Какими должны быть нравственные ценности 🚩 Этика
Инструкция
Нравственные ценности — это основные правила и принципы поведения человека в обществе. Каждый человек, когда он живет с другими людьми, должен придерживаться правил для поддержания стабильности и создания благоприятных условий для развития, работы, обучения. Без этого не может выжить ни одно общество. Разумеется, соблюдать подобные условия будет не каждый субъект, за что нарушителям должно назначаться наказание. Понятно и то, что в каждом обществе правила и ценности будут меняться: в древнем мире или Средневековье сложно было представить те свободы, границы и рамки для индивидуума, которые появились в современном обществе.
Не нужно путать нравственные ценности с законами государства: отнюдь не все законы соответствуют этим критериям. Нравственные ценности обычно идут не от разума, а от сердца, но вместе с тем созданы для того, чтобы каждый человек мог жить комфортно и в мире с собой и другими людьми.
Многие считают, что нравственные ценности пришли из Библии и именно благодаря ей современные граждане знают и принимают их. На самом деле, такие ценности в душах людей вызревали с древних времен, а благодаря Библии получили известность и распространение как истинные для нравственного существования человека.
Одной из основных нравственных ценностей является любовь к другим людям. Это не та чувственная или сентиментальная любовь, которую человек испытывает к противоположному полу, но любовь, которая проявляется к человеку вне зависимости от его пола, возраста, расы или вероисповедания. Эта любовь помогает открывать сердце для нужд и потребностей другого человека, заставляет помогать даже незнакомым людям, сочувствовать им и не творить зла по отношению к другим. Благодаря этой любви человек не совершит насилия над ближним — ни физического, ни психологического. Дается такая любовь очень непросто, потому что люди привыкли конкурировать, завидовать, бороться, ненавидеть. Учиться любви к ближнему надо так же, как и любому другому искусству.
Благодаря любви появляются и другие нравственные ценности, такие как доброта и щедрость. Самый важный подарок, который человек может подарить другому — это свое время. Поэтому уделять время родным, друзьям и даже незнакомым людям так важно. Подчас дарить что-то гораздо приятнее, чем получать. Доброта и щедрость тесно связаны с умением и желанием помогать другим людям, с состраданием и означает отсутствие у человека безразличия.
Честность и скромность — это тоже важные нравственные ценности, о которых многие забывают. Быть честным с другими людьми и не выставлять напоказ добрые дела, которые человек делает другим — это достойно уважения. Именно эти качества превращаются в благородное поведение человека.
Духовные ценности человека — нравственные идеалы
В нашем мире всё имеет свою ценность — материальное и духовное. Но не все точно знают, что такое духовные ценности. В детстве мы ценим любовь и заботу взрослых, в подростковом возрасте начинаем привязываться к материальным вещам, а во взрослом возрасте нас может поглотить погоня за материальными ценностями.
Я на всю жизнь запомнила слова пожилой учительницы, которая жила в нашем доме, о приоритете нравственных ценностей над материальными. В тот день мы сдали экзамен в школе и отдыхали на лавочке во дворе. Пожилая женщина подошла к нам и сделала замечание, на что мы ответили грубостью. И вот, по прошествии многих лет стали понятны ее слова: «Поступай с людьми так, как хочешь, чтоб с тобою поступали». Это еще называют эффектом бумеранга.
Материя и дух
Философы всех времен и народов искали ответ на вопрос, что первично — дух или материя. До сих пор нет общепринятого ответа на поставленный вопрос, и нет единого мнения относительно превалирования материи над духом. Очевидно только одно: существуют тленные и нетленные субстанции. К нетленной субстанции относят душу и духовные ценности. Духовные ценности — это то, что невозможно потрогать руками и ощутить на вкус, но оно приносит наслаждение.
На заметку! Духовные ценности — это некие идеалы, которые невозможно оценить или измерить.
К духовным ценностям относят и моральные устои, которые человек тщательно оберегает и готов отстаивать их значимость. Моральные устои формируются в детстве под влиянием воспитания родителей. Ребенок начинает осознавать, что его поведение может быть хорошим и плохим. Маленький человек понимает, что за хорошие поступки последует вознаграждение, а за плохие накажут. Хотя поступок человека нельзя потрогать руками, тем не менее, он существует и может оцениваться положительно либо отрицательно. Так и начинается знакомство с духовными категориями.
С материальными категориями намного проще — к ним можно прикоснуться, их можно купить или сделать своими руками.
К материальным ценностям относятся:
- денежные знаки;
- товары в магазине;
- драгоценности;
- недвижимость;
- предметы роскоши.
Духовные ценности невозможно продать или обменять, увидеть или ощутить тактильно. Они невидимы и находятся во внутреннем мире каждого человека. У животных духовных ценностей нет — только инстинкты.
К духовным категориям относят:
- дружбу;
- любовь;
- преданность;
- взаимопонимание;
- творчество, искусство;
- религиозные чувства;
- нравственные идеалы;
- моральные качества.
Привязанность к материальным ценностям свойственна молодым людям и людям среднего возраста. Очень редко встречается пожилой человек, для которого материальное имеет особенное значение. Это происходит от осознания, что деньги не помогут приобрести любовь и дружбу. Возможно, на это осознание потребовались годы.
Духовные категории относятся к внутреннему миру человека и формируют его как личность. Благодаря им формируется мировоззрение и индивидуальный взгляд на мир, осуществляется поиск истины и красоты. С помощью духовных ориентиров мы ежедневно делаем правильный (с нашей точки зрения) выбор и принимаем ответственные решения.
Нравственные идеалы
Об этой духовной категории стоит поговорить отдельно. К нравственным идеалам психологи относят:
- смысложизненные;
- эстетические;
- собственно нравственные;
- семейные.
Смысложизненные идеалы выражают нашу мировоззренческую позицию. Она обычно формируется воспитанием дома и в школе. Затем мировоззрение может кардинально измениться, если этому будут способствовать жизненные обстоятельства. Мировоззрение формирует отношение личности к окружающему миру и людям.
Эстетика относится к душевным переживаниям и отражает состояние души человека. Эстетические чувства формируются по мере самореализации индивидуума в обществе. К этой категории относится чувство прекрасного и трагичного, возвышенного и комичного.
Собственно нравственные ценности определяют взаимоотношения между членами общества. К ним относится патриотизм, взаимовыручка, понятия добра и зла. Стремление к исполнению нравственного долга перед родителями, Родиной и обществом формируется в процессе воспитания ребенка родителями и школой. В дальнейшем нравственные категории могут расширяться и охватывать такие понятия, как честь, совесть, личное достоинство, справедливость и человеколюбие.
Семейные ценности лежат в основе нравственного воспитания человека как ячейки общества. Именно в семье происходит первый опыт социализации маленького гражданина. Без семьи ребенок бы повторил судьбу Маугли, который был лишен наглядного примера социально-общественных отношений. В семье ребенок получает первые уроки добра и зла, питается духовной пищей вместе с материальной, формируется как член общества.
Духовные понятия
Теперь рассмотрим основные духовные понятия, принятые в нашем обществе. Хочется сразу сказать, что духовность — это не только религиозные чувства. В понятие духовного входит всё, что не относится к материальному. С этим не согласны религиозные деятели, но с точки зрения психологии это именно так.
Духовные категории:
- красота;
- добро и зло;
- истина;
- искусство;
- творчество;
- любовь.
Красота — явление нематериальное, ее невозможно потрогать. Но в душе красота оставляет неизгладимый след, дарит наслаждение и удовольствие. Однако красота в нашем мире проявляется только через материальный носитель — тело человека, голос, произведение искусства, местность. Ощущение красоты у всех разное, и оно во многом зависит от воспитания и местного менталитета. То, что считается красивым у европейцев, может восприниматься как уродливое у азиатов, и наоборот. Поэтому красота — категория весьма относительная.
Добро и зло тоже формируются под влиянием духовных категорий. В разных общественных образованиях эти понятия не совпадают. В российском обществе добрым считается человек, умеющий сострадать другим и протягивающий руку помощи всем нуждающимся. Добрый человек не мыслит жизнь ради себя, ему необходимо помогать другим и жить их интересами. Принести миру пользу — вот кредо доброты. Соответственно, зло является полной противоположностью добра.
Истину тоже невозможно потрогать руками и ощутить на вкус/запах. Однако из-за истины погибло намного больше людей, чем от вражды. Поиск истины не дает покоя и современным людям: до сих пор ее не нашли. Истина, как и красота, у всех разная. Порой истина воспринимается как ложь, а ложь почитают за истину. Почему так происходит? На это нет ответа даже у философов.
Любовь тоже относится к духовным категориям. Это именно то чувство, в котором нуждаются все люди на земле. Любовь встречает новорожденного младенца в лице матери и сопровождает его всю жизнь. Любовь бывает разной — дружеской, супружеской, родительской, сыновней — но в ее основе всегда лежит альтруизм. Если альтруизм отсутствует в отношениях, о настоящей любви не может быть и речи. Любовь — это всегда сопереживание, верность, уважение и доверие.
Искусство относится к категории духовных ценностей с самого начала существования людей. Через искусство люди выражают свое отношение к миру, другим людям и обществу в целом. Искусство — это выражение своих чувств и эмоций через слово, движение, пение или изображение. Искусство может быть реалистичным и сюрреалистичным, смотря на каких творческих позициях стоит художник и как воспринимает мир.
С искусством тесно связано творчество, через которое люди реализуют свои способности и таланты. К творчеству относят памятники выдающимся деятелям, литературу, поэзию, живопись и музыку. Творческое начало присуще только человеку, поэтому у него имеются духовные потребности самовыражение через звук, движение и цвет.
Однако творчество обязательно выражается через материальную субстанцию. Поэтому чтобы приобрести произведение литературного жанра или картину, нужно заплатить деньги.
Бездуховность
Можно ли прожить в нашем мире без духовных ценностей, используя только материальную субстанцию? Это возможно, как возможна бездуховная жизнь животных и растений. Бездуховный человек отрицает нравственные и моральные категории, руководствуется собственной выгодой. В современном обществе бездуховность приняла устрашающие размеры и может привести к утрате общечеловеческих ценностей.
Современные средства информации навязывают обществу приоритет потребления материальных вещей над духовными ценностями, утрату нравственных ориентиров. Родители не имеют времени воспитывать своих детей, так как находятся постоянно на работе. Дети черпают информацию из СМИ и соцсетей, где ведется пропаганда преимущества материального потребительства.
Рекламодатели тратят огромные суммы денег, чтобы убедить людей приобрести их товар и вместе с ним счастье. То есть, счастливым современный человек может стать только после приобретения товара высокого качества. Замена духовных ценностей материальными — отличительная черта нашего времени.
Бороться с бездуховностью можно только с помощью просветительской работы. Ответственность за формирование правильного мировоззрения у детей должна нести школа. Религиозные учреждения тоже вносят свой вклад в развитие духовности у населения, и только совместная работа школы и религиозных центров могут сдвинуть ситуацию с мертвой точки.
Статья (1, 2, 3, 4 класс) на тему: Нравственные ценности.
Проблема духовно-нравственного воспитания существует, и она довольно кричащая. Сейчас она особенно остра, в связи с переменами в стране. Мы получили новую страну, людей, на которых обрушилось огромное количество информации, новых идеалов и т.д. Традиционные ценности разрушаются, в рамках глобализации активно воспитываются западные нормы. Учитывая отсутствие национальной идеи в государстве и скрепления на религиозной почве, непонятно по каким ориентирам выстраивать духовно-нравственное воспитание современного человека. Самая серьезная опасность проблемы духовно-нравственного воспитания в том, что общество без единой нравственной основы становится разобщённым как «лоскутное одеяло» и это, без преувеличения, может сыграть злую шутку, история знает достаточно таких примеров. Со стороны государства духовно-нравственное воспитание подразумевает привитие базовых национальных ценностей. Первостепенное значение для такого воспитания в школе играет учитель. Он сам должен соответствовать духовно-нравственным нормам и являться примером для учеников.
В толковом словаре Ожегова понятие «нравственность» понимается, как внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, правила поведения, определяемые этими качествами. Таким образом, нравственность — это внутренние ценности в действии, те поступки, которые совершает человек, опираясь на свои внутренние правила. Слово «ценности» толковый словарь раскрывает как положительную или отрицательную значимость чего-либо. Значит вместе «нравственные ценности» следует понимать, как значимые внутренние качества, которыми человек руководствуется, совершая тот или иной поступок.
Корнем в слове «нравственность» является нрав. Нравы – это ориентиры, на которые люди должны опираться в своём поведении. Они происходят не из права, а из общества.
В педагогике общечеловеческие ценности являются системообразующими в воспитательной работе. Ценностные смыслы обуславливают позицию личности, её мировосприятие. Принятие ребёнком необходимых ценностных ориентиров помогают ему меняться, самосовершенствоваться.
Нравственные ценности закладываются в процессе переживания и понимания значимости разных факторов, с которыми он вынужден взаимодействовать. Становление нравственных ориентиров – это многоуровневый и долгий процесс, при которым ценности последовательно складываются из неосознаваемых в осознанные, из непроизвольных в произвольные, поэтому образовательный процесс должен быть логически выстроен.
Нравственность заключается в понимании осуществляемых ребёнком моральных норм на основе внутреннего желания и способности следовать им постоянно, а не время от времени. Она является практическим отражением внутренней позиции человека. Но нравственность – это не врождённая характеристика, она формируется в процессе развития ребёнка, в ходе его жизненного опыта. И чем раньше начнётся процесс приобщения ребёнка к нравственным ценностям, тем крепче они останутся в его портрете личности.
Для младшего школьника, нравственность – это система его навыков и привычек, построенных на соблюдении и желании соблюдения моральных норм. Нравственные ценности перейдут в характеристику только тогда, когда они станут выражаться в поведении и постоянно соблюдаться.
Нравственным человеком можно назвать человека, для которого ценности срослись с его собственными взглядами, они стали привычными формами поведения, для них не нужно внешнее требование. В школе это видно по поведению ученика в отсутствии учителя, воспитателя, когда эти убеждения становятся привычкой.
Образование личности невозможно без наличия у неё нравственных норм, принятых в обществе. В школе существенной целью воспитания является помощь в ориентации ученика, не «кем быть», а «каким быть». Необходимо устремлять воспитанников к высшим ценностям человечества, определяющими среди них являются общая для обозначения этих ценностей категории добра, прививать ребятам стремление к благим, справедливым поступкам.
Нравственные ориентиры возникают из ценностей общества и являются внутренней социальной регуляцией, они сочетают в себе и стремление человека к поступкам в соответствии с моралью и осознание себя свободной личностью, которой необходимо нравственное совершенствование.
Воспитание – это система технологий, направленных на целенаправленное формирование личности ребенка. Эта система специально организована, управляема и контролируется процессом взаимодействия учителя и ученика. Конечная цель процесса воспитания – сформированная личность, приносящая благо обществу.
Нравственное воспитание – это целенаправленный процесс воздействия на сознание и поведение человека с целью привития ему нравственных качеств. Для эффективности нравственного воспитания необходим единый педагогический процесс. При соблюдении этого условия итогом воспитания станет нравственно цельная личность.
Нравственное воспитание заключает в себе:
- формирование понимания связи с обществом, единства с ним;
- знакомство с нравственными ориентирами, доказательство их адекватности;
- превращение знаний в убеждения;
- формирование высокой культуры поведения;
- формирование нравственных привычек.
Задачами нравственного воспитания можно назвать такие, как:
- развитие нравственного сознания;
- развитие нравственных чувств;
- формирование привычки нравственного поведения.
Таким образом, системное воздействие на внутренний мир воспитанника с целью формирования и развития у него нравственных ориентиров, и моделей поведения будет являться нравственным воспитанием.
В Указе Президента РФ от 31.12.2015 N 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» в части III «Национальные интересы и стратегические «национальные приоритеты» прописано, что сохранение и развитие традиционных российских духовно-нравственных ценностей является национальным интересом на долгосрочную перспективу.
Нравственные ценности являются главенствующим наполнением личности, они определяют, что из себя представляет то или иное общество, как оно будет жить. Когда нравственные ценности заменяются материальными или искажаются, общество начинает «заболевать». Менялись эпохи, менялись и ценности. Древние греки главными ценностями называли благоразумие, доброжелательность, мужество, справедливость. В христианском мире самыми главными ценностями можно назвать десять заповедей. В разных странах, устоявшимися добродетелями можно назвать – честность, верность, доброту, милосердие, любовь, искренность, порядочность, ответственность, справедливость, трудолюбие, уважение к старшим. Чем понятней и устойчивей система ценностей, тем стабильнее само общество, тем крепче у него фундамент. Если мы хотим иметь здоровое стабильное общество, то очень важным становится формирование нравственных ценностей у подрастающего поколения.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (2009 г.) определяет духовно-нравственное развитие ключевым фактором развития страны и предлагает выстраивать это воспитание с помощью нравственного примера педагога, социально-педагогического партнёрства, индивидуально-личностного развития, интегративности программ духовно-нравственного воспитания, социальной востребованности воспитания. Содержание воспитания должно быть построено на базовых национальных ценностях. Концепция называет такие базовые национальные ценности, как:
- патриотизм — любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству;
- социальная солидарность — свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;
- гражданственность — служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания;
- семья — любовь и верность, здоровье, достаток, уважениеик родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
- труд и творчество — уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость;
- наука — ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;
- традиционные российские религии — представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;
- искусство и литература — красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;
- природа — эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;
- человечество — мир во всём мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.
Эта система является основной духовно-нравственного развития личности. Она должна проходить через всё учебное содержание и внеурочную деятельность.
В 2015 году был опубликован еще один документ «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года». Целью Стратегии является определение приоритетов государственной политики в области воспитания, главной задачей – повышение эффективности воспитательной деятельности. С помощью реализации данной программы ожидаемым результатом становится высоконравственная личность, уважающая традиции, культуру и историю своего Отечества, поддерживающая духовные ценности, готовая к мирному созиданию.
Говоря о системе образования нельзя не коснуться Федерального Государственного Образовательного Стандарта Начального Общего Образования (далее Стандарт). В Стандарте прописано, что он направлен на обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся. В соответствии со Стандартом осуществляется принятие обучающимися моральных норм, национальных ценностей. Этот документ предлагает и «портрет выпускника» начальной школы, основные характеристики которого:
- любящий свой народ, свой край и свою Родину;
- уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
- любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
- владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
- доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию,
- высказывать свое мнение;
- выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
Какие нравственные ценности можно выделить из этого портрета – любовь к Отечеству, уважение, ответственность, доброжелательность.
Перед школой по ФГОС НОО ставится задача подготовки ответственного гражданина, обладающего устойчивыми нравственными ценностями. В рамках реализации Закона «Об образовании», Стандарта и Концепции, школы разрабатывают программы духовно-нравственного воспитания, которые они претворяют в жизнь с помощью учебной и внеурочной деятельности.
В настоящее время наиболее важными ценностями, которые нужно формировать, на наш взгляд являются – патриотизм, семья, труд и творчество. Любовь к Отечеству важно прививать с самого детства. Особенно в современной России, где в СМИ содержится большое количества негатива и провокаций, подрывающих любовь к своему народу и своей Земле. Для воспитания патриотизма у младших школьников необходимо развивать такие качества как:
- Воспитание чувства самоуважения через положительные поступки, проявление высших чувств по отношению к своему ближайшему окружению, уважение к старшим.
- Проявление уважения и интереса к своей семейной истории.
- Формирование объективного отношения и уважения к прошлому своей страны.
- Формирование ответственности за настоящее и будущее своей страны.
В современном мире постепенно происходит уничтожение института семьи, всё чаще встречаются такие понятия, как «гостевой брак», «партнёрский брак», в странах с высоким уровнем жизни (например, Норвегия, Швеция и др.) стремительно падает рождаемость, люди выбирают жизнь «для себя», важность семьи обесценивается. В восприятии подрастающего поколения семья из «дома счастья» превратилась в «дом обязанностей и проблем», поэтому так важно уже в младшем школьном возрасте осуществлять воспитательную работу над формированием семейных традиционных ценностей, т.к. нация, в которой рождаемость не превышает смертность, в которой семья не играет никакой роли – вымирает.
Выдающиеся педагоги (Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский) доказывали влияние и значение труда на развитие личности ребёнка. Но, к сожалению, в настоящее время трудиться и творчески мыслить детей всё чаще приходится заставлять. Остро стоит необходимость формирования любви и уважения к труду, т.к. это способствует развитию личности, положительному взаимоотношению между детьми, развитию волевых качеств, развитию ответственности, творческого мышления, стремлению доводить начатое до конца.
Важность формирования нравственных ценностей обусловлена современными реалиями и прописана в основных документах, связанных с образованием. Рассмотрев разные трактовки и различные нравственные ценности, в данной работе мы остановились на подробном изучении и попытке формирования таких нравственных убеждений как, патриотизм, семья, труд и творчество.
Духовные ценности человека
Духовные ценности человека — это набор понятий и принципов, которых личность придерживается и которые готова отстаивать. Первые понятия складываются в детстве под влиянием близких. Семья формирует у ребенка понятие об окружающем мире и учит хорошему или плохому поведению.
Какие бывают принципы
Ценности делятся на материальные и духовные:
- материальными считаются деньги, совокупность дорогих товаров, драгоценности, предметы роскоши и т. д.;
- духовные ценности — объединение важных для индивида нравственных, моральных, этических и религиозных понятий. К ним относятся любовь, уважение, дружба, творчество, честность, преданность, миролюбивость, понимание. Понятие «духовный» происходит от слов «дух», «душа». Это свидетельство того, что нужно ценить душевные качества людей.
Любой индивид в той или иной степени зависит от материальных благ. Но нельзя ставить материальное благополучие выше духовных принципов.
С возрастом приоритеты меняются. Это происходит под влиянием окружающих людей и произошедших событий. В дошкольном возрасте дети ценят дружбу, родительскую любовь, и им безразлично, какие материальные предметы их окружают и богаты ли их друзья. В школьном и подростковом возрасте мальчики и девочки обращают внимание на уровень достатка своих и чужих родителей. Часто духовные и моральные принципы уходят на второй план. В старшем возрасте приходит осознание, что за деньги не купить доверие, любовь, честность, и нравственные ценности становятся приоритетными. Важно с ранних лет прививать детям доброту, способность понимать и сочувствовать.
Виды нравственных идеалов
Виды духовно-нравственных ценностей:
- Смысложизненные. Отражают мировоззрение народа и его отношение к своей культуре. Они же формируют личность и помогают определить отношение к окружающим людям и всему миру.
- Нравственные. Эти ценности регулируют взаимоотношения людей. К ним относятся понятия добра, вежливости, взаимопомощи, чести, верности, патриотизма. Благодаря нравственным понятиям появилось известное высказывание: «Поступай с людьми так, как хочешь, чтобы поступили с тобой».
- Эстетические. Этот вид ценностей подразумевает душевный комфорт. Он наступает, когда индивид самореализовался и находится в гармонии с собой и окружающим миром. Эстетические ценности включают в себя понятия возвышенного, прекрасного, трагического и комичного.
Основные духовные понятия
Добрые люди счастливее остальных, потому что, совершая добро, они несут миру радость и пользу, помогают окружающим. В основе добрых поступков лежит сострадание, бескорыстие и желание помочь. Таких людей уважают и любят.
Красота
Увидеть красоту в окружающем мире и передать ее другим способен только талантливый человек. Красота вдохновляет творческих людей создавать произведения искусства. Этот важный ориентир стараются найти многие художники, поэты, артисты и музыканты.
Истина
Эта ценность ведет к самопознанию и поиску ответов на важные нравственные вопросы. Истина помогает людям отделить добро от зла, разобраться в отношениях, проанализировать свои действия. Благодаря истине как духовной потребности человечество создало свод моральных законов и правил поведения.
Искусство
Искусство вносит огромный вклад в развитие личности. Оно побуждает нестандартно мыслить и раскрывать внутренний потенциал. Благодаря искусству круг интересов индивида расширяется и позволяет духовно развиваться, видеть прекрасное. Деятели искусства на протяжении всей истории вносили свой вклад в культуру и повседневную жизнь.
Творчество
Эта духовная потребность помогает личности реализовывать индивидуальные таланты, развиваться и стремиться к высокому. Творчество способствует проявлению способностей во благо общества. Творческие деятели склонны преображать мир, они идут к новому, мыслят шире и продуктивнее, оставляя после себя:
- памятники культуры;
- литературу;
- музыку;
- живопись.
Все эти вещи в совокупности влияют на общество и побуждают других людей развиваться и не стоять на месте. В повседневной жизни творческие личности помогают прогрессу преображать окружающий мир.
Любовь
Эта один из первых нравственных ориентиров, с которым сталкивается человек. Родительская, дружеская любовь, любовь к противоположному полу рождает множество эмоций. Под влиянием любви формируются другие ценности:
- сопереживание;
- верность;
- уважение.
Без нее невозможно существование.
Духовные ценности и понятия играют важную роль в жизни каждого индивида и народа в целом, сопровождая их на протяжении всей жизни.
«Какие нравственные ценности можно считать вечными?»
Тема : «Какие нравственные ценности можно считать вечными?»
В жизни каждого человека существуют какие- либо ценности. Они необходимы для его полноценного развития. Ценности бывают материальные- деньги, книги, животные. Можно выделить и духовные ценности жизни, такие как семья, любовь, доброта.
Так какие из ценностей можно считать вечными – духовные или материальные?
Конечно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. Если посмотреть вокруг, то можно увидеть либо материальную, либо духовную ценность. В современном мире многие люди считают высшей ценностью деньги.
На мой взгляд, ценности должны быть не только материальными, но и духовными, выражающимися в чувствах. Например, уважение, взаимопонимание, любовь в семье.
Тема семьи затрагивается в романе Л.Н. Толстого «Война и мир». Писатель говорит- «Что нужно для счастья? Тихая семейная жизнь… с возможностью делать добро людям». Для него семья дает начало в жизни. Поэтому в его романе все герои объединены по родовому принципу.
В романе Толстого представлены семейства Ростовых, Болконских, Курагиных, Безуховых, Друбецких по- разному. Они отличаются не только своим социальным положением, но и жизненными принципами.
В доме Ростовых царила обстановка любви, доверия, гостеприимства. Все члены семьи чутки, внимательны, близки друг к другу. Всех связывает любовь. В их семье было принято не бояться выражать свои чувства и эмоции: плакать, влюбляться.
Семье Ростовых противопоставлена семья Болконских. У них не принято плакать, и они не любят гостей. Никому из них, кроме, княжны Марьи, не свойственно открытое проявление своих чувств. Во главе семьи старый князь Николай Андреевич Болконский. Он — представитель древней аристократической фамилии, в его характере причудливо сочетаются нравы властного вельможи, перед которым все домашние трепещут. Он занимался образованием своей дочери, чтобы развить в ней главные добродетели, которые, по его мнению, были «деятельность и ум».
Также тема семьи раскрывается в «Тихом Доне» М.А. Шолохова. Если герои в романе Толстого приходят к созданию семьи, то у Шолохова они теряют ее. Падение семьи Мелеховых начинается с нарушения Григорием семейных принципов и ценностей. Он начал встречаться с замужней Аксиньей. Читая эпизод драки Пантелея Прокофьевича с сыном, мы понимаем, что понятия семейной чести «Не срами отца!», единства с земляками «Не пакости соседу!» очень важны для него. Несмотря на то, что Григорий подчиняется отцу, их семья пропадает.
Таким образом, мы приходим к выводу: духовные ценности- это неотъемлемая часть человеческого бытия. Их нужно беречь, ценить и уважать, так как нарушение их может привести к трагедии. В жизни очень важно иметь не только материальные ценности, но и чувства, эмоции, любящих людей рядом.
Лекция 17. Нравственные ценности
Гуманистические ценности. Нравственные ценности
Нравственные ценности, этика гуманизма составляют ядро гуманистического мировоззрения.
Пространство нравственных отношений исключительно обширно, оно обнимает все сферы внутреннего мира человека и все области его внешних социальных отношений. Всегда и везде человек может и должен стремиться к тому, чтобы вести себя нравственно, хотя далеко не всегда мы абсолютно уверены в фактической благотворности нашего морального поступка или в том, что мы поступили наилучшим образом. Нередко мы совершаем выбор между различными нравственными ценностями, неизбежно принося какие-то из них в жертву другим.
Нравственные ценности слагаются на основе тех реальностей и поступков, которые мы не просто оцениваем, но и одобряем, т.е. оцениваем как добрые, благие, хорошие и т.п.
В основе нравственного поступка лежат (1) естественные моральные чувства человека, уходящие своими корнями в мир общения высших животных; (2) позитивные качества человека; (3) благоприобретенные нормы и принципы морального поведения личности. Современный американский гуманист Пол Куртц в работе «Запретный плод. Этика гуманизма» предлагает следующий каталог общих моральных норм: честность, правдивость, обязательность, искренность, верность, преданность, надежность, благожелательность, доброжелательность, непричинение зла другим людям, непричинение ущерба частной или общественной собственности, согласие на сексуальные отношения, благодетельность, совестливость, порядочность, благодарность, ответственность, справедливость, терпимость, сотрудничество.
Самой общей категорией для обозначения моральных ценностей является категория добра (блага), которая охватывает всю неопределенно большую совокупность действий, принципов и норм нравственного поведения. Одним из наиболее трудных вопросов этического разума является проблема природы добра, нравственного. В этой связи дебатируются вопросы о происхождении этического: дано ли оно людям свыше? присуще ли оно человеку естественно, априорно (от рождения)? порождается ли оно социумом или коренится в самой личности?
Кроме того, здесь ставится вопрос, существуют ли какие-то общие моральные принципы, которые выходят за индивидуальные, национальные и культурные рамки и присущи, в принципе, всем людям? Можем ли мы считать их статус объективным, т.е. независящим не только от человека, но и от общества и даже богов (как сказал бы Сократ)?
Этика гуманизма склонна утвердительно ответить на вопрос о существовании общих моральных принципов. Эти принципы частью опираются на биоэтические задатки людей. Они коренятся в его природе, как бы генетически закодированы. Вместе с тем, они оттачивались исторически на опыте многих и многих поколений людей. То и другое сообщает им статус незыблемых, самоочевидных и общепринятых. Свою основательность и истинность они доказали успешностью своего применения в невероятно многообразных жизненных обстоятельствах. Легко себе представить, что бесчисленные индивиды, племена и даже общества гибли, когда ошибались в выборе добра и зла. Можно даже утверждать, что человечество не вымерло в том числе и потому, что руководствовалось определенными нравственными нормами. Их эмпирическая основа настолько глубока, что позволяет говорить о трансформации в них историко-эмпирического базиса в онтологический, бытийственный. Другими словами, общие нравственные принципы спрессовались временем и опытом так, что стали казаться абсолютными, а для некоторых – данными свыше или сверхъестественными.
Но гуманистическая этика отдает себе отчет в том, что этические принципы все-таки историчны, они складываются в обществе, имеют социальное происхождение и бытование. Общие этические нормы – значит и общественные, хотя и одинаково понимаемые и оцениваемые превалирующим большинством людей, одинаковые для всех и для каждого.
Естественные предпосылки этического в человеке не менее важны для понимания генезиса и природы морали. Человек изначально этичен, от рождения заключает в себе огромный нравственный потенциал, своего рода матрицу необозримого множества нравственных задатков, склонностей, возможностей и т.п.
Главное для гуманизма – исходить из уже потенциально или актуально существующей человечности каждого человека, как наиболее перспективной и надежной точки отсчета, начала, в котором и с которого здесь и теперь начинается формирование, раскрытие, функционирование и развитие нравственного чувства и мышления, где начинается установление (конституирование) и обогащение мира нравственных ценностей и нравственного совершенствования человека.
Как бы велика ни была роль среды, природы, общества и иных внешних реальностей в жизни человека, именно он является самым главным, по сути, единственным носителем, субъектом и творцом нравственных реальностей в области той жизни, которую он может назвать своей. Сформировавшийся, ставший человек способен радикально изменять ценностные приоритеты. Как существо самостоятельное он способен непрестанно взращивать и творить добро. И быть в этом смысле активным, ведущим, целевым началом, по отношению к которому все остальное: общество, природа, небытие и неизвестность, – могут выступать в качестве условия, среды и средства.
Одной из важных форм практического доказательства актуального, а не генетического морального приоритета личности является ее нравственное совершенствование.
Если наше обычное нравственное поведение можно условно сравнить со скоростью, то нравственное восхождение – с ускорением, поскольку здесь речь идет не о количестве совершаемых нами добрых дел, а об их качестве, о прогрессе самого этического в человеке.
Существует масса этических учений, которые не только предписывают личности определенный перечень ценностей и норм поведения, но предлагают и свои принципы совершенствования. Среди них, например, этика любви, этика смирения (ненасилия), этика добродетелей, религиозные этики закона, богобоязненности, послушания, искупления и спасения и т.д. Все они предлагают совершенствование, соответственно, в страхе, любви, смирении, жертвенности, служении, молитве, аскезе (т.е. в самоограничении и воздержании) и т.д.
Гуманизм не предлагает этики, фиксируемой и сконцентрированной на какой-либо одной нравственной ценности, этическом принципе или позитивном качестве человека. Коротко говоря, этика гуманизма – это этика человечности. Но что такое человечность? Практически все люди, если не знают (не в состоянии четко сформулировать, что это такое), то могут в жизни чувствовать и различать человечность от бесчеловечности. Скорее всего, человечность – это сложное человеческое состояние и способность. В ней соединяются забота о человеке, его признание как ценности и любовь к нему, почтительность и благоговение перед человеческой и всякой другой жизнью. В основе человечности лежат три краеугольных принципа: уважение, доброжелательность и совестливость. Венчает все это созвездие добродетелей, освещая их своим светом, – разум, который делает человечность мудрой и зрелой, зрячей и эффективной.
Но, защищая этику человечности, гуманизм стремится дополнить ее некоторого рода перспективизмом и динамикой.
Гуманистическая этика – это этика свободного и осмысленного морального самоопределения, самоактуализации, самореализации, совершенствования и прорыва к другим, лежащим вне личности реальностям – себе подобному, обществу и природе.
То, что здесь названо прорывом, составляет высшую точку, кульминацию нравственной жизни человека, его нравственных достижений. Поистине удивителен факт, что всякое личное успешное, творческое и плодотворное усилие человека неизбежно увенчано стремлением поделиться с другими, сообщить другим, дать другим, разделить с другими то, что открылось, что оказалось достигнутым этой личностью. Архимеда из ванной вытолкнула не вода, а та же сила, которая заставила его бежать по улице и кричать человеку и человечеству «Эврика!». Так был открыт и сообщен другим один из знаменитых физических законов.
Оказывается, что высшей точкой его творчества было сообщить, сделать достоянием человечества открытие, совершенное личным усилием. Личность превосходит себя, она способна на это. Это – одна из самых богатых и благородных форм счастья. А сама эта способность личности прорываться за собственные границы к новому, и далее – к людям и миру, называется трансцендированием (от лат. transcendens – перешагивающий, выходящий за пределы).
Этика гуманизма – это этика восхождения, этика гуманных достижений, этика человечного творчества и творческого совершенствования человечности человека. Это – этика добродетельного участия и приношения даров на алтарь человечества.
Вопросы к лекции
1. Является ли стремление к добру и способность совершить зло естественными или благоприобретенными?
2. Назовите основные моральные ценности.
3. Каково гуманистическое понимание природы нравственных норм?
4. Какие типы этик входят в этику гуманизма?
5. В чем специфика этики человечности?
6. Почему и как этика гуманизма связана с творчеством и совершенствованием?
Вопросы для размышления
1. Необходимо ли подключение к моральному чувству ресурсов разума?
2. Возможно ли этическое познание на базе научной методологии?
3. Почему в этике гуманизма первостепенная роль связана с методами этического познания и самовоспитания, а не с анализом и выбором той или иной системы ценностей?
4. Какова природа добра?
Нравственные ценности или Урок добра
Технологическая карта урока обществознания «Моральный выбор». урок построен на основе технологии развития критического мышления. На уроке применяется групповая работа. В результате будет создан кластер «Нравственные ценности».Фото-отчет проведенного урока
Кластер «Нравственные ценности».
Проекты обучающихся.
Технологическая карта урока обществознания
Нравственные ценности или Урок Добра. |
|||
Ознакомление с новым материалом |
|||
Способствовать формированию у учащихся представлений о нравственных ценностях человека. |
|||
Образовательные ресурсы |
Притчи о жизни мудрые и философские Притчи о долге. Краткий-словарь-философских-терминов Википедия |
||
|
|||
Личностно значимая проблема |
Подведение учащихся к пониманию ценности жизни как великого чуда, к ответу на вопрос «Зачем человеку нравственные ценности?» |
||
Методы и формы обучения |
Методы: наглядный, частично-поисковый, практический. Формы: индивидуальная, фронтальная |
||
Основные понятия |
Нравственные ценности, добро, долг, честность, совесть, смысл жизни |
||
Планируемые результаты |
|||
Метапредметные УУД |
Личностные УУД |
||
Научатся: называть нравственные ценности человека; работать с дополнительным текстом, словарями. Получат возможность научиться: анализировать схемы; высказывать собственное мнение, суждения |
Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации; самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера. Коммуникативные: допускают возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентируются на позицию партнёра в общении и взаимодействии. Регулятивные:определяют цели и личностно значимую проблему урока; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров |
Осмысливают гуманистические традиции и ценности современного общества |
Ход урока
1.Организационный момент.
1–2 минуты
Цель: включение учащихся в деятельность на личностно — значимом уровне.
Компетенции/аспекты компетенции/УУД |
Оценивание/формы контроля. Результат. |
||
Здравствуйте. Приготовьте, пожалуйста, ручки и простые карандаши сегодня на классном часе они нам будут нужны. |
Здороваются. Готовят все необходимое на классный час |
Личностно-смысловая – я пришел на классный час, чтобы… |
Включение в учебный процесс |
II. Актуализация знаний.
4–5 минуты.
Цель: Возникновение проблемной ситуации:
Компетенции/аспекты компетенции/УУД |
Оценивание/формы контроля. Результат. |
||
Послушайте притчу. В незапамятные времена один старик решил поведать своему внуку очень жизненную историю. Вот она. В жизни каждого человека происходит сильное противостояние, похожее на войну двух освирепевших волков. Первый волк несет в себе разрушительные чувства, такие как злость, страх, ненависть, ревность, эгоизм и ложь. Второй же, наоборот, несет добро, мир, надежду, любовь. Маленькому мальчику стало очень интересна эта история, и он поспешил спросить у дедушки, какой именно волк побеждает в этой нелегкой схватке? Мудрый старик объяснил внуку, что побеждает именно тот волк, которого человек сам кормит и лелеет. |
Развитие мотивов учебной деятельности, формирование личностного смысла учения. |
Включение в учебный процесс. Самооценка. Педагог уточняет тематические рамки урока, инициирует учащихся к дальнейшей деятельности. |
|
В чем смысл притчи? Чему пытается научить дедушка внука? Мораль этой притчи очень проста: если человек сам старается развивать в себе злые качества, то именно они и преобладают. Фактически человек сам выбирает, каким быть – злым или добрым. |
Отвечают на вопросы. |
||
Проблема урока: Какие нравственные ценности нужны человеку? |
Ответ на вопрос будет дан в конце урока. |
||
Какие чувства и ценности относятся к понятию «ДОБРО» ? Создается кластер.
|
Ценности: добро, совесть, дружба, честь, патриотизм, смысл жизни, долг, благотворительность. |
III. «Открытие нового знания».
Этап изучения новых знаний и способов действий (построение проекта выхода из затруднения) 7-15 минут.
Цель: решение УЗ (устных задач) и обсуждение проекта её решения.
Компетенции/аспекты компетенции/УУД |
Оценивание/формы контроля. Результат. |
||
Ценностью является для человека все, что имеет для него определенную значимость, личностный или общественный смысл. Количественной характеристикой этого смысла является оценка (значимо, ценно, более ценно, менее ценно), выражающая значимость чего-либо вербально. Оценка формирует ценностное отношение к миру и себе, приводит к ценностным ориентациям личности. |
Учебно-познавательная – следят за логикой изложения материала учителем, устанавливают соответствие между ключевыми словами и материалом. |
Развитие учебно-познавательной мотивации. |
|
Каждый человек живет в определенной системе ценностей, предметы и явления которых призваны удовлетворять его потребности. Нравственные ценности определяют человеческое в человеке. Без освоения нравственных ценностей невозможно стать личностью, обладающей самостоятельностью, ответственностью, высокой духовностью и социально сформировавшейся. |
Записывают главное |
Личностно-смысловая — ценностное отношение к совместной деятельности. |
|
Подробнее об этих ценностях мы узнаем, когда будем работать в группах. Класс заранее делится на мини-группы. Каждой группе предстоит поработать с нравственными ценностями и за тем познакомить с ними весь класс. |
Способность анализировать и действовать с позиции содержания предмета. |
||
Ценности: добро, совесть, дружба, честь, патриотизм, смысл жизни, долг, благотворительность. (Приложение №1) Алгоритм работы в группах.
|
Работа групп по алгоритму. |
Умение систематизировать, обобщать изученное. |
V. Первичное закрепление.
Этап закрепления знаний. 4-5 минут.
Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала.
Компетенции/аспекты компетенции/УУД |
Оценивание/формы контроля |
||
Нравственные ценности находятся в тесной взаимосвязи друг с другом, и их значимость повышается при полном их усвоении личностью. Благодаря нравственным ценностям мы в себе формируем свой внутренний мир. Написание письма в будущее «Что надо сделать, чтобы сохранить нравственные идеалы в будущем». |
Афиширование мини-проектов. Обсуждение проектов. |
Учебно-познавательная установление причинно-следственных связей, соответствий, анализ материала. Информационная – извлечение информации, ее переработка, проговаривание во внешней речи. |
Информационная. Коммуникативная — освоение способов совместной деятельности. Формирование навыков речевой деятельности. |
VI. Рефлексия деятельности (итог урока).
2-3 минуты.
Цель: осознание учащимися своей УД, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.
Компетенции/аспекты компетенции/УУД |
Оценивание/формы контроля |
||
Учитель задает вопросы:
|
Учащиеся отвечают на поставленные вопросы. |
Коммуникативная – монологическая речь учащихся, учебно-познавательная – соотнесение учебных задач с результатом, анализ своей работы. |
Соотносить цели урока с результатом работы и со способами ее достижения. |
Ребята, возвращаемся к нашей проблеме. Проблема: Какие нравственные ценности нужны человеку? |
Соединять части в целое. Высказывать суждения свои суждения. Формирование собственных представлений о предмете изучения. Реализация личностного потенциала. |
||
Вам необходимо сформулировать совет мальчику «Выбор между ДОБРОМ или ЗЛОМ» Самооценивание по оценочному листу. (Приложениe №2) |
Формулируют советы. |
Личностно-смысловая – развитие доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, личностного смысла учения, ориентация на моральные нормы и их выполнение. |
VII. Формулирование домашнего задания.
1-2 минуты.
Цель: формирование домашнего задания для закрепления изученного материала.
Компетенции/аспекты компетенции/УУД |
Оценивание/формы контроля |
||
Учитель: На выбор:
|
Учащиеся: Запоминают. |
Учебно-познавательная – соотносят учебные задачи с результатом деятельности на уроке. Личностно-смысловая – осознание учащимися значимости своей деятельности. |
Логическая завершенность урока. |
Эмоциональная разрядка. Положить правую руку себе на голову и сказать: «Какой я сегодня МОЛОДЕЦ!».