Когнитивная карта — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 12 марта 2013; проверки требуют 9 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 12 марта 2013; проверки требуют 9 правок.Когнитивная карта (от лат. cognitio — знание, познание) — образ знакомого пространственного окружения.
Когнитивные карты создаются и видоизменяются в результате активного взаимодействия субъекта с окружающим миром. При этом могут формироваться когнитивные карты различной степени общности, «масштаба» и организации (например, карта-обозрение или карта-путь в зависимости от полноты представленности пространственных отношений и присутствия выраженной точки отсчёта). Это — субъективная картина, имеющая прежде всего пространственные координаты, в которой локализованы отдельные воспринимаемые предметы. Выделяют карту-путь как последовательное представление связей между объектами по определённому маршруту и карту-обозрение как одновременное представление пространственного расположения объектов.
Когнитивное моделирование — определение, в том числе с применением компьютера, наиболее эффективных управленческих решений и/или сценариев развития событий на основе выделения понятий (концептов, факторов), количественно и качественно характеризующих складывающуюся ситуацию, а также оценки взаимовлияния факторов. Как правило, когнитивное моделирование осуществляется в команде людей (руководителей, менеджеров, экспертов), отвечающих за развитие некоторой институциональной структуры
Методология когнитивного моделирования, предназначенная для анализа и принятия решений в плохо определённых ситуациях, была предложена Аксельродом (Axelrod R. The Structure of Decision: Cognitive Maps of Political Elites. — Princeton. University Press, 1976). Она основана на моделировании субъективных представлений экспертов о ситуации и включает:
- методологию структуризации ситуации: модель представления знаний эксперта в виде знакового орграфа (когнитивной карты) (F, W), где F — множество факторов ситуации, W — множество причинно-следственных отношений между факторами ситуации;
- методы анализа ситуации.
В настоящее время методология когнитивного моделирования развивается в направлении совершенствования аппарата анализа и моделирования ситуации.
Методы анализа ситуации в пространственном картографическом анализе начали развиваться за счет внедрения в картографию мощного арсенала численной математики, вероятностно-статистических методов и электронно-вычислительной техники. В научный оборот вошли многие нетрадиционные картографические модели: карты пространственных корреляций, трендовые поверхности, поля плотности и интенсивности явлений, эквидистантные и вариавалентные анаморфозы и т. д.
Термин предложен в 1948 в работе американского психолога Э. Толмена «Когнитивные карты у крыс и человека».
NIT for You | Когнитивные карты или карты познания
Когнитивная карта (карта познания, cognitive mapping)
Когнитивная карта — термин, предложенный амер. необихевиористом Э.Ч. Толменом (1886-1959) для обозначения целостного образа (представления) некоторой обстановки, сложившегося в ходе предшествующего опыта животного или человека и определяющего их поведение. Толмен ввел это понятие в статье «К. к. у крыс и человека» (1948) след. образом: «поступающие стимулы перерабатываются в центральной управляющей инстанции в особую структуру, которую можно было бы назвать К. к, окружающей обстановки. И именно эта примерная карта, указывающая пути (маршруты) и линии поведения и взаимосвязи элементов окружающей среды, окончательно определяет, какие именно ответные реакции… будет в конечном счете осуществлять животное».
Элементы изучаемой системы или объекта называются концептами. Концепты в графе представляются вершинами, причинно-следственные связи − направленными дугами, связывающими концепты.
Пример Тимура Василенко (подробнее)
Итак, будем считать, что в моей жизни есть три существенных ценности – семья, работа и хобби. Также будем считать, что все свое продуктивное время я посвящаю либо работе, либо хобби (это не значит, что у меня нет времени на семью). Хобби – это в частности написание вот таких статей, что напрямую с работой не связано, хотя некоторые области пересечения есть. Что на этой карте делают деньги, думаю, объяснять не надо. Основные связи тривиальны, но несколько связей требуют пояснений. Отрицательное влияние удовлетворенности жизнью на работу в психологии называется пароксизмом довольства (не зря же у меня деньги не входят в список ценностей) – когда мне хорошо, работаю более продуктивно (+0,2 к успехам в работе), но стараюсь работать поменьше (-0,5 к времени работы).
Все веса дуг относятся к процентам изменения. К примеру, если я буду работать на 10% больше, то хобби я буду посвящать на 8% меньше времени и на 8% возрастут успехи в работе. Эти изменения повысят мои заработки на 4% (=8%*0,5) и повысят удовлетворенность жизнью на 11,2% (=8%*0,7+8%*0,7).
Популярность когнитивных карт объясняется относительной легкостью представления причинных связей (отношений) между концептами и общей структурой изучаемого объекта.
Формирование когнитивной карты может стать также исходными данными для последующих этапов генерации решения.
При анализе когнитивной карты рассматривают отношения причинности, которые могут иметь различные значения: положительное, отрицательное и ноль. При положительном значении тех двух переменных, которые она связывает, изменения происходят в одном направлении (необязательно со знаком плюс).
Когнитивные карты – это достаточно простые в своей основе модели нашего мышления, представляющие картинки со стрелками. А теперь напряжем память – а есть ли еще какие-нибудь картинки с вершинами и стрелками? Оказывается, есть – во-первых, это дерево целей, а во-вторых, «рыбья кость» Ишикавы. Каждая из них отражает какую-то грань когнитивных карт – дерево целей имеет только положительные связи, но схожий характер взаимодействий элементов. А вот рыбья кость Ишикавы, хотя и имеет связи разных знаков, в чем-то существенно отличается. Присмотревшись внимательнее, видим – там
Источники:
когнитивная карта — это… Что такое когнитивная карта?
- когнитивная карта
- — (от лат. cognitio — знание, познание) — образ знакомого пространственного окружения. К. к. создаются и видоизменяются в результате активного взаимодействия субъекта с окружающим миром. При этом могут формироваться К. к. различной степени общности, «масштаба» и организации (например, карта-обозрение или карта-путь в зависимости от полноты представленности пространственных отношений и присутствия выраженной точки отсчета).
Краткий психологический словарь. — Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС». Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский. 1998.
- когнитивная карта
- Этимология.
Происходит от лат. cоgnitiо — знание.
Автор.Э.Толмен.
Категория.Форма представлений.
Специфика.Субъективная картина, имеющая прежде всего пространственные координаты (верх-низ, право-лево, близко-далеко), в которой локализованы отдельные воспринимаемые предметы.
• карта-путь, как последовательное представление связей между объектами по определенному маршруту,
• карта-обозрение, как одновременное представление пространственного расположения объектов.
Психологический словарь. И.М. Кондаков. 2000.
- КОГНИТИВНАЯ КАРТА
- (англ. cognitive тар) — субъективное представление о пространственной организации внешнего мира, о пространственных отношениях между объектами, об их положении в среде. К. к. играют важную роль в практической деятельности человека. Они служат основой ориентации в пространстве, позволяя двигаться в нем и достигать цели. К. к. есть не только у взрослых людей, обладающих
речью и интроспекцией. Даже очень маленькие дети вполне успешно перемещаются у себя в доме, по крайней мере в тех комнатах, где им приходится часто бывать и где находятся важные для них вещи. Э. Толмен (1948), впервые предложивший этот термин, исследовал формирование К. к. у животных. Он обнаружил, что крысы, научившись проходить путь в лабиринте к кормушке, могли при необходимости тот же путь преодолеть и вплавь, т. е. они действовали согласно карте ситуации. У. Найссер (1981) полагает, что К. к. различных уровней (карта города, карта района и т. д.) скорее вложены друг в друга, чем следуют друг за другом. Отношение между ними аналогично отношению между теми реальными объектами, которые они отражают. (Т. П. Зинченко.)
Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. 2003.
- ключевые раздражители
- когнитивная психология
Смотреть что такое «когнитивная карта» в других словарях:
Когнитивная Карта — субъективная картина, имеющая прежде всего пространственные координаты, в которой локализованы отдельные воспринимаемые предметы. Выделяют карту путь как последовательное представление связей между объектами по определенному маршруту, и карту… … Психологический словарь
Когнитивная карта — Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей. Когнитивная карта (от лат. cognitio знание, познание) образ зна … Википедия
КОГНИТИВНАЯ КАРТА — Термин, предложенный Э. Толменом для описания его теоретического представления о поведении животного при научении в лабиринте. Толмен утверждал, что у животного скорее формируется система пространственных связей – когнитивная карта , чем просто… … Толковый словарь по психологии
Когнитивная психотерапия — (англ. Cognitive therapy) одно из направлений современного когнитивно бихевиорального направления в психотерапии, разработанное А. Беком и опирающееся на положение об определяющей роли познавательных процессов (и в первую очередь мышления) в… … Википедия
Когнитивная схема — Когнитивная карта (от лат. cognitio знание, познание) образ знакомого пространственного окружения. Когнитивные карты создаются и видоизменяются в результате активного взаимодействия субъекта с окружающим миром. При этом могут формироваться… … Википедия
Когнитивная география — направление географии, изучающее пространственные представления, механизмы их формирования и использования в различных аспектах человеческой деятельности. Содержание 1 Общие сведения 2 Когнитивная география в России … Википедия
Когнитивная система — Эта статья предлагается к удалению. Пояснение причин и соответствующее обсуждение вы можете найти на странице Википедия:К удалению/17 ноября 2012. Пока процесс обсуждени … Википедия
карта когнитивная — субъективная картина, имеющая прежде всего пространственные координаты, в коей локализованы отдельные воспринимаемые предметы; образы ситуаций знакомого пространственного окружения. Создаются и изменяются в ходе активного взаимодействия субъекта… … Большая психологическая энциклопедия
Когнитивно-поведенческая психотерапия — Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей. Когнитивно … Википедия
Когнитивный диссонанс — (от англ. слов: cognitive «познавательный» и dissonance «отсутствие гармонии») состояние индивида, характеризующееся столкновением в его сознании противоречивых знаний, убеждений, поведенческих установок относительно некоторого… … Википедия
Книги
- Идентичность. Личность, общество, политика, Семененко Ирина Станиславовна, Самаркина И. В., Фадеева Л. А.. В фокусе внимания авторов энциклопедического издания — понятие идентичности и его использование в современном научном и политическом дискурсах. Дана оценка когнитивного потенциала концепта… Подробнее Купить за 1292 руб
- Идентичность. Личность, общество, политика. Энциклопедическое издание, Семененко И.С.. В фокусе внимания авторов энциклопедического издания – понятие идентичности и его использование в современном научном и политическом дискурсах. Дана оценка когнитивного потенциала концепта… Подробнее Купить за 1271 руб
- Когнитивно-синергетическая парадигма НЛП. От познания к действию, О. Е. Баксанский, Е. Н. Кучер. Современные когнитивные науки представляют собой междисциплинарный подход, объединяющий исследователей познания, изучающих закономерности приобретения, преобразования, представления… Подробнее Купить за 395 руб
Когнитивные, концептуальные и ассоциативные карты
Немного разобравшись с кентавром Теоном и его родственниками, смело отправляюсь в дремучий лес когнитивных конструкций и технологий, а чтобы сразу не заблудиться — попытаюсь составить карты )
Речь пойдет о различиях в следующих геоинформационных технологиях исследования нашего интеллекта (хотя авторы говорят скорее о репрезентации и визуализации идей-концепций-концептов):
- mind mapping (Buzan 1993)
- concept mapping (Novak 1984, 1993)
- cognitive mapping (Eden 1988, 1998, Ackermann et al. 1992)
За основу дифференциации этих технологий я взял комментарий с сайта разработчиков специального программного средства для когнитивного моделирования (http://www.banxia.com/dexplore/resources/whats-in-a-name). Я выбрал именно этот источник, т.к. разработчики зачастую вынуждены не столько рассуждать об отличиях теоретических концепций, сколько их реализовывать и объяснять широким массам пользователей.
1.1. Русская вики дает основной перевод как диаграмма связей, но также приводит два других: интеллект-карта или ассоциативная карта (а переводов очень много, часто используется, например, схема ума). А вот определение общее — способ изображения процесса общего системного мышления с помощью схем. Мне кажется, что более правильно суть этого вида схем отражает англоязычное толкование:
A mind map is a diagram used to represent words, ideas, tasks, or other items linked to and arranged around a central key word or idea. Mind maps are used to generate, visualize, structure, and classify ideas, and as an aid to studying and organizing information, solving problems, making decisions, and writing.
1.2. Теоретической основой этого вида карт является общая семантика (англ. General Semantics)
— эмпирическая дисциплина, представляющая собой систематическую методологию по исследованию того, как люди взаимодействуют с миром, реагируют на мир, реагируют на собственные реакции и реакции других людей и, соответственно, каким образом они изменяют своё поведение. Общая семантика основана Альфредом Коржибски в 1920-е — 1930-е годы. Общая семантика и семантика представляют собой отдельные дисциплины, которые не следует друг с другом путать. Технически название «общая семантика» отсылает к исследованию Коржибски семантических реакций, или реакций целого человеческого организма в окружающей среде на некое событие в отношении значения этого события.
К сожалению книгу сходу не нашел, хотя пишут, что есть переведенный вариант. Если кто найдет, загрузите в группу или киньте ссылку.
1.3. Особенностями ассоциативных карт, отличающие их от других являются:
- Наличие одной центральной идеи-концепции (в отличие от концептуальных и когнитивных карт)
- Древовидная структура (хотя иногда встречаются связи вершинами различных веток, но это скорее редкость)
- В качестве отправного узла (идеи), а также других узлов рекомендуется использовать картинки как более выразительные и богатые семантикой. Стоит отметить, что эта особенность часто отсутствует в программных утилитах.
- В картах могут присутствовать только ассоциативные связи, т.е. не размеченные и не конкретизированные (в отличие от концептуальных карт).
1.4. Существует большое количество программ для «майндмэппинга», которые можно использовать для самых разных целей и на разных платформах. Особый интерес представляет встраивание этой технологии в вики-движки (например, http://ru.wikipedia.org/wiki/MediaWiki).
На полях. Некоторое время назад Юрий Гапанюк активно рекламировал данные технологии, и предлагал их активно использовать в учебном процессе. К сожалению PmWiki не поддерживает соответствующие движки, поэтому в будущем (надеюсь в ближайшем) вики-ресурс НОК CLAIM перекочует на новую платформу.
1.5. Ассоциативные карты представляют особый интерес для тех, кто участвует в проекте по созданию АСНИ «Ассоциативных экспериментов», т.к. могут быть использованы для визуализации результатов исследования и др. аспектов. В частности, перспективу представляет использование БД АЭ для развития соотв. инструментов «майндмэппинга».
1.6. Надо еще проработать возможность использования математического аппарата ассоциативных сетей Квилиана, которые легли в основу развития семантических сетей, а также поискать другие мат. движки для этого вида схем.
2.1. Википедиа об этих типах карт имеет только статью на английском, которая гласит:
A concept map is a diagram showing the relationships among concepts. They are graphical tools for organizing and representing knowledge. Concepts, usually represented as boxes or circles, are connected with labeled arrows in a downward-branching hierarchical structure. The relationship between concepts can be articulated in linking phrases such as «gives rise to», «results in», «is required by,» or «contributes to».
1.2. Фактически, концептуальные карты можно приравнять к семантическим сетям, т.к. они
- имеют сетевую структуру (в отличие от ассоциативных карт),
- возможность указания типов связей (другие типы карт использует только один тип связей)
- используют в вершинах слова, реже короткие фразы
- могут, но редко имеют множественные связи между идеями-концепциями (вершинами сети).
1.3. Считается, что диаграммы UML являются подмножествами концептуальных карт.
3.1 Википедиа дает нам следующее определение:
Когнитивная карта (от лат. cognitio — знание, познание) — образ знакомого пространственного окружения. Когнитивные карты создаются и видоизменяются в результате активного взаимодействия субъекта с окружающим миром. При этом могут формироваться когнитивные карты различной степени общности, «масштаба» и организации. Это — субъективная картина, имеющая прежде всего пространственные координаты, в которой локализованы отдельные воспринимаемые предметы. Выделяют карту-путь как последовательное представление связей между объектами по определенному маршруту, и карту-обозрение как одновременное представление пространственного расположения объектов.
3.2 Психологи активно используют это понятие и соответствующую методику:
Когнитивные карты относятся к ранним компонентам памяти, они являются как бы схемой, канвой, или эскизом для формирования других предметных отражений. У. Найссер считает, что они контролируют частные образы воображения. По сравнению с элементами реального пространства у когнитивных карт бывают систематические искажения.
Дополнительно, по этой теме можно почитать статью У. Найссер. Когнитивные карты как схемы
3.3. Что касается самого термина (понятия), то он предложен в 1948 в работе американского психолога Э. Толмена «Когнитивные карты у крыс и челов. Надо будет как-нибудь почитать этот труд и убедиться (искренне на это надеюсь), что наши когнитивные процессы превосходят от наблюдаемых у наших меньших братьев ))3.4. В русскоязычной версии википедии также приводится краткое описание расширенного понимания когнитивных карт как инструмента для Методология когнитивного моделирования, которая предназначена для анализа и принятия решений в плохо определенных ситуациях и предложена Аксельродом [Axelrod R. The Structure of Decision: Cognitive Maps of Political Elites. – Princeton. University Press, 1976]. Именно этот подход вызывает наибольший интерес для области ИИ и СППР.
ека»
3.5. В статье Тимура Василенко «О.Генри и когнитивные карты» даются развернутые примеры построения когнитивных карт. Заслуживает внимание и список литературы статьи.
3.6. Когнитивные карты и ситуационное моделирование. Для меня лично большой интерес представляет применение соответствующих технологий в области поддержки принятия решений и ситуационных центрах. Например, можно посмотреть статью В.И. Максимов, Е.К. Корноушенко, С.В. Качаев «Когнитивные технологии для поддержки принятия управленческих решений» http://www.iis.ru/events/19981130/maximov.ru.html. Для интересующихся очень рекомендую посмотреть книгу А.Н.Райкова «Конвергентное управление и поддержка решений», где данная тематика рассматривается на большом практическом опыте и значительно обогащается другими технологиями и решениями. Как-нибудь я рассмотрю это более детально и постараюсь провести параллели между наработками отечественной школы (направления в науке) «ситуационного управления», которая возникла в СССР и активно развивалась до прихода поглотившего ее направления «ИИ».
Сейчас в режиме доделки находится html-версия моей книги по интеграции систем моделирования, поэтому пока с кратким обзором (я бы даже сказал анонсом) методов ситуационного моделирования (дискретных ситуационных сетей, RX-кодов, универсальным семантическим кодом и т.д.) можно ознакомиться здесь.
3.7. Стоит отметить, что в описании на сайте разработчиков banxia Когнитивные карты предстают в несколько ином виде и имеют дополнительные характерные особенности:
- имеют сетевую структуру, что отличает их от Ассоциативных карт (Mind Map)
- дуги (связи) отражают только казуальные связи (надо еще раз проверить этот факт)
- в узлах обычно находятся фразы-описания идей, а не слова-идентификаторы
- используются два типа вершин: моно и биполярные («идеи-антонимы»)
- в описании не отрицается возможность отрицательных связей, однако в иллюстрациях они не приводятся, как впрочем и коэффициенты отражающие силу связи (или ее относительную значимость). В статье Василенко этому уделяется особое внимание, да и у Райкова и других когнитивные карты предстают в мажорно-минорном виде (с раскраской дуг плюсиками и минусами).
3.8. Когнитивные карты имеют не только визуальное, но и математическое обоснование, которое может пригодиться тем, кто занимается созданием моделей жестов и эмоциональных экспрессий. Имеет смысл сразу смотреть Нечеткие когнитивные карты (FCM – не путайте с fuzzy c-means), граф из узлов и взвешенных дуг, где узлы – концепты предметной области, а дуги причинно следственные связи между ними. Используются во многих областях для моделирования динамических систем, так как обладают наглядностью, гибкостью отображения предметной области, возможностями абстрактного представления и элементов нечеткой логики (суждений).
4.1. Подводя небольшой итог представленному обзору, стоит отметить, что когнитивность, т.е. близость составленных схем концепций к тому как они устроены в памяти и мышлении человека во многом зависит от метода (технологии) их составления. Если они формируются в режиме свободного ассоциативного эксперимента или его коллективной вариации в формате «мозгового штурма», то лишь тогда мы можем говорить о захвате «крепости ума», но насколько она разрушена и полезна нам после «когнитивных боев» ответить можно далеко не всегда.
4.2. Актуальным является и вопрос о ценности полученных результатов – являются ли они драгоценностями отдельной крепости, и будут ли они, собранные вместе, составлять настоящее сокровище, которое, мы часто называем «ассоциативным тезаурусом» (или как настаивают некоторые — «лексической онтологией»).
Когнитивная карта: понятие, исследования, особенности
Что такое когнитивная карта, каким образом была исследована, чем она характеризуется и какую роль играет в психической жизни человека — об этом в статье.
Что такое когнитивные карты?
Человек, адаптируясь в мире, активно преобразовывает его и развивает в себе те необходимые качества и модели поведения, которые помогут ему успешно существовать. Все происходящее, с чем взаимодействует субъект и что он преобразовывает, становится основой для появления у него образов своего пространственного окружения. Этот образ и есть когнитивная карта. Как и сам человек, карта субъективна и отображает присущие только ему координаты и взаимное расположение предметов в одной картине.
Когнитивная карта (или когнитивная схема) имеет свои пространственные координаты (верх, низ и т. д.), в которых расположены предметы. Карта имеет огромное значение для человека, позволяя ему ориентироваться в пространстве, ставить цель и достигать ее. Практическая деятельность человека была бы очень затруднена или даже невозможна без представления обстановки, в которой он действует.
Когнитивная карта складывается не только у взрослых с развитой речью и способностью к самонаблюдению. Маленькие дети по мере обследования места проживания могут ориентироваться в нем без посторонней помощи. Мало того, такое качество присуще животным, что было открыто в процессе экспериментальной работы с ними психологов.
История происхождения понятия
Понятие «когнитивная карта» было предложено американским психологом Э. Толменом. Это произошло в конце 40-х годов ХХ века. В своем труде «Когнитивная карта у крыс и человека» он изложил результаты исследований, посвященных данному явлению. Так, психолог заметил, что крысы, помещенные в лабиринт и нашедшие из него выход к кормушке, могут повторить тот же путь вплавь. Таким образом, они действуют согласно внутренней карте, схеме движения.
Такая схема складывается у существ, наделенных психикой, на основании предшествующего опыта. Она состоит из маршрутов, взаимосвязей элементов окружающей среды, которые в дальнейшем влияют на поведение человека или животного. Исследователь считал, что у подопытных крыс формировалась именно картина, система связанных элементов, а не простое запоминание цепи необходимых действий. Чтобы создать мысленный аналог физической карты, Толмен предлагал закрыть глаза и представить, сколько окон находится в известной комнате.
Карты теории Толмена следует понимать как непосредственные, метафорические и отличать их от знаковых систем, созданных человеком, которыми тот пользуется.
Некоторые детали исследования
Исследования показали несколько характерных тенденций в формировании когнитивных карт:
- тенденция переоценивать знакомые расстояния и недооценивать плохо известные;
- тенденция выпрямлять незначительно искривленные пути;
- тенденция приближать пересеченные пути к перпендикулярным.
Такие искажения, к примеру, приводят к тому, что расстояние между населенными пунктами в пределах одной страны кажется меньшим, нежели между пунктами, находящимися в разных странах. Даже если расстояние между ними одинаковое.
Когнитивная теория
Теория и практика когнитивной психологии, к которым относится и теория когнитивных карт Толмена, как самостоятельное направление в психологии возникли в 60-х годах прошлого века. Мир психологии благодаря этому учению был дополнен знаниями о том, что психика — это совокупность когнитивных (познавательных) операций. Психологи-когнитивисты и сейчас работают над изучением психических познавательных процессов (мышления, восприятия, внимания и др.)
Когнитивная теория имеет свой исследовательский подход и практику терапии. Так, когнитивные психотерапевты считают, что все деструктивные процессы психологического характера у человека возникают по причине нарушения процессов познания и самопознания. Например, страдающий депрессией человек, отвечая на вопросы: «Кто я?», «Какое у меня будущее?», будет давать исключительно пессимистические, самоуничижительные ответы. Поэтому работа когнитивиста с ним будет направлена на исправление таких мыслительных моделей, которые влияют на эмоциональное состояние пациента.
Примеры когнитивных карт
Теория когнитивных карт выделяет два их вида:
- карту-путь как определенный маршрут, состоящий из последовательных пунктов и связанных элементов;
- карту-обозрение как одновременное представление существующих объектов в пространстве.
По мере развития человек совершенствует свои когнитивные карты, что помогает ему собирать, хранить и воспроизводить информацию о пространственном расположении вещей. Такие процессы интересуют ученых многих наук, поскольку когнитивные карты в определенном смысле контролируют воображение человека и, по сути, им же и являются.
Самым ярким примером «работы» когнитивных карт является дорога путешественника, который следует не по маршруту географической карты, а по внутреннему ориентиру. При этом странник складывает в своем воображении свою схему маршрута, опираясь на какие-то запоминающиеся детали внешнего мира (деревья, вывески, указатели и прочее). Благодаря такому процессу даже по прошествии времени человек может «видеть» пройденный путь и его особенности.
Когнитивные карты — это… Что такое Когнитивные карты?
- Когнитивные карты
Термин, описывающий образы ситуаций знакомого пространственного окружения. Создаются и изменяются в ходе активного взаимодействия субъекта с миром. Это представление противоположно бихевиористскому убеждению, что животные (например, крысы) способны пройти через лабиринт лишь потому, что они получают попожитепъиый стимул за правильные реакции. Экспериментальные свидетельства теории латентного изучения поддерживают первую точку зрения.
Психология. А-Я. Словарь-справочник / Пер. с англ. К. С. Ткаченко. — М.: ФАИР-ПРЕСС. Майк Кордуэлл. 2000.
- Когнитивноповеденческая (когнитивно-бихевиоральная) терапия
- Когнитивные процессы
Смотреть что такое «Когнитивные карты» в других словарях:
Карты — получить на Академике действующий промокод book24 или выгодно карты купить со скидкой на распродаже в book24
когнитивные карты — КОГНИТИВНЫЕ КАРТЫ (от лат. cognito знание, познание) термин, введенный Э. Толменом и использующийся для обозначения ментальной репрезентации пространства в ситуации решения задач навигации. Проводятся исследования, в которых оценивается… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки
когнитивные карты — сущ. техника запоминания текста, когда читатель использует физические подсказки , такие, как расположение текста в книге и его внешний вид, чтобы быстро найти этот текст … Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого
Когнитивные карты (cognitive maps) — К. к. отображает относительное расположение точек в пространстве, позволяя тем самым животному ориентироваться в направлении точки, не имеющей явных отличительных признаков. Существованием этого термина мы обязаны Толмену, к рый использовал его… … Психологическая энциклопедия
Когнитивные структуры в общении — Когнитивные (от лат. cognitio знание, познание) структуры (К. с.) инварианты человеческого восприятия, к рые отражают содержание и структуру знаний человека о действительном и возможном мирах и определяют их категоризацию и систему О. человека.… … Психология общения. Энциклопедический словарь
Когнитивная карта — Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей. Когнитивная карта (от лат. cognitio знание, познание) образ зна … Википедия
Когнитивная схема — Когнитивная карта (от лат. cognitio знание, познание) образ знакомого пространственного окружения. Когнитивные карты создаются и видоизменяются в результате активного взаимодействия субъекта с окружающим миром. При этом могут формироваться… … Википедия
БИХЕВИОРИЗМ — (от англ. behaviour поведение) теор. направление в психологии, возникшее в конце 19 нач. 20 вв. и сделавшее осн. предметом изучение поведения организма в среде. В рамках этого направления, в целом, поведение рассматривается как… … Энциклопедия культурологии
Социальные сетевые сервисы — Социальный сетевой сервис виртуальная площадка, связывающая людей в сетевые сообщества с помощью программного обеспечения, компьютеров, объединенных в сеть (Интернет) и сети документов (Всемирной паутины). Сетевые социальные сервисы в… … Википедия
ЭМПИРИЗМ — (от греч. empiria опыт) одно из важнейших направлений в философии Нового времени, утверждающее, что источником достоверного знания является один только чувственный опыт, а мышление, разум способны лишь комбинировать материал, доставляемый… … Философская энциклопедия
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ — образ раннее воспринятого предмета или явления (П. памяти, воспоминание), а также образ, созданный продуктивным воображением; форма чувств. отражения в виде нагляднообразного знания. В отличие от восприятия П. поднимается над непо средств … Философская энциклопедия
Когнитивные карты — Архитектура информационных систем
В 1948 году Эдвард Чейс Толмен опубликовал статью «Когнитивные карты у крыс и людей», ставшую в дальнейшем широко известной и послужившую одним из триггеров того, что мы сегодня называем когнитивные науки. (Изложение статьи на русском см. Толмен Э. Когнитивные карты… ) В ней он рассказывает о нескольких экспериментах с крысами, один из которых выглядел следующим образом. Крысам (хотел написать предлагали, но думаю, что здесь будет более уместно другое слово), так вот большая группа крыс наблюдалась в процессе освоения лабиринта, состоящего из 14 Т-образных коридоров. Сначала в эксперименте участвовали две контрольные группы – одна, которая никогда не находила пищу в лабиринте(I) и другая, которая её получала на протяжении всего эксперимента (II). Естественно, что участники второй группы предпочитали двигаться к выходу из лабиринта, т.к. в нем была расположена пища (вероятно сыр). С каждым днем участники этой группы совершала все меньшее и меньшее количество ошибок(см. рисунок ниже). У группы номер один мотивации искать выход из лабиринта не было, и они степенно блуждали по лабиринту, иногда находя выход. Однако, самое интересное началось после выделения в эксперименте еще одной группы (III)
На 11 день эксперимента группе, которой до этого не давали пищу (по сути, подгруппе испытуемых из группы I), стали её давать. Т.е. часть крыс, которая до этого чинно прогуливалась по лабиринту без всякой цели, вдруг обнаружила, что на выходе её ждет сыр. Дальше случилось невероятное. Испытуемые этой группы не только научились находить правильный выход из лабиринта, но уже через пару дней делали меньшее количество ошибок, чем испытуемые из второй группы. См. рисунок:
Из этого феномена ученые породили множество гипотез, большая часть из которых впоследствии подтвердилась, о наличии таких вещей как латентное научение, способность животных создавать в мозгу связи, намного более сложные связи, чем между стимулом и реакции, в частности: те самые когнитивные карты, т.е. мысленные образы постановки задач, название которых я вынес в заголовок этой заметки.
Теперь перейдем к анализу постановки задачи и проектированию варианта реализации. Испытуемые первой группы работают в традиционной push-модели, когда чувство голода или не в меру амбициозный руководитель заставляет их искать выход из лабиринта. В принципе, что-то у них получается, но чем сложнее задача, тем менее похож реальный результат на результат ожидаемый. Многие бюрократии руководствуются принципом, что не выполнить поручение нельзя, но постановку задачи всегда можно немного подкорректировать(см. заметку Гибкий процесс развития продуктов). Отсюда знаменитое: хотели как лучше, а получилось как всегда. Над испытуемыми третьей группы такого рода давление не висит, и они строят более качественные когнитивные карты, которые потом умело используют для поиска решения. Главное эту деятельность осуществлять.
В практической работе мы довольно часто можем слышать такие слова: задача еще не отлежалась, заказчик пока не созрел, нет четкого понимания… и т.д. Речь в таких случаях идет о том, что у команды пока отсутствуют внятные когнитивные карты, отвечающие на вопрос: чего мы хотим и как мы это могли бы сделать. К сожалению, в гибких методологиях разработки техники обретения такого понимания изложены довольно скудно. Можно, разве что, вспомнить груминг бэклога (Backlog Grooming), но эта практика уж точно внедряется не в первую очередь. Workshop по анализу и проектированию (см. Мастерская инженерии программных продуктов), безусловно, закрывает эту потребность, но кто же по доброй воле станет его проводить.
Анализ, проектирование, обсуждение постановки задачи и вариантов реализации – нужны, независимо от используемого подхода к разработке. А вот то, как правильно выстроить подобные практики – это уже отдельный вопрос.