Коммуникация это общение это: Коммуникация — что это такое и виды коммуникаций – Коммуникация (общение) — это… Что такое Коммуникация (общение)?

Автор: | 23.06.2020

Содержание

Коммуникация и общение — чем отличаются эти понятия?

Любой из членов человеческого общества взаимодействует с другими на двух уровнях: социальной жизни (полезной для всего общества, открытой по принципу «доступно всем») и жизни личной, которая выстраивается в зависимости от индивидуальных потребностей человека в общении.

Первый, социальный, уровень взаимодействия отличает тот факт, что общение на нем присутствует вне зависимости от желания индивидуума. От нормального функционирования этой системы зависит поддержание общественного порядка и привычного для всех мироустройства. Каждый человек вносит посильный вклад в работу системы, являясь потребителем или поставщиком услуг либо товаров, поддерживая институты правопорядка, медицины и образования.

Таким образом, общение – неотъемлемая часть социальной жизни любого человека. Термин «коммуникация» не совсем тождественен вышеописанному процессу. Вот почему стоит разобраться, чем же отличаются общение и коммуникация.

Общение – процесс сложный и многоступенчатый

Повседневное общение большинство людей воспринимают как нечто само собой разумеющееся, не подлежащее разделению на составные части. К примеру, попросив кого-то из домашних за завтраком подвинуть ближе кофейник, большинство людей свои действия не анализируют.

Психологи, напротив, дают процессу общения характеристику, выделяя основные его аспекты и составляющие. Общение разделяется на две области: объективную и субъективную. Первая находит свое выражение в таких сильных связях, как зависимость и созависимость, подчинение и стремление контролировать, взаимовыручка и кооперативность. Субъективная область общения – это не поддающиеся структуризации межличностные отношения участников процесса. Объективная и субъективная области общения непрерывно влияют друг на друга.

Общение – непростой процесс поддержания и налаживания социальных и межличностных контактов – происходит за счет коммуникации, восприятия собеседника и взаимодействия с ним.

Коммуникация – составная часть процесса общения

Коммуникация – это процесс обмена информацией, являющийся неотъемлемой частью общения. Таким образом, коммуникация не тождественна не только общению, но и другим составляющим данного процесса. Важно уяснить, чем именно они различаются.

Читайте также: 5 простых шагов создания стратегии
Читайте также: Вера Платонова, гендиректор Mastercard: «Украина идет по сценарию развития cashless-экономики»
Чем же отличаются
  1. Коммуникация и взаимодействие? Коммуникация – акт чисто теоретический, она не предполагает действий либо поступков для изменения взглядов оппонента либо мотивировки его на определенного рода активность.
  2. Коммуникация и взаимовосприятие? Коммуникация не включает индивидуальных ощущений субъекта общения. Однако изложенная с ее помощью информация может повлиять на процесс взаимовосприятия оппонентов, а коннотативная окраска и способы коммуникации могут претерпевать изменения в зависимости от восприятия друг друга субъектами общения.

Для успеха процесса коммуникации, который должен привести к оптимизации деятельности группы субъектов общения, все без исключения участники процесса должны использовать один ряд понятий и символов, быть заинтересованными во взаимодействии, и, кроме того, сосредоточенными на усвоении и принятии передаваемой информации.

Коммуникация осуществляется за счет следующих средств:
  • Письменная речь.
  • Устная речь.
  • Невербальные сигналы.
Отличия коммуникации от общения

Коммуникация – важная, но далеко не единственная составляющая общения. Этот несомненно многогранный процесс приема и передачи информации не затрагивает сложных межличностных связей, непрерывно возникающих между субъектами общения. Также коммуникация не затрагивает образное мышление, которым пользуются все без исключения люди, общаясь друг с другом. И, в третьих, в нее не включены аспекты межличностного взаимодействия между людьми.

Коммуникация оптимизирует совместную деятельность общающейся группы, не являясь при этом деятельностью.

Поступки не имеют никакого отношения к процессу обмена информацией, они лишь могут являться его последствиями.

Обычно поэтому эффективное коммуницирование достигается в разы проще, чем успешное выполнение других стадий общения.

Для лучшего обмена информацией и идеями люди придумали множество инструментов: единый для всей группы язык и диалект, специализированные термины и понятия, ясные для каждого члена группы невербальные знаки и символы.

Эти средства приняты и закреплены в общении отдельно взятой группы людей, которых связывает один или несколько аспектов жизни (работа, национальность, хобби, идеи и так далее). Это могут быть, к примеру, друзья, члены одной семьи, спортивная команда, граждане одной страны, носители конкретного языка. Деление не всегда зависит от территории либо времени: своя система знаков может быть частью жизни, например, представителей одной субкультуры (панки, скинхеды, готы и так далее).

Коммуникация, взаимовосприятие и взаимодействие – части общения

Чтобы раз и навсегда выяснить, в чем отличия коммуникации и общения, следует сравнить характеристики трех вышеназванных процессов и возможные объекты их приложения.

Итак, коммуникация, как уже говорилось выше, преследует одну цель – обмен информацией. Успешно коммуницировать можно не только с человеком, но и с так называемым иллюзорным партнером (к примеру, животным, которое до определенной степени понимает человеческий язык) либо неживым объектом (книгой, компьютером).

Взаимодействие переводит процесс общения из теоретической плоскости в практическую. Это есть ни что иное, как совершение действий во имя общей цели, направленных на активность, выгодную для всех членов группы. Потенциальным объектом здесь уже не может выступать животное. Остаются человек либо неживой объект.

Взаимовосприятие подключает к процессу общения личностную составляющую. Это взаимное влияние на психологическое состояние субъектов общения, а также формирование личностного восприятия других членов группы. Данная составляющая общения доступна только парам «человек — человек».

Источник: http://vchemraznica.ru

 

Похожие статьи по теме: 

 

Читайте также: Елена Плахова: что я знаю наверняка о коммуникациях военного времени
Читайте также:  Лилия Зубарева: кризис – самое продуктивное время для профессионалов
Читайте также: Наталья Хвостова: Прозрачность и честность — залог успеха в отношениях со стейкхолдерами
Читайте также: Вадим Галайчук, партнер Hillmont Partners: «Репутация компании — это сумма репутаций каждого сотрудника»

 

Вам также может быть интересным: 

 

Как превратить бренд в доходный актив компании

31.05.2017 — Tag: Статьи

«Как превратить бренд в доходный актив компании?» — вопрос на миллион. Ответить на него…

 

Миссия компании: примеры и технологии создания

12.06.2017 — Tag: Кейсы

Миссия нужна как организации, так и каждому отдельному человеку. Некоторым удается найти…

TRENDWATCH: Как бросить вызов вашей В2В и NFP стратегии

05.07.2017 — Tag: Советы

В эпоху быстро меняющихся цифровых технологий маркетинг должен разрабатывать и строить…

 

Талант відваги… Або як впевнено почуватися в різних життєвих ситуаціях

19.06.2017 — Tag: Советы

Використовуйте кожну хвилину, здійснюйте свою мрію. Відвага – це талант, сила, магія. Йоганн…

Расскрытие понятий «коммуникация» и «общение»

Издавна коммуникация и общение являлись синонимичными понятиями. Однако современные исследователи в области психологии определяют «коммуникацию» лишь одним из компонентов «общения», который носит информационно-смысловой характер.

Как таковое, общение — это сложный процесс, состоящий из трех составляющих:

  • коммуникация — обмен информацией путем использования знаков или символов;
  • перцепция — создание и поддержание взаимосвязей между субъектами;
  • интеракция — взаимодействие с субъектом.

Общение применяется в качестве инструмента для обмена знаниями, навыками, опытом и т.д. Степень эффективности общения, усваиваемости информации напрямую зависит от глубины задействованных эмоций. Чем они сильнее и ярче, тем сильнее включают в работу память.

Коммуникация, в свою очередь, также состоит из трех составляющих:

  • когнитивная — степень осведомленности в данном контексте;
  • эмотивная — манипулирование эмоциями субъекта, своим состоянием;
  • коннотативная — определение поведения субъекта.

Кроме этого, субъекты процесса коммуникации выполняют следующие функции:

  • информационно-коммуникативная — совершение процесса обмена информации, ее усвоения;
  • аффективно-коммуникативную — оказание влияния на эмоциональную составляющую участника общения;
  • регулятивно-коммуникативную — направление деятельности участников общения, контролирование каждого субъекта.

Между описанными функциями наблюдается прочная связь.

Сразу несколько исследований указывают на высокую степень различия межличностной и массовой коммуникации. Исследователи сравнивают их по конкретным параметрам, что описано на рисунке 1.

Информационно-коммуникативная функция побуждает участников общения к творчески продуктивному взаимодействию, желанию осознать позиции и мнения друг друга, ведению дискуссий.

Рисунок 1. Межличностная и массовая коммуникация

Расскрытие понятий "коммуникация" и "общение"

Регулятивно-управляющая функция служит для настройки участников общения на один лад путем их воздействия друг на друга в степени, которая зависит от психологического состояния и свойств каждого из субъектов. Стандартными инструментами для воздействия на другого человека являются: убеждение, внушение, подражание и заражение.

Эмоционально-коммуникативная функция влияет на ход общения путем воздействия на эмоциональное состояние участников коммуникации. Дает возможность как снять напряжение в общении, так и создать раздражительную, негативную атмосферу.

Теория массовой коммуникации

Массовая коммуникация, аналогично межличностной, основывается на следующих уровнях общения:

  • рациональный — определение причинно-следственных связей и мотивов путем логических рассуждений;
  • эмоциональный — идентификация эмоционального состояния аудитории;
  • интуитивный — предполагает действия, самопроявления субъектов.

Выбор инструмента для управления группой должен быть основан, исходя из ее особенностей, которые необходимо фиксировать на каждом и

чем является процесс, краткое описание

Общение это в психологии определение важной потребности человека в любом возрасте. Благодаря ему, планируется, контролируется и осуществляется деятельность людей, устанавливаются дружеские и любовные отношения. Для более обширного понимания этого вида коммуникации в психологии, социологии, обществознании и педагогике требуется изучить, что значит общение, каковы его цели и функции.

Коммуникации в обществе

Коммуникации в обществе

Общение с позиции психологии

Под термином «общение» понимаются разные формы взаимодействия людей, которые осуществляются при помощи различных знаковых средств, таких как:

  • мимика;
  • символы;
  • образы.

Желание контактировать с другим человеком возникает из-за потребности действовать совместно.

Значение в психологии

Значение в психологии

Чтобы ясно понимать, что такое общение, необходимо рассмотреть различные определения этого термина. Они помогут составить многогранное представление об этом способе коммуникации:

  1. Человеческое общение – это в психологии считается сложным и многоплановым процессом, который направлен на установление и развитие контактов между группой лиц.
  2. Согласно литературе по культуре коммуникаций, общение – это своеобразный процесс обмена результатами духовной и психической деятельности между людьми. Сюда можно отнести оценки, мысли, чувства, суждения, установки.
  3. Также коммуникация является основной психологической потребностью человека, которая способствует формированию личности. В процессе межличностных контактов субъективный мир одного индивида открывается для другого. Это позволяет человеку самоопределиться и самопрезентовать себя в обществе.

Суть общения, цель, функции

Социологи считают, что межличностные коммуникации – это отличный способ передать другим людям общественный опыт и культуру. Отечественные психологи поддерживают мысль, что целью общения является создание единства между обменом информацией и деятельностью в обществе. Но совершить обмен нереально, если между людьми отсутствует понимание, ведь оно помогает добиться успеха и наладить тесный контакт.

Важно! Поэтому понимание является главной целью межличностных контактов. Именно от него зависит результат коммуникаций.

Цели общения

Цели общения

Общение в жизни человека выполняет 8 основных функций.

Контактная

Чтобы понять, что значит контактная функция, и для чего она нужна, достаточно вспомнить главный страх человека – боязнь быть непонятым.

Важно! Этот барьер препятствует установлению близких и длительных взаимоотношений с людьми.

Чем больше один человек общается с другим, тем легче устанавливается контакт между ними и как следствие – понимание.

Информационная

Информационная функция отвечает за формирование, передачу и прием информации. Реализуется она в несколько этапов:

  • вначале выравниваются различия в информированности индивидов, которые нацелены на вступление в психологический контакт;
  • затем происходит передача убеждений, мыслей, фактов, и делаются выводы об услышанном;
  • на третьем этапе формируется желание понять собеседника.

Эта функция общения важна, так как сообщения, замыслы, решения и мнения помогают наладить понимание между контактирующими субъектами.

Побудительная

Побудительная функция позволяет стимулировать человека на активные действия. В этом случае общение позволяет управлять людьми.

Дополнительная информация. В современном мире эта функция используется во всех сферах деятельности для манипуляций.

Рекламные ролики – яркий пример успешной реализации функции.

Координационная

Координационная функция позволяет людям заниматься совместной деятельностью. Благодаря ей, группа лиц может согласовать свои действия и эффективно выполнить поставленную задачу. Если функция будет реализована некачественно, такое общение принесет разочарование и убытки.

Эмотивная

Благодаря эмотивной функции, люди способны возбудить в партнере необходимые эмоциональные переживания, а также осуществить изменение собственного состояния.

Важно! Передача эмоций может происходить как вербальным, так и невербальным способом.

Если способы эмоционального регулирования у партнеров различны, то эффективная реализация этой функции в общении будет невозможна, и люди столкнуться с недопониманием и конфликтами.

Функция понимания

Терминология слова «понимание» связана с такими понятиями, как «значение» и «смысл». Исходя из этого, главная задача этой функции заключается в том, чтобы объяснить двум контактирующим людям цель их общения, а также дальнейшее развитие событий. Также понимание позволяет партнерам узнать друг друга и в будущем предугадывать поведение, установки и состояние собеседника.

Функция влияния

Функция влияния похожа на побудительную функцию. Главная ее цель – изменить поведение, состояние, личностно-смысловые образования собеседника.

Важно! Для реализации функции могут использоваться разнообразные психосоциальные приемы воздействия. Использоваться она может как в позитивных, так и негативных целях.

Функция отношения

Функция управления отношениями позволяет индивиду осознать и зафиксировать свое место в деловых, статусных, межличностных связях. При помощи нее у человека появляется свой круг интересов, важных и нужных людей, а также знакомства для каких-то конкретных дел.

Виды общения

Обмен информацией между людьми может проходить чрезвычайно разнообразно. Осознать, что такое общение, какова его роль в обществе, и каких видов оно бывает, поможет коммуникативная классификация.

Виды общения

Виды общения

По содержанию

Когда между людьми выстраивается общение, определение его целей является главной задачей в самом начале. Поэтому деление коммуникации по содержанию позволяет установить мотивы контакта. Согласно этой классификации общение бывает:

  1. Деятельностное. Между индивидуумами происходит обмен навыков, умений, операций и действий.
  2. Мотивационное. При таком общении люди обмениваются потребностями, интересами, побуждениями.
  3. Кондиционное. Благодаря этому виду, один человек способен совершить обмен физиологического и психического состояния.
  4. Когнитивное. Основная цель такого общения заключается в передаче знаний.
  5. Материальное. При коммуникации люди обмениваются продуктами и предметами.

По целям

По целям общение подразделяется на 2 вида:

  • социальное, при котором преследуется цель расширить и укрепить межличностные контакты;
  • биологическое, которое требуется обществу для поддержки и развития организма.

По каналу коммуникации

По каналу коммуникации общение подразделяется на следующие виды:

  1. Невербальный. Обмен информацией между людьми осуществляется при помощи жестов, мимики.
  2. Вербальный. Этот канал социальной коммуникации реализуется при помощи речи.
  3. Искусственный. Общение осуществляется за счет своеобразных амулетов, татуировок, символов, которые имеют определенное значение. Также к этому виду относятся книги, пресса, телефоны, телевидение и радиовещание.

По средствам

По средствам общение бывает:

  1. Косвенным. Общение осуществляется при помощи посредников.
  2. Прямым. Беседа людей происходит при личном контакте.
  3. Опосредованным. При этом общении используются различные средства и орудия для обмена информацией между людьми. Социальные сети – яркий пример такой коммуникации.
  4. Непосредственным. Общение происходит при помощи естественных органов, например, зрения, слуха.

По контакту

В зависимости от контакта с собеседником, общение бывает:

  1. Опосредованным. Такой вид общения считается косвенным. Обмен между людьми осуществляется тогда, когда они отдалены друг от друга. Например, это переписка, разговор по телефону.
  2. Непосредственным. Является прямой коммуникацией, при которой субъекты находятся рядом друг с другом и обмениваются информацией при помощи мимики, жестов и речи. Этот вид считается наиболее полноценным, так как в процессе индивиды способны получать максимум знаний друг о друге.

По условиям ситуации

По условиям ситуации общение бывает:

  1. Официальным. Должностное общение осуществляется исключительно в деловой сфере. Для него характерно наличие большого количества формальностей и правил.
  2. Неофициальным. Частное общение не ограничивается набором правил. Оно может происходить в любой сфере.

Особенности коммуникации

После того, как стал понятен термин «общение», что это такое и для чего нужно, самое время изучить его особенности. Они помогут выстроить правильную коммуникацию:

  1. Для качественного общения необходимо присутствие двух активных индивидов.
  2. Во время беседы необходимо наличие взаимного влияния друг на друга, как эмоционального, так и физиологического.
  3. У партнеров должна осуществляться единая или схожая система обмена информацией.
  4. При общении требуется наличие возможности для возникновения коммуникативных барьеров.
Основные правила

Основные правила

Помимо этих норм, существуют социальные правила, которые способны улучшить общение между людьми.

Правила общения (коммуникации)

Чтобы межличностные отношения с друзьями, коллегами или любимым человеком  не портились со временем, требуется изучить основные правила коммуникаций:

  1. Для создания доверительной и познавательной беседы необходим визуальный контакт.
  2. Говорить желательно только по делу. Следует исключить из словарного запаса выражения, которые не несут никакой смысловой нагрузки.
  3. Разговор необходимо всегда поддерживать, задавая вопросы и уточняя информацию.
  4. Чтобы беседа не угасла, требуется отвечать развернуто. Лучше исключить односложные и простые ответы при разговоре.
  5. Не следует употреблять неизвестные для собеседника слова. Язык и рассуждения должны быть понятны обоим.
  6. Хорошее настроение – залог интересного разговора. Даже деловой встрече не помешает немного юмора и улыбок.
  7. Во время разговора в руках не должно быть вещей. Они могут забирать внимание собеседника на себя.
  8. Паузы при беседе – коварные враги. Длинное молчание (более 10 секунд) вызовет дискомфорт.

Общение человека с другим индивидом – это искусство, которое может постичь каждый, если будет следовать вышеизложенным рекомендациям.

Как общаться с невозможными людьми

К сложным людям требуется особый подход во время беседы. Если нужно контактировать с неприятным человеком, минимизировать получение негативных эмоций можно при помощи 5 основных правил:

  1. Не следует принимать на свой счет критику оппонента и советы, о которых не просили.
  2. Если собеседник любит перебивать, не следует позволять ему это делать. Для этого требуется вежливо объяснить человеку, что его аргументы не будут услышаны до тех пор, пока речь не будет закончена.
  3. Если собеседник не хочет говорить, но получить ответ от него необходимо, в этом случае лучшее общение – это кратко изложить суть вопроса.
  4. Не следует забывать об умении слушать оппонента. Благодаря внимательному отношению к собеседнику, будет видно уважение к его словам и мыслям.
  5. Не нужно учить человека общаться, если он это делает как-то не так. У каждого индивида своя манера разговора. Поэтому оценочная беседа будет только раздражать.

Коммуникация – это ключ к целому миру. Внимательное изучение инструкции по управлению ей и грамотное использование позволят легче добиваться поставленных целей.

Видео

ПОНЯТИЕ «ОБЩЕНИЕ». ОБЩЕНИЕ КАК КОММУНИКАЦИЯ. Деловое общение. Курс лекций

ПОНЯТИЕ «ОБЩЕНИЕ». ОБЩЕНИЕ КАК КОММУНИКАЦИЯ

Общение свойственно всем высшим живым существам, но на уровне человека оно приобретает самые совершенные формы, становясь осознанным и опосредствованным речью. В общении выделяются аспекты содержания, цели и средств.

Содержание – это информация, которая в межиндивидуальных контактах передается от одного человека к другому. Люди обмениваются информацией, представляющей знания о мире, богатый, прижизненно приобретенный опыт, способности, умения и навыки. Человеческое общение многопредметно и в высшей степени разнообразно по своему внутреннему содержанию.

Цель общения – то, ради чего у человека возникает данный вид активности. Это передача и получение объективных знаний о мире, обучение и воспитание, согласование разумных действий людей в их совместной деятельности, установление и прояснение личных и деловых взаимоотношений, многое другое. Цели человеческого общения представляют собой средство удовлетворения многих разнообразных потребностей: социальных, культурных, познавательных, творческих, эстетических, потребностей интеллектуального роста, нравственного развития и ряда других.

Средства общения можно определить как способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, передаваемой в процессе общения.

Кодирование информации – это способ передачи ее от одного живого существа к другому. Например, информация может передаваться с помощью прямых телесных контактов: касанием тела, руками. Информация может передаваться и восприниматься людьми на расстоянии, через органы чувств (наблюдения со стороны одного человека за движениями другого или восприятие производимых им звуковых сигналов).

У человека, кроме всех этих данных от природы способов передачи информации, есть немало таких, которые изобретены и усовершенствованы им самим. Это язык и другие знаковые системы, письменность в ее разнообразных видах и формах (тексты, схемы, рисунки, чертежи), технические средства записи, передачи и хранения информации (радио и видеотехника; механическая, магнитная, лазерная и иные формы записи).

В зависимости от содержания общение может быть представлено как материальное (обмен предметами и продуктами деятельности), когнитивное (обмен знаниями), кондиционное (обмен психологическими или физиологическими состояниями), мотивационное (обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями), деятельностное (обмен действиями, операциями, умениями, навыками).

При материальном общении субъекты, будучи занятыми индивидуальной деятельностью, обмениваются ее продуктами, которые, в свою очередь, служат средством удовлетворения их актуальных потребностей.

При кондиционном общении люди оказывают влияние друг на друга, рассчитанное на то, чтобы привести друг друга в определенное физическое или психическое состояние. Например, поднять настроение или, напротив, испортить его; возбудить или успокоить, а в конечном счете – оказать определенное воздействие на самочувствие друг друга.

Мотивационное общение имеет своим содержанием передачу друг другу определенных побуждений, установок или готовности к действиям в определенном направлении. В качестве примера такого общения можно назвать случаи, когда один человек желает добиться того, чтобы у другого возникло или исчезло некоторое стремление, чтобы у кого-либо сложилась определенная установка к действию, актуализировалась некоторая потребность. Иллюстрацией может служить общение, связанное с различными видами познавательной или учебной деятельности. Здесь от субъекта к субъекту передается информация, расширяющая кругозор, совершенствующая и развивающая способности.

По целям общение делится на биологическое и социальное в соответствии с обслуживаемыми им потребностями.

Биологическое – это общение, необходимое для поддержания, сохранения и развития организма. Оно связано с удовлетворением основных органических потребностей. Социальное общение преследует цели расширения и укрепления межличностных контактов.

Общение может быть непосредственным и опосредствованным, прямым и косвенным. Непосредственное общение осуществляется с помощью естественных органов, данных живому существу природой: руки, голова, туловище, голосовые связки и т. п. Опосредствованное общение связано с использованием специальных средств для организации общения и обмена информацией.

Прямое общение предполагает личные контакты и непосредственное восприятие друг другом общающихся людей в самом акте общения, например, телесные контакты, беседы людей, их общение в тех случаях, когда они видят и непосредственно реагируют на действия друг друга. Косвенное общение осуществляется через посредников, которыми могут выступать другие люди (например, переговоры между конфликтующими сторонами на межгосударственном, семейном уровнях).

Человек отличается от животных наличием у него особой, жизненно важной потребности в общении, а также тем, что большую часть своего времени он проводит в общении с другими людьми.

Среди видов общения можно выделить также деловое и личностное, инструментальное и целевое. Деловое общение обычно включено как частный момент в какую-либо совместную продуктивную деятельность людей и служит средством повышения качества этой деятельности. Его содержанием является то, чем заняты люди, а не проблемы, которые затрагивают их внутренний мир.

В отличие от делового личностное общение, напротив, сосредоточено в основном вокруг психологических проблем внутреннего характера, тех интересов и потребностей, которые глубоко затрагивают личность человека: поиск смысла жизни, определение своего отношения к значимому человеку, к тому, что происходит вокруг, разрешение какого-либо внутреннего конфликта.

Инструментальным можно назвать общение, которое не является самоцелью, не стимулируется самостоятельной потребностью, но преследует какую-то иную цель, кроме получения удовлетворения от самого акта общения. Целевое общение само по себе служит средством удовлетворения специфической потребности, в данном случае потребности в общении.

В жизни человека общение не существует как обособленный процесс или самостоятельная форма активности. Оно включено в индивидуальную или групповую практическую деятельность, которая не может ни возникнуть, ни осуществиться без интенсивного и разностороннего общения.

Между деятельностью и общением как видами человеческой активности существуют различия. Результатом деятельности является обычно создание какого-либо материального или идеального предмета, продукта (например, формулировка идеи, мысли, высказывания). Итогом общения становится взаимное влияние людей друг на друга. Деятельность является в основном интеллектуально развивающей формой активности, главным образом формирующей и развивающей личность. Но деятельность может также участвовать в персональном преобразовании человека, равно как общение – в его интеллектуальном развитии. Поэтому и деятельность, и общение следует рассматривать как взаимосвязанные стороны развивающей человека социальной активности.

Важнейшими видами общения у людей являются вербальное и невербальное.

Невербальное общение не предполагает использования звуковой речи, естественного языка в качестве средства общения. Это общение при помощи мимики, жестов и пантомимы, через прямые сенсорные или телесные контакты. Это зрительные, слуховые, обонятельные и другие ощущения и образы, получаемые от другого лица. Вербальное общение присуще только человеку и в качестве обязательного условия предполагает усвоение языка.

Общение – это коммуникация, т. е. обмен мнениями, переживаниями, желаниями и т. д. Содержание конкретной коммуникации может быть различным: обсуждение новостей, сообщение о погоде или спор о политике, решение деловых вопросов с партнерами (всего не перечислить), но это всегда коммуникация, и представить себе общение без нее невозможно.

Следует помнить, что коммуникация в общении всегда значима для ее участников, так как обмен сообщениями происходит не без причины, а ради достижения каких-то целей, удовлетворения каких-то потребностей и т. д.

В процессе коммуникации информация передается от одного субъекта другому. Субъектами могут выступать отдельные личности, группы и даже целые организации. В первом случае коммуникация носит межличностный характер и осуществляется путем передачи идей, фактов, мнений, намеков, ощущений или восприятий, чувств и отношений от одного лица другому в устной или какой-либо другой форме (письменно, жесты, поза, тон голоса, время передачи, недосказанность и т. п.) с целью получения в ответ желаемой реакции.

Коммуникация и информация – различные, но связанные между собой понятия. Коммуникация включает и то, что передается, и то, как это «что» передается. Для того чтобы коммуникация состоялась, необходимо как минимум наличие двух людей.

Коммуникация предъявляет требования к каждому из участников управленческого взаимодействия. Так, каждый из участников должен обладать всеми или некоторыми способностями: видеть, слышать, осязать, воспринимать запах и вкус. Эффективная коммуникация требует от каждой из сторон определенных навыков и умений, а также наличия определенной степени взаимного понимания.

Термин «коммуникация» происходит от латинского communis, означающего «общее»: передающий информацию пытается установить «общность» с получающим информацию. Отсюда коммуникация может быть определена как передача не просто информации, а значения или смысла с помощью символов.

Эффективная межличностная коммуникация в силу ряда причин очень важна для успеха в управлении. Во-первых, решение многих управленческих задач строится на непосредственном взаимодействии людей (начальник с подчиненным, подчиненные друг с другом) в рамках различных событий. Во-вторых, межличностная коммуникация, возможно, является лучшим способом обсуждения и решения вопросов, характеризующихся неопределенностью и двусмысленностью.

Углубленное изучение межличностной коммуникации предполагает рассмотрение ее как процесса, состоящего из этапов и стадий (рис. 1). Знание роли и содержания каждого из этапов позволяет более эффективно управлять процессом в целом.

На этапе отправления тот, кто передает информацию, называется отправителем. Это ключевая роль, заключающаяся в проектировании и кодировании информации, предназначенной для передачи другим участникам процесса. Выполнение данной роли начинается с идентификации индивидом себя (кто я такой) в рамках коммуникационного процесса и формулирования значения или смысла того, почему и что он хочет передать другому участнику. За этим следует кодирование идеи.

Кодирование – это трансформирование предназначенного для передачи значения в послание или сигнал, который может быть передан. Кодирование в коммуникационном процессе начинается с выбора системы кодовых знаков – носителей информации. Носителями могут быть звук, свет, температура, запах, вкус, атмосферное давление и физические действия. Далее носители организуются в определенную форму, которой могут быть речь, текст, рисунок, поступок и т. д. Умение говорить, писать, жестикулировать, позировать играет важную роль в способности отправителя кодировать передаваемо значение.

Рис. 1. Модель коммуникационного процесса

В результате этих действий формируется послание, содержащее данные с определенным значением. Смысл или значение послания представляют собой принадлежащие отправителю идеи, факты, ценности, отношения и чувства. При этом отправитель считает, что послание воспринято адекватно заложенному в него значению.

Чем больше различие между тем, что было передано и что было получено, тем беднее межличностная коммуникация. Так, например, профессионалы обычно имеют трудности в коммуникации с публикой в силу того, что они кодируют значение в формы, понятные только людям их круга (аббревиатуры инженеров и чиновников, юридические термины, тексты контрактов и анкет и т. п.). Полное различие в переданном и полученном значениях означает отсутствие у участников процесса чего-то общего, так как сами по себе вербальные и невербальные носители значения не имеют.

Послание посредством передатчика поступает в передающий канал, доводящий его до заданного адресата. Передатчиком может быть как сам человек (его тело и голос), так и техническое средство (телефон, радио, телекс, телефакс, телевизор, компьютер, робот и т. п.), а также химическое или физическое состояние среды (жидкость, газ, твердые вещества, радиация, свет и т. д.). В качестве каналов используются сама среда (воздух, вода и свет), различные технические устройства и приспособления (линии, волны и т. п.). Например, разговор двух лиц может осуществляться непосредственно по телефону или по радио. Как только передача послания или сигнала началась, коммуникационный процесс выходит из-под контроля средства или человека, его пославшего. Отправленное послание обратно вернуть уже нельзя. В этот момент заканчивается этап отправления и начинается этап получения передаваемой информации и понимания ее значения.

Канал выводит послание на приемник, который фиксирует получение данного послания по другую сторону канала. Если в ходе движения по каналу в послании меняются его носители (кодовые знаки) или формы, то прием считается несостоявшимся.

Тот, кого достигло и кому было адресовано послание, называется получателем. Это еще одна ключевая роль, выполняемая участником межличностной коммуникации, которая состоит не только в фиксации получения послания, но в значительной степени в раскодировании его в понятное и приемлемое для получателя значение.

Раскодирование включает восприятие (что получил) послания получателем, его интерпретацию (как понял) и оценку (что и как принял). Получить еще не означает понять, а понять – еще не значит принять. Эффективная коммуникация устраняет причины для непринятия послания.

Возможное искажение в значении послания связано с наличием в процессе коммуникации шума. Шум – это любое вмешательство в процесс коммуникации на любом из его участков, искажающее смысл послания. Источниками шума, вносящего определенные изменения в значение передаваемого сигнала, могут быть как средства коммуникационного процесса, так и организационные составляющие (многоуровневость, масштаб управляемости, централизация, дифференциация и т. д.), затрудняющие точную передачу сигнала. Шум присутствует всегда, поэтому необходимо иметь в виду, что на всех этапах процесса коммуникации происходит некоторое искажение значения передаваемого послания. Эффективный руководитель всегда попытается максимально преодолеть имеющийся шум или снизить его уровень и передать смысл своего послания как можно точнее.

Примерами наличия шума может быть следующее: звуковые ошибки в произношении; наличие более сильного параллельного сигнала; языковые ошибки; искажения в линиях связи; добавления к посланию на различных уровнях и т. д.

Последний важный элемент коммуникационного процесса – обратная связь, возникающаяся в результате обмена участников процесса ролями. Получатель становится отправителем, а отправитель – получателем. Таким образом, весь цикл повторяется вновь, но уже в другом направлении. Обратная связь – это ответ получателя на послание. Она дает возможность отправителю узнать, дошло ли послание до адресата и в каком значении.

Коммуникация с помощью обратной связи превращается в дорогу с двусторонним движением, а сам процесс приобретает необходимую динамику. При этом обратная связь может быть выражена не обязательно в той же кодовой системе, что и полученное послание. Главное, чтобы кодовая система была известна новому получателю. Так, очень часто на какую-то фразу мы отвечаем кивком головы. Для руководителя, как и для другого лица, обратная связь может выступать как прямая (непосредственно наблюдаемое изменение поведения) и косвенная (снижение производительности, текучка, прогулы, конфликты и т. п.). И то и другое может свидетельствовать как об успехе коммуникации, так и о ее неудачах.

Информация, посланная отправителем без использования слов как системы кодирования, образует невербальное послание, лежащее в основе невербальной коммуникации. В последнее время эта сфера межличностной коммуникации все больше привлекает внимание ученых и специалистов. Дело в том, что эффект большинства посланий создается невербальной информацией: 37 % – тональностью голоса и 55 % – выражением лица. Особенно это проявляется в тех случаях, когда словесная часть послания отправителя противоречива. В такой ситуации получатель больше полагается на невербальную часть, чтобы понять значение послания.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Коммуникация и общение — чем отличаются эти понятия?

Любой из членов человеческого общества взаимодействует с другими на двух уровнях: социальной жизни (полезной для всего общества, открытой по принципу «доступно всем») и жизни личной, которая выстраивается в зависимости от индивидуальных потребностей человека в общении.

Первый, социальный, уровень взаимодействия отличает тот факт, что общение на нем присутствует вне зависимости от желания индивидуума. От нормального функционирования этой системы зависит поддержание общественного порядка и привычного для всех мироустройства. Каждый человек вносит посильный вклад в работу системы, являясь потребителем или поставщиком услуг либо товаров, поддерживая институты правопорядка, медицины и образования.

Общение между людьми

Таким образом, общение – неотъемлемая часть социальной жизни любого человека. Термин «коммуникация» не совсем тождественен вышеописанному процессу. Вот почему стоит разобраться, чем же отличаются общение и коммуникация.

Общение – процесс сложный и многоступенчатый

Повседневное общение большинство людей воспринимают как нечто само собой разумеющееся, не подлежащее разделению на составные части. К примеру, попросив кого-то из домашних за завтраком подвинуть ближе кофейник, большинство людей свои действия не анализируют.

Психологи, напротив, дают процессу общения характеристику, выделяя основные его аспекты и составляющие. Общение разделяется на две области: объективную и субъективную. Первая находит свое выражение в таких сильных связях, как зависимость и созависимость, подчинение и стремление контролировать, взаимовыручка и кооперативность. Субъективная область общения – это не поддающиеся структуризации межличностные отношения участников процесса. Объективная и субъективная области общения непрерывно влияют друг на друга.

Коммуникация в группе

Общение – непростой процесс поддержания и налаживания социальных и межличностных контактов – происходит за счет коммуникации, восприятия собеседника и взаимодействия с ним.

Коммуникация – составная часть процесса общения

Коммуникация – это процесс обмена информацией, являющийся неотъемлемой частью общения. Таким образом, коммуникация не тождественна не только общению, но и другим составляющим данного процесса. Важно уяснить, чем именно они различаются.

Общения людей

Чем же отличаются

  1. Коммуникация и взаимодействие? Коммуникация – акт чисто теоретический, она не предполагает действий либо поступков для изменения взглядов оппонента либо мотивировки его на определенного рода активность.
  2. Коммуникация и взаимовосприятие? Коммуникация не включает индивидуальных ощущений субъекта общения. Однако изложенная с ее помощью информация может повлиять на процесс взаимовосприятия оппонентов, а коннотативная окраска и способы коммуникации могут претерпевать изменения в зависимости от восприятия друг друга субъектами общения.

Для успеха процесса коммуникации, который должен привести к оптимизации деятельности группы субъектов общения, все без исключения участники процесса должны использовать один ряд понятий и символов, быть заинтересованными во взаимодействии, и, кроме того, сосредоточенными на усвоении и принятии передаваемой информации.

Люди общаются в группе

Коммуникация осуществляется за счет следующих средств:

  • Письменная речь.
  • Устная речь.
  • Невербальные сигналы.

Отличия коммуникации от общения

Коммуникация – важная, но далеко не единственная составляющая общения. Этот несомненно многогранный процесс приема и передачи информации не затрагивает сложных межличностных связей, непрерывно возникающих между субъектами общения. Также коммуникация не затрагивает образное мышление, которым пользуются все без исключения люди, общаясь друг с другом. И, в третьих, в нее не включены аспекты межличностного взаимодействия между людьми.

Коммуникация оптимизирует совместную деятельность общающейся группы, не являясь при этом деятельностью. Поступки не имеют никакого отношения к процессу обмена информацией, они лишь могут являться его последствиями. Обычно поэтому эффективное коммуницирование достигается в разы проще, чем успешное выполнение других стадий общения.

Группа и общение

Для лучшего обмена информацией и идеями люди придумали множество инструментов: единый для всей группы язык и диалект, специализированные термины и понятия, ясные для каждого члена группы невербальные знаки и символы.

Эти средства приняты и закреплены в общении отдельно взятой группы людей, которых связывает один или несколько аспектов жизни (работа, национальность, хобби, идеи и так далее). Это могут быть, к примеру, друзья, члены одной семьи, спортивная команда, граждане одной страны, носители конкретного языка. Деление не всегда зависит от территории либо времени: своя система знаков может быть частью жизни, например, представителей одной субкультуры (панки, скинхеды, готы и так далее).

Коммуникация, взаимовосприятие и взаимодействие – части общения

Чтобы раз и навсегда выяснить, в чем отличия коммуникации и общения, следует сравнить характеристики трех вышеназванных процессов и возможные объекты их приложения.

Итак, коммуникация, как уже говорилось выше, преследует одну цель – обмен информацией. Успешно коммуницировать можно не только с человеком, но и с так называемым иллюзорным партнером (к примеру, животным, которое до определенной степени понимает человеческий язык) либо неживым объектом (книгой, компьютером).

Девушка говорит

Взаимодействие переводит процесс общения из теоретической плоскости в практическую. Это есть ни что иное, как совершение действий во имя общей цели, направленных на активность, выгодную для всех членов группы. Потенциальным объектом здесь уже не может выступать животное. Остаются человек либо неживой объект.

Взаимовосприятие подключает к процессу общения личностную составляющую. Это взаимное влияние на психологическое состояние субъектов общения, а также формирование личностного восприятия других членов группы. Данная составляющая общения доступна только парам «человек — человек».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *