Психологический климат в коллективе и его значение
Психологический климат – это важная компонента эффективного функционирования коллектива, поскольку он воздействует на личную производительность сотрудников, и на слаженность, синергичность команды. Исторически, несмотря на интерес к коллективному воспитанию в отечественной, тогда советской психологии, проблему психологической групповой атмосферы, совместимости, коллективной сплоченности в науке впервые подняли на Западе. Состоялось это благодаря наличию социального заказа к разработке темы. У бизнеса к психологам возник вопрос – как, кроме материального стимулирования, можно добиться увеличения производительности в группах. Психотехники того времени выяснили, что производительность труда находится в связи с совместимостью личностей сотрудников в группе.
Психологический климат бывает благоприятной либо неблагоприятной. При невозможности находиться в группе мотивация к работе, даже при сильном изначальном интересе, будет неуклонно снижаться.
Понятие социально-психологического климата
В каждой группе присутствует соревновательная атмосфера, что прослеживается даже в мире животных и детских коллективах, где сами субъекты не отдают еще себе в том отчета, однако всегда из них некоторые выделяются более инициативными, коммуникабельными, умелыми. Образовывается некая иерархия лидерства и подчинения, и здесь должны включаться культурные механизмы взаимодействия.
Каким образом люди могут ориентироваться в своих взаимоотношениях в коллективах? Возникает потребность отбора людей в группы по принципу психологической совместимости, что делается на Западе уже более 100 лет. На сегодня однако у нас большинство коллективов формируются стихийно, без соблюдения какого-либо принципа. Изредка задачей сформировать согласованный эффективный коллектив задается частный крупный бизнес или специализированные госструктуры. В остальных случаях благоприятная психологическая атмосфера является большой редкостью, зачастую даже случайностью.
Рядом с официальной структурой управления отношениями, если она присутствует в группе, существует неофициальная структура лидерства. Важно, соответствует ли официальная структура неофициальной. Хорошо для коллектива, если руководителем назначается лидер и в психологическом смысле. В ином случае, когда руководство назначает человека от себя, а внутри коллектива притом существует другой неформальный лидер, неизбежны противостояния.
Коллектив может существовать номинально, участники могут очень поверхностно общаться или даже не взаимодействовать вовсе, как бывает, например, с группами студентов заочной формы обучения или коллективом управляющих находящимися в разных городах филиалами. Дабы в коллективе сформировался благоприятный психологический климат – нужно действительное нахождение участников в нем, принадлежность их коллективу, их взаимодействие.
Для создания положительного климата прибегают к специальным занятиям, тренингам на этапах повышения квалификации, корпоративным сплочающим играм. Люди внутри системы реанимировать сами себя и отношения не в состоянии. В играх же на взаимодействие, когда сотрудники в разном возрасте и статусе должны вступать даже в физический контакт, держать, поднимать друг друга, смотреть, общаться, они снимают свои маски, отходят от заданных ролей и начинают проявлять себя в живом общении. Совместные действия и прозрачность, когда видно человека в деятельности, способствуют росту доверия, морально-психологический климат в коллективе улучшается.
Однако попытки сплотить коллектив через корпоративные ценности и совместное времяпровождение не всегда удачны. Часто они проводятся лишь номинально по задаче правления, на местах даже без участия профессионалов и поверхностны по характеру. Так случается, когда звучат красивые лозунги, какие не находят в живых людях отклика, не привязаны к их внутриличностной и межличностной психологической реальности. Важны здесь и психологические качества самого человека. Высокомерность, подозрительность, агрессивность, бахвальство, даже обычная замкнутость отталкивают людей и становятся предпосылками конфликтов. Сплотить коллектив тогда оказывается возможным только при решении скрытых проблем, затянувшихся противостояний, которые сводят морально-психологический климат в коллективе на нет. Необходимо участие и самого руководства, которое является неотделимой частью коллектива.
Сегодня коллективизм отошел в прошлое, что бы ни декларировалось, но в большинстве групп господствует индивидуализм. Корпоративная этика, особенно в узкоспециализированных сообществах военных, врачей, учителей, отчасти защищает человека, облегчая личную ответственность и даже частично заменяет идеологию, возникают общие ценности, нормы внутри профессиональной группы.
В подлинном коллективе сотрудники хотят и признают свою взаимозаменяемость, но осознают себя объединением, чувствуют, что они друг за друга, целостны как группа. Психологическая совместимость означает то, что нынешний состав группы возможен для реализации целей деятельности. Тогда как психологическая сплоченность с точки зрения социальной психологии означает, что этот состав группы не лишь возможен, но интегрирован наилучшим образом, каждый воспринимает каждого как необходимое и позитивное лицо.
Социально-психологический климат в коллективе и его значение
Климат коллектива чаще всего всего оказывается под угрозой по причине конфликтов. Однако ведь конфликты – естественное явление, которого невозможно избежать и не нужно пытаться полностью исключить из трудовой практики. Конфликтов не стоит бояться, однако ими нужно уметь управлять. Теория реального конфликта раскрывает тот факт, что когда мы разведены по противоположные стороны баррикад, имеем разные интересы, принадлежим к разным группам, имеем разный статус – всегда эту ситуацию можно описать как латентный конфликт. Изучив правила бесконфликтного общения, руководитель сможет донести их до сотрудников, что позволит гасить конфликты или выводить их за пределы рабочей обстановки.
Конфликт имеет диагностическую роль, притом его можно и стоит рассматривать как некую критическую точку, которую всегда можно преодолеть. При правильной стратегии даже за счет этого самого конфликта можно выйти на новый уровень общения, эффективного взаимодействия. Также существуют более или менее конфликтные люди, что можно оценить уже при подборе и не включать конфликтного человека в коллектив.
Отчего чаще всего возникают конфликты? Причины здесь психологические и социологические. Психологическая компонента в том здесь, что некоторые люди имеют нездоровый характер, самооценку, плохое отношение к коллегам, труду. Социологическая же раскрывается через теорию неформальных групп, объясняя конфликты через их противостояние.
По Литваку каждому коллективу присущи три основные подгруппы. Первая – учебно-карьеристская. Это люди, которые учатся, постоянно осваивают новые прогрессивные методы, хотят улучшить, сделать работу более эффективной. Вторая группа называется культурно-развлекательной. Это неплохо работающие люди, однако выполняющие задачи лишь «от и до», имеющие свои иные интересы, хобби или другую, более увлекающую профессию. Они хотят оставить все так, как есть сейчас, не вносить изменений, не учиться. И третья группа – так называемая алкогольная. Цели каждой группы различны – учебно-карьеристская хочет развиваться, культурно-развлекательная хочет, чтобы ее не трогали, алкогольная же хочет выпить.
Когда в коллективе присутствует из названных лишь одна группа – это стабильный коллектив, конфликты в нем маловероятны. Но уже при наличии группы учебно-карьеристской и второй, культурно-развлекательной, конфликты неизбежны. Руководитель чаще относится к учебно-карьеристской, и его задача – сформировать доминирующей свою группу, тогда коллектив будет стабилен и эффективен, поскольку другая группа, очутившаяся в меньшинстве, не сможет противодействовать. Выявите, кто принадлежит к вашей группе и сделайте ставку на них, окажите им поддержку, покажите, что вы им доверяете, что вы одной группы.
Что предпринять с группой алкогольной? Ясно – увольнять. Поскольку если не убрать с тарелки гнилое яблоко – испортятся все. А с культурно-развлекательной? Если ее участники хорошо выполняют задачи, не противодействуют, не антилидерствуют, не мешают, а группа малочисленна – с ними работать можно, но знать, что в перспективе долгосрочной они не станут вашими приверженцами.
Стиль управления выбран может быть из авторитарного, демократического или попустительского. Средний из них, демократический, является рекомендуемым, к авторитарному можно прибегать в экстренных ситуациях, а попустительский использовать в отношении, например, несложной работы, которую подчиненный уже много раз выполнял.
Что лучше использовать – соперничество или сотрудничество? Может казаться, что соперничество эффективнее, поскольку коллеги борются друг с другом, работают все лучше, стремясь быть оцененными. Однако в стратегической перспективе это более опасные отношения, чреватая разгоранием борьбы за ресурсы и влияние. Сотрудничество выгоднее в длительной перспективе, особенно для группы учебно-карьеристской. Оно дает бережное отношение и поддержку каждого сотрудника коллектива, что обеспечивает со временем доверие и чувство целостности группы, интересы которой люди смогут ставить выше собственных.
