Карусель метод: Интерактивные методы обучения: «Карусель», «Дерево решений» – Доклад на МО классных руководителей. Тема: «Современные интерактивные методы воспитательного процесса: «Карусель», «Дерево решений».

Автор: | 08.12.2020

Интерактивные методы обучения: «Карусель», «Дерево решений»

Выступление на педагогическом совете.

Интерактивные методы обучения: «Карусель», «Дерево решений».
Подготовила педагог-психолог, учитель биологии Якунина Е.В.
Страшная это опасность — безделье за партой: безделье шесть часов ежедневно, безделье месяцы и годы — это развращает, морально калечит человека, и ни школьная бригада, ни мастерская, ни школьный участок — ничто не может возместить того, что упущено в самой главной сфере, где человек должен быть тружеником, — в сфере мысли.

В. А. Сухомлинский

Интерактивные методы обучения требуют определённого изменения жизни класса, а так же большого времени для подготовки как от учащегося, так и от педагога. Начинайте с постепенного использования этих методов. Как педагогу, так и ученикам необходимо привыкнуть к ним и получить определённый опыт их использования. Лучше тщательно подготовить несколько интерактивных занятий в учебном году, чем часто проводить наспех подготовленные «игры». Использование интерактивных методов – не самоцель. Это лишь средство к достижению той атмосферы в классе, которая лучше всего способствует пониманию духа права и гражданского общества как духа сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности.

При всех существующих трудностях, сложностях и проблемах перспективы образования связаны с интерактивными методами. В литературе описаны их преимущества:



Метод

Критерий


Пассивный

Активный

Интерактивный


1. Мотивация

Внешняя

(оценки, влияние родителей)



Внешняя и внутренняя

Внутренняя (интерес самого учащегося)

2. Роль учащегося

Пассивная, активность очень низкая

Высокая активность, отсутствие взаимодействия между членами ученического коллектива

Высокая активность, постоянное сотрудничество, развитие коммуникативности

3. Роль личности учителя

Учитель – источник знаний, особенности которого не раскрываются

Учитель-собеседник, личные качества + профессиональное мастерство учителя

Учитель – равноправный партнер, организатор, консультант познавательной деятельности

4. Степень усвоения материала

Невысокий

5-10%


Высокий

50%


Высокий

70-90%


5. Уровни познания

Знание, понимание, воспроизведение

Широкий спектр, дифференциация обучения

Знания, анализ, синтез, творческое применение информации

6. Контроль

Учитель контролирует объем информации, обратная связь, непостоянные результаты, результаты предсказуемы

Сотрудничество учителя с учеником, постоянная обратная связь, предусмотренные результаты

Контроль опосредованный, непрерывная рефлексия, понимание способов достижения цели, результаты работы менее предусмотрены

 Метод «Карусель», как и многие интерактивные технологии, позаимствована из психологических тренингов. Детям такой вид работы обычно очень нравится. Образуется два кольца: внутреннее и внешнее. Внутреннее кольцо — это сидящие неподвижно ученики, обращенные лицом к внешнему кругу, а внешнее — это ученики, перемещающиеся по кругу через каждые 30 секунд. Таким образом, они успевают проговорить за несколько минут несколько тем и постараться убедить в своей правоте собеседника. Ребята увлеченно беседуют, занятие проходит динамично и результативно.

Описание упражнения.

Участники делятся на две равные подгруппы (если количество участников нечетное, то к одной из подгрупп присоединяется ведущий). Те, кто попал в первую подгруппу, садятся во внутренний круг лицом вовне; те, кто во вторую, — занимают места во внешнем круге, лицом к ним. Таким образом все оказываются разбиты на пары. Потом ведущий дает тему для обсуждения и распределяет роли: например, те, кто сидит во внутреннем круге, принимают пассивную роль (слушают, задают уточняющие вопросы), а те, кто во внешнем, — активную (рассказывают, отвечают на поставленные вопросы). Через 1,5–2 мин по команде ведущего внешний круг сдвигается относительно внутреннего на одного человека вправо или влево (т. е. меняется состав пар) и меняется распределение ролей: те, кто слушал, теперь рассказывают, а кто рассказывал — слушают. Потом внешний круг опять сдвигается относительно внутреннего, меняются активная и пассивная роли и задается новая тема для обсуждения. Таким способом обсуждаются 2–3 темы, например:

Разновидности метода «Карусель».

«Идейная карусель».

Реализация приема «идейная карусель» предполагает следующий алгоритм работы:

1. Каждому члену микрогруппы (по 4-5 человек) раздается чистый лист бумаги и всем задается один и тот же вопрос. Без словесного обмена мнениями все участники записывают на своих листках бумаги спонтанные формулировки ответов на него.

2. Листки с записями в режиме дефицита времени передаются по кругу по часовой стрелке соседям по микрогруппе. При получении листка с записями каждый участник должен сделать новую запись, не повторяя имеющиеся. Работа заканчивается, когда каждому вернется его листок. На этом этапе записи не анализируются и не оцениваются. 3. В микрогруппах происходит обсуждение сформулированных участниками ответов, предложений и выделение в итоговый список наиболее важных, актуальных из них.

4. Обмен результатами наработок микрогрупп. Все микрогруппы предлагают по очереди свои формулировки из итогового списка. Если формулировка не встречает возражений других групп, она включается в окончательный общий список

«Мозговой штурм методом карусели»

В этом методе класс разбивается на малые группы и каждой группе выдается большой лист бумаги с проблемными вопросами вверху листа.

В течение короткого периода времени каждая группа набрасывает по своей теме максимальное число идей. Затем группы обмениваются листами и продолжают работать над следующими темами, и так продолжается, пока каждая группа не внесет свой вклад в разработку всех тем. В конце мозгового штурма все листы предъявляются классу, и ученики могут посмотреть на результаты общей работы. В продолжение обсуждения каждая группа может получить обратно лист, с которого они начинали работу, с просьбой осмыслить все предложения, выдвинутые по данной теме.

Близким по форме к разновидностям «Карусели» является метод «Дерево решений».


Метод «Дерево решений». 

При использовании метода «Дерево решений» класс делится на 3 или 4 группы с одинаковым количеством учеников. Каждая группа обсуждает вопрос и делает записи на своем «дереве» (большой лист бумаги), потом группы меняются местами и дописывают на деревьях соседей свои идеи, не критикуя и не исправляя уже имеющиеся на листе. Можно смену групп провести по кругу, можно остановиться на определенном количестве «советников». Группа-хозяин перерабатывает дополнения, предлагает свое конечное решение по данному вопросу, проводим дискуссию, иногда перерастающую в прения сторон (особенно при обсуждении каких-то спорных или противоречивых вопросов). Дерево решений можно использовать, обсуждая плюсы (одна группа) и минусы (вторая группа) какого-то вопроса.

 

Поделитесь с Вашими друзьями:

Доклад на МО классных руководителей. Тема: «Современные интерактивные методы воспитательного процесса: «Карусель», «Дерево решений».

Современные интерактивные методы воспитательного процесса:

«Карусель», «Дерево решений».

Интерактивные технологии — это специальная форма организации познавательной и коммуникативной деятельности, в которой все участники охвачены общением (каждый свободно взаимодействует с каждым, участвует в равноправном обсуждении проблемы).

Интерактивность вырабатывает у ребенка ответственность, самокритичность, развивает творческий

 подход к решению проблем, учит правильно и адекватно оценивать свои силы, видеть «белые пятна» в своих знаниях. Основной элемент интерактивного занятия — диалог.

Во время интерактивного обучения дети активно общаются, спорят, не соглашаются с собеседником, доказывают свое мнение.

Как педагогу, так и ученикам необходимо привыкнуть к интерактивным методам обучения и получить определённый опыт их использования. Использование интерактивных методов – не самоцель. Это лишь средство к достижению той атмосферы в классе, которая лучше всего способствует пониманию духа сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности.

При всех существующих трудностях, сложностях метод «Карусель», как и многие интерактивные технологии, позаимствована из психологических тренингов. Детям такой вид работы обычно очень нравится.

Описание упражнения.

Участники делятся на две равные подгруппы (если количество участников нечетное, то к одной из подгрупп присоединяется ведущий). Те, кто попал в первую подгруппу, садятся во внутренний круг лицом к наружному кругу; те, кто во вторую, — занимают места во внешнем круге, лицом к ним. Таким образом все оказываются разбиты на пары. Потом ведущий дает тему для обсуждения и распределяет роли: например, те, кто сидит во внутреннем круге, принимают пассивную роль (слушают, задают уточняющие вопросы), а те, кто во внешнем, — активную (рассказывают, отвечают на поставленные вопросы). Через 1,5–2 мин по команде ведущего внешний круг сдвигается относительно внутреннего на одного человека вправо или влево (т. е. меняется состав пар) и меняется распределение ролей: те, кто слушал, теперь рассказывают, а кто рассказывал — слушают. Потом внешний круг опять сдвигается относительно внутреннего, меняются активная и пассивная роли и задается новая тема для обсуждения.

Таким образом, они успевают проговорить за несколько минут несколько тем и стараются убедить в своей правоте собеседника. Ребята увлеченно беседуют, занятие проходит динамично и результативно. 

Разновидности метода «Карусель». 

«Идейная карусель».

Реализация приема «идейная карусель» предполагает следующий алгоритм работы:

1. Каждому члену микрогруппы (по 4-5 человек) раздается чистый лист бумаги и всем задается один и тот же вопрос. Без словесного обмена мнениями все участники записывают на своих листках бумаги спонтанные формулировки ответов на него.

2. Листки с записями в режиме дефицита времени передаются по кругу по часовой стрелке соседям по микрогруппе. При получении листка с записями каждый участник должен сделать

новую запись, не повторяя имеющиеся. Работа заканчивается, когда каждому вернется его листок. На этом этапе записи не анализируются и не оцениваются.

3. В микрогруппах происходит обсуждение сформулированных участниками ответов, предложений и выделение в итоговый список наиболее важных, актуальных из них.

4. Обмен результатами наработок микрогрупп. Все микрогруппы предлагают по очереди свои формулировки из итогового списка. Если формулировка не встречает возражений других групп, она включается в окончательный общий список 

«Мозговой штурм методом карусели»

В этом методе класс разбивается на малые группы и каждой группе выдается большой лист бумаги с проблемными вопросами вверху листа.

В течение короткого периода времени каждая группа набрасывает по своей теме максимальное число идей. Затем группы обмениваются листами и продолжают работать над следующими темами, и так продолжается, пока каждая группа не внесет свой вклад в разработку всех тем. В конце мозгового штурма все листы предъявляются классу, и ученики могут посмотреть на результаты общей работы. В продолжение обсуждения каждая группа может получить обратно лист, с которого они начинали работу, чтобы осмыслить все предложения, выдвинутые по данной теме.

Близким по форме к разновидностям «Карусели» является метод «Дерево решений».


Метод «Дерево решений». 

 Дерево решений – графический метод, позволяющий увязать точки принятия решения, возможные стратегии, их последствия, с возможными факторами, условиями внешней среды. Его применяют тогда, когда необходимо принимать последовательный ряд решений. 

Данный метод можно использовать на уроках и классных часах во время решения проблемных вопросов и обсуждении тем, не имеющих однозначного решения.

«Дерево решений» — метод работы, который включает несколько этапов:

  1. Выбора проблемы, не имеющей однозначного решения, например, «Что нужно дереву для хорошего роста?». «Нарушения обмена веществ часто приводят к избыточному весу. Диеты по снижению веса очень популярны среди женщин и девушек. Установлено, что резкая смена типа питания на небольшой срок дает кратковременный эффект, замедляя обмен веществ и усиливая аппетит. Обычно после диет масса тела быстро восстанавливается, а порой даже превышает исходную».

  2. Рассматривание схемы, в которой прямоугольник — это «ствол» (который обозначает эту проблему), прямые линии — «ветки» (пути ее решения), а кружочки — «листочки» (+ и – пути решения проблемы).

Учитель задаёт вопросы:

  • Как вы думаете, действительно ли эта проблема так важна, и надо ли ее решать?

  • Какие способы решения этой проблемы можете предложить вы?

  1. Решение проблемы: дети подгруппами договариваются, обсуждают маленькие рисуют, например, бабочку, птичку и тому подобное, размещая их на «дереве решений» и объясняют свой выбор. Записать не менее трех решений данной проблемы. Затем у каждого решения найти положительные и отрицательные стороны

  2. Выявить самое оптимальное, правильное на ваш взгляд решение

При использовании метода «Дерево решений» класс делится на 3 или 4 группы с одинаковым количеством учеников. Каждая группа обсуждает свой вопрос и делает записи на своем «дереве» (большой лист бумаги), потом группы меняются местами и дописывают на деревьях соседей свои идеи, не критикуя и не исправляя уже имеющиеся на листе. Можно смену групп провести по кругу, можно остановиться на определенном количестве «советников». Группа-хозяин перерабатывает дополнения, предлагает свое конечное решение по данному вопросу, Выступает по плану:
а) Озвучить проблему.
б) Перечислить все написанные решения этой проблемы.
в) Огласить лучшее, на ваш взгляд решение.
г) Объяснить свой выбор, пользуясь ПОПС-формулой.

ПОПС-формула – это 4 предложения, доказывающие правильность принятого решения. 
1-е предложение     Позиция. «Я считаю…»
2-е предложение   Объяснение «Потому, что…»
3-е предложение   Примеры.
4-е предложение    Следствие   «Следовательно, решение (верно или неверно).

Проводится дискуссия, иногда перерастающая в прения сторон (особенно при обсуждении каких-то спорных или противоречивых вопросов). В этом методе можно использовать одну проблему в 2 группах, обсуждая плюсы (одна группа) и минусы (вторая группа) какого-то вопроса.

Мастер-класс «Приём «Идейная карусель, как средство формирования иноязычной коммуникативной компетентности учащихся»

Мастер-класс «Приём «Идейная карусель», как средство формирования иноязычной коммуникативной компетентности учащихся».

Автор: Пискунова Татьяна Владимировна

Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада встрече с вами и надееюсь на вашу помощь и сотрудничество во время проведения моего мастер-класса.

Этап 1. «Страшная это опасность — безделье за партой: безделье шесть часов ежедневно, безделье месяцы и годы — это развращает, морально калечит человека, и ни школьная бригада, ни мастерская, ни школьный участок — ничто не может возместить того, что упущено в самой главной сфере, где человек должен быть тружеником, — в сфере мысли».

В. А. Сухомлинский

                Я обратилась к словам Сухомлинского, потому что  придерживаюсь   точки зрения Джона Дьюи, который говорил: «Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера,  то мы крадем у наших детей завтра».

В настоящее время в России идѐт становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство.

Обществу нужны люди, способные творчески мыслить и проявлять инициативу, принимать нестандартные решения. Ответственность ложится на школу, а значит на нас — учителей.

Наиболее конструктивным решением данной проблемы является создание таких условий в обучении, в которых обучаемый должен занять активную личностную позицию и в полной мере выразить себя, развить интеллект и творческое начало.

. В своей практике я применяю разнообразные приёмы, позволяющие активизировать мыслительную деятельность детей на уроке.

Основные методические инновации связаны с применением интерактивных методов обучения.

Что же такое интерактивные методы обучения?  Чем они отличаются от пассивных? От активных? 

На столах у вас лежат карточки «Смайликов», знаете ли вы ответы на эти вопросы поднимите соответствующий «смайлик». А теперь проверьте себя.

При пассивном методе обучения информация поступает от учителя к ученику.

Рисунок 1. Схема пассивного метода

При активном методе обучения – взаимодействия учителя и ученика.

Рисунок 2. Схема активного метода

В основе интерактивного обучения лежит взаимодействие в структуре «учитель-ученик-ученик».

Рисунок 3. Схема интерактивного метода

Интерактивные методы обучения – это такая организация процесса обучения, в которой невозможно неучастие ученика, более того активность обучающихся становится выше активности преподавателя.

Использование интерактивных методов обучения в собственной практике убедило меня в том, что они реально влияют на становление активной позиции школьников в учебной и внеурочной деятельности, обладают большим развивающим потенциалом и положительно сказываются на качестве знаний.

Этап 2.Существует большое количество интерактивных приемов и методов.

  • Карусель

  • Аквариум

  • Незаконченное предложение

  • Мозговой штурм

  • Дерево решений

  • Суд от своего имени

  • Гражданские слушания ролевая (деловая) игра

  • Займи позицию

  • Дискуссии

  • Дебаты

Сегодня я хотела бы более подробно рассказать вам о моём любимом интерактивном приёме: «Идейная карусель».

«Карусель» – интерактивный метод работы, в процессе которой образуется два кольца: внутреннее и внешнее. Внутреннее кольцо образуют сидящие неподвижно ученики, а во внешнем кольце ученики через каждые 30 секунд меняются. Таким образом, они успевают проговорить за несколько минут несколько тем и постараться убедить в своей правоте собеседника. Использование данного метода позволяет эффективно отрабатывать этикетные диалоги.

Реализация приема «идейная карусель» предполагает следующий алгоритм работы:

1. Каждому члену микрогруппы (по 4-5 человек) раздается чистый лист

бумаги и всем задается один и тот же вопрос. Без словесного обмена мнениями все участники записывают на своих листках бумаги спонтанные формулировки ответов на него.

2. Листки с записями в режиме дефицита времени передаются по кругу по часовой стрелке соседям по микрогруппе. При получении листка с записями каждый участник должен сделать новую запись, не повторяя имеющиеся. Работа заканчивается, когда каждому вернется его листок. На этом этапе записи не анализируются и не оцениваются.

3. В микрогруппах происходит обсуждение сформулированных участниками ответов, предложений и выделение в итоговый список наиболее важных, актуальных из них.

4. Обмен результатами наработок микрогрупп. Все микрогруппы предлагают по очереди свои формулировки из итогового списка. Если формулировка не встречает возражений других групп, она включается в окончательный общий список.

Этап 3. Предлагаю вам подойти к моему столу и вытянуть карточку с изображением животного.

У нас получилось 3 группы.: «Wild animals»,» Farm animals» , «Pets». Давайте познакомимся! Этикетные диалоги внутри кругов карусели. Партнёры меняются по сигналу колокольчика. А теперь прошу вас занять места за столами групп.

На слайдах вы увидите различных животных. К каким группам вы их отнесёте?

Например: Pupils-«Wild animals, farm animals, pets».

Teacher- » Why? What are the differences between these groups?»

Work in groups and write what is special about your group of animals?

Идёт работа в группах листочки с записями передаются молча. На этом этапе обсуждение не происходит. Когда листочек возвращается к «хозяину».

Затем даётся время на оформление постера группы, обсуждение и выделение основных мыслей.

Представление работы по группам.

Защита результатов. На слайдах животнын. Привести аргументы почему лев,например не может быть домашним питомцем и т. д.

Рефлексия: «Мишень».

Do you know what is special about pets? wild animals? farm animals?

Этот приём я использовала на уроках в 3 классе при изучении классификации животных.

Этап 4. А как вы думаете в каких ещё учебных ситуациях можно использовать приём «идейная карусель»?

Этап 5. Рефлексия

IV этап: Рефлексия.

Синквейн.

  1. Одно слово. Обычно существительное или местоимение, обозначающее предмет, о котором идет речь.

  2. Два слова. Чаще прилагательные или причастия, описывают признаки и свойства выбранного предмета.

  3. Три слова. Глаголы, описывающие совершаемые предметом или объектом действия.

  4. Фраза из четырех слов. Выражает личное отношение автора к предмету или объекту.

  5. Одно слово. Характеризует суть предмета или объекта.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АКТИВНЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ В РАМКАХ КУРСОВ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ

Байкатова К.И., тренер уровневых программ

ЦУП филиала АО «НЦПК «Өрлеу» ИПКПР по ЗКО

 

Чем легче учителю учить, тем труднее ученикам учиться.

Чем труднее учителю, тем легче ученику.

Чем больше будет учитель сам учиться,

обдумывать каждый урок и соизмерять с силами ученика,

чем больше будет следить за ходом мысли ученика,

чем больше вызывать на вопросы и ответы,

тем легче будет учиться ученик.

Л. Н. Толстой

В настоящее время в нашей стране идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существующими изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Происходит смена образовательной парадигмы: предлагаются иное содержание, иные подходы, иное право, иное поведение, иной педагогический менталитет.

Содержание образования обогащается новыми процессуальными умениями, развитием способностей, оперированием информацией, творческим решением проблем науки и рыночной практики с акцентом на индивидуализацию образовательных программ.

Интерес к активным методам обучения вызван острой потребностью улучшить современную дидактическую систему и сделать это с наименьшим риском, т.е. за счет мастерства педагога, а не перегрузки школьников.

По В.К.Дьяченко, обучение есть общение обучающих и обучаемых. Вид общения определяет и организационную форму обучения. Исторический анализ показывает, что развитие способов обучения основывалось на применении различных видов общения.

Различают две группы методов обучения: традиционные и активные. Они отличаются друг от друга, прежде всего по своей задаче.

Традиционные — направлены на передачу определенной суммы знаний, формирование навыков практической деятельности и носят репродуктивный характер.

Активные методы обучения направлены на развитие у обучаемого самостоятельного мышления и способности квалифицированно решать профессиональные, нестандартные задачи.

Цель обучения не просто знания, умения, и навыки, а умение мыслить, размышлять, осмысливать свои действия. Знания усваиваются не «про запас», учат не культуре исполнительного действия, а культуре мыслительно-творческой деятельности, т.к. задачи, обстоятельства и ситуации деятельности могут меняться (1).

Известно, что одна из общих закономерностей процесса усвоения знаний — это зависимость эффективности процесса усвоения от собственной интеллектуальной активности обучаемого. Активные методы обучения представляют возможность и обеспечивают проявление большей активности обучаемого, чем традиционные методы, ведь  установлено, что в памяти человека запечатляется: до 10% того, что он слышит, до 50% того, что он видит и до 90% того, что он делает.

В системе повышения квалификации педагогических работников также есть нововведения. В рамках курсов повышения квалификации педагогов третий год проводятся уровневые курсы.

В основу Программы уровневых курсов заложена конструктивистская теория обучения, которая базируется на утверждении, что развитие мышления учащихся происходит в условиях взаимодействия имеющихся знаний с новыми, либо со знаниями, полученными в классе из различных источников: от учителя, сверстников, из учебников.

Большинство сторонников конструктивистской теории считают, что подходы в преподавании, основанные на передаче готовых знаний, не способствуют ни успешному их усвоению, ни развитию глубокого их понимания, ни взаимодействию с уже имеющимися.

Знания, приобретенные посредством «традиционной» методики преподавания, основанной на  трансляции готовых знаний, не могут быть эффективно интегрированы с имеющейся базой знаний, и, следовательно, в данной ситуации имеет место только механически запоминающееся, поверхностное обучение.

Конструктивистские представления о преподавании требуют, чтобы учитель, сосредоточенный на ученике, организовывал занятия в соответствии с задачами, способствующими развитию знаний, идей, навыков у учеников. Подобные задачи разрабатываются таким образом, чтобы ученикам была предоставлена возможность продемонстрировать свои знания по изучаемой теме, подвергнуть сомнению определенные предположения, скорректировать убеждения и сформировать новое понимание.

Важным аспектом деятельности учителя является стремление понять, как отдельными учениками постигается тема, осознать необходимость работы с учениками в целях улучшения или реконструкции их понимания, а также осознание того, что отдельными учениками восприятие темы может происходить довольно уникальным способом (2).

Решить данную проблему позволяет применение всевозможных активных методов и форм обучения слушателей.

Представлю сущность некоторых из активных методов обучения.

Метод «Воздушный шар»

Сущность метода

Метод  используется  в  качестве  инструмента  в  процессе  планирования.  Метод позволяет  формировать  у  слушателей  навыки  сопоставления  проблем,  прогнозирования всех  возможных  последствий  и  реализации  структурированного  подхода  в  вопросах организации и планирования каких-либо мероприятий.

Планировка аудитории и принцип взаимодействия слушателей.

Допускается работа  у доски, у стены, либо за столом.

Алгоритм реализации метода

1.  Слушателям выдается картинка воздушного шара.

2.  Предлагается ряд вопросов по определенной теме следующего характера:

—  Кто должен быть на воздушном шаре?  Записываются имена главных действующих лиц по вопросу: людей, чье присутствие на борту необходимо для того, что бы шар взлетел и был управляем.

—  Что  должно  быть  в  наличии,  чтобы  проект  оказался  успешным?  На

картинке  с  изображением  шара  слушатели  отмечают  все,  на  их  взгляд, необходимые элементы для успешности проекта.

—  Что  замедляет  его?  Рядом  с  якорем  слушатели  записывают  факторы, препятствующие успешному старту проекта.

—  Что  помогает  ему  двигаться  на  большей  скорости?  Слушатели  отмечают факторы,  не имеющие непосредственного  отношения  к   воздушному  шару,  но способствующие  успешности  реализации  проекта:    работоспособность, мотивация, креативность и др.

—  Что может сбить шар с  намеченного  курса?  С обеих сторон шара слушатели отмечают проблемы, которые могут возникнуть в ходе выполнения проекта.

3.  После  завершения задания  предоставляется возможность для сравнения и противопоставления  своих  шаров  с  целью  дальнейшего  улучшения  процесса планирования.

Метод «Карусель»

Сущность метода

Представляет  собой  структурированное  информационно-познавательное, интеллектуальное  задание,  аккумулирующее  совокупность  мыслей,  выраженных  в различных вариантах  ответов слушателей  по конкретному  вопросу.  Слушатели работают в  небольших группах,  размышляя, в поисках ответа на конкретно поставленный вопрос.

Им  предоставляется  возможность  для  совместного  оценивания  идей  других  групп  и  использования их в качестве потенциальной основы для окончательного формирования  своих собственных ответов на вопросы.

Метод  используется  в  сочетании  с  методами  «Проводник  идей»  или  «Коллекция стикеров», эффективных для сбора информации в условиях малых групп.

Планировка аудитории и принцип взаимодействия слушателей.

Необходимо чередование состава групп и их передвижение от доски — к доске в классе, либо, находясь на своих местах,  передача  учебных  плакатов  группе, сидящей за ними, по истечении времени, установленного для выполнения задания.

Алгоритм реализации метода

1. Слушатели распределены по небольшим группам.

2.  Каждой  группе  выдается  учебный  плакат или  лист  бумаги  формата  А3,  в  верхнем поле  которого  написан  вопрос  по  избранной  теме  (вопросы  на  плакатах  не повторяются).

3.  Все работают в группах,  в рамках  установленного регламента,  для написания своих ответов, мыслей и идей по заданному им вопросу.

4.  Каждой  группе  выдается  маркер  определенного  цвета,  отличного  от  цвета  маркера, предназначенного для другой группы для того,  чтобы,  в дальнейшем,  они смогли легко распознать свои ответы.

5.  По  истечении  отведенного  для  работы  времени  слушатели переходят  к  следующему плакату с другим вопросом.

6.  Слушатели  знакомятся  с  ответами  предыдущей  группы  и  обсуждают,  выражая согласие/несогласие с ними: если согласны  –  отмечают каким-либо символом; если  не согласны – пишут объяснение, обоснование.

7. Далее, слушатели записывают свои собственные мысли по данному вопросу.  В случае, если их  мысли и идеи согласованы с письменными  ответами  предыдущей группы, они могут соединить их стрелкой.

8.  «Карусель»  продолжается (если позволяет время) до тех пор,  пока каждая группа не ознакомится со всеми плакатами и не ответит на каждый вопрос.

9. Полезным может быть общий опрос после выполнения этого задания.

10.  Метод  «Карусель»  может  служить  эффективным  инструментом  оценивания.

Предполагаемые вопросы:

Что нового Вы узнали сегодня?

Что  для  Вас  стало  самым удивительным/шокирующим/интересным/полезным сегодня? Что бы Вы сделали иначе?

Метод  «Каждый  учит  каждого» (также  известен  по  названию  «Берешь  одно  – даешь другое»).

Сущность метода

Метод  эффективен  для  передачи  большого  объема  фактической  информации.  Взамен  необходимости  передачи  учителем  большого  потока информации,  ученики  отбирают необходимый материал,  непосредственно касающейся темы, и передают его своим ровесникам.

Согласован  с  методом  «Кластеры»,  предназначенным,  также,  для  передачи информации.

Планировка аудитории и принцип взаимодействия слушателей.

Необходимо  большое  пространство  для  удобства  передвижения  и  общения,  либо слушателям можно располагаться  за партой,  группами  из четырех человек,  в  каждой из которых,  два  слушателя  переходят  в  другие  группы  по  истечении  определенного времени.

Алгоритм реализации метода

1.  Каждому  слушателю  выдан  лист  бумаги,  на  котором  записана  информация  о каком-либо  факте  или  о  статистических  данных.  Желательно,  чтобы  для каждого слушателя была определена разная информация.

2.  Слушатели  знакомятся  с  предназначенной  для  них  информацией  (необходимо убедиться, что они понимают ее значение).

3.  Слушатели  свободно передвигаются  и  делятся  своими утверждениями с другими слушателями.  Цель  их  передвижения  —  разъяснение  полученной  информации наибольшему количеству присутствующих, насколько это возможно.

4.  Слушатели  могут  детализировать  свои  объяснения,  предоставляя,  в  случае целесообразности,  примеры, или объединяя  свои утверждения с утверждениями других коллег.

5.  По  истечении  достаточного  времени  для  обмена  информацией,  слушатели работают  в  небольших  группах  для  систематизации  всей  информации, полученной в процессе выполнения задания.

6.  При  последующем  опросе  слушатели  объясняют  и  обосновывают  свою  систему классификации.

7.  Слушатели могут обсудить свою реакцию на различные факты/данные:

Что их удивило? Что их шокировало? Что из утверждений опечалило или

осчастливило их, и что заинтересовало?

8.  Они могут размышлять о своем собственном обучении:

Что они легче запоминают? Что для них является самым сложным?

9.  Главные выводы по всем опросам могут быть записаны на доске или на учебном плакате (3).

Такие формы работы позволяют вовлечь слушателей в процесс обучения и пополнить их методическую копилку различными приемами активного обучения учащихся.

Активные методы обучения создают условия для формирования и закрепления профессиональных знаний, умений и навыков у слушателей; создают необходимые условия для развития умений самостоятельно мыслить, ориентироваться в новой ситуации, находить свои подходы к решению проблем, устанавливать деловые контакты с аудиторией, способствуют преодолению стереотипов в обучении, выработке новых подходов к профессиональным ситуациям.

 

 

 

Литература:

  1. Д.Н.Кавтарадзе  «Обучение и игра. Введение в активные методы обучения»

Издательство «Просвещение», 2009 г.

  1. Руководство для учителя. Третий (базовый) уровень. Третье издание. www cpm. kz.        2012 г.
  2. Активные методы преподавания и обучения. www.cpm.kz. 2012 г.

Технология «Карусель» на уроках английского языка

Технология «Карусель».

Как и многие интерактивные технологии, карусель позаимствована из психологических тренингов. Детям такой вид работы, обычно, очень нравится. Образуется два кольца: внутреннее и внешнее. Внутреннее кольцо-это стоящие неподвижно ученики, обращенные лицом к внешнему кругу, а внешнее – это ученики, перемещающиеся по кругу через каждые 30 секунд. Таким образом, они успевают проговорить за несколько минут несколько тем и постараться убедить в своей правоте собеседника. Прекрасно отрабатываются диалоги этикетного характера, тема знакомство, национальности, разговор в общественном месте и т.д. Ребята увлеченно беседуют, занятие проходит динамично и результативно.

Технология «Театр» чем-то сродни спектаклю, где зрители выступают в роли наблюдателей, экспертов, критиков и аналитиков. Несколько учеников разыгрывают ситуацию в круге, а остальные наблюдают и анализируют.

Технология «Социологический опрос» предполагает движение учеников по всему классу или работа в группах с целью сбора информации по предложенной теме. Каждый участник получает лист с перечнем вопросов-заданий. Учитель помогает формулировать вопросы и ответы, следит, чтобы взаимодействие велось на английском языке.

Технология «Незаконченное предложение». Детям предлагается прочитать незаконченное предложение и быстро продолжить его любыми словами, первой пришедшей в голову мыслью.

Технология «Верите ли вы, что…» данный вид языковой практики можно использовать на любую тему. Причем учащимся сначала предлагается «поверить» учителю, а затем придумать свои высказывания в рамках заданной темы.

Технология «Брейн-ринг» очень хорошо подходит для уроков- обобщения изученного материала. Содержательное наполнение раундов может быть абсолютно разнообразным, и охватывать такие разделы как лексику, грамматику, чтение, аудирования и письмо. Данная технология требует серьезной подготовительной работы.

Технология «Обучающая игра»

  • Ролевая игра («В магазине», «Знакомство», «В кафе», «Репортаж», «Интервью», «Ориентация в городе» и т. д.)

Ролевая игра – это речевая, игровая и учебная деятельности одновременно. С точки зрения учащихся, ролевая игра – это игровая деятельность, в процессе которой они выступают в разных ролях. Учебный характер игры ими часто не осознается. Для учителя же цель игры – формирование и развитие речевых навыков и умений учащихся.

  • Имитация («Телефон»)

  • Образовательная игра («Бинго», «Угадай животное», «Найди слово», «Перейди на другой берег» и др.)

  • Деловая игра

Как показывают результаты обучения, применение ролевой игры на уроках иностранного языка способствует положительным изменениям в речи учащихся как в качественном отношении (разнообразие диалогических единств, инициативность речевых партнеров, эмоциональность высказывания), так и в количественном (правильность речи, объем высказывания, темп речи).

Технология «мозгового штурма» (мозговая атака, «брейнсторминг») является оперативным методом решения проблемы на основе стимулирования творческой активности. Участникам обсуждения предлагают высказать как можно большее количество возможных вариантов решения, из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.

Технология составления «ментальной карты» (интеллектуальной карты, карты знаний, “Mind Map”, «карта ума», «интеллект карта», «идейная сетка», «карта памяти», «ментальная карта». Такие карты представляют собой диаграммы, схемы, в наглядном виде представляющие различные идеи, задачи, тезисы, связанные друг с другом и объединенные какой-то общей проблемой.

Технология Jigsaw («ажурная пила»). Учащиеся объединяются в группы по 4-6 человек для работы над учебным материалом, который разбит на логические и смысловые блоки. Вся команда может работать над одним и тем же материалом, но при этом каждый член группы получает тему, которую разрабатывает особенно тщательно и становится в ней экспертом. Проводятся встречи экспертов из разных групп, а затем каждый докладывает в своей группе о проделанной работе. Отчитывается по всей теме каждый ученик в отдельности и вся команда в целом. На заключительном этапе можно предложить учащимся выполнить тест. Результаты суммируются и выставляется оценка всей группе, либо называется лучшая группа. Использование данного приема возможно при работе с лексикой, грамматикой или с учебным текстом.

Технология “Языковой Портфель” способствует демонстрации учащимися своих достижений (например, “Моя копилка”, участие в выставках). Это раздел, с которым дети работают постоянно. “Копилка” – это специальная папка, в которую дети складывают продукты своего труда – результаты деятельности по овладению английским языком: сочинения, творческие и проектные работы, рисунки с подписями на английском языке, грамматические таблицы, схемы, аппликации, поделки.

Перечень используемых технологий можно продолжать до бесконечности, все зависит от творчества и умения педагога.

В заключение необходимо отметить, что все интерактивные методы и приемы развивают коммуникативные умения и навыки, помогают установлению эмоциональных контактов между учащимися, приучают работать в команде, прислушиваться к мнению своих товарищей, устанавливают более тесный контакт между учащимися и учителем. Практика показывает, что использование интерактивных методов и приемов на уроке иностранного языка снимает нервное напряжение у школьников, даёт возможность менять формы деятельности, переключать внимание на узловые вопросы темы занятия.

В конечном итоге, значительно повышается качество подачи материала и эффективность его усвоения, а, следовательно, и мотивация к изучению иностранного языка со стороны школьников

Статья по русскому языку на тему: «Карусель» Обучающая игра на уроках русского языка и риторики.

Вспомните, как загораются глаза ребят на уроке, когда вы, учитель, произносит фразу: «А теперь давайте поиграем!». Игра, под условным названием «КАРУСЕЛЬ», очень часто использовалась в нашем классе на уроках русского языка и риторики.

Итак — учимся играя. Что же такое наша  «КАРУСЕЛЬ».

Цели и задачи реализуемые через данный прием:

  1. Формирование и развитие внимания и орфографической зоркости.
  2. Развитие речи через фантазию,  воображение,  расширение и активизацию словарного запаса учащихся.
  3. Формирование и развитие умения работать в группе, нести ответственность за себя, других .
  4. Развитие самооценки и оценки других через коллективную творческую работу.

Место в системе уроков:

Эта форма работы может использоваться на уроках повторения и обобщения изученного, на уроках повторения изученного в конце учебного года.

Преимущества:

Единый принцип работы и ограниченное количество вариаций заданий.

Детям эта работа  всегда очень интересна, т.к отчасти, несет элемент неизвестности, неожиданности, сюрприза или даже подвоха от предыдущей группы.

Дети никогда не знают с каким языковым материалом им придется работать.

Подобная работа содержит огромный развивающий потенциал, т.к иногда учащимся приходится искать и устанавливать связь между, казалось бы, не связывающимся словами и выражениями. Средство активизации учебной деятельности приветствует элемент интеллектуальной игры. Работа может включать от 3-4 до 10-12 этапов. Работа может быть прекращена, если исчерпан лимит времени и продолжена (или закончена совсем) на следующем уроке.

Учит вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения. Мы вывешиваем эти работы на нашей «живой стене» ( в классном уголке) и дети имеют возможность еще раз их прочитывать, беседовать по ним друг с другом, ощущать «послевкусие» от проделанной работы.

Ход работы:

  1. Класс разбит на 4-5 групп по 3-4 человека.
  2. У каждой группы ручка и лист бумаги (ручки могут быть цветными или м.б хорошие тонкие фломастеры, что придает работам яркость, учит первоначальным оформительским навыкам)
  3. Учитель предлагает задание:
  1. За 2 минуты запишите как можно больше существительных (глаголов, прилагательных, словарных  слов ) с орфограммой безударной гласной в корне (приставке, окончании) или любой другой орфограммой

1*)  — По сигналу «стоп» дети перестают писать, откладывают ручки.

         -По сигналу  «передали» — листы передаются по часовой стрелке следующей группе.

 В группе, получившей листок с  записанными словами, проверяют (анализируют) запись (записи). Если есть вопросы или замечания, то  представитель группы выходит к доске , чтобы озвучить свои вопросы и исправления. (К доске могут выйти 1,2,3… человека, т.е у кого есть вопросы по оформлению, правильной-неправильной записи или подборе слов).

  1. Учитель даёт второе  задание. Например: допишите по слову (по прилагательному, существительному, глаголу) , чтоб получилось словосочетание.

2*) Повторяется пункт 1*

  1. Учитель дает третье задание. Например: с одними из словосочетаний  составьте и запишите предложение (предложения)

3*) Повторяется пункт 1*

  1. Попробуйте найти в предложение грамматическую основу.

4*) Повторяется пункт 1*

  1. Допишите еще 1,2 предложения, которые будут связаны с предыдущим (предыдущими) по смыслу.

5*) Повторяется пункт 1*

  1. Перечитайте все. Проверьте все. Поставьте общую оценку.

— задания на первых этапах работы дает учитель, а потом придумывать и давать задания могут ведущие из  детей, а учитель только в случае необходимости корректирует или направляет их в нужное русло.

Попробуйте !!!! На начальных этапах игра может показаться сложноватой, но уверяю вас, что ребятам  очень понравится такая «КАРУСЕЛЬ».

 

Игра «Карусель» на уроке русского языка


I.Организационный момент. Этический заряд.

Дорогие ребята, я очень рада снова ощутить тепло ваших глаз и сердец. Надеюсь, что сегодня мы подарим друг другу только приятные минуты. Давайте улыбнёмся. Мы – умные, мы – внимательные, у нас всё получится.
II.Проверка домашнего задания.

Цель: проверить правильность выполнения домашнего задания.
Проверка домашнего задания с. 26, упр.44 (учебник).

Учитель. Какое умение отрабатывали, выполняя данное упражнение?

Ученик. Умение подбирать и записывать слова с орфограммой «Парные звонкие и глухие согласные в корне слова»

Учитель. Что помогло выполнить домашнее задание?

Ученики. Знание правила и способ проверки.

Учитель. Кому было трудно? Кто обращался за помощью к кому-либо?

III. Актуализация опорных знаний по теме

Учитель. Посмотрите на доску, что видите?

Ученик. Алгоритм по теме « Парные согласные»

Алгоритм:

1.Орфограмма…

2.Слышу звук…

3.Пишу букву…

4.Докажу, назову проверочное слово…

Учитель. Назовите способы проверки.

Ученик. Называют способы проверки.(изменить форму слова или подобрать проверочное слова. так чтобы после согласного стоял гласный звук) Доказываю.

Учитель. Наша главная цель – обобщить знания по теме и уметь их применять на практике.

IV.Практическая работа игра «Карусель»

Класс разбивается на 2 группы. Учащиеся встают напротив друг друга, образую два круга внутренний и внешний.

У учеников в руках карточка со словом по теме: парные согласные в середине и на конце слова. Слова подобраны на тему: «Зима»( с одной стороны карточки слово напечатано с пропуском согласной буквы, с другой стороны карточки согласная буква напечатана)


 

 

1 группа ( внутренний круг)

2 группа( внешний круг)

Шака, шука, сапоки, моркока, глаки, берёка, избука,

задвика, сне -, вареки, лё, бука.

Сугро, варека, ша -ка, моро -,

мякий, снеки, шука, салаки,

ле, сколький, сне, пру -.

Шапка, шубка, сапожки, морковка, глазки, берёзка, избушка, задвижка, снег, варежки, лёд, будка.

Сугроб, варежка, шапка, мороз мягкий, снежки, шубка, салазки, лед, скользкий, снег, пруд


 

По сигналу учителя дети начинают игру «Карусель».

1.Поздороваться, пожав друг другу руки.
2.Договориться. Кто начинает первым.

3.Выполнить задание. Поменяться ролями.

4.Поблагодарить: «Спасибо за работу»


По сигналу учителя дети прощаются, и дети образующие внутренний круг делают шаг вправо (первый внешний стоит на месте). Произошла смена партнёра.
Если детей нечётное количество, то лишний либо выполняет задание по просьбе учителя, либо в круг встаёт сам учитель.

По сигналу учителя дети продолжают игру.

Пары «карусели» приветствуют друг друга, выполняют задание, меняясь ролями:

Первый: читает слово на карточке у одноклассника стоящего напротив

По алгоритму:

-слышу звук;

— напишу букву;

— доказываю: шубы

Второй: «Правильно. Переворачивает карточку»

Теперь посмотри на мою карточку. Прочитай, объясняй по алгоритму:

-слышу звук;

— напишу букву;

— доказываю:

«Всё напишем правильно и запомним правило,

Парный согласный проверяй,

Рядом гласный, подставляй ».

По сигналу учителя ребята из внешнего круга делают шаг вправо, по кругу. Внутренний круг стоит на месте. Далее дети выполняют задание с новым партнером и вновь продвигаются по сигналу. «Карусель» поворачивается. Игра продолжается: 15 мин- 20 мин.

Ученики делают 10- 12 встреч. Учитель говорит: «Стоп» и предлагает разно уровневые задание:

1 группа ( внешний круг): составить текст с данными словами.

2 группа ( внутренний круг): составить предложения с данными словами.

Работа продолжается за партами.

V.Выступление групп.

Ребята катаются на салазках и коньках.

Ночью ударил сильный мороз.

Пушистый снег шел всю ночь.

Дети весело играли во дворе в снежки.

Около дома большой сугроб.

Мягкий снег укрыл пуховым ковром всю землю.

Детям нельзя одним выходить зимой на лёд.


 

Учитель. Предлагает записать предложения под диктовку.

Учитель. Предложите задания с данными предложениями.

Ученики. Найти и подчеркнуть главные члены предложения.


 

VI.Подведение итога.

VII.Рефлексия.

1.Расскажите, как проверяли слова с парной согласной?

2. Какие способы проверки использовали?

3.Кто испытывал трудности, работая в группе?

4.Кому было легко?

5.Мне надо повторить …

VIII.Д/з: составить рассказ по теме «Зима»


 


 

Источник:

1.Учебник:В.П. Канакина , «Русский язык» 2 часть, «Просвещение» Москва, 2012год

2. http://fs.nashaucheba.ru /

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *