Оренбургская область Пензенская область Пермский край Республика Башкортостан Республика Марий Эл Республика Мордовия Республика Татарстан Самарская область Саратовская область Удмуртская Республика Ульяновская область Чувашская РеспубликаСибирь
Алтайский край Забайкальский край Иркутская область Кемеровская область Красноярский край Новосибирская область Омская область Республика Алтай Республика Бурятия Республика Тыва Республика Хакасия Томская область Урал
Курганская область
Свердловская область
Тюменская область
Ханты-Мансийский автономный округ
Челябинская область
Ямало-Ненецкий автономный округ
Юг
Астраханская область Волгоградская область г. Севастополь Краснодарский край Республика Адыгея Республика Калмыкия Республика Крым Ростовская областьСеверо-Запад
Архангельская область Вологодская область г. Санкт-Петербург Калининградская область Ленинградская область Мурманская область Ненецкий автономный округ Новгородская область Псковская область Республика Карелия Республика КомиДальний Восток
Амурская область Еврейская автономная область Камчатский край Магаданская область Приморский крайНасколько на творческий потенциал человека влияет его интеллектуальный уровень развития?
Связаны ли между собой интеллект и креативность? Существует два основных подхода при ответе на этот вопрос:
2) Высокий уровень развития интеллекта предполагает высокий уровень развития творческих способностей, и наоборот.
В 1920е в США Льюис Термен отобрал из более чем 150 тысяч школьников около полутора тысяч детей, показавших наиболее высокие результаты по тестам интеллекта (IQ свыше 136). Затем на протяжении 60 лет четыре раза были произведены контрольные замеры жизненных успехов, которых добились эти высокоинтеллектуальные дети.
Выяснилось, что все без исключения успешно закончили школу, а две трети — и университет. Многие из них защитили ученые степени, опубликовали книги и зарегистрировали патенты. Однако ни один из обследуемых не проявил исключительного таланта в области науки или искусства, не создал ничего выдающегося. Таким образом, прямой зависимости креативности от интеллекта Термен не обнаружил.
Позднее Элис Пол Торренс, опираясь на обширные эмпирические исследования, сформулировал модель соотношения креативности и интеллекта: при IQ уровня от 10 до 120 баллов общий интеллект и креативность образуют некую зависимость, если IQ выше 120 баллов, креативность утрачивает зависимость от интеллекта. Таким образом, IQ определяет границы креативности. Развитость интеллекта позволяет человеку предположить большее количество гипотез в разных областях, соответственно, низкий IQ неизбежно, помимо всего прочего, приводит к отсутствию эрудиции, что может соотноситься и с низкими креативными способностями.
Индивидуальные достижения, в том числе и творческие, определяются прежде всего уровнем общего интеллекта. Высокий интеллект является необходимым условием для творческих достижений, но, достигнет ли человек своего творческого предела, зависит от его мотивации и компетентности. Подтверждением этой гипотезы может служить исследование Фидельмана. Он выделил группы детей с высоким (больше 130) и обычным интеллектом. Их тестирование выявило более развитые творческие способности у детей из группы с обычным интеллектом. Однако повторное тестирование, проведенное через три года, показало, что дети с высоким интеллектом, нисколько его не утратив, резко улучшили свои творческие показатели, в то время как дети из обычной группы утратили свои показатели креативности. Таким образом, креативность оказалась ограничена «сверху» уровнем интеллекта.
Выражение «креативный интеллект» появилось у нас в конце XX века. Первыми его взяли на вооружение представители российского бизнес-сообщества. Почему они предпочли западный термин русскому синониму «творчество»?
Наверняка слово «креативность» в представлении предприимчивого человека связано с такими значимыми для него понятиями, как «продуктивность», «способность генерировать идеи «на потоке». Что же касается творчества, то этот процесс, связанный с долгими и мучительными поисками идеала, не пробуждает у бизнесменов особого интереса.
Зато с креативным интеллектом возникает немало проблем: как определить его наличие у человека? можно ли развить его или это врожденное свойство?
легко ли управлять креативной личностью? Посмотрим, как отвечают на эти вопросы специалисты.
Немного истории и теории
Глагол creare в латыни означает «создавать, творить». Древние римляне применяли его исключительно к богам. Они полагали, что человек сам ничего не придумывает: все идеи ему нашептывают высшие существа – духи. Римляне называли их гениями, а греки – демонами.
Сегодня любой школьник скажет, что креативный интеллект – свойство, присущее человеку. Правда, ни один ученый не знает точно, когда возникли у homo творческие способности. В мире науки существуют две точки зрения:
традиционалисты считают, что креативный интеллект – продукт длительного развития, следствие ряда демографических и культурных метаморфоз;
новаторы придерживаются гипотезы антрополога Р. Клайна, предположившего в 2002 году, что креативность – результат генетической мутации, произошедшей в человеческом мозгу 50 000 лет назад.
Откуда берутся умники?
Почему одни люди пишут стихи, придумывают шутки, изобретают нанороботов, а другие – нет? Специалисты и по этому вопросу не пришли к единому мнению. Одни считают, что креативный интеллект – от рождения, другие – от навыка.
Первую точку зрения впервые высказал американский психолог-гуманист А. Маслоу. Он утверждал, что креативность, или творческая направленность личности, является врожденным качеством. Вот только большинство людей утрачивают его под влиянием неблагоприятной среды.
Наш соотечественник – изобретатель Г. Альтшуллер – считал творческий процесс «вдохновением по заказу». В доказательство своей версии, он разработал 79 протоколов, помогающих неординарно мыслить.
Единомышленниками Альтшуллера являются два зарубежных теоретика. Один из них – американец А. Осборн – стал автором знаменитой техники «Мозговой штурм». Она учит полагаться на коллективный разум, так как группа людей, по мнению Осборна, умнее каждого отдельного ее члена.
Вторым экспертом по креативному интеллекту считается британец Э. де Боно. Он доказывал, что мысль каждого из нас можно вывести за пределы шаблона. Вот его метафоричные аргументы:
Наше мышление напоминает песочницу. Влейте в нее воду – она сперва растечется, а позже углубит канал и в нем соберется. То же происходит с мозгом. Поступающая в него информация, подобно воде, задерживается в канале – мыслительном стандарте.
Стандарты позволяют узнавать ситуацию и моментально на нее реагировать. Если кто-то уколется однажды о кактус, больше его не купит.
Набор стандартов формирует «поле проб и ошибок» (вертикальное мышление). Этот интеллектуальный багаж помогает решать рутинные задачи повседневности. Информация, попадая в канал-стандарт, углубляет его.
Стандартное мышление – враг креативности. Чтобы растормошить мозг, нужно сломать стандарт, выйти за его пределы и освоить горизонты новых сведений.
Согласно этим рассуждениям Боно, креативный интеллект – это не только созидание новых идей, но и разрушение старых, а также восприимчивость к свежей информации.
Признаки креативности
Высокий показатель IQ не предполагает еще креативного мышления. Оно проявляет себя иначе:
повышенной чуткостью к проблемам;
пренебрежением к стереотипам;
любознательностью;
гибкостью и беглостью ума;
развитой ассоциативностью и аналитичностью;
оригинальностью идей;
развитой интуицией.
Диагностировать уровень креативности позволяют различные опросники и тесты (предпочтение отдается тестам Е.П.Торренса).
Как воспитать креативного ребенка?
Исследователи отмечают: развитие неординарной личности невозможно без мотивации к творчеству. А на нее влияют следующие факторы:
личностные особенности;
одаренность в любом виде творчества;
среда (семья, учителя, друзья).
Запускать механизм развития креативности у ребенка можно уже с 3-5-лет. В это время дитя начинает в точности копировать поведение, манеры, привычки взрослых. Закрепление навыка приходится на 17-20 лет, когда уже выявлены творческие способности и определена сфера их применения.
В этом возрасте человек либо прекращает копировать других и переходит к собственному стилю мышления и поведения, либо задержка в подражании останется на всю дальнейшую жизнь.
Условия формирования креативного интеллекта:
ситуации незавершенности;
поощрение независимости;
стимулирование ответственности;
фиксация на самостоятельных наблюдениях и обобщениях.
Препятствия на пути развития креативности:
трафаретные задания;
жесткий контроль;
конформизм, избежание риска;
наличие авторитетов и преклонение перед ними;
отсутствие опыта самостоятельных исследований.
Быть креативным в наше время – значит иметь шансы стать успешным, востребованным, наполнить свою жизнь бесконечным разнообразием, воплотить творческие планы, достичь самореализации.
Вконтакте
Google+
Одноклассники
LiveJournal
Мой мир
« Предыдущая запись Следующая запись »
Творческий, аналитический и практический интеллект и его роль в творчестве
Творческий, аналитический и практический интеллект и его роль в творчестве
По моему мнению, творчество не сводится к способности генерировать новые идеи. Я полагаю, что это процесс, в котором сбалансированно сочетаются три важнейших аспекта интеллекта – творческий, аналитический и практический – те самые, наличие которых и является обязательным условием интеллекта успеха[94].
Первым и наиболее важным аспектом творчества является творческий интеллект, который заключается в способности выходить за рамки принятых норм и генерировать новые интересные идеи. Творческую натуру часто отличает выдающееся синтетическое мышление, способность видеть связи, скрытые для остальных людей. Но, несмотря на всю важность творческого интеллекта, творческие способности есть нечто большее.
Вторым аспектом творческих способностей является аналитический интеллект – способность анализировать и оценивать идеи, решать проблемы и принимать решения. У всех людей – даже у наиболее творчески одаренных – идеи бывают более или менее удачными. Но творческий человек, помимо всего прочего, должен уметь анализировать свои идеи и оценивать их достоинства. В противном случае он рискует потратить время и силы на сомнительные идеи, понижая шансы продвижения действительно замечательных идей. Более того, творческие натуры должны использовать свои аналитические способности для изучения последствий новых идей, а возможно, и для их тестирования.
Третий аспект творческих способностей – практический интеллект – заключается в умении превращать теорию в практику, а абстрактные идеи – в конкретные результаты. Одно из следствий теории инвестиций в творчестве состоит в том, что хорошие идеи сами по себе не реализуются. Необходимо убедить в их ценности других людей. Работавшие в школе должны сразу понять этот принцип. В школе, как и в любой другой организации, есть ряд укоренившихся идей по поводу ведения различных дел. Если кто-то хочет внести изменения в привычный порядок, необходимо «продать» свои идеи, то есть убедить коллег в их значимости. Практические способности нужны и для того, чтобы выделить среди в общем-то правильных идей те, которым можно найти конкретное приложение.
Таким образом, творчество перебрасывает мост между аналитическим интеллектом, описанным в предыдущей главе, и практическим интеллектом, на котором мы остановимся в следующей главе. Центральным пролетом этого моста является, безусловно, творческий интеллект, но подлинно творческая натура может состояться только при наличии сбалансированности всех трех аспектов. Человек, обладающий одним лишь творческим компонентом интеллекта, может одну за одной предлагать новые идеи, но обычно бывает не в состоянии отделить стоящие идеи от бесперспективных, не говоря уже о том, чтобы успешно реализовывать свои идеи. А обладатели только аналитического интеллекта, как правило, являются блестящими критиками чужих идей, но сами оказываются неспособными предложить что-нибудь новое и интересное. И наконец, если человек имеет высокий уровень одного лишь практического интеллекта, он может «продать» какую угодно идею, не представляя ее истинной цены. Таким образом, для обеспечения творческих способностей необходим баланс всех трех упомянутых компонентов.