Интеллектуальная психика это: элементарная сенсорная и перцептивная психика, интеллект – Стадии развития психики в зоопсихологии

Автор: | 27.09.2020

элементарная сенсорная и перцептивная психика, интеллект

А. Н. Леонтьев считал, что понять, есть или нет у определенного организма психика, необходимо провести анализ его анатомической структуры, определить его принадлежность к конкретному биологическому таксону или выявить способность организма решать задачи того или иного типа.

Замечание 1

Важно отметить, что зоологическая и психологическая таксономия не являются одинаковыми, поэтому у животных, которые относятся к одному роду при применении зоологической классификации, может быть психика разных ступеней развития.

В настоящее время трудно определить полную характеристику уровня психического развития абсолютно всех жителей фауны и флоры, так как нашу планету населяет огромное количество видов (так, существую данные, что на сегодня существует 7 миллионов видов живых существ), а их каталогизация весьма далека от завершения (сегодня описано всего 1,5 миллиона видов, каждый год биологи открывают около 15 000 новых). Помимо этого, синантропные животные (те, что живут вместе с людьми) имеют более высокий уровень развития в сравнении с дикими животными. Часто домашние животные преодолевают свой «видовой потолок». Исходя из этого, в данной статье мы рассмотрим только общую систему признаков ключевых этапов развития психики в филогенезе.

Переходные формы этапов психического развития

Переход непсихической формы в психическую форму – не одномоментное событие. Важно отметить, что существуют переходные формы между этими формами, а также внутри ступеней психического развития. Некоторые считают, что переходные формы относятся к предшествующему этапу развития, но важным моментом является, что в них содержатся предпосылки, которые служат реорганизацией все структуры новых оснований. А это в свою очередь служит подготовкой для перехода на следующую ступень развития.

Привыкание и сенсибилизация являются наиболее ранними феноменами в филогенезе прижизненной пластичности поведения. Привыкание является прекращение реакции.

Определение 1

Сенсибилизация – рост реактивности по отношению к все время действующим биотическим раздражителям.

Иначе говоря, в эту переходную стадию непсихической в психическую форму отражения, активность организма проявляется в том, что после завершения обучения больше не реагирует на стимулы биотического содержания той интенсивности, которая не приводит к удовлетворению потребностей. Или, напротив, реакция на потенциально вредный раздражитель реакция усиливается. Эти примитивнее формы «протопсихики» бывают у мельчайших одноклеточных организмов, которые не имеют нервную систему. Л. С. Выготский говорил, что зачаточные формы психики имеют все организмы, в которых есть свойства меняться под воздействием внешнего влияния и реагировать на них. Н. А. Тушмалова отмечает, что даче ресничная инфузория после определенного времени регулярного воздей

Стадии развития психики в зоопсихологии

Психику и поведение животных изучает зоопсихология. Наука берет свое начало в XIX веке в трудах Ч.Дарвина, К.Ф. Рулье, В.А.Вагнера. Психика животных изучается в диалектическом единстве с их поведением и устройством нервной системы. Основным фактором развития психики животных ученые считают усложнение условий жизнедеятельности, которое приводит к более динамичным и разнообразным движениям. Усложняются строение тела, отражательные функции, регулятивные механизмы движений

Формой психики животных в анатомо-физиологическом смысле является нервная ткань или ее аналог в простейших формах жизни животных. По мере развития у животных сформировалась нервная система: ретикулярная, ганглионарная и, наконец, центральная.

В зоопсихологии существуют такие параметры, как форма психического отражения, ведущий поведенческий тип, строение нервной системы. По ним выделены три основные стадии развития психики животных.

Стадия элементарной сенсорной психики

Стадия элементарной сенсорной психики проявляется в чувствительности к отдельным свойствам среды, имеет форму элементарных ощущений. Поведение животных основывается на одном свойстве. Внутри стадии происходили эволюционные изменения. Зоопсихолог К.Э.Фабри определяет уровни эволюции: низший и высший.

Определение 1

К низшему уровню относятся организмы, которые находятся на границе растительного и животного мира: жгутиковые, губки, простейшие, кишечнополостные, низшие черви.

Определение 2

К высшему уровню принадлежат многоклеточные беспозвоночные и некоторые виды позвоночных животных.

У них сложное строение нервной системы, двигательный аппарат имеет сложную дифференциацию. Соответственно, поведенческие проявления сложны и многообразны.

Пример 1

Рассмотрим поведение паука, который ловит насекомое в паутине. Поведение паука сложное, побуждается вибрацией крыльев насекомого, которая передается через паутину. После прекращения вибрации движения паука в сторону насекомого не наблюдаются. Но если вибрационные моменты есть, например, они создаются камертоном. Паук направляется к камертону и наносит ему удар челюстями.

Из всего многообразия мира животные способны воспринять абсолютно малую его часть. Этот узкий спектр, состоящий из нескольких свойств среды, оказывается достаточным для того, чтобы выжить в естественных условиях.
В ходе эволюции на этой стадии животные обрели достаточно сложную поведенческую форму – инстинкт.

Определение 3

Инстинкт

– поведенческий вид, который реализуется особыми формами действий наследственного, программированного,стереотипного характера, при помощи которых животное, не подвергаясь специальному обучению, может приспособится к окружающим условиям среды.

Можно привести примеры из деятельности пчел, муравьев, чье поведение выглядит сложным, порой необъяснимым.

Пример 2

Муравьи, чувствуя приближение ненастья, закрывают все входы в муравейник. Находясь на большом расстоянии от муравейника, без труда находят дорогу к нему. У муравьев м

Что такое элементарная сенсорная психика

Стадия элементарной сенсорной психики характеризуется примитивными элементами чувствительности, которые не выходят за пределы простейших ощущений. А.Н. Леонтьев определил «чувствительность», как способность к ощущению. Это нечто генетическое иное, как раздражимость относительно воздействий среды, которые соотносят соответственный организм к прочим действиям, ориентируют человеческий организм в окружающей среде, выполняют сигнальную функцию. Чувствительность является уникальной способностью реагировать на воздействия среды сразу в двух аспектах, сопряженных между собой. Первый – психическое отражение, второй – отражение активности. Следовательно, они возникают, развиваются, словно одно целое. Психическое отражение и поведение неразрывно едины. Это две стороны, которые нужны для поддержания жизненной связи со средой.

Филиппова Г.Г. выделяет переходную фазу непосредственно от допсихической формы отражения и до психического отражения. Она уверена, что к данной фазе относят одноклеточных животных. У них наблюдаются смешанные формы реагирования и питания. Представитель типа жгутиков зеленая эвглена, например, отличается сложно устроенный глазом, в нем роль светочувствительных структур выполняют хлоропласты. Они осуществляют функцию фотосинтеза.

Фотосинтез позволяет эвглене осуществлять автотрофное питание. Подобным образом это происходит у растений. Кроме того, эвглены могут питаться пищевыми частицами целиком, активно их захватывая. Следовательно, у эвглены предусматривается несколько типов питания, которые характерны и растениям, и животным.

Также эвглены имеют так называемый «phototaxis». Он осуществляется при наличии хлоропластов, выступающих в роли аналогов фоторецепторов. Биологическое значение фототаксиса не вызывает сомнение. Ведь автотрофное питание эвглен всегда требует солнечной энергии. Однако именно положительный фототаксис позволяет этим самым эвгленам проникать в освещенные области, где активно скапливаются такие пищевые объекты, как бактерии. Положительный фототаксис также характерен растениям. Он способствует более успешному фотосинтезу, который осуществляется при достаточной освещенности. Но, невзирая на «растительные» черты, эвглена все-таки обладает сложным поведением, присущим простейшим.

Леонтьев А.Н. полагал, что все беспозвоночные, а также низшие позвоночные животные находятся на стадии так называемой элементарной сенсорной психики. При этом Фабри К.Э. выделял два уровня развития этой самой психики – высший и низший. Причем низших позвоночных автор отнес к низшему уровню развития перцептивной психики.

Низший уровень элементарной сенсорной психики

На низшем уровне развития психики, по сути, находится достаточно большая, разнообразная группа животных. В ее числе даже те, кто стоит на грани растительного и животного мира, например, жгутиковые. Кроме того, сюда относят и более сложных одноклеточных, и некоторых примитивных многоклеточных животных. В числе последних – губки и кишечнополостные.

В настоящее время низший уровень элементарной сенсорной психики опре

Жизнь, Интеллект, Психика, Разум / Habr

I. Проблема искусственного интеллекта

Перспективное, создание искусственного интеллекта возбуждает воображение. Обывателю в уме рисуется человекоподобный робот, причём он (обыватель) думает: робот ‘умнее’ человека будет обязательно агрессивным. У исследователя возникают планы на мощные системы с отдельными продвинутыми элементами интеллекта. У тех и других есть общий образ искусственного суперинтеллекта, как глобальной сетевой системы, подобной ‘Скайнет’ — чрезвычайно умной и поэтому также обязательно агрессивной.

Хорошо известно, если, что-то нужно сделать, то необходимо обладать хотя бы определением т.е. постановкой задачи для целевого продукта. Пока нет определения – неизвестно, что делать. Поэтому практические исследователи концентрируются на том, что называется слабым искусственным интеллектом или элементами интеллекта, и в этом достигают существенного прогресса: машинное зрение, диалоговые системы и т.д., с развитием аппаратных платформ их решения работают лучше и лучше.

Но если всё-таки задаться вопросом: что же такое интеллект вообще?

Имеющиеся определения интеллекта имеют ограниченную конструктивность, скорее они, как принято говорить, имеют описательный или дескриптивный характер, к тому же очень размыты.

Вот что говорит Википедия:
Интеллект (от лат. intellectus — ощущение, восприятие, разумение, понимание, понятие, рассудок) — качество психики, состоящее из способности адаптироваться к новым ситуациям, способности к обучению на основе опыта, пониманию и применению абстрактных концепций и использованию своих знаний для управления окружающей средой. Общая способность к познанию и решению трудностей, которая объединяет все познавательные способности человека: ощущение, восприятие, память, представление, мышление, воображение.

Очень много и размыто, конструктивности мало. А для успеха нам нужно именно — конструктивное определение.

Итак, известные определения интеллекта ничего практического не дают.

Попробуем придать определению интеллекта, максимального конструктивизма в смысле возможности реализации, да-да ни много, ни мало. Замечу, что конструктивизм определения интеллекта, будем достигать его ослаблением и избавлением от ореола романтизма и абсолютизма.

Давайте посмотрим, какие факты имеем:
1) естественный интеллект присущ только живым организмам
2) живые организмы формировались в ходе эволюционного процесса

Таким образом интеллект нельзя рассматривать без жизни! Давайте с неё и начнём, что же такое жизнь?

II. Жизнь

Поищем определения — опять сплошная сложность многословность и описательность. Даже не буду их приводить, можете сами погуглить. Но между тем попадаются со здравым зерном конструктивизма, а нам нужен, я бы сказал, беспощадный конструктивизм без всякой романтики. Что же такое живой организм? Будем двигаться от понимания, сформулированного Э. Шредингером в книге «Что такое жизнь?». На мой взгляд оно наиболее фундаментально и обще.

Живыми называются такие системы, которые самостоятельно сохраняют свою упорядоченность. Независимо от степени неупорядоченности среды, живая система сохраняет свою упорядоченность.

Это определение с точки зрения энтропии. Во что же конкретное выливается это определение? Приложениями этого определения являются гомеостатические системы, которые посредством саморегуляции, сохраняют постоянство своего внутреннего состояния. Переформулируем: будем называть гомеостатические системы – живыми! Задача гомеостаза удовлетворяет критерию борьбы с увеличением энтропии. Зацепимся за это определение, хотя оно описывает очень широкий набор объектов, которые возможно субъективно не могут восприниматься живыми. В частности, согласно данному определению любая система с контуром регулирования по обратной связи — живая. Вы будете смеяться? Холодильник — живая система. Это придётся признать, а что вы привыкли считать живым? Ну себя — точно или хотя бы простейшую бактерию, с ДНК? Да, именно, думаю, что в нашем восприятии жизни присутствует значительная доля субъективизма. Мы идеализируем жизнь, так же, как себя, перенося её в разряд Абсолюта, возможно допуская к её званию, лишь компоненты с ДНК из которых, мы же и состоим. Трудно подойти к понятию жизни рационально и прагматично.

III. Интеллект

Ну вот мы подошли непосредственно, к интеллекту. Сразу скажу здесь мы снова нивелируем очередное романтическое понятие. Как выяснится ничего особенного собственно в интеллекте с моей точки зрения нет.

Пока будем использовать интуитивные соображения:
Человек имеет интеллект? — Да.
Собака имеет интеллект? — Да.
Лягушка имеет интеллект? По-видимому — да.
Нематода (дождевой червь) имеет интеллект? Будем считать — да.

Здесь намёк, на ослабление понятия интеллекта. Сдуваем с него романтизм. Дадим определение:

Если живая система, использует выделенную подсистему управления поведением, то данную подсистему будем называть интеллектом.

Поясним: Бактерия интеллектом не обладает — нет выделенной подсистемы управления. А вот дождевой червь интеллект имеет, т.к. у него имеется чётко выделенная нервная система. Вы снова будете смеяться — холодильник обладает интеллектом, т.к. у него имеется специальный регулятор!

Интеллект живой системы полностью работает на основной целевой функционал: сохраниться вопреки второму закону термодинамики. Как правило, подсистема интеллекта сильно интегрирована в комплекс сохраняющих механизмов. Говорить об автономном существовании интеллекта без комплекса сохраняющих механизмов и задания целевого поведения не имеет смысла, иначе он распадается на набор отдельных функций возможно даже и продвинутых.

Собственно, об интеллекте – всё. Посредством этих определений мы подготовили базу для следующего понятия.

IV. Психика

Здесь мы вступаем в область, которая всегда ускользала, от технических специалистов, но которые всегда её подразумевали, соглашаясь с высказыванием: машина не может сотворить шедевр. Попробуем формализовать и эту область.
Если обратится к различного рода определениям психики (можете сами найти и почитать), то мы вновь столкнёмся с многословными изложениями, в которых нет самого главного, из чего следует всё остальное. Определим, что ключевым феноменом в понятии психики является самоосознание!

Дадим определение:

Живая система с интеллектом обладает психикой, если:
1) имеет адаптационные свойства управления поведением
2) в процессе адаптации и построения картины окружающего мира генерирует и идентифицирует выделенные концепты, соответствующие окружающим объектам и процессам
3) в процессе адаптации и построения картины окружающего мира генерирует и идентифицирует концепт, соответствующий себе

Можно заметить, что в это определение закралась тяжёлая задача: алгоритмы с адаптационными свойствами. Именно, они могут составить основную трудность при конструировании подобной системы. Как известно в биологическом приложении роль подобных алгоритмов выполняют информационные системы на основе нейронных сетей. Реализации нейронных сетей сами по себе мало что дают, и могут быть годными, лишь для отдельных задач. Для воспроизведения психики, нужно их использовать в соответствующей архитектуре. Говорить об автономном существовании психики, как и интеллекта без комплекса сохраняющих механизмов и задания целевого поведения не имеет смысла. Основа психики состоит в целевом поведении сохраняющих механизмов: выживание-сохранение системы.

Вывод: благодаря предельно конструктивным определениями жизни и интеллекта удалось конструктивно определить и психику.

V. Архитектура

В этой части попробуем рассмотреть, ни много ни мало, архитектуру живой системы с интеллектом.

Как было обозначено выше, живая система обладает комплексом механизмов-реакций целевого поведения, которые имеют сохраняющий смысл.

Встроенные механизмы целевого поведения разделим на уровни иерархии:
1) Безусловные рефлексы свойственны для всех систем с интеллектом.
2) Ритуалы свойственны для более развитых организмов, ритуалы имеют абстрагированные цели и предполагают более высокие уровни контекста окружения и коммуникационного взаимодействия. Важно, что ритуалы имеют цели, которые должны достигаться и ‘вшиты’ в пакет целевого поведения для сохранения – выживания системы.
3) Адаптивная подсистема, которая используя свои адаптационные возможности оптимизирует поведение управляя контурами нижнего уровня — базовыми рефлексами, а также ритуалами.

Рефлексы и ритуалы формируются генетическими алгоритмами в эволюционном процессе.

В базовые рефлексы входят распознаватели базовых сенсорных паттернов и формирователи(приводы) базовых локомоций для актуаторов и собственно базовые реакции на распознанные паттерны.

Ритуалы — более высокий абстрактный уровень распознавания паттернов и формирования уже не локомоций, а поведения.

Адаптивная подсистема накапливает данные и адаптирует поведение при жизни системы. На основе адаптивной системы может сформироваться психика, а возможно и нет. Это зависит от её мощности и опыта обучения.

VI. Заключение

Успех реализации систем сильного интеллекта, может упереться в неверную постановки задачи. Выше была сделана попытка сформулировать правильную постановку задачи.

Открытым остаётся вопрос о реализации продвинутых алгоритмов (нейронных сетей) с адаптационными свойствами, которые могут выделять, обучаться, а затем распознавать концепты.

Мне думается ничего фантастического в таких алгоритмах (нейронных сетях) нет и сегодня делаются шаги по их созданию. Например, реализация нейронной сети, обучившейся играть в игры по подкреплению (ИИ от Google самостоятельно освоил 49 старых игр Atari), это шаг в правильном направлении. Кстати интересно было бы сделать исследование — формируются ли в нейронной сети, при обучении на играх, выделенные сигналы-концепты, соответствующие определённым игровым объектам и ситуациям.

Очевидно обучение адаптивных перспективных систем интеллекта должно осуществляться подкреплением от базовых рефлексов и ритуалов.

Выше мы отвергли идеалистическое восприятие жизни, интеллекта и психики. Но всё же оставим в качестве идеала – Разум. Определение для понятия Разум дать на мой взгляд невозможно, да и не следует. Если и можно было бы сказать, что Человек обладает Разумом, то не оспорить факт, что совсем не любой человек разум имеет…

Стадия интеллектуального поведения

На третьей стадии развития психики животных – стадии интеллектуального поведениявозникает способность живот­ного отражать межпредметные связи, отражать ситуацию в целом, в результате животное способно обходить препятствия, «изобретать» новые способы решения двухфазных задач, тре­бующих предварительных подготовительных действий для сво­его решения. Интеллектуальное поведение животных не выхо­дит за рамки биологической потребности, действует только в пределах наглядной ситуации.

Можно выделить следующие признаки стадии интеллекта: 1.) Деятельность, которая на предыдущих стадиях слита в единый процесс, теперь дифференцируется на две фазы: фазу подготовки и фазу осуществления. На фазе подготовки происходит исследование ситуации. 2.) Поведение может опираться на некоторые средства, однако эти орудия не выносятся за пределы ситуации. Пример – использование обезьяной палки, чтобы достать банан, находящийся вне клетки. 3.) Найденный способ может использоваться для решения похожих ситуаций. При повторении ситуации может сразу её решить, внешневнезапное нахождение решения.

Высший этап развития психики – возникновение человеческого сознания.

    1. Стадии по к. Фабри

К.Э.Фабри объясняет несовпадение линий биологического и психического развития животных неоднозначным соотношением между морфологией животных (на ней основа зоологическая систематика) и образом их жизни. Уровень психического развития животного определяется сложным соотношением таких факторов, как его морфология, экология и его поведенческая активность. Стадии развития психики:

  1. элементарной сенсорной психики;

  2. перцептивной психики (здесь же интеллект).

В каждой стадии вводится уровень: низший и высший, могут быть и промежуточные уровни.

  1. Сравнительный анализ психики животных и человека.

Основу всех без исключения форм поведения живот­ных составляют инстинкты, точнее, инстинктивные действия, т. е. генетически фиксированные, наследуе­мые элементы поведения. Вместо «разумности» следует говорить о биологической целесообразности инстинктов, а вместо «слепоты» — об их фиксированности, или ригидности.

Нужно иметь в виду, что ригидность инстинкта тоже целесообразна: она отражает приспособленность живот­ного к постоянству определенных условий

Согласно этологической теории, инстинкт обусловлен действием как внешних, так и внутренних факторов.

К внешним факторам относятся специальные раздра­жители, которые получили название «ключевых сти­мулов».

В естественных условиях обычно дей­ствуют несколько признаков, объединяясь в «пусковую ситуацию».К внутренним факторам относится эндогенная сти­муляция центров инстинктивных действий, которая при­водит к понижению порога их возбуждения.

Очень показательны в этом отношении факты расши­рения спектра раздражителей, вызывающих инстинктив­ные действия и особенно факты спонтанного возникно­вения последних.

Так, в одном из опытов изучалось действие токования у голубей, и голуби на разное время изолировались от самок. Оказалось, что по мере увеличения времени изоляции все больший круг предметов вы­зывал токующие действия. Вначале это были только самки своего вида, через несколько дней — самки другого вида, которых раньше голубь не замечал, еще позже — чучело птицы, затем — скомканный платок. Наконец, через несколько недель голубь токовал, обратившись к пустому углу.

Согласно модели К. Лоренца, обычно, т. е. в отсут­ствие крайнего обострения потребности, эндогенная ак­тивность центров инстинктивных действий заторможена, или блокирована. Адекватные стимулы снимают эту бло­кировку, действуя наподобие ключа, который открывает замок. Поэтому такие стимулы и получили название ключевых.

многие инстинктивные действия должны пройти период становления и тренировки в ходе инди­видуального развития животного. Такая форма получила название облигатного (т. е. обязательного) научения.

Итак, многие инстинктивные акты «достраиваются» в индивидуальном опыте животного, и можно сказать, что такая достройка тоже запрограммирована. Она обес­печивает прилаживание инстинктивного действия к ус­ловиям среды. Конечно, пластичность инстинктивного действия при этом ограничена и определяется генетически заданной «нормой реагирования».

Гораздо большую пластичность поведения обеспечи­вает факультативное научение. Этим термином обозна­чается процесс освоения новых, сугубо индивидуальных, форм поведения. Если при облигатном научении все особи вида совершенствуются в одних и тех же (видео-типичных) действиях, то при факультативном научении они овладевают индивидуально-особенными формами по­ведения, приспосабливающими их к конкретным услови­ям существования индивид.

Язык животных

Важнейшее отличие языка животных от языка чело­века состоит в отсутствии у него семантической функ­ции. Это значит, что элементы языка животных не обо­значают внешние предметы сами по себе, их абстрактные свойства и отношения. Они всегда связаны с конкретной биологической ситуацией и служат конкретным биологи­ческим целям.

Другим отличием языка животных является его гене­тическая фиксированность. В результате он представ­ляет собой закрытую систему, которая содержит огра­ниченный набор сигналов, хотя количество сигналов может быть довольно большим.

Можно вполне сказать, что каждая особь в животном мире от рождения знает язык своего вида. Знание же языка человеком формируется прижизненно, в ходе об­щения его с другими людьми. В отличие от языка жи­вотных язык человека — открытая система: он непре­рывно развивается, обогащаясь новыми понятиями и структурами.

животные не только используют, но и изготавливают или совершенствуют орудия: при использовании веточки обрывают с нее листья и боковые побеги; листья для «губки» пережевываются. Однако безусловным фактом остается неспособность животных изготавливать ору­дия с помощью другого орудия. Здесь проходит та грань, которая отделяет животных от человека.

главные особенности пси­хической деятельности животных, отличающие ее от пси­хики человека.

  1. Вся активность животных определяется биологи­ческими мотивами. Это хорошо выражено в часто цити­руемых словах немецкого психолога А. Гельба: «Живот­ное не может делать ничего бессмысленного. На это способен только человек»

  2. Вся деятельность животных ограничена рамками наглядных конкретных ситуаций. Они не способны пла­нировать своих действий, руководствоваться «идеально» представляемой целью. Это проявляется, например, в отсутствии у них изготовления орудий впрок.

  3. Основу поведения животных во всех сферах жизни, включая язык и общение, составляют наследственные видовые программы. Научение у них ограничивается при­обретением индивидуального опыта, благодаря которому видовые программы приспосабливаются к конкретным условиям существования индивида.

  4. У животных отсутствуют закрепление, накоплениеи передача опыта поколений в материальной форме, т. е. в форме предметов материальной культуры.

Гальперин –адаптивная функция психики. Ситуации, где она не нужна:

Весь процесс обеспечивается хорошо отлаженным взаимодействием со средой (напр., дыхание, теплорегуляция)

Психика необходима:

Новые ситуации, требующие ориентировки

элементарная сенсорная психика, перцептивная психика, интеллект.

Следуя логике излагаемого подхода, примитивные формы психики можно обнаружить даже у мельчайших одноклеточных животных. Уже ресничные инфузории демонстрируют способность к пластичности поведения, проявляющейся в форме привыкания. Так инфузории в естественных условиях безразличны к фактору освещенности. Когда несколько особей помещали в емкость с водой, половина которой была затемнена, а половина освещена и фиксировали время их пребывания в разных областях, показатели были примерно равными. То есть инфузории могли с равной вероятностью проводить время как в затемненной, так и в освещенной частях сосуда (свет — абиотическое воздействие). С другой стороны, температура воды является для инфузорий значимым биотическим воздействием. Они активно перемещаются в ту часть водной среды, которая характеризуется оптимальными температурными показателями (биотическое воздействие). Исследователи многократно сочетали засвечивание определенного участка капли воды с оптимальной температурой. Спустя некоторое время температурный фактор убирали: сосуд опять был поделен на темную и светлую области одинаковой температуры. Оказалось, что инфузории проводят в 4.5 раза больше времени в освещенной части сосуда! Они «научились» связывать свет и температуру, то есть проявили себя как существа, обладающие психикой!

Первичная, наиболее примитивная стадия психики, которая свойственна огромному количеству видов живых существ от простейших насекомых до некоторых позвоночных, получила название элементарной сенсорной психики.

Элементарная сенсорная психика характеризуется тем, что животное реагирует на отдельные изолированные абиотические свойства объектов. На данной стадии активность животного носит целостный нерасчлененный характер, его поведение представляет собой однофазный акт, протекающий от возникновения ощущения к результату. Способность к обучению минимальна и в основном выражается в привыкании.

Известный отечественный зоопсихолог К.Э.Фабри выделяет низший и высший подуровни элементарной сенсорной психики. При переходе на более высокий подуровень наблюдается усложнение поведение и развитие поисковой активности. Более того, именно на стадии возникновения высшего уровня элементарной сенсорной психики наблюдается своеобразный «прорыв» в развитии нервной системы – она дифференцируется, появляются ее разнообразные формы: сетчатая, кольцевая, радиальная. У рыб, рептилий, земноводных формируются наиболее филогенетически древние структуры головного мозга.

Типичными носителями элементарной сенсорной психики являются насекомые. Ярким примером проявления элементарной сенсорной психики является пищевое поведение паука, для которого значимым абиотическим свойством пищи служит вибрация паутины. Хорошо известно, что стоит обездвижить муху и осторожно поместить ее на паутину, как она теряет пищевую ценность для паука. Как было замечено М. Холзапфелом, голодный паук будто бы «не замечает» аппетитную жертву и может погибнуть от голода, находясь в непосредственной близости от пищи (M.Holzapfel, 1935).

В том, что для носителей элементарной сенсорной психики абиотическое свойство субъективно выступает в неразрывной целостности с биотическим, убеждает эксперимент проведенный на американских сомиках (А.В.Запорожец, И.Г.Диманштейн, 1939). Аквариум разделялся проницаемой для запаха перегородкой. В перегородке находилось отверстие, а пища помещалась в противоположной стороне аквариума. Сначала рыбы устремлялись непосредственно на запах пищи и, естественно, натыкались на перегородку. Тогда они немного изменяли траекторию движения и повторяли попытки до тех пор, пока случайно не находили верный путь к пище. После этого перегородку убирали. Как вы думаете, менялось ли поведение рыб? Ничего подобного! Они продолжали добираться до пищи по окружному пути, хотя могли без всяких препятствий достичь ее напрямую. Такого парадоксального поведения нельзя обнаружить у более высоко организованных животных, находящихся на высших стадиях развития психики. Полученные факты подтверждают, что для сомиков «путь» к пище субъективно являлся как бы частью пищи, ее устойчивым свойством, которое они обнаружили в опыте (см. Рис.9).

Перегородка

РЫБА

РЫБА

Рис.9 А. Траектория движения рыбы при Б. Траектория движения рыбы после выработке реакции обходного маневра. того, как перегородка убрана.

Важно отметить, что на элементарной сенсорной стадии развития психики воздействия должны носить последовательный характер (проще говоря, один объект – одно свойство). Разнообразие свойств объекта, которое облегчает ориентировку на более высоких стадиях развития психики, лишь «путает» животное.

Иллюстрацией может служить дальнейшее исследование поведения рыб. В серии экспериментов, подобных описанным выше, рыбы научались реагировать на положение отверстия в прозрачной перегородке, которое служило «дверью» в помещение с пищей. После многочисленных проб, когда рыбы усваивали, где именно находится отверстие, его дополнительно помечали черной рамкой. Казалось бы, подобные действия должны были повысить эффективность нахождения пищи, ведь теперь рыбы не только «помнили» место, где находилось отверстие, но и видели метку. На самом деле все происходило по-другому. Время достижения пищи не только не сократилось, оно увеличилось в четыре раза! Рыбам пришлось устанавливать совершенно новую связь «метка – пища» вместо «положение отверстия – пища», причем две эти реакции вступали в конфликт друг с другом.

Вернемся к «настойчивым» сомикам, которые предпочитают двигаться к своей цели обходным путем. Большинство млекопитающих повели бы себя в аналогичной обстановке по-другому. Они бы бросились к пище, не обращая внимания на выработанную реакцию. В чем же заключается суть изменений их психики, которые позволяют им легко решать задачу, непосильную для рыб и насекомых? Дело в том, что они достигли более высокой стадии развития психики, получившей название перцептивной.

Перцептивная психика характеризуется способностью реагировать не на изолированные свойства объектов, а на целостные предметы. Действительность воспринимается в форме образов вещей. Например, в одном из исследований на глазах у кролика в ящик помещался кочан капусты. Экспериментатор незаметно заменял в ящике капусту на морковку. Затем кролику позволяли залезть в ящик и съесть находящийся там предмет. Несмотря на то, что в естественной ситуации морковь является таким же привлекательным пищевым стимулом, как и капуста, кролик всем своим видом демонстрировал «удивление» и продолжал поисковую активность. Другими словами, кролик «ожидал» найти капусту, а не пищу «вообще», причем воспринимал ее предметно.

Объект для носителей перцептивной психики выступает отдельно от условий, в которых он дан восприятию. В образе предмета интегрируются его многочисленные свойства, так что одновременное восприятие нескольких свойств предмета делает его в большей степени представленным в психике животного. Как замечает А.Н.Леонтьев: «Для собаки имеют одинаковый смысл и раздавшееся завывание волка, и запах его следов, и показавшийся вдалеке силуэт зверя». Другими словами, пища для таких животных — это пища, а преграда – преграда. Они связаны ситуацией, но в принципе независимы друг от друга. В активности животных появляется новая структурная единица – операция. Операции – это акты, содержание которых отвечает не самому предмету потребности, а условиям, в которых он находится. Перцептивная стадия характеризуется бурным развитием головного мозга, возникновением коры больших полушарий. На разных уровнях перцептивной стадии развития психики стоит большинство позвоночных животных.

Важной особенностью перцептивной стадии развития психики является тот факт, что основу всех форм поведения составляют инстинктивные действия, то есть генетически наследуемые элементы поведения. Вопреки распространенному мнению, инстинкты не являются «машинообразными», раз и навсегда закрепленными реакциями. Большую роль в реализации инстинктов играет научение. Известно, например, что певчие птицы не поют, если не слышат пения своих старших собратьев, у домашних животных, выросших среди людей часто нарушено половое поведение. К.Э.Фабри пишет: «На стадии перцептивной психики каждый поведенческий акт формируется в онтогенезе путем реализации генетически фиксированных компонентов видового опыта в процессе индивидуального научения» (см. подробнее об инстинктивном поведении Глава 4).

На перцептивной стадии развития психики появляются многообразные виды активности животных, в первую очередь, навык и игра. Навык определяется как закрепленные, стабилизированные операции. Многие животные эффективно переносят сформированные навыки из одной ситуации в другую. Каждый, кто держит дома кошку или собаку знает, что стоит ей научиться открывать лапой дверь в одну из комнат, как она вскоре испробует этот навык на всех дверях в квартире.

В игре операции отделяются от деятельности и приобретают самостоятельный характер. Играя, молодые животные «отрабатывают» операции, которые пригодятся им в дальнейшем.

Наиболее высокоорганизованные млекопитающие (человекообразные приматы) достигают самой высокой стадии развития психики в животном мире – интеллектуальной. Исследованиями интеллекта человекообразных обезьян («ручного мышления») активно занимались представители гештальтпсихологии. Наиболее широкую известность приобрели работы В.Келлера, проведенные им на острове Тенерифе.

Интеллектуальная стадия развития психики предполагает отражение мира в форме целостных ситуаций, состоящих из нескольких компонентов. Животное способно не просто воспринять предметы, но и установить значимые связи между ними. Интеллектуальная стадия развития психики характеризуется следующими особенностями: 1) активное использование орудий; 2) явление инсайта, то есть мгновенного нахождения решения задачи без видимой наблюдателю фазы проб и ошибок; 3) закрепление эффективного способа решения после единственной удачной попытки; 4) возможность переноса способа решения на широкий класс схожих задач; 5) способность решать «двухфазные» задачи, то есть к объединению в рамках одной задачи двух уже сформированных операций. Например, вне клетки, где находится обезьяна кладут банан. Несколько ближе кладут длинную палку. Еще одна палка, более короткая, находится в зоне досягаемости обезьяны. Чтобы достать банан, животному необходимо сначала с помощью короткой палки притянуть к себе длинную, взять ее, а уж потом, орудуя длинной палкой достать банан. Обычно обезьяны достаточно легко справляются с подобными заданиями.

Хотя некоторые видные исследователи, например, К.Э. Фабри, отрицали существование интеллектуальной стадии развития психики у высших животных, в последнее время получены данные, что человекообразные обезьяны, располагающие головным мозгом со значительно развитой корой больших полушарий, могут достичь больших успехов в овладении зачаточными формами «речи».

Известно, что большинство животных издают звуки. Стадные животные пользуются звуком для коммуникации. Однако такая сигнализация носит характер эмоционального заражения. Так зебра, почуяв запах хищника, издает ржание определенного типа, которое пугает остальных членов группы и заставляет их спасаться бегством. Ни одно из животных, находящихся на перцептивной стадии развития психики не способно к образованию связи между конкретной фонемой и предметом внешнего мира. Проще говоря, ржание зебры обозначает «страх», но никогда не обозначает предмета («лев» или «охотник»), вызвавшего этот страх.

Первые опыты по развитию голосовой речи у обезьян так же не привели к заметным успехам. Одной из причин неудачи оказалось то, что звуковой репертуар обезьян насчитывает всего около 13 звуков, причем эти звуки значительно отличаются от тех, что составляют основу фонем человеческой речи. Но как только исследователи осознали, что в качестве единиц речи можно использовать жесты (подобно жестовому языку глухонемых) или другие знаки, обезьяны стали обнаруживать способность к построению примитивных предметных сообщений. Так шимпанзе Уошо освоила 132 знака, комбинируя из них связные цепочки в 2-5 слов (А.Гарднер, Б.Гарднер, 1969). Впоследствии авторы показали, что эффект обучения не мог быть сведен к простой дрессировке. Уошо отвечала на вопросы даже тогда, когда экспериментаторы не знали содержания вопроса, который задавали и, соответственно, не могли невербально подсказать правильный ответ. Более того, Уошо сама выдумывала новые «слова» для обозначения незнакомых объектов. Так, впервые увидев лебедя, она назвала его «водяной птицей», а арбуз – «сладким питьем». Феноменальные способности Уошо проявлялись и в том, что она могла обобщать конкретные значения слов и переносить общее значение слова на схожие в каком-то смысле объекты. Так, овладев словом «цветок» на примере конкретных растений, впоследствии она называла «цветком» запах табака (который ей нравился) и запах вкусной пищи. Супруги Дэвид и Анна Примак (1978) научили шимпанзе Сару читать и писать. Сара пользовалась пластмассовыми фигурками абстрактной формы и составляла предложения на магнитной доске. Сара выучила 120 символов и комбинировала из них различные сочетания (см. Рис.10).

Рис.10. Пример системы сигнализации для шимпанзе, адаптировано из D.Premack, 1978.

Экспериментатор – Саре Сара – Экспериментатору

А) Б) В) Г)

САРА САРА МЭРИ МЭРИ

ПОЛОЖИ ДАЙ ПОЛОЖИ ДАЙ

БАНАН ЯБЛОКО ЯБЛОКО БАНАН

ТАРЕЛКА ВЕДРО

А) «Сара, положи банан на тарелку»

Б) «Сара, дай яблоко»

В) «Мэри, положи яблоко в ведро»

Г) «Мэри, дай банан»

Таким образом, можно считать, что предпосылки создания языка – главного орудия собственно человеческой психики подготавливаются на высших ступенях эволюции еще до появления человека.

что это, виды и степени интеллектуальной недостаточности

Нарушение интеллекта – патологическое изменение процесса оценки действительности, умозаключений, суждений, рационального познания, критического восприятия поступков. Для больных с интеллектуальными расстройствами характерны признаки: эмоциональная лабильность, ухудшение памяти и мыслительной деятельности. Они испытывают сложности при общении с окружающими или вообще не воспринимают события внешнего мира.

глупый человек

глупый человек

Понятие и классификация

Интеллект – это не единая характеристика, а комплекс специфичных навыков, которые оцениваются в соответствии с критериями (продуктивность в ходе психометрического тестирования, клиническая картина с сопутствующими психическими и соматическими заболеваниями, адаптивное поведение). Нарушение интеллекта – это отклонение выявленных в ходе диагностики показателей от нормативных стандартов. Различают виды нарушения интеллекта:

  1. Задержка развития. Выявляется в младенческом, детском возрасте. У детей с задержкой развития психики позже выявляются интеллектуальные нарушения, это связано с недоразвитием, ослаблением основных психических функций (внимание, память, мышление, поведение, проявление воли и эмоций).
  2. Умственная отсталость. Группа состояний психического недоразвития, обусловленных наследственными факторами или внешними воздействиями. Бывают врожденными и приобретенными в раннем возрасте.
  3. Деменция (приобретенное слабоумие). Развивается на фоне перенесенных поражений мозгового вещества или в результате прогрессирующего заболевания ЦНС. Проявляется устойчивым уменьшением объема психической деятельности с нарушением важных корковых функций.

Форма нарушения интеллекта в зависимости от степени выраженности проявлений бывает легкой, умеренной, тяжелой. При легкой форме наблюдается нарушение трудовой деятельности и социальной активности при сохранении навыков самообслуживания, личной гигиены и относительной способности к суждениям. При тяжелой форме больные нуждаются в постоянном присмотре и уходе со стороны окружающих. Они не способны самостоятельно выполнять домашние обязанности, поддерживать личную гигиену.

Степени и формы умственной отсталости

Умственная отсталость – патологическое состояние, которое характеризуется частичным или задержанным развитием психических функций. Проявляется в снижении уровня интеллектуальности, который объединяет такие способности, как когнитивные, речевые, двигательные, социальные. Синонимами умственной отсталости являются термины «психическое недоразвитие», «интеллектуальная недостаточность» и «олигофрения». Выделяют три степени УО:

  • Дебильность (легкие нарушения умственной деятельности).
  • Имбецильность (умеренные нарушения умственной деятельности).
  • Идиотия (глубокие нарушения умственной деятельности).

нарушение умственного развития

нарушение умственного развития

Распространенность патологии составляет 1-3% населения. В регионах с неблагоприятной экологической обстановкой количество больных может достигать 7% населения. Патология в 1,5 раза чаще выявляется среди мужчин, чем среди женщин. Выделяют формы (легкая, умеренная, тяжелая, глубокая) заболевания в зависимости от степени выраженности интеллектуального дефекта.

Деменция

Ухудшение когнитивных способностей при деменции происходит параллельно с обеднением эмоций, снижением эмоционального контроля и мотивации, поведенческими расстройствами. Распространенность слабоумия увеличивается с возрастом – от патологии страдает 20% людей старше 80 лет.

У 5% людей в возрасте, превышающем 65 лет, диагностируется деменция тяжелой степени, у 10-16% выявляется легкая и умеренная форма заболевания. Причины нарушения интеллекта полиморфны и связаны с высоким риском органического поражения мозга в пожилом возрасте. Нередко патология развивается на фоне нейродегенеративных процессов – болезни Альцгеймера (около 60% случаев) и Паркинсона.

Нередко причиной развития слабоумия становятся болезни сосудов (около 10% случаев), опухоли с локализацией в головном мозге, инфекционные поражения ЦНС. Заболевания церебральных сосудов в сочетании с болезнью Альцгеймера вызывают слабоумие в 20% случаев.

Определение точных причин развития слабоумия необходимо для назначения адекватного лечения. Корректное лечение замедляет прогрессирование патологического процесса. Нередко после курса терапии наблюдается улучшение интеллектуальной деятельности.

Признаки

У детей с нарушением интеллекта выявляются характерные признаки внешности – это низкий рост и малый вес по сравнению со сверстниками. У них часто наблюдаются стигмы дизэмбриогенеза (небольшие отклонения), в том числе неправильная форма раковин ушей, заниженная линия роста волос, высокое небо, гипертелоризм (увеличенное расстояние между парными органами, чаще глазами), неправильный прикус (рост зубов).

Ментальные нарушения при УО тяжелой степени часто сопровождаются пороками развития. Чаще диагностируются дефекты органов зрения, пороки сердца, увеличенное количество пальцев, укороченные конечности, нарушение слуха, увеличение размеров печени и селезенки. Клиническая картина дебильности:

  1. Наличие механической памяти. Дети способны овладеть достаточным объемом знаний, навыками речи, чтения, письма.
  2. Слабость мыслительных процессов. Часто маскируется достаточно большим словарным запасом и относительно хорошей памятью.
  3. Неспособность воспринимать абстрактные образы.
  4. Слабая способность к подавлению влечений и проявлению самообладания.
  5. Склонность к импульсивным поступкам вследствие большой подверженности стороннему внушению.
  6. Разнообразие эмоций.

идиот

идиот

Пациенты с дебильностью не проявляют инициативы в процессе обучения и работы. Они сталкиваются с трудностями, когда привычные модели решения бытовых задач приходится заменять новыми из-за изменившихся условий и обстоятельств. Клиническая картина имбецильности:

  1. Малый словарный запас и ограниченные объемы памяти.
  2. Безграмотная речь.
  3. Ограничение понимания речи, недостаток использования слов в процессе общения.
  4. Эгоцентричность (проявление эгоизма), потребность в повышенном внимании со стороны окружающих. Больные обижаются, когда их ругают, радуются, если их действия оценивают положительно.

При отсутствии нарушений моторного развития больные с диагнозом имбецильность могут овладеть несложными профессиональными навыками, выполнять простую, механическую работу. Больные плохо приспособлены к самостоятельной жизни, нуждаются в постороннем уходе и помощи. Идиотия проявляется снижением интереса к внешнему миру.

У больного практически отсутствуют реакции на окружающие события. Пациенты могут вообще не реагировать на внешние раздражители, либо демонстрируют неадекватные, нелогичные реакции. Внятная речь отсутствует. Речь, которая обращена к пациентам, воспринимается ими по интонации – они не понимают ее смысл. Оставаясь наедине с собой, некоторые больные неподвижно застывают, другие постоянно выполняют бесцельные, непрерывные движения.

Они ползают, хватают разные предметы, проявляют агрессию, иногда направленную в отношении себя. Примитивно выражают эмоции удовольствия и недовольства. Отсутствие соматических нарушений, чувство сытости приводят больных в состояние удовлетворенности и спокойствия. Чувство голода, неприятные ощущения провоцируют крайнюю ажитацию, страх, беспокойство.

Симптоматика при деменции проявляется в зависимости от степени интеллектуальной недостаточности. При легких формах интеллектуальных расстройств наблюдаются нарушения мышления, утрата способности к рациональной мыслительной деятельности. Больные затрудняются при определении причинно-следственных связей между предметами окружающего мира и событиями.

Нередко они не могут сообразить, где находятся, теряют ориентацию во времени (не могут определить время суток, день недели, год). Другое проявление – аментивный синдром (помрачение сознания, речевая дисфункция, растерянность, хаотичность движений, психомоторное возбуждение, непроизвольные подергивания отдельных групп мышц, невозможность концентрировать внимание).

Аментивный синдром проявляется в галлюцинаторной (появляются отрывочные галлюцинации – слуховые, зрительные, обонятельные) или кататонической форме. Во втором случае преобладают психомоторные нарушения и бредовые идеи – мания величия или преследования. Аменция (бессвязность мышления) сопровождает временные нарушения интеллекта, обусловленные причинами:

  • Стрессы (потеря близкого человека, увольнение).
  • Черепно-мозговые травмы.
  • Эндогенные факторы (шизофрения, маниакально-депрессивные расстройства в анамнезе).
  • Инфекционные болезни и интоксикации (пневмония, сепсис, грипп, алкогольная и наркотическая интоксикации, отравление химическими веществами).
  • Заболевания церебральных сосудов (атеросклероз, инсульт, гипертонические кризы).

атеросклероз

атеросклероз

Деменция нередко сопровождается возникновением неврологического дефицита – расстройство чувствительности (парестезия), гемипарезы, нарушение двигательной координации, зрительная дисфункция (выпадение полей зрения, появление посторонних предметов в поле обзора). Клиническая картина деменции сосудистого генеза характеризуется доминированием мнестико-интеллектуальных нарушений:

  1. Ухудшение памяти, забывчивость.
  2. Отсутствие рассудительности, нелогичность суждений.
  3. Амнестическая афазия (нарушение речи, при котором больной понимает назначение предметов, но испытывает сложности при произнесении их названий).

Для деменции сосудистого генеза типичны невротические проявления (раздражительность, повышенная утомляемость, слабость) и аффективные нарушения (депрессивное состояние, эмоциональная лабильность, неспособность сдерживать аффект – эмоциональный порыв). У пациентов часто наблюдаются боли в области головы и нарушение сна, замедленность, отсутствие гибкости психических процессов.

Диагностика

При диагностике расстройства интеллекта оценивают степень интеллектуального дефекта, клинические проявления, наличие коморбидных (взаимосвязанных, сопутствующих) нарушений, этиологию, способность к адаптации. Первоочередное диагностическое мероприятие – сбор анамнеза (семейная генеалогия с указанием наследственных заболеваний, в том числе психических и эндокринологических, факты употребления родственниками алкогольных напитков и наркотических средств).

Врач собирает сведения о течении беременности и возможных патогенных факторах, влияющих на развитие плода. Клиническая диагностика включает психологические тесты и физикальное обследование на наличие неврологической симптоматики. В процессе общения с пациентом врач определяет его интеллектуальные навыки – способность понимать метафорическую речь, адекватно воспринимать смысл сюжетных картинок, умение пересказывать содержание, объем и качество знаний об окружающем мире.

При дифференциальной диагностике слабоумия важно учитывать, что симптоматика, сопровождающая интеллектуальные расстройства, схожа с признаками астении тяжелой степени, депрессивного состояния, психических нарушений. Критерии при постановке диагноза деменция:

  1. Ухудшение памяти (кратковременной, долговременной). Нарушения определяются в ходе психиатрического тестирования пациента.
  2. Расстройство абстрактного мышления.
  3. Неспособность планировать действия, критически оценивать свое поведение.
  4. Наличие нейропсихологической симптоматики – апраксия (нарушение целенаправленных движений), афазия (нарушение речи), агнозия (нарушение восприятия, в том числе зрительного, слухового и тактильного).
  5. Изменение личности (отклонение от общепринятых норм поведения).
  6. Признаки социальной дезадаптации.

Достаточно 2 критериев из списка, чтобы поставить диагноз слабоумие. При деменции, обусловленной органическим поражением мозгового вещества, показано проведение инструментальной диагностики (преимущественно КТ, МРТ, ангиография) для выявления структурных, морфологических, функциональных изменений в нервной ткани, а также для определения состояния сосудистой системы, питающей головной мозг.

ангиография сосудов мозга

ангиография сосудов мозга

Лечение

Госпитализация показана при грубых поведенческих отклонениях. Лечение в условиях стационара проводится при участившихся эпилептических приступах, развитии психозов и депрессивных состояний. Основные направления лечения:

  • Устранение этиологических факторов.
  • Активация собственных компенсаторных механизмов.
  • Устранение сопутствующих нарушений (психических, соматоневрологических).

Медикаментозная терапия проводится по показаниям. К примеру, при задержке психического развития, связанной с врожденной формой гипотериоза, показана заместительная терапия гормонами. Диетотерапия эффективна в отношении нарушений интеллекта, спровоцированных расстройством процессов метаболизма.

Основные группы фармацевтических препаратов – ноотропные (Пирацетам, Пиритинол, Гопантеновая кислота), сосудорасширяющие (Винпоцетин, Циннаризин) с целью улучшения мозгового кровотока, аминокислоты (Глутаминовая кислота). Симптоматическое лечение антидепрессантами (Амитриптилин, Флувоксамин) и транквилизаторами (Феназепам, Диазепам) назначают, если проявления патологии препятствуют адаптации больного.

Параллельно с медикаментозной терапией проводится психолого-педагогическая коррекция. Обычно дети посещают специализированные образовательные учреждения, где обучаются по специальным программам, соответствующим их интеллектуальному уровню. В ходе обучения ребенок учится общению с взрослыми и сверстниками, приобретает элементарные бытовые навыки.

Профилактика и прогноз

Профилактические меры включают предупреждение негативного воздействия (интоксикации, травмы, инфицирование) на плод в период беременности. Будущим родителям рекомендуется отказаться от злоупотребления алкоголем, курения, употребления наркотических средств.

Чтобы предотвратить нарушение интеллекта у ребенка, матери нужно придерживаться здорового образа жизни, получать полноценное питание и отдых. Прогноз относительно благоприятный в случаях, когда выявляется легкая форма умственной отсталости или деменции, поддающейся терапевтической коррекции.

Нарушение интеллекта – группа патологий, которые проявляются снижением когнитивных способностей, ухудшением памяти, нарушением речи и мыслительной деятельности. Своевременная диагностика и корректная терапия позволяют улучшать состояние больного, повышать его способность к социальной адаптации.

Просмотров: 289

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *