Каким должен быть современный оратор: Ораторское искусство в современном информационном обществе – Искусство быть оратором.

Автор: | 10.03.2021

Содержание

25 личностных качеств современного оратора 1 Изучение

25 личностных качеств современного оратора 25 личностных качеств современного оратора

1. Изучение темы Хорошие ораторы придерживаются знаний, которые у них уже имеются. Великие ораторы 1. Изучение темы Хорошие ораторы придерживаются знаний, которые у них уже имеются. Великие ораторы исследуют тему, по которой должны выступить.

2. Умение сосредоточиться на главном Пожалуй, одно из главных качеств оратора. Помогите аудитории понять

2. Умение сосредоточиться на главном Пожалуй, одно из главных качеств оратора. Помогите аудитории понять смысл вашего выступления, сосредоточив внимание слушателей на основной идее речи. Шутки, истории и другие методы освежить выступление должны быть связаны с темой.

3. Логическая организация мыслей Хорошо организованная презентация может быть успешно воспринята аудиторией. Логика может 3. Логическая организация мыслей Хорошо организованная презентация может быть успешно воспринята аудиторией. Логика может стать ключевым фактором, поработайте над этим.

4. Цитаты, факты и статистика Не включайте лишние данные лишь ради их присутствия, но 4. Цитаты, факты и статистика Не включайте лишние данные лишь ради их присутствия, но научитесь управлять фактами для лучшей презентации вашей темы.

5. Умение использовать метафоры Одно из основных качеств оратора – умение сделать даже самый

5. Умение использовать метафоры Одно из основных качеств оратора – умение сделать даже самый непримечательный материал ярким и запоминающимся. В этом поможет использование метафор. Ваши метафоры должны быть понятны для аудитории. Используйте их там, где нужны яркие образы и соответствующая стилистическая окраска.

6. Истории и воспоминания Все любят истории. Если есть воспоминание, подходящее к вашей теме,

6. Истории и воспоминания Все любят истории. Если есть воспоминание, подходящее к вашей теме, вы можете сделать свое выступление более запоминающимся.

7. Сильное начало и убедительное окончание Тело презентации также должно звучать убедительно, но не 7. Сильное начало и убедительное окончание Тело презентации также должно звучать убедительно, но не забывайте, что аудитория чаще помнит первые и последние слова.

8. Шутки и юмор Правильно и уместно использованный юмор имеет большое значение. Со временем 8. Шутки и юмор Правильно и уместно использованный юмор имеет большое значение. Со временем вы научитесь с помощью шутки управлять аудиторией. Умение заставить аудиторию улыбнуться входит в список основных качеств оратора.

9. Изменения темпа, тона и громкости голоса Монотонный голос раздражает аудиторию – избегайте этого!

9. Изменения темпа, тона и громкости голоса Монотонный голос раздражает аудиторию – избегайте этого!

10. Подкрепление слов жестами Эффективное невербальное общение – одно из важнейших качеств оратора. Жесты 10. Подкрепление слов жестами Эффективное невербальное общение – одно из важнейших качеств оратора. Жесты должны гармонично дополнять ваши слова. Говорите и показывайте для большей убедительности.

11. Использование пространства Не ограничивайте свое пространство трибуной для выступления. Выйдите за ее пределы, 11. Использование пространства Не ограничивайте свое пространство трибуной для выступления. Выйдите за ее пределы, чтобы передать аудитории больше энергии.

12. Использование наглядных пособий Наглядное пособие или слайд должны помочь раскрыть тему, но не

12. Использование наглядных пособий Наглядное пособие или слайд должны помочь раскрыть тему, но не должны содержать большую часть сообщения.

13. Анализ аудитории Оцените аудиторию, чтобы понять, что они хотят услышать. 13. Анализ аудитории Оцените аудиторию, чтобы понять, что они хотят услышать.

14. Связь с аудиторией Все положительные качества оратора меркнут, если он выступает, глядя в 14. Связь с аудиторией Все положительные качества оратора меркнут, если он выступает, глядя в свои заметки, на стену, в потолок и т. д. Установите зрительный контакт, завладейте вниманием аудитории, чтобы каждый слушатель мысленно соглашался с вами.

15. Общение с аудиторией Задавайте вопросы и проявите интерес к ответам из зала. Сделайте

15. Общение с аудиторией Задавайте вопросы и проявите интерес к ответам из зала. Сделайте из вашей презентации диалог.

16. «Вопрос-ответ» Не каждое выступление дает возможность поговорить с залом, получить вопросы и ответить 16. «Вопрос-ответ» Не каждое выступление дает возможность поговорить с залом, получить вопросы и ответить на них. Но это важный способ доказать слушателям, что вы эксперт. Не избегайте такой возможности.

17. Организация дискуссии Выступающий не всегда получает время для обсуждения темы с аудиторией, но 17. Организация дискуссии Выступающий не всегда получает время для обсуждения темы с аудиторией, но дискуссия – это эффективный инструмент вовлечь аудиторию, а, следовательно, и одно из неотъемлемых качеств оратора.

18. Соблюдение временных ограничений Если вам даны только две минуты, или у вас есть 18. Соблюдение временных ограничений Если вам даны только две минуты, или у вас есть целых 45, ваша обязанность организовать презентацию так, чтобы не нарушать регламент по времени. Уважайте вашу аудиторию и их время.

19. Искусство начать выступление Обозначьте тему и убедитесь, что аудитория готова слушать вас. Найдите

19. Искусство начать выступление Обозначьте тему и убедитесь, что аудитория готова слушать вас. Найдите эффективный способ заинтересовать слушателя.

20. Уверенность и уравновешенность Эти качества оратора иногда трудно развить в себе, но для 20. Уверенность и уравновешенность Эти качества оратора иногда трудно развить в себе, но для аудитории они очень важны.

21. Достойная реакция на непредвиденные обстоятельства Может погаснуть свет. Может сломаться проектор. Но вы 21. Достойная реакция на непредвиденные обстоятельства Может погаснуть свет. Может сломаться проектор. Но вы не должны растеряться в любой из этих ситуаций.

22. Логически последовательная спонтанная речь Экспромт до, во время или после презентации оставляет неизгладимое 22. Логически последовательная спонтанная речь Экспромт до, во время или после презентации оставляет неизгладимое впечатление на слушателя. Успешное неподготовленное общение с аудиторией показывает, что вы эксперт, который отлично владеет своей темой без слайдов и заученной речи.

23. Использование критики и обратной связи Нет идеального оратора. Стремитесь к постоянному совершенствованию главнейших 23. Использование критики и обратной связи Нет идеального оратора. Стремитесь к постоянному совершенствованию главнейших качеств оратора и делайте правильные выводы из критики и обратной связи. Откровенное мнение людей поможет вам развиваться.

24. Анализ выступлений других ораторов Изучайте сильные и слабые стороны других выступающих. Делайте выводы 24. Анализ выступлений других ораторов Изучайте сильные и слабые стороны других выступающих. Делайте выводы для себя.

25. Корректное поведение и этика речи Публичные выступления часто связаны со страхами, которые вам 25. Корректное поведение и этика речи Публичные выступления часто связаны со страхами, которые вам нужно превратить в свои преимущества. Ваше поведение перед аудиторией должно быть корректным, а речь тактичной. В этот момент вы влияете на аудиторию, поэтому отнеситесь ответственно к развитию этого важнейшего качества оратора.

Спасибо за внимание!!! Спасибо за внимание!!!

имидж и образ, типы, личность, виды речей

Оратором называется человек, обладающий искусством произношения речи. Происходит от латинского слова orare и переводится как «говорить». Речь оратора должна воздействовать на аудиторию, быть внушительной и убедительной.

Ораторским искусством занимается наука риторика. Аристотель первый расширил степень познания риторики и провел анализ между ее приемами и принципами, написав об этом книгу «Риторика». Одним из самых древних способов убеждения является разработанная им концепция. Она предполагает деление аргументов выступления на виды этос, логос, пафос. Делятся аргументы по критериям чувственного, умственного, нравственного убеждения публики.

  1. Этос;

Значение переводится как «характер», «нрав». Это наличие устойчивого морального элемента аргументации. Этос полная противоположность пафосу. Аристотель определял его как изображение черт характера человека через речевой стиль. Он считал, что речь должна быть уместной, иначе даже сильная аргументация (логос) при хорошей подготовленности не спасет перед слушателями.

  1. Логос;

Означает «слово», «смысл». Логос определяет средства слова, которые используют для написания речи. Это логически написанный текст.

  1. Пафос.

Означает «страдание», «возбуждение». Это категория риторики, определяющая стиль и манеру выражения эмоций. Пафосный оратор оперирует аргументами, эмоционально воздействующими на публику.

Ораторское искусство Древнего Рима

Древние ораторыДревние ораторы

Древний Рим открыл миру многих теоретиков красноречия, чьи имена до сих пор известны и не сходят с учебников истории. Государственные вопросы этого периода решались исключительно на народных собраниях или суде. Образ оратора Древнего Рима приравнивался к Богу. Одним из самых известных представителей искусства этого периода считается блестящий оратор и философ Марк Фабий Квинтилиан (36–96 гг. н. э.).

Марк Квинтилиан был предшественником и поклонником работ Цицерона. Организовал школу риторики в Риме, где стал известным преподавателем ораторского искусства и участвовал в воспитании своих учеников. Марк Фабий Квинтилиан известный литературный реформатор того времени, главным трудом его жизни стали книги «О причинах упадка красноречия» и «Образование оратора». Квинтилиан внес огромный вклад в развитие и анализ красноречия и в воспитании этих навыков у детей.

Квинтилиан считал главной обязанностью выступающего обладать красивой и чистой речью, соблюдать этический и нравственный долг.  Он полагал, что оратор, изощренный в красноречии это мудрец, разбирающийся в науках и речевом искусстве, который должен быть воедино с природой и непрерывно практиковаться.

Квинтилиан разработал специальную систему о воспитании. Он говорил, что для овладения ораторским искусством в совершенстве необходимо с детства развивать специальные черты характера у ребенка. Отдельную главу о воспитании оратора Квинтилиан посвятил работе учителя, предлагая специальные упражнения и список рекомендаций по чтению литературы. Философ считал правила по риторике не обязательными для оратора. Квинтилиан предлагал их менять под оратора и сложившиеся обстоятельства, отступив от давно сложившихся правил по построению слова.

Марк Фабий Квинтилиан разделял риторику на пять частей, которые должен придерживаться каждый харизматичный оратор:

  • Произнесение;
  • Память;
  • Изложение;
  • Расположение;
  • Изобретение.

Главное для оратора Квинтилиан считал отсутствие в речи высокомерия. Выступление должно быть скромным и предельно ясным.

Ораторское искусство Эпохи Возрождения

Ораторы древнего РимаОраторы древнего Рима

Ораторское искусство перешло на новый этап развития в период Эпохи Возрождения. Эпоха Возрождения стала временем расцвета судебного ораторства и торгового красноречия. Искусство риторики периода возрождения выражалось в литературных произведениях и дополнилось живой речью, дальше уходя от использования книжной латыни.

Личность оратора в риторики Эпохи Возрождения имело принципиальное значение. Кумиром для публики был философ и блестящий оратор Цицерон.

Главными условиями выступающего человека для публики в Эпоху Возрождения была доброжелательность и благотворительность. Эти качества помогали расположить аудиторию к себе, происходило полное взаимопонимание и образование доверия публики к оратору. Для выступления использовали возвышение для оратора. Эпоха Возрождения стала новым этапом в развитии духовной жизни людей.

Типы ораторов

Ораторы различаются между собой по темпераменту и манере преподносить информацию. Различают следующие типы ораторов:

  • Эмоциональный тип;

Оратор эмоционального типа натура впечатлительная. Слова пропитаны собственными пережитыми эмоциями и чувствами. Он способен перейти на повышенный тон или крик. Монолог наполнен страстью и не содержит четкого плана, присутствует активная жестикуляция. Эмоциональный вид склонен к преувеличению, поэтому аудитория воспринимает его не серьезно. Харизматичный оратор эмоционального типа способен агитировать, но не способен воодушевить словом. Речь имеет интуитивный характер, предсказать ход развития выступления не возможно.

  • Рациональный тип.

Оратор рационального типа эмоционально сдержанный человек, держащий чувства при себе. Речь рационального оратора состоит из прописанного заранее плана, наполнена логически построенными рассуждениями и выводами. Она легко заведет собой слушателей, воздействуя на рациональное мышление и веру в произнесенные слова.

Личность оратора и навыки красноречия

Выступление девушкиВыступление девушки

Русский мыслитель и ученный М.В.Ломоносов видел в ораторе человека остроумного, красноречивого, обладающего феноменальной памятью. Красноречивый оратор должен быть интеллектуально подкованным, грамотным, запоминающимся, обладать логической и образной памятью, разносторонним мышлением.

Харизматичный оратор предполагает наличие врожденных способностей к ораторскому искусству. Врожденный дар к красноречию вытекает из особенности строения нервной системы и работы головного мозга.

Для публичного выступления оратору понадобится наличие специальных навыков. Они имеют большое значение и делятся на основные и приобретенные.

  • Основные навыки оратора состоят из изучения специальной литературы, умения провести анализ выступления, написания речи, и знание такой науки, как риторика.
  • Приобретенные навыки состоят из подготовки к выступлению, ответов на вопросы аудитории, убедительности слов, установлению связи с аудиторией, анализа выступления.

Развить навыки красноречия поможет чтение литературы по ораторскому искусству, тренировка речи, анализ выступлений на сцене людей. Еще в свое время Цицерон изрек, что поэтами рождаются, ораторами становятся.

Добьется успехов в ораторском искусстве человек, сочетающий следующие качества характера и способности:

  1. Внимательность;

Поможет правильно оценить происходящие события, эмоциональный настрой аудитории, для правильного и своевременного реагирования на нее.

  1. Правильное рациональное мышление;

Поможет оратору мыслить в соответствии с законами логики, внимательно проанализировав информацию, воспроизводить монолог грамотно и последовательно, проводить анализ речи.

  1. Самостоятельность;

Оратор должен критично относиться к полученной информации, иметь собственное мнение, независимое от настроения окружающих.

  1. Приятная речь;

Речь, произнесенная скучно не заинтересует аудиторию. Она должна быть хорошего качества, слова грамотно построены, приятной на слух и волнительной.

  1. Присутствие эмоциональной нотки.

Сухой текст без «живого» слова только оттолкнет слушателя. Пламенный оратор знает, когда дополнить речь эмоциональным словом и «пустить» слезу.

Внешний вид и имидж оратора

Радислав ГандапасРадислав Гандапас

Любой слушатель еще и зритель, помнить эту психологическую особенность человека надо всегда. До начала речи аудитория внимательно рассмотрит внешний облик оратора и оценит его качества. Независимо от цели и содержания речи внешний вид требует внимательного, тщательного к себе отношения.

Одежда оратора должны быть простой и элегантной, хорошего качества, соответствовать мероприятию и оставлять приятное впечатление. Цвет выбирается спокойный, желательно темных тонов. Отсутствие запаха, пятен на одежде и нелепого вида является залогом расположения публики к оратору.

Любая мелочь в одежде должна быть продумана, составляя общий имидж оратора как успешного, целеустремленного человека. Во время выступления нельзя хаотично махать руками, раскачиваться из стороны в сторону, перебирать ногами. Жестикуляция должна быть в меру. Поза оратора обязана выглядеть естественно. Лишние движения и активная жестикуляция отвлекают публику от речи, придают несерьезный вид выступлению.

Для выступления используется специальное возвышение для оратора, чтобы зрители могли лучше слышать и видеть выступающего. Трибуна оратора понадобится и для его удобства. На нее можно положить подготовленные записи.

Помимо внешнего облика оратора внимание заслуживает его речевой имидж.

  • Наличие моральных качеств в воспитании оратора, знание наук, умение владеть словом;
  • Знание речевой стилистики, умение грамотно использовать стили по назначению;
  • Умение пользоваться интонацией.

Виды и стили ораторской речи

Ораторская речь подразделяется на следующие виды:

  • Социально-политическая;

Речь направлена на решение социальных, экономических и политических вопросов, представляет определение задач и целей. Выступление несет для аудитории практические рекомендации к действию. Политические ораторы организовывают доклады или дипломатические речи на соответствующие темы, вступают в дискуссию с соперниками, соблюдая этические нормы и правила поведения.

  • Академическая;

Речь направлена на рассмотрение новых фактов, проводимых исследований, тестов. Выступление проходит как научный доклад или лекция.

Речь влияет на решения суда, формирует соответствующий настрой судей и публики в зале суда. Цель речи на судебном процессе представляет собой вынесение законного решения, соблюдая правила, из которых состоит этика судебного оратора. Судебная речь делится на обвинительную, адвокатскую, общественную и речь обвиняемого.

Этика судебного оратора должна соответствовать нормам морали и качества, так как слова оратора оказывают непосредственное влияние на судьбу обвиняемого, доказывают или опровергают причастность к делу. Судебный оратор несет полную ответственность за содержание выступления.

ПрезентацияПрезентация

Речь освещает собой бытовую жизнь личности в свободном стиле изложения. Выступление проводится на юбилеях, застолье, днях рождения.

Самый старый вид красноречия, с богатой историей. В церковной речи отражен интерес к духовному миру человека, происходит затрагивание темы привычек.

Ораторская речь тщательно готовится по книжным и научным источникам, которые определяют стиль речи выступления. Различают следующие стили ораторской речи:

  • Деловой ораторский стиль речи направлен на доведение до аудитории информации. Главная цель научного стиля доведение и доказательство истинности произносимой информации для публики.
  • Художественный стиль носит эстетическую направленность.
  • Разговорный стиль резко отличается от книжного. Его цель — общение.
  • В устной форме оратор раскрывает бытовые и личные темы при выступлении.

Ораторское искусство в современном обществе

Добиться небывалых успехов в современном мире поможет овладение ораторским искусством. В настоящий момент разработано много методик и книг по ораторскому искусству. Поможет начинающему оратору в написании речи и подготовки к выступлению книга «101 совет оратору» и система Станиславского для оратора. Автор книги «101 совет оратору» Радислав Гандапас известен тренингами по ораторскому искусству. В книге содержатся практические советы начинающим авторам по проведению выступления на публике.

Главным является практика, только благодаря ей можно натренировать свои навыки и научиться правильно общаться с публикой.

В Лондоне, например, до сих пор существует Уголок ораторов. Уголок для ораторов находится на площадке Гайд-парка в Лондоне, где каждый желающий может высказаться на публику, провести анализ выступлений других или потренировать навыки.

Образовался Уголок в 1872 году во время беспорядков в Лондоне, протеста рабочих и стал символом свободы слова. Уголок ораторов посещали Карл Маркс, В. В. Ленин и другие народные деятели бывшие в Лондоне, он имеет богатую политическую историю. До сих пор в Лондоне не заканчиваются речи, их слушают туристы или местные жители.

20) Оратор и его качества.

Оратор — это человек, обладающий даром речи, способный воздействовать на слушателе в нужном ему направлении; лицо, произносящее речь; лицо, профессионально занимающееся искусством красноречия. Оратором является незаурядный человек, который может найти общий язык с публикой и может воздействовать на неё, но оратор это не профессия, это талант. Нравственная позиция оратора – это, пожалуй, самое главное в ораторском искусстве. Она важна не только для политического деятеля, но и для любого оратора, чье слово может оказать влияние на судьбу людей, помочь принять правильное решение. Произношение публичных речей — дело ответственное, требующее честности, хорошего образования, выучки и опыта.

Настоящий оратор должен обладать рядом качеств, которые делают его асом публичных выступлений.

Во-первых, ему необходимо быть эрудированным и начитанным, для того чтобы в нужный момент подбирать правильные слова для оформления своих мыслей.

Во-вторых, речь оратора должна быть грамотной и четкой, понятной целевой аудитории слушателей.

В-третьих, профессионал должен подчинять волнение своей воле и сохранять хладнокровное спокойствие в процессе презентации.

Искусство ораторского мастерства предполагает наличие у выступающего некоторых личностных качеств. К ним относятся: спокойствие и внутренняя собранность, склонность к саморазвитию, хорошая память и воображение. Кроме того, не будет лишней и проницательность. Также не забывайте о красноречии, поскольку умение формировать свои мысли в привлекательной форме – большой дар. Уверенность – важная составляющая хорошего оратора, ведь это качество заражает публику, и она начинает подсознательно доверять каждому слову выступающего. Коммуникабельность поможет вам найти «ключ» к любому слушателю или собеседнику, поэтому всячески старайтесь развить этот навык.

Таким образом, для хорошего выступления перед аудиторией, для эффективного результата выступающий должен обладать обширным запасом разнообразных знаний, умений и навыков, среди которых важнейшими являются:- знания основных социальных и психолого-педагогических особенностей процесса публичной речи; — умение подобрать материал исходя из специфики аудитории; — умение установить контакт с людьми, выступить перед ними; — безупречное владение устной речью: голосом, интонацией, мимикой, жестом, соблюдение всех требований культуры речи; — умение на вопросы аудитории, вести диалог, беседу, дискуссию.

6 эффективных правил ораторского мастерства

Записавшись на курсы ораторского мастерства, вы узнаете, что важнейший элемент публичного выступления – взаимодействие с аудиторией. Но как этого добиться? Как сделать свою речь живым выступлением, а не механическим озвучиванием текста?

Правило 1. Оратор должен ставить аудиторию в центр внимания.

Это правило каждого мастера ораторского искусства. Составляя выступление, встройте принцип «аудитория в центре внимания» в его ДНК.

ДНК публичного выступления

Сосредоточьтесь на ожиданиях и интересах аудитории. Следите за ее реакцией на ваши слова. Если людям стало интересно что-то, чему вы уделяете недостаточно внимания, расширьте эту часть. Если внимание начинает рассеиваться, мобилизуйте его историями, шутками или вопросами залу.

Если вы волнуетесь, будет трудновато переключиться со своих переживаний на эмоции аудитории. Но стоит вам попробовать, как вы поймете, что это, наоборот, способ, как побороть страх публичных выступлений.

Правило 2. Оратор должен сосредоточиться на отношениях.

Если вы поместили аудиторию в центр внимания, то вы уже на правильном пути. Однако это еще не все. Успешное выступление – то, которое проводится с учетом следующих пунктов:

  1. Отношение оратора к аудитории.

Чтобы сформировать правильное отношение, оратор должен вовлекать аудиторию, вызывать у нее интерес к выступлению. В этом помогут правила эффективного общения.

Например, Владимир Путин заинтересовал юную аудиторию, показав прием дзюдо.

Путин показывает прием дзюдо во время публичного выступления

Он сделал это во время выступления в спортивной школе.

  1. Отношение оратора к содержанию речи.

Нужно показывать свой энтузиазм слушателям.

  1. Отношение аудитории к содержанию речи.

Правильное отношение сформируется, если вы успешно дадите аудитории понять, почему это выступление так важно для нее.

Например, Стиву Джобсу это удавалось всегда, потому что он умело преподносил новые устройства Apple как что-то, что поможет решить проблемы слушателей.

Ораторское мастерство Джобса

На слайде написано: “Телефоны несовершенны. Вызов для целой индустрии”.

Правило 3. Оратор должен ставить цели выступления.

Очень многие ораторы путают тему и цель выступления. Тема – это то, о чем вы собираетесь говорить. Она очень важна, но есть еще и цель – чего вы хотите добиться, давая людям эту информацию.

Например, в предвыборной речи кандидата в президенты темой будет рассказать о том, каким он видит лучший путь развития страны, а целью – убедить людей голосовать за него.

Оратор кандидат в президенты

Правило 4. Оратор должен использовать язык тела.

Придерживайтесь простых правил:

– Лучше говорите стоя, чем сидя;

– Избегайте стояния за кафедрой или хотя бы выходите из-за нее время от времени;

– Жестикулируйте свободно, но не суетливо;

– Каждый жест должен иметь значение, подчеркивать важные слова;

– Переходите с места на место, переходя от пункта к пункту речи.

Правило 5. Оратор должен придать голосу выражение.

Если бы эта оратор не зачитывала важное постановление, кто бы ее слушал?

Ориентируйтесь на то, как говорите с друзьями. Вы ведь говорите эмоциональным голосом, делясь с ними новостями и мыслями? Делайте то же и в публичном выступлении. Например, используйте 4 приема управления голосом.

Правило 6. Оратор должен уметь отвечать на вопросы.

Блок вопросов и ответов в конце речи – еще один шанс убедить аудиторию. Особенно если вы не успели уделить внимание чему-то в самой речи. Но эта часть выступления может оказаться непредсказуемой. Поэтому самое главное для оратора – не теряться.

Например, вот как Владимир Путин с юмором отвечает на неожиданные и непонятные вопросы:

Как проводить блок вопросов и ответов? Немного юмора, готовность к любым неожиданностям и знание предмета помогут любому оратору. Если же вам сложно говорить спонтанно, тренируйтесь, произнося тосты, говоря с друзьями или запишитесь на курсы ораторского мастерства.

 

 

ОБРАЗ ОРАТОРА В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО СОЦИУМА

ОБРАЗ  ОРАТОРА  В  УСЛОВИЯХ  СОВРЕМЕННОГО  СОЦИУМА

Дадаева  Насихат  Шамиловна

студент  3  курса  факультета  «Право  и  лингвистика»  Московского  государственно  машиностроительного  университета,  РФ,  г.  Москва

E-mail: 

Арутюнян  Ванда  Сергеевна

научный  руководитель,  канд.  филол.  наук,  доцент  кафедры  «Переводоведение»  факультета  «Право  и  лингвистика»  Московского  государственно  машиностроительного  университета,  РФ,  г.  Москва

 

Нет  безошибочных  правил,  подходящих  для  решения  проблемы  наилучшей  подготовки  речи.  Сейчас  не  существует  никаких  чертежей,  схем,  диаграмм,  которые  подойдут  для  всех  речей. 

На  современном  книжном  рынке  представлены  сотни  книг,  посвященные  мастерству  ораторского  выступления.  Но  насколько  эффективны  они? 

Книга  —  своего  рода  тропа,  которая  указывает  путь,  подсказывает  методы  и  способы  добиться  желаемого  результата,  но  чтобы  добраться  до  конца  тропы,  вооружившись  знаниями  необходимо  действовать.  Возможно  тогда,  обернувшись,  вы  будете  смеяться  над  трудностями,  с  которыми  столкнулись  вначале. 

Столкнувшись  с  нехваткой  навыков  ораторской  речи,  и  преодолев  её,  мы  не  остановимся  на  достигнутом  приобретенном  опыте,  а  постараемся  выявить  главные  черты  успешного  выступления  оратора.

Не  секрет,  что  сегодня  правильно  излагать  свои  мысли  уже  залог  успеха  и  в  этой  статье  мы  постараемся  показать  ошибки  современных  ораторов,  с  нашей  точки  зрения,  и  дать  некоторые  основные  посылки  для  хорошего  выступления.

История  изучения  ораторского  искусства  восходит  ко  временам  Древней  Греции  (VI  в.  до  н.  э.),  хотя  его  принципы  остались  неизменны.

Тема  нашего  исследования  актуальна,  поскольку  общая  практика  овладения  профессиональным  ораторским  мастерством  постепенно  становится  во  всем  мире  неотъемлемым  элементом  подготовки  специалистов  практически  любого  профиля.  В  первую  очередь  это  относится  к  представителям  различных  социальных  профессий:  дипломатии,  юриспруденции,  психологии,  педагогики,  торговли  и  т.  п.

Наверняка  Вам  приходилось  слушать  выступления  ораторов  на  семинарах,  лекциях,  на  митингах.  Многие  потом  задавались  вопросом:  «Почему  один  оратор  привлекательней  другого?».

Давайте  рассмотрим  это  в  сравнении.  Однажды,  мой  одноклассник  должен  был  выступить  с  научным  докладом  на  тему  «Глобальное  потепление  —  миф  или  реальность?».  Докладчики  выступали  перед  всей  школой,  где  присутствовали  весьма  важные  персоны.  Одноклассник  торопливо  делал  какие-то  отрывочные  заметки  и,  стоя  перед  аудиторией,  игнорировал  своих  слушателей.  Он  даже  их  не  видел,  уставившись  то  куда-то  поверх  голов,  то  в  свои  записки,  то  в  пол.  Он  «ронял»  слова  в  пустоту,  с  отсутствующим  видом  и  безразлично  звучащим  голосом.  Можно  ли  назвать  такую  речь  выступлением?  Отнюдь.  Это  был  разговор  с  собой.  Позже  одноклассник  признался,  что  не  сам  выбрал  тему  доклада  и,  так  уж  вышло,  что  он  не  говорил  ничего  интересующего  его  настолько,  чтобы  ради  этого  стоило  высказаться. 

В  своей  книге  «Как  оказывать  влияние  на  людей  выступая  публично»,  Дейл  Карнеги  описывает  выступление  английского  физика  и  одного  из  изобретателей  радио  Оливера  Лоджа:  «Он  посвятил  физике  более  полувека  изучения  раздумий  исследований  и  экспериментов.  Он  имел  в  себе  нечто,  что  составляло  часть  его  сердца  и  разума,  часть  его  жизни,  и  очень  хотел  об  этом  рассказать.  Он  забыл  —  и  слава  богу,  что  так  получилось,  что  собирается  произнести  перед  нами  речь.  Это  волновало  его  в  самую  последнюю  очередь.  Он  сосредоточился  лишь  на  том,  чтобы  рассказать  присутствующим  об  атомах  как  можно  более  ясно,  точно  и  наглядно.  Он  изо  всех  сил  старался,  чтобы  мы  видели  его  глазами  и  ощущали  восприятиями»  [1,  с.  38].

Это  и  было  залогом  успеха,  более  чем  понятно,  чтобы  аудитория  слушала  необходимо,  чтобы  сам  оратор  проникся  темой  и  тогда  не  нужно  будет  ничего  заучивать. 

Речь  оратора  должна  быть  логичной  и  эмоциональной,  корректировать  собственную  речь  и  устанавливать  контакт  со  слушателем,  делать  акценты,  привлекать  внимание  аудитории  примерами  из  жизни  и  остроумными  шуточками  —  вот  что  должен  уметь  настоящий  оратор. 

На  первый  взгляд,  что  трудного?  Достаточно  просто  выступить  перед  аудиторией  с  темой,  которую  ты  изучил,  подумают  люди  никогда  не  сталкивавшиеся  с  публичными  выступлениями.  Но  не  зря  ораторство  —  это  целая  наука,  зародившаяся  еще  в  Древней  Греции  и  оттачиваемая  до  сих  пор. 

На  сегодня  самой  распространенной  проблемой  ораторов  является  страх  публичных  выступлений.  Опыт  подсказывает,  что  это  либо  от  неудачного  выступления  в  прошлом,  где-то  в  далеком  детстве,  либо  от  неуверенности  в  себе.  Обрести  смелость  и  уверенность  в  себе,  четко  мыслить  даже  перед  тысячной  аудиторией  —  все  это  не  так  сложно  как  кажется.  И  не  стоит  считать  Ваш  случай  особенным.  Это  не  дар  судьбы.  Каждый,  кто  имеет  веру  и  желание  может  стать  великим  оратором.  Многие  знаменитые  ораторы  сталкивались  с  такой  проблемой,  но  работа  над  собой,  вера  в  собственные  силы  и  практика  превратила  их  страх  перед  аудиторией  в  приятное  волнение.  Представьте  на  минуту,  что  Вы  уже  перестали  бояться.  Представили?  Именно  с  таким  чувством  уверенности  и  выходите  на  публику. 

Ну,  а  что  же  хочет  видеть  современная  аудитория  в  ораторе?  Современная  аудитория,  будь  то  пятнадцать  человек  на  деловом  семинаре  или  тысяча  человек  в  зале,  хочет,  чтобы  выступающий  говорил  так  же  просто,  как  в  беседе  один  на  один,  чтобы  речь  была  ясна  и  проста,  а  оратор  общался  с  аудиторией.  Цель  оратора  —  это  убедить  аудиторию  в  правильности  своих  высказываний,  но  вопрос  в  том  какими  способами  этого  добиться?

Начнем  с  того,  как  Георгий  и  Сократ  рассуждают  о  сущности  красноречия. 

Георгий  (известнейший  софист,  признанный  отец  —  основатель  риторики)  считал,  что  цель  красноречия  «внушить  веру»,  то  есть,  по  сути,  манипулировать  адресатом. 

Сократ  —  (древнегреческий  философ),  видит  риторику  как  дисциплину  и  деятельность  и  убежден  в  том,  что  она  должна  не  внушать  веру,  а  «поучать,  что  справедливо,  а  что  нет»  [2,  с.  53].

Риторика  софистов  обращена  к  толпе  и  играет  эмоциями,  риторика  Сократа  заставляет  обдумывать  о  верности  высказываний,  в  какой-то  степени  она  переплетается  с  философией.  Каждый  оратор  делает  свой  выбор,  при  этом  он  определяет  не  только  облик  речи,  но  и  отношение  к  людям. 

  Рассмотрим  выступления  одного  из  самых  знаменитых  политиков  и  следовательно  ораторов  XX—XXI  вв.  Владимира  Жириновского. 

Владимир  Вольфович  Жириновский,  руководитель  либерал-демократической  партии,  знаменитый  своими  яркими  высказываниями,  крайне  жесткими  методами  политической  борьбы,  человек  целеустремленный  и  умный. 

Нам  не  раз  доводилось  слушать  выступления  Жириновского,  наблюдать  за  дебатами  с  политиками,  где  порой,  как  нам  кажется,  будь  у  них  боксерские  перчатки,  оппоненты  вцепились  бы  друг  в  друга.  В  итоге  посылает  в  нокаут  тот,  кто  смог  быстро  и  вовремя  воспользоваться  психологическими  приемами  с  эффективной  аргументацией. 

Но  заметили  ли  Вы,  что  любое  выступление  Жириновского  обязательно  сопровождается  всеобщим  интересом,  даже  если  он  Вам  не  нравится,  даже  если  тема  выступления  Вам  неизвестна  или  неинтересна,  сам  факт  появления  Жириновского  (будет  что-то  интересное!)  вызывает  интерес  и  привлекает  внимание.

Мы  не  можем  не  заметить  того,  что  Жириновский  играет  эмоциями,  чувствами  людей  «давя»  на  злободневные  проблемы,  он  начинает  находить  провокационные  аргументы,  добавляя  визуальные  аргументации.

Вывод  —  Владимир  Жириновский  несомненно  хороший  и  опытный  оратор,  умеющий  убеждать  аудиторию,  может  сравниться  с  софистами  времен  только  зарождавшей  риторики  целью  которых  было  убедить  «давя»  на  людей  эмоционально.  Он  дает  современной  аудитории  именно  то,  что  она  хочет  получить,  он  говорит  просто  и  ясно,  эмоционально,  логично  и  образно  высказывая  свои  мысли.  Именно  поэтому  не  послушать  его  речь,  пусть  даже  Вы  и  не  согласны  с  мнением  оратора  —  сложно. 

Для  речи  важны  три  вещи  —  отметил  как-то  английский  писатель,  биограф  и  политик  —  Джон  Морли  с  веселым  цинизмом  —  кто  говорит,  как  говорит  и  что  говорит  —  но  последнее  пожалуй  значит  меньше  всего.  Преувеличение?  Пожалуй.  Но  вдумайтесь  хорошенько  и  из-под  поверхности  засияет  голая  правда  [3,  с.  89].

Как  нужно  готовиться  к  выступлению?  Написать  набор  ярких  фраз?  Нет.  Подобрать  несколько  случайных  цитат,  которые  мало  трогают  Вас  лично?  Вовсе  нет.  Готовясь  к  речи,  необходимо  подобрать  свои  мысли,  идеи,  собственные  суждения. 

В  книге  «Как  оказывать  влияние  на  людей  выступая  публично»  Дейл  Карнеги  описывает  выступления  знаменитых  людей.  Приведем  несколько  примеров. 

Теодор  Рузвельт  готовил  свои  речи  в  присущей  ему  манере:  он  досконально  изучал  все  факты,  оценивал  и  приходил  к  определенным  выводам.  Затем  он  снова  и  снова  перечитывал  свой  текст,  делая  при  этом  заметки,  добавляя  ударения,  делая  вставки,  чтобы  речь  звучала  живо  и  напористо.  «Я  никогда  не  добивался  успеха,  —  говорил  он,  —  не  приложив  много  труда,  не  напрягая  всех  своих  способностей».  Конечно,  он  не  заучивал  текст,  но  корректирование  текста,  полное  изучение  каждого  понятия,  придавало  ему  уверенности.

Линкольн  обдумывал  свою  речь,  занимаясь  своей  обычной  работой,  обедая,  прогуливаясь  по  улице,  когда  рядом  с  ним  шел  его  маленький  сын,  который  дергал  отца,  обдумывал  речь  когда  сидел  в  своем  сарае  и  доил  коров.  Он  был  полностью  погружен  в  себя.  Мысленно  набрасывая  свою  речь,  он  записывал  отдельные  замечания,  фрагменты,  предложения  на  всем,  что  попадалось  под  руку  —  на  клочках  бумаги,  на  старых  конвертах.  Все  это  он  складывал  в  свою  шляпу,  а  после  приводил  в  порядок  все  сделанные  заметки,  представить  себе  материал  в  целом.

Бенджамин  Франклин  улучшал  свой  стиль,  делая  некие  общие  заметки,  затем,  пытался  вспомнить  весь  текст,  а  после  сравнивал  с  оригиналом.  Вскоре  он  обнаружил,  что  делает  это  с  каждым  разом  более  образно  и  логично.  И  это  стало  ему  приносить  большое  удовлетворение,  он  начал  замечать  результат  своих  трудов,  стал  читать  стихи  и  повторял  тот  же  стиль  обучения. 

Сэр  Оливер  Лодж  слушал  диктовку  своих  речей,  причем  как  будто  все  произносилось  перед  аудиторией.  Это  было  для  него  отличным  способом  подготовки  и  репетиции  выступлений. 

Из  этих  примеров  следует,  что  столь  разных  людей  объединяло  одно  —  они  обладали  смелостью  и  развитым  чувством  индивидуальности.  Это  самое  ценное  качество  оратора.  Это  та  искра,  которая  придает  силу  и  искренность  вашей  речи.  Попытайся  они  друг  друга  копировать  —  с  треском  провалились  бы. 

Оратор  это  —  человек  обладающий  даром  красноречия.  Основные  принципы  ораторского  выступления  еще  с  VII  века  остались  неизменны.  Оратор  XXI  века  должен  говорить  сжато,  образно,  делать  нужные  акценты  во  фразах,  он  должен  общаться  с  аудиторией,  иногда  при  этом  ведя  только  монолог,  —  таков  образ  хорошего  оратора. 

Подводя  итог  можно  лишь  добавить,  что  современному  ораторскому  искусству  научиться  можно  и  нужно,  поскольку  умение  высказываться  не  избитыми  фразами  будет  всегда  цениться  в  современном  обществе.

 

Список  литературы:

1.Карнеги  Д.  Как  выработать  уверенность  в  себе  и  влиять  на  людей  выступая  публично:  Как  завоевывать  друзей  и  оказывать  влияние  на  людей:  Как  перестать  беспокоиться  и  начать  жить.  Попурри,  2009  —  768  c  .

2.Кузнецов  И.Н.  Риторика  или  Ораторское  искусство:  Учеб.  пособие  для  студентов  вузов.  М.:ЮНИТИ  ДАНА,  2004  —  431  с.

Презентация по самопознанию на тему «Лучший оратор

Слайд 1

Лучший оратор – какой он?

В наше время есть профессии, которые просто обязывают досконально познавать искусство ораторской речи. К ним относятся политики, судьи, учителя, актёры, дикторы и др. Даже если Вы не относите себя к этим категориям, такое мастерство в любом случае не может Вам навредить. Кроме преимуществ, ни о чем другом не может быть и речи. В жизни оно может пригодиться, например, при устройстве на работу, общении с людьми и при новых знакомствах. Таким образом, это искусство в самых разных ситуациях может оказать неоценимую услугу.

Слайд2

Современный толковый словарь русского языка Т.Ф.Ефремовой — «ОРАТОР»оратор [оратор] м. 1) Тот, кто профессионально занимается искусством красноречия (у античных народов). 2) а) Тот, кто произносит речь, выступает в собрании. б) Тот, кто публично провозглашает какие-л. мысли, идеи; глашатай чего-л. 3) перен. Тот, кто обладает даром произносить речи.

Слайд 3

Ораторское мастерство — это искусство живого слова. Человек, владеющий им, с лёгкостью может доносить мысли до окружающих. При этом предложения у него выстраиваются красивые и ясные. Он чувствует себя уверенно, ведь его речь привлекательна и интересна. Именно этому и учит ораторское искусство. Степень владения им может быть различной, но над собой нужно работать в любом случае. Нередко в жизни мы сталкивается с такими ситуациями, когда приходится задуматься над тем, как сказать или дать ответ на вопрос. Чтобы выглядеть убедительным, без важных приёмов особого мастерства не обойтись.

Слайд 4

Цель. Повлиять на слушателей, убедить их в правоте сказанного с помощью таких слов, которые способны вызвать нужные мысли и чувства. Уровень мастерства определяется тем, насколько хорошо оратор ориентируется в особенностях аудитории, знает преобладающие в ней мнения и настроения, умело учитывает при выступлении особенности людей

Слайд 5

Лекция, доклад, политическое обозрение и др., как правило, требуют тщательной подготовки, поэтому не следует импровизировать.

1 выбрать тему.

Тема должна быть интересной и актуальной для данной аудитории. Выбирая тему, следует обдумать название лекции (доклада, сообщения), оно должно не только отражать содержание выступления, но и привлекать внимание будущих слушателей, затрагивать их интересы.

Советы при выборе тем:

тема должна соответствовать познаниям и интересам оратора. 

нельзя идти “на поводу” у аудитории, не говорить аудитории только то, что она хотела бы услышать .

говорить о том, что знаешь лучше аудитории. 

учитывать основные интересы аудитории (жизнь, смерть, здоровье, деньги, мир, война). 

2 установить цель

Оратор должен четко определить для себя цель предстоящего выступления: он не только информирует слушателей, рассказывая о тех или иных событиях, фактах, но и старается сформировать у них определенные представления, убеждения. Любое выступление должно преследовать воспитательные цели, и оратор обязан незаметно для слушателей приобщать их к своим нравственным идеалам. Любой оратор должен четко определить цель речи:

развлечь 

удовлетворить любознательность 

убедить 

призвать к действию 

Слайд 6

3 ознакомление с аудиторией

Готовясь к выступлению лектор должен узнать, кто придет его слушать (взрослые или дети, молодые или пожилые, образованные или нет, преимущество женский лил мужской состав аудитории, ее национальность и религиозные особенности)

4 поиск и подбор материала 

Даже если оратор хорошо знает тему предстоящего выступления, он все равно готовиться к нему: просматривает литературу и периодическую печать, чтобы связать тему с современностью, узнать свежие факты. 

5 ключевые слова («шпаргалки») 

На листке для таких слов нужно выделить большие поля. Это могут быть также пословицы, парадоксы, афоризмы, анекдоты, которые могут пригодиться для поддержания интереса аудитории.

7 Жесты и мимика оратора

Жесты и мимика оратора должны быть естественны и разнообразны, а главное они должны быть мотивированы содержанием речи.

Слайд 7

Качества лучшего оратора

Мастером ораторского искусства является тот человек, который с лёгкостью владеет живым словом и может с его помощью воздействовать на собеседника или целую аудиторию. Говоря о таком профессионале, нельзя не упомянуть о высоком уровне культуры речи. Хорошая дикция исключает любую нечёткость произношения слов и отдельных звуков. Выступающего приятно и легко слушать, поскольку нет скороговорок и шепелявости. Сила голоса проявляется не только в громкости, но и психическом воздействии на сознание и волю слушателей. Иными словами, техника речи настоящего оратора приближается к совершенству.

Слайд 8

1. Успешный оратор отлично знает материал

Сюда входит:

  • Правильный выбор темы выступления;

  • Понимание и дополнительное изучение темы;

  • Умение сосредоточиться на главной идее речи;

  • Логическая организация мыслей.

Хорошо зная материал успешный оратор может так же понятно донести его до слушателей. А также ответить на любой вопрос, как лучший студент курса на экзамене.

Слайд 9

Успешный оратор подкрепляет свои слова доказательствами

Доказательствами могут быть:

Чтобы лучше всего донести их до аудитории, мастера ораторского искусства используют наглядность: фото, видео, графики и диаграммы.

Берите пример с хороших журналистов. О чем бы они ни рассказывали — о пустых прилавках в соседнем магазине или о беспорядках в соседней стране — они всегда подкрепляют свои слова фотографиями, видео или цитатами очевидцев. Соблюдение правил цитирования в ораторском искусстве — обязательно и для журналиста, и для оратора.

Слайд 10

Успешный оратор делает речь выразительной

Для этого обычно используются:

Одно из основных качеств оратора – умение сделать даже самый непримечательный материал ярким и запоминающимся. В этом поможет использование метафор, историй и шуток.

Слайд 11

Успешный оратор умело пользуется голосом и жестами

Важно не только то, что сказано, но и то, как это сказано. Голос и движения — еще один набор инструментов успешного оратора. Сюда входят:

Использование пространства значит, что оратор ходит по сцене, меняя положение тела, чтобы подчеркивать важные идеи. Например, останавливается, если нужно, чтобы слушатели задумались, или неспешно прохаживается, рассказывая о чем-либо.

Так делает знаменитый оратор Тони Роббинс:

Слайд 12

. Успешный оратор налаживает связь с аудиторией

Все положительные качества оратора меркнут, если он выступает, глядя в свои заметки, на стену, в потолок и т.д. Нужно:

Слайд 13

Успешный оратор держится уверенно

Сюда входит:

Может погаснуть свет. Может сломаться проектор. Вы можете ошибиться — тогда нужно знать, что делать, если вы оговорились. Но вы не должны растеряться в любой из этих ситуаций.

Слайд 14

. Успешный оратор постоянно совершенствуется

Для этого нужно:

  • Слушать критиков из числа друзей и зрителей;

  • Изучать профессиональную литературу;

  • Анализировать речь и выступления других ораторов.

На курсах ораторского мастерства вам предложат видео с речами разных ораторов, которые можно будет разбирать и анализировать.

Слайд 15

Даже самое великолепное выступление может содержать ошибки. Дайте себе разрешение ошибаться, немного расслабьтесь по этому поводу. Этим вы снимете ненужное напряжение, в итоге ошибок будет значительно меньше. Поэтому непременно действуем, ошибаемся, извлекаем уроки и делаем выводы. И опять действуем! А чтобы ошибок было поменьше – используем опыт тех, кто уже овладел подобным навыком.

Слайд 16

Ошибка 1: Несоответствие. Когда содержание ваших слов расходится с тоном речи, осанкой и языком тела, публика мгновенно это замечает. Аудитория обладает безошибочным чутьем в отношении того, что касается настроения оратора и его самочувствия. 
 

Ошибка 2: Оправдания. Публике по большому счету все равно, волнуетесь вы или нет, как долго вы готовили свой доклад и какой у вас опыт публичных выступлений. 
 

слайд 17

Ошибка 3. Извинения Эта ошибка похожа на предыдущую. Начинающие ораторы любят извиняться, предлагая снять с них вину за плохое качество доклада. «Прошу простить меня за… (мой простуженный голос, мой внешний вид, плохое качество слайдов, слишком короткое выступление, слишком длинную речь и т.д. и т.п.)». 

 Ошибка 4: Глаза и брови Вы действительно уверены, что хорошо управляете своей мимикой? Большинству новичков только кажется, что это так. На самом деле контролировать мимику неподготовленному человеку нелегко. 

Слайд18

 Ошибка 5: Подбор слов. Мы слышим и понимаем отдельные слова прежде, чем понимаем все предложение целиком. Поэтому на значение отдельных слов мы реагируем быстрее и менее осознанно, чем на значение предложений 
 

Ошибка 6: Отсутствие юмора. 

 Ошибка 7: Всезнайство. Еще хуже неуверенных и неподготовленных ораторов — ораторы напыщенные и надутые, лопающиеся от осознания собственной важности. Они всегда считают себя умнее аудитории, к которой обращаются. 
 

Слайд 19

Ошибка 8: Суетливость. Отвлекаясь от страха перед публикой, начинающий оратор может торопливо ходить от стены к стене туда-сюда, словно маятник, проделывать суетливые манипуляции с предметами и делать прочие ненужные движения. 

 Ошибка 9: Монотонность Ничто не утомляет так, как доклад на интересную тему, читаемый скучным монотонным голосом. Такие публичные выступления сродни китайской пытке капающей водой: вода монотонно капает не темечко истязаемого и постепенно доводит его до сумасшествия. 
 

Ошибка 10: Отсутствие пауз Новички в ораторском ремесле панически боятся пауз, неизбежно возникающих во время публичного выступления. Как правило они спешат заполнить их разной словесной чепухой и словами-паразитами («Ээээ… Значит так… Ээээ… Ну, что еще сказать… Ээээ…»). 
 

Слайд 20

Найдите идеальный баланс между утвердительными и вопросительными предложениями. Разбавляйте свою речь мягкими вставками типа «также», «помимо всего прочего» и т.п.

Кроме того, очень часто неумелые ораторы терпят неудачу, не зная как задавать вопросы аудитории. Помните, что если вы хотите вывести ваших слушателей на активный диалог, то в этом вам помогут только открытые вопросы.

Ну и напоследок, никогда не уводите взгляд от аудитории. Поддерживайте зрительный контакт, и тогда ваше выступление будет более ярким и убедительным.

Быть или уметь? — Ораторский Клуб

Что должен уметь современный оратор? Можно ли научиться быть оратором?
Уважаемые оратовчане! У меня для вас 2 новости: хорошая и плохая.

Хорошая новость заключается в том, что ораторами не рождаются, ими становятся. И никакая это не новость. Это стало известно задолго до нашей эры и сформулировано изящно Марком Туллием Цицероном: «Поэтами рождаются, ораторами становятся». Да, порой встречается ораторский талант или дар красноречия от природы, но чтобы достичь высот и брать новые на регулярной основе, необходимы упорство и труд. Вы и сами это прекрасно знаете, раз приходите в Ораторский клуб по вторникам. Итак, ораторскому мастерству научиться МОЖНО. Есть набор навыков, освоив которые, каждый может существенно повысить свой уровень публичных выступлений.

5 основных групп навыков оратора выглядят так:

Контроль состояния оратора и личные качества оратора

  • Как не волноваться во время публичных выступлений?
  • Энергетика оратора
  • Обаяние, эрудиция, интеллект, индивидуальный стиль

Звук (Как мы говорим и звучим?)

  • Сценическая речь (дыхание, голос, темп речи, артикуляция, дикция, интонации и пр.)

Видеоряд (Что мы показываем и как выглядим?)

  • Сценическое движение, жесты, манера держать себя, имидж
  • Как использовать наглядные материалы (проектор, доска, флипчарт, etc)

Что мы говорим?

  • Культура речи + Стиль (это можно понимать оч. широко: чистота и грамотность, красота, выразительность, креатив)
  • Импровизация (как словесная, так и просто реакция на непредвиденные обстоятельства. Здесь же юмор и умение шутить)
  • Подготовка и структура выступления (способы структурирования информации, законы композиции)
  • Содержание выступления (изобретение идей, топосы, законы логики). Баланс формы и содержания.
  • Выразительность речи (лексическая, синтаксическая, фонетическая, смысловая).
  • Лаконичность
  • Логика

Взаимодействие с аудиторией

  • Привлечение и контроль внимания аудитории (особые приемы и знание законов восприятия)
  • Ответы на вопросы, управление сложной аудиторией, нейтрализация публичных террористов
  • Теория спора и практика убеждения (аргументация и пр.)
  • Действенная речь (как сделать свое выступление эффективным, добиться желаемой цели – убедить, побудить к действию)
  • Анализ аудитории (как стать своим, особенности выступления в разных условиях перед разными людьми)

Есть технические ораторские приемы, есть законы восприятия – словом фундаментальные знания, которые делают вас сильнее как оратора. Особенно, если они закреплены регулярной практикой.

А плохая новость заключается в том, что ораторскому мастерству невозможно научиться раз и навсегда, как плаванию или езде на велосипеде.

И я сейчас даже не о том, что качественные публичные выступления — процесс не только технический, но и творческий и предполагает некое вдохновение и душевный порыв, мотивирующую цель и пр.

Я сейчас о том, что публичные выступления — это процесс социальный. А общество, как нам известно, не стоит на месте, непрерывно меняется. И чтобы ваши выступления всегда были яркими, звонкими, со вкусом и результатом, вам необходимо, как воздух, быть гибкими, регулярно отслеживать все тенденции, которые происходят в социуме: что модно, а что — нет, что актуально для вашей аудитории, а что уже избито и банально. Это касается как идей, так и ораторских приемов.  Это касается естественности и повтора чужих сценариев успеха. Согласитесь, странно наблюдать ораторов, искусственно принимающих «позу уверенности» или начинающих свою речь с дежурной шутки или истории, которую не только не сами придумали, так еще и исказили в худшую сторону.

В наши дни все больше людей стремятся выступать публично, многие – для того, чтобы заработать. Немало развелось и общих мест в выступлениях: шаблонные фразы и словечки, которые кочуют из уст одного оратора в уста другого, избитые позы и привычные сценарии поведения, до боли знакомые, набившие оскомину. И тем, что было новаторским удачным приемом еще 5-10 лет назад, сегодня уже едва ли кого-то удивишь и убедишь.

А что, если вам придумать что-то свое? Попробовать сделать и сказать что-то на публике не потому, что так поступала авторитетная для вас публичная персона (Стиб Джобс, В. В. Путин, далее выбрать по вкусу) и не потому, что так написано в «101 совете оратору»? Почему бы вам не придумать что-то свое? Не сформировать свой стиль публичных выступлений? Да, возможно вы изобретете велосипед, но он будет ваш персональный. А чтобы не изобретать велосипед, внимательно смотрите по сторонам, участвуйте в конференциях, наблюдайте, прислушивайтесь, анализируйте, следите за новостями (в том числе Ораторского клуба), чтобы быть в курсе всех тенденций и трендов в области публичных выступлений.

Залог успеха оратора: идти в ногу со временем, не останавливаться на достигнутом, изобретать, пробовать разные варианты. Тем и прекрасны публичные выступления —  вы никогда не сможете провести 2 одинаковых выступления на 1 тему в разных аудиториях, вам никогда не будет скучно. Даже один и тот же ораторский прием может по-разному проявиться в разных условиях.

И тот, кто понял это, имеет все шансы БЫТЬ блестящим оратором.

2.06.2014
Елена Сивачева

Вконтакте

Facebook

Twitter

Google+

Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *