Развитие внимания у детей дошкольного возраста
Развитие внимания у детей дошкольного возраста. Развитие внимания – одно из главных направлений педагогической деятельности. Ведь от того как ребенок умеет слушать и слышать, вникать в сказанное, акцентировать внимание, зависит качество его обучения, способность приобретать и накапливать полученные знания.
Содержание статьи
Особенности развития внимания у ребенка дошкольного возраста
Развитие внимания у детей дошкольного возраста. С младенчества ребенок приобретает первые навыки, в том числе и внимание. Но если грудные дети реагируют на раздражители, цветовые или звуковые, то годовалые малыши уже владеют вниманием. Им интересно что-то трогать, брать в рот, слушать, смотреть. Все интересно. В дошкольном возрасте дети интересуются тем, что им доставляет удовольствие, вызывает положительные эмоции.
Родители должны направить этот интерес в нужное русло для правильного развития внимания, ведь уже в три года дошкольник может быть увлечен чем-то на небольшой период. К шестилетнему возрасту ребенок способен удерживать внимание, концентрироваться на каком-то занятии. Взрослым нужно научить дошкольника усидчивости, сосредоточенности, что вкупе с вниманием поможет ребенку без потрясений перейти из детского сада в школу, где от него как раз требуется быть внимательным, дисциплинированным, уметь слушать и запоминать.
Большое значение в работе с детьми имеет пример взрослого. Также нужно уделять время играм, ведь дети учатся играя. Важно не сразу нагружать ребенка сложными вещами, а использовать метод постепенного погружения, идти от простого, шаг за шагом, к сложному. Обязательно нужно мотивировать детей, чтобы закрепить результат.
Виды внимания
Психологи выделяют три вида.
Первичное непроизвольное внимание
Это внимание возникает, когда человек вдруг видит или слышит некий раздражитель. Резкий звук может привлечь внимание. Или яркая картинка, на которой остановился взгляд. Это обычный рефлекс, которым человек наделен с младенчества. Недаром, когда маленького ребенка хотят отвлечь, то трясут погремушкой, издающей внезапный звук. А если игрушка еще и яркая, то этого достаточно, чтобы сработал рефлекс и внимание ребенка переключилось. Подобная реакция на переключение внимания характерна и для дошкольников. Достаточно сделать акцент (наглядный или звуковой) – появляется непроизвольное внимание.
Вторичное непроизвольное внимание
У дошкольников непроизвольное внимание можно развить путем вовлечения в интересный познавательный процесс. Так, ребенку сложно, к примеру, отвлечься от интересной игры, поделки, если он полностью погружен в творчество. Это погружение, заставляющее его ни на что другое не отвлекаться – вторичное внимание. На нем основаны многие шаги к познанию дошколят.
Произвольное внимание
Этот вид отличается от непроизвольного тем, что человек должен сам сконцентрироваться на деле, сам принять решение, что ему это нужно. Умением быть осознанно внимательным маленькие дети не владеют, эта способность появляется с возрастом и опытом. Дошкольники же могут погружаться в процесс лишь кратковременно, поэтому в работе с детьми нужно разнообразить деятельность, чтобы не возникало монотонности, убивающей интерес. Конечно, постепенно ребенок научится концентрировать свои чувства и волю. Он научится не только становиться собранным и внимательным, но и правильно распределять внимание, переключать его по необходимости, вбирать объем необходимой информации. Но на это потребуется время.
Читайте также статьи:
Нормы концентрации внимания у дошкольников
Младшие дошкольники совершенно не могут осознанно концентрировать внимание. Ими движет интерес. Если интересно, появляется непроизвольное внимание. Интерес пропал – начинается поиск нового источника «вдохновения». Внимание малышей опосредованное. Совершенно по-другому ведут себя старшие дошколята. В этот период ребенок интенсивно развивается, мозг требует более серьезной работы и познавательной деятельности. Так, ребенок учится владеть произвольным вниманием. Чем старше ребенок становится, тем успешнее он овладевает искусством быть внимательным.
У дошкольников нормы концентрации внимания выглядят следующим образом:
- У детей до трех лет – максимум 15 минут, нервные дети могут сосредотачиваться на предмете или игре не более 5 минут.
- У детей четырех лет – максимум 20 минут, болезненные дети предельно внимательны не более 8 минут.
- Дети 5 лет достигают концентрации внимания на 10-25 минут.
- Шестилетние дошкольники способны концентрировать внимание до получаса. Дети с гиперактивностью или с ЗПР – не более 12 минут.
Способы оценки внимания у ребенка
Внимание может быть концентрированным, устойчивым, способным к перераспределению.
В работе с дошкольниками используют несколько способов оценки внимания.
1. Найти начало и конец линии, обозначить предмет
В этом случае ребенку предлагается картинка, на которой от нескольких предметов (например, гриб, цветок, дом, солнце) тянутся линии, которые переплетаются, но потом расходятся каждая к своему пустому квадрату. В этом квадрате ребенку предлагается сделать отметку. Но у каждого предмета свое обозначение. Так, солнце нужно обозначить кружочком, гриб – галочкой, цветок – крестиком, дом – точкой. На выполнение задания дается пару минут. Это тестовое задание помогает определить возможность ребенка к устойчивому вниманию и возможность переключать внимание.
2. Разложить картинки в нужной последовательности. Это помогает определить кратковременную память малыша.
3. Ребенку предлагают картинку, на которой изображено множество разных предметов: звездочек, грибочков, цветочков, елочек, флажков, которые изображены не по порядку, а произвольно. Ребенок получает задание вычеркнуть какой-то предмет. Данный тест помогает понять устойчивость внимания ребенка. На задание отводится две с половиной минуты. Потом используется формула для вычисления результата: S = (0,5N – 2,8n) / t, где S – продуктивность ребенка, N – число предметов всего, t – время, потраченное на тест, n – совершенные ошибки.
По данным, полученным в результате расчетов, строится график, по которому видна устойчивость внимания.
Если:
- Продуктивность выше 1,25 – это 10 баллов, высокий уровень.
- В районе 1,00-1,25 – 8-9 баллов, высокая устойчивость внимания.
- В промежутке 0,5-1,00 – от 4 до 7 баллов, средний уровень устойчивости внимания.
- В районе 0,24-0,5 – 2-3 балла, это низкий уровень.
- Между 0,00 и 0,2 – очень плохой результат, 0-1 балла, очень слабая устойчивость внимания.
Упражнения и игры на развитие внимания
Для овладения нужной информацией ребенка не нужно насильно сажать за стол и пытаться научить концентрации внимания. Дошкольнику по душе игры. Значит нужно играть. Только в данном случае это будет дидактическая игра.
Используя дидактические игры, нужно четно осознавать, что у каждого возраста свои особенности. К тому же нельзя забывать о физических и психологических особенностях воспитанников. К примеру, для детей с гиперактивностью нужно подбирать игры с четкими правилами, нежелательно сразу проводить коллективные занятия. Для младших дошкольников достаточно игр со знакомыми предметами, которые дети будут различать по цвету, форме, величине.
Детям из средних групп уже можно предлагать задания посложнее: выложить узор, правильно составить предметы, найти недостающий. В старших группах обязательно заинтересуют детей игры с природными материалами, различные развивающие задания с иллюстрациями, мозаикой. Самые старшие дошкольники уже с интересом будут составлять целые рассказы по картинкам или предложенным предметам, смогут классифицировать эти предметы, пытаться мыслить творчески. В коллекции игр на внимание также много упражнений на развитие речи, которые помогают в формировании логики, мыслительной деятельности, концентрации и грамотному распределению внимания.
Развитие наблюдательности
Для развития наблюдательности у ребенка можно использовать игры за столом, подвижные игры.
Хорошая игра по развитию наблюдательности – поиск отличий на картинках. Ребенку предлагаются две иллюстрации, на которых нужно найти отличные детали, разные цвета или формы.
Также интересной будет игра «Прятки». Это не традиционные прятки. Ребенку предлагается на картинке найти спрятавшиеся предметы. К примеру, на иллюстрации изображена полянка, на которой спрятались зайчики. Они могут быть за кустиками, за деревом, за грибом, а видны лишь части тела – уши, хвостик, мордочка. Ребенок находит животных с большим удовольствием. Можно разнообразить эту игру. Перед ребенком кладут картинку-раскраску. Ребенок смотрит на нее, а потом отворачивается. Воспитатель (родитель) закрашивает один из элементов. Ребенок поворачивается и говорит, что закрашено. Ребенок снова отворачивается, на картинке закрашивается еще один элемент, ребенок снова должен назвать, какой именно закрашен элемент. Трудно, но интересно.
Хорошим упражнением для развития наблюдательности будет игра «Делай как я!». Взрослый выполняет какое-то движение. Ребенок правильно повторяет его. Можно сопровождать упражнение музыкой.
Развитие произвольного внимания
Для развития произвольного внимания можно использовать собирание пазлов. Желательно, чтобы разрезанная картинка иллюстрировала интересный сюжет из любимого мультфильма, сказки.
Можно воспользоваться игрой «Все красное» (цвет можно менять). Детям предлагается искать на протяжении конкретного времени, достаточно несколько секунд, предметы конкретного цвета, в данном случае – красного. Дети называют эти предметы вслух.
Пригодится и такая игра как «Я все замечу!». Перед ребенком выкладывают предметы, до десяти. Потом ребенок отворачивается, а один из предметов убирают. Ребенок должен назвать «потеряшку». Так можно играть до того момента, пока на «витрине» не останется всего несколько предметов. Игру можно продолжить, выкладывая по одному спрятанные предметы.
Как развить произвольное внимание у ребенка: ВИДЕО
Развитие слухового внимания
«Слушать. Слышать. Выполнять» – так можно кратко охарактеризовать игры для развития слухового внимания. Ребенку предлагается в игровой форме повторять движения воспитателя, родителя, инструктора. Сначала по одному движению, потом – несколько движений, потом – целую комбинацию.
Веселой и полезной будет игра с музыкой. В данном случае могут использоваться разные вариации: произвольный танец под музыку, который прекращается, если музыка останавливается; «Веселые стулья», когда дети бегают вокруг стульчиков под музыку и немедленно садятся на место при остановке музыкальной композиции; «Самолетики», когда дети под музыку бегают по залу, а когда музыка прерывается, они должны «сесть на аэродром» – забежать в обруч, положенный на пол.
Звуковое внимание хорошо развивают упражнения и игры с музыкальными инструментами, а также отработка такта при хлопках в ладоши.
Развитие зрительного внимания
Неразвитое зрительное внимание кратковременно. И то, что увидел глаз, еще не успел осознать и зафиксировать мозг. Поэтому зрительное внимание нужно развивать, а также и зрительную память. Полученные навыки пригодятся ребенку в школе.
Развитие происходит с помощью иллюстраций и игры. Так, ребенку предлагается взглянуть на некоторое количество иллюстраций. Важно, чтобы предметы, изображенные на картинках, были дошкольнику хорошо знакомы и понятно нарисованы. Ребенок смотрит на картинки. Потом иллюстрации убирают. И предлагают озвучить, что же было на картинках. Ребенок называет. Ничего страшного, если он не назовет какие-либо. Можно показать картинки, что позабылись, снова, потом предложить назвать. Эту игра во «внимательного разведчика» понравится ребенку, а играя, он будет развивать зрительное внимание и память.
Постепенно задание можно усложнять, предлагая ребенку называть только предметы, относящиеся к конкретной области: посуда, одежда, мебель и прочее.
Хороший вариант – игра в мозаику. В этом случае предлагается образец, по которому ребенку нужно выполнить работу. Без внимательности тут не обойтись. С одной стороны ребенок играет, с другой – тренирует внимание.
Еще один вариант развития внимания – игра с «близнецами». То есть предлагается выбрать из множества фигур (предметов, картинок и прочее) одинаковые.
Новая статья о полезном питании: » Самое полезное для здоровья растительное масло«
Методики развития внимательности
Развивать внимательность у дошколят нужно ежедневно, по 15 минут. Это самый оптимальный отрезок времени для хорошего погружения ребенка в процесс.
Существует множество методик, основанных на играх.
Так, можно предложить ребенку описать взрослого, который с ним занимается. При этом ребенку задают наводящие вопросы: Какого цвета моя рубашка? На мне есть часы? У меня на волосах есть заколка? Вопросы могут быть разные. Чтобы ребенку было интереснее, потом он сам может задавать вопросы, а взрослый на них будет отвечать.
Интересная методика развития внимательности – предложить ребенку выложить из палочек, к примеру, узор или фигуру. Образец при этом представлен.
Достаточно популярна методика с нанизыванием бусин разного цвета. Предлагается чертеж, на котором обозначены разными знаками бусины различного цвета. Ребенок должен нанизать бусины в таком порядке, который представлен на чертеже.
Игра с тенью – еще одна методика, набравшая популярность. Ребенок должен отыскать из нескольких теней на картинке нужную, относящуюся к персонажу на этой же картинке.
Развитие внимательности у ребенка: ВИДЕО
Нарушения внимания и их причины
Психологи называют несколько видов нарушения внимания:
- Низкая концентрация, распыленность.
- Низкая переключаемость, рассеянность.
- Низкая форма устойчивости.
- Низкая распределяемость.
- Произвольное внимание с задержкой.
Ребенок может страдать невнимательностью по нескольким причинам.
1. Врожденная патология
Нервная система малыша дала сбой, в результате он не может концентрировать внимание, страдает забывчивостью, рассеянностью.
2. Нарушения речи
Малыш плохо говорит, он нуждается в коррекции речи. Часто это становится причиной слабого внимания.
3. Нарушение интеллект
Мозгу тяжело воспринимать конкретные предметы, взгляду – на них фокусировать внимание.
4. Ошибки педагогики
В данном случае воспитатель или родители либо перегнули палку в процессе обучения и нагрузили мозг ребенком информацией, либо пустили все на самотек, ребенок постоянно предоставлен сам себе. В результате он не может сконцентрировать внимание.
5. Эмоциональное воздействие
Ребенок будет страдать от нарушения внимания, если находится в обстановке, далекой от комфортной. Если он находится в состоянии страха совершить ошибку, за которой последует наказание. Если он чувствует неудовлетворенность родителей своим поведением и своими успехами.
Читайте также:
Что влияет на развитие внимательности у ребенка
Развитие внимания во многом зависит от того, насколько интересно ребенку занятие. А поскольку дошкольник находится в том самом благодатном возрасте, когда все вокруг может быть удивительно и интересно, нужно и можно сыграть на этих исследовательских струнах.
На развитие внимательности окажут воздействие:
- Постоянные интересные упражнения и игры.
- Обязательное участие взрослых в игре, их пример.
- Внимательное отношение к ребенку со стороны взрослых, терпение, даже если ребенок совершает ошибки. Атмосфера должна быть дружелюбной и спокойной.
- Игры и развивающие методики, которые повысят слуховую, зрительную активность. Играть можно и дома, и на прогулке.
- Самостоятельность детей. Нужно научить ребенка выполнять определенные дела: самостоятельно складывать игрушки, предметы канцелярии, после того как он порисовал, поиграл. Самостоятельно умываться, одеваться. Эти навыки способствуют развитию внимательности.
- Знание ребенком режима дня, это поможет дисциплинировать его и сделать акцент на важных делах, которые происходят в его жизни каждый день.
Читайте также:
Картотека игр и упражнений на развитие внимания
Книги на развитие внимания у детей: скачать бесплатно
Читайте также: Как подготовить ребенка к школе
Отзывы
Валерия, Краснодар:
– Очень важно уделять развитию внимания ребенка как можно больше времени. На своем примере убедилась. Пестовала сына, лишила совсем самостоятельности, а когда пошел в школу, поняла свои ошибки. Мальчик абсолютно не умеет слушать, запоминать. Учительница сказала, что он «маменькин сынок», даже сам одеваться не может. Даже в дневник не может записать домашнее задание! Он не слышит, что говорит учительница! Нет внимания!
Ольга, Володарск:
– Хорошие методики помогут развить внимание. Мне нравится «чудесный горшочек». Это горшок, который наполняют всякой всячиной. Дети суют руку, и наощупь узнают, что так лежит. Моим ребятам очень нравится.
Владимир, Гай-Кодзор:
– Даже не знал, что ребенок может быть поглощен каким-то делом всего 15-20 минут! Вижу, что допускал ошибку в воспитании дочки. Надо исправляться. Познавательная статья.
Читайте также: Развитие воображения у детей дошкольного возраста
Эти несложные правила помогут развить внимательность ребенка, что станет ступенькой к его успешности в школе. Важно помнить, что формирование внимательности дошкольника должно проходить не только в дошкольном учреждении, но и дома. Терпеливое, приветливое отношение к ребенку, тщательное закрепление полученных навыков даст хороший результат.
Педагог-психолог: Наталья Белокопытова
Развитие внимания у детей | Блог Дочки-Сыночки
Внимание – это то качество человеческой психики, которое позволяет нам фильтровать информацию, которая в огромных количествах поступает в наш мозг. Начиная с дошкольного и младшего школьного возраста, задача любого родителя – качественно развивать внимание ребенка. Как именно — узнайте из нашей статьи.
Каким бывает внимание?
Изначально ребенок обладает лишь так называемым непроизвольным вниманием, которым он не может и не умеет управлять – такое внимание привлекается любым ярким раздражителем и также легко утрачивается или переключается на другой раздражитель. В процессе развития малыша мы должны переводить непроизвольное внимание в произвольное.
Произвольное внимание – это способность осознанно сосредотачиваться на определенной задаче с помощью волевого усилия. Нетрудно догадаться, что от этой способности напрямую зависит успешность дальнейшего обучения ребенка в школе.
Кроме того, внимание характеризуется объемом, устойчивостью и переключаемостью. Для того чтобы ребенок легко усваивал новую информацию, все эти свойства необходимо развивать комплексно.
Игры и упражнения
Способов тренировки внимания у ребенка – огромное множество. Вы всегда можете выбрать ту игру, которая будет интересна и вам, и малышу. Все упражнения можно разделить на две части – те, которые подходят детям дошкольного возраста, и те, которые будут полезны школьникам младших классов.
Упражнения для дошкольников
- Дорисованная деталь. Малыш рисует картинку и отдает ее родителю. Взрослый дорисовывает небольшой элемент и возвращает рисунок ребенку. Задача малыша – найти изменения в рисунке.
- Съедобное – несъедобное. Классическая игра, в которую играли все. Родитель бросает малышу мячик, произнося слова. Слыша слово, обозначающее съедобный предмет, ребенок должен ловить мяч, отбрасывая его на «несъедобных» словах.
- Что изменилось? Еще одна эффективная игра. На стол кладут множество мелких объектов, будь то ручка, коробок, ключ итд. Стол накрывается тканью или листом бумаги. Играющий подходит к столу, после чего ему в течение 30-ти секунд демонстрируют расположение объектов. После ребенок должен отвернуться – в это время взрослый меняет расположение трех или четырех предметов. Затем ребенок вновь в течение 30-ти секунд рассматривает стол. После этого «экспозиция» накрывается, и малыш должен ответить, какие изменения увидел. Играть в эту игру интереснее всего компанией, начисляя 1 балл за каждый обнаруженный предмет и вычитая 1 балл за ошибку.
Упражнения для младших школьников
Среди упражнений на внимание для младших школьников много игр, связанных со словами и буквами, так как ребенок уже умеет читать.
- Запрещенная буква. Ведущий по очереди задает играющим простые вопросы, предварительно объявив запрещенной какую-либо букву. Отвечать на вопросы нужно быстро и без промедлений. К примеру, играющим нельзя произносить букву «А». Ведущий при этом задает вопросы – «Какой ты любишь сок?», «Как зовут твоего соседа по парте?», «Твое любимое животное?» и так далее. Конечно же, ведущий будет стараться задавать такие вопросы, ответить на которые без запрещенной буквы будет нельзя. Задача играющего – проявить сообразительность и дать ответ без использования этой буквы. Играют в эту игру быстро, а тот участник, который растерялся или произнес запрещенную букву – становится ведущим.
- Отгадай слово. Водящий должен отгадать слово, которое выбрали участники игры. Для этого он уходит на какое-то время в другую комнату, а все остальные выбирают существительное из 4-5 букв, при этом все они не должны повторяться. Примеры таких слов (которых очень много) – «ложка», «стул», «лист» и так далее. Затем водящий возвращается и просит подсказку – например, он хочет узнать первую букву в загаданном слове. Предположим, загаданное слово – «небо». Трое игроков могут дать водящему подсказку. Каждый из них называет слово, содержащее первую букву загаданного, например – «кино», «нора», «струна». Водящий должен обнаружить повторяющуюся букву и перейти к отгадыванию остальных, которые подсказываются по такому же принципу. Если водящий отгадывает слово, то сам назначает нового водящего, а если нет – то продолжает тренировать внимание.
Мнение эксперта
Внимание ребенка складывается из многих факторов. Кроме упражнений и игр, которые необходимы для развития всем детям, необходимо приучать ребенка к самостоятельности, контролируя процесс обучения, но не делая все за малыша. Чрезмерно активных детей необходимо нагружать разными видами полезной деятельности, по возможности избегая однообразия.
Специалист интернет-магазина «Дочки-Сыночки»
Леонтович Юлия
Выводы
Независимо от изначальных способностей ребенка, внимание можно успешно развивать, уделяя этому вопросу достаточно времени. Следует также помнить, что залог успешного обучения напрямую связан с физическим и психологическим самочувствием ребенка, образ жизни которого должен быть здоровым и сбалансированным.
Развитие внимания у детей и подростков
– Опишите себя тремя словами.
– Смышленый, активный, ответственный, внимательный.
Героем похожего юмористического диалога в современном мире может стать почти каждый. Но внутри такой ситуации чаще всего никому не до шуток. Взрослые, сталкиваясь с собственной невнимательностью, закономерно стараются уберечь своих детей от того же. Ведь рассеянность бывает причиной различных серьезных последствий, и кроме угрозы безопасности, влияет на многие сферы жизни. Поэтому существует множество приёмов и упражнений для развития внимания и концентрации у ребенка. Однако, приступая к ним, обязательно нужно учитывать возрастные особенности психики малыша, школьника или подростка.
Что такое внимание?
Для объяснения этого термина можно провести аналогию, где внимание – это луч, испускаемый источником света – нашим сознанием. Этот луч может двигаться, освещая заинтересовавшую сознание область. А так как поток света является направленным, то в освещенной зоне оказываются лишь некоторые предметы. Именно их человек начинает замечать, не придавая значения тому, что остается за пределами освещенной области. Но у внимательных людей этот луч будет ярким и сконцентрированным. А невнимательный человек в тусклом и слабом освещении своего луча видит все размыто и неясно.
Говоря научным языком, внимание – это направленность и сосредоточенность сознания на каком-либо объекте. И характеризуется этот психический процесс особым состоянием мозга, когда человек приводит все свои познавательные системы – восприятие, воображение, мышление и память – к концентрации на предмете, который имеет для него значимость. Концентрация же – это одно из свойств внимания, наряду с объемом, распределением, устойчивостью и переключением.
Развитие внимания у детей
Процесс отбора информации, которая попадает в поле внимания, бывает непроизвольным и произвольным. В первом случае сознание непреднамеренно реагирует на сильные раздражители, движение и незнакомые объекты в поле зрения. Здесь речь идёт об эмоциональном восприятии, которое человек не контролирует. Такой вид внимания ещё называют пассивным или вынужденным, ведь закладывается оно генетически и возникает как рефлекс. Произвольное же – является результатом волевого усилия и формируется не сразу.
У детей внимание развивается в несколько этапов:
- В первые недели жизни младенец лишь адаптируется к миру. И только к концу первого месяца начинает замечать яркие предметы и может концентрироваться на них, а также учится различать лица. В этот период и появляется внимание.
- В течение первого года малыши легко отвлекаются на любой шум, разговоры, игрушки и т.д. – их внимание рассеянное и нестабильное. Однако ближе к 10-12 месяцам у детей формируется ориентировочно-исследовательский рефлекс.
- С 1 года и до 2 лет у детей преобладает фиксированное внимание. Занимаясь своим делом, они могут сильно увлекаться и не замечать ничего вокруг. Также на этом этапе обнаруживаются первые признаки произвольного внимания: малыши уже могут самостоятельно перемещаться и производить манипуляции с предметами, а также понимают речевые конструкции взрослых, когда их просят посмотреть в указанную сторону или на предмет.
- В 2-3 года наступает стадия, когда ребёнок способен заниматься только одним делом одновременно, и, если его отвлекли – переключается, не возвращаясь к своему занятию. Но к 4-5 годам это меняется, и дети учатся удерживать в фокусе сразу 2 занятия хотя бы на короткое время (играть и параллельно разговаривать со взрослыми и т.д.)
- К 5-6 годам формируется произвольное внимание, появляется сила воли. Ребёнок уже понимает сложные инструкции и может им следовать, а также предпринимает первые попытки управлять своим вниманием и удерживать его на объекте.
И затем, только в возрасте 6-7 лет, когда основные функции психики сформированы и начинается процесс совершенствования навыков концентрации, считается, что ребёнок готов к обучению.
Развитие концентрации внимания у школьников
Едва сев за парту, дети младшего школьного возраста сталкиваются с необходимостью долгой концентрации внимания на уроках и учебном процессе. В классе ученикам нужно в течение нескольких часов внимательно слушать учителя, письменно и устно обрабатывать информацию и держать дисциплину, ни на что не отвлекаясь.
В возрасте 6-10 лет непроизвольное внимание всё еще преобладает над произвольным. А утомляются дети достаточно быстро, поэтому для сохранения энергии и ресурсов организм может переключать сознание с предметной деятельности на другие объекты. Так что ребёнок может не запомнить материал, который сегодня проходили в школе, но в ярких красках рассказать о нюансах, которые вместо того завладели его интересом. Объем внимания в эти годы остаётся небольшим, а навык распределять его между задачами – несовершенным. Оттого школьники, занимаясь классной работой, регулярно забывают держать осанку и сидеть за партой ровно. Однако дети уже осознают, что рассеянность мешает им достигать результата, и стараются использовать силу воли, чтобы сосредоточиться на предмете урока.
Если на этом этапе не заниматься развитием концентрации и внимания у младших школьников, то впоследствии приучить их быть сосредоточеннее будет сложнее.
Развитие концентрации внимания у подростков
В 11-12 лет подросток уже может сосредотачиваться на скучном занятии сознательно. Но как долго он способен удерживать свой фокус на объекте, зависит от его истинной заинтересованности: чем интерес выше, тем проще концентрироваться. Также быть внимательным подростку помогает стремление к познанию и осознание необходимости развиваться. Подобная мотивация в целом улучшает внимание подростка, способствует увеличению объема и позволяет хорошо контролировать остальные его свойства.
Осложняет управление вниманием характерная подросткам эмоциональность и неустойчивый гормональный фон; быстрая утомляемость и раздражительность, которыми сопровождается созревание в возрасте 13-15 лет. Любое влияние извне, плохие отношения с родителями или преподавателями, а также слабая внутренняя мотивация к обучению могут негативно влиять на умение подростка самостоятельно развивать свои навыки, в том числе и произвольное внимание.
Как улучшить внимание у детей
Внимательный ребёнок – это полноценный и счастливый маленький человек, который умеет позаботиться о себе и близких, бережёт свои вещи и окружающую среду, дисциплинирован и проявляет ответственность и аккуратность во всем. Он с воодушевлением смотрит на мир и стремится узнавать его, достигать поставленных целей и стать полноправным и успешным членом общества. Это, как и актуальную важность развития внимания, ребёнку важно объяснить перед началом тренировок.
У детей и подростков основными недостатками, требующими коррекции внимания, являются: неумение сосредоточиться на нескольких занятиях сразу и переключаться между ними; недолгая устойчивость и слабая концентрация, а также низкая избирательность внимания. Поэтому подбирать упражнения нужно индивидуально, установив причину невнимательности и определив её характер.
Тренировки должны быть недолгими, но регулярными и проходить в игровой форме. Каждое достижение обязательно нужно отмечать похвалой. Чтобы стимулировать интерес к занятиям, желательно чередовать задания, и каждый тренировочный сеанс пытаться достичь одной поставленной цели. Важно также ограничить раздражители и исключить замечания, подсказки, громкие звуки и резкие движения, чтобы не мешать ребёнку концентрироваться на упражнении.
Сами задачи и игры нужно выбирать обязательно с перспективой воздействия на мыслительную деятельность и проявление наблюдательности. Это может быть поиск ошибок и недочётов, сравнение, обнаружение закономерностей, приведение примеров, обобщение и формулирование выводов и т.д. Также эффективны кроссворды, задания с соединением точек, сложные и детальные раскраски, собирание пазлов, игры жанра «поиск предметов» и лабиринты.
Упражнения на внимание для подростков и школьников
Задания и различные техники, направленные на повышение внимательности, могут стать полезной альтернативой другим детским играм. Выполнение таких упражнений положительно влияет на развитие концентрации внимания у младших школьников, и является ответом на вопрос, как развить внимание у подростка. Ниже приведем некоторые из них.
- Чёрная точка
Одна из самых простых в подготовке, но сложных для выполнения задач. Её суть заключается в том, чтобы в течение 5-10 минут смотреть только на чёрную точку, нарисованную в центре листа А4, не отрывая глаз и не отвлекаясь от неё в мыслях. Это упражнение является базовым на курсах скорочтения и отлично расширяет поле зрения.
- Сосредоточиться на предмете
Упражнение похоже на предыдущее, отличие только в объекте созерцания и наличии отвлекающего фактора. Перед включенным телевизором с любимым мультиком нужно поставить будильник, а ребёнок должен следить за секундной стрелкой и стараться не отвлекаться на происходящее позади на экране.
- Найти предмет
Задача ребёнка – найти в комнате загаданный предмет по описанию. Названные признаки должны быть ему очевидными и понятными.
- Запомнить картинку
Ребёнок смотрит в течение 5-10 секунд на картинку, а затем по памяти старается перечислить всё, что на ней увидел. При достижении успеха время, отведенное на запоминание, можно постепенно сокращать. А упражнение можно повторять с разными предметами, людьми или даже новыми интерьерами.
- Корректура текста
Для упражнения понадобятся любые распечатанные тексты: подойдет и газета, и ненужная книга, – в которых юный корректор найдет и вычеркнет все обозначенные буквы. Для развития внимания таким способом у ребёнка до 10 лет следует использовать крупный шрифт текста.
- Найти слово
В каждом предложенном ребёнку для тренировки слове предлагается найти другое слово: «коса → оса», «полк → пол» и т.д. Если разрешить переставлять буквы местами, получится другая любимая всеми игра на составление разных слов из одного длинного.
- Случайные буквы
В таблице, в которую в произвольном порядке вписываются буквы русского алфавита, необходимо найти как можно больше случайно сложившихся по вертикали и горизонтали слов.
- Симметричный рисунок
На листе в клеточку нужно нарисовать вертикальную линию и с одной стороны от нее какую-нибудь фигуру необычной формы. Ребенок должен зеркально отразить получившийся рисунок, чтобы дорисованная им часть оказалась симметричной исходной.
- Цепочки
Играть можно вдвоём или всей семьей, а составлять цепочки нужно по очереди из слов любой выбранной тематики: городов, имён, съедобных продуктов и т.д. Затем каждый ход игрок повторяет всю получившуюся до него цепочку целиком и добавляет к ней ещё одно слово.
- Таблица Шульте
Это упражнение больше предназначено для подростков, но подойдет и для развития зрительного внимания у младших школьников, которые уже освоили счёт. Таблица 5×5 случайным образом заполняется числами от 1 до 25. Ребёнок должен за как можно меньшее время отыскать все числа по порядку. Одна конфигурация таблицы используется только для одной попытки.
Развитие внимания и усидчивости у детей – это важнейшая задача. Отлично способствуют этому курсы скоростного чтения, ведь в основе этой техники лежит умение быть максимально сосредоточенным на тексте. Обучение быстрому чтению происходит по методике, состоящей из комплекса упражнений, которые направлены на развитие всех свойств внимания. Пройдя курс Либерики в Академии развития интеллекта AMAKids, дети уже через 6 месяцев увеличивают скорость чтения в 5 и даже в 10 раз. Инновационная авторская методика учит детей не просто быстро читать, полностью понимая смысл прочитанного, а ещё и прививает любовь к книгам и литературе.
Особенности развития внимания у ребенка
Формирование внимания ребенка
По мнению психологов, существует 6 стадий формирования внимания у детей:
Первая стадия – стадия рассеянного внимания. Это норма для детей от рождения до возраста одного года. Их отвлекает любой шум, игрушки, разговоры взрослых людей.
Вторая стадия – стадия фиксированного внимания. Это значит, что занимаясь каким-то одним делом, ребенок возраста от года до двух лет не замечает ничего из происходящего вокруг, он целиком и полностью поглощен своим действием. И в этот момент он действительно не слышит, когда к нему обращаются. Очень часто родители, наблюдая за играющим ребенком, не могут понять, как можно настолько увлечься процессом одевания куклы или сборкой новой модели вертолета, чтобы не слышать, что его зовут? Порой мама и папа решают вмешаться в его игру, но делать этого не стоит. Ребенку, который чем-то занят, лучше не мешать, поскольку в таком случае он быстро потеряет свой настрой.
Третья стадия – стадия гибкого одноканального внимания. В возрасте от двух до трех лет у детей внимание становится более гибким, но все равно остается одноканальным. Малыш такого возраста может на несколько секунд прервать свою игру, услышав, что его зовут, но очень быстро вернется к ней снова.
Четвертая стадия – стадия сложившегося одноканального внимания. Между тремя и четырьмя годами дети все больше могут переключать свое внимание с одного объекта на другой. Ребенок способен прервать свои занятия, чтобы самому взглянуть или послушать, а затем вновь вернуться к ним.
Пятая стадия – стадия формирования двухканального внимания. От четырех до пяти лет малыш способен удержать двухканальное внимание на короткое время. Это означает, что он может одновременно говорить и указывать или слушать взрослого, не отрываясь при этом от своего дела. Если задача сложная, он может сосредоточиться на чем-нибудь одном.
Шестая стадия – стадия сложившегося двухканального внимания. Малыш уже может заниматься двумя делами одновременно, например, смотреть мультфильм и кушать, или одевать куклу и разговаривать с мамой. Именно поэтому начинать серьезные обучающие занятия с ребенком лучше с этого возраста. И если родители замечают, что ребенок пяти-шести лет как будто оказывается на своей волне, не видит и не слышит ничего вокруг – в большинстве случаев это сигнализирует о том, что он просто устал. В мозгу ребенка есть «встроенная» защита от перегрузок, и в моменты усталости один канал внимания у малыша отключается.
Произвольное и непроизвольное внимание
В первые годы жизни ребенок еще не умеет управлять своим вниманием, и оно является непроизвольным, поэтому его может привлечь абсолютно любая вещь, попавшая в его поле зрения. Минуту назад он крутил в руках пластмассовую улитку и вот уже пытается дотянуться до любимой маминой вазы. По этой же причине малыша так легко отвлечь, достаточно всего лишь указать ему на любой объект. Все мы прекрасно помним мамино: «Смотри, какая птичка полетела!»
Парадокс в том, что поначалу родители сами используют эту особенность детского внимания, чтобы отвлекать малыша от хрупких вещей, телевизионной рекламы или плача из-за разбитой коленки, но совсем скоро начинают за эту же невнимательность ругать ребенка и упрекать его в рассеянности. Помните, малыш вовсе не рассеян, и даже наоборот – он очень сосредоточен: лишь на том, что в этот момент представляет для него наибольший интерес. Поэтому требовать от ребенка концентрации внимания до пяти-шести лет просто бессмысленно.
Сосредотачивать все свое внимание на каком-то одном деле дети начинают лишь ближе к шести годам, следовательно, до этого возраста за все успешные попытки концентрации на чем-то одном малышей обязательно нужно хвалить, подчеркивая их усидчивость, целеустремленность и силу воли. Ребенок почувствует, что его старания оценили, и будет все чаще удивлять вас новыми примерами произвольного внимания.
Игры на развитие внимания
Развивать внимание ребенка младшего школьного возраста чрезвычайно важно, ведь все его дальнейшие успехи в обучении будут зависеть от того, насколько ваш малыш будет внимателен.
Научить ребенка обращать внимание на что-то определенное совсем нетрудно. Мы предлагаем несколько игр на развитие внимания вашего ребенка. Они не только развлекут малыша, но и научат замечать что-то новое и интересное вокруг, что обязательно пригодится в будущем.
Назови, что видишь
Во время прогулки показывайте ему, какие красивые листочки на дереве, какая большая машина проехала по дороге, какая красивая шапочка у девочки в автобусе. Чем больше вы будете разговаривать с ребенком, тем больше он будет вас слушать, а значит – концентрироваться на том, что вы ему говорите.
Делай и рассказывай
Учить малыша концентрировать внимание можно и во время таких простых занятий, как рисование или лепка. Комментируйте вслух его действия, делайте маленькие подсказки, и очень скоро малыш научится самостоятельно выполнять те же самые последовательности действий уже без ваших комментариев.
Найди предмет
Для развития внимания отлично подходит такая игра, как поиск предмета по его описанию, когда мама вслух описывает малышу какую-то вещь, находящуюся в комнате, а кроха смотрит по сторонам и пытается угадать, о чем идет речь. Также для этой цели подходят игры на поиск различий между картинками.
Посмотрим друг на друга
Интересное и веселое развлечение, которое также поможет ребенку стать более внимательным. Малыш внимательно смотрит на маму в течение нескольких секунд, после чего отворачивается, а мама задает ему вопросы, например, «Какого цвета у меня юбка?», «Есть ли на мне бусы?», «Сколько карманов у меня на рубашке: один или два?» После этого они меняются ролями.
Мешай мне
Еще одна игра, позволяющая научить ребенка не отвлекаться от своего занятия. Малыш, к примеру, рассказывает наизусть стихотворение или считает от одного до десяти, а мама в это время пытается любыми способами отвлечь его. Если малыш стойко выдержал испытание, без запинки произнес стихотворение или не сбился со счета – он получает приз. В такую игру можно играть и втроем: например, папа задает малышу вопросы, на которые он должен быстро отвечать, а мама в это время пытается отвлечь его внимание.
По мнению психологов, без развития кистевого аппарата ребенка невозможно начинать различные тренировки на развитие внимание. Предлагаем вашему вниманию следующее упражнение:
Упражнение на развитие визуального внимания:
Упражнение на устойчивость, переключаемость и концентрацию внимания:
Виктория Грицук
Родители оказывают наибольшее влияние на жизнь своих детей. Именно поэтому им необходимо понимать, как воспитывать своего ребенка, и как метод воспитания повлияет на дальнейшую жизнь малыша. Пройдите тест и определите, какой стиль воспитания вам ближе.
КАКОЙ СТИЛЬ ВОСПИТАНИЯ ВАМ БЛИЖЕ?
Развитие Внимания у Дошкольников: Особенности, Свойства и Виды
Процесс внимания в дошкольном возрасте можно сравнить с фонариком. На что направляется внимание, то и становится объектом познания. Ограниченность свойств данного процесса в первые годы жизни является положительным условием, так как малышу не приходится выбирать и теряться в выборе, на чем сосредоточиться. Но каждая возрастная ступенька предоставляет новые возможности, и развитие внимания у дошкольников позволяет им включиться в активное изучение окружающего мира.
Особенности внимания детей дошкольного возраста
Перешагнув планку, отделяющую дошкольный возраст от раннего, дети вступают в стадию интенсивного развития всех познавательных процессов. Особенности внимания у дошкольников в сравнении с предыдущим этапом проявляются в том, что в поле зрения и слуха теперь попадает гораздо больше различных объектов.
Теперь предметам необязательно быть яркими и броскими, а звукам громкими и звонкими, чтобы завладеть вниманием дошкольника. Трехлетнему ребенку интересно практически все, что его окружает. Начинается возраст «почемучки», когда хочется узнать обо всем, что это и как оно функционирует.
В 4-5 лет у детей устанавливается прочное сотрудничество внимания с воображением, что позволяет малышам слушать сказку и в это же время представлять главных героев. Объектом внимания становится и сама речь, ее звучание, новые понятия.
Все больше дошкольники направляют внимание на отношения людей, как сверстников, так и взрослых. Они начинают замечать особенности общения, поведение окружающих, их словесное обращение и поступки.
Возрастные характеристики внимания
Внимание имеет свойства или характеристики, которые на каждом возрастном этапе усиливаются. Главные из них касаются количества и удержания воспринимаемой информации:
- объем
- распределение
- переключение
- устойчивость
В дошкольном возрасте все перечисленные свойства качественно усовершенствуются. Важным фактом является то, что за считанные детские годы объем внимания ребенка должен приблизиться к соответствующему показателю взрослого человека – 5-7 объектов. Учитывая, насколько мал объем внимания малыша до трех лет (одновременно охватывается вниманием только 1-2 объекта), предстоит значительный рывок.
Под распределением внимания подразумевается свойство, позволяющее воспринимать в один и тот же момент несколько объектов примерно с одинаковым вниманием. Например, когда ребенок слушает рассказ и рассматривает иллюстрацию к нему, бессмысленно делать замечание, чтобы он не болтал ногами. Младший дошкольник не может контролировать одновременно столько объектов. Но старшим детям учесть и выполнить такое требование вполне посильно, так как они способны распределить внимание между разноплановыми объектами.
Переключение внимания обеспечивает переход от восприятия одного предмета или явления к другому. Казалось бы, что данное свойство применять ребенку легко, поскольку нужно просто переместить внимание на иной объект. Однако дошкольник переключается легко в том случае, если исчерпал интерес к первичному объекту, а второй его необычайно привлек. Чем больше взрослеет ребенок, тем чаще ему приходится переключать внимание по требованию взрослого, а это не всегда удается. Малыш уже может смотреть на книжку, которую ему показывает мама, а мысли его все еще кружатся вокруг того робота, с которым он играл минуту тому назад.
Устойчивость – это способность внимания удерживаться на одних и тех же объектах.
Данное свойство в дошкольном возрасте также тесно связано с интересом ребенка. Поэтому детям удается удерживать активное внимание в игре и в привлекательной для них творческой деятельности, но непросто подключить устойчивость внимания там, где велят взрослые.
Устойчивость и переключение внимания в большой степени зависят от развития волевой сферы дошкольника. Эти свойства необходимо тренировать, начиная с 6 лет, так как в этом возрасте ребенок способен волевым усилием направить свое внимание на указанный объект и сосредоточиться, несмотря на отвлекающие факторы.
Виды внимания
Выделяют два природно обусловленных вида внимания – непроизвольное (непреднамеренное) и произвольное. В последнее время психологи-практики используют понятие послепроизвольное внимание, под которым подразумевают способность сосредотачиваться на выполнении заданий для достижения цели.
Непроизвольное внимание
В дошкольном возрасте внимание детей чаще задействуется стихийно, непреднамеренно. Поскольку в этих случаях психический процесс работает без участия воли, данный вид внимания называют непроизвольным.
Непроизвольное внимание может быть мимолетным, но также может отличиться устойчивостью. Например, ребенок с интересом рассматривает бабочку, севшую на цветок, но, как только она сложила крылышки, переключается непосредственно на цветы. В другом случае, малыш обратил внимание на часы с кукушкой, внимательно прослушал сигнал и посмотрел сопровождающее его действо, а затем последовала череда вопросов о кукушке, о часах, о возможности повторить сигнал и пр.
Непроизвольное внимание остается преобладающим видом в дошкольном детстве. Им можно в определенной степени управлять, подключая детский интерес. Побуждая посмотреть или прислушаться к звукам, взрослый задает направление, но активизируется ли внимание у детей, во многом зависит от объекта. Успешно срабатывают объекты, удивляющие ребенка своей привлекательностью, необычностью, желанностью.
Произвольное внимание
Развитие произвольного внимания дошкольников связано с проявлением волевого усилия посмотреть, прислушаться, умения сконцентрироваться. Без данного вида внимания невозможно обучение в школе. Поэтому развитие внимания дошкольников, прежде всего, заключается в формировании функции произвольности.
Особенности внимания таковы, что произвольность не возникает сама по себе. Дошкольник учится управлять вниманием под руководством взрослого. Для этого существуют прямые стимулы, выраженные словами «Посмотри внимательно!», «Прислушайся», «Будь внимательным!», «Внимание!».
Такие призывы успешно срабатывают уже в среднем дошкольном возрасте. Старших детей важно учить выполнять задания по инструкции.
Активное внимание формируется у ребенка, когда он включается в игры с правилами. Для того чтобы оставаться участником, ему необходимо все время направлять внимание на соблюдение правил (называть только съедобное, построить башню из кубиков только двух цветов).
Произвольность внимания ребенка возрастает с развитием связной речи. Старший дошкольник способен не только выполнять инструкции различной сложности, полученные от взрослых, но может сам формулировать планы-инструкции, договариваясь с родителями: «Я сейчас дорисую, а потом мы почитаем вместе сказку о гномах?»
Послепроизвольное внимание
Если ребенок длительное время сосредоточен на определенной деятельности, говорят о послепроизвольном внимании. Хотя данный процесс, скорее, является комплексным и включает устойчивый интерес, познавательную активность, а в старшем дошкольном возрасте и проявление некоторых личностных качеств, таких как ответственность, целеустремленность.
Основные принципы развития внимания у дошкольников
Особенности развития произвольного внимания в дошкольном возрасте учитывают слабую сформированность свойств данного процесса – малый объем внимания, сложность переключения, непродолжительную устойчивость. Все усилия взрослых, направленные на развитие внимание дошкольника, важно применять, учитывая основные принципы.
Привлекательность задания. Тренировать произвольность внимания следует в таких играх и упражнениях, которые потенциально привлекательны для дошкольника. Если родители настаивают, «чтобы через 5 минут все игрушки были собраны», такой приказ к развитию внимания отношения не имеет.
Постепенное усложнение задач. Чтобы ребенок учился распределять внимание, в игровой деятельности предлагайте учитывать несколько правил: «Начинай строить башню из самых больших красных деталей, потом добавляй меньшие желтого цвета…», «Нарисуй пять цветочков, чтобы все они были разного цвета…», «Рассади всех своих кукол по росту».
Переключаться с одного вида деятельности на другой дошкольнику легче, когда его подготовят к этому: «Мы посмотрим еще две картинки, а потом ты нарисуешь то, что тебе больше понравилось». Со старшими дошкольниками эффективно вводить игровой элемент: «Сейчас ты собираешь паззлы, а когда я сосчитаю до трех, ты должен взять лист и рисовать то, что я назову».
Сложность данных тренировок заключается в том, что дошкольнику, переходя к другим действиям, требуется время на то, чтобы сконцентрировать свое внимание.
Учет индивидуальных особенностей. Проявление свойств внимания дошкольника зависит от природных индивидуальных особенностей. Дети с таким «быстрым» темпераментом, как холерик и сангвиник, гораздо быстрее переключат внимание на новые виды деятельности. Флегматики и меланхолики затрудняются в переключении, однако демонстрируют более устойчивое внимание.
В данной статье представлена общая характеристика внимания у детей дошкольного возраста. Поскольку этот психический процесс поддается целенаправленному развитию, полезно применять дидактические игры и упражнения, оказывающие действенное влияние на формирование произвольного внимания.
Статья на тему: ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ
«Внимание — есть та дверь,
которую не может миновать ни одно слово ученья,
иначе оно не попадет в душу ребенка».
К.Д. Ушинский
Внимание — очень важный психический процесс, который является условием успешного осуществления любой деятельности детей как внешней, так и внутренней (игровой, трудовой, учебной), а его продуктом — ее качественное выполнение. Внимание дает возможность хорошо воспринять, запомнить, осмыслить материал, действовать в соответствии с указаниями воспитателя, даже когда те или иные компоненты деятельности могут и не вызывать непосредственного интереса, но при этом требовать самоорганизации, затраты волевых усилий.
Основной особенностью дошкольника является то, что его произвольное внимание достаточно неустойчиво, так как ребенок легко отвлекается на посторонние раздражители. Его внимание чрезмерно эмоционально, потому что он еще плохо владеет своими чувствами. При этом непроизвольное внимание достаточно устойчиво, длительно и сосредоточено. Постепенно путем упражнений и волевых усилий у ребенка формируется способность управлять своим вниманием. В процессе занятий проводимых в детском саду, ребенок приучается к дисциплине. У него формируется усидчивость, способность контролировать свое поведение. При развитии произвольного внимания формируются новые внутренние действия, начинающие управлять вниманием изнутри, удерживают его на предметах, которые могут быть не интересны для человека в данный момент, еле заметны по силе своего раздражения. Такое внимание начинает формироваться в конце дошкольного возраста, а наиболее благоприятный для этого период – младший школьный возраст.
Внимание — одна из важных сторон познавательной деятельности, и педагогам необходимо знать особенности его формирования у детей дошкольного возраста, так как оно имеет ряд качественных особенностей, от которых зависит успешность познавательной деятельности дошкольника, а в дальнейшем его формирование как личности. А так как произвольное внимание дошкольника достаточно неустойчиво, его необходимо развивать путем игровых упражнений с использованием различных средств развития внимания. Овладев способность управлять своим вниманием, концентрировать его на выполнении определенных заданий, ребёнок не будет испытывать проблем и в усвоении образовательной программы.
В соответствии с принятой возрастной классификацией в психическом развитии ребенка принято выделять три стадии: младенчество (от 0 до 1 года), раннее детство (от 1 до 3 лет) и дошкольный возраст (от 3 до 7 лет).
В начале дошкольного возраста внимание ребенка отражает его интерес к окружающим предметам и выполняемым с ними действиям. Ребенок сосредоточен только до тех пор, пока интерес не угаснет. Появление нового предмета тотчас же вызывает переключение внимания на него, поэтому дети редко занимаются одним и тем же делом длительное время. Детям трудно сосредоточиться на однообразной и малопривлекательной для них деятельности, в то время как в процессе игры они могут оставаться внимательными достаточно долго. Если младшие дошкольники могут играть в одну и ту же игру 25-30 минут, то к 5-6 годам длительность игры возрастает до 1-1,5 часов.
Основное изменение внимания в этом возрасте состоит в том, что дети впервые начинают управлять им, сознательно направляя на определенные предметы. Причем само по себе развитие непроизвольного внимания не приводит к возникновению произвольного внимания. Последнее формируется благодаря целенаправленному руководству взрослых при помощи словесных указаний и напоминаний, а также наглядных пособий, помогающих ребенку сосредоточиться. Руководя вниманием ребенка, взрослые дают ему те средства, с помощью которых он впоследствии начинает сам управлять своим вниманием.
Несмотря на то, что дети 5-6 лет начинают овладевать произвольным вниманием, непроизвольное внимание остается преобладающим на протяжении всего дошкольного детства. В связи с этим дошкольное обучение не может строиться на заданиях, требующих постоянного напряжения произвольного внимания. Поддерживать внимание на достаточно высоком уровне позволяет использование элементов игры, частая смена форм деятельности, занятия продуктивными видами деятельности. К концу дошкольного возраста способность к произвольному вниманию у детей интенсивно развивается. Ребенок учится управлять собой и сознательно направлять свое внимание на определенный предмет. При этом он использует для организации внимания внешние средства, прежде всего слово и указательный жест взрослого, т.е. внимание становится опосредованным.
В дошкольном детстве увеличивается объем внимания, т.е. то количество объектов, которое может быть отчетливо воспринято в относительно короткий промежуток времени. Изменяется устойчивость внимания как способность сохранять сосредоточенность на объекте. Одним из показателей устойчивости внимания является длительность сохранения сосредоточенности. Распределение внимания говорит о том, что ребенок может направлять и концентрировать внимание на нескольких предметах одновременно.
Дети замечают новую одежду приятеля, необычные цветы, различные марки автомобилей, новые словечки и фразы. Замечают не только яркое, броское, громкое, но именно необычное — то, чего не было в их опыте. Особенно показательно для развития ребенка внимание к речи — рассказу взрослого. Здесь физические характеристики голоса отходят на задний план, значимым становится содержание, которое понимают на основе опыта. Однако до конца дошкольного детства в организации внимания детей используют интонацию, загадочность, паузы.
Произвольное внимание развивается в ходе целенаправленной деятельности. Цель действия как образ предполагаемого результата побуждает удерживать внимание в течение всей деятельности. Можно видеть большую сосредоточенность детей в моменты экспериментирования с предметами, переливания воды.
Переключение внимания с объекта на способы и порядок действий превращает его в развернутый процесс самоконтроля.
У старших дошкольников опорой внимания становятся четко поставленные задачи, соревновательные моменты, дисциплинарные требования, обещания спрашивать. Однако им нужна «подпитка» внимания яркими, необычайными, «непроизвольными» сигналами. Внимание ребенка в начале дошкольного возраста отражает его интерес к окружающим предметам и выполняемым с ними действиям. Ребенок сосредоточен до тех пор, пока интерес не угасает. Появление нового предмета тот час же вызывает переключение внимания на него. Поэтому дети редко длительное время занимаются одним и тем же делом.
На протяжении дошкольного возраста в связи с усложнением деятельности детей и их передвижением в общем умственном развитии, внимание приобретает больше сосредоточенность и устойчивость. Так, если младшие дошкольники могут играть в одну и ту же игру 30-40 минут, то к 5-6 годам длительность игры возрастает до 2 часов. Это объясняется тем, что в игре шестилеток отражаются более сложные действия и взаимоотношения людей и интерес к ней поддерживается постоянным введением новых ситуаций.
Устойчивость внимания у детей проявляется в длительности сосредоточения его на объекте. Это свойство внимания зависит от целого ряда причин: от силы нервных процессов, от характера деятельности, от отношения к делу, от сложившихся привычек. Отвлекаясь, человек меняет объект внимания непроизвольно; переключая внимание, он ставит цель заняться чем-то или отдохнуть. Выдвигая в процессе деятельности новые задачи, мы переносим внимание с одного объекта на другой или с одной его стороны на другую.
Развитие свойств и видов внимания дошкольника существенно зависит от значимости, эмоциональности, интереса для него материала, от характера деятельности, которую выполняет ребенок. Так как ведущим видом деятельности, важнейшей сферой самовыражения ребёнка 5 – 6 лет является игра, показатели внимания значительно возрастают именно в сюжетно — ролевых и дидактических играх.
Игры различаются по содержанию, характерным особенностям, по тому, какое место они занимают в жизни детей, в их воспитании и обучении.
Существует несколько групп игр, развивающих не только интеллект и познавательную активность ребенка, но и психологические качества (внимание, мышление, память).
К первой группе можно отнести предметные игры, то есть игры с предметами и игрушками. Например, игра «Пуговицы», целью которой является развитие объема и сосредоточенности внимания, зрительной памяти, мелкой моторики рук. Для игры понадобятся два одинаковых набора из 3-7 разных по цветы и размеру пуговиц, два игровых поля, разделённые на клетки и такого же размера два чистых листа. Расставив на своём поле по разным квадратам 3 пуговицы, взрослый предлагает ребёнку запомнить, как они лежат. Ребёнок должен посмотреть и запомнить, где какая пуговица лежит, а затем повторить расположение пуговиц на своем поле. Используя принцип от простого к сложному, задание постепенно можно усложнять, изменяя количество, размер и цвет пуговиц.
Ко второй группе относятся игры творческие, сюжетно-ролевые, в которых сюжет – форма интеллектуальной деятельности. При этом сюжет игры может быть построен так, что помимо социальных задач, развивается внимание, умение сконцентрироваться на выполнении определённого задания. Например, обычная игра «На рыбалке» станет намного интереснее для детей, если предложить детям точно повторять движения ведущего, чтобы «поймать рыбу»: закидывание удочки, подсекание рыбы и т.д. Чтобы усложнить игру, можно договориться, что ведущий может путать детей словами. Дети должны повторять действия ведущего и не сбиваться на слова.
Большое значение для развития целенаправленного внимания в дошкольном возрасте имеет обучающая игра, так как она всегда имеет задачу, правила, действия и требует сосредоточенности. Чтобы своевременно развивать у детей определенные качества внимания (целенаправленность, устойчивость, сосредоточенность) и способность управлять ими, необходимы специально организованные игры и упражнения. В одних играх надо учитывать разные требования и задачи, в других — уметь выделять и помнить цель действия, в третьих — вовремя переключать внимание, в четвертых — сосредоточенность и устойчивость внимания, а поскольку необходимо заметить и осознать происшедшие изменения.
Если обратиться к непосредственно образовательной деятельности, то здесь можно применять различные игровые приемы для привлечения и удержания внимания детей (голосовая и эмоциональная модуляция, модуляция темпа речи, прерывание речи, использование антиципации (догадки), приемы «Провалы в памяти» и «Ошибка воспитателя», жестикуляция, риторические вопросы).
Таким образом, применяя в совместной деятельности с детьми 5 – 6 лет разнообразные средства, развивающие внимание детей и его свойства, педагог влияет на освоение ребёнком необходимых знаний и навыков, что является залогом успешной социализации личности ребенка в дальнейшем.
Список используемой литературы
1. Бондарев И.П., Вылегжанин О.И. и др. Новая методика оценки свойств внимания // Вопросы психологии.–2000.
2. Батюта М. Б., Князева Т. Н Возрастная психология: учебное пособие.- Логос, 2011.
3.Петраков А.В., Девина И.А. Развиваем внимание. М.: Издательство Ось-89, 2001.
4.Смирнова Е.О., Белошистая А.В., Монина Г.Б. Развитие личности ребенка от пяти до семи лет. М.: Генезис, 2010.
Развитие внимания у детей дошкольного возраста: особенности, игры и упражнения
Содержание статьи
Один из вопросов, который волнует многих родителей, – какие упражнения помогут развитию внимания у детей. Можно заметить, что малыши редко бывают сосредоточены и сконцентрированы, им порой нелегко заниматься чем-то одним, а меж тем внимание необходимо не только ради успехов в учебе или игре, но и для собственной безопасности.
Что такое внимание?
Внимание представляет собой определенный психологический процесс, способность человека концентрироваться на необходимом действии. От того, насколько хорошо оно развито, во многом зависит успех ребенка в школе, поэтому очень важно приступить к работе в дошкольном возрасте, создавать условия для того, чтобы непроизвольное внимание переросло в произвольное, волевое умение сосредотачиваться. И лучшее, что могут сделать родители, – развивать умение концентрироваться при помощи игры.
Можно выделить следующие характеристики данного процесса.
- Объем. То есть количество информации, которое ребенок может удержать в своем сознании.
- Сосредоточенность. Умение ребенка сконцентрироваться на чем-то определенном.
- Устойчивость. Временной промежуток, в течение которого удается сохранять сосредоточенность.
- Распределение. Способность разделять внимание на несколько одновременно протекающих процессов.
- Переключаемость. Возможность быстро переводить сосредоточенность с одного действия на другое.
Задача родителей – заниматься с детьми настолько продуктивно, чтобы у них сформировались и развивались все эти характеристики.
Внимание представляет собой один из процессов когнитивной, то есть познавательной, сферы человека – наравне с памятью, мышлением, восприятием и воображением. Без сосредоточенности невозможно получить новую информацию в необходимом объеме, запомнить ее, поэтому данный процесс можно с полной уверенностью назвать первой ступенью познания. Далее при помощи памяти человек накапливает приобретенную информацию. Только имея необходимый уровень внимания, ребенок в дальнейшем сможет научиться таким когнитивным процессам, как чтение, письмо, обучение.
Виды
Можно выделить несколько видов внимания, которые имеют свою специфику у детей дошкольного возраста.
Прежде всего, пассивное (непроизвольное, или непреднамеренное) внимание, то есть сосредоточенность на чем-то интересном, необычном без волевых усилий малыша. В дошкольном возрасте именно данный тип является основным: сначала дети обращают внимание на что-то заметное, потом начинают интересоваться и тем, что раньше не знали, новым для себя.
Следующий этап развития – формирование произвольного внимания, причем важно понимать, что само по себе из непроизвольного оно не возникнет, для этого необходимо тренировать ребенка. Активная разновидность напрямую связана с волевыми усилиями, поэтому если ребенок болен или раздражен, его способность концентрироваться снижается. Произвольное внимание начинает формироваться в 4-5 лет, хотя первый тип все равно остается ведущим в течение всего дошкольного детства.
Нормы концентрации
Под концентрацией внимания понимается временной отрезок, в течение которого человек способен удерживать сосредоточенность на каком-то одном действии. У детей она может иметь различную продолжительность в зависимости от возраста, однако даже количество прожитых лет не является основополагающим фактором. Норма зависит от индивидуальных особенностей малыша. В таблице представлены конкретные показатели.
Возраст, лет | Норма, минут |
2 | 4-10 |
3 | 5-15 |
4 | 8-20 |
5 | 10-25 |
6 | 11-30 |
7 | 15-35 |
Показатели могут быть как увеличены, так и уменьшены, ведь внимание, как и тело, и мозг, можно тренировать специальными упражнениями. Регулярные занятия с дошкольником подарят родителям и ребенку хорошее настроение, а также будут очень полезны для совершенствования умения концентрироваться на чем-то и сохранять эту сосредоточенность. Развивать его необходимо, чтобы ребенок стал более наблюдательным, мог без проблем обнаружить какие-либо мелкие детали, малозаметные признаки. Все это в дальнейшем поможет в процессе обучения, поскольку внимание теснейшим образом связано с запоминанием.
Формирование внимания
Психологи выделяют 6 стадий развития внимания у детей.
- Рассеянное (от 0 до 1 года). Дети способны отвлечься на любой шум или новую игрушку.
- Фиксированное (1-2 года). Малыш, занятый своим делом, настолько им поглощен, что не замечает ничего вокруг.
- Гибкое одноканальное (2-3 года). Может прекратить свое занятие, услышав обращение к себе, но очень быстро к нему вернется.
- Сложившееся одноканальное (3-4 года). Дети могут переключаться с одного процесса на другой, прерывать свои занятия, затем вновь к ним возвращаться.
- Двухканальное непродолжительное (4-5 лет). Ребенок получает способность делать два дела одновременно – к примеру, играть и слушать, что ему говорит мама. При необходимости выполнить сложное действие способен сконцентрироваться именно на нем.
- Сложившееся двухканальное (5-6 лет). Может одновременно делать два дела, именно поэтому тренировки внимания следует начинать с этого возраста.
Знание этих этапов поможет родителям лучше понять ребенка.
Приемы повышения внимания
Мы убедились в том, что для дошкольников особое значение имеет развитие способности сосредоточиться. И родителям следует тренировать детей, используя ненавязчивую игровую форму. Выделим несколько хитростей и приемов, которые можно использовать.
- Поддержание интереса. Используя игровые формы, можно добиться того, что ребенок будет заниматься с огромным удовольствием, и, соответственно, внимательно.
- Придерживаться длительности занятий. Так, изучая с ребенком 4 лет цифры, нужно понимать, что малыш способен удерживать внимание не более 20 минут, поэтому лучше уложиться с учебным материалом в эти рамки.
- Любимые персонажи и игрушки также помогут не утратить интерес, а потому – послушать и воспринять то, что сообщает родитель.
- Показывать пример. Можно пояснить ребенку, что если он внимателен, старается выполнять задание родителей, то результат (например, башня из кубиков) получится гораздо лучше, чем если бы он работал не сосредоточившись, кое-как.
- Чтение и внимание взаимосвязаны, поэтому для улучшения второго можно научить ребенка первому. Пока малыш только знакомится с буквами, мама может читать ему интересные сказки и истории. После обязательно нужно обсудить прочитанное, прося пересказать, задавая вопросы. Это поможет узнать, насколько кроха внимательно слушал.
Если малыш плохо сосредотачивается и очень далек от своей возрастной нормы, то возможно, у него неглубокое дыхание. Исправить ситуацию помогут надувание воздушных шаров, мыльные пузыри, игра на дудочке или свисток. Кроме того, исследования доказали, что для детей очень полезны прогулки на свежем воздухе, активные спортивные игры.
Виды упражнений для развития
Можно выделить следующие типы заданий на внимание для 5–6 лет.
- Повторение. Родитель рисует на бумаге ряд из 2–3 повторяющихся фигур, задача ребенка – определить, какая из них должна идти следующей, и завершить ряд. Вместо фигур можно строить ряды из букв.
- Поиск лишнего. Сначала задание носит простой характер: например, малышу предлагается 10 треугольников и 1 квадрат или 5 животных и одно растение. Постепенно усложняем: представлены 5 садовых и 1 полевой цветок.
- Найти отличие. Игра хорошо знакома всем. Перед ребенком выкладываются две почти одинаковые картинки, его задача – найти те детали, которые несколько различаются. Уровень сложности также варьируется в зависимости от подготовленности.
- Вариация предыдущего задания – найди два одинаковых. Ребенку предлагается иллюстрация, на которой изображено несколько предметов, например ваз, которые отличаются между собой незначительными деталями. Дошкольник должен внимательно рассмотреть модели и найти среди них две идентичные. На первых этапах работы лучше использовать картинки с явными отличиями, это поможет ребенку обрести уверенность в себе и подкрепит его интерес. Далее задания усложняются.
- Работа с картинками. Есть специальные иллюстрации, на которых животные, например тигры или волки, представлены в завуалированной форме. Можно предложить ребенку найти их все.
- Соотнесение предмета и его тени.
- Раскрашивание по цифрам. Родитель дает ребенку черно-белую картинку, которую нужно сделать цветной, при этом сам рисунок разделен на фрагменты, каждый из которых отмечен своей цифрой. Отдельно выдается расшифровка цифр (например, 6 – это розовый, 5 – красный). Задача малыша – внимательно раскрасить изображение, не путая тона.
- Рисование по цифрам. Очень хорошее упражнение для дошкольников, знакомых со счетом до ста, и ребят младшего школьного возраста. Ребенку предлагается картинка, состоящая пока только из точек, рядом с которыми указано какое-то число. Малыш должен соединить их, продвигаясь по порядку: сначала найти 1, потом соединить ее с 2 и так далее.
Важно помнить, что тренировки должны быть построены по принципу «от простого к сложному». Если что-либо у ребенка не получается, следует отложить это задание и предложить ему вариант попроще.
Примеры простых игр
Существует огромное количество всевозможных игр и заданий, которые помогут малышу научиться сосредотачиваться, а также подарят хорошее настроение. Главное – проводить их в положительном ключе, у ребенка не должно возникать и мысли, что его чему-то учат. Лучше, если он будет уверен – мама и папа с ним играют.
Слуховое внимание
«Съедобное – несъедобное» – простая, но эффективная игра, в которую можно поиграть как с одним малышом, так и с несколькими. Мама бросает мячик, произнося название блюда, продукта или несъедобного предмета, например одежды. Ребенок внимательно слушает. Если он слышит название еды, то мячик ловит, если же звучит нечто, не имеющее отношения к кулинарии, то нужно отбить мяч.
Вариаций множество, поэтому когда ребенку надоели продукты и он заскучал, можно предложить немного другие игры.
- «Летает – не летает». Мама называет животных и птиц, ребенок, когда слышит название птицы, поднимает руки, зверя – приседает. Со временем задание усложняется – взрослый называет животного и поднимает руки, ребенок же должен проявить внимание и присесть.
- «Урожай». Мама читает какой-то рассказ, в который периодически будет вставлять слова «сливы» и «вишни», причем не всегда к месту. Ребенок должен, во-первых, расслышать сами слова-сигналы, а после – выполнить действие: при «сливах» подпрыгнуть, при «вишнях» – встать на одну ногу. Важная особенность – упражнение делается от простого к сложному: сначала при произнесении текста родитель выделяет голосом сигнальные слова, потом произносит их в обычном ритме, чтобы ребенок был более внимателен.
- «Лови – не лови». Потребуется два небольших мячика – светлый и темный. Светлый ребенок должен ловить всегда, а темный – только тогда, когда мама кидает его молча. Если же при этом звучит команда «Лови», то ловить нельзя.
- «Повтори ритм». Мама задает какой-либо несложный ритм, отбивая его ладонями, малыш должен повторить.
- «Хлопки». Тоже интересное задание, уровень сложности которого можно варьировать в зависимости от подготовки ребенка. Мама дает установку: когда она хлопает 1 раз, ребенок встает на носочки, когда два раза – на пятки, когда три – приседает. Постепенно увеличивается скорость хлопков.
Все эти игры хороши тем, что не привязаны к конкретному месту, в них можно играть практически везде, при этом у ребенка не будет возникать ощущение, что его чему-то учат, ему будет весело и интересно.
Серия заданий
Ребенку дается установка выполнить несколько заданий (начать надо с трех, постепенно увеличивая их число), при этом все задания перечисляются сразу, поэтому малышу придется запомнить и сами действия, и их порядок. Например:
- Попрыгай 7 раз.
- Принеси красный предмет.
- Назови садовый цветок.
Если ребенок все выполнил правильно, следует обязательно его похвалить, если же что-то не получилось – поправить, но в мягкой, деликатной форме. Постепенно количество заданий и их сложность увеличивается, такое упражнение также поможет улучшить память.
Другие эффективные игры
Очень важно постоянно предлагать дошкольнику что-нибудь новенькое, чтобы у него складывалось впечатление именно игры, а не полезной деятельности. Например, «Карлики и великаны». Суть проста: мама называет какой-либо предмет, он должен быть либо большим (гора, небоскреб, многоэтажный дом, кит, слон), либо маленьким (иголка, пуговица, монетка, бусинка). Ребенок слушает, когда произносится слово из «большой» серии, то есть «великан», то он встает на носочки и поднимает прямые руки вверх, когда «маленькое» — то приседает.
Если детей несколько, можно сыграть в «Испорченный телефон». Для этого все участники садятся в ряд, первый шепотом произносит какое-то слово на ухо второму ребенку, тот передает третьему и так далее. Последний слушает слово и произносит его вслух, если оно совпало с первоначальным вариантом, то телефон работает, если же нет – он сломан.
«Угадай, где находится дятел». Взрослый стучит, имитируя стук дятла, то громко (птица близко), то тихо (далеко). Задача малыша – сказать, где именно располагается дятел.
Зрительное внимание
Существует большое количество упражнений, которые помогут улучшить зрительную сосредоточенность, причем играть можно в любом удобном месте – дома, на прогулке, по дороге к бабушке. Они просты, не требуют какой-либо подготовки, при этом результативны.
- Поиск предмета. Мама описывает какой-то предмет, который есть в комнате (на улице), ребенок должен найти его глазами и назвать.
- «Посмотри на меня». Ребенок несколько секунд рассматривает маму, ее наряд, прическу, аксессуары. Потом поворачивается к ней спиной и отвечает на вопросы вроде «какого цвета моя сумка», «есть ли на мне сиреневый пиджак», «есть ли у меня брошь»? Главное – так формулировать вопросы, чтобы ребенок имел шанс ответить на них. Можно и усложнить работу: ребенок смотрит на маму, старается запоминать детали ее костюма, после чего она что-то меняет в своем облике, например, снимает шарф. Малыш должен вспомнить предыдущий образ и сообщить, какие перемены с ним произошли. Игра проводится по принципу нарастающей сложности: сначала перемена явная, потом, когда необходимой концентрации внимания достигать станет проще, детали выбираются менее значительными. Например, мама может снять кольцо с одного пальца и надеть на другой или внести два изменения в свой образ (конечно, об этом ребенка нужно предупредить).
- Работа с картинкой. Очень похожа на предыдущее задание. Ребенку дается картинка, которую он раньше не видел. Он должен постараться запомнить как можно больше деталей. После этого иллюстрация убирается, а малышу задается серия вопросов.
- Графическое задание «Жук». Родитель заранее расчерчивает лист бумаги так, чтобы получились клетки. Ставит в одну из них фигурку жука. Далее дает задание – слушая его подсказки, перемещать насекомое. Например: две клетки вправо – далее одна вниз – теперь три влево и одна вверх. Далее задание усложняется: мама сразу называет несколько ходов: клетка вниз – две влево – три вверх. Ребенок должен взглядом проследить направление и поставить жука в последнюю клетку. Водить пальцем нельзя.
- Еще одно хорошее упражнение – «Зачеркни букву». Мама дает малышу текст, а также задание – найти в нем все буквы, например, Л и зачеркнуть их. Когда это будет получаться хорошо, можно усложнить: найти А и Л, Л зачеркнуть одной чертой, А – перечеркнуть двумя.
- «Сделай как было». Перед ребенком выкладываются фигурки в определенной последовательности. Это могут быть пуговицы разных цветов и окраса, игрушечная посуда, карточки с изображениями. Ребенок пытается запомнить последовательность, после отворачивается, а мама меняет местами какие-то два предмета. Повернувшись, малыш должен сказать, где произошли перемены.
Игры на развитие внимания должны проводиться регулярно, только в этом случае можно ожидать от них положительный эффект. Среди множества упражнений можно выбрать те, которые больше всего понравятся малышу, и обращаться именно к ним.