Создание благоприятного психологического климата в коллективе
Все слышали о роли психологического климата, понимают его важность, однако мало кто им по-настоящему занимается. Притом это необходимо и даже затратно оправдано, ведь большинство конфликтов имеют скрытую природу, часто даже не проявлены, однако напряжение между несовместимыми личностями зачастую остро переживается обеими сторонами, отнимая ресурсы, какие могли быть вложены в рабочий процесс.
Важно создавать нужную психологическую атмосферу и вкладываться в комфорт участников. Так в учебном коллективе была проведена психодиагностика детей и обнаружены слабые места взаимодействия для каждого. Затем детям было предложено сесть, как им бы хотелось. Примечательно, что каждый старался выбрать место с тем одноклассником, который является дополняющим для него по складу личности, компенсируя тем самым слабые места. В тех коллективах, где приняты во внимание психологические особенности, люди меньше болеют и демонстрируют большую продуктивность.
На работе, где существует благоприятный психологический климат, сотрудники держатся не по причине стабильности или оплаты, а по своему стремлению, ценят то состояние, которое они получают на работе. Каковы же факторы психологического комфорта?
На создание положительного климата в большой степени влияет не корпоративный психолог или отдел кадров, а непосредственный руководитель. Не менее также важно и дружеское плечо коллеги. Спросите у сотрудников в непринужденной атмосфере, чувствуют ли они, что есть рядом люди, которые готовы им помочь и подставить плечо поддержки.
Сотрудник должен знать, что его ругают лишь за реальные ошибки. Здесь у него наличествуют все шансы построить карьеру, отсутствуют кумовство и назначение на руководящие посты «по блату». Притом у него должна быть возможность не лишь профессионально и кадрово, но личностно расти. То ли это место работы, где он узнает больше, растет над собой интеллектуально, морально, психологически? Узнайте, готов ли сотрудник оставаться на работе сверхурочно. И, если он готов, никогда не оставляйте его работать сверх нормы. Вы должны превосходить ожидания людей, и тогда они будут чувствовать удовлетворенность.
Присутствует ли юмор в коллективе? Юмор помогает справляться с напряженной, нервной работой, особенно в сфере работы с людьми, продажах, крупных сделках. Обязательно регулярно отмечайте какие-то праздники на работе, будь то день рождения сотрудника, компании или общепризнанные даты – не имеет роли, что именно за праздник и с каким размахом отмечается, важна возможность для сотрудников побыть вместе, раскрыться и раскрепоститься.
Некоторые руководители придерживаются позиции, что дружба между коллегами неприемлема. С чем не соглашаются психологи, утверждая необходимость взаимодействия сотрудников по неформальным каналам для естественного функционирования, комфорта и даже сплочения коллектива. К человеку и на рабочем месте необходимо относиться не лишь как к элементу системы, но как к личности. Если человек реализует себя как полноценная личность на работе, это говорит об эффективной работе всей организации.
Руководителю при проблемах в коллективе стоит пересмотреть свой руководящий стиль и даже иногда самого себя, характер, личностные особенности, которые проявляются по отношению к сотрудникам. Наиболее приемлемым в большинстве организаций сегодня является гибкий, ситуативный стиль руководства, требующий от управляющего сочетания в зависимости от целей разных руководящих стилей. Авторитарный стиль становится более редким и неприемлемым, демократический же доминирует как основной стиль. Со стороны психологической атмосферы коллективы с гибким демократичным руководством выглядят намного привлекательнее и являются более желанными для соискателей.
Однако первая ошибка чаще всего происходит в момент формирования коллектива по причине отсутствия профотбора и диагностики совместимости с целью создать слаженную команду. Причинами могут быть недоработки кадровых служб, психолога и руководителя, когда они лично присутствуют на собеседовании. Даже если ставится цель реорганизовать коллектив позднее, с учетом потребностей и особенностей организации и руководящего состава, прибегая к услугам профессионалов – через какое-то время это приносит положительные результаты.
У психологов, в отличие, к сожалению, от многих руководителей, наличествует положительный проектировочный подход к личности, согласно какому человека всегда можно развить. Если человек, например, конфликтный, но, как часто бывает, притом ценный профессионал – при наличии его желания, работая с психологом, можно снизить степень его личностной конфликтности.
Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.
Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»
Как сформировать благоприятный социально-психологический климат в коллективе?
Гораздо приятнее работать в благоприятной обстановке, не правда ли? Её создание зависит и от руководства, и самих участников коллектива. При благоприятном социально-психологическом климате у сотрудников возрастает трудоспособность, и вся организация быстрее достигает планируемых результатов.Что такое климат в коллективе?
Все мы помним из уроков по географии, что климат — это режим погоды, характерный для определённой местности. Получается, что в основе этого термина лежит метафора погоды. Когда погода плохая, пасмурно и идёт дождь, у нас часто портится настроение и ничего не хочется делать. И наоборот, в солнечную и тёплую погоду мы заряжаемся позитивом и энергией. В организации точно так же.
Если в коллективе стоит напряжённая, холодная атмосфера, то это сказывается на работоспособности сотрудников и на достижении высоких результатов. Сотрудники даже могут уволиться, если им просто некомфортно в коллективе.
Социально-психологический климат в коллективе — это комплексный, интегрированный показатель, характеризующий эмоциональную составляющую взаимоотношений, складывающихся в группе.
Человек в своей жизни постоянно находится в обществе ему подобных. Сначала детский сад, потом школа, колледж, университет, а затем большую часть жизни мы проводим на работе, поэтому нам так важно, чтобы она приносила удовольствие и радость, а не раздражение. Главным фактором для такой работы благоприятный социально-психологический климат.
Что он в себя включает?
Социально-психологический климат заключает в себе:
- удовлетворённость работой;
- групповая совместимость и сработанность;
- сплочённость коллектива;
- характер коммуникации;
- стиль руководства;
- характер выполняемой деятельности.
Для выявления уровня этих показателей, проводятся интервью, анкетирование и социометрические исследования. Пример последних — на изображении ниже.
Что влияет на обстановку в коллективе?
Всё, начиная с освещения и оборудования рабочего места до методов управления. Даже самые, казалось бы, незначительные перемены могут вывести вашу организацию на новый уровень, не только помочь сохранить ваших текущих сотрудников, но и привлечь новых.
Говорить о благоприятном климате в коллективе можно тогда, когда сотрудники получают от работы положительный заряд эмоций, когда они чувствуют, что за отличную работу их ждёт вознаграждение.
Признаки благоприятной рабочей среды:
- каждый сотрудник знает цели организации и свою часть работы по их достижению;
- руководитель отдела определяет цели структурного подразделения совместно с сотрудниками, а не единолично;
- мнение и пожелания сотрудников учитывают при проектировании офисов и рабочих мест;
- бизнес-процессы организации оптимизированы и продуманы;
- направление информационных потоков движется не только сверху вниз, но и снизу вверх и по горизонтали;
- у каждого сотрудника есть доступ к информации, необходимой ему для решения рабочих задач;
- сотрудники выполняют свою работу с энтузиазмом и увлечённо рассказывают о ней;
- руководство реализует проекты по развитию сотрудников;
- руководитель понимает, какую работу кому поручить —кому-то нужна интересная работа «с вызовом», а кому-то — спокойная и постоянная трудовая деятельность;
- руководитель прислушивается к мнению подчинённых, сотрудники не боятся высказывать разные точки зрения при обсуждении рабочих проблем;
- в организации отлажена система адаптации для новичков, в ходе которой они проникаются целями организации и начинают испытывать ответственность за их достижение.
Какова роль руководителя в создании оптимального климата в коллективе?
Роль руководителя в формировании благоприятного социально-психологического климата является решающей. Если руководитель предъявляет завышенные требования, часто наказывает и редко поощряет сотрудников, не прислушивается к мнению подчинённых и ведёт себя по принципу «начальник всегда прав», то тем самым он создаёт нездоровую обстановку на работе.
Когда нет взаимного уважения и доверия в коллективе, возникают коммуникативные барьеры, конфликты, появляется желание покинуть организацию и, как следствие, происходит снижение производительности и качества труда.
А какова роль сотрудников?
Сами сотрудники также влияют на социально-психологический климат в коллективе. Для формирования дружелюбной обстановки на работе важно быть общительным и вежливым, ответственным и дисциплинированным.
Важно понимать, что обстановка на работе влияет также и на личную эффективность сотрудника. Неблагоприятный климат в коллективе может косвенно сказаться на вашей зарплате и карьерном росте. Поэтому, создавая конфликтную ситуацию или пуская на самотёк уже существующую, в первую очередь, вы вредите себе. Формирование комфортного социально-психологического климата в организации – это задача всего коллектива.
Подводя итог, ещё раз отметим, что социально-психологический климат — это комплексное явление. И для благоприятной атмосферы на работе важны все факторы — характер выполняемой деятельности, удовлетворённость работой, групповая совместимость и сработанность, сплочённость, характер коммуникации и стиль руководства.
Прокачать свои управленческие навыки, которые помогут в формировании комфортного социально-психологического климата в коллективе, научиться предотвращать конфликты и превратить разрозненных сотрудников в команду вы сможете на онлайн-марафоне «Как управлять хаосом?»
Климат в коллективе
Трудится, расти и реализовывать себя – это потребности практически любого современного человека. Очень важно найти профессию по душе, достичь в этом деле совершенства и гордится результатами своей работы. Тем не менее, учеными установлено, что на производительность работника значительно влияют отношения в трудовом коллективе, в котором он находится. Человека можно сравнить с растением, которое в одних климатических условиях расцветает, а в других – засыхает. Социально-психологический климат играет важную роль в любом коллективе. Когда работнику в определенной группе людей некомфортно, и он стремится ее покинуть, не стоит рассчитывать на блестящие результаты его труда. Если же в коллективе благоприятный климат и хорошие взаимоотношения, то тут процесс развития сотрудников ускоряется, что позволяет им реализовывать себя в полной мере.
Общий социально-психологический климат в коллективе зависит от следующих показателей:
- социально-психологическое определение группы;
- особенности взаимоотношений в коллективе;
- преобладающее психологическое настроение в коллективе.
В коллективе с благоприятным социально-психологическим климатом у сотрудников преобладает оптимизм. Такая группа характеризуется доверием, чувством защищенности, открытостью, возможностью карьерного роста и духовного развития, взаимопомощью и теплыми межличностными отношениями в коллективе. В такой атмосфере, как правило, сотрудники чувствуют свою значимость и стремятся к совершенствованию.
В коллективе с неблагоприятным психологическим климатом сотрудники настроены пессимистично. Неуверенность в себе, подозрительность, закрытость, скованность, страх совершить ошибку и недоверие – основные характеристики членов этой группы. В таком коллективе довольно часто случаются конфликты и споры.
Главную роль в формировании психологического климата в коллективе играет руководитель группы. Любой руководитель заинтересован в высоких рабочих показателях своих подчиненных. Если в коллективе неблагоприятный социальный или моральный климат, высокая текучесть кадров, прогулы, жалобы и срывы сроков сдачи работы, то вопрос взаимоотношений нужно выдвигать на первый план. Хороший руководитель должен обращать внимание на следующие факторы:
- Подбор сотрудников. Для каждого начальства важны профессиональные качества и навыки потенциального работника. При приеме сотрудника на работу необходимо обращать внимание и на его психологический портрет. Если в ходе интервью соискатель проявляет такие качества как жадность, агрессивность, завышенная самооценка, то ему стоит отказать в работе. Такой сотрудник может стать источником конфликтов в трудовом коллективе.
- Заинтересованность в результатах работы у сотрудников. Очень важно, чтобы сотрудник был увлечен своей работой и стремился достичь наилучших показателей. Спланированный отпуск, материальная стимуляция, перспективы карьерного роста, возможность обучения и совершенствования своих профессиональных навыков – это те факторы, которые влияют на интерес сотрудника к работе.
- Условия труда. Неблагоприятные условия труда могут повлиять на психологический климат в трудовом коллективе. Посторонний шум, плохо оборудованное рабочее место, плохие санитарно-гигиенические условия могут стать источником раздражительности сотрудников.
- Роль руководителя в коллективе. Те руководители, которые с пренебрежением относятся к своим подчиненным или вызывают у них враждебность, как правило, не получают хороших результатов деятельности всего коллектива. Наиболее оптимальным является демократический стиль поведения – сотрудник не боится ошибиться, спросить, не чувствует завышенных требований и навязанных решений.
Всегда существует возможность изменить морально-психологический климат в коллективе. Проведение корпоративных вечеринок, праздников, поздравления сотрудников, поощрение – это те мероприятия, которые помогут сплотить работников. Работая над улучшением климата в коллективе, каждый руководитель обеспечивает себя довольными сотрудниками, которые работают сплоченно и на результат.
7.1. Как создать благоприятный психологический климат в коллективе?
7.1. Как создать благоприятный психологический климат в коллективе?
Более трети своей жизни мы проводим на своем рабочем месте. И от того, каким образом у нас сложатся взаимоотношения с окружающим нас рабочим пространством, социумом, зависит очень многое – и наше настроение, и наше здоровье, работоспособность, желание работать, инициативность, даже качество выпускаемого продукта. Процесс взаимодействия человека и организации двухсторонний, и каждый человек, приходя в организацию, привносит в нее что-то свое, немного видоизменяет ее, сам в свою очередь адаптируясь к царящему в ней климату и психологическому настрою. Не секрет, в одних организациях люди могут жить и развиваться годами, с гордостью приводя туда детей и внуков, с энтузиазмом рассказывают о царящих в коллективе обычаях, с удовольствием участвует во всех мероприятиях, вплоть до субботников, из такой организации они не уходят, даже если в другом месте и оклад больше, и должность выше и перспективней. И другой пример – постоянно меняющийся состав сотрудников, повышенная текучесть кадров, пессимизм и нежелание завтра вновь идти на работу. На рабочем месте царит подавленное настроение, желание как-нибудь досидеть, дотерпеть до конца дня. Работоспособность низкая, все больше времени тратится на разговоры о семье, родных, все больше рабочего времени посвящается не выполнению своих обязанностей, а чаепитию, походам по соседним отделам, разговорам в коридорах с коллегами. Подобное поведение на рабочем месте достаточно распространено в российских организациях и получило название абсентеизма. Отсутствие желания трудиться, бесконечные больничные, которые берутся по знакомству, а не из-за реального заболевания, мысленное отсутствие человека на рабочем месте – все это приводит к убыткам предприятия, а в конечном итоге – к увольнению сотрудника.
Человек подобен растению – в одном климате растет, в другом чахнет. Текучесть кадров негативным образом сказывается и на самой организации, прежде всего это проявляется в отсутствии качественной работы, постоянном процессе обучения новичков, пониженной выработке, отсутствии навыка работы именно на вашем производстве. Поэтому сейчас как никогда раньше обращается внимание на создание в коллективе благоприятных условий для развития человека, его роста, раскрытия его потенциала.
Как бы расцветавший в советское время бюрократизм ни проповедовал доскональное следование своим должностным инструкциям и выполнению своих функциональных обязанностей точно, в срок и качественно, человек не может быть низведен до уровня машины. В мировом менеджменте даже есть такое понятие, как «итальянская забастовка», когда человек на рабочем месте начинает буквально следовать своим должностным инструкциям, не выходя за их рамки, что порой приводит к ступору в работе всей организации. Например, у вас работает токарь за станком, и он всегда сам подносил себе детали, хотя этого нет в его должностных обязанностях. С другой стороны, нет в штате и рабочих, которые сделали бы это за него. Подобная работа подразумевалась, но нигде не прописывалась. И вот однажды, договорившись со всем цехом, он решается с определенного момента точно выполнять только свои обязанности и не подносит себе детали на обтачку. Вынужденный простой оплачивает работодатель. Правда, теряет часть денег и сам токарь, так как работает на сдельной оплате труда, но вы как работодатель и владелец предприятия теряете гораздо больше. Или еще один пример, в магазине работает два продавца, каждый из которых отвечает за свой отдел. Один принимает товар или ушел на склад, т. е. какое-то время не может находиться за своим рабочим местом. За это время выстроилась очередь из покупателей. Второй продавец свободен, но согласно своей инструкции не заменяет коллегу ни на приемке товара, ни на обслуживании покупателей. В результате люди, возмущаясь, уходят, вы теряете деньги и лояльность покупателей. Еще хуже, если вы как руководитель забыли дать продавцу журнал, в котором он должна расписаться за технику безопасности, без чего сотрудник не может, согласно вашему внутреннему регламенту, приступить к работе. Вы забыли, а работник, воспользовавшись вашим промахом, не работает весь день, требуя с вас оплату труда, так как его простой случился по вашей забывчивости, а напоминать вам он не обязан. Таких примеров вокруг великое множество, что свидетельствует об отсутствии в большинстве организаций сложившегося благоприятного морально-психологического климата, доверия, поддержки, совместной работы в едином коллективе. Попросту, это говорит об отсутствии команды и командного духа. К счастью, эта вещь поправима, и климат в коллективе можно формировать и взращивать, устраняя препятствия, вырабатывая лояльность сотрудника к организации и руководителю. Как известно, люди приходят работать в организацию, а уходят от руководителя. Эту фразу необходимо помнить, когда вы формируете корпоративную культуру и улучшаете психологическую атмосферу организации.
Итак, что же такое МПК, или морально-психологический климат в коллективе? Чаще всего под ним подразумевают достаточно устойчивый во времени психологический настрой сотрудников, который отражается и проявляется в их деятельности. Если проще, то это нормы взаимодействия коллег, то, каким образом члены коллектива относятся к своему труду, как общаются друг с другом, обращаются друг к другу, как относятся к происходящему в коллективе и вне его, в организации и даже шире – в мире. Это определяется ценностными ориентирами каждого члена в отдельности и группы в целом. Если в коллективе общекомандные ценности стоят выше личных устремлений и амбиций, то можно говорить о благоприятном морально-психологическом климате данной группы людей. Вот два примера из одной организации. Один из отделов занимается на комбинате администрированием компьютерной сети и установкой программного обеспечения. Это отдел IT-сотрудников. Другой отдел – служба продаж. В первом отделе работники всегда обедают всем коллективом. Для этого они приспособили часть своего офиса, принесли из дома занавески, чайник, купили все вместе микроволновую печь, принесли посуду. Здесь они проводят все совместные корпоративные праздники, отмечают дни рождения и рождения своих детей, провожают коллег в отпуск. Несмотря на небольшую зарплату, все сотрудники держатся за свое рабочее место, хотя в другом месте могут зарабатывать на порядок больше. Их держит сложившийся коллектив, они знают, что если им будет необходима помощь, коллеги их всегда поддержат. Они вместе отвечают за любую допущенную сотрудником ошибку, сознавая, что и сами могли бы допустить ее. При этом подменяют друг друга, в отделе царит атмосфера доверия и полного взаимопонимания. На добрые шутки коллег не обижаются, вместе подшучивают над происходящими рабочими моментами. В случае острой необходимости не выясняют, кто же должен выйти в выходной дежурить, а устанавливают график, при этом никто не говорит, что дома его ждут дети, и поэтому он ни в коем случае не будет работать в выходные, хотя в коллективе все замужем или женаты. А вот второй отдел на том же комбинате – самое проблемное подразделение кадровиков, которые постоянно решают одну и ту же проблему: где найти очередных сотрудников? Потому что текучесть кадров в этом отделе бьет все рекорды – до 120 % в год. Отдел за год фактически обновляется полностью. Немало этому способствует авторитарный стиль руководства, приказы и распоряжения, инструкции и требование еженедельных отчетов, сложный документооборот внутри отдела, который не лучшим образом влияет на формирование лояльности сотрудников прежде всего к самому отделу, но и в целом к фирме. Постоянные выяснения отношений между членами коллектива, поиски виновного в очередной ошибке, скучная, монотонная работа, которая не сглаживается коллективным обсуждением общих проблем, отсутствие общих планов и задач – вот что, как правило, свойственно таким коллективам. Порой, и это тоже встречалось мне на практике, даже сидят сотрудники лицом к стене и спиной друг к другу. Что уж говорить, что даже собраться на покупку общей микроволновки в данном коллективе не смогли, а на обед все убегали кто куда, некоторые даже в соседние отделы – посудачить, узнать и обсудить новости, поделиться приятными известиями или поделиться наболевшим. В первом случае мы можем говорить о благоприятном морально-психологическом климате в коллективе, а во втором – о его полном отсутствии. Как мы убедились, сказывается это на работе весьма плачевно.
Сложившийся в коллективе климат вполне поддается объективной оценке, для этого достаточно провести небольшой анонимный опрос сотрудников. Чем больше положительных ответов на вопросы, тем лучше ваша рабочая атмосфера.
1. Приносит ли Вам радость ваша работа?
2. Желали ли Вы ее в ближайшее время ее сменить?
3. Если бы у Вас был выбор все начать сначала, захотели ли Вы снова устроиться на это место?
4. Кажется ли Вам Ваша работа нужной и интересной?
5. Устраивает ли Вас рабочий график и другие условия?
6. Устраивает ли оборудование, на котором Вы работаете, подходящее ли освещение?
7. Устраивает ли Вас Ваш заработок?
8. Важно ли Вам продолжение Вашего обучения, можете ли Вы его получить?
9. Нет ли у Вас переработки и работы в ночные часы?
10. Что Вам не нравится в вашей коллективной деятельности, что нужно изменить?
11. Устраивает ли Вас атмосфера в Вашем коллективе, взаимоотношения с коллегами, уровень доверия и поддержки, нет ли непонимания и зависти?
12. Все ли Вас устраивает в действиях вашего непосредственного руководителя?
13. Бывают ли у Вас на рабочем месте конфликты?
14. Думаете ли Вы, что работаете среди профессионалов?
15. Пользуетесь ли Вы авторитетом ваших коллег?
Анализ полученных ответов позволит вам понять, что не так в вашем коллективе, чем недовольны или довольны люди, все ли их устраивает в сложившихся коллективных взаимоотношениях. Ответы лучше принимать в напечатанном варианте, чтобы люди не боялись давать адекватные ответы, боясь последующих преследований.
При этом можно заметить, что на благоприятную атмосферу в коллективе накладывают свой отпечаток такие показатели, как температура, освещенность, расположение столов, за которыми сидят сотрудники, близость соседей-коллег и наличие или отсутствие личного пространства, есть ли где отдохнуть и расслабиться, есть ли место для обеда, и, разумеется, сложившиеся нормы взаимоотношений в коллективе. Сильно влияет форма обращения друг к другу, отсутствие или присутствие общих тем для разговоров. И конечно, самое важное значение имеет, насколько сотрудники ощущают свою значимость, единство, общую цель своей работы, насколько интересны и разнообразны получаемые ими задания, могут ли они развиваться, как личностно, так и профессионально.
На формирование той или иной атмосферы в коллективе влияют сразу несколько факторов. Для того чтобы понять, каким образом можно влиять на климат в коллективе, нужно изучить все эти факторы. Какие-то факторы, разумеется, вне вашего влияния, но на какие-то вы можете достаточно легко подействовать и изменить их.
1. Первое, что может влиять на коллектив – окружающая среда за пределами вашего предприятия: экономическая стабильность, политическая обстановка, настроения в обществе. Чем стабильнее и прогнозируемей обстановка во внешнем мире, тем спокойнее и благополучнее будут чувствовать себя люди в вашем коллективе. Если, например, в вашей местности объявили штормовое предупреждение, вряд ли стоит требовать от человека, чтобы он полностью сконцентрировался на рабочем задании, а вокруг пусть хоть «земля горит». Неминуемо сотрудник будет витать мыслями дома, с родными, беспокоиться за них. В этот момент лучше не требовать от него немедленного отчета или другой срочной работы – иначе конфликт неизбежен.
2. Обстановка на самом предприятии, роль и участие сотрудников в делах всей компании. Чем выше их участие в планировании, чем более значима работа, тем более высоким будет их удовлетворение работой и тем благополучнее будет рабочая атмосфера в коллективе.
3. Физические условия труда. Чем больше физических неудобств испытывает на своем месте сотрудник, тем более раздражительным и неуживчивым он будет. На атмосферу влияет даже уровень шума и степень загрязненности и захламленности рабочего места. Это быстро поняли в Японии, где назначается премия за самое чистое рабочее место, а за мусор на столе штрафуют. У нас поиск нужной бумажки может перерасти в бурю негодования, и горе сослуживцу, в неподходящий момент попавшемуся под горячую руку. Плохо, если это коллега, но в несколько раз хуже, если этот бедняга является подчиненным. Поэтому для недопущения подобных взрывов введите у себя в коллективе правило об обязательной уборке рабочего места каждый раз пред уходом домой, и поверьте, скандалов в коллективе по поводу потерянных ручек или унесенного калькулятора станет в разы меньше.
4. Удовлетворенность работой. Чем интересней и разнообразней работа, чем больше позволяет расти в профессиональном и карьерном плане, тем выше удовлетворенность человека, тем ниже, соответственно, его желание скандалить. Здесь немалую роль играют все средства материального и нематериального стимулирования сотрудника. Грамоты, премии, похвалы, дополнительные дни отдыха, обучение повышают лояльность человека к данной компании и данному коллективу. Привлекательность работы напрямую зависит от возможности своей самореализации на данном месте, возможности достичь желаемых целей. При этом на удовлетворенность работой влияет как заработная плата и возможность получения дополнительных нематериальных бонусов, так и возможность общения с коллегами, уважительное отношение со стороны сослуживцев, взаимопомощь и взаимовыручка.
5. Характер выполняемой деятельности. В данном факторе учитывается монотонность или разнообразие выполняемой работы, повышенная ответственность, стрессовый характер выполняемой работы, высокая цена ошибки, эмоциональная нагрузка. Оказывая влияние на психическое состояние человека, повышение его эмоциональной нагрузки, этот фактор неминуемо сказывается и на поведении человека в группе, накладывая определенный отпечаток на всю атмосферу в коллективе. И в то же время именно этот фактор может ослабляться при поддержке внутри коллектива. Если в ответ на вашу ошибку раздается всеобщее осуждение и порицание – это один вариант, если слова ободрения и поддержки – совершенно другой. То же самое и со стрессом. В этом случае дружеское участие и слово поддержки, поданная вовремя чашка чая бывают просто бесценны.
6. Организация совместной деятельности. Многое в работе коллектива зависит и от структуры самой группы: сколько вас человек, каково распределение обязанностей между вами, насколько одинакова ваша квалификация, насколько вы взаимозависимы. В том случае, если опытные и знающие сотрудники зависят от действий новичков, повышается уровень конфликтности в отделе, что чревато порой скандалами и обвинениями, особенно в том случае, если непрофессиональные действия новичков привели к провалу проекта.
Хорошо, если новичок признает свою ошибку и быстро учится, хуже, если он обвиняет стальных в отсутствии помощи и поддержки с их стороны. Хотя, с другой стороны, отсутствие обучения и умалчивание деталей от новичков тоже не свидетельствует о благополучии в коллективе. Эту ситуацию можно исправить, если на первых порах доплачивать или иначе поощрять тех, кто обучает новичков.
7. Непосредственным фактором влияния на складывающуюся атмосферу является, безусловно, психологическая совместимость сотрудников, т. е. насколько люди с разными психологическими способностями способны работать бок о бок. Чем больше похожи люди, чем более схожи у них интересы – тем легче им адаптироваться. Но бывает, что противоположные по характеру люди начинают дополнять друг друга – именно тогда и образуется команда. Поэтому главная способность, которая должна присутствовать в настоящем коллективе – это толерантность к другому человеку и его мнению, способность вести переговоры и договариваться.
Непосредственное влияние на коллективную атмосферу оказывает, безусловно, стиль руководства, принятый на предприятии. Один из самых распространенных – авторитарный, когда руководит и решает один человек, ему не нужны мнения остальных. Очень часто такой стиль приводит к успеху. Вспомните непререкаемость мнения тренеров или генералов, под чьим руководством выигрываются спортивные и военные битвы.
Авторитарному руководителю свойственно принимать решения в одиночку и требовать от подчиненных беспрекословного исполнения его решений. Подобный стиль руководства постепенно отбивает у сотрудников способность к самостоятельному принятию решений, приводит к постоянной потребности в директорском слове, пропадает самостоятельность и инициатива. К сожалению, зачастую данный стиль руководства сопровождается пренебрежением и высокомерным отношением к своим подчиненным, прилюдное оскорбление, высмеивание любого альтернативного решения, неприемлемость критики своих решений. Плохое настроение нередко вымещается на подчиненных, в результате чего у одних сотрудников вырабатывается страх, подобострастность, заискивание и неискренность, у других – депрессия и постоянно пониженное настроение, третьи стараются стать незаметными и забиваются в дальние углы, что порой не спасает их от праведного гнева начальника. «Бестолочь, недоделанный, идиот!» – к сожалению, данные слова вошли в обиход наших руководителей. Служащие, как правило, смиряются с подобными оценками и очень редко возражают. Как итог – неоплаченные переработки, постоянный страх за совершенную ошибку, угнетенное состояние, нервное напряжение, порой перерастающее в ступор. И если случается экстремальная ситуация в отсутствие начальника – полная нерешительность и растерянность в действиях, что приводит к плачевным последствиям. Такой стиль руководства характеризуется отсутствием делегирования полномочий, начальник держит под своим контролем все – от отгрузки товара до оплаты банковских счетов. При этом руководитель настолько не доверяет своим подчиненным, что даже правильность выставления счетов проверяет за своим бухгалтером. Ситуация не раз мною наблюдаема в одном из издательств: рабочий день директора начинался с брани бухгалтера, виновной в пробках на дорогах, выставленных счетах и повышении цен поставщиками, неурядицах на складе. При этом недомогание директора приводило к остановке в деятельности всего предприятия, так как печать находилась только у него и никому доверять он ее не собирался. Разумеется, у данного руководителя его заместитель регулярно попадал с сердечными приступами в больницу, бухгалтеры бежали через год, грузчики и водители увольнялись, не выдержав и нескольких месяцев. И только наличие родственных связей сдерживало остальных, тяжело было бросать своего близкого родственника и дело, в которое вкладывались с самого начала. Но именно это обстоятельство привело к тому, что ни один из детей так и не решился продолжить дело отца, все выбрали совершенно другие направления, не связанные с семейным бизнесом. С предпринимателем оставались его жена, друг, близкая родственница в качестве секретаря. Бизнес из-за нежелания доверять направление чужим людям так и оставался на том же уровне, что и пять лет назад.
Данный стиль руководства нередко вырабатывает в человеке стойкое отвращение к выполняемой им работе, нежелание идти на работу, стремление избежать ее всеми возможными способами. У нас в отделе при приступах авторитарного управления со стороны нашей начальницы девушки дружно уходили на больничный, а те, которые вынуждены были оставаться, всеми силами стремились реже появляться на своем рабочем месте, мотивируя свое отсутствие производственной необходимостью, а когда приходилось проводить определенное время в комнате с грозной руководительницей, присутствовавшие подчиненные от страха боялись дохнуть и тихо перешептывались. Показатели работы резко падали. При этом отделу не объяснялись ни задачи, ни цели их деятельности, что только ухудшало напряженную гнетущую атмосферу. Авторитарный стиль вполне допустим в руководстве, особенно в моменты кризиса, когда нет времени на раздумье и обсуждение, когда решения нужно принимать быстро. И если он не связан с оскорблениями, если вы как руководитель доведете до подчиненных, почему вы выбрали то или иное решение, даже не учитывая и не прислушиваясь к их мнению, то атмосфера станет гораздо доброжелательней, гнетущая неизвестность спадет. Одно из главных условий влияния на климат в коллективе – информирование своих сотрудников о целях и задачах, предотвращение возможных слухов и домыслов.
Демократический стиль управления предполагает дружескую атмосферу в коллективе, взаимное уважение друг к другу, решение вопроса и проблемы происходит коллегиально в процессе общего обсуждения. При этом у сотрудников не появляется чувства принуждения, все чувствуют свою значимость в решении задачи, предлагают свое решение, проявляют инициативу. При этом руководитель всегда сам принимает итоговое решение, но выбирает лучшее из предложенного в ходе обсуждения. При таком стиле общения многие проблемы сотрудник может решить сам, у него достаточно полномочий, которые ему делегированы руководителем. Для проводимых собраний больше характерны поощрения и похвалы, тогда как наказания и внушения работнику в случае каких-либо нарушений происходят тет-а-тет. Эта система управления, как правило, сплачивает коллектив, позволяет ему ощущать себя единым целым. Атмосфера отличается доброжелательностью и доверием друг к другу. Демократический стиль управления далеко не всегда приводит к той же производительности труда, что авторитарный, как правило, выработка может упасть, но при этом творческий подход к делу, количество выдвинутых идей увеличивается. Возрастает удовлетворенность работой, повышается самостоятельность и ответственность, формируется позитивный моральный настрой. Поэтому проигрыш в тактических задачах с лихвой окупается победой в стратегических. Сложившийся коллектив способен разрешить даже самую трудную задачу. Такой стиль управления подходит далеко не всегда, он вряд ли применим в цехе, на складе или в магазине, но без него практически нельзя представить издательское дело, маркетинг и рекламу, где требуется творческий подход к делу.
Последняя разновидность управленческого стиля – либеральный, еще называемый в народе попустительским. Начальник словно отсутствует, все решения отдав на откуп коллективу. При этом производительность труда падает, моральный настрой зачастую ухудшается. Подчиненные начинают сомневаться в своей нужности, способности справиться с задачей, у них нет объединяющего и направляющего начала. Такой стиль руководства без ущерба для производства возможен только в уже сложившемся и сработавшемся коллективе, который может самостоятельно распределить работу и выполнить ее, проконтролировав и сроки, и качество. Но такой стиль развивает в коллективе ответственность за общее дело, приносит чувство гордости за коллектив и объединяет команду, поэтому в стабильных, устоявшихся коллективах способен улучшить микроклимат. Тот же стиль в складывающемся коллективе внесет сумятицу и хаос и еще больше разобщит людей.
Поэтому, в одной и той же компании на разных этапах, в разных ситуациях, даже на разных этапах формирования коллектива должны применяться различные стили управления, должен сохраняться разумный баланс между достижением цели и сохранением взаимоотношений в коллективе. Власть должна обеспечивать результат, но не вызывать в членах команды отторжения или неприятия.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.Читать книгу целиком
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
Формирование климата в коллективе
Каждому работодателю, руководителю или ответственному за управление и работу с персоналом сотруднику необходимо знать, как обеспечивается создание благоприятного психологического климата в коллективе. Ведь микроклимат в коллективе напрямую влияет на производительность труда и косвенно затрагивает сразу множество аспектов эффективности ведения экономической деятельности субъекта хозяйствования. Поэтому необходимо уделять внимание каждому аспекту, влияющему на моральный, социально психологический климат и физические климатические условия в коллективе.
Микроклимат в коллективе — что это такое
Понятие микроклимата в коллективе не является предметом рассмотрения с точки зрения законодательства за исключением случаев, когда рассматриваются именно физические климатические условия. В большинстве случаев, под климатом в коллективе подразумевается именно социально-психологический климат, как обозначение оптимальных условий для взаимодействия сотрудников, находящихся в нём. Более подробно про социально-психологический климат как понятие, можно прочитать в отдельной статье, далее же будет рассматриваться непосредственно практическая информация. Благодаря которой руководителю или менеджеру по персоналу можно будет обеспечить эффективное функционирование подчиненных и увеличить производительность труда.
Влияние микроклимата в коллективе достаточно велико — он воздействует на общую работоспособность сотрудников, которая может снижаться в стрессовых ситуациях. Также климат влияет на их уверенность в себе, качество оказываемых услуг или производимой предприятием продукции, обеспечение безопасности и исполнение правил внутреннего трудового распорядка, соблюдение дисциплины труда. Согласно различным исследованиям, коллектив, члены которого имеют фактически равные профессиональные навыки, могут иметь различную более чем в два раза эффективность в зависимости от царящего в нём микроклимата, что обуславливает работу над его формированием в качестве одной из основных задач руководителя или HR-менеджера.
Определенные методики воздействия на микроклимат могут применяться и самими работниками, как отдельным инициативным сотрудником или их группой, так и всем коллективом в целом.
Необходимо понимать, что сам по себе климат в коллективе зависит от целого ряда аспектов трудовой деятельности, самой компании и конкретных индивидуальных качеств сотрудников или социального положения в обществе в целом. При этом также следует разделять локальный и глобальный микроклимат. Например — при рассмотрении предприятия в целом как единого социума общий моральный климат может серьезно отличаться от того, каким он является в отдельном структурном подразделении или среди единичных групп трудящихся.
Из чего формируется климат в коллективе
Микроклимат коллектива формируется под влиянием целого ряда значимых факторов. Поэтому в первую очередь необходимо обращать внимание на следующие аспекты деятельности сотрудников, находящихся в сфере ответственности лица, занимающегося обеспечением благоприятного микроклимата в коллективе:
- Индивидуальные качества сотрудников. Значение влияния отдельных личностных качеств и психологического портрета конкретных работников крайне велико в отношении царящего в коллективе климата. Так, даже один токсичный или просто не разделяющий ценности коллектива сотрудник может негативно влиять на него. Впрочем, имеют место в практике и обратные случае, когда внедрение в команду мотивированного и социально активного работника эффективно сказывается на деятельности всей группы работников. Поэтому для обеспечения эффективной работы при подборе или перераспределении персонала на предприятии необходимо обязательно оценивать то, насколько тот или иной соискатель или работник подойдет к имеющемуся коллективу.
- Личность руководителя. В большинстве случаев, за исключением самых современных методик распределенного управления, в команде всегда имеется лидер. Это может быть, как формальный руководитель, находящийся на вышестоящей должности, так и неформальный лидер, который координирует работу отдела и обладает наиболее весомым для других сотрудников мнением. И от того, как именно организует работу данный человек во многом зависит и микроклимат всего коллектива.
- Корпоративные ценности. Статус компании, её декларируемые и фактические корпоративные ценности оказывают огромное влияние на формирование микроклимата как на всем предприятии, так и в отдельных его структурных подразделениях. Высокий социальный статус, известность бренда, дисциплинированность и позитивный образ работника сами по себе создают положительные тенденции для формирования благоприятного климата в коллективе.
- Порядок управления компанией. Действующий на предприятии порядок управления, использование определенных административных инструментов воздействия на сотрудников — как поощрений, так и дисциплинарных взысканий, напрямую влияет на действующий в коллективе микроклимат.
- Физические условия труда. В отношении температурных условий, влажности, освещения и уровня шума российским законодательством устанавливаются определенные нормативы, выход за рамки которых, во-первых — влияет на вредность или опасность труда, а во-вторых — негативно сказывается и на психологическом климате в коллективе, ведь сотрудники испытывают стресс и дискомфорт, что в обязательном порядке влияет и на их состояние и взаимоотношения.
- Внешние условия. Каждый ответственный за микроклимат в коллективе сотрудник должен также учитывать, что на психологический комфорт и условия труда прямо ответственна и внешняя обстановка. Политические, социальные и экономические кризисы могут серьезно ухудшить взаимоотношения между сотрудниками и повлиять на их результативность труда, наличие или отсутствие конфликтов. Поэтому необходимо тщательно отслеживать и внешние факторы, заблаговременно предпринимая меры для снижения их негативного воздействия на команду.
Градации микроклимата в коллективе по методикам управления
В целом, современные методики управления персоналом часто используют нестандартный подход к решению задач и формированию микроклимата в коллективе. Так, популярные ранее принципы менеджмента персонала предполагали распределение методов управления всего на три основных методики:
- Попустительство. В данной ситуации руководство никак не вмешивается в формирование микроклимата в коллективе и предполагает игнорирование данного фактора. В результате подобный метод может демонстрировать эффективные результаты лишь в случае высокой мотивации и хорошей психологической совместимости сотрудников или же в творческих сферах деятельности, где индивидуализм и общие стремления коллектива позволяют создать благоприятный психологический климат сами по себе.
- Авторитаризм. Авторитарная методика управления строит принципы функционирования коллектива на основании строгой иерархии и подчинения нижестоящих сотрудников или служащих — вышестоящим. Данная методика загоняет работников в относительно жёсткие рамки, однако является оправданной в некоторых сферах деятельности, в первую очередь — на опасных работах или военной либо иной схожей службе. Сугубо в хозяйственной деятельности применение авторитарных методов управления имеет больше недостатков, чем преимуществ.
- Демократия. Использование демократичных способов управления персоналом сочетает в себе позитивные черты как авторитаризма за счет фактического вмешательства руководства компании в управление сотрудниками и формирование психологического климата, так и попустительства, благодаря предоставлению персоналу возможности для самореализации и развития.
Однако сейчас все более популярной становится цветовая градация субъектов хозяйствования по методикам управления, каждый «цвет» в которой напрямую связан и с действующим микроклиматом и сам по себе обеспечивает его формирование. Так, по цветовой модели можно разделить компании на:
- Красные. Данный цвет чаще всего применим к небольшому бизнесу, где действует строгое разделение труда и нет даже выделенной вертикали власти, которую заменяет прямое руководство всеми бизнес-процессами со стороны одного или нескольких представителей компании.
- Коричневые. Эта методика управления по своей сути является авторитарной, описанной ранее и предполагает формирование четко воспроизводимых процессов и линейной структурированной вертикальной иерархии.
- Оранжевые. Данная методика управления характерна для большинства крупных корпораций середины-конца 20-го века и предполагает меритократический подход к бизнесу и высокий уровень конкуренции среди сотрудников, где в первую очередь ценится индивидуальность каждого работника и его польза компании.
- Зеленые. Подобные компании характеризуются демократичной и даже семейной атмосферой и методиками управления, где ключевое значение для работников и управляющих имеет построение личной заинтересованности каждого трудящегося в работе в коллективе и в успехах компании, которая преподносится в качестве семьи.
- Бирюзовые. Подобный тип корпоративного управления является относительно новым и предусматривает абсолютную самоорганизацию сотрудников и отсутствие строгих систем иерархического управления и ограничений, при этом часто даже доход работников распределяется ими самими же, а основной целью каждого сотрудника соответственно становится достижение максимальной целостности предприятия и его эволюция и стабильное развитие, а не только получение текущей прибыли.
Необходимо отметить, что прямое следование всем вышеозначенным методикам редко можно встретить на практике. В частности, многие компании комбинируют различные методы управления между собой. Кроме этого, некоторые методики управления могут быть эффективными и формировать положительный психологический климат в одних коллективах и действовать негативно — в иных ситуациях, что зависит от сферы деятельности, индивидуальных качеств сотрудников и иных факторов.
Создание благоприятного психологического климата в коллективе — рекомендации
Прежде чем приступать к практическим шагам, направленным на создание благоприятного психологического климата в коллективе, необходимо понимать, что универсальных решений, которые подошли бы всем без исключения субъектам хозяйствования просто не существует. Соответственно, изначально необходимо определить текущий микроклимат среди работников. Для этого можно использовать несколько методик:
- Наблюдение и анализ. Тщательное и продолжительное наблюдение, использующее в том числе методики хронометража рабочего времени, оценки фактических практических результатов труда, особенно в коллективах со сходными задачами, позволяет узнать о наличии проблем с микроклиматом в коллективе и сделать соответствующие выводы о необходимости принятия мер по его нормализации.
- Опрос и анкетирование. Прямое опрашивание сотрудников является еще одним способом узнать о наличии проблем в компании. Однако в случае, когда на предприятии в целом или в отдельном коллективе в частности царит неблагоприятная атмосфера, результаты такого опроса могут быть ложными. В таком случае более логичным было бы проведение именно наблюдения и анализа.
После определения проблемных ситуаций, необходимо принять ряд решений, направленных на создание благоприятного психологического климата. При этом необходимо понимать, какой именно микроклимат будет более экономически выгоден для компании. Например, в случае, когда необходимо стимулировать прямые продажи и карьерный рост сотрудников за счет личной инициативы, создание конкурентного микроклимата, основанного на позитивных поощрениях, а не санкциях, может быть куда более удобным решением, чем формирование командного духа и взаимной выгоды среди работников.
В целом же, универсальные рекомендации без конкретных действий, могут быть связаны с решениями в следующих сферах:
- Перестановка кадров. Для создания благоприятного психологического климата часто приходится прибегать к кадровым перестановкам. Иногда решение может заключаться в переводе отдельных сотрудников на более подходящие им должности или даже увольнение работников, которые несмотря на личные достижения мешают формировать микроклимат из-за своей токсичности.
- Проведение тренингов коллектива. Разнообразные корпоративные мероприятия, в том числе и в игровом или обучающем формате могут улучшить климат в коллективе и взаимоотношения между сотрудниками. Однако необходимо помнить, что такие мероприятия должны также предусматривать индивидуальный подход и быть актуальными для каждой конкретной группы работников.
- Изменение организационной структуры. Возможным способом улучшить микроклимат может стать изменение порядка организации труда, методов управления и взаимодействия между работниками. Возможно — формированию благоприятного психологического климата мешает именно чрезмерно неформальная обстановка на рабочем месте, или же наоборот — чрезмерная зарегулированность труда административными методами.
- Работа с мотивацией. Эффективная работа с мотивацией, повышение размеров заработной платы и премий и создание гибкой системы дисциплинарных взысканий и поощрений даёт возможность мотивировать работников к труду и улучшить их взаимоотношения в коллективе, особенно если предусмотреть отдельные методики поощрения за успешную деятельность команды, а не только отдельных сотрудников.
Статья на тему: Психологический климат в коллективе
ЭССЕ
Тема: Влияние психологического климата в педагогическом коллективе на качество образовательной деятельности.
Всякий человек знает,
что ему нужно делать не то,
что разъединяет его с людьми,
а то, что соединяет его с ними.
Л.Н. Толстой.
Психологический климат в коллективе — это устойчивая система в коллективе , которая проявляется в эмоциональном настрое коллектива, его общественном мнении, результатах деятельности.
Работа педагога – такой вид трудовой деятельности, который просто невозможен вне общения: непосредственное общение педагогов с коллегами, с детьми, родителями .
В качестве основных характеристик психологического климата в педагогическом коллективе выделяются следующие показатели:
— удовлетворенность членов коллектива взаимоотношениями, процессом труда, руководством;
— преобладающее настроение;
— психологическая совместимость членов коллектива;
— взаимопонимание и авторитетность руководителя и подчиненных;
— степень участия членов коллектива в управлении и самоуправлении коллектива;
— сплоченность и сознательная дисциплина;
— мастерство педагогического общения;
— особенность стиля руководителя коллектива;
— оценка и самооценка членов коллектива.
Труд педагога всегда представлял собой деятельность, насыщенную как положительными, так и отрицательными переживаниями, высоким нервно-психическим напряжением и высокой социальной ответственностью.
Руководитель дошкольного образовательного учреждения, несет непосредственную ответственность за состояние благоприятного социально-психологического климата в коллективе: сплачивает людей вокруг общих целей; создаёт условия для удовлетворения их профессиональных потребностей; готовит каждого члена коллектива к совместной деятельности на основе постоянного профессионального развития и саморазвития; устанавливает необходимые деловые отношения; мотивирует и стимулирует труд, создаёт в коллективе атмосферу уважения, доверия и успеха. Иными словами, решение социально-психологических проблем управления является для руководителя залогом стабильности и успешного функционирования ДОУ не только в режиме развития, но в инновационном режиме.
Создание благоприятного психологического климата в ДОУ – результат сложной и кропотливой работы руководителя учреждения и всего педагогического коллектива.
ПАМЯТКА 2
Стиль общения руководителя Реакция педагогического коллектива
1.Скрытое, опосредованное, затемненное насилие. Отсутствует вдохновение в работе, появляется сопротивление воспитателя руководителю.
2.Грубая, прямая неприязнь к людям. Доминируют конфликтные взаимоотношения ,желание работать угасает.
З.Демагогическая авторитарность (призывы и Подчиненный игнорирует руководителя
разглагольствования единственный стиль общения) пропускает его установки «мимо ушей», работает в силу сложившегося стереотипа в деятельности.
4.Либеральные отношения (со всеми запросто). Порождает дух безответственности в работе, авторитет руководителя падает.
5.Административная авторитарность
(требовательность-единственный епособ общения). Внешне и внутренне выраженная Српротивляемость подчиненного руководителю ,интерес к работе притупляется.
Правила руководителя дошкольного учреждения
Никогда не повышать голос на подчиненных, не унижать их достоинство, всегда быть вежливым, деликатным, доброжелательным. По возможности не делать никаких замечаний, особенно перед началом занятия с детьми. Анализировать посещаемые занятия, и другие режимные моменты, даже неудачные, спокойно, объективно, не фиксировать положительные и теневые стороны работы воспитателям предлагать для обсуждения те, как лучше распространить лучшее, не противопоставлять воспитателей по принципу «лучший-худший». Знать эмоциональные особенности каждого воспитателя и вносить соответствующие коррективы в общение. Проявлять максимум заботы о здоровье, ежедневном самочувствии воспитателя, быть в курсе его забот. Показывать воспитателям личный пример работы, выдержки, трудолюбия, заинтересованности в педагогическом поиске.
Влияние на педагогический коллектив
Спокойная и деловая обстановка в коллективе. Взаимопонимание между руководителем и подчиненными; творческая обстановка, взаимное доверие между людьми, товарищеская взаимопомощь, трезвая оценка каждым членом коллектива своих способностей без опасения стать «притчей во языцех», либо быть возведенным на вызывающий у остальных зависть пьедестал. Встречное движение подчиненного, его желание работать лучше. Глубокое желание работать с с полной отдачей сил и возможностей, душевный покой. Стремление к творчеству.
Психологический климат в коллективе аптеки
Одной из серьезных проблем работы аптек является большая текучесть кадров. Она приводит к нарушению слаженной работы организации и, в свою очередь, к потере прибыли. Качество лекарственного обеспечения населения в значительной мере зависит от общей положительной атмосферы аптеки. Каждый работник аптеки, приходя на работу, приносит с собой свою энергию. Она должна быть направлена на получение определенных результатов, которые приносят удовлетворение как посетителям аптеки, так и самим работникам.
Социально-психологический климат в аптеках является проявлением эффективности руководителей аптек и отражается на экономических показателях, а также на достижении основной цели фармацевтической деятельности – своевременного, качественного и лекарственного обеспечения населения.
Гигиенические условия в аптеке должны быть комфортными, значительное влияние на работу провизора или фармацевта оказывает температура воздуха и влажность помещения, удобное рабочее место. Важное место занимает общение в коллективе, социальная атмосфера и психологический климат, которые должны быть хорошими на протяжении всего рабочего дня.
Как понять, какой же климат в вашем коллективе?
Благоприятный климат
При таком климате каждый работник аптеки чувствует себя комфортно на рабочем месте. В коллективе царят приятные отношения и доверие друг к другу. Все работники чувствуют себя прекрасно, уверены в своих силах и способностях, их желания совпадают с возможностями, реализуются новые идеи. Если в работе возникают какие-либо недочеты или ошибки, они легко и быстро исправляются. Работники аптеки будут эффективно работать и приносить высокую прибыль.
Неблагоприятный климат
При таком климате в коллективе наблюдается постоянный пессимизм, сотрудники нервничают, у них нет желания работать, находятся в постоянном напряжении, часто возникают конфликты друг с другом. В таком коллективе нет слаженной работы или совместных проектов, сотрудники не могут работать в полную силу – все это приводит к плохой работе всей аптеки.
Каждый руководитель аптеки должен интересоваться сложившимся климатом в коллективе. В беседе с сотрудниками он должен узнать, нравится ли им работа, являются ли условия работы комфортными. При этом можно определить сложившуюся обстановку в аптеке. Очень важно, чтобы провизоры и фармацев-ты доверяли друг другу, а также своему руководителю. Чтобы получить положительные результаты, чтобы достичь поставленных целей, нужно уметь работать в команде. Создавать благоприятную обстановку для работы является обязанностью эффективного руководителя.
Но, к сожалению, не во всех аптеках уделяется достаточно внимания комфортной обстановке работы. Это влечет за собой целый ряд проблем и сложностей.
Выбор профессии должен основываться на предпочтениях, знаниях, опыте, но не всегда человек делает правильный выбор. Но бывает и так, когда на работу в аптеку приходит молодой специалист с высшим образованием, прекрасными знаниями и большим потенциалом. Но, попав в разлаженный коллектив, не может эффективно работать, постепенно теряет веру в себя, часто становится участником конфликтов и такой сотрудник без капли сожаления уходит из аптеки. Затем старается сменить профессию на другую, о чем может затем жалеть всю жизнь. Один работник не в силах изменить весь коллектив.
Как же возникают конфликты? Чтобы это понять, нужно знать ответы на вопрос, что послужило поводом для возникновения конфликта и по какой причине он возник. В чем разница между причиной и поводом? К примеру, когда работники аптеки не могут решить, кто выйдет на работу в праздничный день, эта ситуация перерастает в конфликт. В таком случае время работы будет лишь поводом, в результате которого люди хотят выяснить, кто из работников пользуется большим влиянием на руководителя или кто является любимчиком. В скором времени может появиться похожий конфликт, например, как кто должен выполнить не слишком приятную работу. И тогда появляются в коллективе серьезные психологические проблемы, которые нужно решать, чтобы сохранить коллектив и эффективную работу в нем.
Психологический климат или микроклимат в аптеке влияет на то, будет ли человек испытывать внутреннюю удовлетворенность от работы и быть хорошим работником в одном коллективе или же постоянно испытывать дискомфорт и быть отстающим в другом коллективе.
Давайте разберемся, какие же факторы определяют психологический климат человеческих взаимоотношений, по каким критериям его можно оценить и какие характеристики соответсвуют ему. Чаще всего психологический климат – это «целостное состояние коллектива, при котором относительно устойчивый эмоциональный настрой, отражающий реальную ситуацию трудовой деятельности и характер межличностных отношений». По другой точке зрения, психологический климат определяется как «качественная сторона межличностных отношений, проявляющаяся в виде совокупности психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию личности в группе». Исходя из этих определений, можно сделать вывод, что любые факторы коллективной деятельности оказывают влияние на психологический климат. Под климатом в рабочем коллективе понимают прежде всего психологическое отражение условий работы на эмоциях и настроении людей.
При оценке психологического климата обычно обращают внимание на отношение людей к своей работе и отношения друг с другом в ходе работы. В каждом случае присутствуют эмоциональный и предметный компоненты, а отношения друг с другом можно разделить на уровни:
- Вертикальный уровень – отношения между руководителем и подчиненными.
- Горизонтальный уровень – отношения между коллегами.
Известно, что проявления психологического климата достаточно многообразны. Психологический климат меняется в зависимости от производственной обстановки, времени действия и эмоционального состояния работников.
Ни для кого не секрет, что работа в аптеке имеет определенные минусы. Поэтому в большинстве случаев она отрицательно сказывается на самочувствии работников. Это неудивительно − постоянное общение с большим количеством посетителей аптеки в течение дня, сосредоточенность, высокая степень ответственности и напряженность оказывают влияние на состояние нервной системы и здоровья в целом.
Что влияет на психологический климат в коллективе?
Психологическая совместимость
Это способность работников к совместной деятельности, в основе который лежит оптимальное сочетание личностных качеств. Людям, в чем-то похожим, будет легче наладить взаи-модействие во время рабочего процесса, в результате чего появляется уверенность в себе и повышается самооценка. Существует три уровня психологической совместимости:
- психофизиологический;
- психологический;
- cоциально-психологический.
В основе психофизиологической совместимости лежит оптимальное сочетание темпераментов людей. Например, флегматик и холерик будут выполнять работу в разном темпе, что может повлечь за собой конфликты в процессе работы.
Психологическая совместимость включает в себя совместимость характеров и типов поведения. Так, импульсивному работнику в качестве напарника подойдет спокойный и уравновешенный коллега.
Cоциально-психологическая совместимость основана на согласовании социальных ролей. Двум работникам, которые оба хотят доминировать, будет сложно при совместной работе.
Стиль руководства
Роль руководителя в создании оптимального психологического климата является решающей. Компетентность руководителей основана на социально-психологических методах урегулирования конфликта. Руководитель должен постоянно контролировать социально-психологическую атмосферу в коллективе. Необходимо использовать различные социально-психологические методы для профилактики или устранения стрессовых ситуаций и конфликтов на аптечном предприятии.
Санитарно-гигиенические условия работы
Жара в рабочих помещениях, духота, плохое освещение, шум – все эти факторы могут стать источником раздражительности и повлиять на психологическую атмосферу в коллективе. И наоборот, хорошо оборудованное рабочее место, благоприятные санитарно-гигиенические условия повышают удовлетворенность в процессе работы, что способствует формированию благоприятного социально-психологического климата.
Характер выполняемой работы
Монотонная деятельность, высокая ответственность, эмоциональная насыщенность могут косвенно отрицательно повлиять на психологический климат в рабочем коллективе.
Удовлетворенность работой
Для формирования благоприятного психологического климата огромное значение имеет то, насколько работа интересна для сотрудника, насколько она разнообразна, является ли работа творческой и соответствует ли она его профессиональному уровню. Также важно, позволяет ли работа реализовать свой творческий потенциал и есть ли возможность профессионально расти.
Удовлетворенность работой повышается в результате удовлетворенности условиями работы, достойной оплатой труда, справедливым распределением отпусков, оптимальным режимом работы. Значительная роль отводится перспективам карьерного роста, возможности повышения профессионализма, а также характеру деловых отношений в коллективе по вертикали и горизонтали.
Организация совместной деятельности
Способ распределения полномочий, наличие общей цели влияет на социально-психологический климат в коллективе.
А нечеткое распределение функциональных обязанностей, несоответствие работника его профессиональной роли, а также полная психологическая несовместимость участников совместной деятельности приводят к повышению напряжения и могут послужить источником конфликтов.
При общении со многими провизорами и фармацевтами можно узнать, что в основном работников аптек устраивает их трудовой коллектив, в котором они проводят большую часть дня, так как в них создана благоприятная атмосфера взаимного уважения. Это происходит благодаря эффективному руководителю, который умеет найти подход к каждому сотруднику аптеки. В основном отношения в коллективе строятся на гуманной основе и взаимном уважении. Почти все провизоры и фармацевты отмечают, что сотрудники их аптек вежливы, порядочны, честны, доброжелательны и справедливы при общении друг с другом. Фармацевтические работники уважают труд и опыт каждого члена коллектива, почти всегда готовым бескорыстно поделиться свои-ми знаниями и опытом. Все это и способствует созданию оптимального психологического климата в аптеке, что обязательно отражается на качестве обслуживания посетителей аптеки!
Кириченко Людмила