Формирование «Я – концепции» в детском, подростковом и юношеском возрастах
В предлагаемой статье авторы раскрывают особенности становления «Я-концепции» в детском, подростковом и юношеском возрастах. Рассмотрение этой проблемы, по мнению авторов, позволит глубже проникнуть в механизмы формирования личности, способствовать развитию методических подходов в профилактике дезадаптивных форм поведения. Кроме того, в статье приведены результаты исследования особенностей «Образа Я» детей и подростков группы социального риска по данным проективного теста.
Ключевые слова: «Я-концепция», теории личности, интрапсихические и психологические критерии риска наркотизации, адаптивная и неадаптивная социальная среда, давление среды, референтная группа.
In this paper, the authors reveal the peculiarities of the formation of «self-conception in childhood, adolescence and early adulthood. The consideration of this problem, according to the authors, will allow a deeper insight into the mechanisms of an individual, contribute to the development of methodological approaches in the prophylaxis of maladjusted forms of behavior.
Key words: “self-conception”, theories of personality, intrapsychic and sociol-psychological risk criteria of drug addiction, adaptive and nonadaptive social environment,the pressure of environment, reference group.
В условиях нестабильности семейного института, размытости моральных ценностей именно дети, подростки, молодежь оказываются самой уязвимой, подверженной стрессам группой населения. У подростков и молодежи утрачивается ощущение смысла происходящего и в то же время еще не приобретены определенные жизненные навыки, которые позволили бы сохранить свою индивидуальность и здоровый жизненный стиль. Это толкает молодых людей к выбору таких патологических форм совладания с социально-стрессовой реальностью, как алкоголизация, наркотизация, суицид.
Рассмотрение становления «Я – концепции» в детском, подростковом и юношеском возрастах, по нашему мнению, имеет не только теоретическое, но практическое значение, позволяя глубже проникнуть в механизмы формирования личности, что будет способствовать дальнейшему развитию и уточнению методических походов в профилактике злоупотребления психоактивными веществами и разработке и реализации профилактических программ.
«Я-концепция в теориях личности
Во многих теориях личности «Я-концепция» является одним из центральных понятий. Однако до сих пор не существует ни универсального определения, ни единства в терминологии. В зарубежной литературе термин «Я-концепция» обозначает совокупность всех представлений индивида о себе.
Каждый из элементов «Я-концепции» может существовать в трех модальностях:
1) «Я-реальное» — представление индивида, какой он есть на самом деле; 2) «Я-зеркальное» (социальное) – представление индивида о том, как его видят другие люди; 3) «Я – идеальное» — представление индивида о том, каким бы он хотел быть [19].
«Я-концепция» играет троякую роль: способствует достижению внутренней согласованности личности, определяет интерпретацию опыта и является источником ожиданий.
«Я-концепция» рассматривается в виде сложной системы конструктов, функционирующих в динамическом единстве. Она характеризуется:
— степенью простоты-сложности рефлексивной структуры личности. Различия по этому показателю определяются основными факторами: когнитивной сложностью личности и ее эмоциональной развитостью;
— степенью внутренней противоречивости или гармоничности, т.е. формой интегрированности, компенсированности отдельных компонентов, составляющих всю систему «Я»;
— устойчивости «Я-концепции». При угрозе нарушения устойчивости срабатывают многообразные защитные механизмы.
У. Джемс первым из психологов начал разрабатывать проблематику «Я-концепции». В книге «Основания психологии» он выделяет четыре аспекта «Я», которые можно рассматривать независимо друг от друга: «материальное Я», «социальное Я», «духовное Я» и чистое «Эго». В теории Фрейда «Я» (Ego) – первая из систем личности, которая появляется при жизни как обращенная к внешнему миру часть «Оно» (Id). «Я» -это связанная организация душевных процессов, подчиняющихся принципу реальности, контролирующая частные процессы, прежде всего познавательные. «Я» контролирует импульс «Оно», откладывая разрядку напряжения до того момента, когда будет найден подходящий объект. «Я» подчинено желаниям «Оно». Фрейд ввел понятие «Сверх –Я» (Super –Ego) – внутреннее личностное сосредоточение социальных норм и идеалов в том виде, в каком они были преподнесены индивиду в детстве родителями [23].
А.Адлер предложил термин «творческое Я» — единое, внутреннее согласованное высшее звено в структуре личности, определяющее способность личности к свободному самовыражению, посредством которого можно преодолеть воздействующие на человека силы.
Семейная атмосфера, по Адлеру, полностью формирует конструктивность или деструктивность, активность или пассивность личности Если в семье уделяется внимание инициативе, ребенок будет активен. И, наоборот, если семейная атмосфера – это атмосфера соперничества и недоверия, ребенок, пытаясь преодолеть свою неполноценность, будет вести себя деструктивно.
Э. Эриксон рассматривает проблему «Я-концепции» через призму «Эго-идентичности», понимаемой как возникающий на биологической основе продукт определенной культуры. Характер «Эго-идентичности» определяется особенностями данной культуры и возможностями конкретного человека. Источником «Эго-идентичности» являются культурно значимые достижения. Идентичность «Эго» иногда возникает в процессе интеграции отдельных идентификаций.
Становление личности в концепции Э. Эриксона понимается как смена этапов, на каждом из которых происходит качественное преобразование внутреннего мира человека и радикальное изменение его отношений окружающими людьми. В результате этого личность приобретает новое, характерное именно для данного этапа развития и сохраняющееся у него (в виде заметных следов) в течение всей жизни. Причем, новые личностные черты, по его мнению, возникают лишь на основе предыдущего развития.
Э. Эриксон определяет «Эго-идентичность» как заражающее человека психической энергией «субъективное чувство непрерывной самотождественности. Формирование идентичности, по Э. Эриксону, характеризуется динамизмом и служит основой постоянного расширения самосознания и самопознания [22, с. 53-54].
В подходе К. Роджерса — представителя гуманистического направления — сущность феноменологической теории «личности Я», представляющей собой часть общей теории личности, заключается в том, что человек живет главным образом в своем индивидуальном и субъективном мире. «Я-концепция» возникает на основе взаимодействия человека с окружающей средой, в особенности с социальной.
Самость, или Я-концепция у К. Роджерса, определяется как «организованный, последовательный концептуальный гельштальт, составленный из восприятий свойств «Я», или «меня» с другими людьми и с различными аспектами жизни, а также ценности, связанные с этими восприятиями.
Роджерс подчеркивал, что детям для развития позитивной Я-концепции, которая позволит им стать полноценно функционирующими людьми, необходимо безусловное позитивное внимание. В то же время условия ценности заставляют детей жить в соответствии с навязанными ценностями, а не с собственным организмическим оценочным процессом.
По К. Роджерсу, полноценно функционирующая личность получала безусловное позитивное внимание, поэтому у нее нет условий ценности, нет тенденции к защитному поведению. Такую личность характеризует конгруэнтность между «Я» и потенциалами. Такой личности свойственны эмоциональная глубина и рефлексивность, гибкость и адаптивность, интуитивность и уверенность, ощущение свободы воли и креативность.
Дезадаптированная личность, по К. Роджерсу, получала условное позитивное внимание, поэтому у нее сформировались условия ценности и неконгруэнтность между «Я» и потенциалами, тенденция к защитному поведению. Кроме того, такая личность живет в соответствии с составленным заранее планом, пренебрегает собственным организмом, вместо того чтобы доверять ему, чувствуют, что ею манипулируют и не дают поступать в соответствии с собственными желаниями, ведет себя конформно.
К. Роджерс, как до него и А. Маслоу, хотел, чтобы человек обращал взор к тому, чем он может быть. По К. Роджерсу, это означает жить насыщенно, полностью осознанно, полностью ощущать человеческое бытие — словом, «полноценно функционировать». К. Роджерс писал: «Хорошая жизнь, я уверен, не подходит для человека малодушного, она требует расширения и роста в направлении раскрытия собственного потенциала. Для этого необходимо мужество. Это означает, что нужно быть в потоке жизни» [22].
Одно из важнейших понятий в системе психологических взглядов Ж.. Пиаже – понятие социализации. По Ж.. Пиаже, социализация – это процесс адаптации к социальной среде, состоящей в том, что ребенок, достигнув определенного уровня развития, становится способным к сотрудничеству с другими людьми, благодаря разделению и координации своей точки зрения и точек зрения других людей [18]. Социализация обуславливает решающий поворот в психическом развитии ребенка – переход от эгоцентрической позиции к объективной.
Общество Ж. Пиаже рассматривается таким, как оно выступает для ребенка, то есть как сумму социальных отношений, среди которых можно выделить два крайних типа: отношения принуждения и отношения кооперации. Отношения принуждения навязывают ребенку систему правил обязательного характера, если они опираются на принуждение, не приводят к осознанию ребенком своей субъективности.
Для того чтобы осознать свое «Я», необходимо освободиться от принуждения, необходимо взаимодействие мнений.
Развитие рассматривается Ж. Пиаже как эволюция, управляемая потребностью в равновесии. Равновесие в статическом, уже осуществленном виде представляет собой адаптацию, приспособление. Равновесие – механизм, обеспечивающий основную функцию психической деятельности – конструирование представления о реальности; обеспечивает связь субъекта и объекта, регулирует их взаимодействие.
Проблеме «Я-концепции» посвящено немало исследований в отечественной психологии. . В работах Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна и других отечественных психологов в общетеоретическом и методологическом аспектах проанализирован вопрос о становлении самосознания в контексте более общей проблемы развития личности.
Л.С. Выготский определял область своего исследования как «вершинную психологию», предметом которой является сознание. Л.С. Выготский разработал учение о возрасте как единице анализа детского развития. Он предложил свое понимание хода, условий, источника, формы, специфики и движущих сил психического развития ребенка; описал эпохи, стадии и фазы детского развития, а также переходы между ними в ходе онтогенеза; он выявил и сформулировал основные законы психического развития ребенка.
В процессе социализации ребенок не прямо подражает взрослым, точно запечатлевая их слова, действия, поступки, а организует свое собственное поведение по тому социальному образцу, который освоил во взаимодействии с взрослыми, как выражается Л.С. Выготский, через «сотрудничество сознаний». Это он считает и есть применение социального отношения к себе, перенос социальной формы поведения в свою собственную психическую организацию [8].
В исследованиях А.А. Бодалева, Столина В.В., И. С. Кона и других психологов рассматриваются более специальные аспекты проблемы самосознания и самооценки, влияния оценок окружающих на формирование самооценки [21, с. 6].
Отечественные психологи доказывали, что самооценка является итогом развития самосознания, эмоционально-ценностного отношения к себе и миру. А.Н. Леонтьев, отмечая, что проблема самосознания – «проблема высокого жизненного значения, венчающая психологию личности», расценивал ее в целом как нерешенную, «ускользающую от научно-психологического анализа» [21, с. 7].
Становление «Я-концепции»
в детском, подростковом и юношеском возрасте
В психологии известно [3], что «Я-концепция» (или «Я-образ») является основой целостности, гармоничности и устойчивости личности, обеспечивающей точку равновесия внутреннего мира.
Становление «Я-концепции» как центра внутреннего мира личности происходит в детском и подростковом возрасте. Известно, что развитие «Я» происходит в ходе идентификации, в принятии ребенком социальной роли значимого лица на основе установившейся с ним эмоциональной связи, а также включения в свой внутренний мир и принятие, как собственных, норм, ценностей и образцов. Это – отождествление себя с референтной группой, принятие взглядов, установок и поведения этой группы. Процесс идентификации имеет свою последовательность и этапность, на каждом из возрастных этапов имеется своя референтная группа, свои значимые «другие».
В имеющейся литературе психологи обозначают как значимые «другие» для ребенка младшего школьного возраста – учителя как носителя социальных образцов, для подростка – сверстников, для юношей характерна позиция «Я сам» [3, 25].
По нашим исследованиям, референтная группа в возрастных группах детей представлена следующим образом:
· 7-10 лет: Я другой (семья+учитель)
· 11-13 лет: Я другой (сверстник)
· 14-17 лет: Я другой (Я-сам + люди, достигшие успеха)
Более социально-приемлемой позицией в отношении значимых других для ребенка детского возраста является вариант «Я-другой» (семья). Семья для ребенка 7-10 лет является источником норм поведения, социальных установок и ценностных ориентаций, с помощью которых ребенок может оценить себя и других.
Базовой потребностью личности в этом возрастном периоде является потребность в признании и самоопределении. В этот период «ребенок погружен в поле семейной идентификации», поэтому родители, родственники, принадлежащий им мир вещей, семейные традиции, стиль взаимоотношений в детстве воспринимается как данность.
В случае неадекватного поведения ближайшего к ребенку социального окружения, в первую очередь семьи, происходит давление социальной среды на личность, что ведет к нарушению «Я-концепции». В связи с этим неадекватное поведение членов референтной группы мы относим к числу неблагоприятных психологических факторов развития ребенка в младшем школьном возрасте. Значимыми условиями, способными спровоцировать в дальнейшем приобщение ребенка к психоактивным веществам у детей 7-10 лет, является: злоупотребление алкоголем, наркотиками кем-то из членов семьи и в связи с этим информированность ребенка о психоактивных веществах; эмоциональная депривация, неустойчивый тип воспитания, снижение толерантности к стрессам, потребность родителей установить приоритет над ребенком и т. д.
Ведущей деятельностью детей подросткового возраста становится общение со сверстниками. Главная потребность периода – потребность в коммуникации, стремление соответствовать стандартам взрослости реализуется в сообществе сверстников.
Исследования показали, что для детей в возрасте 11-13 лет основной референтной группой становятся сверстники. Выявлено, что общение с ровесниками положительно влияет на психологическую и социальную адаптацию.
В подростковом возрасте существуют факторы, способствующие развитию наркотизации [15]. По нашим исследованиям, интрапсихическими критериями риска наркотизации для подросткового возраста является потребность в социализации, расширении коммуникативных связей, стремление соответствовать стандартам «взрослости».
Базовая потребность периода – потребность в коммуникации, стремление соответствовать стандартам «взрослости» — реализуется в сообществе сверстников. Вне общества сверстников, где взаимоотношения строятся на разных началах и статус надо заслужить и уметь поддерживать, подросток не может выработать необходимых взрослому коммуникативных качеств.
Деятельность общения чрезвычайно важна для формирования личности, для становления «Я-концепции» как центра внутреннего мира личности, поскольку в ней формируется самосознание. В подростковом возрасте появляется потребность в познании себя как личности, этот процесс начинается с вопросов: Кто я? Какой я? Каким должен быть? Начинается осознание своих возможностей и особенностей (психических способностей, нравственных качеств и т.д.), своего сходства с другими людьми и своей уникальности.
Самосознание личности возможно только посредством общения, которое помогает подростку постоянно сравнивать себя со сверстниками и вырабатывать самооценку.
Заинтересованность подростка в признании сверстников делает его чутким к их мнениям и оценкам. Замечания и недовольство сверстников заставляют подростка обратить внимание на собственные недостатки и вызывает желание их исправить. Таким образом, развивается важная для общения особенность – умение ориентироваться на мнение сверстников. Отсутствие такого умения расценивается старшими подростками как инфантилизм [9].
Центральное новообразование этого возраста – возникновение «чувства взрослости», стремление соответствовать стандартам «взрослости». Подросток начинает чувствовать себя взрослым, стремится быть и считаться взрослым, он отвергает свою принадлежность к детям, но у него еще нет ощущения полноценной взрослости, зато есть большая потребность в признании его взрослости окружающими.
Характеризуя подростковый возраст, Л.И. Божович писала: «В течение этого периода ломаются и перестраиваются все прежние отношения ребенка к миру и к самому себе, и развиваются процессы самосознания и самоопределения, приводящие, в конечном счете, к той жизненной позиции, с которой школьник начинает свою самостоятельную жизнь» [4].
Собственно подростковые психологические реакции возникают при взаимодействии с социальной средой и формируют характерное поведение в этот период. По нашему мнению, психологическим показателем риска детей в этот возрастной период является наличие психологической агрессии среды для подростка, которая на макросоциальном уровне проявляется в присутствии напряженности социально-экономической ситуации с высоким риском дистрессовых состояний у населения. Психофизиологическая неустойчивость, подверженность подростков стрессу на фоне снижения уровня жизни, сложность отношения с родителями обуславливают вероятность приобщения подростка к наркотическим веществам.
Кризис базовой системы ценностей и культурных норм, давление алкогольных традиций, доступность психоактивных веществ, формирование устойчивой наркотической субкультуры с закреплением установок на употребление психоактивных веществ как «престижное» поведение вызывают у подростков и молодежи развитие суррогатных систем достижения жизненных ценностей – это употребление наркотиков, алкоголя, табака.
На микросоциальном уровне существуют условия, способные спровоцировать в дальнейшем приобщение подростка к наркотикам. Микросоциальные отношения отличает достаточно высокий уровень замаскированных форм агрессии, таких как одобрение реакции самоподавления при недостаточности навыков самоанализа и поиска помощи социума, отсутствие навыка позитивного поведения в конфликтах и отсутствие системы социально одобряемого поиска удовольствий.
Таким образом, в подростковом возрасте в период формирования чувства взрослости наблюдается давление неоптимальной среды.
Высоким уровнем конфликтности характеризуются отношения подростка с взрослым. Стремление подростка занять новое место в отношениях с взрослым, принятие на себя новых обязанностей блокируется ужесточением правил и требований со стороны взрослых или попустительского отношения к нарушению семейных традиций, правил и отношений. Подросток способен на эмпатию по отношению к взрослому, но он выступает против сохранения в практике воспитания «детских» форм контроля, выраженной опеки [1]. Если подросток не имеет возможности реализовать свои базовые потребности, у него низка самостоятельность и активность, он продолжает зависимое поведение от родителей – это приводит к неадекватному поведению в последующие периоды развития личности и становится одной из основ мотивации употребления психоактивных веществ.
Потребности подростков, чтобы их признали равноправными партнерами в общении, оказываются фрустрированными и служат причиной разнообразных конфликтов подростков с взрослыми [18].
К концу подросткового возраста происходит постепенный переход от оценки, заимствованной от взрослых, к самооценке, складывается стремление к самореализации, самовоспитанию, к преодолению отрицательных качеств и формированию положительных. Возникает способность к постановке перспективных задач, ставятся новые задачи: самосовершенствования, саморазвития, самоактуализации [16].
Базовая потребность в юности – выбор жизненного маршрута, поскольку в этот период возникают трудности в определении и реализации жизненного маршрута, возникает потребность в опыте и знании людей, достигших успеха. В психологии распространенной является позиция «Я-другой» (Я-сам), которая, по нашему мнению, выражает эгоцентрическую позицию развития личности [3]. Вследствие этого более социально приемлемой концепцией для периода юности является концепция успешности. Социальная ситуация развития в ранней юности – это «порог» самостоятельной жизни. Важнейшим фактором развития личности в ранней юности является стремление старшеклассника строить свои жизненные планы. Психологи утверждают, что о жизненных планах в точном смысле слова можно говорить тогда, когда в них включены не только цели, но и способы их достижения, когда молодой человек стремится оценить свои собственные субъективные и объективные ресурсы.
Это период стабилизации личности, когда складывается система взглядов на мир и свое место в нем, наблюдается конструктивное принятие себя, самоуважение, саморегуляция, повышается контроль за своим поведением, эмоциями, настроение осознанное и устойчивое, формируется нравственная устойчивость личности, характеризующаяся полнотой и осмысленностью. В этом возрасте происходит ориентация на собственные взгляды и убеждения.
Интрапсихическими критериями риска наркотизации для старшеклассника являются трудности в определении жизненного маршрута и стремление уйти от жизненных проблем.
Понятие «жизненный маршрут» включает в себя заранее намеченный или установленный путь следования с определением целей и задач на каждом из возрастных этапов развития личности. Построение субъектом этапов собственного жизненного маршрута позволит ему спланировать личностную программу будущего, в основу которой должен быть положен принцип своевременности: в какое время субъект должен уложиться, чтобы социально «успеть», в нужное время сделать следующий шаг. Данные ориентиры не всегда известны современным старшеклассникам.
У старшеклассников представления о жизненном маршруте еще расплывчаты и не вычленяются из мечты. Определение жизненного маршрута сопряжено с известными психологическими трудностями. Так, обостренное чувство необратимости времени нередко соседствует в юношеском сознании со стремлением уйти от проблем по его определению.
По нашим исследованием, в отношении будущего подавляющее большинство опрошенных старшеклассников озабочено своим будущим более, чем настоящим; при этом у трети респондентов этого возраста отмечалась связь жизненных планов и достижение успеха в жизни с состоянием здоровья.
В современных социокультурных условиях задача определения жизненного маршрута приобрела особую сложность по ряду причин: ребенок часто не имеет представления о способах и путях достижения конечного результата, а родители и педагоги зачастую сомневаются в правильности своих советов.
Основной референтной группой для ребенка старшего школьного возраста являются люди, достигшие успеха, которые на этом возрастном этапе развития помогут осознать молодому человеку, что его жизнь должна иметь смысл и цель, помочь ему сделать разумный, обдуманный выбор, определиться, какой вид деятельности, какая работа принесет каждому из молодых людей наибольшее удовлетворение, в чем он сможет реализовать себя, раскрыться, как личность, и быть необходимым обществу. Их жизненный опыт поможет молодому человеку сформировать внутреннюю позицию по отношению к себе («Кто Я?», «Каким Я должен быть?»), по отношению к другим людям, а также к жизненным ценностям.
Стремление молодого человека адаптироваться в социальной нише обусловлено рядом трудностей, которые ему предстоит преодолеть. Он стоит на пороге истинной взрослости, он весь устремлен в будущее, которое притягивает и одновременно тревожит его, потому что у него недостаточно жизненного опыта и знаний. Перед старшеклассником стоит серьезная задача – определение дальнейшего жизненного маршрута, не просто представлять свое будущее в общих чертах, а осознавать направление движения, задачи и способы достижения поставленных жизненных целей на каждом этапе своего жизненного маршрута. Словом, молодому человеку в короткие сроки решить вопросы профессионального, личностного и морального самоопределения.
Выбор внутренней позиции проводит молодого человека через «рефлексивные страдания» и поиск истинных ценностей. Однако как бы ни стремился молодой человек к поиску своего места в мире, к осмыслению происходящего, у него не опыта реальной практической и духовной жизни.
Как указывает И.С. Кон, центральный психологический процесс в юношеском возрасте – развитие самосознания, которое побуждает личность соизмерять все свои стремлениями и поступки с определенными принципами и образом собственного Я. [12].
Самопознание в юности связано с открытием себя как неповторимо индивидуальной личности, которая открывает при этом социальный мир, в которой ей предстоит жить. По нашему мнению, развитие самосознания при оценке извне способствует позитивному развитию личности старшеклассника.
Возникающая в ранней юности проблема самоопределения не может решиться только в общении со сверстниками, социальный опыт которых примерно одинаков и равно ограничен у всех. Обращение к взрослым закономерно, если общение с взрослым будет иметь доверительную форму. В психологии роль взрослого рассматривается в одном ракурсе – как проводника знаний – и в этом своем значении почти не меняется со сменой возрастов ребенка.
Особое значение эта проблема приобретает при обследовании личностного развития детей из группы риска социального риска.
Гипотеза исследования: «образ Я» детей и подростков из семей социального риска отличается несформированностью «образа Я» на эмоциональном, когнитивном и поведенческом уровнях и являются индикатором неспособности ребенка гармонично функционировать в социальном окружении.
Материалы и методы исследования
Нами проведен анализ «Я-концепции» у 87 детей и подростков из неполных и малообеспеченных семьях, находящихся в условиях летнего оздоровительного лагеря. Группу сравнения составило 32 случая, причем дети и подростки были сопоставимы по гендерным факторам, но отсутствовал факт социального риска.
Исследование «образа Я» детей и подростков из семей социального риска с проводилось посредством применения психологического рисуночного теста «Несуществующее животное» (автор А.Л. Венгер), позволяющего изучить следующие особенности личности [7]: страхи; депрессивные тенденции; особенности реакции на стресс; агрессивность; экстравертность или, напротив, интравертность; демонстративность; неудовлетворенность потребности в общении; степень социализированности и конформности; антисоциальные тенденции и др.
Обследуемым предлагалось придумать и нарисовать животное, которого на самом деле нет ни в сказках, ни в компьютерных играх, ни в мультфильмах.
Результаты исследования
Проведенное исследование выявило следующие особенности самосознания исследуемой группы [7].
В детском возрасте (7-10 лет) у исследуемой группы была отмечены проблемы в сфере общения, которые проявились в повышенной потребности обследуемых во внимании к себе, стремлении находиться в центре внимания, данная особенность встречалась в 77% случаев. В группе сравнения этот показатель составил 42,6%. Имели место тенденции, свидетельствующие о неудовлетворенности потребности в общении у детей, наблюдалась направленность на контакты с другими людьми в исследуемой группе у 60% респондентов, в группе сравнения эти тенденции отмечались в 57% случаев.
Кроме того, прослеживалась сниженная конформность у 39% тестируемых, недостаточная социализированность детей данной возрастной группы, выражающаяся в низкой бытовой ориентации, неумелости. В контрольной группе эти показатели оказались ниже и составили 28%. Защитная агрессия в социальных отношениях была представлена у одной трети обследуемых, данная особенность в контрольной группе составила 17%. В то же время в рисунках детей группы риска были выявлены страхи в 40% случаев, связанные с трудностями в общении, в группе сравнения этот показатель составил 22%.
Эмоциональные особенности отразились в повышенном уровне тревоги, которая была выявлена в 92% случаев, в группе сравнения повышенная тревожность наблюдалась у 32% тестируемых. Высокая значимость сексуальной сферы отмечалась у 1\3 респондентов целевой группы, в контрольной группе она составила 22%.
В подростковом возрасте (11-13 лет) отмечались следующие возрастные проявления, связанные с несформированностью «Образа Я» на эмоциональном, когнитивном и поведенческом уровнях. В большей степени имели место проблемы, представленные в сфере общения. Так, потребность обследуемых во внимании к себе, стремление находиться в центре всеобщего внимания встречалась в 58% случаев, в группе сравнения этот показатель составил 51%. Чувство одиночества отмечалось у половины опрошенных в исследуемой группе, в группе сравнения этот показатель наблюдался у 21% тестируемых.
Потребность в опоре, ощущение своей недостаточной умелости в социальных отношениях имели место в 30%, в группе сравнения эта особенность проявилась в 20% случаев. Имели место проявление различных видов агрессии: боязнь агрессии со стороны окружающих, ощущение малой значимости, потребность в защите проявились в 40% случаев, в контрольной группе данная тенденция встречалась в 14% случаев.
Защитная агрессия имела место у 1/3 респондентов исследуемой группы и у 32% в группе сравнения.
Кроме того, в рисунках данных детей встречались страхи, связанные с трудностями в общении в 10% случаев, в контрольной группе этот показатель оказался несколько выше и составил 12%. Наблюдались повышение психомоторного тонуса, эмоциональной напряженности у 22% обследованных, в 19% случаев данная особенность была отмечена в контрольной группе. Кроме того, в рисунках детей этого возраста в 23% случаев проявились мечтательность, романтичность, склонность к компенсаторному фантазированию, несколько ниже этот показатель оказался в группе сравнения – 20%.
Таким образом, приведенные выше возрастные проявления детей и подростков группы социального риска связаны с несформированностью «образа Я» на эмоциональном, когнитивном и поведенческом уровнях и являются индикатором неспособности ребенка гармонично функционировать в социальном окружении.
Литература
1. Байярд Р., Байярд Д. Ваш беспокойный подросток. М., 1991.
2. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986.
3. Блинова Л.Ф. зависимость как иллюзия независимости или причины обращения ребенка к наркотикам. Пособие для практического психолога. – Казань, 2002.
4. Божович Л.И. Развитие личности ребенка, 1987.
5. Битенский В.С. и др. Наркомании у подростков. Киев. 1989.
6. Бодалев А.А.. Столин В.В. Общая психодиагностика. М., 2000.
7. Венгер А.Л. психологические рисуночные тесты: иллюстрированное руководство/А.Л. Венгер. – М.: Изд-во ВЛАДОС_ПРЕСС, 2006. – 159 с.: ил. – (Психология для всех).
8. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6т. – М., 184. – т.4.
9. Ермолаева М.В. Психология развития: Методическое пособие для студентов заочной и дистанционной форм обучения. – 2-е изд. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. – 376 с.
10. Дукаревич М.З. Рисунок несуществующего животного: Практикум по психодиагностике. М., 1990. С. 54-73
11. Кон И.С. Психология ранней юности. – М., 1989.
12. Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание. М., 2000.
13. Кржечковский А.О. Самосознание подростков, склонных к употреблению одурманивающих веществ// Актуальные вопросы наркологии. М., 1990.
14. Ланда А.Н. Некоторые вопросы изучения личности и познавательных функций у больных наркоманией опиатами/ Некоторые проблемы наркоманий и токсикоманий / Под ред. Г.В. Морозова. М., 1989.
15. Личко А.Е., Битенский В.С. Подростковая наркология. – М.,1991.
16. Мир детства. Подросток/ Под ред. А.Г. Хрипковой. М., 1989. С. 96-114.
17. Мухина В.С. Психология детства и отрочества. – М.: ИПП, 1998
18. Обухова Л.Ф. Возрастная психология.- М.: «Роспедагенство», 1996
19. Родионов М. С., Вяльцева И.М. «Особенности «Я-концепции» у наркозависимых» // Психологическая наука и образование. 2004. № 1.
20. Соколова Е.Т. Проективные методы исследования личности. М., 1980.
21. Столин В.В. Самосознание личности. М., 1983
22. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности – СПб.: Питер, 2002. – 608 с.
23. Чешир Н., Томэ Г. Реабилитация Я // Московский психотерапевтический журнал. 1996. № 4.
24. Филипп Райс. Психология подросткового и юношеского возраста, СПб, с.342.
25. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). – М.: Гардарики, 2004. – 349 с.
26. Шабанов П.Д., Штакельберг О.Ю. Наркомании: патопсихология, клиника, реабилитация. СПб., 2001.
Понятие и значение Я-концепции курсовая по психологии
Описывая какого-то человека, мы обычно прибегаем к помощи
прилагательных: «надежный», «общительный», «сильный», «совестливый» и
т. д. Вес это – абстрактные характеристики, которые никак не связаны с
конкретным событием или ситуацией. Как элементы обобщенного образа
индивида они отражают, с одной стороны, устойчивые тенденции в его
поведении, а с другой – избирательность нашего восприятия. То же самое
происходит, когда мы описываем самих себя: мы в словах пытаемся выразить
основные характеристики нашего привычного само – восприятия. Их можно
перечислять до бесконечности, ибо к ним относятся любые атрибутивные,
ролевые, статусные, психологические характеристики индивида, описание
его имущества, жизненных целей и т.п. Все они входят в образ Я с различным
удельным весом – одни представляются индивиду более значимыми, другие
– менее. Причем значимость элементов самоописания и соответственно их
иерархия могут меняться в зависимости от контекста, жизненного опыта
индивида или просто под влиянием момента. Такого рода самоописания –
это способ охарактеризовать неповторимость каждой личности через
сочетания ее отдельных черт.
Когнитивная составляющая включает:
Я – реальное – установки, связанные с тем, как индивид воспринимает
свои актуальные способности, роли, свой актуальный статус; его
представлениями о том, каков он на самом деле.
Я – зеркальное – установки, связанные с представлениями индивида о
том, как его видят другие.
Я – идеальное – установки, связанные с представлениями индивида о
том, каким он хотел бы стать.
Причем каждая может включать эмоциональную, когнитивную,
волевую, соматическую составляющую.
2) Оценочная составляющая Я – концепции.
Качества, которые мы приписываем собственной личности, далеко не
всегда являются объективными, и, вероятно, с ними не всегда готовы
согласиться другие люди. Быть может, лишь возраст, пол, рост, профессия и
Я-концепция и восприятие себя — причины, диагностика и лечение
Я-концепция – это чувство нашей идентичности. Это мысленный образ, восприятие человеком своей индивидуальности, своих способностей, знаний, компетентности. Это некая «теория собственного я», которая может очень мало совпадать с реальностью. Я-концепция базируется на отдельных интерпретациях себя, основывающихся на нашем опыте и оценках других людей. В я-концепцию входят представления о собственном теле, социальная составляющая, соотнесенная с половым, этническим, гражданским восприятием себя, а также знание о себе в сравнении с другими людьми и ощущение собственной уникальности.
Когда формируется «Я-концепция»?
Я-концепция формируется при накоплении определенного опыта решения жизненных задач и при получении оценок других людей, и прежде всего – родителей. Для формирования я-концепции очень важна роль первого опыта. Например, если подросток был отвергнут при первой попытке назначить свидание, он может в дальнейшем считать себя непривлекательным для противоположного пола. Когда мы получаем положительный опыт, то возникает уверенность в том, что мы обладаем теми личными качествами, которые ассоциируются у нас с этим опытом. Так, например, если Катя быстрее и лучше запоминает английскую грамматику, чем ее брат, то в свой я-концепции она будет считать себя компетентной в вопросах английской грамматики.
В чем отличие между «я-концепцией» и самооценкой?
В отличие от я-концепции, самооценка – не столько интерпретация, сколько оценка нами собственной компетентности и ценности. То есть, самооценка – не только то, насколько хорошо или плохо мы что-то делаем, но и еще то, какое мы придаем этому значение в рамках наше системы ценностей.
Я-концепция и самооценка напрямую влияют на стиль нашего общения. Человек с детально проработанной я-концепцией способен лучше понимать себя и собственные потребности. Человек с высокой самооценкой активнее в общении, чем человек с низкой.
Насколько эти чувства влияют на наше поведение?
Наше самовосприятие гораздо сильнее влияет на наше поведение, чем наши реальные способности. Например, человек обладает навыками и компетенцией для того, чтобы стать руководителем. Но он не станет их проявлять, когда в этом возникнет необходимость, поскольку считает, что у него нет к этому способностей.
Впрочем, наши самооценка и я-концепция крайне редко отражают то, какими мы являемся на самом деле. Разрыв между неправильным восприятием себя и реальностью называется неконгруэнтность.
|
Вероника Воршип Ковальчук Алексей Premium & Professional | ||||||||
Зачем анализировать свою Я-концепцию? | ||||||||
| ||||||||
Подлинная Я-концепция | ||||||||
| ||||||||
Видео о Я-концепции (скоро!) | ||||||||
Поддельный образ | ||||||||
| ||||||||
00000 | ||||||||
00000 | ||||||||
Больше о Я-концепции: | ||||||||
| ||||||||
Я Концепция личности что это такое и видео о перепрограммировании мозга на успех
Я-концепция личности — образ самого себя, который есть у человека, другими словами это представление о самом себе, набор суждений о самом себе. Я-концепция формируется и постоянно меняется в процессе жизни человека, под воздействием жизненных ситуаций, опыта, образования, общения с другими людьми, удач или неудач и так далее.
Из этой статьи вы узнаете:
-
Инструмент №1 улучшения Я Концепции: Самоидеал. Представление о самом себе в позитиве.
Для этого нужно быть готовым меняться и улучшать себя, будь готов расстаться с самим прежним, будь готов предпринимать усилия.
-
Инструмент №2 Я-Концепции личности перепрограммирования мозга на успех: Позитивная аффирмация. Проговарите вслух желаемую цель.
Аффирмация должна быть позитивной, аффирмация должна быть от первого лица и в настоящем времени. Пример: Я очень хоршо танцую. Я умею плавать. Я очень позитивный человек.
-
Инструмент №3 улучшения Я-Концепции: Визуализация
Представляй по нескольку раз в день реалистичную картину с чувствами и эмоциями желаемого результата. Посторайся удержать эту картинку эту визуализацию чувственную как можно дольше. Проркучивай в голове постоянно позитивные ментальные картинки, прочувствуй картинку эмоциями, чувствами, желаниями.
Я Концепция: перепрограммирование мозга на успех
Представьте себя как в зеркале. Посмотрите на себя. Вам нравиться? А теперь улучшите свой образ, представьте что ваш образ изменился и стал лучшей версией вас. И теперь вы идеальный. Представьте ваш новый образ Вы-идеальный, вы это ваша лучшая версия вас.
Для того, чтобы ваша Я-Концепция отвечала вашим жизненным целям и помогала в их достижении, необходимо перепрограммировать свой мозг на успех. Мозг человека это биокомпьютер, и как и любой компьютер его можно перепрограммировать, заложив новые более эффективные программы. Вот три основных инструмента, с помощью которых вы сможите это сделать.
Как применять эти инструменты для улучшения Я-Концепции и перепрограммирования мозга на успех — в этом видео.
Говори, действуй и веди себя так, как будто ты уже стал тем, кем хочешь стать. Например, хочешь стать хорошим оратором, веди себя прямо сейчас так, как будто ты уже хороший оратор.
Видео Я-Концепция и перепрограммирование мозга на успех
Перепрограммирование мозга на успех — что это на физическом уровне
Мы рассмотрели в этой статье, что перепрограммирование мозга на успех осуществляется с помощью использования сразу трех инструментов: Самоидеал, Позитивная аффирмация и Позитивная визуализация. Человек представляет себя идеального, произносит позитивные слова, визуализирует позитивные сцены, ощущает телом эти позитивные картинки. На физическом же плане в мозгу формируются новые нейронные связи, подробнее в этом видео.
Я-концепция или рабский труд на благо своего имени.
Я начала построение личного бренда с одной исключительной целью — повысить капитализацию и конкурентоспособность своего бизнеса. Аппетит приходит во время еды и, признаюсь честно, чем дальше я продвигаюсь, тем больше это льстит моему тщеславию. Это скорее бонус, чем критерий оценки. Как персональное позиционирование руководителя помогает компании? Ответ прост — персонификацией. Любая фирма — явление абстрактное, пока у неё не появляется реального лица конкретного человека. Он становится гарантом правдивости коммуникаций компании и помогает формировать доверие к ней со стороны потребителя. Эффективнее всего доверие вызывают две нормы поведения: экспертность и искренность. При этом, и то, и другое, немного игра. Но игра, основанная на реальных фактах. Создание действительно мощного персонального бренда, да ещё и с нуля — это долгосрочный проект, который требует времени, терпения, усилий, денег и других ресурсов. Окупаться все вложенное начинает не сразу, а у кого-то никогда даже в ноль не выходит, поэтому ещё на берегу здраво оцените возможные риски и потери. Оценили? Решились? Поехали!
Я не сторонница создания десятков аккаунтов и присутствия во всех сетях подряд. Надо чётко понимать, на какую аудиторию вы нацелены и не распаляться на пустякам. Каждый аккаунт требует изучения, внимания и ежедневной траты времени, поэтому лучше полноценно вести две-три страницы, чем абы как двадцать. Для своего продвижения я выбрала Facebook, Instagram и LinkedIn, недавно так некстати заблокированный в России. Все мои аккаунты объединяет один никнейм @olgaberek, такой же в русском и английском написании мой ключевой хэштег, что упрощает процесс поиска информации обо мне для клиентов, а мне помогает проводить мониторинг онлайн пространства.
В чем прелесть социальных сетей для начинающих «легенд»? Вам не надо сразу быть великим оратором и следить за внешностью 24 часа в сутки. Эти навыки рано или поздно вам пригодятся, но пока есть время их освоить. В социальных сетях голос и внешность — второстепенные критерии. А вот находить качественные темы, записывать свои мысли и постоянно поддерживать общение с аудиторией — ваша прямая обязанность.
Прежде всего, формируем легенду. В поисках правильных формулировок и первоначальной концепции я обращалась к разным специалистам. Одни помогали составить автобиографию, другие определяли направления развития, третьи проводили аудит персональных страниц. С уверенностью могу сказать, что нет ничего лучше нескольких противоположных взглядов со стороны. Без критики, вопросов и советов у меня ничего бы не получилось. Я продолжаю время от времени обращаться как к частным консультантам, так и к широкой аудитории в профильных сетевых группах. Если разумно просеивать и фильтровать ответы и комментарии, замыленный в процессе ежедневной работы взгляд становится свежее. Более того, проще увидеть и принять свои ошибки, а также найти способы их исправить. Надо понимать, что человек развивается, меняются его интересы, значит и легенда время от времени будет требовать обновления. Последний раз я инициировала дискуссию вокруг ребрендинга моего аккаунта в Instagram и получила ряд дельных рекомендаций по содержанию и формату контента. Я придерживаюсь правила, что всё новое и кажущееся разумным необходимо тестировать сразу, не откладывая в долгий ящик. Прошло три дня с момента внесения поправок в стратегию и я уже вижу результаты: втрое выросло число комментариев, заметно увеличилась вовлечённость «живых» пользователей. А всего-то надо было добавить человечности в манеру общения и разбавить посты на профессиональные темы более простыми по содержанию публикациями, о насущном, смешном и наболевшем.
И вот мы подошли к первой ошибке, которую я совершила на начальном этапе. Прислушиваясь к многочисленным советам, я слишком сфокусировалась на одной теме — рабочей, едва не превратив личный аккаунт в корпоративный. Мне говорили, что контент обязан показывать уровень моих знаний, а результаты моего труда — единственная твёрдая валюта в сети. И я строчила кейсы, писала инструкции и выкладывала итоги мозговых штурмов. Все эти посты необходимы, но никогда не стоит забывать о своей уникальности, хотя соблазн велик. Люди часто советуют идти по проторённой дорожке и копировать успешный опыт других блогеров и медийных лиц. Но это самая большая ошибка, которую вы можете совершить, ровно как и стандартизировать ваш аккаунт. Большинство советов по единому визуальному стилю, тегам и контенту подходят исключительно для моноблогеров, тех, кто пишет на одну тему: путешествия, еда, дизайн, фото, дети, мотивация… Личный бренд не совсем корпоративная история, тем более, когда у человека несколько проектов и все они мало похожи один на другой. А раз первоначальной целью является капитализация бизнеса, то развивать аккаунты, не говоря о своей работе, по меньшей мере, странно. Но и перегибать палку не стоит. Освещая разные свои интересы, в итоге мы получаем очень разношёрстную аудиторию. Но именно её многослойность позволяет делать контент разнообразным и быстрее добиваться поставленных целей.
Люди любопытны, им нравится заглядывать в чужую жизнь. Создавая персональный бренд, вы должны понимать, что придётся лишиться определенной доли приватности. Советую сразу определить границы. Не стоит писать о тайнах своих детей или вашей семейной жизни без согласия непосредственных участников. Но вы можете писать о своих впечатлениях от общения с маленьким сыном или о радости провести вечер пятницы с мужем. Просто делиться тем, что вас мотивирует, яркими моментами дня. Необычные страницы вашей биографии из первых уст тоже будут встречены с восторгом. Оценка текущих событий в стране и городе, анализ социальных явлений с вашей, человеческой точки зрения может вызвать бурное обсуждение, что собственно вам и надо.
Не стоит использовать коммуникативный контент на ранних этапах — пустая трата времени. Сперва нарастите аудиторию. Лучше потратьте время на консультации и комментарии в группах и сообществах, отвечающих вашим интересам. Чем активнее вы себя ведёте, тем больше вас узнают. Не стесняйтесь спорить и открыто высказывать свою особую точку зрения. Такое общение не только привлечёт внимание, но и пригодится вам в «реальной» жизни, ведь рано или поздно придётся выйти из социальных сетей. Сначала на рынок СМИ. Без экспертных статей в различных изданиях вы не сможете выйти за рамки специалиста и не станете лидером мнения. Не надо бояться, если среди ваших знакомых нет журналистов и с редакторами вы не на короткой ноге. Есть ряд ресурсов вроде PressFeed и Deadline Media, на которых представители СМИ размещают запросы на комментарии по различным темам. Следите за обновлениями, отвечайте первыми, выстраивайте отношения с изданиями, которые вам интересны.
Самым страшным моментом для многих становится появление на публике в реальности. Для меня было именно так. Я начала с профильных конференций по маркетингу, сначала гостем, потом партнером, потом приглашенным спикером. Хочу сказать, что навыки общения в социальных сетях, которые я заметно подтянула, оказали мне неоценимую услугу. Довольно скромная по природе, я стала легко подходить к незнакомым людям и налаживать контакт. Стоило представить, что это те самые подписчики или участники форумов и групп, как стеснение пропадало. Именно на этом этапе я серьёзно занялась своим внешним видом, точнее имиджем. После того, как я начала работать с медийными персонами, появление которых стало одним из результатов построения моего личного бренда в социальных сетях, мне пришлось погрузится и в мир светских мероприятий. Вот это настоящее испытание, к которому невозможно подготовиться: другой мир, другие правила. Подготовиться невозможно, а адаптироваться вполне. Но выйдя в свет, не забывайте про ваши аккаунты. До, вовремя и после любого события делаем анонсы, фотоотчеты и собираем отзывы соответственно. Становясь для своих подписчиков виртуальным билетом на закрытые мероприятия, вы зарабатываете их доверие.
Очень скоро к вам начнут приходить новые клиенты. Научите их писать отзывы и рекомендовать вас онлайн. Не надо просить, достаточно первым оказать услугу, написав о реализованном проекте или оставив лестный отзыв. Клиент обязательно напишет ответный пост. Рекомендации же обладают сильным и длительным временным эффектом, застревая в памяти потенциальных клиентов и появляясь в нужный момент, завтра, через неделю или месяц, как только возникнет необходимость. Таким образом, создавая образ успешности вы подтверждаете его реализованными проектами и повышаете свою ценность на рынке. Уровень успешность личного бренда определяется двумя параметрами: охватом и репутацией. Чем больше людей узнают о ваших достижениях, тем крепче будет ваша репутация. А успешность стоит дороже, чем один профессионализм.
Не обольщайтесь, единожды достигнув успеха, вы лишь выиграли сражение, но точно не войну. Необходимо постоянно работать над собой, не только в профессиональном плане, но и в личностном. Сохранять уверенность в любых ситуациях, стараться влиять на окружающих вас людей, вдохновлять и мотивировать. Вспомните, что вы сами подписывайтесь на тех, кто помогает вам стать лучше. И всё это надо делать с удовольствием! Если вы будете продвигать свой бренд через силу, лучше не начинайте — это превратится в нудный и бессмысленный процесс.
Напоследок делюсь радостью: мой аккаунт в Instagram обрёл новую форму. Теперь это «Блог занятой женщины». Кто знает, может быть, однажды, я напишу по его мотивам книгу, а пока с радостью выслушаю ваши советы и комментарии, в каком направлении двигаться дальше.
определение понятия The Free Dictionary
92): «Общий образ никогда не бывает, концепция — всегда суждение.
303):« Мы задаем себе общий вопрос: «ЧТО МЫ ОПЫТАЕМ, КОГДА МЫ ДУМАЕМ?» Тогда мы вовсе не пытаемся предварительно определить понятие «мысль», а выбираем для анализа только такие процессы, которые каждый может описать как процессы мысли ». Самым важным в мышлении, по его словам, является« осознание того, что … . »(Bewusstheit dass), которую он называет мыслью.
Теперь, когда я реализовал свою идею, я мог бы полностью ее практиковать.
Я отверг это как неблагородное, вспомнил о своей концепции и не выдал себя.
Без какой-либо ясности концепции, тем не менее, Джерри осознал, что они были столь же болезненными, как и он сам. Сперанский продолжал говорить, что честь, l’honeur, не может поддерживаться привилегиями, вредными для службы; эта честь, l’honneur, является либо негативной концепцией невыполнения того, что заслуживает порицания, либо источником подражания в погоне за похвалой и наградами, которые ее признают.То есть, в то время как он доминировал в моей любви и воображении, если бы я был настолько удачлив, что имел простое представление о чем-либо в жизни, я, должно быть, попытался придать этому выражению какой-то поворот или оттенок, который напомнил бы читателю книги даже прежде, чем это напомнило ему о людях. Он быстро овладел представлением или ощущением в нем, которое в муках родов боролось за выражение и форму, а затем он забыл о себе и о том, где он был, и старые слова — орудия речи, которые он знал — выскользнул «. Когда они хотят что-то сделать, в бизнесе, конечно, они должны ждать, пока в их мозгу каким-то образом не возникнет религиозная, или этическая, или научная, или философская концепция, что дело правильно.Таким образом, представления о добре и зле по своему происхождению являются лишь средством для достижения цели, средством для обретения силы. Более того, он, подобно человеку, мог и действительно воспринимал, и такие восприятия действительно расцвели в его мозгу как концепции, конечно, не столь широкие, глубокие и непонятные, как у людей, но тем не менее концепции, потому что я слишком высоко возвышал ее в своих представлениях о ней, удалял ее слишком далеко от человеческого плана и слишком далеко от меня.концептуальное существительное — Определение, изображения, произношение и примечания к использованию
существительное Слово Семейство- глагол зачатия
- мыслимое прилагательное (≠ немыслимо)
- предположительно наречие
- концептуальное существительное
- существительное концепции
- концептуальное прилагательное
- идея или принцип, который связан с чем-то абстрактным
- концепция чего-то концепция социального класса
- помощь учащимся в освоении абстрактных концепций, таких как лидерство и командная работа
- базовые / фундаментальные / ключевые / основные концепции
- концепция, которая… концепция, согласно которой у всех должно быть равенство возможностей
- концепция, лежащая в основе чего-то концепции, лежащей в основе работы художника
- «умственная отсталость» следует заменить более широкой концепцией «трудности в обучении ‘.
- Культура — понятие довольно туманное.
- Он сформулировал концепцию мнимого времени.
- Не все компании приняли концепцию разнообразия на рабочем месте.
- Ей трудно понять абстрактные концепции.
- Учащиеся должны уметь применять классные концепции в практических ситуациях.
- Учителя должны иметь четкое представление о том, что такое многорасовое общество.
- В книге даны конкретные интерпретации некоторых довольно абстрактных понятий.
- Понятие «адекватная медицинская помощь» слишком расплывчато.
- Концепция моей книги очень проста.
- Ему было чуждо само понятие ответственности.
- Необходимость создавать новые слова для определения новых концепций
- Промышленность одобрила концепцию, согласно которой каждый молодой человек должен иметь возможность получить опыт работы до окончания школы.
- Понятие бесконечности нам почти невозможно понять.
- Мы обсуждали такие понятия, как «демократия» и «равенство».
- Нам нужно прививать детям основные понятия о добре и зле.
- Он не может понять основные понятия математики.
- такие понятия, как «цивилизация» и «правительство»
- идея чего-то нового
- новая / инновационная концепция
- концепция чего-то захватывающая новая концепция городской жизни
- a новая маркетинговая концепция
- концепция дизайна для новой школы
- Бакалавры не имеют понятия о покупках продуктов питания.
- Он не имеет понятия о структуре, что удивительно для человека, постигшего свое мастерство в театре.
- Я был ребенком, который совершенно не понимал терпения.
- Люди понятия не имеют, что он сделал для этой отрасли.
Слово Originmid XVI в. (в смысле «мысль, воображение»): от латинского conceptum «что-то задуманное», от латинского concept- «задумано», от concipere, от com- «вместе» + capere «взять»
Стратегии понимания прочитанного Концепция определения карты Твитнуть Концепция карт определений церковное
Помимо того факта, что «церковное», вероятно, не является центральным для понимания студентами темы Убить пересмешника , остается то, что данное им определение слишком одномерно. Они не испытали ни богатства его значения, ни оттенков значения, которые помогают нам более точно отличать слова друг от друга. Лучший способ для учащихся понять новый словарный термин — это испытать его на себе. Концепция карты определений помогает расширить их опыт новых слов. Как они работают?
Карты с концепцией определения
Помогите мне визуализировать карту компакт-диска. Скачать и распечатать: |
концепция | определение |В контексте | программирование | lang = en термины разница между понятием и определениемсостоит в том, что понятие (программирование) в универсальном программировании представляет собой описание поддерживаемых операций над типом, включая их синтаксис и семантику, а определение — ( программирование) оператор, который предоставляет предыдущему объявлению значение или тело подпрограммы (в случае функции).Как существительные, разница между понятиеми определением состоит в том, что понятие — это понимание, удерживаемое в уме на основе опыта, рассуждений и / или воображения; обобщение (общая, базовая форма) или абстракция (мысленное впечатление) определенного набора экземпляров или явлений (конкретных, хотя и различных, записанных проявлений концепции), в то время как определение является (семантика) утверждением значения слово или группа слов, знак или символ (словарные определения).Другие сравнения: в чем разница?
|
(PDF) Изображение понятия и определение понятия в математике с особым упором на пределы и непрерывность
— 7 —
† Последовательность слов также используется для функций, имеющих для домена набор из
неотрицательных целых чисел {0, 1, 2, 3,…}. Тогда число f (n) правильно
описывается как (n + 1) -й член.
Помимо арифметических и геометрических прогрессий (n → a + bn, n → arn
соответственно) в качестве примеров последовательностей, текст затем возвращается к дальнейшему
обсуждению концепции функции.
Позже для аппроксимации определенных чисел используются различные итерационные процессы,
, например метод Ньютона-Рафсона для корня уравнения или пошаговые методы
для решения дифференциальных уравнений.Только в самой последней главе
, четвертой и последней книги курса, понятие сходимости последовательности
обсуждается в любом формальном смысле. Сначала обсуждается процедура «вызов и ответ»
в конкретном случае (SMP, Книга 4,
, глава 43, стр. 1309):
1
2, 1
4, 1
8,…, 1
2
()
i
,…
Ни один член этой последовательности не равен нулю, но если мы запрограммируем компьютер на оценку
, члены скоро будут напечатаны как нули, поскольку они будут на
меньше, чем наименьшее число, с которым может справиться машина. Более того,
это было бы верно, сколько бы десятичных разрядов ни печатал вывод.
Поставив перед собой задачу получить число N, которое позволит нам сказать «все члены от
до N будут равны нулю до первых 50 десятичных знаков», мы определенно можем найти такое число;
; и мы можем сделать это независимо от числа, которое претендент поместит в
вместо 50. Обратите внимание на две вещи: мы не обязаны производить
наименьшего такого числа N, а только одно подходящее N; во-вторых, мы не можем произвести
единственное число N за все время, которое решит проблему независимо от того, какое число
будет заменено 50.Наш ответ зависит от проблемы с
, с которой мы столкнулись. Формально мы можем выразить ситуацию так: для любого числа p
может быть найдено такое число N, что
1
2i <101 − p для всех i> N.
Когда это верно, мы говорят, что предел l / 2i равен нулю, или что l / 2i сходится к
нулю, когда i неограниченно увеличивается. Это записывается как
lim
i → ∞
1
2i = 0.
В десятичном представлении, конечно, нет особого достоинства; с математической точки зрения
все, что необходимо, это сказать, что
Для каждого положительного числа k существует такое число N, что 1
2i
Далее приводятся примеры (в которых все функции четко заданы формулами
) как сходящихся, так и расходящихся последовательностей, пока мы не достигнем почти пяти
страниц обсуждения (SMP, Книга 4, глава 43, с. 1312) :
Определение. Если для каждого положительного числа k существует такое число N, что
i> N⇒f (i) −c последовательность {f (i)} имеет предел c, и мы пишем f ( i) → c при i → ∞, или lim i → ∞ f (i) = c. Таким образом, в частности, мы находим спиральную технику в использовании, представляя концепцию контекстуально в конкретных примерах, а затем возвращаясь к ней в разное время. Я-концепция | Просто Психология
Я-концепция
Саул МакЛеод, опубликовано в 2008 г.
Я-концепция — это общий термин, используемый для обозначения того, как кто-то думает, оценивает или воспринимает себя .Осознавать себя — значит иметь представление о себе.
Баумейстер (1999) дает следующее определение самооценки:
«Вера человека в себя, включая атрибуты человека, а также то, кем и чем является я».
Я-концепция — важный термин как для социальной, так и для гуманистической психологии. Льюис (1990) предполагает, что развитие концепции Я имеет два аспекта:
(1) Экзистенциальное Я (1) Экзистенциальное Я
Это «самая основная часть Я-схема или Я-концепция; чувство отделенности и отличия от других и осознание неизменности себя »(Bee, 1992).
Ребенок осознает, что они существуют как отдельные сущности от других, и что они продолжают существовать во времени и пространстве.
Согласно Льюису, осознание экзистенциального «я» начинается в возрасте двух-трех месяцев и возникает отчасти из-за отношений ребенка с миром. Например, ребенок улыбается, а кто-то улыбается в ответ, или ребенок касается мобильного телефона и видит, как он движется.
(2) Категориальное Я (2) Категориальное ЯОсознав, что он или она существует как отдельное переживающее существо, ребенок затем осознает, что он или она также является объектом в Мир.
Подобно тому, как другие объекты, в том числе люди, обладают свойствами, которые можно испытать (большие, маленькие, красные, гладкие и т. Д.), Ребенок осознает себя как объект, который можно испытать и который имеет свойства.
Самость тоже может быть разделена на такие категории, как возраст, пол, размер или навыки. Две из первых применяемых категорий — это возраст («Мне 3 года») и пол («Я — девочка»).
В раннем детстве. Категории, которые дети применяют к себе, очень конкретны (например,г., цвет волос, рост и любимые вещи). Позже самоописание также начинает включать ссылки на внутренние психологические черты, сравнительные оценки и то, как их видят другие.
Карл Роджерс (1959) считает, что самооценка состоит из трех различных компонентов:
• Ваше представление о себе (самооценка)
• Насколько вы цените себя (самооценка или самооценка) стоит)
• Каким вы хотите быть на самом деле (идеальное Я)
Я-образ
(каким вы себя видите)Я-образ
(каким вы себя видите)Это не обязательно должны отражать реальность.Действительно, худой человек с анорексией может иметь представление о себе, в соответствии с которым он считает себя толстым. На самооценку человека влияют многие факторы, такие как влияние родителей, друзей, средства массовой информации и т. Д.
Кун (1960) исследовал самооценку, используя Тест двадцати утверждений . Он просил людей ответить на вопрос «Кто я?» 20 различными способами.
Он обнаружил, что ответы можно разделить на две основные группы. Это были социальные роли, (внешние или объективные аспекты самого себя, такие как сын, учитель, друг) и черты личности, (внутренние или аффективные аспекты самого себя, такие как общительность, нетерпеливость, юмористичность).
Список ответов на вопрос «Кто я?» вероятно, включите примеры каждого из следующих четырех типов ответов:
1) Физическая характеристика : Я высокий, у меня голубые глаза и т. д.
2) Социальные роли : Все мы социальные существа, поведение которых в некоторой степени определяется ролями, которые мы играем. Такие роли, как студент, домохозяйка или член футбольной команды, не только помогают другим узнавать нас, но и помогают нам узнать, чего от нас ждут в различных ситуациях.
3) Личные черты : это третье измерение нашего самоописания. «Я импульсивный … Я щедрый … Я склонен много волноваться» … и т. Д.
4) Экзистенциальные утверждения (абстрактные): они могут варьироваться от «Я дитя вселенной» до «Я человек» и «Я духовное существо» и т. Д. .
Обычно молодые люди описывают себя в большей степени с точки зрения личных качеств, тогда как пожилые люди чувствуют себя определяемыми в большей степени своими социальными ролями.
Самоуважение
(степень вашей самооценки)Самооценка
(степень вашей самооценки)Самоуважение (также известное как самооценка) относится к степени которые нам нравятся, мы принимаем или одобряем, или насколько мы себя ценим.
Самоуважение всегда предполагает определенную степень оценки, и мы можем иметь как положительное, так и отрицательное отношение к себе.
Высокая самооценка (мы положительно относимся к себе)
Это обычно приводит к
- Уверенность в собственных силах
- Самопринятие
- Не беспокоиться о том, что думают другие
- Оптимизм
Низкий самооценка (мы негативно относимся к себе)
Это обычно приводит к
- Отсутствие уверенности
- Хочу быть / выглядеть как кто-то другой
- Всегда беспокоиться о том, что другие могут подумать
- Пессимизм
Там Есть несколько способов измерения самооценки. Например, опросник Harrill Self Esteem Inventory представляет собой анкету, состоящую из 15 утверждений о диапазоне интересов. Другой пример — Тематический апперцептивный тест (TAT), представляющий собой нейтральную карикатуру, которую выдают участнику, который затем должен придумать историю о том, что происходит.
Морс и Герген (1970) показали, что в неопределенных или вызывающих тревогу ситуациях наша самооценка может быстро измениться. Участники ждали собеседования в приемной. Их посадили с другим кандидатом (сообщником экспериментатора) в одном из двух условий:
A) Mr.Чисто — одет в элегантный костюм, с портфелем, в котором видны логарифмическая линейка и книги.
B) Мистер Грязный — одетый в старую футболку и джинсы, сутулый над дешевым секс-романом.
Самоуважение участников Mr. Dirty повысилось, а участников Mr. Clean снизилось! Никакого упоминания о том, как это повлияло на выступления испытуемых в интервью, не упоминалось.
Уровень самооценки влияет на производительность при выполнении множества задач (Coopersmith, 1967), так что можно было ожидать, что г-н.Грязные предметы лучше выполнять, чем мистер Клин.
Даже при том, что самооценка может колебаться, бывают моменты, когда мы продолжаем верить в хорошее о себе, даже когда существуют доказательства обратного. Это известно как эффект настойчивости.
Миллер и Росс (1975) показали, что люди, которые считали, что у них есть социально желательные характеристики, продолжали придерживаться этой веры даже тогда, когда экспериментаторы пытались убедить их в обратном.
То же самое происходит с плохими вещами, если у нас низкая самооценка? Может быть, нет, возможно, с очень низкой самооценкой все, что мы думаем о себе, может быть плохим.
Аргайл (2008) считает, что на самооценку влияют 4 основных фактора.
1. Реакция окружающих
Если люди восхищаются нами, льстят нам, ищут нашу компанию, внимательно слушают и соглашаются с нами, мы склонны развивать позитивное представление о себе. Если они избегают нас, пренебрегают нами, рассказывают о себе то, что мы не хотим слышать, у нас формируется негативное представление о себе.
2. Сравнение с другими
Если люди, с которыми мы сравниваем себя (наша референтная группа), кажутся более успешными, счастливыми, богаче, лучше выглядящими, чем мы сами, мы склонны формировать негативное представление о себе, НО если они менее успешны чем у нас будет позитивный имидж.
3. Социальные роли
Некоторые социальные роли имеют престиж, например, врач, пилот авиакомпании, телевидение. ведущий, футболист премьер-лиги, а это способствует повышению самооценки. Другие роли несут клеймо. Например, заключенный, пациент психиатрической больницы, сборщик мусора или безработный.
4. Идентификация
Роли существуют не просто так. Они также становятся частью нашей личности, то есть мы отождествляем себя с занимаемыми позициями, ролями, которые мы играем, и группами, к которым мы принадлежим.
Но не менее важным, чем все эти факторы, является влияние наших родителей! (См. Исследование Куперсмита.)
Идеальное Я
(кем бы вы хотели быть)Идеальное Я
(кем бы вы хотели быть)Если есть несоответствие между тем, как вы себя видите (например, вы сами — образ) и кем бы вы хотели быть (например, своим идеалом), то это, вероятно, повлияет на то, насколько вы себя цените.
Следовательно, существует тесная взаимосвязь между самооценкой, эго-идеалом и самооценкой. Психологи-гуманисты изучают это с помощью метода Q-сортировки.
Идеальное «я» человека может не соответствовать тому, что на самом деле происходит в жизни и опыте человека.Следовательно, может существовать разница между идеальным «я» человека и реальным опытом. Это называется неконгруэнтностью.
Если идеальное «я» человека и реальный опыт совпадают или очень похожи, существует состояние конгруэнтности. Редко, если вообще существует полное состояние конгруэнтности; все люди испытывают определенное несоответствие.
Развитие конгруэнтности зависит от безусловного положительного отношения. Роджер считал, что для того, чтобы человек смог реализовать себя, он должен находиться в состоянии конгруэнтности.
Майкл Аргайл (2008) говорит, что есть четыре основных фактора, которые влияют на его развитие:
- То, как другие (особенно важные) реагируют на нас.
- Как мы думаем, что мы сравниваем с другими
- Наши социальные роли
- Степень, в которой мы идентифицируем себя с другими людьми
McLeod, SA (2008). Самостоятельная концепция .Просто психология. https://www.simplypsychology.org/self-concept.html
Ссылки на стиль APAАргайл, М. (2008). Социальные встречи: Вклад в социальное взаимодействие . Aldine Transaction
Baumeister, R.F. (Ed.) (1999). Самость в социальной психологии . Филадельфия, Пенсильвания: Psychology Press (Тейлор и Фрэнсис).
Би, Х. Л. (1992). Развивающийся ребенок . Лондон: HarperCollins.
Куперсмит, С.(1967). Антецеденты самооценки . Сан-Франциско: Фриман.
Кун, М. Х. (1960). Самооценка по возрасту, полу и профессиональному образованию. Sociological Quarterly , 1, 39-56.
Льюис М. (1990). Самопознание и социальное развитие в раннем возрасте. В Л. А. Первин (Ред.), Справочник личности (стр. 277-300). Нью-Йорк: Гилфорд.
Миллер Д. Т. и Росс М. (1975). Корыстные предубеждения в установлении причинной связи: факт или вымысел? Психологический бюллетень, 82, 213–225
Морс, С.Дж. И Герген К. Дж. (1970). Социальное сравнение, самосогласованность и представление о себе. Журнал личности и социальной психологии , 16, 148-156.
Роджерс, К. (1959). Теория терапии, личности и межличностных отношений, разработанная в рамках клиентоориентированной системы. В (ред.) С. Кох, Психология: исследование науки. Vol. 3: Формулировки личности и социального контекста . Нью-Йорк: Макгроу Хилл.
Концепция и определение — в чем разница?
Концепт
Концепции — это фундаментальные строительные блоки наших мыслей и убеждений.Они играют важную роль во всех аспектах познания.
Концепции возникают как абстракции или обобщения опыта; в результате трансформации существующих идей; или от врожденных свойств. Концепция инстанцируется (материализуется) всеми ее действительными или потенциальными экземплярами, будь то вещи в реальном мире или другие идеи.
Концепции изучаются как компоненты человеческого познания в когнитивных дисциплинах лингвистики, психологии и философии, где продолжаются дискуссии о том, должно ли все познание происходить через концепции.Концепции используются в качестве формальных инструментов или моделей в математике, информатике, базах данных и искусственном интеллекте, где их иногда называют классами, схемами или категориями. В неформальном использовании слово «концепция» часто означает любую идею.
В метафизике, и особенно в онтологии, понятие является фундаментальной категорией существования. В современной философии существует по крайней мере три преобладающих способа понять, что такое понятие:
Понятия как ментальные репрезентации, где понятия — это сущности, существующие в сознании (ментальные объекты)
Понятия как способности, где понятия — это способности, присущие только человеку. когнитивные агенты (ментальные состояния)
Концепции как чувства Фрегана (см. смысл и ссылку), где концепции являются абстрактными объектами, в отличие от ментальных объектов и ментальных состояний
Концепции могут быть организованы в иерархию, более высокие уровни которой называются » вышестоящий и нижний уровни называются «подчиненными».Кроме того, существует «базовый» или «средний» уровень, на котором люди с наибольшей готовностью классифицируют концепцию. Например, концепция базового уровня будет «стул» с подчиненным ему «мебель» и подчиненным ему «мягким креслом».