Какие у человека бывают потребности человека: что это такое, какие бывают потребности, виды и классификация, теории ученых. – Что такое потребности человека. Виды и их сущность

Автор: | 14.04.2020

Какие потребности бывают у человека?

«Мы – это наши желания» —  сказал однажды отец психоанализа  Зигмундт Фрейд. Согласитесь, трудно с этим поспорить, ведь каждое желание берет свое начало в потребности, и поэтому именно потребности могут говорить за людей гораздо красноречивей, чем они сами. Проще говоря: «Скажи мне, что тебе необходимо, и я скажу тебе, кто ты» — перефразируем всем известную поговорку.  Пробегитесь мысленно по кругу своих друзей и знакомых. С большей долей вероятности среди них найдется коллега, вечно ноющий о том, что он перерос свою должность, или подруга, одержимая идеей, во что бы то ни стало, выйти замуж. Да и мы сами, чего уж греха таить, иной раз так похожи в своих желаниях. И сколь уникальными мы бы ни были, но, как и многие, мы хотим быть сытыми, любимыми и уважаемыми людьми.  Наверное, пришло время разобраться, какие потребности есть у человека.

В  1943-м году увидела свет, так называемая,  теория  мотивации Абрахама Маслоу, которая описала, какие бывают потребности  у человека, и представила их  в виде пирамиды с пятью ступенями. В ее основе легли базовые, физиологические потребности, на верхушке же расположились потребности духовные. Смысл теории заключается в поэтапной реализации потребностей – от простых к сложным. Проще говоря,  до тех пор, пока мы не удовлетворим потребность соответствующую ступени, на которой мы находимся, то переход на следующую, более высокую, будет невозможен. Итак, какие потребности бывают у человека?  

Физиологические потребности

К ним относятся самые примитивные, такие как:  пища, питьё, жильё, одежда, сексуальное удовлетворение. Словом, всё то, что является базовым набором, способным обеспечить комфортную физиологическую сторону жизни человека. Неудовлетворенные низменные потребности человека становятся доминантой в его поведении, делая невозможным восхождение человека на вторую ступень пирамиды.

Потребность в безопасности и стабильности

Роль этой потребности в жизни человека столь велика, что в ходе ее изучения была выделена целая отрасль – психология безопасности. К потребностям этого уровня была отнесена  как  потребность в безопасности самого индивида, основанная на инстинкте самосохранения, так и  потребности более высокого уровня, такие как безопасность  его близких, основанная на эмпатии. К ним так же  можно отнести потребность в законности, системности и уверенности в будущем. Только спокойный и уверенный в завтрашнем дне человек начнет испытывать потребности следующего порядка.

Потребность в принадлежности

Говоря о потребностях в принадлежности, прежде всего стоит обратить внимание на потребность  в обретении социальных  и эмоциональных  связей. К ним можно отнести потребность в общении,  потребность быть частью общности – семьи, группы или трудового коллектива, испытывать привязанность, желание быть любимым и заниматься с кем-либо совместной деятельностью. Потребности этой ступени считаются переходными от примитивных к высшим.

Потребность в уважении

Для этой ступени характерны потребности, которые выделяют человека из общности и персонализируют его достижения.  В первую очередь это потребность в самоуважении и признании со стороны значимых для индивида людей – родных, коллег, друзей. К потребностям этой ступени можно отнести так же доверие,  обретение социального статуса и престижа, карьерное продвижение.

Потребность в самореализации 

Потребности этой ступени считаются наивысшими и носят нравственный и духовный характер.  К ним относится реализация накопленных знаний и умений, выражение себя в творчестве, развитие собственной личности и реализация своих целей.

На практике это выглядит приметно так: человек, удовлетворивший голод и обзаведшийся кое-каким жильем, начинает подумывать,  с кем бы это жилье разделить, и создает семью. Тем самым,  совершает переход на более высокую ступень своей собственной потребностно-мотивационной пирамиды шаг за шагом, до тех пор, пока не найдет достойную работу и не добьется признания и уважения. Такой человек доберется до самой ее верхушки.  Все удовлетворенные потребности упраздняются сами собой и открывают дрогу новым, более высокого порядка, при этом психика человека переходит на качественно новый уровень, тем самым, человек  растет и совершенствуется. Но иногда в этой отлаженной системе что-то ломается. Не реализовав свою потребность в чем-то важном, человек рискует «застрять» на достигнутом, и преждевременно завершить свое восхождение к вершине этой условной пирамиды.   

И если Вы до сих пор не понимаете, почему Вашу одинокую сотрудницу  больше занимают банальные  сплетни о новом симпатичном начальнике отдела, чем  обсуждение выставки концептуального искусства, просто вспомните, какие потребности есть у человека. И не требуйте большего от того, кто пока ещё не ступил с Вами на одну ступень. 

какие бывают группы потребностей человека?

1. Физиологические (пища, одежда) 2. Безопасность 3. Любовь/Принадлежность к чему-либо (родственные отношения, семья и т. п. ) 4. Уважение 5. самовыражение (искусство, профессия, познание и т. п.)

Я бы обобщил эти потребности в 2 большие группы: — животные (по разным инстинктам) , — духовные.

Потребности человека бывают физиологические и социальные.

по маслову (маслоу) : 1голод, секс и сон 2в самоуважении 3в связях и знании 4в спокойствии 5в понимании еще есть схема фромма: 1единение («мы») 2самоутверждение («комплексы») 3самоиндентификацыя («имя-очество») 4ориентацыя и класификацыя или 1биогеновые 2психофизиология 3соцыальность 4духовность

1. Физиологические потребности – в пище, воде, воздухе, жилье, тепле, кратковременном отдыхе, собственной безопасности, спецодежде. 2. Технические (технологические) потребности – в исправленном современном оборудовании, приспособлениях, инструменте, новой технологии, транспортных средствах, предметах труда. 3. Экономические потребности – в справедливом вознаграждении, обоснованных нормах трудовых затрат и оценке трудового вклада, в управлении производством, совладении предприятием, участии в прибылях. 4. Социальные потребности – в повышении квалификации, приобретении новых знаний, престижном коллективе, профессиональном росте и карьере, в коммуникации, правовой защите, любви и дружбе. 5. Психологические потребности – в содержательной и интересной работе, благоприятном психологическом климате, уважении и признании, сочувствии и поддержке других. Как видим, перечисленные группы потребностей работников предприятия охватывают все основные блоки живого труда, служащие элементами экономического механизма и объектами управления. Экономический механизм – способы и формы соединения усилий людей при решении задач обеспечения ими роста своего благосостояния

Полностью согласна, но мне кажется, что технологические это не потребность.

Биологические, социальныйе, психологичесские, экономические, физические, технические!)

сон, еда, труд, безопасность Типа такого

Есть СОЦИАЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ ЭТО- ОБЩЕНИЕ, ИГРА И Т. П. ДУХОВНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ — ПОЗНАНИЯ МИРА, ОБУЧЕНИЕ И Т. П. БИОЛОГИЧЕСКИЕ ПОТРЕБНОСТИ — ЕДА, СОН И ТЕ КОТОРЫЕ НЕОБХОДИМЫ ДЛЯ ЖИЗНИ. Надеюсь помог

Руководство на пути к счастью: как определить потребности? | Психология

Самые мощные — это базовые потребности, то, без чего человек не может жить. К ним относятся физиологические потребности и социальные потребности. К физиологическим потребностям традиционно относят потребности, связанные с физическим выживанием:

  • потребность в воде;
  • в пище;
  • в тепле;
  • в сне;
  • в кислороде.

Также человек с момента рождения не выживает, если не удовлетворяются такие социальные потребности, как потребность в безопасности, в любви, в принятии. Если грудной ребенок получает только пищу и тепло, но при этом остается без физического контакта, без общения, без любви, то он погибает.

Руководство на пути к счастью: как определить потребности?
Фото: Depositphotos

Основные потребности ребенка до года:

  • пища;
  • комфорт — тепло, отсутствие боли;
  • безопасность;
  • принятие;
  • любовь.

В этот период у ребенка формируется такое важное качество для дальнейшего здорового развития отношений с окружающими людьми, как доверие к миру, при одном условии: если он получает удовлетворение своих базовых потребностей.

Если мама, самый важный и любимый человек в его жизни, которая значит для него практически все, оставляет ребенка надолго одного, проявляет к нему безразличие, отвержение, то у него формируется такая жизненная позиция, которая говорит ему, что никому нельзя доверять, а он недостаточно хорош для того, чтобы его любили. Страх отвержения, если с ним впоследствии не работать, остается на всю жизнь, а человек ни с кем не может создать гармоничных любящих отношений. В списке потребностей человека нет материальных вещейВ списке потребностей человека нет материальных вещей
Фото: Depositphotos

Помимо основных потребностей, у нас существует еще около 20 самых разных потребностей человека. Любая из неудовлетворенных потребностей рано или поздно выливается в страдания и проблему, если ее вовремя не удовлетворить.

Обратите внимание, что в списке потребностей человека нет материальных вещей, того, что можно купить, потрогать, заработать. Часто мы путаем потребности, которые имеют качество необходимости, со своими желаниями:

  • хочу дорогую иномарку, чтобы чувствовать себя хорошо;
  • хочу дом на острове в океане;
  • хочу много денег.

Желание не всегда совпадает с потребностью.

Девушка пишет психологу:

Я хочу жить в просторном загородном доме. И до недавнего времени думала, что у меня есть в этом потребность. Я представляла себя, как пишу свою очередную книгу одна в большом доме и смотрю из окна на цветущий сад. При этом я сидела за компьютером одна в своей квартире и писала очередной текст, глядя на цветущую яблоню, с которой я каждую осень собираю яблоки прямо с балкона. В чем же моя потребность, если все это я имею прямо здесь и сейчас?

Когда продолжила исследование, то поняла, что дом — это всего лишь символ, атрибут, наличие которого считается признаком состоятельности и успешности. Для меня важно было, чтобы меня уважали, признали меня успешной и независимой. Выходит, образ дома — это потребность в независимости и признании.

Далее, в чем необходимо разобраться, — это разделить так называемые терминальные и инструментальные потребности. Желание не всегда совпадает с потребностьюЖелание не всегда совпадает с потребностью
Фото: Depositphotos

Терминальные потребности — это потребности высшего, или конечного (терминального), порядка, отвечающие на вопрос: каким я хочу быть? Хочу быть: счастливым, здоровым, свободным, независимым и т. д.

Инструментальные потребности — это потребности-средства для достижения терминальных потребностей. Отвечают на вопрос: для чего? Для чего тебе хорошо учиться? Для чего тебе высшее образование? Для чего тебе много денег? И т.д.

Поэтому следующий этап работы на пути к счастью состоит в исследовании своих потребностей, самоанализе. Для этого нужно подробно ответить на следующие вопросы:

  • Что я хочу иметь?
  • Для чего мне это?
  • Что я получу, если буду это иметь?
  • Каким я хочу быть?
  • В чем я нуждаюсь на самом деле?
  • Что мне действительно нужно?
  • В чем моя настоящая потребность?
  • Какие мои инструментальные потребности?
  • Какие мои терминальные потребности?
Важный этап работы на пути к счастью состоит в исследовании своих потребностейВажный этап работы на пути к счастью состоит в исследовании своих потребностей
Фото: Depositphotos

Теперь, когда у вас есть развернутое описание потребностей, постарайтесь определить одним-двумя словами ваши потребности. Эта работа поможет вам их осознать и сформулировать и тем самым определить дальнейшее направление работы по становлению на Путь Счастья.

Какие потребности есть у человека?

любить и быть любимым…

Еда. Работа. Сон. Это основные!!!!

все те же что и у животных

Врожденные: пить, есть, спать. Приобретенные: духовные (учиться) , материальные (приобретение вещей, предметов).

Духовные потребности Престижные потребности Социальные потребности Потребности в безопасности Физиологические потребности Теория потребностей А. Маслоу, от низших (необходимых) до высших

Самые главные потребности человека — это еда, сон, работа, труд.

биологические )социальные) и духовные

еда, жильё,одежда

Есть ЛОЖНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ, к ним относятся :потребность к курению потребность к алкоголю и т д А есть и РАЗУМНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ, к ним относятся потребность ко сну и питанию и т д

Методическая разработка по обществознанию (6 класс) по теме: Какие бывают потребности. Обществознание. 6 класс.

Обществознание.  6 класс.

тема: Какие бывают потребности.

Раздел учебного материала: гл. I. Человек.

Тип урока: комбинированный урок;

                    Форма проведения: нетрадиционная, с использованием презентации  

                     Microsoft Power Point «Какие бывают потребности».

Цель:  развитие познавательных способностей учащихся через включение их в различные

            виды деятельности.

Задачи: 1. Познакомить учащихся с понятием «потребности».

              2. Формировать представление о потребностях человека как об источнике его

                  активности, самовыражении.

              3. Воспитывать уважительное отношение к труду, формировать стремление к

                  разумным потребностям.

Основные понятия:  потребности, биологические потребности, материальные

                                    потребности, социальные потребности, духовные потребности.

Оборудование: Учебник: Обществознание. 6 класс под ред. Л.Н.Боголюбова, М., 2008.,

                           раздаточный материал с заданиями для учащихся, компьютер,

                           мультимедийный проектор, презентация Microsoft Power Point  

                          «Какие бывают потребности», плакат «Потребности» для игрового

                           закрепления вопроса о видах потребностей.

  План урока:

  1. Что такое потребности?
  2. Какие бывают потребности?
  3. «Вечны» ли потребности?
  4. Ложные потребности.
  5. Закрепление изученного материала.

Ход урока.

I. Размышление над вопросом рубрики «Обсудим вместе», § 6, с. 55.:

     Зачитывается задание вслух:

Живет на свете человек. Все у него есть. Все его устраивает, он ни о чем не мечтает, ни к чему не стремится. Он просто живет и ничего не делает. Такая ситуация выглядит почти фантастически. Почему?

(ребята отвечают на вопрос)

Учитель обобщает ответы ребят: Ситуация фантастическая, потому, что человек всю свою жизнь трудится, чтобы удовлетворить свои потребности.

Сегодня на уроке мы узнаем, что такое потребности, какие потребности бывают, без каких потребностей человек может прожить, а без каких не может существовать.

Тема нашего урока: Какие бывают потребности.

                                      (на экране – слайд №1 с темой урока).

  1. Что нужно человеку?

 Учитель: Давайте выясним, что же такое потребности.

  Есть такая наука – психология, которая различает два понятия: «нужда» и «потребность».

Что такое нужда? Организм человека постоянно нуждается в кислороде, который поступает в кровь благодаря дыханию. Но потребностью эта нужда становится только тогда, когда, когда кислорода будет не хватать ( заболевают органы дыхания ), тогда человек предпринимает какие то действия, чтобы ее устранить, радуется, когда может вздохнуть полной грудью. И тогда нужда становится потребностью .

Нужда – то, что человеку необходимо, но он об этом не задумывается, а потребность – то, что человек осознает и переживает.                

  (слайд № 2 «Что нужно человеку?» : Всю свою жизнь человек постоянно в чем-то нуждается → всю свою жизнь человек удовлетворяет свои потребности. →

Что же такое потребность? → нужда человека в чем либо (это все то, что человек хочет иметь в жизни.)

Задание в раздаточном материале: №1. Закончи предложение.

Потребность – это ___________________________________________________.

(ребята заполняют пропуск и отвечают на вопрос: что такое потребности?)

  1. Какие бывают потребности?

   (слайд № 3. Высвечивается: какие бывают потребности?)

Вопрос к классу: Попробуйте назвать потребности человека?  (ребята называют)

Учитель обобщает ответы:  вы назвали много потребностей человека, а теперь давайте попробуем разделить их на отдельные группы.

Вопрос: Какие потребности отражают нужды нашего организма?  (ребята называют)

Учитель: Эти потребности называются биологические.

На экране появляются картинки. Делается вывод:

Биологические потребности нужны человеку, чтобы жить.

      Задание в раздаточном материале: №1. Закончи предложение.

Биологические потребности — _________________________________

Учитель: Биологические потребности есть и у животных. Как вы думаете, чем они отличаются от потребностей человека?  (выслушав ответы:) Отличаются они тем, как эти потребности удовлетворяются: человек может сам производить продукты для удовлетворения своих потребностей (занимается земледелием, шьет одежду и т.д.)

Любая потребность имеет свой предмет, то есть она всегда есть осознание нужды в чем-то. Философ Фалес много путешествовал, растратил все свои деньги и жил небогато, занимаясь исследованиями явлений природы. Он учил, что человеку нужна мудрость, а не деньги. Жители Милета насмехались над ним. «Ты поучаешь людей, а сам живешь в бедности»,— говорили ему. Тогда Фалес взял в долг денег и скупил все маслобойни в городе. По его прогнозу должен был быть необычайно большой урожай маслин. Прогноз оправдался, и Фалес за одну осень заработал целое состояние. Тем самым он доказал, что, если бы его интересовали деньги, он со своими знаниями и умом мог бы стать богатейшим человеком.

Всякая потребность приобретает конкретное содержание в зависимости от того, в каких условиях и каким способом она удовлетворяется. Древнеримский император Диоклетиан (243—312), утратив интерес к государственным делам, отрекся от всех титулов и занялся выращиванием фруктов и овощей. Старый друг стал уговаривать его вернуться. «Друг мой, внимательно посмотри на возделанное моими руками: вначале на государство, а потом вон на ту прекрасную капусту — и скажи, в чем я добился больших успехов?» — ответил Диоклетиан.

(слайд № 4. Материальные потребности :  человек нуждается в жилище, одежде, посуде и т.д., т.е. материальные потребности – это потребность человека в вещах).

      Задание в раздаточном материале: №1. Закончи предложение.

      Материальные потребности — __________________________________________

(слайд № 5 – Социальные потребности.)  Человек не может стать счастливым, если не сможет показать свои способности, не найдет свое место в жизни. Поэтому, у него существуют  Социальные потребности (высвечивается).

Социальные потребности – это потребности в общении, труде. Они возникают только в обществе.

      Задание в раздаточном материале: №1. Закончи предложение.

      Социальные потребности — ________________________________________________

      Вопрос: могут ли быть социальные потребности у животных?

(слайд № 6.  – Духовные потребности.)

Среди потребностей человека выделяются Духовные потребности. (после показа) →

Духовные потребности – это потребности в познании окружающего мира, мира получении знаний и умений, достижении гармонии и красоты.

      Задание в раздаточном материале: №1. Закончи предложение.

      Духовные потребности — __________________________________________________

Вопрос: Какие группы потребностей мы выделили? Что это за потребности? (ребята отвечают)

А сейчас поиграем в игру, где вы должны будете узнать потребности и поместить их в соответствующие группы.

Игра:

(Зачитываются строчки из разных стихотворений, ребята называют потребность, учитель дает отгадавшему карточку с соответствующим названием и ученик должен разместить ее в соответствующей группе потребностей).

     1)       “ Я лежу, болею
              Сам себя жалею!” (Потребность в медицине) — социальные

2)  “ В коридоре, в классе-ли
       Всюду стены красили,
       Терли краску, терли мел,
       Каждый делал, что умел” (В ремонте) – материальные

     3)       Вот уже стоит Егорка
              У доски с мелком в руке,
              Вот и первая пятерка
              У Егорки в дневнике…
               (С. Михалков. Дядя Степа и Егор.) (потребность в образовании) —  духовные

  4)   “ Муха, Муха- Цокотуха
          Позолоченное брюхо.
          Муха по полю пошла,
          Муха денежку нашла.
          Пошла Муха на базар
          И купила самовар” ( Потребность в покупке посуды) – материальные

          5)  Ест на завтрак яйца всмятку,
              Пять картофельных котлет,
              Два стакана простокваши
              И тарелку манной каши –
              Каша тоже не во вред!
             (С. Михалков. Дядя Степа и Егор.) ( Потребность в пище) – биологические

         6)     У далекой
                У заставы
                Часовой в лесу не спит.
                Он стоит –
                Над ним зарницы,
                Он глядит на облака:
                Над его ружьем границу
                Переходят облака.
                (С. Михалков. Светлана.) (потребность в безопасности) – социальные

  1. Сделать хотел грозу,

    А получил козу,

   Розовую козу

   С желтою полосой   (потребность в творчестве) – духовные

  1. «Вечны»  ли потребности?

(слайд № 7 – «Вечны» ли потребности?)

Телефон и телевизор, автомобиль, самолет… Все когда-то было в диковинку. Но по мере того как они распространялись, завоевывали себе жизненное пространство, человек все больше и больше нуждался в них, они становились ему все более необходимыми. Приходит время, и человек уже не представляет своей жизни без достижений техники!

                 А вот в первобытном обществе, вряд ли люди могли ими даже воспользоваться.

Т.е, потребности зависят от условий, в которых живут люди и меняются со временем.

V. Потребности и возможности.  (слайд № 8)

В любые времена человек мечтает. О Чем может мечтать современный человек? Может ли он получить все, о чем мечтает?

Потребности должны соответствовать возможностям.

Учитель: Ни одну потребность человек не может удовлетворить раз и навсегда. Она возникает снова, развивается, заставляя человека создавать новые предметы, необходимые для ее удовлетворения, » человек должен трудиться.

   (слайд № 9 – Труд как потребность).

Вопрос: Труд – это потребность или необходимость?

               Для многих людей труд лишь необходимость, и они работают без особого желания. Но есть и другие люди, для которых труд – радость, способ раскрыть свои возможности, для таких людей – это потребность.

На слайде: Труд дает больше возможностей для удовлетворения потребностей.

    Итак, мы выяснили, 1) что у человека существует множество потребностей: это потребности, без которых человек не может прожить. Какие?

                                   (ребята отвечают: воздух, вода, еда, крыша над головой)

2) Без каких потребностей прожить можно, но трудно?

             (ребята отвечают: телевизор, компьютер, бытовые приборы, посуда, мебель и т.д.)

3) Без чего человек может прожить?

                            (ребята отвечают: алкаголь, наркотики, курение;  если затрудняются – учитель помогает рисунками слайда № 10)

(слайд № 10 – Ложные потребности).

Учитель: у человека иногда возникают ложные потребности.

                Какой вред они могут принести людям?   (ребята отвечают).

Обобщая ответы учащихся, учитель:

На слайде:

Вредные привычки наносят вред человеку – вред его здоровью, силам, положению в обществе. Эти и другие привычки тормозят развитие личности, останавливают человека на полпути и он может попасть в беду.

Учитель дополняет: Человек сам определяет свою судьбу, и я вам советую уже сегодня задуматься: «А стоит ли курение, пьянство или наркотики того, чтобы я сломал свою жизнь?».

Жизнь – это движение. Если мы движемся вперед вместе с ней, то мы развиваемся. А если мы останавливаемся, совершая плохие поступки, то начнем отставать от жизни. Т.е., человек имеет право на выбор – какой образ жизни ему вести, он несет ответственность не только перед людьми, но и перед собой.

Задание: в раздаточном материале № 2 и на слайде № 11.:

Выберите верные суждения о потребностях человека:

а) Ни одну свою потребность человек не может удовлетворить раз и навсегда.

б) Социальные потребности необходимы человеку для того, чтобы выжить, они есть и у животных.

в) Чтобы занять свое место в обществе, недостаточно удовлетворить только биологические потребности.

                                     ( ответ: а, в) – объяснить свой выбор.

Вопрос:  Влияют ли потребности человека на развитие общества?

               (ребята отвечают):

 Учитель обобщает: общество порождает определенные потребности человека, который, в свою очередь оказывает влияние на развитие самого общества.

                          Вопросы для повторения:

  1. Что такое потребности?
  2. Какие бывают потребности?
  3. Что такое биологические, материальные, социальные, духовные потребности?
  4. Все ли потребности человек может удовлетворить? От чего это зависит?
  5. Без чего человек может прожить?
  6. Какое влияние потребности оказывают на развитие общества?

 Д/з ( слайд № 12) : § 6, с. 55 – 57, рубрика «Проверь себя», вопр. 1, 2, с. 62

   Спасибо за работу (слайд № 13.)

  Использованные материалы и литература:

  1. Обществознание. 6 класс под ред. Л.Н.Боголюбова, М., 2008.,
  2. Обществоведение. Методические рекомендации. 6 класс, М.,2004.

Интернет-ресурсы:

  1. http://www.lesson-history.narod.ru

Урок обществознания. 6 класс. МОУ «СОШ №1 г. Суздаля»

учитель: Воробьева Елена Владимировна.  (3 декабря 2008 г.)

    

   

   

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *