Какие приемы общения сокращают или удлиняют межличностную дистанцию: Attention Required! | Cloudflare – Задание 1. Что вы можете сказать о потребности в общении у животных и человека, прочитав следующие отрывки?

Автор: | 14.11.2020

Содержание

Задание 1. Что вы можете сказать о потребности в общении у животных и человека, прочитав следующие отрывки?

1. При перевозке из одного зоопарка в другой леопарду пустили в клетку живую курицу, чтобы он подкрепился в дороге. Вместо потребности в пище леопард почувствовал большую потребность в общении с птицей в незнакомой обстановке. И впоследствии не трогал курицу, поселившуюся в его клетке.

2. Попав в плен в Германии, В. Иванов в течение 8 месяцев находился в одиночном заключении, и его лишь изредка выводили из камеры. Как-то раз ему удалось пронести в камеру улитку. Она не только составила ему компанию на какое-то время, но и стала для него своего рода эмиссаром реального мира.

3. Овцы, которые держатся стадами, не так зависимы друг от друга, как это может показаться по их поведению. Лидерство матери-овцы запечатлевается в мозгу молодого ягненка на очень ранней стадии, и это животное, даже став взрослой особью, будет стремиться следовать за матерью. Каждый ягненок следует только за своей собственной матерью, не проявляя никакого интереса к остальному стаду, довольный, когда толкает других…

Ответ: Почти все психологи, которые пытаются дать классификацию потребностей, включают сюда и потребность в общении. Известная классификация Гилфорда относит ее к социальным потребностям. Р. Кеттел говорит об «инстинкте общения». Потребность общаться в концепции А. Маслоу трактуется как основная, фундаментальная потребность человека. В Маккола потребность в общении также врожденная и трактуется как стремление к взаимодействию. С другой стороны, О.Г. Ковалев, классифицируя потребности на материальные, духовные и социальные, относит потребность в общении к числу последних. А.В. Петровский считает ее духовной потребностью (по происхождению — культурной).

Существует 2 понятия:

1 — нужда;

2 — потребность.

Так вот у животных обычно преобладают только нужды (поесть, попить,…). В основном им необходимо только жизненно важное. Животные живут инстинктами. Их потребности ограничиваются едой, инстинктом размножения, инстинкт сохранения, а людям необходимо помимо всего прочего любовь, понимание, потребность трудиться, потребность заботиться о своих детях, (не все животные это делают), потребность в общении.



Задание 2. Величина межличностной дистанции зависит от культурных традиций, воспитания, индивидуального жизненного опыта и личностных особенностей. Где она длиннее, где короче и почему? Какие приемы общения сокращают или удлиняют межличностную дистанцию? Объясните следующие примеры межкультурных и индивидуальных различий.

1. Японцы садятся довольно близко друг к другу и чаще используют контактный взгляд, чем американцы; их не раздражает необходимость соприкасаться рукавами, локтями, коленями; американцы считают, что азиаты «фамильярны» и чрезмерно «давят», а азиаты считают американцев «слишком холодными и официальными».

2. А. Пиз наблюдал на одной из конференций, что, когда встречались и беседовали два американца, они стояли на расстоянии около метра друг от друга и сохраняли эту дистанцию в течение всего разговора; когда же разговаривали японец и американец, они медленно передвигались по комнате: японец наступал, а американец отодвигался — каждый из них стремился достичь привычного и удобного пространства общения.

3. Сельские жители, воспитанные в условиях меньшей плотности населения, чем горожане, имеют и более просторное личностное пространство, поэтому при рукопожатии «деревенский» протянет руку издалека и наклонит корпус вперед, но с места не сойдет, а еще лучше просто помашет приветственно рукой.

Ответ: Нормы, касающиеся соблюдения дистанции, зависят во многом от культуры. Ниже перечислены виды дистанций между людьми.

К примеру, народ с Ближнего Востока, общаясь друг с другом, поддерживают небольшую дистанцию — не более ладони. В Западной Европе люди, собираясь пообщаться, садятся поближе друг к другу, в отличие от французов. Голландцы, например, располагаются подальше друг от друга, чем это делают французы. Во всем мире, стоит только пересечь границу, как вы сразу столкнетесь с различными нормами распределения дистанции.

Виды различных дистанций, которые существуют между людьми:

1.Интимная. Это расстояние до 0,5 метра. Эта дистанция общения между близкими людьми (родители, дети, супруги, любовники). Вход на данную территорию разрешен только особенным, «своим» людям.

2.Личная. Это расстояние, поддерживаемое при общении с друзьями. Ее расстояние от 0,5 до 1.2 метра. Личная дистанция, в общих чертах — это то расстояние, которое позволяет «дотронуться рукой» друг до друга.

3.Социальная. Деловые контакты и иные социальные взаимодействия — расстояние от 1,2 до 3,5 метра. Такое расстояние, как правило, исключает прикосновения, и общение носит более формальный характер.

4.Публичная, расстояние которой от 3.5 метра и больше. Когда люди разделены таким немалым расстоянием, они кажутся «безликими», и чтобы быть услышанным, приходится повышать голос. К таким дистанциям относят лекции, доклады и т.п. Публичная дистанция носит чисто официальный характер.

Размеры личного воздушного пространства личности зависят от плотности населения, места его проживания, т. е. социально и национально обусловлены. Если представители одной нации, например японцы, привычны к перенаселению, другие предпочитают широкие открытые пространства и любят сохранять дистанцию.

Про японцев и американцев – в Японии – очень высокая плотность населения, в Америке – нет, поэтому одни близко, другие далеко.

Задание 6. Используя свои знания о невербальной коммуникации, по приведенным отрывкам напишите своё мнение, что в действительности происходит с их персонажами.

Контрольная работа

По дисциплине: «Психология общения»

 

Выполнил:

студент 1 группы,

специальности

«Финансы»,

1курса, заочного отделения

Акулова Е.А.

Проверил:

 

Дата сдачи:

Оценка:

 

Пермь – 2016

 

Контрольная работа по практикуму к курсу «Психология общения»

Тема 1. ЭЛЕМЕНТЫ КОМУНИКАТИВНОГО ПРОЦЕССА

Задание 1. Ответьте на следующие вопросы, согласно вашему мнению

1. От 1 до 10 оцените, насколько эффективным средством общения являются жесты?_____4_______

2. Какого рода просьбы или требования легче всего передать жестами?______

3. Какие — труднее всего?_________

4. Какие из них вообще невозможно выразить жестом? _______

5. Могут ли жесты передать эмоции?___________

6. Тот, кто активно жестикулирует, вам приятен? ___________

 

Задание 2. А. Макаревич в одной из своих песен призывал: «Давайте делать паузы в словах…» Нужны ли они в разговоре? Поясните функцию пауз на следующих примерах.

  1. Напишите название речевой системы, описывающую включение в речь пауз.

Ответ:(Экстралингвистическая система)

2. В «Записных книжках» К. С. Станиславского мы встречаем

совет старого актера молодой громкоголосой дебютантке: «Не голос усиляй — может пропасть правда, — говори реже».

Напишите, какова функция пауз в этом случае?

Ответ: (Я думаю, функция пауз в этом случае служит примером, который показывает молодой громкоголосой дебютантке, что отнюдь не громкость способствует понятливости речи, а правильно подобранный темп и уместные паузы)

3. А. Моруа в своем «Искусстве беседы» писал: «Женщина, которая страшится объяснения в любви или сиены ревности, должна любой ценой не допускать в разговоре пауз. Пока люди молчат, у них есть время принять решение; кроме того, затянувшаяся пауза позволяет резко изменить тон беседы, и это не звучит диссонансом». Напишите, какова функция паузы в этом случае?

Ответ: (Мне кажется, пауза в данном случае будет не правильно понята адресатом, так как она вносит не уверенность в разговор)

Задание 3. Величина межличностной дистанции зависит от культурных традиций, воспитания, индивидуального жизненного опыта и личностных особенностей. Где она длиннее, где короче и почему? Какие приемы общения сокращают или удлиняют межличностную дистанцию? Объясните следующие примеры межкультурных и индивидуальных различий.

1.Японцы садятся довольно близко друг к другу и чаще используют контактный взгляд, чем американцы; их не раздражает необходимость соприкасаться рукавами, локтями, коленями; американцы считают, что азиаты «фамильярны» и чрезмерно «давят», а азиаты считают американцев «слишком холодными и официальными». Напишите, чем вызваны эти различия?

Ответ:(У японцев зона межличностного взаимодействия уже, чем у американцев, поэтому , в силу культурной разницы в оценке дистанции общения обе стороны чувствуют себя дискомфортно)

  1. А. Пиз наблюдал на одной из конференций, что, когда встречались и беседовали два американца, они стояли на расстоянии около метра друг от друга и сохраняли эту дистанцию в течение всего разговора; когда же разговаривали японец и американец, они медленно передвигались по комнате: японец наступал, а американец отодвигался — каждый из них стремился достичь привычного и удобного пространства общения.Напишите, чем вызваны эти различия?

Ответ: (У 2 американцев дистанция комфортного общения совпадала по длине, поэтому они не меняли ее во время разговора. У американца и японца этого не произошло)

3.Ваш хороший знакомый — житель сельской местности помашет вам рукой издалека (жест приветствия), тогда как городской житель приветствует вас (протянет руку или поздоровается), когда вы окажетесь рядом друг с другом.Напишите, чем вызваны эти различия?

Ответ: (Зона комфортного общения у сельских жителей шире и длиннее, чем у горожан)

Задание 4. В XVIII в. известный политик граф Честерфилд, готовя сына к дипломатической карьере, писал ему: «Говоря с людьми, всегда смотри им в глаза; если ты этого избегаешь, люди начинают думать, что ты считаешь себя в чем-то виноватым; к тому же ты теряешь возможность узнавать по выражению лиц, какое впечатление на них производят твои слова». Как вы считаете, граф дал сыну хороший совет?

Напишите, свои рекомендации участникам современных деловых переговоров: какова оптимальная длительность контакта глазами?

Ответ: (Я считаю, что граф дал хороший совет сыну, ведь по глазам можно многое понять, глаза – зеркало души. Я бы порекомендовала участникам современных деловых переговоров быть уверенными в себе и периодически осуществлять контакт глазами)

Задание 5. Продолжите фразу: Рукопожатия делятся на три типа: доминирующее (рука сверху, ладонь развернута вниз), … () и … ().

Ответ:покорное (рука снизу, ладонь разверну на вверх) и равноправное (ладони рук вертикальны).

Задание 6. Используя свои знания о невербальной коммуникации, по приведенным отрывкам напишите своё мнение, что в действительности происходит с их персонажами.

1.Однако бойкость не удавалась ей, и чаще всего, особенно при новых людях, взгляд Марии Ивановны пропадал в пространстве, хотя болтала она в это время без умолку. (И. А. Бунин)

Кинесический тип коммуникации (визуальный контакт-взгляд)_________________________

2.Лицо Александра Ивановича сохраняло нейтральность, но руки его бесцельно шарили по столу, как у слепого. (И. Ильф, Е. Петров)

Такисический тип коммуникации (динамические прикосновения)____________________________

3.[Мармеладов] стукнул себя кулаком по лбу, стиснул зубы, закрыл глаза и крепко оперся локтем о стол. Но через минуту лицо его вдруг изменилось, и с каким-то напускным лукавством и выделанным нахальством он взглянул на Раскольникова, засмеялся и проговорил:

— А сегодня у Сони был, на похмелье ходил просить! Хе, хе, хе! (Ф. М. Достоевский)

Кинесический и такисический тип коммуникации __________________________

4.Его желтая барабанная пятка выбивала по чистому полу тревожную дробь. (И. Ильф, Е. Петров)

Проксемический тип________________________

5.Невольно я подняла голову и прямо напротив увидела две руки, каких мне еще не приходилось видеть: они вцепились друг в друга, точно разъяренные звери, и в неистовой схватке тискали и сжимали друг друга, так что пальцы издавали сухой треск, как при раскалывании ореха. (С. Цвейг)

Такесический тип____________________________

6.Вазир-Мухтар смотрел спокойно, с неопределенною сосредоточенностью, как бы мимо глаз евнуха или сквозь него. (Ю. Тынянов)

Задание 7. Проанализируйте по приведенным примерам влияние на слушателя одновременно слов и жестов. Какие выводы можно сделать в описанных ситуациях? Как вы считаете, на какую, информацию надо полагаться в случае явного расхождения вербальной и невербальной


Читайте также:


Рекомендуемые страницы:

Поиск по сайту

Величина межличностной дистанции зависит от культурных традиций, воспитания, индивидуального жизненного опыта и личностных особенностей. где она длиннее, где короче и почему? какие приемы общения сокращают или удлиняют межличностную дистанцию? объясните следующие примеры межкультурных и индивидуальных различий. 1. японцы садятся довольно близко друг к другу и чаще используют контактный взгляд, чем американцы: их не раздражает необходимость соприкасаться рукавами, локтями и коленями. американцы считают, что азиаты «фамильярны» и чрезмерно «давят», а азиаты считают американцев «слишком холодными и официальными». 2. алан пиз наблюдал на одной из конференций, что, когда встречались и беседовали два американца, они стояли на расстоянии около метра друг от друга и сохраняли эту дистанцию в течение всего разговора; когда же разговаривали японец и американец, они медленно передвигались по комнате: японец наступал, а американец отодвигался

Величина межличностной дистанции зависит от культурных традиций, воспитания, индивидуального жизненного опыта и личностных особенностей. где она длиннее, где короче и почему? какие приемы общения сокращают или удлиняют межличностную дистанцию? объясните следующие примеры межкультурных и индивидуальных различий. 1. японцы садятся довольно близко друг к другу и чаще используют контактный взгляд, чем американцы: их не раздражает необходимость соприкасаться рукавами, локтями и коленями. американцы считают, что азиаты «фамильярны» и чрезмерно «давят», а азиаты считают американцев «слишком холодными и официальными». 2. алан пиз наблюдал на одной из конференций, что, когда встречались и беседовали два американца, они стояли на расстоянии около метра друг от друга и сохраняли эту дистанцию в течение всего разговора; когда же разговаривали японец и американец, они медленно передвигались по комнате: японец наступал, а американец отодвигался — каждый из них стремился достичь привычного и удобного пространства общения. 3. при рукопожатии деревенский житель протянет руку издалека и наклонит корпус вперед, но с места не сойдет, а еще лучше просто помашет приветственно рукой. 4. молодая пара, только что эмигрировавшая в чикаго из дании, была приглашена в местный американский клуб. через несколько недель после того, как их приняли в клуб, женщины стали жаловаться, что они чувствуют себя неуютно в обществе этого датчанина, поскольку он «пристает к ним». мужчины же этого клуба почувствовали, что якобы датчанка своим поведением намекала, что она для них вполне доступна в сексуальном отношении. — Знания.site

японец наступал, а американец отодви¬гался — каждый из них стремился достичь привычного и удобного пространства общения. 3. молодая пара, только что эмигрировавшая в чикаго из дании, была приглашена в местный американский клуб. через несколько недель после того как их приняли в клуб, женщины стали жало¬ваться, что они чувствуют себя неуютно в обществе этого датчани-на, поскольку он «пристает к ним». мужчины же этого клуба по¬чувствовали, что якобы датчанка своим поведением намекала, что она для них вполне доступна в сексуальном отношении. 4. сельские жители, воспитанные в условиях меньшей плотно¬сти населения, чем горожане, имеют и более просторное личност¬ное пространство, поэтому при рукопожатии «деревенский» про¬тянет руку издалека и наклонит корпус вперед, но с места не сойдет, а еще лучше просто помашет приветственно рукой. — Знания.site

Величина межличностной дистанции зависит от культурных традиций, воспитания, индивидуального жизненного опыта и личностных особенностей. где она длиннее, где короче и почему? какие приемы общения сокращают или удлиняют межличностную дистанцию? объясните следующие примеры межкультурных и индивидуальных различий. 1. японцы садятся довольно близко друг к другу и чаще использу¬ют контактный взгляд, чем американцы; их не раздражает необходи¬мость соприкасаться рукавами, локтями, коленями; американцы считают, что азиаты «фамильярны» и чрезмерно «давят», а азиаты считают американцев «слишком холодными и официальными». 2. а. пиз наблюдал на одной из конференций, что, когда встреча¬лись и беседовали два американца, они стояли на расстоянии около метра друг от друга и сохраняли эту дистанцию в течение всего раз¬говора; когда же разговаривали японец и американец, они медленно передвигались по комнате: японец наступал, а американец отодви¬гался — каждый из них стремился достичь привычного и удобного пространства общения. 3. молодая пара, только что эмигрировавшая в чикаго из дании, была приглашена в местный американский клуб. через несколько недель после того как их приняли в клуб, женщины стали жало¬ваться, что они чувствуют себя неуютно в обществе этого датчани-на, поскольку он «пристает к ним». мужчины же этого клуба по¬чувствовали, что якобы датчанка своим поведением намекала, что она для них вполне доступна в сексуальном отношении. 4. сельские жители, воспитанные в условиях меньшей плотно¬сти населения, чем горожане, имеют и более просторное личност¬ное пространство, поэтому при рукопожатии «деревенский» про¬тянет руку издалека и наклонит корпус вперед, но с места не сойдет, а еще лучше просто помашет приветственно рукой. — Знания.site

Величина межличностной дистанции зависит от культурных традиций, воспитания, индивидуального жизненного опыта и личностных особенностей. Где она длиннее, где короче и почему? Какие приемы общения сокращают или удлиняют межлично…

История

Величина межличностной дистанции зависит от культурных традиций, воспитания, индивидуального жизненного опыта и личностных особенностей. Где она длиннее, где короче и почему? Какие приемы общения сокращают или удлиняют межличностную дистанцию? Объясните следующие примеры межкультурных и индивидуальных различий. 1. Японцы садятся довольно близко друг к другу и чаще использу¬ют контактный взгляд, чем американцы; их не раздражает необходи¬мость соприкасаться рукавами, локтями, коленями; американцы считают, что азиаты «фамильярны» и чрезмерно «давят», а азиаты считают американцев «слишком холодными и официальными». 2. А. Пиз наблюдал на одной из конференций, что, когда встреча¬лись и беседовали два американца, они стояли на расстоянии около метра друг от друга и сохраняли эту дистанцию в течение всего раз¬говора; когда же разговаривали японец и американец, они медленно передвигались по комнате: японец наступал, а американец отодви¬гался — каждый из них стремился достичь привычного и удобного пространства общения. 3. Молодая пара, только что эмигрировавшая в Чикаго из Дании, была приглашена в местный американский клуб. Через несколько недель после того как их приняли в клуб, женщины стали жало¬ваться, что они чувствуют себя неуютно в обществе этого датчани-на, поскольку он «пристает к ним». Мужчины же этого клуба по¬чувствовали, что якобы датчанка своим поведением намекала, что она для них вполне доступна в сексуальном отношении. 4. Сельские жители, воспитанные в условиях меньшей плотно¬сти населения, чем горожане, имеют и более просторное личност¬ное пространство, поэтому при рукопожатии «деревенский» про¬тянет руку издалека и наклонит корпус вперед, но с места не сойдет, а еще лучше просто помашет приветственно рукой.

Автор: Гость

О чем говорит дистанция при общении?

На каком расстоянии находятся люди, когда общаются друг с другом? Человек с опытом уже из этого может сделать важные выводы и о том, как люди относятся друг к другу, и какого рода вопросы они обсуждают, и у кого какой статус. Дистанцию в общении люди соблюдают (или выстраивают) чаще всего бессознательно, но быть к этим вопросам внимательным и иногда это делать осознанно — полезно.

Когда вы разговариваете, расстояние между вами должна быть приемлемой для собеседника и соответствующей вашим задачам в общении. Сорок сантиметров между вами или метр сорок — иногда именно это оказывается критическим обстоятельством, определяющим успех или неуспех разговора. Если чисто пространственно вы находитесь слишком далеко от собеседника, он ощущает отсутствие контакта, а вы представляетесь ему человеком холодным или недружественно к нему настроенным. Напротив того, слишком короткая дистанция создает ему ощущение, что на него давят, а вы — человек бесцеремонный и навязчивый.

Как же определить, это «слишком далеко» или «слишком близко»? В первую очередь дистанцию в общении определяет тема (жанр) беседы. Дистанция официальных переговоров — от 3,6 м. Дистанция делового разговора: 1,2 м — 3,6 м. Дистанция личной беседы: 45 см — 1,2 м. В российской культуре, где деловые отношения всегда перемешиваются с личными, дистанция делового общения обычно короче, нередко ничем не отличается от дистанции личной беседы.

Если вы протянули друг другу руки, поздоровались, беседуете и переходите на разговор совсем личного свойства, то учтите, что дистанция интимного сообщения: 15 — 45 см: от «на ушко» до длины доверительного локтя.

А как вы ответите на вопрос: где будет между собеседниками большее расстояние — в маленькой комнатке или в большом помещении? В углу помещения или в центре помещения? Правильный ответ здесь… (в небольших помещениях или в углу помещения люди сохраняют большие межличностные дистанции, чем когда они находятся в больших помещениях или в центре помещения).

​​​​​​​​​​​​​​То, как на дистанцию в общении влияет симпатия, вы знаете: мы готовы оказаться на меньшей дистанции с теми, кто нам нравится и кого мы воспринимаем как имеющего сходные интересы и ценности. Отсюда следует важный практический вывод: если вы хотите продемонстрировать расположенность к человеку, старайтесь уменьшить дистанцию между вами, но если после вашего очередного микро-шага (или наклона) в его сторону он делает такой же микро-шаг назад или синхронно отклоняется от вас, значит, вы на границе приемлемой для него дистанции.

Приемлемой пока. Возможно, через несколько минут его ощущение допустимой между вами дистанции изменится, особенно, если вы подстроитесь к собеседнику по позе, жестам, дыханию или темпу разговора. При этом, если вы в какой-то ситуации почувствуете сопротивление делового партнера вашему стремлению дистанцию сократить, не делайте преждевременных выводов: не очевидно, что он мало расположен именно к вам, это может быть его общее отношение к людям.

Дистанция в общении связана и со статусом: чем человек чувствует себя важнее и значительнее, тем более он настаивает на значительной дистанции.

В кабинете самого высокого руководства подчеркивать величественность его Хозяина будет самых солидных размеров стол, который непременно окажется между вами.

​​​​​​​​​​​​​​На дистанцию разговора влияет опрятность человека, в частности его запах. Приятный запах способствует более короткой дистанции, такой человек как бы притягивает собеседника, а если кто-то за собой не следит, зубы не чистит или не лечит — дистанция общения с ним будет более длинной, а контакт — более коротким.

На дистанцию в общении в определенной степени влияет жизненный опыт, личные и национальные особенности. Известно, что южане естественным для себя образом общаются на более короткой дистанции, нежели, например, «горячие финские парни» и прочие скандинавы. Что касается возраста, то дети-дошкольники обнаруживают предпочтения и вариации в дистанции личного пространства уже в 2-летнем возрасте. У детей школьного возраста межличностная дистанция увеличивается примерно до 12 лет, когда она достигает дистанции взрослых людей.

А самое главное, чем более развит человек, тем в меньше степени ему важна эта самая дистанция в общении, и одновременно с этим он все в большей степени внимателен к тому, какая дистанция подходит его собеседнику и просто нужна для дела.

Не человек служит дистанции, а дистанция — человеку!

Вводное занятие Университета

Величина межличностной дистанции зависит от культурных традиций

Каждая народность имеет национальные особенности, которые выражаются в уникальном сочетании общих для всех народов черт. В процессе общения с представителем иной культуры приходит осознание того, что существует граница – непонимание поведения собеседника. В русской басне про ворону и лисицу рассказывается о том, как ворона, попавшись на лесть, уронила сыр. Человек из другого мира может расценить это действие по-другому. Например, как в мультфильме про пластилиновую ворону: «Не стойте и не прыгайте, не пойте, не пляшите там, где идёт строительство, или подвешен груз».

Межличностная дистанция как мера отношений между народами

Определение и виды границ в общении

Ежедневно человек контактирует с множеством людей. Одних он подпускает достаточно близко, других сознательно избегает.

Межличностную дистанцию определяют как пространство между людьми. Обычно человек хорошо себя чувствует, если находится на удобном для себя расстоянии от собеседника. Чем в более близких отношениях между собой находятся люди, тем расстояние между ними короче. Чрезмерно большое пространство в контактах задевает самолюбие человека. Различным народам присущи разные предпочтения в отграничении друг от друга. Общепринятыми являются такие виды межличностной дистанции:

  • публичная зона – пространство в районе двух метров и более. Используется лекторами для выступления перед аудиторией;
  • общественная зона – это интервал от 1,2 метра до двух метров. Применяется на официальных мероприятиях среди незнакомых людей;
  • личностная зона – расстояние от полуметра до 1,2 метра. Подходит для общения с друзьями;
  • интимная зона предполагает расстояние между людьми до полуметра. Употребляется при общении с близкими людьми.
величина межличностной дистанциивеличина межличностной дистанции

Критерии выбора расстояния между людьми

Люди не только воспринимают друг друга, но и формируют друг о друге определённое мнение. На основе этого мнения делаются выводы о том, какое расстояние соблюдать в общении с этим человеком. Межличностная дистанция – это ощущение тесноты или простора. На её величину влияет:

  • пол. Между молодыми мужчинами и женщинами граница более тесная, взрослые женщины удаляются от незнакомых людей больше, чем мужчины;
  • возраст. Дети и люди юного возраста придерживаются более тесных контактов, чем взрослые. Лица пожилого возраста склонны удаляться даже от знакомых и близких людей;
  • демографические показатели. В странах с низким уровнем жизни, с высокой рождаемостью приняты тесные контакты;
  • климат. Южане отдают предпочтение близким дистанциям, северяне выбирают отдалённые расстояния;
  • социальный статус. Межличностная дистанция увеличивается с ростом социального неравенства в стране;
  • культурные традиции. Отличия культур выражаются в различиях традиций, обычаев, поведения, языков и невербальных способов общения.

Сравнительная характеристика коммуникативных границ у народов разных стран

величина межличностной дистанциивеличина межличностной дистанции

Сложности в общении между разными культурами возникают не из-за различий языка, а из-за контекста, а так же традиций коллективизма или индивидуализма, присущих культуре данного государства.

Все культуры по наличию контекста делят на две группы: культуры с высоким контекстом, имеющие богатый опыт и традиции и культуры с низким контекстом. К первым относят страны Азии, Россию, страны Юго-Восточной Европы, Латиноамериканские и Африканские страны. К культурам с низким контекстом относят страны Северной Европы, Северной Америки, Израиль, Австралию.

Контекст в культурных традициях разных государств

Интонация, жесты, расстояние, на котором находятся участники беседы, влияют на межличностную дистанцию.

Представители стран с высоким контекстом способны общаться с минимальным количеством слов. При их контактах между собой, всё понятно и предсказуемо. Многое определяется невербальным поведением. Черты представителей группы: паузы в речи; важно не что сказано, а как; стиль речи не выражен.

Контекстным странам свойственны тесные границы в контактах. Например, жители Африки стремятся приблизиться к человеку, с которым общаются. Увеличение границ приводит к затруднению понимания собеседника: американец убегает, мексиканец догоняет.

В культуре стран с низким контекстом межличностные дистанции менее плотные, чем у представителей первой группы. В общении между людьми главную роль играют слова. Жесты и мимика применяется реже, чем у представителей первой группы. Представитель этой группы будет испытывать неудобство при общении с собеседником из страны, где принято использовать контекст и близкие дистанции в общении, так как не приемлет вторжения в личное пространство: «Что русскому хорошо, то немцу – смерть».

Традиции коллективизма и индивидуализма и их роль в общении

Народы, в традициях которых издавна принято жить в общинах, коммунах – Россия, Китай, Африканские и Латиноамериканские страны, стремятся сокращать расстояние между людьми. В культурных традициях этих стран принято быть единым целым с группой. В их обычаях судят о человеке по принадлежности к той или иной группе. Главным является общее, а не частное.

В странах с выраженным духом независимости и индивидуализма, например, в Соединённых Штатах Америки, Германии, Англии дистанция в межличностных контактах увеличивается, вплоть до публичного вида. Самостоятельность в коммуникации приводит представителей этой группы к навязыванию своих правил, не считаясь с другими. Главное для них – индивидуальное, а не общественное.

Заключение

Хороших отношений между разными народами можно достичь, несмотря на разницу в традициях и обычаях. Эмоционально близкие отношения могут возникнуть на основе общих взглядов, определённого положительного отношения к чертам характера, поведению человека. Употребление контекста, даже в рамках культуры с низким его уровнем – путь к достижению согласия:

  • искренняя улыбка творит чудеса;
  • человеку приятно слышать своё имя;
  • «встречают по одёжке»;
  • непринуждённая поза;
  • зеркальное отображение жестов собеседника;

При добросердечных отношениях между людьми, культурные стереотипы не влияют на действия людей в процессе коммуникации. Для того, чтобы понимать собеседника, нужно проявить к нему внимание и выбрать привычную для собеседника форму общения. Дружба стирает межкультурные границы.

Отличная статья 0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *