Какие интонации бывают в литературе: Компоненты интонации. Какие выделяют функции интонации?

Автор: | 17.02.1973

Содержание

Интонация — что это такое, какие бывают предложения по интонации

Обновлено 22 июля 2021
  1. Интонация – это…
  2. Примеры
  3. Виды интонаций
  4. Какие бывают предложения по интонации
  5. Вместо заключения

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Сегодня мы поговорим о том, что такое ИНТОНАЦИЯ.

Уверены, большинство наших читателей понимают, о чем собственно идет речь.

Тем не менее есть масса нюансов, о которых мы и расскажем в этой статье.

Интонация – это…

Интересно, что до середины прошлого века не существовало единого определения термина ИНТОНАЦИЯ. И каждый из известных словарей давал свой вариант.

  1. Так, Даль в своем Толковом словаре говорил о сильном голосовом ударении.
  2. А в «Словаре русского языка» Ожегова речь шла сразу о нескольких характеристиках – точность звучания голоса, манера произношения и голосовые приемы для выделения отношения к тому или иному событию.
  3. И наконец, в Большом Энциклопедическом словаре понятие интонации сводилось к стихотворной форме, когда голос повышается в начале строки и понижается в конце.

Но сегодня лингвисты вроде договорились между собой, и пришли к единому определению.

Интонация – это изменение мелодики, ритма и громкости нашей речи, помогающие наиболее четко выразить свое отношение к конкретному вопросу или акцентировать внимание собеседника на отдельных деталях.

Сам термин ИНТОНАЦИЯ имеет латинские корни. И дословно «intonō» можно перевести как «громко произносить». Из этого вытекает одна маленькая, но очень важная деталь.

Интонация – это понятие, которое применимо только к разговорной речи, и не употребляется к литературным и прочим текстам.

Примеры

Ну, например, возьмем известное стихотворение Агнии Барто:

Наша Таня громко плачет,
Уронила в речку мячик.

В написанном варианте оно читается на едином дыхании и без интонационных ударений. Практически это просто констатация факта, что «некая девочка Таня громко плачет, потому что уронила мячик».

Но совсем другое дело, когда мы начнем рассказывать это стихотворение свои детям. Появится выражение, интонация. Чаще всего голос повысится на словах «плачет» и «уронила»:

Наша Таня громко ПЛАЧЕТ
УРОНИЛА в речку мячик.

А можно поменять ударное слово, например, во второй строчке и получится уже другой смысл:

Уронила в РЕЧКУ мячик (куда?) или Уронила в речку МЯЧИК (что?)

И так мы делаем ежедневно, общаясь с родными, друзьями или коллегами по работе. С помощью интонации мы придаем своим словам определенное ударение. И соответственно, помогаем окружающим лучше нас понять.

Виды интонаций

Все интонации делятся на три больших категории:

  1. Повествовательная;
  2. Восклицательная;
  3. Вопросительная.

Повествовательная интонация

Такая интонация применяется, когда нужно просто донести какую-то информацию до собеседника. Как правило, ударными делаются несколько слов, на которых говорящий хочет сделать акцент.

С утра была ХОРОШАЯ погода, и мы решили поехать в парк.
Мама на ужин приготовила нам ОТБИВНУЮ.
В холодильнике ПУСТО, поэтому надо идти в магазин.

В повествовательной речи также характерно понижение интонации в конце каждого предложения. Так, человек неосознанно отделяет одно предложение от другого.

Вопросительная интонация

Вопросительная интонация сопровождает любой вопрос, который адресован к собеседнику. И она определенно дает понять, что человек хочет получить ответ.

Почему ты не сделал домашнее задание?

В данном случае вопросительным словом является «почему». Именно на него идет голосовое ударение. Но интонацией можно выделить абсолютно любое слово в вопросительном предложении. И от этого изменится сам вопрос.

Вы СОБИРАЕТЕСЬ следующим летом ехать на море?
ВЫ собираетесь следующим летом ехать на море?
Вы собираетесь СЛЕДУЮЩИМ летом ехать на море? (или этим)
Вы собираетесь следующим ЛЕТОМ ехать на море? (или осенью, или весной)
Вы собираетесь следующим летом ЕХАТЬ на море? (или лететь)
Вы собираетесь следующим летом ехать НА МОРЕ? (или в горы, или в Европу)

Видите, предложение одно, а интонационно можно превратить его в шесть разных вопросов. И на каждый подразумевается свой, непохожий на другие ответ.

Восклицательная интонация

Восклицательная интонация – это способ выразить свои эмоции как положительные, так и негативные. Как правило, речь идет о повышении силы голоса. Громкая речь всегда обращает на себя внимание.

Как же КРАСИВО сегодня вечером!
Как же я УСТАЛ на этой работе.
Даю вам ПОСЛЕДНИЙ шанс!

Как можно заметить, очень часто восклицательные предложения заканчиваются восклицательным знаком.

Какие бывают предложения по интонации

По интонации предложения разделяют на:

  1. Восклицательные — наполнены эмоциями, они выражают чувства тех, кто пишет или говорит. И чаще всего это связано с восхищением, хотя и не обязательно.

    Ты посмотри, какие яркие на небе звезды.
    Мама, суп очень вкусный.

  2. Невосклицательные — это простая констатация факта. Оно произносится спокойно, без особых эмоций.

    Наступила ночь, за окном засияли звезды.
    Мама приготовила очень вкусный суп.

Если вы вспомните, какие бывают предложений по цели высказываний, то сложив их с интонационными вариантами мы получим следующую картину:

Вместо заключения

Управляя интонацией можно легко удерживать внимание слушающих. Этим искусством хорошо владеют политики, актеры, другие публичные люди. Но при этом они не делают ничего особенного.

Профессиональные ораторы просто знают, где нужно повысить голос, а где, наоборот, понизить. Так, повышая голос, человек выделяет интонационно важные моменты своего выступления. А на менее важных — он голос понижает.

Интересно, что тихим голосом можно еще больше удержать внимание аудитории. Люди невольно начинают прислушиваться.

То же самое касается и скорости речи. Если говорить слова быстро, то это будет заставлять собеседника внимательно слушать, чтобы ничего не пропустить. Главное не перестараться, а то люди устанут от постоянного потока информации.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Эта статья относится к рубрикам:

Что такое интонация в русском языке, литературе и музыке: значение, виды, функции

Что такое интонация? Как расшифровывается и что обозначает данное понятие?

Интонация — это совокупность речевых элементов для придания высказыванию смысловой нагрузки и эмоциональной окраски. Ее называют музыкой речи. И неслучайно. Трудна для восприятия монотонно звучащая, не разделенная паузами, речь.

Как мерный стук дождя за окном, она убаюкивает. Чтобы донести до слушателя смысл высказывания, речь должна содержать все богатство интонации, ее мелодию.

Что такое интонация в русском языке

Как видно из определения, интонация речи состоит из элементов.

Мелодика речи

Повышением и понижением голоса одной и той же фразе можно придать разный смысл: утверждение, вопрос, восклицание. Сравните типы интонаций:

  • Тебе понравилось его выступление. Ровный тон снижается к концу предложения. Это — утверждение.
  • Тебе понравилось его выступление? Вопрос звучит более высоким тоном в начале и пониженным — в конце.
  • Тебе понравилось его выступление! В восклицании перепад тона не такой явный, как у вопроса, но это и не повествовательная манера.

Повышением тона можно выделить отдельное слово в восклицательном или вопросительном предложении, например, для уточнения информации:

  • Тебе понравилось выступление?
  • Тебе понравилось выступление! (для более яркой констатации факта).

Из примера видно, что акцент на разных словах меняет смысл всего предложения.

Ритм речи

Паузы и чередование ударных и неакцентированных слов создают ритм. Это хорошо видно в поэзии.

Ритм — это также выделение голосом ударных слогов в словах, когда они произносятся протяжно или более громко. Например, команды “налЕЕЕво, крУУУгом”.

Владея ритмом речи, можно создавать определенное настроение у своего слушателя. Достаточно сравнить бравурные марши и задушевные колыбельные, чтобы понять это.

Увеличивая ритмичность речи, мы активизируем нервную систему и:

  • побуждаем к действию;
  • приводим в тонус;
  • более убедительно подаем важную информацию;
  • отдаем команды.

При снижении ритма, наша речь становится мягкой, плавной благодаря эмоциональной составляющей. И тогда мы:

  • без труда устанавливаем душевную близость;
  • создаем лирическое настроение;
  • читаем сказки и поем колыбельные;
  • снижаем напряжение у аудитории.

Тембр речи

Речь, не согретая чувством, не затронет слушателя, не коснется струн его души. Это касается даже сугубо деловых выступлений, когда докладчик, периодически отступая от темы, общается с аудиторией.

По тембру речи угадывается отношение человека к предмету разговора, его компетентность, настроение.

С помощью слов, насыщенных эмоциональным содержанием, можно легко донести не только свои мысли, но и выявить подтекст сказанной фразы.

Таким образом, основные элементы позволяют интонации выполнять следующие функции в русском языке:

Темп речи

Темп во многом зависит от свойств личности. Характер, темперамент человека сказывается на его манере говорить. Быстрая, энергичная или медленная, обстоятельная — у каждого оратора своя манера и своя аудитория. Но умение использовать разную скорость произнесения слов и фраз относится к основным навыкам ораторского мастерства.

Интенсивность речи

Интенсивность, или сила звучания, определяется работой мышц речевого аппарата.

Громкость голоса может быть разной, например, при выступлении на митинге и на школьном уроке. Варьируя силой голоса, используя умение говорить и громко, и тихо, можно выделять наиболее важные моменты в своей речи.

Логическое ударение и паузы

Ударения необходимы для подчеркивания главных по смыслу слов. Сделать это можно изменением тона, силы звучания, ослаблением темпа или же паузой. Ударение делает речь понятной и облегчает восприятие.

Паузы делят речевой поток на отдельные смысловые фразы. Чрезмерное количество пауз, как и их отсутствие, делает непонятной мысль, которую хотят донести до слушателя.

Виды интонаций в русском языке

Какие интонации бывают? Она может быть повествовательной, вопросительной, восклицательной.

Для повествования характерен выдержанный тон, произношение с легким повышением и понижением голоса в процессе повествования.

При вопросе голос повышается в начале фразы и снижается по завершении, либо делается акцент на одном слове независимо от его местоположения в предложении.

Восклицание определяется повышением тона в конце высказывания и яркостью эмоциональной окраски.

Интонация в музыке

Посредством музыкальных звуков, используя тон, силу звучания, темп, ударения, паузы, ритм, можно образно передать всю гамму чувств и переживаний героев. И не только. Самые разные движения — тоже. Например, спотыкающийся шаг, крадущаяся походка. А стук дождя или порывы ветра! Это все музыкальная интонация!

Значение слова “интонация” в музыке отличается от понятия “интонирование”.

Интонирование — это верное воспроизведение тона при пении или игре на музыкальном инструменте.

В более общем понимании интонирование — это производная, обозначающая использование интонации в своей речи или при исполнении чего-либо.

Интонация в литературе

Интонация в литературе — это умение выразить в словах чувства и переживания героя.

Интонация — это язык чувств и наше отношение к окружающим, это мажор и минор нашего настроения, это разноцветная палитра нашего восприятия, переданная в речи, музыке, литературе.

Интонация в русском языке | ДИКТОРЫ.com

Чувство перспективы  делает речь лёгкой, устремлённой к главному в тексте. Надо чувствовать перспективу в слове (когда все слоги бегут под ударный слог), в предложении (когда все слова стремятся к главному слову), в мысли (когда все предложения направляются к самому важному предложению, в котором и заключён центр мысли), во всём выступлении (когда все отдельные части целого не затуманивают, не уводят от сердцевины идеи, а выявляют её наиболее убедительно и ярко).

Техника владения перспективой интонации предполагает умелое пользование и темпо-ритмом речи. Свободные переходы от медленного к быстрому темпу произнесения делают интонацию не тяжёлой, не одноритмичной, не топчущейся на месте.

Кроме логической выразительности, большое значение имеет выразительность эмоциональная. Мысль, не согретая чувствами, будет неубедительной и может привести к неправильной интонации. Слова насыщаются эмоциональным содержанием при условии, когда диктор должным образом оценивает мысль, проявляет своё отношение к ней.

При этом в речи ведущего появляются отчётливо напряжённые эмоциональные ударения и паузы, обусловленные чувствами, настроением, желанием. Они не всегда совпадают с логическими, но такое совпадение желательно.

Развитие силового и звуковысотного диапазонов голоса соединяйте с работой по непосредственному совершенствованию интонации, её модуляции, способности переливать звук из одного тона в другой. Интонационная мелодия неповторима и индивидуальна, т.к. речь — это непосредственно сам живой процесс общения. Речь, созданная одним человеком — принадлежит одной личности. Понятие «интонация речи» — глубоко и многообразно. Это результат проявления конкретной задачи в конкретных обстоятельствах. Но изучение общих закономерностей рождения интонации, натренированность голоса в интонировании позволяют ярче проявиться неповторимости индивидуальности человека.

Знаки препинания

Речь диктора монологична, поэтому он должен особенно заботиться о выразительности интонации, зная, что монотонность приводит к сонливости. Начинающий диктор должен обратить серьёзное внимание на интонирование знаков препинания.  Вот несколько упражнений:

Упражнение «добьюсь ответа»


Возьмите текст:

Видели ли Лидию?
Полили ли лилию?
Полили ли лилию?
Полили иль нет?

Желание получить ответ рождает вопросы с нарастающей силой. С каждым вопросом всё выше поднимается голос, изменяется темп фонетической линии в интонации. В последнем вопросе после самого высокого тона: «Полили?» — звук понижается на словах «иль нет?».

Вопросительные знаки постарайтесь «увидеть» и точно нарисуйте их голосом:

Почему чернушкой назван
Голубой, как лён, цветок,
А посёлок ясноглазый
Носит имя «Волчий лог»?
Почему назвали Белой      
Реку, синюю до дна?
Почему назвали Верой
Ту, что вовсе не верна?
Почему нелюбую
Звать ты должен Любою?

Прочувствуйте, как с нарастанием удивления (на словах Белой, Верой, нелюбую) фонетическая линия вопросительного знака идёт вверх.

Так и должно быть, т.к. с нарастанием удивления увеличивается диапазон голоса. При высшем удивлении вопросительную фигуру голоса можно повторять на каждом слове. Это усилит действенность фразы.

Потренируйте это в следующем тексте:

Вы грозны на словах — попробуйте на деле!
Иль старый богатырь, покойный на постели,
Не в силах завинтить свой измаильский штык?
Иль русского царя уже бессильно слово?
Иль нам с Европой спорить ново?
Иль русский от побед отвык?
Иль мало нас? Или от Перми до Тавриды,
От финских хладных скал до пламенной Колхиды,
От потрясённого Кремля
До стен недвижного Китая,
Стальной щетиною сверкая,
Не встанет русская земля?

(А.С. Пушкин)

Чтобы передать убеждённость, всю силу и действенность этих строк нужно делать вопросительные интонации на каждом слове. Диктор должен уметь пользоваться таким приёмом так называемого «полного вопроса».  Необходимо, чтобы голос выражал вопросительные знаки в различной его силе, загибе голоса, с более стремительными или ползущими вверх интонациями вопроса.

Одним из очень действенных знаков препинания является двоеточие:
Небольшая остановка в интонации на этом знаке что-то подготавливает, рекомендует, выставляет или точно указывает на то, что следует.

Радивыми подмечено давно:
Ленивый дважды делает одно.
Не хвастайся успехами до срока:
Кто хвастается, тем до них далёко.


В дикторской речи рекомендуется чаще пользоваться этим знаком, чтобы заинтересовать слушателей тем, что будет сказано дальше. Обратить их внимание на самое важное, подготовить их к восприятию необходимого факта, или мысли.

Очень важно верное интонирование таких знаков, как запятая и точка. Наша житейская интонация рваная, без ярко выраженного понижения голоса на точке, без хороших голосовых загибов на запятых. Запятая в предложении — усиливает общение диктора с аудиторией, крепче связывает его со слушателями. Вообще, запятая обладает чудодейственными свойствами. «Её загиб, точно поднятая для предупреждения рука, заставляет слушателей терпеливо ждать продолжения недоконченной фразы», говорил Станиславский.

Например:

Будь, слово, как рубин, пылающий огнём.
По весу лёгок он, а по цене весом.

 

Недостатки интонирования

Монотонность диктора. Это речь на неизменной или почти неизменной высоте тона. Для преодоления этого недостатка, надо тренировать голос не только по расширению диапазона, но и модуляции звуков речи. В  речи даже одна ударная гласная только мелодически может быть выделена пятью способами: тон голоса звучит ровно — «ма»; постепенно повышается к концу слога — «мА», понижается — «Ма»; Вначале повышается, потом понижается; наоборот, сначала понижается, потом повышается. Нужно «гнуть» голос, для того чтобы им можно было свободно модулировать.  

Слишком высокий тон ведущего. Такая интонация неприятно действует на слух и раздражает слушателей. Если у вас высокий голос, необходимо поупражняться, чтобы понизить его. Годятся все приведённые упражнения, в которых тренируется понижение тона.

Слишком низкий тон. Причина такой интонации в большинстве случаев  в отсутствии энергичности и увлечённости диктора. Повышению тона помогают упражнения на развитие диапазона .

Также к недостаткам интонации диктора относится недостаточная выразительность в более значительных словах и повторные интонационные обороты. Точная и правдивая интонация, возникающая вследствие соответствующего изменения высоты тона, определённого темпоритма и умелого применения логических и эмоциональных выразительных средств интонации, делает вещание диктора доходчивым и убедительным.

Также, чтобы красиво и правильно говорить, читайте раздел — Техника сценической речи, где найдёте интересный материал — скороговорки для развития речи и дикции. Ещё в работе над дикцией вам помогут сложные русские слова.

Урок 16: Интонация

Урок 16: Интонация

Интонация – это изменение основного тона, интенсивности и длительности звучащего предложения, которое способствует членению потока речи на отдельные отрезки – синтагмы, и имеющиее кроме синтаксического значения также эмоциональное значение. При помощи интонации говорящий выражает свои чувства, пожелания, волеизъявления и т.п.

Обычно под интонацией понимают целый ряд средств организаций звучащей речи, это прежде всего мелодика, динамика (сила) звучения отдельных слов, темп речи, тембр речи и паузы. Все они существуют в своей совокупности и единстве, и таким образом, в целом, интонация относится к суперсегментмым элементам, имеющим отношение или к целому предложению, или к его отрезкам – синтагмам.

Интонация индивидуальна, у каждого говорящего свой средний тон речи, который в зависимости от ситуации может или повышаться или понижаться, но в общем в языке имеются общие закономерности при применении интонации, которые позволяют выделить основные интонационные конструкции (ИК). В современном русском языке как правило выделяется семь основных интонационных конструкций.

Каждый тип ИК имеет свой интонационный центр (ИЦ), т. е. слог, на который падает основное синтагментное или фразовое ударение, на этом слоге мелодия предложения или понижается или повышается, в некоторых случаях может произойти и довольно сложное комбинированное движение мелодии от понижения к повышению и наоборот. Кроме того, как правило, выделяется и, так называемая, предцентровая часть, произносимая обычно на среднем тоне говорящего и, так нызываемая, постцентровая часть, которая в зависимости от ситуации может произноситься или с постепенно нисходящей мелодией, или, наоборот, на более высоком тоне, чем предцентровая часть.

Например: предложение с нейтральной интонацией ИК-1:

— произносится с ИЦ на слоге –го — с нисходящей мелодией, предцентровая часть сегодня хорошая по- произносится на среднем тоне, а постцентровая –да на низком тоне. То же самое предложение мы можем произнести как вопрос с ИК-3:

— произносится с ИЦ на слоге –ро — сначала с резким повышением тона и с резким понижением в постцентровой части.

То же самое предложение мы можем произнести и как эмоциональное восклицание с положительной оценкой с ИК-6:

— произносится с ИЦ тоже на слоге –ро-, но с резким повышением мелодии и постцентровая часть остается на высоком тоне.

Итак, можно сделать следующие выводы:

  1. Каждый тип ИК способен различать значение предложений с одинаковой синтаксической конструкцией и лексическим составом:

    Напр.:

    У нас сегодня зан1ятия. (Нейтральное предложение с ИК-1.)

    У нас сег2одня занятия! ( ИК-2 подчеркивает, что занятия сегодня, а не завтра.)

    У нас сегодня зан3ятия? (Вопрос с ИК-3.)

    К2ак он умеет плавать? (Вопрос с ИК-2.)

    К5ак он умеет пл5авать! (Восклицание с нейтральной оценкой ИК-5. )

    Как он умеет пл6авать! (Очень хорошо, с положительной оценкой ИК-6.)

    К7ак он умеет плавать! (Очень плохо, с отрицательной оценкой ИК-7.)

  2. Один и тот же тип ИК может восприниматься по разному в зависимости от синтаксической конструкции и лексического состава предложения.

    Так, например, самая широкоупотребляемая ИК — это ИК-2, она может выражать:

    • вопрос: К2ак тебя зовут?

    • просьбу: Д2ай мне, пожалуйста, попить.

    • приказ: Закр2ойте дверь!

    • противопоставление: Меня зовут 2Аня. (А не Катя.)

  3. Использование той или иной ИК может быть чисто индивидуальным, зависит от стиля речи говорящего.

    Так, например, мы можем сказать:

    • в разговорной речи: Москв3а – наша стол1ица.

    • в официальной речи: Москв4а – столица Русской Федер1ации.

    • в нейтральном стиле: Закр2ой, пожалуйста, окно! (ИК-2)

    • в более эмоциональном высказывании: Ну закр3ой, наконец, окно! ( ИК-3)

Так что, на приведенных нами выше примерах, видно, что изучение интонаций русского языка иностранцами очень сложно. Поэтому, следует поступать постепенно, сначала мы объясним разные типы русских ИК и примеры их самого частого применения, а потом постепенно будем добавлять разные реализации ИК, которые служат средством для выражения добавочных смысловых и эмоциональных оттенков.

Упражнение 16.1

Послушайте Сказку о русской интонации, внимательно следите за интонацией.

(Сказка перепечатана из учебника Е.Л. Бархударовой и Ф.И.Панкова По-русски с хорошим произношением. Практический курс звучащей речи. Москва : Русский язык, 2007)

В учебнике русского языка для иностранцев жили семь интонаций. ИК-1 всё знала, утверждала, называла: «Это гараж. Это наш подъезд».

ИК-2 считала себя очень важной. Во-первых, она всё время старалась обратить на себя внимание и ко всем обращалась: «Послушайте! Внимание!» Была категорична, требовательна: «Отойдите! Не мешайте!» При этом она все время задавала вопросы с вопросительными словами: «Что? Где? Когда?»

ИК-3 тоже была любознательна. Она тоже задавала вопросы, но другие, без вопросительных слов: «Это гараж? Это ваш подъезд?» Вообще у неё был мягкий характер. Если ИК-2 была требовательна, то ИК-3 была очень вежлива: «Извините, пожалуйста!»

А ИК-4? Она любила появляться вместо ИК-3 в официальной речи. Всех поучала. Даже вопросы ИК-4 задавала официальным тоном! «Ваша фамилия? Ваше имя?» ИК-3 спрашивала: «Дважды два четыре?» а ИК-4 : «Дважды два четыре?»

ИК-5 была самой восторженной. «Как хорошо!» — любила говорить она.

ИК-6 тоже восхищалась, но более сдержанно: «Как хорошо! Погода сегодня!» Она часто стремилась быть немногословной. Ей не хватало уверенности в себе, она сомневалась, переспрашивала: «Что вы сказали?» Кроме того, ИК-6 обладала неважной памятью и часто с трудом что-нибудь вспоминала: «Куда я положила ключи?»

Весело, радостно было ИК друг с другом. И жили бы все дружно, не зная хлопот, если бы не ИК-7. У неё был ужасный характер, она вечно была недовольна, постоянно всё отрицала: «Какие вы отличники! Какой это обед!» Правда, иногда ей становилось стыдно за своё поведение. Тогда она, наоборот, принималась утверждать! «Да! Хорошо!» И делала это не спокойно, а эмоционально, экспрессивно.

Урок был подготовлен с использованием следующей литературы:

Теоретическая часть

[1]Оливериус, З. Фонетика русского языка. Praha : SPN, 1978. 164 c.

[2]Брызгунова, Е. А. Звуки и интонации русской речи. Москва : Русский язык, 1977. 279 с.

Практическая часть

[1]Бархударова, Е. Л. – Панков, Ф. И. По-русски с хорошим произношением. Практический курс звучащей речи. Москва : Русский язык, 2008. 192 с. ISBN 978- 5-88337-160-7.

[2]Одинцова, И. В. Звуки. Ритмика. Интонация. Москва : Наука, 2008. 368 с. ISBN 978- 5-02-002762-6.

[3]Лизалова, Л. И. Упражнения по фонетике современного русского языка. Брно : МУ, 1991. 78 с.

Виды предложений по интонации и цели высказывания (3 класс) таблица, примеры

По инто­на­ции раз­ли­ча­ем вос­кли­ца­тель­ные и невос­кли­ца­тель­ные пред­ло­же­ния. По цели выска­зы­ва­ния ука­жем пред­ло­же­ния повест­во­ва­тель­ные, вопро­си­тель­ные и побу­ди­тель­ные предложения.

Что такое интонация предложения?

Интонация явля­ет­ся одной из важ­ных харак­те­ри­стик пред­ло­же­ния. Начнем с опре­де­ле­ния, что назы­ва­ет­ся интонацией.

Это сло­во име­ет латин­ское про­ис­хож­де­ние: гла­гол intonare бук­валь­но зна­чит «гром­ко про­из­но­сить». В син­так­си­се рус­ско­го язы­ка  тер­мин «инто­на­ция» обо­зна­ча­ет ритмико-мелодический строй пред­ло­же­ния, как в уст­ной речи оно про­из­но­сит­ся, с повы­ше­ни­ем или пони­же­ни­ем тона.

Рассмотрим более подроб­но, с какой инто­на­ци­ей про­из­но­сят­ся пред­ло­же­ния и какую име­ют эмо­ци­о­наль­ную окраску.

Таблица

ПО ИНТОНАЦИИ
ВосклицательноеНевосклицательное
Мне пода­ри­ли котенка!Мне пода­ри­ли котенка.
ПО ЦЕЛИ ВЫСКАЗЫВАНИЯ
ПовествовательноеВопросительноеПобудительное
На ули­це пре­крас­ная погода.Почему вы сиди­те дома?Идите гулять.

Виды предложений по интонации

По инто­на­ции и силе выра­жен­но­го чув­ства, по эмо­ци­о­наль­ной окрас­ке раз­ли­ча­ют два вида предложений:

Невосклицательные предложения

Каждое пред­ло­же­ние име­ет инто­на­цию кон­ца пред­ло­же­ния. Если выска­зы­ва­ние про­из­но­сит­ся спо­кой­но, без осо­бой эмо­ци­о­наль­ной нагруз­ки в его кон­це, это невос­кли­ца­тель­ное предложение.

Определение

Предложение, в кото­ром не выра­же­но чув­ство, назы­ва­ет­ся невосклицательным.

Примеры невосклицательных предложений

Поздно ночью пошёл силь­ный дождь. Он весе­ло сту­чал в окна, лихо шумел в густой лист­ве дере­вьев, дело­ви­то жур­чал в водо­сточ­ных тру­бах (Л. Лагин).

Летом сра­зу бро­са­ют­ся в гла­за обиль­ные кисти с глян­це­вы­ми чер­ны­ми яго­да­ми (В. Солоухин).

Большая пло­щадь ста­ро­го горо­да над Днепром зарос­ла тра­вой. Здесь было тихо и чин­но. Над собо­ром ека­те­рин­ских вре­мен вились ласточ­ки (А. Толстой).

Восклицательные предложения

Простые пред­ло­же­ния могут допол­ни­тель­но выра­жать эмо­ции и чув­ства гово­ря­ще­го. Тогда про­из­но­сят­ся они с осо­бой инто­на­ци­ей восклицания.

В деревне куда при­воль­ней, чем в горо­де. Можно и в лес за яго­да­ми схо­дить, да и на речу — иску­пать­ся и поры­ба­чить. А к обе­ду уха, да ещё какая! (Г. Скребицкий).

Последнее пред­ло­же­ние в этом сооб­ще­нии явля­ет­ся по инто­на­ции явля­ет­ся вос­кли­ца­тель­ным, так как выра­жа­ет чув­ство восхищения.

В вос­кли­ца­тель­ных пред­ло­же­ни­ях исполь­зу­ют­ся место­име­ния и наре­чия в роли уси­ли­тель­ных частиц:

Голубушка, как хоро­ша! Чем любо­вать­ся тут?
Ох, при­зна­юсь — хоть это мне и больно- не прав и я ! (И. А. Крылов)

Предложения по цели высказывания

По цели выска­зы­ва­ния — сооб­ще­ние, вопрос, побуж­де­ние — про­стые пред­ло­же­ния делят­ся на три вида:

Восклицательным может быть каж­дое из этих про­стых предложений.

Повествовательное предложение

В уст­ной речи пред­ло­же­ние про­из­но­сит­ся спо­кой­но и ров­но, толь­ко голос повы­ша­ет­ся на одном из чле­нов пред­ло­же­ния и пони­жа­ет­ся к его кон­цу. Это повест­во­ва­тель­ная инто­на­ция, а такой вид пред­ло­же­ния назы­ва­ет­ся повест­во­ва­тель­ным. В нём сооб­ща­ет­ся, кон­ста­ти­ру­ет­ся о каком-либо собы­тии или фак­те, например:

Вчера выпал снег.

Второй день льёт дождь как из ведра.

В кон­це повест­во­ва­тель­но­го пред­ло­же­ния ста­вит­ся завер­ша­ю­щий пунк­ту­а­ци­он­ный знак — точка.

Примеры повествовательных предложений в художественной литературе

Белая бере­за под моим окном при­на­кры­лась сне­гом точ­но сереб­ром (С.Есенин).

Бесконечная доро­га убе­га­ет лен­той вдаль (С. Есенин).

В одном боло­те, под дикой ивой, выве­лись утя­та (М. Пришвин).

Одуванчики цве­тут с вес­ны до осе­ни (В. Солоухин).

Солнце уже спус­ка­лось за лес. Оно бро­са­ло несколь­ко чуть теп­лых лучей, кото­рые про­ре­зы­ва­лись огнен­ной поло­сой через весь лес (И. Гончаров).

Вопросительные предложения

По цели выска­зы­ва­ния раз­ли­ча­ют вопро­си­тель­ные пред­ло­же­ния, кото­рые выра­жа­ют вопрос. В уст­ной речи голос инто­на­ци­он­но повы­ша­ет­ся на том сло­ве, кото­рый явля­ет­ся глав­ным в вопро­се, например:

Сегодня ты покор­мил собаку?

Сегодня ты покор­мил собаку?

Сегодня ты покор­мил собаку?

Такое выде­ле­ние голо­сом важ­но­го по смыс­лу сло­ва в пред­ло­же­нии назы­ва­ет­ся смыс­ло­вым, или логи­че­ским уда­ре­ни­ем.

В кон­це вопро­си­тель­но­го пред­ло­же­ния необ­хо­ди­мо поста­вить вопро­си­тель­ный знак.

Примеры вопросительных предложений в художественной литературе

Знаете ли вы, какое насла­жде­ние выехать вес­ной до зари? (И.Тургенев).

Жалко ста­ло ребя­там, что лисе­нок убе­жал. Куда он такой малень­кий денет­ся? Пропадет в лесу. Пришел дедуш­ка, посмот­рел нору, голо­вой пока­чал и говорит:
— Нет, ребя­та. Это не лисе­нок ход про­ко­пал. Это мать-лиса за ним при­хо­ди­ла (В.Бианки).

Крошка-сын к отцу при­шёл и спро­си­ла кроха:
— Что такое хоро­шо и что такое пло­хо? (В. Маяковский).

О чём эта пес­ня вагон­ных колес,
И птиц щебетанье,
И шелест берёз?
О родине, толь­ко о родине (Расул Гамзатов).

Из чего толь­ко сде­ла­ны мальчики?
Из чего толь­ко сде­ла­ны мальчики?
Из ули­ток, ракушек,
И зеле­ных лягу­шек (С. Маршак).

Побудительное предложение

Если пред­ло­же­ние выра­жа­ет побуж­де­ние, прось­бу, при­каз, силь­ное чув­ство, то инто­на­ция ста­но­вит­ся побу­ди­тель­ной. Тогда пред­ло­же­ние про­из­но­сит­ся с повы­ше­ни­ем голо­са, напря­жён­но. Для побу­ди­тель­но­го пред­ло­же­ния харак­те­рен более высо­кий тон, чем при повест­во­ва­тель­ном, но более низ­кий, чем при вопросе.

Подойди ко мне!

Сядьте рядом на скамейке!

Давайте полю­бу­ем­ся этой красотой!

Примеры предложений

Мартышка ста­ла пря­мо. Попугай скомандовал:
— Упражненье началось!
Ноги вме­сте! Руки врозь!
Раз, два, три, четыре!
Ноги выше! Руки шире! (Григорий Остер)

А дождь идёт все силь­нее и сильнее…Ползет к гри­бу мок­рая Бабочка:
— Муравей, Муравей, пусти меня под гри­бок! Промокла я — лететь не могу! (В. Сутеев).

Не мешай­те мне трудиться!
Я води­цы притащу
И коло­дез­ной водицей
Всех, конеч­но, уго­щу (Е. Благинина).

Видеоурок «Какие бывают предложения по цели высказывания. Виды предложений по эмоциональной окраске»

Скачать ста­тью: PDF

Просодическая структура высказывания как целое и ее отражение в авторских обозначениях интонации

ПРОСОДИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ВЫСКАЗЫВАНИЯ

КАК ЦЕЛОЕ

И ЕЕ ОТРАЖЕНИЕ

В АВТОРСКИХ ОБОЗНАЧЕНИЯХ ИНТОНАЦИИ

N. D. SVETOZAROVA

Как известно, определения высказывания (фразы) обычно содержат ссылку на интонацию. Интонационная оформленность, определенная интонационная (ритмомелодическая) структура нередко считается основным признаком, отличающим высказывание (фразу) от предложения. И хотя с последним трудно согласиться (не имеет интонации лишь пропозиция, лежащая в основе предложения), но нельзя не признать, что интонация является наиболее ярким и обязательным свойством высказывания, отличающим его от его структурных элементов (слов, словосочетаний). Не случайно определения интонации, в свою очередь, обычно обращаются к фразе (высказыванию) как линейному отрезку, на котором манифестируется просодическая структура, и просодические средства, функционирующие на уровне высказывания, описываются как фразовая интонация.

Говоря о роли фразовой интонации в организации высказывания, особо подчеркивают ее объединяющую (консолидирующую) функцию; наряду (а по мнению некоторых авторов даже и в первую очередь) со смысловой (содержательной) и определенной структурной (синтаксической) целостностью высказывание характеризуется цельностью интонационной. Однако в общеязыковедческих работах интонационная цельность высказывания чаще всего только постулируется, как нечто самоочевидное, или сводится к упоминанию пауз, отграничивающих одно высказывание от другого. Между тем фонетический анализ звукоюй структуры высказывания демонстрирует сложный комплекс средств, в своей совокупности создающий интонационную цельность высказывания.

По данным экспериментальных исследований фразовой интонации, выполненных на материале разных языков, можно сделать вывод о том, что все просодические средства выполняют в связном устном тексте как организующую, так и членящую роль:

Rev. Étud. slaves, Paris, LXII/1-2, 1990, p. 417-425.

Урок 1. что роднит музыку с литературой — Музыка — 5 класс

Музыка

5 класс

Урок № 1

Что роднит музыку с литературой

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:

— связь двух видов искусства – музыки и литературы;

— влияние музыки на литературу;

— влияние литературных текстов на музыку;

— программная музыка.

Тезаурус

Вокализ – это вокальная пьеса для голоса, не имеющая текста и исполняемая на одних гласных звуках.

Программная музыка – музыка, которая не включает в себя текст, но сопровождается словесным указанием содержания.

Интонация – ритмико-мелодический строй речи, чередование повышений и понижений тона при произнесении.

Обязательная литература

Сергеева Г. П. Музыка. 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. // Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская. – 10-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2019. – 159 с.

Дополнительная литература

Большой толковый словарь русского языка. / Под ред. С. А. Кузнецова. –1-е изд. – СПб.: Норинт, 1998.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

В основе многих музыкальных произведений лежит литература. Без неё не существовало бы и половины музыкальных жанров.

Вокальные произведения (кроме вокализа) пишутся на основе стихов. На создание опер, балетов, мюзиклов и других сценических постановок композиторов вдохновляют литературные сюжеты сказок, мифов или известных пьес и романов.

Вокализ – это вокальная пьеса для голоса, не имеющая текста и исполняемая на одних гласных звуках.

Если инструментальная музыка опирается на литературный сюжет, её называют программной.

Программная музыка не включает в себя текст, но сопровождается словесным указанием содержания.

Например, симфоническая сюита «Антар» Николая Андреевича Римского-Корсакова по одноимённой сказке или «Метель» Георгия Васильевича Свиридова по повести Пушкина.

Музыка Свиридова переносит слушателя в Россию XIX века. Семь пьес отражают различные фрагменты и состояния повести «Метель»: «Тройка», «Весна и осень», «Вальс», «Венчание».

И вот уже герои Александра Сергеевича Пушкина кружатся в чудесном вальсе на балу, устроенном по случаю победы над Наполеоном.

В любом виде искусства авторы поднимают волнующие их темы. Только пользуются они для этого разными инструментами: художники – красками, музыканты – звуками, писатели – словами.

Литературу и музыку роднит такое понятие, как интонация.

В речи это слово означает манеру произношения, выражающую чувство говорящего, его отношение к предмету речи, особенности его душевного склада. Например, можно говорить с сердитой интонацией.

В литературе интонация указывает на стиль какого-то писателя. Например, можно сказать, что в произведении прослеживается шекспировская интонация.

В лингвистике – науке, изучающей языки, интонация имеет более музыкальное значение. Это ритмико-мелодический строй речи, чередование повышений и понижений тона при произнесении. Например, в речи собеседника может быть слышна вопросительная интонация.

В музыке же интонация часто употребляется в отношении точности исполнения и чистоты спетого или сыгранного звука (в отношении его высоты). Всем известно, что интонация может быть фальшивой.

А также про направление движения мелодии можно сказать, что в этом фрагменте слышна, например, восходящая или нисходящая интонация.

В музыке, как и в речи, могут быть ласковые и печальные интонации, спокойные и взволнованные, тревожные и торжественные. Голоса инструментов, как речь человека, говорят, поют, выражая какую-либо эмоцию с помощью интонаций.

Не зная иностранного языка, по интонации можно определить, в каком настроении собеседник, а с помощью музыкальных интонаций можно понять характер музыкального произведения.

Благодаря интонациям можно распознать, к какой эпохе и национальной культуре относится та или иная мелодия.

Примеры заданий из Тренировочного модуля

№ 1. Что такое программная музыка?

Варианты ответа: музыка не включает в себя текст, но сопровождается словесным указанием содержания; музыка, к которой выдают театральную программку; музыка, которая включена в школьную программу; музыка без слов.

В школьную программу включено множество музыкальных произведений, но они не всегда являются программными. Бумажный буклет с программой люди покупают в театрах и на концертах, там обычно указан состав исполнителей и содержание. Музыка без слов – любая инструментальная музыка или вокализ. Поэтому правильный ответ: программная музыка – музыка, которая не включает в себя текст, но сопровождается словесным указанием содержания.

№ 2. К какому музыкальному термину подходит определение «вокальная пьеса для голоса, не имеющая текста и исполняемая на одних гласных звуках»?

Варианты ответа: опера; духовный концерт; ария; каватина; вокализ.

Духовные концерты пишутся на религиозные тексты. Опера содержит слова. Ария – это вокальная или инструментальная партия для одного голоса или инструмента, представляющая собой законченный эпизод или самостоятельный номер. Каватина – одна из разновидностей оперной арии, обычно свободного построения, отличающаяся напевностью и лиричностью. Правильный ответ – вокализ.

Определение интонации и примеры речи

В речи интонация — это использование изменяющейся (повышающейся и понижающейся) высоты звука голоса для передачи грамматической информации или личного отношения. Интонация особенно важна при постановке вопросов на разговорном английском языке. Например, возьмите предложение: «Когда начинается встреча?» Слово «начало», включая вопросительный знак, звучит или звучит в вашем голосе, когда вы произносите это слово, отмечает сайт «Дорожная карта английского произношения».

Музыкальность языка

«Интонация — это мелодия или музыка языка», — говорит Дэвид Кристал, автор книги «A Little Book of Language». Интонация относится к тому, как ваш голос повышается и понижается, когда вы говорите, например,

«Идет дождь, не так ли? (Или, возможно,« innit »)»

В этом предложении вы на самом деле не задаете вопрос: вы говорите слушателю, что идет дождь, поэтому вы произносите свою речь «говорящей» мелодией. Уровень вашего голоса падает, и вы говорите так, как будто вы знаете, о чем говорите, и, конечно же, знаете, поэтому вы делаете заявление.Но теперь представьте, что вы не знаете, идет ли дождь, , — говорит Кристал. Вы думаете, что на улице может быть душ, но вы не уверены, поэтому просите кого-нибудь проверить. Вы используете те же слова, но музыкальность вашего голоса имеет другое значение, например,

«Идет дождь, не так ли?»

Теперь вы спрашиваете человека, так что вы произносите свою речь «спрашивающей» мелодией, — говорит Кристал. Уровень вашего голоса повышается, и вы звучите как , как будто задаете вопрос.

Шаг и разбивка

Чтобы понять интонацию, важно понять два ее ключевых термина: высоту звука и фрагменты. Британская энциклопедия отмечает, что смола

« относительная высота или слабость тона, воспринимаемого ухом, которая зависит от количества колебаний в секунду, производимых голосовыми связками.»

У каждого свой голос по-разному, отмечает Study.com:

«Хотя некоторые более склонны к более высокому тону, а некоторые — к более низкому, мы все можем изменять свой тембр в зависимости от того, с кем мы говорим и почему.»

Тембр относится к качеству звука, которое отличает один голос или музыкальный инструмент от другого или один гласный звук от другого: оно определяется гармониками звука. Таким образом, высота звука относится к музыкальности вашего голоса и к тому, как вы используете эту музыкальность или тембр для передачи смысла.

Разделение на части — и пауза — тем временем упаковывает информацию для слушателя, говорит Технологический университет (UTS) в Сиднее, добавляя, что говорящие делят речь на фрагменты, которые могут быть отдельными словами или группами слов для передачи мысли или идеи или для сосредоточения внимания. об информации, которую докладчик считает важной.UTS дает следующий пример разбиения на части:

«Имеет ли значение, говорят ли люди с акцентом, если их легко понять?»

Это предложение разбивается на следующие «фрагменты»:

«Это действительно важно /
говорят ли люди с акцентом /
, если их можно будет легко понять? «//

В этом примере в каждом фрагменте ваша высота звука будет немного отличаться, чтобы лучше передать смысл слушателю.Ваш голос, по сути, повышается и понижается в каждом «куске».

Виды интонации

Еще один ключевой момент в интонации — это повышение и понижение голоса. Подобно тому, как музыкальный инструмент поднимается и опускается в своем тоне, как опытный игрок создает мелодию, чтобы передать чувство настроения, ваш голос поднимается и опускается таким же мелодичным способом, чтобы создать ощущение смысла. Возьмите этот пример из статьи Рассела Бэнкса в статье под названием «Прелюбодеяние», опубликованной в выпуске Mother Jones за апрель / май 1986 года.

«Я имею в виду, что, черт возьми?

Голос говорящего повышается и понижается на отдельные фрагменты в этих двух коротких предложениях, как показано ниже;

«Я имею в виду /
Какого черта? /
Верно? «//

Когда говорящий произносит первый кусок — «Я имею в виду», — голос падает. Затем, во время второй фразы — «Какого черта?» — голос повышается, почти как подъем по мелодичной лестнице с каждым словом. Спикер делает это, чтобы выразить возмущение. Затем, с одним последним словом — «Верно?» — голос говорящего поднимается еще выше, как если бы он попал в неуловимую высокую дою в музыке.Это почти то же самое, что подтолкнуть предложение к слушателю — передать его, если хотите, — чтобы слушатель согласился с говорящим. (Если слушатель не согласен, вероятно, последует аргумент.)

И в статье слушатель действительно соглашается с говорящим, отвечая:

«Да, верно.»

Ответ произносится с падающей интонацией, как если бы слушатель уступил и принял диктат говорящего. К концу слова «правильно» голос респондента упал так сильно, что он почти сдался.

Другими словами, интонация — это процесс разбиения на части высказываний (и ответов) для передачи смысловых пакетов. Как правило, первоначальное утверждение (часто вопрос) может повышаться и понижаться по тону, но обычно оно повышается в конце, когда говорящий передает предложение или вопрос слушателю. И так же, как в музыкальном произведении, которое начинается тихо, с крещендо в звуке и древесине, тон или звук ответа падает, как если бы респондент подводил обсуждение к тихому завершению, точно так же, как мелодия тихо подходит к мягкому завершению. в конце.

Секретный ингредиент для отличного произношения (со звуком) — RealLife English

Слушайте, пока читаете: Слушайте вместе

Всем привет! Это Адир Феррейра с сайта www.adirferreira.com.br, и сегодня я собираюсь поговорить с вами об интонации.

Интонация — это мелодия языка, состоящая из повышающихся и понижающихся высот (высокого или низкого качества звука). Интонация используется для передачи наших намерений и эмоций, а в разговорной речи используется вместо знаков препинания.

Интонация может указывать на гнев, удивление, нерешительность, замешательство, сарказм, интерес или его отсутствие. Очень важно выучить и использовать правильную интонацию, чтобы ваш разговорный английский был более динамичным и более интересным для прослушивания.

В английском языке есть четыре вида интонационных паттернов: (1) падающая, (2) восходящая, (3) незавершенная и (4) колеблющаяся интонация. Давайте узнаем о каждом.

1. Падение интонации

Понижение интонации — это когда мы понижаем голос в конце предложения.Обычно это происходит в утверждениях и вопросах, которые содержат такие слова, как где, когда, что, почему, как, и кто (они называются информационными вопросами). Вот несколько примеров:

Выписки

1. Меня зовут Адир Феррейра.

2. Приятно познакомиться.

3. Я иду в кино.

4. Вернусь через час.

5. Хорошего дня.

Вопросы

1.Как вас зовут?

2. Где он живет?

3. Почему вы это сделали?

4. Кто там эта женщина?

5. Как я могу это открыть?

2. Повышение интонации

Повышающаяся интонация — это когда мы повышаем высоту голоса в конце предложения. Мы используем эту интонацию в вопросах, на которые отвечают «да» или «нет» (такие вопросы называются вопросами «да / нет»). Посмотрите несколько примеров:

1. Вы американец?

2.Она знает об этом?

3. Можете одолжить мне карандаш?

4. Фильм хороший?

5. Мы скоро уезжаем?

Восходящая интонация также используется в таких выражениях, как:

1. Простите?

2. В самом деле?

Вот несколько пар вопросов с восходящей и нисходящей интонацией. Слушайте и тренируйтесь произносить их!

1. Вы знаете эту женщину? Откуда ты знаешь эту женщину?

2. Вы здесь ходите в школу? Почему ты здесь ходишь в школу?

3.Вы купили новый ноутбук? Какой ноутбук вы купили?

4. Ты работаешь? Где ты работаешь?

3.

Незаконченная интонация

В предложениях с неполной интонацией высота звука повышается и падает внутри предложения. Этот тип интонации используется с незавершенными мыслями, вводными фразами, сериями слов, а также когда мы выражаем свой выбор. Послушаем несколько примеров:

Незаконченные мысли

1. Она купила журнал, но не читала.

2. Когда я закончил школу, я устроился на работу.

3. Если я буду усердно учиться, я сдам тест.

4. Выхожу на улицу подышать свежим воздухом.

Вводные фразы

Фразы вроде на самом деле, насколько я понимаю, на самом деле, на мой взгляд, если вы не возражаете, и между прочим, также указывают на то, что мысль не закончена, поэтому мы используем не -конечная интонация. Некоторые примеры:

1. На самом деле я знаю, где она живет.

2. Насколько я понимаю, она не подходила на эту должность.

3. Вообще-то фильм получился неплохим.

4. На мой взгляд, эта машина слишком дорогая.

5. Если не возражаете, я пойду спать.

6. Кстати, вы читали ту книгу, которую я вам дал?

Серии слов

Предположим, вы говорите, что любите заниматься несколькими видами спорта, такими как футбол, теннис, баскетбол и волейбол. Вот как это будет звучать на английском языке с незавершенной интонацией:

Люблю играть в футбол, теннис, баскетбол и волейбол.

У нас растет интонация о футболе, теннисе и баскетболе. Интонация падает на волейбол. Послушайте еще раз:

Люблю играть в футбол, теннис, баскетбол и волейбол.

Еще несколько примеров:

1. В колледже я изучаю психологию, французский язык, историю и лингвистику.

2. Он ушел с работы, пришел домой, принял душ и лег спать.

3. Мне нужен рис, бобы, салат и сахар.

4. «Я так хорошо изучил право, что в день его окончания я подал в суд на колледж, выиграл дело и получил обратно свои деньги за обучение.»- Фред Аллен

Выражение выбора

Неокончательная интонация также используется, когда вы выбираете между двумя или более вещами. Некоторые примеры:

1. Ты хочешь остаться дома или пойти в кино?

2. Собираетесь ли вы в путешествие в марте или апреле?

3. Вы говорите по-испански или по-португальски?

4. Ваше имя Мэри или Мэнди?

5. Хотите колы или сока?

4. Слабая интонация

Нестабильная интонация используется, когда мы выражаем определенные эмоции или отношения в одном слове.Вы можете выразить, например, удивление, гнев, сарказм, нерешительность, страх, изумление и другие.

Взгляните на эти два слова: вы сделали. Я собираюсь сказать их, показывая, что мне любопытно, очень удивлено, разочаровано, сердито и я согласен. Слушать!

1. Вы сделали? (любопытно)

2. Вы сделали? (очень удивлен)

3. Вы сделали? (разочарован)

4. Вы сделали? (злой)

5. Вы сделали. (по согласованию)

Посмотрите еще несколько примеров:

Большое спасибо.(нормальный)

Большое спасибо. (очень доволен)

Большое спасибо. (саркастический)

Хорошо. (нормальный)

Хорошо. (колеблется или не желает)

Хорошо! (очень взволнован)

Хорошо! (разочарован и зол)

Нет! (злой)

Нет? (удивленно)

Нет… (неуверенно)

№ (саркастический)

Увидимся в следующий раз!

Если вам понравилась эта статья и вы хотите получать еженедельные обновления, а также наш бесплатный отчет «5 лучших бесплатных ресурсов для изучения английского в Интернете», подпишитесь на нашу рассылку.

Тема: «Что … — Любители английской литературы и лингвистики

Тема:« Что такое интонация? И виды интонации «
~~~~~~~~~
Что такое интонация?
~~~~~~~~
Джонс (1960) -» вариации, которые занимают
место в высоте голоса в связке. речь, то есть вариации высоты звука музыкальной ноты, производимые вибрацией голосовых связок ».
В отличие от лексического тона (как в тональных языках), изменение интонации
не меняет лексическую идентичность / значение отдельных слов
, хотя и может изменить значение предложения в целом.
Языки с акцентом высоты тона (например, японский,
шведский) раньше считались промежуточным падежом
: внешне подобны языкам с лексическим тоном, но фонологически высота звука в этих языках функционирует как ударение. В большинстве языков с ударным акцентом высота звука является важным коррелятом ударения, поэтому разделительные линии между тоном, ударением и акцентом высоты тона
нечеткие.
~~~~~~~~
Знаки тонетического ударения
~~~~~~~
Кингдон, О’Коннор и Арнольд и другие
использовали различные диакритические символы
, известные как знаки тонетического ударения, для обозначения
различных интонационных событий . Акценты считались динамическими (контурными) тонами. Наиболее важные акценты в английском языке: (Текущие тоновые знаки IPA включают: высокий (уровень) тон: é, низкий (уровень) тон: è, (высокий) падающий тон: ê, восходящий тон:)
Этот подход, характерный для
структуралистская методология концентрируется на обобщении примеров и сборе больших, аннотированных, упорядоченных корпусов категоризированных примеров, а не на формулировании незыблемых правил для определения интонационных паттернов и их согласования с текстом.
~~~~~~~~
A: Скольжение / ударение на важных словах:
1: Он учитель
2: Им сложно
3: Она хочет прыгнуть
4: Это ты Я ‘говорим о
~~~~~~~~
B: Упади на определенные утверждения:
Мы’ купили ‘новый дом
Они вернулись’ вчера из Франции
Я был ‘очень доволен
Я бы’ хотел ‘ поговорите с менеджером, пожалуйста.
Мы «видели» там огромного слона
~~~~~~~
C: Попадание в WH-вопрос — вопросы начинаются с
с вопросительного слова):
‘Что он сказал?
‘Кто там?
‘Куда делся Брайан?
~~~~~~~~
D: Поднимите в вопросе «да / нет»:
Это ваш отец?
Хотите чаю?
Ваш друг курит?
~~~~~~~~
E: Упасть или встать в вопросительных тегах?
Падение используется, когда говорящий ожидает
подтверждения. Повышение используется, когда динамик
выражает элемент сомнения.
Это шведское блюдо, не так ли?
Это шведское блюдо, не так ли?
Ему лучше, правда?
Ему лучше, не так ли?
~~~~~~~~
F: Падение + подъем в фразах, где в воздухе витает «но»
. (Этот паттерн — падение + подъем — также часто используется для отправки других сигналов. В
, помимо резервирования, он может, например,
выражать предупреждение и даже иронию.)
Она милая, (но не такая уж хорошая)
(Был ли это хороший концерт?) — Певец был
хорош (но «остальные были ужасны»).
~~~~~~~
G: Поднимитесь на неполные фразы; подняться в списке
, за исключением последнего пункта.
Очень часто использование сигналов на рост «пришло еще до
, еще не закончено». Часто падение
указывает на «конец сообщения».
«Когда она» пришла домой, она «пошла» прямо
в постель.
Они видели животных, тигров, зебр, слонов
и телоп.
~~~~~~~~
Четыре вида интонационных паттернов

~~~~~~~
1. Падение интонации
~~ `~~~~~~
Падение интонации — это когда мы понижаем наш голос
на конец предложения.Это
обычно встречается в утверждениях и в
вопросах, которые содержат такие слова, как где,
когда, что, почему, как и кто (это
, называемые информационными вопросами). Вот несколько примеров
:
Утверждения
.
1. Меня зовут Адир Феррейра.
2. Приятно познакомиться.
3. Я иду в кино.
4. Вернусь через час.
5. Удачного дня.
.
Вопросы
1. Как вас зовут?
2. Где он живет?
3. Почему вы это сделали?
4.Кто там эта женщина?
5. Как я могу это открыть?
~~~~~~~~
2. Повышение интонации
~~~~~ `~~
Повышение интонации — это когда мы повышаем высоту голоса на
в конце предложения
. Мы используем эту интонацию
в вопросах, на которые отвечают
«да» или «нет» (такие вопросы называются «да / нет
»). Посмотрите несколько примеров:
.
1. Вы американец?
2. Знает ли она об этом?
3. Можете одолжить мне карандаш?
4. Фильм хороший?
5.Мы скоро уезжаем?
.
Восходящая интонация также используется в
выражениях, например:
1. Простите?
2. В самом деле?
Вот несколько пар вопросов с
восходящей и нисходящей интонацией. Слушайте и
упражняйтесь в их произношении!
1. Вы знаете эту женщину? Откуда
вы знаете эту женщину?
2. Вы здесь ходите в школу? Почему
ты здесь учишься?
3. Вы купили новый ноутбук? Какой ноутбук
вы купили?
4. Ты работаешь? Где ты работаешь?
~~~~~~~~~
3.Неокончательная интонация
~~~~~~~~~
В предложениях с нефинальной интонацией высота звука
повышается и падает внутри предложения.
Этот тип интонации используется с
незавершенными мыслями,
вводными фразами, сериями слов, а также с
, когда мы выражаем свой выбор. Послушаем
примеров:
~~~~~~~
Незавершенные мысли
1. Она купила журнал, но
не читала.
2. Когда я закончил среднюю школу, я устроился на работу
.
3. Если я буду усердно учиться, я сдам тест.
4. Выхожу на улицу, подышать свежим воздухом.
~~~~~~~~~~
Вступительные фразы
Фразы, как на самом деле, что касается
, я думаю, на самом деле, на мой взгляд, если
вы не возражаете и, кстати, также
указывают на то, что мысль не закончена, поэтому
~~~~~~~
мы используем незавершенную интонацию. Примерно
примеров:
1. На самом деле я знаю, где
она живет.
2. Насколько я понимаю,
она не подходила на эту должность.
3.На самом деле фильм получился неплохим.
4. На мой взгляд, эта машина слишком
дорогая.
5. Если не возражаете, я иду спать.
6. Кстати, вы читали ту книгу, которую я вам дал,
?
~~~~~~~~
Серия слов
Предположим, вы говорите, что вам нравится
играть в несколько видов спорта, таких как футбол, теннис,
баскетбол и волейбол. Вот как это
будет звучать по-английски с интонацией неокончательного
:
Мне нравится играть в футбол, теннис, баскетбол,
и волейбол.
У нас нарастающая интонация о футболе,
теннисе и баскетболе. Интонация
приходится на волейбол. Послушайте еще раз:
Я люблю играть в футбол, теннис, баскетбол
и волейбол.
Еще несколько примеров:
1. В колледже я изучаю психологию,
французский язык, историю и лингвистику.
2. Он ушел с работы, пришел домой, принял душ
и лег спать.
3. Мне нужен рис, бобы, салат и сахар.
4. «Я так хорошо изучил право, что в день, когда я закончил
год, я подал в суд на колледж, выиграл дело
и получил обратно свои деньги за обучение.”- Фред
Аллен
~~~~~~~~
Выражение выбора
Неокончательная интонация также используется, когда
вы выбираете между двумя или более вещами.
~~~~~~~~
Некоторые примеры:
1. Вы хотите остаться дома или пойти в кино
?
2. Собираетесь ли вы поехать в марте или
апреле?
3. Вы говорите по-испански или по-португальски?
4. Ваше имя Мэри или Мэнди?
5. Хотите колы или сока?
~~~~~~~~~~~
4. Колеблющаяся интонация
~~~~~~~~~~
Колеблющаяся интонация используется, когда мы
выражаем определенные эмоции или отношения
в одном слове.Вы можете выразить, например,
удивление, гнев, сарказм,
колебания, страх, изумление и другие
.
Взгляните на эти два слова: вы сделали.
Я скажу им, показывая, что я
любопытный, очень удивленный, разочарованный,
~~~~~~~~
зол и согласен. L
1. Вы сделали? (любопытно)
2. Вы сделали? (очень удивлен)
3. Вы сделали? (разочарован)
4. Вы сделали? (сердито)
5. Вы сделали. (согласно)
~~~~~~
Посмотрите еще несколько примеров:
Большое спасибо.(нормально)
Большое спасибо. (очень доволен)
Большое спасибо. (саркастично)
Хорошо. (нормально)
Хорошо. (колеблется или не желает)
Хорошо! (очень взволнован)
Хорошо! (разочарованный и сердитый)
Нет! (сердито)
Нет? (удивленно)
Нет… (неуверенно)
Нет. (саркастично)

Интонация: определение, шаблоны и примеры — видео и стенограмма урока

Музыканты и интонация

Когда кто-то сегодня говорит об интонации в музыке, они почти всегда имеют в виду, насколько настроены исполнители.Игра или пение в лад — фундаментальный стандарт, к которому должны стремиться все музыканты. Если исполнитель расстроен, это часто становится очевидным даже для самого немузыкального уха. Если расстроен, означает, что тон немного выше (резкий) или немного ниже (плоский), чем правильная высота тона. Когда кто-то расстроен, это сбивает с толку других музыкантов вокруг него и создает диссонанс, который трудно слушать.

Клавишникам, например пианистам, не нужно беспокоиться о точной высоте звука.Они просто нажимают на клавишу пальцем, и получается нужная высота звука. Конечно, пианино может расстроиться, но, к счастью, пианиста в этом не винят. Для других музыкантов, таких как духовые, струнные и певцы, это не так просто.

Вызов хорошей интонации

Скрипка — один из самых сложных инструментов для игры. Ребенок, который впервые учится, часто становится объектом шуток из-за того, как ужасно это может звучать. Чтобы сыграть мелодию на струнном инструменте, нужно нажать пальцем точно в нужном месте на грифе.Если палец даже на волосок оторван, он будет звучать фальшиво.

Точно так же тромбонист, член семьи медных духовых, должен быть очень осторожен, используя руку, чтобы расположить слайд точно в нужном месте, иначе он будет расстроен. Тромбонист должен убедиться, что слайд хорошо смазан. Затем он должен использовать свое ухо, слушая себя на записи, используя тюнер и играя с другими инструментами, чтобы попрактиковаться в настройке необходимой высоты звука.

Чтобы петь гармонично, певец должен использовать правильную вокальную технику, чтобы тон был сосредоточен. Это включает в себя глубокий вдох, поддержание тона диафрагмой и проецирование тона на маску или верхнюю часть лица. При поверхностном вдохе тон становится резким. Если не поддерживать дыхание, дыхание может стать плоским. Давление или чрезмерное использование голоса также повлияет на его высоту. Проблемы с высотой звука у большинства певцов возникают из-за неправильной вокальной техники, а не из-за неспособности услышать правильный тон.

Интонация в ансамбле

Сложность хорошей интонации еще больше усложняется, когда музыканты играют или поют в группе без фортепьяно для поддержки.Нота, которую играет или поет каждый, должна точно соответствовать тому, что делают другие. Обладание идеальным слухом, знание звука высоты звука без предварительного его прослушивания в этой ситуации не помогает. Цель состоит в том, чтобы каждый в ансамбле согласовал или соответствовал одному и тому же полю, а не держался за поле, которое не сливается с остальными. В этой ситуации главное — слушать друг друга и иметь хорошую интонацию.

Интонация речи и пения

Естественные колебания голоса человека передают настроение и эмоции слушателям.Ораторы, актеры и певцы драматически используют эти колебания, чтобы донести до аудитории смысл текста.

Напев — это искусство соединять слова вместе для достижения песенного качества. Распев также ориентируется на перегиб текста. Например, в григорианских песнопениях высота звука в начале фразы повышается, а в конце — понижается, как и в разговоре. Соло-певец или священник исполняет первую строчку песнопения, интонацию, и хор отвечает. Например, священник в мессе произносит «Gloria in excelsis Deo» (Слава Богу на высоте), а хор отвечает «et in terra pax» (и на земле мир.) Ноты интонации составляют музыкальную основу для остальной части пения.

Краткое содержание урока

Естественные подъемы и спады человеческой речи или вступление к песнопению являются примерами интонации. Интонация в музыке означает, насколько хорошо настроена высота звука. Если расстроен, означает, что тон немного выше (резкий) или немного ниже (плоский), чем правильная высота тона. Это наиболее очевидный, но зачастую и самый сложный для исполнения аспект музыки.

Примеры и определение просодии

Определение просодии

Литературная техника, просодия — это изучение размера, интонации и ритма поэтического произведения. Это фонетический термин, который использует размер, ритм, темп, высоту и громкость в речи для передачи информации о значениях и структуре высказывания. Кроме того, просодия — важный элемент языка, который способствует ритмическим и акустическим эффектам в произведении письма. Он включает в себя различные элементы, такие как сканирование, звук, темп и значение.

Типы просодии

Существует четыре различных просодических метрических шаблона, а именно:

  1. Слоговая просодия — Слоговая просодия считает фиксированное количество слогов в каждой строке, в то время как акцент, тон и количество играют второстепенную роль.
  2. Accentual Prosody — Акцентная просодия измеряет только акценты или ударения в строке стиха, в то время как общее количество слогов может варьироваться в строке. Это очень распространено в германских, древнеанглийских и современных английских стихах.
  3. Акцентно-слоговая просодия — Акцентно-слоговая просодия подсчитывает количество слогов и ударений в каждой строке. Обычно мы находим его в английской поэзии.
  4. Количественная просодия — Количественная просодия не измеряет количество слогов, а скорее зависит от продолжительности слогов. Это можно определить по количеству времени, затраченному на произношение, например, стихотворение с произвольным стихом, состоящее из неизмеримых строк. Мы находим этот тип просодии в римской и классической греческой поэзии и очень редко в английской поэзии.

Примеры просодии в литературе

Пример № 1:

В моем ремесле или в угрюмом искусстве (Дилан Томас)

«В моем ремесле или в угрюмом искусстве»
Занимается тихой ночью
Когда бушует только луна
И любовники лежат в постели.
Со всеми своими горестями на руках,
Я работаю, воспевая свет…
Но за общую плату
их самого сокровенного сердца ».

Этот отрывок является примером слогового стиха, который содержит ограниченное или фиксированное количество слогов.Здесь, в этом стихотворении, каждая строка состоит из семи слогов, кроме последней строки. Тем не менее, это не следует постоянному образцу стресса.

Пример № 2:

Что, если большая часть ветра (Э.Е. Каммингс)

« what if много , ветер
дает правда на сумма мера ложь ;
кровь ies с diz zying leaves the sun
and yanks im mor tal stars aw ry ?
Удар король просить гар и королева кажутся
(удар друга извергом: удар пространство во время)
— когда небеса повешены и океаны затоплены,
единственным секретом все еще будет человек . .. »

Это стихотворение представляет собой хороший пример акцентного стиха, в котором количество ударных слогов остается постоянным, равным четырем.Они подчеркнуты выше, но общее количество слогов в каждой строке не остается постоянным и изменяется от семи до десяти.

Пример № 3:

Моему дорогому и любящему мужу (Энн Брэдстрит)

«Если ev er два были один , то конечно ly we .
Если ev er человек были любимы женой , то thee ;
Если ev er жена была hap py человек ,
Com пар с me , ye wo men, if you can .
Я приз твоя любовь больше , чем весь копей из золота … ”

Это стихотворение является прекрасным примером акцентно-слогового стиха, в котором основное внимание уделяется как количеству слогов, так и количеству акцентов в каждой поэтической строчке. Это стихотворение с ямбическим пентаметром является одним из лучших примеров акцентированного слогового стиха, поскольку оно содержит пять ямбов в каждой строке и следует строго отмеренному слоговому образцу.

Пример № 4:

Aeneid (By Virgil)

« Ar ma vi ru mque ca no , Troiae qui pri mus ab or is 9…»

начальная строка Вергилия «Энеида » — это классическая модель количественной просодии.Обратите внимание на неравномерный характер стресса. Поскольку этот тип просодии не имеет размерных слогов, он измеряет метр в соответствии с продолжительностью времени для произнесения строки.

Функции Prosody

В литературе Prosody имеет множество функций. Например, поэты используют его в таких вопросах, как синтаксическая формулировка, сегментация слов, предложение, акцентуация, ударение и фонологические различия. Как правило, авторы используют его для создания ритмических и акустических эффектов как в поэзии, так и в прозе. Однако у него есть выразительные и прагматические функции, потому что определенное предложение в данной перспективе выражает больше, чем только его лингвистические значения.

Выразительным содержанием может быть личность говорящего, его настроение, возраст, пол и другие экстралингвистические особенности. Прагматическая функция просодии охватывает отношение говорящего и слушателя и обеспечивает отношения между говорящим и его или ее дискурсом. Он также отражает различные особенности говорящего и его высказывания, эмоциональное состояние, форму высказывания, наличие сарказма или иронии и акцент.

определение интонаций по The Free Dictionary

Повторив их несколько раз с разными интонациями, она прыгнула в воду, где ее допустили утонуть. Сначала он услышал звук равнодушных голосов, потом один голос Анны Михайловны в длинной речи, потом крик, потом тишину, потом оба голоса вместе с радостными интонациями, а затем шаги. Записанная здесь речь звучит достаточно безобидно, особенно когда она произносится на сладкой, высокой, небрежной свирели, с которой все собеседники, но прежде всего его вечная гувернантка, отбрасывали интонации, как если бы он подбрасывал розы. Она мучилась от ужаса за Вронского, но еще большей агонией был непрекращающийся, как ей казалось, поток пронзительного голоса мужа с его знакомыми интонациями. Пэрис слышал обо мне (я знал, как этот толстый человек мог говорить о людях, — двусмысленно вставил он), а его мать, с ненасытным любопытством ко всему редкому (сыновний юмористический акцент здесь и более мягкое сверкание зубов), была очень очень хочет, чтобы меня представили ей (вежливая интонация, но без зубов).Ибо ямб по всем параметрам является наиболее разговорным: мы видим это в том факте, что в разговорной речи ямбические строки встречаются чаще, чем в любых других стихах; редко в гексаметры, и только тогда, когда мы отбрасываем разговорные интонации. Дополнения к числу «эпизодов» или действий, а также другие аксессуары, из которых традиция; говорит, надо воспринимать как уже было описано; Обсуждать их в деталях, несомненно, было бы непросто. Она очень мило смеялась, не столько над сонетами, которые она не могла не оценить, сколько над французским акцентом бедного Генриха, который был своеобразным, напоминающим трели птиц. , если птицы когда-нибудь пели с заиканием, гнусавой интонацией.По интонации слов она догадалась с помощью быстрой женской интуиции в их значении; но она совершенно не последовала за ней, когда, становясь все более настойчивым, он продолжал настаивать на своем костюме, сочетая грубейшую животную страсть и нелепые угрозы. Гарднер с легкой интонацией терпимого удивления. рука с изысканным жестом, говорит на прекрасном английском, но со странной интонацией. В лаконичных словах Флер-де-Лиз была довольно-таки мелкая интонация.Не мог различать слов, но по интонации убедился, что говорящий итальянец.

Просодия в речи и песне

Просодия — ритм, ударение и интонация речи — предоставляет важную информацию, выходящую за рамки буквального значения слова предложения. Например, просодия дает подсказки об отношении или аффективном состоянии: предложение «Да, это был отличный фильм» может означать, что говорящему понравился фильм, или прямо противоположное, в зависимости от интонации говорящего.

Prosody также используется для предоставления семантической информации. Например, говорящие спонтанно повышают высоту голоса при описании восходящего движения.

Шинтел, Андерсон и Фенн (2014, Journal of Experimental Psychology: General ) (PDF, 155 КБ)