Каузально это: КАУЗАЛЬНЫЙ — это… Что такое КАУЗАЛЬНЫЙ? – Причинность — Википедия

Автор: | 16.07.2020

Причинность — Википедия

Причи́нность — философское и физическое понятие; причинная взаимообусловленность событий во времени. Детерминация, при которой при воздействии одного объекта (причина) происходит соответствующее ожидаемое изменение другого объекта (следствие). Одна из форм отношения, характеризующаяся генетичностью, необходимостью. На основании её понятия строились механистическая картина мира, концепции детерминизма (Лаплас, Спиноза).

В качестве синонима иногда используется термин кауза́льность (лат. causalis) Каузальность выполняет важнейшую методологическую роль в научном и повседневно-бытовом познании.

В теории управления каузальность характеризует причинную взаимообусловленность и инерционность процессов в управляемых объектах и системах.

«Иллюстрированная сутра о причине и следствии». 8 в., Япония

Начиная с Юма критикуется за тот пункт, что следствие не всегда содержится в причине либо предпосылке. Отрицая объективность каузальности, Юм указывал на субъективность восприятия её как таковой. Отрицание необходимой каузальности, признание нелинейности развития — важные презумпции в философии постмодерна и синергетике.

Буддийская философия[править | править код]

Буддолог В. Г. Лысенко предполагает, что, вероятно, буддийская теория взаимозависимого возникновения пратитья-самутпада является первой теорией причинности в мире и однозначно первой теорией причинности в Индии[1]. Теория была разработана в попытке уяснить причины страдания и способы избавления от него[2]. Представляет собой объединённое взаимодействие различных причинных факторов или условий для формирования результата[1].

Существуют следующие формулировки концепции пратитья-самутпады: «Если есть то, значит, есть и это»; «Если нет этого, значит, нет и того»; «Когда есть это, то есть и то, если возникает это, то возникает и то, если это исчезает, то исчезает и то»[2].

Классическим примером описания действия взаимозависимого происхождения является пример с семенем. Когда семя закапывают в землю, оно может стать растением и в итоге принести плоды. Но существует ряд условий, при которых это может произойти. Само семя должно быть здоровым, не иметь повреждений, гнили, не быть недозревшим, перезревшим, засохшим и т. п. Посадка семени должна быть верной, после чего необходима систематическая забота о семени: поливка, окучивание, ограждение семени от тяжёлых погодных условий. Земля при этом также должна быть пригодной, питательной и не высушенной. При невыполнении любого из этих условий растение будет слабым или не взойдёт. В итоге кроме наличия семени к условиям всхода растения относится множество разнообразных условий, взаимосвязанных со следствием в собственной оригинальной форме. Все эти причины можно разделить на две категории: непосредственные (хету) и вспомогательные (пратьяя). В качестве непосредственной причины может выступать семя, в качестве вспомогательных причин — земля, солнце и другие причины

[3].

Пратитья-самутпада постулирует, что в мире перерождений всё обусловлено. Каждое явление является условием возникновения для какого-то другого явления и при этом само обусловлено иным явлением. Эти условия при этом являются взаимовоздействующими друг на друга и могут выступать подобно «двум связкам хвороста, опирающимся друг на друга и друг друга поддерживающим»[3][2].

Античная философия[править | править код]

Аристотель в своей «Метафизике» изложил учение о 4-х причинах, или началах[4], усвоенное средневековой схоластикой, но доселе ещё не исчерпанное философским мышлением. При поиске причин бытия, а также любых предметов или явлений вообще, необходимо ставить не один, а четыре различных вопроса, при ответе на которые мы получаем полное понятие о данном предмете.

  • Во-первых, мы спрашиваем, из чего суть данный факт, данный предмет; это есть вопрос о субстрате, о под-лежащем, о материи, или материальной причине (греч. ΰλη, греч. ὑποκείμενον, лат. causa materialis)[4][5].
  • Во-вторых, спрашивается, от чего или чьим действием произведен данный предмет; это есть вопрос о творящей, производящей причине, или о источнике и начале движения (греч. αρχή της κινήσεως, лат. causa efficiens).
  • В-третьих, спрашивается о сущности данного предмета, что он есть; это вопрос об идее, о «чтойности» (греч. тò τί ἧν εἶναι, лат. quidditas), о форме, или формальной причине (греч. είδος, греч. μορφή, лат. causa formalis)[5].
  • В-четвёртых, спрашивается о том, ради чего данный предмет существует; это вопрос о цели, или конечной причине (греч. τέλος ου ενεκα, лат. causa finalis).

Недостаток существовавших ранее философских систем Аристотель видел прежде всего в том, что они объясняли мир, не учитывая действие отмеченных им четырёх причин.

  • Так, ионийские «физиологи» искали только материальную причину всех явлений, причём одни полагали её в одной стихии, другие — в другой;
  • пифагорейцы остановились на формальной причине, которую они находили в арифметических и геометрических определениях;
  • Эмпедокл и Анаксагор к материальным стихиям ионийцев присоединили производящую причину, которую первый находил в противоборствующем действии дружественного притяжения и враждебного отталкивания, а второй — в зиждительном действии космического ума;
  • Платон, ища, как и пифагорейцы, формальную причину всего существующего, находил её в идеях, по мнению Аристотеля, оставляя без рассмотрения как производящую, так и конечную причины. Платон различает греч. νους от греч. ανάγκη, то есть намеренное действие ума по идее блага (то, что мы называем целесообразностью) от слепого и рокового действия вещественных элементов (то, что мы называем механической причинностью).

Учение Аристотеля о четырёх причинах, или началах, разработанное в его школе, а также у неоплатоников и перешедшее в патристическую и схоластическую философию, получило некоторые усложнения. Стали различать первые причины от вторых, или ближайших (лат. causae secundae seu proximae), явились причины посредствующие (лат. causae mediae), причины орудные (лат. causae instrumentales), причины сопутствующие или сопровождающие (лат. causae concomitantes, у Платона греч. συναιτίαι). При таком обогащении терминологии средневековая мысль не останавливалась равномерно на всех четырёх точках зрения, установленных Аристотелем. К центральной идее — Божеству — применялось преимущественно понятие первой производящей причины (всемогущий Творец), а также причины конечной, или цели (абсолютное совершенство, верховное благо). Причина формальная оставалась здесь сравнительно в тени, а причина материальная вовсе исключалась, так как и для философии признавалось обязательным богословское положение о сотворении мира из ничего.

Новая философия[править | править код]

Новая философия по отношению к Причине характеризуется трояким стремлением:

  1. по возможности сузить круг прямого действия первой производящей Причины, не обращаясь к её единичным и непосредственным актам для объяснения определённых вещей и явлений в мире;
  2. устранить изыскание конечных Причин, или целей, из объяснений природы;
  3. исследовать происхождение и значение самого понятия Причины, в особенности Причины производящей.

В первом отношении замечательна попытка Декарта ограничить творчество Божие одним актом создания материи, из которой действительное мироздание объясняется уже всецело механическим путём, причём, однако, картезианский дуализм между духом и материей, душой и телом заставил некоторых представителей этой школы прибегать к Высшему существу для объяснения взаимной зависимости физических и психических явлений (см. Гейлинкс, Мальбранш, окказионализм, Спиноза).

Во втором отношении во главе противников телеологии стоял Бэкон, выразивший сущность своей мысли в знаменитом афоризме, что конечные причины (в которых предполагалось узнавать намерения Божии относительно того или другого создания) «подобны девам, посвященным Богу: они бесплодны». В третьем отношении анализ причины производящей представляет три историко-философских момента, обозначаемые именами Юма, Канта и Мэн-де-Бирана. Исследуя понятие причины на почве наблюдаемых явлений, Юм пришёл к заключению, что этим понятием выражается только постоянная связь двух явлений, из которых одно неизменно предшествует другому; в таком взгляде просто отрицается самое понятие причины, которое, однако, уже в общем сознании различается и противопоставляется простой временной последовательности: их смешение (post hoc = propter hoc) признается элементарной логической ошибкой, тогда как по Юму propter hoc всецело исчерпывается постоянно наблюдаемым post hoc. Юм при всем своём остроумии не мог убедительно опровергнуть бросающиеся в глаза возражения против его взгляда, каково, например, то, что научно признанная причина дня и ночи — суточное вращение Земли вокруг своей оси, заставляющее её попеременно обращаться к Солнцу той или другой стороной, — должна бы быть, по взгляду Юма, наблюдаемым явлением, постоянно предшествующим дню и ночи, тогда как на самом деле это вращение вовсе не есть наблюдаемое явление, а умственный вывод из астрономических данных, да и никакой последовательности или преемственности во времени между причиной и следствием здесь не имеется, — так что более согласно с точкой зрения Юма было бы признавать причиной дня — предыдущую ночь, причиной ночи — предыдущий день. Вообще, рассуждение Юма несомненно доказывает, что на почве наблюдаемых явлений внешнего мира понятие причины не может быть найдено (см. Юм). Убедившись в этом и сознавая, вместе с тем, основное значение этого понятия для всякой науки, Кант начал свои критические исследования о природе нашего познания, в результате которых причинность вместе с другими основами нашей познавательной деятельности была признана априорным условием этой деятельности, или категорией чистого рассудка (см. Кант). Этим ограждалось общее самостоятельное значение причинной связи, но не определялась её собственная сущность.

Французский философ Мэн-де-Биран пытался подойти к ней на почве внутреннего психологического опыта. Понятие причины, на его взгляд, дано в сознании волевого усилия, которым наше я открывает всякую свою деятельность; этот внутренне нам известный основной акт по аналогии приписывается и существам вне нас. Воззрение Мэна-де-Бирана в некоторых пунктах совпадает с идеями его немецких современников, Фихте и Шопенгауэра. Главный недостаток этого воззрения состоит в отсутствии доказательств того, что наша воля есть подлинная причина наших действий; с уверенностью утверждать можно здесь лишь то, что наша воля некоторым образом участвует в произведении некоторых из наших действий (именно тех, которые могут нам вменяться), или, другими словами, что подлинная причина наших действий в известных случаях связана с нашей волей; но этот несомненный факт ещё не даёт сам по себе никаких указаний ни на существо этой предполагаемой причины, ни на характер её связи с нашей волей, ни на природу причинности как таковой.

Связь с темпоральностью[править | править код]

Априорная темпоральность (собственно темпоральность) есть взаимосвязь самих моментов времени, эмпирическая темпоральность — причинная взаимообусловленность событий во времени, то есть каузальность.

При́нцип причи́нности — один из самых общих физических принципов[6], устанавливающий допустимые пределы влияния событий друг на друга[6].

В классической физике это утверждение означает, что любое событие A(t), {\displaystyle A(t),\ } произошедшее в момент времени t, {\displaystyle t,\ } может повлиять на событие B(t′), {\displaystyle B(t’),\ } произошедшее в момент времени t′, {\displaystyle t’,\ } только при условии: t′−t>0. {\displaystyle t’-t>0.\ } Таким образом классическая физика допускает произвольно большую скорость переноса взаимодействий.

Любое событие может оказывать влияние только на события, происходящие позже него и не может оказывать влияние на события, произошедшие раньше него

[7][8].

При учёте релятивистских эффектов принцип причинности (ПП) должен быть модифицирован, поскольку время становится относительным — взаимное расположение событий во времени может зависеть от выбранной системы отсчёта.

В теории относительности из постулата причинности и независимости скорости света от выбора системы отсчета следует, что скорость любого сигнала не может превышать скорость света[9][10][11].

Таким образом, причинно связанными могут быть лишь такие два события, квадрат интервала между которыми неотрицателен: S2=c2(t1−t2)2−(x1−x2)2⩾0{\displaystyle S^{2}=c^{2}(t_{1}-t_{2})^{2}-(x_{1}-x_{2})^{2}\geqslant 0}[12].

В современной физике элементарных частиц для объяснения некоторых явлений привлекается принцип так называемой обратной причинности[13].

  1. 1 2 Лысенко, 2011, с. 549.
  2. 1 2 3 Лысенко В. Г. Пратитья-самутпада // Новая философская энциклопедия / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В. С. Стёпин, заместители предс.: А. А. Гусейнов, Г. Ю. Семигин, уч. секр. А. П. Огурцов. — 2-е изд., испр. и допол. — М.: Мысль, 2010. — ISBN 978-5-244-01115-9.
  3. 1 2 Лысенко, 2011, с. 550.
  4. 1 2
    • Лебедев А. В. Аристотель // Новая философская энциклопедия / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В. С. Стёпин, заместители предс.: А. А. Гусейнов, Г. Ю. Семигин, уч. секр. А. П. Огурцов. — 2-е изд., испр. и допол. — М.: Мысль, 2010. — ISBN 978-5-244-01115-9.
    • Лебедев А. В. «Метафизика» // Новая философская энциклопедия / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В. С. Стёпин, заместители предс.: А. А. Гусейнов, Г. Ю. Семигин, уч. секр. А. П. Огурцов. — 2-е изд., испр. и допол. — М.: Мысль, 2010. — ISBN 978-5-244-01115-9.
  5. 1 2 Бандуровский К. В. Форма и материя // Новая философская энциклопедия / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В. С. Стёпин, заместители предс.: А. А. Гусейнов, Г. Ю. Семигин, уч. секр. А. П. Огурцов. — 2-е изд., испр. и допол. — М.: Мысль, 2010. — ISBN 978-5-244-01115-9.
  6. 1 2 Причинности принцип Физическая энциклопедия. — Т. IV. — С. 119–121.
  7. ↑ Неванлинна, 1966, с. 122.
  8. ↑ Чудинов, 1974, с. 222.
  9. ↑ Неванлинна, 1966, с. 184.
  10. ↑ Чудинов, 1974, с. 227.
  11. ↑ Ширков, 1980, с. 319.
  12. ↑ Чуянов, 2003, с. 318.
  13. Jan Faye. Backward Causation (англ.). Stanford Encyclopedia of Philosophy (2015). Дата обращения 21 декабря 2017.
  • Лысенко В. Г. Пратитья самутпада // Философия буддизма: энциклопедия / Отв. ред. М. Т. Степанянц; ИФ РАН. — М.: Восточная литература, 2011. — С. 549—554. — 1045 с. — ISBN 978-5-02-036492-9.
  • Неванлинна Р. Пространство, время и относительность. — М.: Мир, 1966. — 229 с.
  • Чудинов Э. М. Теория относительности и философия. — М.: Политиздат, 1974. — 304 с.
  • Чуянов В. А. Физика от «А» до «Я». Краткий знциклопедический словарь. — М.: Педагогика-Пресс, 2003. — 512 с.
  • Ширков Д. В. Физика микромира. Маленькая знциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, 1980. — 528 с.
  • Хейс Д. Причинный анализ в статистических исследованиях. — М.: Финансы и статистика, 1981. — 254 с.

каузальный — Викисловарь

Морфологические и синтаксические свойства[править]

падеж ед. ч. мн. ч.
муж. р. ср. р. жен. р.
Им.кауза́льныйкауза́льноекауза́льнаякауза́льные
Рд.кауза́льногокауза́льногокауза́льнойкауза́льных
Дт.кауза́льномукауза́льномукауза́льнойкауза́льным
Вн.    одуш.кауза́льногокауза́льноекауза́льнуюкауза́льных
неод. кауза́льный кауза́льные
Тв.кауза́льнымкауза́льнымкауза́льной кауза́льноюкауза́льными
Пр.кауза́льномкауза́льномкауза́льнойкауза́льных
Кратк. формакауза́ленкауза́льнокауза́льнакауза́льны

ка-у-за́ль-ный

Прилагательное, тип склонения по классификации А. Зализняка — 1*a.

Корень: -кауз-; суффиксы: -алʲ-н-; окончание: -ый.

Произношение[править]

Семантические свойства[править]

Значение[править]
  1. филос. причинный, связанный с взаимообусловленностью событий во времени ◆ Что касается каузальной связи между различными психическими явлениями ― то она бесспорно существует, скажем, одно психическое явление способно вызвать другое. В. Н. Комаров, «Тайны пространства и времени», 2000 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
Синонимы[править]
  1. частичн.: причинный
Антонимы[править]
Гиперонимы[править]
Гипонимы[править]

Родственные слова[править]

Этимология[править]

Происходит от лат. causalis «причинный», далее из causa «причина, повод; дело», далее из неустановленной формы.

Фразеологизмы и устойчивые сочетания[править]

Перевод[править]

Библиография[править]

Значение слова КАУЗАЛЬНЫЙ. Что такое КАУЗАЛЬНЫЙ?

  • КАУЗА́ЛЬНЫЙ, —ая, —ое. Филос. Причинный. Каузальная связь.

    [Лат. causalis]

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова обложной (прилагательное):

Кристально
понятно

Понятно
в общих чертах

Могу только
догадываться

Понятия не имею,
что это

Другое
Пропустить

КАУЗАЛЬНЫЙ — это… Что такое КАУЗАЛЬНЫЙ?

(Causal; kausal) — способ интерпретации психических явлений, основанный на причине и следствии (см. также финальный иКВАТЕРНОСТЬ, или ЧЕТВЕРИЦА (Quaternily; Qualernilat) — образ четырехкратной симметричной структуры, обычно квадрат или круг; психологически этот образ указывает на идею целостности. «Кватерность следует понимать как некий универсальный apxетип. Последний образует логическую основу для любого целостною суждения. Для такого суждения необходимо наличие четырехкратности. К примеру, если вы хотите описать горизонт как нечто целое, вы называете четыре стороны света <…>. везде вы натыкаетесь на четыре стихии, четыре первичных качества, четыре цвета, четыре касты (в Индии), четыре пути духовною совершенства и т. д. Точно так же существуют и четыре способа психологической ориентации <…> Чтобы сориентироваться, мы должны обладать функцией, которая утверждает, что имеется нечто (ощущение): далее, другой функцией, устанавливающей что это — которое нечто — (мышление): третья функция устанавливает, подходит нам это нечто или нет, желаем ли мы его для себя или нет (чувство): И наконец, четвертая функция определяет источник, из которою возникло это нечто и его направление (интуиция). Когда эти действия осуществлены, добавить больше нечего <…> Идеал завершенности или полноты есть круг или сфера, но ее естественное минимальное членение — кватерность (CW 11, par. 246; см. также ОИ, с. 69). «Кватерность, или кватернион, часто имеет структуру 3+1. в которой один из элементов, её составляющих, занимает отличительное положение и по природе своей несхож с остальными. (К примеру, трое евангелистов по символике выступают как животные, а четвертый, святой Лука, представлен в образе ангела). Этот «четвертый», дополняя трех остальных, делает их чем-то «единым», символизируя целостность. В аналитической психологии очень часто «подчиненная» функция» (функция, находящаяся вне сознательного контроля субъекта) представляет «четвертую», и ее интеграция в сознание является одной из главных задач процесса индивидуации (С. J. Jung. Memories, Dreams, Reflections, p. 416).«Крест, образованный точками четверицы, не менее универсален и кроме всего прочего несет в себе — высшее из возможного — моральное и религиозное значение для западного человека. Аналогично круг, как символ полноты, завершенности и совершенного бытия, — широко распространенное символическое выражение неба, солнца и Бога; он также символизирует изначальный образ человека и души» (CW 16, par. 405. ЮПП, пар. 405). «От круга и мотива четверицы следует символ геометрически оформленного кристалла и обработанного камня. Аналогичные образования ведут нас отсюда к городу, крепости, церкви, дому и сосуду. Другой вариант — колесо (rota). Первый мотив подчеркивает удержание эго в рамках большего размера Самости; последний — выделяет вращение, проявляющееся в виде ритуального обхождения (circumambulation). Психологически это означает концентрацию и фиксацию на центре» (CW 9ii, par. 352; А, пар. 352) Юнг полагал, что спонтанное появление четверичных образов (включая мандалы), как в сознательном контексте, так и в сновидениях или фантазиях, может указывать на способность эго к ассимиляции бессознательного материала. Но они могут быть и частью «магического мышления» в стремлении психического избежать любой опасности дезинтеграции.

каузальный — это… Что такое каузальный?

  • каузальный — причинный, обусловленный, причинно следственный Словарь русских синонимов. каузальный прил., кол во синонимов: 4 • казуальный (5) • …   Словарь синонимов

  • КАУЗАЛЬНЫЙ — КАУЗАЛЬНЫЙ, каузальная, каузальное (научн.). прил. к каузальность; причинный. Каузальная связь. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 …   Толковый словарь Ушакова

  • КАУЗАЛЬНЫЙ — КАУЗАЛЬНЫЙ, ая, ое; лен, льна (спец.). Относящийся к причинно следственным отношениям, к выражению этих отношений. Каузальная связь явлений. | сущ. каузальность, и, жен. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • каузальный — ая, ое. causal < causalis < causa причина. спец. Причинный. Каузальные отношения. Каузальность. Крысин 1998. Лекс. Уш. 1934: кауза/льный …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • КАУЗАЛЬНЫЙ — (от лат. causa причина) причинный; напр., К. объяснение, противоположно акаузальному (ср. Акцидентализм). Не путать с казуальным. См. Атрибуция каузальная. Большой психологический словарь. М.: Прайм ЕВРОЗНАК …   Большая психологическая энциклопедия

  • Каузальный — прил. Причинный (в философии). Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • каузальный — каузальный, каузальная, каузальное, каузальные, каузального, каузальной, каузального, каузальных, каузальному, каузальной, каузальному, каузальным, каузальный, каузальную, каузальное, каузальные, каузального, каузальную, каузальное, каузальных,… …   Формы слов

  • КАУЗАЛЬНЫЙ — (Causal; kausal) способ интерпретации психических явлений, основанный на причине и следствии (см. также финальный иКВАТЕРНОСТЬ, или ЧЕТВЕРИЦА (Quaternily; Qualernilat) образ четырехкратной симметричной структуры, обычно квадрат или круг;… …   Словарь по аналитической психологии

  • каузальный — кауз альный …   Русский орфографический словарь

  • каузальный —    Причинный, выражающий причинную зависимость или связанный с выражением такой зависимости. Каузальные союзы: потому что, так как. Каузальное предложение: например, придаточное причинное: Я не подошел, потому что не успел …   Термины и понятия лингвистики: Лексика. Лексикология. Фразеология. Лексикография

  • КАУЗАЛЬНОСТЬ — это… Что такое КАУЗАЛЬНОСТЬ?

  • Каузальность —  Каузальность  ♦ Causalité    Отношение между двумя сущностями или событиями, при котором существование одного влечет за собой существование второго и объясняет его.    Обычно каузальность сводят к последовательности. Если всякий раз, когда… …   Философский словарь Спонвиля

  • КАУЗАЛЬНОСТЬ — [Словарь иностранных слов русского языка

  • каузальность — обусловленность, причинность Словарь русских синонимов. каузальность сущ., кол во синонимов: 2 • обусловленность (11) • …   Словарь синонимов

  • КАУЗАЛЬНОСТЬ — (от латинского causalis причинный), то же, что причинность …   Современная энциклопедия

  • КАУЗАЛЬНОСТЬ — (от лат. causalis причинный) то же, что причинность …   Большой Энциклопедический словарь

  • КАУЗАЛЬНОСТЬ — (лат. causalis причинный, causa причина), или причинность, понятие, использовавшееся в философии традиционного типа для обозначения необходимой генетической связи явлений, из которых одно (причина) обусловливает другое (следствие). В таком… …   История Философии: Энциклопедия

  • КАУЗАЛЬНОСТЬ — (лат. causalis причинный, causa причина) или причинность философская категория для обозначения необходимой генетической связи явлений, из которых одно (причина) обусловливает другое (следствие). К. можно трактовать как одну из форм всеобщей связи …   Новейший философский словарь

  • КАУЗАЛЬНОСТЬ — КАУЗАЛЬНОСТЬ, каузальности, мн. нет, жен. (от лат. causalis причинный) (научн.). Причинная связь явлений, причинность. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 …   Толковый словарь Ушакова

  • КАУЗАЛЬНОСТЬ — КАУЗАЛЬНОСТЬ, и, жен. (спец.). 1. см. каузальный. 2. В философии: то же, что причинность. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • Каузальность — (от лат. causalis причинный) то же, что причинность. Политическая наука: Словарь справочник. сост. проф пол наук Санжаревский И.И.. 2010 …   Политология. Словарь.

  • Значение слова «каузальность» в 8 словарях

     Каузальность

     ♦ Causalité

    Отношение между двумя сущностями или событиями, при котором существование одного влечет за собой существование второго и объясняет его.

    Обычно каузальность сводят к последовательности. Если всякий раз, когда происходит явление а, следом за ним происходит явление b, то мы делаем вывод, что а является причиной b, которое в свою очередь является следствием а. Тем самым мы совершаем переход от эмпирической констатации постоянного (по нашим масштабам) совпадения двух явлений к идее их необходимой связи. Юм, однако, с легкостью доказал, что с точки зрения разума этот переход ни на чем не основан. Никакая последовательность, даже наиболее часто повторяемая, не может служить доказательством чему бы то ни было: идея о необходимости союза между причиной и следствием есть лишь результат стойкой привычки, которая с неизбежностью заставляет нас переходить от идеи одного объекта к идее другого объекта – следующего за первым или предшествующего ему. Каузальность (между вещами) проявляется в мире только в разуме (между идеями). Вернее, уточняет Кант, она проявляется в мире только потому, что уже существует в разуме; это и есть категория рассудка, не сводимого к опыту, ибо лишь благодаря ему и становится возможен опыт. Таким образом, мы можем избавиться от эмпиризма, признав трансцендентальность, а от трансцендентальности – признав эмпиризм и материализм.

    Но каким бы ни был статус идеи каузальности (априорным или апостериорным), мы согласны с обоими мыслителями в том, что каузальность как таковая никогда не поддается восприятию. Действительно, мы способны воспринимать лишь последовательности или одновременности. Поэтому и доказать присутствие каузальности невозможно. Очевидно, по этой причине наука новейшего времени, как справедливо отметил Огюст Конт, больше интересуется законами, чем причинами. Она все больше отказывается отвечать на вопрос «почему?», ограничиваясь поисками ответа на вопрос «как?», и предпочитает объяснению предвидение. Для деятельной части нашей природы это хорошо, для нашего ума – нет. Ведь интересно узнать, а каковы же причины законов…

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *