Кейнсианство кратко основные идеи: Джон Мейнард Кейнс – биография, основные идеи Кейнсианства, цитаты – Кейнсианство — это… Что такое Кейнсианство?

Автор: | 17.10.2020

Кейнсианская революция — это, что такое, какие, определение, значение, доклад, реферат, конспект, сообщение, вики — WikiWhat

Теория Кейнса

Согласно выводам Кейнса рыночная экономика нестабильна в своей основе и не существует никакого автоматического механизма, ко­торый мог бы обеспечивать равновесие между произ­водством и потреблением. Кейнс не выступал против рынка, он просто добивался того, чтобы «запустить» его мотор снова, но уже при помощи государства. Для этого он предлагал прибегнуть к крупным государст­венным программам обеспечения занятости путём организации, к примеру, общественных работ, а так­же выдавать пособия безработным, семьям и пр. По мысли Кейнса, как только у людей появляются день­ги, они их тратят, создавая таким образом спрос, на который и реагирует рынок. Обычный механизм спроса-предложения начинает свою работу заново, и экономика постепенно выходит из кризиса.

Одним из главных достижений экономической теории в XX в. являются идеи Дж. М. Кейнса в его книге «Общая теория занятости, процента и денег» (1936 г.). Их реализация позволила развитым странам разрешить у себя про­блему бедности и смягчить классовую борьбу, терзавшую человечество. Кейнс утверждал, что рыночное сообщество состоит из работодателей и наёмных работников. Отдельно взятому буржуа выгодно платить меньше своим работ­никам, чтобы побольше оставлять себе. Всем же капиталистам невыгодно, ес­ли работники бедны, так как они образуют основную массу покупателей. Это и есть основная идея кейнсианства: высокая заработная плата выгодна не только работникам, но и работодателям. Материал с сайта http://wikiwhat.ru

Итоги Кейнсианской революции

Благодаря Кейнсу функции государства в экономике значитель­но расширились: система социального обеспечения, здравоохране­ние, регулирование рынка труда, поддержка научных разработок, помощь предприятиям, испытывающим трудности, содействие раз­личным общественным организациям, участие в деятельности меж­дународных организаций сотрудничества и помощи, в международ­ных проектах. В этих условиях социально-экономическая политика стала во всё большей степени выходить за рамки законов рыноч­ной экономики. Напротив, цель либералов состояла в том, чтобы сделать эту политику вообще не нужной.

Картинки (фото, рисунки)

  • Дж. М. Кейнс
На этой странице материал по темам:
  • Основоположники кейнсианской революции

  • Кейнсианство доклад

  • Теория кейнса основыне пложения с пояснениями кратко

  • Краткий доклад по теме кейнианство

  • 15. когда имела место кейнсианская революция?

Вопросы к этой статье:
  • В чём суть теории Дж. М. Кейнса?

31. Основные положения кейнсианства.

Кейнсиа́нство — макроэкономическое течение, сложившееся как реакция экономической теории на Великую депрессию в США. Основополагающей работой была Общая теория занятости, процента и денег[1] Джона Мейнарда Кейнса, опубликованная в 1936 году.

Кейнсианство использует те же механизмы, что классическая и неоклассическая школы, но различается по ряду гипотез и приходит к совсем иным выводам и императивам.

Появление экономической теории Кейнса называют кейнсианской революцией. В 1950-е и 1960-е многие положения кейнсианства были поставлены под вопрос представителями неоклассической школы. Появление монетаризма, соответственно, называют монетаристской контрреволюцией. Развитые теории последователей Кейнса называют неокейнсианство и посткейнсианство.

[править] Суть кейнсианства

Рыночной экономике не свойственно равновесие, обеспечивающее полную занятость. Причина тому — склонность сберегать часть доходов, что приводит к тому, что совокупный спрос меньше совокупного предложения. Преодолеть склонность к сбережению невозможно. Поэтому государство должно регулировать экономику воздействием на совокупный спрос: увеличение денежной массы, снижение ставок процента (стимуляция инвестиционной деятельности). Недостаток спроса компенсируется за счёт общественных работ и бюджетного финансирования.

По данной схеме развитые страны успешно строили экономику в течение 25 лет. Лишь в начале 1970-х начали проявляться проблемы макроэкономической политики, обострившиеся в связи с нефтяным кризисом 1973 г.

Кейнс выстраивал следующую цепочку: падение общего покупательского спроса вызывает сокращение производства товаров и услуг. Сокращение производства ведет к разорению мелких товаропроизводителей, к увольнениям наемных работников большими предприятиями, и крупномасштабной безработице. Безработица влечет снижение доходов населения, то есть покупателей. А это, в свою очередь, форсирует дальнейшее падение покупательского спроса на товары и услуги. Возникает замкнутый круг, удерживающий экономику в состоянии хронической депрессии.

Кейнс предлагал следующий выход: если массовый потребитель не способен оживить совокупный спрос в масштабах национальной экономики, это должно сделать государство. Если государство предъявит (и оплатит) предприятиям некий крупный заказ, это приведет к дополнительному найму рабочей силы со стороны этих фирм. Получая заработную плату, бывшие безработные увеличат свои расходы на потребительские товары, и, соответственно, повысят совокупный экономический спрос. Это, в свою очередь, повлечет рост совокупного предложения товаров и услуг, и общее оздоровление экономики. При этом начальный государственный заказ, предъявленный предприятиям, может быть грандиозным и в той или иной степени даже малополезным.

Идеи Кейнса получили дальнейшее развитие в работах представителей посткейнсианства как «ортодоксальных» кейнсианцев (Д. Хикса, Э. Хансена, А.Лейонхуфвуда и др.), так и левых кейнсианцев (Дж. Робинсон, П. Сраффы и др.). Глава американских последователей Кейнса Э. Хансен положил кейнсианский коэффициент мультипликатора в основу теории экономического цикла. Он сделал вывод, что увеличивая расходы в периоды кризисного спада производства и уменьшая их в периоды «перегрева» экономики, государство способно сглаживать циклические колебания производства и занятости.

Кейнсианство ввело в научный оборот макроэкономические агрегатные (совокупные) величины, их количественные взаимосвязи. Тем самым оно дало импульс развитию новых разделов экономической науки, в частности эконометрики.

Теории кейнсианства. Кейнсианская экономическая политика

Основы кейнсианского направления экономической мысли были заложены английским экономистом Дж.М.Кейнсом (1883-1946) в его книге «Общая теория занятости, процента и денег», опубликованной в 1936 г. Как и неоклассики, экономисты этого направления являются сторонниками рыночной экономики, т.е. экономики, жизнь которой организует, координирует и направляет преимущественно рынок — механизм свободных цен, прибылей и убытков, равновесия спроса и предложения. Однако оценка возможностей этого механизма у них другая. По этой причине отличается и точка зрения на место, цели, роль, функции государства в экономике.

«Провалы рынка». Кейнс и его последователи создали стройную концепцию экономической системы, регулируемой как рынком, так и государством. Эту систему нередко называют кейнсианской смешанной экономикой. Концепция кейнсианцев включает следующие основные положения: а) оценка стихийного рыночного механизма и причин государственного вмешательства в экономику; б) формирование целей такого вмешательства; в) определение направлений, форм и методов государственного регулирования экономики.

Оценивая плюсы рыночной системы, кейнсианцы, как и большинство экономистов других направлений, отмечают, что рынок — это один из самых удивительных общественных институтов, созданных историей человеческого общества. Рыночная система чрезвычайно динамична, дает широкий простор изменениям, восприимчива к нововведениям, гибко приспосабливается к новым потребностям. Однако, как убеждены кейнсианцы, это не означает, что рыночному механизму удается эффективно решать абсолютно все экономические проблемы и что рыночная система не имеет минусов.

Во-первых, рыночная экономика внутренне неустойчива. Для нее характерны циклический характер воспроизводства, когда бурный рост сменяется кризисным спадом, а также безработица, особенно увеличивающаяся в годы кризиса. Во-вторых, (и этот аспект кейнсианцы выделяют особо), рыночная система

безразлична к социальному результату. В рыночной экономике царствуют богатство и доход. Только они дают доступ к товарам и услугам. Те, кто не имеет богатства и по тем или иным причинам не может производить, не в состоянии получить доход при помощи, рыночного механизма. Но и у тех, кто имеет доход и способен производить, возникают проблемы. Унаследовавшие большие состояния имеют доступ к доходам, хотя сами ничего не произвели. Да и удачливость в рыночной экономике определяет размер дохода в не меньшей степени, чем трудолюбие, квалификация или талант. Это значит, подчеркивают кейнсианцы, что распределение дохода, обусловленное действием рыночных сил, отнюдь не соответствует представлениям общества о социальной справедливости.

К тому же не все блага и услуги могут быть оценены рынком. К их числу относятся, прежде всего, так называемые общественные блага: национальная оборона, охрана общественного порядка, прогнозы погоды, уличное освещение, результаты фундаментальных научных исследований и др. Рынок оказывается неэффективным и в случае с так называемыми внешними эффектами, связанными прежде всего с загрязнением окружающей среды.

Преодоление «провалов рынка» требует активного вмешательства государства, которому надлежит выполнять функцию «встроенного стабилизатора», ликвидируя (или нивелируя) неустойчивость — как экономическую, так и социальную. Оно призвано стать необходимым дополнением к рынку, заполняя бреши, решая вопросы, которые оказываются не по силам рыночному регулированию. Известный американский экономист лауреат Нобелевской премии П.Самуэльсон считает, что в результате создается смешанная экономика, которая фактически является гигантской системой общего страхования от наихудших бедствий экономической жизни.

На основе общей концепции кейнсианцы разработали конкретные формы и методы государственной экономической политики в смешанной системе. Наибольшее признание в практике государственного регулирования экономики получили теории антициклического (сейчас его чаше называют конъюнктурным) регулирования и экономического роста.

Антициклическое (конъюнктурное) регулирование. Главное направление государственной антициклической политики, по мнению кейнсианцев, — это воздействие на инвестиции. Основными ее инструментами являются государственный бюджет, налоговая политика, регулирование нормы процента.

В условиях экономического спада предлагается стимулировать расширение инвестиций, во-первых, с помощью увеличения государственных расходов на закупки товаров и услуг в целях компенсации недостающего частного спроса; во-вторых, путем влияния на норму банковского процента. В целях расширения инвестиций она не должна быть слишком высокой. Это влияние, по мнению кейнсианцев, государство обеспечивает за счет выпуска в обращение дополнительных денег, в результате чего возможна умеренная инфляция. И, наконец, в-третьих, воздействие на инвестиционный процесс государство осуществляет, регулируя ставки налогообложения, с тем, чтобы повысить как производственный, так и потребительский спрос.

Такова система государственных мер, стимулирующих расширение производства в условиях спада. В периоды же начинающегося бума, грозящего кризисом перепроизводства, предлагаются государственные мероприятия, ограничивающие рост инвестиций, а, следовательно, и производства.

Стимулирование экономического роста. Большой интерес на Западе вызвали концепции экономического роста. Именно благодаря теориям роста кейнсианские рекомендации широко использовались правительствами всех развитых капиталистических стран в 50-60-х гг. XX века. Важнейшим фактором экономического роста в рассматриваемых теориях считается объем инвестиций. Из методов регулирования решающее значение придается государственным расходам, расширение которых обеспечивается в определенной степени дефицитным финансированием. Основная цель роста государственных расходов — увеличение эффективного спроса со стороны самого государства и создание благоприятных условий для частных капиталовложений. Важнейшие направления государственных расходов, согласно этой концепции, — научные исследования, производственная и социальная инфраструктура (образование, подготовка и переподготовка кадров, медицинское обслуживание).

И теории роста, и антициклическое регулирование экономики отводят главную роль государственному воздействию на инвестиции. Кейнс и его последователи обосновывают свой подход принципом мультипликации. Согласно ему, инвестиции, осуществляемые правительством, благоприятно сказываются на динамике национального дохода, занятости и потребления. Механизм его действия следующий. Отрасли, получившие первоначальный толчок, способствуют расширению производства в сырьевых отраслях и в смежных производствах. Это в свою очередь приводит к росту занятости и повышению спроса на потребительские товары, что вызывает расширение производства в отраслях, производящих предметы потребления. Так возникает цепная реакция, в результате которой происходит возрастание национального дохода, обеспечивается полная занятость ресурсов труда и капитала.

Использование кейнсианских концепций в практике государственного регулирования экономики США и большинства стран Западной Европы породило у многих западных обществоведов и политиков уверенность в том, что найдена почти идеальная модель смешанной экономики. В ней рыночные рычаги обеспечивают эффективность, а государство — дополняет, поправляет, заполняет ниши, оставленные частным предпринимательством и рынком, добиваясь экономической и социальной стабильности. Многие факты экономического развития свидетельствовали о том, что удалось в определенной степени сгладить цикл. Политика экономического роста стимулировала НТР и использование ее достижений в самых различных сферах экономики. Этому способствовали также государственные вложения в отрасли производственной инфраструктуры. Расходы правительства на образование, подготовку и переподготовку кадров сделали возможным формирование совокупного работника новой, обусловленной требованиями НТР квалификации.

И все же на каком-то витке своенравные законы рыночной экономики вырвались из-под власти кейнсианства. Ярким свидетельством тому был мировой экономический кризис середины 70-х гг. Стало очевидным, что выдвинутые кейнсианской теорией задачи — ликвидировать «вредные» для общества последствия рыночной капиталистической экономики, сохранив ее положительные черты, — в длительной перспективе трудно разрешимы. За предпринимательскую инициативу и эффективность приходится расплачиваться и неустойчивостью, и безработицей, и неравенством, и другими нежелательными последствиями. Но расплачиваться необходимо ради того, чтобы не потерять импульса к непрерывному движению, без которого капитал перестает быть капиталом. Так считают неоклассики. Для кейнсианцев же альтернатива «экономическая эффективность» или «социальная справедливость» скорее решается в пользу последней. Цели государственной экономической политики, с их точки зрения, — это высокий уровень занятости рабочей силы, стабильность экономического развития, стимулирование экономического роста, социальная политика, обеспечение социальной справедливости в распределении.

8. Кейнсианство и его разновидности

Одно из ведущих направлений экономической теории и важнейшая часть макроэкономического регулирования экономики — кейнсианство сформировалось во второй половине XX в. под влиянием резкого обостре­ния процесса воспроизводства, выразившегося в стремительном росте без­работицы. Его становление связывают с именем английского экономиста Джона Мейнарда Кейнса (1883-1946). Главная работа Кейнса — «Общая теория занятости, процента и денег» (1936). В ней впервые в систематиче­ском виде была изложена теория и программа макроэкономического регу­лирования экономики, включая сферу занятости, экономического роста, регулирования денежной массы.

Большинство экономистов считали, что безработица вызвана недос­таточным потреблением и низким уровнем спроса. В качестве спаситель­ного средства они предлагали использовать общественные работы. Госу­дарство должно «запустить экономический двигатель», предоставив людям работу на строительстве дорог и пр. Свою основную работу Кейнс и заду­мал как систематическое обоснование тезиса о необходимости системы общественных работ, правительственных субсидий и займов на жилищное строительство в условиях массовой безработицы. Однако ему удалось в то же время показать, что в рыночной экономике нет механизма, автоматиче­ски приводящего к полной занятости.

Предметом исследования Кейнса были количественные функцио­нальные зависимости воспроизводственного процесса, закономерные ко­личественные связи совокупных экономических величин (агрегатов): инвестиций, потребления, сбережений, денежной массы, уровня цен, процен­та и т.д.

Методология Кейнса и его теории находится в тесной связи с предме­том его исследования. Во-первых, все экономические явления рассматри­ваются в обобщенном виде и формируются в ряд агрегированных величин, Агрегирование позволяет представить все экономические процессы как функции небольшого числа переменных величин, количественное измере­ние которых требует простых единиц измерения. Во-вторых, все экономи­ческие процессы рассматриваются как отражение психологии хозяйст­вующих субъектов. При этом за основу берется не индивидуальная, а мас­совая психология. В-третьих, широко используются категории «ожидания» (ожидание прибыли, ожидаемые изменения цен и т.д.), основанные на ис­ключительной роли предположений в экономическом поведении.

Анализ Кейнса основывался на основных принципах неоклассиков (маржинализм, равновесие, предельная производительность). Однако они рассматриваются как частный случай, а именно — для условий полной за­нятости. Поскольку такая ситуация является скорее исключением из пра­вила, то указанных принципов недостаточно и необходимо введение в ана­лиз новых параметров. С учетом маржинальных принципов макроэконо­мического анализа это привело к возникновению двухуровневой экономи­ческой теории, включающей микро- и макроэкономическую составляю­щие.

Центральный пункт системы Кейнса — принцип «эффективного спроса», сущность которого сводится к необходимости всемерного увели­чения платежеспособного спроса, что равнозначно поискам путей расши­рения рынка при условии обеспечения достаточной прибыльности инве­стиций. Кейнс отвергает «закон рынков» Сэя, полагая, что в денежной экономике продавец необязательно сразу же становится покупателем вви­ду склонности людей к сбережению части своего дохода. Недостаток спро­са может вызвать падение уровня национального производства и рост без­работицы. Поэтому государство должно воздействовать на совокупный спрос, если объем его недостаточен. В качестве инструментов регулирова­ния величины спроса Кейнс предлагал кредитно-денежную и бюджетную политику государства. Первая должна воздействовать на увеличение спро­са через понижение процентной ставки, облегчая тем самым инвестиции. Это предполагает увеличение денежной массы (так называемая регулируе­мая инфляция). Рост государственных расходов, по мысли Кейнса, может компенсировать сокращение или недостаточный рост частных инвестиций. При этом даже неважно, на что пойдут бюджетные средства.

Идеи Кейнса были положены в основу деятельности правительств в послевоенный период времени. Это касается не только проблем функцио­нирования национальных экономик, но и послевоенного валютного уст­ройства. Известна роль Кейнса в подготовке Бреттон — Вудского соглашения 1944г., положившего начало деятельности МВФ.

Взгляды Кейнса пользовались огромной популярностью до середины 60-х годов, и нашли многочисленных последователей и интерпретаторов в среде экономистов, составивших целое направление современной эконо­мической теории, — кейнсианство. Изменение условий воспроизводства в 50-е и 60-е годы вызвало его различные модификации, к числу которых относятся левое кейнсианство, неокейнсианство и посткейнсианство.

В новых исторических условиях, когда проблема темпов экономиче­ского роста стала рассматриваться как первостепенная, неокейнсианство уже не могло, в отличие от самого Кейнса, ограничиваться рассмотрением преимущественно антикризисной экономической политики. Оно акценти­рует внимание на количественных зависимостях расширенного воспроиз­водства или на проблемах экономической динамики. Особенность неокейнсианство состоит в том, что оно выступает как систематическое и прямое, а не спорадическое и косвенное, как в теории Кейнса, воздействие государства на экономику. По этой же причине изменилась основная про­блематика концепции государственного регулирования экономики, выра­зившаяся в переходе от теории занятости, ориентирующейся на антикри­зисное регулирование, к теориям экономического роста, ставящим своей целью обеспечение устойчивых темпов развития экономики.

Видными представителями неокейнсианства являлись А. Хансен, Р. Харрод, Е. Домар, С. Харрис. Ими были разработаны такие инструменты бюджетной политики, как автоматические (встроенные) стабилизаторы, программы быстрого бюджетного реагирования с помощью расширения или сокращения расходов. Существенным вкладом в теорию явилась раз­работка Харродом концепции капиталоемкости единицы национального дохода, а также классификация типов экономического роста — фактическо­го, гарантированного (ожидаемого) и потенциально возможного. Модель мультипликатора Кейнса была дополнена моделью акселератора.

Левые кейнсианцы (Дж. Робинсон, Р. Сраффа) необходимым усло­вием расширения совокупного спроса считают ограничение деятельности монополий. Кроме того, для них важен не только рост величины государ­ственных расходов, но и их направленность: государство должно вклады­вать средства в жизненно важные отрасли социальной инфраструктуры: жилищное и дорожное строительство, здравоохранение, образование, нау­ку и культуру.

Посткейнсианцы (П. Дэвидсон, Г. Мински, Ф. Модильяни) счита­ют, что главным элементом теории Кейнса является подлинная неопреде­ленность, которая не может быть адекватно выражена в модели двойного равновесия (IS-LM-модель). Новейшие исследования теоретиков этого на­правления сосредоточены на анализе возможных сфер инвестирования, связанного с этим выбора места работы и вообще всех ситуаций в хозяйст­венной жизни, где возникает неопределенность (Дж. Стиглиц).

Новейшие представители кейнсианцев расходятся с Кейнсом также в оценке роли государственного регулирования инвестиций, полагая, что оно является совершенно необходимым в периоды сильной депрессии, но в общем случае такая политика может привести к снижению конкурентно­способности экономики в долгосрочном периоде. Вместе с тем угроза не­определенности в инвестиционных решениях реальна, но ее нейтрализация обеспечивается облегчением условий для создания и финансирования ин­новаций. Тем самым государство одновременно и усиливает конкуренцию и предотвращает падение предельной эффективности инвестиций, препят­ствуя возникновению долговременного экономического спада.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *