Какие интонации бывают в литературе: Интонация (лингвистика) — Википедия – Интонация — Литературная энциклопедия

Автор: | 29.10.2020

Содержание

Компоненты интонации. Какие выделяют функции интонации?

Поделиться статьёй:

Виды и компоненты интонации

Роль интонации в актерском мастерстве очевидна, равно как и в ораторском искусстве. Правильность выделения слов в речи, их звучание и действие на публику, уже давно изучены, связь эмоций и интонации неоспорима. Попробуем разобраться более подробно в том, что такое интонация, какая бывает, где используется и т.д.

Какой бывает интонация в русском языке. Виды интонации.

Средство фонетической организации речи (интонация) делится на три типа:

  1. Повествовательная;
  2. Вопросительная;
  3. Восклицательная.

Для первого вида характерно ровное и, соответственно, спокойное произношение речи. Рассказ протекает плавно, периодически слегка повышая голос (интонационная вершина) и понижая его (интонационное понижение). Такой метод, как правило, не используется постоянно. Оратору или актеру в любом случае приходится использовать второй и третий вид фонетической ораганизации. Для вопросительной интонации характерно повышение тона голоса в начале, и его понижение ближе к концу фразы. В целом, название четко отображает суть данного вида.

Для восклицательной интонации более характерно противоположное положение вещей: тон повышается ближе к концу высказывания. Ярко выраженный эмоциональный окрас легко привлекает внимание публики. Очевидно, что ни один из способов не используется самостоятельно.

Актерам, как и ораторам, свойственен переход или поэтапное чередование одного типа с другим. Правильная интонация должна вырабатываться во время занятий с педагогами. Также достичь развития можно и в домашних условиях. Для этого можно использовать такой способ, как чтение вслух. При этом, нужно обращать внимание на знаки препинания, расставленные в конце предложения. Постижение основ ораторского искусстваневозможно без выработки правильной интонации.

Правильная интонация: что это?

Немаловажное значение имеет и темп рассказа. А точнее – скорость воспроизведения монолога. Быстрый темп характерен для взволнованной речи. А вот медленный – для торжественной. Плавный переход от одной скорости к другой часто применяется в различных сферах. Конечно, интонация в русском языке невозможна без интенсивности (силы голоса). Это возможность либо придать рассказу эмоциональный окрас, либо наоборот – сбавить обороты. С какой интонацией говорить?

Первый случай наблюдается при высказывании таких эмоций, как испуг или радость. А вот снижение силы голоса характерно для выражения горестных чувств, утраты близких и т.п. Правильная интонация не возможна без логических пауз, которые просто необходимы для осмысления публикой сказанного оратором или актером. И последнее, чтобы качественно выражать свои эмоции различными средствами и видами интонации – важна хорошая дикция. Без нее невозможно ни одно выступление. Вообще, работа над интонациейпредполагает множество составляющих, как теоретическую подготовку, так и практику. Конечно, речь должна отличаться логической выразительностью, но не менее важна выразительность эмоциональная. Мысль, которую оратор не прочувствовал, не тронет зрителя, как бы не была отработана техническая интонация голоса.

Только при условии должной мыслительной оценки, выражения личного отношения к произносимому тексту можно заинтересовать слушателя. Ведь в этом случае отчетливо проявляются такие компоненты интонации, как эмоциональные ударения и продуманные паузы, обусловленные и настроением, и чувствами говорящего.

Несомненно, что пунктуация и интонация крепко взаимосвязаны. Стоит забыть о знаках препинания, как речь сразу становится монотонной, превращается в безжизненный серый монолит, который может лишь заставить слушателя зевать. А ведь основные функции интонации направлены на повышение интереса к рассказу, его дроблению на смысловые куски (т.н. синтагмы). Некоторые специалисты противопоставляют интонацию просодии. Обычному обывателю достаточно знать, что в отличие от оперирующей фразами интонации, просодия опирается на слоги.

К основным элементам интонации обычно относятся: 1. Ударения. 2. Паузы. 3. Тембр. 4. Мелодика. 5. Темп.Однако в действительности все элементы интонации существуют в единстве. Только наука может для своих целей рассматривать отдельные компоненты. Стоит указать негативные примеры интонации. Так к типичным ошибкам обычно относятся как монотонность речи, так и слишком высокий (низкий) тон всего текста выступления, восходящая интонация в конце повествовательных предложений и недостаточная выразительность речи. Над подобными недочетами нужно упорно работать каждый день, особенно, если предвидятся постоянные выступления.

Школьные учебники выделяют такие виды предложений по интонации: невосклицательное и восклицательное. Для второго вида присуще выражение сильного чувства.

Многие ошибочно считают, что по интонации предложения бывают вопросительными, восклицательными и повествовательными. Однако это разделение проводится не по интонационному признаку, а по цели высказывания оратора. Известный исследователь великого и могучего языка Всеволодский-Гернгросс в своих работах на вопрос о том, какие бывают интонации, выделяет не менее 16 видов интонации. Среди них: пригласительная и сопоставительная, повелительная и звательная, убедительная и перечислительная, просительная и утвердительная, и др. Описывая определение интонации, этот ученый отмечает, что она является самой эфемерной составляющей красочной устной речи. При этом важнейшими акустическими характеристиками интонации являются мелодика, длительность и интенсивность.

Поделиться статьёй:

Какие существуют основные типы стихотворных интонаций? — КиберПедия

Интонация в переводе с латинского означает «громкое произношение». Интонация — не только смысловая мелодия речи, но и выразитель чувств, экспрессии речи, отношения говорящего к предмету высказывания.

При работе над стихами учитываются все составные ин­тонации: мелодика, логика, паузы, темпо-ритм, тембр, ха­рактер произнесения… Однако поиск интонационного звуча­ния стихов связан с определением основного типа интонации всего стихотворения.

Дело в том, что существуют типы интонаций, обусловлен­ные объективным характером содержания текста стихотво­рения вне зависимости от индивидуальной, субъективной ма­неры его исполнения. Естественно, что заданный поэтом еди­ный интонационный тип стихотворения интерпретируется ин­дивидуальной манерой исполнения того или иного чтеца. Но можно ли одинаково «по-своему» читать два разных стихо­творения, хотя бы и написанных одним размером, например:

«БУря мглОю нЕбо крОет» — А. Пушкина и «МУха, мУха-цОкотУха» — К. Чуковского? А если стихи написаны разны­ми размерами? — «Осень» А. Пушкина и «Хорошее отно­шение к лошадям» В. Маяковского? Ясно, что нельзя. Ибо объективное содержание стихов не позволит этого сделать.

По своим интонационным различиям стихи целятся на два основных типа: напевный и говорной. К напевному ти­пу относятся песенные и романсовые стихи, а к говорному — ­от ораторских до разговорных. Напевные стихи более поэтичны и приподняты; им чужды разговорные слова и обороты; они более симметричны как ритмически, так и интонационно.

(41)

И произносятся они более мелодично, с подчеркиванием пауз между стихами и строфами.

Слыхали ль вы за рощей глас ночной

Певца любви, певца своей печали?

Когда поля в час утренний молчали,

Свирели звук унылый и простой

Слыхали ль вы?

В этой строфе, пушкинского «Певца» есть рефрен (от французского refrain — припев; повторение стиха или ряда стихов в, конце строфы или ряда строк) повторяющаяся строка «Слыхали ль вы?» Рефрен тоже характерен для на­певного стиха. Можно говорить еще о ряде признаков, та­ких, как интонационная завершенность строф, повторность в кольцевом строении строф и других. Все они создают уди­вительное разнообразие вариантов напевного стиха — от куп­летов до романса.

Говорной стих, как и сама живая речь, чрезвычайно разнообразен, в оттенках интонаций: от бытового непринужден­ного разговора до высокой патетики ораторской речи. «Торжественная ода по интонационному строю полярна фамиль­ярному посланию. Между этими двумя полюсами умещают­ся важный тон философской лирики, эмоциональная припод­нятость элегического раздумья, язвительная речь сатиры с широкой амплитудой от патетического негодования до гру­боватой насмешки… В отличие от напевного стиха с его мелодичностью все эти разновидности говорного стиха своеоб­разно воспроизводят интонацию живой речи».15



Непринужденность — вот основная особенность разговорно-бытовой речи. Поэтому строй таких стихов свободен; длинные и короткие строки сменяют друг друга неожидан­но; появляются слова-жесты:

А я ему

на самовар…

Разговорный стих часто нестрофичен, что придает ему бо́льшую свободу. Мы говорили о «лесенке» Маяковского о современной графике стихов, когда поэты расчленяют стихи внутренними паузами, подсказывая нам его интонационное звучание. На создание разговорной интонации оказывают влияние и просторечная лексика и фразеология. Поэты ча­сто прибегают к формам рассказа, повествования, беседы с конкретным или воображаемым собеседником.

В ораторском стихе высокое общественное содержание выражается особыми и словарем, и интонацией: приподнятой, торжественной, патетической. Ораторский стих более организован в отличие от разговорного, в нем много риториче­ских фигур (восклицаний, вопросов, обращений, единоначатия строк и т. д.).

(42)

Вы грозны на словах — попробуйте на деле!

Иль старый богатырь, покойный на постели,

Не в силах завинтить свой измаильский штык?

Иль русского царя уже бессильно слово?

Иль нам с Европой спорить ново?

Иль русский от побед отвык?

Иль мало нас? или от Перми до Тавриды,

От финских хладных скал до пламенной Колхиды,

От потрясенного Кремля

До стен недвижного Китая,

Стальной щетиною сверкая,

Не встанет, русская земля?…

(А. С. Пушкин).

Интонация стиха определяется совокупностью ряда фак­торов: особенностью размера, наличием переносов, словораз­делами, симметричностью или асимметричностью предложе­ний, стилистическими особенностями словаря, риторическими фигурами и т. п. Разумеется, что в том или ином стихотво­рении одни из этих факторов проявляются сильнее, другие слабее. Поэтому и надо их изучать, чтобы разбираться, в том эффекте, который они создают в своем сложном взаимо­действии.



В зависимости. от различных тем, изменений, характера эмоции изменяется стиль речи и интонирование. Как разнится стиль и интонации Пушкина во вступлении к поэме «Мед­ный всадник» и самом повествовании о судьбе героя. Разно­образие стилей и интонацией нетрудно заметить, читая поэму Р. Рождественского «Двести десять шагов».

Когда же стихотворение небольшое оно чаще всего пронизано одним развивающимся чувством и написано в одном стиле. Единая интонационно-ритмическая структура, свойственная тому или иному стихотворению, должна быть определена. Какая же интонация свойственна стиху: ора­торская, разговорно-бытовая, философская, раздумная, назидательная?

«Муха, муха-цокотуха…». Ну, конечно же, интонация разговорно-бытовая. «Выхожу один я на дорогу…» — мы слышим философско-раздумную интонацию лирического героя. «Слушайте, товарищи, потомки…» — явно звучит ораторская интонация Маяковского.

Однако об основной стихотворной интонации нельзя го­ворить в отрыве от основного тона произведения. Ведь ин­тонация всегда окрашивается определенным тоном. Основ­ной тон К. С. Станиславский называл «душевным тоном», «доминирующим аккордом», «лейтмотивом», «целенаправленной страстью», «эмоциональным фоном». (43) На этом фоне и протекает, разворачиваясь, изменяясь, жизнь лирического героя поэтического произведения. Ведь и в жизни каждый человек живет в своем тоне, у каждого своя «страсть дейст­вия». А каждый поэт, – личность со своим дыханием, складом мысли, темпераментом, душевным миром, целенаправ­ленным действием… Понять, в каком же основном тоне может протекать речевое действие (лирическом, драматическом, трагическом, героическом, сатирическим, буффонном, разго­ворном, патетическом, будничном, возвышенном, романтиче­ском, лирико-романтическом, лирико-героическом…), необхо­димо для того, чтобы вернее почувствовать замысел авто­ра, страсть его мыслей и действия, динамику чувств. Найти верный тон исполнения и основную интонацию стиха — значит приблизиться к внутреннему ритму жизни поэта, задышать его дыханием, зазвучать его звучанием, а не «подмять» его под себя, что часто случается. В нахождении верного то­на и интонации большая роль принадлежит жанру, виду стихотворного произведения.

Виды предложений по интонации и цели высказывания (3 класс) таблица, примеры

По инто­на­ции раз­ли­ча­ем вос­кли­ца­тель­ные и невос­кли­ца­тель­ные пред­ло­же­ния. По цели выска­зы­ва­ния ука­жем пред­ло­же­ния повест­во­ва­тель­ные, вопро­си­тель­ные и побу­ди­тель­ные пред­ло­же­ния.

Виды предложений

Виды предложений

Что такое интонация предложения?

Интонация явля­ет­ся одной из важ­ных харак­те­ри­стик пред­ло­же­ния. Начнем с опре­де­ле­ния, что назы­ва­ет­ся инто­на­ци­ей.

Это сло­во име­ет латин­ское про­ис­хож­де­ние: гла­гол intonare бук­валь­но зна­чит «гром­ко про­из­но­сить». В син­так­си­се рус­ско­го язы­ка  тер­мин «инто­на­ция» обо­зна­ча­ет ритмико-мелодический строй пред­ло­же­ния, как в уст­ной речи оно про­из­но­сит­ся, с повы­ше­ни­ем или пони­же­ни­ем тона.

Рассмотрим более подроб­но, с какой инто­на­ци­ей про­из­но­сят­ся пред­ло­же­ния и какую име­ют эмо­ци­о­наль­ную окрас­ку.

Таблица

ПО ИНТОНАЦИИ
ВосклицательноеНевосклицательное
Мне пода­ри­ли котен­ка!Мне пода­ри­ли котен­ка.
ПО ЦЕЛИ ВЫСКАЗЫВАНИЯ
ПовествовательноеВопросительноеПобудительное
На ули­це пре­крас­ная пого­да.Почему вы сиди­те дома?Идите гулять.

Виды предложений по интонации и цели высказывания таблица 3 класс

Виды предложений по интонации и цели высказывания таблица 3 класс

Виды предложений по интонации

По инто­на­ции и силе выра­жен­но­го чув­ства, по эмо­ци­о­наль­ной окрас­ке раз­ли­ча­ют два вида пред­ло­же­ний:

Виды предложений по интонации

Виды предложений по интонации

Невосклицательные предложения

Каждое пред­ло­же­ние име­ет инто­на­цию кон­ца пред­ло­же­ния. Если выска­зы­ва­ние про­из­но­сит­ся спо­кой­но, без осо­бой эмо­ци­о­наль­ной нагруз­ки в его кон­це, это невос­кли­ца­тель­ное пред­ло­же­ние.

Определение

Предложение, в кото­ром не выра­же­но чув­ство, назы­ва­ет­ся невос­кли­ца­тель­ным.

Примеры невосклицательных предложений

Поздно ночью пошёл силь­ный дождь. Он весе­ло сту­чал в окна, лихо шумел в густой лист­ве дере­вьев, дело­ви­то жур­чал в водо­сточ­ных тру­бах (Л. Лагин).

Летом сра­зу бро­са­ют­ся в гла­за обиль­ные кисти с глян­це­вы­ми чер­ны­ми яго­да­ми (В. Солоухин).

Большая пло­щадь ста­ро­го горо­да над Днепром зарос­ла тра­вой. Здесь было тихо и чин­но. Над собо­ром ека­те­рин­ских вре­мен вились ласточ­ки (А. Толстой).

Восклицательные предложения

Простые пред­ло­же­ния могут допол­ни­тель­но выра­жать эмо­ции и чув­ства гово­ря­ще­го. Тогда про­из­но­сят­ся они с осо­бой инто­на­ци­ей вос­кли­ца­ния.

В деревне куда при­воль­ней, чем в горо­де. Можно и в лес за яго­да­ми схо­дить, да и на речу — иску­пать­ся и поры­ба­чить. А к обе­ду уха, да ещё какая! (Г. Скребицкий).

Последнее пред­ло­же­ние в этом сооб­ще­нии явля­ет­ся по инто­на­ции явля­ет­ся вос­кли­ца­тель­ным, так как выра­жа­ет чув­ство вос­хи­ще­ния.

В вос­кли­ца­тель­ных пред­ло­же­ни­ях исполь­зу­ют­ся место­име­ния и наре­чия в роли уси­ли­тель­ных частиц:

Голубушка, как хоро­ша! Чем любо­вать­ся тут?
Ох, при­зна­юсь — хоть это мне и больно- не прав и я ! (И. А. Крылов)

Предложения по цели высказывания

По цели выска­зы­ва­ния — сооб­ще­ние, вопрос, побуж­де­ние — про­стые пред­ло­же­ния делят­ся на три вида:

Восклицательным может быть каж­дое из этих про­стых пред­ло­же­ний.

Виды предложений по цели высказывания

Виды предложений по цели высказывания

Повествовательное предложение

В уст­ной речи пред­ло­же­ние про­из­но­сит­ся спо­кой­но и ров­но, толь­ко голос повы­ша­ет­ся на одном из чле­нов пред­ло­же­ния и пони­жа­ет­ся к его кон­цу. Это повест­во­ва­тель­ная инто­на­ция, а такой вид пред­ло­же­ния назы­ва­ет­ся повест­во­ва­тель­ным. В нём сооб­ща­ет­ся, кон­ста­ти­ру­ет­ся о каком-либо собы­тии или фак­те, напри­мер:

Вчера выпал снег.

Второй день льёт дождь как из вед­ра.

В кон­це повест­во­ва­тель­но­го пред­ло­же­ния ста­вит­ся завер­ша­ю­щий пунк­ту­а­ци­он­ный знак — точ­ка.

Примеры повествовательных предложений в художественной литературе

Белая бере­за под моим окном при­на­кры­лась сне­гом точ­но сереб­ром (С.Есенин).

Бесконечная доро­га убе­га­ет лен­той вдаль (С. Есенин).

В одном боло­те, под дикой ивой, выве­лись утя­та (М. Пришвин).

Одуванчики цве­тут с вес­ны до осе­ни (В. Солоухин).

Солнце уже спус­ка­лось за лес. Оно бро­са­ло несколь­ко чуть теп­лых лучей, кото­рые про­ре­зы­ва­лись огнен­ной поло­сой через весь лес (И. Гончаров).

Вопросительные предложения

По цели выска­зы­ва­ния раз­ли­ча­ют вопро­си­тель­ные пред­ло­же­ния, кото­рые выра­жа­ют вопрос. В уст­ной речи голос инто­на­ци­он­но повы­ша­ет­ся на том сло­ве, кото­рый явля­ет­ся глав­ным в вопро­се, напри­мер:

Сегодня ты покор­мил соба­ку?

Сегодня ты покор­мил соба­ку?

Сегодня ты покор­мил соба­ку?

Такое выде­ле­ние голо­сом важ­но­го по смыс­лу сло­ва в пред­ло­же­нии назы­ва­ет­ся смыс­ло­вым, или логи­че­ским уда­ре­ни­ем.

В кон­це вопро­си­тель­но­го пред­ло­же­ния необ­хо­ди­мо поста­вить вопро­си­тель­ный знак.

Примеры вопросительных предложений в художественной литературе

Знаете ли вы, какое насла­жде­ние выехать вес­ной до зари? (И.Тургенев).

Жалко ста­ло ребя­там, что лисе­нок убе­жал. Куда он такой малень­кий денет­ся? Пропадет в лесу. Пришел дедуш­ка, посмот­рел нору, голо­вой пока­чал и гово­рит:
— Нет, ребя­та. Это не лисе­нок ход про­ко­пал. Это мать-лиса за ним при­хо­ди­ла (В.Бианки).

Крошка-сын к отцу при­шёл и спро­си­ла кро­ха:
— Что такое хоро­шо и что такое пло­хо? (В. Маяковский).

О чём эта пес­ня вагон­ных колес,
И птиц щебе­та­нье,
И шелест берёз?
О родине, толь­ко о родине (Расул Гамзатов).

Из чего толь­ко сде­ла­ны маль­чи­ки?
Из чего толь­ко сде­ла­ны маль­чи­ки?
Из ули­ток, раку­шек,
И зеле­ных лягу­шек (С. Маршак).

Побудительное предложение

Если пред­ло­же­ние выра­жа­ет побуж­де­ние, прось­бу, при­каз, силь­ное чув­ство, то инто­на­ция ста­но­вит­ся побу­ди­тель­ной. Тогда пред­ло­же­ние про­из­но­сит­ся с повы­ше­ни­ем голо­са, напря­жён­но. Для побу­ди­тель­но­го пред­ло­же­ния харак­те­рен более высо­кий тон, чем при повест­во­ва­тель­ном, но более низ­кий, чем при вопро­се.

Подойди ко мне!

Сядьте рядом на ска­мей­ке!

Давайте полю­бу­ем­ся этой кра­со­той!

Примеры предложений

Мартышка ста­ла пря­мо. Попугай ско­ман­до­вал:
— Упражненье нача­лось!
Ноги вме­сте! Руки врозь!
Раз, два, три, четы­ре!
Ноги выше! Руки шире! (Григорий Остер)

А дождь идёт все силь­нее и сильнее…Ползет к гри­бу мок­рая Бабочка:
— Муравей, Муравей, пусти меня под гри­бок! Промокла я — лететь не могу! (В. Сутеев).

Не мешай­те мне тру­дить­ся!
Я води­цы при­та­щу
И коло­дез­ной води­цей
Всех, конеч­но, уго­щу (Е. Благинина).

Таблица-помощница

Таблица-помощница

Видеоурок «Какие бывают предложения по цели высказывания. Виды предложений по эмоциональной окраске»

Скачать ста­тью: PDFТаблица-помощницаТаблица-помощница

Интонация в русском языке | ДИКТОРЫ.com

Чувство перспективы  делает речь лёгкой, устремлённой к главному в тексте. Надо чувствовать перспективу в слове (когда все слоги бегут под ударный слог), в предложении (когда все слова стремятся к главному слову), в мысли (когда все предложения направляются к самому важному предложению, в котором и заключён центр мысли), во всём выступлении (когда все отдельные части целого не затуманивают, не уводят от сердцевины идеи, а выявляют её наиболее убедительно и ярко).
Техника владения перспективой интонации предполагает умелое пользование и темпо-ритмом речи. Свободные переходы от медленного к быстрому темпу произнесения делают интонацию не тяжёлой, не одноритмичной, не топчущейся на месте.

Кроме логической выразительности, большое значение имеет выразительность эмоциональная. Мысль, не согретая чувствами, будет неубедительной и может привести к неправильной интонации. Слова насыщаются эмоциональным содержанием при условии, когда диктор должным образом оценивает мысль, проявляет своё отношение к ней. При этом в речи ведущего появляются отчётливо напряжённые эмоциональные ударения и паузы, обусловленные чувствами, настроением, желанием. Они не всегда совпадают с логическими, но такое совпадение желательно.

Развитие силового и звуковысотного диапазонов голоса соединяйте с работой по непосредственному совершенствованию интонации, её модуляции, способности переливать звук из одного тона в другой. Интонационная мелодия неповторима и индивидуальна, т.к. речь — это непосредственно сам живой процесс общения. Речь, созданная одним человеком — принадлежит одной личности. Понятие «интонация речи» — глубоко и многообразно. Это результат проявления конкретной задачи в конкретных обстоятельствах. Но изучение общих закономерностей рождения интонации, натренированность голоса в интонировании позволяют ярче проявиться неповторимости индивидуальности человека.

Знаки препинания

Речь диктора монологична, поэтому он должен особенно заботиться о выразительности интонации, зная, что монотонность приводит к сонливости. Начинающий диктор должен обратить серьёзное внимание на интонирование знаков препинания.  Вот несколько упражнений:

Упражнение «добьюсь ответа»


Возьмите текст:

Видели ли Лидию?
Полили ли лилию?
Полили ли лилию?
Полили иль нет?

Желание получить ответ рождает вопросы с нарастающей силой. С каждым вопросом всё выше поднимается голос, изменяется темп фонетической линии в интонации. В последнем вопросе после самого высокого тона: «Полили?» — звук понижается на словах «иль нет?».

Вопросительные знаки постарайтесь «увидеть» и точно нарисуйте их голосом:

Почему чернушкой назван
Голубой, как лён, цветок,
А посёлок ясноглазый
Носит имя «Волчий лог»?
Почему назвали Белой      
Реку, синюю до дна?
Почему назвали Верой
Ту, что вовсе не верна?
Почему нелюбую
Звать ты должен Любою?

Прочувствуйте, как с нарастанием удивления (на словах Белой, Верой, нелюбую) фонетическая линия вопросительного знака идёт вверх. Так и должно быть, т.к. с нарастанием удивления увеличивается диапазон голоса. При высшем удивлении вопросительную фигуру голоса можно повторять на каждом слове. Это усилит действенность фразы.

Потренируйте это в следующем тексте:

Вы грозны на словах — попробуйте на деле!
Иль старый богатырь, покойный на постели,
Не в силах завинтить свой измаильский штык?
Иль русского царя уже бессильно слово?
Иль нам с Европой спорить ново?
Иль русский от побед отвык?
Иль мало нас? Или от Перми до Тавриды,
От финских хладных скал до пламенной Колхиды,
От потрясённого Кремля
До стен недвижного Китая,
Стальной щетиною сверкая,
Не встанет русская земля?

(А.С. Пушкин)

Чтобы передать убеждённость, всю силу и действенность этих строк нужно делать вопросительные интонации на каждом слове. Диктор должен уметь пользоваться таким приёмом так называемого «полного вопроса».  Необходимо, чтобы голос выражал вопросительные знаки в различной его силе, загибе голоса, с более стремительными или ползущими вверх интонациями вопроса.

Одним из очень действенных знаков препинания является двоеточие:
Небольшая остановка в интонации на этом знаке что-то подготавливает, рекомендует, выставляет или точно указывает на то, что следует.

Радивыми подмечено давно:
Ленивый дважды делает одно.
Не хвастайся успехами до срока:
Кто хвастается, тем до них далёко.


В дикторской речи рекомендуется чаще пользоваться этим знаком, чтобы заинтересовать слушателей тем, что будет сказано дальше. Обратить их внимание на самое важное, подготовить их к восприятию необходимого факта, или мысли.

Очень важно верное интонирование таких знаков, как запятая и точка. Наша житейская интонация рваная, без ярко выраженного понижения голоса на точке, без хороших голосовых загибов на запятых. Запятая в предложении — усиливает общение диктора с аудиторией, крепче связывает его со слушателями. Вообще, запятая обладает чудодейственными свойствами. «Её загиб, точно поднятая для предупреждения рука, заставляет слушателей терпеливо ждать продолжения недоконченной фразы», говорил Станиславский.

Например:

Будь, слово, как рубин, пылающий огнём.
По весу лёгок он, а по цене весом.

 

Недостатки интонирования

Монотонность диктора. Это речь на неизменной или почти неизменной высоте тона. Для преодоления этого недостатка, надо тренировать голос не только по расширению диапазона, но и модуляции звуков речи. В  речи даже одна ударная гласная только мелодически может быть выделена пятью способами: тон голоса звучит ровно — «ма»; постепенно повышается к концу слога — «мА», понижается — «Ма»; Вначале повышается, потом понижается; наоборот, сначала понижается, потом повышается. Нужно «гнуть» голос, для того чтобы им можно было свободно модулировать.  

Слишком высокий тон ведущего. Такая интонация неприятно действует на слух и раздражает слушателей. Если у вас высокий голос, необходимо поупражняться, чтобы понизить его. Годятся все приведённые упражнения, в которых тренируется понижение тона.

Слишком низкий тон. Причина такой интонации в большинстве случаев  в отсутствии энергичности и увлечённости диктора. Повышению тона помогают упражнения на развитие диапазона .

Также к недостаткам интонации диктора относится недостаточная выразительность в более значительных словах и повторные интонационные обороты. Точная и правдивая интонация, возникающая вследствие соответствующего изменения высоты тона, определённого темпоритма и умелого применения логических и эмоциональных выразительных средств интонации, делает вещание диктора доходчивым и убедительным.

Также, чтобы красиво и правильно говорить, читайте раздел — Техника сценической речи, где найдёте интересный материал — скороговорки для развития речи и дикции. Ещё в работе над дикцией вам помогут сложные русские слова.

Какой бывает интонация в русском языке. Виды интонации.

МегаПредмет 

Обратная связь

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса — ваш вокал


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший «Салат из свеклы с чесноком»


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека

Оси и плоскости тела человека — Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков — Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) — В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Правильная интонация: что это?

Какой бывает интонация в русском языке. Виды интонации.

Интонация — отличительный признак устной речи

Интонация : что это ?

5. Значение интонации для формирования выразительной речи.

 

6, основные элементы интонации

Интонация – это изменение основного тона, интенсивности и длительности звучащего предложения, которое способствует членению потока речи на отдельные отрезки – синтагмы, и имеющиее кроме синтаксического значения также эмоциональное значение. При помощи интонации говорящий выражает свои чувства, пожелания, волеизъявления и т.п.

Обычно под интонацией понимают целый ряд средств организаций звучащей речи, это прежде всего мелодика, динамика (сила) звучения отдельных слов, темп речи, тембр речи и паузы. Все они существуют в своей совокупности и единстве, и таким образом, в целом, интонация относится к суперсегментмым элементам, имеющим отношение или к целому предложению, или к его отрезкам – синтагмам.

Интонация индивидуальна, у каждого говорящего свой средний тон речи, который в зависимости от ситуации может или повышаться или понижаться, но в общем в языке имеются общие закономерности при применении интонации, которые позволяют выделить основные интонационные конструкции (ИК). В современном русском языке как правило выделяется семь основных интонационных конструкций.


Каждый тип ИК имеет свой интонационный центр (ИЦ), т.е. слог, на который падает основное синтагментное или фразовое ударение, на этом слоге мелодия предложения или понижается или повышается, в некоторых случаях может произойти и довольно сложное комбинированное движение мелодии от понижения к повышению и наоборот. Кроме того, как правило, выделяется и, так называемая, предцентровая часть, произносимая обычно на среднем тоне говорящего и, так нызываемая, постцентровая часть, которая в зависимости от ситуации может произноситься или с постепенно нисходящей мелодией, или, наоборот, на более высоком тоне, чем предцентровая часть.

Значение интонации для формирования выразительной речи

Когда мы говорим, то ставим перед собой определенные задачи: убедить собеседника в чем-то, сообщить что-либо, спросить о чем-то. Для того чтобы лучше донести до слушателя свои мысли, необходимо позаботиться о логической выразительности речи.

Интонация всегда признавалась важнейшим элементом устной вербальной коммуникации, средством формирования любого слова и сочетания слов в высказывании, средством уточнения его коммуникативного смысла и эмоционально-экспрессивных оттенков. Компонентами интонации являются мелодика, фразовое ударение, темп, тембр и пауза, которые, взаимодействуя между собой, выполняют в речи различные функции, важнейшими из которых являются коммуникативная, смыслоразличительная и эмоционально-экспрессивная (Бондарко Л.В., 1991; Зиндер Л.Р., 1979; Светозарова Н.Д., 1982).

Правильное использование интонации в речи позволяет не только точно передать смысл высказывания, но и активно эмоционально-эстетически воздействовать на слушателя. С помощью интонации говорящий и слушающий выделяют в потоке речи высказывание и его смысловые части. Противопоставляют высказывание по цели (вопрос, повествование, волеизъявление), выражают и воспринимают субъективное отношение к высказанному (Брызгунова Е.А., 1963).

Понятие интонации составляют последовательные изменения высоты тона (мелодии), силы голоса (интенсивность звучания), внутрифразовх пауз (логических и смысловых), темпа (ускоренный или замедленный) в произнесении слов и фраз, ритма (сочетания сильных и слабых, долгих и коротких слогов), тембра (эстетической окраски) звука.

Логическая выразительность — важнейшее условие любого вида речи. Сюда входят следующие аспекты. Мелодика — чередование повышения и понижения голоса в зависимости от смысла высказывания (вопрос, утверждение, восклицание). Каждая фраза имеет свой мелодический рисунок.

В вопросительных предложениях голос повышается, причем повышение голоса приходится на то слово, в котором заключена суть вопроса. Голос к концу фразы понижается при утвердительной интонации (сообщение).

Логическое ударение — выделение главного по смыслу слова во фразе. Выделяется — это значит произносится с большей силой и длительностью, чем остальные слова в предложении. Логическим центром может быть любое слово в предложении в зависимости от того, что хочет подчеркнуть говорящий.

Логическая пауза — деление фразы на смысловые отрезки. Каждый речевой такт отделяется от другого остановками различной длительности и наполненности, которые в текстах упражнений обозначаются символами, совпадающими, как правило, со знаками препинания, а именно:

• пауза короткая по длительности для добора воздуха — знак «запятая» < , >;
• пауза между речевыми тактами — знак «косая черта» < / >;
• пауза между предложениями более длительная — знак «две косые черты» < // >;
• пауза для обозначения смысловых и сюжетных кусков — знак «три косые черты» < /// >.

Важно не только понять значение пауз, но, самое главное, приучить се-бя делать фактические остановки. Ритм речи определяется в значительной степени ритмом дыхания. Дыхательные движения носят ритмический, равномерный характер, с правильным чередованием фаз дыхательного цикла по продолжительности и глуби-не. При этом вдох короче выдоха, что важно для речи и голосообразования и собственно говорения. Изменение ритма дыхания влечет за собой изменения ритма разговорной речи. Ритм дыхания диктует предел возможного удлинения выдоха, этот предел обусловлен индивидуальной жизненной емкостью легких.

Интеллектуальная корректировка, заданность структуры высказывания в целом обычно не позволяют говорящему разрывать вдохом слова, словосочетания, связанные сильной семантико-синтаксической связью.

Таким образом, ритм дыхания не сам по себе, а во взаимодействии с интеллектуальным фактором определяет и регулируетритм речи. Индивидуальные колебания естественных ритмов дыхания у различных людей определяют разнообразие ритмов разговорной речи.

«Буквы, слоги и слова, — пишет К.С. Станиславский, — это музыкальные ноты в речи, из которых создаются такты, арии, целые симфонии. Неда-ром же хорошую речь называют «музыкальной»». Призывая к соблюдению темпоритма в речи, он рекомендует: «Образуйте из фраз целые речевые такты, регулируйте ритмическое соотношение целых фраз между собой, любите правильные и четкие акцентуации (ударения. — И. П.), типичные для переживаемых чувств».

Работа над интонациейпроводится на материале звуков, слов, предложений, небольших текстов, стихотворений.

Какой бывает интонация в русском языке. Виды интонации.

Средство фонетической организации речи (интонация) делится на три типа:

  1. Повествовательная;
  2. Вопросительная;
  3. Восклицательная.

Для первого вида характерно ровное и, соответственно, спокойное произношение речи. Рассказ протекает плавно, периодически слегка повышая голос (интонационная вершина) и понижая его (интонационное понижение). Такой метод, как правило, не используется постоянно. Оратору или актеру в любом случае приходится использовать второй и третий вид фонетической ораганизации. Для вопросительной интонации характерно повышение тона голоса в начале, и его понижение ближе к концу фразы. В целом, название четко отображает суть данного вида.

Для восклицательной интонации более характерно противоположное положение вещей: тон повышается ближе к концу высказывания. Ярко выраженный эмоциональный окрас легко привлекает внимание публики. Очевидно, что ни один из способов не используется самостоятельно.

Актерам, как и ораторам, свойственен переход или поэтапное чередование одного типа с другим. Правильная интонация должна вырабатываться во время занятий с педагогами. Также достичь развития можно и в домашних условиях. Для этого можно использовать такой способ, как чтение вслух. При этом, нужно обращать внимание на знаки препинания, расставленные в конце предложения. Постижениеоснов ораторского искусства невозможно без выработки правильной интонации.


Основные элементы интонации. Какими бывают предложения по интонации?

Устная речь характеризуется наличием разнообразных эмоционально-интонационных оттенков. С их помощью можно одному и тому же выражению добавить различных значений: удивления, издевки, вопроса, утверждения и других вариантов. На письме все это передать намного сложнее, но возможно с помощью знаков препинания, которые отражают основные элементы интонации.

Понятие об интонировании

Устная речь без интонации кажется скучной, сухой и безжизненной. Только с помощью переливов голоса можно сделать любое повествование живым и экспрессивным. Поэтому интонацией называют ритмико-мелодичную сторону процесса говорения.

основные элементы интонации

Более узкое значение интонации подразумевает колебания голосового тона, что в общих чертах отождествляется с мелодикой устной речи. Более широкое понимание расширяет понятие мелодики, дополняя его паузами, темпом и другими составляющими речевого потока, вплоть до тембра голоса и его ритма. Есть и менее привычные и очевидные основные элементы интонации. Ударение относится к ним как нельзя лучше. При этом речь идет не только о словесном, но и о логическом его варианте. Выделение в речевом потоке одного слова существенно изменяет всю тональность предложения.

Мелодика как основа интонации

Чтобы понять, в чем различие смысловой нагрузки одной и той же фразы, но в разных речевых ситуациях, нужно посмотреть на ее мелодику. Именно с нее начинаются основные элементы интонации.

Для начала отметим, что мелодика организовывает воедино одну фразу. Но также с ее помощью выполняется смысловое различение. Одни и те же высказывания обретают новых оттенков в зависимости от того, как проявляет себя мелодика.

Если немного повысить или понизить тон голоса во время процесса говорения, можно легко изменить цель высказывания: от сообщения к вопросу, от порицания к побуждению действовать.

интонация примеры

Рассмотрим это на конкретном примере: «Сидеть!» произнесенное с резкой и громкой интонацией, делающей выделенное ударение на гласный, показывает категорический приказ. «Сиде-е-еть?!» – выражает вопрос и возмущение за счет протяжности ударного гласного и восходящей интонации в конце фразы. Таким образом, мы видим, что одно и то же слово, обогащенное разной мелодикой, имеет совершенно отличимую смысловую нагрузку.

Интонация в синтаксисе

Для разграничения частей предложения, выделения его смыслового центра, завершения речевой фразы, человек использует разные интонационные средства. Поскольку это крайне важно для такой науки, как синтаксис, она больше всех изучает эти средства.

Русский язык имеет шесть типов конструкций по интонированию. Центральной его частью есть слог, на который идут все типы ударений. Также этот центр делит конструкцию на две части, которые выделяются не во всех фразах.

Самыми распространенными типами, а, следовательно, и предложения по интонации бывают повествовательные, вопросительные и восклицательные. Именно вокруг этих интонационных моделей и строится основная мелодическая картинка речи.

Типы предложений

Синтаксисты различают предложения по цели, интонации. Каждый из них выражает совершенно разную информацию и имеет свою мелодику.

Повествовательные предложения спокойно, ровно и без каких-либо явных интонационных выделений передают информацию. Большинство эмоциональных оттенков в таких предложениях оформляется на лексическом уровне: «У лукоморья дуб зеленый, златая цепь на дубе том…»

предложения по интонации бывают

Для вопроса характерна восходяще-ниспадающая интонация, при которой в начале вопроса тон существенно повышается, а к его окончанию – понижается: «Когда ты сюда пришел?»

А вот восклицание имеет ровную восходящую интонацию. Тон фразы поднимается постепенно, и в ее конце обретает наивысшее напряжение: «Она пришла!»

Делаем вывод, что интонация, примеры которой мы рассмотрели выше, служит для того, чтобы выражать эмоции и отношение того, кто говорит, к содержанию сказанной им информации.

Другие интонационные средства

Если рассматривать этот вопров более детально, то предложения по интонации бывают не только трех типов. Дополнительные ее средства дают неограниченную картинку эмоционально-интонационного выражения.

Голос человека имеет разные качества. Он может быть громким и тихим, сиплым и звонким, скрипучим, напряженным и текучим. Все эти качества делают речь более мелодичной и выразительной. Но они слабо передаются на письме отдельными знаками.

Сильным или слабым голосом в момент речи также существенно меняется интонация. Примеры того испуг или неуверенность, которые выражаются очень тихо, либо злость, которая, наоборот, звучит очень громко.

От скорости речи также зависит ее интонационная картинка. Мелодика быстрой речи свидетельствует о взволнованном состоянии человека, который говорит. Медленный темп свойственен в ситуации неуверенности либо торжественности.

интонация текста

Ну и, пожалуй, самые основные средства интонации – паузы. Они бывают фразовые и тактовые. Служат для выражения эмоций и разделения речевого потока на завершенные блоки. По своей модальности паузы бывают завершенными и не завершенными. Первые употребляются в абсолютном конце предложения. В его же середине есть место для незавершенных пауз, которые оформляют конец такта, но не всей фразы.

От правильности использования паузы зависит смысл предложения. Всем известен пример: «Казнить нельзя помиловать.» От места паузы зависит, выживет человек или нет.

Отражение интонации на письме

Интонирование текста более характерно для живой речи, когда человек может управлять голосом, и с его помощью менять мелодику высказывания. Письменная речь выглядит довольно сухо и неинтересно, если не использовать средства, с помощью которых передается интонация. Примеры таких знаков известны всем со школы – это точки, тире, восклицательный и вопросительный знаки, запятые.

Конец мысли оформляет точка. Последовательное разворачивание фразы оформляется запятыми, указывающими на место пауз. Неоконченная, оборванная мысль – это многоточие.

элементы интонации ударение

А вот причинно-следственные отношения выражаются при помощи тире. Перед ним в речи интонация всегда повышается, а после – идет на спад. Двоеточие, наоборот, характерно тем, что перед ним голос немного утихает, а после паузы начинается новый виток его развития с постепенным угасанием к концу предложения.

Общая интонация текста

С помощью интонационных средств можно добавить общего тона звучания тексту. Романтические рассказы всегда напряженные и интригующие. Они вызывают эмоции сопереживания и сочувствия. А вот строгие доклады никак не откликаются на эмоциональном уровне. В них, кроме пауз, нет других существенных интонационных средств.

Конечно, нельзя утверждать, что общее звучание текста полностью зависит от частных интонационных средств. Но общая картина отражается только при условии использования неких элементов мелодики для раскрытия главной мысли. Без этого суть сообщения может быть непонятной людям, которые с ним ознакомились.

предложения по цели интонации

Интонация разных стилей речи

Каждый стиль речи имеет свою интонационную картинку. В зависимости от целей высказывания, она может быть как максимально развитой и разносторонней, так и минимальной, без особых эмоциональных переливов.

Официально-деловой и научный стили в этом плане можно назвать самыми сухими. Они повествуют о конкретных фактах, построенных на сухой информации.

Самыми эмоциональными стилями можно назвать разговорный и художественный. Для передачи всех красок устной речи на письме используются основные элементы интонации, и другие, менее популярные средства. Часто, чтобы читатель представил речь персонажа, авторы прибегают к подробному описанию процесса произношения. Это все дополняется письменными интонационными знаками. Поэтому читатель легко в голове воспроизводит ту интонацию, которую он видит посредством визуального восприятия.

интонация — это… Что такое интонация?

  • Интонация — лингвистический термин, применяемый в двух значениях. В более точном смысле под И. понимается система изменений относительной высоты тона в слоге, слове и целом высказывании (словосочетании). Одной из важнейших функций интонации целого… …   Литературная энциклопедия

  • Интонация —     ИНТОНАЦИЯ представляет собою совокупность и изменяемость высоты нот, на какие произносятся слоги и фонемы любой фразы, стихотворной или разговорной, безразлично. Очевидно, что любая фонема во фразе имеет совершенно определенную высоту, и тем… …   Словарь литературных терминов

  • ИНТОНАЦИЯ — (лат. intonatio, от intonare, греметь, производить сильный шум, от tonus, тон, звук). 1) задавание тона. 2) возгласы священнослужителя, устанавливающего тональность. 3) выговор; особенности ударения при произношении слов. Словарь иностранных слов …   Словарь иностранных слов русского языка

  • интонация — и, ж. intonation f., нем. Intonation &LT;лат. intonatio громкое произнесение.1. Совокупность звуковых средств языка, организующих речь. БАС 1. Линев говорил медленно, и записывать было нетрудно. Но нельзя было передать тех оттенков слова, тех… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • ИНТОНАЦИЯ — ИНТОНАЦИЯ, интонации, жен. (лат. intonatio). 1. Ритмико мелодический строй речи, зависящий от повышения и понижения тона при произнесении (линг.). Вопросительная, восклицательная, повествовательная интонация. 2. Тон, манера произношения, выговор …   Толковый словарь Ушакова

  • интонация — См …   Словарь синонимов

  • ИНТОНАЦИЯ — (от лат. intono громко произношу) 1) совокупность просодических элементов речи, таких, как мелодика, ритм, темп, интенсивность, акцентный строй, тембр и др. Интонация фонетически организует речь, является средством выражения различных… …   Большой Энциклопедический словарь

  • ИНТОНАЦИЯ — (от латинского intono громко произношу), совокупность мелодики, ритма, темпа, интенсивности, акцентного строя, тембра и других просодических элементов речи. Интонация организует речь фонетически, является средством выражения различных… …   Современная энциклопедия

  • Интонация — (музыка)  высотная организация звуков или степень точности их воспроизведения. Интонация (лингвистика)  род несегментных единиц языка …   Википедия

  • Интонация — (от латинского intono громко произношу), совокупность мелодики, ритма, темпа, интенсивности, акцентного строя, тембра и других просодических элементов речи. Интонация организует речь фонетически, является средством выражения различных… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • ИНТОНАЦИЯ — ИНТОНАЦИЯ, и, жен. 1. Звуковые средства языка, оформляющие высказывание: тон, тембр, интенсивность и длительность звучания. Вопросительная и. Повествовательная и. 2. Манера произношения, отражающая какие н. чувства говорящего, тон. Угрожающая и.… …   Толковый словарь Ожегова

  • Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *