Комплекс оживления: комплекс оживления — это… Что такое комплекс оживления? – Комплекс оживления и первая улыбка у ребенка

Автор: | 03.01.2021

комплекс оживления — это… Что такое комплекс оживления?


комплекс оживления
— эмоционально-двигательная реакция младенца на появление взрослого. К. о. выражается в первоначальной фиксации взгляда, затем в двигательном оживлении ручками и ножками и тихих вокализациях. Особое значение для ребенка имеют верхняя часть лица и интонация голоса взрослого. К. о. возникает в конце первого — начале второго месяца жизни ребенка, когда он начинает выделять взрослого из окружающей обстановки. Благодаря К. о. устанавливается прочная связь ребенка со взрослым и удовлетворяется его потребность в общении. Отсутствие К. о. в младенчестве является диагностическим признаком задержки психического развития у ребенка.

Краткий психологический словарь. — Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС». Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский. 1998.

комплекс оживления

— понятие, введенное в 20 — х гг. Н. М. Щеловановым. Означает различные положительные эмоционально — двигательные реакции младенца на появление взрослого, особенно на голос матери, ее лицо, прикосновения, или на красивые игрушки, приятные звуки и пр. Выражается в замирании и зрительном сосредоточении на объекте восприятия, улыбке, издаваемых звуках, двигательном оживлении. Особое значение для ребенка имеют верхняя часть лица и интонация голоса взрослого. Комплекс оживления возникает в конце первого — начале второго месяца жизни ребенка, когда он начинает выделять взрослого из окружающей обстановки: сначала появляется замирание и сосредоточение при зрительной фиксации предмета или при звуках, затем — улыбка, вокализация и двигательное оживление. В возрасте трех — четырех месяцев происходит видоизменение комплекса в более сложные формы поведения. Помимо выражения эмоций, комплекс оживления выступает как функция общения младенца со взрослыми людьми, о чем свидетельствует то, что в зависимости от ситуации младенец может усиливать или затормаживать ту или иную его компоненту. Благодаря ему устанавливается прочная связь ребенка со взрослым и удовлетворяется его потребность в общении. Отсутствие комплекса оживления в младенчестве — диагностический признак задержки психического развития ребенка.


Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998.

комплекс оживления
Этимология.

Происходит от лат. cоmplexus — сочетание.

Автор.

Н.М.Щелованов (1920-е гг.).

Категория.

Показатель онтогенетического развития индивида.

Специфика.

Различные двигательные реакции младенца первых месяцев жизни на различные воздействия (лицо взрослого, красивые игрушки, приятные звуки), по которым можно судить о переживании им положительных эмоций. К подобным реакциям относят: замирание и зрительное сосредоточение на объекте восприятия, улыбку, издаваемые звуки, двигательное оживление. Кроме выражения эмоций комплекс оживления выступает в функции общения младенца со взрослыми людьми, о чем свидетельствует то, что в зависимости от ситуации младенец может усиливать или затормаживать тот или иной компонент.

Генезис.

Формирование комплекса оживления происходит с третьей недели жизни: сначала появляется замирание и сосредоточение при зрительной фиксации предмета или при звуках, затем — улыбка, вокализация и двигательное оживление. В возрасте трех или четырех месяцев происходит видоизменение комплекса оживления в более сложные формы поведения.


Психологический словарь. И.М. Кондаков. 2000.

КОМПЛЕКС ОЖИВЛЕНИЯ

(англ. revival complex, revitalization complex) — метафорический термин, введенный в 1920-е гг. рефлексологами (Н. М. Щеловановым и его сотрудниками — Н. Л. Фигуриным и М. П. Денисовой) для обозначения совокупности положительных эмоциональных проявлений младенца первых месяцев жизни, возникающих при восприятии им радующих воздействий (красочных игрушек, мелодичных звуков, обращений взрослого). В состав К. о. традиционно включаются улыбка, вокализации, двигательное оживление (интенсивные движения конечностей, повороты головы, выгибание корпуса) и предшествующие этим проявлениям замирание и зрительное сосредоточение на объекте восприятия. Многие исследователи отмечают и др. компоненты К. о., такие как учащенное дыхание, блеск глаз, радостные вскрики, смех и т. п.

К. о. складывается постепенно, начиная с 3-й нед. жизни. Сначала отмечается замирание или сосредоточение при звуках, зрительная фиксация объекта (предмета или лица человека), затем появляется улыбка, к которой позже присоединяются (или возникают одновременно с ней) вокализации и двигательное оживление. На 2-м мес. при нормальном развитии ребенка наблюдается уже весь К. о. Интенсивность его компонентов продолжает нарастать примерно до 3-4 мес, после чего К. о. распадается, преобразуясь в более сложные формы поведения.

При дефиците общения

появление К. о. задерживается, отмечаются также и др. отклонения в его проявлении: неполный состав, увеличенный латентный период, слабая интенсивность компонентов, реактивный характер. Слабая выраженность к.-л. компонентов К. о. может служить признаком анатомической или физиологической патологии различных анализаторов.

Первоначально К. о. трактовался как недифференцированная эмоциональная реакция ребенка, возникающая в ответ на воспринимаемые воздействия. Однако позже Лисина М. И. и ее коллеги показали, что К. о. — это не только реакция, но и инициативная акция, выполняющая функцию общения младенца со взрослыми. При этом каждый компонент К. о. играет свою особую роль в реализации коммуникативного процесса. Так, в зависимости от ситуации общения младенец подключает или усиливает одни компоненты К. о., затормаживая др., и наоборот. (С. Ю. Мещерякова.)


Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. 2003.

  • комплекс неполноценности
  • комплекс отцовский

Смотреть что такое «комплекс оживления» в других словарях:

  • Комплекс оживления — Комплекс оживления  это особая эмоционально двигательная реакция ребёнка, обращенная к взрослому. Термин был введён в 20 е годы XX в. Н. М. Щеловановым. Комплекс оживления формируется примерно с третьей недели жизни: появляется замирание и… …   Википедия

  • Комплекс Оживления — понятие, введенное в 20 х гг. Н.М. Щеловановым, обозначающее различные двигательные реакции младенца первых месяцев жизни на различные воздействия (лицо взрослого, красивые игрушки, приятные звуки), по которым можно с …   Психологический словарь

  • Комплекс оживления —     эмоционально двигательная реакция младенца на появление взрослого. К.о. выражается в первоначальной фиксации взгляда, затем в двигательном оживлении ручками и ножками и тихих вокализациях. Особое значение для ребёнка имеют верхняя часть лица… …   Педагогический терминологический словарь

  • Комплекс оживления — [лат. complexus связь, сочетание] термин, введенный в 20 е годы XX в. Н.М. Щеловановым для обозначения совокупности положительных эмоциональных проявлений младенца первых месяцев жизни, возникающих при восприятии им радующих воздействий… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • КОМПЛЕКС ОЖИВЛЕНИЯ — [от лат. complexus связь, сочетание] эмоционально двигательная реакция младенца на появление взрослого, выражающаяся в первоначальной фиксации взгляда, затем в двигательном оживлении ручками и ножками и тихих вокализациях. Благодаря К. о.… …   Психомоторика: cловарь-справочник

  • Комплекс оживления

    — позитивная эмоциональная экспрессия, выражаемая в мимике, движениях, звуках, производимых ребенком …   Психология человека: словарь терминов

  • комплекс оживления —    выраженная эмоциональная реакция младенца на появление взрослого. Впервые под этим названием описан в конце 20 х гг. Н. Л. Фигуриным и М. П. Денисовой. Проявляется в том, что при появлении взрослого ребенок тянется к нему, вскидывает ручки и… …   Дефектология. Словарь-справочник

  • комплекс — (от лат. complexus связь, сочетание) соединение отдельных психических процессов в целое, отличное от суммы своих элементов (см. системности принцип в психологии). В этом смысле понятие «К.» употребляли многие психологи (см …   Большая психологическая энциклопедия

  • Компекс оживления — термин Н.М.Шеловалова (1920 е годы), обозначает счастливое выражение лица у младенца при появлении в его поле зрения лица матери. Ребёнок может издавать также крики радости, смеяться, при этом учащается его дыхание и наблюдается двигательное… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Дошкольное детство —     период в развитии ребёнка от рождения до поступления в школу. В рамках Д.д. выделяют младенческий возраст (от рождения до 1 года), ранний возраст (от 1 года до 3 лет), преддошкольный возраст (3 5 лет) и собственно дошкольный возраст (от 5 лет …   Педагогический терминологический словарь

Комплекс оживления и первая улыбка у ребенка

К 4-5 неделе формируется одно из важных новообразований периода новорожденности — социальная улыбка: младенец начинает улыбаться — реагировать на человеческое лицо и голос, обычно это лицо и голос мамы.

Первая улыбка отражает не просто внутреннее состояние комфорта, но является доступным младенцу способом выражения удовольствия, когда он видит другого человека. Улыбка начинает выполнять функцию общения и одобрения. Улыбке обычно предшествует глазной контакт ребенка и близкого человека.

Первая улыбка

В период от четырех до шести недель ребенок быстро овладевает разнообразными средствами общения. Младенец уверенно отыскивает глазами взрослого, поворачивается на звук его шагов, замечает его издали на большом расстоянии. Сосредоточенно рассматривает лицо матери, вслушивается в звуки ее голоса.

С этого момента у ребенка начинает проявляться «комплекс оживления» — картина радостного поведения младенца при виде взрослого.

Комплекс оживления

Комплекс оживления включает четыре компонента, которые обязательно проявляются одновременно:

  1.  Замирание и зрительное сосредоточение на взрослого
  2.  Улыбка, выражающая радость ребенка
  3.  Двигательное оживление — движение головы, вскидывание ручек и ножек, прогибание спинки и т.д.
  4.  Вокализация — вскрики, гуканье, гуление

Комплекс оживления нередко опережает обращение взрослого. Младенец начинает издавать звуки и взволнованно движется, когда взрослый ещё не обращает на него внимание или разговаривает с посторонними. Также младенцы ведут себя более активно тогда, когда более пассивен взрослый. И наоборот, чем более активен взрослый, тем спокойнее ребенок.

Комплекс оживления младенца

Потребность ребенка в общение возникает на основе первичных физиологических нужд и потребности в новых впечатлениях. Таким образом, младенец активно действует по отношению к взрослому, призывая его обратить на себя внимание и взаимодействовать с ним.

Важность эмоционального контакта

Дефицит общения в этот период вреден и ведет к так называемому «эффекту госпитализма» — задержке физического и психического развития ребенка, несмотря на хороший уход и питание.

Ребенку нужны теплые и прочные отношения с матерью, которые дают ему чувство защищенности и надежности. Это приводит к более высокому уровню умственного развития, к развитию личностных и социальных компонентов. В исследованиях установлено, что по мере взросления, такие дети более любознательны, независимы, в будущем они более настойчивы в учебе, более эффективно общаются с взрослыми и сверстниками. Таким образом, надежная привязанность младенца к матери или другому взрослому (проявляющему заботу о нем), является самой основой его дальнейшего развития.

За комплексом оживления следует новый этап в развитии ребенка — младенчество.

Комплекс оживления — это… Что такое Комплекс оживления?


Комплекс оживления
[лат. complexus — связь, сочетание] — термин, введенный в 20-е годы XX в. Н.М. Щеловановым для обозначения совокупности положительных эмоциональных проявлений младенца первых месяцев жизни, возникающих при восприятии им радующих воздействий (обращений взрослого, красочных игрушек, мелодичных звуков). В состав К. о. включаются улыбка, вокализации, двигательное оживление (интенсивные движения конечностей, повороты головы, выгибание корпуса), а также предшествующее этим проявлениям замирание и зрительное сосредоточение на объекте восприятия. Многие исследователи отмечают и другие компоненты К. о., такие как учащенное дыхание, блеск глаз, радостные вскрики, смех и т.п. Первоначально К. о. трактовался как недифференцированная эмоциональная реакция ребенка, возникающая в ответ на воспринимаемые воздействия. Однако позже М.И. Лисина и ее коллеги показали, что К. о. является не только реакцией, но и инициативной акцией, выполняя функцию общения младенца со взрослыми людьми. При этом каждый компонент К. о. играет свою особую роль в реализации коммуникативного процесса. Так, в зависимости от ситуации общения, младенец то подключает или усиливает одни компоненты К. о., затормаживая другие, то наоборот. Например, если взрослый находится на расстоянии, то для привлечения его внимания ребенок чаще проявляет двигательное оживление и вокализации; находясь же на руках у взрослого в позе «под грудью» или в ситуации лицом к лицу он притормаживает двигательное оживление, тише вокализирует и, сосредоточенно глядя в глаза, улыбается. К. о. складывается постепенно, начиная с третьей недели жизни. Сначала отмечается замирание и сосредоточение при звуках или зрительной фиксации объекта (предмета или лица человека). Затем обычно появляется улыбка, к которой очень скоро присоединяются (или возникают одновременно с ней) вокализации и двигательное оживление. На втором месяце при нормальном развитии ребенка наблюдается К. о. в полном составе. Интенсивность его компонентов продолжает нарастать примерно до трех-четырех месяцев, после чего К. о. распадается, преобразуясь в более сложные формы поведения. При дефиците общения появление К. о. задерживается, отмечаются также и другие отклонения в его проявлении: неполный состав, увеличенный латентный период, слабая интенсивность компонентов, реактивный характер. При диагностике уровня развития ситуативноличностного общения наибольшее значение имеет наличие инициативности К. о. Слабая выраженность каких-либо компонентов К. о. может служить признаком анатомической или физиологической патологии различных анализаторов. С. Ю. Мещерякова

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. 2013.

  • Комплекс неполноценности
  • Комплекс превосходства (чувство превосходства)

Смотреть что такое «Комплекс оживления» в других словарях:

  • Комплекс оживления — Комплекс оживления  это особая эмоционально двигательная реакция ребёнка, обращенная к взрослому. Термин был введён в 20 е годы XX в. Н. М. Щеловановым. Комплекс оживления формируется примерно с третьей недели жизни: появляется замирание и… …   Википедия

  • комплекс оживления — эмоционально двигательная реакция младенца на появление взрослого. К. о. выражается в первоначальной фиксации взгляда, затем в двигательном оживлении ручками и ножками и тихих вокализациях. Особое значение для ребенка имеют верхняя часть лица и… …   Большая психологическая энциклопедия

  • Комплекс Оживления — понятие, введенное в 20 х гг. Н.М. Щеловановым, обозначающее различные двигательные реакции младенца первых месяцев жизни на различные воздействия (лицо взрослого, красивые игрушки, приятные звуки), по которым можно с …   Психологический словарь

  • Комплекс оживления —     эмоционально двигательная реакция младенца на появление взрослого. К.о. выражается в первоначальной фиксации взгляда, затем в двигательном оживлении ручками и ножками и тихих вокализациях. Особое значение для ребёнка имеют верхняя часть лица… …   Педагогический терминологический словарь

  • КОМПЛЕКС ОЖИВЛЕНИЯ — [от лат. complexus связь, сочетание] эмоционально двигательная реакция младенца на появление взрослого, выражающаяся в первоначальной фиксации взгляда, затем в двигательном оживлении ручками и ножками и тихих вокализациях. Благодаря К. о.… …   Психомоторика: cловарь-справочник

  • Комплекс оживления — позитивная эмоциональная экспрессия, выражаемая в мимике, движениях, звуках, производимых ребенком …   Психология человека: словарь терминов

  • комплекс оживления —    выраженная эмоциональная реакция младенца на появление взрослого. Впервые под этим названием описан в конце 20 х гг. Н. Л. Фигуриным и М. П. Денисовой. Проявляется в том, что при появлении взрослого ребенок тянется к нему, вскидывает ручки и… …   Дефектология. Словарь-справочник

  • комплекс — (от лат. complexus связь, сочетание) соединение отдельных психических процессов в целое, отличное от суммы своих элементов (см. системности принцип в психологии). В этом смысле понятие «К.» употребляли многие психологи (см …   Большая психологическая энциклопедия

  • Компекс оживления — термин Н.М.Шеловалова (1920 е годы), обозначает счастливое выражение лица у младенца при появлении в его поле зрения лица матери. Ребёнок может издавать также крики радости, смеяться, при этом учащается его дыхание и наблюдается двигательное… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Дошкольное детство —     период в развитии ребёнка от рождения до поступления в школу. В рамках Д.д. выделяют младенческий возраст (от рождения до 1 года), ранний возраст (от 1 года до 3 лет), преддошкольный возраст (3 5 лет) и собственно дошкольный возраст (от 5 лет …   Педагогический терминологический словарь

Читать книгу Детская психология: учебник для вузов Е. О. Смирновой : онлайн чтение

Итоги

Новорожденность – совершенно своеобразный период жизни младенца, который продолжается от рождения до конца первого месяца жизни. Рождение является для организма ребенка большим потрясением. От вегетативного физиологического существования в относительно постоянной и щадящей среде он резко переходит в абсолютно новые условия внешнего мира. Поэтому период новорожденности считают кризисным периодом.

Ребенок рождается на свет с определенным набором рефлексов, одни из которых обеспечивают физиологическую адаптацию к внешнему миру и сохраняются в дальнейшем, другие имеют атавистический характер и угасают в первый год жизни. Рефлексы новорожденного не являются основой его психического развития. Ребенок гораздо меньше снабжен врожденными формами поведения, чем детеныши животных. Все человеческие формы поведения складываются у него прижизненно.

Новорожденный обладает богатыми сенсорными возможностями, которые выражаются в различении и в предпочтении определенных зрительных и слуховых воздействий. Сенсорные системы новорожденного настроены на восприятие тех стимулов, которые связаны с образом человека (звуками голоса, движущимися предметами, округлой замкнутой формой и пр.).

Потребность в общении со взрослым складывается в период новорожденности под влиянием активных обращений и воздействий взрослого. Мать с самого начала относится к ребенку как к полноценной личности, наделяя его действия и движения определенным человеческим смыслом. Она строит сигнальную связь и общение с ним. В результате материнской активности в конце третьей недели жизни у младенца появляются зрительное сосредоточение на лице матери и коммуникативная улыбка, адресованная ей. Это свидетельствует о конце периода новорожденности и о переходе к новому периоду психического развития.

Вопросы

1. Почему рождение считается кризисным моментом в жизни ребенка?

2. Какие безусловные рефлексы новорожденного вы знаете?

3. Что такое атавистические рефлексы? Какова их роль в жизни ребенка?

4. В чем заключаются особенности сенсорных систем новорожденного? Какие воздействия предпочитают младенцы?

5. Каковы истоки потребности младенца в общении?

6. Что можно сказать о первой улыбке младенца: ее специфике, психологическом смысле, сроках и условиях появления?

Глава 3

Общение младенца со взрослым

«Комплекс оживления» младенца

В период от 4 до 6 недель ребенок, уже научившийся с помощью матери выделять взрослого, быстро овладевает разнообразными средствами общения. Младенец теперь уверенно отыскивает глазами взрослого, поворачивается на звук его шагов, замечает его издали на большом расстоянии. Он сосредоточенно рассматривает лицо матери (особенное внимание привлекают ее глаза), вслушивается в звуки ее голоса. В ответ на обращения матери он улыбается, внимательно смотрит на нее, оживленно двигает конечностями и издает разнообразные звуки (вскрики, гуканье).

Картина радостного поведения младенца была названа учеными «комплексом оживления». Этот термин впервые был введен в 20-е годы Н. М. Щеловановым. Комплекс оживления включает четыре основных компонента:

1) замирание и зрительное сосредоточение – долгий, пристальный взгляд на взрослого;

2) улыбку, выражающую радостные эмоции ребенка;

3) двигательное оживление – движения головы, вскидывание ручек и ножек, прогибание спинки и пр.

4) вокализации – вскрики (громкие отрывистые звуки), гуканье (тихие короткие звуки типа «кх», «гк» и пр.), гуление (протяжные звуки, напоминающие пение птиц – «гуулллиии» и пр.).

Все эти компоненты наблюдаются в поведении младенца одновременно (отсюда и название «комплекс»). Комплекс оживления складывается примерно к 2 с половиной месяцам, и его интенсивность нарастает вплоть до 4 месяцев После этого возраста комплекс оживления начинает «распадаться», т. е. отдельные его компоненты становятся относительно независимыми, и возникают новые формы поведения ребенка.

Известные советские специалисты в области раннего детства Н. Л. Фигурин и М. П. Денисова более полувека назад охарактеризовали комплекс оживления как проявление своеобразного удовольствия в ответ на воздействия взрослых. Долгое время комплекс оживления трактовался именно как реакция в ответ на действия взрослого. В 1960 г. вышла в свет книга Д. Б. Эльконина, в которой комплекс оживления впервые рассматривался как форма активного участия младенца в общении со взрослым. Однако это было всего лишь предположение, которое нуждалось в экспериментальных доказательствах. Такие доказательства были получены в исследовании М. И. Лисиной и С. Ю. Мещеряковой.

В основу работы М. И. Лисиной было положено предположение о том, что комплекс оживления является не просто ответной реакцией, выражающей радостное возбуждение, но средством общения со взрослым. А значит, он должен выражать активность самого ребенка (т. е. быть его акцией). Если это так, то комплекс оживления (КО) должен проявляться по-разному, в зависимости от ситуации и от задачи общения. В экспериментах М. И. Лисиной фиксировалась интенсивность всех компонентов КО в разных ситуациях взаимодействия со взрослым: 1) пассивный взрослый в поле зрения ребенка; 2) улыбающийся взрослый; 3) ласковое поглаживание; 4) разговор; 5) комплексное воздействие, включающее улыбку, поглаживание и разговор вместе.

Результаты экспериментов показали, что интенсивность и относительная выраженность компонентов КО зависят от типа воздействия взрослого. Так, на улыбку взрослого младенец отвечает в основном тоже улыбкой и оживлением. При поглаживании он спокоен, длительно улыбается и вокализирует. При разговоре ребенок часто и длительно гулит. Таким образом, ситуация взаимодействия определяет степень общей активности младенца и выбор коммуникативных средств, которые он по преимуществу использует. В этой работе М. И. Лисина экспериментально доказала активный характер КО.

Об активной роли КО свидетельствуют следующие факты. Во-первых, было замечено, что младенцы ведут себя тем активнее, чем более пассивным является взрослый. И наоборот, чем более активен взрослый, тем спокойнее и «реактивнее» ребенок. Наибольшая активность ребенка проявлялась в ситуациях с пассивным взрослым, а наименьшая – при его комплексном обращении. Это значит, что КО не подчиняется «закону силы», согласно которому ответ тем сильнее, чем интенсивнее вызывающее его воздействие. Он подчиняется совершенно другому закону – закону общения: чем пассивнее партнер, тем больше усилий нужно приложить, чтобы привлечь его к взаимодействию. Во-вторых, КО нередко опережает обращение взрослого. Младенец начинает издавать звуки и взволнованно двигается, когда взрослый не обращает на него внимания и разговаривает с посторонним. В подобных случаях поведение ребенка – это явно не ответ, а активное действие, призыв к общению. Таким образом, работа М. И. Лисиной показала, что КО выполняет активную функцию в общении со взрослым.

Однако КО проявляется не только при взаимодействии со взрослым, но и при восприятии интересных предметов, как реакция на радующие ребенка впечатления. Чтобы сопоставить эти две функции КО, следовало выяснить, имеет ли он качественные отличия, когда он служит средством общения и когда он возникает в ответ на приятные впечатления. На выяснение этого вопроса была направлена работа С. Ю. Мещеряковой.

Методика ее экспериментов предусматривала две группы воздействий: воздействия взрослого человека и игрушек, в том числе с изображением человеческого лица (кукла-неваляшка). Воздействия обеих групп уравнивались по времени и варьировались по способу предъявления и степени привлекательности для младенцев. Так, были серии с пассивным взрослым и неподвижным предметом, и серии с общающимся взрослым и приближающимся к ребенку предметом. Поведение детей и компоненты КО фиксировались и оценивались по заранее разработанной 3-балльной шкале. Результаты работы Мещеряковой показали следующее.

Во-первых, выяснилось, что суммарная интенсивность КО и его компонентов (за исключением зрительного сосредоточения) значительно выше при воздействии взрослого, чем при восприятии предметов.

Во-вторых, обнаружились различия в составе КО. При восприятии предметов основными его компонентами оказались сосредоточение и двигательное оживление при относительной слабой представленности улыбки и вокализаций. При воздействии взрослого одинаково ярко были выражены все компоненты КО.

В-третьих, КО при воздействии взрослого оказался более лабильным, чем при восприятии предметов. Младенцы явно меняли свое поведение в зависимости от поведения взрослого и практически одинаково реагировали на предметы. Интересно, что среди всех предъявляемых предметов наиболее интенсивную реакцию детей вызывали игрушки с изображением человеческого лица.

И наконец, в-четвертых, наблюдались различия в динамике отношения младенца ко взрослому и к предмету. Интерес к одному и тому же взрослому на протяжении всех экспериментов (а их было 12 в каждой серии) не угасал, а напротив, выражался все ярче. Повторное предъявление предмета без присутствия взрослого вызывало все меньший интерес младенцев.

Итак, в результате исследований М. И. Лисиной и С. Ю. Мещеряковой было показано, что КО имеет активную функцию, которая направлена на взаимодействие со взрослым, причем эта активная функция является ведущей по отношению к реактивной (экспрессивной). Установление активной функции КО имеет большое научное значение, поскольку доказывает, что младенец является не просто пассивным, реагирующим существом, но активно действует. Причем все его активные действия направлены на взрослого. Это можно рассматривать как доказательство того, что младенец, начиная со 2-го месяца жизни овладевает способностью к общению со взрослым и что это общение является ведущей деятельностью в первом полугодии жизни.

Ситуативно-личностное общение со взрослым и его роль в развитии младенца

Первую половину года можно назвать периодом эмоционального общения ребенка со взрослым.

Первое полугодие жизни – совершенно уникальный период в жизни и ребенка, и взрослого. В это время их общение еще ничем не опосредовано: никаких предметов и никаких содержаний между ними нет. Поэтому такое общение называют непосредственным. Единственным содержанием этого общения является выражение отношения к другому. Причем это отношение является абсолютно положительным и бескорыстным. Хотя уход за ребенком связан с многочисленными предметными действиями, эта бытовая сторона не включена в отношения ребенка и матери: он любит ее не за то, что она для него что-то сделала, а за то, что она есть. Столь же бескорыстное и открытое отношение в этот период, как правило, наблюдается и со стороны матери: она еще ничего не требует от него, не оценивает его способности, ничему не учит и радуется самому факту его существования. Любовь, которую С. Л. Рубинштейн определил как чувство «хорошо, что ты существуешь в мире» и в которой происходит утверждение бытия человека, осуществляется здесь в наиболее чистом виде. Ребенку еще ничего не нужно от взрослого, кроме его присутствия и его внимания. Единственное, против чего он выражает протест, – это против своей «незамеченности». Он изо всех сил стремится привлечь к себе внимание, вызвать и выразить отношение. Это отношение он выражает экспрессивно-мимическими средствами, т. е. средствами комплекса оживления (других у него еще нет).

В этот период младенец еще не реагирует на содержание обращений взрослого. В первом полугодии младенец еще не различает положительных и отрицательных воздействий взрослого: на все его слова и интонации (даже гневные и грубые) ребенок отвечает яркими положительными эмоциями. Главная коммуникативная потребность в этом возрасте – это потребность во внимании взрослого.

Очень важно, что взрослый нужен ребенку сам по себе, независимо от своих предметных атрибутов, своей компетенции или социальной роли. Он выделяет прежде всего целостную личность взрослого, обращенную к нему и не сводимую к каким-либо частичным, предметным атрибутам. Именно личностные мотивы побуждают его к общению. Поэтому М. И. Лисина назвала эту форму общения ситуативно-личностной.

Таким образом, первой формой общения ребенка со взрослым является ситуативно-личностная, для которой характерны потребность во внимании взрослого, личностные мотивы общения и экспрессивно-мимические средства.

Несмотря на свою кажущуюся бессодержательность и примитивность, первая форма общения играет исключительно важную и даже ключевую роль для дальнейшего развития ребенка. В этот период закладываются наиболее фундаментальные, глубинные основания личности. Одно из них – выделенность самого себя и начальная форма самосознания. Эта первичная форма самосознания проявляется в положительном эмоциональном самоощущении младенца: в ярких положительных эмоциях, в стремлении привлечь к себе взрослого, в его общей активности. Однако положительное самоощущение младенца зависит от качества общения взрослого.

Глядя на взрослого и выделяя его действия, обращенные к нему, младенец начинает выделять и чувствовать самого себя. Он осознает себя как субъекта общения и обращения взрослого. Его присутствие в этом мире становится очевидным через обращенность к нему близкого человека. Он чувствует, что взгляд, улыбка, слова взрослого направлены именно на него. Поэтому его представление о себе неразрывно связано со взрослым и его отношением. Его самоощущение отражает отношение взрослого. Взрослый как бы является зеркалом, в котором младенец впервые видит и узнает себя. Это становится возможным в силу того, что взрослый относится к ребенку как к абсолютно самоценной и уникальной личности и отвечает на каждое проявление младенца: его крик, движения, мимику.

Одно из важнейших психологических новообразований данного возраста – появление привязанности к близкому взрослому. Это новообразование называют аффективно-личностными связями. Благодаря этим связям у младенца закладывается чувство уверенности в себе, активная позиция к окружающему миру и к самому себе. Эта активность ложится в фундамент развивающейся личности.

Ситуативно-личностное общение оказывает также решающее влияние на формирование познавательной активности младенца и на его отношение к предметному миру. Этот факт был доказан исследованием М. И. Лисиной (1974 г.). Замысел исследования состоял в том, чтобы установить, какие сдвиги в познавательной активности младенца происходят в результате организации эмоционального общения. Эксперименты проводились с детьми из дома ребенка, которые, как известно, испытывают дефицит индивидуального, эмоционального общения со взрослым. Младенцы 2 и 4 месяцев были разделены на две группы – экспериментальную и контрольную. С детьми экспериментальной группы проводились индивидуальные «занятия», на которых взрослый осуществлял ситуативно-личностное общение. Он как бы давал ему «дополнительную порцию» внимания и положительного эмоционального отношения. Дети контрольной группы такой «добавки» не получали. До и после «занятий» проводились замеры познавательной активности младенцев: выяснялось количество и эмоциональная насыщенность обследования игрушек, одновременность подключения к обследованию глаза и руки, количество эмоциональных проявлений в ответ на игрушку, общая продолжительность интереса к игрушке и пр. Оказалось, что после занятий все эти показатели у детей экспериментальной группы резко опережают аналогичные проявления у детей из контрольной. Основной вывод этого исследования состоит в том, что систематическое эмоциональное общение вызывает у детей первого полугодия жизни значительное повышение познавательной активности. Причем это влияние оказывается гораздо большим, если «занятия» начинаются уже в 2 с половиной месяца. С возрастом развивающее влияние эмоционального общения несколько снижается.

Ситуативно-личностное общение младенца со взрослым в первом полугодии оказывает решающее влияние на появление хватательных движений и предметных действий ребенка. В 4–5 месяцев у большинства детей возникают первые целенаправленные хватательные движения – акт хватания. Эти движения первоначально организуются взрослым и рождаются как совместная деятельность ребенка со взрослым, хотя сами взрослые этого обычно не замечают.

Экспериментальные работы, приведенные выше, убедительно показывают, что предметные действия младенца возникают и развиваются под прямым влиянием ситуативно-личностного общения со взрослым: «добавка» такого общения приводит к существенному возрастанию интереса к предметам и повышению познавательной и двигательной активности детей, направленной на предмет. Недостаток эмоционального, личностного общения, который обычно наблюдается у младенцев в доме ребенка, напротив, вызывает общую пассивность детей и отсутствие познавательных интересов.

Акт хватания, возникающий в конце первого полугодия, открывает новый период младенческого возраста, в котором возникают новая, манипулятивная деятельность ребенка и новая форма общения со взрослым.

Ситуативно-деловое общение младенца со взрослым

Умеющий действовать с предметами малыш становится в новую позицию по отношению к взрослому. Прежнее, ситуативно-личностное, чисто эмоциональное общение отодвигается на второй план. Это ярко проявляется в поведении младенца. Если взять 7—8-месячного ребенка на руки и попробовать просто улыбаться и ласково разговаривать с ним, он решительно отодвинет лицо взрослого и будет трогать все доступные и недоступные для манипулирования предметы – волосы, воротник, серьги и т. д. Малыш хоть и любит ласки взрослого, но все чаще стремится переключить его внимание на окружающие предметы. Он с большим удовольствием будет наблюдать за тем, как взрослый играет с игрушкой, чем слушать обращенные к нему ласковые речи. Постепенно малыш все настойчивее уклоняется от эмоционального общения и переключает взаимодействие в русло совместной игры с предметами. Если предметов нет, он требует, чтобы с ним играли в другие игры с использованием движений, например «в козу» или «по ровненькой дорожке». От этих игр дети 7—10 месяцев приходят в восторг. Но простого «сюсюканья» ребенку уже недостаточно. Ему нужно что-то делать вместе со взрослым. Это означает, что, общаясь со взрослым, младенец второго полугодия стремится удовлетворить уже не только потребность в доброжелательном внимании, но прежде всего в соучастии, в практическом сотрудничестве со взрослым. Среди мотивов общения на первое место выдвигаются деловые мотивы: взрослый привлекает младенца с точки зрения его умений действовать с предметами. Теперь взрослый выступает для ребенка не только как любящий и заботящийся о нем человек, но и как партнер по совместным действиям.

Основными средствами общения ребенка, помимо экспрессивно-мимических, становятся предметные действия и локомоции: позы, жест, используемые для целей общения (приближение или удаление, вручение или протягивание предметов, изображение требуемых действий, бросание игрушек и пр.).

Таким образом, во втором полугодии жизни возникает новая форма общения со взрослым, которая была названа М. И. Лисиной ситуативно-деловой. Ситуативно-деловое общение происходит на фоне совместных действий ребенка с предметами. Для этой формы характерна потребность в сотрудничестве со взрослым, деловые мотивы общения и предметно-действенные средства. Появление у детей потребности в сотрудничестве не следует автоматически из развития манипуляций с предметами, хотя они и являются необходимым условием формирования этой потребности. Одним из важных условий возникновения потребности в сотрудничестве является достаточное удовлетворение ранней, более примитивной потребности во внимании взрослого, которое достигается на этапе ситуативно-личностного общения. Дефицит ситуативно-личностного общения приводит к тому, что и во втором полугодии ребенок будет стремиться только к ласке и вниманию взрослого и избегать предметного взаимодействия.

Другим, также необходимым условием является организация взрослым реального взаимодействия с предметами. Исследования показали, что усвоение предметных действий и формирование потребности в сотрудничестве протекают успешнее, если они происходят в условиях личностного контакта с ребенком на фоне предметной деятельности.

Характер общения взрослого с ребенком играет большую роль в формировании привязанности. В работе С. В. Корницкой изучалось влияние общения с младенцем на его отношение к взрослому. В этом исследовании взрослый предлагал детям первого и второго полугодия жизни различные варианты общения: 1) ситуативно-личностное; 2) ситуативно-деловое; 3) речевое, познавательное общение. Оказалось, что младенцев первого полугодия одинаково радовали все три варианта общения. Их потребность в доброжелательном внимании удовлетворялась ласковым, спокойным голосом взрослого и индивидуальной обращенностью к нему. К концу первого года дети явно предпочитали ситуативно-деловое общение со взрослым. Это исследование позволяет говорить о том, что основой привязанности ко взрослому является степень удовлетворения потребности в общении, соответствующей возрасту ребенка.

Комплекс Оживления — это… Что такое Комплекс Оживления?


Комплекс Оживления
Комплекс оживления — понятие, введенное в 20 — х гг. Н.М. Щеловановым, обозначающее различные двигательные реакции младенца первых месяцев жизни на различные воздействия (лицо взрослого, красивые игрушки, приятные звуки), по которым можно с

Психологический словарь. 2000.

  • Комплекс Неполноценности
  • Комплекс Ореста

Смотреть что такое «Комплекс Оживления» в других словарях:

  • Комплекс оживления — Комплекс оживления  это особая эмоционально двигательная реакция ребёнка, обращенная к взрослому. Термин был введён в 20 е годы XX в. Н. М. Щеловановым. Комплекс оживления формируется примерно с третьей недели жизни: появляется замирание и… …   Википедия

  • комплекс оживления — эмоционально двигательная реакция младенца на появление взрослого. К. о. выражается в первоначальной фиксации взгляда, затем в двигательном оживлении ручками и ножками и тихих вокализациях. Особое значение для ребенка имеют верхняя часть лица и… …   Большая психологическая энциклопедия

  • Комплекс оживления —     эмоционально двигательная реакция младенца на появление взрослого. К.о. выражается в первоначальной фиксации взгляда, затем в двигательном оживлении ручками и ножками и тихих вокализациях. Особое значение для ребёнка имеют верхняя часть лица… …   Педагогический терминологический словарь

  • Комплекс оживления — [лат. complexus связь, сочетание] термин, введенный в 20 е годы XX в. Н.М. Щеловановым для обозначения совокупности положительных эмоциональных проявлений младенца первых месяцев жизни, возникающих при восприятии им радующих воздействий… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • КОМПЛЕКС ОЖИВЛЕНИЯ — [от лат. complexus связь, сочетание] эмоционально двигательная реакция младенца на появление взрослого, выражающаяся в первоначальной фиксации взгляда, затем в двигательном оживлении ручками и ножками и тихих вокализациях. Благодаря К. о.… …   Психомоторика: cловарь-справочник

  • Комплекс оживления — позитивная эмоциональная экспрессия, выражаемая в мимике, движениях, звуках, производимых ребенком …   Психология человека: словарь терминов

  • комплекс оживления —    выраженная эмоциональная реакция младенца на появление взрослого. Впервые под этим названием описан в конце 20 х гг. Н. Л. Фигуриным и М. П. Денисовой. Проявляется в том, что при появлении взрослого ребенок тянется к нему, вскидывает ручки и… …   Дефектология. Словарь-справочник

  • комплекс — (от лат. complexus связь, сочетание) соединение отдельных психических процессов в целое, отличное от суммы своих элементов (см. системности принцип в психологии). В этом смысле понятие «К.» употребляли многие психологи (см …   Большая психологическая энциклопедия

  • Компекс оживления — термин Н.М.Шеловалова (1920 е годы), обозначает счастливое выражение лица у младенца при появлении в его поле зрения лица матери. Ребёнок может издавать также крики радости, смеяться, при этом учащается его дыхание и наблюдается двигательное… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Дошкольное детство —     период в развитии ребёнка от рождения до поступления в школу. В рамках Д.д. выделяют младенческий возраст (от рождения до 1 года), ранний возраст (от 1 года до 3 лет), преддошкольный возраст (3 5 лет) и собственно дошкольный возраст (от 5 лет …   Педагогический терминологический словарь

Комплекс оживления младенца — определение, признаки

Жизнь новорожденного проходит не так, как жизнь взрослого человека. Чтобы понимать мотивы поведения младенца и не обижаться на его неадекватные поступки, которые он совершает в те короткие моменты, когда не спит, следует понимать особенности его развития. В первые месяцы после своего рождения он еще абсолютно не знаком с окружающим миром. Он даже не слишком знаком с собственными родителями. Однако по мере своего развития у него возникает так называемый комплекс оживления.

Он возникает в период от 3 до 6 недель жизни младенца. Когда малыш только родился, все его восприятие направлено на изучение самого себя, а точнее, своих физиологических проявлений. Малыш только начинает изучать свое тело, которое переполнено различных ощущений. Следует понимать, что он еще не умеет собой управлять, даже ручками и ножками, не способен фокусировать взгляд и понимать все происходящее. Представьте себя, как бы вы себя ощущали, если бы вы одели новый костюм, который обладает своими функциями, а также попали в мир, где все вам неведомо и существует по непонятным законам.

Развитие малышей происходит достаточно быстро. И уже к концу первого месяца можно наблюдать так называемый комплекс оживления малыша, о котором расскажет сайт психологической помощи psymedcare.ru. Выделяется он следующими характеристиками:

  1. Внимательный взгляд на мать. Малыш становится способным выделять черты маминого лица на фоне стальных лиц. Он уже задерживает на ней свой взгляд, следит за ней, наблюдает и зовет.
  2. Улыбка в ответ на мамину улыбку. Малыш начинает улыбаться, когда видит мать. Это происходит по той причине, что копирует поведение матери, а также реагирует таким образом на ее появление в поле своего зрения.
  3. Потягивание ручек к матери. Малыш начинает тянуть ручки и показывать, что он хочет быть поближе к маме. Таким образом он выражает свое отношение и радость, различными способами поворачивая головку и спинку.
  4. Разговор с мамой. Малыш еще не умеет произносить слова, как это привычно между взрослыми, однако он реагирует на то, что говорит ему мать, откликается различными звуками.

Данный комплекс первых навыков малыша возникает в конце первого месяца жизни и продолжает развиваться вплоть до 5 месяцев. А затем малыш уже по отдельности развивается каждый навык, которым уже начинает постепенно учиться управлять.

Что такое комплекс оживления?

Комплексом оживления младенца называется целый ряд навыков, которые развиваются в человеке в начале третьей недели его жизни. Эти навыки являются еще неумелыми, однако они выражаются в виде эмоций и движений, через которые малыш показывает свои желания.

Новорожденным ребенок считается в первые 3 месяца своей жизни. Рождение малыша называется кризисным периодом, после которого он еще длительное время отходит. Следует понимать, что ребенок до этого времени ни в чем не нуждался и не ощущал никакого дискомфорта. В утробе матери он имел все, что нужно. Теперь он должен функционировать самостоятельно, указывать маме, в чем нуждается, претерпевать различные ощущения в своем организме, которые возникают после контакта с различными раздражителями окружающей среды.

Малыш в первые недели только привыкает к тому, что он должен быть самостоятельным. Он уже обладает некоторым набором рефлексов, которые направлены в первую очередь на его выживание и адаптацию к окружающему миру. Многие из этих рефлексов к концу первого года жизни пройдут, однако все это будет происходить постепенно, по мере того как малыш будет обучаться сознательным навыкам.

Врожденные рефлексы не помогают малышу в освоении основных моделей поведения, которые нужны взрослому человеку. Они направлены лишь на физиологические потребности. А другие модели поведения ребенок уже будет изучать при жизни.

Что же такое комплекс оживления? Это первые навыки, которые уже указывают на реакцию ребенка на окружающий мир. Он замирает и заостряет на чем-то свой взгляд, прислушивается, затем реагирует путем крика или иных способов бури эмоций.

Наиболее полноценным комплекс оживления становится в 2 месяца. Затем он еще больше усиливается в 3-4 месяцам, после чего разрушается. Уже с 5 месяцев ребенок начинает вырабатывать свои сложные модели поведения на основе эмоционального настроя.

Все эти стадии развития являются важными и значимыми в формировании будущей личности. Каждый младенец должен быть эмоциональным и ярко проявляющим свои ощущения на первом году своей жизни. Для чего это нужно? Для того чтобы обучаться новым навыкам, моделям поведения, осваивать свой организм, быстрее адаптироваться к новому миру.

Задержка в развитии комплекса оживления наблюдается у детей, с которыми родители мало контактируют. Тогда малыш не ощущает никаких внутренних переживаний, которые повлекут за собой формирование психического настроя. При отсутствии контакта ребенка с родителями отмечается малая интенсивность эмоциональных проявлений, неполный комплекс всех составляющих, реактивное реагирование и пр.

Нередко на недоразвитость комплекса оживления влияют физиологические или психические отклонения. Неразвитость нервной системы, генетические заболевания и прочие физические факторы могут повлиять на то, что малыш будет неэмоциональным.

Завершающим этапом комплекса оживления специалисты называют способность ребенка глазами и ушами сосредотачивать свое внимание на зрительных и слуховых раздражителях.

До сих пор ведутся споры на счет того, является ли комплекс оживления сознательной реакцией ребенка или все же происходит непроизвольно, ребенок на уровне рефлексов реагирует на внешние раздражители.

Комплекс оживления младенца

Как можно повлиять на развитие комплекса оживления младенца? С первых дней его жизни не следует вступать в активное взаимодействие с ним. Малыш пока очень много спит и просыпается, чтобы покушать, что хорошо для его эмоционального и физического развития. На это время ему нужно обеспечить покой, уют и тепло. Когда малыш нуждается во внимании, следует ему его уделять.

В первый месяц не следует его привлекать яркими игрушками и громкой музыкой. Достаточно обычного общения и совместного времяпрепровождения. Уже в последующем можно будет прибегать к подобным мерам.

Комплекс оживления можно распознать по:

  • Зрительной остановки глаз на предмете или человеке.
  • Зрительному изучению предмета или человека. Если малыш смотрит на человека, то концентрируется на глазах.
  • Появлению улыбки на лице, которая указывает на радость малыша увиденному.
  • Активным движениям, которые возникают и указывают на заинтересованность малыша тем, на что он смотрит. Он может вскидывать ручки, двигать ножками, прогибать спинку и пр.
  • Голосовым выкрикам, которыми малыш привлекает к себе внимание.

Все симптомы должны проявляться в комплексе, что и характеризует сам комплекс. Они одновременно в одном промежутке времени проявляются, указывая на то, что развитие малыша происходит соответственно его возрасту.

Однако следует понимать, что малыш подобным образом реагирует на то, что ему знакомо: на людей, которые за ним постоянно ухаживают (мама, папа и пр.), и на предметы, с которыми он постоянно до этого игрался.

Если у малыша имеются какие-то неврологические нарушения, тогда возможна задержка в проявлении комплекса оживления малыша. Реакции могут возникать не одновременно, а частично. В данном случае можно проконсультироваться с детским неврологом, чтобы он посоветовал, как можно устранить проблему.

  1. Первые 2 недели сопровождаются концентрацией внимания малыша на предметах, с которыми он постоянно контактирует.
  2. Уже к концу первого месяца он начинает различать отдельные звуки и понимать, откуда они идут.
  3. Через несколько недель после этого малыш начинает осваивать каждый навык по отдельности и совершенствовать его.

Комплекс оживления сначала мало развит. Ребенок поначалу может улыбаться абсолютно всем людям, не различая, кто его мама, а кто — незнакомый человек. Однако в середине первого года жизни он уже начинает различать лица. Эмоции будут проявляться в зависимости от ситуации и эмоционального настроя, в котором малыш постоянно пребывает.

Если комплекс оживления не возникает в нужное время, следует задуматься над причинами данной проблемы. Может оказаться, что у него развиваются серьезные отклонения, например, задержка психического развития или аутизм.

Родителям рекомендуется как можно чаще и больше общаться с малышом. Однако не следует ждать от него определенных действий и проявлений. Следует позволить ему быть свободным в своих проявлениях, выражать эмоции тогда, когда ему хочется, и делать то, что хочется. Другими рекомендациями будут:

  1. Показывать ему свои эмоции, на которые он будет отвечать аналогичным образом.
  2. Окружать его интересными игрушками, на которые малыш с удовольствием реагирует.
  3. Постоянно включать в его окружение новые предметы: игрушки, развивающие коврики и пр.

Чем полезен комплекс оживления в итоге?

Возникает вопрос, зачем природа дала человеку такое явление, как комплекс оживления, с  которого начинается его эмоциональное и психическое развитие. Ответом может быть лишь генетическая особенность человеческого существа, которое именно таким образом начинает впервые контактировать с окружающим миром, следить за внешними реакциями и отмечать собственные особенности.

Многие ученые отмечают, что чем раньше и полноценнее проходит этап формирования комплекса оживления, тем выше уровень IQ человек проявляет в будущем. Мы же обратим внимание на то, что не только интеллектуальный уровень важен для достижения успеха в жизни, но и EQ – эмоциональный интеллект. Данный показатель считается более важным в достижении успеха.

Эмоциональным интеллектом называется способность человека управлять и понимать не только свои эмоции, но и понимать и формировать нужные эмоции у окружающих. Поскольку современными успешными людьми становятся те, кто умеет налаживать полезные связи и контактировать с другими, комплекс оживления становится первой стадией на пути формирования EQ.

Комплекс оживления – это начало проявлений своих эмоций и понимание эмоций окружающих, первый контакт с окружающим миром на уровне эмоций, а не физиологии. Если ребенок вовремя начинает развиваться в данной области, тогда постепенно навыки совершенствуются. Он обучается не только физическому воздействию на окружающий мир, но и эмоциональному проявлению себя, взаимодействию с людьми на уровне чувств и эмоций.

Становлению эмоциональной сферы ребенка способствуют родители, которые должны следить за окружением малыша и ситуациями, с которыми он сталкивается в первые моменты своей жизни.

Комплекс оживления — Карта знаний

  • Комплекс оживления — это особая эмоционально-двигательная реакция ребёнка, обращенная к взрослому. Термин был введён в 20-е годы XX в. Н. М. Щеловановым.

    Комплекс оживления формируется примерно с третьей недели жизни: появляется замирание и сосредоточение при фиксации предмета или звуков, затем — улыбка, вокализация, двигательное оживление. Также при комплексе оживления отмечаются учащенное дыхание, радостные вскрики и т. д.

    На втором месяце при нормальном развитии ребёнка наблюдается комплекс в полном составе. Интенсивность его компонентов продолжает нарастать примерно до трех-четырёх месяцев, после чего комплекс оживления распадается, преобразуясь в более сложные формы поведения.

    Комплекс оживления включает четыре основных компонента:

    Замирание и зрительное сосредоточение — долгий, пристальный взгляд на взрослого;

    Улыбку, выражающую радостные эмоции ребенка;

    Двигательное оживление — движения головы, вскидывание ручек и ножек, прогибание спинки и пр.;

    Вокализации — вскрики (громкие отрывистые гласные звуки), гуканье (тихие короткие звуки типа «кх», «гк» и пр.), гуление (протяжные звуки, напоминающие пение птиц, — «гуулллиии» и пр.).При дефиците общения появление комплекса оживления задерживается, отмечаются также и другие отклонения в его проявлении: неполный состав, увеличенный латентный период, слабая интенсивность компонентов, реактивный характер. При диагностике уровня развития ситуативно-личностного общения наибольшее значение имеет наличие инициативности комплекса оживления. Слабая выраженность каких-либо компонентов комплекса оживления может служить признаком анатомической или физиологической патологии различных анализаторов.

    Первоначально комплекс оживления трактовался как дифференцированная эмоциональная реакция ребёнка в ответ на воспринимаемые действия. Однако доказательства этому не было получено, и было решено, что комплекс оживления — это простейший неосмысленный рефлекс.

Источник: Википедия

Связанные понятия

Монотония (от др.-греч. μόνος «один, единый» и τόνος «напряжение») — это функциональное состояние сниженной работоспособности, возникающее в ситуациях однообразной работы с частым повторением стереотипных действий в обедненной внешней среде. Сопровождается переживаниями скуки, апатии, сонливостью и желанием сменить вид деятельности. Также характеризуется такими физиологическими и психологическими симптомами, как снижение тонуса, ослабление сознательного контроля, ухудшение внимания и памяти, стереотипизация… Па́мять — это общее обозначение для комплекса познавательных способностей и высших психических функций по накоплению, сохранению и воспроизведению знаний и навыков. Энергетическое правило скелетных мышц — двигательная активность, стимулируемая эндогенно в связи с необходимостью удовлетворения пищевой потребности или экзогенно в связи с действием стрессовых раздражений, является фактором функциональной индукции анаболизма. Эту теорию И. А. Аршавского также обозначают как «энергетическое правило двигательной активности». Электрическая активность кожи (ЭАК), ранее именовалась как кожно-гальваническая реакция (КГР) — биоэлектрическая реакция, которая регистрируется с поверхности кожи, показатель активности вегетативной нервной системы, широко применяемый в психофизиологии. Физиологическая адаптация (от лат. adaptatio — приспособление) — приспособление организма к условиям существования. « — постоянное приспособление … к условиям существования», — утверждал физиолог И. М. Сеченов. — Организм без внешней среды, поддерживающей его существование, невозможен; поэтому в научное определение организма должна входить и среда, влияющая на него». При этом: «…Каждый организм представляет собой динамическое сочетание устойчивости и изменчивости, в котором изменчивость служит его…

Упоминания в литературе

Детальное изучение импринтинга (реакции следования) проводилось с помощью специальной установки, где утенок следовал за моделью утки (рис. 2). Оказалось, что время экспозиции объекта не имеет значения. Явление импринтинга оказалось значительно шире, чем его рассматривал К. Лоренц. К импринтингу относят также устойчивое запоминание животным места своего рождения (хоминг), карты звездного неба и других жизненно важных ориентиров. Считают, что моторным эквивалентом реакции следования у человека является улыбка ребенка и появление комплекса оживления на втором месяце жизни, то есть интенсивные двигательные реакции при узнавании лиц близких людей. На основании исследований ряда авторов (Баженова, 1986; Козловская, Горюнова, 1986) можно выделить факторы в психическом развитии детей с генетически обусловленным повышенным риском к заболеванию шизофренией, свидетельствующие о дефиците у них базовых репрезентаций, обеспечивающих избирательность наиболее важных характеристик окружающего мира. Отсутствуют отрицательные реакции на дискомфорт (такие эмоции отражают ожидание его устранения), отсутствует коммуникативный характер голосовых реакций в период предречевого развития, отсутствует предпочтительность выделять человеческое лицо, голос, снижена способность к имитации эмоций, снижена способность адресовать человеку свои потребности, отсутствует комплекс оживления при появлении близких. Речь идет о дефиците способности осуществлять в дальнейшем первичные коммуникации, усваивать простейшие правила социального поведения, о дефиците построения ментальной модели мира – способности сопоставлять свой внутренний мир с миром других. По меткому выражению английского психотерапевта Р. Лэнга, шизоид неспособен переживать себя вместе с остальными (Лэнг, 1995). Второй критический период охватывает уровень третьего-пятого месяцев жизни нормально развивающегося ребенка. В этот период формируется «комплекс оживления»: активность в эмоциональном общении со взрослым, реакция смеха, избирательность зрительных и слуховых реакций, целенаправленное хватание, общие движения – упор ног и перевертывание, гуление, навык еды из ложки. В целях научного возрастно-психологического исследования норм наибольшее распространение получили методы наблюдения и психологического эксперимента, получившие распространение еще в рамках объективной психологии. Наблюдение до сих пор является одним из ключевых методов определения норм детского развития, особенно в период младенчества. Посредством наблюдения были впервые выявлены и описаны такие показатели нормативного развития в младенческом возрасте, как комплекс оживления, особенности становления грубой моторики. Этот метод широко применялся и при изучении особенностей поведения в критические периоды развития. Так, например, именно этим методом установлены особенности подростков-пятиклассников в знаменитом исследовании Д. Б. Эльконина и Т. В. Драгуновой, одним из результатов которого явилось открытие чувства взрослости. «Комплекс оживления», описанный Н. М. Щело-вановым, возникает с 2,5 месяцев и нарастает до 4-го месяца. Он включает в себя группу реакций таких как: Комплекс оживления. Отставленность. Слабость реакции на свет, звук, лицо, погремушку. Отсутствие какого-либо компонента: двигательного, голосового, улыбки. Практически у всех детей с синдромом РДА помимо ослабленности или отсутствия комплекса оживления выявляется также отсутствие взгляда другого человека, избегание прямого зрительного контакта.

Связанные понятия (продолжение)

Ранний возраст — период в развитии человека между младенчеством и дошкольным возрастом. Вызванный потенциал (сокр. ВП) — электрическая реакция органов (в основном мозга) на внешний раздражитель или на выполнение умственной (когнитивной) задачи. Наиболее широко используемыми раздражителями являются визуальные для регистрации зрительных ВП, звуковые для регистрации аудиторных ВП и электрические для регистрации соматосенсорных ВП. Запись ВП производится при помощи электроэнцефалографических электродов, расположенных на поверхности головы. Сеть пассивного режима работы мозга (СПРРМ, также нейронная сеть оперативного покоя, англ. default mode network, DMN) — нейронная сеть взаимодействующих участков головного мозга, активная в состоянии свободной, не целенаправленной умственной деятельностью, когда человек бездействует, отдыхает, грезит наяву или погружён в себя, а не связан с выполнением какой-либо задачи внешнего мира. Эта нейронная сеть активно изучается в числе так называемых нейросетей состояния покоя (англ. resting state network… Физиология труда – раздел физиологии, изучающий изменения функционального состояния организма человека под влиянием его трудовой деятельности и обосновывающий с позиций физиологии методы и средства организации трудового процесса, направленные на поддержание высокой работоспособности и сохранение здоровья. Мю-ритм (μ-ритм, роландический ритм, сенсомоторный ритм, аркоидный (arceau) ритм, аркообразный (wicket) ритм, гребенчатый ритм, дугообразный ритм) — периодические колебания биопотенциалов в сенсомоторной области коры головного мозга на частоте 8 — 13 Гц (чаще всего 9 — 11 Гц). Эти колебания могут быть зарегистрированы методами электроэнцефалографии (ЭЭГ), магнитоэнцефалографии (МЭГ), или электрокортикографии (ЭКОГ). Наиболее выражен в состоянии физического покоя. В отличие от альфа-ритма, который… Теория многоуровневого строения системы эмоциональной регуляции — это психологическая концепция, разработанная Лебединским В. В. совместно с Бардышевской М. К., которые рассматривали систему эмоциональной регуляции как «подобие геологических напластований», которые, в свою очередь, имеют собственные функции и строение, иерархически связаны друг с другом. Синдром ранней или преждевременной реполяризации желудочков (СРРЖ) — электрокардиографический феномен с характерными изменениями графической записи работы сердца на электрокардиограмме в виде характерного подъёма места перехода желудочкового комплекса в сегмент ST над изолинией. Данный феномен регистрируется вследствие раннего возникновения волны возбуждения в субэпикардиальных участках миокарда. Дошкольный возраст — этап психического развития ребёнка в возрастном диапазоне от 3 до 7 лет. В его рамках выделяют три периода… Типы высшей нервной деятельности (ВНД) — совокупность врождённых (генотип) и приобретённых (фенотип) свойств нервной системы, определяющих характер взаимодействия организма с окружающей средой и находящих своё отражение во всех функциях организма. Удельное значение врождённого и приобретённого — продукт взаимодействия генотипа и среды — может меняться в зависимости от условий. В необычных, экстремальных условиях на первый план выступают преимущественно врождённые механизмы высшей нервной деятельности… Клини́ческая смерть — обратимый этап смерти, переходный период между жизнью и биологической смертью. На данном этапе прекращается деятельность сердца и процесс дыхания, полностью исчезают все внешние признаки жизнедеятельности организма. При этом гипоксия (кислородное голодание) не вызывает необратимых изменений в наиболее чувствительных к ней органах и системах. Данный период терминального состояния, за исключением редких и казуистических случаев, в среднем продолжается не более 3—4 минут, максимум… Саккады (от старинного французского слова, переводимого как «хлопок паруса») — быстрые, строго согласованные движения глаз, происходящие одновременно и в одном направлении. На электроокулограмме имеют вид вертикальных прямых тонких линий.

Подробнее: Саккада

Де́тская психоло́гия — отрасль психологии, изучающая закономерности психического развития ребёнка. Тесно связана с педагогической психологией и педагогикой, а также с возрастной морфологией и физиологией. Предметом детской психологии является изучение условий и движущих причин онтогенеза (индивидуального развития организма) человеческой психики, развития отдельных психических процессов (познавательных, волевых, эмоциональных), различных видов деятельности (игр, труда, учения), формирования личности… Биоритмы подразделяются на физиологические и экологические. Физиологические ритмы, как правило, имеют периоды от долей секунды до нескольких минут. Это, например, ритмы давления, биения сердца и артериального давления. Экологические ритмы по длительности совпадают с каким-либо естественным ритмом окружающей среды. Домина́нта — устойчивый очаг повышенной возбудимости нервных центров, при котором возбуждения, приходящие в центр, служат усилению возбуждения в очаге, тогда как в остальной части нервной системы широко наблюдаются явления торможения.

Подробнее: Учение о доминанте

Промышленный шум (Производственный шум) — это совокупность различных шумов, возникающих в процессе производства и неблагоприятно воздействующих на организм. Автоволны (англ. autowaves) — это самоподдерживающиеся нелинейные волны в активных средах (то есть содержащих распределённые источники энергии). Термин в основном применяется к процессам, где волной переносится относительно малая энергия, которая необходима для синхронизации или переключения активной среды. Торможения возврата (англ. Inhibition of return, IOR) в психологии — феномен замедления направления внимания на те объекты, на которые за некоторое время до этого (300—1500 мс) внимание уже было обращено. Впервые получен и описан в зрительной модальности Майклом Познером и Дэвидом Коэном в 1984 году. Психическое пресыщение (психологическое насыщение) — психологическое состояние сниженной работоспособности, вызванное однообразной, малосодержательной деятельностью, не интересной для субъекта. Основными признаками и симптомами пресыщения является потеря интереса к работе, активное желание её сменить, а также разнообразить текущий способ её выполнения. Холотро́пное дыха́ние (ХД) (англ. holotropic breathing, от др.-греч. ὅλος «целый» и τρόπος «направление, способ») — метод трансперсональной психотерапии, заключающийся в гипервентиляции лёгких за счет учащённого дыхания. В результате вымывается СО2 из крови, сосуды мозга сужаются (на короткое время — до 10 минут), начинается торможение коры головного мозга, и активируется подкорка, что вызывает чувство эйфории, галлюцинации, изменённое состояние сознания и, по мнению сторонников метода, переживания… Эксперимент Ричарда Лазаруса — известный эксперимент в психологии, проведенный Ричардом Лазарусом и группой исследователей для изучения влияния когнитивной оценки ситуации угрозы на формирование стрессовой реакции. На основе результатов данного исследования Ричардом Лазарусом и его коллегами была разработана теория психологического стресса, которая стоит на одном уровне значимости для науки с концепцией стресса Ганса Селье. Прикладной анализ поведения, ПАП (англ. Applied behavior analysis, ABA) — это научная дисциплина, которая предполагает использование современной поведенческой теории научения для изменения поведения. Поведенческие аналитики отвергают использование гипотетических конструктов, но фокусируются на объективно наблюдаемых отношениях (зависимостях) поведения от окружающей среды. Методы АВА могут быть использованы для изменения поведения только после функциональной оценки связей (зависимостей) между целевым… Тип А поведения (англ. type A behavior) — ряд личностных особенностей, наличие которых повышает вероятность возникновения у индивида заболеваний сердечно-сосудистой системы. Впервые описано американскими кардиологами Мейером Фридманом и Реем Розенманом в 1959 году. Сопряженная идеомоторика — Научно-методический подход, разработанный С.В.Квасовцом и А.В.Ивановым, являющийся современным развитием методики сопряженных моторных реакций А. Р. Лурия. Контуры психики — элементы структурной модели психики, разработанной Тимоти Лири и Робертом Антоном Уилсоном. Когнитивная ригидность (лат. cоgnitiо — знание и rigidus — жёсткий) — неготовность изменять концептуальную картину окружающего мира при получении новой информации. Это негибкость мышления, при которой наблюдается затрудненность в переосмыслении и изменении действий, создании новых стратегий поведения в ситуации, объективно требующей их перестройки. В повседневной жизни это проявляется в сложности усвоения и использования новой информации, практических навыков, обучающих материалов. Преимпульсное ингибирование (англ. prepulse inhibition, PPI) — снижение моторной реакции организма на сильный резкий стимул (импульс, англ. pulse), обычно звуковой, при наличии слабого предварительного стимула(преимпульс, англ. prepulse). PPI является индикатором сенсоромоторной фильтрации (англ. sensorimotor gating), отражающим способность ЦНС фильтровать сенсорную информацию. Биологическая адаптация (от лат. adaptatio — приспособление) — приспособление организма к внешним условиям в процессе эволюции, включая морфофизиологическую и поведенческую составляющие. Адаптация может обеспечивать выживаемость в условиях конкретного местообитания, устойчивость к воздействию факторов абиотического и биологического характера, а также успех в конкуренции с другими видами, популяциями, особями. Каждый вид имеет собственную способность к адаптации, ограниченную физиологией (индивидуальная… Онкологическая гипертермия — вид лечебной гипертермии, применяемый для лечения онкологических заболеваний, связанный с нагревом опухолей в диапазоне 41-45°С. Социальная ингибиция (лат. inhibere — останавливать, сдерживать) — понижение эффективности производимых действий индивида в присутствии посторонних зрителей. Наблюдатели могут быть реальными или воображаемыми. Феномен тесно связан с эффектом фасилитации, который имеет полностью противоположный механизм воздействия, поэтому зачастую исследователи рассматривают оба эффекта неотрывно друг от друга. Психический дизонтогенез — нарушение развития психики в целом или её отдельных составляющих, нарушение темпов и сроков развития отдельных сфер психики и их компонентов. Термин «дизонтогения» впервые введён Г. Швальбе (1927) для обозначения отклонения внутриутробного формирования структур организма от нормального развития. В настоящее время дизонтогенезом обозначают различные формы нарушений онтогенеза, включая и постнатальный, преимущественно ранний, период, ограниченный теми сроками развития, когда… Негативность рассогласования (сокр. НР; англ. Mismatch Negativity, MMN) — термин когнитивной нейробиологии. НР представляет собой разновидность вызванных потенциалов, связанных с событием. Данный феномен был открыт Ристо Наатаненом в 1978 году. Зависимость доза-эффект в спорте используется для повышения эффективности спортивной подготовки, она во многом определяет выбор тренировочных средств и методов. В настоящее время многие наиболее интересные и важные результаты исследований в области спортивной физиологии, необходимые как для спорта высших достижений, так и для разнообразных аспектов массово-оздоровительного спорта, получены «на стыке» физиологии со смежными дисциплинами — морфологией, биохимией, биомеханикой, медициной. Выбор физических… Ревербератор (autowave reverberator) — автоволновой вихрь в двумерной активной среде.Ревербератор возникает в результате эволюции обрыва фронта плоской автоволны. Обрыв фронта автоволны может появляться, например, при столкновении фронта с невозбудимым препятствием — и в этом случае в зависимости от условий возможно возникновение либо спиральной волны, вращающейся вокруг этого препятствия, либо же автоволнового вихря со свободным концом, т.е. ревербератора. Биологическая обратная связь (англ. biofeedback) — технология, включающая в себя комплекс исследовательских, немедицинских, физиологических, профилактических и лечебных процедур, в ходе которых человеку посредством внешней цепи обратной связи, организованной преимущественно с помощью микропроцессорной или компьютерной техники, предъявляется информация о состоянии и изменении тех или иных собственных физиологических процессов. Орбитофронтальная кора (ОФК) — участок префронтальной коры в лобных долях головного мозга, принимающий участие в принятии решений. У человекообразных обезьян ОФК представлена совокупностью полей Бродмана под номерами 11, 12 и 13; у людей эта кора представлена полями 10, 11 и 47. В нейробиологии, синхронизацией (от греч. συνχρόνος — одновременный) называют динамический режим, который характеризуется периодической одновременной активацией определенной популяции нейронов, или синхронизацию между локальными колебаниями двух или нескольких популяций нейронов.

Подробнее: Синхронизация (нейробиология)

Условные рефлексы лежат в основе приобретенного поведения. Это наиболее простые программы. Окружающий мир постоянно меняется, поэтому в нём могут успешно жить лишь те, кто быстро и целесообразно отвечает на эти изменения. По мере приобретения жизненного опыта в коре полушарий складывается система условнорефлекторных связей. Такую систему называют динамическим стереотипом. Он лежит в основе многих привычек и навыков. Например, научившись кататься на коньках, велосипеде, мы впоследствии уже не думаем… Фактор роста нервов (англ. nerve growth factor, NGF) — небольшой секретируемый белок, поддерживающий жизнеспособность нейронов, стимулирующий их развитие и активность. Относится к семейству нейротрофинов. Был идентифицирован первым из факторов роста. Другие представители этого семейства, которые хорошо известны, включают в себя нейротрофический фактор головного мозга, нейротрофин-3 и нейротрофин 4/5. Деграда́ция, регрессия — процесс ухудшения характеристик какого-либо объекта или явления с течением времени, постепенное ухудшение, упадок, снижение качества, разрушение материи вследствие внешнего воздействия по законам природы и времени. Деградация часто противопоставляется прогрессу. Ребёнок (множ. дети) — в основном значении, человек в период детства. Возрастные границы детства разнятся в различных культурах, теориях жизненного цикла и юридических системах. В общем случае ребёнком называют человека от рождения до окончания пубертатного периода. Де́вочка — ребёнок женского пола; ма́льчик — ребёнок мужского пола. Заде́ржка психи́ческого разви́тия (сокр. ЗПР) — нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстают в своём развитии от принятых психологических норм для данного возраста. ЗПР как психолого-педагогическая категория используется только в дошкольном и младшем школьном возрасте; если к окончанию этого периода остаются признаки недоразвития психических функций, то говорят уже о конституциональном инфантилизме… Цикл контакта — базовое понятие гештальт-терапии, разработано Полом Гудманом в его «Теории self». Пол Гудман выделяет в любом действии четыре основные фазы: фор-контакт, контактирование (contacting), полный контакт (final contact) и пост-контакт (или «отступление»).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *